ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия
ВОСПРИЯ́ТИЕ, перцепция (лат. perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под В. понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологич. процессов), так и его результат (образ). В. – одно из центр. междисциплинарных понятий филос. теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.
Восприятие в истории философии и психологии
В. трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» В., отображающих лишь отд. качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и т. п.) и мышления. В центре филос. рассмотрения В. были вопросы о специфике В. и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал В. (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту В. предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение В. от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в В. и В. в представления на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Для эксперим. исследований В. большое значение имело создание в сер. 19 в. методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (см. Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрич. опыты голл. офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологич. строения органов чувств и центр. мозговых механизмов анализа сенсорных данных разл. модальностей, выявившее, напр., роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).
Доминирующей теорией В. во 2-й пол. 19 в. стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой В. строится по схеме решения силлогистич. задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения – малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые науч. наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы В., послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе В., внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).
Восприятие в современной психологии
Новый этап изучения В., начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отд. частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста В. трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетич.
Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.
Наряду с целостностью для В. характерна константность – относит. независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов
чувств. Напр., при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и др. видов константности (направления, цвета, формы и т. д.) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.
М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.
Критика попыток выведения В. из локальных ощущений была продолжена во 2-й пол. 20 в. Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий.
Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на В. внешнего мира. Роль движений в В. подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой рос. психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают разл. виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости – давление на поверхность, температуры – статичный контакт, веса – поддержка в ладони без опоры, объёма – охват, формы – сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.
Согласно У. Найссеру, В. – это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами В., иерархически увязанными друг с другом (напр., схема комнаты, дома, улицы, города, мира). А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности – образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.
В ряде направлений психологии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельмгольцем В. рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, В. возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.
В когнитивной психологии было показано, что В. включает множество внутр. компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (см. Подпороговое восприятие). К числу внутр. компонентов В. относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отд. признаков в образ целостного предмета. Каждый акт В. оставляет изменения в разл. звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на В. следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости В. от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям В., как правило, оказывается возможной только в условиях собств. двигательной активности наблюдателя.
Изучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм В. (напр., для В. речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (напр., отсутствие фонем /р/ и /л/ в япон. яз.) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познават. способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры В. и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.
Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии
Нейрокогнитивные исследования В. проводятся на разл. уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомич. подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие В. разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и т. п. Иерархич. объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с т. н. вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.
Важным моментом совр. исследований является математич. моделирование функций В. и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования В. служат т. н. искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.
Прикладное значение исследований восприятия
Знание закономерностей В. играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная пром-сть, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетич. В. детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений В. в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований В. относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей В., распознаванию лиц и эмоций. Большое практич. значение имеет создание мультимедийных информац. систем (напр., для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (напр., разработка тренажёров, имитирующих условия В. и действия в спец. видах проф. деятельности).
Восприятие
Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.
Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
- стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
- деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).
Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.
Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.
Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.
Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.
Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.
Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.
Общая характеристика
Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей:
- образуемые в пределах одного анализатора;
- межанализаторные.
Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).
Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.
Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.
Основные свойства восприятия
К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.
Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.
Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.
Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).
Улучшить Восприятие — CogniFit («КогниФит»)
Что такое Восприятие?
Восприятие можно определить как способность активно принимать, обрабатывать и придавать смысл получаемой нами от органов чувств информации. Другими словами, это когнитивный процесс, с помощью которого мы можем интерпретировать окружающий нас мир посредством полученных от органов чувств сигналов. Эта когнитивная способность очень важна, мы используем её ежедневно. К счастью, улучшить данную способность можно с помощью когнитивной тренировки. Это возможно, поскольку этот процесс является активным. Мы не являемся пассивными субъектами, ограниченными восходящими или нисходящими линиями получения информации. Мы также интерпретируем информацию с помощью нисходящей или восходящей линии переработки информации (нашим восприятием руководят значимые ожидания).
Виды восприятия и Нейроанатомия
Восприятие — это сложный процесс, который cвязывает нас с окружающим миром. Он делится на пять видов:
- Зрение или зрительное восприятие: способность распознавать информацию, полученную глазом через световые зрительные изображения. Область мозга, ответственная за базовые состояния этой способности, называется затылочная доля коры головного мозга (Первичная зрительная кора V1 и Вторичная зрительная кора V2).
- Слух или слуховое восприятие: способность получать и распознавать информацию, которая поступает к нам посредством частотных волн, переданных по воздуху или иным способом (звук). Область мозга, ответственная за базовые состояния этой способности, называется височная доля (Первичная слуховая кора А1 и Вторичная слуховая кора А2).
- Осязание, осязательное, cоматосенсорное или тактильное восприятие: способность распознавать информацию, полученную путём давления, вибрации или касания поверхности кожи. Область мозга, ответственная за базовые состояния этой способности, называется теменная доля (Первичная соматосенсорная кора S1 и Вторичная соматосенсорная кора S2).
- Обоняние или обонятельное восприятие: способность распознавать информацию о химических веществах в воздухе (запах). Области головного мозга, отвечающие за базовые состояния этой способности, называются Обонятельная луковица (Первичный центр обоняния коры головного мозга) и Грушевидная кора (Вторичный центр обоняния).
- Вкус или вкусовое восприятие: способность распознавать информацию о химических веществах, содержащихся в слюне (вкус). Области мозга, отвечающие за базовые состояния этой способности, называются Области первичной вкусовой коры G1 (Нижняя посцентральная извилина, теменная вентральная извилина, передняя островковая доля, средняя лобно-теменная покрышка) и Области вторичной вкусовой коры G2 (каудолатеральная орбифронтальная кора и передняя поясная кора).
Другие виды восприятия
Известно, что кроме классических чувств существуют другие виды восприятия:
- Пространственное восприятие : способность оценить связь с окружающиим нас миром. Эта способность связана с визуальным, тактильным восприятием и восприятием движения.
- Восприятие формы: способность получать информацию о размерах и виде объекта посредством его контура и контрастности. Эта способность связана с визуальным и тактильным восприятием.
- Вестибулярное восприятие или восприятие равновесия: способность распознавать положение нашей головы в пространстве относительно вектора силы тяжести. Эта способность помогает нам удерживать равновесие и контролировать положение тела. Связана со слуховым восприятием.
- Термовосприятие, тепловосприятие или восприятие тепла: Способность воспринимать температуру на поверхности кожи. Связана с тактильным восприятием.
- Ноцицепция или восприятие боли: способность распознавать стимулы высокой и низкой температуры, присутствие опасных химических веществ, стимулов высокого давления. Связана с тактильным восприятием и термовосприятием.
- Кожный зуд или восприятие зуда: способность воспринимать зудящие раздражители на поверхностных тканях кожи. Связана с тактильным восприятием.
- Проприоцептивная чувствительность: способность распознавать информацию о положении и позициях мускулов и сухожилий тела, что позволяет нам понять, в какой области пространства находится каждая часть нашего тела, какую позу мы занимаем. Связана с вестибулярным и тактильным восприятием.
- Ценестезия или общее чувство тела: способность воспринимать ощущения, которые указывают на состояние наших внутренних органов.
- Восприятие времени: способность воспринимать изменение стимуляций во времени.
- Кинестезия или восприятие движения: способность воспринимать информацию о движении и скорости нашего тела или предметов в окружающем нас пространстве. Связана со зрительным, пространственным, временным, тактильным, интероцептивным, проприоцептивным и вестибулярным восприятием.
- Хемочувствительность: способность распознавать в слюне химические вещества, связанные с сильными вкусовыми ощущениями. Связана со вкусовым восприятием, но отличается от него, так как использует другие структуры.
- Восприятие магнитного поля или магниточувствительность: способность воспринимать информацию магнитных полей. Это чувство больше развито у некоторых животных, например, почтовых голубей. Однако, было доказано, что у людей магнитный материал содержится в решетчатых костях (кость черепа, расположенная на высоте носа), в связи с чем предполагается, что люди также расположены к магниточувствительности.
Фазы восприятия
Восприятие не является простым и спонтанным процессом, и включает в себя несколько этапов, необходимых для корректного улавливания сигналов. Например, для восприятия визуальной информации недостаточно того факта, что отражённый от поверхности предмета свет стимулирует рецепторные клетки нашей сетчатки, и затем данная информация отправляется в зрительные отделы головного мозга (хотя, безусловно, это необходимо). Так как данный процесс является активным, нам необходимо отобрать, упорядочить и интерпретировать данную информацию:
- Отбор: ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством сигналов и воспринять все эти сигналы мы не способны. Поэтому мы должны фильтровать и отбирать информацию для восприятия. Этот отбор информации происходит благодаря нашему вниманию, полученному опыту, предпочтениям и нуждам.
- Организация: мы стараемся сгруппировать нужные нам сигналы для того, чтобы было проще придать им смысл и значение. В восприятии важна синергия, ибо мы не можем воспринимать каждый полученный сигнал по отдельности, а воспринимаем их в совокупности. Согласно Законам Гештальта, все получаемые стимулы упорядочиваются не в случайном порядке, а согласно определённым критериям.
- Интерпретация: после того, как мы упорядочили отобранные сигналы, мы придаём им смысл, тем самым завершая процесс. Опять же, трактовка полученных сигналов будет зависеть от опыта и ожиданий человека.
Другие Гештальт-модели
Другие Гештальт-модели подчёркивают роль личности в процессе восприятия, выделяя три последовательных этапа:
- Шаг 1: формулирование гипотезы относительно того, что мы воспринимаем. Это определит процесс организации и толкования получаемых сигналов.
- Шаг 2: поступление сенсорной информации.
- Шаг 3: сопоставление выдвинутой изначально гипотезы с полученной сенсорной информацией.
Примеры восприятия
- Очень важно вовремя обнаружить любую проблему с восприятием, которая может возникнуть у ученика. Это даст возможность принять необходимые меры, чтобы ребёнок не терял слуховую (то, что говорит учитель) и визуальную информацию (текст на доске и в учебниках).
- Корректное восприятие делает труд работников более эффективным. Актёры — яркий пример важности этой способности в профессиональной среде, однако любой вид деятельности в той или иной мере предполагает задействование какого-либо вида восприятия: дворники, таксисты, дизайнеры, полицейские, кассиры, каменщики….
- Распознавать звуки на дороге, как и звуки, исходящие от автомобиля, необходимо для безопасного вождения.
- Эта способность позволяет нам взаимодействовать с окружающей нас средой. Делать покупки, играть в видеоигры, готовить, разбирать одежду — все эти действия предполагают использование нами различных чувств.
Агнозия и другие расстройства, связанные с проблемами восприятия
В ряде ситуаций восприятие может не отражать действительность, не являясь при этом патологией. Речь идет об иллюзии или галлюцинации. Иллюзия представляет собой неправильную интерпретацию реального внешнего сигнала, в то время как галлюцинация заключается в ошибочном восприятии несуществующего внешнего сигнала. Эти явления могут иметь место при отсутствии патологий, будучи спровоцированными физиологическими или когнитивными особенностями организма, или в результате изменённого состояния сознания (употребление психотропных веществ или сон). Примером иллюзии являются знаменитые оптические иллюзии (разная интерпретация одного и того же цвета, движение статичного рисунка и т.д.). Наиболее распространёнными галлюцинациями являются гипнагогические (когда во время сна вы видите фигуры, слышите звуки или чувствуете прикосновения), гипнопомпические (те же самые ощущения, но в момент просыпания) и полученные в результате употребления галлюциногенных наркотиков (таких как ЛСД или галлюциногенных грибов, провоцирующих более сложные галлюцинации). Однако иллюзии и галлюцинации могут быть и патологиями, связанными с шизофренией, эпизодами психоза ,бредовыми идеями.
Восприятие также может быть нарушено в результате травм органов чувств (например, при ударе глаза), в месте, несущем сенсорную информацию мозгу (например, глаукома) или областях мозга, ответственных за данную способность (например, повреждение затылочной коры головного мозга). Любое из этих повреждений так или иначе нарушит нормальное восприятие стимулов.
Самым известным нарушением восприятия, вероятно, является Агнозия. Это расстройство связано с трудностями управления и контроля как восприятия, так и поведения в целом. Существуют различные виды: Перцептивная зрительная агнозия (люди с этим расстройством могут видеть части предмета, но неспособны воспринять предмет как единое целое) и Ассоциативная зрительная агнозия (люди с таким нарушением могут воспринимать объект как единое целое, но не понимают о каком предмете идёт речь). Очень трудно понять восприятие людей с подобными расстройствами, так как несмотря на то, что они способны видеть, они кажутся слепыми. Кроме того, существуют ещё более специфические расстройства, как, например, Акинетопсия (неспособность видеть движение), Дальтонизм (неспособность различать цвета), Прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), слуховая агнозия (неспособность распознавать объекты через слух, и, если мы говорим о словесной информации, люди с таким расстройством не в состоянии распознать речь), амузия (неспособность распознавать и воспроизводить музыкальные ритмы и ноты). Эти нарушения вызваны повреждениями головного мозга, такими, как инсульт, Черепно-мозговая травма (ЧМТ) или даже нейродегенеративное заболевание.
Как измерить и оценить восприятие?
Оценка восприятия может быть полезна для различных сфер жизни: для обучения (для понимания, нужна ли ученику дополнительная помощь для освоения полученной на уроке информации), в медицинских учреждениях (для понимания, имеет ли данный пациент специальные потребности или с ним нужно обращаться как с обычным пациентом) или в профессиональной среде (для понимания, нуждается ли сотрудник в дополнительной помощи из-за проблем, связанных с этой когнитивной способностью).
Тесты, которые использует CogniFit («КогниФит») для оценки когнитивных способностей, основаны на классических Тесте Струпа, Тесте Вариабельности Внимания (TOVA), Тесте на стимуляцию нарушений памяти (ТОММ), Тесте на поддержание зрительного внимания (СРТ), Тесте Хупера (VOT) и Тесте NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп, 1998 г.). Кроме восприятия, эти тесты также измеряют контекстуальную память, память на имена, время отклика, рабочую память, актуализацию, зрительную память, скорость обработки информации, распределённое внимание, фокусированное внимание, координацию глаз-рука, когнитивную гибкость, ингибицию и визуальное сканирование.
- Тест Идентификации COM-NAM: вам будут представлены различные предметы посредством изображения или звука. Необходимо ответить, в каком формате (изображение или звук) предмет был представлен последний раз и был ли представлен вообще.
- Тест-Расследование REST-COM: в течение короткого времени будут появляться предметы. Затем вам нужно будет как можно быстрее выбрать слово, соответствующее представленным предметам.
- Тест на Декодирование VIPER-NAM: в течение короткого времени на экране будут показаны изображения предметов, которые затем исчезнут. Далее появятся четыре буквы, и только одна из них будет соответствовать первой букве названия показанного предмета: её и нужно выбрать. Сделать это нужно так быстро, как вы только можете.
- Тест на Программирование VIPER-PLAN: нужно провести шар по лабиринту за минимальное количество шагов и время.
- Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке появятся сигналы. Сигналы будут загораться в определённом порядке и сопровождаться звуком, до завершения цепочки. Необходимо обратить внимание как на световые сигналы, так и на звук. Во время вашей очереди игры необходимо воспроизвести сигналы в том же порядке как это делала программа.
- Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появится синий квадрат. Нужно нажимать в центр этого квадрата так быстро, как это только возможно. Чем больше раз вы нажмёте в центр квадрата за заданное время, тем выше будет результат.
- Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся рядом три предмета. Сначала нужно будет вспомнить порядок расположения предметов так быстро, как это возможно. Затем появятся четыре группы по три предмета, отличных от представленных ранее, и необходимо будет определить первоначальную последовательность.
- Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появится множество двигающихся сигналов. Нужно будет нажимать на сигналы-цели так быстро как только это возможно, избегая прочие сигналы.
Компоненты восприятия
Как восстановить и улучшить восприятие?
Все когнитивные способности, относящиеся к восприятию, можно тренировать для улучшения вашей производительности. «КогниФит» предоставляет Вам возможность сделать это профессионально.
Пластичность мозга является основой для реабилитации восприятия и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи укрепляются при использовании зависящих от них функций. Таким образом, при правильной тренировке восприятия нейронные связи, задействованные в этом процессе, укрепятся.
CogniFit создана командой профессионалов, специализирующихся на исследовании синаптической пластичности головного мозга и нейрогенеза. Это позволило разработать программу персональной когнитивной тренировки с учётом потребностей каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки восприятия и других основных когнитивных функций. По результатам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения восприятия и других когнитивных функций, которые необходимо укрепить пользователю.
Для улучшения восприятия необходимо тренироваться последовательно и качественно. «КогниФит» предлагает инструменты для оценки и реабилитации когнитивных способностей. Для корректной стимуляции необходимо тренироваться 15 минут в день, два или три раза в неделю.
Эта программа доступна онлайн. На компьютере можно выполнить большое количество интерактивных заданий в виде ментальных игр. По завершении игры «КогниФит» покажет подробный график результатов, демонстрирующий Ваш прогресс в улучшении когнитивного состояния.
Источники: Evelyn Shatil, Jaroslava Mikulecká, Francesco Bellotti, Vladimír Burěs — Novel Television-Based Cognitive Training Improves Working Memory and Executive Function — PLoS ONE July 03, 2014. 10.1371/journal.pone.0101472 Korczyn AD, Peretz C, Aharonson V, et al. — Computer based cognitive training with CogniFit improved cognitive performance above the effect of classic computer games: prospective, randomized, double blind intervention study in the elderly. Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2007; 3(3):S171. Peretz C, Korczyn AD, Shatil E, Aharonson V, Birnboim S, Giladi N. — Computer-Based, Personalized Cognitive Training versus Classical Computer Games: A Randomized Double-Blind Prospective Trial of Cognitive Stimulation — Neuroepidemiology 2011; 36:91-9. Korczyn AD, Peretz C, Aharonson V, et al. — Computer based cognitive training with CogniFit improved cognitive performance above the effect of classic computer games: prospective, randomized, double blind intervention study in the elderly. Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2007; 3(3):S171. Shatil E, Korczyn AD, Peretzc C, et al. — Improving cognitive performance in elderly subjects using computerized cognitive training — Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2008; 4(4):T492. Haimov I, Shatil E (2013) Cognitive Training Improves Sleep Quality and Cognitive Function among Older Adults with Insomnia. PLoS ONE 8(4): e61390. doi:10.1371/journal.pone.0061390 Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. — Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10,):794-800. Epub 2011 Oct 19.
Восприятие эмоций оказалось зависимо от индивидуального опыта
Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Восприятие эмоций оказалось не универсальным — оно зависит от того, какие концепты эмоциональных состояний существуют у каждого человека, причем как на перцептивном, так и на нейрокогнитивном уровне. К такому выводу пришли американские ученые, которые попросили добровольцев оценить шесть базовых эмоций по внешним признакам, а также по ощущениям, которые с ними связаны, а затем проследили за тем, как различные эмоции активируют зоны мозга, которые отвечают за их восприятие. Статья с описанием работы опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Выражение эмоций — очень важный с эволюционной точки зрения навык, который помогает человеку не только обозначать свое собственное состояние, но и распознавать, что чувствует другой: это, с одной стороны, значительно облегчает коммуникацию, а с с другой — позволяет эффективнее добиваться собственных целей. Несмотря на некоторые культурные различия в эмоциональном восприятии (представители западных культур выражают эмоции интенсивнее, чем те, кто относится к восточной культуре, из-за чего восприятие, например, ярости, для последних может быть осложнено), эмоции считаются достаточно универсальной категорией: это значит, что у большинства психически здоровых людей не возникает проблем с тем, чтобы различить выражение радости и печали.
При этом на эмоциональное восприятие могут влиять и индивидуальные характеристики (например, опыт) человека; другими словами, то, как он или она определит какую-то эмоцию, зависит от того, что именно для него эта эмоция значит. Данных, подтверждающих это влияние, однако, до сих пор не было достаточно.
Психологи из Нью-Йоркского университета под руководством Джонатана Фримена (Jonathan Freeman) провели исследование, в котором приняли участие 40 добровольцев: 20 американцев и 20 японцев. Каждому участнику необходимо было оценить фотографии лиц с выражением шести базовых эмоций: грусти, радости, страха, отвращения, удивления и злости.
Исследователи предположили, что оценить представление об эмоциях людей можно по тому, какие эмоции для них оказываются схожими. Для этого они попросили участников ответить на вопросы о том, какие физиологические и психологические ощущения для них связаны с каждой из шести эмоций (например, для каких эмоций характерен плач, а для каких — учащенное сердцебиение). После этого участникам показывали лица людей и просили определить выраженные на них эмоции: на выбор из шести возможных или из двух. Наконец, с помощью фМРТ эксперимента ученые проследили за тем, как зоны мозга, отвечающие за эмоциональное восприятие, активируются для разных эмоций. Таким образом, исследователи проследили за тем, какие эмоции схожи на трех разных уровнях: индивидуальном концептуальном, перцептивном и нейрокогнитивном. В дополнение они оценили и культурные различия, которые влияют на восприятие эмоций на каждом из рассмотренных уровней.
Ученые обнаружили значимые культурные различия в эмоциональном восприятии: процент несоответствия между изображенной (то есть той, которая подразумевалась) и названной эмоцией среди японцев составлял 18,125 процента, а у американцев равнялся 6,875 процентам. Японцы, например, достаточно часто путали выражения удивления и страха, а также злости и отвращения. Это подтвердило уже известные данные о том, что представители восточных культур в целом менее точно категоризуют эмоции по сравнению с представителями культур западных.
Матрица корреляций между оценками изображенной и названной эмоции для японцев и американцев. Чем ближе цвет к белому, тем выше корреляция
Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Что касается поведенческих тестов и опросов (определение эмоции и оценка связанных с ними состояний), то здесь ученые обнаружили, что то, каким образом участник концептуализирует определенную эмоцию, коррелирует с тем, как именно он ее воспринимает: другими словами, если страх и удивление для человека связаны одними ощущениями и реакциями, то и внешнее их выражение на чужом лице будет на него похожим. При этом сама способность правильно называть определенные эмоции (в случае, если выбор состоял из двух вариантов) не зависел от того, способны ли участники правильно называть эмоции в принципе в случае, если им нужно было сделать выбор из всех шести возможных вариантов.Матрица корреляций для концептуального восприятия и восприятия по внешним признакам — в зависимости от задания
Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Наконец, ученые рассмотрели паттерны активности головного мозга в ответ на определенные эмоции: сосредоточились они на правой веретенообразной извилине — области мозга, которая вовлечена в оценку выражений лиц. Проанализировав данные, ученые обнаружили корреляцию между концептуальным и нейрокогнитивным восприятием эмоций: те эмоции, которые одинаково воспринимались на индивидуальном уровне, также схожим образом активировали и веретенообразную извилину.Матрица корреляций для активности веретенообразной извилины в сравнении с матрицей корреляций концептуального восприятия
Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019
Авторы работы пришли к выводу, что восприятие эмоций не является универсальной категорией. Более того, оно, пусть и зависит от культурных различий, в первую очередь завязано на индивидуальном восприятии. Другими словами, исследователям удалось подтвердить гипотезу о том, что эмоция — это не единая общепринятая категория, а скорее концепт, который во многом отражает индивидуальное восприятие и, более того, строится на его основе.Эмоциональное восприятие может зависеть и от внешних факторов. Например, в прошлом году ученые показали, что то, насколько точно человек может распознать эмоцию на лице другого, зависит от того, в каком месте находится объект в его поле зрения. При этом положительные эмоции одинаково хорошо считываются вне зависимости от того, находится ли человек в центре поля зрения смотрящего или же на периферии.
Елизавета Ивтушок
Как работают 4 базовых закона восприятия в дизайне? — Infographer
Теории Гештальта более сотни лет, но она не теряет актуальности и применяется в новых и новых сферах. Она основана на теории того, что взгляд (и разум) воспринимает объект как целостную структуру до того, как начинает различать отдельные компоненты. То есть, целостный образ — это не просто сумма отдельных частей, а самостоятельный объект. Теория работает, благодаря устройству нашего мозга, который по природе склонен создавать порядок из хаоса. Законы работают в 99,9% случаев, потому что являются врожденными для каждого человека. Их знание полезно дизайнеру, т.к. помогает организовать визуальные объекты эффективно для восприятия.
1. Сходство Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы
Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы. Дизайнеры также используют одинаковый фон для того, что хотят объединить, контрасты для выделения главных элементов из группы. Но хорошие дизайнеры при этом помнят, что на одном экране не должно быть слишком много контрастов, т.к. это будет отвлекать и усложнять восприятие.
3.
Близость группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики
Пример из области манипуляций сознанием — фото политика размещают в журнале или на новостном сайте в окружении положительных фото (природа, дети, счастливые люди) и его рейтинг растет, т.к. зрители приписывают ему положительные качества, сами того не осознавая [2].
Это правило реализуется и в композиции — изображения должны гармонично вписываться в фон, оставляя свободное место вокруг. Связанные элементы нужно держать вместе и наоборот. Это не только уменьшает риск того, что зритель не поймет связи между общими компонентами, но и заставляет мозг сравнивать, искать сходства и связи между нужными автору предметами. Главное для дизайнера соотносить действие этой закономерности с приоритетами информации на каждом отдельном экране инфографики, то есть группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики.
3.
Простота И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии
Закон простоты также называют законом «хорошей» формы — подсознательное предпочтение человек отдает наиболее простым и устойчивым фигурам. Они архетипически ассоциируются со стабильным положением в пространстве. От простых, понятных, симметричных фигур подсознание не ожидает никаких опасностей или неожиданностей, поэтому может спокойно сосредоточиться на содержании этих фигур. Кстати, времени на простые фигуры у мозга уходит меньше, значит и нужная информация доходит до сознания быстрее.
В инфографике это означает, что экран воспринимается полностью и вся композиция должна вписываться в простые формы — квадрат, круг или треугольник. Эффект достигается и следующим образом: максимально упростить графическую форму при первом восприятии. И только потом усложнять ее, постепенно добавляя новые и новые элементы, если это действительно необходимо. Создав инфографику, нужно проанализировать ее с позиции данного принципа. И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии.
4. Завершенность особенности восприятия «автоматически» дополнят картину
И в инфографике зритель подсознательно ищет знакомые образы, дополняя или исключая элементы, которые этому мешают. Закон можно использовать так — обозначить границы или «намекнуть» отдельными частями на хорошо знакомый людям объект — а особенности восприятия «автоматически» дополнят картину. Ключевым моментом здесь будет опора на тот образ, который обязательно знаком зрителю, ведь то, что ранее не воспринималось, не будет узнано и дополнено.
Автор: Алексей Обжорин
Учредитель научно-популярного журнала Метеор-Сити
Кандидат филологических наук, специалист в области иностранных языков, ораторского искусства и визуальной коммуникации
По материалам:
Gutierrez K. Understanding and Using the Laws of Perception in eLearning Design. http://elearninginfographics.com/visual-perception-laws-in-elearning-design-infographic/
Другие источники:
- Блум П. Психология всего: что сострадание, отношения полов и расизм говорят о природе человека? http://www.meteor-city.top/bloom-psychology
- Кузнецов М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры. https://psy.wikireading.ru/8630
Мария Голованова
Карты восприятия — Questionstar
6.Продвинутые методы анализа рынка:
Несколько полезных концептов
6.4 Карты восприятия
Карты восприятия
Позиционирование – это искусство формирования образа или личности марки (также продукта или услуги) в сознании потребителей, таким образом, чтобы она наиболее выгодно отличалась от конкурентов.
Роль восприятия в позиционировании
Слепой тест
респонденты не знают, какую колу они пьют
Открытый тест
респонденты знают, какую колу они пьют
Позиционирование: карты восприятия
Карта восприятия – показывает расположение конкурирующих продуктов/марок/компаний в некотором «виртуальном пространстве», которое описывает восприятие определенной категории продуктов или услуг потребителями.
Элементы карты:
— Позиции продуктов. Дистанция между точками характеризует воспринимаемые различия (или сходства) между продуктами.
— Вектора. Показывают направление и силу характеристик продукта в восприятии потребителей.
— Оси – латентные характеристики продукта, описывающие различия между продуктами наилучшим образом.
— Идеальные точки – предпочтения потребителей.
Цель позиционирования
Цель позиционирования — занять в восприятии потребителей место
— как можно ближе к идеальной точке
— как можно дальше от конкурентов
Пример: карта восприятия различных дизайнов кресел
Карты восприятия
Интенсивность конкурентной борьбы
Чем ближе друг к другу марки, тем они более похожи в восприятии потребителей и тем более интенсивна конкуренция между ними
Восприятие характеристик
Чем дальше марка от начала координат вдоль вектора и чем ближе она к нему, тем более выражена в ней характеристика, описываемая вектором (в восприятии потребителей)
Взаимосвязь характеристик
Чем меньше угол между векторами, тем сильнее их корреляция. Прямой угол – нет взаимосвязи.
Длина вектора и способность различать
Чем длиннее вектор, тем тем выше способность потребителей проводить различия между марками в терминах этой характеристики
Потребители лучше различают между марками пива в терминах популярности среди мужчин, чем в терминах цены
Оси
Оси карты описывают различия между марками наилучшим образом, но у них нет названия. Их называют по коррелирующим с ними векторам.
Карты восприятия и сегментация
Легкая оценка привлекательности и потенциалов сегментов, формулировка стратегий позиционирования и рекламных кампаний
Возможные лейтмотивы рекламных кампаний:
Сегмент А: Крепкое пиво для сильных мужчин
Сегмент Б: Настоящие леди по особым случаям пьют легкое премиум пиво
Сегмент В: Легкое светлое теперь доступно всем
Предпочтения сегмента В не удовлетворены.
Открытые возможности?
Карты восприятия: болеутоляющие медикаменты
Проверьте себя:
Какие медикаменты конкурируют наиболее сильно?
Какая из приведенных на карте восприятия характеристика описывает эти медикаменты лучше всего (с точки зрения позиционирования)?
Какие две из приведенных характеристик описывают различия между медикаментами наиболее внятно для потребителей?
Может ли производитель оправдать более высокую цену на болеутоляющие тем, что его медикамент имеет более мягкий вкус?
Какую характеристику (кроме «хорошо для детей») должен улучшить производитель детских медикаментов в первую очередь?
Ответы
Проверьте себя:
Какие медикаменты конкурируют наиболее сильно?
Ответ: Tylenol и Mortin
(ближе всего друг ко другу)
Какая из приведенных на карте восприятия характеристика описывает эти медикаменты лучше всего (с точки зрения позиционирования)?
Ответ: мягкий вкус
(дальше всего вдоль этого вектора)
Какие две из приведенных характеристик описывают различия между медикаментами наиболее внятно для потребителей?
Ответ: мягкий вкус и эффективность
(наиболее длинные вектора)
Может ли производитель оправдать более высокую цену на болеутоляющие тем, что его медикамент имеет более мягкий вкус?
Ответ: нет, в сознании потребителей эти характеристики не связаны
Какую характеристику (кроме «хорошо для детей») должен улучшить производитель детских медикаментов в первую очередь?
Ответ: сложно проглотить
(наименьший угол к «хорошо для детей»; совпадает с горизонтальной осью )
Еще раз о важности аспекта «восприятие»
Курьёзный, но типичный случай
40 продуктов питания: субъективное восприятие и объективные характеристики.
Восприятие (и оценка) многих существенных свойств продуктов питания практически «оторвано» от реальности.
Психология восприятия — PsyJournals.ru
Экспериментальная психология | Рубрики
Социальная психология, Экспериментальная психология | Ананьева К.И., Товуу Н.О.
Адекватность межрасового восприятия личности человека по выражению его лица в коммуникативной ситуации
Экспериментальная психология | Лупенко Е.А.
Влияние окклюзии на восприятие и опознание личности человека, изображенного на портрете
Экспериментальная психология | Малахова Е.Ю., Ламминпия А.М., Шелепин Ю.Е.
Влияние частеречного состава текста на характеристики движений глаз при естественном чтении
Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А.
Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по изображению целого и частично открытого лица
Экспериментальная психология | Демидов А.А., Ананьева К.И., Выскочил Н.А.
Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и голосу
Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жердев И.Ю.
Восприятие сложных социально значимых объектов во время быстрых движений глаз наблюдателя
Психологическая диагностика, Психология личности | Барабанщиков В.А., Королькова О.А.
Восприятие экспрессий «живого» лица
Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В.
Восприятие экспрессий тэтчеризованного лица
Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А.
Восприятие эмоциональных экспрессий лица при его маскировке и кажущемся движении
Экспериментальная психология | Бондарко В.М., Бондарко Д.В., Чихман В.Н.
Зависимость иллюзии Оппель-Кундта от конфигурации составляющих линий
Экспериментальная психология | Данц А.Д.
Зрительные и слуховые влияния на определение изменения временной частоты
Экспериментальная психология | Захарченко Д.В., Дорохов В.Б.
Изменение отдельных параметров зрительно-моторных реакций под действием алкоголя
Психологическая диагностика, Психология личности, Психология развития, Теория и методология, Экспериментальная психология, Этнопсихология | Басюл И.А., Демидов А.А., Дивеев Д.А.
Изостатические окуломоторные паттерны при оценке перцептивного доверия по выражениям лиц
Экспериментальная психология | Вырва А.Ю.
Изучение особенностей восприятия архитектурной городской среды на основе исследования панорам Google
Экспериментальная психология | Жегалло А.В., Хозе Е.Г.
Индуцированные эмоциональные экспрессии: реконструкция перцептивных категорий
Междисциплинарные исследования | Лупенко Е.А.
Интермодальное сходство как результат категоризации
Экспериментальная психология | Бондарко В.М., Данилова М.В., Солнушкин С.Д., Чихман В.Н.
Исследование краудинг-эффекта для стимулов низкого контраста и большого размера в центре поля зрения
Экспериментальная психология | Гончаров О.А., Романов С.Г.
Категориальное восприятие цвета у детей с различными профилями межполушарной асимметрии
Социальная психология, Этнопсихология | Харитонов А.Н., Басюл И.А., Ананьева К.И., Товуу Н.О.
Категоризация этнических лиц русскими и тувинцами в дискриминационных задачах
Экспериментальная психология | Ананьева К.И., Басюл И.А., Демидов А.А.
Кросс-культурные особенности движений глаз при восприятии лиц разных рас
Принадлежности | Байдарки Perception | США и Канада
Аксессуары для байдарок
Правильные аксессуары для байдарок могут сделать ваше время на воде намного более приятным.
Приспособление для перевозки байдарки
Доставку каяка из гаража на воду можно упростить с помощью подходящих транспортных принадлежностей, включая ремни для крепления каяка и тележку для каяка.
Безопасные аксессуары для байдарок
Самым известным защитным снаряжением для каякеров является спасательный жилет или персональное плавучее устройство.Perception предлагает две модели PFD, а наша дочерняя компания Harmony Gear предлагает PFD для детей в вашей семье. Другие защитные аксессуары включают трюмный насос и губку для байдарки, которые помогают сохранять каяк сухим и плавучим.
Весла для байдарки
Без весла далеко не уедешь, и у нас есть варианты для всех моделей байдарок Perception. Универсальное весло, как следует из названия, будет работать со всеми моделями, весло Pescador оптимизировано для линейки каяков Pescador, а весло Hi Life превращается из весла для байдарки с двумя лопастями в весло для SUP с одной лопастью.
Рыболовные аксессуары для байдарки
Если вы собираетесь ловить рыбу, вам стоит ознакомиться с нашим большим выбором аксессуаров для рыбалки на каяках, включая Perception Kayak Crate, Rod-X Pro и Silent Traction Kits для линейки рыболовных каяков Pescador. . Мы также предлагаем комплект тележки для якоря и якоря, который является популярным дополнением для тех, кто ловит рыбу.
Каякинг в прохладном климате или холодной воде?
Сохраняйте тепло и сухость с юбкой Perception TrueFit Kayak Skirt для сидячих моделей.
Ищете защиту от солнца?
TrueFit Sun Shield защищает ваши ноги от солнечных лучей и предназначен для использования с сидячими каяками.
Аксессуары для байдарок — тоже отличные подарки! Будь то ящик для байдарки для рыболова в вашей семье или холодильник для хранения напитков, гребцы обязательно оценят эти улучшения для своей лодки.
* Указанные цены являются рекомендованными производителем розничными ценами с учетом налогов. Цены и доступность могут отличаться в зависимости от страны и розничных продавцов из-за НДС и других налогов.Цены могут быть изменены без предварительного уведомления.
Определение восприятия по Merriam-Webster
per · cep · ция | \ pər-ˈsep-shən \ 3а : осознание элементов окружающей среды через физические ощущения восприятие цветаб : физические ощущения, интерпретируемые в свете опыта.
б : способность к пониманию
Perception — обзор | Темы ScienceDirect
3.48.5.2.1 Анализ главных компонентов: аналогия
Эту обработку восприятия можно сравнить со статистическим методом анализа главных компонентов (PCA; см., Например, Dillon, W. R. and Goldstein, M., 1984). Для PCA каждый начинает с корреляционной матрицы нескольких переменных, созданной для оценки степени, в которой каждая переменная коррелирует с каждой другой переменной во многих наблюдениях. Из этой корреляционной матрицы можно определить взвешенные комбинации переменных, векторов, которые учитывают как можно большую общую дисперсию.В той степени, в которой несколько наблюдений выявляют ковариацию между переменными, ограниченное количество векторов (небольшое количество по отношению к количеству переменных) может составлять высокий процент от общей дисперсии между наблюдениями.
PCA используется здесь только как аналогия, потому что маловероятно, что реальные нейроны придерживаются формальных ограничений на выбор векторов, и то, как PCA не работает как аналогия, само по себе проливает свет. Во-первых, PCA — это линейный анализ, и хорошо известно, что сенсорные процессы нелинейны.Во-вторых, PCA предполагает нормально распределенные значения, и реальный мир соответствует этому предположению только в разной степени. Связанный анализ, анализ независимых компонентов (ICA; см., Например, Hyvärinen, A. and Oja, E., 2000), действительно допускает нарушения предположения о нормальности и может немного приблизиться к моделированию нейронной обработки. В-третьих, PCA, а не сети нейронов, требует, чтобы векторы были упорядочены от наибольшего к наименьшему количеству учтенной дисперсии, и эти векторы должны быть некоррелированными (собственные векторы).
Проблема ортогональности интересна с двух сторон. Во-первых, хотя идеальная эффективность достигается, если каждый вектор не имеет дисперсии с любым другим вектором, достижение этой цели в нейронной системе маловероятно. Второй момент более информативен. Здесь восприятие понимается как каскад процессов, каждый из которых работает над извлечением избыточности из выходных данных более ранних процессов. В той степени, в которой результаты предшествующих процессов даже приближаются к ортогональности, это может означать, что повторное использование корреляции становится все более неправдоподобным.Решение этого кажущегося тупика состоит в том, что с каждым последовательным уменьшением избыточности информация, над которой работает обработка, расширяется в пространстве, частоте, времени и любом другом интересующем измерении. Таким образом, статистические отношения, которые сохраняются относительно локально, не ограничивают корреляции на следующем более крупном уровне обработки. Стоит отметить параллели между этой статистической аналогией и иерархической организацией обработки восприятия в центральной нервной системе.
Наконец, существует параллель между практическим использованием PCA и предшествующим аргументом о том, что системы восприятия должны эффективно оптимизировать, а не максимизировать передачу информации.На рисунке 4 (c) изображена сенсорно-нейронная система, настроенная для фокусировки динамического диапазона таким образом, чтобы оптимизировать передачу информации относительно распределения (1/ f ) потока энергии в окружающей среде, игнорируя при этом последние биты потенциальной информации. В крайнем случае, PCA также позволяет характеризовать всю дисперсию наблюдений, когда количество собственных векторов равно количеству наблюдений. Однако достоинством PCA является то, что большая часть, но не вся дисперсия может быть объяснена относительно небольшим количеством векторов.Эффективность достигается за счет фиксации корреляций в пределах нескольких векторов. Отбрасывается больше собственных векторов, чем сохраняется, несмотря на то, что некоторые фрагменты информации теряются.
По аналогии с PCA легко представить себе эффективное сенсорно-нейронное кодирование, которое извлекает надежные корреляции между множеством атрибутов в наблюдениях. Этот процесс может быть реализован в перцептронах (Розенблат, Ф., 1958), простейших коннекционистских сетях. Наиболее важным для аналогии является то, что опыт эффективно кодируется таким образом, который снижает чувствительность к различиям между входными стимулами, имеющими один и тот же вектор корреляции (или аттрактор), и увеличивает чувствительность к различиям между входами, которые соответствуют разным векторам (см.г., Ольсхаузен, Б. А. и Филд, Д. Дж., 1997; Симончелли, Э. П. и Ольсхаузен, Б. А., 2001).
Новый армейский учебный документ описывает способы дать солдатам сверхчеловеческое сенсорное восприятие
В проспекте сенсорная система солдата описывается как «ценное оборудование» и добавляется, что если солдаты смогут усилить свое сенсорное восприятие, они могут «стать более активными и оставаться в стороне от удара»:
Солдаты тренируются, чтобы лучше понять свое обычное снаряжение и систему: их возможности, ограничения и компоненты.Сенсорная система солдата — ценное оборудование. Тело не может реагировать на угрозу до тех пор, пока не будет направлено мозгом, а мозг не инициирует действие, пока чувства не отреагируют на некоторые внешние раздражители. Становление более искусным в выполнении этих действий может иметь решающее значение для выживания солдата, поскольку использование сенсорной системы вносит вклад в процесс принятия решения солдатом.
В документе предлагается восьмиступенчатая модель обучения. Представлены конкретные примеры того, как обучать солдат распознавать камуфляж, различать типы источников при использовании инфракрасной оптики или даже распознавать запах различных типов выхлопных газов двигателей.
Стивен Афтергуд, директор Проекта государственной тайны Федерации американских ученых (FAS), сказал The War Zone , что, хотя учебный проспект определенно любопытен в некоторых отношениях, его не следует воспринимать как значительный сдвиг. в способах подготовки солдат для работы в поле. «Документ — интересный артефакт военной культуры», — сказал Афтергуд. «Я сомневаюсь, что он представляет армию в целом, но он будет очень привлекательным для определенного типа людей.Солдат изображается не как какой-то ворчун, а как почти сверхчеловек с гиперчувствительностью, способной перехитрить противника и переосмыслить его ».
Некоторые из высших целей в документе ASA напоминают «Первый земной батальон», придуманный подполковником Джимом Ченноном. В конце 1970-х — начале 1980-х годов идеи Нью Эйдж о человеческом потенциале стали популярными в широких слоях американского общества, включая, по всей видимости, некоторых в руководстве армии США, например генерал-майора Альберта Стабблбайна, последний пост которого до выхода на пенсию занимал пост главы государства. службы разведки и безопасности (INSCOM).Ченнон придумал более совершенного типа солдат-монахов-воинов, способных «естественным образом общаться с другими на все более высоких уровнях осведомленности и производительности». Странная сага о Ченноне и Стаблбайне была описана Джоном Ронсоном в его книге « Люди, которые смотрят на коз» в 2009 году.
Хотя в этом новом циркуляре армии США ничего не говорится о том, чтобы смотреть на коз, он подчеркивает, что министерство обороны уделяет все большее внимание повышению производительности труда человека. Исследовательская лаборатория ВВС изучает способы улучшения обучения за счет использования новых нейротехнологий или даже максимального увеличения физического потенциала человека путем сбора революционно новых уровней данных о человеческом теле.
Тем временем армия США также ищет способы раскрыть весь потенциал солдатских умов с помощью технологий. По данным Ассоциации армии США (AUSA), некоторые исследователи утверждают, что «улучшение когнитивных функций может стать ключом к обеспечению физиологической подготовки солдат к противнику 2050 года». Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) и другие военные лаборатории тестировали методы улучшения обучения и памяти с помощью слуховой стимуляции или биологической обратной связи, или даже способы восстановления функций памяти в войсках.
«Существует огромное количество когнитивных тренировок, которые можно провести, задействуя сети мозга, которые можно улучшить, например, обработка изображений, память и другие вещи, даже кардинальные улучшения», — сказала Эми Круз, бывшая проектантка DARPA. менеджер: «Разум и тело совершенно взаимосвязаны».
Именно отношения между разумом и телом связывают этот новый учебный проспект армии США с этой более широкой областью исследований деятельности человека, проводимых в лабораториях Министерства обороны США.Циркуляр С. Армии по расширенной ситуационной осведомленности состоит в том, чтобы «мысленно репетировать успешные выступления, чтобы запрограммировать ум и тело на автоматическое и без колебаний».
Таким образом, цели учебного проспекта, хотя и возвышенные и интригующие, безусловно, основаны на реальности. «Без Солдата оружие и тактика бесполезны», — говорится в учебном проспекте. Почему бы руководству армии не хотеть, чтобы у этих солдат были лучшие когнитивные инструменты, доступные им, чтобы наилучшим образом применять оружие и тактику и «перехитрить» своих врагов?
Связаться с автором: Brett @ TheDrive.com
Стриарный дофамин опосредует галлюцинационное восприятие у мышей
Как моделировать галлюцинации у мышей
В нашем понимании основных механизмов, лежащих в основе психоза, не было достаточного прогресса. Изучение психотических расстройств на животных моделях затруднено, потому что диагноз основан на симптомах, о которых сообщают пациенты, которые можно оценить только на людях. Schmack et al. разработал парадигму для исследования и тщательного измерения экспериментально контролируемых галлюцинаций у грызунов (см. «Перспективу» Матамалеса).Используя измерения датчика дофамина, а также схемы и фармакологические манипуляции, они продемонстрировали связь мозгового контура между чрезмерным дофамином и галлюцинационными переживаниями. Это потенциально может быть полезно в качестве трансляционной модели общих психотических симптомов, описанных при различных психических расстройствах. Это также может помочь в разработке новых терапевтических подходов, основанных на анатомически избирательной модуляции функции дофамина.
Наука , в этом выпуске стр. eabf4740; также с.33
Structured Abstract
ВВЕДЕНИЕ
Психотические расстройства, такие как шизофрения, ложатся огромным человеческим, социальным и экономическим бременем. Прогноз психотических расстройств существенно не улучшился за последние десятилетия, потому что наше понимание лежащей в основе нейробиологии остается неизменным. Действительно, субъективная природа галлюцинаций, определяющего симптома психоза, представляет собой непреходящую проблему для их тщательного изучения на людях и перевода на доклинические модели на животных.Здесь мы разработали межвидовой подход компьютерной психиатрии, чтобы напрямую связать поведение человека и грызунов, и использовали этот подход для изучения нейронной основы галлюцинационного восприятия у мышей.
ОБОСНОВАНИЕ
Галлюцинации — это ложные восприятия, которые переживаются с той же субъективной уверенностью, что и «истинные» восприятия. Подобные ложные восприятия можно количественно оценить с помощью задачи сенсорного обнаружения, в которой люди сообщают, слышали ли они сигнал, включенный в фоновый шум, и указывают, насколько они уверены в своем ответе.Таким образом, мы определили галлюцинационные восприятия как уверенные ложные тревоги, то есть неверные сообщения о наличии сигнала, о которых сообщается с высокой степенью достоверности. Мы рассудили, что такие экспериментально контролируемые галлюцинационные восприятия задействуют нейронные механизмы, общие со спонтанно пережитыми галлюцинациями при психозе, и поэтому могут служить трансляционной моделью психотических симптомов. Поскольку считается, что психотические симптомы связаны с повышенной передачей дофамина в полосатом теле, мы предположили, что галлюцинационное восприятие опосредовано повышенным уровнем дофамина в полосатом теле.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы создали аналогичные задачи слухового обнаружения для людей и мышей. И людям, и мышам предъявляли слуховой стимул, в котором тональный сигнал был встроен в шумный фон в половине испытаний. Люди нажимали одну из двух кнопок, чтобы сообщить, слышали они сигнал или нет, в то время как мыши ткнулись в один из двух выбранных портов. Люди указали, насколько они уверены в своем отчете, поместив курсор на ползунок; мыши выразили свою уверенность, вкладывая средства переменной продолжительности, чтобы заработать вознаграждение.У людей подобные галлюцинации восприятия — ложные срабатывания с высокой степенью достоверности — коррелировали со склонностью к самопроизвольным галлюцинациям, что было количественно определено с помощью опросника самооценки. У мышей восприятие, подобное галлюцинациям, усилилось с помощью двух манипуляций, которые, как известно, вызывают галлюцинации у людей: введение кетамина и повышенное ожидание услышать сигнал. Затем мы использовали генетически закодированные датчики дофамина с волоконной фотометрией для отслеживания динамики дофамина в полосатом теле. Мы обнаружили, что повышение уровня дофамина до появления стимула предсказывает галлюцинационное восприятие как в брюшном, так и в хвостовом полосатом теле.Мы разработали вычислительную модель, которая объясняет появление галлюцинационных восприятий как следствие ошибочного перцептивного вывода, когда предшествующие ожидания перевешивают сенсорные свидетельства. Наша модель прояснила, как галлюцинационные восприятия могут возникать в результате колебаний двух различных типов ожиданий: ожиданий вознаграждения и ожиданий восприятия. У мышей колебания дофамина в брюшном полосатом теле отражали ожидания вознаграждения, тогда как в хвосте полосатого тела они напоминали ожидания восприятия.Мы оптогенетически повысили уровень дофамина в хвосте полосатого тела и наблюдали, что увеличение дофамина вызывает галлюцинационное восприятие. Этот эффект был устранен введением галоперидола, антипсихотического препарата, блокирующего дофаминовые рецепторы D2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы установили галлюцинационное восприятие как количественное поведение мышей для моделирования субъективного переживания основного симптома психоза. Мы обнаружили, что галлюцинационное восприятие опосредовано повышением уровня дофамина в полосатом теле и что это можно объяснить, кодируя различные виды ожиданий в различных субрегионах полосатого тела.Эти данные подтверждают идею о том, что галлюцинации возникают как ошибочные выводы о восприятии из-за повышенного уровня дофамина, что создает предвзятость в пользу предшествующих ожиданий против текущих сенсорных данных. Наши результаты также дают представление о давней допаминовой гипотезе психоза на уровне контуров и обеспечивают строгую основу для анализа механизмов нейронных цепей, участвующих в галлюцинациях. Мы предполагаем, что этот подход может направлять разработку новых методов лечения шизофрении и других психотических расстройств.
Рамки восприятия, подобные галлюцинациям, и дофамин полосатого тела.У людей и мышей вычислительно-поведенческая задача моделирует галлюцинации как ложные представления с высокой степенью достоверности. У людей подобные галлюцинационные ощущения коррелируют с галлюцинациями, о которых сообщают сами люди. У мышей восприятие, подобное галлюцинациям, опосредуется дофамином в полосатом теле. Данные представляют собой средние значения ± SEM. * P <0,05, ** P <0,01.
Abstract
Галлюцинации, главный симптом психотических расстройств, связаны с чрезмерным содержанием дофамина в головном мозге.Однако механизмы нейронных цепей, с помощью которых дофамин вызывает галлюцинации, остаются неуловимыми, в основном потому, что галлюцинации сложно изучать на модельных организмах. Мы разработали задачу для количественной оценки галлюцинационного восприятия у мышей. Подобные галлюцинации восприятия, определяемые как ложные срабатывания с высокой степенью достоверности, усиливались после манипуляций с галлюцинациями у мышей и коррелировали с галлюцинациями, о которых сообщают сами люди. Подобным галлюцинациям восприятию предшествовали повышенные уровни дофамина в полосатом теле, они могли быть вызваны оптогенетической стимуляцией мезостриатных дофаминовых нейронов и могли быть отменены антипсихотическим препаратом галоперидолом.Эти данные раскрывают причинную роль дофамин-зависимых цепей полосатого тела в восприятии, напоминающем галлюцинации, и открывают новые возможности для разработки схем лечения психотических расстройств.
Исследование изучает влияние депрессии на зрительное восприятие
Исследователи, специализирующиеся в области психиатрии и психологии Хельсинкского университета, исследовали влияние депрессии на зрительное восприятие. Исследование подтвердило, что обработка визуальной информации у людей с депрессией изменяется, и это явление, скорее всего, связано с обработкой информации в коре головного мозга.
Исследование было опубликовано в журнале Journal of Psychiatry and Neuroscience .
В исследовании обработка визуальной информации пациентами с депрессией сравнивалась с таковой в контрольной группе с использованием двух визуальных тестов. В тестах восприятия испытуемые сравнивали яркость и контрастность простых узоров.
Что стало сюрпризом, так это то, что пациенты с депрессией воспринимали контраст изображений иначе, чем пациенты без депрессии.«
Вильями Салмела, научный сотрудник Академии Финляндии
Пациенты, страдающие депрессией, воспринимали визуальную иллюзию, представленную в паттернах, как более слабую и, следовательно, как контраст несколько более сильную, чем те, у кого депрессия не была диагностирована.
«Контраст был подавлен примерно на 20% среди субъектов без депрессии, в то время как соответствующий показатель для пациентов с депрессией составлял примерно 5%», — объясняет Салмела.
Выявление изменений в функции мозга, лежащих в основе психических расстройств, важно для лучшего понимания начала этих расстройств и способов разработки эффективных методов их лечения.
Вот почему исследователи считают необходимым провести дальнейшие исследования изменения обработки зрительной информации мозгом, вызванной депрессией.
«Было бы полезно оценить и доработать удобство использования тестов восприятия, как методов исследования, так и потенциальных способов выявления нарушений обработки информации у пациентов», — говорит Салмела.
Тесты восприятия могут, например, служить дополнительным инструментом при оценке эффекта различных терапий по мере продвижения лечения.
«Однако депрессию нельзя идентифицировать с помощью тестирования визуального восприятия, поскольку наблюдаемые различия невелики и проявляются конкретно при сравнении групп», — отмечает Салмела.
Источник:
Ссылка на журнал:
Salmela, V., et al. (2021) Уменьшение подавления визуального контраста во время эпизодов большой депрессии. Журнал психиатрии и неврологии. doi.org/10.1503/jpn.200091.
Оптическая иллюзия показывает, как депрессия может изменить зрительное восприятие.
Наличие депрессии делает эффекты некоторых оптических иллюзий менее выраженными, говорится в новом исследовании.
Финские исследователи проверили зрительное восприятие людей с депрессией и без нее, используя маленькие квадратики одного цвета, наложенные на разный фон.
Пациенты с депрессией воспринимали визуальную иллюзию, представленную на экране компьютера, значительно слабее.
Визуальное восприятие, вероятно, связано с обработкой информации в коре головного мозга — внешнем слое мозга, который участвует в ощущениях, восприятии, памяти и сознательном мышлении.
Ученые говорят, что во время серьезного депрессивного эпизода происходит изменение корковой обработки визуального контраста.
Это изменение, вероятно, будет присутствовать при нескольких типах депрессии и частично вылечится, если и когда пациенту станет лучше, добавляют они.
Центральные квадраты A и B совпадают; центральные квадраты C и D одинаковы. По сравнению с людьми без депрессии, пациенты с депрессией не ощущали такой большой контраст в центральных квадратах — следовательно, у них обычно было более слабое зрительное восприятие
‘Что стало неожиданностью, так это то, что пациенты с депрессией воспринимали контраст изображений, показанных по-другому от людей, не страдающих депрессией », — говорит научный сотрудник Академии Вильями Салмела из Хельсинкского университета.
Для исследования исследователи набрали 111 пациентов с униполярной депрессией, биполярным расстройством и пограничным расстройством личности, у которых были серьезные депрессивные эпизоды.
Еще 29 человек без депрессии были набраны в качестве контрольной группы для сравнения.
Яркость маленьких квадратов A и B абсолютно одинакова, но они воспринимаются по-разному из-за разницы в фонах. Темный фон увеличивает яркость; яркий фон уменьшает яркость
Участники выполнили два теста на зрительное восприятие, в которых они сравнили яркость и контрастность простых узоров, показанных ниже.
Первый тест, «индукция контраста», состоит из двух квадратов, обозначенных A и B, каждый из которых содержит меньшие квадраты.
В то время как большие квадраты имеют другой цвет, меньшие квадраты внутри имеют тот же цвет.
Таким образом, яркость A и B абсолютно одинакова, но B обычно воспринимается человеческим мозгом как более темный из-за более светлого окружающего фона.
ДЕПРЕССИЯ ВЛИЯЕТСЯ НА ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ ЛЮДЕЙ В НЕКОТОРЫХ ТОЧКАХ
Хотя время от времени чувствовать себя подавленным — это нормально, люди с депрессией могут постоянно чувствовать себя несчастными в течение нескольких недель или месяцев.
Депрессия может затронуть любого человека в любом возрасте и является довольно распространенным явлением — примерно каждый десятый человек может испытать ее в какой-то момент своей жизни.
Депрессия — это настоящее заболевание, которое люди не могут просто игнорировать или «выбраться».
Симптомы и эффекты различаются, но могут включать в себя постоянное чувство разочарования или безнадежности, или потерю интереса к вещам, которые раньше доставляли вам удовольствие.
Он также может вызывать физические симптомы, такие как проблемы со сном, усталость, низкий аппетит или половое влечение и даже чувство физической боли.
В крайних случаях это может привести к суицидальным мыслям.
Травматические события могут вызвать его, и люди с семейным анамнезом могут подвергаться большему риску.
Важно обратиться к врачу, если вы считаете, что у вас или кого-то из ваших знакомых есть депрессия, поскольку с ней можно справиться с помощью изменения образа жизни, терапии или лекарств.
Источник: NHS Choices
Как выяснили исследователи, разница в восприятии между центральными квадратами A и B была одинаковой для обеих групп.
Для второго теста «Подавление контраста» участникам были представлены еще два квадрата, также содержащие меньшие квадраты, обозначенные C и D.
Опять же, центральные квадраты C и D идентичны и состоят из вертикальных черных и белых линий.
Но большие квадраты разные — C имеет вертикальные линии, как центральный квадрат, а D имеет горизонтальные квадраты.
Центральный квадрат D обычно воспринимается более жирным, чем центральный квадрат C, из-за коллинеарного фона C — это означает, что линии выровнены.
Контрасты фона идентичны, отличается только ориентация относительно центральной решетки.
Восприятие этой иллюзии было заметно слабее среди пациентов с депрессией, чем у контрольных субъектов, как выяснили исследователи.
«Поскольку подавление контраста зависит от ориентации и зависит от кортикальной обработки, наши результаты показывают, что люди, переживающие большой депрессивный эпизод, имеют нормальную обработку сетчатки, но изменили нормализацию коркового контраста», — говорится в их статье.
«Более того, подавление контраста было аналогичным образом снижено у пациентов с униполярным БДР [большим депрессивным расстройством], биполярным расстройством и пограничным расстройством личности».
Эксперты считают, что выявление изменений в функции мозга, лежащих в основе психических расстройств, важно для лучшего понимания начала психических расстройств и способов разработки эффективных методов лечения.
Они призвали к дальнейшим исследованиям изменения обработки зрительной информации мозгом, вызванной депрессией.
«Было бы полезно оценить и доработать удобство использования тестов восприятия, как методов исследования, так и потенциальных способов выявления нарушений обработки информации у пациентов», — сказал Салмела.
Тесты восприятия могут, например, служить дополнительным инструментом при оценке эффекта различных терапий по мере продвижения лечения.
«Однако депрессию нельзя идентифицировать с помощью тестирования визуального восприятия, поскольку наблюдаемые различия невелики и проявляются конкретно при сравнении групп», — сказала Салмела.
Исследование было опубликовано в Журнале психиатрии и неврологии.
Оптическая иллюзия движущихся квадратов листья Интернет сбивает с толку
Необычная оптическая иллюзия заставляет неподвижные изображения выглядеть так, как будто они движутся.
Статичное изображение, представляющее собой серый квадрат, состоящий из меньших серых квадратов, кажется, перемещается с каждым прокруткой мыши.
Некоторым кажется, что он также слегка двигается, как будто нервно дрожит, даже без прокрутки.
Однако на самом деле картинка остается неподвижной с ощущением движения, всего лишь дьявольской уловкой мозга.
Статичное изображение, иллюзия аномального движения, кажется, движется с каждым прокруткой мыши, хотя на самом деле оно статично.
Изображение было опубликовано на Reddit, где пользователи не согласились с тем, как изображение кажется движущимся.
Изображение было подписано: «Это не GIF» вызвало у некоторых пользователей тошноту от движения, а один из них прокомментировал: «Мне не очень хорошо».
Другой пользователь поделился тем, что, по его мнению, было причиной сбивающей с толку иллюзии.
Они прокомментировали: «Пришлось полностью увеличить масштаб, чтобы понять это — центральный квадрат имеет тот же узор, что и внешняя область, но повернут на 90.
» По какой-то причине вращающийся узор тени заставляет мозг мозг вздрогнуть. . ‘
Другой пришел к такому же выводу: «Похоже, то, как средний кусок отрезается до его поворота, заставляет ваш мозг пытаться собрать его обратно.
«Угол разреза + поворот на 90 градусов = нарушение мозгового баланса».