Содержание

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация — это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация — это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации:дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.


Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый — это “первичная социализация” — от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации

принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.


Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности — это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

Социальный статус личности

— общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус — это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности — это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых, как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых, активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном — её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни — трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество. Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние — те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение, по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты…” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение — это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения. К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

— экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

— реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

— проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

— отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «… Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм.

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример — Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой — как субъект социальных отношений.

Роль и значение социализации

Индивидуальное значение социализации

Определение 1

Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе.

Рисунок 1. Социализация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.

Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. Социализировать человека можно посредством приобретения им:

  • общих черт людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
  • собственных, индивидуальных черт, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически. Если эти черты в формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Личность социализируется посредством овладения той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач, переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Рисунок 2. Значение социализации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Значение социализации для общества

Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.

Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к: развитию конфликта между личностью и обществом, конфликту поколений, дезорганизации общественной жизни, упадку культуры. В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями).

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач. Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:

  1. Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
  2. Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.

Замечание 1

Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.

Роль социализации в формировании личности

Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль. Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей.

Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.

При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.

Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.

Социализировать личность можно в духовном и нравственном плане. Это означает определенное осмысление и обобщение деятельности, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.

Социализация личности и ее агенты

Понятие социализации

Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.

Определение 1

Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.

Этапы социализации

Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:

  • детство
  • подростковый возраст или юность
  • зрелость
  • старость

На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация.

Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

Агенты социализации

Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

Определение 2

Агенты социализации – это окружение человека, которое влияет на усвоение им социальных норм, общественных правил и ценностей.

Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.

Определение 3

Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

Сюда мы можем отнести:

  • семью,
  • школу,
  • СМИ,
  • Интернет,
  • тренеров и одноклассников,
  • учителей и руководителей кружков.

Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.

Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.

Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации. Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.

Еще одним мощным агентом социализации является школа.

В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.

В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.

Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья. Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.

В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.

Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.

Определение 4

Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести:

  • представителей образовательных учреждений,
  • армию и государство,
  • средства массовой информации,
  • представителей власти,
  • партии и т.д.

Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.

Замечание 1

Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.

Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.

Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.

Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.

Социализация в обществе

Социализация человека в современном обществе

Общество является достаточно сложным организмом, в котором все элементы очень тесно связаны друг с другом. От каждого элемента напрямую зависит эффективность жизнедеятельности как всего общества в целом, так и по отдельности каждого человека, который является неотъемлемой частью общества.

Замечание 1

Человек, становясь частью общества, нуждается в том, чтобы получить всевозможные знания о нормах и ценностях, а также об образцах поведения. Процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, к которому он принадлежит, называется его социализацией в обществе.

Социализация включает в себя передачу знаний, умений и навыков, формирование ценностей и общественных, а также личностных идеалов, правил социального поведения. Сегодня в социологической науке принято выделять два ключевых типа социализации:

  • Первичная социализация в обществе – это непосредственное усвоение норм и ценностей в детском возрасте. Здесь важную роль играет семья, поскольку от родителей напрямую зависит, какие нормы и как будут восприняты ребенком, и как они повлияют на его дальнейшую жизнь;
  • Вторичная социализация в обществе – это процесс усвоения норм и ценностей уже во взрослом возрасте. Здесь на человека оказывает влияние его положение в обществе, роль, которую он играет в том или ином трудовом коллективе, а также то, как к нему относятся другие члены общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Социализация – это взаимодействие агентов социализации и институтов, которые отвечают за формирование, направление и стимуляцию личности человека. Также агенты могут ограничивать становление личности человека, затормаживать эти процессы, что приведет к тому, что человек перестанет воспринимать нормы и ценности, будет проявлять признаки асоциального (девиантного) поведения.

Агенты первичной социализации и агенты вторичной социализации могут отличаться друг от друга. Агенты первичной социализации – это родители, братья и сестры человека, его бабушки и дедушки, а также другие родственники, которые играют не последнюю роль в становлении личности. Сюда же следует отнести друзей и педагогов, лидеров молодежных группировок, если человек состоит в них и социализируется за их счет. Что касается термина «первичная», то в этом случае он относится к тому, что составляет ближайшее окружение человека и влияет на него с самых первых дней жизни.

Вторичная социализация предполагает, что к этой группе будут относиться представители администрации школьного учебного заведения, высшего учебного заведения, предприятия, на котором осуществляет свою трудовую деятельность человек. Важно отметить, что не самую последнюю роль в социализации индивида играют средства массовой информации. Они выступают главным источником, из которого люди узнают последние события, и благодаря которым могут формировать свое мнение о происходящем.

Этапы социализации в обществе

Социализация – это процесс очень многогранный и многоаспектный. Он предполагает, что человек проходит несколько основных этапов, в соответствии с которыми развивается, переходит на совершенно новые уровни своего развития. Все этапы должны быть последовательными, так как, при нарушении привычного порядка человек может столкнуться с проблемами и в детском возрасте во время первичной социализации, и в зрелом возрасте, находясь на стадии вторичной социализации.

Первый этап социализации – стадия адаптации. Она охватывает период с рождения до достижения человеком подросткового возраста. На этой стадии по сути происходит максимально некритическое освоение уже имеющегося в обществе социального опыта. Главный механизм – это подражание, когда человек не воспроизводит свои формы поведения, но перенимает чужие в качестве особого примера. За первым этапом следует второй этап социализации, при котором человек проявляет желание выделяться среди остальных. Эту стадию принято называть стадией идентификации. Если в начале он стремился подражать окружающим, считая их формы поведения единственно правильными, то теперь, на основе имеющегося опыта он может самостоятельно создавать новые ценности и нормы, чтобы в дальнейшем воспроизводить их и передавать другим.

Следующая стадия социализации – это интеграция. Она предполагает внедрение в жизнь общества, которая может происходить с достаточно разрозненным характером. Она может пройти и благополучно, и неблагополучно, все зависит напрямую от характера человека, а также от того, насколько он сам готов быть привлеченным к социальным нормам, и сможет ли он в дальнейшем быть в ответе за свое поведение и изменения, которые были предложены им. стадия интеграции плавно перетекает в трудовую стадию. Здесь перед человеком открываются возможности трудоустройства, а также происходит воспроизведение социального опыта. Он постепенно воздействует на окружающую среду, адаптируется к ее изменениям, но при этом привносит в нее новые элементы. Среда также воздействует на человека, и поэтому следует говорить о взаимном влиянии.

Последняя, очень важная стадия социализации – послетрудовая стадия. Она охватывает пожилой возраст человека. Характеризуется данная стадия передачей социального опыта новым поколениям, трансляция накопленных знаний, возможность оставить после себя память в своих детях и потомках. Для пожилых людей эта стадия очень важна, поскольку некоторые отмечают, что в старшем возрасте человек не может постигать новые социальные ценности, так как он уже очень стар. Но исследования доказывают, что даже в таком возрасте человек может успешно социализироваться и узнавать что-либо новое, что ранее было не известным.

Замечание 2

Таким образом, социализация в обществе – это сложный и многоэтапный процесс, который происходит с человеком на протяжении всей его жизни. Социализируясь, личность развивается, постигает новый опыт, а также может транслировать уже имеющийся опыт своим потомкам.

Здесь необходимо также учитывать особенности установок человека, поскольку воздействие и опыт могут быть как положительными, так и отрицательными.

Функции и цели социализации личности

Сущность социализации

Социализация является сложным и многогранным процессом взаимодействия человека с внешней средой. Следует выделять социализацию в широком и узком смысле:

  • В широком смысле социализация понимается, как процесс становления человека как биопсихосоциального существа.
  • В узком смысле социализация характеризуется, как взаимный двусторонний процесс, который включает в себя с одной стороны усвоение социальных норм и правил индивидом, а с другой стороны функционирование человека как активного субъекта в системе социальных отношений с помощью деятельности и общения.

Стадии социализации и их основные цели

Социализация проходит в несколько последовательных этапов:

  1. Детство. Период детства характеризуется самоопределением и формированием собственного Я. Основной целью этого этапа является становление самостоятельной личности человека.
  2. Юность. Данный этап ставит перед молодым человеком множество ситуаций, требующих выбора. В этот период человек определяется в профессиональном плане и выбирает спутника жизни.
  3. Зрелость. Данный этап – этап самореализации. Основная цель данного этапа заключается в становлении человека в профессиональном плане и в роли супруга и родителя
  4. Старость. Этап самосознания. На данном этапе основной целью является осознание результатов прожитой жизни, принятие себя.

Готовые работы на аналогичную тему

Социализация является сложным процессом, независимо от этого можно выделить основную цель социализации – усвоить социальные нормы и ценности, необходимые для успешного взаимодействия с обществом. В рамках основной цели социализации, можно сказать о том, что человек должен усвоить дисциплину, цели, собственное Я и роли.

В рамках социализации человек усваивает те или иные нормы поведения, принятые в обществе, тем самым формируется дисциплина.

Также можно говорить о том, что общество закладывает в нас те или иные цели, достижение которых возможно в результате успешной социализации. Обретя цели в обществе, человек осознает себя через одобрение или осуждение общества.

В процессе социализации человек также учится исполнять определенные социальные роли в определенных социальных статусах.

Функции социализации

Функции социализации как двустороннего процесса:

  1. Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.
  2. Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.
  3. Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
  4. Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного Я, что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.
  5. Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.

Принято выделять два типа социализации:

  • Личностная — заключается во всеохватывающем последовательном развитии человека в обществе. В обществе и при помощи его механизмов человек получает способность к пониманию себя и других, формирует особенности своего поведения и характера, вступает в межличностные отношения.
  • Общественная — характеризуется формированием и развитием культуры посредством самовоспроизводства общества.

Исходя из этих типов, выделим основные функции социализации:

  1. Нормативно-регулятивная функция означает, что посредством социальных норм человек формирует свое поведение в обществе, и социальной группы в целом. Личностно-преобразовательная. В рамках межличностного взаимодействия человек проявляет свою индивидуальность, тем самым, отделяя себя от остальных. Социальные отношения строятся им на основе его собственных целей, мотивов, желаний, идеалов и ценностей.
  2. Ценностно-ориентационная. Данная функция заключается в том, что человек функционирует в обществе, придерживаясь ценностей, принятых в этом обществе. Ценности определяют отношение человека к его семье, родителям, друзьям, общению и материальным благам и т.д.
  3. Информационно-коммуникативная. Процесс социализации строится посредством общения человека с обществом, социальными группами, людьми, в рамках которого происходит обмен информацией.
  4. Прокреативная. Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.
  5. Творческая. Процесс социализации сопровождается стремлением человека к созиданию, творчеству и улучшению, в случае, если мы говорим об успешной социализации.
  6. Компенсаторная. Данная функция характеризуется воспроизводством недостаточных психофизиологических особенностей человека, активизируя эти силы для борьбы с заболеванием. Эта функция направлена на формирование способности к противостоянию общественному мнению, приспосабливая человека с особенностями к жизни с ней в обществе.

Таким образом, можно говорить о всеохватывающем масштабе социализации. В случае сложностей в выполнении той или иной функции встает вопрос о десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация и ресоциализация

Определение 1

Десоциализация – это процесс утраты человеком приобретенного социального опыта, распада социальных норм и ценностей.

Десоциализация бывает различной по степени выражения, от легкой дезориентированности в общественных отношений до полной утраты связей с обществом.

Чаще всего десоциализация обусловлена экстремальными условиями, в которых оказывается человек. Например, он попадает в тюрьму или в психиатрическую больницу.

Определение 2

Ресоциализация – это усвоение новых социальных норм и ценностей вместо прежних, ранее разрушенных. Смысл ресоциализации заключается в том, что при столкновении человека с новой информацией, которая не отвечает его прежним ценностям и нормам, происходит их переосмысливание – ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными или же интенсивными, глубокими, радикально меняющими личность человека.

Социализация личности в психологии

Сущность социализации в психологии

Определение 1

Социализация в психологии понимается как процесс включения человека в социум, активного усвоения им социальных ролей и норм, социального опыта, ценностей, которые необходимы индивиду для успешного функционирования в этом социуме.

Результатом социализации является формирование у человека таких социальных качеств, умений, способностей и знаний, которые дают ему возможность быть полноправным и дееспособным участником общественных отношений, при этом социализация может нести как стихийный и неосознанный характер, так и быть целенаправленным процессом.

Активное усвоение человеком социальных норм с точки зрения психологии вызвано потребностью человека быть частью общества, осознавать себя его частью, оценивать его.

Замечание 1

Таким образом, социализация с точки зрения психологии основывается на понимании социально-психологического типа личности как отражения социальной жизни.

Социализация в психологии понимается как двусторонний процесс, который включает как усвоение человеком социальных ценностей и опыта посредством его включения в социум, так и активное вопроизведение социального опыта в социуме.

Готовые работы на аналогичную тему

В психологии выделяют несколько теорий социализации. Рассмотрим некоторые из них.

Психоаналитические теории социализации

Данные теории основываются на теории, предложенной З.Фрейдом согласно которой процесс социализации заключается в угнетении личностью сексуальной энергии, поскольку ее проявление не отвечает социальным нормам общества.

Концепция психосоциального развития, предложенная Э.Эриксоном определяет социализацию как формирование и развитие внутренней активности человека.

Когнитивистские теории

Когнитивистские теории берут за основу теорию, придложенную Ж.Пиаже, который полагал, что приобретенный социальный опыт и навыки на каждом возрастном этапе обусловлен развитием когнитивных процессов. Согласно его теории, каждый этап знаменуется формированием новых навыков, которые определяют границы обучения в том числе каким-либо социальным действиям.

Еще одним представителем данного подхода является Л.Колберг, который выделил шесть этапов нравственного развития, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Переход от стадии к стадии становится возможным в результате развития когнитивных навыков.

Понимание социализации в отечественной психологии

Отечественная психология рассматривает социализацию в рамках теории деятельности, психологии отношений и структурно-динамическом подходе.

В рамках деятельностного подхода развитие личности имеет социальную природу и регулируется социальными законами. Социальный опыт закрепляется в результатах культуры, а не посредством механизмов генетики. Чтобы воспроизводить и передавать социальный опыт человек прибегает к обучению и воспитанию.

А. Н. Леонтьев полагал, что личность – сущность социальная, а потому особенности личности не являются ее структурными элементами, а представляют собой условия формирования личности.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского ключом к пониманию психики человека являются знаки, язык, средства труда, социальные отношения. Высшие психические процессы объясняются через социальные взаимодействия личности со средой. Социализация по этой концепции осуществляется при наличии определенных условий семьи, а также социально-политических, культурных, экономических условиях.

Следует отметить концепцию А.В. Петровского, который полагал, что межличностные взаимодействия осуществляются посредством содержания и ценностей социальной группы.

Замечание 2

Таким образом, деятельностный подход рассматривает процесс социализации как двусторонний, где человек развивает себя и преобразует внешнюю среду.

Психология отношений в работах отечественных психологов рассматривает отношения как один из ключевых факторов структуру личности. В структуре личности А.Ф. Лазурский выделяет два начала:

  • эндопсихическое;
  • экзопсихическое.

Определение 2

Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.

Определение 3

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде;

По мнению Б.Ф.Ломова понять сущность психических свойств личности возможно только через систему отношений человек-общество, т.е сущность психики человека кроется в общественных отношениях, в которые он вступает.

Замечание 3

Психология отношений рассматривает социализацию как средство взаимодействия человека и общества.

Структурно-динамический подход выделяет в структуре личности три элемента:

  • Психические процессы, закладывающие основу личности и формирующие состояния.
  • Психические состояния
  • Психические свойства, которые образуются из психических процессов и характеризуют постоянный уровень активности, который необходим для наилучшей адаптации к внешним воздействиям.

К.К. Платонов выделяет три уровня личности:

  • биологическая подструктура, включающая возрастные и половые свойства психики, нервную систему, темперамент.
  • индивидуальные особенности психических процессов человека,
  • индивидуальный социальный опыт, включающий умения, навыки, привычки знания, приобретенные человеком в процессе взаимодействия с внешней средой.

Г.М. Андреева рассматривает социализацию как двусторонний процесс, включающий приобретение человеком социального опыта с одной стороны, и активное воспроизведение человеком системы социальных связей с другой стороны.

Таким образом, социализация в психологии не имеет единой трактовки. В психологии чаще всего социализация рассматривается как многогранный противоречивый процесс усвоения человеком социального опыта, который обусловлен внешними и внутренними факторами.

Замечание 4

Также следует отметить единодушие взглядов на социализацию как процесс регуляции личностного становления индивида, обеспечивающий его активное взаимодействие с окружающей средой, формирование индивидуальной структуры самосознания, направленности и образа жизни, овладение системой социальных ролей.

Социализация личности — Студопедия

В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация(рис.4).

Факторы социализации личности

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.


В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации —основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.

В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе.


Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно — в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.

Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.7

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.

По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Механизмы и средства социализации личности

Подагентамисоциализациипонимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Различают агентов:

· первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности;

· вторичной социализации: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью. Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Процесс социализации: развитие личности

Личность Развитие

пышный
эмоциональный тон


Личность человека — это совокупность психические характеристики, которые делают их уникальными от других людей.Это включает в себя все шаблоны мыслей и эмоций, которые заставляют нас делать и говорите вещи определенным образом. На базовом уровне личность выражается через наш темперамент или эмоциональный тон. Тем не мение, личность также окрашивает наши ценности, убеждения и ожидания. Есть множество потенциальных факторов, влияющих на формирование личности. Эти факторы обычно рассматриваются как исходящие от наследственности и окружающей среды. Исследования психологов за последние несколько десятилетий все чаще указывали на важность наследственных факторов, особенно для основных черт личности, таких как эмоциональный тон.Однако приобретение ценностей, убеждений и ожиданий, по-видимому, в большей степени связаны с социализацией и уникальный опыт, особенно в детстве.

Некоторые наследственные факторы, влияющие на личность развитие происходит в результате взаимодействия с конкретными социальными среда, в которой живут люди. Например, ваш генетически унаследованные физические и умственные способности влияют на то, как другие видят вы, а впоследствии и то, как вы себя видите.Если у вас плохая моторика которые мешают вам бросить мяч прямо, и если вы регулярно получаете плохие оценки в школе, вы, скорее всего, быть отмеченным вашими учителями, друзьями и родственниками как кто-то неадекватный или в некоторой степени неэффективный. Это может стать самореализующегося пророчества, поскольку вы все больше воспринимаете себя таким образом и становитесь более пессимистично возможности и ваше будущее. Точно так же ваше здоровье и внешний вид могут быть очень важно в развитии вашей личности.Вы можете быть слабым или надежный. У вас может быть нарушение обучаемости. Вы можете быть стройными в культура, которая считает ожирение привлекательным, или наоборот. Эти в основном наследственные факторы могут заставить вас почувствовать, что вы красивый, некрасивый или просто адекватный. Точно так же цвет кожи, пол и сексуальная ориентация может сильно повлиять на ваше восприятие сами. Считаете ли вы вас нормальным или ненормальным может заставить вас думать и действовать в социально приемлемом или маргинальном и даже девиантный способ.

отклоняющиеся от культуры волосы
стиль Избранный этими
к северу американский женщины
помечать их социально
маргинальный образ жизни

Есть много потенциальных воздействий окружающей среды которые помогают формировать личность.Практика воспитания детей особенно критичный. В доминирующей культуре Северной Америки дети обычно воспитываются таким образом, чтобы поощряйте их становиться самостоятельными и самостоятельными. Дети часто позволяли вести себя как равные своим родителям. Для например, они участвуют в принятии решений о том, какой тип еды и развлечение семьи на вечеринке. Детям выдаются пособия и небольшие работы по дому, чтобы научить их нести ответственность за самих себя.В отличие от этого, детей в Китае обычно поощряют думать и действовать как член своей семьи и подавлять собственные желания когда они противоречат потребностям семьи. Независимость и самостоятельность рассматривается как признак несостоятельности семьи и не рекомендуется. Неудивительно, что китайские дети традиционно не позволяли вести себя наравне со своими родителями.

Несмотря на значительные различия в воспитании детей Практики во всем мире есть некоторые сходства.Мальчики и девочки социализируются по-разному во всех обществах. Они получают различные сообщения от родителей и других взрослых о том, что уместно для них делать в жизни. Им рекомендуется подготовиться к их будущее на работе, соответствующей их полу. Мальчики допускаются чаще свобода экспериментировать и участвовать в физически рискованных действиях. Девушкам предлагается научиться выполнять домашние дела и участвовать в воспитание ребенка няней.Если дети не следуют этим традиционные пути, их часто называют маргинальными или даже девиантными. девочки могут быть названы «сорванцами», а мальчиков могут высмеять за то, что они недостаточно мужской.

рискованные действия, которые до
г. конца 20 века было разрешено
только для мужчин в большинстве обществ

Всегда есть уникальные ситуации и межличностные события, которые помогают формировать нашу личность.Такие вещи родители-алкоголики, получившие серьезные травмы в автокатастрофе, или изнасилование может оставить душевные шрамы, которые сделают нас пугливыми и менее доверчивыми. Если вы единственный ребенок, вам не нужно учиться идти на компромисс. как дети, у которых есть несколько братьев и сестер. Случайные встречи и действия может иметь большое влияние на всю нашу жизнь и на нашу личность. Например, поступление в престижный университет или оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить человека, который станет ваш супруг (а) или спутник жизни может существенно изменить ход вашей остальной жизни. Точно так же, будучи призванным в армию во время войны, узнав, что вас усыновили, или лично стал свидетелем трагического события, такого как разрушение мира Башни торгового центра в Нью-Йорке могут изменить вашу основную перспективу.


Есть ли типы личности?

Мы часто разделяем черты характера с другими, особенно члены нашей семьи и сообщества. Это вероятно из-за в основном для того, чтобы быть социализированным таким же образом.Для нас нормально приобретают личностные качества в результате инкультурации. Большинство людей перенимают традиции, правила, манеры и предубеждения их культура. Учитывая этот факт, неудивительно, что некоторые исследователи утверждали, что существуют общие национальные типы личности, особенно в более однородных в культурном отношении обществах. Вовремя 1940-х годов ряд ведущих антропологов и психологов утверждали, что существуют отличные японские и немецкие личности, которые побудили эти две страны другие страны пытаются их уничтожить.

Понятие национального типы личности в первую очередь возникли в антропологии с исследованиями Рут Бенедикт, начиная с 1920-х годов. Она считала, что личность была почти полностью узнал. Она сказала, что нормальные люди приобретают особый этос , или культурно специфический образец личности в процессе инкультурации как дети. Бенедикт сказал, что наша культурная личность паттерны мы считаем «естественными», а другие паттерны личности рассматривается как «неестественное» и отклоняющееся.Она сказала, что такие чувства характерно для всех людей во всех культурах, потому что мы этноцентричны. Бенедикт сравнил типичных личностей Северной Америки XIX века. Равнинные индейцы и земледельцы пуэбло индейцы Юго-Запада. Она сказала, что равнины охоты на зубров У индейцев были личности, которых можно было охарактеризовать как агрессивных, склонных к насилие и поиск крайних эмоциональных состояний. Напротив, она сказала что типичный индеец пуэбло был прямо противоположным — мирным, неагрессивным и трезвым человеком.

Индийская равнина

Полинезийская женщина

Взгляды Бенедикта были особенно популярны в 1930-е годы среди ранние феминистки, такие как ее ученица Маргарет Мид.Это было потому, что если личность полностью изучена, это означает, что женское и мужское начало черты личности биологически не зашит. Другими словами, культура, а не гены, делают женщин заботливое отношение к детям и пассивное отношение к мужчинам. Точно так же, культура делает мужчин агрессивными и властными. Если это правда, то эти стереотипное поведение можно изменить и даже обратить вспять. Мид осуществлен этнографические полевые работы среди полинезийских и Melanesian народы Южной части Тихого океана, чтобы найти примеры обществ, в которых женственность и мужественности имеют очень разные и даже противоположные характеристики от тех найдено в западном мире.Она начала свои исследования на Самоа в 1925 году. где она обнаружила расслабленный отрочество, в котором о сексе свободно говорят мальчики и девочки а не скрытые или подавленные.


ПРИМЕЧАНИЕ. В 1983 году Дж. Дерик Фриман утверждал, что Маргарет Мид ошибалась в своем утверждении. о расслабленном самоанском подростковом возрасте в отношении сексуальности. Он описал Самоанское общество как сравнительно пуританское в результате христианской миссионерские влияния.Другие исследователи возражают, говоря, что Фриман выполнил большую часть своих полевых исследований через поколение после Мида и этого Самоа. общество могло измениться за это время.


Большинство современных антропологов считают, что Бенедикт и ее ученики зашли слишком далеко в своих утверждениях о влиянии культуры на личность образования и в дисконте наследственности. Они также имели тенденцию чрезмерно упрощать, определяя людей, которые не разделяют всех черт «национального типа личности» как извращенцы.Более правильно рассматривать членов общества как имеющих ряд типов личности. То, что описывал Бенедикт, на самом деле модальная личность , Это наиболее распространенный тип личности в обществе. В действительности, Обычно в каждом обществе существует ряд нормальных типов личности.

В начале 1950-х годов Дэвид Рисман предложил что существует три общих типа модальной личности, которые возникают в Мир.Он называл их ориентированными на традиции, внутренними и другими направлениями. личностей. ориентированная на традиции личность — это личность, которая уделяет особое внимание делать то же самое, что и всегда. Лица с такой личностью менее склонны пробовать что-то новое и искать новый опыт. Те, у кого есть личности, направленные внутрь, — это ориентированный на чувство вины. То есть их поведение строго контролируется их совесть.В результате полиции не нужно уверен, что они соблюдают закон. Эти люди следят за собой. Если они нарушат закон, они, скорее всего, предадутся наказанию. Напротив, люди с личностями, ориентированными на других, имеют более неоднозначные представления о добре и зле. Когда они отклоняются от социальная норма, они обычно не чувствуют себя виноватыми. Однако если они пойманные на месте преступления или разоблаченные публично, они, скорее всего, почувствуют стыд.

Сторонники концепции Рисмана трех модальных личности предполагают, что личность, ориентированная на традиции, является наиболее распространенной в малых обществах и в некоторых субкультурах крупных. Считается, что внутренне ориентированные личности более распространены в некоторых крупных обществах, особенно в тех, которые являются однородными в культурном отношении. Напротив, личность, ориентированная на другого, скорее всего, будет обнаружена в культурно разнообразные крупномасштабные общества, в которых нет единообразия в процессы социализации и значительная анонимность горожан.

В то время как анализ личностей Рисмана проницательный, критики указали, что люди могут иметь характеристики всех трех идентифицированных им модальных типов. Например, большинство северных Американцы, вероятно, не чувствуют себя виноватыми за превышение скоростного режима, когда они едут по автострадам, однако они будут чувствовать себя виноватыми, если кого-то со своей машиной и, вероятно, вызовут полицию. Другими словами, для некоторых нарушения закона они направлены против других (или контролируются позором), а для других они направлены внутрь (или контролируются чувством вины).Точно так же многие люди любят делать одни вещи одинаковы каждый день, но ищите новые впечатления в других областях их жизней. Вы можете носить такой же стиль одевайтесь и чаще всего проводите свободное время в одном месте с друзьями. Однако вам может быстро надоесть есть одни и те же блюда каждый день и регулярно посещать новые рестораны, когда вы идете поесть. В другими словами, в одних вещах вы ориентируетесь на традиции, а в других — нет.


Эта страница последний раз обновлялась Вторник, 4 июля 2006 г.
Авторские права 2002-2006 Деннис О’Нил. Все права защищены.
Изображение

,

Этапы социализации человека

Этапы социализации человека

Такой длительный, нелинейный, длительный во времени и в пространстве человеческого существования процесс, как социализация, имеет определенную, хотя и условную, стадию, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического развития человека, спецификой социальной ситуации и целостного бытия в разные периоды жизни. В психологии и социологии существуют разные подходы к различению стадий социализации, построенные на разных и разных основаниях.

• Психоаналитическая концепция связывает этапы социализации с проявлением биологических импульсов, всемогущих инстинктов и соответствующих подсознательных мотивов. Таким образом, Фрейд считал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жизни ребенка на этапе первичной социализации, который делится на оральный, анальный, фаллический этапы (подробнее см. Раздел III).

Следует отметить, что такой подход к процессам социализации (кстати, широко распространенный в литературе) кажется искусственным и обедняет этот объективный, сложный феномен и научную концепцию до уровня известных догм (и упрощений) первоначального психоанализа. не принимается всеми психологическими направлениями и научными школами.Основные постулаты фрейдизма на самом деле идеологические, косвенно проецирующие соответствующие мировоззрения своих приверженцев, но не имеющие надежных эмпирических, фактических и научных доказательств.

Следующий этап социализации, отличающийся примерно обобщенными «периодами» психического развития как социализация подростков , называется маргинальной социализацией (а также промежуточной, или псевдостабильной). Этот переходный, поворотный возраст (от детства к взрослой жизни) связан главным образом с развитием самопознания и самоутверждения индивида, ее решительным стремлением к групповой идентичности (см. Главу 22).

Устойчивая социализация относится к абстрактной взрослой личности и совпадает с приобретением определенного статуса и выполнением широкого круга социальных обязанностей, межличностных ролей. Этот этап связан с относительно устойчивым, субъективно принятым положением человека в обществе. Это свидетельствует о достаточной социально-психологической адаптации личности, признании собственной социальной идентичности.

Наконец, последний этап социализации связан с утратой привычного статуса, потерей ряда ролей из-за выхода человека на пенсию.В этот период человек, как правило, переживает сложную социальную ситуацию, как бы дезадаптированный. Негативные переживания могут быть вызваны потерей близких людей, необратимым старением организма. Часто актуализируется чувство одиночества и субъективной ненужности. Но такие личные переживания могут быть полностью компенсированы обретением новых радостей и ощущений жизни, их полезностью и социальной необходимостью (см. Главу 37).

Заметим, что выделение и краткое описание этих обобщенных стадий социализации крайне схематично, строго показательно, поскольку соответствующие теории и разработки в классической сфере детской и возрастной психологии содержат несравненно более глубокую, более разнообразную и содержательную психологическую и социальную психологию. -психологический материал (см. Раздел III).

• Многие авторы (П. Бергер, Т. Лукман, А. А. Реан) выделяют первичной и вторичной социализации . Если у первого лица формируется обобщенный образ мира, то во вторичной социализации происходит личное распределение знаний в соответствии с разделением труда и социальных ролей.

Следует отметить значительную условность употребления категорий «начальное-среднее» в такой градации типов социализации личности.Эти термины фактически не означают ни временную последовательность этапов социализации, ни их значение для становления и развития личности. Процессы социализации протекают только в одновременном единстве, сравнении и субъективном обобщении.

• Одним из наиболее распространенных подходов к интерпретации и изучению социализации является концепция социального обучения А. Бандуры, реализуемая через социально подкрепленную игру (его собственный поведенческий опыт) и посредством наблюдения (осмысленная ассимиляция).

• В соответствии с методологией отечественной социальной психологии широко распространено мнение, что социализация личности осуществляется в первую очередь в процессе работы. Поэтому приняты три основных этапа социализации индивида: до-, родовая и послеродовая (Г.М. Андреев).

Стадия труда охватывает длительный период жизни человека до начала его трудовой деятельности и делится на два относительно независимых этапа:

1) ранняя социализация, — от рождения ребенка до поступления в школу;

2) этап социализации в процессе обучения, включая период отрочества и юности (хотя образовательный процесс может происходить и в зрелом возрасте).К этому этапу в первую очередь относятся школ.

Относительно обучения в средних и высших учебных заведениях мнения исследователей расходятся, поскольку общее и профессиональное образование уже по своему назначению по-разному соотносятся с последующей самостоятельной работой студентов. Да и профиль вуза или колледжа может (и должен) существенно различаться по соотношению фактической учебной и предстоящей производственной деятельности студентов в них.Образовательная социализация будущих философов, например, отличается от социализации в формировании будущего учителя физического воспитания. В то же время актуализируется целая система актуальных проблем социологии, экономики, социальной педагогики, педагогической психологии. Теоретические проблемы социализации рассматриваются в смежных и более конкретных вопросах содержания и организации образовательного процесса (см. Главу 38).

Трудовой этап социализации осуществляется в длительный период зрелости человека и его трудовой активности.Признание ведущей важности трудовой деятельности для существования и развития личности придает этому этапу особое значение. В этот период плодотворно реализуются все аспекты и сферы социализации.

Первоначальные положения философии марксизма о ведущей роли труда в зарождении семьи, частной собственности и государства, вероятно, следует механически перенести на уровень конкретного человека и тем самым упростить толкование и понимание происходящего. индивидуальная психика.Человек существует на планете не только ради обучения или труда, которые являются лишь средствами и необходимыми условиями общественного существования. Следовательно, процессы социализации личности не исчерпываются ее формированием (обучением) и производством продукта (труда). Кроме того, сам феномен труда гораздо шире того, что в бытовой психологии называется «отдельной трудовой деятельностью» (см. Главу 7). Человеческий труд всегда социально распределен, но не всегда действительно совместный.Например, художник, ученый, писатель не ходит каждый день на работу в настоящий (контактный) трудовой коллектив, но их трудовая социализация не исчезает и не прекращается. Следовательно, формальный выход взрослой личности из общественно организованного стандартизированного производства любого продукта (материального или духовного) не означает завершения трудовых процессов в жизни и бытии человека. Не прекращаются процессы социализации личности.

Что касается послеродовой стадии , то ее выбор не всегда приводит к правильным и предметным обсуждениям.Повышенное внимание к этому вопросу связано с тем, что в развитых странах современного мира продолжительность жизни увеличивается, что приводит к увеличению доли пожилых людей в структуре населения. Кроме того, существенно сохраняется трудовой потенциал лиц, входящих в официальную группу пенсионеров по возрасту.

Социализация в старости. Существуют две точки зрения на проблему социализации личности в старости. Некоторые исследователи считают, что само понятие социализации неприменимо к пожилым людям, поскольку все социальные функции в этот период якобы прекращаются и не происходит усвоения социального опыта или его воспроизводства.Крайняя позиция этой пессимистической точки зрения заключается в феномене так называемой «десоциализации» человека, якобы наступающего после окончания активной трудовой деятельности.

Есть другой, гуманный и более оправданный подход к пониманию психологической сущности пожилых людей. Итак, по мнению Б.Г. Ананьева, социализация идет «параллельно» возникновению человека как личности и как субъекта деятельности, а потому никогда не прекращается в течение жизни. Об этом свидетельствуют результаты эмпирических исследований продолжающейся социальной активности стольких пожилых людей.Этот век справедливо считается внесшим особый и незаменимый вклад в создание, трансляцию и воспроизведение социального опыта. Широко популярны пенсионеры — наставники молодежи, художники, писатели, учителя, художники, ученые, священнослужители и др. Пожилые люди успешно адаптируются к изменившимся условиям жизни, включаются в новые социальные связи и институты: советы ветеранов, домовые комитеты, объединения, коллективы художественного и научного творчества и др.

.

Семейная социализация — обзор

7 Заключительные замечания и направления на будущее

Некоторые выводы обзора для практики социализации семей меньшинств очевидны. Во-первых, хотя концепция авторитаризма в целом аналогична родительской враждебности, агрессии и доминированию, частое проявление авторитарных и ограничительных родительских практик в афроамериканском, китайско-американском и мексиканско-американском населении не обязательно связано с такими негативными родительскими отношениями. атрибутов.Напротив, использование авторитарных процедур продемонстрировало функциональные преимущества для американцев из числа этнических меньшинств. Во-вторых, авторитарная и ограничительная практика, хотя и распространенная среди некоторых американских групп этнических меньшинств, возникла из различных контекстуальных проблем. Для афроамериканцев использование авторитарных методов было разработано и сохранено в ответ на суровые экологические реалии, такие как низкий доход, жизненная среда в центре города и враждебная дискриминационная практика американского общества.Для американцев китайского происхождения эти практики были инициированы традиционными культурными верованиями и ценностями сыновней почтительности. Для американцев мексиканского происхождения ценность сильного патриархального присутствия в семьях, по-видимому, увеличивает использование авторитарных практик. Интересно, что практики социализации американских индейцев обычно снисходительны, в то время как сети близких родственников поддерживают покровительство. Наконец, разные методы воспитания имеют разные значения, способы использования и преимущества для детей из числа меньшинств и большинства (Chiu 1987, Ogbu 1981).Утверждение, что один метод воплощает в себе положительные результаты для одной группы, не означает, что другая группа получит или не получит выгоду от этой практики. Родительские практики должны быть тщательно изучены с точки зрения людей, которые их применяют, и условий, в которых они будут применяться. Чтобы понять социализацию этнических меньшинств, важно изучить прикладные практики социализации в их конкретном экологическом контексте (см.

.

Социализация

Социальные проблемы в новостях

«Уроки смерти Чарли Ховарда», — гласил заголовок колонки. 7 июля 2009 года в Бангоре, штат Мэн, исполнилось 25 лет со дня смерти Чарли Ховарда, открыто гомосексуального 23-летнего мужчины, которого 7 июля 1984 года трое подростков избили и сбросили с моста в реку. Ховард не умел плавать и утонул. Трое его нападавших в конце концов признали себя виновными в непредумышленном убийстве и были отправлены в исправительный центр для несовершеннолетних.Один из уроков его смерти, писал обозреватель, профессор теологии, — это необходимость бросить вызов ненавистническому мышлению, лежащему в основе гомофобии. «Трое молодых людей, убивших Чарли Ховарда, не были социальными бунтовщиками, действующими против общественных норм и ценностей», — писал он, а «были социальными конформистами, которые думали, что будут вознаграждены за действия в соответствии с нормами этого сообщества. Фактически, когда трое мальчиков вернулись в среднюю школу Бангора, сверстники и некоторые взрослые приветствовали их как героев.”(Эллисон, 2009 г.)

Почему четверть века назад трое подростков в маленьком городке избили гея и бросили его на смерть? Мы, возможно, никогда не узнаем, но кажется очевидным, что они научились ненавидеть геев в соответствии с общественными нормами тогда, а также, возможно, со стороны некоторых из многих людей, с которыми они общались каждый день. Это не было первым преступлением на почве ненависти против гея или другого человека, и не последним, но, тем не менее, оно иллюстрирует один из уродливых аспектов того, чему мы учимся у нашей культуры и у людей вокруг нас.Мы узнаем много хорошего, все необходимое для существования общества, но мы также можем научиться принимать очень вредные убеждения и практиковать очень вредное поведение.

Истории Сары Паттон Бойл и Лилиан Смит слишком хорошо иллюстрируют это. Сара Паттон Бойл родилась в 1906 году в одной из ведущих семей Вирджинии. Прадедушка был выдающимся поверенным и исполняющим обязанности губернатора штата; оба ее деда сделали блестящую военную карьеру; ее отец был уважаемым епископальным священником.Она выросла на плантации, на которой ее предки когда-то владели рабами, а в ее семье было несколько слуг-афроамериканцев.

Именно в этом окружении маленькая Сара научилась расовым предрассудкам. Ей запретили посещать комнаты для слуг, которые, как ей сказали, были грязными и зараженными болезнями. Сами слугам не разрешалось пользоваться семейной ванной или посудой, чтобы они не распространяли болезнь от микробов, которые, как они считали, содержат. Мать Сары любила своих слуг так же, как домашних животных в семье, «без малейшего ощущения, что они очень похожи на нее», и учила Сару, что афроамериканцы «принадлежат к более низкому классу людей, чем мы» (Boyle, 1962, стр. ,14). Когда Саре исполнилось 12, ей сказали перестать играть с детьми слуг, потому что она была слишком стара, чтобы быть «знакомой» с чернокожей молодежью, и затем она пережила «ужасный период обучения», в котором ее ругали, если она забыла о себе. новая, сдержанная роль. В течение следующих нескольких лет ее научили обращаться с белыми лучше, чем с черными. Когда юность Сары закончилась, она была «настолько близка к типичной южной женщине, как и все остальные к типичному чему-либо» (Boyle, 1962, стр. 14, 29). Ее расовые взгляды остались с ней на долгие годы.

Белые, такие как Сара Паттон Бойл и Лилиан Смит, выросшие на Юге до начала движения за гражданские права 1960-х годов, научились проявлять расовые предубеждения по отношению к афроамериканцам.

Лиллиан Смит познала подобные убеждения после своего рождения, за несколько лет до Сары, в богатой семье во Флориде. Она узнала о табу и манерах в расовых отношениях так же, как научилась играм, молитвам и другим детским практикам.Главный урок заключался в том, что «я был лучше, чем негр, что у всех чернокожих есть свое место, и они должны оставаться в нем … что ужасная катастрофа постигнет Юг, если я когда-нибудь буду относиться к негру как к своему социальному равному» (Смит, 1949 , стр.17). Ее родители сыграли первостепенную роль в этом учебном процессе: «Мать, которая научила меня всему, что я знаю о нежности, любви и сострадании, также научила меня мрачным ритуалам удержания негров на их месте. Отец, который … напомнил мне, что «все люди братья», обучил меня жестким, как сталь, приличиям, которые я должен требовать от каждого цветного мужчины.Они … научили меня также отделять свою совесть от моих поступков и христианство от южных традиций »(Смит, 1949, стр. 17–18). Эти расовые взгляды остались с ней на долгие годы.

Благодаря движению за гражданские права Юг, конечно же, сильно отличается от того, когда росли Сара Паттон Бойл и Лилиан Смит, но их острые описания и смерть Чарли Ховарда напоминают нам, что дети и подростки учатся всякому, хорошо или плохо, без официальных инструкций.Они учатся этому от своих родителей, друзей и других лиц своего социального окружения. То, что они изучают, составляет их культуру: нормы, ценности и символы. Социализация Процесс, посредством которого люди познают культуру своего общества. это термин, который социологи используют для описания процесса познания людьми своей культуры. Социализация происходит в обществах, больших и малых, простых и сложных, доиндустриальных и индустриальных. Это происходит в США, Бразилии, Саудовской Аравии и Индонезии.Без социализации мы не смогли бы изучить нашу культуру, и, как указано в главе 3 «Культура», без культуры у нас не могло бы быть общества. Таким образом, социализация — важнейший процесс для возможного существования любого общества.

В этой главе рассматриваются несколько аспектов социализации. Поступая таким образом, он продолжает развивать социологическую перспективу, рассмотренную в предыдущих главах, поскольку мы снова увидим способы, которыми наша социальная среда формирует наши мысли, действия и жизненные шансы.

4.1 Важность социализации

Цель обучения

  1. Опишите, почему социализация важна для того, чтобы быть полноценным человеком.

Мы только что отметили, что социализация — это способ познания культуры, но социализация также важна по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы находим 6-летнего ребенка, который почти не контактировал с людьми с самого рождения.После рождения ребенка мать сменила подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не общалась с ней. Ребенок годами оставался один днем ​​и ночью и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения среднего шестилетнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы обнаружите.

В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не мог говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков.Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забиться в угол. В-третьих, ребенок не будет знать, как играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей немного еды и посуды, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она могла плакать, но не умела смеяться. В-пятых, ребенок будет незнаком с материальными объектами нашей культуры, включая сотовые телефоны и телевизоры, и, вероятно, будет их бояться.В этом и во многих других отношениях этот ребенок разительно отличался бы от среднего шестилетнего подростка в Соединенных Штатах. Она выглядела бы человеком, но не действовала бы как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя больше как напуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем типичная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полностью функционировать как человеческие существа.Без социализации у нас не могло бы быть своего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но реальным примером таких детей, часто называемых дикими — термин, используемый для детей, которые были крайне социально изолированы. дети, к сожалению, произошли и являются ярким доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор из Аверона, который был найден блуждающим в лесу на юге Франции в 1797 году.Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и несколько лет назад его бросили родители; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем человеческий ребенок. Виктор сначала жил в учреждении, а затем в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конечном итоге было не лучше, чем в детстве, когда он наконец умер в возрасте около 40 лет (Lane, 1976).

В редких случаях дети выросли в крайней изоляции и в конечном итоге лишились некоторых качеств, делающих их полностью человечными.Это фотография Виктора из Аверона, который вышел из лесов на юге Франции в 1800 году после того, как несколько лет назад его бросили родители. Он не мог говорить, а его когнитивные и социальные навыки никогда не развивались дальше, чем у маленького ребенка, пока он не умер в возрасте 40 лет.

Другой такой ребенок, найденный более полувека назад, был назван Анной, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческой заботы почти все свои первые шесть лет жизни» (Дэвис, 1940, стр.554). После того, как ее перебрасывали из одного дома в другой в течение ее первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего деда и содержалась в маленькой безвоздушной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее рождением вне брака. что он ненавидел ее видеть. Поскольку ее мать работала весь день и выходила из дома по ночам, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто еле жива. Все эти годы ее единственной пищей было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла говорить, ходить или «делать что-либо, демонстрирующее разум» (Дэвис, 1940, с.554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, питаться и запоминать лица, но она не могла говорить и в этом отношении походила на годовалого ребенка больше, чем на семилетнего ребенка, которым она была на самом деле. , К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь двухлетнего ребенка.

Вскоре после того, как Анна была обнаружена, другая девочка по имени Изабель была найдена при аналогичных обстоятельствах в возрасте 6 лет.Она также была рождена вне брака и жила одна со своей матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя как дикое животное с незнакомцами, а в остальном больше походила на шестимесячного ребенка, чем на шестимесячного ребенка. Когда впервые показывали мяч, она смотрела на него, держала в руке, а затем терла им лицо взрослого.После этого интенсивные тренировки помогли Изабель выздороветь, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 1940).

Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, говоря другими словами, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, которые делают их людьми, и в других отношениях замедляет их социальное, когнитивное и эмоциональное развитие. Серия известных экспериментов психологов Гарри и Маргарет Харлоу (1962) подтвердила последнее утверждение, показав, что оно справедливо и для обезьян.Харлоу изучали макак-резусов, оторванных от матери при рождении; некоторые воспитывались в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми они могли обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимавшиеся с фальшивыми матерями, жили несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. В общем, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, и младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше они находились в изоляции, тем больше страдали обезьяны.Показав ужасные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу подтвердил важность социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами одичавших детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Основные выводы

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди познают свою культуру и становятся полностью человечными.
  • Прискорбные примеры крайней человеческой изоляции иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.

Для вашего обзора

  1. Согласны ли вы с тем, что эффективная социализация необходима для того, чтобы человек был полностью человечным? Может ли это предположение означать, что дети с серьезными нарушениями развития, которые не могут пройти эффективную социализацию, не являются полностью людьми?
  2. Знаете ли вы кого-нибудь с негативным отношением к расе и эт.
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о