Содержание

Мозг из машины. Нейронные сети научились писать тексты и рисовать и осваивают все новые профессии

— Вы большой любитель го и профессионально занимаетесь нейронными сетями. За кого вы болели в игре машины и человека?

— Я болел и за игрока, к которому отношусь с огромным уважением, и за коллег, которые создали программу. Правда, победа компьютера в первой партии была столь убедительна, что потом мои симпатии были уже на стороне человека. Но в конечном счете с Ли Седолем играли тоже люди — те, которые написали AlphaGo, и еще тысячи других, которые на протяжении многих десятилетий разрабатывали алгоритмы машинного обучения.

— Если уж мы коснулись времени, сколько, по вашим оценкам, потребовалось человеко-часов, чтобы написать AlphaGo?

— Если взять все уже готовые решения в области нейронных сетей и писать только ту часть, которая имеет отношение к самой игре в го, то это работа примерно для пяти человек в течении года. Хотя, возможно, в данном случае были потрачены гораздо большие ресурсы.

— С чего начинается работа над новой нейронной сетью для новой задачи?

— Сначала мы задаем архитектуру нейронной сети. Объясню, что означает нейронная сеть и что такое ее архитектура на примере алгоритма для сортировки изображений по двум категориям. Нейронная сеть состоит из множества подпрограмм — нейронов, объединенных в слои.

Нейроны первого слоя — это относительно простые участки кода, которые «смотрят» на группы пикселей и по некой формуле из этих пикселей получают число. Например, усредняют какие-нибудь параметры.

Дальше есть следующий слой, нейроны которого смотрят уже не на изображение, а на нейроны первого слоя и думают примерно так: «Если для пикселя N на изображении сработали нейроны 18 и 20 первого слоя, то, значит, должен загореться и я». Так мы переходим все выше и выше и добираемся до последнего слоя. Он опять «смотрит», какие нейроны предыдущего слоя среагировали на изображение, и принимает окончательное решение — скажем, на фотографии запечатлена зима или лето. То, сколько слоев используется, сколько нейронов в каждом слое, что из себя представляет каждый нейрон каждого слоя, как образуются связи между слоями — это и есть архитектура сети.

— А как нейроны понимают, что искать? Их заранее программируют отыскивать на изображении фрагменты, на которых много белого или много зеленого цвета?

— Нет, изначально нейроны не ищут на изображениях ничего конкретного. У них нет понятия цветов или границы. Задача экспертов подобрать лишь «типы» нейронов, можно сказать общий вид формул: исходя из накопленного опыта, программисты решают, что такие формулы будут хорошо справляться с такой задачей. Поэтому, когда мы первый раз запускаем нейронную сеть с такими, по большому счету, случайными настройками, результат ее работы тоже получается случайным — 50 на 50. Поэтому нейронную сеть нужно обучать.

— Как происходит это обучение?

— Мы даем нейронной сети много изображений и говорим, на каких из них лето, на каких зима, и дальше начинается автоматический подбор и изменение параметров нейронов. Программа решает, что теперь какой-нибудь третий нейрон первого слоя будет работать немного по-другому. Параллельно мы смотрим, стала ли нейронная сеть лучше классифицировать «увиденное». Если да, то отлично: фиксируем эти изменения и переходим к следующему нейрону первого слоя. После того как все изменения на нем перестали приносить пользу, программа переходит ко второму слою и «крутит ручки» там. Так программа проходит через все слои и в конце концов понимает, что никакие изменения параметров уже не улучшают качество распознавания образа. Все, на этой порции данных нейронная сеть обучилась.

— И такую нейронную сеть уже можно использовать для решения конкретных задач?

— Можно использовать, а можно еще как-нибудь улучшить. «Досыпать» новых данных, добавить слоев, добавить нейронов, «покрутить» различные типы формул. Сбор данных, подбор параметров и обучение нейронной сети занимают очень много времени, а сама же она работает очень быстро.

По сути, нейронная сеть — это просто набор отобранных формул, моментально просчитывающих изображение. Можно привести такую аналогию, как вскрытие кодового замка с четырьмя цифрами: подбирать эти значения очень долго, а открыть замок, когда мы уже знаем код, — дело секунды.

— Если нейронные сети — это просто хорошо подобранный набор формул, то как они способны видеть, то есть воспринимать новые, не виденные раньше изображения?

— По-видимому, после обучения нейронная сеть начинает воспринимать изображения примерно так же, как человек. Искать там всякие кружочки, градиенты, линии, хотя ничего такого в ее код не закладывалось. Нейроны первого слоя становятся детекторами совсем примитивных элементов изображений, нейроны второго слоя складывают из них уже более сложные объекты и так далее. Одни нейроны средних слоев в результате обучения начинают реагировать на глаза, другие — на буквы, а третьи — на то, что мы бы назвали предметами мебели. Я, конечно, сейчас сильно упрощаю, но в целом картина именно такая. Мы просто дали набор начальных формул, задали правила, по которым они могут меняться, загрузили набор размеченных изображений, а дальше нейронная сеть сама поняла, насколько важны уголки, перепады цвета или еще невесть что.

— Кто-нибудь пытался понять, что происходит внутри нейронной сети во время обучения?

— Такие работы периодически проводятся, но этим занимаются не слишком часто, потому что это знание, как ни странно, мало что дает. Оно удовлетворяет естественное любопытство, иногда дает очень красивые картинки того, на что реагируют нейроны, но не помогает эффективнее учить следующие нейронные сети.

Профессии Красной книги

— Что уже умеют делать нейронные сети?

— В первую очередь, они очень хорошо распознают изображения и при сравнимом размере обучающей выборки уже обыгрывают в этой задаче человека. Именно на нейронных сетях в «Яндексе» построен поиск по изображениям — мы используем их для фильтрации нежелательного контента. Кроме того, в последние годы стремительно развивается технология распознавания речи. Если говорить о несколько более экспериментальных применениях, то сейчас и в «Яндексе», и во многих других компаниях делают эксперименты по генерации изображений, речи или текстов, ведь информацию через нейронные сети, грубо говоря, можно проводить в любую сторону. В классической задаче мы даем на входе изображения, которые нужно распознать — как-то классифицировать или описать, а здесь наоборот: мы даем, скажем, описание изображения и его набросок, и алгоритм генерирует по нему картинку. Так, нейронные сети сейчас учатся писать стихи и прозу, сочинять музыку и уже неплохо рисуют картины в заданных стилях какого-нибудь художника.

— Художники, поэты, музыканты в опасности. Журналистам стоит переживать?

— Ситуация, когда машина начнет писать неплохой связный текст на заданную тему, думаю, вполне возможна. Это и без нейронных сетей уже сейчас делают в «Яндексе», когда готовят сводки погоды или описание ситуации на дорогах. Но мне кажется, основное для журналиста — не написать сам текст, а найти его тему. Этого нейронная сеть не умеет: формулирование задачи для программы всегда остается за человеком.

Участник немецкой рок-группы Compressorhead, состоящей из роботов, на Ночи музеев в Москве. Фото: Sergei Ilnitsky/EPA

— Если отойти от творческих профессий, могут нейронные сети справляться с аналитическими задачами в банках, коммерческих компаниях? Кажется, компьютер для этого идеально подходит.

— Правило, по которому можно определить, где нейронная сеть потенциально сильна и где не очень, примерно следующее. Когда принимают решение по определенной проблеме, есть два подхода: первый — полагаться на экспертное мнение человека, который видел много всего похожего. Его чувства, знания и опыт помогут сделать оптимальный выбор. Во втором случае принятие решения строится на каких-то статистических методах, четко выработанных правилах, без эмоций и фантазий. Вот во втором случае нейронные сети, видимо, не будут давать хороших результатов, а в первом они вполне успешно могут заменить экспертов. Другое дело, что и тут нейронная сеть может помочь: она позволяет оценить отдельные факторы, которые могут серьезно повлиять на принятие решений.

— Получается, нейронные сети лучше справляются с абстрактными задачами, построенными на опыте, и хуже — с предельно формализованными, алгоритмическими?

— Можно сказать и так. Я, например, не очень верю, что нейронная сеть скоро придет в системы одобрения кредитов в банках. Подозреваю, там еще долго будут доминировать другие способы машинного обучения, совмещенные с экспертным мнением, потому что сигналы в этой задаче уж очень разные: кредитная история, доход, возраст, поведение человека. Нейронные сети пока не предсказывают погоду (хотя могут использоваться в подсчетах отдельных влияющих на прогноз факторах), в любых задачах, где нужно учитывать огромное количество данных разной статистической природы. Я, например, не смогу сколь-либо надежно предсказать какое-нибудь социальное событие, изменение курса валюты или чей-то результат на экзамене, опираясь на открытые данные, вот и нейронная сеть тоже, скорее всего, не справится.

Компьютер в нашей голове

— Ход 37 во второй партии между AlphaGo и Ли Седолем. Говорят, он решил исход игры и был абсолютно инопланетный

— Да, он не очень очевидный, не очень стандартный — красивый.

— Вероятность этого хода AlphaGo оценивала в 1/10000. Почему она вообще не выкинула его из рассмотрения?

— Видимо, многие другие ходы оказались еще менее вероятными. Я не знаю деталей, но можно предположить, что программа на каждом шаге проверяла, скажем, N самых вероятных ходов. Этот ход, хоть у него и низкая вероятность, все равно попал в топ, и при дальнейших расчетах именно он оказался самым выгодным. То есть было несколько самых очевидных ходов, которые «перетягивали» на себя почти всю вероятность, но на деле не были такими удачными.

— Было бы здорово прикрутить к AlphaGo дополнительный модуль на нейронных сетях, который будет комментировать игру и объяснять, почему программа сделала тот или иной выбор.

— Можно так сделать, но эти комментарии будут слишком конкретными. Что-то вроде: «Проверяем этот ход, потому что его вероятность такая-то, соперник на него ответит вот сюда, и тогда нужно будет ходить уже сюда и вероятность выигрыша в такой позиции 51%». Не очень увлекательно. Просто чем интересны комментарии человека? Во время обучения го учитель объясняет ученику разные типовые комбинации камней на доске, и, поскольку игра пришла с Востока, для них есть очень восточные и красивые названия. «Прыжок обезьяны», «Гнездо журавля», «Пасть тигра», «Бамбук»… Первую линию от края доски называют линией смерти, вторую — поражения, третью — линией территории, четвертую — влияния, и пятую, и дальше — линиями приключений. Просто, когда люди начинают учиться го, они еще не могут опираться на свой опыт в игре и исходят из аналогий — так легче понимать азы.

— Компьютер такого поэтического понимания игры, получается, начисто лишен.

— Я думаю, что на верхнем уровне сознание компьютера и сознание мастеров го в чем-то похожи.

Мне кажется, они предельно сконцентрированы на позиции и вряд ли позволяют себе использовать какие-то аналогии или философские размышления. Им это не нужно. Очень любопытно бывает смотреть за отличиями игрока начинающего и игрока серьезного уровня. Начинающий игрок на ход, который требует очевидной реакции, отвечает моментально. Опытный игрок на этот же ход может ответить после очень долгих размышлений, но точно таким же образом. Просто он привык всегда проверять все варианты.

Александр Крайнов. Фотография: Яндекс

— Значит, лучшие игроки го действуют как компьютеры?

— В какой-то степени. Всякие красивые формулировки им не особо нужны. Есть, например, такое правило: «Лучший ход соперника — это твой лучший ход». Оно означает, что иногда бывает тяжело найти хороший ход в своей позиции и тогда имеет смысл посмотреть на доску глазами соперника, выбрать лучший ход для него и предвосхитить его сильный ход. Но верхним данам такие мнемонические правила уже не нужны, так же как взрослым людям не нужны какие-то красивые истории и сказки — вроде указания смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, — мы делаем это на уровне рефлексов. Другое дело, когда мы вторгаемся в новую, неизвестную область, то пытаемся понять ее из нашего прошлого жизненного опыта.

Извлечение смысла

— Мы говорили про нейронные сети и го, про нейронные сети и тексты, про банки, но ничего не сказали про поисковики. Нейронные сети помогут улучшить их алгоритмы?

— Да, конечно, здесь нужны алгоритмы, которые умеют извлекать смысл — это самое перспективное направление нейронных сетей сейчас. Классический поиск ищет страницы, на которых содержится слово из запроса, его синонимы или, скажем, переводы на другой язык. Но что будет, если в запросе была метафора или некий вопрос, ответ на который вообще не подразумевает слов запроса? Например, «Какую мыльную оперу посмотреть на выходные?» Здесь на помощь приходят нейронные сети, которые могут сопоставлять текст запроса с текстом страницы по смыслу. Для этого их учат представлять тексты в виде вектора (фиксированного по размеру набора чисел), и если в получившемся многомерном пространстве запрос и страница оказываются рядом, то значит, они про близкие вещи.

— Разве можно каждое явление мира достоверно отобразить в наборе цифр? Кажется, что некоторым разным вещам будут сопоставляться одни и те же координаты — просто в мире бесконечно много разных явлений и их комбинаций.

— Не стоит недооценивать информационную емкость векторов. При небольшой с виду размерности вектора она может быть больше, чем количество достойных внимания сущностей.

Я считаю, что маловероятно существование какого-то известного человеку явления или объекта, которые бы ни разу не встречались в запросах поисковых систем.

А во время наших экспериментов с пользовательскими запросами мы получали из них и удаленные друг от друга координаты, и близкие, но никогда не получали двух абсолютно одинаковых векторов для разных запросов. Это говорит о том, что возможных векторов может быть сильно больше явлений. Поэтому у нас сейчас стоит задача не научить компьютер различать какие-то вещи, а наоборот — показать, что некоторые из них означают примерно одно и то же. Сократить количество сущностей. Например, мы говорим человеку: «Купи, пожалуйста, молока». Он же не будет нас переспрашивать: «В прошлый раз ты сказал: «Сходи за молоком» — в чем разница?» Он понимает, что это абсолютно одно и то же.

— Но будут ли такие системы по-настоящему понимать смысл?

— Они будут не понимать смысл, а извлекать смысл. Сейчас объясню. Рассмотрим еще раз близкую нам тему поиска.

У нас есть страница, есть поисковые запросы, и нужно понять, насколько они близки друг другу. Нужно ли нам для этого понимать, что именно было в запросе? Вообще-то нет. Нам нужно найти такой текст, который ближе всего к тексту запроса по смыслу.

Или, например, мы строим робота с голосовым управлением. Нужно ему понимать команды? Опять нет. Ему нужно просто научиться действовать в соответствии со словами человека. Блок извлечения смысла просто будет связывать сущности разной природы: запрос и результат поиска, команду и действие.

— Если бы вам нужно было выбирать, кому довериться: роботу-врачу или врачу-человеку, которые принимают решения по лечению одинаково эффективно и с одинаковой вероятностью ошибки, кого бы вы выбрали?

— Я понимаю, что это уход от вопроса, но я бы предпочел доверяться живому врачу, который опирается на анализ ситуации, сделанный с помощью искусственного интеллекта.

Я бы хотел, чтобы решение принимал человек — у него по определению больше наблюдений, больше органов чувств и каналов информации.

Он может, например, подсознательно отметить оттенок моей кожи и сделать по нему важный вывод, а в базе робота даже не будет таких данных. Поэтому финальное решение должно быть за человеком, а программа просто будет помогать ему извлекать информацию из определенных факторов

— Нет ли у вас сомнений насчет безопасности искусственного интеллекта? Терминатор, роботы, захватывающие мир, и все в этом духе?

— У меня нет никаких сомнений. Мне очень нравится, как сейчас развиваются события. Пользы от искусственного интеллекта уже сейчас навалом, а вред только выдуманный, по крайней мере, я реальных примеров вреда пока ни разу не встречал.

— То есть целеполагание машин всегда будет за человеком?

— Безусловно.

 Михаил Петров

Календарно – тематическое планирование по русскому языку
1.Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
2.Выделять предложения с однородными членами.
3.Звуки и буквы. Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие; твёрдые/мягкие.
4.Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
5.Состав слова. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
6.Лексическое значение слова. Определять значение слова по тексту. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
7.Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
8.Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста
9.Части речи. Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

10. Распознавать грамматические признаки слов с учетом совокупности выявленных признаков; относить слова к определенной группе основных частей речи. Проводить морфологический разбор
11.Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы/

Календарно – тематическое планирование работы по математике

1.Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)

2. Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
3.Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
4.Читать, записывать и сравнивать, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
5.Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата
6.Читать несложные готовые таблицы / сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм
7.Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)
8.Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; решать задачи в 3–4 действия
9.Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
10.Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)
11. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Работа с информацией.

 

Календарно – тематическое планирование работы по окружающему миру

1. Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии.
2.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
3.Определение по рисунку объектов, созданных природой
4.Работа с таблицами. Заполнение таблиц по исходным данным.

5.Определение плана действий. Восстановление последовательности действий.
6.Работа с картой.
7.Определение животных по рисунку. Территория обитания животных.
8.Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие
9.Мини сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Описание опытов.
10.Мини сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Описание опытов.
11.Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме.
12. Проверочная работа.

Фрагмент урока русского языка, 2 класс Тема Синонимы и антонимы

Этап урока, цель этапа

Формы организации деятельности учащихся

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная,

Г-групповая,

П-парная)

Методы и приемы обучения.

Средства обучения

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

I.Орг. момент

Цель: эмоциональный настрой, мотивация к учебной деятельности

Ф.

Словесный  (беседа).

 

-Здравствуйте, меня зовут, Ульяна Алексеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

— Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

— Откройте тетради, запишите: число и вид работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Да!

Пр.: осознание важности познания нового.

П.: стремление к познанию нового.

Р.: проверка готовности к уроку. Самостоятельная организация своего рабочего места.

К.: умение слушать и понимать учителя. Умение высказывать свою точку зрения.

Л.: проявление интереса к учебной деятельности. Мотивация к обучению.

II. Выход на тему, формулирование темы, целеполагание, планирование учебной деятельности

Цель: включение учащихся в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности.

Ф, Г.

Словесный, беседа.

Наглядный, раздаточный материал.

Интерактивная доска.

1. Выход на тему

Ребята, давайте запишем ещё одно предложение.

Легковой автомобиль мчится по шоссе.

-Найдите и подчеркните грамматическую основу.

-Что-нибудь необычное вы увидели в этих предложениях?

-Молодцы. Что такое машина, автомобиль?

-Что обозначают слова едет, мчится?

-Чем отличается значение слова мчится от лексического значения слова едет?

-Как произносятся эти слова?

-Близки по смыслу?

-Кто-нибудь догадался, как называются такие слова?

-Проверим наше предположение, прочитав правило на странице52 учебника.

-Так что же такое синонимы?

 

 

 

2. Формулирование темы

Сформулируем тему урока.

3. Целеполагание

— Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

4. Планирование учебной деятельности

— Желаю вам удачи в достижении целей, вот только чтобы их достичь, мы должны спланировать свою деятельность.

Давайте вставим недостающие слова. Кто хочет выйти к доске?

— Согласны? Будем работать по такому плану?

Учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Находят грамматическую основу.

Легковой автомобиль мчится по шоссе.

Учащиеся читают предложения, анализируют, сравнивают и находят ответы на вопросы.

-В предложениях говорится об одном и том же, только разными словами.

-Транспортное средство.

-Движение.

-Мчится значит едет очень быстро.

— По-разному.

-Да.

— Синонимы.

Учащиеся открывают учебники и читают правило.

— Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но близки по смыслу.

 

 

 

 

 

 

Синонимы

Познакомиться с термином «синоним»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала мы изучим (новое), потом закрепим (изученное) подведем (итоги).

 

 

 

Пр.: грамотная формулировка темы.

П.: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.

Р.: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и еще не усвоено учащимися. Планирование – определение последовательной деятельности с учетом конечного результата.

К.: сотрудничество в совместном решении проблемы.

Л.: желание приобретать новые знания и умения.

III. Открытие нового знания

 

Ф.

Словесный, беседа. Наглядный.

Интерактивная доск , учебник.

Откройте учебник на с. 52,

Упр. 66

— Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же?

Одинаково или по-разному они произносятся?

Запишите слова ключ, родник, источник.

Эти слова разные по написанию? А по значению?

Как называются такие слова? Посмотрите, как записать этот термин грамотно. Запишите его.

В русском языке существует словарь синонимов.

— У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.

 

 

 

Родник, ключ.

 

 

 

 

 

(по написанию разные, но близкие по смыслу)

Пр.: знакомство с новой информацией по теме урока

П.: умение ориентироваться в учебнике, работать с текстом.

Р.: планирование и контроль своих действий в соответствие с поставленной целью.

К.: умение оформить свои мысли в устной форме, умение высказать свою точку зрения.

Л.: самоопределение, желание приобретать новые знания, умения.

IV. Закрепление изученного материала

Цель: включение нового материала в систему знаний

Ф, П, Г.

Словесный, беседа.

Учебник

Поработайте в парах, Упр. 68 (с. 53).

— Являются ли слова каждой пары синонимами?

Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары.

Упр.69

 

 

Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.

Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей. Анализ сравнения объектов по разным признакам. Структурирование знаний.

Р.: планирование и контроль своих действий в соответствие с поставленной целью.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь учителя и учащихся, умение высказывать свою точку зрения, умение участвовать в коллективном и групповом обсуждении.

Л.: самоопределение, желание совершенствовать умения.

VI. Итог урока. Рефлексия

Ф, И.

Словесный, беседа.

Карточки для самопроверки.

Какой новый термин узнали на уроке? Кто может привести свои примеры синонимов?

Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

Оцените свою работу. Если вы работали активно, все поняли — поднимите зеленый стикер, если у вас были трудности, но в целом довольны своей работой, поднимите желтый стикер, если вы совсем ничего не поняли и работали пассивно – красный.

Урок окончен.

 

Синонимы

Разные по написанию и близкие по смыслу.

 

Да

 

 

Оценивают

П.: осознание важности проделанной работы

П.: умение ориентироваться в полученных знаниях.

Р.: умение осуществлять самооценку и взаимооценку.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь учителя и учащихся. Умение высказывать свою точку зрения.

Л.: интерес к учебной деятельности, нравственно-этическая ориентация. Оценивание усвоенного содержания.

САМОУПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое САМОУПРАВЛЕНИЕ?

САМОУПРАВЛЕНИЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, -я, ср.

2. Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-н. организации, коллективе. Студенческое с.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

Синонимы:
  • САМОУПРАВЕЦ
  • самоуправленческий

Смотреть что такое «САМОУПРАВЛЕНИЕ» в других словарях:

  • самоуправление — самоуправление …   Орфографический словарь-справочник

  • САМОУПРАВЛЕНИЕ — При исследовании генезиса и семантической эволюции нау чных, общественно политических и технических терминов необходимо сочетать историко морфологический анализ слов с культурно историческим изучением самих соответствующих предметов, явлений или… …   История слов

  • Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают,[1] такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними целеполагание осуществляется самим объектом… …   Википедия

  • Самоуправление — управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно. По английски: Self management Синонимы: Общественное самоуправление См. также:… …   Финансовый словарь

  • самоуправление — автономия, республика; автокефалия, самостоятельность, суверенитет, гомруль, самоволие, суверенность, независимость. Ant. зависимость Словарь русских синонимов. самоуправление см. независимость Словарь синонимов русского я …   Словарь синонимов

  • Самоуправление — (self government) Термин относится как к отдельному человеку, так и к группе лиц или к организации. Самостоятельная личность – это в сущности тот, кто в состоянии действовать по собственному усмотрению. Самостоятельная организация – та, которая в …   Политология. Словарь.

  • САМОУПРАВЛЕНИЕ — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно территориальной единицей местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого… …   Современная энциклопедия

  • САМОУПРАВЛЕНИЕ — самостоятельность какой либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно территориальных единиц местное самоуправление …   Большой Энциклопедический словарь

  • САМОУПРАВЛЕНИЕ — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самоуправления, ср. (Право). 1. Узаконенный порядок, по которому какие нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление… …   Толковый словарь Ушакова

  • Самоуправление — институт государственного права. термин С.(Selbstverwaltung; по франц. нет соответственного слова) на континентеЕвропы довольно нового происхождения (в Германии с 1850 х гг., в Россиис 1860 х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; как… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Самоуправление — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой–либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно–территориальной единицей местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Менеджмент – это синоним русского слова «управление». Менеджмент проектов разработки программного продукта имеет как общие аспекты, присущие всем видам менеджмента, так и специальные особенности

Основные понятия менеджмента

1.1. Введение
Менеджмент это синоним русского слова «управление». Менеджмент проектов разработки программного продукта имеет как общие аспекты, присущие всем видам менеджмента, так и специальные особенности, характерные именно для процессов разработки программного продукта. В этой теме рассматриваются основные понятия менеджмента применительно к разработке программных продуктов.
Рассматриваются следующие учебные вопросы:


      • Определение понятия «менеджмент»

        • Виды менеджмента

          • Функции менеджера

            • Модели менеджмента

          1. Понятие и виды менеджмента

            • условиях развитого рынка программного обеспечения и жесткой конкуренции важнейшее значение имеют:

                • возможность получения максимальной прибыли;

                  • сроки разработки;

                    • тесное взаимодействие с другими коллективами разработчиков.

                  При профессиональной разработке программного продукта в крупных фирмах и компаниях предъявляются дополнительные требования к процессу разработки:


                  • наличие формализованной модели для разработки программного продукта;

                  • наилучшая расстановка приоритетов и ресурсов;

                  • принятие ясных и документированных решений;

                  • соблюдение многочисленных стандартов;

                  • обеспечение эффективного взаимодействия между командами разработчиков, быстрое создание и вхождение в процесс разработки таких команд;

                  • тесное взаимодействие с группами поддержки и продаж.

                  Выполнение этих требований предполагает эффективное (по определенному критерию) управление процессом . Каждая фирма строит свою деятельность, ориентируясь на основной критерий – прибыль. Получение прибыли связано с необходимостью производить для рынка товары (например, программный продукт) и услуги (например, консультации по программному продукту). Как правило, речь идет о производстве только той продукции, в которой нуждается потребитель.


                  Стратегия предпринимательской деятельности фирмы строится исходя из задачи увеличения прибыли, объединяющей пять направлений

                  [4]:



                  • стратегия в области исследования и развития;

                  • оперативная стратегия;

                  • финансовая стратегия;

                  • маркетинговая стратегия;

                  • стратегия человеческих отношений.

                  Согласно этим направлениям, управление фирмой можно поделить на три составные части:


                  • производственную;

                  Определим менеджмент как систему принятия решений в области управления фирмой:


                  Менеджмент это система принятия управленческих решений.

                  Таким образом, можно выделить три вида менеджмента:


                  • производственный менеджмент;

                  • финансовый менеджмент;

                  • маркетинговый менеджмент.

                  Управленческие решения принимают люди. Поделим всех служащих компании на четыре уровня.


                  • Высший менеджмент (президент фирмы, председатель совета директоров, исполнительный президент, вице-

                  президенты). В его задачу входит определение генеральной линии компании.

                      • Управляющие среднего звена (менеджеры структурных подразделений). В их задачу входит координация и стратегическое планирование деятельности структурного подразделения.

                      • Управляющие первичного звена (менеджеры проектов,

                    менеджеры-координаторы). Одна из важнейших задач этой категории управляющих – планирование на уровне программных проектов. Далее мы сконцентрируемся в основном на изучении обязанностей менеджеров проекта.


                        • Инженеры (внеменеджментовые служащие). Именно инженеры заняты разработкой и созданием программного продукта.

                      1. Функции менеджмента

                        • кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри

                        Файоля:


                        «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».
                        В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления.


                        Анри Файоль по образованию был горным инженером.

                        Автор первой законченной концепции менеджмента, в

                        которой он выделил ставшие уже классическими

                        понятия

                        “функции

                        управления”,

                        “принципы

                        менеджмента”. Известен также как практический

                        менеджер и преподаватель управленческих дисциплин.

                        Анри Файоль

                        Основные работы вышли в период 1916 – 1930 г.г. В

                        (Henri Fayol)

                        1916 был опубликован труд Файоля «Основные черты

                        (1841-1925)

                        промышленной администрации –

                        предвидение,

                        организация, распорядительство, координирование, контроль». Этот труд – основной вклад Файоля в науку об управлении.
                        Выделенные Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего.
                        Рассмотрим их подробнее.

                        1. Прогнозирование и планирование

                          • работе менеджера прогнозирование и планирование тесно

                          связаны.


                          Прогнозирование взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.

                          Планирование разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого.
                          Иногда прогноз основан на хорошо изученных закономерностях и осуществляется наверняка . Никто не сомневается, что вслед за ночью наступит день. Методы прогнозирования движения космических аппаратов разработаны настолько, что возможна автоматическая стыковка кораблей. Однако проблемы, встающие перед менеджером проектов разработки программного продукта, обычно не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз.
                          Простейшие методы прогнозирования основаны на восстановлении зависимостей путем экстраполяции. В случае управления разработкой программных продуктов экстраполяция возможна, только если есть в наличии достоверные данные ( метрики) о ранее разработанных продуктах. Именно поэтому измерение процессов разработки имеет столь большое значение.
                          Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование
                          – это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.
                          Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.


                          1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы

                          (или ваша фирма) хотите достичь? Это – самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.


                          1. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

                          1. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

                          1. Составление программы работ (плана мероприятий). В

                          каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?


                            1. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

                            1. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

                            1. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

                            1. Контроль за выполнением плана. Выполняется ли план?

                          Имеются ли основания для внесения необходимых изменений? Контроль как функция менеджмента будет обсуждаться в одном из следующих разделов.


                          1. Создание организационных структур

                          Эту функцию менеджмента превосходно выразил великий


                          полководец А.В.Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр».
                          Таким образом, каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленьких организациях менеджер может сам рассказать каждому об его обязанностях.
                          Возможности психики любого человека ограничены – психологи установили, что число непосредственных подчиненных у начальника,
                          который ежедневно с ними работает, должно быть не более семи (если больше – деловой контакт оказывается поверхностным). Поэтому создают иерархические системы управления – рядовой работник действует под началом руководителя первичного звена, тот имеет дело с руководителем среднего звена и так далее до высшего менеджмента.
                          Обычно у первого лица предприятия (менеджера, генерального директора) четыре непосредственных помощника:

                          • по производству (технический директор или главный инженер),

                          • по финансам (финансовый директор, иногда главный бухгалтер),

                          • по маркетингу (директор по маркетингу, иногда начальник отдела сбыта),

                          • по персоналу (начальник управления кадров, директор по кадрам).
                          Каждому из них подчиняются свои службы, состоящие из отделов, групп и иных структур.
                          Письменные инструкции, указывающие обязанности сотрудников и правила действий в тех или иных случаях, также имеют целью согласованность действий и обеспечивают единство фирмы как хозяйствующего субъекта. Организационную структуру фирмы можно сравнить со скелетом живого существа, но только скелет рукотворный – его создает и меняет главный менеджер.

                          1.3.3. Руководство командой


                          Команда это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы , взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот, плохой подбор команды может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера . Если приказы не исполняются, файлы теряются, встречи срываются из- за бестолковости сотрудников, то ожидать эффективной работы фирмы невозможно.
                          Создание команды одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда – его основной инструмент работы. Недаром , меняя место службы, менеджер часто «перетаскивает» за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность . Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм весьма высок.
                          Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов,
                          которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресата с помощью компьютера и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями , быть ясными, четкими и по возможности короткими. Иногда нужна вводная часть, разъясняющая необходимость данного приказа.
                          Важные приказы, особенно касающиеся сложных проблем, необходимо оформлять письменно. Связано это, прежде всего, с тем, что каждый из собеседников запоминает разговор по-своему. Обычно в памяти остается то, что выгодно данному лицу.
                          Приказы оформляются по правилам, принятым в делопроизводстве. Необходимо помнить, что некоторые виды приказов,

                          • частности, по кадровому составу, могут быть обжалованы в суде.

                              • деятельности многих менеджеров переплетены решения управленческих и профессиональных задач. Например, главный инженер химического завода – не только менеджер, но и инженер. Главный врач больницы должен уметь не только управлять, но и лечить. Менеджеры такого типа должны время от времени демонстрировать свои возможности в профессиональной деятельности, а проявленная ими некомпетентность сильно снижает уважение сотрудников.

                          1. Координация

                          Одно из основных условий успешной деятельности организации
                          согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели – цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
                          Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.
                          Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров. Не так легко грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д. Это – наука и искусство, которыми должен владеть хороший менеджер.
                          Координация действий менеджеров происходит и при подготовке документов планов, приказов, предложений, направляемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей и др.
                          Обычно один из сотрудников – назовем его Исполнителем – готовит первоначальный вариант документа. Он размножается и рассылается на отзыв заинтересованным в нем менеджерам, а иногда и в другие организации. Исполнитель составляет сводку отзывов, с одними из замечаний соглашается, против других высказывает возражения. Затем собирают так называемое «согласительное совещание», на которое приглашают всех тех, с чьим мнением Исполнитель не согласен. В результате дискуссии по ряду позиций достигается компромисс, и возражения снимаются.

                          1.3.5. Контроль


                          Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так , как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля. Например, надо регулярно – раз в день, неделю или месяц – возвращаться к плану и выявлять нежелательные отклонения от запланированного.
                          Есть два основных подхода к отклонениям:

                          • Во-первых, можно стремиться к возврату на плановую траекторию движения. Для этого понадобятся дополнительные ресурсы – материальные, кадровые, финансовые. Иногда такие ресурсы создают согласно плану, заранее предвидя возможность осложнений.

                          • Во-вторых, можно изменить сам план, заменив намеченные рубежи на другие, реально достижимые в создавшейся обстановке. Возможность такого подхода зависит от того, насколько для фирмы важен план – является ли он «законом» или же только «руководством к действию», задающим желательное направление движения.

                          На менеджере лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. Но этого недостаточно. При планировании собственной работы менеджеру следует предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем не только членов своей команды, но и всех остальных. Могут применяться как официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы, например, выборочная инспекция разработанного программного кода. Надо отметить, что беседа с менеджером, стоящим на иерархической лестнице на несколько ступенек выше, производит большое положительное воздействие на сотрудника.


                          В Великобритании считается, что генеральный директор должен побеседовать с каждым сотрудником хотя бы раз в год. К сожалению, в России подобные собеседования не приняты.
                          1.4. Модели менеджмента
                          Основы менеджмента были заложены в начале XX века в европейской и американской науке. История менеджмента связана с древним Египтом и философами античности. В настоящее время можно говорить об особенностях европейского, американского, японского и
                          российского менеджмента. Остановимся на каждой модели немного подробнее.

                          1.4.1. Особенности европейского менеджмента


                          Европейский менеджмент имеет очень хорошую теоретическую базу, основанную на работах Макса Вебера (Германия), Анри Файоля (Франция), Кароля Адамецки (Польша) и многих других.
                          Приведем несколько принципов управления Файоля, упор на которые является основой европейского менеджмента [5]:

                            • Дисциплина, т.е. послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции.

                              • Вознаграждение персонала, в том числе справедливая зарплата.

                                • Справедливость: сочетание доброты и правосудия.

                                  • Корпоративный дух, т.е. гармония персонала, его сплочение.

                                    • Подчиненность личных интересов общим. Интересы отдельного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.

                                    1. Особенности американского менеджмента

                                    Менеджеры как социальная группа составляют в Америке около


                                    15% работающего населения. Условием квалифицированного руководства считается соблюдение трех правил:

                                    • Анализируй состояние инженеров, запросы рынка, процесс создания программного продукта.

                                    • Разделяй обязанности среди подчиненных.

                                    • Контролируй исполнение.

                                    Американский менеджмент поощряет конкуренцию среди инженеров [5]. Конкуренция представляется им необходимым условием социального и личностного развития. Это приводит к ряду негативных явлений, например, сокрытию информации друг от друга и поиску более легкого , а не оптимального пути решения задачи. Наиболее слабым местом американского менеджмента является неполное использование человеческого фактора в управлении.


                                    Об особенностях американского менеджмента в области разработки программного обеспечения и о влиянии передовых информационных технологий на современный бизнес достаточно подробно рассказано в книге Билла Гейтса (Bill Gates) [1].
                                    1.4.3. Особенности японского менеджмента
                                    На основе анализа деятельности японских компаний, И. Олстон сформулировал пять основных принципов японского менеджмента [5].

                                    • Работник достаточно разумен, он самостоятельно увеличивает производительность и качество своего труда. Три административных метода помогают претворить этот принцип

                                    кружки качества; практика стимулирования всех работников к


                                    совершенствованию профессиональных умений и навыков. Здесь очень интересно то, что японская традиция «минарай» – наблюдение за опытными работниками с целью освоения их навыков – очень близка русской традиции наставничества;
                                    практика перевода работников с одного места на другое. Работник повышает квалификацию, меняет специализацию и продвигается по служебной лестнице.

                                    • Работник стремится сделать свою работу лучше. Методы реализации этого принципа:

                                    пожизненный найм работников; премирование рабочих в случае повышения


                                    прибыли фирмы. Заметим, что в неблагоприятной ситуации руководящий состав получает значительно более урезанную зарплату, чем рабочие.

                                    • Работники образуют «семью». Методы реализации принципа: работники фирмы оказывают новичку помощь,

                                    сочувствие и поддержку, ожидая от него в дальнейшем проявления такого же поведения по отношению к ним;


                                    свободное время работники фирмы проводят вместе;
                                    взаимные обязательства фирмы и работников. Если сотрудник фирмы вступает в брак или у него рождается ребенок, то он получает денежную прибавку, поскольку его расходы возросли.

                                    • Группа важнее отдельной личности. Этот принцип основан на традиционной японской ценности – никто не должен быть эгоистичным и думать только о себе.

                                    • Партнерство и сотрудничество в производственных отношениях.

                                    1.4.4. Особенности российского менеджмента
                                    Понимание необходимости целенаправленной подготовки специалистов для управленческой деятельности на научной основе сложилось в нашей стране лишь в 60-е годы XX века. Российский менеджмент должен учитывать особенности национальной психологии, исторический опыт, традиции и ценности, которые веками складывались в России. Существует ряд приоритетных ценностей, на которые российский менеджмент должен опираться [5]:


                                      • Социальные права личности.

                                        • Честь и достоинство личности.

                                          • Согласие и сотрудничество в обществе.

                                            • Справедливость, основанная на понимании и принятии правовых норм.

                                            • Профессионализм и мастерство. Коллективизм, поддержка и взаимопомощь.

                                              • Духовность и психическое здоровье в основе деловой и поведенческой практики.

                                              1. Заключение

                                              Менеджмент проектов разработки программного продукта имеет все основные характеристики, присущие менеджменту вообще, а также некоторые специальные аспекты, связанные с особенностями процесса разработки программного обеспечения.


                                              Прекрасную формулировку особенностей менеджера проектов разработки программного продукта дал Том де Марко в своей книге «Сделать в срок» [6].

                                              Части тела, необходимые для управления проектами:
                                              Для руководства нужны сердце, нутро, душа и нюх. Руководить надо сердцем.

                                              Чувствовать нутром.


                                              Вкладывать в команду и проект душу.
                                              Иметь нюх на всякую ерунду и бессмыслицу.

                                              1.6. «Карта памяти» по теме 1

                                              16


                                              1. Список использованной и дополнительной литературы

                                                1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

                                                1. Одинцов И. Профессиональное программирование. Системный подход.- СПб.: BHV-СПб, 2002.

                                                2. Орлов А. Менеджмент: учебник. — М.: Знание, 1999.

                                                1. Пашкус Ю. В., Мисько О. Н. Введение в бизнес. — Л.: «Северо-Запад», 1991.

                                                2. Психология менеджмента: учебник. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

                                                1. T. DeMarco. The Deadline: A Novel About Project Management. Dorset House Publishing Co., N.Y., 1997.

                                              17

                                              Поделитесь с Вашими друзьями:

Синонимов Целей, Антонимов Целей | Тезаурус Мерриам-Вебстера

то, что кто-то надеется или намеревается достичь
  • сделать мир лучше, чем я нашел, это одна из моих главных целей
  • цель,
  • амбиции,
  • стремление,
  • Борн
  • (также bourn),
  • дизайн,
  • мечта,
  • конец,
  • идея,
  • идеальная,
  • намерение,
  • намерение,
  • марка,
  • значение,
  • объект,
  • объективная,
  • план,
  • точка,
  • предварительное натяжение,
  • назначение,
  • цель,
  • вещь
См. Определение словаря

Часто задаваемые вопросы о цели

Чем существительное

цель контрастирует с его синонимами?

Некоторые общие синонимы цели : цель , дизайн , конец , намерение , намерение , цель , объект и цель .В то время как все эти слова означают «то, что человек намеревается выполнить или достичь», цель предполагает что-то, чего можно достичь только длительными усилиями и трудностями.

отработанных лет, чтобы достичь ее целей

Когда можно будет использовать

aim вместо goal ?

Значения цели и цели в значительной степени совпадают; однако цель добавляет к этим последствиям усилия, направленные на достижение или выполнение.

ее цель состояла в том, чтобы поднять фильм до искусства

Когда целесообразно использовать конструкцию

вместо цели ?

Слова дизайн и цель являются синонимами, но имеют разные нюансы. В частности, конструкция подразумевает более тщательно просчитанный план.

порядок событий возник случайно, а не дизайн

Когда можно использовать

конец вместо цели ?

В то время как синонимы конец и цель близки по значению, конец подчеркивает предполагаемый эффект действия, часто в отличие или контрастируя с действием или средствами как таковыми.

готов использовать любые средства для достижения своей цели

В каких контекстах

намерение может заменить цель ?

Слова намерение и цель могут использоваться в аналогичных контекстах, но намерение предлагает более четкую формулировку или большую осмысленность.

ясное намерение статута

Когда цель

может быть лучше, чем цель ?

Хотя в некоторых случаях почти идентично цели , намерение подразумевает немного больше, чем то, что человек имеет в виду сделать или осуществить.

объявил о своем намерении жениться на

Как

объект и конец соотносятся друг с другом в смысле цели ?

Объект может равняться , конец , но чаще применяется к более индивидуально определенному желанию или потребности.

его постоянный объект был достижением удовольствия

Когда цель

является более подходящим выбором, чем цель ?

Синонимы цель и цель иногда взаимозаменяемы, но цель подразумевает нечто осязаемое и немедленно достижимое.

их цель — захват нефтяных месторождений

Когда цель

будет хорошей заменой цели цели ?

Хотя слова цель и цель имеют много общего, цель предлагает более устойчивое определение.

успех был ее цель в жизни

Еще одно слово для «цели» | Список из 100+ синонимов слова «цель» с примерами • 7ESL

Какое еще слово означает «цель»? В этом уроке представлен список часто используемых синонимов слова «цель» (существительное) на английском языке с изображениями ESL и полезными примерами предложений.Выучите эти слова, чтобы использовать их вместо «цель», чтобы расширить свой словарный запас английского языка.

Синоним цели

Определение цели и примеры

Значение «цели»:

Существительное : конечная цель человеческого плана или амбиций; цель.

Пример:

  • «Моя цель — попасть в одну из лучших бизнес-школ в течение следующих трех лет»
  • «Ты достиг своих целей, Верго, пора немного отпраздновать»

Существительное : В спорте, в основном в футболе, сооружение с двумя столбами и сеткой.Это объект, по которому игроки бьют по мячу и набирают очки.

  • «Я не знаю, сможет ли Роналду забить гол на этот раз. Он ранен. Снова »

Другие слова для «Гол»

Часто используемые синонимы слова «цель».

  • Цель
  • Амбиции
  • Пункт назначения
  • Desire
  • Мечта
  • Надежда
  • Намерение
  • Объект
  • Цель
  • Назначение
  • Цель

Большой список из 100+ разных слов, которые можно использовать вместо «цель».

  • Достижение
  • Достигнув
  • Цель
  • Прицеливание
  • Цели
  • Амбиции
  • Честолюбие
  • Арка
  • Арка
  • Arco
  • Стремление
  • Предположение
  • Достижение
  • Борн
  • Приклад
  • Причина
  • Заключение
  • Бетонирование
  • Возмещение
  • Крышка
  • Смерть
  • Проект
  • Desire
  • Пункт назначения
  • Определение
  • Дверь
  • Мечта
  • Дрифт
  • Долг
  • Эффект
  • Взбивалка для яиц
  • Конец
  • С конца
  • Окончание
  • Ожидание
  • Финал
  • Finis
  • Отделка
  • Финишная черта
  • Фокус
  • Функция
  • Прирост
  • Ворота
  • Сторожка
  • Шлюз
  • Галль
  • Вратарь
  • Стойка ворот
  • Гавань
  • Гавань
  • Надежда
  • Идея
  • Идеал
  • Предполагаемый
  • Намерение
  • Намерение
  • Проценты
  • Объектив
  • Лимит
  • Лодестар
  • Длинный лук
  • Марка
  • Марка
  • Дело
  • Значение
  • Встреча
  • Мета
  • Миссия
  • Мотивация
  • Мотив
  • Далее
  • Объект
  • Цель
  • План
  • Путевая точка
  • Порт
  • Портал
  • Принцип
  • Приз
  • Прогресс
  • Назначение
  • Гонка преследования
  • Карьер
  • Причина
  • Схема
  • Оценка
  • Целеустремленность
  • Остановка
  • Тема сообщения
  • Цель
  • Ориентация
  • Нацелено
  • Терминал
  • Терминус
  • Тачдаун
  • Предприятие
  • Используйте
  • Посмотреть
  • Призвание
  • Желание

Синонимы цели с примерами

Поставьте цель в жизни, иначе вся ваша энергия будет потрачена впустую.

Его горячим стремлением было изучать медицину.

Я без особого труда добрался до пункта назначения .

Сильное желание — отправная точка всех достижений.

Провести отпуск на море было его мечтой .

Желаем вам обновленной надежды в жизни.

Его намерение воплотилось в жизнь.

Цель игры — улучшить математические навыки детей.

Четкая цель была поставлена ​​и соблюдена.

Основная цель промышленности — создание богатства.

Они не смогли достичь своей цели при инфляции менее 3%.

Еще одно слово к цели | Инфографика

Штифт

Какое определение целей SMART мне следует использовать?

Примечание редактора: эта страница была обновлена ​​в январе 2020 года для обеспечения точности.

Джордж Т. Доран, как сообщается, придумал фразу «Цели SMART» еще в 1981 году. С тех пор аббревиатура изменилась и претерпела ряд изменений, что означает, что разные менеджеры определяют цели SMART по-разному.

Хотя выбор — это почти всегда хорошо, в дополнение к нашему программному обеспечению для управления производительностью у нас есть другие руководства по инструментам и процессам управления производительностью. Вероятно, у вас есть ряд вопросов, на которые вы хотите ответить — вот почему мы хотели создать этот всеобъемлющий ресурс.Ниже мы рассмотрим следующее:

  • Каковы цели SMART?
  • Какое определение целей SMART мне следует использовать?
  • Что представляет собой определение целей SMART, предлагаемых Clear Review?
  • Как заставить сотрудников писать собственные задачи SMART?
  • Чем цели SMART отличаются от целей личного развития?

Хотите узнать больше о создании целей SMART для миллениалов? Прочтите наше подробное сообщение в блоге по этой теме здесь .

Каковы цели SMART?

Проще говоря, цели SMART (или цели SMART) — это форма постановки задач, которая позволяет руководителям и сотрудникам создавать, отслеживать и достигать краткосрочные и долгосрочные цели.

Слишком часто в бизнесе постановка целей отодвигается на второй план. Фактически, согласно опросу Gallup, примерно половина всех сотрудников не знает, чего от них ждут на работе. В этом случае сотрудники разочаровываются, сбиваются с толку и теряют интерес.Вдобавок они обречены на то, чтобы подвести руководство, поскольку у них нет четкого представления о том, какие цели нужно достичь или как их достичь.

Здесь вступает в игру аббревиатура SMART. Эта система дает организациям более разумный способ постановки целей. Используя цели SMART, сотрудник и линейный руководитель могут составить план действий для улучшения производительности, повышения производительности и содействия достижению целей организации.

Примеры целей SMART: как определить SMART

Итак, теперь вы точно знаете, каковы цели SMART, возникает вопрос — какое определение целей SMART мне следует использовать? Как определить цели? Как расшифровывается аббревиатура SMART для большинства предприятий? Ниже мы перечисляем различные (и наиболее часто используемые) версии.

S — Цели SMART должны быть КОНКРЕТНЫМИ и ВЫСОКИМИ

Буква «S» в SMART обычно означает конкретный, чтобы цель не была расплывчатой. Неясные цели — это верный путь к катастрофе и оставляют сотрудников неуверенными в своих действиях, а это означает, что вы не ощутите настоящего повышения производительности. Используя приведенную выше ссылку Gallup, мы знаем, что многие менеджеры терпят неудачу, когда дело доходит до помощи сотрудникам в постановке, понимании и достижении целей.

Действительно ли ваши цели SMART конкретны? Найдите время, чтобы честно обдумать это. Например, «увеличение продаж» — это далеко не конкретная цель. Сотрудник может спросить: больше продаж чего? Сколько еще продаж? К какому сроку? Эта неопределенность только увеличивает уровень стресса и может привести к выгоранию сотрудников (что совсем недавно было признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как организационное явление, вызывающее озабоченность).

Конкретная цель:

«Увеличить продажи рекламных площадей в этом календарном году на 15%».

Это дает сотрудникам более четкое представление о том, чего и когда достичь.

В дополнение к конкретным, мы также предлагаем расширять цели. Исследования показали, что когда цель растягивается, это больше мотивирует человека и приводит к более высоким уровням достижений. Проще говоря, большие цели дают лучшие результаты. Однако следует отметить, что степень растяжения должна быть разумной, чтобы гарантировать, что цель реально достижима (см. A — «Достижимо» ниже).

M — Цели SMART должны быть ИЗМЕРИМЫМИ

Когда дело доходит до определения целей SMART, «M» почти всегда означает «измеримый».

Как сотруднику, так и его руководителю важно понимать, как выглядит успех в достижении цели. Только так обе стороны узнают, достигнута ли цель. Вот почему цели должны быть отслеживаемыми и измеримыми.

Мера цели SMART может быть количественной или качественной.Количественным показателем может быть «Снижение накладных расходов отдела на 10% в этом финансовом году», а хорошей качественной целью — «Проект завершен вовремя и в рамках бюджета к удовлетворению клиента».

A — Цели SMART должны быть ДОСТИЖЕНЫ и СОГЛАСНЫ

В этом письме возникают некоторые расхождения между различными определениями целей SMART. Наиболее распространенные варианты достижимы, достижимы, согласованы и согласованы.Мы предлагаем использовать «достижимое» вместо «достижимого», поскольку это слово звучит немного менее бюрократически. Несмотря на то, что производственные цели, безусловно, должны быть согласованы с общими целями организации, мы предпочитаем использовать «релевантный» в качестве буквы «R», чтобы охватить этот момент, поскольку «согласованный» может звучать для сотрудников как деловой жаргон.

«Согласованный» момент очень важен — все цели должны быть согласованы как отдельным лицом, так и менеджером, о котором идет речь. Если цель навязана человеку менеджером, то не будет права собственности от имени человека, и цель будет достигнута с меньшей вероятностью.С другой стороны, если у сотрудника есть свобода в определенной степени создавать свои собственные цели, вероятность того, что цель будет достигнута, будет намного выше, причем на высоком уровне.

Если вы используете программную систему онлайн-управления эффективностью для определения целей сотрудников, согласованное слово может не понадобиться, поскольку такие системы, как правило, гарантируют, что обе стороны формально согласовывают цели до того, как они будут окончательно определены.

R — Цели SMART должны быть СООТВЕТСТВУЮЩИМИ

Эффективная цель производительности должна соответствовать тому, чего организация и / или команда должны достичь.В противном случае цели могут быть успешно достигнуты, но не повлияют на общую производительность организации, что противоречит конечной цели управления эффективностью. Следовательно, общие цели организации или команды должны быть доведены до сведения отдельных лиц на понятном им языке до того, как будут установлены цели сотрудников.

В этом смысле мы рекомендуем выравнивать цели SMART вверх, а не каскадировать цели вниз. Это улучшит коммуникацию и прозрачность компании, а также позволит людям ставить цели, которые будут способствовать достижению этих общих целей.

Обратите внимание, что в некоторых определениях целей SMART используется слово «реалистичный» для R. Конечно, реалистичные цели важны. Однако, если вы использовали «достижимо» в качестве «А», в этом нет необходимости, поскольку эти два слова, по сути, говорят об одном и том же.

T — Цели SMART должны быть привязаны ко времени

Очень важно, чтобы у целей была установленная дата или временные рамки, когда они должны быть выполнены — следовательно, привязанные ко времени. Это не только дает ощущение срочности, но и помогает, когда дело доходит до проверки того, была ли цель успешно достигнута.Некоторые комментаторы рекомендуют вместо T использовать «отслеживаемый». Однако мы считаем, что если четко определена мера успеха (то есть цель поддается измерению) и установлен целевой срок, то в любом случае будет легко отслеживать прогресс в достижении цели.

Что такое определение целей SMART, предлагаемых Clear Review?

Вот краткое изложение предлагаемого нами определения целей SMART для использования в вашей системе управления эффективностью, а также вопросы, которые могут помочь людям при написании целей.Каждый из критериев SMART так же важен, как и другие, поэтому будьте осторожны, чтобы не упустить один элемент или не отдать предпочтение одному аспекту над другим:

S pecific и S tretching
  • Является ли объективная цель ясной, точной и недвусмысленной?
  • Увеличивается ли цель каким-либо образом (но все еще реально достижима)?
M easurable
  • Говорит ли цель, как будет выглядеть успех и как он будет измеряться с точки зрения количества или качества?
A достижимый и A жадный
  • Реально ли достижима цель (но не слишком легко), принимая во внимание временные рамки, ресурсы и доступную поддержку?
  • Согласились ли и физическое лицо, и его руководитель в отношении цели?
R элевант
  • Относится ли цель к тому, чего нужно достичь бизнесу и / или команде?
  • Будет ли это способствовать достижению общих целей организации?
T с ограничением по сроку
  • Была ли согласована конкретная дата, когда цель должна быть достигнута?
  • Связан ли целевой срок с целью, а не просто совпадает с концом отчетного года?

Для дальнейшего содействия процессу постановки целей SMART и максимально эффективного использования этого ценного инструмента управления производительностью вы можете загрузить нашу бесплатную подсказку в формате PDF для постановки целей SMART.Вы также можете ознакомиться с другими нашими доступными ресурсами здесь.

Как заставить сотрудников писать собственные задачи SMART?

Очень важно, чтобы вы поощряли сотрудников брать на себя ответственность за свои цели и сами создавать их при поддержке, поощрении и надзоре со стороны их непосредственного руководителя. Мы создали подробное руководство о том, как заставить сотрудников писать цели SMART, но все сводится к общению.

Как только вы определите цели SMART, менеджеры должны объяснить своим сотрудникам важность этого инструмента управления производительностью.Сотрудников следует поощрять бросать вызов самим себе, но при этом реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны. После этого компании могут использовать программное обеспечение для анализа эффективности управления персоналом, чтобы поддерживать заинтересованность сотрудников и постоянно открывать каналы связи.

Чем цели SMART отличаются от целей личного развития?

Цели SMART обычно относятся к целям, которые помогают в достижении целей организации. Это означает, что компании в конечном итоге становятся более продуктивными и могут лучше развиваться и совершенствоваться.

Цели личного развития, с другой стороны, описывают конкретные области, в которых сотрудники считают, что им необходимо развиваться для достижения своих производственных или карьерных целей. Они могут не быть специально привязаны к корпоративным целям, но, достигнув личных целей, сотрудники могут стать сильнее и увереннее — и, следовательно, стать большим активом для команды. Несмотря на различия, аббревиатуру SMART можно также использовать для разработки личных целей.

Clear Review упрощает установку и отслеживание целей SMART. Чтобы увидеть в действии самое простое (и наиболее эффективное) программное обеспечение для управления производительностью, посмотрите наш 7-минутный демонстрационный видеоролик о программном обеспечении для управления производительностью.

Оцените наше простое в использовании программное обеспечение для постановки целей и управления производительностью
Забронируйте живую демонстрацию

Список синонимов целей

Опубликовать комментарии?

ЦЕЛЬ Синонимы: 18 синонимов и антонимов для ЦЕЛИ…

7 часов назад Найдите 18 способов сказать ЦЕЛЬ , а также антонимы, родственные слова и примеры предложений в Тезаурус .com, самый надежный бесплатный тезаурус в мире .

Веб-сайт: Thesaurus.com