Содержание

Социальный статус семьи — что это? Социальный статус семьи: примеры

Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Что это?

Социальный статус — это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Виды

Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.

  1. Социально-психологический социальный статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
  2. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
  3. Культурный социальный статус семьи — что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  4. Ситуационно-ролевой социальный статус семьи — что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным — на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.

Как определяется социальный статус

Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник. Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.

  1. Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто — к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные — это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи — это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
  2. Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
  3. Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
  4. Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
  5. Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.

Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.

Условно благополучные семьи

Для данного типа семей характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово «благополучные», так они наиболее адаптированные к социуму.

Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы. Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится. Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.

Семьи группы риска

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу. К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.

Неблагополучные семьи

Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.

Асоциальные семьи

Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях. Какой брак можно назвать асоциальным? В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения. Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам.

Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами. Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти. Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями.

Социальный статус семьи — анкета

Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа «социальный статус семьи». Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи. В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.

Итак, мы разобрали значение такого понятия, как «социальный статус семьи», примеры рассмотрели, а также поняли, по каким критериям нужно производить оценку степени адаптированности определенной ячейки общества к воспитанию детей.

fb.ru

Социальное положение семьи в анкете что. Социальный статус семьи и ее типология

Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе её адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе её адаптации в обществе.

Учёными показано, что у семьи может быть по крайней мере 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный, ситуационно-ролевой.

Социально-экономический статус определяется материальным положением семьи, которое складывается из нескольких показателей: уровень доходов, жилищные условия, предметное окружение. Если уровень доходов семьи, а также жилищные условия ниже установленных норм, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё, то такая семья считается бедной, а её социально-экономический статус — низкий. Если материально благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т.е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, её социально-экономический статус — средний. Высокий уровень доходов и качества жилищных условий, позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.

Социально-психологический статус определяется психологическим климатом семьи, под которым понимается более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, событиям. Высокий уровень психологического климата: отношения построены на принципах равноправия и сотрудничества, уважении прав личности, эмоциональной близостью, удовл

happygal.ru

Социальный статус семьи: виды

При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе. Без понимая того, что такое семья по антропологии и психологии, нельзя понять, почему государство обращает столько внимания на ее социальный статус, а еще на укрепление брачных отношений в стране.

Особенности данного института

Семья – это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно – она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, – основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое – от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

Вернуться к оглавлению

Сегодняшнее состояние института

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый – строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, – не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Вернуться к оглавлению

Социальный статус

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей – один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Традиционно считается, что социализация детей, выросших в неполных семьях, нарушена. Но некоторые современные исследователи говорят о том, что в постиндустриальном обществе полные семьи встречаются уже далеко не так часто, как прежде, но дети все равно показывают неплохую степень социализации благодаря другим институтам общества – школе и тому подобным. Поэтому полагать, что неполные семьи в каких-то параметрах уступают полным не совсем верно. Тем не менее, полнота семьи является одним из основополагающих параметров социального статуса семьи, хотя бы потому, что полноценная ячейка общества является более надежной опорой государству и в целом обществу. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях. Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.

Вернуться к оглавлению

Разновидности статусов

Те союзы, чей суммарный доход, поделенный на всех членов, недостаточен для покрытия минимальных нужд, считаются бедными. Недостаточность работы государства в этой области состоит в том, что некоторые семьи, особенно молодые, оказываются за чертой бедности в результате финансового кризиса и роста безработицы.

Те группы, общий доход которых достаточен для покрытия прожиточного минимума на всех членов, считаются семьями с нормальным уровнем заработка. Их дохода достаточно для того, чтобы обеспечивать необходимые потребности в еде, одежде и тому подобном. Такие семьи считаются благополучными, особенно если они полные, то есть присутствуют оба родителя.

Те же союзы, чей доход значительно превышает прожиточный минимум на каждого члена, считаются обладающими хорошим уровнем достатка. Увеличение числа подобных семей – цель любого государства, в том числе и российского. Ведь в них социализация детей проходит значительно эффективнее, они получают лучшее образование. Они активнее участвуют в политической и общественной жизни, так как не обеспокоены каждодневным поиском средств к существованию.

На социальный статус определенной четы в обществе влияют и некоторые другие факторы, например, совместное с ней проживание родителей супругов, наличие собственного жилья и многое другое. Все они формируют то положение, которое занимает конкретная ячейка общества.

Что касается общего социального статуса семьи в современной России, то он остается достаточно высоким. Государство неоднократно утверждало положение семьи в качестве ключевой ячейки, имея в виду ее роль в формировании общества, жизни страны. Принимаются различные меры, направленные на укрепление семей.

Для поддержания социального статуса семьи в современном обществе видится необходимой именно дальнейшая реализация уже начатых программ и открытие новых, в первую очередь направленных на улучшение материального положения семьи, оказание имущественной поддержки, а еще на защищенность семьи, с правовой точки зрения, от негативного воздействия общества.

1poposobiyam.ru

Социальный статус семьи и ее типология

Семья — это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности.

Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

✓ социально-экономический;

✓ социально-психологический;

✓ социокультурный;

✓ ситуационно-ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:

✓ первый — материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;

✓ второй — психологический климат семьи — представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с миром;

✓ третий — образовательная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;

✓ четвертый — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.

 

Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):

благополучные семьи — успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

семьи «группы риска» — характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

неблагополучные семьи — имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

асоциальные семьи — нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Воспитательный процесс в семье — это целенаправленное взаимодействие родителей и детей, ведущее к взаимному обогащению, развитию культуры отношений, в целом к формированию личности растущего человека.

Членом семьи, этого разновозрастного коллектива, ребенок становится с момента рождения и испытывает его влияние многие годы. Именно поэтому семья — это важнейший институт социализации ребенка. В семье формируется восприятие окружающей действительности и отношение к ней, приобретаются знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. От семейного климата зависит развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственной и эмоциональной культуры. Именно родители не только учат детей, как преодолевать трудности, адаптироваться в современных условиях, но демонстрируют это на собственном примере. Определенным образом сказывается на ребенке совместное ведение хозяйства, досуг, увлечения членов семьи. Под влиянием семьи осуществляется выбор профессии. Суммируя сказанное, функции семьи можно сформулировать следующим образом: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная (организация досуга и отдыха).

Специфика воспитательной функции заключается в особом отношении к детям в семье, создании условий для их развития, постоянном воздействии семейного коллектива на всех членов семьи и влиянии детей на родителей, стимулирующем их совершенствование.

Воспитательный потенциал семьи создается нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферой жизни, опирается на образовательный уровень и профессиональные качества родителей. Определенным образом он зависит от развитости семейного коллектива, характера отношений между членами семьи.

Семейное воспитание невозможно без родительской любви к детям и ответного чувства со стороны детей. Именно это чувство лежит в основе семейного счастья и стимулирует расцвет личности благодаря переживанию ребенком такого состояния, как эмоциональная удовлетворенность, нужность окружающим, защищенность и др.

Воспитание в семье предполагает включение взрослых и детей в различные виды деятельности: бытовой труд, игру, спорт, художественное творчество и др.

Качество семейного воспитания определяется социально-культурными, экономическими, технико-гигиеническими, демографическими показателями. Но в немалой степени развитие личности зависит от стиля воспитания в семье. Наиболее типичны:

Семья с высокой ответственностью за ребенка. В такой семье есть любовь и доброжелательность, дисциплина и стремление понять другого человека.

Семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке. Такая семья — пример безразличия к ребенку, выражение желания держать его на расстоянии.

Семья с авторитарным отношением к ребенку. В такой атмосфере возможны физические наказания и всяческое подавление ребенка.

Семья с попустительским отношением к ребенку. Принцип вседозволенности — основа жизни такой семьи.

Семья с повышенным вниманием к ребенку. Для такой семьи характерна гиперопека, растворение родителей в ребенке, не позволяющее развиваться в нем самостоятельности.

Перечисленные выше стили воспитания в семье свидетельствуют о том, что так или иначе родители пытаются заниматься воспитанием. Но, делая это не всегда разумно и деликатно, они порождают психологические барьеры, нейтрализующие эффективность общения с ребенком.

 

К числу психологических барьеров следует отнести следующие.

Барьер «занятости». Сущность его определяется невозможностью из-за загруженности работой, домашними делами, а то и просто нежеланием общаться со своим ребенком. Это тормозит эмоционально развитие ребенка, вызывает у него навязчивые мысли о ненужности в семье, вследствие чего ребенок, особенно в подростковом возрасте, полностью отчуждается от родителей и пытается найти взаимопонимание в далеко не идеальной среде.

Барьер «взрослости» проявляется в психологической оторванности взрослого мироощущения от мироощущений ребенка. То, что для взрослого  мелочь, для ребенка может быть настоящей трагедией, и, стало быть, надо попытаться понять его и помочь пережить определенные ситуации. Но в ответ на детские жалобы, стремление поделиться чувствами ребенок нередко получает осуждающее замечание: «Кому нужны твои переживания?»  и постепенно перестает видеть в родителях близких людей. А это также источник психологического дискомфорта и отчуждения от родителей.

Барьер «стереотипа», который возникает при отсутствии у родителей способности «каждый день смотреть на ребенка новыми глазами», то есть способности учитывать динамику развития личности. Поэтому если слащаво-заискивающий характер общения, который нередко «обслуживает» взаимоотношения родителей с дошкольниками, перенести на отношение к подростку, то это вызовет у ребенка взрыв, категорическое неприятие и станет одной из причин семейной конфронтации.

Барьер «дидактизма», связанный с установкой родителей к постоянному поучению и опеке своего ребенка. Дидактизм чаще всего является следствием самореализации авторитета личности, претендующей на роль благодетеля. Однако, проявляясь в довольно жестких назиданиях, дидактизм не оставляет ребенку права на самоопределение, ограничивает его свободу и, в конце концов, вызывает у него резкий протест.

Наконец, барьер «семейных традиций». Он приводит одновременно к положительным и отрицательным последствиям, поскольку родители используют подходы и средства воздействия на ребенка, которые дублируют отношения их детства. Поэтому, с одной стороны, таким образом сохраняется традиционная система народной педагогики, но, с другой стороны, применяясь без достаточной гибкости (вне учета социокультурных изменений среды) эта система может вступить в противоречие с потребностями современного ребенка.

Учет особенностей семейных отношений между родителями и детьми поможет устранить из семейного воспитания такие недостатки и трудности, как:

· дефицит общения родителей с детьми;

· наличие отрицательных примеров из жизни родителей;

· система запретов как основа семейного воспитания;

· опоздание в принятии решений;

· неумение организовать труд и отдых детей;

· бессистемность воспитательных воздействий родителей;

· несогласованность действия со школой и т.д.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся.

отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;

слепая любовь к ребенку;

чрезмерная строгость;

перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;

ссоры родителей;

отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;

применение физических наказаний и др.

Семья и школа — это два воспитательных института общества, без активного взаимодействия которых невозможен полноценный процесс воспитания юного человека. Поэтому профессиональной обязанностью педагога является установление непосредственного контакта с родителями своих учеников. Правда, отношения между семьей и школой могут складываться на разных уровнях: формально-административном, культурно- просветительском, терпимо-дружеском, товарно-денежном, партнерско-деятельностном, конфликтном и т.д. Но какими бы ни были эти отношения, воспитатель должен помнить, что педагогический такт — основное условие успешного взаимодействия с родителями.

Особое значение во взаимодействии школы и семьи имеет процесс повышения педагогической культуры семьи, оказание ей педагогической помощи.

Формы проведения педагогического всеобуча разнообразны:

Массовые Групповые Индивидуальные
родительский университет лектории конференции собрания собрания лекции вечера вопросов и ответов диспуты круглые столы практикумы беседы посещение семьи

Оценивая современное состояние работы с родителями, необходим подчеркнуть ведущую роль в ней индивидуальных контактов, позволяющих учитывать специфику и избегать стереотипов, формализма в общении.

Существуют еще одна линия связи между семьей и школой: включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы. Работа родителей в родительских комитетах, общественных советах, помощь в ведении факультативов, кружков, клубной работы, содействие в хозяйственных делах, в организации коллективной деятельности сближает родителей, воспитателей и воспитанников. Сплочению семей помогают практикуемые в последнее время встречи, семейные праздники, торжества, спортивные состязания, творческие выставки, проводимые в школе.

Семья и школа могут конструктивно сотрудничать, делать общее дело, создавая условия для развития личности ребенка. Организуя это сотрудничество, воспитатель должен соблюдать следующие условия:

· не жалеть времени на диагностику воспитания в семье;

· опираться на положительный опыт семейного воспитания;

· целенаправленно повышать педагогическую культуру родителей;

· искренне интересоваться взаимоотношениями родителей и детей и предлагать квалифицированные советы, педагогически оправданную помощь;

· относиться с уважением к детям и их родителям вне зависимости от конкретных обстоятельств;

· рассматривать родителей как соучастников специально организованного воспитательного процесса;

· стимулировать нравственные качества школьников, проявление заботы о родителях.

В нашей стране школе отводится ведущая роль в развитии личности детей и подростков. Такое положение представляется спорным, поскольку только семья со своими сложившимися ценностными ориентирами является детерминирующей средой индивидуального развития ребенка и становления его как личности. К тому же современная школа переживает не лучшие свои времена и, следовательно, вряд ли способна фундаментально определять ценностные установки учащихся.

Между тем образовательные учреждения достаточно успешно используют воспитательные функции семьи, выражающиеся, прежде всего, в подготовке школьников к семейной жизни. Эта работа основывается на формировании качеств личности будущего семьянина (мужественность, женственность, ответственность, чувство долга, хозяйственность). Многие выдающиеся педагоги ( А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) считали центральной линией в этом процессе — развитие чувства уважения и любви к родителям, особенно к матери. В последнее время школа становится инициатором изучения истории своей семьи, фамилии, семейных традиций. Определенное место в этом процессе занимает изучение художественной литературы, примеров из жизни различных семей (Л. и С. Толстых, Л. и Б. Никитиных, Н. Гарина-Михайловского, К. Паустовского и др.). Большое значение в процессе подготовки к семейной жизни имеет половое и гигиеническое просвещение, встречи с врачами, социологами, психологами. Довольно широко воспитатели используют в этом процессе диспуты, конкурсы, семейные праздники, тестирование, просмотр фильмов, игры-имитации, ролевые игры, тренинг.

Но подготовка к семейной жизни — процесс сложный и многоаспектный. Без участия семьи он протекает ущербно. Поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать беседу отца с сыном, матери с дочерью. Практические советы школьник может получить в литературе по вопросам семейной жизни. Правильно подобранные книги, специфика семейных отношений, профессиональная помощь учителей, врачей, психологов помогут современному школьнику осмыслить роль и назначение семьянина и родителя.

 

В «Конвенции о правах ребенка» признается, что растущему человеку для полного и гармоничного развития его личности необходимо воспитываться в атмосфере счастья, любви и понимания. При этом семья определяется как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов. Отмечается и еще одна деталь — общество должно предоставить семье необходимые защиту и содействие прежде всего для полноценного воспитания детей. Но это, так сказать, в идеале.

В действительности и существование семьи, и ее взаимосвязь с обществом отягощены множеством проблем. Современная экономическая, социальная, культурная нестабильность жизненного уклада России провоцирует кризис семьи как таковой.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Социальный статус семьи: что это такое?

Семья является довольно сложным социальным образованием. Социологи привыкли рассматривать ее как систему близких отношений между отдельными членами общества, которые связаны ответственностью, брачными и родственными отношениями, социальной необходимостью.

Проблема прохождения адаптации семей в обществе чрезвычайно остро стоит перед социологами, которые занимаются исследованием данного вопроса. Одним из главных факторов при социализации семейной пары является именно социальный статус семьи.

Основными характеристиками при рассмотрении социального статуса выступают материальные возможности членов общества, объединенных брачными узами, наличие общей ответственности, воспитательных обязательств. Имеют место также потенциальные факторы риска, которые увеличивают вероятность потери приобретенного статуса. Так, разрыв супружеских взаимоотношений чаще всего приводит к ухудшению детско-родительских связей. Повторный брак способен в определенной мере устранить данные негативные тенденции.

Семьи, состав которых отличается сложной структурой, создают благоприятную почву для формирования разнообразной картины взаимодействия между индивидуумами, что открывает более широкие возможности для социализации подрастающего поколения. Однако, выделяя негативные моменты такого семейного образования, можно отметить присутствие дискомфорта при необходимости совместного проживания нескольких поколений. Ухудшает ситуацию в данном случае дефицит личного пространства, простора для формирования самостоятельного мнения.

Функциональная структура

Что значит социальный статус семьи? На его формирование во многом влияет выполнение данным общественным образованием определенных функций. Среди основных функций семьи можно выделить следующие:

  1. Репродуктивная – продолжение рода, воспроизводство в биологическом смысле.
  2. Воспитательная – духовное развитие потомства. Образование супружеской связи позволяет не только создать условия для рождения и воспитания ребенка. Наличие определенной атмосферы в доме отражается на формировании личности малышей, а иногда воздействует на человека на протяжении всей жизни.
  3. Хозяйственно-бытовая – важнейшая функция, от которой зависит социальный статус семьи. Заключается в способности к поддержанию физического состояния родных, уходе за еще не созревшими или престарелыми лицами.
  4. Материальная – определяется способностью членов семьи к обоюдной поддержке в финансовом плане.

Нормальные семьи

Рассматривая социальный статус семьи, виды статусов, в первую очередь следует взглянуть на понятие нормальной семьи. Впрочем, представление о ней является довольно условным и не имеет четких рамок. Нормальными принято считать семьи, которые способны обеспечить собственное благосостояние на минимально достаточном уровне, создать здоровые условия для социализации ребенка, позаботиться о защите родных и близких.

Благополучные семьи

Несмотря на само определение, лица, которые закрепляют за собой данный социальный статус семьи, испытывают определенные трудности. В качестве распространенных проблем здесь стоит выделить наличие конфликтов и противоречий, что проявляются в связи с переходом на новый уровень в обществе, влиянием постепенно изменяющихся условий жизни.

Препятствует приобрести такой социальный статус семьи чрезмерное стремление помочь отдельно проживающим родственникам, формирование атмосферы чрезмерной опеки либо же слишком снисходительное отношение к близким.

Проблемные семьи

Обратить внимание также стоит на так называемые неблагополучные семьи, рассматривая социальные статусы семьи. Какие бывают проблемные структуры?

Само определение социального статуса говорит о наличии сложностей не только во взаимоотношениях между близкими, но и при поиске отдельными лицами собственного места в обществе. Психологические неурядицы обычно возникают здесь по причине неудовлетворения потребностей нескольких или одного члена семьи.

Распространенной проблемой в неблагополучных семьях остается наличие нездоровых отношений между парой или же родителями и ребенком. Проживая в неблагополучных, проблемных семьях, детям приходится искать пути для преодоления различных психологических сложностей. Нередко это приводит к формированию психогенных отклонений, что позже проявляются в эмоциональном отвержении окружения, слабом развитии родительских чувств.

Асоциальные семьи

Если говорить про социальный статус семьи, виды статусов, нельзя не выделить такое распространенное явление, как асоциальная семья. Здесь взаимодействие между отдельными индивидуумами складывается наиболее сложно.

Называть асоциальными можно образования, в которых супруги склонны к ведению попустительского или аморального образа жизни. Что касается жилищно-бытовых условий, то в данном случае они не соответствуют элементарным требованиям гигиены и санитарии. Как правило, воспитание детей пускается на самотек. Подрастающее поколение нередко подвергается моральному и физическому насилию, испытывает отсталость в развитии.

Чаще всего к данной категории относятся лица, которые имеют социальный статус многодетной семьи. Главным же фактором, который приводит к формированию подобной негативной среды, является низкая материальная обеспеченность.

Группы риска

В семьях с нормальным или благополучным социальным статусом часто возникают периоды упадка, которые потенциально могут привести к переходу на более низкий уровень социализации. К основным группам риска относятся:

  1. Деструктивные семьи – характерно частое возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие желания к формированию эмоциональной связи, сепаративное поведение супругов, наличие сложных конфликтов между родителями и ребенком.
  2. Неполные семьи – отсутствие одного из родителей приводит к неправильному самоопределению ребенка, снижению разнообразия семейных отношений.
  3. Ригидные семьи – отчетливо проявляется доминирование одного индивидуума, что накладывает отпечаток на семейную жизнь всех родственных лиц.
  4. Распавшиеся семьи – сохранение семейных контактов при раздельном способе жизни супругов. Такие отношения оставляют сильную эмоциональную связь между родными людьми, но в то же время приводят к некоторой потере родителями собственной роли.

fb.ru

Социальный статус семьи: примеры

Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Что это?

Социальный статус — это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Виды

Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.

  1. Социально-психологический социальный статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
  2. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
  3. Культурный социальный статус семьи — что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  4. Ситуационно-ролевой социальный статус семьи — что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным — на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.

Как определяется социальный статус

Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник. Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.

  1. Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто — к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные — это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи — это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
  2. Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
  3. Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
  4. Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
  5. Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.

Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.

Условно благополучные семьи

Для данного типа семей характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово «благополучные», так они наиболее адаптированные к социуму.

Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы. Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится. Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.

Семьи группы риска

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу. К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.

Неблагополучные семьи

Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также

autogear.ru

Социальный статус — понятие, виды, примеры, как его повысить

Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, в которую он включен (группа, признанная или альтернативная общественная подсистема). Это общественная позиция человека, связывающая с другими путем определения законов взаимодействия (права и обязанности, особенности взаимодействия и иерархия подчинения). Статус личности определяется признаками специфическими и важными для данной социальной группы: национальные, возрастные, экономические показатели. В большей мере социальный статус определяется внешними факторами и достижениями, такими как наличие власти, материальной обеспеченности, имеющимися возможностями. Значительно реже при определении статуса общественная группа ориентируется на умения, а также знания индивида, его внутренние личностные качества, харизматичность в общении, образование.

Понятие социальный статус существует исключительно в процессе сравнения позиции одного человека с позициями других. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Социальный статус личности подразумевает не только пользование особыми благами, но также налагает на индивида некоторые обязательства, которые касаются определенной деятельности, ожидаемого поведения и выполнения предписанных обществом норм. Отображаемая данная социальная позиция поддерживается строгими социальными механизмами, которые не только налагают обязательства и дают права, но и поддерживают определенное распределение людей в обозначенных социальных классах. От того насколько тщательно соблюдаются общественные социальные распределения и соответствия поведенческого проявления предписанным статусам зависит уровень общего развития общества. Чем более скрупулезно все соответствует предписаниям, чем меньше смешений в проявлениях, тем более высокоорганизованным считается общество.

Для определения индивидуального общественного положения учитывается его уровень дохода, материальные вещи, входящие в собственность, образ и стиль жизни, межличностные отношения, занимаемая позиция в системе разделения видов труда, занимаемое место в политической иерархии, уровень образования, врожденные показатели (национальность, происхождение и т.д.). На основании данных критериев каждый индивид имеет одновременно несколько социальных статусов, отражающих уровень каждого параметра (юноша – является социальным статусом относительно возраста, инженер – отражает статус относительно профессии, монополист – показывает статус на основании материальной собственности).

Но оценка совокупности данных категорий без учета внутренней системы ценностей человека не даст адекватного понимания, поскольку существует главный статус, базирующийся на самовосприятии человека и того стиля жизни, которого он придерживается. То есть человек, имеющий дворянское происхождение, несколько высших образований и интеллигентный круг общения, может вести маргинальный образ жизни, что и будет отражать его статус.

Довольно плотно понятие связано с понятием социального престижа, который отражает те занимаемые позиции, которые являются востребованными и почитаемыми в обществе. Это может быть престижная профессия или район проживания, посещаемые места и полученное образование.

Что такое социальный статус

Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.

Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).

Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.

К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.

Социальный статус и социальная роль

Понятия статуса и роли не тождественны, хотя неразрывно связаны. Социальный статус – это занимаемое место, а социальная роль – это ожидания от человека, на основании этого занимаемого статуса. В социальной роли есть два основных направления. Это стандартные, привычные и предписанные социальными устоями ожидания, и то, как человек себя реализовывает в соответствии с этим, т.е. как на поведенческом уровне выполняется или нарушается им стереотипная социо-ролевая модель.

Статус характеризуется достижениями, а для обозначения социальной роли используются иные показатели. Сюда относят уровень эмоциональности, требуемый для выполнения роли, способ ее получения (данный от рождения, например, половая принадлежность или приобретенный, например, статус матери), масштабом проявления (некоторые социальные роли имеют четкие временные или географические рамки проявления, другие требуют выполнения постоянно). Кроме этого роли могут быть установленные или произвольные, что невозможно при наличии статуса, а также смена ролей происходит несколько раз за день, для смены статуса требуется большее время. Количество социальных ролей соответствует количеству социальных статусов. Являясь, матерью ребенка по статусу, требует выполнения определенных обязанностей на уровне роли. Во многом это вызывает серьезные внутренние конфликты и противоречия, когда человек становится перед выбором выполнения ожиданий разных ролей. Часто сталкиваются профессиональные и семейные роли, заставляя человека выбирать исполнение только чего-то одного, ведь невозможно одновременно присутствовать на важном собрании и на детском утреннике.

Включая ожидаемую последовательность выполняемых действий, социальная роль во многом делает человека заложникам собственных же достижений. Так от врачей будут ожидать постоянной готовности прийти на помощь, от осужденного обмана или воровства, а от начальника будут ожидать принятия ответственности и реализации безошибочных решений. В другом обществе это может восприниматься совершенно иначе, поскольку к разным социальным статусам и ролям существует различное отношение. В одних странах родители отвозят и забирают детей со школы вплоть до выпускных классов, в других семилетние дети сами преодолевают двухчасовую дорогу с несколькими пересадками.

Не исполнение ожидаемых социальных ролей обычно влечет за собой наказания. Это может социальное порицание общества и непринятие такого человека в свой круг, а может быть наказание юридического характера (лишение родительских прав, если мать не выполняет родительские функции, увольнение или даже лишение свободы). Несоответствие человеческого поведения своей роли вызывает много возмущения в обществе, т.к. грозит подорвать всю систему предсказуемости, упорядоченности и безопасности. Регулируется это общепринятыми нормами морали, которые во многом могут противоречить внутренним ощущениям личности. Священник, слушающий тяжелый рок вызовет недоумение, а играющий в рок-группе может навлечь на себя общественную травлю. При этом его поведение не будет противоречить предписанным ролью священнослужителя правилам, но то, что поведение не вписывается в представление и ожидания большинства считается отступлением от заданной социальной роли.

Кроме того, многие социальные статусы требуют выполнения нескольких социальных ролей. Статус жены включает ролевые обязанности кормилицы, врача, уборщицы, любовницы и прочее. Социальный статус директора может включать в себя выполнение всех профессиональных ролей присутствующих сотрудников.

Наличие подобных рамок и строгое требование к соблюдению социальных ролей делает жизнь и поведение людей более предсказуемым, что непосредственно влияет на уровень общей социальной безопасности и снижение внутреннего чувства тревоги у каждого отдельного индивидуума. Данная система ролевых ожиданий, как контроля общества начинается и прививается с самого раннего детства. Данный процесс называется социализацией, когда через игру и объяснения взрослых, просмотр фильмов и чтение сказок, наблюдение за окружающими людьми, ребенок впитывает и запоминает правила поведения в обществе. На этом построена разница детских игр – девочки пеленают пупсов, и мальчики строят замки, чем готовятся к дальнейшей взрослой реализации ролей. Так же и родители обучают детей – девочек подключают к помощи по хозяйству, мальчиков к бытовому ремонту. Воспитание принцесс существенно отличается от воспитания сельских детей, и прививаются совершенно различные поведенческие навыки, требуемые статусом.

Строгое исполнение ролей и наличие определенных стереотипных ожиданий позволяет ускорять процесс коммуникации увеличивать степень доверия. Заходя в кабинет к врачу, каждый человек прислушивается к его советам и пользуется помощью. Если бы не существовало социальных ролей, определяемых социальным статусом, то первоначально пришлось бы проверять наличие дипломов, их подлинность, утраивать практический экзамен полученных врачом навыков, а потом еще долго разбираться с внутренними мотивами его деятельности.

Виды социальных статусов

Каждый человек обладает несколькими социальными статусами, быть лишенным абсолютно любого статуса находясь в социальном обществе невозможно. Даже в ситуации лишения одного статуса сразу появляется другой, заменяющий его (бухгалтер после увольнения становится безработным, жена после гибели мужа становится вдовой, ученик после окончания школы становится студентом).

Статусный образ сопровождает все виды социальных статусов и отражает совокупность представлений и ожиданий от человека данной категории. Это социальные требования, которые человек обязан выполнять, иначе он может лишиться статуса, требующего соблюдения этих норм. Например, священник не должен спать пьяным под забором, преподаватели не должны подрабатывать проституцией, а врач не может забыть приехать на вызов.

Бывают изначальные социальные статусы, формирующие последующее развитие человека, его точку зрения и мировосприятие, во многом обуславливают поведение и никак не корректируются. На основании этих первых врожденных статусов появятся первые различия в возможностях занимаемой иерархической ступени. К врожденным или заданным статусам относят биологически заданные характеристики (национальность, пол). Данные статусы долгое время считались неизменными и не поддающимися влиянию, но с развитием медицины стало возможно изменение пола в соответствии с внутренними ощущениями. Также, дети, рождающиеся в другой стране, по своим внешним поведенческим и характерологическим проявлениям отражают типичные черты той нации, где воспитываются. То же самое наблюдается у детей беженцев и переселенцев, которые в силу высокой адаптивности детского возраста впитывают культуры страны проживания. Также прирожденные статусы выражают кровное родство и автоматически наделяют человека социальной ролью (сын, приемный ребенок, детдомовец).

На основании врожденных статусов строится некоторая часть законодательной системы – обязанность воинской службы, разрешение принимать участие в выборах, строгость уголовного наказания и др.

Существует обретенный статус, приобретаемый вследствие знаковых событий. Так, принцы становятся королями, невесты становятся женами после свадьбы. Именно приобретенные статусы отражают некровные семейные связи (теща, свекр, муж и т.д.).

Достигаемый статус является разновидностью приобретенного, но отражает осознанное стремление человека и постепенные прилагаемые усилия к изменению (чаще всего повышению) собственного социального статуса. Чаще всего данный вид характеризует профессиональные категории, для изменения которых необходимо приложить усилия – получить дополнительную сертификацию, провести успешную кампанию, проявить личностные качества настойчивости и компетентности. Повышение социального статуса, как и его понижение требует своевременного реагирования и изменения поведения в соответствии с ситуаций. Если подобного не происходит, то говорят о дезадаптации и потере адекватного самовосприятия.

Достигаемый социальный статус во многом зависит от врожденного, т.к. получение образования, наличие широкого круга знакомств, возможность для путешествий и познания мира открывает для человека больше возможностей для приобретения высокого достигаемого статуса. Однако существует одна интересная закономерность – высокий достигаемый статус всегда важнее врожденного. Это связано с первоочередным признанием обществом достижений, а не данностей, какими бы изначально не были его позиции.

Предписанный статус приобретается независимо от желания и прилагаемых усилий. Так, возраст является предписанным врожденным статусом, а положение в семье (например, вторая жена) является предписанным приобретенным статусом.

Существуют и смешанные социальные статусы или статусное несоответствие, которое происходит вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств (политические потрясения, войны, потеря работы или здоровья). В таких случаях владелец нескольких заводов может снимать однокомнатную квартиру в ужасном состоянии, а профессор кибернетики работать дворником.

Существует такое понятие, как главный социальный статус. Обычно за главный человеком принимается его профессиональный статус, который влияет на выбор окружения, возможности, позволяемые себе в финансовом плане. Для патриархальных стран с традиционной культурной составляющей у женщины главным ее статусом является пол. При определении самого важного социального статуса необходимо ориентироваться на окружающую реальность и особенности культуры, где находится человек.

Также присутствуют второстепенные статусы, каждый из которых человек может сменить несколько раз за день или за сезон. Идентификация с ними незначительна и проявляется лишь в исключительных случаях. Это может быть статус пассажира маршрутки или зрителя на концерте, пешехода или покупателя.

Примеры социального статуса

Любой вид социального статуса хорошо иллюстрируется примерами. Например, самый главный, присущий всем людям, находящимся в социальном взаимодействии статус – это человек. Он является настолько обобщающим и размытым, присутствующим априори, что его даже не учитывают при рассмотрении. Далее примерами врожденных статусов может быть национальность, а также гражданство и взаимодействие этих двух статусов может своим сочетанием порождать третий (например, евреи в военной Германии считались людьми второго сорта). Врожденный статус, определяющий пол также дает определенный социальные статусы и роли с ними связанные (дочери или сына, сестры, внучки, сироты).

Приобретенные статусы несколько похожи с врожденными, только на их наличие человек может повлиять самостоятельным осознанным выбором. Именно так расширяются родственные роли – незнакомые люди становятся мужем и женой, создавая новую семью, а их родственники приобретают новые социальные статусы относительно друг друга (свекровь, золовка, свояченица, кум и прочее).

В отличие от врожденных и практически не поддающихся коррекции эпизодические статусы наполняют нашу жизнь и могут быть проиллюстрированы примерами участников забастовок, посетителей кинотеатра или кафе, пассажира такси или поезда, покупателя или участника акции. Эти статусы могут периодически повторятся в жизни одного и того же человека, а также без особого влияния на общую картину жизни сменяться на противоположные.

Достигаемые статусы касаются обычно профессиональных и статусных положений и часто имеют свои индивидуальные знаки отличия. Это может быть профессия (врач, милиционер, юрист, биолог), занимаемая должность (президент, доцент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включаются такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, отражающая неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.

Достигаемые статусы имеют практически всегда внешние опознавательные знаки – врачи, военные, сотрудники департамента внутренних дел, пожарные носят форму, спортсмены имеют медали и кубки, даже заключенные имеют свою собственную внешнюю иерархическую опознавательную систему в виде татуировок.

Любое проявление социального статуса не может полностью всегда соответствовать ожиданиям общества, выдержать и поведенческую линию и внешнее соответствие и при этом не подвергать разрушению ни одного из других статусов является невозможным.

Как повысить социальный статус

Социальный статус не является постоянным и естественным, стремлением каждого человека является его повышение. Есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки, а в некоторых странах есть даже предпочитаемый пол. На некоторые категории человек повлиять не может. Так, даже если сделать операцию по смене пола, то изменить биологических родителей и национальность невозможно априори. Но большинство вещей в этом мире поддается изменению, и повысить свой социальный статус можно.

Повышению социального статуса способствует мотивационная часть личности и наличие амбиций. Без стремления улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, прогресс невозможен. Это касается всего – от выбора работа, до построения отношений. Те, кто считает, что обладает недостаточным опытом или знаниями ищут работу с низким уровнем заработной платы или плохими условиями труда и так проводят всю жизнь. На данном этапе стоит остановиться и начать рассматривать вакансии престижных компаний и должности с высоким окладом. Можно отсылать им свои резюме, но оптимально изучать требования работодателя – это и будет вашей стратегией по повышению своего социального статуса. Изучайте необходимые программы, подтягивайте уровень владения иностранными языками и со временем ваше резюме станет лучшим среди тех, кто претендует на достойную и интересную работу.

Посмотрите на то, как живут те, чей уровень жизни вам нравится. Внимательно оцените, как они проводят свое время, с кем общаются, сколько времени уделяют саморазвитию и в каких областях. Возможно вы заметите, что вечера пятницы этот человек проводит не в барах, а за изучением бухгалтерских программ, а вместо просмотра сериала выбирает провести выходные в развлекательном центре с деловыми партнерами.

Каждый раз необходимо повышать свой уровень: если сейчас вы не можете позволить себе обед, то нужно найти возможность перекусить фастфудом, когда это станет нормой пора начинать ходить в столовые или простые кафе, потом уровень нужно повышать до ресторанов и индивидуального меню и знакомства с шеф-поваром. Примерно по такой лестнице должна выстраиваться вся жизнь. Не экономить, а искать пути развития.

Всегда есть более выгодные должности или возможности открыть свой бизнес. В своих выборах, куда вкладываться энергию важно ориентироваться на запросы среды. Если вы хотите открыть свой ресторан, то оптимально окончить кулинарные курсы, а если хотите должность в международной компании, то стоит изучить минимум два иностранных языка в совершенстве.

Помимо вполне конкретных практических навыков и знаний понадобятся особенные знания и привычки, соответствующие данному социальному стилю. Для руководящих должностей придется в совершенстве выучить деловой этикет и психологию управления. Любая смена должности, сферы деятельности или уровня выполняемой работы требует смены стиля. Причем как стиля поведения, так и стиля одежды. Если вы раньше были креативным дизайнером в рекламном агентстве, могли ходить в растянутом свитере с синяками под глазами и меняете эту сферу деятельности на дизайнера модельного журнала, то внешность придется изменить, чтобы соответствовать общему направлению. А если вас нанимают для дизайна политической программы, то придется поменять стиль общения и убрать привычки опаздывать и жить в свободном графике.

Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к сменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что вы закрепитесь на достигнутой ступеньке, а не скатитесь обратно. Для этого необходимо жить немного в будущем и уже сейчас соответствовать повышенному этапу. На вечерний прием в посольстве необходимо приезжать уже в смокинге, а не искать его перед входом у случайных прохожих.

Чем больше все ваши внешние проявления будут соответствовать желаемому статусу, тем больше шансов, что вы его получите. В совершенстве владея языками и деловым этикетом, сотрудник получает постоянные приглашения от шефа на встречи со спонсорами и становится его заместителем. А другой сотрудник, более продвинутый как специалист, но всем своим видом демонстрирующий причастность к среднему классу исполнителей никогда не будет приглашен на подобные мероприятия.

Это, кстати, касается и личных отношений. Если вы чувствуете себя достойно, бываете в соответствующих местах, то и спутник вам встретится обходительный и разделяющий ваши вкусы. Если вы напиваетесь в баре и уходите с первым встречным, то не удивляйтесь, что это не принц.

Следите за своим здоровьем и вкладывайте не только в лечение, но в обследование, плановый осмотр, профилактические меры, посещение санаториев и занятия спортом. Забота о своем здоровье является ведущей в достижении высоких результатов. Это стимулирует активность мозга, выносливость, стабилизирует нервную систему. Относительно нервов – необходимо постараться замедлиться, т.к. чем больше суеты и криков о собственной исключительности и желании быть выше, тем меньше результат. Медленность и спокойствие дают возможность принять верные решения.

psihomed.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *