Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь. Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье. Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

Содержание

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

социальные роли

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

 Негативные отношения

социальное взаимодействие

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Межличностные отношения — определение, формирование, виды

Факторы, влияющие на межличностные отношенияТрудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Межличностные отношения в коллективеТакже межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Межличностные отношения это: определение, классификация, виды, системы

Время чтения 8 минут

Межличностные отношения это: ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности. И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе.  Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться. Встречи ждут нас — но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот — чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту. © Пауло Коэльо

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

<<Оглавление>>

Что такое межличностные отношения

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

виды межличностных отношений

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания. © В. В. Налимов

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Классификация человеческих взаимоотношений

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой. © Франсуаза Саган

Виды межличностных отношений

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

виды межличностных отношений

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам. © Натаниэль О’Фаррелл

Системы межличностных отношений

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационные отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Роль чувств и эмоций в социальных взаимоотношениях

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Основы правильного общения

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

виды межличностных отношений

Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог. © Екатерина Макарова

Полезные советы

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов-паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Ошибки при общении

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека. © Михаил Лабковский

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Межличностные отношения – что это такое, примеры, в чем состоят особенности, виды, структура Межличностные отношения – что это такое, примеры, в чем состоят особенности, виды, структура

Одним из фундаментальных понятий социальной психологии являются межличностные отношения. Такое взаимодействие, которое начинается с момента рождения человека и длится до самой его смерти, имеет свои особенности структуру и определенные разновидности, которые активно изучаются учеными многих гуманитарных дисциплин.

Что такое межличностные отношения?

Принято считать, что межличностные отношения – это особый вид взаимодействия между людьми в обществе, которые складываются между отдельными индивидами. В любой человеческой группе они начинаются с момента рождения младенца и заканчиваются лишь с его смертью. Такая совокупность взаимодействий между людьми основана на существующих связях и происходит благодаря разным способам общения:

  1. Визуальному или невербальному, к которому причисляются внешний вид, позы и жесты.
  2. Вербальному или языковому, то есть устной речи.
  3. Аффективному, выражаемому звуковыми средствами экспрессии: смехом, плачем.
  4. Некоторые ученые причисляют сюда и сложные языки, построенные в результате развития общества: экономический, политический.
что такое межличностные отношения

Примеры межличностных отношений

Каждый день индивиды, находящиеся в любой социальной группе, могут увидеть множество примеров межличностных отношений между людьми и стать их непосредственными участниками:

  1. Дома, проснувшись, люди начинают взаимодействие с теми, с кем они вместе проживают. Это могут быть дети, родители, братья и сестры, мужья и жены и прочее.
  2. Днем можно проследить деловые отношения, складывающиеся между отдельными людьми, например, между учеником и учителем или сотрудниками разных подразделений одной той же фирмы.
  3. Яркими примерами считаются и взаимодействия с друзьями и приятелями, тренером в фитнес-клубе, постоянным клиентом и парикмахером и прочие социальные контакты.

В чем состоят основные особенности межличностных отношений?

Существуют и особенности межличностных отношений, позволяющие опознать этот вид взаимодействия:

  1. В их основе всегда лежат осознанные или бессознательные эмоциональные оценки партнеров.
  2. В межличностных отношениях индивиды выступают всегда уникальными и неповторимыми, с присущим только им набором черт характера и эмоциональных особенностей.
  3. Такое взаимодействие не может считаться спонтанным актом, то есть оно формируется в течение определенного времени при общении людей друг с другом.
  4. Характер такого взаимодействия непостоянен. Отношения могут динамично развиваться и менять вектор своей эмоциональной окраски иногда на прямо противоположный.
в чем состоят основные особенности межличностных отношений

Виды межличностных отношений

Ученые выделяют различные типы межличностных отношений, в зависимости от классификационного критерия. По способу взаимодействия бывают:

  1. Формальные, то есть нормативно предусмотренные и закрепленные в официальных документах.
  2. Неформальные или те, которые складываются между людьми на основе их предпочтений, убеждений, темпераментов и прочее.

По сфере возникновения бывают:

  1. Производственные, то есть между сотрудниками одной организации, направленные на решение рабочих задач.
  2. Бытовые, то есть все те, которые возникают в обычной жизни индивида.
  3. Экономические, в которых каждый индивид может выступать как покупателем, так и продавцом.
  4. Правовые или те, которые установлены законодательством.
  5. Политические, концентрирующиеся вокруг вопросов власти.
  6. Нравственные и эстетические возникают на основе привлекательности людей друг для друга, их моральных качествах и устоях.

Интересной классификацией является деление межличностных взаимоотношений по эмоциональной направленности:

  1. Позитивные, то есть те взаимодействия основу которых положена любовь, дружба или эмоциональная близость.
  2. Нейтральные или не окрашенные эмоционально: конформизм, эгоизм, безразличие.
  3. Негативные: неприязнь, ненависть, агрессия и другие чувства руководят субъектами таких взаимоотношений.
Виды межличностных отношений

Структура межличностных отношений

Социологи утверждают, что понятие межличностных отношений всегда имеет определенную структуру, состоящую из следующих компонентов:

  1. Когнитивный или познавательный компонент. Считается, что это основа межличностных отношений, потому как благодаря таким психическим процессам как ощущение, восприятие, память, мышление и воображение происходит познание особенностей партнеров и установление взаимопонимания.
  2. Поведенческий компонент, то есть непосредственные действия, слова и поступки в процессе взаимоотношений.
  3. Аффективный или эмоциональный компонент. Сюда причисляются чувства и эмоции индивида по поводу конкретных взаимосвязей и с другими людьми.
структура межличностных отношений

Формирование межличностных отношений

Классическая психология межличностных отношений изучает следующие характеристики их формирования:

  1. Динамика, то есть зарождение, укрепление или ослабление, достижение определенного уровня зрелости, ослабление и другие процессы, которые могут сменять друг друга в разной последовательности.
  2. Механизм регулирования межперсональных связей. Сюда можно причислить как морально-этические особенности самих индивидов, так и существующие нормативно-правовые акты, инструкции и прочее.
  3. Условия развития, то есть совокупность внешних факторов, при которых взаимодействие имеет определенную динамику и эмоциональную окраску.

Уровни межличностных отношений

По степени вовлеченности индивидов и разной глубине связей межличностные отношения в группе делят на следующие уровни:

  1. Перцептивный, на котором происходит восприятие партнеров и понимание ими личностных черт друг друга. То есть взаимодействие только зарождается и партнеры стараются определенным образом оценить друг друга.
  2. Уровень притяжения или отталкивания. После того, как завершилось восприятие между партнерами, они либо стараются глубже понять друг друга и найти новые точки соприкосновения, либо максимально дистанцироваться друг от друга. На этом уровне один человек может искать встречи, а другой наоборот, максимально избегать контакта.
  3. Интерактивный Эмоциональная связь в отношениях нуждается в подпитке, поэтому индивиды начинают либо активно сотрудничать, либо в определенной мере конфликтовать.
Уровни межличностных отношений

Современные тенденции развития межличностных отношений

С развитием общества связь между людьми претерпевает определенные изменения. В современном глобализованном мире межперсональные связи характеризуются:

  1. Более глубокой персонификацией личности. Индивиды более полно осознают особенности своей личности и партнера.
  2. Ростом образованности и потребностей каждого из участников взаимодействия.
  3. Увеличение дистанции между поколениями и сокращение времени, проведенного индивидом в семье.
  4. Поверхностных речевых контактов и взаимодействий со СМИ становится все больше.
  5. Накопление информации занимает больше времени, чем ее обсуждение. Снижается эмоциональный фон общения.
современные тенденции развития межличностных отношений

Построение межличностных отношений

Для того чтобы установилась устойчивая взаимосвязь между людьми, важно знать правило успешного построения отношений, о которых давно говорят многие психологи. К ним можно отнести:

  1. Грамотное начало коммуникации: приятный внешний вид, открытая поза, не агрессивная мимика и жесты.
  2. Правильное построение диалога: отказ от открытых отрицаний, необоснованных споров и конфликтов, внимательное слушание.
  3. Стремление понять особенности партнера и принять их.
  4. Уважение мнения собеседника.
  5. Сохранение своей репутации и поддержание значимости партнера.

Конфликты в межличностных отношениях

Среди того, что мешает межличностным отношениям, всегда отдельно располагаются конфликты. Считается, что это неизбежное столкновение различных мнений, суждений и действий, который свойственны разным индивидам. Конфликты могут возникать у каждого человека с разными партнерами, однако отличаться будет форма такого противоборства:

  1. При конструктивных конфликтах индивиды стараются решить возникшую проблему или вывести отношения на новый, более качественный уровень.
  2. При деструктивных конфликтах индивиды стараются проявить свою значимость или «продавить» собственную позицию. Такие взаимоотношения обречены на провал и деградацию.

Методы диагностики межличностных отношений

Профессиональная диагностика межличностных отношений может проводиться с использованием следующих методов:

  1. Наблюдение, например техника Ф. Кронджета и А. Моллера, при которой человек со стороны анализирует реальную жизненную ситуацию или просматривает некоторое событие в записи с последующим его анализом.
  2. Эксперимент, к примеру, знаменитый ситуационный тест Р. Бейлса, при котором каждое действие субъекта в конкретной группе и смоделированной ситуации кодируется определенным образом.
  3. Тесты, сюда относятся как опросники, например, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, так и проекционные методики: рисунки, цветовые тесты и прочее.

 

Стадии развития межличностных отношений — Студопедия

Мы уже выделяли мысль о том, что время — важный фактор развития межличностных отношений. История отношений с кем-либо из значимых для вас людей складывалась из событий, каждое из которых могло углублять, развивать, усложнять, ставить под угрозу, прерывать или вносить новые изменения в их содержание. Динамика отношений с некоторыми будет напоминать штормящее море, а с кем-то, скорее, похоже на штиль и постоянство. При всем разнообразии внешнего выражения межличностных отношений, сам процесс их развития включает в себя ряд последовательных стадий, каждая из которых имеет свои способы межличностного общения, факторы межличностной аттракции, формы переживания эмоций и чувств. Рассмотрим подробнее каждую из этих стадий:

· Стадия сближения.

· Стадия близости.

· Стадия дифференциации.

· Стадия отдаления.

· Стадия распада отношений.

Стадия сближения. Её основа – поиск и выбор партнера. Один из подходов, позволяющий анализировать процессы, происходящие на этой стадии, является теория «фильтров». Согласно этой концепции, пара, переходя от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению, должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. В роли фильтров выступают различные факторы межличностной аттракции. (см.: вопрос 46). Глубоких и устойчивых отношений могут достичь только те пары, которые последовательно преодолели все фильтры:

1. Пространственная близость (соседство или общее место работы, учебы, отдыха), а также пол, возраст, профессия, манера поведения. При неблагоприятном сочетании названных переменных аттракция не возникает, и общение не продолжается.


2. Определенный уровень сходства между собой и партнером (этот аспект проблемы подробно рассматривался в вопросе межличностной аттракции).

3. Возможность включения членов пары в совместную деятельность.

Основной задачей, которую решают субъекты при прохождении всех названных здесь фильтров, является обеспечение психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации. Искусство общения здесь состоит в том, чтобы не поучать и поражать своего партнера, а расположить его к себе, не требуя от него никаких обязательств, создавая уютную, непринужденную атмосферу.

Стадия близости.Её основа – становление пары, формирование чувства «Мы». Особенность этой стадии в том, что отношения достигают качественно нового уровня – уровня близких доверительных отношений, на котором каждый узнает самое сокровенное о другом. Они все более открываются друг другу, делятся секретами, становятся более близки физически, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства. Они начинают действовать как пара, а не как два отдельных человека.


Однако у каждого есть собственный предел психологического сближения со своей половиной. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным. У мужчин дистанция, как правило, больше, у женщин – меньше. Есть супруги, у которых потребность в психологическом сближении приблизительно одинакова, Такие пары более благополучны и устойчивы.

Важным моментом стадии сближения является формальное закрепление отношений, принятие партнерами обязательств по отношению друг к другу: объявление о помолвке, брачное свидетельство или какой-либо вид письменного договора.

Стадия дифференциации. Её основа – стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы, не совпадающие с интересами партнера. Потребность в автономии, уникальности, неповторимости – одна из базовых потребностей личности, её проявление в межличностных отношениях вполне закономерно. Однако если стремление отличать себя от другого в паре проявляется чересчур настойчиво, то это может привести к распаду отношений.

Дифференциация не означает прекращения отношений. Это стадия перестройки, переоценки, нового развития отношений. Здесь многое зависит от чуткости и деликатности членов пары: чтобы сохранить партнерство, необходимо видеть и ценить у партнера его особые индивидуально-личностные качества и особенности. Счастливые пары – это чаще всего пары, преодолевшие стадию дифференциации с пользой для развития отношений, когда вы нравитесь друг другу как личности, т.е. вы можете сказать: «Мой муж (моя жена) – мой лучший друг (моя лучшая подруга), он или она мне глубоко симпатичны как личность».

Стадия отдаления. Если на стадии дифференциации члены пары не смогли сохранить интерес друг к другу как к личностям, то отношения переходят на стадию отдаления. Её основа – проведение границы между Я и Ты, стремление освободиться от партнера и в конечном счете расстаться с ним.

На этой стадии качество взаимоотношений приобретает иной характер, а именно: происходит переход на более поверхностный уровень самораскрытия: бывшие когда-то близкими, партнеры не испытывают желания совместно проводить время, сокращают до минимума число обсуждаемых вопросов, разговаривают лишь по необходимости, причем сам разговор напоминает беседу посторонних – в нем нет прежней подлинной заинтересованности. Крайней степенью отдаления является избегание контактов друг с другом, чувство исчерпанности отношений.

Стадия распада. В основе этой стадии лежит прекращение отношений. В процессе распада межличностных отношений выделяют 3 фазы:

1.Интрапсихическая, когда индивид решает, что больше не имеет смысла продолжать с кем-либо существующие отношения. Переживания по поводу такого решения носят внутриличностный характер, иногда человек делится ими со своим дневником или со случайными, чужими людьми. Критерием окончания этой фазы является решение сообщить партнеру о своем решении.

2.Диадическая, когда стороны приходят к совместному решению о желательности разрыва. Этот процесс носит болезненный характер, сопровождаемый периодическими выяснениями отношений, поиском новых форм. Результатом может быть как успех, так и решение о прекращении отношений.

3.Социальная фаза. На этой фазе происходит информирование значимых людей о намерении разорвать отношения с целью заручиться их поддержкой, распространение собственной версии распада.

Как видим, структура процесса распада отношений имеет сложный характер. Однако на любой фазе может произойти восстановление разрушенных отношений. Например, если пара переживает интрапсихическую фазу, то восстановление должно быть связано с возрождением привлекательности образа партнера, На социальной фазе большое влияние на последующее развитие отношений могут оказать окружающие, способствуя при этом либо примирению, либо разрыву.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Чем межличностные отношения отличаются от социальных?

2. Каковы основные признаки межличностных отношений?

3. Назовите параметры, определяющие конкретное содержание межличностных отношений.

4. Почему амбивалентность вызывает сложность в формировании межличностных отношений?

5. На какие группы можно разделить чувства по их роли в межличностных отношениях?

6. Что такое межличностная аттракция?

7. В чем сходство и различие аттракции и эмпатии?

8. Перечислите внешние факторы аттракции.

9. Назовите внутренние факторы аттракции.

10. Каково влияние пространственной близости на процесс межличностной аттракции?

11. Что такое аффилиация и как она связана с аттракцией?

12. Выделите черты человека, который не нравится окружающим.

13. Назовите факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию.

14. Назовите стадии развития межличностных отношений?

15. Могут ли отношения миновать какую-либо из стадий?

16. Как ведут себя люди, отдаляющиеся друг от друга?

17. Почему переход от стадии близости к стадии дифференциации является критическим моментом в развитии межличностных отношений?

18. Какая потребность личности лежит в основе стадии дифференциации?

19. Какие фазы имеет стадия распада межличностных отношений?

20. Какие факторы стабилизируют отношения между людьми?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1

Как известно, отношения между главными героями романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — Татьяной и Евгением – не достигли стадии близости, Опишите в понятиях теории фильтров, какие барьеры не смогли преодолеть пушкинские герои.

ЗАДАНИЕ 2

Вставьте пропущенные слова в данные утверждения.

а) Если на стадии … члены пары не смогли сохранить интерес и привлекательность друг для друга, отношения переходят на стадию … .

б) Дифференциация не означает … отношений: это стадия … развития отношений.

в) Основой стадии близости – формирование чувства … .

г) … выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, пользуются … социальной инфраструктурой, имеют общие проблемы и вопросы, что способствует их … .

ЗАДАНИЕ 3

Как спроектировать здание общежития таким образом, чтобы стимулировать зарождение и развитие дружеских межличностных отношений? Дайте обоснование своему ответу.

ЗАДАНИЕ 4

Дайте обоснованные ответы, используя знания о межличностных отношениях, на следующие вопросы:

а) Почему отношения с людьми надо строить?

б) Какие знания получает человек, сравнивая себя с другими?

в) Почему, не умея любить себя, нельзя научиться любить других людей?

г) Как сохранить психологическую дистанцию с другим человеком?

д) Почему предают только друзья или близкие люди?

е) Есть люди, о которых человек может сказать, что это мои люди. Кто они для него?

ж) Кто такой друг? Почему его бывает трудно найти?

з) Как человек может определить отношение к себе другого человека?

ЗАДАНИЕ 5

Перечислите чувства, лежащие в основе психологической близости. Какой, по вашему мнению, должна быть сила сближающих чувств? Можно ли согласиться с утверждением о том, что повышенная интенсивность этих чувств (например, дружелюбия, добросердечия и т.п.) приводит к разрушению гармонии в межличностных отношениях? Ответ обоснуйте.


Межличностные отношения

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

  1. Производственные межличностные отношения.

  2. Бытовые межличностные отношения.

  3. Формальные межличностные отношения.

  4. Неформальные межличностные отношения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. межличностная привлекательность;

  3. взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы:

• ощущения,

• восприятие,

• представление,

• память,

• мышление,

• воображение.

Характеристики взаимопонимания:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность;

в) эмпатия;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Замечание 2

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Общение

Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения;

  2. коммуникативная сторона общения;

  3. интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

  4. Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

  5. Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

  6. Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

  7. Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

  8. Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

  9. Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Основные виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.
Межличностные отношения дошкольников: формирование, особенности

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки. 

Формирование межличностных отношений у дошкольников

Почему в психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях. По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух или больше человек. Но, употребляя термин «межличностные отношения», акцентируют внимание на том, как в общении раскрывается (или, наоборот, закрывается, отгораживается) и развивается личность, индивидуальное Я.

Межличностные отношения

Взаимодействие дошкольников переходит на уровень межличностных отношений в тот момент, когда на первом плане в общении проявляется личностный мотив.

Ребенок уже не просто желает с кем-либо проводить время, а конкретно хочет играть с «девочкой из соседней квартиры», «с мальчишками, а не девчонками», пойти в зоопарк с братом, а не с группой и т. д. То есть, для дошкольника приобретают значимость конкретные личности с их качествами и характером.

Межличностные отношения для дошкольников — это возможность проводить время с вызывающими симпатию людьми, а также возможность научиться оценивать другого человека и составлять представления о себе на основе сравнивания. А для этого партнер по общению должен вызывать интерес, определенные чувства, обладать неким опытом.

Большинство дошкольников ориентировано на положительные межличностные отношения. Поэтому они чаще согласятся на второстепенную роль в игре, чем откажутся играть вообще. Если нужно дать свою игрушку, дошкольник, хотя и с сожалением в душе, все-таки протянет ее сверстнику. Хотя нередко наблюдаются исключения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Формы межличностного взаимодействия дошколят

В межличностных отношениях детей дошкольного возраста наблюдаются следующие позиции (формы):

  • гуманная
  • эгоистическая
  • конкурентная

Дети с гуманной позицией помогают сверстникам, делятся игрушками, приглашают в игру, положительно высказываются о результатах деятельности других детей. Такие дошкольники замечают настроение сверстника, поддерживают при неудачах. Себя и свои достижения не выпячивают. Гуманная позиция ребенка выражается в проявлении нравственных качеств и доброжелательного поведения по отношению к другим.

Если ребенок руководствуется эгоистической позицией, он даже не запомнит имена детей, с которыми он только что играл. Зато будет знать, какие чудные игрушки имеют сверстники. Такой ребенок ни за что не даст свою любимую игрушку другому, но может без разрешения взять чужую. К чувствам и настроению партнеров по общению эгоистичный ребенок остается равнодушным.

Конкурентную позицию выбирают дошкольники, которые стремятся быть лучше всех. Они болезненно реагируют на успехи других детей. Ради того, чтобы заявить о себе лучше, могут быть щедрыми, сочувствующими.

Общение

Каждая из перечисленных позиций уместна на определенном возрастном этапе. Эгоистичная позиция часто встречается у 3-4-летних малышей, у которых еще не сформированы нравственные критерии.

Конкурентной позицией отличаются дети 4-5 лет. Дошкольники этого возраста забавно нахваливают себя и выпячивают свои достижения. В старшем дошкольном возрасте нормой уже выступает гуманная позиция.

Если ребенок отличается эгоизмом и выраженным стремлением к конкуренции, очень важно терпеливо прививать ему гуманные ориентиры в отношениях.

Особенности межличностных отношений детей

Как видим, отношения детей на протяжении дошкольного детства развиваются в зависимости от становления личности ребенка и прививания нравственных норм. От года к году происходят изменения, и ко времени поступления в школу моральные нормы для многих детей становятся регулятором отношений между людьми. Особенно этим отличаются дети с высоким уровнем социального интеллекта.

Что характерно во взаимоотношениях младших дошкольников

Отношения 3-4 летних детей отличаются эгоистичностью. Ребенок хочет играть именно с той игрушкой, которая нравится ему. Если мальчик нагружает свою машину песком, то с подачи взрослого он еще согласится, чтобы его друг в песочнице помогал грузить, но никак не согласится уступить ему машину.

Для младшего дошкольника практически не имеет значения, как его действия оценивают сверстники. «Ты жадина!», «Плохой мальчик» — подобные детские возгласы пролетают если не мимо ушей, то мимо чувственного восприятия. В ответ ребенок может заявить, что он не будет играть с тем, кто его обзывает. А через несколько минут дети об этом инциденте благополучно забудут и возобновят свои игры.

По-настоящему дети обращают внимание на высказывания в свой адрес в среднем дошкольном возрасте. Около 5 лет ребенок чувствительно относится к тому, как его оценивает сверстник. От этого в большой степени зависит, захотят ли дошкольники общаться, вместе играть.

В 5-6 лет дошкольники очень тянутся к детям, проявляющим себя лидерами. Они стремятся получить признание лидера, хотят быть на него похожим, интересуются его мнением.

Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники многое видят и замечают, как и что высказывают им сверстники. Но в этом возрасте дети уже достаточно критично воспринимают оценку своих поступков и результатов деятельности от таких же дошкольников. Мнение взрослого – совсем другое дело. Взрослый для старшего дошкольника является большим авторитетом.

Дети в этом возрасте значительно больше проводят времени в кругу сверстников, чем малыши, благодаря чему развиваются коммуникативные способности.

В постоянной группе у них складываются устойчивые взаимоотношения. К одним детям старший дошкольник привязывается, зарождается дружба. Общение с другими может нисколько не интересовать.

На этом этапе можно выделить виды межличностных отношений дошкольников, наблюдая за общением в группе сверстников:

  • непосредственно личные
  • оценочные
  • деловые

Крайне редко они встречаются в чистом виде. Практически не бывает такого, чтобы дошкольник с одними детьми хотел только дружить, с другими – только играть в определенные игры, а у третьих – интересоваться их мнением и искать одобрения. Все виды отношений переплетаются.

Влияние игры на межличностные отношения дошкольников

Значительное влияние на формирование межличностных отношений оказывает игровая деятельность. Особенно дидактическая игра.

Если в стихийно возникающих ролевых играх дети используют тот арсенал средств общения, который ими уже освоен, то дидактические игры направлены на развитие новых умений и понимания отношений между людьми.

Дидактическая игра направляет взаимодействие детей по определенному руслу, а правила регулируют взаимодействия участников.

Игра

Например, застенчивый ребенок, подчиняясь правилам, без особых проблем оказывается в центре внимания. Точно так же, как другие дети, он выполняет предусмотренные игрой действия, проявляет инициативу в соответствии со своей временной ролью.

Подобный новый опыт, безусловно, ценен самому ребенку. Но важно и то, что активные смелые дети увидят робкого тихоню с совершенно другой стороны. Проявится интерес к общению с ним, дети увидят равноправного партнера по игре.

Но ни в коем случае нельзя умалять роль привычных детям сюжетно-ролевых игр. Именно эти увлекательные занятия, начиная от простейших бытовых до многоролевых игр, раскрывают дошкольникам смыслы человеческих отношений.

Обыгрывая семейную тему, обязательно один ребенок берет на себя ответственность быть главным, демонстрируя строгость и контроль происходящего. Играя в доктора, дети учатся проявлять внимание и оказывать поддержку другому человеку. Игра как средство формирования личностных качеств и межличностного взаимодействия — наиболее эффективный вид деятельности применительно к дошкольному возрасту.

Какой опыт межличностных отношений ребенок получает в семье

Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.

Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям. От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.

Еще одной проблемной формой семейного взаимодействия является чрезмерная опека детей. Когда мамы и бабушки предпочитают все делать за своего малыша, он застревает на стадии эгоистичных отношений. Посему привычно считает, что все должны ему потакать и делать за него любую работу, требующую приложения усилий.

Если родители взяли на себя ответственность воспитывать ребенка, им нужно научиться уважать его личность с малых лет. Сюда входит, как и поддержка, похвала ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.

Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом. Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.

различных типов межличностных отношений

Когда два человека чувствуют себя комфортно в компании друг друга и решают быть друг с другом, они вступают в отношения.

Тесная связь между людьми, имеющими общие интересы и цели, называется межличностными отношениями.

Лица, совместимые друг с другом, вступают в межличностные отношения. Люди должны хорошо склеиваться для крепких и здоровых отношений.

  • Дружба

    Дружба — это безусловные межличностные отношения, в которых люди вступают в отношения по собственной воле и желанию.

    Дружба — это отношения, в которых нет формальностей, и люди наслаждаются присутствием друг друга.

    Дружба может быть между:

    • Мужчина и женщина
    • Человек и мужчина
    • Женщина и женщина

    Должен иметь в дружбе:

    Прозрачность — самый важный фактор стабильной дружбы. Не прячьте вещи от своих друзей. Будьте честны с ними.

    Направляйте их по мере необходимости.Никогда не давайте им неправильных предложений или советов.

    Чувства, как эго, ревность, ненависть, гнев, не существуют в дружбе.

    Все отношения дружбы вращаются вокруг доверия и отдачи и взятия. Никакие отношения не могут быть односторонними и одинаковыми с дружбой. Постарайся сделать как можно больше для своих друзей.

  • Любовь

    Межличностные отношения, характеризуемые страстью, близостью, доверием и уважением, называются любовью.

    Люди в романтических отношениях глубоко привязаны друг к другу и имеют особую связь.

    Должен иметь в романтических отношениях:

    Два партнера должны доверять друг другу в этих отношениях.

    Чувство уважения и взаимного восхищения имеет важное значение.

    Партнеры должны ответить взаимностью на чувства друг друга, чтобы оставаться в отношениях в течение более длительного периода времени.

    1. Корпус — 1

      Брак случается, когда два влюбленных решают перевести свои отношения на новый уровень.

      Брак — это своего рода формализованные отношения, когда два человека, хорошо зная друг друга, решают войти в брак и остаться вместе на всю жизнь, несмотря ни на что.

      Ключ к успешному браку:

      • Понимание
      • Любовь
      • Passion
      • Интим
      • Респект
      • Доверие
    2. Корпус — 2

      Два человека могут любить друг друга, но не вступать в брак.Их часто называют парнем и девушкой. Они могут или не могут оставаться вместе. Если они остаются вместе без официального вступления в брак, говорят, что они вступают в живые отношения.

      Люди, живущие в отдаленных местах, но в отношениях, как говорят, находятся в отношениях на расстоянии.

    3. Корпус — 3

      Люди, не ладящие друг с другом, могут решить прекратить отношения для лучшего будущего.

  • Платонические отношения

    Отношения между двумя людьми без каких-либо чувств или сексуального желания друг к другу называются платоническими отношениями.

    В таких отношениях мужчина и женщина просто друзья и не смешивают любовь с дружбой.

    Платонические отношения могут закончиться романтическими отношениями с обоими партнерами, развивающими взаимную любовь и влюбляющимися друг в друга.

  • Семейные отношения

    Говорят, что лица, родственные по крови или браку, образуют семью.

  • Профессиональные отношения (трудовые отношения)

    Говорят, что люди, работающие вместе в одной организации, поддерживают профессиональные отношения.

    Лица, разделяющие профессиональные отношения, называются коллегами. Коллеги могут или не могут любить друг друга.

  • Развитие межличностных отношений — смысл и его модели

    Тесная связь между людьми со схожими интересами и мышлением называется межличностными отношениями. Никто на этой земле не может оставаться один, и для людей действительно важно иметь надежных друзей.

    Развитие межличностных отношений

    Каждым отношениям нужно время, чтобы расти . Нужно время, чтобы действительно быть рядом с кем-то и доверять ему.Чудес не бывает за один день. Нужно быть достаточно терпеливым, чтобы понять другого человека, чтобы отношения росли и доходили до следующего уровня.

    Различные модели были предложены в области развития межличностных отношений. Все модели показывают, как развиваются отношения между друзьями, партнерами, парами, коллегами и так далее.

    Давайте рассмотрим модели по одной:

    Модель эскалации отношений Кнаппа

    Согласно модели эскалации отношений Knapp, каждое отношение проходит следующие стадии:

    Каждое отношение начинается со стадии, когда два человека, не знакомых друг с другом раньше, встречаются и мгновенно притягиваются друг к другу.На этом этапе оба участника стараются изо всех сил, чтобы создать неизгладимое первое впечатление на другого человека. Люди показывают свою лучшую сторону, чтобы отметить начало отношений. На этом этапе физическая внешность, уход, манеры, этикет играют важную роль, поскольку люди не знают друг друга.

    На втором этапе люди пытаются узнать друг друга побольше. Они делятся своими симпатиями и антипатиями, а также пытаются узнать об интересах другого человека. Этот этап характеризуется обширными встречами и телефонными звонками, так что люди могут проверить свой уровень совместимости.

    Случай 1 — Физические лица не совместимы друг с другом.

    Результат — Физические лица не продвигают отношения вперед и решают прекратить их для лучшего будущего.

    Дело — 2 Физические лица совместимы друг с другом

    Результат — Физические лица решили продолжить отношения

    На третьем этапе люди регулярно прилагают усилия для укрепления своих отношений. Люди берут на себя обязательства и готовятся к долгосрочным отношениям.

    Четвертый этап начинается, когда люди в отношениях начинают делать вещи вместе. Их часто видят вместе, делая покупки, обедают, ходят в кино и так далее.

    Когда люди действительно уверены в своих отношениях, они решают остаться вместе навсегда. человек вступают в брак на пятом этапе .

    Что важно для развития отношений?

    • Эффективное общение между партнерами. Для людей важно оставаться на связи на регулярной основе.
    • Trust
    • Уход
    • Верность
    • Понимание
    • Уважение друг к другу

    Отношения не сохраняются, если что-либо из перечисленного отсутствует.

    Модель прекращения отношений Кнаппа

    Отношения заканчиваются, когда люди не общаются друг с другом эффективно. Возникают недоразумения и путаницы, ведущие к ненужным конфликтам.

    Помните, что в отношениях нет места для эго и ревности.Нужно быть прощающим, чтобы отношения росли. Стагнация часто характеризуется тем, что люди избегают друг друга и мало общаются.

    Люди больше не интересуются друг другом, и физическая близость также уменьшается. Люди решают уйти от отношений и выбирают взаимное разделение.

    Утиная фильтрация отношений Модель

    Как следует из названия, модель фильтрации отношений Утка состоит из множества фильтров, через которые должна пройти связь.

    Расстояние

    Для людей удобно начинать отношения с кем-то, кто находится рядом или работает с ним / ней. Расстояние имеет значение в отношениях. Людям, находящимся далеко, часто трудно встретиться, и в конечном итоге их отношения страдают. Это объясняет, почему отношения на расстоянии не очень успешны.

    Восприятие

    То, что один думает о другом, также влияет на отношения. Люди могут неправильно воспринимать кого-то и не принимать решения о продолжении отношений.

    Внешность

    То, как люди выглядят, говорят и представляют себя, также влияет на отношения. Людей, как правило, привлекают те, кто обаятелен и уверен в себе




    Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)

    Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована .Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы — сертифицированный образовательный поставщик , сертифицированный по стандарту ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


    ,

    Что такое межличностные отношения?

    Сильная связь между двумя или более людьми относится к межличностным отношениям . Влечение между людьми сближает их и в конечном итоге приводит к прочным межличностным отношениям.

    Формы межличностных отношений

    Межличностные отношения могут развиваться между любым из следующего:

    • Лица, работающие вместе в одной организации.
    • Люди, работающие в одной команде.
    • Отношения между мужчиной и женщиной (Любовь, Брак).
    • Отношения с ближайшими членами семьи и родственниками.
    • Отношения ребенка с родителями.
    • Отношения между друзьями.

    Отношения также могут развиваться в группе (отношения учащихся с их учителем, отношения религиозного гуру с его учениками и т. Д.)

    Должен иметь в межличностных отношениях

    • Люди в межличностных отношениях должны иметь общие цели и задачи.Они должны иметь более или менее схожие интересы и мыслить одинаково. Всегда лучше, если люди происходят из аналогичного происхождения.
    • Лица в межличностных отношениях должны уважать взгляды и мнения друг друга. Чувство доверия важно.
    • Люди должны быть привязаны друг к другу для здоровых межличностных отношений.
    • Прозрачность играет ключевую роль в межличностных отношениях. Для человека важно быть честным и прозрачным.

    Межличностные отношения между мужчиной и женщиной

      Сильные межличностные отношения между мужчиной и женщиной приводят к дружбе, любви и в конечном итоге заканчиваются браком.

    • Чувство преданности имеет важное значение в браке и любовных отношениях.
    • Партнеры должны чувствовать привязанность друг к другу и, самое главное, доверять друг другу.

    Известный психолог Роберт Штернберг предложил трехстороннюю теорию любви в межличностных отношениях.

    Согласно треугольной теории любви, следующие три компонента закладывают основу в любовных отношениях и браках.

    1. Passion
    2. Интим
    3. Обязательство

    Количество любви в любых отношениях прямо пропорционально вышеуказанным трем компонентам. Чем больше трех компонентов, тем крепче отношения.

    1. Страсть: Страсть относится к физическому и сексуальному влечению между двумя людьми.Люди должны чувствовать физическое влечение друг к другу, чтобы обаяние оставалось в отношениях в течение гораздо более длительного периода времени.
    2. Интимность: Степень близости между двумя людьми в отношениях относится к интимности. Партнеры должны склеиваться друг с другом, и сильная связь между ними необходима.
    3. Обязательство: Решение двух людей остаться вместе навсегда называется обязательством. Обязательство — это не что иное, как два человека, которые решают быть друг с другом всю жизнь, оставаясь вместе или вступая в брак.

    Если в отношениях отсутствует какой-либо из вышеперечисленных факторов, любовь исчезает в течение короткого промежутка времени, порождая неприятности и печали.

    Отношения между друзьями

    • Друзья должны быть честны друг с другом.
    • Поддерживайте своих друзей в трудные времена.
    • Избегайте натяжения ног, критики и издевательств над своими друзьями.
    • Старайтесь не смешивать дружбу с любовью, поскольку это создает проблемы и недопонимание.

    Межличностные отношения между детьми и их родителями, братом и сестрой, ближайшими членами семьи или родственниками вращаются вокруг доверия, преданности и заботы.




    Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)

    Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководства по изучению управления содержанием. Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам.Мы являемся сертифицированным образовательным учреждением в соответствии с ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


    ,

    этапов межличностных отношений

    Межличностные отношения означают тесную связь между людьми, разделяющими общие интересы и цели.

    Чувство доверия, лояльности и приверженности имеет важное значение в отношениях. Отдельные лица должны доверять своим партнерам и уважать их, чтобы избежать недоразумений и конфликтов в отношениях.

    Этапы межличностных отношений

    Чтобы развиваться отношения и пройти испытание временем, нужно время.

    Есть две возможности в отношениях:

    1. Возможность — 1: Два человека могут начать отношения как простые незнакомцы. Они узнают друг друга медленно и постепенно становятся эмоционально и умственно привязанными к своим партнерам. Такие отношения часто приводят к долгосрочным обязательствам, когда люди решают быть друг с другом, пока смерть не разлучит их.
    2. Возможность — 2: Два человека могут начать хорошо, но скоро столкнутся с проблемами.Проблемы в отношениях начинаются, когда люди имеют разные мнения, взгляды и не могут прийти к взаимоприемлемому решению. В таких случаях люди решают перейти от отношений к новому началу.

    По словам известного психолога Джорджа Левингера, каждые отношений проходят следующие пять этапов .

    1. Первый этап — знакомство

      Знакомство означает знание друг друга. Чтобы начать отношения, люди должны хорошо знать друг друга.

      Два человека могут встретиться в каком-то месте и мгновенно встретиться. Люди чувствуют влечение друг к другу и решают вступить в отношения.

      Общие друзья, общественные собрания, те же организации также помогают людям встречаться, ломать лед, знакомиться друг с другом и заводить отношения.

    2. Второй этап — этап строительства

      Это этап, когда отношения действительно растут. Люди больше не чужие и начинают доверять друг другу.

      Люди должны быть совместимы друг с другом, чтобы отношения продолжались в течение более длительного периода времени. Люди со схожими интересами и опытом имеют тенденцию склеиваться друг с другом в большей степени по сравнению с людьми из разных слоев общества и с разными целями.

      Стадия развития в отношениях часто характеризуется двумя близкими людьми, страстными и чувствующими друг к другу.

    3. Третий этап — этап продолжения

      Это этап, когда отношения превращаются в долговременные обязательства.Это когда люди, хорошо зная друг друга, решают быть в обществе друг друга и связать себя узами брака.

      Доверие и прозрачность необходимы, чтобы очарование оставалось в отношениях навсегда.

    4. Четвертая стадия — ухудшение состояния

      Не все отношения проходят через эту стадию. Отсутствие совместимости, доверия, любви и заботы часто приводит к недоразумениям и серьезным проблемам в отношениях.

      Людям иногда бывает очень трудно наладить отношения друг с другом и в конечном итоге решить прекратить свои отношения.

      Компромисс является неотъемлемой частью каждого отношения. Отдельные лица, не достигшие компромисса друг с другом, сталкиваются с трудностями при переходе на следующий уровень.

    5. Пятый этап — этап завершения

      Пятый и последний этап — это конец отношений.

      Отношения прекращаются по любой из следующих причин

      • Смерть любого партнера
      • Развод
      • Разделение

    Идеальные отношения приводят к долгосрочным обязательствам и бракам, тогда как есть некоторые отношения, которые начинаются на позитивной ноте, но заканчиваются внезапно.




    Авторство / Ссылка — Об авторе (ах)

    Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы являемся сертифицированным образовательным поставщиком по стандарту ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях.Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *