Содержание

3. Самосознание. Философия: конспект лекций

3. Самосознание

Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и само входит в понятие действительности. Сознание – это двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта.

Такое свойство сознания более полно раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление (осознание) своих собственных действий. Это также деятельность самопознания, раскрывающая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возможностей человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.

Наконец, сознание включает в себя творческое начало, открывающее человеку возможность преобразования мира, совершенствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Разговор о природе сознания предполагает употребление таких понятий, как индивид и личность. Частично они затрагиваются в главе, посвященной человеку, здесь же они рассматриваются под углом зрения становления самосознания. Когда речь идет об отдельном субъекте (не о виде, группе, сообществе), мы употребляем термин

особь. Но если требуется подчеркнуть те или иные качества, отличающие особь от других представителей вида, используем термин индивид.

Индивиду присущи качества, возникающие уже на ранних стадиях его онтогенеза. Это прежде всего неделимость. Все органы, будучи элементами индивида, образуют его целостность, но лишь взаимодействуя друг с другом как отдельные части (с присущими им морфологическими и функциональными особыми свойствами), они становятся единым и целым. Наконец, индивиду присущи те или иные многообразные морфологические особенности, позволяющие отличать его из массы других особей или индивидов.

Индивид – результат длительной эволюции, в процессе которой имеет место не только дифференциация (более четкое проявление тех или иных свойств, качеств, способностей, недостатков), но и интеграция. Последнее – это такое свойство организма, которое позволяет сглаживать, нивелировать определенные свойства индивида. Особенно важно это для таких свойств, которые могли бы стать фактором, снижающим жизнеспособность индивида. Индивид проявляет себя в первую очередь как генотипическое образование, но не менее важна и роль онтогенеза. Чем выше индивид поднимается по эволюционной лестнице, тем сложнее становится его организация, иными словами, индивиды индивидуализируются.

В отличие от понятия индивид, слово «личность» употребляется только по отношению к человеку. Притом лишь с некоторого этапа его развития, поскольку только человек обладает сознанием. Понятие сознание и личность неотделимы. Воспринимать и оценивать человека как личность позволяет только наличие и проявление сознания. В этом случае все индивидуальные качества человека, сколь бы существенными и выразительными они ни были, уходят как бы на второй план. С какого момента онтогенеза человека проявляется сознание – вопрос спорный. Педагоги и психологи полагают, что свойства личности закладываются с момента рождения, но их развитие может либо стимулироваться условиями воспитания, либо тормозиться.

Психопатология свидетельствует и о раздвоении личности, имея в виду раздвоение сознания. И это отнюдь не словесный прием. Однако, заметим, никогда не говорится о раздвоении индивида.

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. В специальной и философской литературе встречается два понимания личности. Одно, когда врожденные (наследуемые) способности постепенно выкристаллизовываются в качестве личности. Другое предполагает, что формирование личности прямо не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств, иными словами, конкретные этапы онтогенеза не обязательно соответствуют определенному уровню развития личности.

Личность – это сугубо человеческое образование. Человеческая личность не выводится из приспособительной деятельности. Поэтому трудно предсказать, как сложится личность ребенка даже в тех случаях, когда он обладает определенными врожденными дефектами. Или, напротив, рождается полноценным, физически здоровым. Никакая исключительность индивида однозначно не предопределяет формирование его как личности. Потому что личность представляет продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. При этом сохраняются особенности индивида.

Важное место в становлении личности играют мотивы и эмоции.

Мотив – это побуждение к деятельности. В человеческой жизни мотивы проявляются в разных формах – инстинктивного импульса, биологического влечения, различных интересов и желаний. Мотив – это совокупность внутренних психологических состояний, побуждающих человека к тому или иному действию. Такое действие предполагает наличие цели. Однако следует учесть, что одни и те же мотивы порождают различные по целям действия, тогда как сходные действия могут вызываться разными мотивами. На разных этапах развития личности возникают различные мотивы. Человек поставлен перед необходимостью в своем стремлении их удовлетворения отдать предпочтение одним, отбросить другие, отложить на какое-то время третьи. Как удастся разрешить противоречие, возникающее в ходе столкновения различных мотивов, зависит от уровня развития личности.

В зависимости от степени осознания мотивов человеком различают влечения и желания. Влечение – это слабо дифференцированная, недостаточно ясно осознанная потребность. Влечение нередко возникает у человека в форме смутного образа, путанных, быстротечных мыслей.

Желание как мотив характеризуется достаточно прочным, устойчивым осознанием потребности. При этом осознаются не только объекты потребности, но и пути ее достижения. Желанию сопутствует постоянная мысль о какой-либо вещи, предмете, конкретном человеке. Его подкрепляет волевое стремление к обладанию объектом желания.

Человек переживает различные эмоциональные состояния. Эмоция (от латинского «emoveo» – потрясаю, волную) – это переживание ощущений, особое психическое состояние, связанное с проявлением инстинктов и мотивов. Эмоции выполняют определенную регулятивную функцию в поведении человека: положительные – способствуют более активной деятельности, отрицательные – снижают, тормозят активность и инициативу. Опять же в зависимости от уровня развития личности человек может управлять своим эмоциональным состоянием. Так, одной из социальных оценок человека выступает признание у него способности «не поддаваться эмоциям», «справляться с эмоциями». Подчас это бывает нелегко, поскольку простейшие эмоциональные процессы предопределены генетически и выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях. Каждый на своем опыте переживал состояния, порождаемые эмоциями: удовольствия, неудовольствия, страха, радости.

В ходе культурного и духовного развития эмоции освобождаются от инстинктивной природы (хотя и не полностью) и формируют широкий спектр высших эмоциональных процессов – социальных, интеллектуальных, эстетических. Таким образом, главное содержание эмоциональной жизни человека все более тяготеет в сферу его духовной жизни.

Человек живет в мире своих многообразных эмоций. Не всегда ему удается справляться с ними, подчинить их проявление в желательном направлении. Современная жизнь ввела в обиход слово стресс. В начале 70-х гг. текущего столетия шведский ученый Г. Селье разработал теорию адаптационного синдрома, в соответствии с которой под стрессом понимается состояние эмоциональной напряженности, вызываемой опасностью, связанной с выполняемой работой, аварийными ситуациями, повышенной ответственностью, нервной перегрузкой в результате нехватки времени и многими, многими другими факторами.

Переживания, порожденные мотивами и эмоциями, концентрируются в человеческих потребностях. Потребность – это такое состояние организма, личности, социальной группы и общества в целом, которое выражает зависимость от объективного содержания условий их существования и выступает источником различных форм их активности. Проблема потребностей имеет важное социальное значение, актуальность которой как никогда ранее возросла в современных условиях.

Существуют естественные и искусственные потребности. Каждый человек рождается наделенным ими. Однако в ходе жизни его потребности испытывают существенную трансформацию. Происходит это не по прихоти индивида. Форма и характер потребностей изменяется по мере становления личности. Понятно, что человек не может избавиться полностью от естественных потребностей, например, от потребности в пище, одежде, жилье. Но удовлетворение его потребностей возможно лишь в процессе деятельности.

Достижение счастья – одна из главных целей человеческого существования. Счастье – неустранимая потребность каждого человека. И здесь античность дает пример одной из первых попыток осмысления этой проблемы.

Человек действует потому, что он хочет. Проблема человеческого хотения всегда привлекала философское внимание. Так, издавна известна концепция гедонизма (от греческого слова – наслаждение). Согласно этому учению, высшим благом в жизни является наслаждение, а стремление к нему – важнейший принцип поведения. Широкое распространение гедонизм получил в древнегреческой философии. Представители школы киренаиков объявляли наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Но и в то время не все философы разделяли подобные взгляды. Эпикур (341–270 до н. э.), напротив, призывал к мере в наслаждениях, обращая внимание на то, что чрезмерные чувственные удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в страдание. Отсюда счастье Эпикур видел не в чувственном наслаждении, а в отсутствии страдания. Счастливой жизнь станет тогда, когда она приведет к атараксии – состоянию невозмутимости и безмятежности.

Одновременно ив тесной связи с гедонизмом возникает эвдемонизм – учение о стремлении к счастью как основы нравственной жизни.

Представления древних о природе потребностей эволюционировали в ходе развития философской мысли. По мере проникновения в человеческую психику все более прояснялось, что субъективные хотения не являются мотивами поведения, ибо они не способны породить направленную деятельность.

Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих человеческой жизни, – существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается и подготавливает себя к тому, чтобы строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся с ценностными установками на достижение социально значимых результатов.

Выработка способности к достижению этих результатов – процесс длительный и охватывает все стадии, которые переживает человек с момента рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти.

Формирование личности начинается с биологической связи – в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром многих (или, напротив, скудным и ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает функциональное значение его вещей и игрушек. Он естественным, как это ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального сознания. Кристаллизируется зерно отношений, формирующих личность.

Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли – одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели – одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности – некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.

С момента привнесения в жизнь человека целесообразных отношений его действия и поступки, принимая многообразные формы, все более обогащаются. Человек приобретает черты, позволяющие судить о нем как о личности. Созревание личности у каждого человека протекает по-разному. Специалисты в области возрастной психологии выявили рубежи кризисов, через которые проходит человек и которые так или иначе характерны для большей части людей. Все причастные к воспитанию детей знают, насколько важно во время уловить перемену в настроении, отношениях, поведении трехлетнего, семилетнего ребенка, насколько труден и порой непредсказуем подростковый период. Завершающая стадия формирования личности выпадает на период зрелости, временные границы которого также весьма индивидуальны.

В целом же процесс формирования сознания сопровождается сдвигом мотивов на цели, изменением их иерархии, рождением новых мотивов с последующим их вытеснением и замещением. Получило распространение мнение, что личность рождается дважды. Впервые, когда у ребенка обнаруживается множество мотивов и появляется соподчиненность его действий. И второй раз – когда возникает индивидуальное сознание.

Важнейшей чертой личности выступает ее способность к самосознанию. Имея представление о мышлении и сознании, мы видим, что это не тождественные явления. Сознание отличается от мышления наличием интересов, убеждений, ценностной ориентации. В сознании человека умещается не только образ внешнего предмета, но и образ об этом образе. Такое свойство сознания называется самосознанием. Самосознание выступает существенным моментом сознания постольку, поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам человек. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Иными словами, в рамках самосознания человек способен дать целостную оценку самому себе как деятелю, как творцу, то есть самосознание выступает мерилом развитая человека. Выше уже говорилось, что самосознание тесно связано с рефлексией.

Проявление самосознания отмечается на разных уровнях, поскольку оно свойственно не только индивиду. Человек осознает свое место в семье, отношение к нему со стороны родных, близких, осознает он и то, как сам относится к тем, с кем его связывают родственные узы, дружеские привязанности. Очень важную роль самосознание играет при уточнении места человека в коллективе – в студенческой группе, в рабочей среде, в структуре фирмы. В зависимости от того, насколько верно оценивает себя личность по своему вкладу в общее дело коллектива, не переоценивает ли (или, напротив, недооценивает) свои способности и возможности, зависит не только успешная карьера, но, что не менее важно, психическое состояние, моральное и физическое здоровье индивида.

Наивысшего проявления самосознание достигает на уровне больших социальных групп – локальных обществ, народов и наций, государства, человечества в целом.

В современных условиях со всей остротой заявляет о себе проблема национального самосознания. Она имеет не только философско-теоретичеекое, но и практическое значение.

Контрольные вопросы

1. Сознание как высший уровень духовной деятельности человека.

2. Биологические и индивидуальные предпосылки сознания, закономерности его формирования.

3. Осознанное и неосознанное в человеческой деятельности.

4. Сознание и самосознание.

5. Индивидуальное, общественное сознание. Национальное самосознание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Самосознание в психологии. Что такое самосознание? Определение и понятие

Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили этому феномену. Самосознание в психологии – это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов.

Определение понятия

Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии – это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.

Критерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, – это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.

Теория В. С. Мерлина

Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:

  • Первый – человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
  • Второй – индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
  • Третий – личность осознает собственные психические свойства, процессы и эмоциональные состояния.
  • Четвертый – у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.

Самосознание: три направления в науке

Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие сознания и самосознания. В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму сознания человека, в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.

Такая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.

Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.

Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.

Развитие феномена

Самосознание в психологии – это процесс, который состоит из двух основных этапов:

  • Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
  • Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, правое полушарие мозга отвечает за ощущение себя, а левое – за рефлексию.

Составляющие понятия

Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды — и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.

Человек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.

Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.

Еще одна структура

Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:

  • Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
  • Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
  • Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
  • Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.

Согласно вышеизложенной информации, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект) и самоотношение (эмоциональный).

Учение К. Г. Юнга

Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это — продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.

Взгляды гуманистов-психологов

Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.

Критерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.

Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.

Уровни самосознания

Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый – непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.

Второй уровень — личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.

Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.

Ну и четвертый уровень — целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само – все это характеристики четвертого синтезированного уровня.

Структурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).

Категория отношений

Самосознание в психологии – это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).

В связи с этим отношения подразделяются на виды:

  1. Эгоцентрические – индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
  2. Группоцентрические – это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты — хороший.
  3. Просоциальные – в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
  4. Эстохолические – это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.

Патологические формы феномена

При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.

Рассмотрим, какие бывают расстройства:

  • Процесс деперсонализации — характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
  • Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
  • Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
  • Самая патологическая форма – дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.

Заключение

Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.

Реферат: Национальное самосознание: понятие, виды

Тема: Национальное самосознание: понятие, виды

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 18.10K | Скачано: 261 | Добавлен 10.10.09 в 14:03 | Рейтинг: +22 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009

План работы:
Введение 3
1. Понятие самосознания 4
2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции 5
3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания. 10
4. Менталитет 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Введение

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое  (национальное) самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Традиции исследования этнического (национального) самосознания в отечественной науке имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. Позднее было выделено более широкое понятие «этническое сознание», которое описывает всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и о других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как о представителях определенной этнической общности.

Объектом исследования данной работы является самосознание, прежде всего его понятие и сущность. Предметом исследования является национальное (этническое) самосознание, виды национального самосознания и его функции.

1. Понятие самосознания

Важным психологическим условием тождественности личности является ее самосознание. Именно благодаря самосознанию у личности формируется достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конструирования мира, как сам способ бытия и данности мира.

Самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта [8].

2. Национальное самосознание, понятие, виды, функции

Проблема национального самосознания стала актуальной в отечественной психологии и философии последние 20 лет.

Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, совокупность представлений, традиций и понятий нации, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Другими словами, национальное самосознание – одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения [7].

Одни считают, что понятие «национальное самосознание» включает в себя осознание людьми принадлежности к данному этносу, согласно другим – оно более глубокого содержания и подразумевает отношение индивидов к этническим ценностям, переживание принадлежности к данному этносу. Оно проявляется в предметных действиях, суждениях, в духовном творчестве людей, их симпатиях и антипатиях, потребностях и установках.

Следует различать этническое самосознание и самосознание этнической общности. Этническое (национальное) самосознание – это не только сознание принадлежности к тому или иному этносу, но и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, ценностей, мотивов поведения, интересов. Самосознание этнической (национальной) общности – это представления об определенной идентичности ее членов. Она содержит также представления о типичных чертах «своей» общности: ее свойствах и достижениях как целого. В отличие от этнического (национального) самосознания личности, самосознание этнической (национальной) общности (подобно всем формам общественного сознания) существует не только на уровне индивида, но и подличностно, в том числе и в объектированных формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества, профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права [3, с. 41].

Национальное самосознание исторически формируется в процессе образования нации, путем осознания представителями этноса своего происхождения и органической связи со своими культурными и национальными корнями, признания самобытного характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и чувства общенациональной солидарности [7].

Национальное самосознание является отражением общественного сознания конкретной этнической общности. Г.В. Старовойтова определяла этническое самосознание «как определенный слой общественного сознания, который ограничен рамками обыденного опыта, закрепленного в обычаях и традициях, и включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, морали и нормы обычного права, этнические нормы и нравы, представления о своей этнической принадлежности, в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими» [3, с. 41].

Разработке проблем национального самосознания на современном этапе большое внимание уделяется в трудах обществоведов, таких как Ю.Бромлей, Л.Дробижева, М.Джунусова, С.Калтачян, К.Хабабулин и др.

С точки зрения Л.Дробижевой, современной понимание национального самосознания связано с развернутым самосознанием, при котором все или большинство членов общности имеют «историческое знание о своем народе, выработанное под влиянием государственной идеологии или лидерствующих групп, определенное отношение к его ценностям, готовы действовать во имя общих целей и интересов, т.е. имеет место сознание интересов своей нации, своего народа» [3, с. 41 – 43].

Итак, национальное самосознание – это осознание принадлежности к определенной этнической общности, формирующееся на уровне обыденного сознания, устойчивость которого определяется общностью происхождения, национальным языком, этническим бытом, особенностями культуры и поведения [3, с. 43].

Одним из устойчивых элементов национального самосознания является национальное чувство. Национальные чувства выражают не только эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, но и «характер межнациональных отношений, войны, завоевания, национальная экспансия и т.п.».

В зависимости от глубины развития национальные чувства у различных наций проявляются по-разному и на разном уровне. Они отражают специфические условия жизнедеятельности этноса, его быт и культуру. Устойчивость национальных чувств определяется устойчивостью тех факторов, которыми они вызваны к жизни.

Национальные чувства тесно связаны с обычаями и традициями как наиболее обобщенными нормами и принципами общественных отношений, передаваемых из поколения в поколение и охраняемых силой общественного мнения (А.К. Алиев, Н.С. Сарсенбаев, Н.Д. Джандильдин и т.д.).

Обычаи и традиции взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопереходящи. Обычай не может существовать без традиций, и наоборот.

Национальные традиции – это сложившиеся исторически, отличающиеся относительно твердой преемственностью и устойчивостью взгляды  и чувства людей, закрепленные в обычаях и правилах их поведения. Эти нормы или образцы поведения, укоренившиеся в семейно-бытовых или национальных отношениях характерны для групп народов, близких по своему историческому прошлому, языку, культуре. Следовательно, обычаи и традиции – самые устойчивые явления национального самосознания – вырабатываются в процессе длительной эволюции, передаются из поколения в поколение и прочно закрепляются в сознании людей, становятся их духовной потребностью и выступают как могучее средство объединения и сплочения людей. Национальные традиции и обычаи участвуют в формировании идеалов, вкусов, потребностей личности и ее мировоззрения. Как социальные явления они участвуют в формировании жизненных установок и убеждений личности, влияя на мотивационную активность личности[3, с. 43 — 45].

В соответствии с национальными установками, люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и национально-своеобразно действуют при общении с представителями других национальностей. Впервые дала определение национальной установке Л.М. Дробижева: национальная установка – готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах.

Таким образом, национальные установки являются составной частью национального самосознания человека, формируют определенный его настрой, вызывают к жизни соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.

Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

  1. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности.
  2. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений.
  3. Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек [3, с. 47 — 49].

Феномен  национального самосознания связан с процессом выделения этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры. Функции национального самосознания – в фиксации специфических, национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Таким образом, национальное самосознание влияет на характер и специфику выполняемой деятельности, на поступки и поведение представителей определенной этнической общности [3, с. 50].

3. Отличие национального сознания и национального самосознания. Развитие национального самосознания.

Отличие национального сознания от национального самосознания
в содержательном плане заключается в формировании представлений, образов, знаний не только о своей общности, но и о других общностях. Другими словами, в отличие от национального самосознания, в национальном сознании происходит формирование представлений, образов, знаний не только о своей общности, как в национальном самосознании, но и о других общностях.

Однако это не означает, что национальное самосознание и национальное сознание соотносятся как часть и целое. Диалектика их взаимодействия
глубже и сложнее. Имея много общего, находясь в единстве, они, тем не менее, не тождественны. Это единство диалектическое, включающее в себя различие как по содержанию, так и по форме.
Отличие по форме состоит в том, что национальное самосознание проявляется как на уровне индивида, так и на уровне нации, тогда как национальное сознание, как правило, на уровне нации, т. е. субъектом национального самосознания является личность и
национальная общность, тогда как субъектом национального сознания выступает нация. Отличие национального самосознания от национального сознания состоит также в том, что в первом большую роль играет эмоциональный фактор. Данное обстоятельство определяет то место, которое занимают обе эти категории в структуре общественного сознания.

Национальное самосознание является структурным элементом национальной психологии, которая входит в состав общественной психологии и проявляется в основном на уровне обыденного сознания. Национальное сознание не входит в состав национальной психологии, оно, как правило, проявляется и функционирует на теоретическом уровне общественного сознания. Естественно, что данные грани в самой структуре общественного сознания условны и подвижны. Важнейшей закономерностью развития национального самосознания является его детерминированность социально-экономическими и историческими условиями жизнедеятельности нации. Рост национального самосознания происходит противоречиво, порой болезненно, что связано с его собственной противоречивой природой. Важной стороной в развитии национальною самосознания является соотношение в нем национального и общечеловеческого, национальных и общечеловеческих ценностей. Важно подчеркнуть также еще один момент, связанный с формированием национального самосознания. Дело в том, что существует специфика формирования национального самосознания, связанная с численностью национальных общностей, т. е. больших и малых
наций. Национальные чувства, а также национальное самосознание малых народов особенно обострены. И этот фактор необходимо самым серьезным образом учитывать при проведении национальной политики. Процесс формирования национального самосознания связан с развитием национальных языков. Язык является важнейшим элементом национальной культуры. Развитие национального языка выступает в качестве предпосылки развития национального самосознания.

4. Менталитет

В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе получает права гражданства понятие менталитета, определение которого либо вообще не встречается в энциклопедических и учебных изданиях, либо, если, присутствует, является довольно приблизительным.

Менталитет представляет собой наиболее фундаментальное и глубинное, а потому и наименее изменяемое в общественной психологии большой социальной группы (класса, нации и т.п.), в то время как политическое и идеологическое воздействие на него сравнительно кратковременно и приводит лишь к количественным, внутримерным изменениям менталитета [2, с. 227 — 228].

Менталитет человека характеризуется разнообразием и богатством своих составляющих: факторы общественно-культурологические (общественная жизнь и ее структуры), факторы природные (природная сфера обитания человека и его собственная природа), факторы сознательные (осознаваемые и оцениваемые человеком), факторы бессознательные (подсознательные), факторы рациональные (наука, философия, идеология), факторы эмоционально-психологические (установки, аффекты), факторы общественные (идущие то социума, социальности), факторы индивидуальные (корни которых в интимных глубинах личности).

Менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра. Все факторы, составляющие менталитет, вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, определенным образом действовать, предпочитать или отвергать определенные ценности, культурные коды и т.д. Другими словами, менталитет выступает как определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека.

Менталитет человека складывается длительным путем. История общества, в котором живет человек, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления – все это складывается веками. И все эти факторы влияют на человека, оседают в нем, превращаются в черты его менталитета.

Менталитет человека носит глубинно-устойчивый характер. Менталитет можно обозначить как стационарную основу человеческого существа, которая позволяет ему бесконечно видоизменять свое поведение, оставаясь при этом одним и тем же.

Менталитет человека, являясь основой его существа, выступает активным фактором человеческой жизнедеятельности. Он подвигает человека на принятие определенных действий, следование определенным ценностям, предпочтение определенной культуры, образа мыслей и чувств. Менталитет выступает основой отталкивания человеком всего того, что ему чуждо, неприятие определенных стандартов поведения, идей и т.д. Менталитет весьма мощно детерминирует всю линию жизненного поведения человека.

Хотя на формирование менталитета воздействует огромное и разнообразное множество факторов, менталитет не выступает как их простое следствие, простая проекция в личностно-индивидуальную форму бытия этих факторов. Менталитет человека имеет свое качественное разнообразие, и он существует, развивается, функционирует именно по законам своей собственной качественной природы [1, с. 191 — 192].

Заключение

Национальное самосознание – одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в свое время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание – это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. В структуру национального самосознания входят элементы бессознательного, включая разные архетипы и стереотипы.

После распада СССР национальное самосознание России неожиданно для многих политиков получило сверхактуальное значение. Многие национальные образования избрали путь автономии и самоопределения. Практика показала, что подобное самосознание не включает в себя всей социальной целостности, на его основе не удается разрешить социальные противоречия, которые имеются в действительности. В результате вместо национального объединения в целях реформирования бывшей сверхдержавы в реальности усиливается тенденция национального сепаратизма, ведущая к ослаблению всех субъектов национальных отношений и социальной деградации. В особенности недопустимо военное противостояние, которое грозит национальным уничтожением.

Таким образом, исследование национального самосознания имеет теоретическую и практическую значимость для развития общества.

Список использованной литературы:

  1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – 4-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
  3. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М., 2006. – 144 с.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.- Питер, 2001. – 656 с.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Самосознание в психической организации жизни человека

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева , Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона , в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата — эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса , К.Роджерса , Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения , вызванные собственным телом, сознание «я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение : » самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней «.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое «.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я».

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности «, расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или «Я-концепции». Что же означает термин «Я-концепция» , какой реальный психологический смысл в него вкладывается?

 


См. также

Самосознание

 


   RSS     [email protected] 

1. Психология как наука. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Отрасли современной психологии


Психология
1. Психология как наука. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Отрасли современной психологии.

Psyche (греч.) – душа. Logos(греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание).

Возникновение психологической науки можно условно разделить на этапы:

Психология является полипредметной наукой, на разных этапах ее развития предмет понимался по-разному, что безусловно отразилось на современном состоянии науки.



  1. Донаучная/философская психология: Душа.

  2. Описательная психология: Духовная деятельность человека.

  3. Интроспективная психология: Сознание.

  4. Бихевиоризм: Поведение.

  5. Гещтельтпсихология: Целостные структуры сознания и психики.

  6. Психоанализ: Бессознательное.

  7. Гуманистическая психология: Личность.

  8. Когнитивная психология: Познавательные структуры и процессы.

  9. Отечественная психология: Психика.

Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Психология как наука о сознании. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. Ассоцианизм, гештальт.

Психология как наука о поведении. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Бихевиоризи, необихевиоризм.

Психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для этого этапа (современная психология) характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Пожалуй, ни один аспект ума, более известен или более загадочен, чем сознание, и наше сознательное переживание себя и мира. Проблема сознания является, пожалуй, центральным вопросом в текущей теоретизировании разума.

Несмотря на отсутствие каких-либо согласованных теорий сознания, существует распространенное, если меньше, чем всеобщий консенсус, что адекватный счет ума требует ясное понимание его и его места в природе. Мы должны понять, что такое сознание, и как оно относится к другим, несознательным аспектам реальности.

Самосознание и структура поведения

Люди (как и все организмы с нервной системой) могут помнить и иметь определенную структуру поведения. С течением времени мы приобретаем «привычки», которые проявляются периодически. Привычки могут накапливаться в сложные ритуалы, в самом деле, с обучением, эти ритуалы могут быть продуктивными в конце, например, возникает искусство военных практик, кулинария, вождение автомобиля и др.

Таким образом, существуют два отчетливо различные качества поведения: неосознаваемое и осознаваемое. Несознательное поведение — это когда мы на автопилоте, не особо задумываясь о том, что мы делаем, действуем по привычке.

Сознательное поведение и его особенности

Сознательное поведение — это когда мы действуем сейчас, осознавая то, что мы делаем, и выбираем то, что мы делаем. Действуя сознательно, мы можем использовать привычное поведение или мы можем в режиме реального времени создавать новые варианты поведения; действуя неосознанно мы, всегда используем новые формы поведения, которые возникают только методом проб и ошибок, реакцией на новые раздражители.

Наконец, в случае осведомленности, мы имеем в виду конкретно «качество восприятия / наблюдения, что является необходимой предпосылкой для осуществления осознанного изменения». Мы можем быть в курсе вещей, которые мы не меняем (нужно похудеть), что мы решили не менять (мой шкаф низкий приоритет), что мы не знаем, как изменить (как создать мир на Ближнем Востоке?), и т.д. но мы не можем сознательно изменить то, что мы не осознаем. То есть нельзя сказать, что наши сознательные действия не имеют последствий, которые мы не осознаем, а что нам нужно для осознания эффекта сознательно рассчитаны на самосовершенствование.

Измерение самосознания фокусируется на развитии осознания, что происходит в собственном интерьере. Высокоразвитое самосознание может привести к возникновению и консолидации свидетелями личности, которая не запутается в содержимом осведомленности.

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Уровни самосознания

Самосознание — это понятие, которое указывает на возможность принятия осознания себя в качестве объекта внимания. Это означает, что на определенном этапе некоторые виды эго-процессов у человека без сознания, и что человек знает характер этих процессов. Он или она, следовательно, не в состоянии пересмотреть, переоценить и изменить саму логику, которая работает на всю психику. Постав осознавать определенные аспекты того, что происходит внутри — принимая их как объекты — эти процессы становятся доступными для размышлений и сознательного отношения.

Самосознание означает осознание поведенческих привычек, эмоций, желаний, когда мысли и образы, кувыркаются через наше существо. Вместо того, привычных моделей поведения, эмоции, желания и мысли, сложный уровень самосознания означает, что существует локус свидетелей в сознании, что может сделать поведение, эмоции, желания и мысли объектами внимания.

Перед появлением самосознания, внимание полностью поглощается непрерывным потоком, содержащим сознание. Пять чувств тела и ума производит восприятие эмоций и мыслей. Эти вызывают процессы оценки ощущения, функции ума, которые в свою очередь вызывают суждения, чувства, желания, и действие импульсов. Внимание настолько связано с этими процессами, что все, что воспринимается это результат этих процессов. Нет свободного внимания, доступного для отражения на сами процессы, и, следовательно, нет возможности активно относится, к тому, что происходит. Сама потеря эго-процессов не может взять точки зрения на них.

Уровни самосознания

Развитие самосознания

Развитие самосознания можно рассматривать как этап, как процесс.

Первая фаза заметить, что эмоциональные, волевые и познавательные процессы протекают в одно сознание. Проявить тщательное внимание к этим процессам, когда человек начинает разрабатывать все более и более четкое и дифференцированное восприятие характеристик содержания сознания и процессов, участвующих. Параллельно развитию мастерства и стойкости в соблюдении этих процессов опытом, свидетель «я» усилен.

Свидетель «я», по сути, внимание, что не внедряется в содержание сознания, но свободные от силы нажатия эмоции, желания, импульсы ментальные интерпретации. При этом было установлено, что свидетель самоуправляется, и приобрел некоторую твердость, процесс эмоций, желаний и мыслей могут начать всерьез загораться.

Второй этап развития самосознания является, когда есть свидетель самоуправления, когда могут начать активно приходить и уходить эмоции, желания и мысли. Это личность, которая может признать, что определенная эмоция навеяна, даром, и принимать решения о том, что делать с эмоциями.

Если импульсам, эмоциям, триггерам будет предоставлена полная свобода действий? Эмоция является архаической реакцией на то, что лучше ее отпустить, когда она себя исчерпала.

Третий этап вошел когда «я — чувство» стабильно перемещается от включенности в эго-процессы свидетеля «я – позиции». Это возможно через сильную способность относиться к содержанию сознания, то есть хорошо развита непривязанность.

Весь мир в твоей голове

Полностью развитое самосознания в каком-то смысле развитая форма познания, или, возможно, точнее мета — познание. Наверное, бесшовную линию развития от познания собственного «Я» в аспекте, как физического облика, коллекции конкретных черт характера, личности, сложная система различных процессов, осознание мысли, чувства и желания. Самосознание требует очень большой сосредоточенности, обучения и устойчивой осведомленности. Оно может охватывать широкий выбор содержания, не теряясь в них.

В данном случае, слово «присутствие», передает часть того, чем занимается человек.

Обратите внимание, что существуют два различных аспекта развития в этом измерении: самоощущение и возникновение консолидации свидетеля самоуправления. Экс — способность, которая может быть более или менее острой, и более или менее точной. Человек может быть в состоянии, чтобы сделать очень точные замечания, что происходят в интерьере с опытом, и может быть в состоянии обработать эти наблюдения через сложные рассуждения способностей, которые позволяют человеку интерпретировать и делать отчет о внутренних процессах.

Появление свидетеля self означает сдвиг личности — смысл и строительство идентификации с новой платформы для осознания, за пределами шумных эго-процессов. Эти два аспекта могут быть более или менее выраженными. Человек может иметь сильное свидетельство того, само время не очень сложная способность наблюдать внутренние процессы с точностью. Так человек не был бы прикреплен к мысли, эмоциям и желания, но будет не очень остро сознавать точную природу того, что происходит в уме и теле.

Поскольку восточные методы медитации, как правило, не поощряют развития навыков наблюдать и понимать содержание эго обработки, они могут быть смещенными в отношении развивающихся свидетелей самоуправления.

No votes yet.