Содержание

откуда берется жестокость, что такое нонконформизм и что все-таки делает нас людьми

Что делает нас жестокими и почему нас легко убедить делать так, как поступают все? Легко ли порядочного человека превратить в садиста? И может ли человек противостоять животным механизмам и стать лучшей версией себя? Сложные темы на лекции в ОХТА Lab разобрал психолог, популяризатор науки и руководитель научно-просветительского проекта «Зануда» Виталий Васянович. 

Что такое человек?

Представьте, что к нам прилетают инопланетяне и спрашивают: «А как нам из всех живых существ на планете выделить человека? По каким факторам это можно сделать?» Сразу же в голову приходят следующие признаки: прямохождение, рабочая кисть, осмысленная речь, абстрактное мышление, креативность, смысл жизни, общественная польза, чувство справедливости, сохранение и передача опыта…

На первый взгляд, кажется, что все это — довольно очевидно.

Но и тут есть ряд исключений. Наличие речи? Возьмем всем известный пример «детей Маугли». Это дети, которые выросли, например, в стае волков. Обычно они выглядят по-разному. Но вот один из известных примеров — индийский «ребенок Маугли» Дина Саничар. Его нашли в 1867 году, когда он жил в логове волков. В итоге мальчика забрали в детский дом, научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он так и не смог. Саничар умер в возрасте 34 лет. Что характерно, в биографической сводке про него было написано следующее: «Видимо, единственное человеческое, что было у него, — тот факт, что он пристрастился к курению».

Другой пример, который показывает, насколько уникальна речь именно для людей, — к сожалению, уже умершая знаменитая горилла Коко. Это самка гориллы, которая в результате исследовательской программы ученых Стэнфордского университета овладела более тысячей жестов американского жестового языка амслена. Она научилась передавать информацию с помощью жестов, но при этом использовала и абстрактные понятия, например, любовь.

Горилла Коко. Источник: alev.biz

Еще один признак — чувство справедливости. Но характерен ли он только человека? Рассмотрим эксперимент, в котором участвовали две обезьяны-капуцина. Их научили давать экспериментатору камешки в обмен на пищу. За камешек обезьяна получала ломтик огурца. Капуцины работали одновременно, и пока обе обезьяны получали по ломтику огурца за свои камешки, все шло без проблем. Но когда экспериментаторы изменили правила игры и стали давать одной обезьяне за камешек сладкую виноградину, а другой — по-прежнему огурец, идиллия нарушилась. Столкнувшись с несправедливостью, обделенные капуцины перестали съедать свою порцию огурца, а в 40% случаев вообще перестали «покупать» угощение.

Следующий этап эксперимента: одной из обезьян начали давать виноградину вообще ни за что, без камешка. В этом случае положение еще более ухудшилось: вторая обезьяна часто стала с гневом выбрасывать свой камешек и меняла его на огурец только в 20% случаев. Иными словами, капуцины перестали участвовать в торговле, чтобы выразить свое возмущение.

Про мораль у высших приматов можно почитать у Франса де Вааля, голландского приматолога и этолога, например, в книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов». Франс де Вааль является профессором поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори в городе Атланта, США и директором центра Living Links Center в Национальном центре исследования приматов Йеркеса.

Конечно, многие могут сказать мне: ну конечно, ты берешь один признак, который может сочетаться у многих видов, но ведь все работает вместе. Без вопросов. Вот андроид по имени Эрика. Внешне она в целом похожа на человека, может вести разговор, у нее есть рабочая кисть, она умеет рисовать, или точнее — срисовывать, но все же.

Когда психологи пытаются растолковать, что же все-таки такое человек, сразу вспоминается древнегреческий философ Диоген.

Есть связанный с ним известный анекдот. Однажды Диоген узнал, что Платон наконец дал определение человеку: человек — это прямоходящее без перьев. Попробуйте сходу найти исключение. Но Диоген взял курицу, ощипал ее и пустил перед своими учениками, сказав: «Вот это платоновский человек». После чего Платон сделал маленькую ремарку: «Прямоходящее, без перьев, с плоским ногтем». По-моему, так можно продолжать до бесконечности.

В первую очередь, человека отличает от других животных то, что мы являемся передатчиками опыта. Недаром изобретение письменности и речи — одно из важнейших изобретений человечества, которые когда-либо были сделаны.

Что такое и как работает «социальное научение»?

На самом деле люди не блещут добротой. И многие из вас наверняка слышали, что намного более злыми существами, чем взрослые, являются дети. Почему именно дети жестокие? Ответ на этот вопрос не был очевидным еще 50 лет назад. Ответить на него попытался найти

Альберт Бандура, канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма).

Эксперимент с куклой Бобо.

Он решил провести остроумный эксперимент, получивший название эксперимент с куклой «Бобо», это аналог нашего Ваньки-Встаньки. Целью исследователей было выяснить, будут ли дети в условиях свободы действий и отсутствия видимого наблюдения повторять определенные агрессивные действия, увидев ранее, как их совершают взрослые. Еще одна вещь, которую они пытались понять, влияет ли просмотр боевиков или жестоких игр на поведение ребенка.

В одной из частей эксперимента ассистентка заваливала куклу «Бобо», подбрасывала ее вверх, била кулаками по лицу и так далее. За этим наблюдала группа детей. В итоге согласно результатам эксперимента, подтвердилась одна из гипотез, что дети, наблюдавшие агрессивное поведение взрослых по отношению к надувной кукле, демонстрировали значительно больше самостоятельных агрессивных поведенческих реакций по сравнению с группой, наблюдавшей неагрессивное поведение взрослого, и контрольной группой, не наблюдавшей никаких моделей.

Общественная травля

В разных формах общественная травля известна человечеству очень давно. В истории имеются различные примеры геноцида одной нации против другой. Но как у людей появляется предубеждение против какой-то группы? Этим вопросом занимался турецкий психолог Музафер Шериф, автор ряда известных экспериментов в социальной психологии. Например, классический эксперимент Шерифа был проведен в 1935 году с использованием автокинетического эффекта. Он выглядел так: в совершенно темной комнате на расстоянии пяти метров от испытуемых размещался точечный источник света, что должно создавать у испытуемых иллюзию движения (автокинетический эффект, описанный X. Адамсом в 1912).

Далее испытуемому говорили: «Когда в комнате погаснет свет, вам будет дан сигнал приготовиться и затем вы увидите источник света. Через короткое время свет начнет перемещаться. Как только вы заметите движение, нажмите на телеграфный ключ перед вами. Через несколько секунд свет исчезнет. Тогда укажите расстояние, на которое переместился источник света. Постарайтесь давать максимально точные ответы».

Музафер Шериф

В одной из групп экспериментатор сначала проводил эксперимент с группой, а потом с каждым участником по отдельности, а в другой — в обратном порядке. В итоге было показано, как групповое обсуждение влияет на высказываемые позже индивидуальные оценки. То есть, по сути, общество может убедить вас в том, что вы видите не так.

Что такое нонконформизм и как конформность проявляется в обществе

В XX веке появилось понятие конформности. Социальные психологи делят ее на четыре типа:

Внешний конформизм: вы повторяете чьи-то действия, но иногда вы с этим сами не согласны, хотя понимаете, что здесь установлены такие правила.

Внутренний конформизм: вы сами принимаете правила игры.

Негативизм: проще говоря, это свойственно людям, которые идут против толпы. Они всегда есть, существует стандартное, оправданное эволюционное распределение. Негативизм — это сделать от обратного, наперекор. Особенно такое поведение часто связывают с подростками. Негативизм — это антиконформизм. Но не путайте его с нонконформизмом.

Нонконформизм. Это понятие было популяризировано хиппи. В массовой культуре оно звучит как способность абстрагироваться от правил, принимая сознательные решения, как действовать. В российской социальной психологии это называют коллективизм. И в этом есть некоторая логика. Когда вы знаете правила поведения общества, то вы можете принимать решение, хотите ли вы так делать или нет, вы осознаете последствия. Нонконформизм — это совокупность взглядов, характеризующих свободу воззрений и поступков человека вопреки общепринятым нормам и традициям.

Как выглядит конформность в экспериментах? Один из известных выглядит так: в лифт заходит испытуемый и некая группа людей, которая поворачивается и смотрит в определенном направлении. Испытуемый в свою очередь копирует направления, таким образом становясь в рамки группового соответствия.

Серию исследований, демонстрирующих власть конформизма в группах, проводил социальный психолог Соломон Эш. В одном из них студентов просили поучаствовать в «проверке зрения». В действительности цель исследования заключалась в проверке реакции одного студента на ошибочное поведение большинства.

Как правило, в экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». Участники (испытуемый и семь «подсадных уток») были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов была довольно проста: им следовало ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке.

Студенту предстояло просмотреть 18 пар карточек и, соответственно, ответить на 18 вопросов, каждый раз он отвечал последним в группе. На первые два вопроса все дают одинаковые, правильные, ответы. Но на третьем этапе «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ, что приводит испытуемого в замешательство. Как правило, в каждом эксперименте на 18 вопросов 12 раз все «подсадные утки» отвечали неправильно. В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства.

Еще один эксперимент — более сложный. В комнату сажают несколько подставных участников, по звуковому сигналу все они встают. Постепенно можно видеть, как встает и не подозревающий об эксперименте испытуемый. Интересно, что это поведение наблюдается и тогда, когда из комнаты поочередно выходят все «подсадные утки».

Для Ницше жестокость позволила учителю выжечь критику в адрес другого для его же блага. Люди также могут быть жестокими по отношению к себе, чтобы помочь стать тем, кем они хотят быть. Ницше чувствовал, что страдания от жестокости могут помочь развить храбрость, выносливость и творческие способности. Должны ли мы быть более склонными к тому, чтобы страдать и других, и себя, чтобы развить добродетель?

Возможно, нет.Теперь мы знаем о потенциально ужасных долгосрочных последствиях жестокого обращения со стороны других, включая ущерб как физическому, так и психическому здоровью. Все чаще признаются преимущества сострадания к себе, а не жестокого обращения с собой.

И идея о том, что мы, , должны страдать от , чтобы расти, сомнительна. Положительные жизненные события, такие как влюбленность, рождение детей и достижение заветных целей, могут привести к росту.

Обучение через жестокость предполагает злоупотребление властью и эгоистичный садизм.И все же буддизм предлагает альтернативу — гневное сострадание. Здесь мы действуем из любви, чтобы противостоять другим, чтобы защитить их от жадности, ненависти и страха. Жизнь может быть жестокой, правда может быть жестокой, но мы можем выбрать не так.


Чтобы получить важные ответы на все вопросы жизни, присоединитесь к сотням тысяч людей, которые ценят научно обоснованные новости, подписавшись на нашу рассылку новостей . Вы можете отправить нам свои важные вопросы по электронной почте [email protected], и мы постараемся найти исследователя или эксперта по этому делу.

Большие вопросы из жизни:

Саймон Маккарти-Джонс, доцент кафедры клинической психологии и нейропсихологии, Тринити-колледж, Дублин

Эта статья переиздана из The Conversation по лицензии Creative Commons. Прочтите оригинальную статью.

Почему люди жестокие | LifeLong EnerJoy!

Раньше я был в курсе новостей, но теперь не могу. Почему? Потому что новости завалены сообщениями о том, что говорили жестокие люди, жестокие люди делали или были приняты новые жестокие законы, и я нахожу это слишком неприятным, чтобы внимательно следить за ними.

Точно так же я заметил в своей личной жизни и как практикующему специалисту по холистическому здоровью мозга, что жестокость, похоже, растет.

Я подумал об этом, когда обнаружил последний выпуск «Психологии сегодня», где в указанной статье обсуждается рост токсического поведения. По данным глобальной коммуникационной компании Weber Shandwick, рекордное количество американцев (69%) считают, что у американцев есть проблемы с вежливостью. Это было 65% в 2010 году.

Так что же вызывает рост жестокости?

Согласно исследованию Вебера Шандвика, большинство людей винят политиков и социальные сети.Как я писал в своей статье «Почему мы не контролируем наши мысли», наше окружение и то, чему мы подвергаемся, оказывает глубокое влияние на то, что мы думаем . Если у нас есть склонность к жестокости, жестокость, которую мы регулярно видим в новостях, в наших социальных сетях и развлечениях, дает нам бессознательное разрешение делать то же самое. Мы не застрахованы от окружающей среды. Если бы это было так, политики и рекламодатели не тратили бы столько, сколько они тратят, пытаясь повлиять на нас.

При этом мы не все одинаково реагируем на жестокость.

Интересно, что в исследовании, опубликованном в 2014 году, исследователи показали, что наблюдение за насилием активирует мозг у агрессивных людей иначе, чем у спокойных людей . У агрессивных людей снизилась активность в области принятия решений в части их мозга (орбитофронтальная кора) и увеличилась активность в эмоциональном центре мозга (миндалевидное тело). Также они показали повышение артериального давления.

Итак, если агрессивные люди иначе реагируют на наблюдение насилия, чем на спокойных людей, что в первую очередь делает людей недобрыми?

Фрагментация:

Фрейдистский психолог Хайнц Кохут сказал, что садистское поведение возникает из-за того, что люди теряют сознание. Это может случиться, когда близкие вам люди не понимают и не принимают вас. Выражение гнева, ненависти или жестокости по отношению к другому человеку может помочь людям почувствовать, что они держатся вместе.

Неспособность быть уязвимой:

Джайлз Фрейзер писал, что жестокостей проистекают из страха оказаться уязвимым. Когда мы чувствуем себя брошенными или брошенными, здоровая реакция — это признать свои чувства и принять их. Но если мы будем отрицать их, то не признаем себя уязвимыми, и уж точно не перед другими. Когда мы не принимаем свои эмоции, мы перенаправляем их в другое место , , и это означает, что другие страдают от последствий. Подробнее об этом читайте в моей статье «3 причины, почему просто быть крутым — плохо для вас» и о Стене сердца, которая не дает нам быть уязвимыми.

Отсутствие сострадания к себе

Буддисты говорят, что вы не можете сострадать другим, пока не почувствуете сострадание к себе. Тара Брач, автор книги «Радикальное принятие: объятия своей жизни сердцем Будды», говорит, что эта идея поразила ее, когда ее друг упомянул, что она учится быть своим лучшим другом. Вы относитесь к себе так же хорошо, как к своему лучшему другу?

Дух абстракции

Алекс Ликерман Доктор медицины написал в «Психологии сегодня», что то, что позволяет людям быть жестокими по отношению друг к другу, резюмируется в концепции о духе абстракции. Это практика представления людей как функций, а не людей. Например, Гитлер выделил немцев как «евреев» и тем самым убедил остальную часть немецкого народа в том, что они неполноценны.Мы называли афроамериканцев рабами, а японцев «япошками». Определение людей как коллективной функции и связывание их с уничижительными терминами привело к тому, что они перестали быть людьми, имеющими сердца, чувства и потребности, как и все остальные.

Итак, когда мы навешиваем ярлыки на людей, они выполняют свою роль на работе или их расу, важно помнить, что за этими ярлыками стоят люди с такими же сложными жизнями, как наша. Мы склонны видеть человечность в людях, похожих на нас, но у нас есть склонность не сочувствовать тем, кто выглядит не так, как мы. Испытайте себя, чтобы увидеть человечность в каждом.

Итак, если вы обнаружите, что становитесь менее чувствительными к нуждам других, или если вы знаете кого-то, кто может быть жестоким и сожалеет о своем поведении, поделитесь с ними этой статьей. Если они изо всех сил стараются быть добрыми, дайте им понять, что мы можем сразу найти первопричины и избавиться от них, используя Телесный код.

Вам понравилась эта статья?

Если да, используйте кнопки социальных сетей ниже, чтобы поделиться им с другими!

Почему люди так хороши в доброте и жестокости

Фото: Camerique / ClassicStock / Getty Images

Однажды в средней школе девушка, которая хотела присоединиться к моей группе друзей, спросила меня, хорошо ли выглядит прическа, над которой она явно работала.Так и случилось, но вместо этого я сказал что-то вроде: «Все в порядке, но это не моя любимая», и, думаю, она тут же сняла прическу, пробормотав согласие.

В разговоре между Шоном Иллингом из Vox и профессором психологии Уильямом фон Хиппелем (чья новая книга The Social Leap рассказывает о том, как мы стали так сильно полагаться друг на друга), Хиппель дает почти одноразовое объяснение нашей, казалось бы, «странной» способности к будьте «по-настоящему добрыми, а также по-настоящему, по-настоящему значительными друг для друга»: это действительно имеет смысл, говорит он, «если вы думаете о том факте, что мы развили нашу кооперативную природу, чтобы стать более эффективными убийцами.”

Другими словами, мы хорошие, потому что нам нужно было работать вместе, чтобы найти животных, которых можно поесть, но мы злы, потому что то, над чем мы чаще всего вместе работали, — это насилие.

Они также обсуждают, почему мы лжем себе и друг другу (пост называется «Почему мы так хороши в чуши ерунды») и почему объективная правда имеет меньшее значение, чем мнение других людей. Неудивительно, что мы предпочитаем удобное правде, говорит Хиппель, поскольку с точки зрения выживания обычно важнее нравиться, чем быть правыми.Он продолжает:

… мы склонны думать, что чем мы умнее, тем больше мы способны распознавать ложь людей и тем больше мы способны находить правду. Но это совершенно не так. Люди — социальные животные, и поэтому большая часть нашего ума будет посвящена игре и манипулированию своим положением среди других. А если это так, то правда важна лишь наполовину. В конечном итоге [интеллект] заключается в манипулировании эмоциями других людей.

Итак, мы не столько хотим истины, сколько хотим нравиться, чувствовать себя в безопасности и проявлять силу.Что само по себе кажется… правдой.

Повышение устойчивости

Быть стойким не означает, что человек не испытает затруднений или страданий. Люди, которые пережили серьезные невзгоды или травмы в своей жизни, обычно испытывают эмоциональную боль и стресс. Фактически, путь к устойчивости, вероятно, будет связан со значительными эмоциональными переживаниями.

Хотя определенные факторы могут сделать одних людей более устойчивыми, чем других, стойкость не обязательно является личностной чертой, присущей только некоторым людям.Напротив, устойчивость включает в себя поведение, мысли и действия, которым каждый может научиться и развить. Способность научиться сопротивляться — одна из причин, по которой исследования показали, что устойчивость является обычным явлением, а не экстраординарным. Одним из примеров является реакция многих американцев на террористические атаки 11 сентября 2001 года и попытки отдельных лиц восстановить свою жизнь после трагедии.

Подобно наращиванию мышц, повышение устойчивости требует времени и целенаправленности. Сосредоточение внимания на четырех основных компонентах — общении, благополучии, здоровом мышлении и значении — может дать вам возможность противостоять трудным и травмирующим событиям и извлекать из них уроки.Чтобы повысить свою способность противостоять погодным условиям и преодолеть трудности, используйте эти стратегии.

Расширяйте свои связи

Расставьте приоритеты в отношениях. Общение с чуткими и понимающими людьми может напомнить вам, что вы не одиноки среди трудностей. Сосредоточьтесь на поиске достойных доверия и сострадательных людей, которые подтвердят ваши чувства, что поддержит навык стойкости.

Боль от травмирующих событий может заставить некоторых людей изолировать себя, но важно принимать помощь и поддержку от тех, кто заботится о вас.Идете ли вы на еженедельное свидание с супругом или планируете обед с другом, постарайтесь сделать приоритетным искреннее общение с людьми, которые заботятся о вас.

Присоединяйтесь к группе. Наряду с индивидуальными отношениями некоторые люди обнаруживают, что активность в гражданских группах, религиозных сообществах или других местных организациях обеспечивает социальную поддержку и может помочь вам вернуть надежду. Исследовательские группы в вашем районе, которые могут предложить вам поддержку, целеустремленность или радость, когда вам это нужно.

Фостер оздоровительный

Заботьтесь о своем теле. Уход за собой может быть популярным модным словом, но это также законная практика для психического здоровья и повышения устойчивости. Это потому, что стресс настолько же физический, насколько и эмоциональный. Содействие позитивным факторам образа жизни, таким как правильное питание, полноценный сон, гидратация и регулярные упражнения, может укрепить ваше тело, чтобы адаптироваться к стрессу и уменьшить количество эмоций, таких как беспокойство или депрессия.

Практикуйте внимательность. Внимательное ведение дневника, йога и другие духовные практики, такие как молитва или медитация, также могут помочь людям наладить связи и восстановить надежду, которая может побудить их справляться с ситуациями, требующими устойчивости. Когда вы ведете дневник, медитируете или молитесь, размышляйте о положительных аспектах своей жизни и вспоминайте то, за что вы благодарны, даже во время личных испытаний.

Избегайте отрицательных выходов. Может возникнуть соблазн замаскировать боль алкоголем, наркотиками или другими веществами, но это все равно, что наложить повязку на глубокую рану.Вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы дать своему телу ресурсы для управления стрессом, а не стремиться полностью избавиться от чувства стресса.

Найти цель

Помогите другим. Независимо от того, работаете ли вы волонтером в местном приюте для бездомных или просто поддерживаете друга в трудную минуту, вы можете обрести целеустремленность, повысить самооценку, установить связь с другими людьми и ощутимо помочь другим, и все это может расширить ваши возможности. расти в устойчивости.

Будьте активны. В трудные времена полезно осознавать и принимать свои эмоции, но также важно помогать вам способствовать самопознанию, задавая себе вопрос: «Что я могу сделать с проблемой в моей жизни?» Если проблемы кажутся слишком серьезными, чтобы их можно было решить, разбейте их на части, которые можно решить.

Например, если вас уволили на работе, возможно, вы не сможете убедить своего начальника, что вы допустили ошибку. Но вы можете каждый день тратить час на развитие своих сильных сторон или работу над резюме. Проявление инициативы напомнит вам, что вы можете найти мотивацию и цель даже в стрессовые периоды вашей жизни, увеличивая вероятность того, что вы снова встанете в трудные времена.

Двигайтесь к своим целям. Разработайте реалистичные цели и регулярно делайте что-нибудь — даже если это кажется незначительным достижением, — что позволит вам двигаться к тому, чего вы хотите достичь.Вместо того чтобы сосредотачиваться на задачах, которые кажутся недостижимыми, спросите себя: «Что я могу сделать сегодня, что поможет мне двигаться в том направлении, в котором я хочу двигаться?» Например, если вы боретесь с потерей любимого человека и хотите двигаться вперед, вы можете присоединиться к группе поддержки в своем районе.

Ищите возможности для самопознания. Люди часто обнаруживают, что в каком-то отношении они выросли в результате борьбы. Например, после трагедии или трудностей люди сообщают о лучших отношениях и большем чувстве силы, даже когда они чувствуют себя уязвимыми.Это может повысить их чувство собственного достоинства и усилить понимание жизни.

Примите здоровые мысли

Смотрите на вещи в перспективе. Как вы думаете, может сыграть значительную роль в том, как вы себя чувствуете, и насколько вы устойчивы, когда сталкиваетесь с препятствиями. Постарайтесь выявить области иррационального мышления, такие как склонность к катастрофическим последствиям или предположить, что мир пытается вас достать, и примите более сбалансированный и реалистичный образ мышления. Например, если вы чувствуете себя подавленным перед проблемой, напомните себе, что то, что с вами произошло, не является показателем того, как сложится ваше будущее, и что вы не беспомощны.Возможно, вы не сможете изменить очень стрессовое событие, но вы можете изменить то, как вы его интерпретируете и реагируете на него.

Принять изменение. Примите тот факт, что перемены — это часть жизни. Некоторые цели или идеалы могут оказаться недостижимыми из-за неблагоприятных ситуаций в вашей жизни. Принятие обстоятельств, которые нельзя изменить, может помочь вам сосредоточиться на обстоятельствах, которые вы можете изменить.

Сохраняйте обнадеживающий прогноз. Трудно быть позитивным, когда жизнь идет не так.Оптимистичный взгляд на вещи дает вам возможность ожидать, что с вами произойдут хорошие вещи. Попробуйте визуализировать то, что вы хотите, вместо того, чтобы беспокоиться о том, чего вы боитесь. Попутно отметьте любые незаметные способы, которыми вы начинаете чувствовать себя лучше, справляясь с трудными ситуациями.

Учитесь на своем прошлом. Оглядываясь назад на то, кто или что помогало в прошлые бедствия, вы можете узнать, как вы можете эффективно реагировать на новые трудные ситуации. Напомните себе, где вы смогли найти силы, и спросите себя, чему вы научились из этого опыта.

Обращение за помощью

Получение помощи, когда она вам нужна, имеет решающее значение для повышения вашей устойчивости.

Для многих людей использования собственных ресурсов и перечисленных выше стратегий может быть достаточно для повышения их устойчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *