Содержание

Тест Айзенка на определение темперамента: пройти опросник EPI онлайн

Начать тестирование

Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?

Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

Очень ли вам трудно отказываться от своих намерений?

Можете ли вы сказать про себя, что вы предпочитаете не спеша обдумать свои дела и подождать, прежде чем действовать?

Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

Характерны ли для вас частые спады и подъемы настроения?

Можете ли вы сказать про себя, что обычно вы быстро действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

Верно ли, что вас легко задеть?

Любите ли вы часто бывать в компании?

Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда – чувствуете сильную вялость?

Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

Много ли вы мечтаете?

Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

Часто ли у вас нервы будто натянуты до предела?

Считают ли вас живым и веселым человеком?

После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

Бывает ли, что вы передаете слухи?

Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

Если вы хотите узнать что-либо, верно ли, что вы скорее будете искать ответ в книге, чем спросите у друзей?

Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

Бывают ли у вас приступы дрожи?

Всегда ли вы говорите только правду?

Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

Раздражительны ли вы?

Нравится ли вам работа, требующая быстрых действий?

Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

Сказали бы вы про себя, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

Часто ли вам снятся кошмары?

Можете ли вы про себя сказать, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

Сильно ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

Верно ли, что вам трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

Бывает ли, что вы говорите как эксперт о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

Любите ли вы подшутить над другими?

Страдаете ли вы бессонницей?

Как определить тип темперамента человека

Очень хорошо, что мир населяют люди разных темпераментов — только поэтому мы еще не переругались, как холерики, не пустили все на самотек, как сангвиники, не замкнулись в собственных переживаниях, как флегматики и не утонули в слезах, как меланхолики.

Какой у вас темперамент?

По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. К какой группе отнести того или иного человека, зависит от его поведения, реакции на события и прочих особенностей его психики. При этом нельзя сказать, что один темперамент хороший, а другой плохой. У каждого есть свои плюсы и минусы.

Учение о темпераменте было создано очень давно, его автор – Гиппократ, известный врач из Древней Греции. Он пришел к заключению, что тип темперамента определяется по соотношению в организме человека крови, флегмы, желтой и черной желчи, которые он назвал жизненными соками.

Несколькими столетиями позже древнеримский лекарь Клавдий Гален написал трактат, где выделил 4 известных нам типа темперамента: это холерик (слово образовано от греческого chole, что означает «желчь»), сангвиник (от латинского sanguis– «кровь»), флегматик (от греческого phlegma) и меланхолик (от греческого melaschole– «черная желчь»).

Клавдий Гален так же, как и Гиппократ, считал, что тип темперамента определяется по преобладанию в человеческом организме какого-то одного жизненного сока. В дальнейшем в течение многих веков ученые поддерживали данную концепцию. Позже различия в темпераментах объяснялись наследственностью и даже особенностями телосложения.

Традиционные 4 типа темперамента выделяются и в наши дни. Однако критерием служит уже совсем не соотношением «жизненных соков». У обладателей разных темпераментов по-разному функционирует нервная система, которая управляет всеми процессами, происходящими в организме. Именно такую теорию, согласно которой типы темперамента зависят от нервных процессов и типов нервной системы, предложил русский физиолог Иван Петрович Павлов.

Современные психологи склоняются к мнению, что тип темперамента передается по наследству и обусловлен врожденными свойствами нервной системы. В немалой степени на него влияют воспитание и социальная среда, а также приобретенная способность контролировать свои реакции.

В современной психологии для определения типа темперамента пользуется популярностью методика, составленная Гансом Айзенком – британским ученым-психологом, которая так и называется – методика Айзенка EPI.

Но об этом – далее, ведь сначала необходимо узнать основные признаки каждого темперамента. И тогда будет легко определить как свой собственный темперамент, так и темперамент окружающих, благодаря чему будет намного проще строить дружественные и взаимовыгодные отношения с разными людьми и избегать ссор и конфликтов.

Правда, люди с ярко выраженными признаками того или иного темперамента встречаются нечасто. Большинство из них обладают смешанным темпераментом с преобладанием черт одного типа, что и позволяет определить человека как сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика.

Холерики

У холериков много замечательных черт характера. Они инициативны, энергичны, решительны и работоспособны. Холерики – прекрасные вдохновители и организаторы, обладающие острым умом, знающие, чего они хотят, и упорно двигающиеся к поставленной цели. Для ее достижения они готовы на все – даже идти по головам.

Они уверены, что знают все и ответят на любой вопрос. Такое впечатление складывается и у окружающих, поэтому к людям-холерикам часто обращаются за советом и помощью.

Неудивительно, что холерики – прирожденные лидеры. Эту позицию они стремятся занять и тогда, когда оказываются в незнакомой компании или в новом коллективе. Они не боятся оказаться в оппозиции – им нравится вступать в споры, дискуссии и отстаивать свою точку зрения, даже если в глубине души они понимают, что не правы. Любой ценой они будут стараться подавить своего противника или оппонента.

Холерики – оптимисты, которые не отчаиваются в сложной ситуации, а с энтузиазмом берутся ее разруливать. У них прекрасное чувство юмора.

Это сильные стороны личности с темпераментом холерика. Но есть у холериков и минусы, из-за чего общаться с ними бывает не так уж просто. Они самоуверенны и авторитарны. Для них превыше всего собственное мнение, чужое же они всегда готовы высмеять. Все решения они стремятся принимать единолично.

Холерики бывают грубы, надменны, язвительны и даже жестоки. Сострадание, сочувствие, эмпатия им не свойственны, чужие слезы их только раздражают. Они независимы и легко рвут отношения с теми, кто не признает их лидерство.

Для многих холериков характерны эгоизм, хитрость и изворотливость.

Известные диктаторы и тираны обладали именно этим типом темперамента.

Сангвиники

Сангвиники энергичны и дружелюбны, приветливы и общительны, с любым человеком у них всегда найдется тема для разговора. О таких людях говорят: «За словом в карман не лезут».

Любое привлекающее внимание сангвиника событие вызывает у него живой отклик: он или же смеется по малейшему поводу или так же искренне сердится по какой-нибудь незначительной причине. Мимика и жесты сангвиника яркие и выразительные – по ним легко можно определить его настроение. Но при желании он вполне может контролировать свои чувства и не показывать их.

Сангвиники – оптимисты, они беззаботны и радостны, живут настоящим, не вспоминают прошлые неудачи и не задумываются о будущем. Они активны и работоспособны, им чужды рутина и однообразие, они жаждут новых ярких впечатлений.

Но сангвиники часто бывают непостоянны, неорганизованны и имеют склонность использовать других людей, давать обещания и не выполнять их. Легко признают свою вину и так же легко находят себе оправдание и просят прощения, однако продолжают вести себя по-старому. Могут быть себе на уме и навязывать свою точку зрения, любят доминировать.

Флегматики

Пожалуй, это самый привлекательный тип из всех типов темперамента. Флегматики доброжелательны и улыбчивы, они – верные друзья, мужья и жены, хорошие родители. Их трудно вывести из равновесия, они дипломатичны, их называют миротворцами за то, что они избегают конфликтов сами и помогают другим людям найти общий язык.

Флегматики – хорошие слушатели, им легко открывают душу незнакомые люди, рассказывая о своих переживаниях, и они для каждого найдут доброе слово. При этом сами флегматики скрытны и не торопятся открывать свою душу.

Собственное мнение они высказывают лишь тогда, когда их попросят, и не навязывают его другим, как холерики.

Среди минусов – нерешительность, замкнутость, тревожность, пессимистичность. Флегматики часто консервативны, не любят новшеств и перемен, упрямы, скупы и несколько эгоистичны.

Меланхолики

Многие философы, музыканты, писатели, искусствоведы, дизайнеры, люди других творческих профессий – обладатели меланхолического темперамента. Это цельные личности со сформированными нравственными ценностями. Они верные, преданные, жертвенные, откликаются на чужие просьбы и готовы прийти на помощь даже в ущерб самому себе.

Меланхолики ранимы и эмоциональны, склонны к философствованию, анализу и самоанализу, они – мыслители. Часто они слишком усердствуют в самоанализе и самокопании, в результате чего их самооценка падает, ведь они редко бывают довольны собой.

Среди меланхоликов много ипохондриков, чрезмерно озабоченных состоянием своего здоровья и постоянно ищущих у себя какое-то новое «серьезное» заболевание. В своем большинстве меланхолики – интроверты.

Некоторые черты характера меланхоликов мешают им строить гармоничные отношения с другими людьми. Им нравится поговорить о ком-то с целью покритиковать, но сами они уж очень зависимы от чужого мнения: для них необычайно важно, что скажут о них другие люди. И ради того, чтобы получить их одобрение, они могут поступить вопреки своим желаниям. Но они долго помнят нанесенные обиды.

Как и флегматики, меланхолики пессимистичны.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр писал о них: «Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик – нечто не заслуживающее внимания».

«Всякий человек есть жертва своего темперамента, если только темперамент не принесен в жертву человеком, что наблюдается не менее часто», — Александр Рафаилович Кугель.

Если мы будем учитывать тип темперамента своих коллег, друзей и знакомых, нам будет проще предсказать их поведение и найти к каждому свой подход. Мы поймем мотивы холерика при его попытке навязать нам свое мнение, сможем довериться флегматику, зная, что он нас не выдаст, не станем иронизировать над меланхоликом, чтобы не причинить ему боль, и не соскучимся с сангвиником.

Правда, при определении чужого темперамента несложно ошибиться, ведь недаром Ганс Айзенк разработал целую методику с множеством вопросов, которой пользуются многие психологи и психотерапевты. Она имеет два варианта, чтобы с помощью повторного исследования психолог получил более точный результат. Текст опросника, ключи к двум вариантам А и В и инструкцию, как им пользоваться, можно найти в Интернете, набрав в поиске «Методика Айзенка EPI».

По незамедлительным ответам, которые нужно дать на 57 вопросов, предложенных в тесте, выявляется привычный способ поведения человека. определяется его темперамент, эмоциональная устойчивость, лживость или искренность.

Любопытно, что немецкий физиолог Вильгельм Вундт выделил лучшие признаки каждого темперамента и посоветовал людям взять понемногу от каждого: воспринимать будничные радости и горести, как сангвиник; во время важных событий вести себя, как меланхолик, при принятии решений, – как флегматик; а в своих стремлениях, которые глубоко затрагивают личные интересы, быть таким, как холерик.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Определение типа темперамента по методике Н.Н. Обозова

Характерологический признак Типы темперамента
СангвиникФлегматикХолерикМеланхолик
1Уравновешенность поведения Хорошо уравновешенноеОтлично уравновешенноеНеуравновешенноеОчень неуравновешенное
2Эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременныеСлабыеСильные, кратковременныеГлубокие и длительные
3Настроение Устойчивое, жизнерадостноеУстойчивое, без больших радостей и печалейНеустойчивое с преобладанием бодрогоНеустойчивое с преобладанием пессимизма
4Речь Громкая, живая, плавнаяМонотонная, радостнаяГромкая, резкая, неравномернаяТихая с задыханием
5Терпение УмеренноеОчень большоеСлабоеОчень слабое
6Адаптация ОтличнаяМедленнаяХорошаяТрудная (замкнутость)
7Общительность УмереннаяНевысокаяВысокаяНизкая (замкнутость)
8Агрессивность в поведении Миролю6ивое поведениеСдержанность в поведенииАгрессивенИстеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей
9Отношение к критике СпокойноеБезразличноеВозбужденноеОбидчивое
10Активность в деятельности Энергичная (деловая)Поведение неутомимого труженикаСтрастная, увлеченнаяНеравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)
11Отношение к новому БезразличноеОтрицательноеПоложительноеОптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот
12Отношение к опасности Расчетливое, без особого рискаХладнокровное, невозмутимоеБоевое, рискованное, без особого расчетаТревожное, растерянное, подавленное
13Стремление к цели Быстрое, с избеганием препятствийМедленное, упорноеСильное, с полной отдачейТо сильное, то слабое, с избеганием препятствий
14СамооценкаНекоторая переоценка своих способностейРеальная оценка своих способностейЗначительная переоценка своих способностейЧаще всего – недооценка своих способностей
15Внушаемость и мнительность НебольшаяСтабильнаяУмереннаяБольшая
Сумма баллов &nbsp&nbsp&nbsp

Как определить темперамент ребенка и обеспечить индивидуальный подход

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья. 

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Тест на определение темперамента ребёнка

У детей черты того или иного типа темперамента проявляются уже в возрасте 3-х лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет. От темперамента во многом зависит отношение ребёнка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и тогда можно будет понять, какой тип темперамента ему присущ. Это поможет выстроить стратегию совместного существования, будет проще понять малыша и договариваться с ним, а сам ребёнок будет чувствовать, что его понимают, уважают, любят.

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента ребёнка. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответов. Нужно выбрать один – тот, что более всего характеризует дошкольника.

1. Какие игры любит ребёнок?

а) тихие, спокойные; может долго играть в одиночестве;
б) предпочитает тихие игры, но всё время отвлекается, и быстро устаёт;
в) очень любознателен и любит подвижные игры;
г) выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.

2. Реакция ребёнка на критику взрослых:

а) молча, спокойно соглашается с тем, что виноват;
б) обеспокоен, обижается, плачет;
в) обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает своё обещание и делает то же самое;
г) кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и всё равно поступит по-своему.

3. Общение со сверстниками:

а) говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчётливо;
б) нерешительный, предпочитает оставаться в тени;
в) чётко, внятно, быстро, но при этом слушает, что говорят другие, и прислушивается к их мнению;
г) громко, быстро, возбуждённо, иногда с раздражением, при этом не учитывает мнение окружающих.

4. Принятие решений:

а) спокойно, сосредоточенно, даже бывает хладнокровно;
б) робко, нерешительно;
в) действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;
г) начинает с азартом, энергично, инициативно, но потом так же быстро может угаснуть.

5. Место в обществе:

а) спокойно присматривается к непривычной обстановке, интерес проявляет очень сдержанно;
б) нерешителен, скован, смущён;
в) быстро приспосабливается, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;
г) активно, быстро возбуждается, нервничает.

Результаты теста: если большинство ответов «а» ребёнок относится к флегматическому типу; если «б» к меланхолическому; если «в» к сангвиническому  типу; если «г» – ваш малыш – холерик.

Помните, что редко встречаются дети, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа, поэтому не стоит удивляться, если ребёнок в одной ситуации может проявить себя как сангвиник, а в другой ситуации, как холерик.

Как по поведению младенца понять, каким человеком он вырастет

  • Кристиан Джарретт
  • BBC Future

Автор фото, Glenn/Flickr/CC BY -SA 2.0

Признаки темперамента, которым будет обладать взрослый человек, начинают проявляться у него еще до того, как он научится говорить. Но как мы можем использовать это знание?

Личность человека формируется под воздействием множества факторов. На то, кем вы являетесь сейчас, повлияли ваши гены, ваши друзья, школа, которую вы посещали, и многое другое.

Но когда именно ваша личность начала принимать четкие очертания? Если сейчас вы застенчивы, означает ли это, что вы были таким и в детстве?

Скорее всего, да. Исследования показывают, что поведенческие тенденции, проявляющиеся у ребенка через несколько месяцев после рождения, тесно связаны с его будущей личностью.

Это не означает, что характер человека формируется в столь раннем возрасте и не меняется со временем. Тем не менее основные черты его личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Психологи, изучающие детей, обычно используют термин «темперамент», а не «личность». Одной из первых научных работ в этой области стало долгосрочное исследование под названием New York Longitudinal Study, начатое в 1950 году в Нью-Йорке.

В его рамках супружеская пара психологов Стелла Чесс и Александр Томас наблюдали за 133 детьми с момента рождения до достижения ими 30-летнего возраста, а также опрашивали их родителей.

На основании полученных данных ученые предложили выделять девять принципиальных аспектов темперамента младенцев, включая степень активности, настроение и отвлекаемость.

Они также заметили определенные закономерности при оценке некоторых параметров, и на их основании выделили три группы детей.

Следует отметить, что в то время политической корректности еще не придавали такого значения, как сейчас, поэтому указанные группы получили следующие названия: дети с трудным темпераментом, дети с легким темпераментом, и «медленно разогревающиеся» дети.

Автор фото, Celeste Lindell/Flickr/CC BY 2.0

Подпись к фото,

Исследование 1950 года показало, что детей можно разделить на три категории: дети с трудным темпераментом, дети с легким темпераментом, и «медленно разогревающиеся» дети

Предопределяют ли эти виды темпераментов будущий тип личности человека? Нью-йоркское исследование показало, что дети, имевшие легкий или трудный темперамент в возрасте трех лет, как правило, попадали в те же группы в старшем юношеском возрасте.

Тем не менее исследователи не изучали фактическую связь между детским темпераментом и личностью взрослого человека.

На самом деле психологи, изучающие темперамент младенцев, и психологи, изучающие типы личности взрослых людей, долгое время не имели никаких точек соприкосновения.

Ситуация начала меняться лишь в течение последнего десятилетия. Несмотря на то, что по темпераменту младенца невозможно точно определить тип его личности в будущем, эти категории, несомненно, связаны между собой.

Стоит также отметить, что системы оценки темперамента младенцев со временем претерпели изменения.

Сегодня изначальные девять аспектов темперамента превратились в три обширные категории (к сожалению, иногда ученые из разных психологических лабораторий называют их по-разному).

Вот они: «контроль, требующий усилий», описывающий способность младенца контролировать себя и концентрировать внимание (например, устоять перед искушением в виде интересной игрушки), «негативная аффективность», связанная с уровнем отрицательных эмоций наподобие страха и фрустрации, а также «экстраверсия» или «динамизм», касающиеся уровня активности, возбуждения и общительности.

Их попросили оценить темперамент своих детей в возрасте нескольких месяцев (в среднем семи), а затем снова оценить личность ребенка в возрасте около восьми лет на основании основных черт личности взрослого человека, таких как экстраверсия и невротизм.

Автор фото, Chris Carter/Flickr/CC BY 2.0

Подпись к фото,

Дети с более высоким уровнем экстраверсии менее склонны к неврозам во взрослом возрасте

Сравнив эти показатели, ученые выявили ряд закономерностей: например, младенцы, показавшие более высокий результат по шкале экстраверсии или динамизма (чаще улыбавшиеся, например), в возрасте восьми лет показывали меньший результат по взрослой шкале невротизма (то есть проявляли большую эмоциональную устойчивость).

В то же время младенцы, показавшие более высокий результат по шкале, эквивалентной контролю, требующему усилий, в детском возрасте продемонстрировали высокие показатели в том, что касается такой «взрослой» характеристики, как аккуратность.

Так что если у вашего ребенка повышенная степень устойчивости внимания — это хорошо, так как, скорее всего, он будет поддерживать порядок в своей комнате, когда немного подрастет.

Однако некоторые результаты этого исследования оказались противоречивыми. Например, улыбчивые и более общительные младенцы в более взрослом возрасте не показывали высокого уровня экстраверсии.

Это еще раз напоминает нам о том, что темперамент, который мы имеем в младенческом возрасте, не всегда остается с нами по мере взросления.

Как бы то ни было, полученные результаты подкрепляют все более единодушное мнение ученых о том, что «характеристики темперамента, проявляющиеся в первые годы жизни, становятся фундаментом для формирования личности человека».

Как ни удивительно, некоторые связи могут охватывать целых четыре десятилетия.

В другом исследовании, опубликованном в 2007 году, ученые из Чехии оценивали темперамент младенцев в чуть более старшем возрасте — от 12 до 30 месяцев — и в результате выявили довольно интересную связь между чертами личности одного и того же человека при повторной проверке 40 лет спустя.

Речь идет о расторможенности у младенцев (этот параметр схож с более широко используемой шкалой экстраверсии или динамизма) и экстраверсии у взрослых.

Это означает, что если участники были активными и независимыми в младенческом возрасте, то с большой долей вероятности, став взрослыми, они будут демонстрировать высокий уровень экстраверсии и самоэффективности (веры в собственные силы).

И если ребенок — это отец человека (так писал поэт Уильям Вордсворт), то, как заявили исследователи, к этой цитате стоит добавить: «…младенец — его близкий родственник».

Читая эти исследования, важно помнить, что личность человека постоянно развивается, пусть и по определенным законам, и невозможно определить конкретный момент, когда личность человека, сформировавшаяся в юности, стала личностью взрослого человека (помимо прочего, это будет зависеть от того, в каком возрасте считать человека взрослым).

Но есть и кое-что более или менее определенное. По мере того как младенец растет и становится ребенком, его личность постепенно формируется. Подождите, пока ему не исполнится, к примеру, три года, и тогда его поведение с большей долей вероятности подскажет, каким он будет, когда вырастет.

Автор фото, Steve Greer/Flickr/CC BY 2.0

Подпись к фото,

Многие родители пытаются понять, каким вырастет их ребенок, по мельчайшим особенностям его поведения

Об этом говорят результаты исследования, опубликованного в 2003 году, в рамках которого ученые из Института психиатрии в Лондоне сравнили параметры поведения тысячи детей трехлетнего возраста, измеренные в 1975-1976 гг., с личностными параметрами тех же людей при достижении ими возраста 26 лет.

На основании указанных параметров они разделили участников на несколько групп: «уравновешенные», «с недостаточным уровнем контроля», «уверенные», «зажатые» и «сдержанные».

На этот раз — спустя почти три десятилетия — было обнаружено множество удивительных закономерностей. Возьмем хотя бы один из примеров: уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у зажатых детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Те, у кого есть собственные дети, и люди, которые проводят с детьми много времени, знают, насколько велико искушение искать признаки зарождающихся черт личности в улыбке или хмуром взгляде малыша.

Последние исследования в области психологии показывают, что в этом есть доля здравого смысла.

Ученые все чаще находят подтверждение того, что в основе психологических проблем взрослых людей могут лежать поведенческие тенденции, впервые появившиеся в раннем детстве.

Возможно, научившись распознавать эти признаки, мы сможем осторожно вмешаться в эти процессы и помочь детям вырасти более здоровыми людьми.

Темперамент ребенка: типы темперамента детей

Тот факт, что дети не рождаются одинаковыми, доказательства не требует. Наблюдая и сравнивая деток на площадке или на детском празднике, родители видят, что одни быстро реагируют и активно решают проблемы; другие спокойны, им надо как следует подумать и взвесить все «за и против»; третьи – вспыльчивы и отходчивы; а четвёртые не любят повышенного внимания, боязливы и осторожны. Впервые описали различия людей в зависимости от их реакций древнегреческие врачи-учёные Гиппократ и Гален и дали им название «темперамент». И до сих пор мы пользуемся древнегреческими названиями типов темперамента –  сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Эти особенности являются врождёнными, генетически заданными и неизменными на протяжении всей жизни человека, так как тип темперамента ребенка определяется психофизиологией –  особенностями работы его нервной системы, силой, стабильностью и гибкостью процессов возбуждения и торможения, возникающих в мозгу.  Темперамент накладывает отпечаток на формирование особенностей характера и личности человека.

Как определить темперамент ребёнка?

Для определения типа темперамента у детей существует множество различных тестов. Однако выяснить влияние темперамента можно, внимательно наблюдая за типичными реакциями ребёнка в игре, общении и режимных моментах.

Сангвиник активен и любознателен, моторно ловок, подвижен. Легко адаптируется к новой ситуации. В общении – живой и эмоциональный, сопровождает речь богатой мимикой и выразительными жестами. Легко засыпает и просыпается.

Флегматик внешне очень спокойный, рассудительный. Всё делает медленно, с трудом переключается с одного дела на другое. Речь спокойная, неэмоциональная, размеренная. Мимика и жесты невыразительны. Быстро засыпает и крепко спит, утром с трудом просыпается и некоторое время ходит сонный.

Холерик – непосредственный, эмоциональный ребёнок, жадный до новых впечатлений. Речь очень быстрая, «взахлёб», сопровождается активной жестикуляцией. Быстро «заводится» на новое дело, особенно когда речь идёт о шалостях и забавах. Правила холерику принять очень сложно, они ограничивают его бурную эмоциональную реакцию. С трудом укладывается спать, но просыпается утром легко. В ситуации психологической нагрузки становится вспыльчив, эмоционален и непредсказуем.

Малыш-меланхолик чувствителен и раним, склонен к пониженному настроению. Быстро устаёт. Нерешителен, так как боится ошибиться. В новой обстановке теряется, не любит новых впечатлений, особенно ярких. Речь меланхолика тихая, интонационно выразительная, движения неуверенные и немного скованные. Долго укладывается спать, тревожится перед сном.

Темперамент ребёнка влияет на скорость его реакции, темп деятельности, активность и выносливость, а также во многом определяет возможности приспособления организма к новым условиям. Как никогда эти моменты важны в период адаптации к школьному обучению и при формировании учебной деятельности первоклассника. Индивидуальные особенности определяют успешность ребёнка в одних областях и трудности в других. Поэтому, зная какой у вашего малыша тип темперамента, вы будете лучше понимать его и сможете более эффективно помочь в трудных жизненных моментах, снизить его психологическую нагрузку в период адаптации.

Первоклассник-сангвиник

Сильной стороной такого ребёнка являются его хорошие способности к обучению, общительность, эмоциональный позитив, инициативность.

Слабыми местами сангвиника являются некоторая лёгкость и поверхностность восприятия и внимания. Всё даётся ему легко, к труду сангвиник непривычен, поэтому он недостаточно основателен, терпелив, тщателен и кропотлив. Не очень приспособлен этот тип для монотонных занятий – быстро теряет интерес, не обращает внимания на качество выполнения задания. Лёгкость, с которой он знакомится и становится центром всеобщего внимания, может обернуться легкомысленностью, непостоянством в дружбе.

Советы родителям

  • Подберите учебную программу, которая была бы интересна ребёнку, например образовательную систему «Начальная школа XXI века», которая поддерживает любознательность ребёнка и построена таким образом, чтобы маленькому ученику было интересно учиться.
  • Настраивайте ребёнка на завершение дела, терпеливую и долгую работу. Поощряйте выполнять задания качественно.
  • Поддерживайте и развивайте глубокие дружеские отношения ребёнка.

Первоклассник-флегматик

Сильная сторона флегматика – целенаправленность и упорство в достижении цели. Обучение даётся ему с трудом, но и знания усваивает флегматик основательно, крепко. Он обладает уникальной способностью к монотонной работе, которую может выполнять неустанно в любых, самых сложных условиях, например в шумном классе. Надёжность и верность флегматика – те качества, которые очень важны в дружеских связях.

Слабой стороной этого типа является, конечно, медлительность. Такой ребёнок медлителен и в поведении, и в усвоении материала, и в формировании навыков – иногда создаётся впечатление задержки развития, что не отражает истины. Флегматик долго настраивается на определённый план действий и не способен сразу принять изменения в нём. Естественно, такой склад влияет на социальную адаптацию первоклассника: она протекает дольше, особенно если малыш чувствует свою неуспешность.

Советы родителям

  •  Если предоставить ребёнку-флегматику достаточно времени для выполнения задания, не торопить его, он прекрасно справляется с самыми сложными заданиями, что несомненно повысит его успешность. Поговорите об этом с учителем, подключите к беседе школьного психолога. Вашему ребёнку, как никакому другому, важен индивидуальный подход, который обеспечивает система «Начальная школа XXI века».
  • Развивайте любознательность флегматика: поддерживайте любой интерес, проявляемый ребёнком, цените его инициативу.
  • Научите правильно распределять время, чтобы справляться с темпом классной работы. Отмечайте и поощряйте быстроту в выполнении задания.
  • Помогите ребёнку выбрать друга среди одноклассников, поддерживайте их отношения.

Первоклассник-холерик

Сильным качеством холерика является его энергичность, яркость его индивидуальности, творческие способности.

Слабой стороной становится вспыльчивость, иногда вплоть до агрессии. Нетерпение, непоседливость и импульсивность также осложняют жизнь ребёнка-холерика. Коллективу сверстников и учителю непросто наладить отношения с ним. Непосредственным и импульсивным детям сложно справиться с требованиями школьной жизни: им трудно неподвижно сидеть за партой, они забывают поднять руку, если знают правильный ответ, часто отвлекаются на малейший шум (ведь происходящее в классе намного интереснее, чем то, что у доски). Импульсивность выливается в неустойчивую адаптацию ребёнка-холерика к школе: его желание учиться нестабильно и зависит от самочувствия и настроения.

Советы родителям

  • Направляйте кипучую энергию юного холерика в общественно полезное русло: давайте ему «взрослые» поручения.
  • Правила, которые вы предъявляете ребёнку-холерику, должны быть едиными, твёрдыми, непререкаемыми и поддерживаться неукоснительно всеми участниками воспитательного процесса – родителями, другими членами семьи и т.д. Так малышу будет проще сдерживать и контролировать своё поведение.
  • Воспитывайте сдержанность в ребёнке-холерике. Научите его чувствовать момент появления импульса и помогайте задерживать его в самом начале. Напоминайте ему подумать прежде, чем сделать (особенно в учебных работах). Крайне важно развивать речь ребёнка. Часто агрессивное поведение возникает, когда ребёнок в порыве не может объяснить своей мысли и сразу переходит к действиям.

Первоклассник-меланхолик

Сильной стороной маленького меланхолика являются хорошие способности к обучению, при условии, что учёба организована в спокойной и безопасной атмосфере. Неконфликтность меланхолика и спокойное принятие правил обеспечат прекрасное поведение ребёнка в коллективе.

Слабой стороной меланхолика становится утомляемость. Высок риск появления у такого малыша тревог и страхов, психосоматических заболеваний. Робкие и застенчивые дети не переносят шума, плохого поведения других ребят, не могут работать в сложных условиях. У таких детей легко появляется устойчивая негативная реакция: незначительное замечание, сделанное учителем, способно привести к социально-психологической дезадаптации ребёнка, сопровождающейся стабильной школьной тревожностью. Для благополучного протекания адаптации в условиях школы ему необходимо почувствовать безопасность обстановки и убедиться в её стабильности и предсказуемости.

Советы родителям

  • Такие детки нуждаются в постоянной энергетической «подпитке» – их надо всеми способами поддерживать и одобрять.
  • Обеспечивайте стабильность в режиме, в расписании ребёнка. Меланхолика нельзя перегружать дополнительными занятиями, ему необходим отдых после школьного дня.

3 полезных совета для всех

  1. Ребёнка бессмысленно ругать за то, что он такой по темпераменту. «Ну что ты опять копаешься!», «Ну ты и клуша!», «Сколько можно говорить – сядь!», «Всё ленишься!» – родителю бывает непросто справиться с собственным раздражением. Однако такие высказывания вряд ли приведут к той близости и пониманию, которых каждый разумный родитель хочет от отношений с ребёнком.
  2. Оценивать ребёнка надо в его сильных сторонах; в той области, где он максимально может проявить себя, свою индивидуальность. Это «зона успеха», которая поддерживает позитивную самооценку школьника.                  
  3. Необходимо заниматься развитием слабых сторон ребёнка. Позиция родителя «Мой ребёнок – индивидуальность, и я его принимаю таким» прекрасна, но недостаточна. Окружающий мир вполне может не принять человека, который не умеет справляться с раздражением или слишком медлителен. Особенности темперамента ребенка только основа, над которой надо работать, формируя характер и личность ребёнка. Потратив усилия (иногда немалые) на улучшение достижений в тех сферах, которые малышу трудны, вы научите его преодолевать самого себя, направите на путь развития целостной и гармоничной личности.

Анна Павлова, детский психолог

Девять черт темперамента: Уровень активности

Понимание уровня активности вашего ребенка может помочь вам понять его и поддержать его.

Темперамент

Темперамент — это черты личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или настороженный? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы родились, хотя на них могут влиять семья, культура или опыт человека.Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента, и в этой статье мы исследуем черту уровня активности.

Уровень активности

Уровень активности означает, насколько физически активен человек. Некоторые люди чувствуют необходимость постоянно вставать и двигаться, в то время как другие люди с большей вероятностью будут двигаться медленнее и заниматься более тихой и спокойной деятельностью.

Высокая активность

Дети с высоким уровнем активности могут быстро переключаться с одного занятия на другое. Вы можете думать об их поведении как о хулиганском, а можете расценивать их как оскорбительные или шумные. Во время медленных или тихих занятий высокоактивным детям может быть трудно сидеть на месте и, скорее всего, они будут нервничать.

Низкая активность

Дети с более низким уровнем активности, естественно, будут выбирать более тихие и спокойные занятия.Они с большей вероятностью смогут сидеть спокойно во время тихих занятий, и у них не будет достаточно энергии, которую можно сжечь во время повседневной деятельности.

Уровень воспитания и активности

Убедитесь, что у вашего очень активного ребенка есть много возможностей двигаться и бегать. У них много энергии, которую нужно сжечь, поэтому постарайтесь сделать перерыв в тихих или более медленных занятиях, например, в поездке на автомобиле, и дайте им возможность получить всплеск высокой активности, например, в быстрой игре в метки. на остановке отдыха.Если у вашего ребенка более низкий уровень активности, убедитесь, что у него есть много возможностей для тихих или более медленных занятий, таких как блоки, чтение или настольные игры.

Если ваш распорядок дня и ваши ожидания меняются в зависимости от уровня активности вашего ребенка, это может предотвратить конфликты и стресс, а также позволить ребенку удовлетворять свои потребности, используя его сильные стороны и опираясь на его природный темперамент.

Подробнее о детях и темпераменте читайте в других статьях этой серии:

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Чтобы узнать о положительном влиянии программ повышения квалификации МГУ на детей и семьи, прочитайте наш Отчет о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension оказали положительное влияние на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.

Вы нашли эту статью полезной?