Содержание

Когнитивно-поведенческая терапия (CBT) – история возникновения

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (CBT)?

Какие процессы привели к возникновению когнитивно-поведенческой терапии (CBT).

Какое место занимает когнитивно-поведенческая психотерапия (CBT) среди современных психотерапевтических техник?

Теория Фрейда

В конце 19 века Фрейд представил на обозрение общественности свой взгляд на психику человека, ее составляющие, причины образования психопатологии и принципы ее лечения – психоанализ. Главный упор в своей теории Фрейд делал на исследовании бессознательных психических процессов, представляя их основным источником, как психопатологии, так и ежедневных поведенческих актов.

Читайте также

Мифы о диагностике психических заболеваний  

Поведенческая теория и поведенческая психотерапия

В том же конце 19 века начала развиваться поведенческая теория – бихевиоризм (behaviorism), берущая начало с Павлова и Бехтерева и представшая в качестве оформившейся теории в работах Скинера и Бандуры к середине 20 века.

Скинер предпочел объяснить психику человека, его личность, поведение и психопатологию в поведенческих терминах, утверждая, что оперировать следует только теми понятиями, которые можно эмпирически измерить. Бихевиаристы утверждали, что объективно-измеряемыми понятиями являются только стимул и поведение. При этом утверждалось, что человеческий мозг является “черной коробкой” (black box) – эдакая черная дыра, в которой происходят объективно не измеряемые и непознаваемые процессы. Поэтому бихевиористы в своей работе обращались только к стимулу и поведению.

Новые данные о мозге и когнитивно-поведенческая терапия

В 60-70 гг. 20-го столетия появляются новые данные о мозге и когнитивных процессах. Развиваются компьютерные науки (знания о мозге и когнитивных процессах кладутся в основу составления компьютерных программ, в свою очередь мозг и когниция объясняются по аналогии с компьютером) и теперь уже становится невозможным относиться к мозгу, как к черной дыре.

Как следствие, работы Пиаже и его учеников, описывающие когнитивные процессы занимают все большее место в работе психолога. Работы Выготского активно переводятся на другие языки и занимают прочное место в западной академической психологии. В психотерапии, Арон Бек развивает когнитивную теорию, а Альберт Эллис рационально-эмотивную теорию, впоследствии объединенные в когнитивно-поведенческую терапию (CBT). Главный упор в этих теориях делается на когнитивные процессы, во многом определяющие психику человека, его личность, поведение и психопатологию.

Когнитивно-поведенческая психотерапия на кончике ножа

CBT объясняет психопатологические процессы влиянием мыслей-паразитов на человеческое поведение. Мысли-паразиты это мысли, отрицательно влияющие на человеческую самооценку, восприятие внешнего и внутреннего мира. Подобные мысли имеют различную окраску: чтение мыслей (“я знаю, что обо мне думают другие”), самобичевание (“я во всём виноват”), негативное восприятие действительности, временной линии, себя или другого, называемое ‘Триадой Бека’, по имени Аарона Бека, впервые указавшего на этот вид мыслей-паразитов (“все плохо, так было всегда, есть и будет, и я никогда не выкарабкаюсь из этой ямы”). Мысли-паразиты влияют негативным образом на чувства человека и толкование, воспринимаемых человеческими органами чувств, ощущений (меня специально толкнули, весь мир против меня и мне чрезвычайно плохо). Подобная цепочка замыкается соответствующим поведением (если мне так плохо и все против меня, то мне незачем жить, я не хочу выходить из дома). Соответственно и наши действия и наши чувства влияют на наш образ мышления.

Читайте также

Что такое когнитивные искажения?  

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии (CBT)

Существует множество подходов и техник, вытекающих из теоретических разработок когнитивно-поведенческой терапии (CBT). Психотерапевт направления когнитивно-поведенческой терапии (CBT) предложит определить мысли-паразиты и изменить их направленность при помощи так называемых Сократовских вопросов: кто сказал, что все плохо?; с чего вы взяли, что так будет вечно? и т.

д. Множество других когнитивных техник позволяют изменить негативное течение мыслей. Но одного только изменения образа мышления не достаточно для облегчения душевного страдания или налаживания отношений. Требуется определенная когнитивно-поведенческая терапия (аутотреннинг, медитативные техники, тренинги общения и т.д.), применение которой приводит пациента как к изменению негативного мышления на более оптимистичное, так и к приобретению более адаптивных паттернов поведения.

Эффективность когнитивно-поведенческой терапии (CBT)

По современным исследованиям в области психотерапии, проведенными как ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), так и Министерством здравоохранения США когнитивно-поведенческая психотерапия является наиболее эффективным средством лечения большинства душевных расстройств. Среди проблем с успехом поддающихся лечению данным методом психотерапии тревожные расстройства, зависимости, навязчивости, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии, сексуальные расстройства и т.

д. Она также дает великолепные результаты в таких областях как лечение неврозов, лечение депрессии и лечение панических атак. Редкий психолог или психиатр отрицает эффективность данного метода. В западной психотерапии когнитивно-поведенческая терапия (CBT) является наиболее распространенной техникой лечения, показывающей хорошие результаты в относительно короткий срок.

Является ли когнитивно-поведенческая терапия такой же эффективной, как и стандартная помощь у людей с шизофренией

Актуальность

Люди с серьезными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, могут испытывать сильные нарушения в мыслительных процессах, которые могут привести к обманам восприятия (убеждениям, которые не основаны на реальности) и к галлюцинациям (тому, что человек видит или слышит, но чего на самом деле нет). Основным (обеспечивающим главную поддержку при состоянии) лечением шизофрении являются антипсихотические лекарства, но они не всегда эффективны сами по себе, поэтому людям, страдающим шизофренией, также рекомендуют дополнительные методы лечения, такие как психосоциальная терапия (включая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)).

Цель КПТ заключается в том, чтобы пациенты пересмотрели свои взгляды на симптомы. Считают, что эта терапия помогает уменьшить стресс и изменить поведение. Она часто применяется для того, чтобы помочь людям, подверженным тревоге и депрессии. Однако, КПТ требует больших затрат и ее эффективность еще точно не доказана, особенно при применении ее для лечения людей с шизофренией.

Поиски

Специалист по информации Кокрейн Шизофрения провел поиск клинических испытаний по специализированному регистру, где люди с шизофренией получали КПТ или стандартную помощь (помощь, которую участник обычно получает для своего состояния в регионе, где проводится клиническое испытание) до марта 2017 г. Всего было обнаружено 1730 записей. Авторы обзора просмотрели и проверили эти записи.

Основные результаты

После первичного поиска мы смогли включить 60 клинических испытаний с 5992 участниками. В этих исследованиях люди с шизофренией случайным образом были распределены либо в группу КПТ, добавленную в стандартную помощь, либо в группу, получающую только стандартную помощь.

Качество доказательств в отношении интересующих нас основных исходов было в основном очень низким, или в лучшем случае — низким. Результаты показали, что добавление КПТ к стандартной помощи не оказало влияния на долговременный риск рецидива. Только два клинических испытаниях (82 участника) предоставили полезные данные для долговременного общего состояния; эти данные показали, что КПТ может быть лучше для долговременного улучшения общего состояния, чем просто стандартная помощь. Добавление КПТ к стандартной помощи может снизить риск неблагоприятных событий, но видимо не имеет преимуществ перед стандартной помощью для улучшения долговременного психического состояния. Улучшает ли добавление КПТ к стандартной помощи качество жизни или социальное функционирование пациента, также остается неясным.

Выводы

В настоящее время, нет ясности в имеющихся доказательствах, они не достаточно надёжны для того, чтобы сделать окончательный вывод об эффективности добавления КПТ к стандартной помощи для людей с шизофренией по сравнению со стандартной помощью только.

Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков

Когнитивно-поведенческая (или когнитивно-бихевиоральная) терапия — метод, целью которого является снижение неприятных переживаний и нежелательного поведения путем видоизменения мышления.

Изначально этот метод разрабатывался для лечения депрессии, затем начал использоваться для лечения тревожных расстройств, панических атак, ОКР у взрослых. В последние годы метод успешно применяется для помощи детям и подросткам, страдающим от этих заболеваний или столкнувшихся с жизненными трудностями.

В основе КБТ лежит следующий принцип: эмоции, поведение, телесные ощущения человека не возникают сами по себе и не являются прямым следствием тех ситуаций, с которыми он сталкивается; в основе всего лежат определенные убеждения, интерпретации, правила, оценки, которыми человек руководствуется в тех или иных ситуациях.

При каких детских проблемах эффективна КБТ?

Обязательно стоит обратиться к КБТ-специалисту, если вы замечаете или ребенок жалуется на следующие проблемы:

  • сниженное настроение, подавленность, слезливость, тоска, пессимизм;
  • частая «беспричинная» тревога, волнение, нервозность, которые негативно сказываются на успешности ребенка;
  • резкое снижение самооценки, ухудшение отношения к себе, неуверенность в себе;
  • усталость и снижение энергии, которые кажутся вам более выраженными, чем того требует текущая жизненная ситуация;
  • панические состояния часто «беспричинные» или несоответствующие ситуации;
  • конкретные страхи (фобии), которые не проходят со временем и мешают самореализации;
  • повторяющиеся движения или действия, ритуалы, в том числе вербальные, от которых ребенок не в состоянии отказаться;
  • самоповреждающее или рискованное поведение.

Сеансы КБТ для детей

Т.к. для работы в этом подходе необходимо уметь предметно размышлять над конкретными ситуациями и отслеживать собственные мысли и действия, КБТ эффективнее всего помогает детям от 9 лет.

Чтобы упростить абстрактные понятия, терапевт использует различные картинки и визуальные материалы, кукол, игры, большое место отводится фантазии ребенка. Конечно, для закрепления результата и систематического использования полученных навыков невероятно важна вовлеченность родителей в процесс помощи ребенку.

Сеанс длится 50 минут, во время которого совместно с терапевтом ребенок или подросток (в зависимости от своего возраста) обсуждают конкретные проблемные ситуации, с которыми он столкнулся, совместно анализируют чувства, мысли и поведение в этих ситуациях, выполняют различные упражнения, осваивают те или иные поведенческие или мыслительные навыки и обязательно разрабатывают план действий на грядущую неделю, чтобы начать тренировать полученные умения.

Цены

Услуга Длительность Стоимость
Индивидуальная консультация психолога 55 мин 4 000 ₽
Первичный прием
врача психотерапевта, психиатра
55 мин 6 000 ₽

Когнитивно-поведенческая психотерапия — профессиональная переподготовка

1.     Основы законодательства, регулирующие деятельность психолога.

2.     История и современное состояние развития метода. Научное обоснование КПТ.

3.     Характеристика основных подходов КПТ. Принципы работы. Особенности, показания, ограничения.

  • Когнитивный подход: психологические проблемы возникают из-за мыслей и убеждений, стереотипов, усвоенных в течение жизни. Поведенческий подход – поведение человека можно изменить, поощряя желаемые и не поощряя нежелательные поступки.
  • Принципы работы: собирать информацию о психосоциальном развитии клиента, выявлять источник неадаптивного поведения в среде, рассматривать нарушения поведения как способ удовлетворения базовых потребностей, моделировать поведение через обучение и психотерапию, вовлекать семью клиента в лечение, активизировать ресурсы личности и ее окружения, обучать позитивному поведению.

4.     Модель практической работы.

5.     Модель работы, основанная на теории информации.

6.     Модель, интегрирующая поведенческие и информационные подходы. РЭТ А.Эллиса.

7.     Работа психолога в русле когнитивно-поведенческой психотерапии А. Бека.

8.     Общая схема работы в структуре КПТ. Этапы и процесс терапевтической сессии.

9.     Оценка эффективности работы, завершение работы и профилактика рецидивов.

10.   Специализированные программы применения когнитивно-поведенческой терапии: работа с аддикцией, депрессивными симптомами, тревожностью, фобиями, расстройствами пищевого поведения, обсессивно-компульсивными расстройствами, преодолением прокрастинации.

11.   Новейшие подходы и основные техники когнитивно-поведенческой психотерапии: осознанность, принятие, личные ценности, психологическая гибкость.

№пп

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции  Тестирование 

Практические занятия

Модуль I. Нормативно-правовой  раздел

1.1.

Нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность психолога в России

17

15

2

0

ДЗ

 1. 2. Нормативно-правовое регулирование системы социальных услуг в России

12

10

2

0

ДЗ

 1.3. Профстандарт «Психолог»

19

17

2

0

З

Модуль II. Базовые понятия и теоретические основы КПТ

2

История и современное состояние развития метода. Научное обоснование КПТ

23

15

2

6

ДЗ

3

Характеристика основных  подходов  КПТ. Принципы работы. Особенности, показания, ограничения

20

12

2

6

З

Модуль III. Направления практической работы психолога в рамках КПТ

4

Модель практической работы в рамках когнитивно-бихевиорального подхода

32

16

2

14

З

5

Модель работы, основанная на теории информации

21

5

2

14

З

6

Модель, интегрирующая поведенческие и информационные подходы. РЭТ А.Эллиса

33

9

2

22

З

7

Работа психолога в русле когнитивно-поведенческой психотерапии А. Бека

33

21

2

10

З

8

Общая схема работы в структуре КПТ. Этапы и процесс терапевтической сессии

32

16

2

14

З

9

Оценка эффективности работы, завершение работы и профилактика рецидивов

19

3

2

14

З 

Модуль IV. Специализированные программы применения когнитивно-поведенческой терапии

10

Использования КПТ в работе с аддикцией

30

14

2

14

З

11

Использования КПТ в работе с депрессивными симптомами

36

12

2

22

З

12

Использования КПТ в работе с тревожностью, фобиями

31

11

2

18

З

13

Использования КПТ в работе с расстройствами пищевого поведения

30

12

2

16

З

14

Использования КПТ в работе с обсессивно-компульсивными расстройствами

34

16

2

16

З

15

Использования КПТ в преодолении прокрастинации

31

11

2

18

З

Модуль V. Новейшие подходы в (направления «третьей волны») когнитивно-поведенческой психотерапии. Ознакомление и основные техники

16

Метакогнитивный подход

28

10

2

16

З

17

Mindfullness – терапия, основанная на осознанности

39

15

2

22

З

18

Диалектико-поведенческая терапия

33

15

2

16

З

19

Десенсебилизация и переработка движениями глаз

42

18

2

22

З

20

Схематерапия

33

15

2

16

З

Итоговая аттестация

12

Итоговый междисциплинарный экзамен

ИТОГО

640

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям

Глава 1. Введение в когнитивно-поведенческую терапию

В 1960-х годах произошла настоящая революция в области психического здоровья — ее инициатором стал Аарон Бек, тогда работавший старшим преподавателем психиатрии в Пенсильванском университете. На тот момент доктор Бек уже прошел полный курс обучения психоанализу и был практикующим психоаналитиком. Как настоящий ученый доктор Бек был убежден: нужно научно доказать практическую эффективность психоанализа, чтобы его приняли в медицинском сообществе. На стыке 1950-х и 1960-х годов он провел несколько экспериментов, которые и должны были обеспечить методу такую доказательную базу. Однако результаты оказались обратными. Эти эксперименты и подтолкнули Бека к поиску других объяснений депрессии. Он заявил, что первичной характеристикой депрессии являются искаженные негативные когниции (в первую очередь мысли и убеждения), и разработал краткосрочную терапию, одной из главных целей которой стала проверка депрессивного образа мышления на реалистичность.

В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:

— Что представляет собой когнитивно-поведенческая терапия?

— Как она развивалась?

— Что говорят исследования о ее эффективности?

— На каких принципах она основывается?

— Как стать эффективным когнитивно-поведенческим терапевтом?

Что представляет собой когнитивно-поведенческая терапия?

В начале 1960-х годов Аарон Бек разработал форму психотерапии, которую сначала назвал когнитивной терапией. Сегодня большинство специалистов считают когнитивную терапию синонимом когнитивно-поведенческой терапии, и в этой книге мы будет использовать второй термин. Бек разработал четко структурированную, краткосрочную психотерапию для депрессивных расстройств, направленную на решение текущих проблем и изменение дисфункционального (ошибочного и/или непродуктивного) мышления и поведения (Beck, 1964). С тех самых пор он и другие специалисты успешно адаптировали этот терапевтический подход для работы с поразительно широким спектром расстройств и проблем. Изменения коснулись общего фокуса терапии, применяемых техник и продолжительности лечения, однако теоретические основы подхода остались прежними. Во всех формах когнитивно-поведенческой терапии, возникших из модели Бека, лечение основывается на когнитивных формулировках, убеждениях и поведенческих стратегиях, специфичных для определенных расстройств (Alford & Beck, 1997).

В основе лечения лежит процесс концептуализации — понимания ситуации конкретного пациента (свойственных лично ему убеждений и поведенческих схем). Терапевт ищет разные способы достижения когнитивных изменений — модификации системы мышления и поведения пациента, — которые позволят подтолкнуть его к продолжительным эмоциональным и поведенческим изменениям.

В ходе разработки этой формы психотерапии Бек использовал целый ряд различных источников, в том числе работы древнегреческих философов (например, Эпиктета) и великих теоретиков психологии: Карен Хорни, Альфреда Адлера, Джорджа Келли, Альберта Эллиса, Ричарда Лазаруса и Альберта Бандуры. Работы Бека, в свою очередь, расширялись и дополнялись современными практическими исследователями и теоретическими изысканиями в США и за границей — их так много, что перечислить все здесь не представляется возможным.

На сегодняшний день существуют разнообразные формы когнитивно-поведенческой терапии, которые имеют общие черты с терапией Бека, однако концептуализации и акценты в лечении до некоторой степени отличаются. К ним можно отнести рационально-эмотивную терапию Альберта Эллиса (Ellis, 1962), диалектическую поведенческую терапию (Linehan, 1993), терапию, сфокусированную на решении проблем (D’Zurilla & Nezu, 2006), терапию принятия и ответственности (Hayes, Follette, & Linehan, 2004), экспозиционную терапию (Foa & Rothbaum, 1998), терапию когнитивной переработки (Resick & Schnicke, 1993), психотерапию когнитивно-поведенческого анализа (McCullough, 1999), поведенческую активацию (Lewinsohn, Sullivan, & Grosscup, 1980; Martell, Addis, & Jacobson, 2001), когнитивно-поведенческую модификацию (Meichenbaum, 1977) и другие направления. Когнитивно-поведенческая терапия Бека в рамках когнитивного подхода объединяет техники, разработанные в каждом из этих направлений, а также в других психотерапевтических школах. В многочисленных исторических обзорах этой психотерапевтической области описывается, как возникали и развивались различные направления когнитивно-поведенческой терапии (Arnkoff & Glass, 1992; A. Beck, 2005; Clark, Beck, & Alford, 1999; Dobson & Dozois, 2009; Hollon & Beck, 1993).

Со временем когнитивно-поведенческая терапия была адаптирована для пациентов с различным уровнем образования и дохода, для представителей разных культур и возрастных групп — от детей до людей пожилого возраста. Сегодня ее, среди прочего, применяют в отделениях первой помощи и других медицинских организациях, в школах, при разработке профессиональных программ и в реабилитации заключенных. Ее применяют также в формате групповой, парной и семейной работы. В этой книге описывается индивидуальный формат лечения с сессиями продолжительностью 45 минут (хотя сессии могут быть и короче). Некоторые пациенты, в частности страдающие шизофренией, не способны взаимодействовать в формате полноценных сессий, а потому некоторые специалисты применяют техники когнитивной терапии вне терапевтических сессий — в рамках медицинских или реабилитационных назначений или проверки эффективности медикаментозных назначений.

(источник: https://www.psychol-ok.ru/lib/beck_j/kpt/kpt_01.html )

Когнитивно-поведенческая терапия — Рабочая программа дисциплины — 37.05.02. Психология служебной деятельности (специальность) — Направления подготовки

Раздел 1. Теоретические основы и принципы КБТ.
1.1. Бихевиоральная терапия: основы и принципы, экспериментальная база. Практические 3 2 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Бихевиоральная терапия: основы и принципы, экспериментальная база. Практические 3 7 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Когнитивная терапия: история и современное состояние. Практические 3 2 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Когнитивная терапия: история и современное состояние. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.5. Когнитивно-бихевиоральная терапия: принципы, задачи и область применения. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.6. Когнитивно-бихевиоральная терапия: принципы, задачи в решении задач клинической практики (на примере тревожных, фобических, депрессивных, соматоформных и панических расстройств). Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Диагностика в КБТ.
2.1. Диагностическое интервью: структура и техники. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Диагностическое интервью: структура и техники. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения Практические 3 1 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Опросники в КБТ. Практические 3 1 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Опросники в КБТ. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.7. Применение метода тестирования в когнитивно-поведенческой психологии (на примере диагностики депрессий, тревожных расстройсвт, фобий, соматоформных расстройств, расстройств пищевого поведения). Сам. работа 3 6 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.8. Когнитивно-бихевиоральная терапия: принципы, задачи и область применения. Практические 3 1 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Терапевтический процесс, консультирование и техники КБТ.
3.1. Организация терапевтического процесса. Индивидуальная и групповая терапия. Практические 3 2 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Организация терапевтического процесса. Индивидуальная и групповая терапия. Практические 3 2 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Техники контроля над манипуляциями и контроля последствий. Практические 3 2 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.4. Техники научения по моделям, самоконтроля и когнитивные методы. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. КБТ при работе с клиническими симптомами и синдромами.
4.1. КБТ при работе с тревожно-фобическими, тревожно-депрессивными расстройствами и стрессовыми состояниями. Практические 3 2 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. КБТ при работе с личностными расстройствами, обсессиями, аддикциями и психозами. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.3. КБТ при работе с расстройствами пищевого поведения, сексуальными и психофизиологическими расстройствами. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.4. Поведенческие техники и когнитивно-поведенческие при консультативной и терапевтической работе с расстройствами пищевого поведения, сексуальными и психофизиологическими расстройствами. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

Когнитивная психотерапия | Клиника 4 управления

Клиническая психология

Когнитивно-психологическая психотерапия (КПТ) — направление, основанное на разработках в области научной психологии. Исследования Всемирной Организации Здравоохранения показали, что когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) является наиболее эффективным средством лечения большинства душевных расстройств. Так, в прагматичной Германии курс КПТ входит в медицинскую страховку.

Когнитивно-поведенческая психотерапия является кратковременным видом терапии. В среднем длительность курса составляет от 5 до 15 терапевтических сеансов.

Важной чертой когнитивно-поведенческой является обучение клиента методам, позволяющих ему самостоятельно преодолевать возникающие негативные переживания.

В основе когнитивно-поведенческого подхода лежат представления о том что психологические проблемы появляются вследствие некорректной переработки информации мозгом. В результате происходят искаженные умозаключения и последующая эмоциональная и физиологическая реакция. Например, многие телесные болезни такие как:

  • вегето-сосудистая дистония,
  • остеохондроз,
  • головные боли,
  • одышка,
  • головокружения,
  • нарушения пищеварения.

часто в своей основе имеют именно психологические причины.

Лечение этих заболеваний только при помощи средств фармакологии, физиотерапии, хирургии, могут лишь ослабить симптом, но не вылечат корень болезни, который может лежать в таких проблемах как:

Когда необходима когнитивно-поведенческая психотерапия

Также поводом для обращения к когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть такие проблемы как:

  •   Невозможность испытывать удовольствие от жизни,
  • Проблемы общения и взаимодействия,
  • Чувство вины,
  • Бессонница,
  • Сложные жизненные события,
  • Переживание горя,
  • Освобождение от «багажа» прошлых проблем и обид,
  • Желание разобраться в себе,
  • Познание своих возможностей и ограничений.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): определение, виды, методы, эффективность

Что такое когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это тип психотерапевтического лечения, который помогает людям научиться определять и изменять деструктивные или беспокоящие стереотипы мышления, которые оказывают негативное влияние на поведение и эмоции.

Когнитивно-поведенческая терапия направлена ​​на изменение автоматических негативных мыслей, которые могут способствовать возникновению и ухудшению эмоциональных трудностей, депрессии и беспокойства.Эти спонтанные негативные мысли пагубно влияют на настроение.

С помощью КПТ эти мысли идентифицируются, оспариваются и заменяются более объективными, реалистичными мыслями.

Типы когнитивно-поведенческой терапии

КПТ включает в себя ряд методов и подходов, направленных на устранение мыслей, эмоций и поведения. Они могут варьироваться от структурированной психотерапии до материалов для самопомощи. Есть несколько конкретных типов терапевтических подходов, которые включают КПТ, в том числе:

  • Когнитивная терапия сосредоточена на выявлении и изменении неточных или искаженных моделей мышления, эмоциональных реакций и поведения.
  • Диалектическая поведенческая терапия (DBT) направлена ​​на мысли и поведение, включая такие стратегии, как эмоциональная регуляция и внимательность.
  • Мультимодальная терапия предполагает, что психологические проблемы необходимо лечить, обращаясь к семи различным, но взаимосвязанным модальностям: поведению, аффектам, ощущениям, образам, познанию, межличностным факторам и наркотическим / биологическим соображениям.
  • Терапия рационального эмоционального поведения (REBT) включает выявление иррациональных убеждений, активное оспаривание этих убеждений и, наконец, обучение распознаванию и изменению этих образов мышления.

Хотя каждый тип когнитивно-поведенческой терапии использует свой подход, все они направлены на устранение основных стереотипов мышления, которые способствуют психологическому стрессу.

Методы

КПТ — это нечто большее, чем определение образа мышления; он ориентирован на использование широкого спектра стратегий, помогающих людям преодолеть эти мысли. Методы могут включать ведение дневника, ролевые игры, техники релаксации и умственные отвлечения.

Выявление негативных мыслей

Важно узнать, как мысли, чувства и ситуации могут способствовать неадаптивному поведению.Этот процесс может быть трудным, особенно для людей, которые борются с самоанализом, но в конечном итоге он может привести к самопознанию и пониманию, которые являются важной частью процесса лечения.

Практика новых навыков

Важно начать практиковать новые навыки, которые затем можно будет применить в реальных ситуациях. Например, человек с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, может начать практиковать новые навыки совладания и отрабатывать способы избежать или справиться с социальными ситуациями, которые потенциально могут спровоцировать рецидив.

Постановка целей

Постановка цели может стать важным шагом в выздоровлении от психического заболевания и помочь вам внести изменения, чтобы улучшить свое здоровье и жизнь. Во время КПТ терапевт может помочь в развитии навыков постановки целей, научив вас определять свою цель, различать краткосрочные и долгосрочные цели, ставить УМНЫЕ (конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, основанные на времени) цели и сосредотачиваться. на процессе столько же, сколько на конечный результат.

Решение проблем

Изучение навыков решения проблем может помочь вам выявлять и решать проблемы, возникающие из-за факторов жизненного стресса, как больших, так и малых, и уменьшать негативное влияние психологических и физических заболеваний.

Решение проблем в КПТ часто включает пять шагов:

  1. Выявление проблемы
  2. Формирование списка возможных решений
  3. Оценка сильных и слабых сторон каждого возможного решения
  4. Выбор решения для внедрения
  5. Реализация решения

Самоконтроль

Самоконтроль, также известный как дневниковая работа, является важной частью когнитивно-поведенческой терапии, которая включает отслеживание поведения, симптомов или переживаний с течением времени и обмен ими с терапевтом.Самоконтроль может помочь предоставить вашему терапевту информацию, необходимую для обеспечения наилучшего лечения. Например, для людей, которые борются с расстройствами пищевого поведения, самоконтроль может включать отслеживание пищевых привычек, а также любых мыслей и чувств, связанных с приемом пищи или перекуса.

Что CBT может помочь с

Когнитивно-поведенческую терапию можно использовать в качестве краткосрочного лечения, чтобы помочь людям научиться сосредотачиваться на текущих мыслях и убеждениях.

КПТ используется для лечения широкого спектра состояний, включая:

Было обнаружено, что помимо психических расстройств КПТ помогает людям справляться со следующими проблемами:

  • Хроническая боль или серьезные заболевания
  • Развод или разрыв отношений
  • Горе или потеря
  • Бессонница
  • Низкая самооценка
  • Проблемы во взаимоотношениях
  • Управление стрессом

Преимущества

Основная концепция КПТ заключается в том, что мысли и чувства играют фундаментальную роль в поведении.Например, человек, который много времени думает о авиакатастрофах, авариях на взлетно-посадочных полосах и других авиакатастрофах, может в результате избежать авиаперелетов.

Цель когнитивно-поведенческой терапии состоит в том, чтобы научить людей тому, что, хотя они не могут контролировать все аспекты окружающего мира, они могут контролировать то, как они интерпретируют вещи в своей среде и обращаются с ними.

КПТ часто известна следующими ключевыми преимуществами:

  • Это позволяет вам участвовать в более здоровых образцах мышления, осознавая негативные и часто нереалистичные мысли, которые ослабляют ваши чувства и настроение.
  • Это эффективный вариант краткосрочного лечения; например, улучшения можно увидеть за 5-20 сеансов.
  • Было обнаружено, что он эффективен при большом количестве видов дезадаптивного поведения.
  • Часто это более доступно, чем некоторые другие виды терапии.
  • Было установлено, что он эффективен как в Интернете, так и при личной встрече.
  • Можно использовать тем, кому не нужны психотропные препараты.

Одно из самых больших преимуществ когнитивно-поведенческой терапии состоит в том, что она помогает клиентам развить навыки совладания с ситуацией, которые могут быть полезны как сейчас, так и в будущем.

Эффективность

КПТ возникла в 1960-х годах в результате работы психиатра Аарона Бека, который отметил, что определенные типы мышления способствуют возникновению эмоциональных проблем. Бек назвал эти «автоматические негативные мысли» и разработал процесс когнитивной терапии.

В то время как более ранние методы поведенческой терапии были сосредоточены почти исключительно на ассоциациях, подкреплении и наказаниях для изменения поведения, когнитивный подход обращался к тому, как мысли и чувства влияют на поведение.

Сегодня когнитивно-поведенческая терапия является одной из наиболее хорошо изученных форм лечения, и было показано, что она эффективна при лечении ряда психических состояний, включая тревогу, депрессию, расстройства пищевого поведения, бессонницу, обсессивно-компульсивное расстройство, паническое расстройство и т. Д. посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.

  • КПТ — это ведущий научно-обоснованный метод лечения расстройств пищевого поведения.
  • КПТ оказалась полезной для людей с бессонницей, а также для тех, у кого есть общее заболевание, мешающее спать, включая тех, кто страдает от боли или расстройств настроения, таких как депрессия.
  • Научно доказано, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении симптомов депрессии и тревоги у детей и подростков.
  • Метаанализ 41 исследования 2018 года показал, что КПТ помогла улучшить симптомы у людей с тревогой и тревожными расстройствами, включая обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство.
  • КПТ имеет высокий уровень эмпирической поддержки для лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, помогая улучшить самоконтроль, избежать триггеров и разработать механизмы преодоления повседневных стрессоров.

КПТ — один из наиболее изученных видов терапии, отчасти потому, что лечение ориентировано на очень конкретные цели, а результаты можно относительно легко измерить.

На что обратить внимание

Есть несколько проблем, с которыми люди могут столкнуться в ходе когнитивно-поведенческой терапии.

Изменить бывает сложно

Первоначально некоторые пациенты предполагают, что, хотя они осознают, что определенные мысли не являются рациональными или здоровыми, простое осознание этих мыслей не позволяет легко их изменить.

CBT очень структурирован

Когнитивно-поведенческая терапия, как правило, не сосредотачивается на скрытом бессознательном сопротивлении изменениям в такой степени, как другие подходы, такие как психоаналитическая психотерапия. Часто это лучше всего подходит для клиентов, которым удобнее структурированный и сфокусированный подход, в котором терапевт часто играет обучающую роль.

Люди должны быть готовы к изменениям

Чтобы когнитивно-поведенческая терапия была эффективной, человек должен быть готов и желать тратить время и усилия на анализ своих мыслей и чувств.Такой самоанализ и домашняя работа могут быть трудными, но это отличный способ узнать больше о том, как внутренние состояния влияют на внешнее поведение.

Прогресс часто бывает постепенным

В большинстве случаев КПТ — это постепенный процесс, который помогает человеку делать постепенные шаги к изменению поведения. Например, человек с социальной тревожностью может начать с простого представления провоцирующих тревогу социальных ситуаций. Затем они могут начать практиковаться в общении с друзьями, семьей и знакомыми.Постепенно работая над достижением более крупной цели, процесс кажется менее сложным, а цели легче достижимы.

С чего начать

Когнитивно-поведенческая терапия может быть эффективным методом лечения ряда психологических проблем. Если вы чувствуете, что вам или кому-то, кого вы любите, эта форма терапии может принести пользу, подумайте о следующих шагах:

  • Проконсультируйтесь со своим врачом и / или ознакомьтесь со справочником сертифицированных терапевтов, предлагаемым Национальной ассоциацией когнитивно-поведенческих терапевтов, чтобы найти лицензированного специалиста в вашем районе.
  • Учитывайте свои личные предпочтения , в том числе, что лучше всего подойдет вам — личная терапия или онлайн-терапия.
  • Обратитесь в свою медицинскую страховку , чтобы узнать, покрывают ли они КПТ, и если да, то сколько занятий они покрывают в год.
  • Ожидайте, что ваш первоначальный опыт будет аналогичен посещению врача , включая заполнение документов, таких как формы HIPAA, информацию о страховании, историю болезни, текущие лекарства, анкету о ваших симптомах и соглашение об обслуживании терапевта и пациента.Если вы участвуете в онлайн-терапии, вы, скорее всего, заполните эти формы онлайн.
  • Будьте готовы ответить на вопросы о том, что привело вас к терапии, о ваших симптомах и вашей истории, включая ваше детство, образование, карьеру, отношения (семья, романтика, друзья) и текущую жизненную ситуацию.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при негативном мышлении и депрессии

Когнитивно-поведенческая терапия или КПТ — это распространенный тип разговорной терапии, который для некоторых людей может работать так же или лучше, чем лекарства для лечения депрессии.Это может быть эффективным, если у вас легкая или умеренная депрессия. Это также может помочь в более тяжелых случаях, если ваш терапевт обладает высокой квалификацией. В некоторых случаях КПТ может помочь вам больше всего, если вы комбинируете ее с другими видами лечения, такими как антидепрессанты или другие лекарства.

Как работает КПТ

Терапевт поможет вам выявить негативные или ложные мысли и заменить их более здоровыми и реалистичными. Например, вы можете чувствовать себя никчемным или полагать, что ваша жизнь плоха и будет только хуже.Или вы можете зацикливаться на своих недостатках и недостатках.

Во-первых, CBT дает вам понять, что у вас есть эти мысли. Затем он научит вас менять их на более позитивные. Изменение вашего отношения ведет к изменению вашего поведения. Это может помочь облегчить вашу депрессию.

Вы можете проснуться утром и спросить: «Какой смысл пытаться?» С КПТ вы учитесь говорить себе: «Это бесполезная мысль. Прилагаемое усилие приносит много наград. Я начну с того, что встану с постели.”

Вам могут потребоваться недели или месяцы КПТ, прежде чем вы почувствуете себя лучше.

Насколько хорошо это работает?

КПТ — это наиболее проверенная форма разговорной терапии, также называемая психотерапией. Иногда он работает также как антидепрессанты при некоторых типах депрессии. Некоторые исследования показывают, что у людей, которые получают КПТ, вероятность повторной депрессии в течение года в два раза ниже, чем у тех, кто принимает только лекарства.

Лекарства хорошо помогают при депрессии. Если вы также проходите КПТ, ваше лечение может работать еще лучше, и преимущества могут длиться дольше.Большинство людей, получающих КПТ от депрессии или беспокойства, продолжают использовать навыки, полученные в ходе терапии год спустя.

Если вы принимаете лекарства от депрессии, никогда не прекращайте их принимать, не посоветовавшись предварительно с врачом, даже если вы работаете с терапевтом КПТ. Если вы бросите курить внезапно, это может вызвать тяжелую депрессию и другие проблемы.

Чего ожидать

Вы можете пройти КПТ у психолога, лицензированного консультанта, лицензированного клинического социального работника или других специалистов с психологическим образованием.Сеансы могут быть индивидуальными, в группе или с использованием материалов для самопомощи под руководством вашего терапевта.

Ваш терапевт будет работать с вами, чтобы установить цели лечения, например, уменьшить депрессию или сократить употребление алкоголя. Обычно вы не уделяете много времени своему прошлому или своим личным качествам. Вместо этого ваш терапевт поможет вам сосредоточиться на том, что вы чувствуете и думаете сейчас, и на том, как это изменить.

Лечение обычно длится 10-20 сеансов. Некоторые люди идут всего несколько раз, в то время как другие могут проходить терапию более года.Терапевт может дать вам задание выполнить самостоятельно.

Перед окончанием лечения ваш терапевт продемонстрирует вам навыки, позволяющие предотвратить возвращение депрессии. Если да, то неплохо было бы снова заняться терапией. Вы также можете делать это в любое время, когда чувствуете себя плохо или когда вам нужно решить сложную проблему.

Работайте только с обученными психотерапевтами. Их должности могут различаться в зависимости от их роли и образования. Большинство из них имеют степень магистра или доктора со специальной подготовкой в ​​области психологического консультирования.Например, психиатры — это врачи, которые могут прописать лекарства и предложить психотерапию.

Перед тем, как выбрать терапевта, проверьте их:

  • Сертификат и лицензия в вашем штате
  • Область специализации, и включает ли она депрессию. Некоторые терапевты специализируются на расстройствах пищевого поведения, посттравматическом стрессе и других состояниях.

Важно, чтобы вы доверяли своему терапевту и чувствовали, что он на вашей стороне. Если вы чувствуете себя некомфортно или не видите никаких улучшений, возможно, вы захотите сменить терапевта.

Открывая новые возможности: когнитивно-поведенческая терапия самопомощи

Как терапевт, я неоднократно видел одни и те же выводы исследований: несколько сеансов когнитивно-поведенческой терапии (или КПТ) могут быть очень полезны при лечении тревожности и депрессии. Простые, но действенные изменения в образе мышления и поступках когнитивно-поведенческой терапии могут оказать серьезное влияние на наше здоровье и благополучие.

Однако у многих людей нет доступа к терапевту КПТ — может быть, они не рядом, или они не в сети, или они слишком дороги.Также сложно каждую неделю брать отпуск на работу или по уходу за ребенком, чтобы посетить терапевта.

Если вы хотели попробовать КПТ при тревоге или депрессии, но не можете обратиться к терапевту КПТ, возможно, вам в этом нет необходимости. Многие исследования показали, что самостоятельная КПТ может быть очень эффективной. Два обзора, каждый из которых включал более 30 исследований (см. Ссылки ниже), показали, что лечение самопомощи значительно снижает как тревогу, так и депрессию, особенно когда в лечении использовались методы КПТ. Среднее количество пользы было в пределах «умеренного», то есть люди не чувствовали себя на 100% лучше, но были заметно менее тревожными и подавленными.

(Примечание: КПТ самопомощи, вероятно, больше всего подходит для людей с легкими или умеренными симптомами, которые, как правило, могут нормально функционировать. Человек, который находится в тяжелой депрессии и едва может встать с постели, вероятно, не подходит, и скорее всего, потребуется индивидуальное лечение у профессионала.)

Исследования также показывают, что люди склонны поддерживать свой прогресс с течением времени, что очень обнадеживает. Одна из целей когнитивно-поведенческой терапии — «стать вашим собственным терапевтом», обучаясь навыкам, которые вы можете использовать самостоятельно после лечения, чтобы сохранять хорошее самочувствие.

Если вас интересует самостоятельная когнитивно-поведенческая терапия, Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии ведет список книг, которым они присвоили «знак достоинства». Я также недавно написал книгу о когнитивно-поведенческой терапии при тревоге и депрессии под названием Retrain Your Brain: Cognitive Behavioral Therapy in 7 Weeks . Учебное пособие предназначено для того, чтобы в течение нескольких недель в удобной для пользователя форме представить лучшие проверенные инструменты CBT. Включенные упражнения похожи на то, что я делаю, когда работаю с кем-то лично.

когнитивных техник, описанных в моей и других книгах, включают:

  • Определение вашего образа мышления.
  • Обнаружение того, как ваши мысли влияют на ваши чувства и поведение.
  • Определение правильности ваших мыслей.
  • Замена предвзятых мыслей более реалистичными.

Общие поведенческие методы включают:

  • Составление расписания занятий, которые приносят удовольствие и чувство выполненного долга.
  • Узнавать, как ваши действия влияют на ваши мысли и эмоции.
  • Как лучше использовать свое время.
  • Разбиение сложных задач на более управляемые.
  • Постепенно сталкивайтесь со своими страхами, чтобы они уменьшились.

Эти подходы довольно просты и очевидны. В КПТ меня привлекло то, насколько она проста и интуитивно понятна, что также делает ее подходящей для самостоятельной терапии. Следующие рекомендации могут быть полезны, если вы решите продолжить самостоятельную КПТ:

  1. Найдите книгу, которая вам понравится. Людей привлекают разные подходы, тона, уровень детализации и т.д.
  2. Выберите книгу, основанную на серьезных исследованиях. Терапия самопомощи требует значительного времени и усилий, поэтому стоит направить свою энергию на программу, имеющую прочную основу.
  3. Освободите место в своем расписании, чтобы сосредоточиться на программе. Хотя есть большая вероятность, что у вас всегда будут конкурирующие виды деятельности, лучше избегать периодов в вашей жизни, когда вы действительно перенапрягаетесь, и терапия, вероятно, будет отодвинута в сторону.
  4. Как можно точнее следуйте программе. Легко пропустить части программы, с которыми мы уже знакомы, или мы думаем, что это не сработает. Одна из опасностей заключается в том, что если мы обнаружим, что программа не помогает, мы не узнаем, потому ли это, что она не подходит для нас, или потому, что мы сделали только ее часть. Соблюдение инструкций дает нам наилучшие шансы на успех.

Во времена высокой тревожности, роста уровня депрессии, резкого роста расходов на здравоохранение и ограниченного страхового покрытия психического здоровья самостоятельное психологическое лечение имеет много преимуществ.Завершение программы, которая подходит вам, может снизить ваше беспокойство, улучшить настроение и дать вам навыки, которые вы можете использовать так часто, как вам нужно.

Сет Дж. Гиллихан, доктор философии, является лицензированным психологом и доцентом кафедры психологии факультета психиатрии Пенсильванского университета. Он имеет клиническую практику в Хаверфорде, штат Пенсильвания, где специализируется на когнитивно-поведенческой терапии и вмешательствах на основе осознанности для лечения тревожности, депрессии, ОКР и бессонницы.Доктор Гиллихан ведет блог ThinkActBe на PsychologyToday.com, и его можно найти по адресу sethgillihan.com

.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия? | Получить помощь | ABCT

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это термин, используемый для группы психологических методов лечения, основанных на научных данных. Эти методы лечения доказали свою эффективность при лечении многих психических расстройств.

Некоторые люди имеют неточное представление о том, что такое психологическая терапия, возможно, из-за устаревших методов лечения, показанных по телевизору или в фильмах.Например, по телевизору может показаться, что психотерапия включает толкование сновидений или сложные обсуждения прошлого детского опыта. Этот вид психотерапии устарел. Фактически, очень немногие психотерапевты (например, психологи, социальные работники или психиатры) используют этот тип лечения.

Когнитивная и поведенческая терапия обычно представляют собой краткосрочные методы лечения (например, часто между 6-20 сеансами), которые сосредоточены на обучении клиентов определенным навыкам. КПТ отличается от многих других терапевтических подходов тем, что сосредотачивается на способах познания человека (т.д., мысли), эмоции и поведение связаны и влияют друг на друга. Поскольку эмоции, мысли и поведение взаимосвязаны, подходы КПТ позволяют терапевтам вмешиваться в разные моменты цикла.

Есть различия между когнитивной терапией и поведенческой терапией. Однако у обоих подходов много общего, например:

  • Терапевт и клиент работают вместе, понимая, что терапевт обладает теоретическими и техническими знаниями, но клиент является экспертом в себе.
  • Терапевт стремится помочь клиенту обнаружить, что он / она обладает властью и способен выбирать позитивные мысли и поведение.
  • Лечение часто краткосрочное. Клиенты активно участвуют в лечении во время сеанса и вне его. Домашние задания часто включаются в терапию.
  • Навыки, которым обучают в этих методах лечения, требуют практики.
  • Лечение целенаправленно и направлено на решение сегодняшних проблем. Терапия предполагает постепенную работу для достижения цели.
  • Терапевт и клиент вместе разрабатывают цели терапии и отслеживают прогресс в достижении целей на протяжении всего курса лечения.
  • Мы представляем когнитивную терапию и поведенческую терапию более подробно ниже.

Когнитивная терапия

Основа когнитивной терапии заключается в том, что мысли могут влиять на чувства, и что эмоциональная реакция человека на ситуацию возникает из ее интерпретации. Пример ниже.

Представьте, что вы ощущаете учащенное сердцебиение и одышку.Если эти физические симптомы проявились, когда вы спокойно сидели на скамейке в парке, они, вероятно, были бы связаны с каким-либо заболеванием, например, сердечным приступом, может вызвать страх и тревогу. Напротив, если эти физические симптомы возникли во время бега на беговой дорожке, они, скорее всего, не были бы связаны с медицинским заболеванием и не могли привести к страху или беспокойству. Короче говоря, разные интерпретации одних и тех же ощущений могут вызвать совершенно разные эмоции.

Когнитивная терапия предполагает, что многие наши эмоции вызваны нашим мышлением — i.е., способы, которыми мы воспринимаем или интерпретируем окружающую среду. Иногда эти мысли могут быть предвзятыми или искаженными. Например, можно интерпретировать двусмысленное телефонное сообщение как указание на межличностное неприятие, а физические симптомы — как на указание на заболевание. Другие могут ставить перед собой нереалистичные ожидания или питать повсеместные опасения по поводу их принятия среди других. Эти типы мыслей могут способствовать искаженным, предвзятым или нелогичным процессам мышления, которые затем влияют на чувства.

В когнитивной терапии клиенты учатся:

  • Различайте мысли и чувства.
  • Осознайте, как мысли могут влиять на чувства, иногда бесполезно.
  • Узнавайте о мыслях, которые, кажется, возникают автоматически, даже не осознавая, как они могут повлиять на эмоции.
  • Критически оцените, являются ли эти «автоматические» мысли и предположения правильными или, возможно, предвзятыми.
  • Развивайте навыки самостоятельно замечать, прерывать и исправлять эти предвзятые мысли.

Поведенческая терапия

Поведенческие подходы различаются; однако в основном они фокусируются на том, как некоторые мысли или поведение могут случайно «вознаграждаться» в окружающей среде, что способствует увеличению частоты этих мыслей и поведения. Поведенческая терапия может применяться для лечения широкого спектра психологических симптомов у взрослых, подростков и детей. Ниже приведены несколько примеров.

Пример №1. Например, представьте себе подростка, который настойчиво просит разрешения использовать семейный автомобиль для прогулки с друзьями.После неоднократных просьб к родителям и повторных отказов в разрешении подросток становится злым, раздражительным и непослушным по отношению к своим родителям. После истерики родители решают, что больше не могут терпеть хлопот, и позволяют своему ребенку брать машину в долг. Дав разрешение, ребенок фактически получил «награду» за истерику. Психотерапевты говорят, что, давая разрешение после истерики, ребенок «узнал», что непослушное поведение является эффективной стратегией для получения разрешения.Поведенческая терапия стремится понять такие связи между поведением, вознаграждением и обучением и изменить негативные модели. Другими словами, в поведенческой терапии родители и дети могут «отучить» нездоровое поведение и вместо этого укреплять позитивное поведение.

Пример №2. Представьте, что вы боитесь ехать в лифте. Чтобы избежать страха и беспокойства, вы можете в конечном итоге отказаться от всех лифтов и вместо этого подняться по лестничным пролетам. Дополнительное время и энергия, необходимые для ходьбы по лестнице, могут привести к тому, что вы будете постоянно опаздывать на работу или мероприятия с друзьями.Однако, несмотря на эти последствия, страх, связанный с поездкой на лифте, слишком велик, чтобы его вынести. Бихевиористы предполагают, что избегание лифта было вознаграждено отсутствием беспокойства и страха. Поведенческое лечение будет включать в себя контролируемый и управляемый опыт езды на лифте до тех пор, пока «награды», связанные с избеганием, не станут «невыученными», а негативные ассоциации, которые у вас возникают с лифтами, не станут «невыученными».

Хотя поведенческая терапия отличается от расстройства к расстройству, общей чертой является то, что поведенческие терапевты побуждают клиентов пробовать новое поведение и не позволяют отрицательным «вознаграждениям» диктовать им способы их действий.

Что такое CBT? Что такое когнитивно-поведенческая терапия?

Что такое CBT? Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?

Когнитивно-поведенческая терапия…
— это форма психотерапии, которая подчеркивает важную роль мышления в том, как мы чувствуем и что делаем.

  1. КПТ основана на когнитивной модели эмоционального отклика.
  2. CBT короче и ограничен по времени.
  3. Прочные терапевтические отношения необходимы для эффективной терапии, но не в центре внимания.
  4. КПТ — это совместная работа терапевта и клиента.
  5. CBT основан на аспектах стоической философии.
  6. CBT использует метод Сократа.
  7. CBT структурирован и директивен.
  8. CBT основан на образовательной модели.
  9. Теория и методы CBT основаны на индуктивном методе.
  10. CBT подчеркивает важную роль домашнего задания.

Когнитивно-поведенческая терапия не существует как отдельный терапевтический метод. Термин «когнитивно-поведенческая терапия» — это очень общий термин для классификации терапевтических методов, имеющих сходство. Существует несколько подходов к когнитивно-поведенческой терапии, включая терапию рационального эмоционального поведения, терапию рационального поведения, терапию рациональным образом жизни, когнитивную терапию и терапию диалектического поведения.

Однако большинство когнитивно-поведенческих методов лечения имеют следующие характеристики:

1. CBT основан на когнитивной модели эмоциональной реакции.
Когнитивно-поведенческая терапия основана на идее, что наши мысли вызывают наши чувства и поведение, а не внешние вещи, такие как люди, ситуации и события. Преимущество этого факта в том, что мы можем изменить то, как мы думаем, чтобы чувствовать / действовать лучше, даже если ситуация не меняется.

2. CBT является кратким er и ограниченным по времени.
Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из самых быстрых с точки зрения получаемых результатов.Среднее количество сеансов, которые получают клиенты (по всем типам проблем и подходов к КПТ), составляет всего 16. Другие формы терапии, такие как психоанализ, могут занять годы. Что позволяет КПТ быть короче, так это ее очень поучительный характер и тот факт, что в ней используются домашние задания. КПТ ограничена по времени, поскольку мы помогаем клиентам понять в самом начале терапевтического процесса, что наступит момент, когда формальная терапия закончится. Окончание формальной терапии — это решение, которое принимают терапевт и клиент.Следовательно, КПТ — это не бесконечный и бесконечный процесс.

3. Хорошие терапевтические отношения необходимы для эффективной терапии, но не в центре внимания.
Некоторые формы терапии предполагают, что основная причина, по которой люди становятся лучше в терапии, — это позитивные отношения между терапевтом и клиентом. Когнитивно-поведенческие терапевты считают важным иметь хорошие доверительные отношения, но этого недостаточно. Терапевты КПТ считают, что клиенты меняются, потому что они учатся думать по-другому и действуют в соответствии с этим обучением.Поэтому терапевты КПТ сосредотачиваются на обучении навыкам рационального самоконсультирования.

4. КПТ — это совместная работа терапевта и клиента.
Когнитивно-поведенческие терапевты стремятся узнать, чего их клиенты хотят от жизни (их цели), а затем помочь своим клиентам достичь этих целей. Роль терапевта — слушать, учить и поощрять, а роль клиента — выражать озабоченность, учиться и реализовывать полученные знания.

Чтобы получить отличные книги по самопомощи по когнитивно-поведенческой терапии, а также профессиональные книги, аудиопрезентации и программы домашнего обучения, пожалуйста, щелкните здесь.

5. КПТ основана на аспектах стоической философии.
Не все подходы к КПТ подчеркивают стоицизм. Терапия рационального эмоционального поведения, терапия рационального поведения и терапия рациональным образом жизни подчеркивают аспекты стоицизма. Когнитивная терапия Бека не основана на стоицизме.

Когнитивно-поведенческая терапия не говорит людям, что они должны чувствовать. Однако большинство людей, ищущих терапию, не хотят чувствовать, как они себя чувствовали. Подходы, подчеркивающие стоицизм, учат преимуществам ощущать в худшем случае спокойствие при столкновении с нежелательными ситуациями.Они также подчеркивают тот факт, что у нас бывают нежелательные ситуации, независимо от того, расстроены мы из-за них или нет. Если мы расстроены из-за своих проблем, у нас есть две проблемы — проблема и наше огорчение из-за этого. Большинство людей хотят иметь как можно меньше проблем. Поэтому, когда мы учимся более спокойно принимать личную проблему, мы не только чувствуем себя лучше, но и обычно оказываемся в лучшем положении, чтобы использовать свой интеллект, знания, энергию и ресурсы для решения проблемы.

6. CBT использует метод Сократа.
Когнитивно-поведенческие терапевты хотят очень хорошо понимать проблемы своих клиентов. Поэтому часто задают вопросов. Они также поощряют своих клиентов задавать себе вопросы, например: «Откуда мне на самом деле знать, что эти люди смеются надо мной?» «Могут ли они смеяться над чем-нибудь другим?»

7. CBT структурирован и директивен.
Когнитивно-поведенческие терапевты имеют определенную повестку дня для каждого сеанса.На каждом занятии преподаются определенные техники / концепции. CBT фокусируется на целях клиента. Мы не говорим нашим клиентам, какими должны быть их цели или с чем они «должны» мириться. Мы директивны в том смысле, что показываем нашим клиентам, как думать и вести себя, чтобы получить то, чего они хотят. Следовательно, терапевты КПТ не говорят своим клиентам , что делать , а учат своих клиентов , как делать .

8. КПТ основана на образовательной модели.
КПТ основана на научно подтвержденном предположении о том, что большинство эмоциональных и поведенческих реакций усваиваются. Следовательно, цель терапии — помочь клиентам отучить свои нежелательные реакции и научиться новому способу реагирования.

Следовательно, когнитивно-поведенческая терапия не имеет ничего общего с «просто разговором». Люди могут «просто поговорить» с кем угодно.

Образовательный акцент когнитивно-поведенческой терапии имеет дополнительное преимущество — это приводит к долгосрочным результатам. Когда люди понимают , как и почему у них все хорошо, они знают, что делать, чтобы и дальше преуспевать.

9. Теория и методы CBT основаны на индуктивном методе.
Центральным аспектом мышления Rational является то, что оно основано на фактах. Часто мы расстраиваемся из-за вещей, когда на самом деле ситуация не такая, как мы думаем. Если бы мы знали это, мы бы не тратили время на то, чтобы огорчаться.

Следовательно, индуктивный метод побуждает нас рассматривать свои мысли как гипотезы или предположения, которые можно подвергнуть сомнению и проверить. Если мы обнаружим, что наши гипотезы неверны (потому что у нас есть новая информация), мы можем изменить свое мышление, чтобы оно соответствовало реальной ситуации.

10. КПТ подчеркивает важную роль домашнего задания.
Если, когда вы пытались изучить свои таблицы умножения, вы тратили на их изучение только один час в неделю, вы все равно могли бы задаться вопросом, что равно 5 X 5. Скорее всего, вы много времени проводили дома, изучая свои таблицы умножения, возможно, с помощью карточек.

То же самое и с психотерапией. Достижение цели (если она была достигнута) могло занять очень много времени, если бы человек думал только о методах и преподаваемых темах в течение одного часа в неделю.Вот почему терапевты когнитивно-поведенческой терапии назначают задания по чтению и поощряют своих клиентов практиковать изученные техники.



57100 посетителей с 2 ​​февраля 2021 г.

Когнитивно-поведенческая терапия (алкоголь, марихуана, кокаин, метамфетамин, никотин)

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) была разработана как метод предотвращения рецидивов при лечении проблемного употребления алкоголя, а затем была адаптирована для лиц, страдающих от кокаиновой зависимости. Когнитивно-поведенческие стратегии основаны на теории, согласно которой в развитии неадаптивных поведенческих паттернов, таких как злоупотребление психоактивными веществами, процессы обучения играют решающую роль.Люди в КПТ учатся выявлять и исправлять проблемное поведение, применяя ряд различных навыков, которые можно использовать для прекращения злоупотребления наркотиками и решения ряда других проблем, которые часто возникают вместе с ним.

Центральным элементом КПТ является прогнозирование вероятных проблем и повышение самоконтроля пациентов, помогая им разработать эффективные стратегии преодоления трудностей. Конкретные методы включают изучение положительных и отрицательных последствий продолжающегося употребления наркотиков, самоконтроль для раннего распознавания тяги и выявления ситуаций, которые могут подвергнуть человека риску употребления, а также разработку стратегий для преодоления тяги и избегания ситуаций повышенного риска.

Исследования показывают, что навыки, которые люди получают с помощью когнитивно-поведенческих подходов, сохраняются после завершения лечения. Текущие исследования сосредоточены на том, как добиться еще более сильного эффекта, комбинируя КПТ с лекарствами от злоупотребления наркотиками и с другими типами поведенческой терапии. Также была разработана компьютерная система КПТ, которая показала свою эффективность в сокращении употребления наркотиков после стандартного лечения наркозависимости.

Дополнительная литература:

Кэрролл, К.М., Истон, С.Дж .; Nich, C .; Hunkele, K.A .; Neavins, T.M .; Sinha, R .; Ford, H.L .; Vitolo, S.A; Doebrick, CA; и Рунсавилль, Б.Дж. Использование управления непредвиденными обстоятельствами и терапии, направленной на развитие мотивации / навыков, для лечения молодых людей с зависимостью от марихуаны. Journal of Consulting and Clinical Psychology 74 (5): 955–966, 2006.

Carroll, K.M .; и Онкен, Л. Поведенческие методы лечения наркомании. Американский журнал психиатрии 168 (8): 1452–1460, 2005.

Кэрролл, К.М .; Шоломскас, Д .; Сиракузы, G .; Ball, S.A .; Нуро, К .; и Фентон, Л. Мы не тренируемся напрасно: пробное распространение трех стратегий обучения клиницистов когнитивно-поведенческой терапии. Journal of Consulting and Clinical Psychology 73 (1): 106–115, 2005.

Carroll, K .; Fenton, L.R .; Ball, S.A .; Nich, C .; Frankforter, T.L .; Shi, J .; и Rounsaville, B.J. Эффективность дисульфирама и когнитивно-поведенческой терапии у кокаинозависимых амбулаторных пациентов: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование. Архив общей психиатрии 61 (3): 264–272, 2004.

Carroll, K.M .; Ball, S.A .; Мартино, С .; Nich, C .; Babuscio, T.A .; Nuro, K.F .; Gordon, M.A .; Портной, Г.А .; и Rounsaville, B.J. Компьютерная когнитивно-поведенческая терапия зависимости: рандомизированное испытание CBT4CBT. Американский журнал психиатрии 165 (7): 881–888, 2008.

Когнитивно-поведенческая терапия — CHADD

Существует большой интерес к природе когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и способ ее использования для помощи взрослым с СДВГ, но также, по-видимому, вызывает большую путаницу.Когнитивно-поведенческая терапия относится к типу лечения психического здоровья, которое фокусируется на мыслях и поведении, возникающих в ситуации «здесь и сейчас». Этот подход отличается от традиционных форм психоаналитической или психодинамической терапии, которые включают повторное получение и переработку детских переживаний, которые могут привести к текущим эмоциональным проблемам. Отличие КПТ от этих более ранних методов лечения состоит в том, что ее цели и методы четко сформулированы и, следовательно, могут быть измерены для каждого человека.

Происхождение и раннее использование CBT

КПТ возникла в результате слияния когнитивной терапии, разработанной в 1960-х годах Аароном Беком и популяризированной Альбертом Эллисом, и поведенческой терапии, разработанной Б.Ф. Скиннером, Джозефом Вольпе и другими. Бек и Эллис считали, что у всех нас есть автоматические мысли, которые возникают немедленно в ответ на событие, ситуацию или другой стимул. Эти мысли или познания могут быть полезными и вести к положительным переживаниям и эффективному преодолению трудностей, либо они могут быть отрицательными, приводя к чувству депрессии или беспокойства, а также к дезадаптивному поведению.Эти негативные мысли обычно основаны на иррациональных убеждениях или когнитивных искажениях. Примеры включают:

  • мышление по принципу «все или ничего», порождающее перфекционизм
  • избирательное внимание к негативным событиям или результатам (и игнорирование положительных результатов)
  • катастрофически, полагая, что это будет катастрофой, если что-то произойдет или не произойдет
  • персонализация, видение себя причиной некоторого негативного внешнего события, за которое человек фактически не несет основную ответственность

Терапия помогает выявить эти иррациональные убеждения, оспаривая и в конечном итоге отрицая эти убеждения посредством обсуждения и домашних упражнений, которые обычно включают ведение журнала мыслей.

За прошедшие годы когнитивная терапия была расширена и адаптирована для лечения депрессии и многих конкретных типов тревоги, включая генерализованное тревожное расстройство, социальную тревогу, посттравматическое стрессовое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство. Негативное поведение, а также негативные мысли рассматриваются в процессе лечения (отсюда и термин когнитивно-поведенческая терапия). Упражнения во время сеанса и дома обычно включают постепенное, систематическое знакомство с возбуждающими ситуациями, а также развитие и репетицию навыков, позволяющих лучше управлять этими ситуациями, а также бросать вызов иррациональным автоматическим мыслям, которые могут возникнуть.

Какое значение имеет КПТ для взрослых с СДВГ?

КПТ

актуальна для взрослых с СДВГ по двум причинам. Во-первых, в последние годы были разработаны программы КПТ , в частности для взрослых с СДВГ. Некоторые из этих программ направлены на то, чтобы помочь взрослым преодолеть трудности в повседневных исполнительных функциях, которые необходимы для эффективного управления временем, организации и планирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другие программы сосредоточены на эмоциональной саморегуляции, контроле над импульсами и управлении стрессом.

Кроме того, хорошо известно, что взрослые с СДВГ чаще, чем взрослые в общей популяции, страдают от сосуществующих тревожных и депрессивных расстройств. Крупное национальное исследование показало, что 51% взрослых с СДВГ страдали сопутствующей тревогой, а 32% страдали сопутствующей депрессией. Таким образом, лечение этих расстройств, включающее КПТ, может быть весьма полезным для многих взрослых с СДВГ, даже если они не предназначены специально для устранения симптомов и нарушений, связанных с СДВГ.

Программы, направленные на устранение исполнительной дисфункции, попадают в категорию когнитивно-поведенческой терапии, поскольку они передают более адаптивные познания о том, как осуществлять планирование, организацию и т. Д., А также прививают более эффективные поведенческие навыки. Примером адаптивного познания является самообучение «разбивать сложные или неприятные задачи на выполнимые части». Примеры поведенческих навыков — регулярное использование планировщика и внедрение системы хранения документов. Положительные мысли и положительное поведение усиливают друг друга; по мере того, как человек становится более эффективным в управлении временем, у него появляется больше положительных убеждений и познаний о себе, а это, в свою очередь, помогает генерировать и поддерживать более адаптивное поведение.

Чем отличается КПТ от лекарств для лечения СДВГ у взрослых?

В многочисленных исследованиях было показано, что стимулирующие и нестимулирующие препараты эффективны для лечения СДВГ у взрослых. К настоящему времени исследования показывают, что КПТ может принести пользу независимо от того, лечится человек лекарствами или нет. Пока не проводилось никаких прямых сравнений КПТ и лекарств, но клинический опыт показывает, что они имеют разные эффекты: в то время как лекарства помогают контролировать основные симптомы отвлекаемости, непродолжительного внимания и импульсивности, КПТ более эффективна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *