Содержание

Интерактивная сторона общения

Общение – крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие совместные цели. Поэтому общение всегда представляло немалый интерес для исследователей. Изучая его структуру, они выделили коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения.

Характеристика компонентов общения

Коммуникативная составляющая подразумевает коммуникацию в узком смысле слова, т.е. касается исключительно обмена информацией между собеседниками.

Перцептивная — характеризует их восприятие друг другом в процессе общения. В результате этого восприятия возникает взаимопонимание и взаимодействие людей.

Интерактивная же сторона общения заключается в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность.

Именно так и проявляется интерактивная функция общения.

Иногда эти составляющие можно встретить под другими наименованиями. Например, коммуникативный аспект называется коммуникативно-информационным, перцептивный – аффективно-коммуникативным, а интерактивный компонент общения – регуляционно-коммуникативным. Понятно, что при этом смысл и назначение каждой из перечисленных функций сохраняются – люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.

Виды взаимодействия

Общаясь, каждый человек преследует определенную цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат и, как правило, связано с деятельностью, направленной на его достижение. И в этой деятельности, в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества. Иначе их можно назвать кооперацией и конкуренцией, согласием и конфликтом или приспособлением и оппозицией.

В любом случае речь идет о двух противоположных видах взаимодействия.

В первом случае людьми достигаются соглашения, которые объединяют их и сближают, стимулируют их совместную работу. Во втором эффективная совместная деятельность не возникает. Участники общения явно или скрытно враждуют, соперничают или конфликтуют, не вступают в близкие отношения и не действуют сообща.

Интерактивная составляющая как взаимное влияние участников общения

Причем взаимодействие людей – это не только их поступки, направленные на достижение какой-то общей цели, это еще и действия, направленные друг на друга. Участвуя в любом общем деле, люди неизбежно оказывают влияние на эмоции и поведение своего партнера или партнеров.

В упрощенном виде это можно представить как цепочку их реакций на действия друг друга. Поступки одного человека вызывают реакцию второго, а он в свою очередь тоже отвечает определенным образом и опять воздействует на поведение партнера своим поведением.

В результате изменяются настроения и поступки всех участников совместной деятельности и общения.

Функция лидерства в интерактивной стороне общения

Некоторые обладают способностью влиять не только на чувства, эмоции и поведение, но еще и на установки, мотивы и ценности других. Такая способность предполагает умение хорошо ориентироваться в людях, тонко чувствовать и понимать их, использовать наиболее уместные и эффективные способы воздействия. Как правило, такими задатками обладают лидеры. Они могут задать определенный настрой не только партнеру по общению, но и целой группе, создавая в ней определенный психологический климат и объединяя ее членов, вдохновляя их на достижение общей цели.

 

Промежуточный срез знаний по психологии общения (автор О.Л. Гончарова)

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

ТЕСТ №1

Вариант 1

1. Коммуникативная сторона общения – это:

а) обмен информацией между людьми

б) взаимодействие между людьми

в) восприятие друг друга

2. Эмоциональная выразительность способная придавать разный смысл одной и той же фразе – это:

а) жесты

б) мимика

в) интонация

3. Вербальные средства общения – это:

а) средства передачи отношения к партнеру по общению

б) средства передачи словесной информации

в) средства передачи словесной информации и отношения к партнеру

4. Что является предметом в деловом общении?

а) интересы

б) выгода

в) дело

5. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении – это:

а) кинесические средства

б) такесические средства

в) проксемические средства

6. Мимика – это:

а) движения руками и головой

б) движение мышц лица

в) эмоциональное состояние человека

7. Средства общения, связанные с голосом – это:

а) экстралингвистика

б) просодика и кинесика

в) просодика и экстралингвистика

8. Что относится к жестам-иллюстраторам?

а) образные картины изображения

б) направление взгляда

в) целенаправленные движения руками

9. Какие средства общения, связаны с пространственной ориентацией?

а) такесические

б) кинесические

в) проксемические

10. Социальное общение предполагает следующие расстояние между партнерами:

а) 45-120 см.

б) 120-400 см.

в) 400-750 см.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

ТЕСТ №1

Вариант 2

1. В каком общении на первом месте стоят вопросы дела?

а) светском

б) духовном

в) деловом

2. Система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения – это:

а) язык

б) жесты

в) интонация

3. Эффективная форма общения – это:

а) монолог

б) диалог

в) слушание

4. Интерактивная сторона общения – это:

а) взаимодействие между людьми

б) восприятие друг друга

в) обмен информацией между людьми

5. Разнообразные движения руками и головой – это:

а) поза

б) визуальный контакт

в) жесты

6. Общее название ритмико-интонационных сторон речи – это:

а) просодика

б) проксемика

в) экстралингвистика

7. Укажите тип ВНД, соответствующий сангвинику:

а) сильный уравновешенный подвижный

б) сильный – неуравновешенный подвижный

в) сильный – уравновешенный – инертный

8. Укажите тип ВНД, соответствующий флегматику:

а) сильный неуравновешенный подвижный

б) сильный – уравновешенный инертный

в) слабый – уравновешенный – инертный

9. Улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками – это:

а) жесты-аффекторы

б) жесты-эмблемы

в) жесты-регуляторы

10. Персональное общение предполагает следующие расстояние между партнерами:

а) 0-45 см.

б) 45-120 см.

в) 120-400 см.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

ТЕСТ №1

Вариант 3

Психология общения – это:

    а) раздел общей психологии, изучающий особенности трудовой деятельности человека

    б) раздел общей психологии, изучающий психологическое обеспечение решения проблем организации в условиях рыночной системы хозяйствования

    в) раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения

    2. Жесты – это:

    а) положение человеческого тела

    б) разнообразные движения руками и головой

    в) эмоциональное состояние человека

    3. В чем состоит основная задача делового общения?

    а) продуктивное сотрудничество

    б) доверие друг к другу

    в) взаимопонимание собеседника

    4. Какое общение направлено на извлечение выгоды от собеседника?

    а) формально-ролевое

    б) манипулятивное

    в) духовное

    5. Какой характер общения, если партнеры расположены за столом по обе стороны угла?

    а) дружеская беседа

    б) оборонительный

    в) независимая позиция

    6. Какой характер общения, если партнеры расположены за столом по диагонали?

    а) оборонительный

    б) независимая позиция

    в) дружеская беседа

    7. Что относится к такесическим средствам общения?

    а) поза, походка, жесты

    б) мимика, взгляд, жесты

    в) рукопожатие, похлопывание

    8. Какие средства общения, связаны с тактильным воздействием?

    а) кинесические

    б) проксемические

    в) такесические

    9. Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов – это:

    а) характер

    б) темперамент

    в) черты характера

    10. Высказывания без ориентации на собеседника – это:

    а) диалог

    б) аудирование

    в) монолог

    ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ

    ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

    ТЕСТ №1

    Вариант 4

    1. Процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией:

    а) сотрудничество

    б) общение

    в) обмен мнениями

    2. Невербальные средства общения – это:

    а) средства передачи словесной информации

    б) средства передачи отношения к партнеру по общению

    в) средства передачи словесной информации и отношения к партнеру

    3. Какой характер общения, если партнеры расположены за столом напротив друг друга?

    а) независимая позиция

    б) дружеская беседа

    в) оборонительный

    4. Что относится к кинесическим средствам общения?

    а) высота голоса, скорость речи, тембр голоса

    б) мимика, взгляд, жесты

    в) визуальный контакт, рукопожатие, похлопывание

    5. Укажите тип ВНД, соответствующий холерику:

    а) сильный неуравновешенный подвижный

    б) сильный – уравновешенный подвижный

    в) сильный – уравновешенный – инертный

    6. Укажите тип ВНД, соответствующий меланхолику:

    а) слабый уравновешенный подвижный

    б) сильный – уравновешенный подвижный

    в) слабый – неуравновешенный – инертный

    7. Публичное общение предполагает следующие расстояние между партнерами:

    а) 400-750 см.

    б) 120-400 см.

    в) 45-120 см.

    8. Жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции – это:

    а) жесты-регуляторы

    б) жесты-иллюстраторы

    в) жесты-аффекторы

    9. Касания, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой – это:

    а) жесты-иллюстраторы

    б) жесты-эмблемы

    в) жесты-адапторы

    10. Динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания – это:

    а) проксемические средства

    б) кинесические средства

    в) такесические средства

    ОТВЕТЫ

    ТЕСТ №1

    Вариант 1

    1. а

    2. в

    3. б

    4. в

    5. а

    6. б

    7. в

    8. а

    9. в

    10. б

    ТЕСТ №1

    Вариант 2

    1. в

    2. а

    3. б

    4. а

    5. в

    6. а

    7. а

    8. б

    9. в

    10. б

    ТЕСТ №1

    Вариант 3

    1. в

    2. б

    3. а

    4. б

    5. а

    6. б

    7. в

    8. а

    9. б

    10. в

    ТЕСТ №1

    Вариант 4

    1. б

    2. б

    3. в

    4. б

    5. а

    6. в

    7. а

    8. в

    9. б

    10. в

    КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

    ВАРИАНТ 1, 2, 3, 4
     

    Оценка «отлично» ставится, если в тестовых заданиях не допущено ошибок;

    Оценка «хорошо» ставится, если в тестовых заданиях допущено 1-2 ошибки;

    Оценка «удовлетворительно» ставится, если в тестовых заданиях допущено 3-4 ошибки;

    Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в тестовых заданиях допущено 5 и более ошибок.

    Конспект урока по социальной психологии на тему «Общение как взаимодействие: интерактивная сторона общения»

    Конспект урока по социальной психологии на тему

    «Общение как взаимодействие: интерактивная сторона общения»

    План:

    1. Общение как взаимодействие.

    2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

    1. Общение как взаимодействие

    Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей.

    Интеракция взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

    В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

    Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает несколько упрощенную картину человеческого общения.

    В цело межличностное взаимодействие можно разделить на позитивное и конфликтное.

    Теории позитивного межличностного взаимодействия

    Джордж Хоманс

    Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты

    Символический интеракционизм

    Джордж Мид, Герберт Блумер

    Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают

    Управление впечатлениями

    Эрвин Гофман

    Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе

    Психоаналитическая теория

    Зигмунд Фрейд

    На межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в это период жизни

    Теория трансактного анализа

    В данной теории выделяются три социальные позиции: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый», которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека

    Теории обмена. Люди взаимодействую, друг с другом на основе собственного опыта Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Посредством этого они пытаются сделать взаимодействие приятным для себя и устойчивым. Поведение человека основывается на том, за что он получал вознаграждение до взаимодействия и после него.

    Принципы теории обмена:

      1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

      2. Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать.

      3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

      4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

    Социальное взаимодействие – система обменов, которая уравновешивает затраты и вознаграждение.

    Высокие и низкие вознаграждения приводят к потере активности.

    Теория символического интеракционизма. Поведение людей по отношении друг к другу зависит от значений, которые они придают поведению партнера по общению.

    При взаимодействии человека с другим сначала интерпретируются действия другого, соотносятся со своим опытом, а затем возникает ответное действие.

    Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

    Теория управления впечатлениями. Люди стремятся создавать и поддерживать определенный имидж, впечатления о себе. Содержание имиджа связано с социокультурными стереотипами о том или ином статусе и предписанной ему роли. Соответствуя ожиданиям собеседника, партнер создает впечатление определенности и предсказуемости ситуации общения.

    Психоаналитическая теория. Процесс взаимодействия людей производится их детским опытом. З. Фрейд полагал, что люди образуют социальные группы и остаются в них из-за чувства покорности лидеру, которого они отождествляют с кем-то из родителей. В подобных ситуациях происходит возвращение (регресс) к более ранним стадиям развития. В основном это случается, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным.

    Теория трансактного анализа Э. Берна. В данной теории выделяются три социальные позиции: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый», которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. Все эти стороны личности обладают абсолютно разными предназначениями, характеристиками и ценностями (Рис. 2.11.).

    Данные позиции не связаны с социальной ролью: это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу!» и «Надо!».

    Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, и тот отвечает с такой же позиции. В других случаях взаимодействие может нарушиться и прекратиться. Например, жена обращается к мужу: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Он может ответить: «Сейчас перевяжем» — это ответ Взрослого, «Вечно у тебя что-то случается» — ответ с позиции Родителя, «Что же я теперь должен делать?» — ответ Ребенка. В двух последних случаях эффективность невелика. Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки. (Таблица 2.11. Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания).

    Рис. 2.11. Структура «Я» по Берну

    Таблица 2.1. Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

    Родительское (Родитель — Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

    Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

    Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

    С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

    В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

    Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

    Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

    Таким образом, от формирования образа партнера по общению зависит успех совместной деятельности.

    2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия

    Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

    Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

    При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

    К механизмам межличностного воздействия относятся: убеждение, внушение, заражение, подражание. Убеждение, внушение (суггестия) – целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия (Таблица 2.2. Классификация методов социально-психологического воздействия (по А.Л. Журавлеву, 1990)

    Таблица 2. 2. Классификация методов социально-психологического воздействия

    (по А.Л. Журавлеву, 1990)

    Цель воздействия

    Название группы методов

    Методы

    Оптимизация

    Оптимизирующие

    Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

    Интенсификация (стимулирование, активизация)

    Интенсифицирующие

    Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

    Управление

    Управляющие

    Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

    Развитие, формирование

    Развивающие

    Групповая подготовка, обучение и воспитание

    Предупреждение

    Профилактические

    Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

    Оценка

    Диагностические

    Аттестация, самоаттестация

    Информирование

    Информирующие

    Психологическое консультирование

    Контрольные вопросы:

    1. Охарактеризуйте взаимодействие и общение. Назовите основные ситуации взаимодействия.

    2. Перечислите основные механизмы взаимодействия, охарактеризуйте их.

    3. Перечислите основные типы и формы взаимодействия, охарактеризуйте их.

    4. Назовите основные методы взаимовоздействия, охарактеризуйте их.

    Литература:

    Основная:

    1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.

    2. Арбузова, Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. – СПб.: Речь, 2008.- 272 с.

    3. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 192 с.

    4. Соснин, В.А. Социальная психология / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2008.

    Дополнительная:

    1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

    2. Сущенко, С.А. Социальная психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

    Конспект лекций дисциплина «Технологии делового общения» Раздел «Психология делового общения» 1курс 2 семестр

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

    (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
    Факультет туризма и гостеприимства
    Кафедра философии и социально-гуманитарных знаний

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    Дисциплина «Технологии делового общения»
    Раздел «Психология делового общения»

    1курс 2 семестр

    Разработчик:

    Ст. преподаватель Баклагина Н.Ю.

    Москва, 2014 г.


    Рецензент Перепелкин Е.Г. доктор мед.наук профессор
    Баклагина Н.Ю. Психология делового общения

    Конспект лекций: М.: РГУТиС, 2014

    Конспект лекций содержит аспекты психологии делового общения как составной части комплекса психологических наук. Основная задача этого цикла лекций — дать полный и необходимый комплекс психологических знаний и умений в области делового общения, и в других сферах взаимодействия с людьми. Пособие предназначено для студентов и может быть использовано в учебном процессе образовательных учреждений высшего профессионального образования.
    Содержание

    Блок I Общение как социально-психологическая проблема

    Тема 1 Введение. Предмет, основные категории и задачи курса «Психология делового общения».

    Тема 2. Деловое общение: структура, функции и виды. Управление деловым общением.

    Тема 3. Перцептивная сторона делового общения.

    Тема 4. Коммуникативная сторона делового общения.

    Тема 5. Психологическая культура вербального общения.

    Тема 6. Невербальные особенности в процессе делового общения.

    Тема 7. Интерактивная сторона делового общения.

    Блок II. Деловое общение, его виды и формы.

    Тема 1. Деловая беседа как основная форма делового общения.

    Тема 2. Психологические аспекты переговорного процесса. Деловое совещание.

    Тема 3. Психологические особенности публичного выступления.

    Тема 4. Деловая дискуссия

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    Блок I. Общение как социально-психологическая проблема

    Тема 1. Введение. Предмет, основные категории и задачи курса «Психология деловой коммуникации»

    Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей в не меньшей степени, чем, например, так называемые витальные (жизненно необходимые) потребности. Само по себе общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности.

    Общение — сложный и многогранный процесс. Этот процесс, может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

    Данное определение подчеркивает системность общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

    Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и личный опыт, и природные способности, и образование.

    Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Для профессионалов деловое общение — не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры, способной при­дать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

    В данном учебном курсе излагаются основные концепции делового общения, раскрываются главные теоретические понятия, обобщены психологические факторы, способствующие и препятствующие эффективному деловому общению.

    Целью курса «Психология деловой коммуникации» является формирование представлений о компетентности в общении, способах развития компетентности, параметрах конструктивного общения.

    Основными формами изучения данного курса должны быть лекции, практические занятия, решение тестов и контрольных заданий, тренингов, групповых дискуссий и деловых игр.

    Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике спе­циалистов по различным специальностям, требованиями к знаниям и уме­ниям, которыми они должны обладать. Основной задачей изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих ее основу, демонстрация их значимости для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности специалиста.

    По окончании изучения курса студент должен:



    • знать историко-логические этапы становления дисциплины «Психология деловой коммуникации» в качестве самостоятельного курса и его взаимосвязь с другими отраслями знаний;

    • знать понятийный аппарат данной дисциплины;

    • широкий набор коммуникативных приемов и техник: установление контакта с собеседником, создание атмосферы доверительного общения, отработка навыков эффективного слушания, овладение приемами организации обратной связи, самопредъявления, самораскрытия и т. д. с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности;

    • владеть широким набором коммуникативных приемов и техник — устанавливать контакт с собеседником; создавать атмосферу довери­тельного общения; иметь навыки эффективного слушания; знать принципы организации обратной связи, самопредъявления, самораскрытия и т. д. с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности;

    • владеть навыками использования различных видов социально-психо­логического воздействия в процессе повседневного общения и взаимодействия с людьми.

    • уметь пользоваться современными методами социальной психологии в анализе профессионального взаимодействия и делового общения;

    • уметь психологически грамотно организовывать индивидуальную деятельность, межличностное и межгрупповое взаимодействие людей.

    Предмет, основные категории и задачи курса «Психология деловой коммуникации»

    1. Объект, предмет, методы науки «Психология деловой коммуникации».

    Современный руководитель, любой администратор призваны решать две важнейшие задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. В практике современного специалиста любого профиля постоянно возникают трудности, связанные с:

    • неумением анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личности и индивидуальности;

    • с недостаточным пониманием индивидуально-психологических особенностей партнеров;

    • неумением построить процесс общения с коллегами и клиентами;

    • неумением контролировать и управлять своими психическими состояниями;

    • неумением преодолевать психологические барьеры в общении и др.

    Для преодоления этих трудностей необходимо владеть высокой психологической культурой.

    Курс «Психология деловой коммуникации» предполагает не только ознакомить студентов с теоретическими концепциями, разработанными в психологической науке, но и сформировать у них определенные коммуникативные навыки и умения.

    Эта научная и учебная дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом

    Объектом дисциплины «Психология деловой коммуникации» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и деловых ситуаций.

    Предмет этой отрасли психологического знания — разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп

    Деловое общение, являясь одной из многих прикладных отраслей психологических знаний, тесно связано с такими отраслями, как

    социальная психология,

    общая психология,

    психология профессиональной деятельности.

    Из общей психологии деловое общение активно использует, прежде всего, основные принципы и категории.

    Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают:


          • психические, процессы (познание, эмоции, воля),

          • свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также

          • проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

    К принципам или исходным положениям психологии относятся:

    1. принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружаю­щей материальной средой;

    2. принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

    3. принцип развития — признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

    Методы науки «Психология деловой коммуникации» — это приемы и спо­собы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами. Помимо традиционных методов: наблюдения, эксперимента и тестирования, к методам науки «деловое общение» относятся:

    • метод моделирования;

    • метод системного анализа;

    • метод анализа конкретных деловых ситуаций;

    метод деловых игр.

    2. Основные категории.

    Основная категория изучаемой дисциплины — психология личности.

    Вторая важнейшая категория изучаемого курса — психология общения.

    Третья важнейшая категория — психология трудовой группы или команды..

    Одной из важнейших форм профессиональной этики стала этика делового общения.

    3. Задачи курса

    Психология деловой коммуникации, опираясь на анализ психологии личности, процесса общения, рабочей группы, норм деловой этики, решает две основные проблемы:


    • овладение методами психологической диагностики, умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других людей, включенных в деловое общение;

    • выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

    4. Теоретические предпосылки и основы науки «Психология деловой коммуникации».

    Деловое общение как особая область знания сложилась к середине XX века, когда со всей остротой встала проблема прогнозирования дело­вых отношений и делового взаимодействия, обусловленная прежде всего объективными социально-экономическими причинами. Решающую роль в становлении теоретической основы науки «деловое общение» сыграло развитие философско-этического и психологического знания.

    В русле философско-этического знания сформировались ведущие этические традиции делового общения: восточная, западноевропейская и российская..

    Восточная традиция делового общения связана, прежде всего, с этическими учениями конфуцианства, буддизма и суфизма.

    Этические идеи Конфуция характеризуют деловое общение как теорию «управления людьми на основе добродетели» (История китайской философии.).

    Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. Согласно основному нравственному закону буддизма, который проявляется как борьба между благородными свойствами человека и его дурными склонностями, этичное, благородное поведение в общении с другими людьми включает «правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни».

    Для западноевропейской традиции делового общения с самого начала характерна борьба двух противоположных тенденций: гуманистической и прагматично-утилитаристской.

    Первая тенденция, более близкая к восточной этической традиции, утверждала принципы гуманистического делового общения. Свое начало она берет с античной философии, в которой человек выступал как высшая ценность. Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время. Особенно интересно продолжены конфуцианские идеи о первенстве долга перед выгодой в работах И. Канта, определившего любого человека как «цели самой по себе».

    Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая связывает деловое общение с жестким прагматизмом, расчетом, выгодой любой ценой. Эта тенденция развивалась в контексте политических и экономических теорий. Помимо знаменитых постулатов итальянского мыслителя XVI века Н. Макиавелли о том, что политика и мораль непересекающиеся плоскости и потому для завоевания политической власти все средства оправданы, существуют и другие экономические теории конца XVIII — начала XIX века. Созданный классиками политической экономии А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Миллем образ «экономического чело­века» руководствовался в своей хозяйственной деятельности только одним мотивом — экономической выгодой. Принцип экономической выгоды был возведен на уровень нормативной ценности. Практически неизменным остается «экономический человек» и в неоклассических теориях экономистов начала XX века. В социологических западноевропейских теориях можно найти смягченную критику прагматично-утилитаристского подхода. Так, О. Конт считал главным в постиндустриальном обществе достижение стабильности и гармонии. Гармонию он понимал как «согласованное взаимодействие личностей» и «наилучшее сочетание их интересов», присутствующие в любой деловой деятельности, связанной с общением людей — экономической, политической, духовной. Э. Дюркгейм, как и Кант полагает, что поступать морально — это значит исполнять свой долг. Но, в отличие от Канта, он считает всякий долг конечным, ограниченным другими обязанностями. И потому «нравственность не может повелевать сверх меры промышленными, торговыми и тому по­добными функциями, не парализуя их…» (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии).

    Наиболее резкой критике прагматично-утилитаристская модель деловых отношений была подвергнута в российской философской и социологической мысли. Особенно полно эта критика присутствует в экзи­стенциальной философии (Н. Бердяев). Индивидуализму «экономического человека» Н. Бердяев противопоставляет такое межличностное общение, которое строится на основе духовной общности людей, искренности и солидарности их интересов и намерений. Для характеристики такого общения он вводит термин «коммунион» взамен термина «коммуникация», который характеризует, по мнению Н. Бердяева, лишь различные типы информационного сообщения между людьми. В социологических теориях П. Лаврова и Н. Михайловского также отстаивались идеи общественного блага, социальной справедливости и солидарности.

    В становление науки «Психология деловой коммуникации» решающую роль сыграли психологические предпосылки. Они сформировались на основе фундаментальных и специальных психологических теорий. Развитие общей психологии позволило более четко обосновать предмет психологической науки и определить ее основные понятия и категории, методы и функции. Структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход правления: психодинамическое, социодинамическое и интеракционистское, обосновали роль структуры личности в деловом общении. Они также установили влияние социальных детерминант на межличностные отношения и определили значение деятельности и когнитивных факторов в деловых отношениях.

    Таким образом, вся история возникновения и развития этики деловых отношений помогает нам в изучении данной дисциплины, в понимании норм, правил и традиций бизнеса и управления.

    Тема 2. Деловое общение: структура, функции и виды.
    Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

    Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:
    С1 С2

    В деловом общении предметом общения является дело:


    Дело


    Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

    Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

    Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

    Субъектом общения может выступать как индивидуум, так и группа.

    Главным средством общения является язык.

    Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

    Большое значение в процессе общения имеют знаки.

    Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

    То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением.

    Понять человека как носителя определенной культуры мы можем только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

    Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симптомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

    Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

    С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:

    интенциональные — специально производимые для передачи информации;

    неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

    В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своими голосом и лицом). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

    Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

    Общение характеризуется также функциями, манерой и стилем.

    Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

    1 основана на выделении в общении трех взаимосвязанных сторон см табл.



    Название функции

    Содержание

    Аффективно-коммуникативная (перцептивная)

    Заключается в восприятии и понимании партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека.

    Информационно-коммуникативная

    Заключается в обмене информацией между взаимодействующими индивидами

    Регуляционно-коммуникативная

    Заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия

    2. К основным функциям общения относят:

    • Креативную (творческую)

    • Коммуникативно-связующую

    • Личностно-трансформирующую

    • Психотерапевтическую.

    3. Наряду с перечисленными функциями некоторые психологи выделяют и другие:

    • Инструментальную – характеризует общение как социальный механихзм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;

    • Интегративную – используется как средство объединения деловых партнеров;

    • Самовыражающую – позволяет самовыразиться, самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал;

    • Трансляционную – служит для передачи конкретных способов (деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.)

    • Социального контроля – регламентирует поведение, деятельность, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевые акции участников взаимодействия;

    • Экспрессивную – с помощью этой функции партнеры по общению стремятся выразить эмоции и переживания друг другу;

    • Социализирующую – развитие навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

    Манера общения определяется:

      • Тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый и т.д.)

      • Поведением в общении (сдержанность, беспокойство, неуравновешенность и т.д.)

      • Дистанцией в общении (интимная, личная, социальная и т.д.)

    Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение как психологическая и социальная индивидуальность человека, так и особенности партнера по общению.

    Выделяют три основных стиля общения:



    Стили делового общения

    Характеристика

    Ритуальный

    Партнер воспринимается как необходимый атрибут делового общения, его индивидуальные особенности не существенны, в отличие от следования роли – социальной, профессиональной, личностной;

    главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества



    Манипулятивный

    К партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей

    Гуманистический

    Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества

    В зависимости от используемого стиля, техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

    1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные.

    2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.

    3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    4) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

    5) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    6) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

    Кодекс светского общения:

    1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;

    2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;

    3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

    7) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    Кодекс делового общения иной:

    1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

    2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

    3) принцип качества информации — «не ври»;

    4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

    5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

    6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

    7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

    Особенности делового общения заключаются в том, что:

    — партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

    — общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

    — основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

    Разделение различных видов общения можно осуществить по нескольким основаниям.

    Характеристика основных видов общения


    Основания классификации

    Виды общения

    Краткая характеристика

    1. Используемые знаковые системы

    Вербальное

    Устная и письменная речь

    Невербальное



    Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором),

    Аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором),

    Пара и экстралингвистические,

    Тактильные и др. бессловесные способы общения.



    1. Характер связи общающихся

    Непосредственное

    Контакт «лицом к лицу»

    Опосредованное

    Контакт при помощи письменных или технических средств (реклама, наглядная информация, меню в ресторане)

    1. Количество участвующих в общении

    Межперсональное

    Непосредственный контакт в постоянных группах или парах

    Массовое

    Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации

    1. Официальная регламентация

    Формальное (официальное)

    Определяется служебными и социальными статусами людей

    Неформальное (неофициальное)

    Определяется личностными статусами и личными целями

    1. По пространственно-временному критерию

    Контактное (прямое)

    Непосредственный контакт

    Дистантное (коственное)

    Между партнерами существует пространственно-временная дистанция

    1. Значимость социальных ролей

    Межличностное



    Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны

    1. Отношение к другому человеку

    Монологическое

    Субъектно-объектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения. Выделяют две разновидности: императив и манипуляцию.

    Диалогическое

    Субъектно-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с с равноправным участником взаимодействия и заключается во взаимном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

    1. Направленность на задачу

    Деловое

    Общение направлено на дело, на результат

    Личностное

    Общение направлено на удовлетворение личностных потребностей

    1. По использованию неречевых средств

    Устное

    Письменное

    Использование различных оснований сопряжено с взаимопроникновением многих перечисленных в классификации видов общения.

    Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

    Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

    Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д. Парыгина, психического настроя. Чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».

    Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.

    Убеждение Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

    Подражание Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания, или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

    Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.

    Поделитесь с Вашими друзьями:

    ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

    Количество просмотров публикации ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ — 112

     

    Предварительные знания того, что собираешься сделать, дают смелость и ловкость

    Дидро

    Действие— главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. Здесь общение передается подобными фразами, и в них глав­ный смысл.

    В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает и мы отстаиваем себя, в другом, что он нам льстит, в тре­тьем, что он нас куда-то «толкает». Очевидно, что такое восприятие партнера нельзя вывести ни из каких-то ᴇᴦο внешних признаков, ни из ᴇᴦο слов. За одними и теми же словами могут стоять разные дей­ствия. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

    Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации, также очень важно уметь соотносить дейст­вия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация должна быть по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными.

    Для того чтобы проанализировать свои действия в общении, оце­нить их адекватность ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы˸

    Как соотнести ситуацию и действие? Как выбирать правильные действия?

    Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций от­носительно друг друга Каждый из нас замечал, что в любом разго­воре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.

    Подход к анализу ситуации исходя из позиций, занимае­мых партнерами, развивается в русле транзактного анализа — на­правления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире. Достаточно сказать, что книги Э.Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Т.Харриса «Я — о’кей — ты — о’кей» и М.Джейс и Д.Джонджевал «Родиться, чтобы победить», посвященные теории и практике транз­актного анализа, расходились миллионными тиражами. Пожалуй,

    основой такой огромной популярности этого направления послужи­ла ᴇᴦο логичность, кажущаяся очевидность и открытость для неспе­циалистов, не говоря уже о том, что обучение общению с помощью транзактного анализа действительно способствует умению людей взаимодействовать.

    Главным посылом транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осо­знанно или неосознанно направленные на изменение или регулиро­вание своей или чужой позиции в общении. Существуют несколь­ко вариантов для определения этих позиций.

    Читайте также


  1. — Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия

    Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать совместное действие. … [читать подробнее].


  2. — ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

    Предварительные знания того, что собираешься сделать, дают смелость и ловкость Дидро Действие— главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он… [читать подробнее].


  3. — ЗАДАНИЕ № 43 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

    645. Организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями) называется: а) интерактивной стороной общения; б) перцептивной стороной общения в) коммуникативной стороной общения; г) когнитивной стороной общения 646. Авторитарная, директивная форма… [читать подробнее].


  4. — ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

      Предварительные знания того, что собираешься сделать, дают смелость и ловкость Дидро Действие— главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался», «он подстроился под меня»,… [читать подробнее].


  5. — Интерактивная сторона общения

    … [читать подробнее].


  6. — Интерактивная сторона общения

      Определение: Интеракция – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. или Определение: Интеракция– это та сторона общения,… [читать подробнее].


  7. — Интерактивная сторона общения.

    Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную и перцептивную (восприятие друг друга). Интерактивная сторона общения… [читать подробнее].


  8. — Интерактивная сторона общения

    Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонен­тов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосред­ственной… [читать подробнее].


  9. — ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

      Предварительные знания того, что собираешься сделать, дают смелость и ловкость Дидро Действие— главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался», «он подстроился под меня»,… [читать подробнее].


  10. — Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

    Эта сторона общения позволяет проанализировать организацию совместной деятельности. Нельзя путать понятия взаимодействие и коммуникация. Коммуникация организуется по поводу совместной деятельности для обмена информацией. Существуют описания структуры… [читать подробнее].


  11. Интерактивная сторона общения предполагает (*ответ*) взаимодействие  согласование  обмен

    Интерактивная сторона общения предполагает
    (*ответ*) взаимодействие
     согласование
     обмен информацией
     взаимовосприятие
    Интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимости между индивидами и группами, называется
    (*ответ*) организационным конфликтом
     социальным конфликтом
     внутриличностным конфликтом
     производственным конфликтом
    Интимная зона предполагает расстояние между общающимися
    (*ответ*) 15-45 см
     свыше 400 см
     120-400 см
     45-120 см
    Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека звуки интонации составляют
    (*ответ*) 38%
     71%
     7%
     53%
    Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека неречевое взаимодействие составляет
    (*ответ*) 53%
     7%
     38%
     71%
    Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют
    (*ответ*) 7%
     71%
     53%
     38%
    Классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям называется
    (*ответ*) стереотипизацией
     каузальной атрибуцией
     рефлексией
     аттракцией
    Когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям, называется
    (*ответ*) социальной категоризацией
     социальным упорядочиванием
     социальным сравнением
     социальной идентификацией
    Коммуникативная сторона общения предполагает
    (*ответ*) обмен информацией
     согласование
     взаимовосприятие
     взаимодействие
    Коммуникативные сети, где все коммуникации осуществляются через одного коммуникатора, занимающего центральную позицию, называются
    (*ответ*) централизованные
     разнонаправленные
     децентрализованные
     «веерные»
    Компонентами профессиональной деятельности являются
    (*ответ*) мотивационный, когнитивный, операторский, эмоциональный
     умения, опыт, специальные знания, уместная фантазия
     мотивационный, операторский, функциональный, понятийный
     инициатива, умения, опыт, чередование труда и отдыха
    Контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними, называются
    (*ответ*) малыми группами
     реальными группами
     условными группами
     большими группами

    Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

    Перцептивная сторона общения

    Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
    Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
    Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

    Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.

    Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)

    Механизмы перцептивной стороны общения:

    Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

    Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

    Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
    Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

    Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.

    Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

    Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

    Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

    Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

    Обратная связь в общении.

    Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

    При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

    Push-сообщения, pull-сообщения и…

    Мы нанимаем! Вы следующий тренер Louder Than Ten? Ознакомьтесь с описанием вакансии и подайте заявку.

    Раздел

    Интерактивное общение Интерактивная связь Ace

    Push-связь

    При push-связи отправитель отправляет информацию получателю (в одном направлении). Чаще всего он используется для передачи ожидаемой несрочной информации. Push-сообщение не требует немедленного ответа от получателя и обычно доставляется в письменной форме.Если отправителю требуется подтверждение того, что получатель увидел и понял сообщение, он должен указать это.

    Примеры push-сообщений

    • Вы все говорите или делитесь информацией на собрании
    • Вы отправляете регулярные отчеты или обновления проектной команде и заинтересованным сторонам
    • Форматы:
      • Лекции
      • Заметки
      • Обновления по электронной почте
      • Голосовая почта
      • Отчеты
      • Контракты
      • Документы

    Советы

    • Делайте электронные письма короткими: следуйте правилу пяти предложений
    • Создавайте согласованные каналы для обратной связи и уточняйте, когда можно пообщаться в чате
    • Придерживайтесь бережливой документации: простой язык, простые заголовки и дружеские, практичные фразы
    • Обязательно охватите 5W: кто, что, когда, где, почему (и укажите, как)

    Преимущества

    • Отлично подходит для быстрого и регулярного общения
    • Можно автоматизировать (e .грамм. еженедельные проверки или обновления)
    • Может отправлять широкой аудитории и контролировать взаимодействие с заинтересованными сторонами

    Недостатки

    • Не могу сказать, понимает ли получатель значение
    • Не способствует сочувствию и критическому мышлению, взаимопониманию
    • Нет хорошо подходит для передачи срочной или неприятной информации или серьезных изменений
    • Может означать задержку связи
    • Люди могут неправильно истолковать сообщение, или люди могут вообще не читать или не использовать его

    Связь по запросу

    При взаимодействии по запросу отправитель создает контент, который получатели могут пассивно получить доступ в любое время, а не отправитель напрямую направляет его получателям.В отличие от названия, которое следует из названия, притягивающая коммуникация не вовлекает вашу аудиторию. Это происходит из-за того, что опрашивающая коммуникация представляет собой документацию и информацию, которую получатель «вытаскивает», когда ему это нужно.

    Учитывая, что коммуникация по запросу способствует вовлечению, она может быть самой важной формой коммуникации в вашем наборе инструментов, если вы знаете, как ее использовать. Вы можете сделать коммуникацию по запросу более эффективной, используя Wiki или другое программное обеспечение для документации.

    Примечание. приложений для управления проектами, которые отправляют уведомления, технически являются push-коммуникациями.

    Примеры взаимодействия по запросу

    • Веб-сайты
    • Wikis
    • Документы Google
    • Бюллетени
    • Панели мониторинга
    • Вебинары
    • Социальные сети

    Советы

    • Символы или категории легко сканировать и помогают обеспечить визуальную коммуникацию : используйте их с умом
    • Создайте глоссарий для отраслевых или технических терминов, чтобы его было легко анализировать
    • Устно обсуждать любую сложную или важную информацию с заинтересованными сторонами, чтобы проверить ее понимание (превратить в интерактивное общение)

    Преимущества

    • Отлично подходит для непрерывное общение и обновления
    • Быстрое создание и автоматизация
    • Обеспечивает прозрачность и согласованность (все стороны могут видеть, что сказано / создано)
    • Может использоваться совместно с большой аудиторией одновременно

    Недостатки

    • Не могу определить получатель понимает значение
    • D не способствует сочувствию и критическому мышлению, взаимопониманию
    • Не подходит для передачи срочной или неприятной информации
    • Люди могут неверно истолковать сообщение или люди могут вообще не читать или не использовать его
    • Может ограничивать обсуждение и взаимодействие

    Интерактивное общение

    Интерактивное общение включает обмен информацией между отправителем и получателем в режиме реального времени.Он используется в тех случаях, когда требуется немедленный ответ, а также в других областях, где методы коммуникации по принципу push и pull кажутся недостаточными. Интерактивное общение может осуществляться виртуально или лично.

    Одним из основных преимуществ интерактивного общения является то, что оно дает пространство для языка тела или других физических сигналов (по крайней мере, если они доставляются лично или посредством видеоконференции). Интерактивное общение также может быть лучшим вариантом при передаче конфиденциальной или серьезной информации, поскольку она имеет тенденцию быть более личной.

    Примеры интерактивного взаимодействия

    • Slack или обмен мгновенными сообщениями
    • Встречи
    • Телефонные звонки
    • Видео или аудио звонки

    Советы

    • Совместное использование и редактирование документа на экране во время встречи (использование нескольких форматов улучшает общение для нескольких стилей обучения)
    • Назначьте отдельного человека для сбора всех тревожных сигналов или внутренних дискуссионных вопросов, о которых вы хотите обсудить внутри команды после встречи
    • Сделайте все серьезное или срочное общение интерактивным, чтобы помочь управлять ожиданиями — это не о заменяя другие формы коммуникации, речь идет о максимальном использовании вашей стратегии коммуникации push и pull

    Преимущества

    • Отлично подходит для непрерывного общения и обновлений
    • Обеспечивает прозрачность и согласованность (все стороны могут видеть, что сказано / создано)
    • Стороны может проверить, понимают ли получатели сообщения
    • Может быть предоставлен одновременно большой аудитории
    • Подходит для деликатной, серьезной или срочной информации

    Недостатки

    • Может устанавливать ожидание для мгновенных ответов или ответов
    • Занимает время и может отвлекать
    • Меньше (более эффективно) группы не учитывают важные заинтересованные стороны
    • Может привести к смещению объема (отклонение в языке, который устанавливает новый результат / запрос)

    Интерактивное общение Ace

    Вот как собрать важную информацию от ваших команд и обеспечить безопасность при совместном взаимодействии.

    Обмен новой информацией

    1. Отправитель суммирует высокоуровневую информацию менее чем за минуту (выделяя, кто / что / где / когда / почему / как), а затем передает ее вашей аудитории.
    2. Отправитель дает участникам время записать вопросы — время подумать о том, что для них важно в их собственном опыте и контексте. Это помогает выявить вопросы, которые они пропустили бы, если бы все говорили за других.
    3. Каждый человек задает вопрос, в то время как докладчик поочередно перемещается по столу, а отправитель отвечает на каждый вопрос.Встреча завершена, когда больше нет вопросов.
    4. Один человек документирует все ответы (задающие вопросы должны делать полезные записи для себя). Заметками также можно делиться в режиме реального времени.

    Psst: Проверка понимания — это удобный активный квалификатор слушания, который связан с преподаванием в классе, но он так же полезен для вас, как и руководитель проекта, чтобы собрать эту информацию в безопасной и исследовательской среде обучения во время встречи. участников, чтобы вы могли проверить, что они сохранили.В противном случае проведение собрания похоже на чтение книги в темноте: довольно легко забывается. Вот несколько полезных способов проверки понимания на работе (попробуйте адаптировать и модифицировать их для работы в вашей команде.

    • «Как вы думаете, что является основными причинами для использования« Х », о которых мы говорили сегодня?»
    • «Хорошо, теперь, когда мы закончили, все подытоживают ваши следующие шаги».
    • «Бейли, не могли бы вы рассказать Моргану что-нибудь из этого контекста, просто чтобы догнать их? Морган, вы можете помочь Бейли в том, что вы знаете?
    • «Что мы должны обязательно включить перед тем, как начать?» [Затем резюмируйте] «Теперь, чтобы обновить: что мы решили включить? Есть ли в этом смысл? Есть ли что-то для корректировки?»

    Проверка Понимание: методы формирующего оценивания для вашего класса, 2-е издание

    Постоянная передача информации

    1. Решите, как часто делиться этой информацией.
    2. Выберите формат обмена сообщениями и определите, кому нужно его получить; Лучше всего кратко и просто.
    3. Обустройте пути и места для регулярной обратной связи (например, регулярные контрольные встречи для обсуждения отчетов).
    4. Уточните формат и подход, если он не работает — разные заинтересованные стороны нуждаются в разном общении.

    Просмотр прошлой информации

    1. Определите, как собирать информацию, которую вы хотите просмотреть: насколько она точна? Откуда вы знаете?
    2. Заранее определите, кого и когда нужно задействовать.
    3. Запишите сеанс, чтобы вы могли хорошо провести совещание и при этом транскрибировать записи.
    4. Пересмотрите результаты, которые вы хотите улучшить или изменить, и примените четкие временные рамки и приоритеты.

    Связанные ресурсы

    Как использовать диаграмму RACI

    RACI — что означает «Ответственный, подотчетный, консультируемый и информированный» — незаменимый инструмент для определения того, кто есть кто в ваших проектах. time

    Узнайте, как мы обучаем учеников овладению искусством и наукой общения.

    Ознакомьтесь с нашими вариантами обучения

    Получите бесплатную цифровую копию Громко и ясно .

    Получите слово, птица

    Наш информационный бюллетень приходит по прямой.
    Время от времени прямо в ваш почтовый ящик. Без пуха.

    Мы не рассылаем спам и не продаем вашу информацию.

    Пример модели интерактивного общения

    Результаты листинга Пример модели интерактивного общения

    Интерактивная модель общения: определение

    5 часов назад Интерактивная модель , однако, позволяет общаться как между людьми, так и машинами (подумайте, об автоматических телефонных линиях), вербальным и невербальным способами (подумайте о разнице между

    Подробнее