Сензитивность — виды, основные качества, развитие
Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.
Развитие сензитивности
Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:
- Стеснительность;
- Робость;
- Излишняя впечатлительность;
- Чувство неполноценности;
- Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.
Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)
Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.
То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.
У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.
Виды сензитивности
С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.
Так, различают 4 вида сензитивности:
- Наблюдательская;
- Теоретическая;
- Номотетическая;
- Идеографическая.
Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.
Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.
Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.
Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.
Другие виды сензитивности
Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:
- Эмоциональную;
- Социальную;
- Сензитивность темперамента.
Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.
Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.
К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.
Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.
Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.
Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.
Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.
Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:
- Сильная впечатлительность;
- Ранимость;
- Тревожность;
- Мнительность.
Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу. Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.
www.neboleem.net
что это такое, симптомы и методы лечения
Сензитивность
в психологии – это ощущение у человека
повышенной чувствительности, неуверенности
и ранимости. Данный феномен обнаруживается
на разных уровнях организации живых
систем (от эмбрионального до социального).
В науке выделяется
Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.
Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.
Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.
У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.
Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.
Восприимчивость к внешним факторам
Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность . Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.
Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.
М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.
Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).
Выготский выделил несколько таких периодов :
1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.
2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.
3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность
4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника
5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.
6.кризис 30 лет
7.кризис ухода на пенсию
Сензитивность |
Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера ). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справ |
ruzatur.ru
Социальная сензитивность. Сензитивность — что это такое в психологии
Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.
Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.
Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.
Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.
У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.
Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.
Восприимчивость к внешним факторам
Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность . Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.
Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и
omtu.ru
сензитивность — это… Что такое сензитивность?
- сензитивность
- (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. акцентуации характера). С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. акцентуации характера, психопатии).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- сензитивность
СЕНЗИТИВНОСТЬ (с. 538) (от лат. sensus — чувство) — особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сещитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма — 6-8 лет.
Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.
Наряду с описанной — возрастной — сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях — и невротические нарушения.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
- Селье Ганс
- сензитивность возрастная
Смотреть что такое «сензитивность» в других словарях:
сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Энциклопедия социологии
Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии
Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь
СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке
сензитивность — , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия
psychology.academic.ru
Сензитивность в составе психологического и возрастного аспекта
Сензитивность ( от лат. sensus — чувство, ощущение) — представляет собой черту личности, которая проявляется в гипертрофированной чувствительности к происходящим событиям, что сопровождается повышенным уровнем тревожности перед будущим
Внешними выражениями сензитивности являются робость, сильная впечатлительность, пониженная самооценка и склонность к излишней самокритичности. Сензитивный человек долго переживает случившиеся события и, как правило, имеет выраженный комплекс неполноценности.
Обычно с возрастом сензитивность постепенно уменьшается, что связано с развитием самоконтроля и способности перебарывать собственную тревожность. Сензитивность может быть обусловлена как врожденными чертами, например, слабым типом нервной системы или повреждениями головного мозга во время внутриутробного развития, так и особенностями воспитания ребенка. В психологии синонимами сензитивности являются «чувствительность» и «сенситивность».
Встречается и противоположное явление, выражающееся в том, что человек практически не проявляет эмоциональных реакций на происходящие события, других людей и т. д. Выражается это в отсутствии внимания к окружающим, некоторой бестактности, а также равнодушии.
Сензитивность в психологии
Психологи понимают рассматриваемое явление как ощущение гипертрофированной восприимчивости, сопровождаемое комплексом неполноценности. Сензитивные люди нередко ощущают себя непонятыми и одинокими.
При обращении к психотерапевту такие пациенты высказывают жалобы о равнодушном отношении к себе со стороны близких, их недружелюбии, отсутствии возможности установить теплые отношения с другими людьми.
Нередко сензитивные люди полагают, что недостойны внимания и успеха. Из-за собственной скованности, неуверенности в своих силах, ранимости и чувствительности им сложно справляться с ежедневными делами и проблемами.
Сензитивность, выражающаяся в личностных особенностях человека, то есть ранимости, гиперчувствительности и совестливости, может являться постоянной характеристикой индивида или проявляться лишь от случая к случаю. К сожалению, рассматриваемое состояние может становиться серьезным препятствием социальной адаптации ведь сензитивный человек полагает, что весь мир настроен против него.
Такие люди остро ощущают собственную ущербность и неполноценность, в связи с чем боятся знакомиться с другими, испытывают ужас перед публичными выступлениями и всячески стараются избегать действий, связанных со взаимодействием с окружающими.
Вышеописанная симптоматика часто становится причиной обращения к психотерапевтам. Опытный специалист может быстро определить корень проблемы и выбрать правильные методы терапии, которые позволят облегчить состояние сензитивного пациента. Данное состояние может быть одним из симптомов невротических расстройств, перенесенного стресса, депрессии, эндогенных психических заболеваний и т. д.
Степень выраженности напрямую зависит от особенностей темперамента человека. Уровень выраженности определяется тем, влияние какой силы требуется для запуска некоторой психологической реакции. Одно и то же событие у разных людей может вызывать разную по силе реакцию. Холерики и меланхолики отличаются максимальной впечатлительностью, поэтому они чаще бывают сензитивными, чем сангвиники и флегматики, которые склонны игнорировать потенциально тревожные ситуации.
Возрастная сензитивность
Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.
Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.
Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.
Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.
Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.
Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.
Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.
Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.
Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить.
Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.
Тренинг сензитивности
Понятие сензитивности заключает в себе способность к предсказанию эмоций, мыслей и действий окружающих людей. Эта способность необходима для того, чтобы более осознанно взаимодействовать с другими. Получить навыки эффективного взаимодействия можно на специальном тренинге по развитию сензитивности.
Психолог Г. Смит выделил несколько основных типов сензитивности:
- наблюдательская, заключающаяся в умении видеть и запоминать внешний вид и действия окружающих;
- теоретическая: использование психологических теорий для объяснения поведения окружающих людей;
- номотетическая, то есть понимание человека как представителя той или иной группы;
- идеографическая сензитивность, смысл которой состоит в осознании индивидуальности и уникальности каждой человеческой личности.
Тренинг сензитивности
Основной задачей тренинга можно назвать развитие способности понимать и предсказывать действия окружающих. Имеются у тренинга и другие цели, которые делятся на две группы: непосредственные и высокоорганизованные.
Непосредственные цели:
- повышение уровня осознанности участников тренинга, связанное с получение знаний об особенностях восприятия людьми друг друга;
- повышение чувствительности к групповым процессам и действиям окружающих, развитие способности воспринимать коммуникативные сигналы;
- формирование условий, которые способствуют эффективной групповой динамике;
- развитие навыков межличностного взаимодействия;
- развитие навыков включаться в групповые и межличностные процессы.
Высокоорганизованные цели:
- освоение нового поведенческого репертуара;
- развитие способности к формированию аутентичных взаимоотношений с другими людьми;
- получение знаний о личностных особенностях других людей;
- развитие способности к сотрудничеству.
Достичь вышеперечисленных целей помогает взаимодействие между участвующими в тренинге людьми и анализ складывающихся между ними отношений. В этом плане тренинг сензитивности напоминает классические виды групповой психотерапии.
Очень часто тренинг сензитивности используется для подготовки психотерапевтов. Тренинг способствует развитию чувствительности к групповой динамике, позволяет научиться оценивать поступки участников тренинга, а также эффективно выявлять их проблемы и внутриличностные конфликты.
На тренингах развития чувствительности используются разнообразные упражнения и ролевые игры, которые можно разделить на три виды.
К первому виду относятся упражнения, участие в которых принимают все участники тренинга. Обычно это разминочные упражнения, а также игры, которые настраивают участников на последующую работу.
Второй вид упражнений позволяет создать контакт между участниками.
Эти упражнения способствуют развитию внимательности, способности понимать мысли и поведение окружающих людей.
Наконец, третий вид упражнений направлен на получение обратной связи.
Во время этих упражнений между участниками группы формируются прочные эмоциональные связи.
prodepressiju.ru
Сензитивность в психологии. Сензитивность — что это такое в психологии
Сензитивность |
Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера ). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений |
ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ
План
Общее понятие о тренинге сензитивности.
Тренинг сензитивности как составная часть тренинга партнерского общения.
Упражнения на развитие сензитивности.
Понятие «тренинг сензитивности» используется очень широко и неоднозначно. Тренинг сензитивности (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х гг. XX в. Корни тренинга лежат в практике Т-групп. Многие зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные. К. Роджерс, предлагая одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет две их основные категории, или два основных типа: группы «тренинга сензитивности» и «группы организационного развития». Термин «тренинг сензитивности» обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч», и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отно
pchelogid.ru
Эмоциональная сензитивность — modwear.ru
Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии именуют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, в большинстве случаев владеют повышенным эмоцией тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, опасаются новых обстановок, незнакомых ощущений а также незначительных опробований. У различных людей данная особенность может проявляться по-различному, в зависимости от ее вида и характера.
Развитие сензитивности
Возможно выделить основные качества, характерные сензитивным личностям:
- Стеснительность;
- Робость;
- Излишняя чувствительность;
- Чувство неполноценности;
- Склонность к долгому переживанию прошедших либо грядущих событий.
Как возможно додуматься, подобные качества значительно чаще обусловлены конкретными изюминками воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, в то время, когда развитие сензитивности спровоцировано разными органическими обстоятельствами (к примеру, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)
Но сензитивность, в большинстве случаев, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в домашних отношениях в этом случае выступает самой распространенной обстоятельством. В случае если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, не считая разных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так появляются: замкнутость, нелюдимость и тревожность.
То же возможно сказать и о ситуации, в то время, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией есть постоянное рвение к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, дабы не подвергнуться очередному наказанию либо порицанию.
У большинства людей с годами сензитивность смягчается, потому, что возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальности. Они начинают наблюдать на вещи несложнее и покупают свойство лучше контролировать личные эмоции.
Виды сензитивности
С позиций психологии, сензитивность часто трактуется так же как умение человека понимать и принимать эмоции и особенности характера различных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.
Так, различают 4 вида сензитивности:
- Наблюдательская;
- Теоретическая;
- Номотетическая;
- Идеографическая.
Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать громадное внимание на поведение, обращение и наружность других людей. Другими словами сензитивный человек для того чтобы типа подмечает в один момент все сходу.
Теоретический вид сензитивности преполагает умение применять различные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.
Номотетическая сензитивность характеризуется свойством человека выявлять основные черты обычного представителя какой-либо социальной группы, а потом использовать это знание для предсказания поведения людей, относящихся к данной группе.
Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и личные особенности данного человека.
Другие виды сензитивности
Не считая основных типов, возможно поделить сензитивность кроме этого на :
- Эмоциональную;
- Социальную;
- Сензитивность темперамента.
Эмоциональная сензитивность значительно чаще употребляется в значении гиперчувствительности человека к происходящим либо грядущим событиям. Другими словами все то, что в полной мере нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности получает огромное значение.
В большинстве случаев, человек, у которого отмечается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, кроме того самые незначительные, каковые с ним случились, неизменно анализируются и покупают все новые оттенки.
К примеру, если он в юные годы стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие очень сильно повлияло на его психику, он будет не забывать о нем фактически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в этом случае проявляется тем, что человек, в большинстве случаев, весьма страдает от собственных тяжелых воспоминаний, потому, что наделен неординарной свойством с их помощью волноваться события заново.
Так же болезненно сензитивные личности принимают какие-либо грядущие перемены. Обычно кроме того положительный темперамент событий доставляет им беспокойство и ведет к эмоциональному напряжению.
Социальная сензитивность характеризуется прежде всего как непреодолимое чувство страха перед разными социальными обстановками. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.
Как раз сознание своей ущербности и содействует формированию социальной сензитивности. Человек опасается общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, в большинстве случаев, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, талантливым, красивым, достойным и т.д.
Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а чтобы побороть себя и получить уверенность в собственных силах, нужно большое количество стараний и времени.
Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик практически не характерно это свойство. А темперамент меланхолика именно включает в себя те свойства, каковые присущи сензитивным людям:
- Сильная чувствительность;
- Ранимость;
- Тревожность;
- Мнительность.
Помимо этого, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью именуют в основном депрессивный темперамент переживаний людей, которыми владел к нему. Меланхолики весьма не легко переживают обиды и очень сильно расстраиваются при неудачах, значительно чаще обвиняя наряду с этим себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах кроме этого присущи данному типу. Так, при определении темперамента сензитивного человека возможно практически в любое время прийти к выводу, что он меланхолик.
Понравилась статья? Поделись с приятелями.
modwear.ru