Содержание

Значение слова «Эмоциональный» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. см. эмоция. 2. Насыщенный эмоциями, выражающий их. Эмоциональная речь. 3. Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. Эмоциональная личность. «» сущ эмоциональность, -и, ж.


Ударение: эмоциона́льный прил.

  1. Соотносящийся по значению с существительным: эмоции, эмоция, связанный с ними.
  2. Преисполненный эмоций.
  3. Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся.
  4. Вызванный эмоцией, эмоциями.
  5. Выражающий эмоцию, эмоции.

ЭМОЦИОНА́ЛЬНЫЙ, эмоциональная, эмоциональное; эмоционален, эмоциональна, эмоционально (·книж. ).
1. только ·полн. прил. к эмоция; выражающий эмоции, порожденный ими. Эмоциональня речь. Эмоциональный жест.

2. Легко возбудимый, несдержанный. Эмоциональный характер. Эмоциональный человек. Он очень эмоционален.

горячий, пафосный, аффективный, поэтический, темпераментный, страстный, рьяный, эмфатический, порывистый, воодушевленный, экстазный, пылкий, чувствительный, экспансивный, патетический, возбудимый

прилвозбудимый, экспансивный

возбудимый, воодушевленный, горячий, патетический, пафосный, порывистый, поэтический, пылкий, рьяный, страстный, темпераментный, чувствительный, экстазный, эмфатический

эмоциона́льный,
эмоциона́льная,

эмоциона́льное,
эмоциона́льные,
эмоциона́льного,
эмоциона́льной,
эмоциона́льного,
эмоциона́льных,
эмоциона́льному,
эмоциона́льной,
эмоциона́льному,
эмоциона́льным,
эмоциона́льный,
эмоциона́льную,
эмоциона́льное,
эмоциона́льные,
эмоциона́льного,
эмоциона́льную,
эмоциона́льное,
эмоциона́льных,
эмоциона́льным,
эмоциона́льной,
эмоциона́льною,
эмоциона́льным,
эмоциона́льными,
эмоциона́льном,
эмоциона́льной,
эмоциона́льном,
эмоциона́льных,
эмоциона́лен,
эмоциона́льна,
эмоциона́льно,
эмоциона́льны,
эмоциона́льнее,
поэмоциона́льнее,
эмоциона́льней,
поэмоциона́льней

Поделиться значением слова:

glosum.ru

эмоциональный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.эмоциона́льныйэмоциона́льноеэмоциона́льнаяэмоциона́льные
Рд.эмоциона́льногоэмоциона́льногоэмоциона́льнойэмоциона́льных
Дт.эмоциона́льномуэмоциона́льномуэмоциона́льнойэмоциона́льным
Вн.    одуш.эмоциона́льногоэмоциона́льноеэмоциона́льнуюэмоциона́льных
неод. эмоциона́льный эмоциона́льные
Тв.
эмоциона́льным
эмоциона́льнымэмоциона́льной эмоциона́льноюэмоциона́льными
Пр.эмоциона́льномэмоциона́льномэмоциона́льнойэмоциона́льных
Кратк. формаэмоциона́ленэмоциона́льноэмоциона́льнаэмоциона́льны

э·мо-ци·о-на́ль-ный

Прилагательное, качественное и относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — эмоциона́льнее, эмоциона́льней.

Корень: -эмоци-; суффиксы: -он-альн; окончание: -ый [Тихонов, 1996]

.

Произношение

  • МФА: [ɛmət͡sɨɐˈnalʲnɨɪ̯] 

Семантические свойства

Значение
  1. соотносящийся по знач. с сущ.: эмоция, связанный с ним ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. преисполненный эмоций ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. подверженный эмоциям, легко возбуждающийся ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. вызванный эмоцией, эмоциями ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. выражающий эмоцию, эмоции ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

ru.wiktionary.org

Что такое сомато-эмоциональный релиз | Мир Человека

Сомато-эмоциональный релиз — это терапевтический процесс, используемый в краниосакральной терапии, который помогает высвободить эмоциональную энергию прошлых травм, по каким-либо причинам сохраненную и изолированную внутри тела.

Доктор Джон Апледжер, создатель краниосакральной терапии

, во время клинических экспериментов его методики, вместе с доктором Цви Карни, биофизиком и биоинженером в университете штата Мичиган, пришел к выводу, что тело часто сохраняет, подавляет и изолирует отрицательную эмоциональную энергию. Оно преобразовывает ее в физическую силу повреждения, которая проникает в ткани, а не рассеивает ее. Эта локализованная и концентрированная энергия, которую доктор Апледжер назвал «энергетической кистой», создает критические сбои, в функционирующей энергетической системе тела, вызывая дисфункции в организме.

«Энергетическая киста» не проявляется сразу. Изначально тело приспосабливается к присутствию «энергетической кисты» настолько, насколько это возможно, но постепенно за это абсорбацию приходится платить здоровьем. В течение месяцев, а иногда и в течении нескольких лет могут проявляться боли, физические дисфункции и эмоциональные нарушения. Чаще всего это выражается в хронических физических заболеваниях. Но могут быть и куда более серьезные последствия. Например, понижение защитных механизмов иммунной системы, аутоиммунные заболевания, усталость, тревога или даже социальные, психические или психологические дисфункции, такие как, неуверенность, паническое расстройство, животный страх.

Целью СЭР является обнаружение и устранение неблагоприятных последствий прошлых физических травм, эмоциональных сбоев, патогенных заболеваний, чрезмерного облучения радиацией, отравлением токсическими веществами и т. д. Иными словами, от совокупности тела, разума и духа, а также их взаимодействия на наш организм, зависит физическое, эмоциональное и психическое здоровье.

Большинство медицинских направлений разделяют тело и разум, предлагая либо физиотерапию, либо психотерапию. Однако известно, что радикальные изменения в физическом здоровье, к лучшему или к худшему, всегда сопровождаются психическими изменениями. Однако и обратное в равной степени тоже верно: значительное изменение психической деятельности всегда сопровождается изменением активности тела, позы и движений. Тело и разум неразделимы! На самом деле это просто разные грани единого существования. Сомато-эмоциональный релиз предоставляет мягкий и креативный инструментарий для одновременной работы с тканями тела и его эмоциями, позволяя высвобождать неблагоприятную энергию или воспоминания о негативаной энергии сохраненной при помощи психофизических травм. Сомато-эмоциональный релиз способствует личностному росту. Он помогает нам двигаться от болезней и не решенных проблем к здоровью, благополучию и самореализации. Краниосакральная терапия и сомато-эмоциональный релиз объединяют все аспекты человеческой природы (физические, умственные, эмоциональные и духовные) в один, что способствует глубоким личностным изменениям и росту комфорта нашей жизни.

 

Что такое тканевая память?

 

Тканевая память играет важную роль в сомато-эмоциональном релизе. Клетки и ткани тела, такие как фасции, мышцы, кости, а также висцеральные органы, обладают способностью сохранять воспоминания о пережитых травмах, не обязательно сохраняя информацию о них, на расположенные в центре нейроны для хранения и интерпретации этих воспоминаний. Кроме того, соматические и висцеральные ткани и клетки всех видов хранят энергию специфических эмоций, связанных с воспоминаниями о пережитой травме. Такими травмирующими переживаниями могут быть спортивная травма, автомобильная авария, операция, опасная для жизни ситуация, детская травма, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие, разлад в интимных отношениях, контузия, посттравматический стресс и т. д.

Когда, например, конкретная группа мышц травмируется во время занятий спортом, память о повреждении сохраняется в пораженных тканях. Это обычно означает, что в этой конкретной группе мышц образовалось небольшое бессознательное сокращение в качестве защитного напоминания о травме. Если тканевая память недостаточно высвобождается, сокращение будет оставаться в мышце даже после заживления самой травмы, что приведет к дальнейшей боли и дисфункциям.

Когда эти бессознательные сокращения не снимаются, они могут распространять напряжение на другие части тела. Обычно тело приспосабливается к этим моделям напряжения, и мы начинаем чувствовать себя совершенно нормально. Однако со временем эта абсорбация требует все больше и больше дополнительной энергии, и эти схемы напряжения могут вызвать хроническую боль и другие симптомы, происхождение которых будет для нас неизвестно.

Терапевт, использующий специальные краниосакральные техники — краниосакральная терапия / сомато-эмоциональный релиз (т

www.cranio.in.ua

Эмоциональный интеллект

Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой? Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте — при помощи обычных мыслей. Вам не нужны будут внешние факторы, чтобы быть счастливым, потому что вы умеете направлять свои эмоции в нужное вам русло и добиваться желаемого настроения.

Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит? Вы не сможете донести свою точку зрения, если будете раздражены и разгневаны, потому что в такие моменты ваше сознание засорено эмоциональным мусором, который мешает вам думать. Если вы управляете своими эмоциями, то сможете управлять и своим разумом.

К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе негативные эмоции. Они могут вас лишить всего — здоровья, жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности.

Наш курс был написан с целью повышения уровня вашего эмоционального интеллекта, что непременно повлечет за собой все позитивные последствия, о которых мы сказали выше.

Содержание:

  1. Что такое эмоциональный интеллект?
  2. Применение эмоционального интеллекта в жизни
  3. Как развить эмоциональный интеллект?
  4. Уроки по развитию эмоционального интеллекта
  5. Как проходить занятия?
  6. Книги и учебники
  7. Цитаты известных людей о важности управления эмоциями

Что такое эмоциональный интеллект?

Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот — не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ — речь о повышении уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotional intelligence) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач.

Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интутивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Как развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.

Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о медитации. Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.

В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.

Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.

Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по развитию эмоционального интеллекта

Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.

Задача курса: научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.

Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков.

Урок 1. Понятие и важность

Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления.

Урок 2. Модели эмоционального интеллекта

Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные.В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень.

Урок 3. Управление эмоциями

Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей.

Урок 4. Три главных навыка

Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они (пусть и не сразу) отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем.

Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье

Для счастья, по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.

Как проходить занятия?

Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания.

Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков.

Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество времени и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным. 

Стоит ли продолжать свое обучение по окончании курса? Безусловно, ведь психология эмоций — достаточно сложная и непостоянная материя, поэтому вы должны приучить себя к длительному обучению. Впрочем, это достаточно интересно и не должно нести элемент вынужденности. Читайте рекомендованную нами литературу, периодически повторяйте упражнения из курса, ведите дневник и оставайтесь осознанным, что бы ни случилось.

Мы рекомендуем вам следующие книги для повышения своего эмоционального интеллекта:

  • Эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулман.
  • Эмоциональный интеллект в бизнесе. Дэниел Гоулман.
  • Азбука эмоционального интеллекта. Ирина Андреева.
  • Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. Мартин Селигман.
  • Медитация и осознанность. Энди Паддикомб.
  • Сила позитивного мышления. Норман Винсент Пил.
  • Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех. Стивен Стайн, Говард Бук.

Желаем вам удачи и как напутствие предлагаем вам прочитать цитаты известных людей.

Цитаты известных людей о важности управления эмоциями

«Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции». Айрис Мердок.

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении». Марсель Ашар.

«Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе». Альбер Камю.

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». Лев Толстой.

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение». Дейл Карнеги.

«Чувство — огонь, мысли — масло». Виссарион Белинский.

«Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать позитивные результаты». Вилли Нельсон.

«Во время большого стресса или неприятностей, всегда лучше занять себя возделыванием вашего гнева и энергии во что-нибудь позитивное». Ли Якокка.

«Смех является лучшим средством выражения позитивных эмоций». Норман Казинс.

«Если в трудных ситуациях вы сосредоточитесь на возможностях, вы можете изменить свое отношение, снизить стресс и сконцентрировать внимание на достижение тех вещей, которые раньше могли казаться невозможными». Катерина Пальсифер.

«Мы — это то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций». Элизабет Гилберт.

«Эмоции, равно как и заботы, омрачают ясную голову. Все еще сто раз переменится». Эрих Мария Ремарк.

«Если эмоции будут в порядке — обиды и неурядицы исчезнут сами». Нейах.

«Дисциплина важна, но приучите себя к хорошим эмоциям. Это — единственная дисциплина, которая вам необходима». Эстер и Джерри Хикс.

«Эмоции имеют свой запах и привкус; возможно они передаются от человека к человеку посредством каких-то особых волн». Диана Сеттерфилд.

«Все правильные мысли приходят только после того, как эмоции заканчиваются». Наполеон Хилл.

«Если освободить проблему от эмоций — останется просто ситуация». Неизвестный автор.

«Гнев — это сообщение о наличии проблемы, которую необходимо разрешить позднее». Пол Экман.

Желаем вам успехов в повышении уровня эмоционального интеллекта!

Григорий Кшеминский

4brain.ru

Эмоции — это… Что такое Эмоции?

Эмо́ции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Смысл термина и границы понятия

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных — приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод, жажда, похоть, сексуальность, усталость.

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification — remorse, gratitude — anger, pride — shame, admiration — reproach, joy — distress, happy-for — resentment, gloating — pity, hope — fear, satisfaction — disappointment, relief — fears-confirmed, love- hate.

В статье Леонтьев В.О.Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту КИИ -2008. Труды конференции. Т.1 приведено теоретическое обоснование разбиения на противоположные пары восьмерки эмоций: интерес — пренебрежение, надежда — страх, удовлетворение — гнев, радость — горе.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

В статье Scherer, K. (2005).What are emotions and how can they be measured? Social Science Information Vol. 44, No. 4: 695-729 различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции ( гармония — дисгармония, красота — уродство, благоговение — кощунство…) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.

Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями.Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие — констатирующие и подтверждающие — неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то — к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги — при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы — люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы — люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения — присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса — дистресс — оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье — для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений — это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Коллективные эмоции

Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.)

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны. Продолжительность эмоций зависит от продолжительности воздействий, их вызывающих, и поэтому, не может служить основанием для их классификации. Вместо продолжительности лучше взять время возникновения эмоции относительно события. Эмоции возникшие до события называются предшествующими, после события констатирующими, см. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Интенсивность эмоции

  • слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)
  • средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.
  • сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

ЗНАК эмоции

  • Положительный — человек стремится к объекту эмоции.
  • Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции

Улыбка

Или зависимость эмоции:

См. также

Ссылки

Литература

  • Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
  • Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
  • Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте


Ирина Балманжи

Зачем нам эмоции? Можем ли мы управлять своим настроением? Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Делимся интересными фактами из наших книг.

Эмоциональный интеллект — путь к успеху

По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Конечно, это не единственное условие, необходимое для процветания. Однако способность считывать свои эмоции, управлять ими и угадывать чувства других людей повышает наши шансы достичь вершин в личной и профессиональной жизни.

Исследования показывают, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, выгодно отличаются от остальных. В мире бизнеса они лучше других работают с жалобами клиентов и улаживают конфликты, а в долгосрочной перспективе — устанавливают прочные и позитивные отношения с окружающими.

Эмоциональный интеллект можно развивать

Эмоциональный интеллект можно развивать и совершенствовать в любом возрасте. Для этого необходимо прорабатывать каждую из пяти его составляющих.

1. Самосознание. Осознание своих эмоций, сильных и слабых сторон, мотивов, ценностей и целей и их влияния на окружающих.

2. Управление своим поведением. Контроль или перенаправление разрушительных эмоций и порывов.

3. Мотивация. Стремление к достижениям ради самих достижений; желание самосовершенствоваться, работать и ставить перед собой трудные задачи.

4. Эмпатия. Внимание к чувствам других людей.

5. Социальные навыки. Направление отношений в нужное русло.

Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля.

Эмоции — это система навигации

Нам часто советуют бороться со своими эмоциями, но это неправильно. В сильных проявлениях чувств нет ничего плохого. Это своего рода опознавательные знаки, с помощью которых люди общаются и лучше понимают себя.

Эмоции не бывают плохими или хорошими, полезными или вредными. Они просто есть. Это заложенная в нас система навигации, и она лучше работает, если не сопротивляться ей.

Лишь осознав и приняв свои эмоции, вы увидите, какой сигнал они вам подают. Источник

Воспринимайте свои переживания как указание на то, что нуждается в улучшении. Задумайтесь: какова функция вашей эмоции? О чем она говорит? Какой подает сигнал? Что вас на самом деле тревожит? Чего вы боитесь? Чем вызваны гнев или печаль?

Эмоции могут преподать ценный урок. Они позволяют понять, что для вас действительно важно и как этого достичь. Управлять ими означает не искоренять их, а эффективно использовать, не давая им контролировать ваше поведение.

Тело не лжет

Представьте, что вы идете по темной улице в опасном районе около двух часов ночи. Внезапно кто-то выскакивает из переулка и бежит в вашу сторону. Какую эмоцию вы испытаете? В большинстве случаев это будет страх, вызывающий немедленную физиологическую реакцию: сердце заколотится быстрее, во рту пересохнет, дыхание участится или станет прерывистым, тело задрожит, зрачки расширятся, на теле выступит пот, а в крови подскочит уровень сахара.

Наш организм моментально отзывается на эмоциональное состояние изменением пульса и другими реакциями. Поэтому один из самых надежных способов распознать собственные эмоции — прислушаться к своему телу. Участилось ли сердцебиение? Появилась ли сухость во рту? Сбилось дыхание? Вспотели ладони? Вы должны научиться наблюдать за этими физическими индикаторами.

Чем в большей гармонии вы находитесь со своими физическими реакциями, тем лучше сможете понять свои эмоции. Тело не лжет. Его реакции — ценный источник информации о чувствах.

У эмоций много оттенков

Подрезавшая вас машина может вызвать у вас либо слабую досаду, либо бешенство. На работе вы можете испытывать не только гнев, но и, например, разочарование в выбранной профессии или тревогу за свою дальнейшую карьеру. Злитесь вы или раздражены, охвачены тоской или только приуныли, ликуете или вам всего лишь приятно? Такие оттенки важно уметь различать.

Чтобы стать более проницательным, подумайте о том, что значит для вас каждое слово в списке ниже. Представьте себя во власти каждой из этих эмоций. Видите ли вы разницу (большую или незначительную) в своих поступках в зависимости от того, что чувствуете?

Наблюдая за собой, вы постепенно научитесь точно определять эмоции и степень их выраженности, а также события, которые их вызывают.

Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях

Вы можете свести к минимуму нежелательные реакции, если в процессе взаимодействия с другими людьми будете держать в уме важные для вас результаты и ценности.

Предположим, вам предстоит указать подчиненному на недостатки в работе. Вас тревожит предстоящий разговор, и вы его постоянно откладываете. Анализируя свои эмоции, вы осознаете, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Это хороший сотрудник, и вы боитесь незаслуженно его обидеть. Так проводить с ним беседу или нет?

Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги. После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор.

Важно понимать, как эмоции влияют на поведение, как их истолковывать и управлять ими, чтобы не сбиваться на пути к цели, а, наоборот, руководствоваться ими как компасом. Источник

Другой пример. Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно. Итак, вы идете по улице с двухлетним ребенком. Вы не держите его за руку, и внезапно он выбегает на проезжую часть прямо под колеса грузовика.

В последний момент вы успеваете схватить его в охапку, уносите в безопасное место и там начинаете трясти его и кричать на всю улицу: «Ты что, дурак?!» Учитывая ваши ценности, возможен ли такой сценарий? Вполне. Потому что вы испытали эмоцию (ужас) огромной силы, видя, что ваш ребенок несется в объятия смерти.

В вышеприведенном примере вы не хотели бить или унижать ребенка. Просто эмоции взяли верх над вашими ценностями и целями.

Можно ли было спасти ребенка от опасности, не предавая свои ценности? Без сомнения, да. Можно было точно так же схватить его, но обнять и объяснить, как сильно вы испугались и что он ни в коем случае не должен больше так делать, то есть дать выход своим чувствам, но не противоречить своим идеалам. В этом и состоит суть эмоционального интеллекта.

Вы способны культивировать и менять свои эмоции

Благодаря рациональному мышлению вы можете менять свои установки, перенаправлять мысли и убеждения, тем самым культивируя одни эмоции и уменьшая влияние других.

Например, в конце дня вы понимаете, что еще не все дела закончены. В этом случае можно легко убедить себя в том, что сегодня работа была полностью неэффективна. Это громко и отчетливо звучит голос Критика. Если вы разрешите ему доминировать, он сообщит вам, что все ваши сотрудники совершенно некомпетентны и даром едят свой хлеб. Все их недостатки внезапно выплывут на поверхность.

Однако если вы взглянете на ситуацию с юмором и прислушаетесь к другим голосам, то обнаружите, что слова вашего внутреннего критика — полная чушь.

Нет, это не значит, что вы должны снизить требования и выдавать низкую эффективность за триумф. Вместо этого постарайтесь разумно и объективно подойти к оценке ситуации. Прислушайтесь к некоторым другим голосам. Например, голос Позитивизма может рассказать вам, что ваши сотрудники делают правильно. Голос Благодарности сообщит, за какие достижения вы должны быть им признательны. Не бывает лишним также обратиться к голосу Изобилия, чтобы увидеть, как много у вас работы и как это здорово!

Управление внутренним диалогом и сознательный выбор тех голосов, которые лучше всего служат нашим целям, — очень мощный инструмент развития эмоционального интеллекта.

Эмпатия — ключ к плодотворным личным и профессиональным отношениям

Эмпатия — важнейшая составляющая эмоционального интеллекта. Она необходима для общения с сотрудниками, клиентами и большинством представителей человечества. И она окупается с лихвой. Если вы стремитесь к пониманию окружающих, то они чувствуют, что их уважают и ценят, и, в свою очередь, отвечают взаимностью.

Эмпатия — необходимый для успеха компонент, независимо от характера вашей деятельности. Источник

На работе отсутствие эмпатии грозит потерей прибыли и возможностей. Разгневанные клиенты, не получив от вас должного внимания и помощи, уходят в компании-конкуренты. Более того, они рассказывают другим людям о том, что с вами не стоит иметь никаких дел. Слова «никакого понимания» напрямую присутствуют во многих негативных отзывах.

Недостаток эмпатии порождает и массу этических проблем внутри организации. В коллективах, где руководители не стремятся выслушать своих подчиненных и понять их точку зрения, часто наблюдается текучка кадров. Это сказывается и на общей атмосфере.

Важно понимать, что умение слушать — это еще далеко не сама эмпатия, как иногда ошибочно считают. Есть много людей, которые прекрасно слушают — исключительно чтобы раскритиковать, высказать неодобрение или выставить себя в лучшем свете.

Эмпатия же возникает, когда слушание переходит в понимание (необязательно согласие), умение представить себя на месте говорящего, полностью погрузиться в чувства другого человека, возможно, имеющего иные убеждения и ценности, в то же время оставаясь самим собой.

Проявлять эмпатию — значит учитывать, что наш взгляд на ситуацию может измениться. Отбросить свои предрассудки и слушать то, что на самом деле говорит человек, — один из самых эффективных путей к здоровым отношениям.

По материалам книг «Сила эмоционального интеллекта», «HBR Guide. Эмоциональный интеллект», «Помощь»

Обложка поста отсюда

blog.mann-ivanov-ferber.ru

эмоционально — это… Что такое эмоционально?

  • эмоционально — эмоционально …   Орфографический словарь-справочник

  • эмоционально — патетически, воодушевленно, патетично, упоенно, экспансивно, порывисто, страстно, пафосно, экстазно, горячо, темпераментно, рьяно, чувствительно, пылко Словарь русских синонимов. эмоционально экспансивно Словарь синонимов русского языка.… …   Словарь синонимов

  • Эмоционально — I нареч. качеств. 1. Преисполнившись каких либо эмоций, проникшись ими. 2. Легко возбуждаясь, будучи подверженным эмоциям. 3. Выражая эмоцию, эмоции или свидетельствуя о них. II предик. Оценочная характеристика чьего либо поведения, чьих либо… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • эмоционально — Чувство …   Словарь синонимов русского языка

  • эмоционально — эмоциональность …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • эмоционально — см. эмоциональный; нареч. Эмоциона/льно выражать мысль. Эмоциона/льно вести себя. Эмоциона/льно богатый человек. Эмоциона/льно окрашенный образ …   Словарь многих выражений

  • эмоционально —   эмоциона/льно …   Правописание трудных наречий

  • эмоционально нагруженный — эмоционально нагруженный, эмоционально нагруженный …   Орфографический словарь-справочник

  • эмоционально возбужденный — прил., кол во синонимов: 1 • эмоционально возбуждённый (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • эмоционально возбуждённый — прил., кол во синонимов: 1 • эмоционально возбужденный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • эмоционально обнаженный — прил., кол во синонимов: 1 • эмоционально обнажённый (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о