Содержание

Девиантное поведение подростков как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

с!ог

УДК 159.9.316.6 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-98-101

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шаД: [email protected]

В статье раскрывается сущность и особенности девиантного поведения подростков с позиции социологизаторского подхода. Обосновано, что к социальным проблемам подростков приводит искажение в поведении, сложности подросткового возраста, некорректная самооценка личности. Отдельное внимание уделяется социальным нормам и процессу дезадаптации подростков.

Эти факторы приводят к увеличению числа подростков, склонных к девиантному поведению, а впоследствии, к социальным проблемам в обществе.

Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, социальные нормы, подросток, самооценка, детерминизм, дезадаптация

Научное изучение отклонений осуществляется в разных науках. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующих это социальное явление, стало насущной задачей. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.

Проблемы девиации рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы». В. В. Ковалев рассматривает деви-антное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества». Я. И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».

Таким образом, при всем многообразии определений и характеристик, девиантное поведение можно трактовать как поведение, действие которого выходит за рамки принятых в окружающем обществе норм и правил.

В своем понимании природы девиантно-го поведения, в частности, девиантного поведения подростков, основополагающим яв-

ляется то, что в развитии ребенка происходит искажение, которое проявляется через поведение. Развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [1].

Подростковый возраст как кризисный период развития человека даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.

Границы подросткового возраста достаточно условны. У разных исследователей существуют незначительные разногласия в определении возрастных границ подросткового периода развития человека. Т. Д. Мо-лодцова считает, что подростковый возраст ограничивается 10-14 годами [2].

Девиантное поведение подростков обуславливается социальными нормами. Социальные нормы — количественная и качественная характеристика требований общества, предъявляемых к процессам и условиям жизнедеятельности людей и социальных групп; эффективный механизм организации справедливых отношений между коллективами и отдельными личностями. Они служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контро-

ля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения [3].

В данном исследовании в понимании термина «социальная норма» мы придерживаемся определения, предложенного Л. В. Мардахае-вым: «Социальные нормы — официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия» [1, с. 168-169].

Для нравственного становления в подростковом возрасте характерно формирование новых убеждений и идеалов. Особое значение в нравственном развитии имеют ценностные ориентации.

Социальные проблемы в обществе возникают у девиантных подростков из-за неправильной самооценки. Самооценка, наряду с самосознанием, представлением о себе как субъекте деятельности и общения, является центральным образованием подросткового возраста. Функционально самосознание представляет единство трех сторон: самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. Представление о себе формируется на основе оценок различных сторон своей личности, поэтому общая самооценка состоит из множества частных: оценки своих моральных качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, положения в коллективе и др.

У большинства девиантных подростков выявляется неадекватная самооценка: она может быть заниженной или завышенной. При этом следует разделять заниженную самооценку в значимой области деятельности и в незначимой области. Например, известно, что ведущей потребностью подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками.

Поэтому, неприятие подростка коллективом сверстников становится для него настоящей трагедией. Это может при-

вести к тому, что у подростка устанавливается заниженная самооценка, иногда переходящая в различные комплексы. В то же время подросток может особенно не переживать из-за неудач в спорте, если не относится к нему серьезно. Следовательно, эти неудачи не могут существенно повлиять на уровень адекватности его самооценки.

У подростков с отклоняющимся поведением, как правило, в результате неблагоприятных условий воспитания формируется заниженная значимая самооценка, которая вызывает неадекватные, острые переживания, робость, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенность своим положением в коллективе. Неадекватные переживания способствуют формированию отрицательных качеств. Чтобы избежать негативной оценки их личности и способностей, они начинают лгать, приспосабливаться, выдавать желаемое за действительное.

Социальные проблемы возникают так же с подростками с выраженным агрессивным поведением, аффективными переживаниями. В последнее время в связи с изменениями требований общества к личности человека внимание субъектов профилактики также заостряется и на пассивных детях. Пассивная позиция, занимаемая подростком, приводит к пассивному отношению к своим недостаткам. Подобное отношение имеет негативные последствия, как для самого подростка, так и для окружающих. Так, например, подросток перестает признавать свои недостатки, не стремится их исправить, теряет «чувство реальности» в оценивании своих способностей, становится неспособным анализировать свое поведение и определить истинные причины своих неудач. Становится привычкой такой нерациональный способ решать проблемы, как уход от них — социально-пассивная форма отклоняющегося поведения (замкнутость, ограничение круга общения, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п.).

Представляют интерес исследования, посвященные изучению причин и проявлений де-виантного поведения подростков. Подростковый возраст, как кризисный период развития человека, даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.

Следует подчеркнуть, что одним из наиболее сложных вопросов исследования явля-

ется вопрос о причинах девиантного поведения, о его детерминизме. Детерминистское объяснение означает выявление всего комплекса событий, явлений или процессов, воздействующих на изучаемое явление.

Причинность отвечает на вопрос: почему произошло событие? При изучении причин девиантного поведения приходится изучать механизм действия социальных законов. По мнению Г. А. Аванесова и А. И. Долговой, девиантность как социальное явление «намертво» связано с жизнедеятельностью реального, конкретного, существующего общественного организма, отражает экономические и социально-политические процессы.

Эта позиция отражает социологизатор-ский подход в объяснении причин отклоняющегося поведения, согласно которому отклонения в поведении имеют прямую зависимость от социальных условий существования людей.

Социологическая теория в качестве основных причин, вызывающих девиантное поведение, выделяет следующие:

— разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой;

— углубление противоречий между доминирующей в обществе культурой и разнообразными субкультурами;

— разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями;

— отчуждение личности от ценностно-нормативной регуляции, существующей в обществе;

— утрата личностью морально ценностных ориентиров [4].

Практика показывает, что внешние и внутренние стороны одного и того же поведения могут не совпадать. За внешним лоском и мнимой воспитанностью может таиться циничная, глубоко аморальная натура человека. И, наоборот, что очень часто наблюдается у подростков, за внешней бравадой, кажущейся распущенностью скрывается желание выглядеть оригинальным, выглядеть личностью, которой известны все стороны жизни — и плохие, и хорошие. И если в последнем случае достаточно обычных мер нравственной корректировки личности, то в первом предстоит сложная, трудоемкая работа, направленная на перевоспитание подростка.

Биологический компонент включает генетическую основу человека, особенности

обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии и др.

С этой позиции интерес представляет градация отклонений в поведении, предложенная исследователем Н. Вайзманом. Он выделил следующие группы данного контингента:

1 группа — психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. «Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны»;

2 группа — подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффектив-ностью, возбудимостью, агрессивностью. «Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя»;

3 группа — подростки с преобладающей расторможенностью влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. «Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны».

В рамках педагогического процесса применяются различные трактовки типологии поведения личности с отклонениями в поведении.

В общеобразовательной школе одной из распространенных форм девиантного поведения является педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность учащихся очень часто сочетается со школьной дезадаптацией.

К. Роджерс трактует дезадаптацию как «состояние внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека». В этом определении дезадаптация рассматривается автором как внут-риличностный конфликт самой личности. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации — нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности («вор», «хулиган» «бродяга» и пр. ).

Среди наиболее распространенных поведенческих отклонений, сочетающихся со школьной дезадаптацией, можно отметить дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной — социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от видеофильмов, компьютерных игр, религиозных сект.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения

от нравственного контроля над собственным поведением. Это в последствии может привести к социальным проблемам с подростками и так же развитию девиантного поведения.

Литература

1. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. С. 237.

2. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. С. 30.

3. Молодежь в XXI веке: Социальное участие. Тамбов, 2000. С. 150.

4. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. Ростов-н/ Д.; М., 2000. С. 382.

References

1. Mardakhaev L. V. Slovar’ po sotsial’noj pe-dagogike [The social pedagogics dictionary]. M., 2002.

2. Ajkhorn А. Trudnyj podrostok [Troubled teenager]. M., 2001.

3. Molodezh’ v XXI veke: Sotsial’noye uchas-tiye [Youth in the XXI century: Social participation]. Tambov, 2000.

4. Sotsial’naya rabota [Social work] / pod red. V. I. Kurbatova. Rostov-n/ D.; M., 2000.

* * *

DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AS SOCIAL PROBLEM

Boldina Marina Aleksandrovna, Nikonov Yury Sergeevich

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]

In article authors revealed the essence and features of deviant behavior of teenagers from a position of social approach and proved that to social problems of teenagers’ distortion gives difficulties of teenage age in behavior, an incorrect self-assessment of the personality. Authors paid special attention to social norms and process of disadaptation of teenagers. These factors lead to increase in number of the teenagers inclined to deviant behavior, and subsequently, to social problems in society.

Key words: deviation, deviant behavior, social norms, teenager, self-assessment, determinism, disadaptation

Об авторах:

Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Никонов Юрий Сергеевич, студент 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Social and Pedagogical Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Nikonov Yury Sergeevich, 4-year Student, Educational Program «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Смолева Е.О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних

Смолева Елена Олеговна
ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук»
научный сотрудник

Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio- Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
Research associate

Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/09/7741 (дата обращения: 14.09.2021).

Девиантным поведением личности является поведение, отклоняющееся от социальных норм и сопровождающееся социально-психологической дезадаптацией.

В отечественной и зарубежной психологии вопросы формирования девиантного поведения связываются с процессом развития личности. С точки зрения развития личности в онтогенезе отклоняющееся поведение несовершеннолетних обусловлено противоречием между адаптивным характером жизни на основе выполнения норм, представляющей из себя социотипическое поведение, и процессом развития, на который ориентирован несовершеннолетний [1, с. 205-210].

Существует мнение, что девиантность связана с деформацией развития личности. Так, Е.В. Руденский рассматривает девиантность подростков как следствие дефицитарной деформации развития в контексте социально-педагогической виктимизации личности [2, с. 170-171]. Девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности и является следствием «психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности» [3, с. 98]. Под девиантной виктимностью понимается предрасположенность личности стать «…жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации развития личности» [3, с. 91]. Деформированность личности и ситуация возникновения девиантного паттерна приводят к различным формам девиантного поведения и виктимности. В этом случае виктимная личность характеризуется  заниженной самооценкой, дефицитом ценностных ориентаций, снижением уровня мотивации, высоким конформизмом, что отражает ее социально-психологическую дезадаптацию, экстернальным локусом контроля. Следовательно, присущие девиантно виктимной личности характеристики предшествуют проявлениям отклоняющегося поведения. По многочисленным данным, в процессе формирования стереотипов девиантного поведения социально-психологическая дезадаптация усиливается, несформировавшаяся система личностных ценностей приобретает девиантный характер.

Но не все виктимные личности демонстрируют впоследствии устойчивые стереотипы девиантного поведения. Анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что пусковым механизмом девиантного поведения является наличие психологической проблемы.

В психодинамических теориях в качестве психологической проблемы выделяют наличие внутриличностных конфликтов (З.  Фрейд), конфликты между чувством неполноценности и стремлением к превосходству (А. Адлер), фрустрации от неудовлетворенной потребности в родительской любви и зависимости в раннем возрасте при отсутствии родительской заботы (К.Хорни), базальный конфликт между стремлением к удовольствию и стремлением к безопасности (М. Кляйн).

В рамках экзистенционального и гуманистического подходов девиантное поведение обусловливалось внутренним конфликтом между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне (К. Роджерс), экзистенциальными противоречиями – конфликтом между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточной для этого продолжительностью жизни, противоречия между чувством одиночества и связанности с другими людьми (Э. Фромм). Основой конфликта может служить фрустрация стремления к смыслу жизни (В. Франкл), блокировка процесса самоактуализации в виде фрустрации базовых потребностей, фиксации на потребностях низшего уровня, недоразвитие высших потребностей в сочетании с неблагоприятными социальными условиями (А.  Маслоу).

Теории научения в качестве проблемной ситуации рассматривают конфликт приближения-избегания (Скиннер). В генезисе отклоняющегося поведения теория социального научения подчеркивает роль дисфункциональных ожиданий и Я-Концепций. Когнитивные процессы вносят свой вклад в виде дисфункциональных самооценок и представлений о собственной неэффективности. В основе конфликта лежит рассогласование между стандартами и представлениями о возможности их достижения – представления о самоэффективности (А. Бандура).

Ф.Е. Василюк выделяет следующие варианты возникновения проблем: фрустрация, стресс, конфликт и кризис [4, с. 30-45]. При фрустрации психологическая проблема вызывается противоречием между желаемым и допустимым, при конфликте – межличностным или внутриличностным противоречием, при стрессе – сильным нестандартным воздействием, при кризисе – резкой сменой жизненных обстоятельств. В ответ на проблемную (конфликтную) ситуацию человек демонстрирует неконструктивный тип поведения (агрессию, репрессию, эскапизм, регрессию, рационализацию, проекцию, аутизм и сублимацию). Большинство из перечисленных выше типов поведения позволяют снять с себя ответственность, перенести ее на обстоятельства, других людей и.т.д.

Обобщая выше сказанное, определяем в качестве пускового механизма девиантного поведения наличие проблемной ситуации у девиантно виктимной личности. При этом основную роль в процессе формирования девиантности должны играть качественно новые образования.

В качестве преодоления проблемы компонентного подхода  в исследовании делинквентности были предприняты попытки выделить комплекс индивидуально-психологических свойств личности правонарушителя и проанализировать то «центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс» [5, с. 131] делинквентной личности, природу отклоняющего поведения и его феноменологию.

Анализ психологической литературы выявил следующие характеристики центральных образований девиантной личности:

  1. Доминирующая система отношений к себе. Девианты характеризуются негативным Я-образом, достаточно сильным расхождением Я-реального и Я-идеального [6, с. 85-94], неадекватной самооценкой [7, с. 219-220]. Есть интеракционный конфликт между самооценкой и оценкой социума
  2. Деформации в ценностно-мотивационной системе личности: несформированность личностных ценностей, девиантные ценности [8, с. 59], фрустрирование потребностей, внутренние конфликты [9, с. 8], малопродуктивные механизмы психологической защиты, блокировка процесса самоактуализации. Для личности с девиантным поведением характерны специфические социальные позиции, связанные с размыванием своего «Я», чему способствует негативная Я-концепция и «жесткая» групповая принадлежность, «сильное превалирование групповой идентификации над процессами индивидуализации» [10, с. 24-32].
  3. Социальные установки: агрессивность, физическое насилие как норма, контрнормативность как стиль поведения. Предполагается скрытая асоциальность большинства членов общества [11, с. 38-40].
  4. Доминирующая система отношений к другим – негативная: ожидание враждебности, настороженности, конкуренции, неприятия [12, с. 55-62].
  5. Особенности системы саморегуляции – чрезмерный или недостаточный самоконтрол), нарушения волевых качеств, склонность к формированию стойких поведенческих стереотипов, малоэффективные копинг-стратегии [13, с. 64-70]. У несовершеннолетних отсутствуют представления о последствиях своих действий, низкая ответственность за свою жизнь.

Закреплению паттернов девиантного поведения способствует негативный жизненный опыт.

Девиантное поведение несовершеннолетних соответствует общей описательной схеме и в то же время имеет свои особенности. Итак, отклоняющееся поведение несовершеннолетних можно рассматривать как результат их выхода из психологической проблемы или критической ситуации – ситуации невозможности. У «трудного» подростка оказываются фрустрированными основные социальные потребности: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых, потребность в самоуважении (школьная неуспеваемость ассоциируется с низким уровнем интеллекта), потребность в общении (исключение из системы межличностных отношений в школе). Несовершеннолетние с девиантным поведением могут испытывать фрустрацию в отношении образования, проведения досуга, образа жизни в целом. Для несовершеннолетних в качестве проблемной может выступить ситуация отчуждения, одиночества [14, с. 113-124]. С другой стороны нестандартными или экстремальными для несовершеннолетних являются ситуации превосходства, защиты репутации.

Психологическая готовность несовершеннолетних к отклонениям в поведении состоит в неспособности правильной регуляции своего поведения  и адекватного восприятия ситуаций, связанных с преодолением жизненных трудностей, налаживанием отношений с окружающими. Для этой группы ситуация затрудненности достижения желаемого в большинстве случаев адекватна ситуации невозможности удовлетворения потребностей. Часто это связано с личностными особенностями или сложившимися стереотипами поведения, направленного на уменьшение отрицательных эмоциональных переживаний [15, с. 151]. Стремление поскорее восстановить состояние эмоционального благополучия в сочетании со слабой волевой регуляцией поведения побуждает несовершеннолетнего искать выход в пересмотре ситуации. Выходом, требующим наименьших усилий, является включение защитных механизмов. Психологическая защита, искажая реальность с целью немедленного достижения эмоционального спокойствия, действует без учета временной перспективы.  По мере нарастания отрицательной информации и усугубления психологической проблемы защита становится все менее эффективной. Несовершеннолетний находит выход во внешней среде (асоциальных группировках и девиантном поведении). Девиантное поведение является следствием неконструктивного переживания проблемной ситуации.

На формирование девиантного поведения несовершеннолетнего оказывает негативное влияние несформированность временных перспектив. Временная перспектива будущего связана с ценностно-нормативной системой личности, так как формируется через усвоение общекультурных, социальных норм, интериоризацию ценностных установок родителей. В то же время высокая степень нестабильности жизни, неясные перспективы развития общества обусловливают нежелание формирования перспектив будущего.

Поведение несовершеннолетних в большинстве случаев ситуативно. Социальные нормы не являются регулятором поведения не столько из-за незнания, непонимания или неприятия социальных норм, сколько в связи с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих[16, с. 470-475].

У подростков, лишенных нормального общения, быстро формируется антиобщественная установка, которая усугубляется малым жизненным опытом, повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, стремлением к быстрой реализации побудительного мотива.

Проведенный анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, девиантное поведение характеризуют деформации в ценностно-мотивационной и когнитивной системах личности, дефекты системы регуляции поведения, проблемы в эмоционально-волевой сфере, негативный жизненный опыт. Процесс формирования девиантности является многостадийным и многофакторным. Его пусковым механизмом выступает наличие психологически проблемных ситуаций в виде фрустрации, конфликта, стресса и кризиса. В качестве начальной стадии формирования девиантности выступает девиантная виктимность личности.

Для подростковых девиаций наиболее характерны следующие особенности: высокий уровень готовности к девиациям, импульсивный характер реагирования на состояние фрустрации; низкий уровень стимуляции.


Библиографический список
  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  2. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 1998.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведение: учебное пособие для вузов. М: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания, М., 1984.
  5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович. Избранные психологические труды. М., 1995.
  6. Раева В.М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.// Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семинара 28-30 июня 1992 года под редакцией И. А. Невского. М., 1993.
  7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебн. пособие.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
  8. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. Т. 18.
  9. Семикашева И.А. Социально-психологические особенности идентичности подростков. Автореферат…. канд. псих. наук. Ярославль, 2003.
  10. Бухлина Л.Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007.
  11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ПитерКом, 1999.
  12. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии, 1994. № 4. С. 55-62.
  13. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. – Обзр. психиатр. и мед. психол., 1994.
  14. Перешеина Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007.
  15. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. 1996. № 3.
  16. Яковлева Ю.А. Особенности психологических кризисов у трудных подростков. // Социальная психология – XXI век: В 2-х т. Т. 2. – Ярославль, ДИА-Пресс, 1999.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»

Девиантное поведение и его опасность для общества

Девиантное поведение характеризуется изменением поведения человека с отклонением от общепринятых норм, социально одобренных стандартов. Проблема девиантного поведения перед человечеством стоит давно. Подобные манеры не одобрены социальным обществом и нормами. Девиант — это человек, который имеет отличительные характеристики в личностных качествах, поведении, и поступках. Изучением девиантов занимаются социальные науки, медицина, психологические и психиатрические направления.

Содержание:

  1. Основные формы девиантного поведения

  2. Причины возникновения девиантного поведения

  3. Профилактика девиантного поведения

  4. Заключение

Основные формы девиантного поведения

Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:

  • Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т. д.

  • Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.

  • Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.

Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.

Причины возникновения девиантного поведения

Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.

Причины девиации формируются на основании следующих факторов:

  • Социальные факторы.

  • Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.

  • Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.

  • Личностные факторы.

  • Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.

Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.

Профилактика девиантного поведения

Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями.  Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.

Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:

  • Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.

  • Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.

  • Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.

  • Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.

Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.

Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.

Заключение

Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.

Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.


характеристика, причины, основные формы и типы явления

Девиантным поведение считается, если это противоречит общепринятым социальным нормам, законодательно установленным или сложившимся исторически в определённом обществе и периоде. Чтобы понять, что такое девиантное поведение, нужно дать определение социальной нормы. Под социальной нормой подразумеваются пределы допустимого как позволенного, с одной стороны, так и обязательного, с другой, в действиях человека или общности людей, гарантирующее сохранение структуры общества.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Отклонения от нормы можно условно разделить на позитивные и негативные. Под позитивными отклонениями понимаются поступки или деятельность, направленная на борьбу с изжившими себя общественными стандартами. Негативные отклонения от социальных норм характеризуются как деструктивные, приводящие к разрушительным последствиям.

Это интересно: кто такой гуманитарий, как его определить?

Социология даёт определение девиантному поведению как асоциальному, представляющему социальную и физическую опасность для индивида в определённой социальной среде, к которой он принадлежит. Психиатрия называет девиацией действия, единичные поступки и высказывания, противоречащие нормам и производимые человеком в рамках психопатологии. Психология понимает под девиантным поведением отклонения от морально-этических и нравственных норм и социальных норм, а также причинение вреда себе или окружающим.

Причины

Около 40% людей, демонстрирующих признаки девиантного поведения, являются нарушителями общественного порядка и совершают противоправные действия, нанося ощутимый вред окружающим. У половины этих людей имеются отклонения психопатического порядка.

Дети младшего и подросткового возраста демонстрируют деликвентное поведение по причине недостатка внимания со стороны взрослых либо, наоборот, стремятся избежать гиперопеки, вырваться из-под надзора. Этим объясняются побеги из дома. Также девиантное поведение подростков может быть вызвано непониманием и разногласиями в контактах со сверстниками, насмешками с их стороны. В некоторых случаях дети просто испытывают непонятную скуку, ими движет желание сменить обстановку.

Причинами девиантного поведения у детей и подростков являются:

  • жизнь в неполной семье;
  • изъяны воспитания;
  • патологические изменения характера;
  • чрезмерно выраженные определённые черты характера.

Все эти причины также могут приводить к развитию раннего алкоголизма и наркомании. Психология считает, что причины, по которым дети и подростки пробуют алкоголь и наркотики, — это любопытство, желание освоиться в коллективе, а также стремление изменить сознание.

Формы и типы девиантного поведения

Девиантное поведение — это относительное, а не абсолютное понятие, так как поверяется исключительно нормами определённой общественной группы. Например, появившаяся на российских улицах женщина с обнажённой грудью, стопроцентно будет отправлена либо в опорный пункт полиции, либо прямиком в специализированное учреждение в поднадзорную палату. Тогда как в отдалённых районах Африки ни у кого удивления не вызовет. В более широком смысле можно говорить о следующих девиантных отклонениях: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, проституция, криминальное поведение, суицид.

Можно выделить следующие типы девиации:

  • делинквентнотсь;
  • аддикция;
  • специфика характера;
  • психопатология.

Делинквентность — это крайние формы поведенческих отклонений, характеризующееся совершением уголовно наказуемых деяний. Причиной этого выступает психологическая незрелость. В отличие от криминальных наклонностей, поступки делинквентного подростка продиктованы желанием похулиганить на фоне некорректного воспитания, непослушания и отрицания авторитетов.

Аддиктивный тип поведения является одной из форм деструкции. Такие люди ищут выхода из реалий собственной жизни путём искусственного изменения сознания или сосредоточением на какой-либо деятельности. Такие проявления свойственны людям с заниженной самооценкой, болезненно зависимым от чего-либо. Их характеризует склонность обвинять других, постоянная, часто ненужная, ложь.

Отклонения в характере чаще всего сформированы неправильным воспитанием, излишним потаканием детским капризам. Эти люди склонны к доминированию, не терпят возражений, упрямы и обидчивы, у них психология ребёнка, инфантилизм.

Психопатологический тип выходит за рамки нормы и должен корректироваться медицинскими специалистами. Одним из подвидов этого типа является склонность к саморазрушению: приём наркотиков и алкоголя, суицидальные наклонности.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения. В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства. В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями. Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение. Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникают отклонения в интимном поведении. Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении.

В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

Профилактика

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться в двух направлениях. Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.

Структура девиантного поведения

Индивидуальные (изолированные) девиации — включают в себя типы отклоняющегося поведения и клинические формы, при которых оно не носит характера зависимости от поведения окружающих. Нередко индивид осознанно стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от окружающих. Особенно ярко эти девиации проявляются при психопатологическом и патохарактерологическом типах отклоняющегося поведения. К изолированным девиациям относятся коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое поведение, нарцисстическое поведение, гиперобщительность), аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток, аномалии сексуального развития и поведения, нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия). Сверхценные психопатологические увлечения (клептомания и др.), злоупотребление веществами, вызывающими изменения психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависимость).

Групповые девиации носят характер зависимости от поведения окружающих (подростковые варианты отклоняющегося поведения; музыкальный, религиозный, спортивный фанатизм и др.).

В основе групповых разновидностей девиантного поведения лежит принцип группового давления и толерантности к этому давлению. Групповое давление на индивида способно оказывать как референтная группа, так и семья.

Временные девиации — характеризуются малой длительностью существования отклоняющегося поведения, часто связаны с групповым давлением и невозможностью быть вне группы (подросток в лагере отдыха).
Постоянные девиации имеют склонность к длительному существованию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм поведения.

Устойчивые девиации — характеризуются тем, что в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения.
Неустойчивые девиации — наблюдается склонность к частой смене клинических проявлений (злоупотребление наркотическими веществами и нарушение пищевого поведения).

Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими в появлении неадекватного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих. Нередко стихийно совершаются агрессивные и ауто-агрессивные поступки при делинквентом и патохарактерологическом типах девиантного поведения.
Спланированные девиации носят характер регламентированности, заданности строгой очерченности (например, азартная игра, употребление алкоголя).

Структурированные девиации — групповая форма, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников.
Неструктурированные (слабоорганизованные) девиации — разновидность групповой формы при отсутствии иерархических взаимоотношений.

Экспансивные девиации характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободу (например, агрессивное или гиперобщительное поведение, сексуальные аномалии). При неэкспансивных девиациях индивид формально может не задевать интересы окружающих (аутизм).

Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получение удовлетворения или личной выгоды (например, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации).
Альтруистические девиации направлены на интересы других людей, нередко сочетаются склонностью к самопожертвованию и самоуничижению.

Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые человек осознает как отклоняющиеся от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Критичность чаще носит волнообразный характер.
Неосознаваемые девиации встречаются в рамках психических расстройств.

Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения.
Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, оправдывать их ожидания, стремиться подтвердить справедливость их мнений в отношении собственного отклоняющегося поведения.

Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая). На его основе формируется характер (психологическая составляющая) и происходит становление личности (социальная составляющая). Поскольку в центре внимания психологии девиантного поведения находится проблема реагирования, мотивации поведения, то с долей условности можно говорить, что человек в различных фрустрирующих ситуациях «реагирует темпераментом, характером или личностью».

Нормативное гармоничное поведение предполагает «сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализацию (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответственность, совестливость (на личностном уровне)».

Так же как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Поскольку гармоничное поведение — это поведение, адаптивное к реальному окружению индивида, то при оценке девиантного поведения существует особое взимодействие индивида с реальным окружением. В.Д. Менделевич выделяет несколько способов взаимодействия индивида с реальностью:

  • противодействие реальности — наблюдается при антисоциальном поведении, когда человек пытается разрушить действительность, изменить её в соответствии со своими установками и ценностями;
  • уход от реальности — наблюдается при аддиктивном поведении: человек оценивает реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособным адаптироваться к ней;
  • игнорирование реальности — наблюдается на базе гиперспособностей, когда человек не принимает в расчёт требования и нормы реальности и живёт в собственном узкопрофессиональном мире;
  • болезненное противостояние реальности — наблюдается на базе психопатологии и психических расстройств личности, когда окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания.

виды, причины и признаки — Блог Викиум

Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.


Виды девиаций

Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.

Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:

  1. Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
  2. Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
  3. Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
  4. Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
  5. Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
  6. Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
  7. Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.

Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:

  • зависимостью от алкоголя и наркотиков;
  • курением;
  • склонностью к суициду;
  • стремлением к повреждениям себя;
  • уходом из дома;
  • воровством;
  • использованием матерных слов;
  • необычным внешним видом.

Причины девиантного поведения

Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:

  • Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
  • Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
  • Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.

Признаки девиации

В психологии выделили 3 основных признака девиации:

  1. Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
  2. Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
  3. Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.

Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

  • частое возникновение конфликтов с окружающими;
  • наличие страхов, фобий и депрессий;
  • инфантильное поведение;
  • нежелание получать новые знания;
  • нарушение сна, бессонница;
  • упрямство и проявление агрессии.

Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».

Читайте нас в Telegram — wikium

Положительные девиации личности как фактор развития общества



В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида. В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов. Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом. Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным. Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C.15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека. Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека. Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума. Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность. Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным. В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений. В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн. Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах. Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С.5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества. Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность. Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему. Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка. Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде. Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств. Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов. И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1]. Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е. любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества. Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование. Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного. Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

Литература:

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, развитие общества, девиация, социальная структура общества, норма, член общества, общество, поведение, позитивная девиация личности, современное общество.

% PDF-1.5 % 1 0 объект > >> эндобдж 4 0 obj / CreationDate (D: 20180830105809 + 08’00 ‘) / ModDate (D: 20180830105809 + 08’00 ‘) /Режиссер >> эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 5 0 obj > / ExtGState> / XObject> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.38 808.02] / Содержание [27 0 R 28 0 R 29 0 R] / Группа> / Вкладки / S / StructParents 0 / Аннотации [30 0 R] >> эндобдж 6 0 obj > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.38 808,02] / Содержание 31 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 1 >> эндобдж 7 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.38 808.02] / Содержание 32 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 2 >> эндобдж 8 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.38 808.02] / Содержание 33 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 3 >> эндобдж 9 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.38 808,02] / Содержание 34 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 4 >> эндобдж 10 0 obj > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.38 808.02] / Содержание 35 0 руб. / Группа> / Вкладки / S / StructParents 5 >> эндобдж 11 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / Аннотации [36 0 R] / MediaBox [0 0 595. L¬fv4M * & @: ہ.$ i

DEVIANT FINAL Карточки | Quizlet

1. Кибер-преступность — В частности, роль Интернета в увековечении и преобразовании существующих преступлений, таких как мошенничество, педофилия, кража личных данных, отмывание денег, сексуальные домогательства и язык вражды
Эти «компьютерные преступления» включают распространение вирусное ПО и другой вредоносный код, взлом, искажение веб-сайтов и отказ в обслуживании, незаконное присвоение виртуальных денег, насилие в Интернете и домогательства

Кибер-ненадлежащее поведение. Поэтому мы обеспокоены поведением, которое является квазизаконным и не представляет собой серьезные преступные действия, но, тем не менее, представляют собой несоответствие определенному набору норм, которые принимаются значительным числом людей в обществе.Существует ряд исследований, в которых изучается такое неправильное поведение в офлайновом, «реальном» контексте. Например, Фуллертон и Пундж (1997) выделили ненадлежащее поведение потребителей как «поведенческие акты, которые нарушают общепринятые нормы поведения в ситуациях потребления» (стр. 1239) и включают действия, варьирующиеся от прыжков в очередях до словесных оскорблений в отношении персонала магазина. Точно так же Варди и Вайнер (1996) определили организационное ненадлежащее поведение на рабочем месте как «любое преднамеренное действие, которое нарушает основные организационные и / или социальные нормы» (стр.151), ссылаясь на внутриличностные проступки, такие как злоупотребление психоактивными веществами во время работы, или производственные проступки, такие как прогулы. Хотя связной литературы о возникновении такого неправомерного поведения в онлайн-контексте не создано, в академических статьях о новых средствах массовой информации встречается ряд различных терминов и концепций, которые относятся к такой нечестной, деструктивной или девиантной онлайн-деятельности и действиям в отличие от более серьезные случаи киберпреступности.

2. Таким образом, некоторые комментаторы отметили, что Интернет, возможно, с большей вероятностью смягчит существующее поведение, чем побудит новое поведение — при этом онлайн-злоумышленники чаще, чем просто поддаются «электронному оппортунизму», чтобы участвовать в проступках

3.
Отсутствие связи — Интернет, который, как казалось, дает им, в первую очередь чувство анонимности, когда они находятся в сети. Эти ответы были сосредоточены на «безопасности сокрытия за экраном компьютера»

Риск — Интернет рассматривался как безопасная среда, не несущая риска наказания за свои действия. Некоторые респонденты отметили отсутствие наблюдения или контроля за их действиями в сети: «Нет никакой формы надзора», без ответственности за свои действия

Легкость поведения — очевидно, проистекает из ряда особенностей, присущих Интернету.В частности, утверждалось, что обилие доступных в Интернете материалов способствует девиантному поведению людей, особенно информация для университетских заданий и оцифрованная музыка и фильмы. Некоторые респонденты просто рассуждали: «Там больше материала» и, как следствие, «гораздо больше шансов» присвоить материал не по назначению. Поэтому некорректное поведение респондентов в Интернете часто объяснялось прагматическими, но прозаическими соображениями удобства.

Предполагаемые последствия — был увеличен диапазон положительных последствий от неправомерного поведения в Интернете, за счет экономии денежных средств: «Это намного дешевле, чем покупать музыку» (женщина, 19, очень компетентен), к приятному характеру плохого поведения и трепу от ощущения, «будто тебе это сходит с рук !!» (Женщина, 18 лет, достаточно компетентна).Таким образом, выгода для себя от неправильного поведения в сети была для этих людей мощным мотивирующим фактором. Один из респондентов добродетельно рассуждал, что он будет плохо себя вести в Интернете только «если бы я чувствовал, что должен, или для личной выгоды» (мужчина, 19 лет, очень компетентен).
В этом наборе ответов предполагаемое отсутствие последствий для других также было названо причиной для участия (или, по крайней мере, не уклонения от участия) в некоторых случаях неправомерного поведения в Интернете, особенно при загрузке материалов, защищенных авторским правом, когда «крупные организации не «деньги не нужны» (мужчина, 23 года, достаточно компетентный) и «вы чувствуете, что на самом деле никому не причиняете вреда» (мужчина, 18 лет, достаточно компетентен).Эти ответы передают чувство ослабления чувства вины за свои действия, при этом респонденты описывают свои действия как легкие проступки: «То, что вы делаете, не кажется таким уж плохим по большому счету» (женщина, 18 лет, очень компетентна), «в Интернете совершаются такие худшие преступления, которые следует отслеживать!» (Женщина, 18 лет, очень грамотная). Поэтому некоторые респонденты считали, что такие действия, как загрузка материалов, защищенных авторским правом, или плагиат информации, являются массовыми действиями, которые несут незначительные последствия для других и, следовательно, не представляют собой личных отклонений.Как аргументировал один респондент: «Поскольку все больше и больше людей используют Интернет незаконно [например, Limewire и т. Д.], Я чувствую, что последствия моих действий почти несущественны. Поэтому я не чувствую давления в том, чтобы делать то, что делают все остальные, используя Интернет для «

Моральный кодекс — Из офлайнового мира, который включал в себя определенную степень» девиантного «поведения в офлайновом контексте

4. Уровни нарушений, о которых сообщают сами респонденты, которые были охвачены в опросе, заметно изменились. похожие модели.Это говорит о том, что неправильное поведение в Интернете точно воспроизводит и усиливает существующее неправильное поведение, а не обязательно представляет собой преобразованный или новый набор действий. Таким образом, Интернет, безусловно, может предоставить нашим респондентам больше возможностей для неправильного поведения и отклонений, но, по-видимому, в первую очередь дает людям возможность плохо себя вести так, как они уже поступают в автономном режиме

Более панические аспекты нынешних дебатов в Интернете девиантность и киберпреступность в настоящее время широко распространены на общественной и профессиональной аренах.Таким образом, существует ряд заинтересованных сторон, которые несут ответственность за надлежащее реагирование на реалии повседневного использования Интернета, в том числе корпорации, ИТ-компании, правительства и даже технологи.

Определение девианта по Merriam-Webster

de · vi · ant | \ ˈDē-vē-ənt \ : кто-то или что-то, что отклоняется от нормы особенно : человек, который заметно отличается (например, в социальной адаптации или поведении) от того, что считается нормальным или приемлемым Социальные / моральные / сексуальные отклонения Те, кто совершает преступления, также смотрят телевизор, ходят в продуктовый магазин и стригутся.Таким образом, хотя наши стереотипы могут предполагать, что существует большая пропасть между девиантами и обычными людьми …, поведение девиантов часто очень условно. — Пол С. Хиггинс и Ричард Р. Батлер. Теория, таким образом, сосредоточена на вопросе: каковы процессы, посредством которых людям приписывается социальная идентичность как девианты другими и они начинают свою текущую карьеру как девианты? — Мэри Бет Нортон и др. Таким образом, акты наказания определяют, кто находится в нашем сообществе, четко определяя, кто не входит в наше сообщество.Социальная солидарность покупается через наказание извращенцев. — Марк Колвин

Документ без названия

DSM-IV (1994) и DSM-IV-TR (2000)

«В DSM-IV каждое психическое расстройство концептуализировано как клинически значительный поведенческий или психологический синдром или паттерн, возникающий в человека, и это связано с настоящим бедствием (например,г., болезненный симптом) или инвалидность (то есть нарушение в одной или нескольких важных областях функционирование) или со значительно повышенным риском смерти, боли, инвалидность или серьезная потеря свободы »(DSM-IV-TR, 2000, стр. xxxi)

клинически значимая

синдром / схема

встречается у человека

непредвиденная и культурно санкционированная реакция на конкретное событие

конфликтов между личностью и обществом не являются психическими расстройствами, если только отклонение от нормы или конфликт является симптомом дисфункции у человека

классифицированных расстройства, которые имеют люди, а не люди

DSM 5 (2013)

«Психическое расстройство — это синдром, характеризующийся клинически значимым нарушением познания, регуляции эмоций или поведения человека, которое отражает дисфункцию психологических, биологических или связанных с развитием процессов, лежащих в основе психического функционирования.Психические расстройства обычно связаны со значительным стрессом или инвалидностью в социальной, профессиональной или другой важной деятельности. Ожидаемая или одобренная культурой реакция на общий фактор стресса или утрату, например смерть любимого человека, не является психическим расстройством. Социально-девиантное поведение (например, политическое, религиозное или сексуальное) и конфликты, которые возникают в первую очередь между человеком и обществом, не являются психическими расстройствами, если отклонение или конфликт не является результатом дисфункции человека, как описано выше.»(DSM 5, 2013, стр. 20)

синдром

клинически значимая

в личном кабинете

обычно ассоциируется со значительным дистрессом или инвалидностью

общественная, профессиональная или другая важная деятельность

ожидаемая или культурно одобренная реакция на обычный стрессор или потерю. . . . не является психическим расстройством

социально девиантное поведение / конфликты с обществом не являются психическим расстройством, за исключением

предупреждение о судебных решениях, право на инвалидность, дееспособность

Перейти к основному содержанию Поиск