Содержание

Социальная Адаптация — это… Что такое Социальная Адаптация?

Социальная Адаптация
Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания — и ролевого поведения — , способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Психологический словарь. 2000.

  • Социальная Агнозия
  • Социальная Желательность

Смотреть что такое «Социальная Адаптация» в других словарях:

  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — см. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Социальная адаптация — см. Адаптация …   Российская энциклопедия по охране труда

  • социальная адаптация — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и adapto приспособляю. Категория. Процесс интеграции человека в общество. Специфика. В ее результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социальная адаптация — (лат. – приспособление к обществу) – приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду. Социальная адаптация – это усвоение человеком… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • социальная адаптация — socialinė adaptacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Aktyvus individo prisitaikymas prie besikeičiančios socialinės aplinkos, permainingų gyvenimo sąlygų. Socialinės adaptacijos rezultatas – asmens ir grupės tikslų,… …   Sporto terminų žodynas

  • социальная адаптация — 2. 1.7 социальная адаптация: Система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. Источник: ГОСТ Р… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

    — СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. socialis – общественный) АДАПТАЦИЯ. Приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Психологическим содержанием С. а. является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение им… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — (лат. adaptare приспособлять) процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой… …   Социология: Энциклопедия

  • Социальная адаптация —     процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.    (Бим Бад Б.М. Педагогический… …   Педагогический терминологический словарь

  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — См. адаптация (2) …   Толковый словарь по психологии

Книги

  • Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебник, Т. Г. Богданова, Н. А. Степанова, К. Б. Вовненко, Т. М. Попова. Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ… Подробнее  Купить за 938 руб
  • Социальная адаптация инвалидов. Международный интегрированный КВН, М.И. Фролов. В настоящей монографии представлен материал о международном интегрированном КВН (когда инвалиды разных стран занимаются совместным творчеством наравне с не инвалидами), который является… Подробнее  Купить за 460 руб
  • Социальная адаптация российских студентов-эмигрантов в Центральной и Восточной Европе в 1920-1940 гг.
    , Бирюкова К.В.. Монография посвящена проблеме социальной адаптации российского студенчества, оказавшегося в 1920-х гг. в эмиграции в странах Центральной и Восточной Европы. Автор анализирует специфику… Подробнее  Купить за 387 руб
Другие книги по запросу «Социальная Адаптация» >>

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

 

Государственная услуга по социальной адаптации предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке безработными согласно законодательству Российской Федерации о занятости населения.

Цель социальной адаптации  — обучение безработных граждан  навыкам составления резюме и индивидуального плана поиска работы, подготовка к собеседованию с помощью развития умений самопрезентации и ведения деловых переговоров.  

Получить государственную услугу можно в Центре занятости населения. 

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги:

  • Заявление о предоставлении государственной услуги

  • Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;

Социальная адаптация может предоставляться безработному гражданину в индивидуальной форме, либо в форме групповой работы. 

В групповой форме услуга социальной адаптации предоставляется в рамках работы клубов: 

  • «Клуб ищущих работу» — для  безработных граждан активно ищущих работу;

  • «Новый Старт» — для длительно состоящих на учете в Центре занятости;

  • «Карьера» — для выпускников средне-профессиональных и высших учебных заведений, испытывающих трудности в поиске работы.

  • «Перспектива»  — для социально-психологической  адаптации инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. 

Специалисты Центра занятости не только предложат Вам профессиональную технику поиска работы, но и разбудят в Вас способность самим видеть свои собственные проблемы и решать их. Вы можете быстрее найти работу, если поиском работы бросите вызов судьбе и используете возможность взрастить собственные способности и доверие к самому себе.

   

 «Ты никогда не пересечешь океан,

если не наберешься смелости потерять из виду берег»

Кристофор Колумб

Социальная адаптация | Интерактивный портал службы занятости населения Самарской области

Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется в следующих формах:

1) текущий контроль за предоставлением государственной услуги;

2) контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения в части осуществления мер активной политики занятости населения.

Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, и принятием решений работником центра занятости осуществляется директором центра занятости или уполномоченным им работником.

Текущий контроль осуществляется путем проведения директором центра занятости или уполномоченным им работником проверок соблюдения и исполнения работником центра занятости положений Административного регламента, инструкций, содержащих порядок формирования и ведения регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, а также требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей государственной услуги.

Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается директором центра занятости.

Министерство осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения в части осуществления мер активной политики занятости населения (далее — контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения) в рамках исполнения полномочия по надзору и контролю за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан.

Контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения включает в себя проведение уполномоченными должностными лицами министерства проверок соблюдения и исполнения центрами занятости положений Административного регламента, выявление и устранение нарушений прав получателей государственной услуги.

Периодичность контрольных мероприятий министерства осуществляется на основании планов проведения проверок, утвержденных на соответствующий год и во внеплановом порядке (внеплановая проверка) по приказу министра.

Плановые и внеплановые проверки могут носить тематический характер (проверка предоставления государственной услуги отдельным категориям получателей государственной услуги).

Контрольные мероприятия (проверки) министерства осуществляются на основании утвержденной министром программы проверки. Программа проверки содержит весь перечень вопросов проверки с указанием должностных лиц министерства, ответственных за их исполнение.

Результаты проверки оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

Акт подписывается всеми участниками проверки от министерства, директором центра занятости.

По результатам контрольных мероприятий при наличии оснований для применения мер дисциплинарной ответственности директор центра занятости налагает дисциплинарные взыскания на работников центра занятости, ответственность директора центра занятости определяется министром труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Граждане, их объединения и организации могут направлять письменные обращения, принимать участие в электронных опросах, форумах и анкетировании по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством предоставления государственной услуги, соблюдения положений настоящего Административного регламента, сроков и последовательности процедур (административных действий), предусмотренных Административным регламентом.

 

Сенаторы обсудили вопросы социальной адаптации, поддержки пожилых людей и сохранения их здоровья в современном обществе

В. Рязанский и Е. Бибикова приняли участие в форуме Союза пенсионеров России.


Первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике, председатель Союза пенсионеров России (СПР) Валерий Рязанский Рязанский
Валерий Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области
и заместитель председателя Комитета СФ Елена Бибикова Бибикова
Елена Васильевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Псковской области приняли участие в форуме СПР на тему «Социальная адаптация, поддержка и здоровье пожилых людей в современном обществе».

Смотрите также

В мероприятии участвовали главный гериатр Министерства здравоохранения РФ Ольга Ткачева, представители региональных отделений СПР, органов власти и организаций, вовлеченных в реализацию программ активного долголетия.

По словам Валерия Рязанского, на форуме обсуждалось выполнение задач федерального проекта «Старшее поколение» в 2020 г., развитие службы гериатрической помощи, роль цифрового обучения и физической активности в укреплении здоровья и социального самочувствия пенсионеров, подходы к активизации их возможностей с помощью информационных технологий, «серебряное» волонтерство, а также перспективы развития туризма для пожилых.

«В этом году «серебряные» волонтеры бесплатно шили и раздавали защитные маски, убирали мусор, доставляли продукты болеющим и находящимся в зоне риска соседям», — пояснил сенатор.

Елена Бибикова

Со своей стороны, Елена Бибикова отметила значимую роль Союза пенсионеров в реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения, государственных программ активного долголетия и обеспечении непосредственного участия пенсионеров в жизни общества.

За годы активной работы, направленной на защиту и реализацию социальных прав и жизненных интересов пенсионеров, удалось выявить и эффективно решить множество проблем

«Сегодня это общепризнанная организация, известная в каждом регионе нашей страны и объединяющая в своих рядах активных и неравнодушных людей, которым необходимо быть нужными и помогать другим. За годы активной работы, направленной на защиту и реализацию социальных прав и жизненных интересов пенсионеров, удалось выявить и эффективно решить множество проблем», — сказала сенатор.

Форум Союза пенсионеров России

1 из 11

Форум Союза пенсионеров России

2 из 11

Форум Союза пенсионеров России

3 из 11

Валерий Рязанский принял участие в форуме Союза пенсионеров России

4 из 11

Форум Союза пенсионеров России

5 из 11

Елена Бибикова приняла участие в форуме Союза пенсионеров России

6 из 11

Форум Союза пенсионеров России

7 из 11

Валерий Рязанский принял участие в форуме Союза пенсионеров России

8 из 11

Елена Бибикова приняла участие в форуме Союза пенсионеров России

9 из 11

Форум Союза пенсионеров России

10 из 11

Елена Бибикова приняла участие в форуме Союза пенсионеров России

11 из 11

Законодатель высоко оценила вклад членов СПР в обеспечение доступа старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, организацию досуга и развитие волонтерского движения. «Тысячи пенсионеров по всей стране окончили курсы компьютерной, правовой и финансовой грамотности. Регулярно проводятся чемпионаты по компьютерному многоборью, спартакиады и шахматные турниры, функционируют университеты третьего возраста», — подчеркнула парламентарий.

В рамках форума Елена Бибикова рассказала о совершенствовании системы социального обслуживания в стране, создании системы долговременного ухода, развитии стационарозамещающих форм социального обслуживания и повышении их доступности для населения.

Своими практическими наработками поделилось Белгородское отделение СПР, в сотрудничестве с областным Центром медицинской профилактики успешно реализующее программы комплексного обследования пенсионеров. О том, как организовать просветительские занятия «Школы пожилого пациента» в онлайн-режиме, рассказали представители СПР из Владимирской области. Докладчики из Амурской области затронули тему социального туризма для старшего поколения, направленного на повышение познавательной активности, расширение круга общения, сохранение физического и психического здоровья.

Социальная адаптация

Сложности с трудоустройством не всегда связаны с отсутствием необходимых рабочих мест. Порой людям, потерявшим работу, недостает умения правильно организовать ее поиски. Боясь неудач, мы программируем свое поведение на неуспех. Переживаниями проблему не решить, надо действовать!

В этом могут помочь специалисты Центра занятости населения, которые организуют занятия по социальной адаптации в «Клубе ищущих работу». Его идея — общение людей, находящихся в одинаковой ситуации, которые учатся друг у друга противостоять трудным жизненным обстоятельствам, совместно ищут пути выхода из неудовлетворительной ситуации, оказывают друг другу моральную поддержку. Участниками Клуба могут стать зарегистрированные безработные граждане.

На занятиях по социальной адаптации рассматриваются и решаются
следующие вопросы:

  • как успешно пройти собеседование;
  • как правильно написать резюме;
  • как преподнести себя работодателю с лучшей стороны;
  • что такое стресс и приёмы по самоподдержке;
  • как обрести уверенность и избавиться от чувства собственной ненужности;
  • как разобраться в своих истинных потребностях и на основе этого чётко формулировать свои цели и достигать их;
  • как освободиться от неприятных чувств, блокирующих желательное поведение.

На занятиях по социальной адаптации Вы можете получить:

  • помощь в выстраивании карьеры и проектировании своего профессионального будущего;
  • подтверждение о Вашем правильном выборе специальности или же узнать о своих новых возможностях для того, чтобы сменить профессию;
  • психологическую помощь, направленную на мобилизацию духовных сил, более адекватное восприятие реальности, активизацию жизненной позиции;
  • информацию о состоянии рынка труда и о наиболее востребованных профессиях г. Новосибирска;
  • получить помощь в работе над формированием собственного иммиджа, в разработке индивидуального стиля поведения.

    На занятиях Клуба Вы ни минуты не будете скучать: примете участие в дискуссиях, деловых играх, тренингах, упражнениях. Опросы, анкетирование, психологическое тестирование, которые обязательно проводятся по окончании занятий показывают, что у людей, прошедших обучение по программе Клуба, улучшается самочувствие, появляется интерес к жизни, и возрастает стремление найти работу.

   «Клуб ищущих работу» – одна из наиболее популярных и эффективных услуг государственной службы занятости населения. Занятия в форме двух-трехдневной сессии бесплатно проводятся практически во всех районных отделах занятости населения. Здесь могут заниматься все категории безработных граждан, любого возраста и образования. Большинство участников Клуба успешно трудоустраиваются.

       Поэтому, если Вам сложно справляться со своими проблемами в одиночку – приходите на занятия «Клуба ищущих работу», чтобы в кругу людей, попавших в аналогичную ситуацию, попытаться совместными усилиями найти «свет в конце тоннеля». Квалифицированные специалисты службы занятости помогут Вам понять и поверить в самого себя. Используйте свой шанс, ведь единственный человек, от которого вы действительно зависите при поиске работы, это Вы сами!


Возврат к списку

Проект «Дайте шанс» помогает социальной адаптации молодых челябинцев с ментальными нарушениями

Второй год на базе комплексного центра Ленинского района Челябинска проходят занятия по социально-бытовой и социально-средовой адаптации в рамках программы «Дайте шанс» проекта «Социальная адаптация молодых инвалидов с ментальными нарушениями». Любой челябинец, относящийся к данной категории, может присоединиться к программе.

Мероприятия реализуются на базе отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексного центра Ленинского района Челябинска. Его участники — жители города в возрасте от 18 до 45 лет с ментальными нарушениями.

Цель проекта — занятость «особой» молодежи и социализация ее в обществе.

Программа «Дайте шанс» включает обучение молодых инвалидов навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. На очередном плановом занятии ребята учились самостоятельно делать покупки в магазине и из приобретенных продуктов делать салат.

В итоге по подготовленному для занятия рецепту определили, какие продукты понадобятся для приготовления блюда, записали их. В магазине делали покупки строго по списку, избегая спонтанных трат. По словам специалистов, делать самостоятельный выбор оказалось не просто: к примеру, понадобилась помощь в выборе йогурта, какой именно необходим. Далее на кухне нужно было определиться, какая посуда понадобится и затем приступить к приготовлению.

«В ходе промежуточной диагностики молодых инвалидов с ментальными нарушениями мы отмечаем, что проведенная реабилитация в рамках проекта формирует у молодых людей умения определять время по часам, планировать свои дела, соблюдать технологию приготовления пищи. Также они учатся правилам дорожного движения, как проложить маршрут следования, купить что-то в магазине, — отметила Елена Мелех, заведующая отделения дневного пребывания комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района Челябинска. Овладение знаниями и умениями взрослой самостоятельной жизни существенно повышает возможность молодых людей с особенностями развития перейти от пассивного, зависимого существования к активной и самостоятельной, качественно иной жизни».

В комплексном центре особое внимание уделяют поддержке детей и взрослых с инвалидностью. В этом помогают «серебряные» волонтеры, движение которых организовано на базе учреждения в рамках программы «Старшее поколение» нацпроекта «Демография». Пенсионеры совместно с сотрудниками центра реализуют различные проекты, среди которых — проведение театральных представлений и творческих мастер-классов в больницах, интернатах, домах для престарелых и инвалидов. Так, в прошлом году бабушки и дедушки подарили сказочное представление и творческие мастер-классы юным пациентам и их родителям в паллиативном отделении челябинской ГКБ №9. Помимо этого добровольцы принимают активное участие в субботниках, в частности в парке «Плодушка». Для граждан старшего поколения в учреждении работает направление по социальному туризму. Все вместе пенсионеры знакомятся с достопримечательностями родного края: посещают храмы, музеи, выставки, ведут активную спортивную жизнь.

Напомним, нацпроект «Демография», рассчитанный на 2019-2024 годы, включает в себя пять региональных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни».

Социальная адаптация как стадия социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК СТАДИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

О. В. ПОЗДНЯКОВА

Статья посвящена научному обоснованию понятий «социальная адаптация» и «социализация». Автор отражает сущностные характеристики данных понятий, акцентирует внимание на процессе социальной адаптации как способе освоения личностью социальных норм и как начальной стадии успешной социализации ребенка.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социализация личности.

Исследование процесса социализации в отечественной науке становится одной из самых актуальных проблем, к которой обращаются не только психологи, но и социологи, историки, политики. Это связано с тем, что в настоящее время в связи с резким изменением социальной ситуации наше общество значительно изменилось и продолжает меняться.

Процесс вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов и установок. Социализация предполагает не только такое пассивное принятие определенных норм и правил поведения, но и их активное использование, т. е. выработку определенных знаний и умений, адекватно применяемых человеком в данной социальной действительности.

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «адаптация». Семантика слова «адаптация» ведет начало от латинского слова adaptation — «приспособление», «прилаживание», «приноровление».

Изначально «адаптация» являлась категорией биологической науки и рассматривалась как приспособление организма к среде. В работах Ч. Дарвина адаптация трактовалась как совокупность изменений, происходящих в организме, более или менее адекватных изменяющимся раздражителям внешней среды. Ч. Дарвин и его последователи рассматривали функционирование живого организма как целостной системы: адаптируясь, организм реагирует на изменения внешней среды согласованными изменениями во всех своих подсистемах (кровеносной, дыхательной, нервной и др.) [6].

Данная идея получила развитие в работах французского физиолога К. Бернара, выдвинувшего гипотезу о постоянстве внутренней среды

любого живого организма: организм существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды. Идея К. Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кенноном, который назвал это свойство гомеостазом, традиционно определяемым как «подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам» [13].

Поскольку человек — не только организм, но и личность — субъект в социальной макро-и микросистемах, то применительно к нему гомеостаз, регулируемый центральной нервной системой, необходимо рассматривать не только по отношению к биологическому и нейропсихическому состоянию организма, но и как к личности.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, то есть применил понятие адаптации к личности. Вместе с тем известно, что Ж. Пиаже распространил понятие гомеостаза на личность с сохранением толкования адаптации лишь как приспособления личности к социальной среде. В созданной им теории когнитивного развития субъективным фактором адаптации человека к внешней среде автор считает его интеллект. Адаптация человека, по Ж. Пиаже, осуществляется за счет взаимодействующих и взаимно дополняющих друг друга процессов ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды) и аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) [17].

Разработка теории адаптации в рамках социологии, как правило, осуществлялась в русле изу-

чения и анализа влияния социальных норм на поведение человека. Г. И. Царегородцев отмечает, что для большинства авторов адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между «общественным субъектом» и «социальным объектом» — условиями его общественного существования [23].

По мнению Г. Спенсера, каждое эволюционное изменение реализуется через установление нового состояния равновесия. Следовательно, адаптация — это и есть уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями. Но в силу того, что автор придерживался биологического подхода, его концепция адаптации не выходит за рамки приспособительного процесса: «естественный отбор» в человеческом обществе происходит так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных [23].

Э. Дюркгейм рассматривал адаптацию с точки зрения анализа влияния социальных норм на поведение человека. Таким образом, адаптация по Э. Дюркгейму, — это реализация индивидом общих социальных норм, носящих двоякий, в сущности амбивалентный принудительно-добровольный характер. Но автор не указывает тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности [9].

М. Вебер считает, что адаптация выступает в качестве наиболее оптимального способа удовлетворения потребностей человека. Он выделил идеальную модель адаптации, отождествляя ее с таким понятием, как «целерациональное действие», под которым он понимал некий эталон, или идеальный тип, по отношению к которому человеческое поведение можно изучать по степени отклонения от существующей нормы [3].

В русле структурно-функционального подхода (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) адаптация рассматривается в связи с ролевым поведением индивида, которое оправданно с его точки зрения, но может расцениваться патологическим с позиции общества. Авторы указали на то, что для раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей, необходим особый анализ — возможности их реализации. Таким образом, социальная адаптация — это равновесие между потребностями, интересами и ценностями индивида и окружающей его социальной среды [12].

Американский социолог-интеракционист Т. Шибутани рассматривал адаптацию в виде приспособительных реакций, играющих роль восстановления равновесия между человеком и средой. Эти реакции происходят на всех уровнях: от

индивидуального и группового до межгруппово-го; способствуют активному участию человека в освоении окружающей среды [14].

Бихевиористы Л. Шаффер, Э. Шобен описывали социальную адаптацию через схему «стимул -реакция». В рамках их концепции под адаптацией понимается единичный поведенческий акт, при котором воздействие среды всегда выступает в качестве преграды, препятствующей индивиду в осуществлении его целей [14].

Таким образом, социальная адаптация — это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума.

Адаптация как общественный феномен выступает сложным по структуре духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления негативных кризисных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых.

Процесс адаптации психоаналитическая концепция представляет в виде обобщенной формулы: конфликт — тревога — защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З.Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона предполагает наличие позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие — тревога — защитные реакции индивида и среды — гармоническое равновесие или конфликт [24].

Вслед за З. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий

психоаналитик Г. Гартман. С его точки зрения, адаптация включает процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и процессы, которые входят в «свободную от конфликтов сферу Я» [14].

Процесс адаптации в когнитивной психологии личности представлен формулой: конфликт -угроза — реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:

— опровергнуть поступившую информацию;

— сменить собственные установки, изменить картину мира;

— найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией [18].

В зарубежной психологии необихевиористы определяют социальную адаптацию как «состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой, полностью удовлетворены; состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой» или как «процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается» [14].

Представители гуманистического направления психологии (Г. Беккер, Ф.В. Знанецкий, А. Мас-лоу, У. Томас) рассматривают адаптацию одновременно и как процесс, и как конечное состояние. Они впервые предложили в качестве критерия адаптированности важный показатель — степень интеграции личности и среды, который позволяет оценить соотношение личностно значимых и общесоциальных ценностей. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт -фрустрация — акт приспособления [14].

Рассматривая в целом взаимоотношения личности с внешней средой, Л. С. Выготский отмечал, что «среда определяет развитие ребенка через переживание среды… силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка» [4]. Подобной позиции придерживался и С. Л. Рубинштейн, понимавший деятельность как «активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» [19]. В этом определении акцентировано внимание на субъектных свойствах человека, его способности

не только приспосабливаться к миру, но и изменять его в соответствии со своим замыслом, целями.

Таким образом, человеку не только как природному существу (Homo sapiens), а как личности (Homo socialis) свойственна адаптация иного рода -социально-психологическая. Это не простое приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой» [5].

Отечественные исследователи под социальной адаптацией понимают «активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [22]; «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды» и «результат этого процесса» [2].

Согласно Д. В. Ольшанскому, это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [15].

Д. Н. Дубровин социальной адаптацией называет «успешное приспособление индивида к условиям социальной среды, наличие адекватного восприятия окружающей действительности, адекватной системы отношений и общения с окружающими; проявление активности в учебной, трудовой деятельности и пр.» [7].

Таким образом, ключевым в определениях понятия «социальная адаптация» является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. Исходя из этого, важным представляется вопрос о соотношении понятий «социальной адаптации» и «социализации» в различных исследованиях.

Большинством ученых признается факт связи адаптации с социализацией, но характер этой связи интерпретируется по-разному. Ряд авторов трактуют эти понятия как синонимы. Сторонники данной точки зрения видят адаптацию в качестве одного из механизмов социализации. Данный механизм позволяет субъекту социализации (личности или группе) активно включаться в разные структурные элементы социальной среды, в результате чего возникает стандартный индивид с готовой системой ролей, отвечающих «потребностям общества».

По И. С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [11].

По мнению Б. Д. Парыгина, адаптация -часть социализации, которую он рассматривает как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду» [16].

Г. М. Андреева, так же сводит социальную адаптацию к чему-то более узкому, в отличие от более широкого понятия — социализации. С одной стороны, под «социализацией» следует понимать процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой — процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду [1].

В работе О. И. Зотовой и И. К. Кряжевой, напротив, делается вывод, что социализация личности, обусловленная в основном влиянием со стороны социальной среды, является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе [14].

Д. Н. Дубровин пишет о том, что в процессе социализации формируется социальная адаптация. Это дает основание считать, что «процесс социализации является одним из главных психологических механизмов зарождения и развития феномена социальной адаптации» [7].

Логика рассуждений К. В. Рубчевского такова: понятие «адаптация» многозначно и может рассматриваться как результат социализации личности и как ее адаптированность к тем или иным общественным или внутригрупповым условиям [20].

Н. А. Ермоленко справедливо отмечает в этой связи, что «социальная адаптация может рассматриваться отдельным моментом, специфической формой социализации в конкретных условиях… В разных отношениях социальная адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации» [25].

Таким образом, исследования последних лет выявляют актуальность проблемы социального развития. Сензитивные периоды детства необратимы, именно в детстве ребенок усваивает социальные нормы и правила поведения в обществе, выстраивает свои отношения с родителями и сверстниками. Семья для ребенка не только источник и условие развития его психики, расширения знаний и представлений об окружающем мире, но и первая модель принятых в данном обще-

стве социальных отношений, с которой он встречается [21].

Социализация ребенка — это, прежде всего, формирование готовности его к освоению социальных ролей; социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, включенность в эту систему на основе сформированных ранее интересов и потребностей [8].

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание процесса адаптации ребенка-дошкольника, как активного освоения им социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.

Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отмечают что «социальная адаптация» представляет собой начальную стадию «социализации личности», которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Социальные переживания, отражающие отношение ребенка к социальному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации детей дошкольного возраста. Наиболее значимым для развития эмоциональных представлений является эмоциональный опыт, который определяет их содержание, а у детей дошкольного возраста, и степень их дифференциро-ванности [10].

Результатом успешной социальной адаптации является адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее важными показателями адаптированности являются следующие: статусное место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние; самооценка; уровень общения и взаимодействия.

Целью нашего дальнейшего исследования является выявление взаимосвязи между компонентами социальной адаптации и особенностями детско-родительских отношений.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,

2008.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П.Зинченко. СПб., 2004. С. 19.

3. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М., 1990.

4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. Т. IV. М., 1984. С. 27.

5. Глоточкин А. Д. О личностной, социальнопсихологической адаптации // Актуальные психологопедагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994. С. 102-105.

6. Дарвин Ч. Происхождение видов. М., 1952.

7. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. С. 5.

8. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Возрастная и педагогическая психология. М., 1998.

9. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с франц. А. Б. Гофмана. М., 1995.

10. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003.

11. Кон И. С. Социология личности. М., 1973.

12. Кузнецов П. С. Социальная адаптация в трудах

Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. Саратов, 2000.

13. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

14. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. С. 9.

15. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

16. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1980. С. 164-165.

17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. М., 1994.

18. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. С. 20.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 181.

20. Рубчевский К. В. Социализация личности: ин-териоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. № 3. С. 147-151.

21. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов,

2009. Вып. 5 (73). С. 173-181.

22. Социологический справочник / под ред. В. И. Во-ловича. Киев, 1990. С. 311-312.

23. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975.

24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2006.

25. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово, 1999. С. 17.

* * *

SOCIAL ADAPTATION AS THE STAGE OF SOCIALIZATION OF THE PERSON

O. V. Pozdnyakova

The article is devoted to a scientific substantiation of concepts «social adaptation» and «socialization». The author reflects intrinsic characteristics of the given concepts, brings to a focus to process of social adaptation as a way of development by the person of social norms and as initial stage of successful socialization of the child.

Key words: adaptation, social adaptation, socialization of the person.

(PDF) КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Труды 6-й Международной конференции по образованию и социальным наукам INTCESS 2019,

4-6 февраля 2019 г., Дубай, ОАЭ.

Г. Марковкина — только одна. Естественно, что зависимость адаптации от ограниченного числа факторов также ограничена

, даже при наиболее подходящем выборе факторов. Никакая комбинация факторов, а тем более индивидуальный фактор

, не может полностью отразить социальную адаптацию.Ограничение количества факторов, их произвольное и не систематическое различие

не позволяет определять их как меры социальной адаптации (Банабакова,

Георгиев, 2018л, с. 462-467; Терзиев, 2017б, с. 517- 528; Терзиев, 2017c; Христов, 2018м, с. 277-282;

Терзиев, Ничев, 2017г, с.152; Терзиев, Ничев, 2017д, с. 846-850; Терзиев, Ничев, 2017f, с.164; Терзиев,

Ничев, 2017г, с.915-919; Терзиев, Маданский, Георгиев, 2017х, с.743-747; Терзиев, Маданский, Георгиев,

2017i, стр. 748-753; Терзиев, Ничев, Стоянов, Георгиев, 2017j, с. 690-694; Терзиев, Латышев, Георгиев,

2017к, с.754-772; Терзиев, Николай, Богданов, 2017л, с.671-677; Терзиев, Маданский, Канев, 2017м,

с.1331-1346; Терзиев, Маданский, Канев, 2017н, с.1355-1372; Терзиев, Маданский, Канев, 2017о,

с. 1380-1393; Терзиев, Маданский, Канев, 2017p, с. 396-415; Терзиев, 2017q, с. 641-653; Терзиев, Ничев,

2017р, с.627-630; Терзиев, Маданский, Канев, 2017s, с. 575-594; Терзиев, 2017т, с. 22-28; Терзиев,

Ничев, 2017у, с.646-658; Терзиев, Ничев, 2017в, с.659-670; Терзиев, Маданский, 2017w, стр. 610-625;

Терзиев, Маданский, 2017х, с. 917-937).

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Другой подход состоит в том, чтобы суммировать, абстрагировать факторы, в результате чего они становятся настолько обширными, что

не имеют самостоятельного значения и требуют разделения на более мелкие компоненты.Аналогичная ситуация имеет место в случае

формирования только двух групп факторов. В качестве примера можно сослаться на классификацию И.А.

Георгиева, состоящую из внутренних и внешних факторов, которые в свою очередь подразделяются на десятые и сотни

составляющих элементов.

Невозможно даже теоретически учесть все факторы, которые влияют (или могут повлиять) на процесс адаптации

. В этом нет необходимости, поскольку не все факторы определяют адаптацию, а лишь некоторые из них, которые

соответствуют реальным потребностям.

В нынешнем виде классификация утилитарных потребностей содержит семь комплексов потребностей: материальные

(экономические) для самосохранения, регуляции, воспроизводства (сексуальные), коммуникативные, когнитивные, самореализации.

Каждый из комплексов содержит ряд индивидуальных потребностей. А поскольку социально ориентированные потребности человека

связаны с социальными потребностями общества, глубина исследования предполагает связь

между социальной адаптацией и социализацией, которая является предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК

Терзиев, Венелин. (2018a). Построение модели социальной и психологической адаптации. // ADVED 2018 — 4-я Международная конференция

по достижениям в области образования и социальных наук, тезисы и материалы, 15-

17 октября 2018 г. — Стамбул, Турция, Центр академических исследований Международной организации,

www.ocerints.org, Стамбул, Турция, 2018, стр. 228-236, ISBN: 978-605-82433-4-7.

Стефанов С., Терзиев В., Банабакова, В. (2018b). Понимание безопасности в постмодернистском обществе.

// ADVED 2018 — 4-я Международная конференция по достижениям в области образования и социальных наук

Abstracts & Proceedings, 15-17 октября 2018 г. — Стамбул, Турция, Центр международных организаций

Academic Research, www.ocerints.org, Стамбул, Турция, 2018, стр. 93-102, ISBN: 978-605-82433-4-7.

Стефанов, С., Терзиев, В., Банабакова, В. (2018c). Уровни безопасности и постмодернистское общество.// ADVED

2018- 4-я Международная конференция по достижениям в области образования и социальных наук, тезисы и материалы

, 15-17 октября 2018 г. — Стамбул, Турция, Центр международных научных исследований

, www.ocerints.org, Стамбул, Турция, 2018, стр. 111-119, ISBN: 978-605-82433-4-7.

Терзиев, В., Стефанов, С., Банабакова, В. (2018d). Реализация общей европейской политики безопасности и обороны

в контексте ее военного аспекта.// ADVED 2018 — 4-я Международная конференция по достижениям

в области образования и социальных наук, тезисы и материалы, 15-17 октября 2018 г. — Стамбул,

Турция, Центр международной организации академических исследований, www.ocerints.org, Стамбул, Турция,

2018, стр. 120-131, ISBN: 978-605-82433-4-7.

Терзиев, В., Стефанов, С., Банабакова, В. (2018e). Общая европейская политика безопасности и обороны. //

ADVED 2018 — 4-я Международная конференция по достижениям в области образования и социальных наук Abstracts

& Proceedings, 15-17 октября 2018 г. — Стамбул, Турция, Центр международных научных исследований

, www.ocerints.org, Стамбул, Турция, 2018 г., стр. 132-148, ISBN: 978-605-82433-4-7.

Перейти к основному содержанию Поиск