Содержание

Когнитивная сфера личности психологическая основа обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 159.9:37.015.3; 159.92

Л. В. Ахметова

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования. Показано, что когнитивное обучение — это психолого-дидак-тическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности.

Ключевые слова: когнитивный, когнитивная сфера личности, структура, когнитивное обучение.

Развитие отечественной школы, разработка основных направлений дальнейшей модернизации общего среднего образования и сферы наиболее эффективного использования отечественного опыта по-прежнему являются первостепенными государственными задачами.

По убеждению государственных деятелей и специалистов различных областей знания качество общего среднего образования является необходимым потенциалом для будущего развития, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста, рассматривается как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене [1].

Вместе с этим анализ состояния современного образования показывает, что обучение на основе различных педагогических технологий не всегда приводит к ожидаемым результатам в качестве знаний и прежде всего в силу того, что недостаточно изучены психологические механизмы познавательного развития.

При сопоставлении различных авторских педагогических моделей обучения (В. П. Беспалько, Б. А. Бройде, Н. А. Зайцев, И. Н. Закатова, Е. Н. Ильин, А. А. Католиков, Н. Н. Палтышев,

А. Н. Тубельский, Е. А. Ямбург и др.) нами было установлено, что в качестве основного психологического механизма усвоения знаний выступает либо только ассоциативно-рефлекторный меха-

низм, либо ассоциативно-рефлекторный механизм в сочетании с бихевиористскими, суггестивными, развивающими и прочими психологическими концепциями личности [2] (табл.). Развитие формально-логического мышления в учебно-образовательном процессе в соответствии с такими моделями обучения строится в основном на стратегии ассоциативно-рефлекторного механизма познания, то есть на установлении связей различной сложности между предметами, явлениями, свойствами, на основе ассоциации по принципу «сходства-различия». Собственно, проблема заключается не в возникновении ассоциативного ряда, а в его содержании. В школе процесс формирования ассоциаций имеет определенную логическую направленность, которая регламентируется деятельностью учителя с опорой на комплекс учебно-методических средств, среди которых основная роль отводится учебнику.
В итоге в большинстве случаев школьной практики (и, как правило, в начальной школе) ассоциативный ряд ученика (А1, А2, А3), формирующиеся на его основе знания имеют довольно предсказуемый диапазон (рис. 1). Активность мыслительной деятельности обучающихся разворачивается в репродуктивной плоскости, а принцип творческой самореализации личности при таком подходе актуализируется лишь на уровне различных манифестаций. Анали-тико-синтетическая деятельность учащихся развивается в плоскости причинно-следственных отно-

Педагогические технологии Концепция усвоения знаний психологический механизм Преобладающий метод обучения Ориентация на личностные структуры

Традиционное обучение Ассоциативно-рефлекторный +… Объяснительно-иллюстративный ЗУН

Технологии личностной ориентации педагогического процесса Ассоциативно-рефлекторный Объяснительно-иллюстративный, игровой, элементы творческой деятельности ЗУН + СЭН

Технология активизации и интенсификации Ассоциативно-рефлекторный +.

.. Проблемный ЗУН + СУД

Технология эффективности управления Ассоциативно-рефлекторный +… Диалогический, программированное обучение ЗУН + СУД

Технология развивающего обучения Ассоциативно-рефлекторный +… Развивающий ЗУН+СУД СУМ+СЭН+СДП

Примечание. ЗУН — знания, умения, навыки; СУД — способы умственных действий; СУМ — самоуправляю-щие механизмы личности; СЭН — сфера эстетических и нравственных качеств личности; СДП — действеннопрактическая сфера личности [2].

Рис. 1. УМК — учебно-методический комплекс; А — ассоциативно-рефлекторные процессы

шении, в системе «познающии-познаваемое», что преимущественно порождает и закрепляет стереотипное мышление, стереотипный набор ЗУНов. Практически не реализуются иные механизмы мыслительной деятельности, построенные, например, на сочетании не двух, а трех компонентов: «познающий — процесс познания — познаваемое». В этом случае мыслительная деятельность учащихся в процессе познания приобретает субъективный опыт, освобождается от стереотипов, от механического накопления суммы знаний, открывается перспектива осознания, понимания динамических процессов, непрерывно происходящих в мире. Сознание школьника, становится гибким, динамичным, мыслительная деятельность личности становится способной обеспечивать высокий уровень учебной и профессиональной деятельности. И наконец, еще один важный, на наш взгляд, момент. К структурным характеристикам личности, на мониторинг которых ориентированы практикующие специалисты психологии и педагогики, преимущественно относят тип темперамента, опыт и направленность личности. «Потребности, характер, способности, Я-концепция представляются в качестве «определенного каркаса личности», который и является основным критерием обучения [2]. Эти качества личности, безусловно, отражают особенности психического развития, но среди характеристик эффективности обучения практически отсутствует основная составляющая, подлежащая тщательному мониторингу в процессе обучения, — это когнитивная сфера личности (далее читать — КСЛ), ее состав, структура и динамика развития.

Основным условием умственного развития личности является его когнитивная деятельность. Процесс познания личности есть не что иное, как деятельность, опосредованная когнитивными способностями. В соответствии с концепцией систе-могенеза познавательной деятельности В. Д. Шад-рикова способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, меж-функциональные связи и деятельностный характер психических функций [3]. Структурная организация когнитивных способностей КСЛ выступает в качестве важнейшего условия когнитивной де-

ятельности человека. Оптимальная структура КСЛ предопределяет эффективность когнитивной деятельности.

Для дальнейшего однозначного изложения материала необходимо сделать некоторые пояснения относительно используемых автором данной статьи терминов: «когнитивный», «когнитивная сфера личности» (КСЛ), «структура», «когнитивное обучение» (КО).

По мнению ведущего научного сотрудника ИЯ РАН, доктора филологических наук, профессора Е. С. Кубряковой термин «когнитивный» существовал в психологии еще до появления когнитивной психологии, а с возникновением и развитием когнитивных наук стал использоваться как синоним терминам «ментальный», «внутренний», «интери-оризированный», «умственный», «мыслительный» и т.д. В контексте структурной организации КСЛ «когнитивный» выступает синонимом понятия «когниция» и относится к познанию (Ст. Рид), к взаимодействию человека с миром, к овладению множеством разных практических навыков и умений (У Нейсеер), манипуляции со знаниями, работе с информацией. Главной составляющей когни-ции является язык (Б. М. Величковский, П. Б. Паршин, Л. В. Правикова, М. Шварц), языковые формы, образующие специфические многоуровневые схемы, структуры различного строения, характеризующие особенности умственного развития личности. Итак, в нашем понимании «когниция» -свойство личности, проявляющееся в способности перерабатывать элементы информации на различных уровнях структурной организации психического аппарата.

Главной составляющей когниции человека является язык. Когнитивный процесс -процесс переработки элементов информации на различных уровнях структурной организации психического аппарата с целью получения некоторого знания.

Существуют различные подходы к интерпретации понятия «когнитивная сфера». Часто зарубежные специалисты в области педагогики и психологии (М. Лахлу, Э. Оттоне, М. Швебель) применяют понятие «когнитивная сфера» при описании внешних условий когнитивного развития личности школьника в процессе учебного взаимодействия

[4, 5]. В зарубежной психолого-педагогической литературе понятие «когнитивная сфера» наиболее часто применяется при описании условий когнитивного развития школьника в процессе учебного взаимодействия, то есть в широком смысле. В этом случае используется следующая совокупность характеристик: 1) когнитивная деятельность школьника как субъекта в процессе обучения; 2) взаимодействие с окружающей средой и формирование индивидуального стиля саморегуляции; 3) процесс интериоризации знаний субъекта учебной деятельности, посредством которого создаются новые знания и экстериоризируются в своей деятельности;

4) социокультурные факторы, влияние различных форм культур и субкультур на развитие когнитивной сферы школьника, его адаптации к обучению;

5) механизм, собственно, самого когнитивного обучения, в основе которого доминируют процессы процедурного знания, приобретаемого на фоне перцептивно-когнитивного развития; 6) механизм формирования индивидуального учебного стиля школьника как целостной и одновременно динамичной системы, реализуемой в ситуации обучения. В узком смысле «когнитивная сфера» рассматривается в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже как некоторое интеллектуальное пространство личности, включающее в себя различные формы индивидуальных когнитивных адаптаций [6]. В контексте концепции В. Д. Шадрикова когнитивные способности составляют иерархически организованное системное ядро личности; когнитивные способности взаимосвязаны и образуют динамическую, многокомпонентную структуру [3].

С нашей точки зрения КСЛ — это фундаментальная составляющая структуры личности человека, представляющая собой систему, способную к самоорганизации и саморазвитию. Содержанием КСЛ являются знания, приобретенные в результате деятельности высших психических функций на сенсорномоторном, сенсорно-перцептивном, символико-концептуальном и интегральном уровнях когнитивных структур в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. КСЛ, по-нашему убеждению, является психологической основой обучения.

Под термином «структура» западными когнитивными психологами 80-90-х годов двадцатого столетия, как правило, понимается наиболее часто употребляемый ими термин «схема» (Д. Рамель-харт, 1980; Р Д’Андрад, 1994; Дж. Келли, 1994;

Ч. Уоллес, Ж. Ф. Ришар, 1998). Схема-структура может иметь как простое, так и сложное строение: многокомпонентность по горизонтали и иерархию по вертикали (это утверждение перекликается с представлениями отечественных психологов:

В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, Н. И. Чуприко-вой, М. А. Холодной). Интересно заметить, что в

большинстве работ западных когнитивистов представлена общая идея о том, что схемы есть результаты восприятий, накапливающихся в концептуальных хранилищах и извлекающихся оттуда по мере их востребования. Схемы взаимосвязаны друг с другом и по мере необходимости частично либо полностью включаются в процесс репрезентации мира. Вместе с тем при более детальном изучении схем исследователи выявляют различные их характеристики и свойства. Общими чертами описанных авторами схем является представление о том, что схемы, будучи комплексными образованиями, конструируются из элементарных объектов. Существенная роль в формировании схем отводится перцептивным процессам, а функциональная роль самих схем заключается в связывании культурных и психологических процессов, что приводит к формированию знаний.

Итак, в нашем понимании структура — это некоторое образование, качество которого обусловлено взаимосвязью каких-либо его составляющих элементов. Структура когнитивной сферы личности — это сложная иерархически организованная динамическая система, качество которой обусловлено биопсихосоциальными характеристиками индивида.

Первые упоминания о когнитивном обучении (КО) появились в трудах Э. Ч. Толмена (1948), а с развитием когнитивной психологии распространились и на педагогику (Дж. С. Брунер, 1966, 1968, 1977; Р Ч. Аткинсон, 1968; Г. Э. Гарднер, 1983, 1993, М. С. Шехтер, 1981, 2001 и т.д.). Понятия «когнитивное обучение» и «познавательное обучение» не являются синонимами. Французские исследователи Э. Лоарер и М. Юто отмечают, что термин «когнитивное обучение» определяет одну из областей исследования в психологии и одно из течений в педагогике [8]. Основная цель КО, по мнению исследователей, заключается в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. В условиях когнитивного мастерства фокус образовательного процесса направлен не на поглощение информации, а на постижение внутренних отношений исследуемых предметов, побуждает учащихся к диалоговому, исследовательскому размышлению, повышает концентрацию ментальной активности. При таком подходе к обучению осознанное и обоснованное рассуждение сопряжено с серьезной и трудной когнитивной работой, способствует высокоэффективному росту мыслительной деятельности [9]. Осознание выступает фактором, способным обеспечить перенос знания либо стратегии мыслительной деятельности из одной области в другую, а также способствует развитию волевого контроля

над умственной деятельностью. Исследование предшествующего знания с точки зрения переосмысления обеспечивает изучение содержания переноса, его применение в формировании новых учебных стратегий способствует оживлению интереса к содержанию предметного и межпредметного обучения. Перенос опосредуется свойствами рефлексивного мышления, эффективностью деятельности вновь перестроенных связей в когнитивных структурах. Критерием когнитивного развития в процессе обучения является понимание субъектом своей способности выполнить определенную задачу (уровень развития рефлексии) и эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в когнитивной деятельности для достижения цели. Когнитивное обучение четко следует тем естественным психологическим механизмам отбора информации, которыми пользуется индивидуальная психика.

Итак, когнитивное обучение основано на таких методах и дидактических способах, которые направлены на развитие рефлексивной мыслительной деятельности учащихся в процессе познания, включающей сенсомоторные реакции, сенсорно-перцептивные каналы различной модальности, а также эмоциональные и интуитивные способы получения новых знаний, необходимых для решения учебных задач. Методологической основой методов КО является научно обоснованное представление о специфике структурно-функциональной организации КСЛ, основанное на понимании психологических закономерностей и механизмах работы ее системы. Отсюда следует, что качество мыслительных процессов, легкость и быстрота приобретения новых знаний предопределяются, с одной стороны, внутренней организацией когнитивных психических структур КСЛ, их интегрированностью и диффе-ренцированностью, с другой — условиями педагогического процесса, в котором целенаправленно и эффективно реализуются методы КО.

К месту вспомнить, что идея когнитивных структур как частных специфических психических образований личности была изложена Дж. Келли в теории личностных конструктов (от лат. constructio -построение). Исследователь разработал концепцию личностных конструктов исходя из убеждения о том, что Homo Sapiens будучи включенным в многоаспектные социальные отношения и в соответствии со своей уникальной природой имеет возможность сознательно конструировать, анализировать, не фиксировать свою психическую деятельность. Многообразие проявлений психической деятельности личности определяется, по мнению автора, разработанностью его конструктной системы под влиянием социокультурных факторов, влияющих на личность в онтогенезе. Иными словами,

развивая идею автора, мы приходим к мысли о том, что конструкты (психические образования), с одной стороны, детерминированы триадой компонентов — биопсихосоциальной природой личности, а с другой — являются продуктом сознательной формально-операциональной деятельности личности в условиях той или иной реальности. Данное утверждение является ценным теоретическим основанием для развития представлений о когнитивной сфере личности.

На основании данных, полученных при лонги-тюдном (с 1994 г. по 2006 г.) исследовании когнитивной сферы личности учащихся средней общеобразовательной школы (п=648) и описанных в ряде публикаций [10, 11], нами разработаны теоретические положения организации КСЛ, которые заключаются в следующем:

1. Когнитивная сфера личности — это уникальное системное образование, структура которого сформирована из компонентов, находящихся в иерархической взаимосвязи друг с другом на сен-сомоторном, сенсорно-перцептивном, символикоконцептуальном и интегральном уровнях.

2. Биопсихосоциальная природа личности, ее индивидуально-психологические особенности, социально-культурные условия когнитивной деятельности субъекта влияют на формирование структуры КСЛ.

3. Компоненты когнитивной сферы личности интегрированы двумя детерминантами — упорядоченными подсистемами: перцептивно-мнестичес-кая и мыслительная, структурная организация которых имеет качественные и количественные различия. Перцептивно-мнестическая детерминанта (ПМД) отражает структурные особенности естественного, природного развития личности ребенка, включает пять исследованных нами когнитивных признаков: внимание, память зрительная, память слуховая, восприятие зрительное, восприятие слуховое, соотносится в наибольшей мере с невербальными индивидуально-психологическими характеристиками личности. Мыслительная детерминанта (МД) соответствует по своему содержанию вербальному аспекту. МД включает когнитивные признаки: пространственное мышление, творческое мышление, ассоциативное мышление, логическое мышление, планирование в уме, комбинаторные способности, осведомленность (знания об окружающем мире), мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование).

4. ПМД и МД являются базовыми в структурной организации когнитивной сферы личности и выступают в качестве подсистем когнитивного развития личности, формируют основные направления в развитии интеллекта. В зависимости от уровня внутренней структурно-функциональной сформирован-

ности ПМД и МД оказывают влияние на особенности и направление когнитивного развития на всех структурных уровнях — сенсомоторном, сенсорно-перцептивном, символико-концептуальном и интегральном, а также на продуктивность мыслительной деятельности человека.

5. Высокий уровень структурно-функциональной сформированности подсистем характеризуется такой включенностью всех компонентов в целенаправленную работу, результатом которой является выход системы на качественно иной — эмерд-жентный уровень, актуализирующийся в высокой продуктивности мыслительной деятельности.

6. ПМД и МД представляют собой подсистемы — открытые развивающиеся системы второго порядка, способные к усложнению на всех уровнях структурной организации. Способность пер-цептивно-мнестической и мыслительной детерминант к развитию указывает на возможность самообновления всей системы КСЛ.

7. Будучи динамичными структурными образованиями эти подсистемы могут образовывать типичные упорядоченные когнитивные структуры, способные усложняться на всех структурных уровнях.

8. Устойчивое эмерджентное состояние системы КСЛ, обусловленное согласованным взаимодействием компонентов различных уровней когнитивных структур, приводит к высокой интенсивности информационного обмена между ПМД и МД, значительно повышает продуктивность мыслительной деятельности.

9. Механизм работы системы КСЛ характеризуется циклодинамической (от гр. — совокуп-

ность взаимосвязанных процессов, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени, + dynamikos — насыщенный действием, движением под влиянием каких-либо факторов) самообращенностью. Иными словами, тесная взаимосвязь и взаимодействие элементов способны под влиянием внешних/внутренних факторов и рефлексивных свойств психического аппарата индивида выводить в целом систему на качественно новый уровень структурной дифференци-рованности-интегрированности. Новые структурные связи в подсистемах КСЛ порождают новый диапазон функциональных возможностей, позволяют системе вновь целенаправленно на качественно ином уровне включаться в различные виды когнитивной деятельности.

На рис. 2 приведена схема, которая отражает в интегрированной форме динамическую систему КСЛ, представляемой нами на основе научного исследования [10].

На рис. 2 отражены основные закономерности развития, функционирования и свойства КСЛ, вос-производены: 1. Принцип трехмерности в структурной организации КСЛ, в соответствии с которым система приобретает свойства целостной, самоорганизующейся системы. 2. Принцип динамичности системы, реализующийся в функциональности, стимулируемости, изменчивости со временем, в способности к существованию в изменяющейся среде. 3. Принцип самообращенности, проявляющийся в эмерджентности и целесообразности системы, реализуемый системой КСЛ в рефлексивных актах сознания. Графически в обобщен-

ВЫХОД

вход

Рис. 2.

ном виде представлен состав системы, ее внутренняя неоднородность (базовые детерминанты КСЛ) и одновременно неразделимость на части; структурное решение позволяет объяснять психологические и дидактические механизмы формирования мыслительной деятельности [10].

В схеме КСЛ зафиксирован минимальный и в то же время достаточный набор составляющих, необходимых для роста и развития системы, а эффективность функционирования обеспечивается спецификой организации ее трехмерной структуры. Первая составляющая — естественная природа человека, эволюционно-самоорганизующийся потенциал; невербальный аспект семиотической системы. В отношении структурной организации когнитивных признаков — это ПМД. Вторая составляющая — формально-операциональный потенциал, реализуемый в социально-культурном пространстве; вербальный аспект семиотических систем. В отношении структурной организации когнитивных признаков — это МД. Третья деятельность -активность (ДА), условие организации когнитивной деятельности.

Каждая отдельно взятая составляющая представляет собой функционально специфическую систему, структурными компонентами которой выступают иные составляющие — компоненты второго порядка и т.д. Согласованная работа триады: «ПМД — ДА — МД» (рис. 2) приводит в активное состояние подсистемы второго, третьего и прочих уровней. Согласованная работа множества компонентов (и образующих их элементов) единой системы КСЛ и определяет ее развитие, выводит систему на высший уровень организации — на уровень самоорганизации, который обеспечивает эффективность когнитивной деятельности человека. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что базовые составляющие структуры КСЛ — ПМД -МД характеризуются динамичностью, т.е. способностью изменяться в каждый момент времени под влиянием внешних и внутренних факторов различной природы. Оптимальное соотношение количественных и качественных решений структурной организации позволяет развивать устойчивую позитивную траекторию когнитивного развития и продуктивности индивидуального мышления. Следует заметить, что ПМД является особенным, уникальным образованием, представляет собой как бы внутренний план (уровень) системогенеза когнитивной архитектоники системы КСЛ, качества которого обусловлены индивидуальными психофизиологическими характеристиками индивида. Структурирование ПМД «оживляется» естественными (природными) стимулами окружающего мира с момента рождения человека и поддерживается ими на протяжении всей его жизни. ПМД КСЛ, имею-

щая устойчиво высокий уровень функциональной организации, инициирует развитие связанной с ней МД — систему второго (высшего) уровня. Итак, рис. 2 воспроизводит в интегрированном виде систему КСЛ, состоящую из базовых детерминант ПМД и МД, взаимосвязанных друг с другом когнитивной деятельностью. ПМД является пусковым механизмом в осуществлении когнитивной деятельности системы КСЛ. Совокупность взаимосвязанных процессов на когнитивных структурах МД и ПМД усиливает информационный обмен между ними, изменяет силу функциональных взаимосвязей между элементами когнитивных структур, приводит к росту продуктивность мыслительной деятельности.

Подводя итог вышеизложенному материалу, можно заключить, что КСЛ представляет собой виртуально-специфический субстрат, структурные изменения в котором являются причиной и следствием системогенеза (греч. systema — соединение в одно целое + genesis — происхождение, развитие) когнитивных структур в процессе учебной деятельности. Свойства формирующихся когнитивных структур определяются всей ситуацией взаимодействия, в которую они включены, со всеми одновременно актуализирующимися структурами — исходными и вновь образующимися в процессе структурной дифференцированности-интегри-рованности.

Разработанный нами механизм когнитивного обучения четко следует естественным психологическим характеристикам индивида, оптимальным способам организации его взаимодействия с той или иной предметной областью в процессе обучения (рис. 3), согласуется с научно обоснованным представлением о специфике структурно-функциональной организации КСЛ, пониманием психологических закономерностей и механизмов работы целостной системы.

На основании полученных результатов психо-лого-педагогического экспериментального исследования, проводимого нами в течение двенадцати лет, достоверно (p<0,05) подтверждено существование взаимосвязей между компонентами структуры КСЛ и продуктивностью мыслительной деятельности, установлено влияние методов КО на формирование структуры когнитивной сферы личности [10,11].

Под влиянием методов КО формируются многочисленные сильные (p<0,05) междетерминантные взаимосвязи, дополняющие сенсорно-перцептивными характеристиками формально-операциональный аспект когнитивной деятельности, что приводит к высокому уровню структурной организации КСЛ в целом. Высокий уровень структурнофункциональной сформированности подсистем

Рис. 3. Механизм когнитивного обучения

при КО характеризуется включенностью всех компонентов в целенаправленную работу, результатом которой является выход системы КСЛ на качественно иной уровень, актуализирующийся в высокой продуктивности мыслительной деятельности учащихся. Творческая мыслительная деятельность приобретает больший потенциал за счет интенсивного обогащения природными (естественными) и приобретенными операционально-формальными когнитивными возможностями.

Следует обратить внимание на то, что методы когнитивного обучения чрезвычайно разнообразны по содержанию. Специалисты в области когнитивного обучения отмечают довольно большой коли-

чественный разброс методов этого направления, но одновременно подчеркивают, что, несмотря на видимое разнообразие, большинство из них имеют общие черты: приоритет процедурных стратегий. Методы когнитивного обучения отличают три основных взаимосвязанных процесса: 1. Мышление-действие, т.е. постановка вопроса, решение проблем в сочетании с разработкой плана действий, систематический поиск оптимальных способов решения задачи. 2. Мышление-размышление, при сочетании интуитивного, образно-смыслового, эмпирического с понятийным и теоретическим. Понимание проблемы, сбор необходимой информации, выдвижение идей, построение гипотез, способность к пере-

носу, рассуждение, умозаключение. 3. Рефлексивное мышление: понимание своей способности выполнить определенную задачу, формирующееся на фоне адекватной самооценки, самостоятельный выбор способов достижения цели и оценка их эффективности. Основным критерием когнитивного развития в процессе когнитивного обучения является понимание субъектом своей компетентности по отношению к решению определенной задачи (уровень развития рефлексии) и эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в когнитивной деятельности для достижения цели.

Разработанная нами схема механизма когнитивного обучения учащихся охватывает, с нашей точки зрения, основные уровни и составляющие КСЛ. Механизм когнитивного обучения изучен исходя из понимания того, что когнитивное обучение — это не совокупность различных приемов, способов обучения, а психолого-дидактическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации КСЛ, детерминированной биопсихосо-циальной природой индивида.

Список литературы

1. Отчет Института научной информатики и мониторинга РАО.1.: http://www.cepd.ru

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд-во «Логос», 1996. 320 с.

4. Швебель М. Развитие познавательных способностей // Перспективы: вопросы образования. 1986. № 1. С. 5-19.

5. Оттоне Э. Глобализация и изменения в образовании: модернизм и гражданственность // Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. 1997. № 2. С. 9-19.

6. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001.

С. 258.

7.

10. Ахметова Л. В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 2(53). Сер. Психология. С. 34-39.

11. Ахметова Л. В., Морогин В. Г. Формирование естественнонаучных знаний младших школьников методами когнитивного обучения // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 18-19 марта 2004 г. Новосиб. гос. пед. ун-т, 2004. С 130-135.

Ахметова Л. В., кандидат психологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, б340б1.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 03.09.2009.

L. V Akhmetova

GENDER AND AGE FEATURES OF STUDENTS COGNITIVE SPHERE DETERMINANTS DEVELOPMENT

The article represents a psychological mechanism of cognitive education as one of the factors that provides common secondary education quality. The cognitive education is psychological and didactic system. The basis of this system is a substantiated scientific conception of structural and functional personal cognitive sphere organization.

Key-words: cognitive, personal cognitive sphere, structure, cognitive education.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk Oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

      1. Ощущения

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?

Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

      1. Восприятие

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

  1. по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

  2. по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цветовосприятие.

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.

Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Практическая психодиагностика

Модуль 1. Основы общей психологииМодуль 2. Методы исследования в психологииМодуль 3. Возрастная психология и психодиагностикаМодуль 4.  Основы психодиагностики Модуль 5. Проективная психодиагностикаМодуль 6. Социальная психология и психодиагностикаМодуль 7. Психодиагностика личности
​Познавательные процессы
​Количественные методы исследования
​Теории развития личности
​История психодиагностики
​Общая характеристика проективных методик
​Социальная психология групп
​Диагностика эмоционально-волевой сферы личности
​Мотивация и эмоции человека
​Качественные методы исследования
​Диагностика формирования личности в онтогенезе
​Проведение психодиагностического исследования
​Анализ и интерпретация проективных методик
​Методы диагностики группы
​Диагностика мотивационно- потребностной сферы личности
Модуль 8. Психодиагностика когнитивной сферы
Модуль 9.  Психодиагностика в организационной сфере
Модуль 10.  Основы клинической психодиагностики
Модуль 11. Психодиагностика профессиональной деятельности
Модуль 12. Психодиагностика межличностных отношений
Модуль 13. Этические проблемы психодиагностики
Модуль 14. Психодиагности-ческий практикум
​Диагностика познавательных процессов и интеллекта
​Психодиагностика в организации
​Особенности клинического психодиагностического исследования
​Психодиагностика в профотборе и профориентации
​Объект и методы психодиагностики межличностных отношений
​Основные этические проблемы в психодиагностике
​Диагностика креативности и одаренности
​Особенности диагностической работы организационного психолога
​Методики клинико-психодиагностического исследования
​Выявление и оценка профессиональных возможностей
​Психодиагностика семейных отношений
​Современные проблемы психодиагностики

Секция кафедры психологии труда и психологического консультирования «Психологические аспекты когнитивной сферы и профессиональной деятельности в условиях пандемии COVID-19»

17 марта 2021 года состоялось заседание секции кафедры психологии труда и психологического консультирования «Психологические аспекты когнитивной сферы и профессиональной деятельности в условиях пандемии COVID-19» в рамках Научной сессии Института педагогики и психологии. На секции выступили с докладами:

 

  1. Саморегуляция учебной деятельности в условиях самоизоляции. кандидат психологических наук, доцент Р.В. Кишиков
  2. Когнитивные феномены в период распространения  COVID-19. кандидат психологических наук, доцент В.В. Ермолаев
  3. Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии.

       доктор психологических наук, профессор С.П. Елшанский, старший преподаватель М.В.Ферапонтова

  1. Психологические аспекты дистанционного обучения учащихся подросткового возраста в период пандемии COVID-19.

       кандидат психологических наук, заведующий кафедрой Е.Б.Пучкова

  1. Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19 преподавателями и студентами.

доктор психологических наук, профессор Е.А.Сорокоумова

  1. Интернет-технология дистанционного формирования диагностических навыков психолога.

       доктор психологических наук, профессор А.Ф. Ануфриев

  1. Когнитивный подход в работе психолога с семьями.

      кандидат психологических наук, доцент З.Ф. Камалетдинова

  1. Влияние цифровизации на когнитивную сферу современного школьника.

      кандидат психологических наук, доцент О.С. Ефимова

  1. Актуальные аспекты развития эмпатии в профессиональной подготовке студентов.

      старший преподаватель Р.Н. Абрамишвили, старший преподаватель

 Е.В.Бутовская

  1. Особенности метакогнитивных знаний студентов.

      кандидат психологических наук, доцент Ю.В. Суховершина

На заседании секции присутствовали и участвовали в дискуссии магистры 1 и 2 курса направления подготовки «Когнитивная психология в социальных практиках» При подведении итогов секции намечены дальнейшие направления исследований и сферы оказания психологической помощи.

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ) | Немкова

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М., 2010. 108 с.

2. Каркашадзе Г. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011; 8 (5): 36–41.

3. Немкова С. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивный нарушений: Учебно-методическое пособие. М.: Союз педиатров России. 2012. 45 с.

4. Garfinkle J., Shevell M. I. Cerebral palsy, developmental delay, and epilepsy after neonatal seizures. Pediatr. Neurol. 2011; 44 (2): 88–96.

5. Himmelmann K., Uvebrant P. Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population-based study. Dev Med Child Neurol. 2011; 53 (6): 516–521.

6. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье. 1988. 327 с.

7. Савина М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом. Международный медицинский журнал. 2010; 3: 12–16.

8. Немкова С. А. Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом. Материалы научно-практической конференции «Новые возможности оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения». М., 2008. 46 с.

9. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс. 2007. 616 c.

10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб.: Аддис. 1994. 300 c.

11. Ермоленко Н. А., Скворцов И. А., Неретина А. Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2000; 3: 19–23.

12. Козявкин В. И., Шестопалова Л. Ф. Психологическое обследование детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе с детскими церебральными параличами: Методические рекомендации. Харьков. 1995. 21 с.

13. Садовская Ю. Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. … докт. мед. наук. М., 2011. 44 с.

14. Немкова С. А. Изучение индивидуального профиля функциональных асимметрий, вертикальной устойчивости и интеллектуальных функций у больных детским церебральным параличом при соматосенсорной стимуляции. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2000. 27 с.

15. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа. 1987. 269 с.

16. Мастюкова Е. М. Дети с церебральным параличом. Специаль ная психология / под ред. В. И. Лубовского. М., 2003.

17. Сальков В. Н. Нарушения зрения при детском церебральном параличе. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 111 (4): 8–11.

18. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СпбГУ. 2001. 158 с.

19. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991. 95 с.

20. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1989. 77 с.

21. Маслова О. И. Нейрореабилитация в педиатрии. Вестник РАМН. 2011; 6: 41–44.

22. Немкова С. А., Кобрин В. И., Сологубов Е. Г. и др. Влияние метода динамической проприоцептивной коррекции на вертикальную устойчивость и интеллектуальные функции у больных детским церебральным параличом. Неврологический журнал. 2000; 2: 21–24.

23. Немкова С. А., Маслова О. И., Заваденко Н. Н. Новые технологии в комплексной реабилитации когнитивных нарушений у детей с церебральным параличом. Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы детской неврологии». Киев. 2011. С. 137–139.

24. Nemkova S. А., Maslova O. I., Zavadenko N. N. The use of space technologies for the rehabilitation of the cognitive disorders in children with cerebral palsy. Europaediatrics-2011. Vienna. 2011.

25. Платонова Т. Н., Скоромец А. П., Шабалова Н. П. Кортексин — многолетнее применение в педиатрической практике. Сборник научных статей «Кортексин. Пятилетний опыт в отечественной неврологии». СПб: Наука. 2008. 160 с.

26. Уханова Т. А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с Кортексином. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 8: 19–22.

27. Пак Л. А., Смирнов И. Е., Горюнова А. В. и др. Эффективность Кортексина в терапии детского церебрального паралича. Материалы 9-го Всероссийского съезда неврологов. Ярославль. 2006. С. 206.

28. Исанова В. А., Исмагилов М. Ф. Кортексин в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом. Неврологический вестник. 2008; 15 (4): 125–127.

29. Иванникова Н. В., Эсаулова И. В., Авдонина В. Ю. и др. Кортексин в комплексной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Terra Medica. Спецвыпуск. 2004. С. 7–8.

30. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: Детство-Пресс. 2003. 160 с.

Когнитивная сфера личности | Ораторское мастерство

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  • Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  • Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  • Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  • Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях!

Лечение когнитивных нарушений в Москве

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАРКОЛОГИИ

При длительном употреблении алкоголя и/или наркотиков происходит ухудшение когнитивных функций. Нарушение когнитивных функций наблюдается и при различных психических заболеваниях.

Страдает:

  • память
  • внимание
  • мышление
  • интеллектуальная сфера

Всё это способствует социальной и трудовой дезадаптации таких пациентов.

Все эти изменения происходят постепенно, но с нарастающей силой (деградация).

Крайней степенью когнитивных нарушений при алкогольной и/или наркотической зависимости и при психических заболеваниях является слабоумие, когда пациенты не могут себя обслуживать и требуют постоянного контроля и наблюдения. Происходит полный распад личности и инвалидизация.

В нашей клинике работают профессиональные клинические психологи, которые исследуют состояние когнитивной сферы больных на разных стадиях заболевания. Это позволяет оказать квалифицированную помощь больным при малейшем ухудшении когнитивных функций, учитывать уровень когнитивного снижения при составлении плана лечения.

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХИАТРИИ

Когнитивные нарушения встречаются при различных психических заболеваниях.

Степень выраженности когнитивных нарушений отражает давность многих заболеваний, их тяжесть и степень повреждения головного мозга.

Как правило, когнитивные нарушения нарастают постепенно, одновременно с прогрессированием психического заболевания.

Страдает:

  • память
  • внимание
  • мышление
  • интеллектуальная сфера

Все это способствует социальной и трудовой дезадаптации таких пациентов.

Все эти изменения происходят постепенно, но с нарастающей силой (деградация).

Крайней степенью когнитивных нарушений при психических заболеваниях является слабоумие, когда пациенты не могут себя обслуживать и требуют постоянного контроля и наблюдения.

Современные методы диагностики и лечения психических заболеваний позволяют выявить когнитивный дефицит на ранних этапах.

В нашей клинике работают высококвалифицированные клинические психологи, которые при помощи специальных методик могут выявить малейшие нарушения в когнитивной сфере.

Профессиональные врачи психиатры подбирают лечение с учетом выявленных когнитивных нарушений. Врачи психотерапевты работают с такими пациентами, помогая адаптироваться к жизни в социуме больным со сниженной когнитивной сферой.

Индивидуальный, комплексный подход к диагностике и лечению психических расстройств, длительное, бесплатное амбулаторное наблюдение у специалистов позволяет создать качественную ремиссию. Профессиональная реабилитация таких больных помогает им стать полноценными членами общества.

Alutiiq Education — Процесс

Когнитивная сфера

Сущность ментальной или когнитивной сферы — это метафорический огонь, который зажигает и гонит нас изнутри. Слово «огонь» в Алутике — кенек . Я выбрал это название для этой группы ценностей, поскольку огонь — это центральный природный элемент, который задействует процесс, обеспечивает тепло или жизненную силу, поддерживает и вдохновляет на творчество. Символически огонь приносит изменения, потому что он способен преобразовывать вещи из одного состояния в другое.

Ментальная или когнитивная сфера существует в третьей сфере модели, где связаны три из четырнадцати основных ценностей Alutiiq:

Основной вопрос, на который отвечают эти формулировки значений:

Какие мыслительные процессы поддерживают систему знаний Alutiiq?

Расположение этой группы ценностей кажется не случайным. Хотя мы знаем лишь немного о небесных мирах в рамках исконной веры Алутика, в третьем мире проживает Кас’арпак , «вождь мудрых». Кас’арпак — это «дух, который создал всех разных птиц и животных из одного« человечка »(то есть сук ). Он также был предком и советником человеческого кас’ата на Земле … [который сообщил] желания Ллам Суа »(Кроуэлл и др., 2001, стр. 197). кас’ат были мастерами церемоний, которые «обучали устным традициям и сочиняли танцы и песни» (Crowell et al., 2001, стр. 189). Третий мир — это также мир, в котором калл’алет , целители или шаманы, общались со своими духовными помощниками.Алутики традиционно считали, что духи общаются посредством свиста. Это убеждение проиллюстрировано на оригинальном значке Llam Sua , поскольку третий мир изображен с четырьмя свистящими губами в каждом из четырех направлений.

Также интересно рассмотреть, как когнитивный аспект и космологические верования Alutiiq соотносятся с фрейдистским психоаналитическим пониманием когнитивных процессов. В фрейдистском психоанализе Эго — это «часть разума, которая является посредником между сознательным и бессознательным и отвечает за тестирование реальности и чувство личной идентичности» (New Oxford American Dictionary, 2005).Мы также можем рассматривать этот аспект как порождающий развитие интуиции и здравого смысла. Это центр знаний, интеллектуального функционирования, прикладного обучения и инноваций.

(PDF) КОГНИТИВНАЯ СФЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА У СТУДЕНТОВ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ

— 11 —

© Российский педагогический и психологический журнал

2020, Том 11, Номер 1 • http://rjep.ru

тесты. Этот ученик в связи с нарушением зрения

занимался индивидуальной онлайн-программой при обучении в средней школе

, что в данном случае предопределило как снижение познавательных интересов, так и ухудшение учебного процесса.

От 5 до 10 баллов наблюдались у 5 респондентов, что соответствует

среднему уровню умственных способностей и логического мышления.

Для установления комбинаторных способностей, а также уровня аб-

логического мышления и умения обобщать учебный материал

и использовать собственную лексику, Анаграмма — 2011. Форма G

применялась при групповом тестировании. который был переведен в формат тактильного письма с помощью программы L.Система Брайля. Все испытуемые, за исключением двух слепых

студентов, столкнулись с трудностями при выполнении заданий. В результате 2 ученика показали

средний уровень комбинаторных способностей (до 6,16), низкий уровень комбинаторных способностей и словарного запаса

выявлен у 4 учеников (5,15

до 0,5). Также вероятно, что на полученные низкие результаты повлияла

сложность восприятия информации с помощью языка Брайля

из-за плохого владения последним.

При проведении исследования скорости мыслительных операций

слепых учеников без труда выполняли задания, используя систему тактильного письма

. Низкая скорость чтения была отмечена у 3 студентов, что сказалось на длине эксперимента

.

Исследования тактильных способностей показали хорошие результаты у 5 человек и удовлетворительно

у 1 человека. Из предложенных групп объектов в первую группу

вошли предметы домашнего обихода, а во вторую — животные g-

ура.Что касается первой группы предметов, то наиболее сложными оказались задачи «Идентификация ручки

, гаечный ключ

», «консервный нож». Во второй группе

наибольшие трудности вызывали крокодил и горилла.

Изучение навыков пространственной ориентации выявило у испытуемых правильное представление о трехмерности пространства. Задачи на поворот

в стороны на определенное количество градусов (45, 90, 180, 360) выполнены

хорошо.Такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «дальше», «ближе» были поняты и реализованы с легкостью. Было отмечено, что точность

движений при взятии объекта существенно зависит от расстояния

до объекта, т. Е. Чем ближе он был от участника, тем быстрее было

Построение когнитивной сферы: Тактильно-кинестетическое исполнение в составе разведки

СтатьиЖурналыИсследователи

в

Все SubjectsAccountingAcousticsAerospace и AeronauticsAgronomy и AgricultureAlgebra и номер TheoryAllergyAnalysisAnalytical ChemistryAnatomy и MorphologyAnesthesiologyAnthropologyApplied MathematicsArchaeologyArchitectureArthritis и RheumatologyArtificial разведки и изображения ProcessingAstronomy и AstrophysicsAutomobile Дизайн и EngineeringBehavioral Наука и сравнительный PsychologyBiochemistry и молекулярная BiologyBiomedical EngineeringBiophysicsBiotechnologyBuilding и ConstructionBusiness и ManagementCardiovascular системы и HematologyChemical EngineeringCivil EngineeringClassicsClinical PsychologyCommunication и СМИ StudiesComplementary и альтернативная теория MedicineComputation и МатематикаКомпьютерное аппаратное обеспечение и архитектураКомпьютерные наукиФизика конденсированных средКонтроль и оптимизацияКультурные исследованияМолочное животноводство и зоотехникаДемографияСтоматологияДерматология и венерические заболеванияИсследования в области развитияДетская психология и психология развитияБиология развитияDi screte Математика и CombinatoricsEcologyEconometricsEconomicsEducationElectrical и электронное EngineeringEmergency и Critical Care MedicineEndocrinology и MetabolismEnergyEntomologyEnvironmental и профессионального HealthEnvironmental EngineeringEnvironmental SciencesEpidemiologyEvolutionary BiologyExperimental PsychologyFinanceFisheries и водные ScienceFood ScienceForestryGastroenterology и HepatologyGender StudiesGeneral и внутреннее MedicineGeneral Искусство, Гуманитарные и Общественные SciencesGeneral ChemistryGeneral Клинической MedicineGeneral MathematicsGeneral PhysicsGeneral Психология и Когнитивный SciencesGeneral Наука и TechnologyGenetics и HeredityGeochemistry и геофизикагеографияГеологическая и геоматическая инженерияГеологияГеометрия и топологияГериатрияГеронтологияЗдоровье политики и услугиИстория истории науки, технологий и медициныИстория социальных наукЗодоводствоЧеловеческий факторИммунологияПромышленная инженерия и автоматизацияПромышленные отношенияИнформация и d Библиотека SciencesInformation SystemsInorganic и атомное ChemistryInstrumentationInternational RelationsLanguages ​​и LinguisticsLawLegal и судебная MedicineLiterary StudiesLogicLogistics и TransportationMarketingMaterialsMathematical PhysicsMechanical Инжиниринг и TransportsMedical InformaticsMeteorology и атмосферные SciencesMicrobiologyMining и MetallurgyModeling и SimulationMuseologyMycology и ParasitologyNanoscience и NanotechnologyNetworking и TelecommunicationsNeurology и NeurosurgeryNuclear и частица PhysicsNuclear медицина и медицинская ImagingNumerical и компьютерное MathematicsNursingNutrition и DieteticsObstetrics и репродуктивная МедицинаОкеанографияОнкология и канцерогенезОперации ИсследованияОфтальмология и оптометрияОптикаОптоэлектроника и фотоникаОрганическая химияОртопедияОториноларингологияПалеонтологияПатология и судебная медицинаПедиатрияФармакология и фармацияФилософияФизиология и химия mersPsychiatryPublic AdministrationRadiationRehabilitationReligions и TheologyRespiratory SystemSafety Исследование и CriminologyScience StudiesSocial PsychologySocial WorkSociology и политический ScienceSoftware EngineeringSoil ScienceSpectroscopySpeech-Language Патология и AudiologySport SciencesSport, досуг и TourismStatistical и нелинейное PhysicsStatistics и ProbabilityStratigraphySurfaces и InterfacesSurgeryToxicologyUrban и региональные PlanningUrology и NephrologyVeterinary SciencesVirologyZoology

Поиск

Семантическая сфера 1: вычисления, познание и информационная экономика

Благодарности xv

Глава 1.Общее введение 1

1.1. Видение: улучшить когнитивные процессы 2

1.2. Трансдисциплинарное интеллектуальное приключение 5

1.3. Результат: в сторону гиперкортикального познания 27

1.4. Общий план книги 35

ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ 37

Глава 2. Природа информации 41

2.1. Ориентация 41

2.2. Информационная парадигма 45

2.3. Уровни кодирования 56

2.4. Эволюция информационного характера 66

2.5. Единство природы 69

Глава 3. Символическое познание 75

3.1. Разграничение поля символического познания76

3.2. Вторичная рефлексивность символического познания 78

3.3. Символическая власть и ее проявления 80

3.4. Взаимное окутывание феноменального мира и смыслового мира 82

3.5. Открытый интеллект культуры 84

3.6. Различия между коллективным разумом животных и человека 85

Глава 4. Творческий диалог 89

4.1. За пределами «коллективной глупости» 89

4.2. Рефлексивная экспликация и обмен знаниями 92

4.3. Символическое средство творческой беседы 103

Глава 5. К эпистемологической трансформации гуманитарных наук 113

5.1. Ставки человеческого развития 113

5.2. Критика гуманитарных наук 120

5.3. Трехкратное обновление гуманитарных наук 125

5.4. Уроборос 133

Глава 6. Информационная экономика 135

6.1. Симбиоз капитала знаний и познавательного труда 136

6.2. На пути к научному самоуправлению коллективного разума 140

6.3. Потоки символической энергии 144

6.4. Экосистемы идей и семантическая информационная экономика 148

6.5. Семантическая информационная экономика в цифровой среде 154

ЧАСТЬ 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЗНАНИЯ 159

Глава 7. Введение в научное познание разума 161

7.1. Программа исследований 161

7.2. Разум в природе 165

7.3. Три символические функции коры 171

7.4. Модель символического познания IEML. 176

7.5. Архитектура Hypercortex 184

7.6. Обзор: к рефлексивному коллективному разуму 187

Глава 8. Перспектива компьютерных наук: к рефлексивному интеллекту 189

8.1. Расширенный коллективный разум 189

8.2. Цель автоматического манипулирования символами: когнитивное моделирование и самопознание 194

8.3. Средства автоматического манипулирования символами: за пределами вероятностей и логики 202

Глава 9. Общее представление семантической сферы IEML 207

9.1. Идеи 208

9.2. Понятия 213

9.3. Единство и исчисляемость 217

9.4. Симметрия 220

9.5. Внутренняя согласованность 225

9.6. Неиссякаемая сложность 230

Глава 10. Метаязык IEML 235

10.1. Проблема кодировки понятий 235

10.2. Единицы текста 238

10.3. Значения 241

10.4. Между текстом и цепями 244

Глава 11.Семантическая машина IEML 253

11.1. Обзор функций, задействованных в символическом познании 253

11.2. Требования к построению семантической машины IEML 258

11.3. Текстовая машина (S) IEML 261

11.4. Лингвистический механизм STAR (семантический инструмент для расширенного мышления) (B) 264

11.5. Концептуальная машина (Т) 267

11.6. Заключение 270

Глава 12. Гиперкортекс 275

12.1. Роль медиа и символических систем в познании 275

12.2. Цифровая среда 277

12.3. Эволюция уровней адресации в цифровой среде 284

12.4. Между корой и гиперкортексом 289

12.5. На обсерваторию коллективного разума 291

12.6. Заключение: вычислимость и интероперабельность семантических и герменевтических функций 296

Глава 13. Герменевтическая память 299

13.1. К семантической организации памяти 299

13.2. Уровни сложности памяти 302

13.3. Радикальная герменевтика 304

13.4. Герменевтика информации 308

13.5. Герменевтика знания 312

13.6. Мудрость 317

13.7. Игры коллективного толкования 318

Глава 14. Гуманитарная перспектива: к явному Знание 323

14.1. Контекст 323

14.2. Методология: цифровые гуманитарные науки 327

14.3. Эпистемология: экспликация символического познания 331

Глава 15. Наблюдение за коллективным разумом 341

15.1. Семантическая сфера как зеркало концептов 341

15.2. Структура познавательного образа 346

15.3. Два глаза рефлексивного наблюдения 350

Библиография 353

Индекс 377

Аспекты эмоциональной сферы и когнитивных функций людей с травмой спинного мозга


3 rd Международная конференция по клинической и консультативной психологии

20-21 августа 2018 г. Сингапур

Трофимова А.К., Ковязина М.С., Исайчев С.А., Черноризов А.М., Силина Е.В.

МГУ им. М.В. Ломоносова, психологический факультет, Россия
Научный центр неврологии, Россия
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Россия

Плакаты и принятые тезисы : J Psychol Psychother

Аннотация :

Травматическая травма спинного мозга (TSCI) кардинально меняет течение жизни человека.Распространенность этого явления в мире составляет 40-80 случаев на миллион жителей в год. Пациенты с травмой спинного мозга становятся пожизненными инвалиды, нуждающиеся в постоянной комплексной медико-социальной реабилитации, что является важнейшим аспектом, является длительным психологическая коррекция. Целью исследования является диагностика изменений эмоциональной и когнитивной сфер у пациентов с травма спинного мозга. В исследование были включены 119 пациентов с TSCI шейного (41,2%) или грудного (58.8%) уровни позвоночника, возраст от 18 до 45 лет, давность травмы 0,5-38 лет. Все пациенты прошли комплексное психологическое обследование, включая шкалу депрессии Бека, шкалу самооценки. Эмоциональный интеллект определяли с помощью нескольких тестов: Тест Спилберга и Ханина, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), тест на жизнеспособность Мадди. Познавательный сфера оценивалась батареей когнитивных тестов А. Лурия. Легкая и тяжелая депрессия диагностирована у 42.9% от людей с ограниченными возможностями; преобладание личностной тревожности над реактивным типом. Более тяжелая и легкая депрессия Часто выявляется у пациентов с травмой шейки матки, тревожность чаще всего у пациентов с травмой грудного отдела. У пациентов с TSCI, саморегуляция, волевая регуляция, эмоциональный интеллект и вовлеченность высокоразвиты на фоне снижения аффективного контроля и отсутствия эмоциональной гибкости. Когнитивная сфера у лиц с ограниченными возможностями с TSCI преимущественно соответствует нормативным данным.

Биография :

Трофимова А.К. — аспирант, заведующая кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Электронная почта: [электронная почта защищена]

журналов болезни Альцгеймера | Журналы о деменции | Паркинсонизм | Статьи высокого воздействия

Исследовательская статья

Формирование мысленных образов как элемент замедления старения Процессы в когнитивной сфере

Антония Трендафилова, Александрина Воденичарова, Антония Янакиева, Александра Трайковская, Евгений Иванов и Цветелина Михайлова

Адрес для корреспонденции:

Трендафилова Антония
Департамент медицинского образования
Факультет общественного здравоохранения
Софийский медицинский университет
Болгария

Получено: 1 октября 2019 г., принято: 18 октября 2019 г., опубликовано: 21 января 2020 г.

Образец цитирования: Трендафилова А., Воденичарова А., Янакиева А., Трайковская А., Евгений Иванов и Цветелина Михайлова (2020).Формирование мысленных образов Как элемент замедления процессов старения в когнитивной сфере

Авторские права: 2020 Trendafilova A, et al. Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания автора и источника.

Аннотация

Независимо от причин, приведенных разными авторами, безоговорочно остается одна: с возрастом когнитивный потенциал значительной части людей снижается.Образное мышление — один из факторов, благодаря которым эти негативные процессы могут быть, если не полностью ограничены, в любом случае серьезно задержаны.
Создание мысленных образов рассматривается как вариант, при котором мысленный образ имеет не только рациональный, но и определенный эмоциональный характер, компенсирующий обеднение эмоциональной сферы пожилых людей.
Рассмотрены комбинаторные модели, сочетающие, с одной стороны, насыщенность мысленных образов эмоциональным содержанием и применение гипотезы двойного кодирования, с другой стороны, пропорционально-концептуальную гипотезу и радикальную теорию образов.
Имеются ситуации, в которых можно применить соответствующие методы. В частности, исследуются возможности применения этих методов к современным коммуникационным и информационным технологиям пожилых людей.
В статье анализируются возможности и формы, которые позволяют более пожилым людям участвовать в программах «активного третьего возраста» и поддерживать творческий потенциал после выхода на работу. Основная цель состоит в том, чтобы люди этой возрастной категории не были изолированы от современных технических и научных достижений.

Ключевые слова: Психические образы, когнитивные нарушения, обеднение контента, методы замедления старения.

Особенности психологической коррекции когнитивной сферы у пожилых людей: опыт Германии

Abstract

Старение человека — неизбежный и чрезвычайно сложный процесс, требующий от общества, народа и науки решения комплекса проблем. важные вопросы.Современная наука реагирует на глобальные демографические изменения увеличением объема фундаментальных исследований старения. В статье представлен опыт психологической коррекции когнитивной сферы у пожилых людей, проведенной на базе Salus gGmbH Fachklinikum Uchtspringe (Германия).

Ключевые слова

старение, когнитивная сфера, средовая терапия, метод психологического воспитания, трудотерапия

Цитата

Демьянович О. Особенности психологической коррекции когнитивной сферы ли пожилого и старческого возраста в психологической сфере. пожилые люди: опыт Германии.Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы — Научные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2016, 25, 1, с. 37–42