Содержание

Обман и ошибка — чем отличаются эти понятия?

Некоторые люди, заводя речь о таких понятиях, как обман и ошибка, довольно часто путают их, не до конца осознавая, в чем же заключается сущность этих слов. На самом же деле между обманом и ошибкой имеется ряд существенных отличий.

Обман

Каждый человек хотя бы раз в своей жизни кого-либо обманывал, выполняя это действие либо во благо ближнего (этого требовали обстоятельства), либо в свое личное благо. Обман, как бы это не стремились опровергать самые строгие ревнители нравственности, является неизбежным и неотъемлемым атрибутом любого человеческого общества, существовавшего когда-либо в истории.

Виды обмана

Обман бывает разным. Психологами выделены следующие виды обманов:

Невольный

Человек может обманывать другого, даже не подозревая, что делает это. К примеру, он может владеть информацией, которая давно устарела и потеряла свою актуальность. Человек может подсказать своему соседу время расписания электричек, не ведая о том, что график прибытия и отбытия уже давно изменен.

Вынужденный

В данном случае субъект полностью осознает свои действия и поступки, которые он выполняет. Обман такого рода в свою очередь разделяется на 2 категории: обман во благо другого человека и обман ради личной выгоды.

Когда человек обманывает другого (последнему же во благо), то желает он это исключительно из гуманных альтруистических побуждений. Так люди могут утаивать от смертельно больного родственника его настоящий диагноз, либо это делает врач, из благих побуждений, обманывая тяжело больного пациента. Мать может скрывать от собственного сына измены его супруги, чтобы не причинить любимому чаду психологическую травму. В таком случае обманывающий человек в первую очередь думает о благе другого, даже если оно достигается не совсем честным путем.

Если же человек обманывает исключительно ради лишь собственной выгоды, то тогда следует говорить о том, что такой обман целесообразнее  называть эгоистическим. Без особой на то нужды люди врать не любят и не испытывают в этом никакой потребности. Большинство жителей планеты Земля старается всегда говорить окружающим их людям исключительно лишь правду, что в свою очередь продиктовано моральными принципами, личными убеждениями, хорошим воспитанием или же религиозными догмами.

Но нередко обстоятельства могут сложится таким образом, когда внутренний голос человеку намеренно диктует слова обмана. Муж задерживается после работы в баре с друзьями, ли проводит вечер со своей любовницей: однако жене он скажет, что на работе очень много дел, которые и стали причиной его задержки.

Сознательный

В таком случае человек будет заранее продумывать всю стратегию обмана тщательным образом. Таким образом, действуют мошеннические схемы, предлагающие заработок в интернете, работу в сфере сетевого маркетинга и так далее. На несчастье других таким способом люди стараются построить свое личное счастье.

Стоит ли обманывать

Обман является неотъемлемой частью жизни любого общества. Стоит ли обманывать других людей, каждый человек решает для себя сам. Для одних обман становится образом жизни, другие же пытаются построить свое счастье исключительно на правде и моральных нормах.

Ошибка

Ошибкой принято называть какое-либо несоответствие с эталоном (ошибка в математическом примере – недопонимание правил, ошибка в выборе друзей – неумение выбирать людей для общения).

Не существует на свете такого человека, который не совершал бы ошибок. Они в свою очередь могут быть большими или маленькими, могут влечь за собой последствия. Однако не каждый может самому себе признаться в том, что он мог где-то совершить просчет и допустить ошибку.

Не все могут осознать тот факт, что они могли допустить где-то промах и ошибиться. Человеку свойственно ругать окружающих за свои неудачи, но только лишь не самого себя.

Ошибка, по мнению многих психологов, является поводом взглянуть на свои свершенные дела под иным углом зрения. Не ошибаться может лишь тот, кто не стремится совершать никаких действий, а таких людей практически и не существует.

Слушать стороннюю критику способен не каждый, ведь неприятно, что кто-то чужой указывает человеку на свершенные им ошибки. Однако все же большинство старается, услышав в свой адрес критику, начать копаться в самих себе, искать, где именно они совершили ошибки, начинают их стремительно исправлять, чтобы избежать последующей нападки со стороны жестоких критиков.

Для того чтобы не совершать ошибки, нужно по нескольку раз проверять все совершаемые действия. Недаром говорят, что опыт – сын ошибок трудных. Именно жизненный опыт помогает человеку быть более предусмотрительным к свершению тех или иных действий. Он формируется на протяжении очень долгого времени из знаний, умений, навыков, проб и ошибок.

Общее между обманом и ошибкой

  • И обман, и ошибка свойственны людям.
  • Ошибка и обман схожи по своим последствиям, которые зачастую носят негативный характер.

Различия

  1. Ошибка получается у человека не по его воле — спонтанно, когда как обман является четко спланированным действием.
  2. Обман свершается одним человеком во благо другого, ошибка благом никогда не является.
  3. Ошибку всегда можно обнаружить, тогда, как обман раскрывается не всегда.

Тема 3. Ошибка, заблуждение, обман.

С философской точки зрения, ошибка связана с самой природой мира, в котором мы живем, точнее с тем, что в мире есть не только бытие, т.е. то, что есть, но и небытие, т.е. то, чего нет. В мире (как и в человеке) всегда и везде чего-то не хватает, чего-то нет. Это может быть отсутствие света или какого-то предмета, человека, явления или процесса. Это может быть то, чего уже нет или то, чего еще нет. Причем, строго говоря, нет, т. е. отсутствия, несуществования, лишенности, потерь, утрат, надежд и т.д., в мире много «больше» чем да, т.е. наличия, присутствия, существования здесь и теперь. Скажем, если на дворе лето, то это значит, что нет ни зимы, ни весны, ни осени. Если перед нами дерево, то это значит, что это не камень и не слон, не радуга и не комета… т.е. перед нами дерево, как бы незримо и неслышно окруженное бесконечным многообразием того, что не есть дерево. Дерево – это конкретное бытие, окруженное бесконечным отсутствием, небытием или ничто. Есть дерево, а весь остальной мир есть не-дерево, – так философским образом можно сформулировать связь бытия и небытия.[1] Возможно поэтому, мы и делаем ошибку, когда называем стоящее перед нами дерево кустом или шестом, или шалашом, или домом, если оно стоит вдалеке, а видимость плохая. Вот почему, как правило, только один ответ является истинным, а ложных – сколько угодно. Правда, учитывая то, что третьей действительностью мира является неизвестность, то мы как бы получаем от нее разрешение говорить «не знаю», т.е. «может быть, да, а, может, нет», «возможно, так, а, возможно, иначе» и т.д. Это значит, что мы, люди ввиду трехмерной природы мира (три его «измерения» суть бытие, ничто, неизвестность) имеем права как минимум на три вида ответа: «да», «нет», «не знаю».

Приведу в качестве примера суждения, высказанные одним из моих студентов на семинаре, посвященном анализу неизвестности в русской философии: «Если я скажу, что мы находимся в этой аудитории, то в силу истинности этого суждения, я “попадаю” в бытие, т.е. в то, что есть. Если я скажу, что мы находимся в соседней аудитории, то ошибочность этого суждения является как бы следствием того, что я “попадаю” в небытие, в то, чего нет на самом деле. Если же я скажу, что в соседней аудитории находятся люди, то неопределенность этого суждения – “может быть, да, а, может быть, нет” – свидетельствует, что я “попадаю” в неизвестность, как бы делающую мое суждение не истинным и не ложным».

Действительно, мы имеем три разнокачественных суждения, которые мы можем определить как (1) истинные – «суждения бытия или о бытии»; (2) ложные, ошибочные – «суждения небытия или о небытии» и (3) неопределенные – «суждения неопределенности, неизвестности или о неизвестности». Последняя может быть какой угодно. Это для неизвестности как таковой «не имеет значения» или «безразлично». Но на любой вопрос об абстрактной неизвестности (неизвестности вообще) ответ будет однозначно неопределенным: может быть, т.е. возможно все, что угодно.

Однако в целенаправленном познании, особенно научном, мы чаще всего имеем дело с неизвестностью как неопределенностью, поскольку она «обрамлена» известными условиями, обстоятельствами или фактами. В силу этого число вариантов ответов может быть ограниченным. В случае с соседней комнатой и людьми в ней мы можем дать лишь два варианта ответа: «в комнате кто-то есть» или «в комнате никого нет». Но, повторю, если под неизвестностью понимать неизвестность как суверенную сферу действительности, то она никогда не переходит в известное, будучи самостоятельным фоном или просто одним из измерений мира, в котором мы живем. Неизвестность одна на всех и для всех: и для камня, и для растения, и для мотылька, и для человека…

Поэтому, строго говоря, в приведенном выше конкретном случае мы имеем не подлинную неизвестность, но квазинеизвестность, т.е. не настоящую неизвестность (люди в соседней аудитории), поскольку мы можем превратить эту неопределенность во что-то определенное, известное, которое есть что-то еще неизвестное для нас, но не само по себе. Это и значит, что речь идет не о неизвестности как таковой, а о конкретном «да» (люди там есть) или «нет» (людей там нет), что может быть установлено исчерпывающим образом: ведь мы легко можем проверить это суждение и установить его истинность либо ошибочность, т.е. выйти и посмотреть, есть ли кто-то в соседней аудитории.

Можно представить себе высказывание суждения, претендующего на истину, но на деле, возможно, и ложного, как стрельбу по мишени, в которую мы либо попадаем, либо нет. При этом мишень одна, а «молока» (пространства вокруг мишени) сколько угодно. Иначе говоря, правильный ответ как бы схватывает бытие, мы получаем да. Неправильный – означает попадание в небытие, мы получаем нет, т.е. ошибку.

Было бы неправильно думать, что ошибочный ответ не имеет никакой ценности в познании. В частности, в научном познании (да и в житейском опыте тоже) отрицательный ответ, который можно считать видом ошибки, играет весьма важную роль, поскольку, как правило, резко сужает область поиска и тем самым приближает нас к истине. Ведь ученый обычно заранее ограничивает область исследования, для него область нет сужена до максимально узкой области как его рабочей гипотезой, условиями эксперимента и его лабораторными ресурсами, так и границами той сферы, где вероятнее всего находится истина, интересующее его да. Хорошо известно, что обычный ход научного исследования – это череда проб и ошибок, когда ученый стремится ограничить их число до возможного минимума условиями эксперимента, методом исследования и исходной гипотезой.

Таким образом, ошибка – это естественное явление в жизни человека, и не только человека, но и практически любого представителя животного мира, поскольку и его обитатели живут в мире известном и неизвестном, в мире бытия и ничто, т.е. того, чего нет здесь и теперь. Значительным шагом вперед в понимании этого обстоятельства явилось признания учеными принципа фаллибилизма, т.е. возможной или фактической ошибочности результатов познания. Было признано, что необходимо быть готовым к признанию ошибки в познании в результате, скажем, новых открытий или новых более точных методов познания. Это не значит, что все наше знание ошибочно. Это значит, как говорил Чарльз Пирс, что все наше знание плавает в океане незнания или заблуждений.

Признание возможности того, что в нашем знании есть ошибки и заблуждения, играет положительную роль, поскольку делает границы познанного открытыми пересмотру, динамичными и всегда способными раздвигаться, увеличиваться в ходе прогресса познания. Тем самым мы открыты для очищения нашего знания от ошибок и заблуждений. Это и психологически хорошо, так как избавляет от успокоенности, догматизма и консерватизма, закаляет характер, придает человеку познающему силу, мужество, гибкость и настойчивость в овладении истиной.

Столь же важным для прояснения природы мира и познания стало признание принципа пробабилизма, вероятностного характера знания. Это значит, что знание, касающееся бытия, как правило, если не всегда, то чаще всего так или иначе приблизительно, вероятностно, неточно. Абсолютная точность может быть только в чисто теоретическом знании, описывающем так называемые идеальные или теоретические объекты, не существующие в действительности, т.е. «существующие» в ничто, точнее только в сознании, мысли. Причем сами аксиомы теоретического знания основаны на допущениях, принимаемых без доказательств. Это допускает своего рода произвол, коренящийся в том же небытии, а, возможно, и в неизвестности. Иначе говоря, область допущений, свободное или произвольное полагание условий, аксиом и т.п. – это открытая область пересечения ничто и неизвестности, в которой и в отношении которой возможно предположить все, что угодно.

Между тем, ошибка и заблуждение – это не одно и то же. Ошибка – результат непосредственного познания или действия. Заблуждение – результат определенного неадекватного, ошибочного отношения к ошибке. Это своего рода принятие ошибки как не-ошибки. Заблуждение рождается после ошибки, на ее основе. Ошибка – акт, то, что произошло. Заблуждение – последующая процедура, одно из трех возможных следствий ошибки. Первое: я распознаю ошибку и тем самым избегаю заблуждения; второе: я не распознаю ошибки, принимаю ее за не-ошибку, за истину и тем самым впадаю в заблуждение; третье: я не могу решить, ошибка это или не ошибка и остаюсь в неведении относительно истины или заблуждения, т.е. оказываюсь в состоянии неопределенности. Человек как бы зависает между истиной и заблуждением. Оно может завершаться и тем и другим, а в научном познании еще и повторным экспериментом, более тщательной проверкой результатов опыта и т.д. Да и в житейских ситуациях наилучшим выходом из неопределенности является принятие сомнения как сигнала для проверки и более глубокого размышления.

Заблуждение бывает как минимум двух видов: добросовестное и недобросовестное. Добросовестное заблуждение – это такая ошибка, которая не осознается как ошибка, т.е. человек принимает ошибку за истину. При этом предполагается, что он искренне считает, что он высказывает истинное, а не ложное суждение. Добросовестных заблуждений великое множество. Они собственно и являются следствием фаллибилизма (ошибочности), о которой говорил Ч. Пирс. Далеко не всегда мы можем проверить наше знание на его истинность, особенно если речь идет не о строгих или экспериментальных науках, а, скажем, о гуманитарном знании. Ошибка может сохраняться и в том случае, если она не противоречит установленным истинам в силу отсутствия экспериментальной базы для ее проверки или человеческая практика не включает данное положение в свою сферу. Добросовестные, т.е. не преднамеренные и неосознаваемые заблуждения такого рода можно назвать латентными или скрытыми заблуждениями.

Подвидом добросовестного заблуждения как непреднамеренного и неосознаваемого принятия ошибки за не-ошибку (истину) является самообман. Обычно, если человек убеждается в том, что это была ошибка, она заменяется истиной, по меньшей мере, как истинным ответом на ошибку: «это – ошибка». В этих случаях люди, как правило, отказываются от ошибки, т.е. стараются избегать ее и тем более не признают, не называют ее истиной. Но так происходит не всегда. Иногда, человек так глубоко убежден, что его первоначальное суждение истинно, что настоящая истина представляется ему неприемлемой. Иначе говоря, самообман – это такое заблуждение, которое вызвано субъективным, чаще всего психологическим, неприятием ошибки как ошибки. Это стремление, желание, воля, установка видеть и признавать ошибку как истину, а истину как ошибку.
В этом случае ошибка признается в качестве истины по ряду причин. Человек – весьма сложная и мощная «познавательная машина», но она подвержена разного рода «возмущающим» влияниям: симпатиям и антипатиям, она полна ожиданий и готовности признать желаемое за действительное; в ряде случаев ошибка привлекательнее по каким-то этическим, эстетическим, политическим или иным причинам, она кажется лучше по чисто эмоциональным критериям. Об этом говорят пушкинские строки «я сам обманываться рад». Иногда беспочвенные человеческие фантазии и высокие идеалы, если они воспринимаются как «нас возвышающий обман», оказываются важнее, по выражению А.С. Пушкина, многих тысяч «низких истин». Все эти виды заблуждения могут иметь одно общее свойство. Всем им присуща искренность заблуждения, поэтому оно и называется добросовестным заблуждением. Совесть человека не подает сигналов тревоги и человек может долго, возможно, всю жизнь, пребывать в состоянии блаженного заблуждения.

Но субъективный или психологический самообман как особое состояние человека всегда находится на грани добросовестного и недобросовестного заблуждения. В повседневной жизни удерживаемая человеком ошибка, как правило, так или иначе проявляет себя в качестве таковой, она может напоминать о себе, всякий раз ставя перед человеком альтернативу: либо отказаться от ошибки, либо превратить добросовестное заблуждение в недобросовестное.

Различают различные причины самообмана, главная – это боязнь свободы и истины как частное выражение бегства человека от реальности. Ведь признание истины, полученной благодаря разуму, обычно требует он нас соответствующих действий. Здесь свободный разум, который доставил нам истину, всегда ожидает не только принятия, но и действия по истине. А это может предполагать существенное изменение привычек, правил нашего поведения, образа жизни, наших ценностей или предпочтений, изменение отношений к людям и т. д. Свобода, как и истина – это источник хлопот, действий, активности. Нередко человек предпочитает, как ему кажется, простейший и наиболее легкий способ реагирования на действительность, открывающуюся в свободе и истине: уклониться от той и другой и… ничего не делать в надежде «на авось», что «пронесет» или «и так сойдет».

Особенно часто человек склонен к сокрытию истины о себе. Боязнь заглянуть в свое собственное сознание, посетить свой внутренний мир связана как с невежеством, так и с инстинктивным страхом увидеть там что-то такое, что может нас ужаснуть, открыть нам неприятную правду о самих себе. Современная психология доказала, что все эти страхи совершенно беспочвенны и только мешают человеку быть самим собой, настоящим, истинным. Страх перед своим я, своим внутренним миром, сознанием и самосознанием – это один из самых серьезных недостатков человека, отдающего себя во власть неподлинных способов внутриличностного общения, во власть темных инстинктов самосохранения, не имеющих ничего общего ни со свободой, ни с разумом.

В целом самообман следует считать одним из видов человеческой слабости, интеллектуальной и этической незрелости, хотя в ряде случаев он может поддержать жизненный тонус человека при решении им тех или иных задач. В этом случае самообман можно рассматривать как случай лжи во спасение самого себя.

Обманываться можно относительно чего угодно. Но в любом случае, обманываясь в чем-то, мы обманываемся, делаем ошибку и относительно самих себя, поскольку даем волю тем своим качествам характера, который делают нас хуже, а не лучше, слабее, а не сильнее. Самообман всегда включает в себя элементы самогипноза. Возможно, самым невинным в этом случае является такое нежелание человека признать истину, что он на каком-то первоначальном этапе понимает, что это ошибка, но при этом подсознательно внушает себе, что «этого не может быть» – настолько важнее, привлекательнее, нужнее для него то, что на деле является ошибкой. Человек убеждает себя, что ошибка – это на самом деле истина, а истина – это ошибка. Такого рода самогипноз явление довольно частое. Иногда на бытовом уровне люди прочно держатся вредных привычек (в случаях курения, например), упорно считая их правильными и не желая признаваться самим себе, что это неправильно, что это глупость. Психологической ошибкой является здесь подмена смыслов: ошибка понимается как вина, слабость, недостаток, признание которых, естественно, нежелательно и трудно. В результате на пути человека к истине возникают барьеры. Они могут возникать уже на пустом месте, как боязнь человека признать собственную ошибку, даже если о ее совершении никто не знает и никто кроме собственного разума не просит признаться в этой ошибке.

Догматизм и упрямство – это серьезные отклонения от нормы, а привычка – даже дурная – это вторая натура, как говорит народная пословица. Ввиду относительно небольшого вреда людям от бытовых или обыденных предрассудков совесть человека обычно усыплена обращенными к ней и разуму заверениями, что, мол, это все мелочи жизни и беспокоиться здесь не о чем. Но если эта ошибка связана с серьезными последствиями не только для ошибающегося, но и для других людей или окружающей среды, то тогда упорство в ней не может быть оправдано.

Гораздо более серьезным и социально значимым случаем заблуждения является недобросовестное заблуждение. В общей форме это такое заблуждение, которое осознается и признается человеком перед собой, но не перед другими. То есть человек знает, что это ложь, но утверждает, что это правда. Такое кажется противоестественным. Но это только на первый взгляд.

Прежде чем углубиться в рассмотрение многочисленных видов недобросовестного заблуждения, сделаем одну существенную оговорку. Дело в том, что среди различных видов преднамеренного обмана есть такой, который не является недобросовестным заблуждением. Более того, этот вид заведомого обмана не является предосудительным. Речь идет об искусстве фокусников и иллюзионистов. Всем нам понятно, и мы об этом знаем, что в данном случае нас хотят обмануть. Но это делается так искусно, что это бросает вызов и нашему разуму, познавательным способностям, и нашей естественной тяге к загадочному и непонятному. При этом мы испытываем два противоположных чувства: волшебную иллюзию всегда желаемого и вот теперь свершающегося на наших глазах чуда и понимание того, что это не чудо, а обман. Восторг сочетается здесь с желанием разгадать секрет, «разоблачить» фокусника. Но это редко удается. Возможно, поэтому мы и должны отдавать должное фокусникам и иллюзионистам и даже с пониманием относиться к невозможности для них рассказать нам, скажем, после представления, о том, как они это делают.

Если исключить этот вид обмана, как и то, что называется ложью во спасение,[2] то остальные виды преднамеренного заблуждения следует признать обманом в негативном, предосудительном смысле. Так от понятия ошибки мы дошли до понятия обмана. Подведем промежуточные итоги в виде таких схем:

«Нормальной» или естественной ошибкой здесь является ошибка, которая распознается и рассматривается в качестве таковой в дальнейшем ходе исследования или научного познания. Однако даже в науке не все ошибки сразу распознаются. Поэтому в научное знание включены ошибки в качестве неумышленного или добросовестного заблуждения.

Вполне естественные и постоянно совершаемые людьми (и, скорее всего, животными) ошибки обычно ведут к тому, что признаются как таковые и тем самым как бы исчезают, либо заменяясь истиной, либо уходя в область несуществующего для нас ничто. Если же ошибка сохраняется, поскольку не понимается, не осознается как ошибка, то она получает статус заблуждения различного качества. Во-первых, это латентные (скрытые) заблуждения, составляющие область нашего ошибочного знания, во-вторых, это непреднамеренные заблуждения, т.е. различные случаи самообмана неосознаваемого типа, близкие к типу латентных заблуждений, и непреднамеренные заблуждения субъективного или психологического типа. Особого рода случай составляет непреднамеренное заблуждение, вызванное бескорыстным введением в заблуждение. Скажем, если я сообщил о чем-то другим, не зная, что это ошибка, то я невольный лжец. В этом случае мы имеем не самообман, а непреднамеренный обман. Это значит, что в любом случае все эти виды непреднамеренного заблуждения могут считаться источниками добросовестного обмана.

Но в основе всех этих видов заблуждений лежит самообман – весьма сложное явление. На это обращает внимание Д.И. Дубровский: «Особенность самообмана состоит, очевидно, в том, что тут обманывающий, обманываемый и обманутый совмещаются в одном лице… Это относится и к отдельной личности, и к социальному институту, к группе, народу, человечеству».[3]

В рамках отличия добросовестного заблуждения от добросовестного обмана последний является результатом активного человеческого фактора, т.е. воздействием обманщика на обманываемого. При этом обманываемый должен быть обманут, что совсем не обязательно и происходит. Однако, подчеркнем еще раз, применительно к перечисленным выше случаям заблуждения ошибка как их причина является добросовестной, таковыми – не преднамеренными – являются и сами заблуждения. В случаях добросовестного заблуждения, передачи ошибочной информации от одного человека к другому (другим) мы имеем примеры «добросовестной», точнее бескорыстной лжи, т.е. непреднамеренного и бескорыстного введения в заблуждение.

Но если причиной непреднамеренного обмана является непреднамеренное введение в заблуждение, а результатом – «добросовестная», невольная ложь, то причиной преднамеренного обмана являются осознанное заблуждение (знание ошибки как ошибки) или заведомая ложь. Правда и здесь не всегда все так просто. Дело в том, что в ряде случаев заведомой лжи ее субъекты, т.е. обманщики, могут переходить в состояние убежденности в том, что их заблуждение и не заблуждение вовсе, а что ни на есть настоящая правда. Это – один из случаев самовнушения или самогипноза, который позволяет обманщикам избегать душевного дискомфорта и угрызений совести. Ведь всем хорошо известно, что лгать нехорошо, сообщать заведомую ложь предосудительно, по меньшей мере, с моральной точки зрения, а в определенных случаях – и с юридической. Не случайно большинство шарлатанов настолько сильно убеждают себя в истинности того, что они говорят и делают, что доказать им противоположное бывает невозможно по психологическим, а не фактическим причинам.[4]

И, тем не менее, рассматривая различные виды заблуждения, лжи и обмана, мы пока еще находимся в правовом поле, хотя и выходим за рамки морального принципа «не лги», когда имеем дело с заведомой ложью, не ведущей к уголовным преступлениям.

Причин, которые формируют «сознательное заблуждение», предстающее в итоге как заведомая и корыстная ложь, бывает сколько угодно. В основном это различные виды преследуемой обманщиком выгоды: карьера, деньги, имущественная выгода, влияние, власть и др. Ложь как заведомый обман может порождаться честолюбием, жаждой славы или признания, потребностью наиболее легким путем достичь той или иной цели и т.д. Чаще всего заведомая ложь мотивируется получением какой-то выгоды для лгущего человека. Если заведомая ложь становится не бескорыстным, но предосудительным «хобби», а так сказать «делом» человека, то тогда перед нами мошенник, аферист, вор, т.е. человек криминального сознания, преступник.

Что же такое недобросовестная ложь как заведомый обман? Заведомый обман или недобросовестная ложь – это высказывание или утверждение, претендующее на истину, но известное лжецу как не соответствующее действительности. «…Обман – это ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано… Следует различать обман как действие субъекта, преследующего определенные интересы, и обман как результат, т.е. действие, достигшее своей цели, ибо нередко это действие оказывается неэффективным: обман распознается, разоблачается…»[5]

Обман как ложное сообщение или действие обманщика предстает в трех видах: (1) как самообман; (2) как заведомо неистинное, но бескорыстное суждение и (3) как заведомый обман с корыстной целью ввести в заблуждение.

Заведомый или корыстный обман – это такая ложь, которая предполагает действия, ведущие, с одной стороны, к нанесению ущерба человеку или людям, к которым обращен обман, а с другой – к выгоде обманщика. В последнем случае обман – это намеренное введение другого лица или лиц в заблуждение с целью извлечения материальной или иной выгоды. Это переводит обман на уровень мошенничества.

Но какова природа обмана? Вызван ли он дурным воспитанием или средой, либо заложен в природе человека? Что это – гены? Или обстановка, которая так плохо повлияла на человека? В общей форме ответ достаточно прост: воспитание и влияние среды, безусловно, важные причины обмана, в том числе и такого, который связан с мошенничеством и воровством. Но можно предположить, что и в природе человека есть что-то такое, что делает возможным воровство. Попробуем разобраться с природными корнями воровства, неотделимыми от мошенничества. Они, эти корни, далеко не очевидны.

Как упоминалось ранее, ложь и обман могут быть естественными способами самосохранения человека, его «спасением». Нечто аналогичное мы можем заметить уже в явлениях животного мира. Это, в частности, мимикрия – защитная окраска или форма животных. Это различные типы обманчивого поведения, особенно млекопитающих или высших животных. Обману может содействовать и общая всем живым существам потребность в уединенности, сокрытости, ничем не нарушаемому покою, что является формой реальной самотождественности, как бы желания быть собой, наедине с самим собой, скрыться от всех. Так что ложь и обман так же естественны, как и истина и правда.

Возникает вопрос: является ли и воровство столь же естественным, что и способность ко лжи и обману? К сожалению, ответ будет положительным. Да, вороватость, способность и стремление индивида завладеть тем, что ему не принадлежит, заложено в его природе. Эта черта, способность, качество – вороватость – присуща не только человеку, но в зачаточной форме и животным. Чтобы жить, всем живым существам необходимо обладать, иметь в своем распоряжении пищу, жилище, определенное жизненное пространство, сексуального партнера, потомство и т.д. Однако в животном мире нет понятия собственности и права, нет и никаких норм морали. Борьба за выживание в животном мире существенно отличается от правил поведения в человеческом мире. В нем нет разума и свободы в человеческом понимании, вместо этого там господствуют инстинкты, воля к жизни, сила. Нет также и того, что мы называем воровством, хотя что-то похожее на это есть. Это похожее – захват, отнятие пищи, жилища, территории обитания. Отнятие силой и хитростью, открытое и тайное…

Но что же такое воровство и то человеческое качество, которое делает его возможным? Вороватость – это способность, стремление, потребность человека присваивать себе то, что принадлежит не ему, а другому человеку или обществу. Вороватость – одно из отрицательных, антигуманных проявлений стремления человека расширить свое бытие, свое присутствие, свою собственность, свое влияние и свою силу за счет труда или собственности других. Это дурное, негативное и разрушительное проявление открытости человека миру, желание распространиться на внешнее без каких либо юридических и моральных на то оснований. Экспансия, стремление во вне – естественное свойство человека, но одним из его ложных, аморальных и незаконных проявлений является воровство. Человеку и обществу всегда будет что-то принадлежать. Стремление к обладанию никогда не исчезнет. Едва ли когда-нибудь исчезнет и желание обладать чем-либо самым простым и легким, но не законным способом.

Самым легким и не трудовым, т.е. не заслуженным способом присвоения является воровство. Воровство – это не только незаконное присвоение чужого, но и само это действие по присвоению чужого, т.е. реализация нетрудового, незаконного, но, как считает вор, наиболее эффективного и быстрого способа овладения не принадлежащими ему ценностями.

Воровство – это и социальное явление. Оно бытует в самых различных общественных нишах, как на дне общества, так и в верхах. Особенно опасно организованное воровство и мошенничество. Когда они становятся особенно распространенными, тогда говорят об обществе, пораженном этими социальными болезнями. Обычно широкое распространение воровства сопровождается многими другими социальными болезнями: падением морального уровня общества, алкоголизмом, наркоманией, игроманией, кризисом семьи, падением уровня рождаемости, глубоким социальным и имущественным неравенством, коррупцией, произволом власти, усилением антидемократических тенденций, превращением общества в полицейское государство.

Издревле захват, грабеж, воровство осуждалось как морально, так и юридически. Это стало возможным потому, что на уровне человеческого существа, которое можно рассматривать как животное, обладающее разумом и свободой, обнаружилась способность выбирать между истиной и ложью, добром и злом, справедливостью и несправедливостью, красотой и безобразием. Способность человека к справедливости, потребность в ней привела к признанию того, что вороватость – это отрицательное, разрушительное и асоциальное человеческое качество. Анализ вороватости и воровства позволяет сделать несколько важных выводов.

Во-первых, склонность к воровству естественно присуща человеку. О ее естественности, но разной степени выраженности на уровне индивида говорит сам факт существования патологически, гипертрофированно выраженной вороватости, болезни, получившей название клептомании.
Во-вторых, является иллюзией думать, что когда-нибудь воровство исчезнет из человеческого поведения, из жизни общества, что мы может вырвать с корнем эту человеческую способность – вороватость – из человеческого существа. В этом признании есть не только горький привкус, но и понимание того, что само признание несовершенства человека является актом мужества человека, трезвости его ума. Оно заставляет человека отказаться от беспечности и излишней самоуверенности, быть на страже своей чести и достоинства, быть бдительным по отношению к своим потенциальным слабостям и недостаткам. В конце концов, это открывает пути совершенствования, восхождения человека.

В-третьих, необходимо делать все возможное, чтобы в ходе обучения и воспитания свести эту способность к минимуму, контролировать ее, поддерживать иммунитет к воровству, глубокое осознание личностью того вреда, которое воровство может принести ей и близким для нее людям и обществу.

В-четвертых, на уровне общества необходимо в максимальной мере реализовывать принципы социальной справедливости и укреплять правоохранительные органы, сдерживающие и контролирующие проявление потребности людей присвоить чужое.

Вопросы к теме:

1. Каковы глубинные истоки и основания ошибки?
2. В чем разница между ошибкой и заблуждением?
3. Каковы причины самообмана?
4. Как соотносятся между собой ошибка, заблуждение, ложь и обман?
5. Каковы истоки и природа воровства?
6. Что такое воровство как социальное явление?

Примечания

[1] Можно даже сказать, что есть Я, а все остальное, т.е. мир – это не-Я. Об этом много писал немецкий философ Иоганн Фихте (1762 – 1814). И это не было праздным пустословием, так как он продвинул наше знание о человеке, его познавательных ресурсах, о возможностях нашего воздействия на окружающий мир, а мира – на нас.
[2] Ложь во спасение является особым случаем непредосудительного обмана. Однако в данном случае вопрос стоит не об обмане как таковом, а о более значительных и важных вещах. Человек оказывается не перед выбором истины или лжи, а перед выбором между жизнью и смертью, здоровьем или болезнью, горем или относительным благополучием человека, которому мы сообщаем нечто. Если в обмане как таковом речь идет об истине или лжи, то в ситуации «лжи во спасение» речь идет о выборе между разнокачественными ценностями: истина или здоровье, истина или жизнь, истина или дружба, истина или семья, ее сохранение и т.д.
[3] Дубровский Д. И. Обман, с. 69.
[4] Но чаще источником лжи может быть не ошибка, а заведомо ложная идея, суждение, какая-то выдумка, «красивая» или «сладкая» ложь, одетая как правда. Нередко источником как бескорыстной, так и корыстной лжи является «идея-фикс», «пунктик», который не всегда можно опровергнуть в силу его гипнотизирующего, ненаучного или метафизического характера.
[5] Дубровский Д.И. Обман, с. 3.

Обмани меня: могут ли нейросети распознать человеческую ложь :: РБК Тренды

Если человек хочет скрыть, что лжет, то он может попытаться сознательно контролировать свои физиологические реакции. Однако согласно исследованиям в области лжи, контролировать все физиологические параметры одновременно и согласованно довольно трудно. Поэтому современные научные методы создания детектора лжи основаны на анализе всей совокупности неосознаваемых физиологических реакций, включая мимические выражения лица. Этот подход дает более полноценное понимание, и именно его используют разработчики нейросетевых детекторов лжи, в том числе мы.

Если же говорить о том, как именно научить нейросеть определять ложь, то тут есть два подхода:

  1. дать ей видео, где люди лгут или говорят правду, и разметку для этих данных;
  2. заранее выделить признаки, такие как, например, физиологические параметры и мимические выражения лица. На основе этих признаков и разметки видео (т.е. в какой момент человек говорит правду, а когда обманывает), нейросеть может обучиться распознавать те случаи, когда человек преднамеренно лжет.

Но здесь важно осознавать, что, как и полиграф, нейросеть сама по себе не понимает, что такое правда или ложь, и не может самостоятельно определить, что в какой-то момент человек солгал. Нейросеть только показывает, что физиологические параметры человека изменяются в сравнении с его личной «нормой». Уже на основе этих данных человек-оператор, использующий нейросеть, понимает, что в какие-то моменты когнитивная нагрузка человека отличается от его «нормы», и дальнейшая интерпретация этих данных зависит уже от него.

Поэтому важно учитывать, что когнитивная нагрузка и физиологические показатели могут отличаться как потому, что человек действительно лжет, так и оттого, что разговор вызывает у него сильный отклик по каким-то другим причинам (например, в его жизни был травмирующий эпизод, связанный с темой беседы).

Появление сообщения «Ошибка в сертификате безопасности этого веб-сайта» при попытке перейти на защищенный веб-сайт в Internet Explorer

Проблема

Пользователь, пытающийся подключиться к защищенному веб-сайту с помощью браузера Windows Internet Explorer, может получить следующее предупреждение.

Ошибка в сертификате безопасности этого веб-узла. Сертификат безопасности этого веб-узла не был выпущен доверенным центром сертификации.

Наличие ошибок в сертификате безопасности может означать, что вас пытаются обмануть или хотят перехватить информацию, передаваемую на сервер.
Рекомендуется закрыть веб-страницу и не работать с этим веб-узлом.

Решение

Чтобы устранить эту проблему, организация, размещающая безопасный веб-узел, должна приобрести сертификат для каждого веб-сервера у стороннего поставщика. Организация также может установить в лесу Active Directory центр сертификации Microsoft Enterprise. В этом случае организация сможет использовать центр сертификации для создания сертификата для каждого веб-сервера.

Примечание. Пользователи клиентских компьютеров, не принадлежащих к лесу организации Active Directory, могут посетить веб-узел центра сертификации для загрузки сертификата.

Обходной путь

Чтобы избежать этой проблемы, установите на клиентском компьютере самозаверяющий сертификат Microsoft Windows Small Business Server 2003 (Windows SBS). Для этого сделайте следующее.

  1. В браузере Windows Internet Explorer нажмите кнопку Продолжить открытие этого веб-узла (не рекомендуется).

    Появится красная адресная строка и предупреждение о сертификате.

  2. Нажмите кнопку Ошибка сертификата, чтобы открыть окно с дополнительными сведениями.

  3. Нажмите кнопку Просмотр сертификатов, а затем — кнопку Установить сертификат.

  4. Чтобы установить сертификат, в окне предупреждающего сообщения нажмите кнопку Да.

Примечания

  • В Windows Vista с самозаверяющими сертификатами возникает та же проблема. Однако возможность установить сертификаты недоступна, если браузер Windows Internet Explorer запущен не от имени администратора. Чтобы сделать это, щелкните значок браузера Internet Explorer правой кнопкой мыши и выберите команду Запуск от имени администратора.

  • Когда клиентский компьютер подключается к веб-серверу, на котором выполняется Windows Server 2003, он повторно использует сертификат центра сертификации. Клиентский компьютер не использует другой сертификат, подписанный центром сертификации.

Дополнительная информация

Эта проблема может возникнуть, если на часах клиентского компьютера заданы дата и время более поздние, чем дата истечения срока действия сертификата SSL сервера.

Дополнительные сведения о выпуске сертификата безопасности веб-сайта см. на следующих веб-сайтах Майкрософт:

О проблемах с сертификатами (Windows Vista)

Сертификаты: часто задаваемые вопросы (Windows Vista)

Об ошибках сертификата (Windows 7)

Сертификаты: часто задаваемые вопросы (Windows 7)

Как избежать обмана в онлайн-шопинге — Сноб

Не технологии, а психология

Большинство распространенных схем обмана онлайн основаны не на сложных технических уловках мошенников, а на доверчивости пользователей. Последние самостоятельно и добровольно передают злоумышленникам нужные для совершения кражи личные данные, переводят предоплату, в спешке отказываются от проверки приобретенного товара на соответствие описанию. В этом смысле мошенникам в большей степени помогает знание человеческой психологии, чем технические навыки. В системе кибербезопасности самое слабое звено — человек.

Считать, что обмануть удается только пожилых, технически неподкованных людей — большая ошибка. При помощи элементарных схем мошенникам с равным успехом удается обводить вокруг пальца и миллениалов, и бумеров, и богатых, и бедных.

По данным Федеральной торговой комиссии США, в последние годы пользователи в возрасте от 20 до 30 лет расставались со своими деньгами в пользу мошенников даже чаще, чем люди старше 40 лет. Центральный банк России назвал одним из пяти основных типов жертв финансовых мошенничеств «индивидуалистов» — благополучных в финансовом плане людей, которые легко тратят деньги на себя и излишне доверяют новым технологиям. 

Парадоксальная ситуация: взрослые учат своих детей не доверять незнакомцам и не идти за ними куда-либо, но сами по сути делают именно это. Например, переходят по неизвестным ссылкам от мошенников и оставляют там свои личные данные. Или диктуют незнакомцам коды из СМС-сообщений от банка. Именно в этих сообщениях пишут: «Никому не сообщайте код», — но люди все равно его сообщают.

Почему мы готовы так легко довериться незнакомцам? Потому что они умеют находить подход к каждому и знают, на что нас поймать. И еще потому что мы привыкли доверять технологиям и полагаем, что если платим кому-то деньги, то ничего плохого не произойдет.

Социальная инженерия

Многие помнят популярную схему с электронными письмами от вымышленного «нигерийского принца», который просил пользователей перевести ему немного денег, чтобы он смог оплатить налоги и вступить в наследство. «Принц» обещал вернуть все вложения и добавить к сумме вознаграждение за помощь. Сейчас эта схема кажется нелепой, но долгое время она была вполне эффективной. Залогом успеха была массовая обезличенная рассылка: одинаковые письма попадали в ящики тысяч адресатов, и если десятки или сотни из них помогали «принцу», мошенники уже получали куш. 

Это — пример социальной инженерии. Под этим термином понимают комплекс действий, нацеленных на то, чтобы выманить у пользователя личные данные или вынудить его сделать что-то еще, чего он делать не собирается. Методы социальной инженерии прогрессируют и становятся все более персонализированными и изощренными. Сегодня вы уже вряд ли получите письмо от «нигерийского принца», но есть много других способов вас зацепить. 

Например, если человек решил продать на популярном сайте объявлений детский велосипед, «потенциальный покупатель» напишет ему поздно вечером, когда хочется провести время с семьей, или в разгар рабочего дня, когда дедлайны следуют один за другим. «Покупатель» будет торопить со сделкой, объясняя это тем, что велосипед ему зачем-то очень срочно нужен именно сейчас, и убедит продавца перейти по ссылке на поддельную страницу оформления заказа, созданную только для того, чтобы собирать платежные данные. Эта страница будет выглядеть совсем как настоящая. И на аватарке лже-покупателя для достоверности образа вполне может стоять фотография с ребенком. Это и есть современная социальная инженерия в действии. 

Распространенные схемы мошенничества

Подмена страницы платежа (фишинг)

Вы хотите что-то купить или продать на известном сайте. Другой пользователь, с которым вы ведете диалог (ваш потенциальный покупатель или продавец), присылает ссылку, якобы ведущую на страницу оформления заказа. Он может утверждать, что на самом сайте, на котором вы с ним друг друга нашли, не работают кнопки оформления заказа, доставки или оплаты. Это всегда ложь, и ее цель — увести вас с настоящего сайта на поддельную версию и выманить ваши платежные данные.

Ни в коем случае не переходите по ссылке и тем более не вводите там свои данные, даже если ее адрес похож на оригинальный.

Если вы приобретаете или продаете что-то на «Авито», то и ссылка может быть только на сайт Авито — www.avito.ru. Если адрес похож, но не тот (например, avitopayments.ru, avito-dostavka.ru, avitto.ru) — это мошенничество. Поддельный сайт может копировать интерфейс «Авито», на нем даже может быть кнопка для связи с техподдержкой.  

Вводить свои платежные данные можно только на оригинальном сайте или в приложении, где вы что-то покупаете или продаете — через встроенную форму оплаты. Это же правило касается оформления доставки или любых других дополнительных услуг. И никакой оплаты по ссылкам от продавца или покупателя.

Выманивание платежных данных

Вы покупаете или продаете что-то на сайте объявлений. Для совершения сделки другой пользователь просит вас продиктовать ему или прислать CVV/CVC-код вашей банковской карты или же код из СМС-сообщения от банка. Объяснять, почему эти данные ему необходимы, мошенник может самыми разными причинами. Например, он может сказать, что согласно правилам безопасности банка это необходимо для верификации вашей карты, или убеждать, что без этих данных невозможно оформить доставку.

Давать такие данные кому-либо ни в коем случае нельзя. Нет ни одной причины когда-либо это делать: эти данные не нужны ни покупателям, ни продавцам на сайтах объявлений, ни кому-либо еще. Их не могут запрашивать даже сотрудники вашего банка. Единственное, для чего они могут использоваться, — получение доступа к вашему онлайн-банку. 

Если у вас просят такие данные, немедленно прекратите общение с тем, кто это делает. И если эта ситуация возникла, когда вы пытались что-то продать или купить в интернете, обратитесь в службу поддержки сайта — сотрудники заблокируют пользователя, который пытается совершить мошеннические действия, и так вы обезопасите других.

Требование предоплаты

На продажу выставляется востребованный товар — он может быть редким или по заманчивой цене. Когда покупатель проявляет интерес, продавец начинает торопить с решением, намекает, что желающих приобрести товар много, и просит перевести полную или частичную предоплату. Получив деньги, мошенник пропадает из поля зрения и добавляет покупателя в черный список. 

Обезопасить себя просто: передавайте  деньги лично при получении товара или пользуйтесь встроенной функцией безопасной сделки с постоплатой, которая есть на многих популярных сайтах объявлений. Сервис «безопасная сделка» позволяет заморозить на карте покупателя сумму, равную цене товара. Продавец получит деньги только после того, как покупатель подтвердит в системе, что он получил товар и убедился, что с ним все в порядке. Если при доставке в пункте выдачи оказывается, что с товаром что-то не так, от покупки можно отказаться. В этом случае деньги возвращаются покупателю.

Фото: Morning Brew/Unsplash

Как распознать и не попасться

Поскольку схемы обмана, которые применяют онлайн-мошенники, на самом деле достаточно элементарны и основаны на доверии, обезопасить себя тоже просто. Достаточно неукоснительно соблюдать несколько правил:

  • Никогда никому не передавать персональные платежные данные (CVV/CVC-код банковской карты или коды из СМС-сообщений от банка). Настаивать на личной передаче или на «безопасной сделке».
  • Не переходить по ссылкам, которые присылают другие пользователи, и ни в коем случае не вводить свои данные на таких сайтах, даже если они как две капли похожи на сайт, где вы что-то продаете или покупаете. Будьте внимательны: адрес в ссылке всегда будет отличаться от адреса сайта.
  • Никогда не вносить предоплату за товар — ни полную, ни частичную. И здесь настаивать на личной встрече или «безопасной сделке».
  • Если на сайте или в приложении онлайн-магазина, которым вы пользуетесь для продажи или покупки онлайн, есть встроенный мессенджер, нужно вести все общение с другими пользователями внутри этого мессенджера, а не по телефону или WhatsApp. Службы безопасности популярных сайтов контролируют только то, что происходит на их платформах. Если вы уходите куда-то еще, сотрудники не смогут отследить действия мошенников и предупредить вас.

Безопасность и основные положения по использованию банковских карт от Газпромбанка

Памятка держателю карты о мерах безопасности при использовании банкоматов

1) Старайтесь пользоваться одними и теми же банкоматами, которые Вам хорошо известны.

2) В случае необходимости использовать новый банкомат, выбирайте хорошо освещенный и установленный в удобном месте.

3) Прежде чем подойти к банкомату, осмотрите окружающее пространство. В случае нахождения поблизости подозрительных людей, воспользуйтесь другим банкоматом.

4) Перед тем как подойти к банкомату, достаньте свою карточку и держите ее в руках. Не открывайте бумажник, кошелёк, сумку, барсетку непосредственно около банкомата или в очереди к нему.

5) Перед использованием банкомата осмотрите его внешний вид. Если Вы обнаружите наличие каких–либо посторонних изделий, предметов, проводов, следов конструктивных изменений, воспользуйтесь другим банкоматом.

6) Будьте особенно осторожны, если кто-то посторонний предлагает Вам около банкомата помощь, даже если у Вас застряла карточка или возникли проблемы с проведением операции. Не набирайте ПИН-код на виду у «помощника», не позволяйте себя отвлечь, т.к. в этот момент мошенники могут забрать из банкомата Вашу карточку или выданные денежные средства.

7) Если у банкомата за Вами находиться очередь, убедитесь, что никто не может увидеть Ваш ПИН-код.

8) При вводе ПИН-кода находитесь как можно ближе к банкомату, вводите ПИН-код средним пальцем руки (при этом, ладонь руки оказывается раскрытой и злоумышленнику гораздо сложнее увидеть, какие кнопки Вы нажимаете), по-возможности, второй рукой закрывайте клавиатуру от постороннего обзора.

9) Вводите ПИН-код только после того как банкомат попросит Вас об этом.

10) Не применяйте физическую силу, чтобы вставить карточку в банкомат.

11) Всегда сохраняйте все распечатанные банкоматом квитанции.

12) Если Вам кажется, что банкомат работает неправильно, нажните кнопку «отмена», заберите свою карточку и воспользуйтесь другим банкоматом. Если проблемы возникли после момента ввода запрошенной суммы, не отходите от банкомата до тех пор, пока не убедитесь в завершении операции, отказе в выдаче или в появлении на экране приглашения провести новую операцию.

13) После получения денежных средств, положите наличность и карточку в бумажник, кошелек, сумку и т.п. и только после этого отходите от банкомата.

14) Запомните свой ПИН-код. Если Вы его запишите, всегда будет вероятность, что кто-нибудь сможет его узнать, при этом ответственность за операции с использованием ПИН-кода всегда возлагается на клиента.

15) Никогда и ни при каких-либо обстоятельствах не сообщайте никому свой ПИН-код, в том числе родственникам, знакомым, сотрудникам банка или правоохранительных органов.

16) Обратитесь в свой банк и установите ежедневный лимит снятия денежных средств. Если Вам понадобится снять сумму, превышающую разрешенную, всегда можно позвонить в банк и на время повысить или совсем снять лимит.

17) Подключитесь к системе информирования об операциях по карточке по мобильному телефону при помощи SMS-сообщений. Это позволит не только сразу же узнать о несанкционированной Вами операции по карте, но и самостоятельно ее сразу же заблокировать. Дополнительно Вы можете самостоятельно управлять лимитами снятия (п.16).

18) Ежемесячно получайте и проверяйте выписки по Вашему карточному счету.

19) Относитесь к хранению карточки также как Вы относитесь к наличным денежным средствам.

20) При пользовании карточкой в торговых предприятиях, следите, чтобы карточка не исчезала из Вашего поля зрения. При необходимости ввести ПИН-код, закройте клавиатуру рукой так, чтобы ни продавец, ни находящиеся рядом с Вами клиенты не видели введенных цифр. Если кто-то увидит Ваш ПИН-код, после этого карточку могут украсть и быстро снять все денежные средства в банкомате. Не вводите ПИН-код для выдачи наличных в местах, не обозначенных как пункт выдачи наличных какого-либо (желательно знакомого Вам по названию) банка.

21) Запишите и всегда храните с собой, но отдельно от карточки, номер Вашей карты, номер телефона Вашего банка, кодовое слово, по которому банк аутентифицирует Вас как законного держателя. Эта информация будет необходима Вам в случае возникновения каких-либо проблем с карточкой (например, в случае ее утраты).

22) Если в результате какой-либо подозрительной ситуации Вам показалось, что Ваш ПИН-код стал известен посторонним людям, обратитесь в Банк для блокировки и перевыпуска карты.

Осторожно, мошенники! Новая схема развода на BlaBlaCar

Сообщество попутчиков BlaBlaCar пришло в Россию в 2014 году, и за шесть лет в нем зарегистрировалось более 25 миллионов человек. Сервис удобен и водителям, и пассажирам: первые с его помощью «отбивают» часть расходов на дорогу, вторые — путешествуют по доступной цене. Не говоря уже о том, что поездка в приятной компании веселее, чем в одиночку.

Команда платформы заботится о безопасности пользователей: проверяет профили, внимательно относится к отзывам. Однако когда речь идет о миллионах людей, уследить за всеми сложно. Недавно мы обнаружили мошенническую схему, в которой злоумышленники притворяются водителями и требуют оплатить поездку через фишинговый сайт.

Билет на попутку с предоплатой

Мошенники размещают на BlaBlaCar объявления о свободных местах в машине, ничем не отличающиеся от настоящих, и даже цены указывают в пределах нормы. Маршруты они выбирают как популярные, так и не очень. Например, один из фейковых водителей, попавшихся нам на глаза, готов был «подвезти» жертву из города Буй Костромской области в Санкт-Петербург.

Когда пользователь откликается на объявление, мошенники в чате на сайте BlaBlaCar просят его связаться с ними в WhatsApp и отправляют номер телефона. Поскольку политика сервиса запрещает пересылать в сообщениях контактные данные, «водитель» пишет номер словами.

Обсуждение деталей поездки тоже на первый взгляд не вызывает подозрений. Мошенники охотно поддерживают разговор об интересующих пассажира подробностях и даже сами задают уместные в контексте поездки уточняющие вопросы.

Мошенники готовы обсуждать детали поездки

Когда речь заходит об оплате поездки, жертве предлагают «купить билет» по ссылке якобы на BlaBlaCar (название сервиса присутствует в адресе сайта). Почему надо воспользоваться именно таким, непривычным для постоянных пользователей платформы, форматом оплаты, объясняют по-разному. Например, один жулик утверждает, что он «официальный водитель» и наличные не поддерживает. В другом случае убедить жертву пытаются бонусами и кэшбеком, которые водитель якобы получит при оплате через сайт.

Мошенники требуют предоплату через сайт

На самом деле никаких билетов BlaBlaCar не продает. Сервис позволяет водителю и пассажиру найти друг друга и в перспективе планирует брать небольшую комиссию за эту услугу, однако расплачиваться за поездку предлагает наличными.

Еще один признак мошенничества, который несложно заметить, — адрес сайта, на котором жулики предлагают произвести оплату. Хотя в нем и упоминается BlaBlaCar, от официального адреса сервиса он сильно отличается. Так, на скриншотах выше один адрес содержит лишнее слово, а другой — расположен в доменной зоне .HOST, предназначенной для компаний, которые предоставляют услуги по размещению интернет-сайтов.

Осторожно, фишинг!

Если пользователь все же перейдет по мошеннической ссылке, его попросят указать имя, фамилию и контактные данные. Обратите внимание — не войти в профиль, как на настоящем сайте BlaBlaCar, а просто ввести информацию.

После того как пассажир заполнит анкету, его перенаправят на платежную форму, которая тоже расположена на мошенническом сайте. Это значит, что если жертва введет данные банковской карточки, то дело может не ограничиться потерей суммы «предоплаты». Также есть риск, что платежные данные будут украдены, что впоследствии может грозить еще более существенными финансовыми потерями.

Само собой, после оплаты «официальный водитель», скорее всего, просто пропадет со связи.

Вводя данные карточки на мошенническом сайте, жертва мошенников рискует не только суммой предоплаты

Как не стать жертвой мошенников

Терять деньги всегда обидно, даже если сумма небольшая. Чтобы не попасться на удочку мошенников:

  • Оплачивайте товары и услуги онлайн только на тех ресурсах, которым вы доверяете. Если от вас хотят оплаты через конкретный сервис, не переходите по ссылкам в сообщениях, а введите адрес сайта в браузере вручную.
  • Обращайте внимание на URL-адрес страницы: если он содержит ошибки и неуместные слова или расположен в странной доменной зоне — велика вероятность, что это ловушка.
  • Изучайте сервисы, которыми собираетесь воспользоваться: чем больше вы знаете о том, как они работают, тем сложнее мошенникам будет вас обмануть.
  • Если вы нашли мошенническое объявление на крупной платформе, расскажите об этом администрации сервиса. Например, BlaBlaCar позволяет оставить жалобу в профиле водителя. Если вы уже заплатили и вас не подвезли — тоже обязательно сообщите об этом. Таким образом вы поможете модераторам вычислить и заблокировать мошенника.
  • Используйте надежную защиту, которая заблокирует фишинговый или мошеннический сайт, если вы попытаетесь на него перейти.

Обнаружение лжи ошибок | Отелло Ошибка и Brokaw Hazard

Доктор Экман объясняет типичные ошибки распознавания лжи.

Когда дело доходит до обмана и отлова лжи, существует ряд распространенных ошибок, которых следует опасаться. Две самые большие ошибки суждения при обнаружении обмана — это то, что я называю «Brokaw Hazard» и «Ошибка Отелло».

Ниже приведены примеры того, как эти две ошибки обнаружения лжи выглядят в нашей повседневной жизни, общие меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при обнаружении обмана, и два вида ошибок, которые имеют прямо противоположные причины и следствия: неверное убеждение в правде и верование лжи .

Опасность Брокоу: неучтение индивидуальных различий

Том Брокоу, когда он был интервьюером телеканала NBC-TV «Сегодняшнее шоу», описал, как он осознавал словесные подсказки, когда люди лгали. Несколько исследований обмана подтверждают догадку Брокоу о том, что, когда они лгут, некоторые люди начинают говорить менее прямо, обходительно и / или могут дать гораздо больше информации, чем запрошено. Однако другие исследования показали прямо противоположное — большинство людей слишком умны, чтобы отвечать уклончиво и косвенно, когда они лгут.Таким образом, Том Брокоу мог не заметить таких лжецов.

Любое поведение, которое является полезным ключом к обману , для некоторых людей будет обычной частью их поведения . Возможность неверной оценки таких людей я называю угрозой Брокоу . Ловцы уязвимы для опасности Брокоу, когда они не знакомы с подозреваемым и поэтому недостаточно знакомы с особенностями типичного поведения подозреваемого.

По сути, риск Брокоу не учитывает индивидуальные различия, из-за которых лжец может не показывать ключ к обману, в то время как правдивый человек его показывает.

Ошибка Отелло: непонимание того, что эмоции не говорят вам о своей причине

Когда дело доходит до признаков лжи, мы должны быть осторожны, чтобы избежать того, что я назвал ошибкой Отелло. В знаменитой трагедии Уильяма Шекспира Отелло ошибочно предположил, что выражение страха Дездемоны было реакцией женщины, уличенной в предательстве.Он не смог понять, что , просто наблюдая за эмоцией, не скажет вам, что вызвало эту эмоцию . Например, страх быть неверием, когда он невиновен, выглядит так же, как страх быть пойманным, когда он виновен. В реальной жизни, которую я изучал, люди, подозреваемые в преступлениях, иногда проявляют микровыражения гнева. Только с помощью дальнейших вопросов можно определить, является ли скрытый гнев результатом неправомерного нахождения под подозрением или это гнев по отношению к интервьюеру за попытку поймать подозреваемого на проступке.

Ошибка Отелло — неспособность признать, что правдивый человек, подозреваемый во лжи, может проявлять те же признаки эмоций, что и лжец, — может усложнить интерпретацию выражений лица. Невинный подозреваемый может показать надежное выражение страха, потому что он боится ложного обвинения. Обеспокоенный тем, что, если он выглядит испуганным, люди сочтут его лжецом, он может попытаться скрыть свой страх, чтобы признаки страха оставались только в его бровях, которые трудно подавить. Лжец, боящийся быть пойманным, который пытается скрыть свой страх, вероятно, покажет то же самое выражение лица.

Опасности и меры предосторожности

Большинство лжецов большую часть времени могут обмануть большинство людей. Даже лживые дети, достигнув восьми или девяти лет, могут успешно обмануть своих родителей. Ошибки в обнаружении обмана заключаются не только в том, что верит лжецу , но также, что часто хуже, не верит правдивому человеку . Такое ошибочное суждение может навредить недоверчивому правдивому ребенку, несмотря на более поздние попытки исправить ошибку. Последствия могут быть катастрофическими и для неверующего правдивого взрослого.Может быть потеряна дружба, работа или даже жизнь. Это делается в новостях, когда невиновный человек, ошибочно признанный лживым, освобождается после незаслуженных лет в тюрьме; но это не так уж и редко, чтобы попасть на первую полосу. Хотя невозможно полностью избежать ошибок при обнаружении обмана, можно принять меры для их уменьшения.

Первая мера предосторожности включает , чтобы сделать процесс интерпретации поведенческих признаков обмана более явным . Используя информацию, предоставленную нам наукой обнаружения обмана, ловцы лжи больше не будут полагаться только на догадки или интуицию.Более осведомленные об основах своих суждений, ловцы лжи должны лучше учиться на собственном опыте, отбрасывая, исправляя или придавая большее значение конкретным уликам для обмана. Ложно обвиняемый также может выиграть, поскольку сможет обжаловать приговор, если будет указано его основание.

Ошибочные суждения

Еще одна мера предосторожности — лучше понять природу ошибок, которые происходят при обнаружении обмана. . Есть два вида ошибок, абсолютно противоположных по причине и следствию.Не веря истине, ловец лжи ошибочно решает, что правдивый человек лжет. Поверив лжи, ловец лжи ошибочно считает лжеца правдивым. Не имеет значения, зависит ли ловец лжи от теста на полиграфе или его интерпретации поведенческих ключей к обману; он уязвим перед теми же двумя ошибками.

Различие между верой лжи и неверием правде важно, потому что оно заставляет обратить внимание на двойную опасность для ловца лжи. Невозможно полностью избежать обеих ошибок; выбор только между тем, какой рисковать больше . Ловец должен оценить, когда предпочтительнее рискнуть быть введенным в заблуждение, а когда лучше рискнуть выдвинуть ложное обвинение. Что можно потерять или получить, подозревая невиновного или доверяя лжецу, зависит от лжи, лжеца и ловца лжи. Последствия одного вида ошибок могут быть намного хуже; или же ошибки могут быть столь же катастрофическими.

Не существует общего правила о том, какую ошибку легче всего избежать.Иногда вероятность каждого из них примерно одинакова, а иногда один тип ошибки более вероятен, чем другой. Опять же, это зависит от лжи, лжеца и ловца лжи.

Индивидуальные различия , которые я ранее назвал опасностью Брокоу из-за того, что не учел, как люди различаются в экспрессивном поведении, ответственны за оба типа ошибок при обнаружении лжи.

Верить в ложь

Никаких ключей к обману ни на лице, ни в теле, ни в голосе, ни в словах не является надежным, даже активность вегетативной нервной системы, измеренная с помощью полиграфа.Ошибки, связанные с ложью, происходят потому, что некоторые люди просто не ошибаются, когда лгут. Это не только психопаты, но и прирожденные лжецы, люди, использующие технику Станиславского, и те, кто другими способами удается поверить в собственную ложь. Ловец должен помнить, что отсутствие признака обмана не является доказательством истины .

Не веря истине

Наличие признака обмана также может вводить в заблуждение, вызывать обратную ошибку, недоверие к истине, при которой правдивый человек, как утверждается, лжет.Ключ к обману может быть умышленно предоставлен аферистом, чтобы использовать ошибочное убеждение своей жертвы в том, что он поймал афериста на лжи. Сообщается, что игроки в покер используют этот трюк, устанавливая то, что на покерном жаргоне называется «ложным сообщением». Например, игрок может в течение многих часов намеренно кашлять во время блефа. Оппонент, который, надеюсь, достаточно проницателен, вскоре распознает эту модель кашля и блефа. В решающей раздаче игры, когда ставки повышаются, обманщик снова кашляет, но на этот раз он не блефует и поэтому выигрывает у своего сбитого с толку оппонента колоссальный банк.

Игрок в покер в этом примере создал и воспользовался ошибкой «недоверие к истине», извлекая выгоду из того, что его сочли лгущим. Чаще всего, когда ловец лжи совершает ошибку, не веря правде, страдает человек, ошибочно идентифицированный как лжец. Некоторых людей считают лживыми, когда они правдивы, не из-за хитрости, а из-за причуды в их поведении, идиосинкразии в их экспрессивном стиле. То, что для большинства людей может быть ключом к обману, не для такого человека.Некоторые люди:

  • являются косвенными и опосредованными в их речи
  • говорить с большим количеством коротких или длинных пауз между произведениями
  • делает много речевых ошибок
  • использовать несколько иллюстраторов
  • делают многие кузовные манипуляторы
  • часто проявляют признаки страха, беспокойства или гнева по выражению лица, независимо от того, как они на самом деле себя чувствуют.
  • показать асимметричное выражение лица

Между людьми существуют огромные различия во всех этих формах поведения; и эти различия приводят к ошибкам не только «неверие в истину», но и «верование лжи». Назвать правдивого человека, который обычно говорит косвенно, лжецом — это ошибка «недоверия к истине»; называть лживого болтуна правдивым — значит «поверить в ложь». Даже если речь такого говорящего, когда он лжет, может стать более непрямым и содержать больше ошибок, она может ускользнуть от внимания, потому что у большинства людей она все равно намного плавнее, чем обычно.

Все еще хотите знать, не лгут ли вам? Ознакомьтесь с нашими инструментами для обучения микровыражениям, чтобы узнать, как это сделать!

Пол Экман — известный психолог и соавтор микровыражений.В 2009 году журнал TIME назвал его одним из 100 самых влиятельных людей мира. Он работал со многими государственными учреждениями как внутри страны, так и за рубежом. Доктор Экман собрал более 50 лет своих исследований, чтобы создать комплексные обучающие инструменты, позволяющие распознавать скрытые эмоции окружающих.

Расстояние между ошибкой и ложью

Ла Моника Эверетт-Хейнс, Университетские коммуникации

4 марта 2013 г.

Дон Фаллис ищет дезинформацию, процесс преднамеренного распространения вводящей в заблуждение информации, в политическом диалоге, книгах, на телевидении и в фильмах — и он находит примеры почти везде.

Это может не удивить, учитывая вымышленный характер многих культурных обменов, основанных на развлечениях.

Но для Фаллиса, философа, изучающего социальные процессы и обмен информацией, наличие дезинформации — преднамеренной лжи, а не честных ошибок или дезинформации — позволяет провести важный анализ человеческих тенденций, в вымышленной или нет.

«Ложь и обман — неотъемлемые части человеческой жизни», — сказал Фаллис , профессор Школы информационных ресурсов и библиотечного дела Университета Аризоны, или SIRLS .

«Фактически, некоторые люди утверждали, что причина, по которой люди развили такие огромные познавательные способности по сравнению с остальным животным царством, заключается в том, что мы развили способность и потребность обманывать», — сказал Фаллис, который также имеет должность преподавателя в философия UA отдел. «Ложь и обман важны для человеческого существования».

Например, ложь может служить для некоторых важным эмоциональным буфером.

Но что касается Фаллиса, и он настойчиво утверждает, что дезинформация лишает нас некоторых других важных способностей.

«Существуют структурные явления, которые мешают критически мыслить и выявлять неточную информацию», — сказал Фаллис. «И есть что-то особенно опасное в дезинформации — когда кто-то активно пытается ввести нас в заблуждение».

Фаллис указывает на очевидный пример ложной информации в рекламе и в политической сфере, но есть менее очевидная и менее изученная область, которая в основном его беспокоит: популярная культура. И эта область, по словам профессора философии UA Терри Хоргана, заслуживает гораздо большего внимания.

Хорган отметил, что работа Фаллиса относится к развивающейся междисциплинарной области социальной эпистемологии, которая исследует, как социальные убеждения формируются и затем оправдываются.

«Конкретный важный вопрос в этой области касается природы лжи и обмана; нам необходимо понять, что составляет ложь и обман, чтобы иметь возможность формировать обоснованную критику определенных социальных источников так называемой информации как действительно являющихся источниками. дезинформации «, — сказал Хорган.

Фаллис вносит свой вклад как в область его исследований, так и в пользу представителей широкой общественности, заинтересованных в изучении сопоставимых тем, — это концепция или образ мышления о дезинформации.

«На социально-прагматическом уровне эти вопросы жизненно важны в нынешней социальной среде, особенно в свете недавнего всплеска таких явлений, как сайты онлайн-блогов, телевизионные новостные шоу с сильной политической предвзятостью, ток-шоу радиопрограмм и онлайн-источники. как Google и Википедия «, — сказал Хорган.

«На теоретическом уровне социальная эпистемология становится все более важной отраслью теории познания, а природа лжи и обмана становится центральным вопросом внутри самой социальной эпистемологии», — сказал он.

К этому моменту Фаллис опубликовал научные статьи, очерки и главы в книгах, в том числе из серии книг «Философия и популярная культура», посвященной «Игре престолов», «Теории большого взрыва», «Над пропастью во ржи» и другим. У Фаллиса также появятся статьи о телешоу HBO «Boardwalk Empire» и «The Wire.«

«Дон необычайно хорош в раскопках в таких источниках популярной культуры, богатых нюансами вымышленных примеров важных философских проблем, проблем, которые оказывают значительное влияние на реальные вопросы, с которыми мы все сталкиваемся: как жить своей жизнью, во что верить и т. Д. что ценить, как растить наших детей и в каком обществе мы хотим жить », — сказал Хорган.

«Его работа о лжи и обмане пользуется большим уважением в научных кругах и много обсуждается среди ученых, работающих над этой темой, что и заслуживает», — сказал Хорган.

Итак, как уменьшить количество случаев преднамеренной или непреднамеренной дезинформации?

Фаллис проводит курс по качеству информации и отмечает два основных способа борьбы с дезинформацией и дезинформацией: создание более совершенных детекторов, таких как детекторы лжи и системы наблюдения, для выявления недостоверной информации и более эффективное обучение людей обнаружению лжи.

Ни один из них не является достаточно опытным, чтобы решить проблему с дезинформацией, хотя некоторые существующие и новые методы, такие как сертификационные штампы на веб-сайтах с медицинской информацией и улучшенные модели для прогнозирования обманчивого поведения, например, обнадеживают, сказал Фаллис.

Гораздо больше необходимо в плане исследований и обучения следующей группы специалистов по информации и потребителей знаний и информации.

«Мы сможем сделать это, когда будем лучше понимать, что такое дезинформация», — сказал Фаллис. «Вот почему я внимательно рассматриваю этот концептуальный вопрос. Чтобы предпринять эффективные шаги по борьбе с угрозой дезинформации, нам сначала нужно точно знать, что такое дезинформация».