Содержание

описание, особенности и интересные факты

Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Человеку не так важно получить помощь, как важно то знание, что он сможет ее получить». Проблема человечности интересовала мыслителей всех времен, и в наше время она актуальна как никогда. На чем же стоит такое понятие, как человечность? Как можно понять, является ли наш коллега по работе или просто случайный знакомый гуманным и отзывчивым?

Главное свойство Homo Sapiens

Человек без человечности не сможет вести нормальную жизнь – он будет страдать сам. Обычно те, кто не проявляет гуманности, не творит добрых дел, ощущают внутреннюю пустоту. Нередко те люди, которым не хватает милосердия в жизни, страдают от одиночества. У них возникает ощущение, что другие попросту пользуются ими. Однако это чувство приходит как раз в тот момент, когда сам человек начинает использовать других только ради удовлетворения своих потребностей – по крайней мере, так говорят психологи.

Человек и человечность – эти два понятия являются нераздельными, поскольку сама человечность является свойством любого представителя вида Homo Sapiens. Каждый предмет обладает теми или иными свойствами. Снег холоден и бел; небо – глубокое и синее; Вселенная – бескрайняя и загадочная; а настоящим человеком, в отличие от животных, может называться только тот, кто проявляет те качества, которые присущи его роду.

Отношение к себе

Чтобы проявлять милосердие, гуманизм, сострадание, необходимо черпать силы в течение всей жизни. И о том, где их брать, знает далеко не каждый человек. Человечность же не может проявляться у той личности, которая не способна позаботиться даже о самой себе. Когда индивид полностью находится во власти обстоятельств, поглощен депрессивным состоянием, не видит радости в жизни, то часто о милосердии и сострадании к другим в этой ситуации приходится только мечтать.

Чтобы отдавать, нужно принимать

Это неудивительно – ведь он сам является тем объектом, которому в данный момент времени необходимы любовь и сострадание. Обычно эти ресурсы может дать только другой человек. Человечность, проявленная по отношению к своему ближнему, – это один из самых благородных поступков, которые могут совершать люди. Ведь когда к тому, кто испытывает несчастье и страдания, было проявлено милосердие, то он тоже будет рад творить добрые дела, отдавать свою любовь. Но здесь действует и обратная связь.

Психология жестокости

Часто из ребенка, которому родители уделяли недостаточно внимания или который мог страдать от несправедливого отношения сверстников, вырастает жестокий человек. Человечность для него – это качество, о котором он ничего не знает и не может знать. Ведь по отношению к нему самому постоянно в том или ином виде проявлялась агрессия. Как он может отдавать другим то, чем не обладает сам? Школьники не изучают психологию в средних классах. Предмет, по которому необходимо пройти тему «Человек и человечность», — обществознание. В 6 классе, однако, учащиеся уже являются достаточно взрослыми, чтобы рассматривать достаточно сложные вопросы. В старших классах и в высших учебных заведениях эта тема будет относиться к области философии, психологии, социологии.

Источники энергии

Есть еще немало источников, из которых может черпать энергию человек. Человечность, как мы уже рассмотрели, это следствие избытка внутренних сил, но никак не недостатка. Совершить благородный поступок или правильный выбор можно только при условии постоянного накопления жизненной энергии, в результате чего личность формирует свой внутренний стержень. Откуда же люди обычно берут эти силы?

Для некоторых главной ценностью в жизни является знание. Такая личность обычно черпает вдохновение, посвящая свое время изучению различных научных областей. Для других людей самое главное – это работа на благо общества. Психологами замечено: если люди выбирают для себя цели, которые непосредственно не связаны с другими людьми, нередко эти цели так никогда и не достигаются. Ведь в случае, когда нет надобности взаимодействовать с другими, нести перед ними обязательства, то для выполнения задачи может попросту не хватить мотивации.

Жизнь как творчество

Для третьих источником энергии служит творчество – один из самых больших источников позитива, которым только может воспользоваться человек. Человечность (6 класс – обычно учащиеся именно на этом этапе занимаются рассмотрением такого непростого вопроса) не всегда является свойством творческой личности. Классические пример – это Адольф Гитлер, который хотел стать художником, но стал самым страшным тираном прошлого столетия. Однако когда в процессе созидания личность реализует себя, наслаждается полетом фантазии, проявляет интерес к предмету своей работы, то это не может на нем не сказаться. Те люди, которые действительно находят себя в творчестве, обретают умиротворение и согласие с окружающим миром, что нередко делает их более человечными.

Пример человечности в литературе

Одним из писателей, который стремился обличить любое оправдание жестокости, является Ф. М. Достоевский. Настоящим примером в его произведении «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Эта героиня является полной противоположностью Раскольникова. Она проявляет истинную человечность своими поступками – чтобы спасти от голода детей, идет торговать собственным телом. Раскольников же, напротив, считает, что «общее благо» может быть допустимо ценой крови отдельно взятых людей, которые к тому же не приносят пользы обществу. У него нет истинного сострадания – ведь это слово состоит из двух частей. Сострадание буквально означает «страдать вместе».

Раскольников считает, что то преступление, которое было совершено «по совести», на самом деле преступлением не является. Соня же, напротив, сохраняет истинное человеколюбие. Она жертвует своей жизнью во имя высших принципов. Несмотря на то, что ее посещают тяжелые мысли, она хочет покончить с собой, образ голодающих детей останавливает ее от этого поступка. И зесь также героиня проявляет человеколюбие, думая не о своих интересах. И с такой же самоотверженостью, с которой она спасает жизнь детей, Соня бросается спасать Раскольникова.

«Человек и человечность»: презентация (6 класс, обществознание)

А иногда учащиеся получают такое задание, как подготовить презентацию по данной тематике. Такая работа для некоторых может быть даже интереснее, чем простое прочтение параграфа или написание сочинения. Как же ее можно оформить? Рассмотрим примеры, которые можно использовать в создании презентации.

  • Слайд 1: Определение понятий «человек и человечность» в обществознании.
  • Слайд 2: Примеры человечности из различных источников: СМИ, литература, кино.
  • Слайд 3: Категории людей, которые могут нуждаться в милосердии.
  • Слайд 4: Отличительные особенности человека как вида.
  • Слайд 5: Рассказ о великих гуманистах. Например, это могут быть такие персоналии, как Томас Мор, Эразм Роттердамский.
  • Слайд 6: Отношение к старикам, родителям.
  • Слайд 7: Описание поступков, которые можно расценивать как гуманные.

Это лишь приблизительный план, по которому можно создать презентацию «Человек и человечность». Обществознание в 6 классе – один из самых интересных предметов. А с помощью этого задания можно как проявить свои творческие способности, так и узнать много новой информации о милосердии, гуманизме. Однако этот план могут использовать в своей работе не только для изучения детьми темы «Человек и человечность» в 6 классе. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) урока во многом пересекается с теми тезисами, которые освещены в плане презентации, поэтому он будет полезен и учителям.

Уважение к почтенному возрасту

Также необходимо помнить и о таком проявлении милосердия и гуманизма, как уважение к почтенному возрасту. Во многих религиозных течениях к старикам принято относиться с уважением. Это не только морально-этическое требование. В юности много сил, а в старости уже сложнее делать обычные движения, появляется неповоротливость. Такова реальность человека. Человечность в 6 классе проходят не просто так – это еще один способ научить школьников уважительному отношению к старшим.

fb.ru

что это такое, примеры из жизни

Человечность – это качество личности, которое характеризуется морально-нравственными принципами, выражающими гуманизм относительно повседневных взаимоотношений людей. Человечность является приобретенным и осознанным проявлением, формирующимся в процессе социализации и воспитания человека на примере значимых авторитетов. Человечность относят к наивысшей добродетели, достоинству человека.

Человечность характеризуется рядом признаков, являющимися специфическими качествами характера и отношения к миру. К этим качествам относят доброту, самопожертвование в пользу других, доброжелательность, искренность, сочувствие, великодушие, уважение, скромность, честность.

Что такое человечность

Человечность проявляется, как черта характера личности в действиях человека по отношению к внешнему миру. Уважение к людям, способствование и поддержка их благополучия, искреннее желание помочь или поддержать. Более полно эта черта раскрывается в коллективных и межличностных отношениях при совместной работе и непосредственного общения людей. В социальных группах это качество является самым референтным.

Такое свойство личности формируется на примере родителей или других авторитетных взрослых. Проявление или отсутствие такого способа проявления человека обусловлено внутрисемейным укладом и переданным, старшим поколением младшему, сценарием.

Основную роль в формировании этого качества играет воспитание матери, которая создает нормы уклада в семье, чем способствует развитию нравственности ребенка. Встречаются ситуации, где от детей требуют проявления высоких моральных качеств без предварительного научения и примера, что становится причиной внутренних и внешних конфликтов растущей личности.

В процессе развития и социализации в группе от индивида требуются проявления дружелюбия и участия, умения коммуницировать с другими участниками процесса, формировать и озвучивать свою позицию, отстаивать ее. При низкой развитости требуемых навыков происходит отторжение коллективом или коллектива, что способствует появлению аутсайдеров. Причина этого разделение вопроса успеха и морали, как разных категорий.

Человек начинает осваивать правила взаимоотношений в младшем дошкольном возрасте, усваивая культурно-гигиенические навыки. Малыши, подчиняясь требованиям взрослых, стремятся соблюдать правила сами и контролируют соблюдение этих правил остальными детьми в группе. Часто маленькие дети обращаются к взрослым с жалобами на поведение своих сверстников с просьбой подтвердить правило, и тут возникает проблема проявления человечности, потому что воспитателям порой очень тяжело спокойно реагировать на подобные просьбы. И ребёнку, обратившемуся с жалобой, советуют в другой раз лично остановить сверстника и напомнить действующее в группе правило.

Процесс формирования человечности особенно активен в период «я сам», когда ребенок приобретает самостоятельность и к его поведению требования увеличиваются, потому что маленький человек начинает идентифицировать себя, как отдельного члена общества. В это время ребенок узнает о правилах и способах общения, о взаимодействии на примере ближайших авторитетных объектов (родители, друзья, герои книг, фильмов).

Человечность есть парадоксальным явлением, она проявляется через действия человека без отражения его реальной личности и отношения. В рыночных отношениях, которые сформировались и успешно развиваются в межличностных отношениях, моральные ценности и личность перестали быть связаны из-за погони за материальными благами, атрибутами успеха и благополучием. Человечность, гуманность стали своеобразным синонимом слабости, хотя литература и кинематограф часто гиперболизирует эти проявления в своих героях.

Необходимость в любви, принятии, уважении реализуется через проявление заинтересованности, как причастность к жизни окружающих. Сложность такого проявления человечности в том, что многие люди росли в менее благоприятных условиях, чем нужны для привития таких качеств. Особенно это отражается на детях, чьи родители росли в конце двадцатого века в странах СНГ. В тот период нужно было выживать, и манера воспитания изменилась, дети росли в хлынувшем потоке информации с отсутствующими положительными примерами, корректировками и авторитетами родителей.

Для формирования моральных эталонов и привития навыков проявления их важной составляющей является семья и ее традиции. В авторитарных семьях, где родители требуют подчинения и их авторитет абсолютный, дети растут приспособленцами, у которых имеются явные сложности в общении. Дети, подвергшиеся излишне строгим методам воспитания, имею искаженное представление об отношениях с людьми и в семье, что может найти выход в разных поведенческих особенностях, например, агрессии.

Проявление человечности у людей, росших в демократических семьях, происходит более естественно. Эти семьи формируют ощущение ценности себя и учат детей открытости к другим людям. Эмоциональная среда в семьях, которая основана на интересе к детям, их потребностям, заботе и уважении является основным условием формирования моральных ценностей ребенка.

На формирование человечности влияет и количество членов семьи. Дети, которые растут в многочисленных семьях, где есть многочисленные родственники, имеют больше примеров поведения и вариантов решения ситуаций, авторитетов и мнений. Большое количество родственников способствует формированию доброты, общности, дружелюбия, уважения, доверия и в таких семьях приобретаются навыки сопереживания, что есть составляющими частями человечности.

Проблема человечности существует в ее отсутствии. Ее проявление кроется в нашем восприятии себя, способностей своих и чужих, наших обязанностей, восприятия окружающей среды, себя в мире, как имеющих право на место под солнцем. Для большинства это проблема, потому что отсутствует ощущение безопасности достаточной для проявления человечности, как нормы в общении. Доброта, участие и другие моральные качества человека создают ощущение слабости и опасности. В этом и заключается проблема.

В процессе взросления и знакомства с окружением и миром, детей настраивают на борьбу за выживание в «джунглях» взрослой жизни. Становясь взрослыми, дети воспринимают окружающих больше соперниками, чем партнерами, отсюда и враждебный настрой.

С проблемой человечности сталкиваются все и каждый в своей жизни. Людям становится необходима в какой-то момент поддержка от людей. Особенно это ощущается в тяжелые периоды, во время принятия решений или ответственности. И тут возникают сложности относительно принятия человечных поступков других людей. Ведь для ощущения своей значимости через подтверждение из вне нужно быть открытым к этому внешнему. Открытость к окружающим требует доверия им, себе и уверенности в собственных правах. Так же проблема проявления человечности и других моральных качеств личности зависит от принятия своего права на жизнь и права на жизнь других людей. Можно добавить, что принятию права на жизнь учат родители, а именно мать в первые годы жизни, так называемое базовое доверие к миру. Когда его нет, человек чувствует угрозу со стороны окружения, следовательно, он будет защищаться и действовать исключительно в личных интересах. Личность, способная проявлять человечность имеет устойчивое базовое доверие. Оно сформировано самим человеком через осознанный выбор или матерью.

Родительский пример отношения к окружающим служит априорным сценарием поведения для ребенка. Защита от мира, настрой на борьбу, поощрение сомнений личности в своих силах, способностях и правах, приводит к сложностям понимания отношений и их нужности, к проблеме понимания или отсутствие таковой, выгодности проявления человечности.

Примеры человечности из жизни

Человечность в обществе стала своеобразным трендом в отношениях, что создает условия для понимания ценности личности. Это помогает узнать окружающих людей лучше, отыскать единомышленников и наладить общение. Люди начинают тянуться к тем, кто искренне ими интересуется. Человек, помогая нуждающимся людям, проявляет свои способности ценить жизнь.

В профессиональной деятельности человечность тоже проявляется. Самые человечные профессии – это врачи, педагоги, спасатели.

К слову о спасателях. В 2015 году четверо парней из штата Флорида проявили человечность по отношению к паре пожилых людей. Они подстригли газон, подмели дорожки и заменили шины на автомобиле пожилой пары, а так же вовремя доставили пожилого мужчину в больницу и ему сделали операцию, что продлило его жизнь. По словам начальника пожарной части, где работали «тимуровцы», они не сказали о том, что сделали, он узнал об этом из новостной ленты в соцсетях.

Проявление человечности спасает жизни любимых. Это естественное проявление потребности в любви и принятии. Проявлять человечность очень легко, достаточно начать говорить, как это сделал подросток. В Дублине, США, молодой человек Джейми 16 лет спас мужчину задав только один вопрос «с тобой все в порядке?». Такой простой вопрос и столько пользы. Мужчина собирался попрощаться с жизнью, мальчик спросил его, потом они поговорили. В конечном счете, в дальнейшем этот мужчина стал счастливым отцом.

Проявление человечности обогащает жизнь. То ли это помощь человеку, животному в спасении их жизни, то ли это обычное внимание к состоянию и потребностям знакомых и чужих. Это участие в жизни, это возможность показать и себе самому, что глупые и противные мысли о своей ущербности были ошибкой. Человечность – это черта характера личности, ее проявление – это сила личности, это ценность, которая осознанно появляется.

Это были примеры проявления человечности по желанию людей, это был осознанный выбор. К такому выбору может прийти каждый, осознав собственную ценность и значимость как человека, личности, идеального существа, которое может сделать больше, чем просто жить.

psihomed.com

Человек и человечность

Что такое человечность? На этот вопрос довольно трудно ответить однозначно. Прежде всего мы можем говорить о том, что человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми.

Но кого же можно назвать настоящим человеком?

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой… Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Ещё древнегреческий философ Диоген днём ходил по городу с фонарём, а на вопрос «зачем тебе днём фонарь?» отвечал просто: «Я ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому высокому званию, очень сложно.

Ведь настоящий человек, это тот, кто умеет чувствовать других людей, их духовный мир и интересы. Тот, кто готов прийти на помощь каждому кому она необходима, не прося ничего взамен. Тот, кто готов прощать и не осуждать окружающих. Тот, кто умеет сострадать и сочувствовать.

Именно в этих поступках и проявляется человечность. Как говорил немецкий философ Эммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей».

В старших классах вы будете знакомиться с произведениями русского писателя Фёдора Достоевского, который в своих произведениях постоянно затрагивает тему человека и человечности. Одна из основных его идей состоит в том, что настоящим человеком не становятся по взмаху волшебной палочки, это большой внутренний труд. То есть человечность – это то качество, которое приобретается в процессе становления личности. В её основе лежит понимание ценности и уникальности не только человеческой жизни, но и всего живого на земле.

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья.

– Что это такое? – спросил путешественник у привратника.

– Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

– А есть там вода?

– Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

– А поесть дадут?

– Все, что захочешь.

– Но со мной собака.

– Сожалею, с собаками нельзя. Её придётся оставить здесь.

И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить – попросил путешественник.

– Заходи, во дворе есть колодец.

– А моя собака?

– Возле колодца увидишь поилку.

– А поесть?

– Могу угостить тебя ужином.

– А собаке?

– Найдётся косточка.

– А что это за место?

– Это рай.

– Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.

– Врёт он все. Там ад.

– Как же вы это терпите?

– Наоборот, для нас это очень полезно.

Забота о братьях наших меньших это тоже проявление человечности.

Ведь многие заводят домашнего питомца, не задумываясь, что заботиться о нём довольно хлопотно. Столкнувшись с проблемами, хозяева решают просто-напросто избавиться от животного. Они вывозят собаку или кошку в лес за черту города или выбрасывают их прямо на городскую улицу. Голодные, тощие, больные и измученные бездомные животные – привычное дополнение уличной декорации в любом городе.

Те, кто хоть когда-нибудь смотрел в глаза бездомной собаке, хорошо знают, какие они добрые, умные и печальные. Животные будто понимают, что страдают безвинно, но покорно принимают свою судьбу, потому что так решил их хозяин. Тот самый, который приручил их маленькими щенками ради развлечения.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – говорил знаменитый Маленький Принц. Мы должны всегда помнить о тех живых существах, которых заставили поверить в нашу любовь, и никогда их не разочаровывать. Только такая высокая степень сознательности и ответственности является главным мерилом человечности.

Сегодня бытует мнение о том, что в современном мире человечность теряет свою актуальность и для многих людей это всего лишь слово, которое ни к чему не обязывает.

Доктор Хаус, персонаж известного телевизионного сериала, говорил: «Сейчас такое время, что человечность принимают за слабость». И действительно, стремясь только к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю.

Сегодня, когда в мире столько насилия и жестокости, нетрудно забыть о простом человеческом сострадании.

Согласитесь, что многие из вас, при виде человека, лежащего на улице, просто пройдут мимо и только некоторые попросят взрослых вызвать скорую. Ведь вполне вероятно, что человеку просто стало плохо и это может произойти с каждым из нас.

Довольно часто в нашей жизни происходят события и случаются ситуации, в которых каждому приходится принимать быстрые и ответственные решения. Это своего рода проверка на человечность, на реакцию, на сердечность и на доброту, которую устраивает нам сама жизнь.

Некоторое время назад в московском метрополитене, появилась бездомная собака, она бегала по платформе, кого-то искала, и случайно упала на пути. На станции было много пассажиров: час пик, до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты.

От неминуемой гибели собаку спас сотрудник полиции, который быстро среагировал, подбежал, спрыгнул на рельсы, обнял под лапы (большого неизвестного барбоса, ужасно напуганного) и на руках вынес его на станцию.

На этом, в общем, история заканчивается. Да и вряд ли это назовёшь историей, просто обычный нормальный человек выполнял свою работу.

Другой случай произошёл на оживлённой автомобильной дороге. Молодая мать с коляской переходила дорогу по пешеходному переходу, когда она дошла до середины дороги, один из водителей, который стоял на светофоре заметил, что по соседней дорожной полосе на всей скорости несётся автомобиль. Водитель вывернул руль и перегородил дорогу, тем самым прикрывая женщину своей машиной. К счастью для всех, водитель второго автомобиля сумел вовремя остановится.

Почему-то хочется, чтобы об этих человеческих поступках узнали как можно больше людей. Чтобы как можно больше людей сказали: «Молодцы, спасибо!». А кто-то просто взял с них пример – пример обычной человечности.

Давайте остановимся и посмотрим на фотографии, чтобы ещё раз увидеть, что же такое человечность. Ведь как говорил древнекитайский философ Конфуций «Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих».

videouroki.net

понятие, в чем проявляется, примеры из жизни, проблемы современной человечности.

Человечность – это достаточно сложное понятие. В нём зачастую принято объединять различные явления – такие, к примеру, как гуманность и гуманизм; несмотря на созвучие этих слов, они не связаны друг с другом по смыслу и в ряде случаев противоположны.

Человечность

Что такое человечность: краткое определение

Человечность – это такое качество личности, которое отражает морально-нравственные принципы, а именно – любовь и уважение к другим людям, не причиняя им зла, предлагая сотрудничество и взаимопомощь.

Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.

Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.

В чём проявляется человечность: черты характера

Человечность, или гуманность, основывается на альтруизме. Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность. В своей высшей степени альтруизм проявляется в жертвенности: человек приносит свои личные интересы, амбиции, а иногда здоровье и жизнь в жертву ради общего блага или же ради блага каких-то конкретных людей. Противоположностью альтруизму является эгоизм – выпячивание своих личных предпочтений, действия, направленные исключительно на достижение личной выгоды, самолюбие. Точно так же гуманности противостоит жестокость – стремление причинить вред окружающим ради неких личных интересов.

Качества

Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.

Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.

Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений. К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан. Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.

Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».

Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.

С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.

Человечность связана с пониманием. Верное отношение к тем или иным людям, явлениям, предметам возможно только тогда, когда мы понимаем подоплёку действий этих людей, особенности явлений. К примеру, возможно ли человечное отношение к преступникам, ведь они совершают зло? Но если рассмотреть каждого преступника по отдельности, то можно столкнуться с любопытными подробностями: этого, например, на воровство толкнула крайняя нужда; другой убил человека, защищая невинного ребёнка… Человечность предполагает знание человеческих слабостей, страхов.

Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.

Примеры человечности

Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.

Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.

Примеры

Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.

Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.

Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.

В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.

Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.

Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.

Проблемы человечности

Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок». Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным. Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.

Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.

Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.

Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность. Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.

psylogik.ru

конспект » Человек и человечность»

Урок обществознания .Тема: «Человек и человечность»( 1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Учитель:

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». ( Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека ( да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение ( нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? ( да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Учитель:

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Учитель:

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло — добром — дело отважного.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь ( лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

-Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем ( задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ— жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ — почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ— человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ— любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь)

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью — это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

 Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
  Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов , а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.
   Человечность, гуманизм, гуманность , человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий.
   Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
   «У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком», считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

— Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

— Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

— Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» ( стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

  1. Живи так, как тебе хочется.

  2. Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

  3. Живи так, чтобы не навредить другим людям.

  4. Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

  5. Живи так, как тебе нравится , лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

— Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Оцените обман с точки зрения человечности.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек , но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые — дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

— Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном ( человечном) отношении людей друг к другу.

( Эти высказывания ученики подготовили дома)

— Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

— Кто помнит имя автора этой чудесной сказки?( Антуан де Сент-Экзюпери)

— В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Объясните.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности ( история войны, современное время), параграф 12.

infourok.ru

Урок «Человек и человечность»

Конспект урока по обществознанию

«Человек и человечность» 6 класс

Подготовила учитель истории

и обществознания МОУ-СОШ№3,

г.Красный Кут Саратовской области,

Барила Ирина Анатольевна

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма;

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в парах.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Тип урока: открытие нового знания.

Здравствуйте. На протяжении последних уроков мы изучили с вами много интересных и важным тем по обществознанию. Сегодня у нас не менее интересная тема. А начать мне хотелось бы с такого высказывания.

Как вы понимаете это высказывание?

Что отличает человека от других живых существ?

Что такое доброта?

Какие поступки можно назвать добрыми?

Тема нашего урока- Человек и человечность. Мы с вами вспомнили, что отличает человека от других живых существ. А давайте попробуем разобраться- что же такое человечность? – Что значит относиться к другим по-человечески?

— А как человек относится к тому, что его окружает?

У вас на партах есть листочки с различными ситуациями, взятыми из жизни. Прочитайте их и ответьте это хороший или плохой поступок.

  1. Сережа поделился со своим другом секретом, а друг посмеялся над ним и рассказал об этом в классе.

  2. Мальчики после уроков решили помочь своей соседке-бабушке очистить двор от снега.

  3. Максим очень любит придумывать клички своим одноклассникам.

  4. Ребята приняли участие в субботнике и навели порядок возле школы.

  5. Иван не дал списать Косте на контрольной работе, а Костя подкараулил его после школы и избил.

А мы всегда поступаем хорошо? Почему? Может, есть такие ситуации, когда просто необходимо так поступать? Какой вопрос встает перед нами?

Корректировка проблемного вопроса

«всегда ли человек должен оставаться человеком»?

Давайте с вами обратимся к учебнику и прочитаем притчу В.В.Вересаева. Какую мысль в своем произведении он хотел донести до нас? Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

— Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

Доброе или как еще говорят, человеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово происходит от латинского корня homo- человек. От этого слова происходит и слово гуманизм. Давайте обратимся к словарю и посмотрим, что же оно обозначает.

А еще гуманизм- это определенная система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. А что такое человечность? Иногда говорят человечный человек! Как вы это понимаете? Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. (Философский словарь)

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Давайте запишем то определение, которое вам нравится.

А теперь у нас небольшой мозговой штурм: давайте подберем ассоциации со словом человечность (Слайд 6)

Ребята, как вы считает, а к по отношению кому нужно проявлять человечность, гуманность?

(где хорошо относятся друг к другу, пожилым людям, старшим, людям с ОВЗ, к животным, ко всему живому)

Почему?

Просмотр ролика.( Что это?)

По мере ответа детей на доске формируется схема-рисунок из картинок или фото, на которых изображено отношение к людям. Посмотрите внимательно, что у нас получилось? Чем объединены эти рисунки? Если каждый человек, станет, гуманно относится, ко всему, как можно назвать такое общество? Гуманное.

А всегда ли можно относится гуманно к людям? Есть ведь наверняка в жизни ситуации, когда гуманность проявить неуместно? ( ответы детей)

Я вам хочу рассказать одну историю, которая произошла очень давно. 68 лет назад, 8 мая 1949 г. в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю . Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне. Немногие знают о том, что идеей для создания памятника послужила реальная история, и главным героем сюжета стал солдат Николай Масалов, чей подвиг долгие годы был незаслуженно забыт.

Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку. Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет. В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина. 

Еще одну историю я узнала только вчера и просто не могу не поделиться с вами. Я думаю, она вас наверняка заинтересует. В рассказе Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лека» рассказывается о маленькой девочке, которая жила в детском доме в очень непростое для нашей страны во время ВОВ, в блокадном Ленинграде. И вот эта маленькая девочка, у которой умерли родители нашла в себе силы пожалеть пленного немецкого солдата и поделиться с ним кусочком сухарика . В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.
Как же вы теперь ответите на вопрос: всегда ли человек должен оставаться человеком?

Конечно, человек в любой ситуации должен оставаться человеком. Каждый должен понимать, что на нас жизнь возлагает ответственность за совершенные поступки.

А можно ли наш класс назвать гуманным обществом? Почему? Что для этого нужно сделать?

Я предлагаю вам сейчас создать модель гуманного ученика нашего класса. У вас на партах лежат листочки с качествами человека, посмотрите на них внимательно и выберите, какое из них вы считаете самым необходимым для учеников нашего класса.

А теперь я попрошу выйти вас к доске и прикрепить это качество нашему ученику. Посмотрите, какими качествами мы наделили модель гуманного ученика. Вы хотели бы, чтобы с вами рядом был такой человек? А как вы считает, вы обладаете всеми качествами, которые вам хотелось бы видеть у другого человека? Я думаю, что сегодня каждому из нас стоит задуматься над этим. Ведь каждый из нас мечтает учиться с таким одноклассником. А что мешает нам стать таким?

Домашнее задание: прочитать параграф12, ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задание 3 из рубрики «В классе и дома».

Используемая литература:

  1. Учебник по обществознанию 6 класс, изд. «Просвещение», М; 2016 г, под ред.Л.Н.Боголюбова. Л.Ф.Ивановой

  2. Ты ведь человек..Нелли Эфрон, Стихи.ру

  3. Советский солдат Николай Масалов прототип памятника Воину-освободителю в Берлине . URL: https://pressa.tv/interesnoe/62925-sovetskiy-soldat-nikolay-masalov-prototip-pamyatnika-voinu-osvoboditelyu-v-berline-10-foto.html

infourok.ru

Что такое человечность и бесчеловечность в современном мире?

Что такое человечность — внутренний мир человека, характеризующий состояние души, невидимое обличье. Приятная внешность не всегда характеризует доброжелательность и позитивный настрой к окружающим обстоятельствам. Порядочность и отзывчивость к чужим заботам переходит в современном мире в разряд чувств, атрофирующихся с развитием цивилизации.

Человечность — что это?

Внутренняя гармония, порождающая комфортные отношения между людьми, в результате которых они получают моральное удовлетворение – это человечность. Это духовное состояние индивида, при котором он имеет набор высоких людских качеств, основное из которых — сердечная доброта. Характерные признаки человечности, которую замечают окружающие:

  • душевная теплота;
  • отзывчивость;
  • приятная манера поведения;
  • уважение;
  • доброжелательность;
  • высокий уровень внутренней культуры,
  • приятное воспитание;
  • сочувствие;
  • терпение;
  • гуманность;
  • готовность к безвозмездной помощи;
  • искренность.

Что такое человечность — философия

В понимании философов, человечный — это гуманный. Латинский термин «humanus» стал основой, на которой возникло понятие гуманизм – мировоззренческое восприятие, признающее свободу личности, многогранное развитие, состояние счастья. Цицерон называл человечность результатом воспитания, степенью образованности, возвышающие человеческую сущность.

Проявить гуманное отношение — оказать помощь и проявить сочувствие, в котором нуждается личность, не делая ущерба собственным интересам. Сделать счастливым другого против его воли – не гуманно. Самые искренние проявления доброты, навязанные человеку без его желания, не относятся к человечности. Сделать доброе дело без призыва к помощи – значит навязать собственную волю.

Что такое бесчеловечность?

Безразличие к проблемам и обстоятельствам другого человека – черствость души, душевная апатия. Человечность и бесчеловечность – две противоположные грани. Проявляя одну из них, личность вызывает у окружающих уважение или отрицательную критику. Бесчеловечное поведение может быть направлено по отношению к другим людям, животным, природе, оно причиняет страдания. Синонимы характеризующие бесчеловечность:

  • жестокость;
  • озлобленность;
  • беспощадность;
  • варварство;
  • вандализм;
  • немилосердие;
  • кровожадность;
  • злорадство;
  • бескультурье;
  • недоброжелательность;
  • корыстность;
  • бессовестность;
  • аморальность.

Для чего нужна человечность?

Доброта и человечность — два схожих чувства. Проявляя их, человек изменяет мир, показывает заботу и понимание к окружающим – приносит гармонию, дает обрести душевное спокойствие, тренирует силу воли. Человечность – акт любви и милосердия нуждающемуся в помощи человеку. Она дает веру, помогает побороть трудности, показывает «истинное» лицо человека в трудную минуту.

Проявлять человечность по отношению к людям в настоящее время стало «не модно». Человеческая природа устроена таким образом, что только проявляя и отдавая доброту, можно обрести душевный комфорт. Без элементарной помощи к окружающим человек превращается в бездушного робота, исполняющего определенные функции, зацикленного на благосостоянии личности.

В чем проявляется человечность?

Наличие способности сопереживать важно для нескольких профессий – медиков, спасателей, учителей, воспитателей. В понятие человечность относят поступки, проявив которые кто-то получил поддержку — материальную, моральную, физическую. Чужая проблема и забота стала близкой, человек её разделил – помог решить доступным способом. Бескорыстность поступка – главное правило человечности. Самыми распространенными актами доброй воли являются – отдача личных средств на благотворительные цели, волонтерские труды, забота о немощных, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях:

  • старики;
  • дети;
  • сироты;
  • инвалиды;
  • бездомные;
  • животные.

Этические нормы не всех стимулируют проявить человечный поступок – спасти жизнь и здоровье, невзирая на угрозу собственной жизни и личные проблемы. Самая большая степень добродушия – проявленная отвага в непредсказуемых ситуациях, ставшая геройским поступком. Она показывает личность, как высокоморального заступника и спасателя, ущемившего свои интересы во благо других.

Развитие человечности

Человечность позволяет замечать хорошее, не зациклившись на негативном, дарить надежду в будущее для себя и близких. Развивать гуманизм помогают три основных чувства – любовь, доброта и интеллигентное отношение. Неравнодушная реакция на проблему случайного человека, участие в благотворительных акциях – признаки душевной доброты и духовного равновесия.

Как отключить человечность?

Если отключить человечность, теряются рад качеств, а их отсутствие провоцирует развитие социопатии. Человеку, мотивируясь личными интересами, становится трудно находить общий язык с окружающими, радоваться приятным жизненным мелочам, что влечет дисгармонию в душевном развитии. Если на первых этапах такая позиция будет приятной, то с течением времени она начнет угнетать. Искреннюю поддержку и доброе дело может сделать каждый, но проявить такое желание способны единицы.

Проблема человечности

Человечность в современном мире преднамеренно спутывают со слабостью. Гонка за ценностями для личной выгоды диктует жесткие правила общественного поведения. На таком фоне контрастными красками выделяется душевная доброта — великодушие. Что такое человечность на конкретных примерах — учитель, занимающийся с ребенком после уроков без дополнительной оплаты, медсестра, усердно присматривающая за тяжелобольным. Проявить заботу в силу возможностей не трудно, самое ужасное – не получить поддержки, когда тебе могут, но не хотят помочь.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *