Содержание

Алалия | Детская Академия Речи

Алалия – одно из самых серьезных речевых нарушений у детей, которое вызвано поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Различают моторную и сенсорную алалию, хотя в последнее время принято использовать единое заключение: сенсо-моторная алалия, но выделять преимущественный компонент – моторный или сенсорный.

Как правило, причина алалии в поражении ЦНС в перинатальный период или в момент родов.
Реже, но также возможно, развитие нарушения в период до 2 лет, скорее вследствие тяжело протекающих болезней, высокой температуры (более 40 градусов), механических травм (падений, ударов), реакций на прививки.

Следует различать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Это те нарушения, который достаточно похожи по своим проявления и только всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию.

 

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия проявляется грубым и стойким нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Если объяснять на простом языке, ребенок с сенсорной алалией не дифференцирует, не
различает звуки. Можно сравнить, что речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов. Часто ребенок с алалией слышит набор звуков, но не понимает, где
заканчивается одно слово и начинается другое. Это связано с тем, что зона мозга, отвечающая за
анализ и восприятие информации на слух, либо не сформирована, либо имеет очаговые поражения.

Сенсорную алалию можно спутать с нарушением слуха, поэтому родителям следует обязательно
сделать аудиограмму, чтобы исключить тугоухость.

К сожалению, ребята с сенсорной алалией сталкиваются с огромным количеством трудностей в
повседневной жизни: им сложно общаться со сверстниками, они не понимают, что им говорят, для них тяжело восприятие инструкций. Можно сравнить, что такие дети как будто чувствуют себя иностранцами в чужой стране.
Несмотря на то, что они, как правило, активно стремятся к общению посредством мимики и жестов, подобное заболевание требует большого внимания и усилий со стороны родителей. Следует обратиться к речевому неврологу, получить медикаментозную терапию, и на фоне лечения приступить к индивидуальной коррекционной работе: логопед-дефектолог, нейропсихолог – обязательны. В дополнение используются также компьютерные программы: комплекс БОС и нейродинамический комплекс Тимокко.

В случае самостоятельного течения нарушения – без медикаментозной терапии и нейрологопедической коррекции – может произойти вторичное нарушение личности ребенка:

  • хаотичное поведение, похожее на аутистические черты
  • замкнутость;
  • импульсивность;
  • сильная утомляемость;
  • неспособность удерживать внимание

 

 

 

Какими симптомами характеризуется сенсорная алалия у детей? 
  • Проблема восприятия и понимания обращенной к ребенку речи. Выручают все те же жесты, а также «чтение по губам», которому ребята часто учатся интуитивно.
  • Активная и насыщенная, но бессмысленная речь – набор звуков, не подходящих по контексту искаженных слов и т. д.
  • Эхолалия – т.е., неконтролируемое повторение слов, сказанных другими людьми.
  • Навязчивые повторения определенных слов, слогов и даже просто звуков.
  • Грубые «переделки» слов, которые практически невозможно понять.
  • В случае, если ребенок способен понимать речь, то чаще всего это возможно только при соблюдении привычной ему интонации и порядка слов, иначе он теряется и перестает понимать даже знакомые фразы.
  • Скудный словарный запас, как активный, так и пассивный.
  • При установленной неврологом сенсорной алалии особенно важно как можно раньше, на втором-третьем году жизни обратиться к логопеду. В 5 лет может быть уже поздно.

Моторная алалия

Моторная алалия – речевое нарушение, характеризующееся недоразвитием или отсутствием речи при сохранном интеллекте.

Моторная алалия отличается от сенсорной алалии локализацией очага в центральной нервной системы. В случае моторной алалии у ребенка поражена зона мозга, отвечающая за воспроизведение речи. По мере взросления ребенок начинает критично воспринимать свои речевые проблемы и, в попытке избежать трудностей, учится широко и красочно использовать жесты и мимику.

Работа с детьми с моторной алалией, как правило, протекает быстрее и продуктивнее, чем с сенсорной.

Как правило, детям с моторной алалией крайне тяжело даются понятия, которые не имеют четкого зрительного образа. Например, «зеленое яблоко» – доступный образ. А вот «душевные объятия» вполне могут заставить ребенка сделать паузу, сбиться во время беседы или даже прекратить разговор.
Фразовая речь и грамматически верное построение предложений остаются в зачаточном состоянии без специальной работы. Фразы простые, «рубленные»: «Я тут», «Ты дай», «Это – плохо».

Познавать родной язык ребенку с моторной алалией также трудно, как взрослому человеку – китайские или японские иероглифы.
Еще одой яркой особенностью формирования связной речи при алалии является многократное повторение. Если в норме малыш запоминает большинство слов буквально со второго-четвертого повторения (а смешные слова – вообще с первого раза), то ребенку с алалией на те же самые слова могут потребоваться десятки и даже сотни повторений.
Ребенок понимает общий ход своей или чужой мысли, даже может говорить последовательно, но испытывает трудности с вычленением главного. Все это затрудняет формирование связной речи.

Работа с алалией должна быть выстроена комплексно. В Детской академии речи мы подходим индивидуально к каждому ребенку и используем комбинации из различных методов, приемов и работы с коррекционным оборудованием, которые будут эффективны для конкретного ребенка.

Мы составляем индивидуальную программу, используя следующие виды помощи: 

В ряде случаев мы считаем правильным стимулировать ребенка по интенсивной методологии “Запуск речи”, а в дальнейшем продолжить заниматься с нужными специалистами в обычном режиме.

Лечение Алалии у Детей в Санкт-Петербурге

Алалия — это тяжелая задержка развития речи ребенка, не обусловленная снижением слуха или интеллекта. Принято выделять сенсорную и моторную формы алалии. При сенсорной алалии нарушено понимание речи, при моторной алалии – произношение слов и фраз. Но чаще встречается сенсомоторная алалия.

Механизм возникновения сенсомоторной алалии по-прежнему не до конца изучен. Многие специалисты считают этот диагноз пожизненным. Но алалию можно победить, если комплексно работать со всеми неврологическими дисфункциями.

Клиника «Прогноз» этим успешно занимается уже более 30 лет, поэтому наш центр часто называют клиникой алалии.

Как проявляется алалия?

Установление диагноза «алалия» обычно происходит после 3 лет. Ребенок или не говорит вообще или говорит «на своем языке». Часто у детей проявляются некоторые черты в поведении, сходные с аутизмом.

Некоторые из детей с сенсомоторной алалией общаются со взрослыми, придумывая свои жесты. Есть дети, которые избегают общения с другими детьми так как понимают, что не могут говорить.

Иногда алалия сопровождается нарушениями координации движений, диспраксией.

Признаки сенсорной и моторной алалии и диагностика

У детей с алалией всегда есть скрытые нарушения в работе нервной системы, которые можно вывить только с помощью приборов. Эффективное лечение и занятия должны быть направлены на преодоление этих дисфункций

  • Нарушения в функционировании ствола мозга
  • Вестибулярные нарушения
  • Нарушения в функционировании мозжечка
  • Нарушения кровоснабжения шеи и головы

Лечение алалии моторной и сенсорной в Санкт-Петербурге, в клинике «Прогноз»

  1. Сначала проводится комплексное неврологическое обследование с помощью современной аппаратуры, консультации невролога и логопеда.
  2. Опытные специалисты по результатам диагностики составляют курс реабилитации.
  3. Дети проходят интенсивный курс индивидуальных занятия и процедур, продолжительностью 16 дней.

По результатам диагностики могут быть назначены следующие методики лечения:

  • тренинг по методу Альфреда Томатиса (Besson of Switzerland)
  • inTime
  • массаж
  • Нейродинамическая гимнастика
  • Занятия с логопедом с использованием верботональной аппаратуры
  • TКМП
  • РТМС
  • физиотерапия
и другие методики, прочитать о которых вы можете в разделе «методики»

Почему это помогает?

  1. Мы работаем с конкретными нарушениями в работе мозга ребенка, которые выявлены с помощью объективной диагностики.
  2. Используется сочетание аппаратных и неаппаратных методов
  3. Используется сочетание медикаментозного и немедикаментозного лечения
  4. У специалистов клиники огромный опыт помощи детям с алалией, мы используем самые эффективные методы, которые дают быстрый результат
  5. Врачи и педагоги работают в одной команде.

Регулярные занятия с логопедом необходимы, но ребенок может заниматься годами и по-прежнему оставаться алаликом. Помогите вашему ребенку заговорить и избавиться от этого диагноза, обратитесь в клинику «Прогноз»

Симптомы и признаки алалии у детей

Недуг неврологического характера, вызывающий задержку речевого развития у детей, нарушение слуховой функции, дисфункцию головного мозга, называется алалия. Часто происходит поражение речевой области больших полушарий мозга в процессе родов, либо они страдают от осложнений после перенесенной инфекции. Алалия бывает последствием дистрофии или неправильного обмена веществ.

Виды алалии

Заболевание подразделяется на:

  • Моторную алалию – поражен участок мозга, отвечающий за речь, впоследствии экспрессивная речь слабо развита. Ребенок лишается возможности разговаривать, но понимать и слышать собеседника он может.
  • Сенсорную алалию – у ребенка нет нарушений слуха, но понять разговорную речь он не способен. Поражается слухоречевой анализатор.

Признаки алалии у детей

Заболевание характеризуется нарушением речевой функции разной степени тяжести. Иногда у ребенка фиксируется незначительное отставание от детей своего возраста, в другом случае речь может вовсе не проявляться.

Следующие признаки указывают на развитие заболевания у малыша:

  • нечленораздельное произношение слов;
  • запоздалое начало формирования речевых реакций;
  • нарушение построения слогов;
  • скудный словарный запас.

Лечение алалии у детей

При диагностировании алалии у ребенка нужно незамедлительно приступать к лечению. Программа выздоровления ребенка индивидуальна, но все этапы схожи. Из медикаментов обычно назначают витамины, лекарственные средства улучшающие производительность мозговой деятельности. Положительная динамика так же зависит от качественного контроля, и уровня профессионализма специалистов, занимающихся лечением. Для терапии алалии необходима помощь логопеда.

Для того, чтобы сократить время на поиски квалифицированного логопеда, достаточно обратиться в кадровое агентство «Няня». Где специалисты не только без труда находят подход к каждому, но и проводят эффективные занятия с ребенком с заболеванием алалия, используя современные методики и техники борьбы с данным недугом.

Что такое алалия у ребенка — причины, признаки, коррекция

Что такое алалия?

Алалия — это недостаточное развитие или полное отсутствие речи, при этом у детей все в порядке со слухом. Алалию, которую также называют дисфазия, вызывает органическое поражение коры головного мозга.

Диагноз ставит невролог детям после 3 лет, до этого времени диагностируют ЗРР.

Психоэмоциональный стресс и недоразвитие речи могут сказываться на интеллекте, поэтому ни в коем случае не нужно ждать, когда “само пройдет по мере взросления”.

Какие виды алалии?

Современные специалисты различают сенсорный и моторный виды патологии, выделяя преобладание того или иного типа.

При моторной алалии, нарушено функционирование зон мозга, ответственных за синтез речи. Ребенок понимает, о чем говорит, но речь лишена выразительности, не развита экспрессивная речь. Ребенку сложно или невозможно подбирать последовательность звуков в каждом слове, соединять по смыслу слова, строить фразы.

Развитие речи застывает на произношении звуков и отрывков слов. Диагноз моторная алалия ставят детям с крайне скудным словарным запасом, некоторые слова они могут использовать неправильно, не по смыслу.

Что такое сенсорная алалия? При этом типе аномалии нарушается речь, а иногда полностью отсутствует, поскольку ребенок не воспринимает и не понимает, о чем ему говорят.

При этом физически ребенок все слышит, но не понимает смысла. Сенсорная алалия у детей возникает из-за поражения зоны мозга, ответственной за восприятие и анализ информации на слух.

Чем громче говорить, тем хуже будет восприятие речи, и наоборот. В некоторых случаях ребенок понимает смысл отдельных слов, но во фразе теряет смысл. Неправильно понимая, что ему сказали, ребенок будет неадекватно реагировать на услышанное. Иногда он понимает, что ему говорит определенный человек, мама или педагог, а если тоже самое скажет посторонний — малыш не осознает смысл.

Причины алалии

Детская алалия развивается из-за поражения коры головного мозга. Проблемы могут начаться еще во время вынашивания, во время родов и в младенчестве, когда головной мозг еще формируется.

В период беременности на будущее развитие речи отрицательно влияют разные факторы:

  • инфекции;
  • плацентарная недостаточность;
  • хроническое кислородное голодание плода;
  • алкоголизм и курение матери и др.

Во время родов головной мозг может повреждаться из-за острой нехватки кислорода, что бывает при долгой задержке головки во время родов, раннем отходе околоплодных вод, стремительных родах, травме, удушении пуповиной, переохлаждении или голоде в первые несколько часов после рождения.

В младенческом возрасте до года нарушения возникают из-за тяжелых вирусных инфекций и травм головы.

Симптомы алалии

Моторная алалия у детей сопровождается двигательными нарушениями:

  • неловкость;
  • недостаток координации движений;
  • слабо развита моторика пальцев и крупная моторика — ребенку сложно завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

Дети с моторным типом нарушения либо излишне подвижны, гиперактивны, либо наоборот малоподвижны и заторможены, причем эти состояния могут быстро меняться в течение дня. У них рассеяно внимание, малыши быстро устают. При моторной алалии нарушена моторная функция всего тела и артикуляционного аппарата.

Недостаток словарного запаса компенсируют мимикой и жестами.

Детям с сенсорным типом алалии сложно находиться в социуме, помимо нарушенной моторики у них расстроено восприятие. Им трудно общаться, они не понимают, о чем их просят и что говорят, но при этом четко распознают смену интонации услышанного.

Запущенная сенсорная алалия сказывается на характере ребенка, он становится слишком импульсивным или наоборот замкнутым, быстро устает и не умеет концентрироваться. Детки с сенсорной алалией предпочитают тишину, им некомфортно в шумных местах. Сенсорная алалия по симптомам схожа с аутистическим поведением, поэтому крайне важна профессиональная диагностика.

Коррекция алалии и прогноз

Нарушение носит системный характер, поэтому коррекционную работу проводят с разными сторонами речи:


1

при диагнозе моторная алалия у ребенка нужно стимулировать активность речи, расширять и закреплять словарный запас, формировать фразу, учить выстраивать структуру предложений, звукопроизношение. В занятие со специалистом также включают логоритмику и при необходимости логопедический массаж;


2

при сенсорной алалии нужно научить различать неречевые и речевые звуки, отождествлять определенное слово с определенным действием или вещью, понимать фразы и речевые конструкции;


3

когда словарный запас станет шире, сформируются тонкие акустические дифференцировки, а ребенок научиться различать звуки в слове, тогда начинается развитие собственной полноценной речи.

При каждом из типов алалий рекомендовано раньше обучать детей грамоте. Когда ребенок читает и пишет, он лучше закрепляет информацию, улучшается его устная речь. Коррекционные занятия благоприятно сказываются на развитии речи, особенно когда начаты с самого раннего возраста. Комплексный подход и занятия с разными специалистами (неврологом, логопедом, нейропсихологом, логоритмистом) системно воздействуют на все составляющие речи, формируют речевые процессы одновременно с развитием психических функций.

Алалия у ребенка может вызывать стресс. Дети понимают, что их речь отличается и реагируют по-разному. Могут замыкаться и стесняться, капризничать и хотеть пропустить занятия. Они ощущают, что родители хотят их “исправить” и это может вызывать внутренний протест.

Родителям важно выдержать баланс между настойчивостью к посещению коррекционных занятий, не потакать капризам, но и дать понять, что они любят своего ребенка любым. Эта уверенность подарит крохе силы и желание преодолеть проблему.

Алалия у детей, моторная, сенсорная и смешанная — симптомы и лечение заболевания

Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

Причины алалии

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Симптомы алалии

Симптоматика моторной алалии

При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.

Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:

Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

Симптоматика сенсорной алалии

Характерными симптомами сенсорной алалии являются:

У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.

Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.

При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.

Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика алалии

Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:

  1. Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.
  2. Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
  3. Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
  4. Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.

Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:

Лечение пациентов с алалией

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформление высказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.

Группа риска

Чем раньше начата коррекционная работа при алалии, тем быстрее и лучше будет результат восстановления психических функций и всех компонентов речи. Раннее лечение речевой патологии позволяет предупредить торможение умственного развития.

К группе риска относят детей:

  • перенесших асфиксию во время родов;
  • с черепно-мозговыми травмами;
  • перенесших внутриутробные менингиты, энцефалиты, интоксикацию.

Прогноз и профилактика ОНР

Для моторной алалии прогноз восстановления всегда благоприятный. Результат терапии при сенсорном и сенсомоторном заболеваниях неопределенный и зависит от многих факторов: степенипоражения речевого центра головного мозга, побочных патологий, наличия психосоматических расстройств. В школьном возрасте дети с ОНР сталкиваются с нарушением письменной речи: дислексией и дисграфией.

Профилактика алалии включает в себя:

  • наблюдение за течением беременности;
  • длительное кормление грудью;
  • раннюю диагностику врожденных патологий;
  • комплексное физическое развитие ребенка.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Лечение алалии

Алалия

Алалия – сложное расстройство речевой деятельности. Алалию нельзя считать отдельным дефектом, это общее понятие для ряда патологических нарушений моторной речи, для которых характерна различная картина проявления, различная локализация в мозговых структурах. Тяжесть алалии также может варьироваться: от легкой, когда после пятилетнего возраста ребенок все же начинает говорить, до тяжелой, при которой и до 13 лет подросток может оставаться немым.

Особенности становления речи у детей с алалией

Речь алаликов может развиваться по-разному. Бывает, что ребенок долго молчит, а потом речь стремительно начинает развиваться и постепенно выправляется. Есть и другой вариант, когда первые слова у ребенка появляются достаточно рано, но речь длительный период остается косной и наполненной аграмматизмами.

Общим для всех проявлений является бедность лексики, грамматические ошибки, искажения слов и сложность перехода к связной речи. Вообще дети с алалией неохотно общаются, проявляют малую речевую активность. На них негативным образом может повлиять любое переживание, новая обстановка или новый коллектив сверстников, что еще больше затормаживает речь. Монотонность и невыразительность речевых высказываний также характерны для алалии.

Причины возникновения алалии

К алалии могут приводить патологии внутриутробного развития: токсикозы беременной, гипоксия плода травматизация плода в результате несчастных случаев с беременной, инфекции, хронические заболевания матери. Имеет значение и характер родов: затяжные или скоротечные. Важно все: получил ли ребенок родовую травму, нет ли недоношенности, применялись ли инструменты для родовспоможения. В первых годы жизни ребенка алалии могут способствовать тяжелые мозговые инфекции, генетическая предрасположенность, воздействие наркоза и прочее. Нельзя не отметить и так называемую педагогическую запущенность, когда ребенком просто-напросто особо не занимаются, с ним мало общаются. Как ни странно, но возможность появления алалии в многодетных семьях выше, чем в тех, где ребенок один. Казалось бы, должно быть больше общения с братьями и сестрами, но на практике выходит не так, потому что только общение взрослого с ребенком является мощным стимулом для развития речи.

Виды алалии

Принято выделять три вида алалии:

  1. Моторная алалия.
  2. Сенсорная алалия.
  3. Смешанная алалия.

При моторной алалии наблюдается либо сложность звуковоспроизведения с грубыми нарушениями, либо трудности овладения артикуляционным аппаратом. Моторные алалики отличаются очевидно слабым развитием крупной и мелкой моторики. Их поведение также специфично. Это зачастую гиперактивные дети или, наоборот, слишком заторможенные. Лексический запас скуден, новые слова запоминаются медленно, с трудом. При общении дети используют короткие предложения, связная речь формируется сложно.

При сенсорной алалии нарушено понимание смысла обращенной к ребенку речи. Да и собственно речь сенсорного алалика представляет собой набор обрывков слов и звуков, не несущих никакого смысла. Окружающим очень сложно ее понять. Для этого дети активно используют жесты, мимику. Грубое искажение речи не может не сказаться на формировании личности ребенка, который может быть легко возбудим или заторможен, к тому же он быстро устает и не может долго концентрировать и удерживать внимание. Чаще встречается смешанная, сенсомоторная, форма алалии, так как анализаторы речи и движения тесно связаны между собой.

Многие ребята с трудом овладевают простыми бытовыми навыками и даже в школе плохо владеют столовыми приборами, ножницами, письменными принадлежностями.

Лечение алалии

Уже в дошкольном возрасте необходимо начинать работу с алаликами: чем раньше, тем лучше. Ведь даже незначительное отставание в речи ребенка сказывается на интеллектуальном развитии, портит характер.

Методика работы носит комплексный характер и включает как педагогическое, так и медицинское воздействие: занятия с логопедом, физиотерапия, логопедический массаж. Необходимо продолжать развитие функций психики (памяти, внимания, мышления).

Раннее начало, грамотное, системное воздействие на все стороны речи, комплексный подход, использование современных методов медицинской коррекции – вот составляющие успеха этой непростой патологии.

В последнее время широкой популярностью в лечении алалии пользуется метод биоакустической коррекции. В его основе лежит воздействие на структуры мозга музыкоподобными звуками, частотные характеристики которых совпадают с собственной активностью мозга. В результате пробуждаются скрытые резервы мозга. Биоакустическая коррекция помогает детям улучшить речевую активность, а также смягчить негативные поведенческие проявления.

Алалия – лечение, симптомы, причины болезни, первые признаки

Описание

Алалия – расстройстворечевого развития, которое проявляется нарушением восприятия и/или воспроизведения слов и предложений. Возникает вследствие локального либо диффузного поражения головного мозга. При моторной алалии отсутствует экспрессивная речь, но понимание других людей не затруднено. Сенсорная алалия характеризуется неспособностью воспринимать и понимать обращенную речь. В МКБ-10 все виды данного расстройства отнесены к группе «Специфические расстройства речи и языка» F80.

Алалия – тяжелый дефект речи. Дети с данным нарушением не овладевают речью самостоятельно и поэтому их общение весьма ограничено. Часто они не могут полноценно разговаривать к началу школьного обучения. Чтобы освоить язык, им нужна помощь логопедов, дефектологов, психологов. При алалии страдают не только языковые функции. Изменяется поведение, эмоциональная сфера, познавательная деятельность. Вследствие этого формируется задержка психического развития, становится невозможной социализация ребенка в обычных детских садах и школах.

Распространенность алалии среди детей дошкольного возраста составляет 1%. Благодаря работе логопедов и психологов у младших школьников этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Установлено, что мальчикам диагноз устанавливается вдвое чаще, чем девочкам.

Выделяют три вида алалии: моторную, сенсорную и сенсомоторную (смешанную). Моторная алалия проявляется нарушением формирования экспрессивной речи – способности говорить, строить высказывания, отвечать на вопросы. Вторично оказываются нарушенными речевой праксис и артикуляция. Но сохраняется способность понимать речь окружающих. В основе данного нарушения чаще лежит очаговое поражение головного мозга, реже — диффузное.

При сенсорной алалии страдает импрессивная речь – способность понимать окружающих. Слух у таких детей сохранен, но развивается вторичное недоразвитие экспрессивной речи. Нарушена способность анализировать звуки, создавать связь между слышимым словом и обозначаемым им предметом. Дети слышат других, но не понимают значения слов (слуховая агнозия). Основа сенсорной алалии – изменения в слуховом сенсорном речевом центре Вернике, в центре восприятия речи (в верхней височной извилине и в петле Гешля).

Причинами развития алалии могут стать различные неблагоприятные факторы, которые негативно влияют на работу речевых центров в головном мозге:

  1. Период беременности. Развитие алалии в будущем провоцирует хроническое кислородное голодание плода, болезни матери, воздействие токсинов (алкоголь, наркотики, никотин, яды, некоторые лекарства).
  2. Период родов. Риск нарушений речи возрастает, если у матери были затяжные либо стремительные роды, потребовалось наложение щипцов, вакуум-экстракция, ребенок родился с асфиксией.
  3. После рождения. В раннем возрасте причиной алалии могут стать травмы головы, инфекции нервной системы (менингит, энцефалит), тяжелые соматические болезни. Другая группа факторов имеет социальное происхождение: речевая депривация (отсутствие общения), госпитализм, билингвальные семьи.

Симптомы

Фото: therapy.com.mx

Клинические проявления алалии подразделяются на речевые (основные) и неречевые (дополнительные). На первый план выходят нарушения речи. При моторной алалии ее недоразвитие может быть глубоким, умеренным или легким. У детей с тяжелыми формами расстройства экспрессивная речь полностью отсутствует, лишь иногда возможно произношение отдельных звуков. При умеренной моторной алалии формируются отдельные слова и короткие предложения, а при легком варианте высказывания развернутые, но часто с ошибками, говорение заметно ухудшается в ситуации общения с несколькими людьми одновременно. Из-за недостаточного навыка речь становится чрезмерно лаконичной, скудной либо наоборот тавтологичной, многословной.

При моторной алалии наблюдаются нарушения лексики, грамматики и фонетики:

  • трудности в усвоении значений слов;
  • неправильное употребление слов;
  • замена слов, схожих по звучанию или смыслу;
  • неправильное использование всех частей речи, кроме существительных и местоимений;
  • отсутствуют предлоги и союзы;
  • неверно используется именное и глагольное управление;
  • ошибки в согласовании слов;
  • неправильное склонение слов по падежам;
  • глагольные формы заменяются инфинитивом;
  • нарушен порядок слов в предложении;
  • отдельные слова заменяются жестами и звукоподражаниями;
  • неспособность передать последовательность событий, явлений;
  • неспособность выделить главную тему беседы, рассказа;
  • затруднено правильное слияние звуков в слове;
  • звуки и слоги произносятся в неправильном порядке;
  • речевой поток замедленный, отсутствует плавность и ритмичность речи;
  • речь скандированного, фрагментарного характера.

У детей с моторной алалией возможны неврологические и психологические симптомы. В правой половине тела, особенно в руке, заметна слабо выраженная спастичность, парез, гиперкинезы и синкинезии (непроизвольные движения). Нарушение целенаправленности действий и движений, в том числе в артикуляционном аппарате. У большинства нарушена осанка и походка, имеется плоскостопие, нарушена координация движений, сокращен их объем. В целом дети с моторной алалией гиперактивны либо малоподвижны. Часто диагностируется леворукость, недоразвитие познавательных функций (внимания, мышления, памяти).

Симптоматика сенсорной алалии изучена меньше. Из-за того, что дети плохо понимают обращенную к ним речь, очень сложно отличить данное расстройство от тугоухости и аутизма. При тяжелой форме сенсорной алалии полностью отсутствует понимание чужой речи и реагирование на нее. Дети безразличны к любым речевым и неречевым сигналам. При более легких вариантах заболевания возможно понимание отдельных слов, которые часто используются в обиходе. Но если эти слова включены в структуру предложения, то ребенок не распознает их. Реже встречаются случаи, когда понять предложение легче, чем отдельное слово. Такие дети пытаются прислушиваться к речи, но их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются.

При сенсорной алалии значима ситуация, в которой происходит обращение к ребенку: если она знакома, то некоторые характерные высказывания понятны. Например, ребенок воспринимает фразу мамы «садись кушать», когда находится на кухне в собственном доме, но в кафе или в гостях эта же фраза становится непонятной. Иногда дети могут понять значение слов и фраз от окружающих после того, как проговорят их сами.

Речь детей с сенсорной алалией искажена или полностью отсутствует. При тяжелых формах отмечаются расстройства поведения: двигательной беспокойство, агрессивность, драчливость. При общении они активно пользуются жестами и мимикой, лепетом. Часто могут правильно воспринимать интонацию, не понимая слов. Постепенно у них появляются обрывочные слова, эмоциональные восклицания, не связанные с ситуацией. На следующем этапе развития употребление отдельных слов становится осмысленным, целенаправленным. Отмечается неуверенность ребенка в подборе и произношении слов, что проявляется стереотипными движениями рук, гримасничаньем.

Диагностика

Фото: superlogoped.com

Обследование детей с подозрением на алалию проводят психиатры, неврологи, отоларингологи (аудиологи). Дифференциальная диагностика предполагает различение двух форм алалий с умственной отсталостью, аутизмом, нарушениями слуха. Применяется следующий алгоритм исследований:

  1. Оценка неврологического статуса. Осмотр и консультация невролога необходимы для выявления неврологических симптомов, характерных для алалий (спастичность, легкие парезы, кинестезии), а также для исключения иных заболеваний, способных привести к недоразвитию речи.
  2. Консультация психиатра. Беседуя с родителем и ребенком, наблюдая за его поведением, врач оценивает сформированность речевых навыков, особенности поведения и эмоциональной сферы. Проводит дифференциальную диагностику алалий и аутизма.
  3. Психодиагностическое исследование. Клинический психолог проводит тестирование, в том числе невербальное, которое позволяет оценить уровень развития интеллекта, памяти, внимания и мышления, а также обучаемость ребенка. При алалиях внимание неустойчивое, истощаемое, часто выявляется легкое интеллектуальное снижение.
  4. Исследование слуха. Применяется метод аудиометрии и вызванных потенциалов. Результаты исследований необходимы для исключения нарушений слуха как причины речевого недоразвития.
  5. Электроэнцефалография. ЭЭГ выполняется с целью диагностики эпилептических приступов, не имеющих клинических проявлений.
  6. Нейровизуализирующие процедуры. МРТ головного мозга и КТ черепа, височных костей позволяют выявить патологии, спровоцировавшие алалию.

Лечение

Фото: doctor-cardiologist.ru

Терапия при алалии проводится комплексно. Особенно значимо своевременное ее начало и регулярность, при таком подходе удается достичь значительного прогресса в развитии речи. Методы лечения подбираются индивидуально:

  1. Медикаментозная коррекция. Чаще всего детям назначаются ноотропы, а также биологически активные добавки, улучшающие обменные процессы в тканях головного мозга.
  2. Коррекционные занятия. Работа с логопедом, психологом и дефектологом нацелена на ускорение развития речи, а также интеллекта, мышления, внимания и памяти.
  3. Нейропсихологическая коррекция. Упражнения и игры, проводимые нейропсихологом, призваны улучшить межполушарное взаимодействие, стимулировать зоны, ответственные за речь и слухоречевое восприятие.
  4. Логопедический массаж. Логопед выполняет курс специальных массажей, улучшающих работу артикуляционной мускулатуры, которая участвует в произнесении звуков. Нормализация тонуса речевых мышц улучшает произношение.

Прогноз

Положительная динамика при алалии возможна, если распознавание болезни произошло в раннем возрасте (3-4 года), а лечение проводилось комплексно и систематически. Только при всестороннем коррекционном воздействии на речевую, интеллектуальную и психоэмоциональную сферу удается достичь адекватного формирования речи к 7-9 годам. У детей с тяжелыми формами алалий, когда понимание речи окружающих невозможно, прогноз менее благоприятен. Зачастую им необходимы специальные программы школьного обучения.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Мадина Раимкулова Моторная и сенсорная алалия// Scientific progress. 2021. №2.
  2. Лукашевич Ирина Павловна, Парцалис Елена Михайловна, Перемячкина Светлана Юрьевна, Попова Софья Михайловна, Шкловский Study Of Виктор Маркович Исследование патогенетических механизмов алалии // Рос вестн перинатол и педиат. 2010. №5.
  3. Бобылова М.Ю., Капустина А.А., Браудо Т.А., Абрамов М.О., Клепиков Н.И., Панфилова Е.В. Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики // Русский журнал детской неврологии. 2017. №4.
  4. Артемова Ева Эдуардовна, Малахова Ирина Викторовна Разработка дифференциальных условий обучения и воспитания детей с алалией // Universum: психология и образование. 2014. №2 (3).
  5. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1.

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Алалия: симптомы, причины и лечение

Вы когда-нибудь слышали об алалии? Это языковое расстройство, влияющее на речь. В частности, алайла подразумевает частичную или полную неспособность общаться посредством устного выражения.

Люди, страдающие этим заболеванием, обычно развивают хорошие способности выражать свои мысли в письменной форме, поскольку это обычно их единственный источник общения.

  • Статья по теме: » 14 типов языковых расстройств «

Алалия: что это?

Этимологически слово «Алайла» происходит от греческого и означает «тупой», но важно помнить, что тот факт, что страдает алалией, не подразумевает других изменений на интеллектуальном уровне или других чувствах, таких как слух. .Поэтому люди, страдающие этим заболеванием, обычно обладают хорошими навыками письменного общения.

Здесь мы увидим, из чего состоит алалия, характеристики этого изменения, причины, которые могут его вызвать, и, наконец, методы лечения алалии.

симптом

Существуют различные параметры, которые могут указывать на то, что человек страдает или может страдать алалией.

Людей с алалией называют allylics и обычно дети младшего возраста. Первый признак того, что человек страдает алалией, — это то, что ребенок не следует тенденции в своем развитии в своей возрастной группе .

Первые слова обычно начинаются старше 12 месяцев. Если через короткое время по достижении 12-месячного возраста ребенок не разговаривает, но, тем не менее, не делает прощальные жесты и не указывает на предметы или людей, в принципе нет причин для беспокойства.

Между 15 и 18 месяцами существует критическая точка задержки речи, если они не могут сказать ни слово «мама», ни слово «папа», если они не взаимодействуют, когда их приветствуют или отпускают «привет». Или «до свидания», или если во время выступления будут использовать многочисленные жесты.Нормальный фактор языкового развития, который следует учитывать, — это иметь словарный запас от 2 до 5 слов в 12 месяцев и около 15 слов в 18 месяцев .

С другой стороны, еще одним признаком задержки речи является неспособность спонтанно произносить слова и фразы в возрасте от 2 до 4 лет, а также неспособность выполнять простые инструкции и приказы, а также когда они могут это делать правильно. между словами. Наконец, еще одним признаком задержки речи может быть неспособность составлять простые предложения из 2 или 3 слов в пределах этого возраста.

Важно помнить, что есть характеристики, которые преобладают и при других патологиях, и поэтому важно не ошибиться при постановке диагноза. У аллильных людей картина схожа с умственной отсталостью. Тем не менее, аллильных пациентов имеют хорошее родство, легко ориентируются и понимают мимику и жесты . Имейте в виду, что любая языковая патология может присутствовать у людей с нормальным интеллектом, но у людей с особыми образовательными потребностями.

Причины

Задержка, ухудшение состояния или даже потеря языка могут быть вызваны физическим разрывом в области рта, когда он еще формируется, или сразу после рождения.Следовательно, ребенок может медленно формировать рот и язык для образования слов .

Однако есть несколько причин, в том числе нефизических, которые могут вызывать алалию:

  • Травмы в дородовой период (до родов)
  • Перинатальные травмы (непосредственно до или после родов)
  • Отравления
  • Патологическое удлинение рабочего времени.
  • Сложные роды с механической помощью
  • Потеря слуха
  • Вирусные и инфекционные болезни
  • Травмы головного мозга в послеродовом периоде (после родов).

Каждая из этих причин вместе или по отдельности может привести к появлению травмы в центральных областях языка , что приведет к появлению алалии.

  • Вам может быть интересно: » Области мозга, специализирующиеся на языке: их расположение и функции «

Типы алалии

Есть два типа алалии. В зависимости от происхождения он классифицируется следующим образом:

1. Двигатель Alalia

Моторная алалия — это та алалия, которая характеризуется поражением теменной лобной зоны , что нарушает ее функции.Это приводит к проблеме координации и баланса.

Это приводит к затруднениям в понимании слов. В конце концов, аллельные люди заменяют сходство звуков словами, так как им трудно повторять сложные слова. Если не лечить, этот может привести к заиканию .

В более легких случаях моторной алалии общение обычно происходит с помощью коротких предложений. В наиболее тяжелых формах обычно бывает только звукоподражание при устном общении, сопровождающееся мимикой и жестами.

  • Вам может быть интересно: » Заикание (дисфемия): симптомы, типы, причины и лечение «

2. Сенсорная Алалия

Сенсорная алалия несколько сложнее и серьезнее. Пациенты, страдающие этим заболеванием , плохо воспринимают или не понимают речь, поэтому в конечном итоге это приводит к неспособности говорить .

В этих случаях поражается определенная область коры головного мозга, и в этот момент пациенты не говорят, потому что слова им непонятны.

Итак, люди, страдающие сенсорной алалией, не могут ассоциировать слова с объектами и обычно общаются только с помощью мимики и жестов. Во многих случаях этих пациентов ошибочно принимают за глухих , поэтому очень важно иметь однозначный диагноз.

Лечение

Необходимое лечение и методы лечения зависят от степени алалии, причины и тяжести. В принципе, логопед является наиболее эффективной и распространенной формой вмешательства .

С другой стороны, существуют более специфические методы лечения, нацеленные на детей, страдающих алалией из-за физических дефектов. Один из таких методов лечения называется миофункциональной терапией (ТМП), которая направлена ​​на коррекцию дисбаланса лицевых мышц. Такую помощь обычно оказывают специалисты-логопеды.

Другим подходящим распорядком может быть регулярное чтение детям, задание вопросов простым и понятным языком, а также предложение использования конкретных текстур в продуктах питания для тренировки и укрепления мышц челюсти, а также новых движений. челюсти во время жевания.

Еще одно подходящее руководство — читать больным alalia , а также задавать вопросы простым и понятным языком. Кроме того, важно рекомендовать использование и введение различных текстур пищи для упражнений и укрепления мышц челюсти, в то время как во время жевания развиваются новые движения челюсти. Наконец, другой менее распространенный метод — использование музыки в качестве логопеда и, таким образом, способствует развитию речи и языка.

Наконец, следует принять во внимание, что терапия должна учитывать ядро ​​и семейный контекст , поэтому должны быть общение и совместная работа с ближайшим окружением пациента, и, таким образом, положительно способствовать росту. устной речи и лексики.В любом случае своевременное вмешательство логопеда повысит вероятность успеха и улучшения состояния пациента.

5 самых распространенных расстройств речи, которые остаются незамеченными

Дети рождаются с желанием выучить язык. Однако иногда они могут с трудом пройти какой-то важный этап в процессе речевого развития. Это может происходить по нескольким причинам. Вот пять самых распространенных нарушений речи, которые остаются незамеченными.

1. Апраксия речи (AOS)

Апраксия речи (AOS) трудно обнаружить, потому что она не связана напрямую с повреждением головного мозга. Общей связью, обнаруженной у детей с диагнозом АОС, является то, что это распространено среди близких родственников. Это говорит о генетической связи. Симптомы включают неправильное произношение слова и неровный ритм, ударение или тон.

2. Заикание

Заикание можно принять за беспорядок. В последнем случае ребенок говорит слишком быстро или часто использует слова-вставки, такие как «нравится», «ммм».Заикание — это повторение слова или части слова. Другие признаки заикания могут остаться незамеченными. Например, невербальные подсказки, такие как тики и чрезмерное мигание, также относятся к категории заикания.

3. Алалия (задержка речи)

Задержка речи, также называемая «алалия», определяется как ребенок, не пытающийся говорить. Это может быть связано с повреждением головного мозга или тем, что у ребенка может позже развиться речь и, таким образом, перерасти расстройство. Правильный диагноз от логопеда из Уиллоу Гроув может исключить проблемы со слухом, расщелину неба и повреждение нервных и мышечных связей с мозгом.

4. Аутизм

Аутизм и другие проблемы с речью часто сочетаются друг с другом. AOS, неправильное словоизменение, немота и непроизвольное повторение речевого паттерна другого человека связаны с аутизмом. Даже в этом случае это не означает, что все дети с этими симптомами страдают аутизмом.

5. Селективный мутизм

Избирательный мутизм — это когда ребенок может говорить, но в большинстве случаев не разговаривает. Поэтому ребенок будет выбирать определенные ситуации, когда они будут говорить. Например, ребенок может говорить только дома. Другие причины, по которым ребенок не разговаривает, — это тревожные расстройства или социальная замкнутость. Важно устранить застенчивость, заикание, АОС и другие расстройства.

Лучшие результаты ранней диагностики и лечения

Профессиональная команда опытных детских логопедов может получить доступ к речевым образцам вашего ребенка. Чтобы запланировать голосовую терапию в Willow Grove, позвоните в Speech Success Academy по телефону 267-818-4200 или отправьте быстрое сообщение для настройки сеанса.У нас есть гибкий график, наиболее удобный для вас и вашего ребенка!

Причины и симптомы задержки речи — Доктор Абхишек Гоэль

Может случиться так, что вы не найдете своего ребенка в возрасте от двенадцати месяцев до двух лет на том же уровне, что и их сверстники в устном общении. Вы думаете, что это просто проблема развития, с которой они столкнулись, и откладываете обращение за профессиональным советом; по сути своей неправильный шаг, потому что ваш ребенок может страдать от задержки речи.
Задержку речи или алалию можно примерно определить как задержку в развитии и использовании биологических механизмов, производящих речь.
Симптомы задержки речи грубо разделены на возрастные группы, обычно начиная с 12-месячного возраста и продолжаясь в раннем подростковом возрасте:
1. Возраст-12 месяцев
a. Это действительно симптом, если ваш ребенок не может указывать на предметы или не может управлять жестами, например, прощаться.
г. Еще один симптом — это то, что ваш ребенок не предпочитает устно общаться так часто, как его / ее сверстники.
2. Возраст-15-18 месяцев
а. Если ваш ребенок не может произносить знакомые слоги или просто не может позвонить вам даже к этому времени, это тревожный симптом.
г. Вы обнаруживаете, что ваш ребенок не может или просто не отвечает взаимностью на «нет», «привет», «привет», «пока».
г. Если ваш ребенок не может расширить свой словарный запас до 15 слов к пятнадцати месяцам, то это симптом.

3. Возраст-2-4 года
а. Вы обнаруживаете, что ваш ребенок не может спонтанно произносить речь и слова.
б. Еще один тревожный симптом — отсутствие согласных звуков в начале и конце слов при разговоре.
c. Если вы по-прежнему обнаруживаете, что ваш ребенок не может составлять простые предложения и слова, это действительно тревожный симптом, подтверждающий расстройство.
Причины нарушения задержки речи:
1. Первопричиной может быть физическое повреждение частей рта, таких как губы или нёбо, которые могут быть деформированы.
2. Другой серьезной причиной может быть орально-моторная дисфункция, которая представляет собой нарушение создания определенной области мозга, отвечающей за речь и общение.
3.Расстройство также можно отнести к нарушению развития интеллектуальных, восприимчивых и выразительных способностей ребенка.
4. Могут быть также психологические причины, связанные со школьной средой и отношениями со сверстниками, которые могут привести к нарушению речевых моделей и нежеланию выражать и развивать речь. Если вы хотите обсудить какую-либо конкретную проблему, вы можете проконсультироваться с врачом и задать бесплатный вопрос.

Задержка речи против аутизма: как отличить

Вы заметили, что ваш ребенок говорит не так много, как его сверстники.Возможно, ваш двухлетний ребенок еще не сказал своих первых слов. Возникает вопрос: аутизм или задержка речи?

Задержка речи может быть признаком аутизма. Однако это не всегда так. Итак, как вы понимаете аутизм и задержку речи?

Что такое задержка речи?

Задержка речи или алалия — это задержка в развитии речи или задержка в использовании артикуляторов для воспроизведения речи.

Речь — это часть языка. Это процесс создания звуков с помощью легких, голосового аппарата, голосовых связок, языка, губ и зубов.

Эксперты считают, что у ребенка задержка речи, если скорость развития его речи ниже, чем у детей их возраста.

Что такое нормальное развитие речи у детей?

Скорость речевого развития измеряется по возрастным вехам. Эти вехи могут служить ориентирами для определения нормальной скорости речевого развития ребенка.

Между 1 и 6 месяцами

  • Ребенок должен уметь ворковать в ответ на голос.

Между 6 и 9 месяцами

  • Ребенок должен начать лепетать в ответ на голос и самостоятельно.

К 12 месяцам

  • К своему первому дню рождения дети должны уметь говорить «мама / дада» со смыслом. Некоторые дети часто начинают имитировать двух- и трехсложные слова, которые они слышат постоянно, как взрослые.

От 13 до 15 месяцев

  • Дети обычно приобретают словарный запас из четырех-семи слов.Около 20% их речи должны понимать и незнакомые люди.

От 16 до 18 месяцев

  • Лексический запас 18-месячного ребенка должен составлять не менее десяти слов. Вам следует ожидать некоторой эхолалии (повторения того, что вы говорите) и широкого использования жаргона.

От 19 до 21 месяца

  • К тому времени, когда вашему ребенку исполнится от 19 до 21 месяца, его словарный запас должен расшириться до двадцати слов. Незнакомцы должны понимать около 50% своей речи.

К 24 месяцам (2 года)

  • К своему второму дню рождения дети должны иметь словарный запас не менее пятидесяти слов. 24-месячный ребенок должен уметь использовать фразы из двух слов. Незнакомцы должны понимать около 70% своей речи.

К 36 месяцам (3 года)

  • К 3 годам дети начинают использовать множественное число и прошедшее время в своих предложениях. Трехлетние дети должны уметь правильно сосчитать как минимум три предмета.Они должны использовать предложения из трех-пяти слов. Незнакомцы должны понимать от 80% до 90% того, что говорит ваш 36-месячный ребенок.

От 3 до 4 лет

  • Дети от 3 до 4 лет должны уметь составлять предложения из 3 и 6 слов. Они должны уметь задавать вопросы, рассказывать о своем опыте, рассказывать истории и поддерживать беседы. Незнакомцы должны понимать почти 100% их речи.

Если ваш ребенок не достиг этих этапов в подходящем возрасте, у вас есть полное право волноваться и беспокоиться.Задержка речи и аутизм связаны сложными отношениями.

Однако вместо того, чтобы беспокоиться в одиночку, вам следует обратиться за помощью к логопеду или логопеду, чтобы определить, аутизм это или задержка речи.

Что такое аутизм?

Аутизм или расстройство аутистического спектра — это нарушение развития.

По оценкам, распространенность расстройства аутистического спектра среди населения США составляет 1 из 54 детей по состоянию на 2016 год. Генетика играет важную роль в возникновении аутизма.Однако это неоднородное заболевание, и в последние несколько лет с аутизмом связаны многочисленные мутации, связи и вариации.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это общий термин, который включает широкий спектр ранних проявлений дефицита социальных коммуникаций. Повторяющееся сенсомоторное поведение часто характеризует расстройство аутистического спектра.

Задержка речи часто встречается у детей. Тем не менее, задержка речи также может указывать на аутизм. К счастью, разницу между задержкой речи и аутизмом можно отличить.

Вот контрольные признаки задержки речи, связанной с аутизмом —

  • Ребенок обычно медленно реагирует или не реагирует на родителей или опекунов, выкрикивающих его имя.
  • Малыш не может жестикулировать (указывать) на предметы или людей.
  • Они могут демонстрировать более медленную скорость языкового развития. Годовалый ребенок может ворковать и лепетать в течение первого года, а затем полностью прекратить.
  • Возможны признаки повторения слов и словосочетаний (эхолалия).
  • В большинстве случаев ребенок может говорить только отдельными словами.
  • Они склонны использовать слова и фразы, которые кажутся неуместными или имеют значение, понятное только ребенку и его опекунам.

Почему люди путают задержку речи с аутизмом?

Задержка речи характеризует расстройство аутистического спектра. Некоторые малыши с РАС, которые развивают речь с нормальной скоростью, часто сталкиваются с проблемами при использовании разговорной речи по мере взросления.

Признаки задержки речи и аутизма легко спутать. При задержке речи дети могут достигать возрастных речевых и языковых вех медленнее, чем другие дети их возраста.

Родители малышей с РАС сообщают о задержке речевого развития своих детей. да. Задержка речи является ранним признаком аутизма у маленьких детей, но это НЕ единственный признак.

Дети с РАС могут использовать разные вокальные модели, с трудом используют жесты и выражения для чтения. Эксперты отмечают, что некоторые дети также используют повторяющиеся звуки и слова для самостимуляции.

Симптомы задержки речи у аутистов

Давайте рассмотрим случаи Чарли и Джейми.

Чарли сейчас 2 года. Он вообще не разговаривает. Пока он тихий ребенок, он хватает мать за пальцы, дергает папу за рукав и обнимает ее лицо, когда хочет внимания. Он общается со своими родителями и общается с другими детьми своего возраста во время игр. Он не любит дремать, потому что родители оставляют его одного в комнате.

Хайме, напротив, говорит несколько слов. Что интересно, он не использует эти слова для общения. Он повторяет эти несколько слов и не может использовать или понимать жесты.Он не указывает на то, что хочет или в чем нуждается. Хайме не общается с другими детьми своего возраста. Однако он вполне доволен, когда родители оставляют его в покое. Его родителям трудно удерживать его внимание дольше, чем на несколько секунд.

Если вы думаете, что ваш ребенок больше похож на Джейме, чем на Чарли, возможно, стоит подумать о том, чтобы проверить его на РАС.

Некоторые дети с РАС, которые находятся в верхней части функционального диапазона, могут быть более социальными по сравнению с детьми с тяжелыми формами РАС.

Почти все дети с аутизмом сталкиваются с проблемами социального общения. Однако с помощью расширенной логопедии и поведенческой терапии социальное общение для детей с аутизмом может стать несколько проще.

Аутизм против задержки речи

Дети довольно быстро узнают, что им нужно общаться, чтобы получить то, что они хотят. В случае нейротипичных детей они учатся смотреть в глаза, болтать, указывать и дергать за пальцы или рукава, чтобы сообщить о своих потребностях, задолго до того, как они научатся говорить.

Нейротипичные дети со временем изучают разговорный язык, потому что они получают положительные результаты от его использования. Хотя нейротипичные дети могут испытывать задержку речи, они демонстрируют следующее поведение —

  • Детей мотивируют улыбки, объятия и другие социальные реакции.
  • Дети от природы склонны имитировать действия взрослых вокруг них.
  • Дети чаще наблюдают за людьми, чем за неодушевленными предметами.
  • Нейротипичные дети предпочитают компанию людей.Они могут чувствовать себя одинокими и скучными, когда их оставляют наедине.
  • У ребенка с аутизмом проблемы с общением. Они действуют как препятствия в установлении значимого социального общения.
  • Ребенок с РАС может быть более мотивирован собственными интересами, чем социальным взаимодействием.
  • Они не могут имитировать действия других или редко делают это.
  • Дети с аутизмом могут проявлять больше интереса к вещам, чем к людям.
  • Они могут даже быть довольны, когда их оставляют в покое.

Любой ребенок может столкнуться с некоторой задержкой речевого развития в своей жизни. Однако у ребенка с аутизмом будут проявляться дополнительные признаки, такие как трудности в понимании невербального общения.

Проблемы со слухом могут вызывать симптомы, похожие на аутизм.

Иногда повторяющиеся инфекции уха и другие факторы могут вызвать потерю слуха у детей до того, как они научатся говорить. В таких случаях симптомы задержки речи могут имитировать ранние признаки расстройства аутистического спектра у детей ясельного возраста.Итак, в этом случае вы можете спутать задержку речи с аутизмом.

Если у вашего ребенка появляются признаки задержки речи, вам следует записаться на прием к ЛОР-врачу. Дети с нарушенным слухом часто компенсируют повышенное внимание к себе.

Дети с нарушениями слуха и без РАС обычно не имеют проблем с пониманием невербального общения и следованием социальным сигналам.

Проблемы со зрением могут выглядеть как первые признаки аутизма

Нейротипичные младенцы должны иметь возможность следить за взглядом своих родителей или смотреть туда, куда они указывают.

Единственное исключение — это когда у ребенка нарушено зрение или его зрение не развивается правильно. Хотя это может имитировать некоторые признаки аутизма у детей, посещение педиатра и простая проверка зрения могут развеять сомнения родителей.

О чем следует помнить родителям?

Нет двух детей с аутизмом с одинаковыми признаками и симптомами. Каждый ребенок уникален. Дети с аутизмом, как правило, развиваются медленнее, чем нейротипичные дети.Специальные педагоги и речевые патологи могут помочь детям с РАС раскрыть свой истинный потенциал.

Самое главное, что РАС не является психологическим расстройством. От аутизма нет лекарства. При правильной помощи и руководстве многие дети с РАС от легкой до умеренной могут справиться со своими симптомами и стать независимыми и функционирующими членами общества.

(PDF) Комбинированные методы логопедии для развития лексической стороны речи у старших дошкольников с двигательной алалией

Список литературы

1.Е.Е. Артемова, К вопросу об изучении алалии как дизонтогенеза речи

развития, Психология и образование, 18, 73-84 (2006)

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Коррекция общего недоразвития речи у

дошкольников ( формирование словарного запаса и грамматического строя), с. 160,

(СПб .: СОЮЗ, (1999)

3. Азова О. И., Анализ результатов изучения словарного запаса в речи детей

с моторной алалией, Актуальные проблемы психологического познания, 39, 101- 107 (2016)

4.Т. Филичева, Г. Чиркина, Устранение общего недоразвития речи у

дошкольников, с. 224 (М .: Ирис-пресс, 2008)

5. В.А. Ковшиков, Выразительная алалия, с.96 (Москва: «Институт общегуманитарных исследований

», 2001)

6. Мастюкова Е.М., Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии,

Дефектология, 6, 13-20. 2001)

7. Г.В. Жарова, Речевые и неречевые симптомы моторной алалии, Россия

оториноларингология, 33, 38-41 (2008)

8.В.А. Ковшиков, Выразительная алалия и методы преодоления, с. 304 (нем. СПб.

КАРО, 2006)

9. Н.Е. Теремкова, Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет с ОНР.

Альбом1, стр. 28 (М .: СИНЕРГИЯ, 2003)

10. Батышева Т.Т., Суворова С.А. Гиленкова, Особенности алалии,

диагностика, Реабилитация детей и подростков, 26, 45-49 (2016)

11. Н.Ю. Андреева, Дети с двигательной алалией — причины, исследование, коррекция.Текущие тенденции в образовании и науке

, Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции

, 3, 9-11 (2013)

12. А.М. Горчакова, Особенности нарушений актуализации слова у детей с

экспрессивной алалией, Сборник научных трудов SWorld, 19, 62-67 (2011)

13. К.С. Трофимова, А.А. Ковалева, Ноутбук как средство коррекции словарного запаса у

дошкольников с двигательной алалией, Фундаментальные и прикладные науки, 9, 49-52

(2018)

14.L.R. Давидович, Т. Резниченко, ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?

Коррекционно-педагогическая работа с не говорящими детьми, с. 112 (М .:

Издетельство ГНОМ и Д, (2001)

15. Нестерова Т.В., Федосова О.Ю., Возможности синквейна в работе по формированию

лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с двигательными функциями). алалия, Самара

научный вестник, 6, 86-88 (2014)

16. Л.Михайлова А., Использование театральной деятельности в развитии словарного запаса у

дошкольников с двигательной алалией, Теоретико-методические проблемы современного образования

, 30, 27-30 (2017)

17. Мустаева Е.Р., Индивидуализация содержание логопеда при моторной алалии,

с учетом неречевых нарушений, Сибирский педагогический журнал, 11, 320-330

(2009)

18. И.Ю. Кондратенко, Основные направления логопедической работы по формированию

эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего

дошкольного возраста, Дефектология, 3, 56-69 (2003)

Афазия — Лечение — NHS

Рекомендуемым лечением афазии обычно является логопедия.Иногда афазия проходит сама по себе без лечения.

Это лечение проводит логопед (SLT). Если вы попали в больницу, там должна быть бригада логопедов.

Когда вы выписываетесь из больницы, SLT должен быть доступен через бригаду реабилитации по месту жительства или, после инсульта, в бригаде при ранней выписке.

Если вы не были госпитализированы или не проходили SLT, пока находились там, вы можете попросить своего терапевта направить вас.

В некоторых районах вы можете напрямую обратиться в местное отделение речевой и языковой терапии.

Большинству людей с афазией требуется многочасовая речевая и языковая терапия, чтобы полностью восстановить свой потенциал.

Чем может помочь логопедия

Для людей с афазией речевая и языковая терапия направлена ​​на:

  • помочь восстановить как можно большую часть вашей речи и языка (уменьшить нарушения)
  • помочь вам общаться в меру ваших возможностей (повысить активность и участие)
  • найти альтернативные способы общения (использовать компенсирующие стратегии или вспомогательные средства)
  • предоставить пациентам и их родственникам информацию об афазии

Как будет проводиться терапия, будет зависеть от ваших обстоятельств.

Некоторым людям может быть рекомендован интенсивный курс речевой и языковой терапии. Это включает в себя несколько сеансов, проводимых за более короткий период времени.

Но логопедия может быть утомительной, а интенсивный курс лечения подойдет не всем.

Некоторым людям могут быть рекомендованы более короткие и менее интенсивные занятия.

Терапия может быть индивидуальной, групповой или с использованием таких технологий, как компьютерные программы или приложения.

У многих людей с афазией, вызванной инсультом, наиболее быстрые изменения происходят в первые недели и месяцы после инсульта.

Но улучшения можно будет увидеть много лет и даже спустя десятилетия.

Обследование перед терапией

Лечение, которое вы получите, будет зависеть от вашего общего состояния здоровья и ваших проблем с речью, языком или социальными навыками.

Оценка будет проведена до начала терапии, чтобы терапевт мог определить, с какими аспектами языка у вас возникают наибольшие трудности.

Терапевт поговорит с вами и вашей семьей, чтобы попытаться определить, связаны ли ваши проблемы с пониманием языка или у вас есть проблемы с самовыражением.

Затем оценка будет сосредоточена на областях, на которые должна быть направлена ​​терапия.

Другие проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на вашу способность общаться, например, проблемы со слухом или зрением, также будут приняты во внимание.

Речевые и языковые методы терапии

Конкретные используемые методы и цели лечения будут зависеть от обстоятельств каждого человека.

Если вам трудно понимать слова, ваш SLT может попросить вас выполнить такие задачи, как сопоставление слов с картинками или сортировка слов по их значению.

Цель этих заданий — улучшить вашу способность запоминать значения и связывать их с другими словами.

Если у вас есть трудности с самовыражением, ваш SLT может попросить вас попрактиковаться в назывании картинок или оценить, рифмуются ли определенные слова.

Они также могут попросить вас повторить слова, которые они говорят, с подсказкой, если это необходимо.

Если вы можете выполнять задачи с помощью отдельных слов, ваш терапевт будет работать над вашей способностью составлять предложения.

Некоторые методы могут включать работу с компьютером. Другие методы могут включать групповую терапию с другими людьми с афазией или работу с членами семьи.

Это позволит вам попрактиковаться в разговорных навыках или отрепетировать обычные ситуации, например, телефонный звонок.

Все большее количество компьютерных программ и приложений становится доступным, чтобы помочь людям с афазией улучшить свои языковые способности.Но важно начать использовать их под наблюдением ТА.

Альтернативные способы связи

Важная часть логопеда — это поиск различных способов общения.

Ваш терапевт поможет вам разработать альтернативы разговору, такие как использование жестов, письма, рисования или коммуникативных диаграмм.

Коммуникационные диаграммы — это большие сетки, содержащие буквы, слова или изображения.

Они позволяют людям с афазией общаться, указывая на слово или букву, чтобы указать, что они хотят сказать.

Некоторым людям могут быть полезны специально разработанные электронные устройства, такие как средства голосовой связи (VOCA). VOCA используют сгенерированный компьютером голос для воспроизведения сообщений вслух.

Это может помочь, если вам трудно говорить, но вы умеете писать или печатать.

Есть также приложения для смартфонов и компьютерных планшетов, которые могут это делать.

Если устройство связи считается полезным, финансирование покупки отдельного устройства можно обсудить с SLT.

Общение с человеком, больным афазией

Если вы живете с человеком, страдающим афазией, или ухаживаете за ним, вы можете не знать, как лучше с ним общаться.

Следующий совет может оказаться полезным:

  • После разговора дайте человеку достаточно времени, чтобы ответить. Если человек с афазией чувствует, что его торопят или заставляют говорить, он может начать беспокоиться, что может повлиять на его способность к общению.
  • Используйте короткие несложные предложения и не меняйте тему разговора слишком быстро.
  • Не задавайте открытых вопросов. Закрытые вопросы, на которые есть ответ «да» или «нет», могут быть лучше.
  • Не заканчивать предложения людей и не исправлять ошибки на их языке. Это может вызвать негодование и разочарование у человека с афазией.
  • Сведите к минимуму отвлекающие факторы, например фоновый шум радио или телевизора.
  • Используйте бумагу и ручку, чтобы записать ключевые слова, или нарисуйте диаграммы или изображения, чтобы усилить ваше сообщение и поддержать их понимание.
  • Если вы не понимаете того, что пытается сказать человек с афазией, не притворяйтесь, что понимаете. Человек может счесть это покровительственным и обидным.
  • Используйте визуальные ссылки, такие как указание, жесты и объекты, чтобы поддержать их понимание.
  • Если им трудно найти нужное слово, подскажите им — попросите описать слово, придумайте похожее слово, попытайтесь представить его, подумайте о звуке, с которого начинается слово, попробуйте написать слово, используйте жестами или указанием на объект.

Текущие исследования

В настоящее время проводятся исследования, чтобы выяснить, могут ли другие методы лечения помочь людям с афазией.

К ним относятся:

  • поведенческая терапия или практика — например, приложения, помогающие людям в большом количестве повторять определенные языковые задачи
  • методы электрической стимуляции мозга — например, транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS), где небольшой электрический ток проходит через кожу головы в мозг, чтобы помочь повысить производительность при выполнении языковых задач. тело)

Хотя некоторые исследования показали, что эти методы лечения могут принести пользу некоторым людям с афазией, необходимы дальнейшие исследования.

Советы опекунам

Помощь в уходе за любимым человеком, родственником или другом, страдающим афазией, может быть сложной и сложной задачей, особенно в течение первых нескольких месяцев после появления симптомов.

Люди с афазией часто имеют сложные потребности, и их состояние может сделать их склонными к перепадам настроения и сложному поведению.

Если вы ухаживаете за больным афазией, вам может быть полезно руководство по социальной помощи и поддержке.

На этой странице руководства по деменции, посвященной общению с человеком, страдающим деменцией, есть некоторая информация и советы, которые могут помочь при общении с человеком, страдающим афазией.

The Stroke Association предоставляет помощь и поддержку людям, страдающим афазией.

Aphasia Alliance — это группа организаций, которые поддерживают людей с афазией и их семьи.

Последняя проверка страницы: 23 марта 2021 г.
Срок следующей проверки: 23 марта 2024 г.

Reacenter

АЛАЛИЯ, ЛЕЧЕНИЕ И ПРИЗНАКИ АЛАЛИИ. ДАТЧИК И МОТОР ALALIA

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичным неповрежденным интеллектом; Причиной алалии чаще всего бывает поражение речевых областей полушарий головного мозга при родах, а также заболевания нервной системы или травмы головы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни.Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетающих отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченным словарным запасом, аграматизмом, трудностями в обучении чтению и письму в будущем.

Алалия — полное отсутствие или достаточно выраженный дефицит речи (речи или ее восприятия), не вызванный дефектами интеллекта и слуха

Формы Алалии: моторные и сенсорные

Мотор Alalia (а.Motoria; Лат. Motor) — недоразвитие выразительной речи, выражающееся в затруднении усвоения активной лексики и грамматической структуры языка при достаточно здравом понимании речи. Алалия моторная основана на расстройстве или недоразвитии аналитической и синтетической активности речевого моторного анализатора, выражающемся, в частности, в замене тонких и сложных артикуляционных дифференциаций более грубыми и простыми;

Причиной моторной алалии является поражение коркового конца речевого моторного анализатора (центра Брока) и его проводящих путей или снижение функциональной активности этого центра.

Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении выразительной речи при достаточно хорошем понимании перевернутой речи, позднем формировании фразовая речь (после 4 лет) и бедность предречевых стадий (часто отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (несоответствие слов по роду, падежу и числу, неправильное употребление предлогов, отсутствие глагольных форм в речи, перестановка слогов и звуков внутри слова и т. Д.). Налицо выраженная бедность словарного запаса.

Двигательная алалия является основой нарушений школьных навыков, таких как дислексия и дисграфия, а также нарушений пространственного гнозиса и двигательных нарушений в виде апраксии; он сочетается с местной и диффузной неврологической симптоматикой и повреждением структур доминирующего полушария, что определяет возможность выразительной речи. В психическом состоянии детей с таким расстройством нередки проявления различной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательного растормаживания, нарушений внимания и работоспособности в сочетании с нарушением интеллектуального развития .

Сенсорная алалия (a. Sensoria; лат. Sensus — ощущение, ощущение) — недоразвитие внушительной речи, когда есть разрыв между значением и звуковой оболочкой слов, понимание ребенком чужой речи нарушается, несмотря на хороший слух и хорошую способность развивать активную речь. Причина сенсорной алалии — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

Сенсорная алалия возникает при повреждении височной области левого полушария (центр Вернике) и ассоциируется с нарушением акустико-гностической стороны речи при сохранении слуха.Он проявляется в непонимании речи и грубом нарушении ее фонетической стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей соотношение предмета и слова затруднено и задерживается в развитии: они не понимают чужую речь, поэтому выразительная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают похожие по произношению звуки, не слушают чужую речь, могут не отвечать на звонок, но при этом реагировать на абстрактные шумы, отмечается эхолалия; слуховое внимание резко нарушено, хотя тембр речи и интонация не изменены.В психическом состоянии наблюдаются признаки органического поражения мозга — часто в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легкой частичной задержки развития до олигофрении).

В то же время это деление условно, так как на практике встречаются сочетания как Motor Alalia, так и Sensorial Alalia.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *