Что такое кризис?
С точки зрения психического здоровья к кризису не обязательно приводит травмирующая ситуация или событие, а скорее реакция человека на произошедшее. Один человек может быть глубоко задет событием, в то время как другой меньше подвержен или вообще не ощущает плохих последствий. Китайский иероглиф слова кризис идеально изображает его составляющие. Слово кризис в китайском формируется из символов опасность и возможность.
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но также он дает возможность и для психологического развития, и для спада.
Разные определения Кризиса
Как различные специалисты характеризуют кризис? Существует несколько разных подходов и определений. Многие в большей степени сосредотачиваются на том, как человек реагирует на событие, чем на самом событии.
«Люди оказываются в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к их важной жизненной цели, – и это препятствие в течение некоторого времени не преодолевается при помощи обычных способов решения проблем» (Каплан, 1961).
«…расстройство душевного равновесия из-за неудачи привычного подхода к решению проблем, что приводит к дезорганизации, безысходности, грусти, смятению и панике» (Лиллибридж и Клаккен, 1978).
«… кризис – это восприятие или переживание события или ситуации как непреодолимой трудности, на данный момент превосходящей силы человека и методы преодоления» (Джеймс и Гиллиланд, 2001).
Типы психологического кризиса
Мы часто думаем о жизненном кризисе кризисе, как о внезапном неожиданном несчастье, таком как автомобильная авария, природная катастрофа или другое разрушительное происшествие. Однако кризисы могут значительно различаться по типу и степени серьезности.
В число различных типов кризисов входят:
Кризис развития – проявляется как этап процесса взросления и развития в разных периодах жизни.
Иногда кризис – это предсказуемая часть жизненного цикла, например, как кризисы, описанные в «Стадиях психосоциального развития» Эриксона.
Ситуативные кризисы
Экзистенциальные кризисы – это внутренние конфликты, связанные с жизненной целью, направлением и духовностью. Одним из примеров кризиса, вызванного экзистенциальными переживаниями, является кризис среднего возраста.
Иногда кризис может быть достаточно очевиден, как в случаях, когда человек теряет работу, разводится или попадает в аварию. В других случаях кризис может быть менее явным, но всё равно приводить к заметным изменениям в поведении и настроении. Американская психологическая ассоциация считает, что к распространенным признакам кризиса психического здоровья относятся изменения в привычках сна, внезапные перемены настроения, отказ от обычных видов деятельности, повышенный интерес к школе или работе, пренебрежение личной гигиеной и скачки веса.
Помощь в преодолении психологического кризиса
Цель кризисных консультантов – справиться с текущим состоянием человека, находящегося в кризисе. Хроническая подверженность стрессу или травма могут привести к психическому расстройству, поэтому особенно важно, что кризисные консультанты имеют соответствующую подготовку и знания, чтобы помочь клиентам преодолеть стресс-фактор и травму, чтобы легче перенести жизненный кризис. Кризисное консультирование не предполагает психотерапию, это краткосрочное вмешательство с целью помочь клиенту получить поддержку, обрести силы и вернуться в стабильное состояние.
Кендра Черри, магистр наук в области образования, бакалавр психологических наук, специалист психологической реабилитации, преподаватель, автор книг и статей по психологии
Психологические кризисы | Медицинский центр Помощь
Психологические кризисы на пути развития личности
Жизнь человека полна различных событий. Все они непременно влияют на формирование его личности. Каждое пережитое впечатление и эмоция, каждое испытание и вид деятельности делают человека именно таким, каким он есть.
Часто человек может испытывать серьезные затруднения на пути преодоления кризиса. Психологи – это те профессионалы, которые помогут раскрыть внутренний потенциал и извлечь из каждого этапа жизни ценный опыт, позволяющий самосовершенствоваться.
Психологические кризисы как этапы развития личности
Как бы не звучало неприятно словосочетание «психологический кризис», этот феномен имеет очень важное значение в жизни человека. Именно под их влиянием происходит развитие личности, меняются ее определенные черты и убеждения. На каждом жизненном этапе человека поджидает психологический кризис, который имеет общие черты у всех, но переживается каждым абсолютно по-разному.
Можно выделить такие основные психологические кризисы личности, оказывающих наиболее серьезное влияние:
1. Кризис «укрепления корней» – от 3 до 7 лет. В процессе активного познания мира ребенок получает ценный опыт: доброжелателен ли или враждебен окружающий мир. На основании этого опыта формируется его отношение к окружающей действительности, самооценка, познавательная активность.
3. Кризис самоидентификации – 18 до 22 лет. Под влиянием постоянно возникающих перед собой вопросов («Чем я хочу заниматься в жизни?», «Правильным ли будет мой выбор?», «Смогу ли я достичь успеха?») личность оценивает свою роль и предназначение.
4. Кризис 30 лет. У личности могут возникать стремления что-то изменить в своей жизни. Потенциала и активности для этого в таком возрасте еще достаточно.
5. Кризис середины жизни. Это период анализа и оценки своей жизни, себя, своих достижений. Человек осознает, что приближается старость, тело претерпевает физиологические изменения, и это может вызывать естественный страх того, что можно не успеть совершить все задуманное.
6. Кризис старения и смерти.
Далеко не всегда человек может пройти каждый из кризисов с положительным результатом для его личности. «Застревание» на каждом из них приносит немало нежелательных последствий. Профессиональный психолог, работающий с такой проблематикой, знает, как помочь таким людям преодолеть кризисы личностного развития. Для этого используются разные методы и техники.
Психология жизненного кризиса
Периоды стабильности сменяются периодами жизненных кризисов, больших и малых. Жизненные кризисы неизбежны и даже необходимы для любого человека. Искусство выхода из них — необходимый инструмент для управления собственной судьбой. «Кризисы — это не временное состояние, а путь внутренней жизни». Кризис — это шанс измениться, открыть новые возможности и способности.
Кризис — это не только пик страданий (болезни), но и начало избавления от них (выздоровления). Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание, как ступень, поднявшись на которую, можно увидеть новые горизонты, перспективы жизни. Выйти из кризиса — это значит, подняться выше уже осмысленных собственных возможностей. Восточные мастера прошлого говорили: «чем больше сомнения, тем больше пробуждения; чем меньше сомнения, тем меньше пробуждения; нет сомнения — нет пробуждения».
Начинаются мучительные поиски новых жизненных ориентиров. В такие периоды у здоровых людей можно найти все симптомы душевного расстройства: депрессия, тревога, страх (страх потери контроля и страх смерти), бессонница, хроническая усталость, чувство одиночества, утрата смысла жизни, проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений.
Бояться кризисов не стоит, так как они указывают нам, что пришло время изменений, без которых невозможна полноценная жизнь. Жизненный кризис – это момент крушения иллюзий, соприкосновения с реальностью один на один. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни. Кризисное состояние лишает человека некоторых элементов внешней опоры и при этом выясняется, что останется от человека, а что сразу разрушится, как только убрать внешнюю поддержку. Не нужно бояться кризиса еще и потому, что это показатель нормального развития. Выход из кризиса – это скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа «Я», его обновление, возрождение и замещение новым, более действенным.
Кризисное состояние — это соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования. «В каждой проблеме скрыт бесценный дар для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе необходимы.» (Ричард Бах). Важная задача при попытках выйти из кризиса — приведение к той ситуации, в которой симптомам кризиса нет необходимости проявляться, но вовсе не к той, в которой симптомам не дают проявляться. Не надо отвлекать человека от тех негативных переживаний, которые несет с собой любой кризис. Это бесполезно и воспринимается как непонимание. Лучшее, что могут сделать в такие периоды близкие – просто быть рядом и дать человеку поговорить о том, что для него важно в данный момент.
В период кризиса роль логического ума значительно ослабевает и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Эти переживания могут вызывать у человека неоднозначную реакцию. С одной стороны, возникает чувство полной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, с другой — расширение сферы осознания и более глубокое понимание себя и окружающего мира.
Когда развитие кризиса подводит человека к соприкосновению с «вечными» вопросами, например, полному осознанию его смертности, он начинает испытывать сопротивление. «Чем меньше мы уверены в себе, чем меньше мы соприкасаемся сами с собой и миром, тем больше мы хотим контролировать.» (Фредерик Пёрлз). Осознание своей смертности может истощить человека, не готового столкнуться с подобным аспектом реальности, но может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности. Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит о достаточной глубине кризисного процесса и о высоком перерождающем потенциале этих состояний. Одной из форм переживания символической смерти является характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло его жизнь, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей. Такие переживания сопровождаются глубокой тоской.
В процессе выхода из жизненного кризиса формируется новая, более универсальная система ценностей. Еще Л. Н. Толстой подчеркивал, что выход человека из кризиса всегда связан с обретением другого места в жизни, новых духовных ценностей. Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Преодоление кризиса обязательно связано с переоценкой сторон жизни, переосмыслением ее, видением нового пути, своего места в ней. Подобный выход из кризиса равносилен «перерождению» личности, ибо изменение даже лишь одной стороны отношений с собой ведет к беспрецедентной перестройке отношений с другими и с миром вообще.
Жизнь и кризис составляют друг с другом одно целое, кризисы появляются во всех сферах там, где есть жизнь. Опыт переживания кризиса может вести за собой преодоление опасности, переживание облегчения, и, на более глубоком уровне, очищение, удаление старых конфликтных вопросов и достижение, приобретение нового и более высокого уровня стабилизации. Кризис включает в себя разрыв с прошлым – болезненный и внушающий беспокойство процесс. И открытие новых форм экзистенции на уровне, который отличается от предыдущего. Что-то внутри человека остается нетронутым потерями, что-то непоколебимое, то, что экзистенциальная философия называет экзистенцией в подлинном смысле этого слова. Человеческое существо способно принять постоянные потери и все же расти, быть жизнеспособным и активным. Благодаря кризисам у индивида появляется возможность взглянуть на то, чем жизнь является на самом деле, стать мудрее. Можно сравнить это с возможностью, которая появляется у геолога во время извержения вулкана: все дрожит и кипит, однако геологу выпадает уникальный шанс увидеть, что же на самом деле находится там внутри. Только переживая кризис, индивид проходит путь от состояния природного создания до подлинного «я».
Для выхода из кризиса бывает достаточно изменения только лишь одного фрагмента сознания, которое ведет к лавинообразному изменению всего мировоззрения. Это будет переход на новый уровень самоосуществления человека, новый уровень существования, происходит нахождение себя, большее становление самим собой во время кризиса. Китайская пиктограмма слова «кризис» полно и точно отражает идею эволюционного кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает опасность, второй — возможность. Это своего рода коридор, проход по которому часто бывает трудным и пугающим, но состояния напряжения и страха заряжены потрясающе сильным эволюционным и целительным потенциалом. Если правильно понять эволюционный кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называется высшим сознанием. Выдающийся американский философ и психолог Ульям Джеймс писал по этому поводу следующее: «В реальной жизни мы еще далеки от тех, какими должны быть по замыслу Творца, и все еще находимся в каком-то полусонном состоянии. Огонь наших желаний чуть тлеет, осуществлению наших замыслов постоянно что-то мешает, а из дарованных нам духовных и физических возможностей мы используем в своей жизни лишь мизерную их часть».
В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными. То есть индивид становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более, чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости. Цель работы психолога в условиях эволюционного кризиса — привести личность к большей целостности, актуализировать ресурсы самого человека для выхода из кризисного состояния и самоисцеления, помочь найти себя, прояснить свою позицию, взять на себя ответственность за собственную жизнь.
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ — Психология
При переходе от одной возрастной стадии к другой, человек обязательно проходит через возрастной кризис. В этот период разрушается прежняя система отношений человека с окружающим миром и формируется новая, что сопровождается значительными психологическими трудностями, как для самого человека, так и для тех, кто его окружает.
Возрастные кризисы сопровождаются:
- депрессивными состояниями;
- выраженной неудовлетворенностью собой;
- трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера;
- резкими изменениями в поведении человека.
0 лет
С первым криком, когда у младенца раскрываются лёгкие, ему становится нелегко, у него наступает первый жизненный кризис. И до конца жизни, чтобы дышать свободно, нужно пройти череду других психологических кризисов. Их не стоит бояться, они помогают становиться мудрее и сильнее. Родился, и сразу за работу: добывай себе пищу, открывая рот, дыши и кричи громче. А в то тёплое и защищённое место, которое считал домом, обратной дороги нет. Так наступает самая большая перемена в жизни человека и первый кризис. Младенец ещё очень плохо видит и слышит, при этом самый большой его орган — кожа. Поэтому до шести недель очень важно, чтобы у матери и ребёнка был постоянный телесный контакт. От того, насколько нежно мама прикасается, зависит дальнейшее благополучие малыша.
«Нередко мать, устав от беременности и родов, не сразу включается в материнство. Если у неё послеродовая депрессия или зашкаливает усталость, близкие должны сменить её и позаботиться о ребёнке».
1 год
Ребёнок хочет больше, чем может. Он становится капризным: всё время недоволен, требует внимания, обижается. Он может попросить игрушку и тут же её отбросить. Он отказывается делать то, что ещё недавно доставляло ему очевидное удовольствие. Смысл его выступлений: заявить миру о своём «Я», потому что он осознал свою «отдельность» от взрослого. Мир влечёт малыша и пугает одновременно. ВА
«Важно, чтобы ему было, куда вернуться после своих исследований, в родительский тыл, готовый принять и помочь. Ограничьте запреты, разрешайте всё, что неопасно для здоровья и жизни. Увлекайте ребенка игрой. Если малыш капризничает, не ругайте, а пытайтесь отвлечь внимание. А если не получается, успокаивайте. Сохранить связь с родителями в такие моменты важнее, чем получить требуемое».
3 года
Кризис трёх лет по своим симптомам похож на кризис одного года, только проявляется ещё ярче. Ребёнок бунтует против порядков, которые заведены в доме, устраивает истерики в людных местах, жаждет самостоятельности, причём не столько физической, как два года назад, сколько личностной. Ещё одна характерная черта, обесценивание взрослых вплоть до того, что ребёнок может обозвать кого-то из родителей. Родителям не следует принимать близко к сердцу негативизм и резкость ребёнка, это просто неловко выраженная злость от беспомощности. Но нужно обратиться к специалисту, если родитель в ответ испытывает желание бить и обзывать ребёнка, а также, если к четырём годам интенсивность истерик не стихает.
«Поощряйте самостоятельность малыша, пусть он демонстрирует, что может справляться один. Хвалите, если у него что-то получается, а если не получается, хвалите за старание. Предлагайте что-то сделать самостоятельно. Если мама настаивает на своём режиме, то, вырастая, ребёнок теряет своё «хочу», вместо этого знает «надо», и в будущем у него могут возникнуть проблемы».
7 лет
Поступив в школу, ребёнок оставляет дома непосредственность. Прежде чем совершить поступок, он теперь думает о том, какое значение это будет для него иметь. Это может выражаться в том, что ребёнок вдруг начинает манерничать и паясничать. В то же время он может скрывать свои истинные эмоции, терпеть какую-то ситуацию и не показывать, что ему плохо. У школьника может появиться комплекс неполноценности или, напротив, ложное чувство превосходства над другими детьми. Надо иметь в виду, что ведущая деятельность с 3 до 7 лет – игровая, с 7 до 13 – познавательная.
«Поэтому мы рекомендуем сводить ребёнка к психологу, чтобы понять, совершил ли он этот переход от игр к познанию, готов ли он к школе».
11-15 лет
В этот период происходит мощная гормональная перестройка: в ребёнке просыпается мужчина или женщина. Сейчас половое созревание происходит раньше: в 9 лет начинается предпубертат, а в 11 уже кризис. «Я уже не ребёнок!» — кричит ребёнок. Основная задача его, обесценить ценности родителей и на их руинах выстроить свои. Авторитет взрослых в этом возрасте стремительно тает. Ребёнок может Вам ещё подчиняться внешне, но втайне он думает, что Вы старый и ничего не понимаете. В глазах подростка родители мастодонты, столько не живут. Объективно говоря, мир так быстро меняется, что родители и правда могут мало понимать в том, что интересно подросткам. Стоит родителю признать это, не быть вторым подростком и обижаться. Знакомьтесь с новым человеком. В этом возрасте особенно важно стать ребёнку другом. Он то и дело испытывает сомнения в себе, в своей привлекательности. Важно поддерживать его и формировать здоровую самооценку. Хуже пубертата — его отсутствие. Если ребёнок не «попрощался» с родителями, он остаётся зависимым от них, и иногда, на всю жизнь.
«Современные дети рискуют упустить свой важный кризис. Дети перестали гулять на улице, вместо этого они проводят время в виртуальном пространстве. Получается, что с отцом и матерью связи ослабленные, общения очень мало. И подросток переживает «стёртый» пубертат. Впоследствии он нередко так и остаётся подростком из виртуальной реальности — инфантильным и несамостоятельным».
17 лет
Школа закончена, и всё по-новому. Родители не имеют такого безусловного права, как раньше, ругать за «секс, драгз и рок-н-ролл», и хочется попробовать всё и сразу. Ответственность тоже новая, другие требования к учёбе, первая подработка. Приходят размышления о смысле жизни и своём месте в ней.
«Нужно давать подросткам увидеть последствия своих поступков. Обычно для родителей это очень тревожно, ожидания катастрофические, они рисуют в воображении чудовищные картины: что их ребёнок стал бомжом или проституткой. Но, если усилите давление и контроль, это не подействует. Вера в то, что ребёнок справится и что он не хочет себе смерти, поможет преодолеть тревогу».
30 лет
Когда Вам 20, Вы думаете, что 30 — это чуть ли не старость, до наступления которой нужно достичь всевозможных вершин. И вот происходит первая оценка достижений, и с ней, разумеется, связаны разочарования и вопросы: «А туда ли я иду?» И вот приходит неудовлетворённость профессией, семьёй или её отсутствием. Разочарование порой трудно пережить, и это может выражаться в желании показать себя с лучших сторон в виртуальной жизни, создавать образ «100% успех».
«Попробуйте приближаться к тридцатилетнему рубежу с радостью, готовьтесь к нему как к важному событию, словно это Новый год и завтра первый день новой жизни. Решите, как Вы теперь будете в ней жить. Например, вспомните занятия, которые приносили Вам удовольствие десять лет назад, и верните увлечения в свою жизнь: танцуйте, рисуйте, занимайтесь спортом. И перестаньте сравнивать себя с другими. Поверьте в свой путь».
40 лет
Зачем живёшь, что оставишь после себя, что хотел, но не успел, эти вопросы мучают сорокалетних. Очевидно, годы активного созидания остались позади. Особенно остро протекает кризис у тех, у кого смысл жизни в достижениях. Обнаруживается, что дом построен, дерево посажено, ребёнок почти вырос. И что теперь делать? Жизнь становится пустой. Симптомы на физиологическом уровне: депрессии, панические атаки, тревожность, гипертония и т.д. Среди 40-летних больше всего разводов. Смена семьи, профессии, образа жизни в этот период, это способ запрыгнуть в последний вагон поезда, который идёт в другом направлении. Чаще всего в собственных неудачах люди винят своих партнёров: «Если бы он не был таким… Если бы она меня понимала… всё бы было иначе». Вот за этим «иначе» и заводят новых партнёров. Мужчины нередко находят более молодых любовниц.
60-70 лет
Маркер этого кризиса выход на пенсию. Человек ещё на многое способен, но слышит: «Спасибо за всё, заслуженно отдыхайте!». Вместе с тем ухудшается здоровье и приходит осознание, что смерть не так уж далеко. В результате — уныние, ощущение никчёмности, страхи, мнительность.
Если пожилой человек чувствует себя нужным и полезным в семье, перестройка пройдёт мягко. Родные помогают выработать позитивное отношение к старости: наконец-то пришло время жить для себя. Можно читать книги, гулять, заниматься тем, на что никогда не хватало времени и наконец, радовать себя мыслью, что все кризисы миновали и впереди ещё много лет спокойной жизни.
Продолжительность одной индивидуальной консультации составляет: 1 ч.30мин.
Запись по тел. 8 (4112) 35-10-46
Как возрастные кризисы сказываются на учёбе школьника
Что такое возрастной кризис
Психика человека постепенно меняется. В одни периоды развитие плавное, а в другие — резкое.
Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.
Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.
Кризисные периоды обычно длятся несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться на несколько лет.
По мнению советского психолога Даниила Эльконина, кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития детей. «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома».
Давайте поговорим о том, как помочь ребёнку перестроиться в нужный момент и нивелировать возрастные коллапсы.
Кризис 7 лет
В семь тело человека начинает меняться. Подросший малыш это замечает и порой не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен.
Ранее любимые игрушки выбрасываются, появляется интерес ко всему новому. Рождается ревность к уединённым разговорам родителей и подозрение, что самая важная информация от маленьких скрывается.
Семилетний ребёнок теряет непосредственность.
Зато замечает свои чувства, учится самоконтролю и старается правильно выражать мысли. Со стороны, это выглядит как кривляние. С другой, не стоит иронизировать над ребёнком, стремящегося копировать взрослых.
В повседневность семилетки входит учебная деятельность, где важную роль играет педагог. Это новый значимый взрослый в жизни ребёнка. Отношения между младшим школьником и преподавателем должны строиться на взаимном уважении.
В семь лет дети по-прежнему много времени уделяют игре. Но игры приобретают иной смысл, в них развивается сотрудничество, а чуть позже появляются социальные мотивы.
<<Форма демодоступа>>
Советы родителям
Семилетний ребёнок ещё только учится подчинять свои желания правилам, и это самое время, чтобы развивать в нём дисциплину и трудолюбие.
Позвольте ему делать что-то самостоятельно, давайте важные поручения. Например, семилетке вполне можно доверить пожарить яичницу или погладить рубашку, разумеется, объяснив технику безопасности. Можно отправлять ребёнка в магазин: сначала с определённой суммой и за одним товаром, а когда освоит азы математики — со списком покупок.
Постепенно ребёнок научится выстраивать план действий и размышлять над ними. У него сформируется иерархия мотивов и появится самооценка.
Что касается учёбы, процесс должен строится так, чтобы у ребёнка был внутренний мотив к освоению предмета. Сформировать познавательную мотивацию проще всего в игре. Чем оригинальнее подача материала, тем выше интерес.
Подавите в себе голос родителя-перфекциониста. Первоклассник должен делать уроки сам, даже если получается неидеально. Это поможет ему перейти на новую ведущую деятельность, а вам сбережёт нервы в будущем.
Кризис 13 лет
В подростковом возрасте происходит выход на новый уровень мышления. Балом правит логика! Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые сравниваются с собственными ощущениями.
У ребёнка появляется интерес к философским вопросам (добро — зло, жизнь — смерть), становится более понятной абстракция. Подросток ощущает потребность в признании социума, важную роль играет общение со сверстниками. Он стремится найти своё место в коллективе и обзаводится собственными моральными принципами.
Негативные проявления подросткового кризиса: стремление к одиночеству, недовольство, агрессия. Инструкция по общению с подростками в переходный период →
Советы родителям
Помните о двух моментах.
- В этом возрасте условием для мотивации познавательной деятельности является возможность проявлять умственную самостоятельность и инициативность. Не запрещайте подростку устраивать научные эксперименты, интересуйтесь его исследованиями и обязательно хвалите даже за мелкие успехи.
- Подростку необходим опыт реальной общественно полезной деятельности и признание другими людьми. Отправляйте его в образовательные лагеря, записывайте в кружки и секции.
Кризис 17 лет
Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.
Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.
Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.
Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.
<<Форма бесплатного курса>>
Советы родителям
Примите тот факт, что ваш малыш уже совсем не малыш. Человек вступает во взрослую жизнь. Дайте ему возможность самоопределения, как профессионального, так и личностного.
Молодых людей мотивирует то, что приносит им пользу. Бессмысленно заставлять семнадцатилетнего человека учить то, что идёт вразрез с его планами на жизнь. Важна предельная индивидуализация образовательного маршрута.
Родители должны быть для старшеклассников соратниками. Уважайте линию поведения и выбор своего взрослого ребёнка. Так вы сможете выстроить доверительные отношения.
<<Форма с консультацией>>
Кризис это в психологии
Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители информационно-образовательного сайта!
Наша команда рада приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает понятие «кризис в психологии»? Каковы его основные характеристики и особенности?
Стоит отметить, что предмет психология очень обширный и многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала фундаментное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».
ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей. Так, после того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.
Для начала давайте определимся, что же вообще принято считать за понятие «КРИЗИС»? Кризис в психологии определяется как наиболее тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Можно отметить, что в окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край (состояние) называется кризисом. Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют всего три типа кризиса, которые имеют разные причины:
- Кризисы развития
- Травматические кризисы
- Кризисы утраты.
А что же мы принимаем за стресс? Как и где он возникает? Стоит отметить, что под стрессом мы понимаем неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Эти условия могут быть внутренними — болезнь, усталость, или внешними — резкое изменение происходящего вокруг человека.
Таким образом мы можем сделать следующий вывод, который заключается в том, что у человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях. На этом занятие подошел к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем удачи и успехов в учебе!
Кризис (психологический) — это… Что такое Кризис (психологический)?
- Кризис (психологический)
Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Кризис «ножниц цен» (1923)
- Кризис (политический)
Смотреть что такое «Кризис (психологический)» в других словарях:
Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора
Кризис (значения) — В Викисловаре есть статья «кризис (значения)» Кризис перелом, переворот, пора пер … Википедия
Психологический кризис — Психологический кризис состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это… … Википедия
кризис — Состояние, вызванное столкновением личности с препятствиями на пути удовлетворения важных жизненных целей (фрустрацией основных ценностных установок), в случае, когда подобные препятствия не могут быть преодолены обычными способами разрешения… … Большая психологическая энциклопедия
Кризис среднего возраста (значения) — Кризис среднего возраста: Кризис среднего возраста психологический кризис 30 40 летнего возраста Кризис среднего возраста фильм режиссёра Игоря (Гарика) Сукачёва Кризис среднего возраста (альбом) альбом 1998 года Гарика Сукачёва, саундтрек… … Википедия
Психологический кризис — Нарушение аффективно когнитивного равновесия психической деятельности, создаваемой внешними обстоятельствами. Характеризуется её дезорганизацией, уровень которой пропорционален степени нарушения адаптационных возможностей человека. Вызывает… … Большая психологическая энциклопедия
КРИЗИС — КРИЗИС (в науке) ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологиче ские основания парадигмы научного исследования. В ситуации кризиса разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных,… … Философская энциклопедия
кризис \(в науке\) — КРИЗИС (В НАУКЕ) ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологические основания парадигмы научного исследования; разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных, стандарты оценок,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40 45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того,… … Психология человека: словарь терминов
Кризис — У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия
Книги
- Расколдованный круг: девять законов управления реальностью. Психологический роман-инициация, Ключников С.Ю.. Кризис. Как жить в этой новой реальности, где старые подходы перестают работать? Именно жить, а не выживать, реализуя себя на полную катушку? Как не впасть в ступор, панику, депрессию и… Подробнее Купить за 256 руб
- Расколдованный круг. Книга 2: Прыжок через кризис. Психологический роман-инициация, Ключников Сергей Юрьевич. `Чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать. Чтобы двигаться вперед, надо бежать вдвое быстрее`, — советует книга `Алиса в стране чудес`. Но в ситуации глобального кризиса нужно мчаться… Подробнее Купить за 247 грн (только Украина)
- Расколдованный круг. Книга 3: Выход из матрицы. Психологический роман-инициация, Ключников С.. «Кризис наступил и продлится долго», — говорят сегодня политики, экономисты и журналисты. Всем нам придется привыкать к новой жизни в этой суровой реальности. Прежние способы решения проблем… Подробнее Купить за 241 руб
Психология переживает кризис репликации. Ускоритель психологической науки пытается это исправить.
Великое американское солнечное затмение 2017 года вызвало у Криса Чартье немного зависти.
Шартье, как и многие американцы, был потрясен тем, что вся страна собралась вместе, чтобы прославить силу природы. Шартье — психолог, и он тоже начал задумываться о том, насколько точным был прогноз затмения. Астрономы с точностью до секунды знали, когда луна пересечет путь солнца; где именно приземлится его тень; и на сколько секунд солнце будет закрыто для тех, кто находится на земле.
ОбластьШартье — социальная психология — просто не обладает такой точностью. «Вещи действительно беспорядочные», — говорит Шартье, доцент Университета Эшленда в Огайо. Психология «далека от того, чтобы быть на уровне точности астрономов или физиков».
В психологии все более чем запутано — эта область переживает очень публичный и болезненный кризис доверия ко многим своим открытиям. Поэтому он начал задаваться вопросом: как может психология однажды поразить мир своей собственной точной наукой?
Его идея была смелой: психологи всего мира работают вместе, чтобы неуклонно продвигать науку вперед.Но это быстро стало реальностью: в 2017 году родился The Psychological Science Accelerator.
В этом году группа опубликовала свою первую крупную статью о поспешных суждениях, которые люди делают о лицах других, и у нее есть несколько других интересных крупномасштабных проектов в работе. Его ранний успех предполагает, что ускоритель может стать моделью для будущего психологии — если участвующие ученые смогут его выдержать.
Ускоритель психологической науки, объяснение
Последние 10 лет психология боролась с так называемым «кризисом репликации». ”
Вкратце: Около десяти лет назад многие ученые осознали, что их стандартные методы исследования дают им ложные, ненадежные результаты.
Когда многие известные и учебные психологические исследования были повторно проверены более строгими методами, многие из них потерпели неудачу. Другие результаты просто выглядели менее впечатляющими при повторном осмотре. Возможно, около 50 процентов опубликованной психологической литературы не пройдут повторную проверку, но никто точно не знает, насколько нестабильны основы психологической науки.Осознание этого вызвало болезненный период самоанализа и пересмотра.
Чтобы узнать больше об истоках кризиса репликации, посмотрите серию Unexplainable на этой неделе.
ИдеяШартье для ускорителя была вдохновлена глобальными масштабными проектами в области физики, такими как Большой адронный коллайдер ЦЕРНа или обсерватория гравитационных волн LIGO. Акселератор — это глобальная сеть психологов, которые работают вместе над ответами на некоторые из самых сложных вопросов в этой области с методологической строгостью.
Существует старая модель проведения психологических исследований: они проводятся в небольших лабораториях под руководством одного именитого профессора и исследуют мозги студентов американских колледжей. Стимулы, встроенные в эту модель, способствовали публикации как можно большего количества статей с положительными результатами (тех, которые показывают статистически значимые результаты, но не тех, в которых были найдены бупки), а не тщательному расследованию. Эта старая модель породила массу научной литературы — но многие из них потерпели неудачу при ближайшем рассмотрении.
В рамках этой структуры у исследователей, возможно, было слишком много свободы: свобода сообщать о положительных результатах, но хранить отрицательные результаты в ящике для документов; прекратить проведение эксперимента, как только будут получены желаемые результаты; сделать 100 прогнозов, но сообщать только о тех, которые оправдались. Эта свобода привела исследователей — часто непреднамеренно и без злого умысла (многие методы заключались в том, чтобы наилучшим образом использовать скудные ресурсы) — к ненадежным результатам.
«Учитывая, что подавляющее большинство исследований и психологических исследований проводится в индивидуальной лабораторной модели, нам нужны другие модели, чтобы иметь возможность разнообразить процесс и посмотреть, как это влияет на качество производимой работы», — говорит Симин Вазир, психолог по личностным качествам Мельбурнский университет, который не участвует в ускорителе, говорит.
Шартье мечтал о распределенной сети лабораторий с исследователями в аванпостах по всему миру, которые могли бы работать вместе, демократически, над выбором тем для изучения и привлечением действительно глобального, разнообразного пула участников для использования в экспериментах. Они предварительно регистрировали свои планы исследований, то есть обещали придерживаться определенного рецепта при проведении и анализе эксперимента, который предотвращает выбор вишенки и p-hacking (различные методы получения данных для получения ложноположительных результатов), которые свирепствовала до того, как кризис репликации стал очевидным.
Они сделают все прозрачным и доступным, а также будут способствовать развитию культуры подотчетности для выполнения скрупулезной и значимой работы. Результатом будет глубокое изучение человеческой психологии в глобальном масштабе и понимание того, как человеческая психология меняется во всем мире, а в каких — нет.
Как только эта идея кристаллизовалась в его голове, Шартье подошел к своему компьютеру и написал в своем блоге манифест, озаглавленный «Создание ЦЕРН для психологической науки».
Затем он разместил статью в Твиттере, и начали поступать электронные письма.Исследователи со всего мира хотели зарегистрироваться.
Исследователи, такие как Ханна Мошонц, психолог из Висконсинского университета в Мэдисоне, увидели сообщение и сразу же захотели внести свой вклад. «Я просто ухватился за этот шанс», — говорит Мошонц. «Просто казалось, что это передовой край, это то, что мы должны делать».
Сегодня Psychological Science Accelerator состоит из более 500 лабораторий, представляющих более 1000 исследователей в 70 странах мира.
Все они стремятся оставаться прозрачными, строгими и принимать решения о том, что изучать. «Я думаю, что у них гораздо больше ответственности, встроенной в процесс», — говорит Вазир.
Хотя подотчетность иногда может привести к трениям.
Первой задачей ускорителя была проверка влиятельной теории о том, как мы судим о лицах по всему миру.
В январе этого года программа Psychological Science Accelerator опубликовала свои первые важные выводы в журнале Nature Human Behavior .Исследование подвергло влиятельную теорию о том, как мы быстро судим о лицах людей, подверглась огромной международной проверке.
Теория называется моделью валентного доминирования, и она предполагает, что мы оцениваем лица людей по двум широким параметрам: насколько доминирующим выглядит их лицо и насколько в целом они кажутся отрицательными или положительными. Большая часть исследований этой модели проводилась в США или Европе. Итак, ускоритель просто хотел знать: объясняет ли эта модель, как люди во всем мире судят по лицам других?
В заключительном документе приняли участие более 11 000 участников (огромное количество для психологического исследования) из 41 страны. И в статье перечислен 241 соавтор.
Результаты? Вообще говоря, эта влиятельная модель тиражируется по всему миру. Но ускоритель также включил новый тип анализа данных, который выявляет небольшие трещины. Этот анализ показывает, что вне западного контекста «может возникнуть третье измерение», — говорит Шартье, предлагая интересный способ, которым люди во всем мире могут различаться в том, как они воспринимают лица. «В других регионах мира люди, похоже, не очень хорошо понимают, кто выглядит доминирующим», — говорит Шартье.Это проблема, которая не возникла бы, если бы это сотрудничество осуществлялось только в Соединенных Штатах или Европе.
Но к такому выводу пришлось прийти без некоторого напряжения.
Александр Тодоров, психолог, который первоначально стал соавтором этой модели восприятия лица в 2000-х годах, был приглашен для консультирования и консультирования по дизайну исследования. Первоначально Тодоров подписал план эксперимента и план анализа для исследования, который затем был предварительно зарегистрирован, что означало, что команда фиксировала свой рецепт эксперимента и не могла изменить его на основе результатов.
Но после того, как этот план исследования был зарегистрирован и данные начали поступать, Тодоров начал думать, что рецепт нового передового анализа необходимо изменить.
Тодоров утверждает, что негибкость предварительной регистрации — план отправляется в журнал до того, как будут собраны какие-либо данные — проблематична. «Представьте, что вы хирург-нейрохирург и заранее регистрируете все этапы операции на головном мозге», — говорит Тодоров. «А потом вы начали ковырять в мозгах своих пациентов.И вы сказали: «Ой, если я этого не сделаю, вы убьете его или ее». Вы бы изменили процедуры? »
Акселератор, редакторы журналов и сторонние эксперты рассмотрели план анализа. Журнал закончил рассмотрение спора, и, в конце концов, ускоритель продолжил работу с первоначальным планом.
Специфика аргументов Тодорова и акселератора об анализе данных здесь носит технический характер. Но это небольшое трение проясняет более важный момент.
В прошлом у кого-то со статусом Тодорова была бы большая свобода действий, чтобы настроить экспериментальный анализ после того, как начали поступать данные. Но такая свобода отклоняться от экспериментального плана является частью того, почему психология впала в кризис. Слишком легко внести эти небольшие изменения и тонко (а не явно намеренно) повлиять на результаты исследования до желаемого результата. Прав ли Тодоров или нет в этом случае с аналитическим планом, не имеет большого значения, но показывает, насколько решительным является этот новый подход к сотрудничеству.
В конечном счете, Тодоров поддерживает ускоритель и его миссию. «Я думаю, что это отличный путь вперед», — говорит он о группе. «У нас действительно были разногласия. Но это нормально. Он отмечает, что в проектах много сильных сторон, таких как прозрачность исследования. «Каждый может пойти и проанализировать данные и сделать собственное суждение».
В конце концов, газета была опубликована, но Шартье сказал, что это был утомительный процесс. Не только в отношении возражений Тодорова — координация сотен людей — тоже тяжелая работа.
Планы ускорителя на будущее — и что может помешать
Пока акселератор опубликовал только исследование восприятия лица. Но в разработке есть и другие проекты.
В свете пандемии участники переключили свою глобальную сеть на изучение механизмов выживания в стрессовые времена. Например, одно исследование направлено на проверку того, работает ли метод, используемый для уменьшения стресса и беспокойства (так называемая когнитивная переоценка), во всем мире.
Кроме того, группа изучает, будут ли исследования того, как люди отвечают на философскую «проблему тележки», распространяться по всему миру, и как гендерные предрассудки поднимаются во всем мире.
Помимо индивидуальных исследований и повторений, команда также надеется собрать множество хороших, научно обоснованных психологических данных о людях по всему миру, которые будут использоваться другими исследователями в качестве справочной информации.
Список исследовательских проектов амбициозен и многообещающ, но сталкивается с множеством проблем.Ускоритель потенциально является моделью для будущего, но он все еще должен работать в существующем статус-кво академических кругов, включая очень ограниченное финансирование и отсутствие стимулов со стороны институтов для исследователей, особенно более молодых преподавателей, чтобы присоединиться к этим крупным проектам. .
При нынешнем статус-кво исследователи продвигаются вперед и делают успехи в своей карьере, будучи основным автором крупномасштабного исследования, а не одним из сотен авторов, играющих небольшую роль в огромном проекте.
Его члены также в основном добровольцы, в основном из Северной Америки и Европы.
«Мы хотели сделать его более разнообразным, и мы все еще боремся с этим», — говорит Дана Баснайт Браун, когнитивный психолог из Международного университета США в Африке в Найроби, Кения. «У нас, безусловно, есть члены из Южной Америки. Юго-Восточная Азия имеет довольно яркое сообщество, и у нас много людей из Индонезии, Филиппин, Тайваня. Но в Африке [там] очень низкое представительство.”
Почему психологам нужно разбираться в психологии
Несмотря на трудности, работа продолжается. Члены Psychological Science Accelerator по-прежнему верят в ценность психологических исследований, хотя — и, возможно, потому, — недавняя история кризиса репликации расстраивает их.
«Психология имеет значение, и правильное ее понимание имеет значение, потому что это наука о человеческом опыте», — говорит Шартье. «Если вы сможете лишь незначительно улучшить то, как мы собираем и анализируем наши данные и делаем из них выводы, в будущем найдутся неисчислимые человеческие существа, которые смогут извлечь выгоду из этого крошечного прогресса.”
Хорошая наука — это дар будущему. Сегодня у нас есть дар предсказывать затмения от ученых прошлого. Мы пока не знаем, какие именно дары может дать нам более научно обоснованная и глобально справедливая область психологии. Но какими бы они ни были, теперь у них есть потенциал, чтобы быть прочными и могущественными для всего мира.
Берд Пинкертон предоставил репортаж.
Почему кризис репликации — не самая большая проблема психологии
Последние несколько лет стали свидетелями множества дискуссий о «кризисе репликации» или «кризисе доверия» в психологии.Похоже, что различные научные открытия невозможно повторить, когда другие ученые проводят точно такие же эксперименты.
В этом кризисе основное внимание уделяется поведению ученых: были ли первоначальные эксперименты предвзятыми? Работа была неряшливой? Кто-то обманул систему или даже обманул? Но, возможно, более опасная проблема коренится глубоко в том, как люди думают.
Многие люди, которые практикуют, используют психологию и сообщают о ней, полагают, что мысли, чувства, поведение и другие психологические результаты являются результатом одного или двух сильных факторов или причин.Это называется «механистическим мышлением».
Типичные эксперименты пытаются изолировать одну или две переменные, манипулировать ими и наблюдать умеренные или сильные эффекты, которые легко воспроизвести.
Например, если мы заставляем людей злиться, показывая им отрывок из фильма, который нарушает их глубоко укоренившиеся ценности, механистическое мышление говорит, что они должны хмуриться, их кровяное давление должно повышаться и они должны с большей вероятностью действовать агрессивно.
Согласно механистическому мышлению, вы должны суметь провести этот простой эксперимент в любой научной лаборатории и получить очень похожие результаты.
Неважно, в какое время дня проводится эксперимент, в какой стране он проводится, какого пола или пола исследователи, из какой культуры происходят участники, что они ели на завтрак или сколько спали, независимо от того, они принимают лекарства и так далее.
Такие факторы рассматриваются как шум, и их влияние игнорируется. Если эксперимент не приводит к одним и тем же наблюдениям снова и снова, то логический вывод состоит в том, что исходное исследование было ошибочным, а результат — ложным.
Однако более реалистичное предположение состоит в том, что психологические результаты не возникают в первую очередь из нескольких простых, сильных факторов. Они возникают из сложной сети множества слабых взаимодействующих факторов.
Это называется комплексным мышлением. Мозг и тело — сложные динамические системы. Любая отдельная переменная в системе будет иметь слабый эффект. Что еще более важно, мы не можем манипулировать одной переменной и предполагать, что другие остаются неизменными.
Наш мозг — сложный орган, на который может влиять множество факторов.Чтобы понять, как работает наш мозг, нам необходимо учитывать все возможные факторы. © Getty
Если мы относимся к мозгу и телу как к простым механистическим системам, ориентируясь на одну или две переменные и оставляя остальные без измерения, то влияние этой более полной сети слабых факторов маскируется под неспособность воспроизвести.
Фактически, отсутствие репликации может быть наличием значимых вариаций. Структура этой вариации может быть обнаружена и смоделирована только тогда, когда ученые планируют эксперименты для ее измерения и наблюдения.
Таким образом, самый заветный экспериментальный метод психологии — лабораторный эксперимент — может нуждаться в капитальном ремонте, чтобы наблюдать и учитывать сложность.
Даже когда ученые тщательно разрабатывают эксперименты, помня о сложности, их результаты, когда они сообщаются в популярной прессе, часто объясняются механистическими терминами. Новостные статьи о науке становятся проще и легче усваиваются, если в них есть содержательный заголовок, например: «Цепь мозга X вызывает страх» или «Ген Y вызывает депрессию».
Есть ли кризис доверия к психологии? Возможно, но не тот, о котором болтают языки.
Психологической науке, возможно, придется действовать вместе не потому, что ее результаты ненадежны, а потому, что вариации отвергаются как шум, а не исследуются как что-то значимое.
Психологические явления возникают из-за сложности, а не из простых механистических причинно-следственных связей.
Подробнее о психологии:
Психология в условиях кризиса: 9781352003000: Хьюз, Брайан: Книги
«Психология в кризисе» — это непоколебимый обзор проблем, связанных с успешным изучением психологической науки.Брайан Хьюз описывает шесть кризисов психологии, которые могут заставить думать, что все потеряно. Но это не так. По своей сути кризисы являются иллюстрацией того, насколько сложно изучать человеческое поведение и, одновременно, почему это стоит делать. Хьюз закрывает путь к науке, которая является надежной, прозрачной и скептичной к себе, чтобы помочь ускорить открытия и гарантировать, что психология реализует свой потенциал как научное предприятие ». — Брайан Носек, профессор психологии Университета Вирджинии и исполнительный директор Центра открытой науки
«Хьюз борется с самыми фундаментальными проблемами в этой области… [Он] не обходит стороной сложные вопросы… что делает эту книгу уместной и давно назревшей для исследователей, студентов и всех, кто интересуется или связан с психологией на пути к выздоровлению ». — Люк Габриэль Стюарт, Международный журнал педагогической психологии
Психология в кризисе — это непоколебимая экскурсия по проблемам, связанным с успешным изучением психологической науки. Брайан Хьюз описывает шесть кризисов психологии, которые могут заставить думать, что все потеряно.Но это не так. По своей сути кризисы являются иллюстрацией того, насколько сложно изучать человеческое поведение и, одновременно, почему это стоит делать. Хьюз закрывает путь к науке, которая является надежной, прозрачной и скептичной к себе, чтобы помочь ускорить открытия и гарантировать, что психология соответствует своему потенциалу как научное предприятие. — Брайан Носек, профессор психологии Университета Вирджинии и исполнительный директор Центра открытой науки
Об авторе
Брайан Хьюз — профессор психологии Национального университета Ирландии в Голуэе.Его исследования сосредоточены на психологическом стрессе, и он широко пишет о психологии эмпиризма и эмпирически спорных утверждениях, особенно в том, что касается науки, здоровья и медицины. Он имеет докторскую степень. из Национального университета Ирландии.
Брайан Хьюз — профессор психологии Ирландского национального университета в Голуэе. Его исследования сосредоточены на психологическом стрессе, и он широко пишет о психологии эмпиризма и эмпирически спорных утверждениях, особенно в том, что касается науки, здоровья и медицины.Он имеет докторскую степень. из Национального университета Ирландии.
Мнение | Психология не в кризисе
Несколько лет назад, например, ученые провели эксперимент на плодовых мушках, который, как выяснилось, выявил ген, ответственный за фигурные крылья. Результаты выглядели убедительно в опрятных условиях лаборатории, но в беспорядочной реальности природы, где температура и влажность сильно различались, оказалось, что ген не оказывает такого эффекта. Говоря упрощенно, эксперимент «не удалось повторить».Но в более широком смысле, как заметил биолог-эволюционист Ричард Левонтин, подобные «неудачи» научили биологов, что один ген производит разные характеристики и поведение, в зависимости от контекста.
Точно так же, когда физики обнаружили, что субатомные частицы не подчиняются законам движения Ньютона, они не кричали, что законы Ньютона «не смогли воспроизвести». Вместо этого они поняли, что законы Ньютона действительны только в определенных контекстах, а не универсальны, и таким образом родилась наука квантовая механика.
В психологии мы находим много явлений, которые не могут воспроизвести, если мы изменим контекст. Один из самых известных — это «обучение страху», который используется для объяснения тревожных расстройств, таких как посттравматический стресс. Ученые помещают крысу в небольшой ящик с электрической сеткой на полу. Они воспроизводят громкий тон, а затем, мгновение спустя, бьют крысу электрическим током. Шок заставляет крысу замирать, у нее повышается частота сердечных сокращений и кровяное давление. Ученые повторяют этот процесс много раз, сочетая тон и шок с одинаковыми результатами.В конце концов, они воспроизводят тон без шока, и крыса реагирует таким же образом, как будто ожидая шока.
Первоначально предполагалось, что это «обучение страху» является универсальным законом, но затем другие ученые немного изменили контекст, и крысы перестали замерзать. Например, если вы удерживаете крысу во время звукового сигнала (что не имеет значения, если крыса все равно замерзнет), ее пульс снизится, а не повысится. И если конструкция клетки позволяет, крыса скорее убежит, чем замерзнет.
Эти неудачи при воспроизведении не означали, что оригинальные эксперименты были бесполезными. Действительно, они привели ученых к решающему пониманию того, что замерзающая крыса на самом деле реагировала на неопределенность угрозы, которая порождалась определенными комбинациями тона, клетки и шока.
Кризис доверия к психологии: плохое, хорошее и уродливое
Времена тяжелы для молодых психологов. Эта мысль вертелась в моей голове в последнее время, потому что мы только что закончили поиск нового профессора психологии в университете, где я преподаю.Когда я встречался с кандидатами, мне приходилось спрашивать о тревожном кризисе репликации и доверия в их области.
Мне казалось, что я настаиваю на каком-то грязном личном вопросе, например, о том, есть ли алкоголизм в их семьях, но эта тема неизбежна. Ключевым критерием достоверности любого научного исследования является то, могут ли его результаты быть воспроизведены другими учеными. В прошлом году группа под названием Open Science Collaboration сообщила в Science , что более половины из 100 исследований, опубликованных в крупных психологических журналах, не прошли этот тест, несмотря на кропотливые усилия по воссозданию оригинальных экспериментов.
Неутешительные новости широко освещались, в том числе Scientific American . В статье на первой полосе New York Times было заявлено, что отчет «подтвердил худшие опасения ученых, которые долгое время беспокоились о том, что [психология] нуждается в серьезной коррекции». Проверенные исследования считались частью базовых знаний, с помощью которых ученые понимают динамику личности, взаимоотношений, обучения и памяти … тот факт, что многие исследования были поставлены под сомнение, может посеять сомнения в научной основе их работы.”
В марте этого года кризис снова попал в заголовки газет. Группа из четырех выдающихся психологов во главе с Дэниелом Т. Гилбертом из Гарвардского университета заявила в Science , что исследование Open Science Collaboration 2015 года было статистически ошибочным, и не подтвердило его утверждение о том, что «воспроизводимость психологической науки на удивление низка». «Действительно, — заявили Гилберт и его соавторы, — данные согласуются с противоположным выводом, а именно, что воспроизводимость психологической науки довольно высока.”
В опровержении 44 автора, участвующих в Open Science Collaboration, возразили, что «очень оптимистичная оценка» группы Гилберта «ограничена статистическими заблуждениями и причинными выводами из выборочно интерпретируемых корреляционных данных». Обмен, как отметил Бенедикт Кэри в New York Times , «вероятно, подпитывает и без того оживленную дискуссию о том, как лучше всего проводить и оценивать так называемые проекты репликации исследований».
Это слишком радостная оценка.Обмен показывает, что психологи не могут даже договориться об основных методах достижения «истины», какой бы она ни была. Как указала Кэти М. Палмер в Wired , в статье под заголовком «Психология в кризисе, а не в кризисе ли она», «две группы очень умных людей смотрят на одни и те же данные и приходят к совершенно разным выводам».
Тем временем плохие новости продолжают поступать. Новое исследование поставило под сомнение влиятельную теорию «истощения эго», согласно которой сила воли является конечным ресурсом, который уменьшается по мере использования.
В статье 1998 года, которую сейчас цитируют тысячи раз, Рой Ф. Баумейстер и три других психолога представили экспериментальные доказательства истощения эго. Теория предположительно была подтверждена сотнями других исследований, и она лежит в основе бестселлера 2011 года Сила воли , написанного Баумейстером и журналистом Джоном Тирни.
Многоцентровая группа, возглавляемая Мартином Хаггером и Никосом Хатзисарантисом из Университета Кертина, недавно проверила гипотезу истощения эго в исследовании с участием 2141 человека.В неотредактированной версии статьи, ранее выпущенной Ассоциацией психологической науки, команда заключает, что «если есть какой-либо эффект [истощения эго], он близок к нулю».
В ответ Баумейстер и его коллега Кэтлин Д. Вохс оспаривают методы Хаггера и др. но признать, что «это поражение перекладывает бремя доказательств на тех из нас, кто считает, что эффекты истощения эго являются подлинными». В следующем году они планируют провести собственное исследование репликации.
В статье Slate с апокалиптическим заголовком «Все рушится» журналист Дэниел Энгбер отмечает, что истощение эго — это не «какая-то безумная новая идея, колеблющаяся на груде неубедительных данных; это прочное здание знаний, построенное на протяжении многих лет из твердых кирпичей….Если что-то такое устоявшееся может развалиться, что дальше? » Хороший вопрос, над которым, без сомнения, мучаются молодые психологи.
Раньше я серьезно относился к психологии, описывая ее как тревожную причуду. Такие парадигмы, как психоанализ и бихевиоризм, на самом деле никогда не умирают — они просто входят в моду и выходят из нее. Мне нравится цитировать лингвиста Ноама Хомски, который однажды сказал, что мы, вероятно, всегда узнаем о себе больше из литературы, чем из психологии. В этом ключе я утверждал, что шедевр Джеймса Джойса о потоке сознания Ulysses дает нам больше понимания работы нашего разума, чем любое научное исследование.
Но, возможно, из-за моих недавних встреч с начинающими молодыми психологами я чувствую себя странно защищающим по отношению к этой области. На самом деле, пытаясь подбодрить молодых и старых психологов, я хотел бы выделить следующие четыре момента:
Во-первых, в кризисе доверия к психологии нет ничего нового. Более века назад Уильям Джеймс беспокоился, что поле, которое он помог создать, может никогда не выйти за пределы своего «запутанного и несовершенного состояния». В 1987 году Ховард Гарднер утверждал, что «опасения Джеймса оказались слишком обоснованными.Психология не стала единой наукой, и вряд ли когда-либо достигнет этого статуса ».
Во-вторых, психологи по-прежнему выполняют важную, эмпирически обоснованную работу. Двое из тех, кто недавно выступал в моей школе, — это Шелдон Соломон, соавтор теории управления терроризмом, которая предсказывает, как страх смерти влияет на нас, и Филип Тетлок, руководитель исследования «суперпрогнозистов», обычных людей, которые работают лучше, чем многие так называемые специалисты по предсказанию социальных явлений.
В-третьих, сами психологи помогли нам понять, как поиск знаний может пойти наперекосяк.Вспомните эксперименты Дэниела Канемана с когнитивной предвзятостью, о которых он излагает в своем блокбастере Thinking Fast and Slow , и исследование Роберта Триверса о самообмане, которое он представляет в The Folly of Fools . Чтобы помочь моим ученикам понять, что мы часто видим только то, что ищем, я показываю им видео о «невидимой горилле», созданное Кристофером Шабри и Дэниелом Саймонсом.
В-четвертых, все области науки борются с проблемами репликации. Исследования, проведенные статистиком Джоном Иоаннидисом за последнее десятилетие, показали, что большая часть рецензируемых заявлений оказывается ложной.На мой взгляд, поведенческая генетика и психиатрия гораздо менее надежны, чем психология, а у теоретиков струн и мультивселенной нет даже эмпирических результатов, которые можно было бы воспроизвести.
Психология, возможно, более здорова, чем многие другие области, именно потому, что психологи энергично разоблачают ее слабости и ищут способы их преодолеть. Я не могу дождаться, чтобы поговорить об этих проблемах следующей осенью с новым профессором психологии моей школы.
Примечание редактора: эта статья была адаптирована из публикации из серии Cross-Check.
Историческое значение кризиса в психологии: методологическое исследование
- Роберт У. Рибер
- Джеффри Уоллок
Глава
- 22 Цитаты
- 595 Загрузки
Abstract
В последнее время все чаще раздаются голоса, провозглашающие проблему общей психологии проблемой первого порядка.Что наиболее примечательно, это мнение исходит не от философов, сделавших обобщение своей профессиональной привычкой, и даже не от психологов-теоретиков, а от практикующих психологов, которые разрабатывают специальные области прикладной психологии: психиатров и промышленных психологов [2], представители самой точной и конкретной части нашей науки. Очевидно, что различные психологические дисциплины достигли поворотного момента в развитии своих исследований, сборе фактического материала, систематизации знаний и формулировании основных положений и законов.Дальнейшее продвижение по прямой, простое продолжение той же работы, постепенное накопление материала оказываются бесплодными или даже невозможными. Чтобы идти дальше, мы должны выбрать путь.
Ключевые слова
Естественные науки Специальные науки Общая психология Научный факт Общие наукиЭти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами. Это экспериментальный процесс, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.
Ранее не публиковалось.По рукописи, найденной в личном архиве Выготского.
Это предварительный просмотр содержимого подписки,
войдите в, чтобы проверить доступ.
Предварительный просмотр
Невозможно отобразить предварительный просмотр. Скачать превью PDF.
Информация об авторских правах
© Springer Science + Business Media New York 1997
Авторы и аффилированные лица
- Роберт У. Рибер
- Джеффри Уоллок
- 1. Колледж уголовного правосудия Джона Джея и Центр аспирантов Городского университета Нью-Йорк Нью-Йорк США
- 2.Фонд солидарности, Нью-Йорк, США, ,
(PDF) Что Инициатива по репликации OSC раскрыла психологический кризис?
Ссылки, процитированные в этом обзоре
Баттон, К. С., Иоаннидис, Дж. П., Мокрыш, К., Носек, Б. А., Флинт, Дж., Робинсон, Э. С. и Мунафо,
М. Р. (2013). Сбой питания: почему небольшой размер выборки подрывает надежность нейробиологии.
Nature Reviews Neuroscience, 14 (5), 365-376.
Эрп, Б. Д. (в печати).Мысленные ярлыки [полная версия]. Отчет Центра Гастингса. Доступно с
до выхода в печать по адресу
https://www.researchgate.net/publication/292148550_Mental_shortcuts_unabridged.
Эрп, Б. Д. (12 сентября 2015 г.). Психология не в кризисе? Зависит от того, что вы подразумеваете под
«кризис». Huffington Post. Доступно по адресу http://www.huffingtonpost.com/brian-earp/psychology-is-
not-in-critical_b_8077522.html.
Эрп, Б. Д., и Эверетт, Дж.А.С. (2015, 26 октября) Как исправить кризис репликации психологии.
Хроника высшего образования. Доступно по телефону
http://www.academia.edu/17321035/How_to_fix_psychologys_replication_crisis.
Эрп, Б. Д., Эверетт, Дж. А. К., Мадва, Э. Н., и Хэмлин, Дж. К. (2014). Проклятое пятно: можно ли воспроизвести «эффект Макбета»
? Основы и прикладная социальная психология, 36 (1), 91-98.
Эверетт, Дж. А. К. и Эрп, Б. Д. (2015). Трагедия (академического) достояния: интерпретация кризиса репликации
в психологии как социальной дилеммы для начинающих исследователей.Границы в
Психология, 6 (1152), 1-4.
Эрп Б. Д. и Трафимов Д. (2015). Тиражирование, фальсификация и кризис доверия в социальной психологии
. Границы в психологии, 6 (621), 1-11.
Гринвальд А.Г. (1975). Последствия предубеждения против нулевой гипотезы. Психологический бюллетень
, 82 (1), 1-20
Харрис К. Р., Коберн Н., Рорер Д. и Пашлер Х. (2013). Две неудачи при воспроизведении высоких предварительных эффектов
для достижения целевых показателей производительности.PLoS ONE 8: e72467. DOI: 10.1371 / journal.pone.0072467.
Мил, П. Э. (1990). Почему резюме исследований психологических теорий
часто невозможно интерпретировать. Психологические отчеты, 66 (1), 195-244.
Открытое научное сотрудничество. (2015). Оценка воспроизводимости психологической науки.
Наука, 349 (6251), aac4716-1-aac4716-8.
Сеглен П. О. (1998). Показатели цитируемости и импакт-факторы журналов не подходят для оценки
исследований.