1.13 Узнавание фигур

1.13. Методика
«Узнавание фигур».

Методика направлена на исследование
особенностей зрительного запоминания.

Область применения: исследование
особенностей зрительного запоминания,
разработка рекомендаций.

Психолог использует наглядный материал,
подготовленный для данной методики,
и в течение 10 секунд показывает его
ребёнку. Затем ему немедленно
предъявляют другой рисунок, где
виденные им 9 фигур разбросаны среди
других двадцати пяти. Ребёнок должен
найти те фигуры, которые он видел в
первом случае.

Коррелирует при использовании
батареи тестов:
1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8,
1.9, 10, 1.11, 1.12, 1.14, 1.16, 1.17, 1.20.

Инструкция.

«Посмотри внимательно на рисунок.
На нём изображены различные фигуры.
Постарайся их запомнить».

«Перед тобой рисунок, на котором
изображено 25 разных фигур. Найди среди
них только те, которые нужно было
запомнить».

Обработка и интерпретация данных.

Психолог отмечает и подсчитывает
число правильно и неправильно узнанных
фигур. Для того чтобы охарактеризовать
уровень узнавания, подсчитывается
коэффициент узнавания Е.

Е = М : 9 + N,

Где М – число правильно узнанных
фигур,

N – число неправильно
узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент
узнавания равен 1, поэтому чем ближе
результаты конкретного ребёнка к 1,
тем лучше функционируют у него
процессы узнавания наглядного
материала. Аналогичным образом можно
исследовать процессы узнавания
другого материала (например, буквенного,
цифрового, словесного).

studfile.net

Методика 4. «Узнавание фигур» по А.Н.Бернштейну. — Студопедия.Нет

Цель: данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью фигурами (Приложение 4А), далее предъявляется таблица с 25 фигурами (Приложение 4Б).

Ход работы: ребенку дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще несколько таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время демонстрации 10 секунд. Сразу после показа предъявляют другую таблицу, где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал.

Анализ результатов:

9 – 7 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти.

6 – 5 баллов – средний уровень развития зрительной памяти.

4 – 0 балла – низкий уровень развития зрительной памяти.

 

Интерпретация результатов проведения методик

Исследование проводилось в старшей группе №4 «Тимошка» с. Быстрянка в МБОУ «Быстрянская СОШ им.О.Суртаева» детский сад «Сказка». Всего в исследовании принимали участие 19 детей в возрасте 5-6 лет.

Исследования проводились в привычной для детей обстановке, то есть в той группе, где они постоянно находятся. Эмоционального напряжения не наблюдалось, межличностное отношение между детьми имеет доверительный и дружественный характер.


1. Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 1 (по Л.В.Черемошкиной), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты испытуемых по методике 1(по Л.В.Черемошкиной)

Имя ребенка

Правильность соблюдения в рисунке

Общее

кол-во затраченного времени

(сек.)

Уровень

Размер Наклон Кол-во
1 Захар А. Нет да да 10 Высокий
2 Семён Б. Да да да 10 Высокий
3 София В. Нет да нет 12 Средний
4 Дмитрий К. Да да да 8 Высокий
5 Анна К. Нет да нет 10 Средний
6 Денис К. Нет да нет 12 Средний
7 Вадим К. Да нет да 10 Средний
8 Виктория К. Да да нет 12 Средний
9 Карина Л. Да нет да 12 Средний
10 Дмитрий М. Да нет да 12 Средний
11 Арсений М. Да нет нет 14 Средний
12  Дмитрий Н. Нет да да 14 Средний
13 Алина С. Да нет да 16 Средний
14 Денис С. Да да да 10 Высокий
15 Даниил С. Нет да нет 18 Средний
16 Артемий С. Да да да 12 Высокий
17 Виктория Т. Да нет да 14 Средний
18 Тимофей Х. Да нет да 16 Средний
19 Матвей Ч. Нет нет нет 18 Низкий

Средний коэффициент




Да да да 12,6 Средний

В данной таблице 1 мы видим, что 26% испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти находится выше нормы, такие дети прекрасно справились с предложенным заданием. Один ребенок с низким показателем уровня развития памяти.

Также 13 детей, что примерно составляет 68 % от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти, а у 5% низкий уровень. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке размера, наклона, количество линий и пересечений. Это можно связать с тем, что память ребенка еще находится в процессе формирования.

 

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 2 «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты испытуемых по методике 2 «Сложные фигуры».

Имя ребенка

Правильность рисунка в баллах

Общее

Кол-во

Уровень

А Б В Г
1 Захар А. 2 2 3 - 7 Средний
2 Семён Б. 2 2 2 - 6 Средний
3 София В. 1 2 2 1 6 Средний
4 Дмитрий К. 2 2 1 1 6 Средний
5 Анна К. 1 2 2 1 6 Средний
6 Денис К. 1 2 2 1 6 Средний
7 Вадим К. 1 2 2 1 6 Средний
8 Виктория К. 2 1 1 2 6 Средний
9 Карина Л. 2 - 3 1 6 Средний
10 Дмитрий М. 2 2 2 1 7 Средний
11 Арсений М. 2 1 1 2 6 Средний
12  Дмитрий Н. 2 1 3 2 8 Средний
13 Алина С. 3 2 3 3 11 Высокий
14 Денис С. 2 2 2 2 8 Средний
15 Даниил С. 2 2 2 - 6 Средний
16 Артемий С. 3 2 2 2 9 Средний
17 Виктория Т. 2 1 2 1 6 Средний
18 Тимофей Х. 2 1 2 1 6 Средний
19 Матвей Ч. 2 1 1 1 5 Низкий

Средний коэффициент

2 1,5 2 1,2 6,7 Средний

В данной таблице 2 мы видим, что у одного испытуемого показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, и одного ребенка с низким показателем уровня развития памяти. 

Также 17 детей, это примерно составляет 89% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке деталей, пересечений, наклон, количество фигур. Это можно связать с тем, что психические процессы развития ребенка в этом возрасте все еще находятся в процессе формирования, они еще не достаточно сформированы, и носят непроизвольный характер.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 3 «Запомни рисунки» (по Р.С.Немову), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты испытуемых по методике 3 «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

Имя ребенка

Потраченное

время (сек.)

Количество

фигур

Баллы

Уровень
1

Захар А.

80

9

10

Высокий
2

Семён Б.

45

8

9

Высокий
3

София В.

23

9

10

Высокий
4

Дмитрий К.

37

7

8

Высокий
5

Анна К.

20

6

7

Средний
6

Денис К.

35

6

7

Средний
7

Вадим К.

28

5

6

Средний
8

Виктория К.

20

6

7

Средний
9

Карина Л.

27

8

9

Высокий
10

Дмитрий М.

40

6

7

Средний

11

Арсений М.

20

6

7

Средний

12

Дмитрий Н.

50

7

8

Высокий

13

Алина С.

20

8

9

Высокий

14

Денис С.

59

7

8

Высокий

15

Даниил С.

60

6

7

Средний

16

Артемий С.

60

6

7

Средний

17

Виктория Т.

27

7

8

Средний

18

Тимофей Х.

38

6

7

Средний

19

Матвей Ч.

45

6

7

Средний

Средний

коэффициент

38,6

6,8

7,8

Средний

                     

 

В данной таблице 3 мы видим, что у 8 испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 42%. Также 11 детей, это примерно составляет 58% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Результаты указывают на то, что дети данной группы, не испытывают больших затруднений в выполнении данного задания, что показывают хорошие результаты в запоминании и последующем воспроизведении данных фигур.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 4 «Узнавание фигур» (по А.Н.Бернштейну), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты испытуемых по методике 4«Узнавание фигур»

Имя ребенка Количество
фигур
Уровень
1 Захар А. 6 Средний
2 Семён Б. 6 Средний
3 София В. 7 Высокий
4 Дмитрий К. 6 Средний
5 Анна К. 5 Средний
6 Денис К. 6 Средний
7 Вадим К. 8 Высокий
8 Виктория К. 5 Средний
9 Карина Л. 8 Высокий
10 Дмитрий М. 6 Средний
11 Арсений М. 7 Высокий
12   Дмитрий Н. 9 Высокий
13 Алина С. 7 Высокий
14 Денис С. 8 Высокий
15 Даниил С. 6 Средний
16 Артемий С. 6 Средний
17 Виктория Т. 6 Средний
18 Тимофей Х. 7 Высокий
19 Матвей Ч. 6 Средний

Средний коэффициент

6,6 Средний

 

В данной таблице 4 мы видим, что у 8 испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 42%. Также 11 детей, это примерно составляет 58% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Результаты указывают на то, что дети данной группы, не испытывают больших затруднений в выполнении данного задания, что показывают хорошие результаты в запоминании и последующем воспроизведении данных фигур.

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной памяти дошкольников по данным методикам, мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 5.

Таблица 5 – Сравнительный анализ результатов проведенных выше методик.

Имя ребенка

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Уровень
1

Захар А.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Средний
2

Семён Б.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий
3

София В.

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий
4

Дмитрий К.

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий
5

Анна К.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний
6

Денис К.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний
7

Вадим К.

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний
8

Виктория К.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний
9

Карина Л.

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий
10

Дмитрий М.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний
11

Арсений М.

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний
12

 Дмитрий Н.

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий
13

Алина С.

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий
14

Денис С.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

15

Даниил С.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

16

Артемий С.

Высокий

Средний

Средний

Средний

Средний

17

Виктория Т.

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

18

Тимофей Х.

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

19

Матвей Ч.

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Средний

Средний коэффициент

Средний

Средний

Средний

Средний

Средний

                       

 

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной памяти дошкольников (таблица 5), отражает, что по всем пройденным методикам в целом результаты уровня развития кратковременной зрительной памяти у детей находится в норме и составляет 64%, даже есть 7 детей, у которых уровень находится выше нормы, что составляет примерно 36% всей группы.

Данные результаты исследования, хорошо отражают особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста, а отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно — образный характер, а уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти в норме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека.

Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит от: степени завершенности действий запоминания; интересов и склонностей личности; отношения личности к той или иной деятельности; эмоционального настроя; волевого усилия.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре. Введение картинок для облегчения запоминания также существенно поднимает его эффективность у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте выявляется значение смысла материала как фактора запоминания.

Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.

Исходя из полученных данных проведенных методик, отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно – образный характер и уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти в норме.

Таким образом, в индивидуальное задание было выполнено, интерпретация диагностик приведена в табличной форме.

Приложение

Приложение 1

studopedia.net

Методика «Узнай фигуры» Память

Методика «Узнай фигуры» Память
Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами. 

Оценка результатов

10 баллов 

– ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек. 

8-9 баллов 

ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек. 

6-7 баллов 

– ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек. 

4-5 баллов 

– ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек. 

2-3 балла 

– ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек. 

0-1 балл 

– ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек. 

Методика 6. «Проставь значки» Внимание.

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рис. 9 и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в тече­ние двух минут, а общий показатель переключения и распреде­ления его внимания определяется по формуле:

S = (0,5 x N – 2,8 x n) : 120

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов —показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Методика «Времена года» Мышление.

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех, назвал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов —средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.

multiurok.ru

Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста


В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

 


Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.



Рис. 12а.

Рис.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл  — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов   — высокий.

4-7 баллов   — средний.

2-3 балла    — низкий.

0-1 балл    — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 88-90.

 


 


Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.


Рис. 13.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл  — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 90-92.



Эта методика предназначена для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как .я скажу слово «повтори»».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.


Рис. 14.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке — убывающем (рис. 15 А, Б).



Рис. 15.

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5—6 цифр.

4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов  — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 92-95.

 


 


С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.


Рис. 16. .

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 95-96.

psixologiya.org

Методы диагностики памяти Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики
— определить, насколько ребенок в
со­стоянии, сохраняя в кратковременной
и оперативной памяти об­разы виденного,
практически их использовать, решая
наглядные задачи. В данной методике
применяются картинки, представлен­ие
на рис. 5. Перед его показом ребенку
говорят, что на данном рисунке изображены
два коврика, а также кусочки материи,
которую можно использовать для того,
чтобы залатать имеющиеся кориках дырки
таким образом, чтобы рисунки коврика и
за­ платы не отличались. Для того,
чтобы решить задачу, из несколь- ких
кусочков материи, представленных в
нижней части рисун­ка, необходимо
подобрать такой, который более всего
подходит к рисунку коврика.

Рис.
5. Картинки к методике «Чем залатать
коврик?»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием
меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все
четыре задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение
задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на
выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над
заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок
не справился с выполнением задания за
время свыше 60 сек.

Выводы об уровне
развития

10
баллов
— очень высокий.

8-9
баллов
— высокий.

4-7
баллов
— средний.

2-3
балла
— низкий.

0-1
балл
— очень низкий.

Методика «Узнай фигуры»

Эта методика — на
узнавание. Данный вид памяти появляет­ся
и развивается у детей в онтогенезе одним
из первых. От раз­витости данного вида
существенно зависит становление других
видов памяти, в том числе запоминания,
сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки,
изображенные на рис. 12, в сопровождении
следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных
рядами. Картинка слева отделена от
остальных двойной вертикальной чертой
и по­хожа на одну из четырех картинок,
расположенных в ряд справа от нее.
Необходимо как можно быстрее найти и
указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы
ребенку предлагают решить эту задачу
на картинках, изображенных в ряду под
номером 0, затем — после того, как
экспериментатор убедился в том, что
ребенок все понял правильно, предоставляют
возможность решить эту задачу на
картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент
проводится до тех пор, пока ребенок не
решит все 10 задач, но не больше
чем 1,5 мин даже в том случае, еслиребенок к этому времени не справился
со всеми задачами.

Оценка результатов

10
баллов
— ребенок справился
со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9
баллов
— ребенок справился
со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7
баллов
— ребенок справился
со всеми предложенными за­дачами в
течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5
баллов
— ребенок справился
со всеми задачами за время
от
60 до 70 сек.

2-3
балла
— ребенок решил все
задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1
балл
— ребенок решил все
задачи, затратив на это болй чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень
высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов
средний.

2-3 балла
низкий

0-1 балл – очень
низкий.

Методика «Запомни рисунки»

Даннаяметодика предназначена для определения
объемаатковременнойзрительной памяти. Дети в качестве
стимулов олучают картинки, представленные
на рис. 13 А. Им дается ин­струкцияпримерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять
разных фигур. Поста­райся запомнить
их и затем узнать на другой картинке
(рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу.
На ней, кроме девяти ранее пока­занныхизображений, имеется еще шесть таких,
которые ты до сих пор не видел. Постарайся
узнать и показать на второй кар­тинке
только те изображения, которые ты видел
на первой из картинок».

Время экспозиции
стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет
30
сек. После этого данную
картинку убирают из поля зре­ния
ребенка и вместо нее ему показывают
вторую картинку —рис.
13 Б.
Эксперимент продолжается
до тех пор, пока ребенок не узнает все
изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10
баллов
— ребенок узнал
на картинке 13 Б все девять изобра­жений,
показанных ему на картинке 13 А, затра­тив
на это меньше 45 сек.

8-9 баллов— ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8
изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7
баллов
— ребенок узнал
5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5
баллов
— ребенок узнал
3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3
балла
— ребенок узнал 1-2
изображения за время от 75 до 85 сек.

1
баллребенок не узнал
на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения
в течение 90 сек и более.

studfile.net

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | Социальная сеть работников образования

Предварительный просмотр:

li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_15-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-0{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-8{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-5{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_15-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-4{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_13-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-2{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_11-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_9-1{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_6-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_10-0>li:before{content:»- «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_13-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-8{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-7{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_7-1{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_14-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_6-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_8-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_12-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_9-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-1{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-1{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-6{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_6-8{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_14-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_11-8{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_8-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_14-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_12-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_15-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_15-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_8-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_11-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_12-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_6-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_11-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_10-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-8{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_7-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-6{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-5{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_8-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_14-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_13-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_15-1{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_10-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_13-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_9-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_7-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 .lst-kix_list_15-0>li:before{content:»\002014 «}#doc7064357 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_12-8{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_8-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_12-7{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_14-0{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_14-2{list-style-type:none}#doc7064357 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7064357 ul.lst-kix_list_14-1{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_14-4{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_14-3{list-style-type:none}#doc7064357 ul.lst-kix_list_14-5{list]]>

nsportal.ru

Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)

Продолжение…

Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе








  • Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
  • Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет.
  • Методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка.
  • Методика    «Образец    и    правило» (разработана    А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
  • Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
  • Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и  памяти при определении готовности детей к школе.
  • Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
  • Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления.
  • Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления.
  • Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления.
  • Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия.

Методика определения кратковременной памяти.

Методика «Оперативная память».

Методика «Образная память».

Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения  уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.

Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.

Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания.

Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.
Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания.

Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня  мышления.

Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.

Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления.

Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.

Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев,  1992).

Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития.  «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

  • Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
  • Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.
  • Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.
  • Шкала депрессии Цунга.
  • Тест «Определение типового состояния» Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
  • Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
  • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
  • Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
  • Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
  • Тест тревожности по В.М.Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.
  • Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.
  • Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности.
  • Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого.
  • Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида.
  • Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.
  • Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой).
  • Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
  • Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
  • САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
  • Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
  • Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»).
  • Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
  • Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников.
  • Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
  • Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
  • Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
  • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.
  • Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову).
  • Методика изучения психологической атмосферы  в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.
  • Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.
  • Тест «Психологический климатический круг» предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей
  • Методика «Стиль управления коллективом» предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).
  • Тест К.Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях.
  • Методика «Конструктивная ссора» С.Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).
  • Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований
  • Тест-опросник удовлетворенности браком В.Столина, Т.Л. Романовой, Т.Бутенко. Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.
  • Методика  «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями;  б) вопросы, связанные с воспитанием детей;  в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий;  д) ситуации рассогласования норм поведения;  е) проявление доминирования супругами;  ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.
  • Методика «Распределение ролей в семье» предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей.
  • Методика «Диагностика родительского отношения» А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
  • Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла —  позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.

Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».

Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.

Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.

Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Методика «Q-сортировки» предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.

Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.

Методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса.
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана).
Методика «Цель-средство-результат» предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.
Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на  общение или на дело.
Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко.
Методика определения самооценки дошкольника (В.Г.Щур).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ

  • Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья.
  • Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.
  • Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов.
  • Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.
  • Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта.
  • Тест К.Маховера «Нарисуй человека» предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний.
  • Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста.
  • Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого.
  • ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.
  • Проективный тест «Образ себя» предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя.

ПРОЧИЕ ТЕСТЫ

  • Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея
  • Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды.
  • Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений.
  • Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре  в обеих группах А.Н.Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
  • Тест «Уровень удовлетворенности жизнью» Э.Голизека.
  • Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.
  • Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.
  • Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Методика «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.
  • Тест Д.Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов.
  • Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту» направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта.
  • Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации.
  • Определение склонностей по методике Л.А. Йовайши.

Начало

www.vashpsixolog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о