Содержание

Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона

Периоды

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальныйисход

Младенчество (от рождения до 1 года).

Орально-сенсорная

Могу ли я доверять миру?

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.  

Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Раннее детство

(от 1 до 3 лет).

Мышечно- анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность   в себе.Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство  (от 3 до 6-7 лет). 

Локомоторно- генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет) 

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности

, избегание сложных задач.

Половое созревание: подростковый возраст 

(11-14 лет),

юность 

(от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. 

Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).  

Молодость 

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьмиинтимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей, трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). 

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость(свыше 60 лет).

Старость

Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизнитакой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.ОтчаяниеПрезрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется 

инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения выбора жизненного пути.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

studfiles.net

ПЕРИОДИЗАЦИЯ по Эриксонуc

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ

Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой, исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э.Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит рад следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Таблица 1.4

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития

Область социальных отношений

Полярные качества личности

Результат прогрессивного развития

1. Младенчество (0—1)

Мать или замещающее ее лицо

Доверие к миру — недоверие к миру

Энергия и жизненная радость

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность — стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья и сестры

Инициатива — пассивность, вина

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность — неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Отрочество и юность (12-20)

Группы сверстников

Идентичность личности — непризнание

Самоопределение, преданность и верность

6. Ранняя зрелость (20—25)

Друзья,любимые

Близость — изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Продуктивность — застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, ближние

Целостность личности — отчаяние

Мудрость

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во

взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузноеть идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только Б сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э.Зриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э.Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, иоявляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

studfiles.net

Восемь стадий развития по Эриксону

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?
  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
  • Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
  • Доверие

    Недоверие

    Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?
  • Разумная дозволенность, поддержка.
  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
  • Автономия

    Сомнение

    Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
  • Поощрение активности, наличие возможностей.
  • Отсутствие возможностей, неодобрение активности
  • Инициатива

    Вина

    Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
  • Плохое обучение, отсутствие руководства
  • Трудолюбие

    Чувство неполноценности

    Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
  • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
  • Идентичность

    Смешение ролей

    Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
  • Душевная теплота, понимание, доверие.
  • Одиночество, остракизм
  • Близость

    Изоляция

    Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?
  • Целеустремленность, продуктивность.
  • Обеднение личной жизни, регрессия
  • Генеративность

    Стагнация

    Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?
  • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
  • Целостность эго

    Отчаяние

    1. Доверие или недоверие.
    По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

    2.Автономия или стыд и сомнение.
    Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

    3.Инициатива или чувство вины.
    Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

    4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
    В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

    5.Идентичность или смешение ролей.
    До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

    6.Близость или изоляция.
    В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

    7. Генеративность или стагнация.
    Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

    8. Целостность эго или отчаяние.
    На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

    Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

    www.eti-deti.ru

    Возрастная периодизация Эриксона – 8 этапов развития личности

    Содержание статьи

    Развитие — обязательное условие нормальной жизнедеятельности любого организма, в том числе и человека, и происходит в рамках эволюции вида, в пределах личности и организма отдельного взятого человека. Мы рождаемся маленькими крохами с пухлыми щечками, беззащитные и слабые, а вырастаем в сильных, красивых, опасных хищников.

    Развитие тела и организма происходит в рамках биологического и физиологического созревания. А психика растет с оглядкой на требования окружающего общества, среды обитания, адаптируется к ним.

    Философы и ученые выдвигали множество гипотез и классификаций психосоциального развития личности. Самой популярной из них является теория развития авторства Эрика Хомбургера Эриксона — немецкого психолога и психоаналитика.

    Суть возрастной периодизации Эриксона

    Теория описывает стадии развития личности под влиянием социума. Согласно Эриксону, личность проходит 8 этапов взросления с точки зрения развития Я-индивида.

    Я лично!

    «Ты — уникален!» — твердят окружающие, не вникая в понятие. Люди одинаковые внешне, где уникальность?

    Неповторимость кроется в индивидуальном генном наборе. Он закладывает в человека уникальные возможности для его физического, эмоционального и умственного развития. В зависимости от влияния окружения, мы можем воспользоваться тем, что дала нам природа, или остаться на уровне маленького ребенка. Под влиянием социума в личности развиваются определенные качества, система мотивационных стимулов. С их помощью человек реализуется в социуме, раскрывая заложенные таланты.

    Индивид — латинское понятие, в переводе означающее «неделимый». Человек как индивид представляет собой целостное и самостоятельное существо, результат единства природных качеств и приобретенных навыков, воспитавший себя в своеобразную особь.

    Процесс этого воспитания и градирует теория Эриксона.

    Таблица возрастов по Эриксону

    Для наглядности Эриксон изобразил свою теорию в виде таблицы.

    Информация в ней разбивается по показателям:

    • психосоциальная стадия — название стадии;
    • определение периода — описание возрастных рамок, в пределах которых длится стадия;
    • группа, дающая социальный заказ на развитие в пределах стадии, и которая является ближайшим социумом для человека в этот период;
    • задача развития — тот основополагающий вопрос, который человек решает в течение стадии;
    • социальные условия, играющие роль в формировании черт личности;
    • результат — выработанные слабые или сильные качества (добродетели). Зависят от проработки задачи.
    Таблица. Возрастная периодизация Эриксона (кликните для увеличения)

    Результаты проработки задачи стадии развития не означают выработку плохих или хороших качеств, и Эриксон, описывая свою теорию, акцентировал внимание на максимальном уходе от оценочного восприятия результатов. Речь идет о выработке индивидуальных качеств личности, помогающих ей в решении дальнейших задач (при успешной проработке — сильные качества) или мешающих (при не решении вопроса — слабые качества). Это не означает, что, в дальнейшем, на развитии человека нужно ставить крест. Это говорит лишь о появлении дополнительных сложностей в дальнейшем.

    Подробное описание стадий развития по Эриксону

    Младенчество — пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я

    Вступая в первую стадию — младенчество — крохотный человечек начинает знакомиться с окружающим миром. Миром становится мама (или заменяющий ее человек).

    Первое решение человека в жизни:

    1. Каким он видит окружающий мир: дружелюбным, враждебным?
    2. Можно ли доверять миру?

    При активном развитии личности, ребенок занимает доверительную позицию.

    Определяется по признакам:

    • Легко ли ребенка кормить?
    • Крепко ли он спит?
    • Нормально ли работает кишечник и другие внутренние органы?

    Ребенок с позитивным отношением к миру не тревожится особо и не гневается, если мама исчезла из поля зрения, потому что знает, что она вернется, что мама сделает все, чтобы он был доволен и счастлив.

    Любовь и нежность мамы определяет способность ребенка верить и надеяться. Маленький человек впитывает образ матери, и интроецируется с ней — неосознанно идентифицируется, воспринимает все мамины переживания, чувства, отношение к звукам, краскам – к проявлениям окружающего мира, как свое.

    Отсутствие реакции на потребности ребенка, поддержки, непоследовательное отношение к уходу за ребенком может стать причиной развития пессимистичного отношения к миру, вплоть до отказа жить по его основополагающим законам активной деятельности и общения с внешней средой в качестве обмена информацией.

    Раннее детство — уже скоро замуж, а ты одеться не можешь!

    С резким ростом умений ребенка возникают первые заявления на независимость. Он учится сидеть, ползать, ходить, есть самостоятельно, без помощи обслуживать себя. Иногда его претензии на самостоятельность бывают слишком резки и опасны, и задача родителей — оградить его от потенциальных опасностей окружающего мира, и от возможного нанесения вреда окружающим, мягко направляя любознательного непоседу.

    Это позволит маленькому человеку выработать навыки самостоятельности. Ребенок постигает значение опрятного внешнего вида, учится понимать, почему мама злится, когда он испачкался, зачем умываться, чистить зубы. На этой стадии закладывается база волевого поведения, которое на следующей стадии будет развиваться в целеустремленность, а пока что ребенок будет учиться контролировать собственное поведение.

    Чрезмерная опека ребенка, недоверие к его способности обеспечить себе минимальный комфорт, и параллельно — отсутствие поддержки и возложение непосильных задач делают ребенка зависимым от других, внушают чувство стыда за себя и сомнение в своем праве на самостоятельность.

    Детство: я совсем уже большая — куклам суп могу варить

    Мир ребенка растет, и уже рядом с родителями появляются братья и сестры. Ребенок начинает интересоваться, насколько далеко он может уйти от дома, насколько самостоятельно он сможет принимать решения. Он начинает объяснять мир по-своему, отделять свое мнение от мнения окружающих. За нехваткой знаний он придумывает свои объяснения окружающим вещам, и задача родителей не высмеивать эти попытки ребенка упорядочить мир вокруг.

    Просыпающаяся любознательность толкает ребенка задавать неожиданные вопросы, и родители могут поощрять это стремление, отвечать на них, давать максимум информации и знаний. Сформировавшееся на прошлой стадии «хочу» уже перерастает в «могу». При прогрессивном развитии ребенок проявляет предприимчивость, испытывает себя на способность поступать «как взрослый».

    На этой стадии родителям нужно понять, что их ребенок становится самостоятельным, отдельным человеком. Его теперь нужно не просто любить, а уважать его желания, стремления понять больше до сих пор непонятного, проверить себя на способность принимать решения и оценивать поступающую информацию. Ребенок нуждается в одобрении родителей, в последовательной линии поддержки его самостоятельности.

    Часто наказывая ребенка, ограничивая активность, отказываясь поддерживать и отвечать на парадоксальные вопросы, можно развить в ребенке пассивность, неуверенность в своей уникальности и способности привнести в этот мир что-то свое.

    Школьный возраст — первый класс

    Ребенок идет в школу, и теперь в его мире резко появляется огромное количество людей, разных, понятных и не очень. Ребенок уже понял, может ли он провести какое-то время без родителей и без их помощи. На следующем этапе он пытается понять, может ли он стать полностью самостоятельным, какие у него шансы на реализацию всех его «хочу», и насколько велики горизонты у его «могу».

    Ребенок ищет примеры для подражания, вступает в отношения конкуренции за хорошие оценки. Появляются первые амбиции на определение своего места в мире. При положительном развитии ребенок оттачивает способность к приобретению знаний и умений, делает собственные выводы о хороших и плохих примерах для подражания.

    Без крепкого руководства, должного внимания к выработке у ребенка умения обучаться, без поддержки и формирования понятия о достойных моделях поведения, в ребенке растет неуверенность в себе, неверие в свою способность отделиться о родителей и выжить в большом мире.

    Отрочество и юность: трудный возраст

    На прошлой стадии ребенок активно поглощал информацию о таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», и делал свои выводы. На новой стадии он переходит к практике и определяет, какое место он хочет занять в жизни, и становится подростком.

    Активный поиск вопроса «Кем я хочу быть, кто я такой?» подвергает серьезной проверке на прочность до сих пор абсолютно авторитетного образа родителей. Подросток решает, хочет ли он быть таким, как мама или папа? Если образ родителей совсем не совпадает с имеющимися амбициями, он может сильно взбунтоваться, вплоть до полного отрицания всего, чему учился до сих пор.

    В этом возрасте человек особо подвержен влиянию религиозных течений, субкультур, в которых он ищет образ для подражания и модель авторитетного поведения. Основной средой обитания становятся сверстники, и стремление завоевать признание людей может толкать на отчаянные поступки.

    При наличии позитивного примера со стороны родителей, их умении передать свою картину мира, преподнести однозначные половые и социальные модели поведения, дать адекватную обратную связь, подросток обретает свое Я, социализируется и определяет цель своего существования.

    Без должной и ясной обратной связи, без твердого убеждения, чего ожидают от подростка, при отсутствии собственного авторитета в глазах чада, родители могут заметить вялость и тревожность в его поведении, нежелание брать ответственность за свои поступки. С подростком уже нельзя найти общий язык, он враждебно реагирует на любой контакт, путает роли и модели поведения.

    В самом плохом случае он сбегает из дома, разочаровавшись в родителях, семье и себе. А самое главное — в правильности того мира, который он знал. В поиске правды об окружении, подросток может начать пробовать все, что ему запрещали, вести маргинальный образ жизни, поскольку главный вопрос «Кто я такой?» (вплоть до нарушенной половой идентификации) он не может решить из-за разрушившейся картины мира, которую он имел до сих пор.

    Зрелость: добро пожаловать в мир взрослых!

    Пережив бунтарство предыдущей стадии, определившись, человек, уже повзрослевший физически, начинает интересоваться окружающими людьми. Если в подростковом возрасте ребенок стремился выделиться из окружения, то на этой стадии у него возникает желание приобщиться к общности: в общении с другими людьми есть тепло, сопереживание. С другими человек получает одобрение, ценность, любовь. Его попытки заявить о себе имели смысл. На этом этапе происходит проверка на прочность самоидентификации, найденной на прошлом этапе.

    При получении хорошей обратной связи, понимания со стороны друзей и родственников, человек понимает, что он любим. Он впервые испытывает желание посвятить себя служению близким. Он вырос, не требует беззаветной заботы, он взрослый человек, который может позаботиться, сделать других счастливыми.

    Если образ Я не прошел проверку и получил негативные отзывы, если у человека не было достаточного доступа к общению с близкими и друзьями, то человек принимает решение об изоляции от мира и чувствует себя одиноким, испытывает ощущение «весь мир против меня», становится отщепенцем, убегает в придуманные миры.

    Средний возраст: а какая от этого кота польза?

    Когда человек проходит этап социализации и выясняет отношения с окружением, у него появляется вопрос «А могу ли я сделать что-то полезное для мира?» Все внимание приковано к работе, хобби, творчеству. Человек пытается решить — может ли он принести что-то будущим поколениям? Человек переходит на уровень выше. До сих пор он думал о своей жизни и жизни ближнего. Теперь пришло время думать об истории и наследии.

    Человек нуждается в результатах своего труда, осознании собственной полезности, сопричастности с чем-то масштабным. Многие идут в политику, занимаются общественной деятельностью. Накопленный жизненный опыт позволяет предлагать миру интересные решения и идеи. Положительные результаты толкают к творческому подходу к профессиональной деятельности, к воспитанию детей. Человек чувствует удовлетворение от жизни.

    Этот этап занимает самый большой период в жизни человека. Проблемы на предыдущих двух — взросление, самоидентификация и единство с окружением — становятся камнем преткновения для реализации собственных амбиций в среднем возрасте, и становятся причиной кризисных состояний.

    Человек с «кризисом среднего возраста» отчаянно пытается отыграть жизнь назад, успеть заявить миру о себе, найти свое место. Если есть отношения, то они проходят серьёзную проверку. Чем сильнее внутренний конфликт человека, тем большая угроза висит над всем, что было худо-бедно построено до сих пор: работа, семья, друзья.

    Если человек так и не смог преодолеть внутреннюю панику, не смог найти себе применение, разрушил все построенное, а нового не создал, то он чувствует опустошение, и может почувствовать бессмысленность жизни и желание покончить с ней, как с чем-то ненужным.

    Но есть хорошая новость: у него есть почти в два раза больше времени, чтобы успеть наверстать все упущенное в первые 25 лет.

    Старость: это все, что останется после меня

    С переходом на последнюю стадию человек, умудренный опытом, приобретает способность делать выводы о себе:

    • Достойным ли был его жизненный путь?
    • Смог ли он реализовать все, что хотел?
    • Насколько он доволен собой и тем, что останется после него?

    Если человек не может ответить положительно на возникающие в его голове вопросы, то у него еще есть чувство незаконченных дел. Он превращается в ворчливого дедушку (или ворчливую бабушку). Незавершенные дела и нереализованные цели рождают неудовлетворенность собой и разочарование в жизни.

    Резюмируем

    Возрастная периодизация Эриксона — предложенная психологом классификация развития личности. В соответствии с теорией, человек, родившись с определенным потенциалом, заложенным в нем природой, проходит 8 этапов взросления, на каждом из которых он решает отдельную задачу, которая становится основой развития его природных способностей и его реализации в обществе.

    На каждом этапе личность развивается, приобретает сильные или слабые качества — в зависимости от того, решает ли он основную задачу развития, или нет. Слабое развитие личных качеств не является фатальным. Это означает сложности решения задач на следующих этапах. При должном упорстве все проблемы предыдущих этапов можно решить на стадии зрелости.

    agesecrets.ru

    3.1.2. Периодизация личностного развития э.Эриксона.

    Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

    Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года

    Задача второй стадии – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, У него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

    Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность – это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

    Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

    Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,– поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,– это размывание чувства «Я». При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет.

    Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону – э го способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

    Задача седьмой стадии – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.

    На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил.

    0 – 1 год – раннее младенчество социальное качество – надежда, доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок – родитель удовлетворение потребности в общении с родителями недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

    1 – 3 года – позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество. Воля, самостоятельность, уверенность в себе, сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда

    3 – 5 лет – возраст игры социальное качество- целеустремленность инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки поло-ролевого поведения, чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков поло-ролевого поведения

    5 – 11 лет среднее детство социальное качество- компетентность стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность

    11 – 20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верностьэгоидентичность (собственная уникальность) жизненное самоопределение поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) путаница ролей смещение временных перспектив смешение форм полоролевого поведения

    20 – 40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество – любовь, интимность стремление к контактам с людьми желание и способность посвятить себя другим людям рождение и воспитание детей изоляция избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение).

    40 (45) — 60 лет средняя взрослость социальное качество — заботатворчество (особенно в труде) продуктивная и творческая работа над собой и другими застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе ранняя инвалидность.

    studfiles.net

    основные принципы теории, этапы развития личности и отзывы психологов

    Возрастная периодизация Эриксона — учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии «Я-индивида». В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.

    Таблица Эриксона

    Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.

    Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.

    Стадии

    Возраст

    Сильные стороны

    Слабые стороны

    Значимые взаимоотношения

    Младенчество

    до 1 года

    Базисное доверие

    Базисное недоверие

    Личность матери

    Детство

    1-3 года

    Автономия

    Сомнение, стыд

    Родители

    Дошкольный возраст

    3-6 лет

    Предприимчивость, инициативность

    Чувство вины

    Семья

    Школа

    6-12 лет

    Трудолюбие

    Неполноценность

    Школа, соседи

    Юность

    12-20 лет

    Идентичность

    Ролевой беспорядок

    Разные модели лидерства, группа сверстников

    Молодость, ранняя зрелость

    20-25 лет

    Интимность

    Изоляция

    Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция

    Зрелость

    26-64 года

    Производительность

    Застой

    Ведение домашнего хозяйства и разделение труда

    Старость

    после 65 лет

    Интеграция, целостность

    Безвыходность, отчаяние

    «Свой круг», человечество

    Биография ученого

    Эрик Хомбургер Эриксон родился в Германии в 1902 году. В детстве получил классическое еврейское воспитание: его семья ела только кошерную пищу, регулярно посещала синагогу, отмечала все религиозные праздники. Заинтересовавшая его проблема кризиса идентичности была напрямую связана с его жизненным опытом. Мать скрывала от него тайну происхождения (он рос в семье с отчимом). Появился он из-за внебрачной связи своей матери с датчанином еврейского происхождения, о котором практически нет никакой информации. Известно только, что его фамилия были Эриксон. Официально она была замужем за Вальдемаром Саломонсеном, который работал биржевым маклером.

    В еврейской школе его постоянно дразнили за нордическую внешность, так как его биологический отец был датчанином. В государственной школе ему доставалось за иудейскую веру.

    В 1930 году он женился на танцовщице из Канады Джоэн Серсон, с которой через три года эмигрировал в США. В своих работах в Америке он противопоставил теории Фрейда, в которой психологическое развитие личности подразделялось только на пять стадий, собственную схему с восемью этапами, добавив три стадии взрослого состояния.

    Также именно Эриксону принадлежит концепция эго-психологии. По мнению ученого, именно наше Эго отвечает за организацию жизни, здоровый личностный рост, гармонию с социальным и физическим окружением, становясь источником собственной идентичности.

    В США в 1950-е годы он стал жертвой маккартизма, так как его заподозрили в связях с коммунистами. Он покинул университет Беркли, когда от него потребовали подписать клятву о лояльности. После этого работал в Гарварде и клинике в Массачусетсе. В 1970 году получил Пулитцеровскую премию в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

    Ученый умер в штате Массачусетс в 1994 году в возрасте 91 года.

    Младенчество

    Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.

    В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.

    Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.

    В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.

    Раннее детство

    Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.

    Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие.

    Дошкольный возраст

    Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона — дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.

    Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.

    В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.

    Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.

    Школьный возраст

    Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.

    Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся «вкус к работе», «трудолюбие». Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле «Я — то, чему я научился». В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.

    У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.

    Юность

    Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.

    Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона — собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.

    Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.

    Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.

    Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.

    Молодость

    В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия — молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.

    Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.

    Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.

    Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии — эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.

    Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.

    Зрелость

    Седьмая стадия, самая продолжительная. Она развивается с 26 до 64 лет. Основной проблемой становится выбор между инертностью и продуктивностью. Важный момент — творческая самореализация.

    Эта стадия включает в себя интенсивную трудовую жизнь, формально новый стиль родительства. При этом возникает способность проявлять интерес к общечеловеческим проблемам, судьбам окружающих, задумываться об устройстве мира, грядущих поколениях. Продуктивность может проявляться в качестве заботы следующего поколения о молодежи, желая помочь найти место в жизни и выбрать правильное направление.

    Трудности на этапе производительности могут привести к навязчивому желанию псевдоинтимности, желанию протестовать, противиться тому, чтобы отпускать собственных детей во взрослую жизнь. Взрослые люди, которым не удается стать продуктивными, замыкаются в себе. Основным предметом из заботы становятся личные удобства и потребности. Они концентрируются на собственных желаниях. С потерей продуктивности заканчивается развитие личности как деятельности члена общества, межличностные отношения становятся беднее, заканчивается удовлетворение собственных нужд.

    Старость

    После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.

    При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.

    Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.

    fb.ru

    7.Периодизация развития личности по э. Эриксону

    Стадия развития

    Область социальных отношений

    Полярные качества личности

    Результат прогрессивного развития

    1. Младенчество (0 1)

    Мать или

    замещающее ее лицо

    Доверие к миру — недоверие к миру

    Энергия и жизненная радость

    2. Раннее детство (1-3)

    Родители

    Самостоятельность — стыл, сомнения

    Независимость

    3. Детство (3-6)

    Родители, братья и сестры

    Инициатива — пассивность, вина

    Целеустремленность

    4. Школьный возраст (6-12)

    Школа, соседи

    Компетентность — неполноценность

    Овладение знаниями и умениями

    5. Отрочество и юность (12-20)

    Группы сверстников

    Идентичность личности непризнание

    Самоопределение, преданность и верность

    6. Ранняя зрелость (20-25)

    Друзья, любимые

    Близость — изоляция

    Сотрудничество, любовь

    7. Средний возраст (25-65)

    Профессия, родной лом

    Продуктивность — застой

    Творчество и заботы

    8. Поздняя зрелость (после 65)

    Человечество, ближние

    Целостность личности — отчаяние

    Мудрость

    Детство

    1. Доверие и недоверие

    Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

    Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

    Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

    Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

    Достижение равновесия

    2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).

    Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

    Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

    Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

    Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

    3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).

    Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

    Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

    4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).

    Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

    В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин­зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко­торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко­дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен­ка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач­котню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

    В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

    Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

    Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

    Кризис подросткового возраста

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *