31. Стили, виды и типы педагогического общения. Основные стили педагогического общения.

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Стиль пед.общения – индивид.типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанником.

Выделяют следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним ученики буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Такой стиль формирует отношения учитель — ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Виды. Педагогическое взаимодействие (П. в.) осуществляется в 2 осн. видах: 1) индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, диадическое О. «лицом к лицу» и 2) фронтальное О. педагога с целым классом или группой детей — в подсистеме «учитель-ученик-ученик» (детская группа). Межличностное взаимодействие в каждой из обозначенных подсистем требует от педагога использования разл. средств О. и опирается на разл. внутриличностные ресурсы. Есть педагоги, склонные либо к диадическому, либо к фронтальному межличностному взаимодействию, — в процессе подготовки будущего учителя необходимо формирование универсальной культуры пед. О. Существенна роль личностно-предметной опосредованности П. в.: учитель взаимодействует с учеником непосредственно (субъектсубъектное взаимодействие), и «через» преподаваемый учебный предмет (субъект-объект-субъектно).

Типы взаимодействия людей.

Исследование различных типов взаимодействия:

1. Кооперативное взаимодействие или кооперация — это взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного согласия и не нарушают его, пока совпадают их интересы.

2. Конкурентное взаимодействие или конкуренция- взаимодействие, которое характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей или интересов в условиях противоборства между людьми.

При изучении фиксируется показатель тесноты кооперации. 1. Степень включенности во взаимодействии. 2. Вклады партнеров в достижение совместной цели.

Крайний вариант конкуренции — конфликт. Конфликт – это обострение отношения, когда позиция и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.

studfile.net

Педагогическое общение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе[1].

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности[2].

Роль общения в воспитательном процессе[править | править код]

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

[3]

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

[2]

Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.[1]

Условия эффективности педагогического общения[править | править код]

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

  • Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
  • Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
  • Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.[4]

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения[править | править код]

  • Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
  • Социальная установка на человека (аттракция).
  • Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
  • Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
  • Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
  • Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
  • Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
  • Речевое развитие.
  • Педагогическая интуиция.[1]
  • Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
  • Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
  • Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
  • Эффект проекции
     — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
  • Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.[1]

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).[5][6]

Виды стилей педагогического общения

  • Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
  • Неперспективные: общение-устрашение, общение-заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения.

[7]

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов, К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий») и параметры поведения: наступательность — оборонительность; деловитость — позиционность; дружественность — враждебность; сила (уверенность) — слабость (безвольность).[8] Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.

  • Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2010.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1988.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.
  • Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1993.
  • Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. (недоступная ссылка) — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с. — Гл. 23. — С. 458—482.
  1. 1 2
    3
    4 Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М., 2008. — С. 167.
  2. 1 2 Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 459.
  3. ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 175.
  4. ↑ Бодалёв А. А. Личность и общение.- М..1983.
  5. ↑ Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 468.
  6. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.
  7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008..- С. 168.
  8. См. гл. 3-7 в кн.: Ершова А. П., Букатов В. М
    . Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.

ru.wikipedia.org

Стили педагогического общения и взаимодействия

Педагогический процесс подразумевает возникновение между его участниками определенных стилей общения и взаимодействия. Установившийся стиль общения и взаимодействия оказывает большое влияние на личности участников педагогического процесса, особенно учащихся, а также на возможность возникновения разногласий и конфликтов.

Сущность педагогического взаимодействия

Определение 1

Педагогическое взаимодействие – это процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, в результате чего порождается их взаимная связь и обусловленность.

Стороны педагогического взаимодействия:

  • Функционально-ролевая. Взаимодействие педагога и ученика обусловлено функциями педагогического процесса и ролями его участников (ученик – учится, педагог – дает знания и осуществляет контроль).
  • Личностная. В процессе педагогического взаимодействия ученик и педагог воспринимают личные и индивидуальные качества друг друга.

Оптимальный педагогический процесс сочетает в себе обе стороны педагогического взаимодействия.

Стратегии педагогического взаимодействия:

  1. Кооперативное взаимодействие (кооперация). При данной стратегии каждый участник педагогического взаимодействия вносит свой вклад в процесс, с целью его оптимизации.
  2. Конкурентное взаимодействие (конкуренция). При данной стратегии наблюдается конкуренция между его участниками за приоритет, что в последствие приводит к возникновению конфликтов.

Для оптимизации педагогического взаимодействия необходимо организовать процесс таким образом, чтобы преобладала кооперация, для этого педагогу как организатору всего процесса необходимо ориентироваться на личность учащегося и выстраивать с ним положительные взаимоотношения.

Феномены педагогического взаимодействия:

  • Феномен фасилитации. Осуществление изменения эффективности учебной деятельности ученика при его контакте с учителем и другими учащимися, то есть постепенная вовлеченность в учебный процесс.
  • Феномен взаимопонимания. Формирование системы чувств и взаимоотношений между участниками педагогического процесса, оказывающих положительное воздействие на достижение поставленной цели (доверие, интерес, самораскрытие и т.д.).
  • Феномен отраженной субъектности. Возникает из личности педагога, его манеры общения, внешнего вида и т.п. Психологический облик педагога переходит в личностную сферу учащихся.

Стили педагогического взаимодействия

Выделяют два стиля педагогического взаимодействия между ребенком и педагогом:

  1. Субъектно-объектное взаимодействие,
  2. Субъектно-субъектные отношения

Субъектно-объектное взаимодействие. При данном стиле взаимодействия педагог – субъект, а ребенок (ученик или воспитанник) – объект. Педагог выступает как организатор педагогического процесса, а ребенок как исполнитель задач и требований, поставленных перед ним педагогом.

При правильно организованном субъектно-объектом взаимодействии у ребенка формируются такие качества как: дисциплинированность, ответственность, уважительное отношение к педагогу; ребенок получает необходимые знания, умения и накапливает опыт. Однако отрицательным момент является то, что при таком стиле взаимодействия у детей возможно снижение мотивации к педагогическому процессу, так как от ребенка не требуется проявление инициативы, ограничена самостоятельность.

Субъектно-субъектные отношения. Противоположны субъектно-объектному взаимодействию, так как дети выступают при таком стиле взаимодействия как равные участники педагогического процесса. Педагогический процесс направлен на развитие таких способностей у детей как инициативность, коллективизм, нестандартное мышление, творчество и т.п. В итоге вся осуществляемая деятельность приобретает для ребенка личную значимость, формируя у него активность и самостоятельность.

Педагог, имеющий личностно-ориентированную установку педагогического взаимодействия способствует развитию у ребенка сознательности, формированию личного «Я» во взаимосвязи с другими членами общества. Общение с детьми в рамках данного подхода ведется в диалоге, педагог не ставит себя выше детей.

Понятие и виды стилей педагогического общения

Определение 2

Педагогическое общение – это стиль общения педагога с учениками (воспитанниками) в процессе воспитательно-образовательной деятельности и вне ее, с целью создания благоприятного психологического климата между участниками процесса.

Функции педагогического общения:

  1. Познание личности участников педагогического процесса.
  2. Обмен информацией. Осуществляется обмен духовными и материальными ценностями между участниками процесса, для обеспечения положительной мотивации к педагогическому процессу.
  3. Организация деятельности. Определение правил осуществления педагогического процесса.
  4. Обмен ролями. Педагог устанавливает роли для всех участников педагогического процесса, вовлекает детей в процесс, меняет роли.
  5. Самоутверждение. В процессе работы педагог способствует осознанию каждым ребенком своего «Я», своей личности и значимости, формирует адекватную самооценку.
  6. Сопереживание. Педагог обеспечивает условия, при которых участники процесса понимают и принимают чувства других, формирует эмпатию, учит сопереживанию.

Виды стилей педагогического общения:

  • Устойчиво-положительный стиль. Реакция педагога на поведение и возможные недостатки в учебных работах детей, всегда имеет ровный и спокойный тон при общении с детьми, но при этом педагог проявляет свои эмоции
  • Пассивно-положительный. Педагог, в общем, не заинтересован в получении детьми знаний, положительно относится к любому течению педагогического процесса, тон общения всегда пассивно спокойный, безэмоциональный.
  • Неустойчивый стиль. Настроение педагога и его отношение к педагогическому процессу и детям зависит от настроения, состояния здоровья, бытовых проблем и т.д.
  • Ситуативно-отрицательный. Педагог меняет стиль общения с детьми в зависимости от педагогической ситуации. В случае положительных результатов учебных работ или поведения детей – спокойный стиль общения, при плохом поведении и не удачах в работах – резко отрицательный.
  • Устойчиво-отрицательный стиль. Наиболее часто встречающийся стиль общения. Педагог не может или не хочет выстроить взаимоотношения с детьми, постоянно ими не доволен, и не скрывает этого. При данном стиле общении у детей складывается негативное отношение к педагогическому процессу, снижается мотивация.

Помимо этого выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили общения.

Замечание 1

Таким образом, стиль общения и взаимодействия между педагогом и детьми имеет большое значение для продуктивности педагогической деятельности.

spravochnick.ru

Особенности педагогического общения

  1. Понятие педагогического общения

  2. Две основные модели общения

  3. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

  4. Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе

  5. Барьеры педагогического общения

  6. Вербальное взаимодействие учителя с учениками

  7. Конфликты в условиях учебной деятельности

  8. Как разрешить педагогический конфликт?

  9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ

1.Понятие педагогического общения

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом .

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

  • контактную— установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

  • побудительную— стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

  • эмотивную— побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

  Высшая ценность педагогического общения — индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинствоичестьпедагога, достоинство и честь учащихся — важнейшая ценность педагогического общения. Но педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность,бескорыстие, доверие,милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

  1. учебно-дисциплинарную;

  2. личностно-ориентированную.

1. Учебно-дисциплинарная модель общения.Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я». Для рассматриваемой модели общения характеренавторитарныйстиль общения, где:

  • Способы общения:наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

  • Тактика общения:диктат или опека.

  • Личностная позиция:удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения (см. ниже).           Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя — педагога к получателю — учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически не достигает основной цели образования — становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной кадекватнымшагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретает черты зависимости,конформности.2. Личностно-ориентированная модель общения.Цель личностно-ориентированной модели общения — обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

  • Способы общения:понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

  • Тактика общения:сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

  • Личностная позиция педагога:исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии

studfile.net

ТЕМА 18. СТИЛИ И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — Мегаобучалка

Задачи занятия: 1.Проанализировать стили общения, их возможности в педагогическом процессе. 2. Рассмотреть виды общения. 3. Сформировать представление о культуре общения и педагогическом такте.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать — стили общения и в каких случаях или при каких обстоятельствах целесообразно использовать тот или иной стиль общения;

уметь— выбирать и использовать в заданных на данном занятии условиях вид и стиль общения.

Управление общением достигается изменением стиля, содержания и техники общения. Под стилем общенияпонима­ют индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников.

Классификация стилей общения:

Автократический стиль— стиль прямого принужде­ния, единоначалия, полной концентрации власти в своих руках, педагог не терпит возражений и критики. При такой системе общения чаще возникают конфликты и скрытое неподчинение, особенно по мере взросления и роста спортивных результатов воспитанников.

Авторитарный стильтакже характеризуется концентра­цией полной власти у педагога, но его труднее распознать, так как усилия направляются не на демонстрацию власти, а на ее маски­ровку. Педагог может быть внешне приветлив, способен поинтере­соваться мнением подопечных, но всегда поступит по-своему, ча­ще всего без учета их интересов. Недостаток этого стиля общения -в эгоистической сути управления воспитанниками и,в том, что у них не формируется самостоятельность и активность.

Демократический стиль.Взаимоотношения строятся на основе уважения личности воспитанника, допускаются обсу­ждения и поощряется инициатива, учитываются желания от­дельных воспитанников. Все это способствует созданию атмо­сферы увлеченности совместной деятельностью, положительно влияющей на результат.

Либеральный стиль.Поведение преподавателя — нереши­тельное, он часто идет на поводу у занимающихся. Обычно причи­нами такого стиля могут быть: профессиональная некомпетент­ность, боязнь или безразличие к воспитанникам, отсутствие интере­са к осуществляемой деятельности.



Объединяющий или интегративный стиль— исполь­зование педагогом сочетания разных стилей.

Каждый из перечисленных стилей общения в конкретных педагогических ситуациях может быть полезен и способен обеспечивать хорошие результаты обучения и воспитания.

Виды общения:

1. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное— общение между двумя субъектами; личностно-групповое— общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

2. По содержанию и целям выделяют деловое (происходит в официальной обстановке занятий) и неделовое (общение в сво­бодное от учебной деятельности время) общение. Деловое обще­ние может быть: необходимым, желательным и нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению педагогических задач; или нежелательным, затрудняю­щим достижение поставленной педагогом цели.

3. По продолжительности общение может быть кратко­временными длительным.

4.По использованию знаковой системы: вербальное — сло­весное общение и невербальное— жесты, мимика, пантомимика.

5. Общение может быть внешним —передача информации партнерами по общению и внутренним— общение с самим собой.

Культура педагогического общенияосновывается на сово­купном положительном опыте, полученным в теории и практике обще­ния, что позволяет наиболее успешно решать педагогические-задачи. Высокий уровень овладения педагогом технологией общения характе­ризуется культурой его речи и педагогическим тактом. Основными по­казателями культуры речислужат ее правильность, чистота и точ­ность, доступность, уместность и выразительность. Педагогическийтакт — это чувство меры использования педагогически целесообразных средств воздействия на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения, не вызывающий у них ощущения обиды и унижения достоинства.

Вопросы и задания:

1.Какие стили педагогического общения вы знаете и в чем их особенность?

2. Какую роль играет стиль общения в профессиональной деятельности педагога?

3. В чем целесообразность каждого из стилей общения, и при каких педагогических условиях и ситуациях каждый из них может стать неприемлемым?

4. Какие из стилей общения свойственны вашему тренеру (учителю физической культуры), с работой которого вы хорошо знакомы? Охарактеризуйте его стиль общения по следующим показателям: особенности взаимоотношений тренера с зани­мающимися и эффективность его коммуникативной деятельно­сти; особенности речевого общения; особенности проявления личностных качеств.

5. Определите выбор стиля общения в зависимости: а) от этапа развития коллектива; б) от реально сложившихся педаго­гических условий.

6. Покажите на примере воспитания спортивного коллек­тива целесообразность использования тренером объединяющего (интегративного) стиля общения.

7. Проведите педагогическое наблюдение за применени­ем тренером стилей общения в процессе учебно-тренировочного занятия (форма протокола педагогического наблюдения пред­ставлена в приложении № 14). Оцените целесообразность и эф­фективность их применения в зависимости от поставленных за­дач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса.

8. Какие признаки характеризуют культуру речи тренера? Понаблюдайте за особенностями общения ваших коллег и опре­делите для них пути преодоления недостатков.

9. Изучите степень сформированности у себя педагогическо­го такта, используя методику, представленную в приложении № 15. Предложите возможные пути повышения исходного уровня.

Советы по подготовке к занятию:

Повторите материал темы № 11 (признаки коллектива как демократического объединения) и темы № 17 (функции педаго­гического общения и личная педагогическая техника).

Следует иметь в виду, что учителю и тренеру желательно в достаточной мере владеть всеми стилями общения и разнооб-

разить их применение в зависимости от стоящих задач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса. Помните, что овладение всеми стилями общения возможно только через упражняемость в их применении, при этом следует ориентироваться на реальные обстоятельства, складывающиеся в период педагогической практики.

Продумайте примеры из личного школьного или спор­тивного опыта, когда возникали какие-либо сложные ситуации, и выбор какого вида или стиля общения в этом случае мог быть наиболее приемлемым.

Литература для подготовки: основная — 8, 12, 24; до­полнительная — 2, 10,11, 16, 17,32, 36, 41.

megaobuchalka.ru

1. Сущность педагогического общения

Лекция 4

ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Сущность педагогического общения

2. Функции и средства общения

3. Стили общения и стили педагогического руководства

4. Педагогический такт

5. Общение: наука и искусство

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психо­логи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет — это, прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педа­гог воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной ра­боты им необходимы не только предметные и психолого-педаго­гические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыс­лима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профес­сионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями орга­низовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрыва­ются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леон­тьева, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно яв­ляется «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз­витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педа­гогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспи­танников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обра­щают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педаго­гического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессио­нально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего, потому, что общение — важное средство реше­ния учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуаль­ные и личностные особенности, получает информацию о ценно­стных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и вос­питанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эф­фективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существен­ное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знани­ями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказы­вает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, при­знание его познавательных возможностей, поддержка в самостоя­тельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфорт­ные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя. Что же такое педагогическое общение? Как бы вы сформулировали это определение? Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями»; «педагогическое общение — это жизнь в школе»; «общение — это когда тебя понимают педагоги»; «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения»; «об­щение — это сотрудничество»; «общение — это встреча с люби­мым учителем, с друзьями»; «педагогическое общение — это все­гда обмен знаниями, впечатлениями»; «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть фе­номена.

Теперь приведем определение понятия, данное В. А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогиче­ским общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информа­цией, познание личности, оказание воспитательного воздействия»[1,с.83].

Из определения следует, что педагогическое общение — про­цесс сложный.

studfile.net

2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками.

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность.

Общение — это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.

Выделяют два вида общения:

  1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

  2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентировано.

Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также п области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.

Стили педагогического общения. Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я.Л.Коломинский, М.Ю.Кон-дратьев и др.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

Наряду с рассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию. Так, В.А.Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся: общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

Достаточно результативным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однако дружественность не должна нарушать статусные позиции. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей педагогического общения является общение-дистанция. Этот стиль используют как опытные педагоги, так и начинающие.

Вместе с тем исследования показывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений. Она является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму — общение-устрашение. Этот стиль наиболее часто используется начинающими педагогами, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического взаимодействия.

Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о