Содержание

Цель и смысл жизни человека. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием.

Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности. 

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом.

Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

 

Подробнее см. Глава 1 — Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Смысл человеческого бытия. Основные подходы к пониманию смысла жизни

Человек по природе своей отличается от всех других живых существ. Он скорее постоянно нереализуемое адекватное существо, которое на протяжении сей своей жизни стремится, но никогда не достигает цели жизни родовой и исторической. Но именно в такой неудовлетворённости, а также нереализованности заключается причина творческой деятельности человека.

Творческая деятельность, не заключённая в непосредственных мотивах, побуждает человека к активным действиям. Отсюда следует, что главная задача каждого человека – развивать себя, чтобы внести свой вклад в исторический процесс и стать полезным для общества, кроме того всестороннее развитие – это и призвание, и назначение и цель каждого отдельного человека.

Философия смысла жизни и человеческого бытия

Смысл всего человеческого существования заключён в том, чтобы реализоваться посредством своих же поступков. Каждый из нас определяет для себя свои ценности, картину мира и воззрения. Но не редко так случается, что картина мира в представлении конкретного человека имеет некий мифологический подтекст. Это происходит ввиду того, что картина мира формируется под воздействием прошлого, которое основано было предыдущими поколениями, которые жили на этом месте до нас, и будут жить после нас.

Как правило, эта картина мира представлена различными лозунгами, овеяна всевозможными мифами и стереотипами, но не предками, а современниками о предках. Очень сложно рассуждать о смысле жизни и о том, насколько он осознанный, ведь каждый человек строит свою систему ценностей, основываясь на каких-то конкретных примерах из истории.

Чаще всего проповедует господствующую политическую идеологию или религию.

Испокон веков мыслители разных стран задумываются над вопросами: «В чём смысл бытия? Для чего живёт человек? Какова его цель в этом мире?» Более того, многие философы тратили свою жизнь, чтобы ответить на этот вопрос, посвящали свои труды этой теме.

Для простого обывателя всё сводится к приземлённым целям и выглядит список примерно так:

  • Обретение семейного счастья. Создать семью, завести детей дать им достойное образование и прожить жизнь мирно и тихо.
  • Обретение материальных благ и возможность ими распоряжаться. Многие считают, что за деньги можно купить всё, поэтому стремятся к зарабатыванию денег.
  • Посвятить свою жизнь науке и научным открытиям. Учёные стремятся познать мир посредством науки и своих исследований.
  • Нет смысла в нашем существовании. Всё суета сует.
  • Поиск ответа в духовных проявлениях. Некоторые реализуют себя в религиозной среде.
  • Участие в социальной борьбе. Участие в революционных движениях и противоборствующих организациях.
  • Страдание. Некоторые люди считают, что страдание и есть самое человеческое в нём. Они растут, обретают зрелость, перерастают самих себя и в момент своего беспомощного состояния, когда надежды уже ни на что нет, чувствуют непреодолимое желание измениться.
Пример 1

С. Л. Франк в своей книге «Смысл жизни» писал:» Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?.. Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь, есть ли для этого какая-либо твёрдая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения всё той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?»

Вопрос о смысле жизни не только интернационален, но и стоит гораздо выше проблем расовой принадлежности, пола или возраста. Трудность понимания и осознания смысла жизни заключается в том, что каждый человек индивидуален и может представлять собой своеобразие взглядов и воззрений, которые являются неотъемлемой частью его бытия.

Философские школы о смысле жизни

На всех этапах развития философской мысли, вопрос о смысле человеческого существования стоял на первом месте.

Философы Древней Греции выдвигали идеи о том, что человеческий разум напрямую связан с основной и главной идеей всей древнегреческой культуры – побуждению к самопознанию.

Пример 2

На одной из колонн храма Аполлона в Дельфах высечено изречение «Познай самого себя»

Именно это и стало фундаментальной установкой на поворотных пунктах истории.

Сократ всю свою жизнь посвятил самопознанию. Он был уверен, что целью человеческого существования является философствование. Он был занят познанием себя через испытания и говорил о том, что преодоление барьера неведения ведёт к осознанию, что в мире существует добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и ложь.

Платон, в свою очередь, рассуждал следующим образом, что счастье возможно только с наступлением загробной жизни. Земная жизнь не может быть счастливой и совершенной, потому что идеальная бессмертная душа закована как в кандалы в бренное человеческое тело, которое не имеет ничего общего со счастьем и блаженством. В силу этого он продолжает и утверждает, что человеческая душа имеет три составные части: первая – идеально-разумная способность, вторая – вожделяюще-волевая способность и третья – инстинктивно-эффективная способность. От этих способностей и зависит судьба человека, какая из них станет лидирующей, такой и будет судьба человека. Именно это станет определяющим фактором для деятельности человека и смысла его жизни.

Согласно воззрениям Аристотеля, счастье – это цель всех поступков человека и смысл человеческого бытия. Мышление и познание сравнимо с занятием искусством, поскольку это тоже дарит наслаждение и позволяет познать себя и мир. То же самое можно говорить и о научной деятельности, здесь подразумеваются дианоэтические добродетели, которые развиваются в человеке, для познания и подчинения разуму страстей.

Киники выдвигали теорию о том, что смысл человеческого бытия заключается в добродетели. По их мнению, следует довольствоваться малым, не претендовать и не посягать на что-то большее, нежели у тебя уже есть, именно это поможет избежать зла и сделает человека независимым и свободным.

Эпикурейцы говорили о том, что целью жизни является получение удовольствия. Они имели в виду, в первую очередь, наслаждение чувств. При этом поясняли, что избавление от страхов и страданий, также истинное наслаждение. Идеальная жизнь, по мнению эпикурейцев, это существование в спокойном месте, бесконечное созерцание, или попросту говоря – атараксия.

Стоики представляли цель человеческого существования как нравственность, она же, по их мнению, немыслима без истинного познания. Полноценная жизнь в согласии с Логосом и природой – это истинный добродетель человека, он же имеет бессмертную душу. Идеальная жизнь, по мнению стоиков, заключается в том, чтобы не высказывать и не выражать никакие отрицательные реакции по отношению к внешним или внутренним раздражителям.

Высший смысл существования, по мнению Августина Блаженного, заключается в возможности поиска духовной благодати и понимании существования божественного. В силу этого, божественное откровение  — это высшая форма познания смысла жизни.

Пример 3

И. Кант говорил: «Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования».

Абсолютная идея, по мнению Г. Гегеля, является основой для решения проблемы, которая связана со смыслом человеческого бытия. Абсолютная идея является могучей внешней силой, которая послужила толчком для существования всего, при этом она же это всё и наполнила жизнью, и дала возможность существовать. Более того, абсолютная сила сама поддерживает равновесие всего на земле.

По мнению А. Шопенгауэра, Мировая воля – это проявление жизни. При этом каждый человек на земле, скорее жертва случая, потому что проявление Мировой воли происходит бессознательно и безразлично по отношению к сотворённому, в том числе и каждому отдельному человеку. Жизнь, согласно А. Шопенгауэру, это ад, потому что человек вынужден бороться со смертью, но в конечном итоге всё равно проиграет эту борьбу, а все наслаждения в жизни рано или поздно заканчиваются страданиями и муками. Человеку, которому известна эта истина, ни к чему брать от жизни всё, ему достаточно малого, он спокойно относится к самоограничению и обузданию страстей, поскольку знает, что за это в итоге придётся заплатить немалую цену.

Ф. Ницше говорит о том, что смысл жизни заключается в подготовке Земли для появления человека со сверхъестественными способностями.

Пример 4

Ф. Ницше писал: «Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком… В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение».

Идеи Ф. Ницше имеют нечто общее с идеями современников, а именно со сторонниками учения трансгуманизма. Это они выдвигают теорию о появлении сверхчеловека или постчеловека – человека будущего.

Представители экзистенциализма К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю говорили о том, что люди – это частицы, которых поместили в земное существование, при этом получают они своё определение и оценку благодаря своему выбору и действию.

Ж.-П. Сартр говорил: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

У. Джеймс и Дж. Дьюи весьма прагматично относились к вопросу исследования смысла жизни. Они выдвигали мнение о том, что смысл заключается в поиске полезности жизни. Цели, которые помогают осознавать ценность жизни, и есть её фундаментальный смысл.

Пример 5

У. Джеймс говорил: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

Прагматический подход был основан на идеи того, что смысл жизни может быть постигнут только через опыт.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что различные философские движения и школы по своему определяют смысл жизни, каждый по своему даёт ответ на вопрос: «В чём смысл человеческого бытия?» При этом никто не говорит об истинности только своего учения, а скорее призывают следовать своим воззрениям и искать собственный ответ на извечный вопрос.

Стоит отметить, что у всего есть смысл жизни, но не каждый смысл заслуживает одобрительной оценки. В случае отступления от этической ответственности, осознанно или бессознательно, человек идёт прямой дорогой в царство аморальности.

В некоторых случаях человеческая жизнь теряет смысл, это описывается через такие экзистенциальные моменты:

  • Скука. Человек, который переживает бессмысленность своего существования, не может найти себе занятие по душе, а если всё же находит, то вряд ли эта деятельность вызывает у него чувства удовлетворения. Он играет роль утяжелителя, который насильно навязан ему внешним миром.
  • Тоска, раздражение, депрессивные состояния.
  • Отсутствие значимых целей. Для человека значимы только те цели, которые он сам себе поставил. К сожалению, цели, навязанные обществом, не воспринимаются как собственные и не приносят удовлетворения.
  • Собственная незначительность. Подразумевается личностное одиночество и непонимание своего предназначения в субъект-субъектных отношениях.
  • Собственное место в универсуме ощущается будто случайное, не имеющее оснований для данного существования, кроме того не имеющее никакого предназначения.
  • Непринятие реальных условий жизни и полное отрицание их.

С другой стороны существуют моменты, которые определяют наличие смысла жизни. Они заключаются в нижеследующем:

  • Самопроизвольное проявление интереса к жизни и к людям. Интерес и смысл как бы противоположны, но при этом дополняют друг друга. Ведь интерес порождает смысл жизни и делает её осознанной, а смысл при этом стремится удержать интерес к реальной жизни. В силу этого, можно точно утверждать, что те, кто страдает от бессмысленности своей жизни, находится в депрессивном состоянии и умирает от скуки, в первую очередь, обязан найти интересное для самого себя.
  • Самопроизвольная радость. При наличии у жизни смысла, человек неосознанно проявляет чувство радости и удовлетворённости. Оно проявляется в тайной силе, которая дарит человеку воодушевление и способность творить. Однако, чтобы осознать, откуда берётся эта радость, необходимо совершить определённые действия, которые выведут содержание смысла жизни на уровень сознания.
  • Целеустремлённость. Смысл кроится во внутренних целях, а реализуется через внешние. Простой пример: композитор видит смысл своего существования в том, чтобы писать музыку, которая идёт у него изнутри, он воплощает свою внутреннюю бесконечную цель в конкретных произведениях. То же самое происходит и с художником. Ещё один пример: женщина усматривает смысл своего бытия в том, чтобы любить своих детей, воспитывать их, ухаживать за ними, а посему она выражает себя в бесконечной любви к детям и деятельности, направленной на их достойное существование.
  • Переживание собственной значимости и важности в отношениях с окружающими. Цель определяется достижением чувства единения и гармонии. Конечно, конфронтация, соперничество и даже вражда могут стать смыслом жизни, но в такой ситуации человек противостоит одним людям, а других поддерживает и вступает с ними в союзничество. Если человек потерял «свой круг» и считает, что ему нет смысла для кого-то или для чего-то жить, он потерял и смысл бытия.
  • Представление и понимание собственного места в универсуме в качестве чего-то необходимого и безусловного, которое имеет основание и имеет определённое призвание. Если человеческое существование имеет оправдание, то человек, в свою очередь, имеет «право быть» и «быть таким, какой он есть».
  • Принятие реальности как безусловного блага, которое даже несмотря на все противоречия, страхи и лживость всё равно таковым является. В процессе нахождения и поддержания смысла бытия участвует не только разум человеческий, воля, сердце и человеческие чувства не чужды этому процессу. Без этих эмоциональных окрашиваний разговор о смысле жизни, превращается в абстрактные рассуждения, а сам смысл в неуловимый фантом. Но не стоит забывать, что это далеко не фантом, а то, что человек ближе всего ощущает и чем живёт.

Философские подходы в определении смысла жизни

Философская мысль выделяет несколько подходов, которые помогают разобраться с проблемой смысла жизни:

  • Теоцентристский.
  • Космоцентристский.
  • Социоцентристский.
  • Антропоцентристский.

Теоцентристский подход заключается в том, чтобы признать и доказать подчинение человеческой индивидуальности божественному промыслу. Такие взгляды характерны для ранних философских систем, которые характеризуются нравственностью. Сюда относятся восточные учения буддизм, джайнизм, конфуцианство. Современные неотомические концепции основываются на идеи стремления смысла человеческой жизни к конкретному космическому центру – «Омега». Человек может существовать в земной ипостаси и в божественной. На земле следует земным законам, а на небе – божественным. Кроме этого может выбирать эволюционный и индивидуальный путь. При этом эволюция – это вид божественного промысла.

Замечание 1

Приверженцы русского религиозной философии говорили о том, что смысл жизни заключается в вечном и непрекращающемся движении к Богу. В. С. Соловьёв утверждает, что Бог – это прообраз и идеал человека. В силу этого, мыслитель отрицает добродетельность поиска смысла жизни, если это происходит без Бога.

Замечание 2

Н. А. Бердяев полагает, что смысл человеческой жизни заключается в творчестве. В силу этого он даёт своей концепции название антроподиция, т.е. оправдание человека посредством творческой деятельности, которая, в свою очередь, очень близка к Божественному.

Космоцентризм понимает и представляет мир как космос – центр мироздания. Он основывается на природной естественной гармонии. Человек в этой системе играет роль микрокосмоса. Такая структура как вселенная в миниатюрном представлении, в которой человеку отведена совсем незначительная роль.

В учении Н. Фёдорова «Философия общего дела» автором высказывается мнение о том, что каждый человек, который когда-либо жил на земле должен воскреснуть, возродиться. А ценность человеческой жизни не может быть измерена, поскольку она бесконечна. В силу этого, главная задача общества состоит в том, чтобы подготовить каждого человека к бесконечному существованию.

Пример 6

Н. Фёдоров писал: «Наше тело должно стать нашим делом – человеческое тело надо приспособить к жизни в любых средах: человечество должно подготовить к воскрешению всех умерших не только физически, но и духовно. Все человечество должно быть готово к переселению в Космос, на другие планеты. В. Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса».

Такие же идеи продвигал в массы и К. Циолковский.

Социоцентризм определяет смысл человеческого существования в служении человека на благо общества. Здесь имеется в виду служение определённому классу или политической партии.

Пример 7

Посвятил свою жизнь другим людям Данко – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ради спасения своих соплеменников от тьмы губительного леса ценой своей жизни, Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё сердце, высоко поднял его над головой и вывел людей из леса в прекрасную степь. А люди, радостные и полные надежд, даже не заметили его смерти. Только один осторожный человек заметил сердце Данко возле его тела и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.

Антропоцентризм предполагает, что смысл жизни в самом человеке, но никак не во внешней среде. К. Хорни и А. Адлер высказывают мнение о том, что термин «самость» есть архетип полной самореализации. Говоря об этом, они полагаются на традиции психоаналитической философии и концепции самореализации человека. При этом Сартр в экзистенциалистской философии раскрывает смысл человеческого бытия в осуществлении собственного проекта. Он утверждает, что человек в процессе своего существования может достичь своей сущности благодаря результату его индивидуального труда.

Антропоцентризм тесно связан с логотерапией, которая базируется на силе человеческого духа.

Определение

Логотерапия – учение, созданное учёным психологом и философом из Австрии В. Франклом (1905-1997гг.), в котором человеческая сила превыше всего.

В. Франкл, который за свою жизнь пережил немало без и страданий в немецких концлагерях, пришёл к выводу, что человек одержим поиском смысла своего существования. Удовлетворение как раз-таки этой потребности является двигателем развития человеческой личности, души, сердца и разума. Все его мечты управляют человеческими решениями и поступками.

Замечание 3

В кругах современной молодёжи распространено движение эскапизм – форма социального поведения, (от англ. escape – убежать, спастись) и дауншифтинг (снижение жизненных оборотов), то, что Маркс называл «отчуждением человека от его человеческой сущности», а Франкл – «экзистенциальным вакуумом».

К сожалению, но такие воззрения являются частыми причинами к побуждению мыслей о самоубийстве. Кроме того являются следствием неврозов и психических расстройств среди молодёжи, которые выражаются в пассивном отношении к жизни, апатичном состоянии, увлечению наркотическими и алкогольными средствами.

В. Франкл выдвигает своё учение, которое основывается на оптимистичном мышлении и человеческой ответственности. Когда человек уверен, что ему есть ради чего жить и ради кого продолжать своё существование, он может сражаться с любыми опасностями и трудностями, преодолевая жизненные препятствия одно за другим. Мыслитель говорит о пробуждении поддержании внутреннего состояния «трагического оптимизма». Где оптимизм – это вера в лучшее будущее и в неограниченные возможности человеческого организма и разума. А трагический он потому, что в реальной жизни часто случается, что зло сильнее, а в особых случаях и предпочтительнее для человека.

Пример 8

В. Франкл писал: «Смысл нужно не просто искать, за него приходится сражаться с неблагоприятными обстоятельствами, с происками злых людей и, наконец, с самим собой, с собственной нерешительностью и ленью».

Однако не стоит забывать о том, что смысл жизни для каждого человека свой, он имеет свою уникальность, но при этом базируется на универсальных ценностях, которые наполняют жизнь человека смыслом (родные создания, яркие переживания, оживление способностей и добродетелей, творчество в любой его форме, сознательный и вдохновенный труд, любимое дело).

Исходя из всего этого, можно сделать вывод,  что человек – это не частица, которую поместили в этот мир без его сознания. Что он может заниматься творческой деятельностью, тем самым творит мир вокруг себя, и находит тем самым своё место в этом мире, созданным им самим. Но, к сожалению, физическое время для каждого человека ограничено законами природы.

Шпаргалка по философии для поступающих в аспирантуру

Страница 54 из 60

54. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.

Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.

Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры — с призывом к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека, как сочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души.

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть.

Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, и, наконец, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить.


Проблема смысла жизни человека

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Исходным пунктом для постановки проблемы человеческой жизни является осознание человеком своей конечности, смертности. Как правило, это происходит при наблюдении смерти другого, опыт собственной смертности до самой смерти человеку не дан. Сознавая свою конечность, человек неизбежно должен поставить вопрос: зачем я существую? Иначе: зачем я прихожу в мир, если я в нем не останусь? Такая постановка вопроса значительно обостряется тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни человек никогда не достигает высших «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он — адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера, таким образом, не является надличностной или надобщественной, но объединяет цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии друг с другом или, наоборот, совпадать в зависимости от общественно-экономических условий. Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается прежде всего на учение о социальной сущности человека. Любые попытки вывести их из сферы биологического ошибочны уже потому, что поведение личности определяется социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами.

Осознание конечности существования имеет и другое последствие – стремление вынести смысл жизни за его пределы. Это может происходить по-разному. Во-первых, на первый план могут ставиться общесоциальные цели человечества. Тогда путем выхода за пределы своей конечности для человека будет вклад в историю – в любой форме. Во-вторых, может утверждаться существование истинного бытия человека, по отношению к которому земная жизнь – лишь подготовка. Конечность земной жизни снимается верой в бесконечность пребывания с абсолютом, богом. Это религиозный путь решения проблемы. Наконец, на обыденном уровне главным средством выхода за пределы конечности является рождение и воспитание детей. Заметим, что последний способ преодоления смертности является биологически детерминированным и потому базовым по отношению к любому другому. И при социальном, и при религиозном размыкании конечности рождение и воспитание детей являются необходимейшими предпосылками осуществления этого размыкания.

Еще одним выводом из осознания конечности человеческого существования является проблема продления жизни или добровольного ухода из нее. Однако в первом случае, как замечают специалисты, чаще всего речь идет лишь о продлении старости, что малозначимо с точки зрения самореализации личности, а во втором случае – об эвтаназии, т.е. о прекращении в первую очередь физических страданий. Проблема продления жизни должна рассматриваться именно в смысле продления человеческой активности, т.е. периодов молодости и зрелости. Проблема же самоубийства должна анализироваться комплексно, как показатель осмысленности и ценности для личности своего существования в мире, как это делает А.Камю в «Мифе о Сизифе». Самоубийство – это индикатор отношения к присутствию в мире в целом, к жизни как таковой. Его причина в том, что конечность существования воспринимается как бессмысленность. Выход – отыскание смысла или принятие человеком абсурдности бытия.

В заключение перечислим несколько сложившихся в истории философии концепций смысла жизни человека.

Эвдемонизм полагает смыслом жизни достижение счастья (греч. – эвдемония), которое понимается обычно отрицательно – как отсутствие нравственных и физических страданий. Частной формой эвдемонизма является гедонизм, определяющий счастье как наслаждение (греч. – гедойнэ), которое тем самым и становится смыслом жизни. Однако наслаждение здесь мыслится в первую очередь не чувственным, а нравственным и интеллектуальным.

Альтруизм (лат. alter – другой), напротив, требует от человека известного самоотречения, жизни на благо других. Заметим, что альтруизм совпадёт с эвдемонизмом только в обществе альтруистов.

Через самоотречение осмысливает жизнь человека и любая последовательная религия, ставящая целью спасение в потустороннем мире. Однако сотериологическая (сотер – греч. спаситель) точка зрения лишает земную жизнь самостоятельной ценности, подчиняя её достижению вечной жизни.

Наконец, стоицизм, близкий к утверждению абсурдности жизни, видит главную ценность в умении благородно переносить испытания судьбы – выпадающие на долю человека счастье и невзгоды.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Философия о смысле жизни человека

План:

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

2. Поиск смысла жизни

Введение

Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом обсуждения. Призвание, назначение, задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры смысл жизни общества. Смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет. Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений.

Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком — если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни — и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе — и страшно не заметить ее. В первом случае — это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность — чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей.

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все — таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Существует два ответа к решению этого вопроса:

1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях, для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.

2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.

Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер.

Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Жизнь осмысленна — когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов — человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, — но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид — не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Но человек вообще представлен в каждом отдельном человеке, поскольку всеобщее может существовать лишь как общность своих представителей. В каждом из них раскрывается своя сторона всеобщего — и любая его сторона необходимо должна быть кем-то представлена, обязана воплотиться и пройти свой путь как вещь, или живое существо.

Когда человек живет осмысленно — ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, — это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя — это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, — хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

  • Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

  • Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

  • Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

  • Не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие. Радость, следовательно, так же не самоцель, а следствие достигнутой цели. Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека — это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе

Но все – таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

  • Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;

  • Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;

  • Смысл жизни в достижении некого идеала человека;

  • Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

Философия — Проблема смысла жизни

Проблема смысла жизни


Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»,
«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
«Зачем (Для чего) мне жить?».
Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Философское видение проблемы:
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.
Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возраждения человек сам определяет смысл своего существования
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.
Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).
Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[4].
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.
Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.
Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.
Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного

Чтобы понять смысл жизни — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Андрей Прокудин, выпускник бакалавриата факультета психологии Высшей школы экономики, в этом году заканчивает обучение на магистерской программе  ВШЭ «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Работает спортивным психологом в Училище Олимпийского Резерва №2.

— Андрей, почему вы выбрали именно факультет психологии ВШЭ, рассматривали вы другие варианты?

— Так получается, что у меня в жизни все происходит благодаря появлению в ней каких-то знаковых людей, которые встречаются тогда, когда это необходимо. На момент поступления в Вышку я занимался с репетиторами, и одним из них был выдающийся биолог Анатолий Валентинович Пименов, Заслуженный учитель РФ. Благодаря ему я влюбился в человека как такового, меня заинтересовали механизмы функционирования человеческого организма с точки зрения биологии и психологии, и если бы я не стал психологом, то был бы биологом или ушел бы в медицину. К последней, кстати, сейчас все больше приближаюсь. Что касается выбора вуза, то я рассматривал только вышкинский факультет, я ходил сюда на подготовительные курсы на факультет довузовской подготовки ВШЭ и считал Вышку одним из самых лучших российских вузов. Но ситуация «отсутствия выбора» иногда оказывает более сильное влияние на жизнь, чем множественный выбор. Я счастлив там, где нахожусь, и в какой-то момент поймал себя на мысли, что я фанат Вышки.

— Сейчас вы учитесь на российско-австрийской магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Чем вас привлекла эта программа?

— Еще одна знаковая фигура в моей жизни — это Альфрид Лэнгле, руководитель программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Обучаясь в бакалавриате, я ходил к нему на лекции. Его экзистенциальный анализ стал развитием логотерапии австрийского психолога Виктора Франкла, центральным элементом которой является духовное измерение бытия человека в мире. Экзистенциально-аналитическая теория рассматривает человека как одаренное духом существо, а не как зашоренное бессознательными комплексами, действующее на основании импульсов или выученных способов поведения. Система ценностей, смыслов, переживаний, которую использует экзистенциальный анализ, дает человеку возможность понять, что именно представляет собой наполненная смыслом, по-настоящему исполненная жизнь. Подобное видение психологической помощи нашло отклик в моей душе, и дело не только в австрийском сертификате, который получают выпускники программы, а в том, что ты будешь иметь на выходе как профессионал и просто как человек. Но при этом экзистенциальная терапия Лэнгле — это не метафизика, а хорошо проработанные методики обхождения с собой и своей жизнью. Мы страдаем от бессмысленности и пустоты жизни даже тогда, когда внешне жизнь выглядит вполне благополучно, а что говорить про тех, у которых ко всему прочему есть сложности на работе, в семье, бытовые неурядицы. На мой взгляд, вопросы уникальности человеческой жизни, понимания своей сущности и смысла жизни остро стоят перед современным человеком.

— Что эта программа дает вам в профессиональном плане? Какие навыки, знания, полученные за это время, вы уже используете в работе?

— Обучение на программе осуществляется в соответствии с европейскими стандартами подготовки психологов, консультантов и психотерапевтов. Это означает, что свою профессиональную работу ты начинаешь с себя в специально организованных процедурах индивидуального и группового самопознания, которые сопровождают весь процесс обучения. Открываешь в себе то, о чем никогда не спрашивал, смотришь туда, куда не смотрел, видишь то, чего не видел. Это тяжелая работа, требующая сил и времени. Но благодаря подобной работе, у тебя появляется возможность «вносить себя» в общение с клиентом, твоя личность становится психологическим инструментом в консультационном процессе.

Сейчас моя работа связана в большей степени с практической психологией, поэтому я против каких-то инструментов, которые будут пылиться в заброшенных хозяйский амбарах. Я принимаю все направления, методы и методики, которые могут быть полезны моим клиентам: коучинг, работа в группе, игры, тренинговые упражнения, суггестивные техники и ментальные тренировки, телесные практики и методики экзистенциальной терапии. Работая в рамках экзистенциально-аналитической парадигмы, я стараюсь установить с клиентом контакт, добиться Встречи с большой буквы, о которой говорят наши преподаватели. Экзистенциальный терапевт всегда еще и феноменолог, который способен непредвзято и без ожиданий открыться тому, что явно и неявно предъявляет другой человек. Контакт между терапевтом и клиентом, возникающий в процессе такого взаимодействия, иногда, на мой взгляд, намного эффективнее других психологических техник.

— Какова сфера ваших научных и профессиональных интересов?

— Все прозаично — это спорт. И знаковая фигура здесь — доцент кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Алексей Улановский. Он пришел к нам в аудиторию на втором курсе бакалавриата читать лекцию по психологии мотивации и эмоций, рассказывал, в том числе, и про мотивацию в спорте, а я на тот момент как раз пытался найти свое место в психологии. Инициативу развивать спортивную психологию в рамках факультета в академическом плане поддержал наш и.о. декана Владимир Артурович Штроо, который стал моим научным руководителем. Сейчас я работаю в Училище Олимпийского Резерва №2, занимаюсь психологическим сопровождением сборных команд России по велоспорту (маунтинбайк, велотрек). Кстати, спорт дал мне еще одну профессию — массажиста; для меня это, среди прочего, возможность использовать тело спортсмена в психологической подготовке.

В психологии спорта есть своя специфика. Спортсменам нужно постоянное психологическое и физическое «сопровождение», в том числе и после окончания соревнований. Я стараюсь работать с каждым спортсменом индивидуально, в зависимости от ситуации и потребности опекаемого человека находить адекватный психологический «инструмент». Порой кого-то надо успокоить, кому-то помочь настроиться, на кого-то просто посмотреть. Был случай, когда пришлось стоять в лесу, в конце тяжелой для подъема горы, чтобы спортсмен смог преодолеть этот участок.

Подавать собственный пример один из основных способов воздействия психолога на спортсменов. Во время сборов я живу в том же режиме, что и спортсмены: считаю для себя обязательным выход на зарядку, сопровождение на тренировках, участие в вечерней растяжке. В исключительных ситуа¬циях я вынужден (в интересах дела, конечно же) диктовать свою волю спортсмену — как отдыхать, когда перетерпеть, о чем подумать перед стартом. Все это, в моем понимании, и является психологическим сопровождением спорта высших достижений.

Мои личные занятия спортом практически закончились с началом работы, но я стараюсь играть в футбол по выходным с нашей командой в рамках Чемпионата Вышки.

— Что запомнилось за годы обучения в бакалавриате и магистратуре больше всего?

— Трудно вспомнить что-то или кого-то одного. Я стараюсь брать все, что дает Вышка в плане лекций, семинаров. Правда, в последнее время в связи с частыми командировками не всегда удается присутствовать на том, что действительно важно. Философия университета позволяет делать собственные мастер-классы, workshop. Мне сейчас вспомнился один из таких, с участием Брайена Аллена — президента Австралийской Ассоциации Гипноза. Это была открытая встреча, приглашались все желающие, в том числе студенты Вышки, присутствовали коллеги из МГУ. Наверное, как организатор и заинтересованное лицо не могу объективно оценивать это событие, но это была очень полезная встреча, на которой обсуждались современные модели суггестивных техник, непосредственная практика и случаи современного применения гипноза, в том числе во время хирургических операций.

—  Каким вы видите свое будущее?

— Сейчас главное — окончить магистратуру. Потом хочу дать себе время немного отдохнуть. Пока в планах нет продолжения учебы, в ближайшие три года, по крайней мере. Если говорить о спорте, то этот год будет очень тяжелым. С 7 по 10 июня в Москве пройдет Чемпионат Европы по маунтинбайку (горный велосипед). С 27 июля по 12 августа в Лондоне пройдут XXX Олимпийские Игры. С 6 по 9 сентября Чемпионат Мира в Австрии по байку. Примерно в эти же сроки Чемпионат Европы и Мира по велотреку. Между этими, самыми крупными соревнованиями, будут проходить различные международные гонки, кубки Мира. В такие ответственные старты «горят» все: тренера, механики, медицинский персонал, поэтому подготовка к ним отнимает много времени и сил.

В конце года хотел бы принять участие в краткосрочной образовательной программе в рамках Европейской Федерации Спортивной Психологии (FEPSAC), членом которой я являюсь. Пару недель в конце сентября планирую посвятить себе, хочу посетить Испанию. В общем интересного много! А загадывать дальше не хочу.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Шпаргалка по философии Петрика by skyefawn — Скачать бесплатно с Cheatography

Эпистемология

Эпистемология (изучение знаний)

Рационализм. Теория, что фундаментальная природа реальности может быть известна априори. знание, которое не основано на чувственном опыте, знание, которое является врожденным.).

Рене Декарт (1596-1650) • Отец аналитической геометрии (декартовой системы координат) • Размышления о первой философии ○ Интеллектуальный фон: почему он пытается сомневаться во всех этих убеждениях? а.Наука эпохи Возрождения (Галилей, Кеплер, Коперник) опровергает аристотелевскую науку, которая веками доминировала в Западной Европе. б. 1560-е: Первые латинские переводы Очерков пирронизма Секста Эмпирика. (Классический труд о скептицизме) Немногие читают по-гречески, поэтому его перевели на латынь. c. A и B ведут к C: Возрождение скептицизма во Франции в конце 16 — начале 17 века ○ Скептицизм: теория, согласно которой познание реальности невозможно.

Цель Декарта: победить скептицизм… Положить философию на фундамент уверенности ○ Метод систематического сомнения § Метод сомнения: решает принять как истинные только те убеждения, для которых он не может найти оснований сомневаться.§ Систематичность: ставит под сомнение основу его прежних убеждений. § Его стратегия — обратить скептицизм в себя. Он хочет найти свою точку Архимеда, построить всю свою философию. § Сомнения гиперболичны или преувеличены. (Причины для сомнений просто должны быть последовательными) § Законное основание для сомнений: □ Не нужно знать, что это правда □ Не нужно знать, чтобы быть правдоподобным □ Необходимо только последовательное предположение, которое сделало бы убеждение сомнительным.

Медитация первая: сомнение в основах своих прежних убеждений § Первое основание: чувства и чувственный опыт □ Основная причина сомнений ® Гипотеза сновидца: все переживания могут быть тщательно продуманными сновидениями.Подвергните сомнению существование материального мира. § Вторая основа: интеллектуальная интуиция □ Использование разума для улавливания априорных, самоочевидных предположений и вывода из них выводов. □ Основная причина сомнений ® Гипотеза обманывающего Бога: может существовать всемогущее, но злонамеренное существо, которое использует свою силу, чтобы заставить нас обмануть нас даже в нашей интеллектуальной интуиции.

Медитация 2: Архимедова точка Декарта в эпистемологии § Sum res cogitans = Я существую как мыслящая вещь.§ Даже обманчивый бог не мог обмануть Декарта относительно этой веры. § Обоснование: чтобы иметь какие-либо убеждения, в том числе ложные, нужно существовать как мыслящая вещь. § Cogito: этот аргумент обычно называют «Cogito». □ Ограничение вывода Cogito: Декарт доказал только свое существование как мыслящую вещь, но еще не знает с уверенностью, что у него есть тело. (Существование материи на данный момент в Медитациях все еще находится под сомнением.)

Медитация 3: Расширение знаний за пределы Cogito § Что такого в cogito, что делает его несомненным? □ Ответ Декарта: я это понимаю ясно и отчетливо. □ Правило истины: все, что я понимаю очень ясно и отчетливо, верно. □ Проблема: гипотеза об обманывающем боге. □ Прежде чем он сможет доверять правилу истины, Декарт должен доказать существование и истинность Бога.

Медитация 4: решение Декарта проблемы ошибки

Медитация 5: Второй аргумент в пользу существования Бога.(Онтологический аргумент)

Медитация шесть: два аргумента: § Доказательство реального различия между Разумом и телом. Доказательство существования внешнего материального мира.

Предпосылки аргументации Декарта в пользу существования богов ○ Есть степени реальности. § Степень реальности вещи напрямую зависит от степени ее совершенства. ○ Различие между двумя видами реальности: § Формальная реальность: реальность, которую вещь имеет сама по себе.Объективная реальность: реальность вещи в отношении ее репрезентативного содержания. (То есть реальность, которая существует как представление.)

Аргумент Декарта в пользу существования богов 1) Причина идеи должна иметь, по крайней мере, столько же формальной реальности, сколько объективная реальность, содержащаяся в идее. 2) У меня есть представление о Боге; то есть идея в высшей степени совершенного существа. Из 1) и 2) 3) Причина моего представления о Боге должна иметь, по крайней мере, такую ​​же формальную реальность, как и объективная реальность, содержащаяся в этой идее.Из 2) и определения формальной реальности: 4) Существо, имеющее, по крайней мере, столько формальной реальности, сколько объективная реальность, содержащаяся в идее Бога, будет Богом. Из 3) и 4): 5) Бог должен быть причиной моего представления о Боге. Из 5): 6) Бог существует.

Мишель де Монтень (1533-1592) ○ Извинение для Раймона Себонда (1586) (Защита, а не извинение. Он говорит, что они действительно не работают, но аргументы, которые люди используют в метафизике, обычно не работают. не работает) § Он считал, что все догматы веры могут быть доказаны одним лишь разумом.○ Монтень использует скептические аргументы Секста Эмпирика, чтобы «защитить» теолога XV века Раймона Себонда.

Эмпиризм

Эмпиризм (Все знания о реальности — это апостериорный / чувственный опыт, Дэвид Хьюм)

a. Дэвид Хьюм — работа в 18 веке, также известном как эпоха Просвещения. Характеристики: i. Оптимизм в отношении человеческого прогресса в науке и технологиях ii.Призыв к каждому человеку поверить в свою способность использовать разум для понимания реальности и морали. iii. Эта сила освобождает: люди освобождаются от «оков» необоснованной веры в авторитеты, суеверия и предрассудки. B. Человек, ответственный за такое отношение, — Исаак Ньютон (1642-1727) i. Предложил единую систему механики: набор простых и всеобъемлющих принципов, которые управляли поведением как небесных, так и земных движений тел. c.Александр Поуп о достижении Ньютона — «Природа и законы природы были сокрыты в ночи. Бог сказал:« Да будет Ньютон! », И все стало светло».

d. Стремление Юма — быть Ньютоном человеческой природы i. Цель: предоставить простые и исчерпывающие принципы, описывающие человеческое поведение и человеческое понимание. II. Установите пределы человеческого понимания iii. Развенчание религиозных суеверий и необоснованных метафизических домыслов

e.Наука о человеческом понимании i. Двойная классификация восприятий (восприятие = любое мысленное представление) 1) Впечатления: актуальные (возникающие) ощущения, эмоции и желания. Быть очень сильным и живым. 2) Идеи: воспоминания или воображаемые ощущения, эмоции и желания. Менее напористый и живой, чем впечатления, но в остальном качественно похож на них. II. Принцип копирования… «все наши идеи или более слабые восприятия являются копиями наших впечатлений или более яркими» (Запрос, Раздел II) ‘iii.Содержание всего нашего мышления в конечном итоге основано на опыте. iv. Уточнение: у нас могут быть сложные идеи, которые раньше не возникали как впечатления v. Как только мы извлекли различные идеи из впечатлений, мы можем упорядочить эти идеи способами, которые никогда не воспринимались как впечатления. vi. Исключение из принципа копирования: отсутствующий оттенок синего 1) Разум может предложить простую идею, которая раньше не возникала в виде впечатления

vii.Классификация суждений (утверждения о знаниях) 1) суждения, выражающие отношения идей: «каждое утверждение, которое интуитивно или демонстративно достоверно». a) Верны в отношении значений терминов. b) В этом смысле они известны априори. i) Никакой опыт не опровергнет их. ii) Они не дают положительного знания о мире. в) Вот почему его вера в априорность этих суждений не противоречит эмпиризму Юма. г) Их переговоры приводят к внутренне противоречивому заявлению.д) Все априорные суждения попадают в эту категорию

2) Суждения, выражающие существо факта: a) Они являются случайными суждениями, поскольку их истинность и ложность мыслимы и возможны b) Их отрицание не приводит к во внутренне противоречивом утверждении c) Два вида: i) Отчеты о прямом опыте. Пример: в этой комнате более трех человек. Два. Я ношу туфли ii) Заявления о положениях вещей, которые не наблюдались напрямую.Пример: утверждения о будущем: эта ручка упадет, когда выйдет Два. Претензии о прошлом и настоящем также могут подпадать под эту категорию: все холостяки счастливы, случился удар молнии iii) Чем мы обосновываем претензии 2-го типа? iv) Первоначальный ответ Юма: наша вера в случайные отношения. v) Чем мы оправдываем веру в случайные отношения? Не априори: отрицание случайной связи не приводит к внутреннему противоречию. Изучение причины само по себе никогда не выявит ее следствия vi) Ответ Юма: опыт постоянного соединения — один вид событий считается причиной второго типа событий, потому что за первым типом событий многократно следует событие второго типа. в нашем существовании vii) Это означает, что мы оправдываем суждения типа 2 B с помощью t 2 A

3) Индуктивный вывод: используя прямое наблюдение, как в прошлом, так и в настоящем, чтобы сделать выводы о вещах, которые непосредственно не наблюдаются а) Юм спрашивает: Почему мы должны думать, что это работает? Можем ли мы дать рациональное обоснование индуктивным выводам? NO

4) Возможное рациональное обоснование: a) Принцип единообразия природы (PUN): положения дел, которые похожи друг на друга во всех отношениях, за исключением пространственного и временного расположения, будут демонстрировать одинаковые свойства или характеристики b) Будущее будет напоминать прошлое c) Вопрос Юма: каково ваше оправдание PUN? i) Не известно априори: отрицание не ведет к внутреннему противоречию ii) PUN неоднократно подтверждалось в нашем опыте iii) Потому что это индуктивный вывод и был бы равносилен круговому оправданию iv) Нет никакого рационального оправдания для PUN — Юм

5) Проблема индукции а) Индуктивные выводы не являются отчетами о прямом опыте (по определению), не известны априори (тест отрицания) и не могут быть достоверно выведены из прямого опыта ( попытка сделать это означает предложить круговое обоснование) б) вывод Юма: нет никакого рационального оправдания для индуктивных выводов; i) Ответ Юма: нерациональный принцип привычки (или обычая) (определяет привычку как склонность, порожденную повторением действия, к возобновлению того же действия без использования для этого аргументов

6) Важное пояснение позиции Юма а) Юм не считает, что мы должны прекращать делать индуктивные выводы; б) Юм не считает индуктивные выводы плохими; в) Юм считает, что индуктивные выводы надежны; г) Он просто думает, что это интересный факт о том, как работает человеческий разум. что наши индуктивные методы основаны на привычке, а не на причине

Иммануил Кант (1724-1804)

а.Критика чистого разума (1781 г.) i. Синтез рационализма и эмпиризма ii. Классификация суждений Канта 1) Классификация Юма объединяет два разных соображения 2) Кант отмечает, что суждения можно рассматривать двумя разными способами 3) Эпистемически: в отношении того, как они известны как истинные или ложные, Семантически: в отношении смысловых отношений их условия

iii. Эпистемическое различие, два вида суждений 1) Априори: известно, что они верны независимо от опыта.(никакой возможный опыт никогда не опровергнет суждение) Обязательно верно. а) 5 + 7 = 12, все холостяки не состоят в браке. 2) Апостериори: достоверно на основании опыта (опыт может их опровергнуть). а) Все люди находятся ниже 12 футов падения, все лебеди белые

iv. Семантическое различие, два вида суждений 1) Аналитическое: значение предикатного термина содержится в значении подлежащего термину.Отрицание приводит к внутренне противоречивому утверждению. Экспликативный: предикатный термин просто объясняет подлежащий термин Примеры: все холостяки не состоят в браке, красный шар имеет цвет 2) Синтетический: значение предикатного термина не содержится в значении подлежащего термина, отрицание не приводит к внутреннему противоречивое утверждение 3) Амплиативный: предикатный термин добавляет или усиливает значение предметного термина 4) Примеры: все люди ростом менее 12 футов, все понедельники угнетают

v.Четырехкратная классификация суждений Канта 1) Аналитические априорные суждения a) Примеры: все холостяки не состоят в браке, красный шар окрашен, треугольник имеет три угла 2) Аналитические апостериорные суждения a) ПРИМЕРОВ АНАЛИТИЧЕСКИХ АПостериорных суждений НЕТ b) ЭТИ СУЖДЕНИЯ БУДУТ ТАКИМИ, ЧТО ОПЫТ МОЖЕТ ИХ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ФАЛЬШИВ. ОДНАКО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЭТО ОПЫТ, НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ c) Это будет вопрос теста, ответ — ни один из вышеперечисленных 3) Синтетические апостериорные суждения белый

Это не один из факторов, способствовавших возрождению скептицизма во Франции в начале 17 века.Публикация исследования Юма о человеческом понимании. Метод сомнения Декарта носит систематический характер, потому что он подвергает сомнению основы своих прежних убеждений. Ниже приводится пример того, что Юм назвал бы суждением, выражающим отношение идей: Все холостяки не состоят в браке. Согласно Юму, мы можем сказать, что Принцип Единства Природы неизвестен априори, потому что его отрицание (отрицание) не приводит к внутренне противоречивому утверждению. Согласно Канту, что из следующего является аналитическим апостериорным суждением? Не Болл Капуста Черный Медведь, Человек.Ни один из вышеперечисленных. Декарт говорит, что идея человека имеет высшую степень формальной реальности.

Шпаргалка к экзамену по философии Карточки

Джордж Карлин — комик, объясняющий, почему религия в его терминах — чушь собачья. Он описывает точку зрения через комедийную линзу; однако его аргументы полны логических заблуждений. Осуждая веру в Бога, совершая несколько логических ошибок, он пытается изменить мнение о том, действительно ли Бог существует.

Во-первых, в начале скетча г-н Карлин говорит, что церковь полна дерьма и ее единственная цель — обмануть людей. Однако на протяжении всей своей сценки он не предлагает никаких доказательств того, что это так. Вместо этого он использует оскорбительные выражения и остроумные реплики, чтобы рассмешить аудиторию над его ужасно построенными аргументами. Это очевидно, например, когда он совершает ошибку ad hominem, когда говорит: «Если есть хорошее, он либо некомпетентен, либо просто плевать». (Карлин). Вместо того чтобы рассуждать о том, почему бы не было Бога, он прибегает к оскорблению его вместо аргументов, почему он не существует.

Во-вторых, Джордж Карлин — провокатор, его единственная цель на этой сцене — раздражать, заставлять людей расстраиваться и смеяться. Следовательно, его аргумент в пользу отсутствия Бога не опасен. Вместо этого он приводит доводы, чтобы привлечь внимание как провокатор, а не как человек, пытающийся на самом деле обосновать причины отсутствия Бога.

Наконец, Джордж Карлин не в состоянии выдвигать аргументы в пользу существования или несуществования Бога. Джордж Карлин — комик, а не профессор теологии или философии; следовательно, у него нет полномочий оспаривать существование Бога или нет.В результате его аргумент в пользу несуществования Бога не может рассматриваться как реальная дискуссия, потому что он не может начать дискуссию без доктора философии. в этом случае, потому что доктор философии служит для того, чтобы сообщить публике, что вы профессионал в своей области и можете придумывать новые философские концепции, связанные с вашей докторской степенью. изучение. Однако, видя, что Джордж Карлин не подходит для создания новых теорий о существовании богов, его аргумент неверен.

В заключение, теория Джорджа Карлина о несуществовании Бога не выдерживает трех основных причин, во-первых, потому что он использует логические заблуждения, чтобы донести свою точку зрения.Во-вторых, потому, что он не воспринимает это всерьез, и, наконец, потому, что он не квалифицирован, чтобы делать утверждения, которые он пытается защищать.

Смысл жизни согласно различным философиям

Можно ли одним словом передать смысл жизни? Может быть, это наивно, но нет ничего плохого в том, чтобы получить простой ответ на, казалось бы, простой вопрос: зачем жить? Здесь мы визуализировали наиболее известные философии, которые занимались этим вопросом за последние 5000 лет.

Модернизм
  • Фокус смещается с религиозной истины, основанной на вере, на объективные, рациональные, логические средства получения знаний.
  • Вера в объективную T правду, которую можно раскрыть и обнаружить с помощью индуктивных рассуждений.
  • Вера в связное мировоззрение.
  • Сосредоточьтесь на преимуществах прогресса.
Постмодернизм
  • Вера в множественные, субъективные, конкурирующие, фрагментарные t ruth s , которые сконструированы, а не обнаружены. Признаются и приветствуются противоречия и двусмысленность.
  • Сосредоточьтесь на новых формах СМИ, таких как телевидение и Интернет.
  • Нарративы «Прогресс» используются для оправдания культурного господства.
  • Исторические, религиозные и другие культурные дискурсы о власти, а не об истине.
  • Разрыв в объединении (например, предмета).
  • Подчеркивает, как значение взаимосвязано, интертекстуально и взаимосвязано.
Структурализм
  • Изучает поле как сложную систему взаимосвязанных частей.
  • 6 основных тем: 1) Все системы имеют структуры.Структуры открывают путь к общему значению. Смысл фактически выводится из отношений (то есть функциональных различий), установленных структурами (например, четверть больше, чем пенни, и равна двум десятицентовым монетам и никелю). 2) Структура определяет положение частей системы. 3) Сосредоточьтесь на сосуществовании элементов, а не на изменении. 4) Конструкции раскрывают «настоящее» за фасадом. 5) Структуры предшествуют индивидам, поэтому люди в большей степени являются продуктом структур, чем структуры — продуктами людей.6) Антигуманистический, поскольку человеческий субъект больше не является центральным и заменяется (или просто продуктом) языковых структур.
Постструктурализм