Содержание

Неврологические болезни у детейЛечение ребенка — детские болезни, консультации, опыт. | Лечение ребенка

Little screaming girl with both eyes closed isolated over white background

Ежедневно ребенок осуществляет взаимодействие с окружающей средой, то есть растет и развивается, что обязательно контролируется нервной системой. Это объясняет важность отведенной ей в детском организме роли. Мельчайшее нарушение в работе НС может обернуться неприятными заболеваниями неврологического характера, которые в детском возрасте являются весьма распространенными. Отсутствие представления родителей о симптоматике таких нарушений способствует несвоевременному обращению к специалисту и отложенному началу терапии, что недопустимо.


Фото: Нарушения в нервной системе ребенка

Неврологические заболевания признаны патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Когда можно заметить нарушения?

Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве. Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.


Фото: Капризы грудничка

Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.

К каким последствиям может привести промедление?

НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения. Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.


Фото: Плачущий ребенок

Причины развития патологии

Предугадать, каким образом откликнется НС на негативное внешнее воздействие не в силах даже опытные медики. К возможным причинам нарушения нормального психоэмоционального состояния ребенка относят:

наследственный фактор; опухоли головного мозга; болезни внутренних органов хронического характера; низкий иммунитет; черепно-мозговые травмы; инфекции; реакцию на прием лекарственных препаратов.

Это не полный список. По некоторым данным, на состояние нервной системы могут повлиять даже экологическая обстановка и половая принадлежность.

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой. Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых

. Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких.

Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.


Фото: Недоношенный малыш

Неврологические заболевания у детей: симптомы

Распознать проблемы в работе НС ребенка порой сложно даже опытному специалисту при клиническом осмотре. Далеким от медицины родителям такое дело покажется и вовсе не выполнимым. А вот наблюдать за поведением ребенка с первых же дней его жизни ̶ их прямая обязанность.


Фото: Осмотр ребенка врачом

Грудные дети обязательно должны проходит осмотры у невролога, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и как можно раньше приступить к его лечению. Пропускать назначенный к доктору визит недопустимо!

К числу явных проявлений нервного расстройства относят:

  • нервный тик;
  • навязчивые состояния;
  • страхи;
  • нарушение речи;
  • плаксивость и истерики;
  • снижение аппетита или полный отказ от пищи;
  • заикание;
  • энурез;
  • бессонницу;
  • ипохондрии;
  • обмороки;
  • нарушение координации движений;
  • покалывание в разных частях тела.

Родителям следует обратить внимание на состояние ребенка, если он постоянно или с заметной регулярностью жалуется на головокружение, шум в ушах и проблемы с глотанием. Насторожить должна и повышенная утомляемость без видимых на то причин.

Заметив один, а в особенности несколько признаков у своего ребенка, родителям следует незамедлительно отправиться на прием к детскому неврологу. Консультация специалиста рекомендована еще и потому, что нередко представленные симптомы указывают вовсе не на неврологические проблемы, а заболевания пищеварительного тракта, вирусную инфекцию или проблемы с эндокринной системой. Это объясняется неразрывной связью нервной системы со всем организмом.


Фото: Неврологические проблемы у ребенка

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях. Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!


Фото: У ребенка головная боль

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

lechenierebenka.ru

симптомы неврологических заболеваний и рекомендации невролога

Почему детям вредно смотреть телевизор и играть в компьютер? Нормально ли, если ребенок часто просыпается ночью? Что делать, если ребенок не хочет учиться? На эти и другие вопросы отвечает гость сайта U-mama — детский врач-невролог Анна Малеина в рамках совместного проекта U-mama и МТС.

Разбираемся, с какими симптомами необходимо показать ребенка специалисту и прислушаться к рекомендациям врача.

Анна Малеина принимает маленьких пациентов в московской детской клинике Медси, а также консультирует онлайн через приложение SmartMed*.

 

Что такое SmartMed?

SmartMed – это приложение для смартфона, разработанное МТС вместе с федеральной сетью клиник Медси, с помощью которого можно консультироваться через интернет с педиатрами, терапевтами, неврологами, гинекологами и другими врачами.

Оно пригодится в ситуации, когда требуется консультация врача, но повода вызывать скорую помощь нет, а лишний раз идти с малышом в поликлинику не хочется, особенно в сезон ОРВИ и гриппа.

Кроме того, мамочки оценят возможность расшифровать анализы, скорректировать лечение, получить второе мнение не выходя из дома: по видеосвязи или в чате.

Подробнее о том, что такое SmartMed, как он работает и как стать его пользователем, можно прочитать тут

Влияние компьютера и просмотра ТВ

U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон — собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?

А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.

К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.

В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте – в ряде случаев письмо — не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.

U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.

А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.

Нарушение сна

U-mama: Подскажите, если ребенок в 4 месяца просыпается в 5 утра — это повод для беспокойства за его здоровье? Какие-то есть способы скорректировать время утреннего пробуждения, чтобы родителям было легче? Укладывать позже не помогает.

А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.

Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.

U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается…

Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для «отлично» не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.

А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование – как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза.

Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.

 

U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.
Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?

А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.

Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.
Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация – обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!

Нарушение памяти и внимания

U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?

А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции. Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным  ограничение просмотра мультфильмов.

 

U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия — математика, история (даты, определения) и т.п. — проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода — ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?

А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.

Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.

Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.

Непроизвольные движения в теле

U-mama: Ребенку 8 лет, первый класс. Примерно с лета по ночам стала скрипеть зубами. И ещё одна проблема — не спит одна. Вечером укладываю дочку, ухожу к себе, она просыпается ночью, приходит, ложится спать к нам (одна не засыпает никак: включали ночник, свет в коридоре, читали книжки. Она просто начинает реветь, в итоге приходит и стоит возле нашей кровати.

А.М.: Скрежет зубами, как правило, в состоянии сна называется бруксизм. В данном случае рекомендован осмотр ребенка врачом-стоматологом, в ходе которого доктор проверит прикус и осмотрит на предмет стирания эмали.

Причин нарушения сна в детском возрасте может быть много: страхи, навязчивые мысли, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, стресс, переутомление в дневное время. Установить причину и назначить дальнейший план обследования поможет прием у детского психолога.

 

U-mama: Присоединюсь к вопросу про зубной скрежет по ночам. У меня сыну 15 лет, и временами эта проблема сильно беспокоит. Педиатр направил к неврологу, это было года 3 назад, невролог сказал — а почему пришли ко мне, сдавайте на глисты. Сдали — не нашли ничего. Временами лучше спит, а иногда, аж челюсть утром болит. Кто же всё-таки занимается этим — невролог, стоматолог, педиатр? Как лечить?

А.М.: В состоянии сна у детей может наблюдаться скрежет зубами (бруксизм) – это вариант парасомнии, то есть – расстройства сна. Как правило, эта особенность передается по наследству (наряду со снохождением, сноговорением). В большинстве случаев это проходит самостоятельно с возрастом.

Иногда причины могут быть стоматологического характера: нарушение прикуса, стирание эмали и др.), и тут без очного приема стоматолога не обойтись. Если бруксизм сохраняется – необходимо провести обследование (полисомнография) — для исключения более серьезных заболеваний (например, эпилепсии).

 

U-mama: Дочке 9,5 лет, учится на отлично, школа искусств полного дня с музыкальным и спортивным уклоном. Начали проявляться лицевые и моторные тики, она не замечает, а я волнуюсь, что могут начать делать замечания в школе, как будто гримасничает. К тому же она очень вспыльчивая и нервная, по ночам бывает сноговорение и дерганья.

При родах была сильная гипоксия, отек мозга, поражение ЦНС, внутриутробная инфекция и риск возникновения эпилепсии, лежали в больнице. Потом год ходили по специалистам и лечились, в дальнейшем не было особых негативных проявлений. Развитие всегда опережало возраст.

В связи с этим хочу спросить, какое лечение можно подобрать? Начала давать Ново-Пассит.

А.М.: Следует помнить, что самолечение, если речь тем более идет о детском здоровье, может быть опасным. Препарат «Ново-Пассит», согласно инструкции, назначается с 12 лет!

Под видом тиков могут «маскироваться» другие, более серьезные заболевания. Поэтому в вашей ситуации необходим очный прием врача-невролога, заочное лечение ни в коем случае не назначается. Можно сделать перед приемом у специалиста видеозапись «тиков, гримас», если они нечастые. На приеме доктор определит план обследований. С ним также можно обсудить возможности дальнейшей диагностики: ЭЭГ, консультация психолога (по показаниям).

Проблемы с речью

U-mama: Ребёнку 1,5 года. Не говорит. Есть много звуков (у, э, о, и т.д.), протяжные, есть слоги (ма, ба, ня, ля), но ни к чему не относятся, не предметно. Маму мамой не называет и т.д. Есть повод для обращения к специалисту?

А.М.: В вашей ситуации есть повод для обращения к специалисту. Активная речь у ребенка должна быть с 2-х лет, при этом словарный запас должен составлять 200-250 слов. На осмотре уже в 1,5 года у невролога доктор даст вам рекомендации по стимуляции речевого развития: это, как правило, ограничение просмотра ТВ, мультфильмов, проведение ролевых игр с ребенком, упражнения, игры на развитие мелкой моторики и другие методики.

В случае отсутствия речи с 2-х лет необходимы занятия с логопедом-дефектологом.

U-mama: Ребенок 7 лет, с речевыми проблемами. Лет с 4-х усиленно занимались: логопед, дефектолог, нейропсихолог, ноотропы, остеопаты, иглоукалывание, физиопроцедуры.

В один момент начал заикаться (возможно, я ошибаюсь, но думаю, что от большой нагрузки), обошли многих именитых врачей, выполнили все рекомендации — лучше не стало. В настоящее время никакую медикаментозную терапию не принимаем.

Вопрос в том, можно ли нам принимать опять курсами ноотропы (для развития речи) на фоне заикания. Доктора на время лечения их исключили, т.к. были назначены финлепсин, антиоксидантные препараты и опасались очагов ЭПИ. Провели исследование УЗДГ (ничего критичного) и видеомониторинг сна — очагов ЭПИ не зарегистрировано.

А.М.: Проблема заикания, в большинстве своем, логопедическая. Грамотные занятия с логопедом решают проблему. Также есть смысл возобновить занятия с психологом. Дети с расстройством речи должны пройти консультацию у психиатра.

С учетом того, что вы получали серьезную терапию, говорить о назначении новых препаратов, не видя ребенка в ходе очного приема, невозможно. Этот вопрос может решить только врач-невролог в ходе очного осмотра пациента.

 

Проблемы с мочеиспусканием

 

U-mama: Ребёнку 2 года 4 месяца, девочка, наблюдались у уролога по поводу ИМВП в 3 месяца. Больше обострений не было. Недавно посещали уролога вновь, и она посоветовала обратиться к неврологу по поводу редких мочеиспусканий (5-6 раз в день, т.е. примерно каждые 3 часа).

В связи с чем такое может быть? Стоит ли бить тревогу?

До года стоял диагноз ппцнс, потом сняли, ребенок миотоник, развивается хорошо, речь отличная.

А.М.: Количество мочеиспускания в этом возрасте напрямую зависит от объема потребляемой жидкости. Проследите за объемом выпиваемой жидкости в сутки и выделяемой мочи.

В данном случае в первую очередь рекомендован визит вместе с ребенком к нефрологу, который оценивает работу почек и, наряду с урологом, помогает решить вопросы, связанные с мочеиспусканием. Если по данным обследований уролог и нефролог не видят расстройств, только в этом случае направляют на очный прием к неврологу. Невролог исключает как функциональные (наиболее распространенные), так и структурные расстройства мочеиспускания. Если у ребенка нет нарушений чувствительности, движения, координации в конечностях, серьезные расстройства в этом случае маловероятны.

 

U-mama: Ребенку 3,5 года. Ночью спим в памперсе, т.к. не просыпается, когда в туалет хочет. Стоим на учете у нефролога в 9 больнице. Увеличены чашечки и лоханки. Пока просто наблюдаем. До какого возраста можно не бить тревогу по поводу памперса ночью?

А.М.: Непроизвольное ночное мочеиспускание у детей – энурез – относится к возрастозависимым состояниям, которые проходят со временем. В ряде случаев энурез сохраняется до 10-12 лет. В возрасте 3,5 лет энурез – это вариант нормы. Во время глубокого сна ребенок в этом возрасте действительно может не реагировать на позыв к мочеиспусканию. Лучше не будить малыша ночью, а попробовать решить проблему с помощью проведения режимных мероприятий: например, уменьшить объем потребляемой жидкости непосредственно перед сном.

Проблемы с поведением

U-mama: Сыну 3,5 года. Частые истерики. Ходим в садик. По утрам просыпается часто с капризами, плохим настроением. Бывает агрессия (кидает игрушки, вещи, может стукнуть). Что предпринять? Лекарства, анализы, обследование?

А.М.: При проявлении указанных расстройств поведения у ребенка, в первую очередь, рекомендован очный осмотр у невролога, психолога, педиатра — для исключения соматических расстройств: анемии, порока сердца и других, необходима и консультация нейропсихолога. На приеме доктор определит план дообследования. У большинства детей с хорошим психомоторным развитием важную роль играет соблюдение режима сна, дозированных нагрузок. Каждый такой случай рассматривается отдельно. В ходе очного приема специалистом оценивается время появления расстройства поведения, устанавливается связь с конкретными событиями.

Например, это может быть пребывание в детском саду, особенно если ребенок только пошел в сад, ревность к младшему/старшему брату или сестре и другие причины. В ряде случаев психологи отмечают особенности психического развития – возрастного кризиса «3-х лет», и дают рекомендации родителям по общению с детьми в такой непростой для них период жизни. Здоровья вам и вашему малышу!

U-mama: Присоединяюсь с вопросу, тоже истерики, особенно при одевании на улицу, все не то и не так, по часу собираемся на прогулку. Просит, если не по ее, начинает хныкать, потом реветь все громче. Днём с большим трудом спать укладывается, часов в 16. Раньше только на улице удается уложить. Ко сну вечернему хорошо ложится. Может стукнуть, бросить игрушки…

А.М.: Возвращаясь к вопросу кризиса психологического развития ребенка, отмечу, что важную роль имеет возраст ребенка. В раннем возрасте с ребенком договориться крайне трудно, к примеру, если ребенок смотрит 15 минут мультфильм, и затем телевизор выключаем. Поэтому важно стараться не доводить ситуацию до конфликта. До 4-х лет ребенок может капризничать, проявлять противоречивые желания, это его особенность в этом возрасте. Необходимо находить компромиссные решения, стараться вести диалог с ребенком, потому что это все же маленькая, но личность.

К тому же в этом возрасте дети копируют поведение других детей в саду, поведение взрослых. Своим примером демонстрируйте контроль над эмоциями в конфликтной ситуации, например, с помощью дыхательной гимнастики и др. Разобраться в сложных моментах взаимоотношений с ребенком может помочь опытный психолог. Когда ребенку исполняется 5 лет, то тут уже категоричное немотивированное поведение не допускается, и расторможенное поведение неприемлемо. Возможно в этой ситуации потребуется консультация психиатра.

 

U-mama: Ребенку на днях исполняется 5 лет. Родился с диагнозом ППЦНС. В 1 год с учета у невролога сняли. Ребенок импульсивный, возбудимый, неусидчивый. Если что-то сразу не получается, начинает психовать. Надо во всем быть первым (первым одеться, первым занять качели и т.д.). Если в детском саду кто-то вперед него что-то сделал — обижается, опять психует. Может под стол залезть и сидеть там во время занятий (редко, но все же). В то же время память хорошая. Считает до тридцати. Знает почти все буквы. В группе один из самых развитых. Проблемы в основном в поведении. Дома ведет себя нормально. Видите ли вы в этом проявления неврологии? Заранее спасибо.

А.М.: В этом возрасте рекомендованы занятия с психологом, нейропсихологом. Во время занятий тренируется усидчивость, внимание, память. Важна оценка нейропсихологического статуса – оценивает педагог в ходе тестирования. При выявлении проблем по данным тестирования – обращайтесь очно к неврологу. План дополнительного обследования формируется по результатам осмотра.

 

U-mama: Ребенку 6,5 лет. Диагнозов, кроме дизартрии, не ставят. С речью проблемы, но занимается у логопеда. Очень эмоциональный и легковозбудимый. Может зареветь на практически ровном месте и потом не успокаиваться (например, хотел сам нажать кнопку, а я уже успела нажать). Причём, если у всех это обычно проходит с возрастом, у моего наоборот усугубляется. Раньше объяснишь, что «ну вот что делать, я уже нажала эту кнопку, теперь обратно её не отжать», он успокаивался и постепенно расслаблялся, но чем дальше, тем дольше он ревёт. Стала появляться агрессия во время таких истерик, может чем-то бросить, ударить, толкнуть. Рычит, кричит. При этом агрессия не бывает направлена на меня. Меня он ни разу не ударил, не сказал «я с тобой не дружу», не оттолкнул. Наоборот «мамочка, мамочка». А вот с другими — запросто. Записались к психиатру, но когда были полгода назад, она ничего не увидела.

С абстрактными понятиями тоже есть некоторая проблема. Не может запомнить полностью дни недели и месяцы, а какую-то действительно интересную информацию может воспроизвести практически точно и через год.

Неврологи (разные) списывали это на особенности развития леворуких детей, выписывали тенотен, фенибут, глицин, магний и т.д. Улучшения незначительные. В сентябре в школу, а картина всё хуже и хуже((

А.М.: В вашей ситуации, поскольку у ребенка отмечен ряд невротических, навязчивых расстройств, обязателен прием у психиатра – специалист проведет осмотр ребенка с целью исключения ряда серьезных заболеваний. Только исходя из жалоб пациента тут сложно определить план обследований, поэтому рекомендую обсудить его с психиатром в ходе очного приема: ЭЭГ-мониторинг (4 часа), общий анализ крови.

Занятия с психологом не будут лишними, возможно, в данной ситуации причина может быть в ревности, недостатке внимания, что вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Специалист поможет вам разобраться в проблеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и успешно ее решить. Удачи вам!

U-mama: Моему сыну 5,4 года. Родился он недоношенным ребенком в 34-36 недель. Есть диагноз из роддома мцв. Ребенок очень возбудимый и эмоциональный.

И вот наблюдаю за ним — где-то даже опережает сверстников, говорить начал рано, говорит чисто, речь развитая, память хорошая. А в каких-то моментах отстает, как мне кажется. Например, не может кататься на велосипеде, хотя умеет держать равновесие, на беговеле катается хорошо, но когда три действия одновременно — педали, руль, равновесие — не может.

Никак не может разобраться с понятиями — вчера, сегодня, завтра. Не знает, что сейчас утро, день или вечер.
Когда чем-то увлечен, может и 2 часа сидеть и делать что-то. Когда просто надо подождать, и т.п. и 5 минут не усидит спокойно.

Не может найти себе друга в садике, общаться на равных, уступать в чем-то не умеет почти.

Это нормально для 5-летнего ребенка? Или это неврология и ее надо лечить? Надо ждать пока дозреет или активно тренировать (велосипед, усидчивость и т.п.)?

Ходит в садик, три раза в неделю спорт, английский исключительно потому, что сам хочет, занятия с психологами 2 раза в неделю (сенсорная интеграция).

Телефон и компьютерные игры — нет совсем, мультфильмы и фильмы — дозировано.

А.М.: Вы все делаете абсолютно правильно. Развивающие занятия в этом возрасте – залог успеха. Важную роль играет продолжительность занятий, чем их больше – тем они более эффективные.

Временное пространство не всегда быстро усваивается детьми, иногда требуется время, но к 5 годам у ребенка должно быть четкое понимание, что такое утро, обед, вечер – к этому возрасту обычно формируется понимание времени суток, режима дня.

У некоторых детей отмечается так называемая социальная дезадаптация, нетерпимость, и это не поддается медикаментозной терапии. Коммуникативные навыки формируются с возрастом и во время проведения специальных занятий с ребенком.

В вашем случае в первую очередь нужно обязательно пройти очную консультацию у педиатра, невролога, можно порекомендовать пройти нейропсихологическое тестирование, во время которого нейропсихолог оценивает психологическую «зрелость» ребенка, сформированность навыков, при необходимости посоветует упражнения для тренировки.

Возможна консультация психиатра — для исключения возможных расстройств. Во время осмотра доктор оценивает зрительный контакт, общее развитие речи, бытовые навыки.

Другие проблемы: головные боли, эпилепсия, переворачивание на бок, остеопатия

U-mama: Подскажите пожалуйста, коэффициент пульсаций на эхографии 32,4% у ребенка 5 лет, остальное в норме. Это может быть проявлением чего-то? И нужно ли какое-то лечение? Периодически жалуется на головные боли. В 3 года на доплере были признаки церебральной ангиодистонии по церебральному типу.

А.М.: Сразу оговорюсь, что приведенные результаты обследования следует считать как приблизительные — реоэнцефалография в качестве метода диагностики причин головной боли сегодня уходит в прошлое, поэтому интерпретировать изолированный показатель в рамках причин головной боли крайне сложно. Как правило, в детском возрасте головная боль бывает обусловлена причинами соматического характера, такими как: ОРВИ, синусит, отит, анемия (латентный железодефицит) или нарушение режима дня. Для подтверждения диагноза и выявления причин головной боли в первую очередь необходимо обратиться к педиатру, который наблюдает вашего ребенка. В ходе очного осмотра он определит план дальнейшего обследования и лечения.

 

U-mama: Ребенку 1 год 11 мес, вес 11 кг. Эпилепсия с 9,5 мес, генерализованные приступы. Принимает Депакин хроносфера 500 и Кеппра 450 в сутки (повысили Кеппру на 50 мг 08.10.2018), приступы не ушли. Последний был в ночь с 5.11 на 6.11, не полностью развернувшийся (прошел быстро, буквально за 1 минуту). Есть ли необходимость в смене терапии (по словам эпилептолога повышать дозы больше нельзя) или надо подождать?

А.М.: Чтобы решить вопрос с коррекцией лечения, необходимо провести видеоЭЭГ-мониторинг в течение 4-х часов – в динамике, с учетом приема препаратов, а также определить концентрацию препаратов в крови (вальпроевая кислота, леветирацетам), выяснить данные о переносимости терапии, побочных эффектах т.д.)

В первую очередь в этой ситуации необходимо определить причину и форму заболевания — идиопатическую или симптоматическую. Исходя из этого, устанавливается тактика дальнейшего обследования и лечения. В ряде случаев ставится вопрос об оперативном вмешательстве.

Что касается вопроса об эффективности увеличения дозы: это можно оценить не ранее, чем через 2 недели после коррекции дозировки! Лечение эффективно в случае полного купирования приступов, в противном случае – не ждут, проводят коррекцию лечения.

 

U-mama: Если ребёнок (4 месяца) предпочитает переворачиваться только на правый бок — нужно ли волноваться? На левый тоже умеет, но не любит. Через правую сторону очень много в течение дня переворачивается. Недавно даже сама с живота на спину начала.

А.М.: В первую очередь, в данной ситуации не следует волноваться — поворот ребенка через один «любимый», в данном случае, правый бок – вариант нормы, как правило, так и бывает. Старайтесь почаще стимулировать повороты через левый бок – этому могут способствовать такие несложные упражнения как сгибание правой ножки в тазобедренном и коленном суставах и отклонение ножки влево – ребенок будет поворачивать самостоятельно ручку и тело. Удачи вам!

U-mama: Хотелось бы услышать ваше мнение о мануальных терапевтах и остеопатах. Невролог предложила под контролем УЗИ править 1-й шейный позвонок. Я сомневаюсь, насколько это безопасно. Остеопатов нет среди врачей муниципальных поликлиник. Почему?

А.М.: Лечение у мануального терапевта и остеопата, тем более если речь идет о пациенте детского возраста, проводится строго по показаниям. Среди детских специалистов таких врачей немного. Решение о таком виде лечения может принимать только лечащий врач, который наблюдает ребенка, с учетом его диагноза.  

В данной ситуации также можно обратиться к врачу ЛФК, который поможет подобрать для ребенка правильный комплекс упражнений.

Фото: www.pexels.com

*SmartMed = Cмартмед. Приложение SmartMed является частью комплекса медицинских услуг при дистанционном взаимодействии медицинского работника с пациентом (или его законным представителем). Онлайн-консультации – консультации с медицинским работником с применением телемедицинских технологий. Телемедицина – медицинская помощь с применением телемедицинских технологий. ПАО «МТС». АО «Группа компаний «Медси». Лиц. ЛО-77-016451 от 02.08.2018 г., www.smartmed.pro, www.medsi.ru

 

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

 

www.u-mama.ru

Е. Комаровский — нервные тики и другие неврологические проблемы у детей: симптомы и лечение, гимнастика

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

o-krohe.ru

какие заболевания лечит, когда нужно обращаться, как проходит осмотр

Содержание статьи

К сожалению, дети, как и взрослые, болеют. Лечением ряда патологий занимаются узкие специалисты, в том числе и детский невролог. Врач специализируется на болезнях нервной системы у детей.

Какие заболевания лечит детский невролог

К врачу необходимо обращаться, если терапевт установил или имеются подозрения на наличие следующих патологий:

  1. Эпилепсия. Причинами развития чаще всего становятся травмы головы. В отдельных случаях болезнь имеет врожденный характер. Требуется регулярное наблюдение детского невролога и лечение.
  2. Гипоксия. Наблюдается еще при внутриутробном развитии плода.
  3. Заболевания, причиной которых становятся бактерии и вирусы. Дети имеют более слабый иммунитет, чем у взрослых, а болезни, особенно те, которые вызваны патогенными микроорганизмами, способны оказать негативное влияние и на нервную систему.
  4. Болезни, образованные в результате травмы черепной коробки.
  5. Токсические патологии. Поражение нервной системы может быть спровоцировано отрицательным влиянием лекарственных средств различных групп.
  6. Генетические аномалии, отклонения и нарушения. Они передаются по наследству от родителей к ребенку.

Все перечисленные заболевания требуют консультации, наблюдения детского невролога. Врач также осуществляет необходимое лечение.

Когда нужно обращаться к детскому неврологу

Обратиться к врачу следует при возникновении у новорожденного определенных симптомов. В первую очередь, это нарушение сна, когда малыш часто просыпается, капризничает и спит беспокойно, при этом сон поверхностный.
Также детский невролог необходим, когда ребенок часто срыгивает и часто находится в беспокойном состоянии, отмечается тремор рук и подбородка.
Консультация специалиста потребуется при поджимании малышом пальчиков при упоре на цыпочки. Также к специалисту следует обратиться, когда отмечается наличие судорог в комплексе с повышенной температурой тела.
Консультация и осмотр детского невролога требуется, когда у ребенка дошкольного и школьного возраста наблюдаются следующие признаки:

  1. Быстрая утомляемость.
  2. Головные боли. Могут носить различный характер и отличаться по интенсивности.
  3. Раздражительность.
  4. Отказ от игр с игрушками и друзьями.
  5. Рассеянность.
  6. Нарушение сна.
  7. Отсутствие желания учиться и познавать окружающий мир.
  8. Отставание в учебе.
  9. Обмороки. Часто могут возникать при нервных напряжениях или чрезмерной физической активности.
  10. Головокружения. Зачастую возникают резко вне зависимости от деятельности ребенка.
  11. Нервный тик.
  12. Шум в ушах.

Данные симптомы способны указывать на наличие определенных заболеваний нервной системы. Детский невропатолог проведет все необходимые исследования и назначит курс терапию. Многие из нарушений поддаются терапии, полностью или частично купируются.

Важная информация

Важно своевременно обратить внимание на неприятные признаки и своевременно обратиться к специалисту, пока заболевания не стали прогрессировать и усугубляться.

Как проходит прием у врача

Прием может быть как первичным, так и профилактическим. Но вне зависимости от цели посещения, врач осуществляет осмотр и дает консультацию родителям или другим законным представителям.
Детский невролог, в первую очередь, проверяет работоспособность зрительных рефлексов, тонус мышечной ткани, уровень силы. Также проводится установление наличия у ребенка координации движения, уровня чувствительности. Особое внимание уделяется развитию памяти и мышления.
После осмотра специалист устанавливает жалобы, что позволяет получить более полную картину заболевания и установить предварительный диагноз.

Методы диагностики

Для подтверждения предварительного диагноза детским неврологом могут быть назначены различные лабораторные и инструментальные методы диагностики. К ним относятся:

  1. Анализы крови, мочи и кала. Позволяют определить наличие вирусов, инфекций.
  2. Онкологические и бактериальные исследования.
  3. Аллергологические пробы. Используются для выявления наличия аллергической реакции и причины возникновения.
  4. Цитологические исследования.
  5. Токсикологические, кардиоревматологические исследования.
  6. Ультразвуковое исследование головного мозга.
  7. Магнитно-резонансная терапия сосудов мозга и позвоночного столба. Более информативная процедура, но дорогостоящая процедура. Позволяет провести послойное сканирование тканей.
  8. Спектроскопия.
  9. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография.
  10. Цистернография.
  11. Миелография.
  12. Рентгенологическое исследование.
  13. ЭЭГ, УЗДГ.
  14. Компьютерная томография.

Методы диагностики детским неврологом назначаются в зависимости от наличия симптомов.

Важная информация

Но перед их назначением специалист должен убедиться в отсутствии противопоказаний к их проведению.

Они позволяют получить полную картину заболевания, установить точный диагноз и провести правильное лечение.

Чем отличается детский невролог от невропатолога

Родители часто задаются вопросом о том, какая разница между детским неврологом и невропатологом. Оба по определения одинаковы по смыслу. В медицине используются сразу два термина.
Невропатолог является более старым названием профессии. Оно широко использовалось до 1980 года. Но уже сегодня используется совсем другое название – детский невролог.
Но в других странах различия между данными определениями есть. Неврологом называют врача, занимающимся лечением заболеваний, когда происходит поражение ЦНС, что сопровождается рядом симптомов. Невропатолог занимается изучением патоморфологии.

Полезная информация

В нашей стране различий между названиями нет. Они оба используются и на сегодняшний день. Но правильнее будет невролог.

При возникновении определенных симптомов у ребенка, в первую очередь, родителям следует обращаться к терапевту. Врач поставит предварительный диагноз и направит при необходимости к узкому специалисту, который подтвердит или опровергнет диагноз, проведет лечение.

Но бывают случаи, когда признаки заболевания развиваются стремительно. При этом не следует медлить, особенно, если симптомы проявляются со стороны нервной системы. Определить заболевание, характер патологии, назначить лечение в данном случае может только детский невролог. Родителям важно знать, что только своевременное лечение позволит полностью вылечить болезнь и избежать развития опасных осложнений.

nervy-expert.ru

Неврологические проблемы детей, симптомы и лечение

Эти симптомы у детей должны вас насторожить!

Детский невролог Инна Васильвна Банникова рассказывает на этой странице о неврологических проблемах в развитии детей от 0 до 17 лет.

«Здравствуйте уважаемые родители, дедушки, бабушки. Я детский невролог в клинике доктора Явида, консультирую родителей с детьми. Возраст детей — от нескольких недель до 15-16 лет. Работаю в детской неврологии с 1982 года. Хотела бы вам рассказать, на что нужно обратить внимание родителям, чтобы понять, нужна ли консультация для их ребёнка у детского невролога.»

 

Грудной возраст

Начнем с маленьких детей. Грудные дети несколько месяцев от рождения. В педиатрии принято, что если ребенок абсолютно здоров, он хорошо спит и хорошо ест. Если вы понимаете, что ребенок очень беспокойно спит, без конца просыпается, много плачет или плохо ест, много срыгивает, то, помимо педиатрической консультации, нужна консультация невролога, которая будет определять, нет ли у вашего ребёнка нарушений с точки зрения неврологии.

На что нужно ещё обратить внимание? Очень важно отслеживать положение грудного ребёнка в кроватке. Положение тела должно быть симметричным, то есть должно быть симметричное положение головы, должны быть симметричные движения руками, ногами.

Поводы обеспокоиться и обратиться к неврологу:
  • ребёнок лежит неровно, как иногда говорят — «огурцом», то есть скручивается в одну сторону
  • у ребенка постоянно наблюдается поворот или наклон головы в одну сторону, притом именно постоянно, а не иногда.
  • заметны несимметричные движения рук и ног у ребенка, например, одна ручка очень активно двигается, а вторая лежит вдоль тела.

Если вы замечаете такие признаки, ребёнка нужно в обязательном порядке обследовать у детского невролога.

Возраст 4-5 месяцев

В обязательном порядке нужно отслеживать установление моторики ребёнка, то есть как он переворачивается, как он пытается присесть, в дальнейшем садится, встает на четвереньки, ползает.

Сейчас доступна вся информация по временному фактору, на каком месяце и что ребёнок должен делать.

Поэтому, если вы понимаете, что ребёнок отстаёт хотя бы недели на 2 от тех показателей, которые нужны в норме, желательно показать ребёнка детскому неврологу.

К году ребенок должен самостоятельно ходить, это — аксиома. И если вы понимаете, что в год ребёнок самостоятельно не ходит, то желательно обратиться за консультацией к врачу — детскому неврологу.

 

Дети от 2-х лет

Зачем нужно неврологу осматривать детей в возрасте около 2 лет?

В 2 года с небольшим идёт становление фразовой речи у ребенка, то есть должна появляться простая фраза из 3 слов, иногда уже 4 слова, и фраза должна быть достаточно понятной. Не должно быть непонятный речи вообще, а должны быть достаточно понятные слова, уже сформированные во фразы.

В 2 года нужно отслеживать качество сна. Очень часто в 2 года дети плохо спят. Это тоже может быть связано с какими-то отклонениями с точки зрения неврологии.

С 3 лет у детей начинают формироваться невротические расстройства. К ним относятся ночные страхи, какие-то постоянно повторяющиеся навязчивые движения, плаксивость, раздражительность, капризность.

Также, в 3 года уже формируется нарушение поведения, которое расценивается как синдром повышенной двигательной активности, когда ребёнок излишне моторно активен. Не может посидеть даже 5 минут, чтобы позаниматься, послушать какие-то сказки, разучивать стихи, когда он всё время двигается, бегает прыгает. Это тоже может быть отклонением от нормы. Но это уже может оценить только невролог, но родители иногда это расценивают, как поведенческие особенности ребенка.

До 5 лет, если вернуться к нарушениям речи, должно полностью установиться звукопроизношение, то есть ребёнок должен уже достаточно качественно и чисто говорить развернутый речью. Маленькая особенность может быть допустима — это нарушение звука «р», если ребёнок ещё полностью не произносит«р» в 5 лет, то это ещё не катастрофа. Это пройдет, придет к норме. В остальных случаях, если вы понимаете, что к 5 годам ребёнок говорит нечетко, некачественно, плохо, мало, в обязательном порядке нужно консультироваться с неврологом.

 

Дошкольный возраст

Пред-дошкольный возраст. У детей появляются жалобы на головные боли, на укачивания в транспорте, на утомляемость. Дети уже сами предъявляют жалобы. Но и родители, также, могут замечать неусидчивость, недостаточную концентрацию внимания, нарушение поведения, чаще всего по принципу повышенной двигательной активности.

Нужно еще обратить отдельное внимание, что сейчас в медицинской литературе указаны различные параметры становления рефлекса на мочеиспускание ночью, состояние энуреза. Я бы советовала родителям обращать внимание, что к трём годам ребёнок должен ночью просыпаться в туалет и проситься на горшок.

Если вы замечаете, что он, сверх указанного возраста, писается в памперс или не просится, такого ребёнка необходимо показать неврологу.

Иногда говорят, что нужно ждать до 5 лет — это неправильно. Ночное недержание у детей в пред-дошкольном возрасте — это очень актуальная проблема в детской неврологии.

 

Школьный возраст

Школьный возраст для детей очень важен, и в тоже время труден. Дети испытывают повышенную физическую и умственную нагрузку, и, частенько, дети не выдерживают это. Дети начинают жаловаться на головные боли, утомляемость, сонливость.

В этом возрасте очень часто появляется носовые кровотечения. И это не всегда патология отоларингологов, это может быть иная проблема, связанная с неврологией.

В этом возрасте (в раннем школьном) появляются боли в спине и в ногах, и уже отчетливо можно заметить у детей нарушение осанки. Если вы видите такие признаки у детей раннего школьного возраста, не тяните, показываетесь неврологам. Эти состояния ребёнка можно убрать, вылечить, и он будет абсолютно здоров.

 

Старшая школа

Все моменты более старшего школьного возраста уже приближаются к жалобам взрослых людей.

Это:

  • перепады артериального давления,
  • головокружения,
  • неуравновешенность характера, эмоционального фона,
  • отсутствие мотивации на занятия в школах и получение образования,
  • головные боли,
  • боли в спине и в ногах.

В более старшем возрасте все перечисленное приобретает уже хронический характер.

Такие дети требуют более развернутого обследования и лечения. Наша Клиника владеет методикой лечения таких состояний, и мы можем предложить родителям свою помощь. Пожалуйста обращайтесь, мы вам поможем, всем, чем можем.

yavid-mc.ru

список, симптомы, причины и особенности лечения

Список неврологических заболеваний довольно широк и не зависит от возраста и пола, эти болезни признаны самыми распространенными. Функциональные нарушения при таком типе патологии могут образовываться в любом месте организма.

Причины, провоцирующие нарушения нервной системы

Болезни неврологического характера бывают приобретенными и врожденными. Провокационными факторами, приводящими к нарушениям центральной нервной системы, являются:

  • Травмы. Черепно-мозговое повреждение влечет развитие всевозможных неврологических расстройств.
  • Болезни внутренних органов в хронической стадии.
  • Наследственная предрасположенность. В этом случае проявление нарушений начинается с раннего возраста: это дефекты речи, тики, эпилептические приступы, нарушения двигательной функции, полная или частичная потеря чувствительности.
  • Нарушения кровообращения сосудов головного мозга. Расстройства проявляются головокружением, дезориентацией, мигренью, а также спутанностью сознания.
  • Истощение организма на нервной почве. Болезни, которые обусловлены этой причиной, отличаются психосоматическими признаками.

Энцефалиты, менингиты

Их диагностируют при поражении мозга, и они входят в список неврологических заболеваний для установления инвалидности. Мягкие оболочки мозга подвергаются воздействию вредных агентов, бактериальной или вирусной природы.

К сожалению, от этих болезней не может быть никто застрахован. Такие диагнозы ставят и новорожденным, а причиной в данном случае является перенесенная во время беременности инфекция. Опасность поражения мозга заключается в осложнениях: это прогрессирующее слабоумие и состояния, приводящие к инвалидизации человека. Несвоевременно начатое лечение приводит к отеку мозга и летальному исходу.

Вегетососудистая дистония

Эта патология признана одним из самых распространенных неврологических нарушений. Состояние характеризуется хроническим течением. Симптомы: скачки артериального давления, частые головокружения, боли в сердце. Правильно подобранная терапия приводит к полному излечению.

Мигрень

Это заболевание признано лидером среди неврологических нарушений. Признаки болезни проявляются приступами сильнейшей мучительной головной боли. Терапия подбирается индивидуально в течение длительного периода. Избавиться от болевого синдрома сложно.

Возрастные неврологические патологии

Список неврологических заболеваний у людей старше 60 лет, которые неизлечимы: старческое слабоумие, рассеянный склероз (в настоящее время встречается и у более молодого поколения граждан), паркинсонизм, болезнь Альцгеймера, нарушение когнитивных функций. Причиной их развития считаются длительная артериальная гипертензия, не компенсированная лекарственной терапией, сбой метаболических процессов и недостаточное кровоснабжение головного мозга. Ниже представлен неполный список неврологических заболеваний (в таблице), связанных с нарушением памяти у людей пожилого возраста.

Своевременное обращение за медицинской помощью улучшит качество жизни больного, позволит на какое-то время отодвинуть прогрессирование болезни.

Состояния, при которых следует обратиться к врачу

Синдромы и симптомы при неврологических заболеваниях, указывающие на проблемы в функционировании центральной и периферической нервной системы, следующие:

  • постоянная усталость;
  • дезориентация;
  • проблемы со сном;
  • ухудшение памяти;
  • ослабление внимания;
  • сбой в активности мышц;
  • образование пятен в области зрения;
  • галлюцинации;
  • головокружения;
  • спутанность сознания;
  • тремор;
  • боли, возникающие внезапно и затрагивающие разные части тела;
  • панические приступы;
  • чувство онемения в нижних и верхних конечностях;
  • парезы или параличи.
Обнаружение вышеперечисленных признаков требует врачебной помощи, так как они могут являться предвестниками серьезных неврологических заболеваний, список которых подразделяется на нарушения в работе как центральной, так и периферической нервной системы.

Виды исследований

Доктор-невролог при необходимости направит пациента для прохождения дополнительных обследований:

  • магнитно-резонансная томография назначается при нарушениях сознания, галлюцинациях, болевом синдроме;
  • допплерография показана при мигрени, головокружении;
  • электронейромиография – при параличах или парезах, а также внезапно возникшей боли.
  • компьютерная томография помогает определить местонахождение и характер патологии;
  • ультразвуковое исследование различных органов в зависимости от предъявляемых пациентом жалоб;
  • позитронно-эмиссионная томография, с ее помощью диагностируют травмы и последствия болезней;
  • эхоэнцефалография применяется для выявления патологий мозга;
  • нейросонография используется для исследования головного мозга новорожденных;
  • краниография выявляет переломы костей в черепе и врожденные дефекты.
Какой конкретно вид обследования назначить, определяет лечащий доктор в зависимости от наличия симптомов. Лечение неврологических заболеваний и их профилактика – это его прерогатива. Самостоятельное принятие решения о лечении или прохождении исследования не рекомендуется.

Методы лечения

Существует четыре способа терапии, которые успешно применяют для лечения неврологических заболеваний (список их приведен выше):

  1. Медикаментозный или лекарственный. Включает в себя широкий ассортимент препаратов, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используют для лечения этих состояний.

  2. Физиотерапевтический. Включает различные занятия лечебной физкультурой, направленные на разные органы и мышцы, а также магнитную и лазеротерапию, электрофорез и другие виды физиотерапевтического воздействия.

  3. Хирургический. Используется этот метод при прогрессировании заболевания и полного отсутствия эффекта от других способов терапии. Оперативные вмешательства осуществляются на нервных волокнах, спинном и головном мозге.

  4. Немедикаментозный. К нему можно отнести диетотерапию, лечение лекарственными травами, иглоукалывание, массаж, мануальную и рефлексотерапию, остеопатию.

Детские неврологические заболевания: список и описание

Основными причинами, провоцирующими неврологический стресс или срыв, признаны:

  • психологические травмы;
  • хронические стрессы;
  • некомфортная и агрессивная среда, в которой находится ребенок;
  • неконтролируемые физические и умственные нагрузки;
  • невозможность справится с сильными эмоциями (страх, обида).
Неразвитая нервная система ребенка не успевает своевременно отреагировать на различные стрессовые ситуации, поэтому дети не могут быстро адаптироваться к сложным жизненным условиям. Согласно данным медицинской статистики, список детских неврологических заболеваний неуклонно растет. Самых беззащитных жителей земного шара поражают такие болезни, как:
  • Энурез или недержание урины. Очень часто встречается у маленьких мальчиков и проявляется в ослаблении контроля в ночное время. Причинами такого состояния детские неврологи называют: семейные ссоры, стрессы, постоянные наказания ребенка.
  • Различные неврозы, которые занимают лидирующее место среди всех нарушений неврологического характера: боязнь высоты, темноты, одиночества и другие;
  • заикание. Чаще всего встречается у мальчиков. Причина – это сильное потрясение в виде испуга или травмы, т. е. то, с чем ребенок не смог справиться самостоятельно и произошел сбой в речевом процессе.
  • Тики. Различают моторные, они выражаются в подергивании, моргании или пожимании плечами; вокальные – хмыканье, покашливание; ритуальные – повторяются все действия, выполняемые в определенной последовательности; генерализованные, которые объединяют несколько видов. Причина тиков кроется в недостатке общения, внимания, а также чрезмерной опеке, стрессе.
  • Расстройства сна невротического характера. Предпосылками развития этого состояния считаются регулярные переутомления в дополнительных секциях, в школе и хронический стресс.
  • Головные боли. Наличие этого симптома свидетельствует о присутствии патологического процесса неврологической направленности в организме ребенка.
  • Синдром дефицита внимания. Особенно часто проявляется во время обучения в школе и дальше может перейти во взрослую жизнь. Проявления синдрома – это тревожность, агрессивность, негативизм, эмоциональная лабильность.
Список и описание неврологических заболеваний в детском возрасте можно продолжать бесконечно. С целью эффективности лечения патологий нервной системы следует своевременно обращаться за медицинской помощью. Частично помогут избежать этих нарушений нахождение общего языка с ребенком, поддержка и вера в его собственные силы, снисходительность и терпение, психологически благоприятный климат в семье. Главное в таких ситуациях — не искать виноватых, а совместно со специалистами (неврологами, психологами) найти правильный выход, думая в первую очередь о подрастающем поколении.

Неврологические заболевания у новорожденных

Список этих патологий возглавляют самые распространенные, такие как:

  • Гипертонус и гипотонус. Признаком первого считается напряжение в мышечной ткани, не проходящее после первой недели жизни малютки. Симптомы второго – верхние и нижние конечности разогнуты, при пассивном разгибании отсутствует сопротивление. Лечение заключается в проведении регулярной гимнастики и курсов массажа.
  • Синдром нарушения центральной нервной системы. Предполагается, что такое состояние прослеживается у большого количества новорожденных. Причины его появления кроются в неблагоприятных влияниях внешних условий на нервную систему в период вынашивания, родоразрешения и в первые дни жизни малыша. При первых признаках болезни следует незамедлительно начать лечение, используя физиотерапевтические методы. Несвоевременная терапия впоследствии обернется мозговой дисфункцией.
  • Внутричерепное давление. Оно может быть неустойчивым или повышаться и приводить к гипертензивно-гидроцефальному синдрому. Симптомы, которые должны насторожить молодую мамочку, проявляются в виде частого плача, срыгивания особенно при смене атмосферного давления, раздражительности или, наоборот, отмечается сонливость, вялость, отсутствие аппетита. На переносице, висках и черепе малютки проявляется рисунок из вен, который заметен невооруженным глазом. К началу второго месяца от роду возможно увеличение размеров головы малыша.
  • Перинатальная мозговая гиповозбудимость. Она возникает периодически или может быть постоянной, имеет выраженность разной силы. У малыша проявляется пассивность, вялость, он не проявляет любознательности, мышечная активность снижена, основные рефлексы — глотание и сосание — снижены, низкая двигательная активность. Этот вид патологии характерен для недоношенных младенцев, а также тех, которые подверглись гипоксии или родовой травме.
Любой мамочке необходимо знать признаки неврологических заболеваний у детей, список которых перечислен выше, и при малейшем подозрении обращаться за квалифицированной помощью к докторам в медицинское учреждение.

Подводя итоги

Ранний возраст индивида особо важен для всей последующей жизни, так как именно в этот период закладываются базовые основы для успешного физического благополучия. Своевременное устранение нарушений или стабилизация состояний, связанных с патологическими неврологическими проблемами, помогут быть здоровым.

fb.ru

Неврология у детей до года: причины, симптомы

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года — причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии — системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе — одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы — современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 — том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные рефлексы не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные «отключения» сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый «безобидный» итог — головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами — например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

 

maminmayak.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *