Содержание

8 ответов на вопросы о менторах / Хабр

1. Ментор – это кто?

В переводе с латыни «наставник, учитель, мастер». Само определение «ментор» пришло к нам из древнегреческой мифологии. По преданию, у Одиссея был друг по имени Ментор, он был опытен и мудр, но слишком стар для военного похода на Трою. Поэтому Ментор остался в Итаке и по просьбе Одиссея все это время учил и воспитывал его сына Телемаха, передавал наследнику свои знания и мудрость, опекал жену Одиссея и помогал сохранить семейный очаг в ожидании главного героя из многолетнего похода.

Гомер писал, что в облике Ментора Телемаха вела по жизни сама богиня Афина, поэтому в античных сказаниях часто «ментор» = «маска божества». А в наше время ментором называют человека, который оказывает всяческую поддержку, наставляет, обучает и помогает достичь целей.

Сократ был учителем Платона. Тот был наставником Аристотеля. А Аристотель — ментором Александра Македонского

Сократ был учителем Платона. Тот был наставником Аристотеля. А Аристотель — ментором Александра Македонского.

2. Так «ментор» и «наставник» – одно и то же?

Действительно, они преследуют одинаковые цели — научить и поделиться опытом. Но если рассматривать рабочие методы, разница оказывается большой.

Задача наставника — только научить, как делать что-то. Если вы устраиваетесь на работу, вам дают в наставники более опытного специалиста, который показывает, как выполнять ту или иную рабочую операцию, требует повторять те же действия, делать точно так же. То есть, наставник учит идти «проторенной дорожкой».

У ментора иной подход — делиться собственным опытом. Ментор проецирует свой жизненный и профессиональный опыт на подопечного (менти) и составляет индивидуальную программу для каждого своего менти. Например, он показывает, какие способы, инструменты и технологии можно использовать для грамотной организации работы команды, чтобы достичь максимальной эффективности.  Кроме того, ментор всегда предупреждает о возможных трудностях и неудачных действиях при выборе той или иной стратегии. На основе этой информации он ожидает, что вы придумаете или найдете свой собственный путь достижения цели. В конечном итоге цель ментора –  помочь вам составить вашу индивидуальную стратегию и провести вас к цели по согласованному плану. В процессе обучения ментор показывает вам все пути к достижению цели, дает ответы на вопросы и советы, но никогда не мешает работать и ничего не делает за вас!

Итак, менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор как опытный специалист не просто делится с вами знаниями, а оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач и в целом положительно влияет на развитие вас как человека и специалиста.

Так что, менторство — это не просто история про обмен опытом, а ментор — не просто наставник. Это человек, который передает вам опыт своих профессиональных побед и поражений, достижений и ошибок. А его опыт позволяет вам проходить путь к своей цели намного быстрее и эффективнее.

3. Кто НЕ ментор?

  1. Преподаватель. Потому что он, используя педагогические и методические подходы, учит вас только тому, что и как делается. Его задача — дать максимально возможные теоретические знания о тех или иных процессах.

  2. Тренер. Кратко рассказывает об определенной технологии выполнения того или иного действия и помогает закрепить ее использование на практике.

  3. Коуч. Действует по шаблонной схеме, используя ваши внутренние ресурсы и опыт для решения какой-либо задачи.

  4. Эксперт. Дает оценку ситуации в определенных узких сферах, основываясь на своих знаниях и опыте.

  5. Консультант. Дает  свои советы (как правило, на основе лишь теоретических знаний) по изменению ситуации в соответствии с текущими обстоятельствами.

В отличие от них, опытный ментор для максимально успешного продвижения своего подопечного по пути к поставленной цели использует разные техники, в том числе и тренерские, экспертные или коучинговые. Так что в процессе вашей совместной  работы ментор одновременно сочетает в себе функции и эксперта, и учителя, и тренера, коуча, консультанта, психолога. А чаще всего он становится для вас еще и хорошим другом.

4. Менторинг или коучинг, что лучше?

Чацкий:«…Наш ментор, помните колпак его, халат,Перст указательный, все признаки ученьяКак наши робкие тревожили умы…»© А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Несмотря на то, что ментор и менторство – понятия, имеющие глубокие исторические корни, сегодня на русскоязычном пространстве больше говорят о коучинге, чем о менторинге. А большинство людей просто не различают два эти понятия.
Эти практики, действительно, объединяют общие принципы и процессы, но основаны они на разных типах взаимоотношений.

Коучинг — это профессиональный вид деятельности, коучинговым практикам необходимо обучиться. В коучинг часто приходят специалисты из психологии, консалтинга, HR. Коуч может одновременно вести подопечных из совершенно разных сфер деятельности, используя при этом специфическую шаблонную технологию. Поэтому коучем, по сути, может стать и человек, не имеющий существенного жизненного, профессионального или бизнес-опыта в вашей сфере, но получивший специальное коучинговое образование.

В отличие от менторства, задача коучинга — помочь клиенту «разобраться в себе», чтобы осознать  краткосрочный план действий, который позволит решить возникшие проблемы  более эффективно. Другими словами, как правило, коучинг — это  кратковременное наставничество, помогающее решить определенные узкие задачи.

В отличие от него, менторство — долгосрочное наставничество, которое развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, как специалиста в его сфере, зарождает у человека необходимый стиль мышления и закладывает основы для успеха в конкретном деле. Поэтому ментор просто обязан иметь большой опыт деятельности в указанной сфере. Таким образом, ментор не просто помогает решить существующие проблемы, он мотивирует на саморазвитие и стимулирует серьезный личностный рост человека.

5. Насколько менторство популярно и эффективно?

На развитых рынках менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в любой профессии и одним из самых действенных способов развития soft skills — гибких навыков вроде креативности и умения работать в команде.Согласно данным Американского общества обучения и развития, 75% руководителей компаний считают, что менторство сыграло важную роль в получении ими должности.

Аналитики Endeavor Insight в течение 10 лет  проводили мониторинг среди компаний Нью-Йорка и выяснили, что более 33% из них достигли успеха из-за менторства топовых предпринимателей.

Менторинг также делает сотрудников более лояльными к компании. Летом 2019 года сервис SurveyMonkey  провел опрос на тему счастья на работе. Один из выводов: если у сотрудников есть ментор, на рабочем месте им намного комфортнее. Сотрудники с менторами склонны считать, что их компания предоставляет хорошие возможности для карьерного роста. Среди топ-менеджеров так думает 80%.

А вот еще несколько цифр мировой статистики, подтверждающих популярность этого движения:

  • 76% организаций в Европе предлагают своим сотрудникам менторство;

  • 71% компаний из списка Fortune500 имеют корпоративные менторские программы;

  • 77% компаний в мире говорят, что менторство помогает удержать ценных сотрудников в компании;

  • 78% сотрудников, задействованных в менторских программах, не попадают под сокращение;

  • 60% соискателей в Европе и США указывают менторство обязательным критерием для нового места работы;

  • на $5000 — $22000 больше ежегодно получают сотрудники, у которых был ментор.

Крайне важно менторство для стартапов. В США 70% стартапов и компаний малого бизнеса, чьи основатели пользуются поддержкой менторов, преодолевают отметку в пять лет. А это в два раза больше, чем в случае со стартапами без менторов. Издание The Village провело интересное исследование по этому поводу: они проанализировали основные причины закрытия молодых компаний и пришли к выводу, что лишь одна из них связана с погрешностями продукта. Все остальное — отсутствие тех или иных знаний и менторской поддержки у основателей команды.

Издание Harvard Business Review в свое время провело опрос 45 CEO, чтобы выяснить, какую роль сыграли менторы в их профессиональной жизни. Как выяснилось, 84% гендиректоров уверены, что именно менторы помогли им избежать дорогостоящих ошибок и быстрее повысить свой экспертный опыт в определенной сфере.

6. Зачем мне ментор, если я не новичок?

Существует стереотип, что в менторе нуждаются только начинающие специалисты. Это глубочайшее заблуждение. Каждому человеку на разных отрезках жизненного пути нужен тот или иной ментор для личностного и профессионального роста. Вот только несколько известных примеров:

1. Соучредитель сайта Flickr Катерина Фейк была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy — крупнейшей онлайн-площадки для продажи хендмейда и винтажных вещей.

2. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей облачного сервиса хранения данных Dropbox.

3. У Стива Джобса наставником был Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple.

4. CEO Google Эрик Шмидт являлся наставником для его основателей Сергея Брина и Ларри Пейджа. Перечислять такие звездные пары можно очень долго. Шмидт в своей книге «Как работает Google» писал: «Даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры».

Так что на разных этапах и в разных ситуациях нам нужны разные менторы. Меняться должны не только их имена, но и роли, стратегии и направления, просто потому, что меняемся мы сами и наши жизненные задачи.

7. Зачем люди этим занимаются?

Я бы сказал, они это делают ради себя. Ведь опыт наставничества — отличный повод резюмировать свои удачи, жизненный опыт и заняться переоценкой собственного профессионального пути.

В жизни любого человека наступает момент, когда он хочет чувствовать себя значимым и востребованным, когда он хочет делиться своими знаниями и опытом.

Все просто: чтобы быть счастливым — нужно помогать другим, нужно чувствовать себя полезным и необходимым. Кроме того, замечено: когда вы ищите решение чужих проблем, вы отстраняетесь от своих собственных переживаний. Работа над чужими сложными ситуациями позволяет вам посмотреть на свои проблемы новым взглядом.

А еще видеть, как добивается успехов твой ученик — большое удовольствие для ментора. Так что менторство – всегда двусторонний процесс, в котором вы и инвестируете, и получаете инвестиции.

8. Какие бывают менторы?

Да самые разные. Помните секретаршу Верочку из кинофильма «Служебный роман»? Как она делилась опытом со своей мымрой-начальницей Людмилой Прокофьевной, что значит «быть женщиной»? Учила ее ходить «как мы ходим», а не «сваи вколачивать»… Вот вам личностный менторинг в чистом виде.

Есть, например, социальный менторинг, когда Фонды общественной интеграции разных стран заключают договора со специалистами об оказании таких услуг беженцам, чтобы они могли адаптироваться в новой среде.

Может иметь место и юридический менторинг. Например, Алексей Артюх, один из лучших налоговых юристов России, пользующийся наибольшим доверием среди коллег (рейтинг симпатий ПРАВО-300) считает: «Менторство и передача опыта в профессии – важнейшее условие для формирования лучших качеств юриста. Конечно, успеха можно добиться и без ментора, но тогда путь будет намного более тяжелым и тернистым».

Так что вывод здесь однозначен: менторство — это очень интересный, многообещающий и перспективный путь.

Каждый человек может и должен быть для кого-то ментором, чтобы реализовать свои скрытые и явные таланты, чтобы почувствовать себя счастливым и нужным, чтобы помогать людям.

И каждый человек должен иметь своего ментора, и не одного. Чтобы найти себя, найти свой путь, стать успешным специалистом, чтобы решать задачи быстрее и эффективнее. Хочешь стать ментором или найти своего ментора?

P.S. Здесь я собрал вопросы, которые мне чаще всего задают при разговоре о менторстве. Надеюсь, среди них вы найдете и тот, который волнует вас. Если нет – пишите, задавайте свой вопрос напрямую.  Поговорим!

Кто такой Ментор и что за «менторский тон» такой? | „ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ“ — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ЛЮБОПЫТСТВУЮЩИХ

Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и находят океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!

Дорогой читатель, предлагаем продолжить узнавать занимательные мифы, которые легли в основу устойчивых выражений и привычных нам слов.

Почему женщин лишили права голоса? Почему Афины зовутся Афинами, а не Посейдонией? Любопытный миф о божественном споре

Почему женщин лишили права голоса? Почему Афины зовутся Афинами, а не Посейдонией? Любопытный миф о божественном споре

Недавно мы рассказали почему Эгейское море именуется Эгейским, а Афины — Афинами. Сегодня поведаем о «мифическом» происхождении слова «ментор». Приятного прочтения!

Кто такой Ментор?
«<..> что не мешало ему, однако ж, шутить над своим ментором довольно смелые шутки» — Благонамеренные речи. Салтыков-Щедрин М. Е.

Рассматриваемое нами слово частенько можно повстречать в различных литературных произведениях. Да и в обыденной жизни «менторы» попадаются достаточно часто, не правда ли?

Тем не менее, для многих станет приятным открытием один любопытный факт. Данное слово прибыло к нам прямиком с просторов древнегреческой мифологии.

Пенелопа в ожидании возвращения Одиссея — Джозеф Райт из Дерби (1734–1797) // Музей Гетти, Лос-Анджелес

Пенелопа в ожидании возвращения Одиссея — Джозеф Райт из Дерби (1734–1797) // Музей Гетти, Лос-Анджелес

Ментор — закадычный друг небезызвестного персонажа по имени Одиссей. Настолько герой доверял товарищу, что во время похода под Трою вверил ему попечительство над домочадцами и охрану своего жилища.

«И встал пред собраньем ахейце Ментор. Товарищем был безупречного он Одиссея. Тот, на судах уезжая, весь дом ему вверил, велевши слушать во всём старика и дом охранять поусердней» — Гомер. Одиссея.

Ментор воспитывал сына Одиссея и отгонял от его жены назойливых ухажёров. Тем самым выполняя непростую просьбу друга.

Пенелопа и назойливые женихи — Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917) // Aberdeen Art Gallery

Пенелопа и назойливые женихи — Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917) // Aberdeen Art Gallery

Афина знала об этом и когда хотела помочь Одиссею или его сыну Телемаху, то принимала образ Ментора.

«Наш ментор, помните колпак его, халат, перст указательный, все признаки учения» — Грибоедов А. С. Горе от ума.

Все эти события не прошли бесследно. Имя Ментора стало нарицательным — ныне так могут назвать учителя, советника, наставника. Стоит отметить, порой с нотками иронии. А «менторский тон» — назидательный, поучающий.

Дорогой читатель, если было интересно, то рекомендуем поставить «палец вверх» и узнать, что такое «сентенция» и «трюизм»? Те самые штуки, которые многие недолюбливают и порой ненавидят.

Почему Афины зовутся Афинами, а не Посейдонией? // Эгейское море — почему оно так именуется?. Ещё мы публикуем материалы в Telegram (@antike) и во ВКонтакте.

Наставничество (менторство)

Процесс развития человека:

Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.

Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.

Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.

Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.

Цель наставника перевести стажера из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.

С примером такого развития человека мы сталкиваемся довольно часто. Например, в компанию пришел новый сотрудник. Он хочет работать по профессии.

На первом этапе он уверен в себе и еще не знает, с какими трудностями придется столкнуться — это

этап неосознанной некомпетентности. Начав работать, он видит, что многое у него не получается, и, чтобы не потерять рабочее место, ему необходимо получить новые знания.

Он идет на курсы, занимается саморазвитием или работает с наставником. Это второй этап — осознанная некомпетентность.

Закончив обучение, сотрудник овладевает необходимыми знаниями, проходит испытательный срок и активно работает в компании, стараясь выполнять все так, как его научили на предыдущем этапе. Это осознанная компетентность.

Нарабатывая опыт, сотрудник начинает выполнять задания автоматически. Это 4 этап —

неосознанная компетентность.

Задача наставника провести сотрудника по всем 4 этапам развития. Сначала показать ему, что ему необходим новый опыт и знания. Другими словами, замотивировать его на обучение и развитие (первый этап развития). Далее дать сотруднику необходимые знания, научить его (второй этап развития). На остальных этапах развития наставник находится рядом, поддерживая и направляя «ученика».

Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.

Правила наставничества:

1. Старайтесь создать доверительные отношения с партнером.

2. Эффективнее

работать «тет-а-тет». У каждого сотрудника свой наставник.

3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.

4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.

5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.

Наставник формулирует цель обучения. Он оговаривает, что сотрудник должен уметь по окончании обучения из того, что он не умел делать до этого. 

РАССКАЖИ (TELL). Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания. 

ПОКАЖИ (SHOW). Наставник показывает, как нужно выполнять задание, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он спрашивает, все ли было понятно. 

СДЕЛАЙ (DO).

Сотрудник сам выполняет задание. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки. 

Елена Любовинкина — психолог, консультант. 

Консультанты Mental Skills всегда готовы предоставить услуги наставничества и коучинга онлайн или очно. Подробнее:

В греческой мифологии друг Одиссея, воспитатель Телемаха 6 букв

Ad

Ответы на сканворды и кроссворды

Ментор

В греческой мифологии друг Одиссея, воспитатель Телемаха 6 букв

НАЙТИ

Похожие вопросы в сканвордах

  • В греческой мифологии друг Одиссея, воспитатель Телемаха 6 букв
  • В древнегреческой мифологии царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. … отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом 7 букв
  • В греческой мифологии сын Одиссея и Кирки 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

  • Ментор — Наставник, воспитатель 6 букв
  • Ментор — Город в США, штат Огайо 6 букв
  • Ментор — Мужское имя (греческое) 6 букв
  • Ментор — В древнегреческой мифологии: друг Одиссея; сын Геракла; сын Имбрия 6 букв
  • Ментор — В греческой мифологии друг Одиссея, воспитатель Телемаха 6 букв
  • Ментор — В древнегреческой мифологии: друг Одиссея 6 букв
  • Ментор — Персонаж «Одиссеи», Гомера 6 букв
  • Ментор
    — Руководитель, наставник, воспитатель 6 букв
  • Ментор — Скажите, как звали мудрого наставника Телемака, сына Одиссея, который, наверное, любил поучать своего ученика 6 букв
  • Ментор — Сын Геракла 6 букв
  • Ментор — (Огайо) город, расположенный в округе Лейк с населением в 50 278 человек по статистическим данным переписи 2000 года 6 букв
  • Ментор — В греч. миф.: друг Одиссея 6 букв
  • Ментор — Воспитатель сына Одиссея 6 букв
  • Ментор — Наставник юноши (устар.) 6 букв
  • Ментор — Наставник (устар.) 6 букв

Значение слова МЕНТОР. Что такое МЕНТОР?

chyrva
[e-mail скрыт]
Республика Беларусь, Минск

Сергей писал(а):

Ментор — это «наставник».

Ментор (др.-греч. Μέντωρ) — персонаж древнегреческой мифологии с острова Итаки — сын Алкима, старый друг Одиссея. Одиссей, отправляясь в Трою, поручил Ментору заботы о доме и хозяйстве. Поэтому Ментор старался препятствовать назойливым женихам Пенелопы; он же был воспитателем Телемаха, сына Одиссея.
У Гомера наружность Ментора часто принимает покровительствовавшая Одиссею Афина Паллада, являясь к Одиссею или Телемаху. Так, в виде Ментора Афина помогает Одиссею в его борьбе с женихами и старается примирить его с народом; под видом Ментора она сопровождает Телемаха в Пилос, в Пилосе улетает орлом. На Итаке Афина принимает образ Телемаха, затем превращается в ласточку.
Имя Ментор часто употребляется как нарицательное, в смысле наставника или руководителя юношества.

…читали, читали «Википедию»… ну, а собственно, что же это иное, нежели «менторство» (определённое «НАСТАВНИЧЕСТВО», но в негативном смысле, т.е., «псевдодоброхотство») — когда «НАСТАВНИКИ» (директор школы, учитель), вместо того, чтобы объективно разобраться в ситуации и выяснить — имело место повреждение имущества или нет, и в случае последнего — «поправить» родителей «пострадавшего», воспитавших его так, что он может себе позволить лезть в душу пацана (сына бедолаги Беллы), руководствуясь принципом «как бы чего не вышло» — идя на поводу крикунов, готовых пойти в суд, «наставляют», то есть, дают «дельные» советы — «лучше заплатить» и даже давят на неё, понуждая к оплате, возможно, несуществующего ущерба?. . Это — и есть выражение якобы эмпатии (мол, «ну мы понимаем, что может и не побил планшет;сочувствуем Вам, но лучше заплатите»), а на выходе всё это — ни что иное, нежели «псевдодоброхоство». Печальная тенденция жизни и заключается в том, что все становятся на сторону тех, кто может позволить купить малолетнему ребёнку дорогостоящий гаджет, а — не на сторону слабого. Вместо этого, слабого все горазды только поучить жизни (а также — ГРАММАТИКЕ и т.д.), и поугрожать…Криво это как — то… Уверен, Сергей, что Вы согласны со мной и именно так поняли мои слова..? Какое же ещё слово, нежели «менторство» (только с негативным оттенком) наиболее точно может отразить эту ситуацию?