Содержание

история, психология, суть (+фото) / Smile-Expo corporate blog / Habr


Comic-Con 2017

“… С одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет?”

Косплей называют искусством перевоплощения. Если во время маскарада нужно переодеться в другого человека, то в косплее важен уровень слияния с персонажем. Мало выглядеть похоже, нужно говорить тоном героя, копировать его манеру речи, выражение лица, употреблять те же слова и фразы, реагировать схожим образом — косплеер должен чувствовать своего персонажа изнутри.

Говорят, что у косплея японские корни


Но это не совсем так. Никому точно не известно, где именно он начал формироваться как отдельная субкультура, но бесспорно то, что в Японии он разросся шире и глубже, чем где-либо.


Nipponbashi Street Festa 2014

Возможно, дело в многовековых традициях самодеятельного японского театра “кабуки”, который существует с начала XVII века. Это был синтез музыки, танца и драмы. В постановках актеры уделяли особое внимание сложному гриму, который отражал сущность персонажа, и костюмам, которые имели сильную символическую нагрузку. Традиции театра глубоко проникли в культуру страны, позволив косплею со временем гармонично отделиться как самостоятельной культурной ветви.

Считается, что первый косплей появился в 1939 году в США: на первом в мире ежегодном научно-фантастическом конвенте World Science Fiction Convention писатель-фантаст Forrest J. Ackerman нарядился в необычный футуристический костюм, сподвигнув тысячи подражателей последовать его примеру.

К 1956 году традиция уже относительно устоялась, на конвенте даже проводился конкурс на лучший наряд. В 1984 году судьей очередного состязания стал Нобуюки Такахаси, японский писатель, который был в восторге от костюмированного представления и стал распространять эту идею в родной стране. Ее подхватили в первую очередь поклонники аниме, которые получили возможность перевоплощения в любимых персонажей. Примерно в это время в Японии появился термин “косплей”.

Параллельно идея косплея продолжала развиваться в Америке. Для США 1960-е годы были периодом возникновения многих общественных движений и субкультур: панки, рокеры, хиппи. Молодежь стремилась к самоидентификации и к самовыражению. Тогда увлечение комиксами и фэнтэзи вылилось в фанатскую среду, приверженцы которой переодевались в любимых персонажей. Одновременно с любителями комиксов в это же время появилась волна толкинистов, больше связанная с ролевыми играми, “полёвками”, чем с косплеем. Тем не менее, толкинисты тоже повлияли на создание косплей-культуры.

“Полёвки” перекочевали в Россию и проводились в ней с 1990-х годов.

Таким образом, в СНГ косплей пришел с нескольких сторон: через ролевое движение толкинистов и рост популярности аниме. С течением времени косплей перестал быть прерогативой фриковатой молодежи и стал многообразным культурным явлением, которым занимаются увлеченные люди целыми семьями. Современный косплей больше не имеет прямого отношения ни к толкинистам, ни к аниме.


Comiket 2015

Косплей и LARP — в чем разница?


Элементы маскарада и актерства применяют также в LARP`е — ролевых играх живого действия, где герои не только перевоплощаются и отыгрывают свою роль, но и активно взаимодействуют между собой: общаются, проходят линейные квесты, ходят по кабакам, подвергаются “пыткам”, попадают в плен или в мертвяк.

Для LARP`а переодевание — инструмент игры. Для ролевика важнее погружение в персонажа, а костюм вторичен: он может обходиться минимальным антуражем без проработки деталей и фактур. Для косплеера проработка костюма стоит на первом месте, а в образе он не нон-стоп, а лишь на время фотосессии или дефиле.


Nipponbashi Street Festa 2013


Nipponbashi Street Festa 2010


Nipponbashi Street Festa 2014


Nipponbashi Street Festa 2017

“Торжество гиковства, фричества и эскапизма” — LARP, косплей и общественное мнение


Взрослые люди переодеваются в персонажей из фильмов и бегают по лесу в тяжелом доспехе и с мечом из пенопласта. Выглядит странно? Возможно, но вы бы удивилась, узнав, какая разнообразная там собирается публика. Например, полевыми ролевыми играми когда-то серьезно увлекался Oxxxymiron, популярный российский рэпер. Он говорит о движении так:

“Фэнтезийные игры — это нишевая тема, но вообще все человечество играет в те или иные формы подобных игр: кто-то работает офисным клерком, а в пятницу переодевается в Stone Island и идет на махач.

Честно сказать, у меня двойственное отношение ко многим субкультурным явлениям — с одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет, концентрация интеллектуалов в такой среде достаточно высока, просто часто это люди зажатые и слабо способные к коммуникации в реальном мире. Так ведь и я отчасти такой же — и тут ничего особо не изменилось.”

Общественное мнение по поводу ролевых игр и косплея неоднозначное, возможно, из-за недостатка информации в этой сфере. В движение сейчас приходит все большее количество нефриковых, совершенно нормальных во всеобщем смысле слова людей. Возможно, из-за того, что косплей дает возможность проявить разностороннее творчество — шитье, визаж, перевоплощение, иногда арт, дизайн и фото. LARP и вовсе позволяет полностью выпасть в другую реальность: пережить день где-нибудь в сосновом лесу среди бардов, купцов, эльфов, нежити и опасных тварей — звучит гораздо веселее, чем просто сходить в кино.


Yukicon 2018

Суть и смысл


Глубже вникая в суть и психологическую базу косплея, можно обнаружить не только фан.

Об этом говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре:

“Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.

Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения.”
Конечно, когда приходишь в косплей, построение личности интересует в последнюю очередь: как правило, начинающие косплееры просто любят фэнтези, классные костюмы, создавать образы и веселиться. Из интервью с Carioka и littlegenius666:

“Начиналось все с того, что мы выбирали себе персонажей, делали костюмы и выступали со смешными сценками, которые придумывали сами, на вечеринках в аниме-клубах. О качестве этих костюмов никто тогда особо не задумывался, как и об отыгрыше персонажей – мы просто делали то, что нравится, веселились вместе.”

Позже это переходит в серьезное увлечение, с заказами серьезных костюмов из ателье или самостоятельной разработкой нарядов.

Какой бывает косплей


Косплей нельзя четко разграничить по жанрам, но условно его можно разделить на шесть видов.

1. Стандартный косплей

Переодевание, грим и перевоплощение. Сюда относится косплей по манге или аниме, персонажам из фильмов, мультфильмов, популярных артистов.


Comic-Con 2017
Comic-Con 2017
WEGAME 3.0 (2017)
Yukicon 2017

2. Косплей с антуражем

Этот вид косплея предусматривает не только костюм и грим, но и антураж: оружие, декорации, пейзажи.


WEGAME 3.0 (2017)
WEGAME 3.0 (2017)
Comic-Con 2017


WEGAME 3.0 (2017)

3. Фотокосплей

Иногда косплей готовят не для фестивалей, показов и ролевых игр, а для фотосессии. Образ приходится воплощать без пластики, походки и речи: используя только мимику, костюм, жесты и атмосферу.


Фото: Kira Winter

4. Крафтовый косплей

Главный принцип крафтового косплея — самостоятельное создание костюма и при необходимости декораций с нуля. Косплеер сам закупает материалы и создает образ своими руками. Это высший пилотаж.


Косплеер Мария Ханна создает костюмы своими руками

5. Оригинальный косплей

Косплеер не выбирает себе персонажа, а создает его. Такой вид косплея не ограничен никакими рамками, но и оценить его сложно из-за отсутствия прототипа.

6. Косплей боди-арт

Одежда используется по минимуму, большинство деталей костюма прорисовывается на голой коже.

“Хочешь публикаций — раздевайся”


В РПГ-играх и аниме девушки на экране часто больше раздеты, чем одеты. Косплееру нужно в точности воссоздавать эти костюмы, что порой смотрится провокационно.

Вместе с тем, откровенный косплей популярен — это хороший способ быстро набрать подписчиков. Косплеер и руководительница агентства Golden Hamster Маргарита Тепляковая комментирует это так:

“Здесь всё достаточно легко объясняется. Хочешь публикаций в больших пабликах в соцсетях, славы и денег — раздевайся! Чем больше на тебе одежды, тем меньше к тебе внимания”.


Komiket 2017

Многое зависит от того, какую именно аудиторию хочет привлечь косплеер, но и в этом случае качество костюма и отыгрыша имеет значение. В обществе косплееров к такому способу обретения популярности относятся с прохладцей:

“Допускаю, что есть косплееры, сделавшие себе имя на так называемом «сиськокосплее» плохого качества, но имя тогда соответствующее — вряд ли от единомышленников последуют восторженные возгласы. Залог популярности — качество костюма, умение вжиться в роль персонажа и хороший макияж, опять же терпеливо подобранный. Самое важное для меня — любовь к своему делу и радость от каждого нового косплея.”
Kumori

“Совершенно не соглашусь с мнением «хочешь публикаций — раздевайся». Если ты действительно увлечен своим делом, тебе нравится делать качественные фотосеты с тщательной подготовкой, то тебя обязательно заметят.”
Нинель Нуретдинова

В любом случае, откровенный косплей требует хороших форм, актерских навыков и фотогеничности. Это тоже мастерство.

О создании костюмов


Многие косплееры шьют костюмы самостоятельно. Как они создают свой образ, с какими сталкиваются трудностями и на чем делают акцент:

Дарья Пасечник
Косплеер, художник и поэтесса. Украина
“Аксессуары я заказываю на интернет-аукционах, а вещи шью на заказ. Иногда бывает сложно понять, из чего сделать ту или иную деталь, но в кругу косплееров есть много людей, которые делают все своими руками, и я часто с ними советуюсь. Костюмы лежат в шкафу, продавать или отдавать их не хочется: я такой себе косплеер-плюшкин.”

Мария Ханна
Косплеер и крафтер. Россия
“На подготовку сложных образов может уйти до полугода, в то время как простые костюмы можно сшить за день-два. Откровенно говоря, ничто так хорошо не мотивирует, как дедлайн. Когда время на исходе, появляются и силы, и вдохновение, и много разных неожиданных способностей.”

Марианна де Морт
Косплеер, режиссер, телеведущая и судья косплей-шоу WEGAME 4.0. Украина
“Использую все, что есть под рукой: различные коробки, пластиковые бутылки, пакеты, даже туалетную бумагу. С помощью последней когда-то создала маску Несмертного Джо, персонажа фильма «Безумный Макс».

Долго, помню, искала на YouTube лайфхаки по ее изготовлению, но находила лишь сложные и дорогостоящие способы. Потом вдруг пришла идея вырезать из шестилитровой баклажки форму и обклеить ее кусками измельченной туалетной бумаги, смешанной с ПВА. Вместо металлических деталей приклеила картон – и все это покрасила. Получилось очень эффектно.”

Что может дать косплей?



WEGAME 3.0 (2017)

Косплей собирает единомышленников и дает возможность весело провести время. Он позволяет проявить себя в любой из выбранных граней: кому-то хочется показать себя в качестве актера, кому-то как дизайнера, у кого-то красивое тело или умение преподнести себя.

Зачем все это нужно? По той же причине, по которой каждый из нас время от времени любит выпадать в мир книг, фильмов и фестивалей. Бизнес, прикладные науки и повседневность обеспечивают нам жизнь, но карнавалы, перевоплощения, приключения и романтика нужны нам, как воздух — это то, ради чего мы живем.

habr.com

Косплей как стиль жизни | Geek Lifestyle

Сегодня трудно найти конвент, в программе которого не заявлено косплей-шоу. Среди любителей комиксов и аниме, видеоигр и фантастической литературы одевание в костюм любимого героя давно стало уважаемым хобби. Но многие ли задумываются об истории этого явления, его эволюции в разных уголках земного шара и о его вкладе в образ современного гика?

Термин «косплей» образован из сокращённого costume play — «костюмированная игра» или «костюмированная пьеса». Означает он претворение в жизнь образа героя из вымышленного произведения, будь то книга, комикс, фильм или аниме. Косплеер должен выглядеть максимально похоже на изображаемого героя, но не обязан делать свой костюм собственноручно. Изобрели слово “косплей” любящие сокращения японцы, но, вопреки заблуждению, возник он совсем не в Стране восходящего солнца.

В героя  комикса Mr. Skygack from Mars некий  Уильям Фелл нарядился ещё в 1908 году. Но последователей у него не появилось

Косплей в современном понимании этого слова возник в 1939 году. Пара американских фэнов, Форрест Аккерман и Миртл Джонс, явились на первый Всемирный конвент научной фантастики в Нью-Йорке, одевшись как герои космооперы. Аккерман и Джонс произвели настоящий фурор среди посетителей. Идея так всем понравилась, что уже на следующем конвенте в 1940 году прошёл бал-маскарад, среди участников которого проводился конкурс на лучший костюм. Маскарад стал традицией, продолжающейся по сей день. Сначала костюмы были довольно простыми и создавались скорее из желания выделиться и подурачиться, нежели ради приза. Для фантастических нарядов появился и собственный термин — «футуристикостюм».

К началу шестидесятых ситуация стала меняться. Люди стали подходить к созданию нарядов всё серьёзнее, тратили на них всё больше времени и денег. И хотя состав участников маскарада был разношёрстным — в костюмах на Всемирный конвент научной фантастики приходили и фанаты, и художники, и даже именитые писатели вроде Фрица Лейбера, — в этом деле начали появляться свои знаменитости и профессионалы. Перестали костюмы быть и строго футуристическими. Среди пилотов космических кораблей и злых пришельцев всё чаще стали появляться супергерои и эльфы.

Всё более креативными становились не только костюмы, но и способы их подачи. Конкурсантам мало было просто пройтись по подиуму — они пели песни, устраивали танцы и акробатические номера. Это так растянуло длительность мероприятия, что время на каждое выступление сократили до минуты. Но несмотря на все ухищрения, маскарад уже в середине семидесятых из дружеской вечеринки превратился в строгий конкурс с толпой зрителей и придирчивым жюри. Желающих изобразить любимых героев, блеснув талантом актёра и модельера, стало слишком много.

В восьмидесятых многие фэны могли похвастаться отлично детализированными и оригинальными костюмами.

В 1984 году гостем уже сорок второго по счёту всемирного конвента научной фантастики стал японский писатель Нобуюки Такахаси. Парад энтузиастов в фантастических костюмах поразил его до глубины души, и он поспешил поделиться своим восторгом с японской прессой. Японцы приняли новое веянье, которое писатель окрестил «косплеем», с восторгом. Косплей медленно, но верно отвоёвывал себе место на всевозможных фестивалях и из занятия для фанатов вскоре перерос в масштабную индустрию. Профессиональные модели начали выпускать тематические фотоальбомы, а в магазинах для гиков стали появляться целые отделы с готовыми костюмами, париками и прочей атрибутикой.

Возвращение косплея на родину вышло довольно курьёзным. Он заново проник на Запад в начале девяностых, на волне популяризации современной японской культуры. Аниме тогда было на пике популярности, гиковская же субкультура лишь ожидала своего ренессанса. Молодое поколение американских анимешников не знало о полувековой истории фантастических костюмированных вечеринок и посчитало косплей японским изобретением. Что не помешало ему стать безумно популярным. За считаные годы фестивали наполнились толпами людей в ярких костюмах. Начали проводиться международные конкурсы, с распространением интернета появились специализированные сайты, где можно было похвастать обновкой, поделиться опытом или попросить совета.

В девяностых  аниме вошло в моду на Западе, а вместе с ним распространился и косплей. Героинь «Сэйлор Мун» косплеят и по сей день.

У модифицированного японцами косплея все же есть одна отличительная черта. Пионеры движения в сороковых годах не пытались в точности воссоздать костюмы героев. Они зачастую давали волю фантазии, выдумывали свои наряды для пилотов и принцесс звёздных империй, инопланетян и мутантов. О том, чтобы попытаться ещё и сыграть роль выбранного персонажа, как в театре, даже речи не шло. Японцы же назвали движение костюмированной игрой не зря: для них важен именно отыгрыш роли. И костюм косплеера должен соответствовать костюму персонажа аниме, манги, романа или игры в мельчайших деталях. Даже если они противоречат законам гравитации, физики и здравого смысла.

Хороший косплеер обязан выучить фирменные жесты героя, должен передавать его осанку и настроение. Суровому воину не пристало гримасничать и хихикать, как маленькая девочка. Но, скорее всего, эти неписанные правила были известны и западным косплеерам задолго до популяризации аниме. Ведь уже в семидесятых стали популярны «Звёздные войны» и «Звёздный путь», и их поклонники соревновались не только в мастерстве пошива зачастую простых нарядов, но и в том, кто лучше изобразит персонажа в целом.

Знать, как ведёт себя персонаж, не менее важно, чем сшить хороший костюм. Некоторых героев, например, Феникса Райта или Доктора Кто, без правильной подачи и не узнать.

Однако креативность западных фэнов не удалось удержать в чётких рамках. Проверив свои силы в воссоздании самых безумных костюмов, от расшитых бусинами пышных платьев с кринолином до доспехов и трансформирующихся роботов, косплееры принялись снова проявлять фантазию. Сеть наводнили фотосессии с диснеевскими принцессами, сражающимися с зомби, или Сэйлор Мун со товарищи, вдруг ставшими главарями байкерской банды. Люди принялись играть с временами и стилями, показывать знакомых героев в самых неожиданных амплуа. Пуристы могут усомниться в том, стоит ли называть всё это косплеем. Но почему бы и нет? Костюмы на месте, элемент игры тоже присутствует.

Грань между восточным и западным пониманием косплея со временем истончилась. Да и фэндомы на конвентах давно перемешались. Аниме перестали считать развлечением для детей, а фантастику — уделом высоколобых ботаников. И появление «чуждого» героя на фестивале никого не удивит. Трандуил и Капитан Америка, Сэйлор Мун и Доктор Кто теперь стоят на одной сцене, потому что принадлежат к одной гиковской субкультуре.

Сэйлор-воины в роли байкерш. Совсем не канонично, но оригинально и стильно.

Ненависть к косплею

Удивительно, но среди фантастов есть и противники косплея. Так, художник Пэт Бродерик, работавший над комиксами о Бэтмене и Зелёном Фонаре, отказывается выступать на конвентах, если в программе заявлен косплей. По словам Бродерика, косплей отвлекает участников конвента от основной программы. Мол, раньше люди ходили на фестиваль узнать о новинках индустрии и пообщаться с творцами, а теперь ходят наделать «селфи» с людьми в костюмах. Другие авторы возмущены тем, что многие косплееры толком не знают, кого изображают, а просто шьют себе понравившийся костюм.

Ну и главное, в отличие от коллекционеров, косплееры не приносят индустрии никакого дохода. Хотя они и тратят баснословные деньги на создание костюмов, издательствам, художникам и прочим создателям героя не перепадает ни цента. С последним можно поспорить: хороший косплей — это бесплатная реклама произведения. Да и сами косплееры — часто те же самые коллекционеры.

Хотя косплей ныне популярен во всех частях света, в разных странах он имеет свои особые черты. В Японии, например, косплей создаётся прежде всего для фотосъёмки. Даже в рамках масштабных фестивалей не разыгрывается никаких сценок и не проводится дефиле. На мероприятиях косплеерам чаще всего просто отводится отдельный зал или площадка на улице, где они могут вволю попозировать перед фотографами и просто любопытными посетителями.

У японского косплея есть и другая, довольно мрачная особенность. К внешности косплеера здесь предъявляются не менее строгие требования, чем к его костюму. Известны случаи, когда человека затравили за то, что он оскорбил персонажа своим некрасивым лицом или фигурой. Поэтому за успешным косплеером в Японии зачастую стоит целая команда из костюмера, гримёра и фотографа. Модели же остаётся только следить за внешним видом и выучить несколько присущих герою поз. Если модель и персонаж достаточно популярны, на косплее можно и заработать, продавая фотографии. Соревновательный элемент тут слабый — лучшей наградой косплеера становятся новые поклонники и его фото в официальных репортажах с конвента.

Косплееры на летнем Wonder Festival проявляют настоящий героизм, расхаживая в плотных костюмах и доспехах на жаре в +35C. Чего только не сделаешь из любви к персонажу!

В США ситуация противоположная. Критиковать внешность самого косплеера, его рост, вес, цвет кожи или черты лица считается недопустимым, неполиткорректным. Оценивается прежде всего то, сколько сил он вложил в создание костюма, как точно передал детали. Купить готовый костюм или заказать у мастера не возбраняется, как и фотографироваться в нём или посещать конвенты, но от участия в конкурсах, возможно, придётся отказаться. Соревновательный элемент здесь весьма силён, хотя призов, как и масштабных конвентов, не так много.

К выбору персонажей в США подходят с душой. Если японцы следят за модой и стараются изображать не столько любимых, сколько популярных героев, то американцы ориентируются на признанную классику, в том числе анимешную. На фотоотчёте с любого американского фестиваля можно увидеть воинов в матросках, героев «Блича», «Наруто» или мультфильмов Хаяо Миядзаки.

Западные косплееры из одного фэндома с радостью устраивают общие фотосессии. Соперники они лишь на сцене, а вне её — друзья и единомышленники.

Несмотря на соперничество во время конкурсов, американские косплееры крайне дружелюбны. Часто в ходе фестиваля представители одного фэндома собираются, чтобы сделать общие фото и обсудить любимое произведение. При этом они не стремятся выяснить, кто круче, а просто радуются встрече с единомышленниками. Любят они и пошутить со сцены, хотя случай выдаётся нечасто. В США косплей — это зачастую лишь часть масштабной фестивальной программы с показами фильмов, трейлеров, лекциями и концертами, поэтому времени под дефиле и сценки конкурсной программы отводится немного.

Кроме того, лишь единицы способны выгодно продать свои фотографии. Большинство профессиональных косплееров зарабатывают как швеи и мастера, создающие оружие, украшения и прочие детали костюмов для не столь рукастых и опытных соратников по хобби.

На развитие отечественного косплея наложило отпечаток то, что аниме-индустрия в России рухнула, так и не успев развернуться. Даже в те времена, когда аниме было модно, наши издатели могли побаловать публику разве что показами аниме на большом экране. Крупных фестивалей, объединяющих премьеры, интервью с авторами аниме, ярмарку сувениров и косплей, как не было, так и нет. Богатой программой может похвастать разве что московский J-Fest, но и ему далеко до ведущих фестивалей США и Европы.

Поняв, что развлекать их никто не собирается, отечественные анимешники взялись за дело сами. Организаторы фестивалей на чистом энтузиазме стали искать место для их проведения, составлять программу и отбирать участников. И в отсутствие других вариантов программа эта стала целиком состоять из косплея, караоке и AMV — любительских клипов, нарезанных из аниме на любимую музыку. Позже к этому многообразию присоединились поклонники японской уличной моды. Но косплей, конечно, был и остаётся гвоздём программы. Причём проводится он обычно на конкурсной основе, а вне конкурса, как правило, выступают ветераны движения.

Прошедший в 2014 первый российский Comic Con запомнился в первую очередь качественными костюмами косплееров. А благодаря телерепортажам слово «косплей» выучили даже люди, далёкие от фэндома

Воображение отечественных косплееров не сковано культурными условностями. Команды показывают не только мастерство в пошиве костюмов, но и драматургические таланты и остроумие, ставя на сцене серьёзные или, наоборот, юмористические зарисовки. За годы проведения фестивалей их сцены видели всё: и сжатый пересказ целого аниме, и стилизованный КВН, и отлично поставленные танцы, и поединки на мечах.

Мода на аниме и косплей привела к той же проблеме, с которой пришлось столкнуться организаторами американских конвентов в семидесятых. Желающих выступить стало так много, что на всех перестало хватать времени. Фестивали начинались с самого утра и заканчивались очень поздно, превратившись из весёлого мероприятия в выматывающую церемонию. Но проблему решили не так, как в США. Время на сценки сокращать не стали — вместо этого ужесточили отбор участников.

Чтобы попасть на сцену, стало нужно не только изъявить желание, но и показать качество работы. Соперничество стало очень сильным. Людям пришлось соревноваться не только за победу, но и за право просто оказаться на сцене. В таких условиях косплей превратился в гонку вооружений и за короткий срок сделал существенный качественный скачок. В начале двухтысячных косуха, замотанная лейкопластырем на манер плаща Йодзи из Weiss Kreuz, считалась отличным костюмом, а людей, шивших наряды с нуля, можно было пересчитать по пальцам. Теперь же в конкурсе никого не удивят ни роскошнейшие платья с вышивкой, ни доспехи гигантских роботов.

Российские косплееры стремятся к идеалу и часто его достигают, что доказывает победа четы из Калининграда на World Cosplay Summit в прошлом году. Но не потерялось ли в погоне за совершенством то чувство общности, что так любят воспевать на Западе? У каждого из косплееров найдётся свой ответ на этот вопрос. Одно неоспоримо: вопреки всем экономическим и политическим трудностям наши фэны достигли в своём хобби огромных высот.

Косплееры из Калининграда благодаря своему обаянию и прекрасным костюмам смогли затмить американцев и японцев на World Cosplay Summit.

Увидев на фестивале, на фото или на улице странно одетого человека, не спешите делать вывод, что это косплеер. Современная культура породила множество стилей в одежде, не имеющих ничего общего с конкретными произведениями, но выглядящих довольно неординарно.

Девушки в изящных шляпках, старомодных платьях с кружавчиками и пышных юбках с кринолином вовсе не обязательно косплеят «Страшные сказки» или «Тёмного дворецкого». Скорее они просто любят стиль «лолита» — японскую моду, основанную на одежде викторианской эпохи и эпохи Рококо. Лолиты бывают разные. Если её наряд прост, изыскан и выглядит так, как будто действительно был сшит в Лондоне конца XVIII века, то перед вами классическая лолита. Тёмные тона с преобладанием чёрного и красного в костюме, обилие крестов и прочей религиозной атрибутики в узорах и украшениях, тяжёлый макияж в стиле японских рок-групп присущи готическим лолитам. Сладкие же лолиты предпочитают пастельные цвета, нарочито милые узоры в виде сладостей, зверушек и сказочных мотивов. Среди последних особой популярностью пользуются рисунки по мотивам «Алисы в Стране чудес» Кэрролла.

Существуют и более экзотические ответвления данного стиля. Есть лолиты-панки и лолиты-пираты, лолиты-принцессы и ва-лолиты, наряжающиеся в стилизованные кимоно и юкаты. Увы, такое разнообразие стилей можно увидеть только в модном районе Харадзюку или на страницах ежеквартального японского журнала Gothic & Lolita Bible. За пределами Японии этот стиль пока не обрёл широкой известности, и его поклонников и поклонниц можно встретить разве что на тематических вечеринках или на аниме-фестивалях.

Брендовая одежда стиля “лолита” — удовольствие не из дешёвых.

Ещё один фантастический стиль с уклоном в старину — стимпанк, который сейчас находится на пике популярности. Как можно догадаться из названия, приверженцы стимпанка стараются выглядеть так, словно явились из эпохи паровых машин. В зависимости от фантазии художника и костюмера эта эпоха может находиться как в прошлом, так и в будущем. Стимпанкеры могут выглядеть как современники капитана Немо и Лиги выдающихся джентльменов или же как покорители Дикого Запада, чьи технологии опередили время. Стиль этот настолько универсален, что отлично вписывается даже в фэнтези — достаточно вспомнить гномов с пушками из игр Arcanum и WarCraft.

Объединяет всех стимпанкеров любовь к механизмам, шестерёнкам и прочих хитроумным, старомодно выглядящим устройствам. Ареал обитания фанатов этого стиля очень широк. Стимпанк популярен в США и Европе, чуть менее — в Японии, Корее и прочих восточных странах. Встретить людей, одетых в таком стиле, можно на любом конвенте, а также на фестивалях готической музыки.

Костюмы поклонников стимпанка отлично вписываются в любую фантастическую вселенную, будь то альтернативный викторианский Лондон или колония на далёкой планете (Brian Garrett / Flickr)

Вечеринки для рэйверов дали начало футуристичному стилю киберготика. Термин этот выдумала британская компания Games Workshop для продвижения своей игровой серии Dark Future. Описанный в ней мир будущего, где всем заправляют корпорации, воздвигнутые на руинах мегаполисов, мало чем отличался от появившегося ранее киберпанка. В книжной, игровой и киноиндустрии термин не прижился, а вот на модной и музыкальной сценах для него нашлась ниша. Киберготы могут изображать жителей радиоактивных пустошей мрачного будущего, надевая тяжёлые ботинки и одежду с кучей карманов, застёжек и значков радиоактивной и биологической опасности. Похожи они и на выходцев из киберпространства, обвешанных проводами, визорами и узорами в виде микросхем.

Среди девушек популярны и более легкомысленные образы. В нарядах неоновых цветов, с синтетическими дредами и пирсингом они напоминают роботов, клонов и инопланетных принцесс. Как ни парадоксально, на востоке этот эксцентричный стиль не прижился совсем. Столицей моды будущего остаётся лондонский район Камден с его знаменитым рынком и магазинами одежды для неформалов. Помимо Британии, этот стиль распространён в США, Канаде и Германии. В наших краях встретить киберготов можно разве что на фестивалях электронной музыки, да и то не всегда.

Уже по оформлению входа в лондонский магазин Cyberdog видно, что продают там не повседневную одежду.

Кукольный косплей

Существует и такое хобби как кукольный косплей, когда люди шьют миниатюрные, но максимально приближённые к первоисточнику костюмы для кукол. Встречается он в любых форматах, но особо популярен среди обладателей шарнирных кукол. Их крупный масштаб позволяет проработать мельчайшие детали костюма, а благодаря подвижным шарнирам кукле можно придать любую позу, что делает её фотогеничной. Мода на таких кукол отчасти связана с тем, что производятся они в основном в Японии и Корее и пользуются спросом у любителей аниме, манги и косплея.

Увидеть косплееров или стать таковым самому можно на фестивале современной культуры, проходящем в ближайшем городе. Среди российских фестивалей самыми крупными и организованными можно назвать проходящие в Москве J-fest и Comic Con, петербургский Старкон, а также воронежский аниме-фестиваль.

Вдохновиться фото косплееров можно и в Сети. Крупнейшие международные сайты, посвящённые этому хобби, — cosplay.com и curecos.com.

Американский телеканал SyFy снял о косплее реалити-шоу Heroes of Cosplay. Хотя многие критиковали его за представление движения не в лучшем свете, рейтинги шоу получило неплохие, да и участвовали в нём многие звёзды местной косплей-сцены. Косплей также неплохо показан в сериалах и манге, рассказывающих о культуре отаку — заядлых фанатов аниме. Самым интересным и серьёзным из таких сериалов можно назвать Genshiken, аниме о студенческом клубе фэнов, в рядах которого оказалась заядлая любительница косплея, агитирующая всех вокруг примкнуть к её хобби. Косплееров можно также увидеть в Otaku no Video, Cosplay Complex и многих других аниме.

В сериале Genshiken отлично показана жизнь отаку, в том числе и косплееров.

Косплей — это здорово. Своим трудом косплееры создают на фестивалях атмосферу сказки, оживляют образы любимых героев, и этим трудно не восхищаться. Ведь таким образом они делают фантастику более реальной. А также дарят нам тысячи красивых фотографий после каждого конвента.

www.mirf.ru

Что такое косплей и кто такие косплееры » Notagram.ru

Косплей (от англ. costume play — «костюмированная игра») — популярное во всем мире хобби. Основной посыл косплея — продемонстрировать публике костюм, характер и пластику персонажей популярных мультфильмов, аниме, комиксов, художественных фильмов и компьютерных игр.

Косплей — движение относительно молодое, берущее свои истоки из начала 70-х прошлого века, параллельно зарождаясь в Азии и Северной Америке. Заметной и популярной эта культура стала на стыке миллениума, когда во все слои общества стремительно ворвался интернет и разрушил барьеры над распространением любой информации. В это непростое время конца 90-х, косплей добрался и до нас, и сразу же завоевал необычайную популярность.

У тех, кто, так или иначе, слышал о косплее, существует стереотип, что косплеем занимаются преимущественно подростки, очень близкие к крайней степени социальной изоляции. На самом деле это не так, хотя в этом есть и своя доля правды. Современный косплей — это целая медиаиндустрия, участниками которой может быть любой желающий от простого школьника до состоявшихся в жизни взрослых людей. Notagram.ru расскажет дальше о том, что же такое современный косплей на самом деле, и то, как он стал мейнстримом.

Что такое косплей и кто такие косплееры

Где впервые появился косплей и где родина косплея

Фото: FoxDirectorFR/flickr

Современные исследователи самой яркой культуры в области перевоплощения считают, что истоки косплея одновременно зародились в США и Японии, как две разных культуры. В Японии в середине 70-х необычайную популярность приобрели самиздатовские журналы манги и аниме. В целях привлечения внимания к японским комиксам, некоторые издатели и продавцы прибегали к тому, что переодевались в костюмы главных героев повествования. Чем удивляли и радовали простых прохожих и покупателей на улице.

Что же касается США, то там тоже все началось с комиксов. Но гораздо раньше и совсем по-другому. Эпоха 60-70 годов в Америке была золотым веком литературного творчества в жанрах фантастики и фэнтези. Все это перекочевывало в яркие и красочные комиксы, которые дали старт движению костюмированных мероприятий на знаменитой Detroit Triple Fan Fair. Вдобавок ко всему этому, среди молодежи того времени были необычайно популярны настольные ролевые игры. Эти посиделки, впоследствии, и трансформировались в первые костюмированные ролевки.

Когда и где прошел первый фестиваль косплея

Фото: ermakov/flickr

Американская развлекательная индустрия не могла не заметить рост популярности комиксов и связанного с ним творчества. Поэтому в 1970 году в Сан-Диего было принято решение организовать первую в мире тематическую выставку-фестиваль комиксов. На дебютное мероприятие пришло всего лишь 145 человек, так как организаторы не уделили достаточного внимания рекламе своего фестиваля. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. И уже через пару лет San Diego Comic-Con International становится необычайно массовым. Кроме того, фестиваль становится ведущим мероприятием в мире, которое оказывает огромнейшее влияние на всю косплей культуру.

Почему у нас принято считать всех косплееров анимешниками

Фото: Dick Thomas Johnson/flickr

Виной всему послужило массовое проникновение японской мультипликационной продукции в крупные города нашей родины. В начале нулевых в Москве и Санкт-Петербурге прошли первые аниме-выставки, посвященные японскому аниме. В след за этим, по образу и подобию великого Комикета, было принято решение провести первый аниме-фестиваль на постсоветском пространстве. В 2002 году в Воронеже состоялось огромное мероприятие, где анимешный косплей предстал во всей красе. Но все это не прижилось на нашей сцене и лишь спустя несколько лет вновь обрело массовость на фестивалях Игромир, Comic Con Russia и Старкон.

Что представляет собой современный косплей

Фото: Michael/flickr

Современный косплей — это огромная сложившаяся культура, объединяющая творческих людей с самыми последними событиями в мире медийной индустрии. Люди, занимающиеся косплеем постоянно, объединяются в так называемые косбенды, где общаются и делятся творческими интересами. За 50 лет косплей до неузнаваемости изменился. Увлеченные этим ярким видом искусства люди, каждый год выводят его на новый качественный уровень.

На создание костюмов и сценического отыгрыша уходит все больше и больше времени, сил и бюджетов. Все это позволяет профессиональным косплеерам не только становится популярными и узнаваемыми, но и прилично зарабатывать на своем хобби. Юношей и девушек, умеющих профессионально перевоплощаться, приглашают на презентации компьютерных игр, аниме и фильмов.

Переодевшись в яркие и запоминающиеся костюмы известных персонажей, косплееры становятся настоящим украшением любой выставки или мероприятия. Современный косплей — это очень яркое и увлекательное искусство, которое не только помогает людям общаться друг с другом, но и заставляет их развиваться во всех направлениях, неся в наш мир самую настоящую сказочную красоту.

Фото на превью: ermakov/flickr

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

notagram.ru

Косплей — Википедия. Что такое Косплей

Коспле́й (м., скл., яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра»[3]) — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением (отличие в том, что косплей не предполагает развитие сюжета и характера персонажа, а концентрируется на характерных особенностях, описанных в источнике), а также исторической реконструкцией (требует детального воссоздания исторического прототипа).

Уровень и сложность создания персонажей могут сильно различаться и варьироваться от простой тематической одежды до костюмов с высокой степенью детализации или сложной технической реализацией элементов. Считается, что косплей отличается от традиционных костюмов на Хеллоуин или Марди Гра тем, что косплей воспроизводит атрибутику и специфический характер произвольного персонажа, а не отражает культуру и символику конкретного религиозного события или праздника[источник не указан 174 дня].

Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).

Этимология

Как считается, термин Cosplay придуман японским журналистом Такахаси[уточнить] в 1984 году после посещения конвенции Fiction World Science 1984 Worldcon в Лос-Анджелесе как контаминация двух слов: costume (костюм), произносящегося по-японски «косутюму», взяты первые две моры, к которым добавлено слово play (играть), «пурэ».

История

Золотой век научной фантастики, длившийся с 1930-х по 1960-е годы, а также успехи в научно техническом прогрессе, подпитывая друг друга, стали основой для широкого распространения в западном и, во многом, мировом обществе футуристических идей литературных произведений[источник не указан 174 дня]. Эти же процессы дали старт для появления новых литературных жанров, таких как фэнтези или стимпанк. Поклонники этих жанров начали переодеваться в костюмы сродни маскарадным, в стилистике любимых произведений. Писатель и редактор Форрест Экерман[en] писал в отчёте «Fantastic Universe»: «Монстры, мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом»[4].

Американский исследователь популярной культуры Рон Миллер указывает[где?], что в США уже к 1960-м годам произошло формирование отдельных групп фанатов, изготавливающих и примеряющих на себя костюмы и образы полюбившихся им персонажей научнофантастической культуры[источник не указан 174 дня]. Но основным катализатором движения косплееров стали фестивали, посвящённые культуре американских комиксов. Первым фестивалем, где основной упор делался именно на жанр комикса, стал Detroit Triple Fan Fair[en] (DTFF). Он, несмотря на статус первого подобного фестиваля, смог заложить основы организации аналогичных мероприятий на долгие годы. Хотя главный упор в DTFF делался на индустрию комиксов, он сбалансированно осветил исторические и научно-фантастические кинофильмы, литературу, а также организовал конкурс костюмов, превратившийся в характерный атрибут таких фестивалей[источник не указан 174 дня].

В 1970 году был проведен первый San Diego Comic-Con, ставший впоследствии ведущим мировым событием косплей-движения, а также распространивший свою франшизу на многие подобные фестивали по всему миру. На первом Comic-Con 1970 года было 145 человек, однако уже через 10 лет его посещало по 6000 посетителей, а позже количество гостей стало измеряться сотнями тысяч человек. Успех формата проведения Comic-Con International дал старт другим масштабным мультиформатным мероприятиям подобного рода: Electronic Entertainment Expo (Е3) в Лос-Анджелесе, Gamescom в Кёльне и другие; позже стало возможным проводить отдельные узкоспециализированные мероприятия, посвящённые конкретному продукту или одному издателю — BlizzCon, WG Fest и т. д.

Косплей, не являясь ключевым элементом подобных фестивалей, составляет важную их часть по привлечению и развлечению посетителей и гостей мероприятия[источник не указан 174 дня]. Для самих косплееров данные фестивали являются ключевыми и, во многом, итоговыми событиями к которым идет целенаправленная и длительная подготовка.

С течением времени менялась поп-культура, а вместе с ней менялись и основные тенденции, повлиявшие на косплей. Если в 1970-х—1980-х годах основными двигателями косплея были комиксы, то в 1980—1990-х к ним добавились кинофильмы. В 2000-е годы, по мере возрастания графических возможностей персональных компьютеров и игровых видеоприставок, косплееры начали активно черпать идеи в видеоиграх.

История косплея в России

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Косплей пришел в Россию в 1999 году, тогда же в журнале «Великий Дракон» была опубликована первая статья, посвященная новому увлечению[5].

Через два года, в сентябре 2001 г. открылся первый русскоязычный сайт; изначально на нём были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия[источник не указан 174 дня]. В начале нулевых основным локомотивом развития косплей-движения были аниме-выставки и фестивали, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже[источник не указан 174 дня]. В этой связи в российском обществе и сложилось четкая ассоциация косплея и аниме[источник не указан 174 дня].

Второй расцвет косплея пришелся на начало второго десятилетия XXI века, этому послужило несколько факторов[источник не указан 174 дня]:

  • глубокое проникновение интернета и информации о самом хобби, фестивалях, изготовлении костюмов, способах и нюансах обработки материалов.
  • доступность специализированных материалов EVA, ПВХ, PET и пр.
  • появление и развитие российских мультиформатных фестивалей Игромир и Comic Con Russia, Старкон.

Благодаря этим факторам в косплей начали приходить новые люди, которые, в отличие от своих предшественников, могли, опираясь на сформированную базу знаний и доступные новые материалы, создавать очень качественные и эффектные костюмы, попадавшие в поле зрения СМИ, освещавших крупные фестивали, и тем самым запускать цепную реакцию привлечения новых людей в косплей[источник не указан 174 дня].

Также на высокий уровень косплея в постсоветском пространстве оказывает влияние большой объем критики внутри косплей-сообщества и наличие крупных фестивалей с высоким уровнем отбора участников[источник не указан 174 дня].

Костюм

Главным атрибутом косплея является костюм, олицетворяющий образ персонажа. Как правило[источник не указан 174 дня], костюм изготавливается косплеером самостоятельно из подручных или специализированных для бутафории материалов, однако существуют и покупные костюмы. В зависимости от сложности костюма его изготовление требует наличия навыков шитья, работы с бумагой и картоном, окрашивания, работы с пластиком, оргстеклом, тканью, умения работать со слесарными и токарными инструментами и т. п. В последнее время всё шире в косплей входит работа с искусственной подсветкой и анимацией[источник не указан 174 дня] (пневматика, электропривод) элементов костюма.

Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло)[источник не указан 174 дня].

Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия[источник не указан 174 дня].

Косбенды и клубы

Постоянно совместно выступающая группа косплееров называется косбендом[6]. Слово появилось как объединение англоязычных cosplay и band — группа. Косбенды и клубы были основой этой субкультуры в нулевые. С распространением Интернета потребность в объединении стала не столь сильной[источник не указан 174 дня].

Косбенды — это не только труппы, встречающиеся на репетициях и выступлениях. Часто это дружеские коллективы, проводящие вместе много времени. Кроме непосредственно выступающих, в косбенде может быть своя швея-костюмер, специалист по реквизиту, стилист-визажист, фотограф и звуковик. Некоторые участники объединения могут выступать в роли преподавателей для остальных участников.

В некоторых косбендах, особенно сформированных из подростков, общение происходит, не выходя из образа персонажей. Это помогает участникам вжиться в роль и лучше раскрыться на сцене, но также настораживает сторонних наблюдателей и порождает различные слухи[источник не указан 174 дня].

Идентификация с героем

Идентификация с героем (отыгрыш) — поведенческое соответствие выбранному в качестве образа персонажу являющееся важной частью косплея. Мимика, пластика тела, тембр голоса, а также специфические речевые обороты в сочетании с костюмом максимально приближают косплеера к выбранному персонажу. В современных реалиях косплееры используют отыгрыш лишь в части времени пребывания в образе, когда выступают на сцене (стенде) или при позировании для фото/видеосъемки. Это во многом вызвано тем, что подавляющее большинство косплееров не являются профессиональными актёрами, а постоянный отыгрыш отнимает много сил.

Гендерные вопросы

Косплей позволяет косплееру примерить на себя образ не только представителя любой реальной или вымышленной расы или вида, живого организма или предмета, но и изменить свой пол.

Практика подобного косплея возникла из-за обилия в манге мужских персонажей с андрогинными чертами, в частности, бисёнэнов.

  • создание персонажа с противоположным оригинальному полом. В этом случае женская версия персонажа будет называться «фем-версией» (от англ. female — женщина), а мужская версия персонажа будет называться «мел-версией» (от англ. male — мужчина). Однако из-за современной тенденции к феминизации создателями комиксов классических мужских персонажей (см. Riri Williams и Железный человек[7]) подобный вид косплея перестает выделяться в отдельную категорию.
  • создание именно персонажа противоположного пола.

Создание описанного выше косплея традиционно вызывает много негативной реакции у публики, незнакомой или малознакомой с косплеем[источник не указан 174 дня]. В случае создания женщинами фем-версий персонажей публика зачастую интерпретирует это как надругательство над полюбившимся им персонажем или образом из-за привнесения в него излишней сексуальности и пр. В случае создания мужчинами косплея мел-версий персонажей или же изначально женских персонажей они могут подвергаться дискриминации гомофобного характера[источник не указан 174 дня].

Сексуальная объективация

Также отдельно стоит выделить сексуальную объективацию косплееров, которая исходит от определенной части публики, обращающей внимание только на сексуальную часть образа выбранного персонажа.

Многие персонажи комиксов, существующие долгое время, имеют несколько канонических образов, меняющихся в течение эволюции произведения. Это происходит из-за изменений в работающих над произведением творческих коллективах, а также требованиях общества и/или продюсеров. Большая[уточнить] часть женских персонажей супергеройских комиксов, нацеленных на мальчиков-подростков, получила сексуализированые образы, их изображают как идеальных сексуальных партнёрш, а не как независимые личности; они носят откровенную одежду, имеют большую грудь, часто изображаются с изогнутой спиной и в эротизированных ракурсах. В первую очередь такая женщина представляет собой сексуальный объект, а только потом уже героиню[8].

Одновременно может издаваться несколько различных комиксов с участием одного и того же персонажа, в которых художники могут закладывать или не закладывать в дизайн персонажа сексуальную объективацию, делая акценты на других аспектах комикса[8]. Окружающий персонажа имидж может привести к сложностям и для изображающего его человека. При этом часть косплееров специально использует данный эффект для своего продвижения в масс-медиа (от англ. mass media — массовая информация), получения популярности, рекламных контрактов и прочих преференций[источник не указан 174 дня].

Использование откровенных костюмов получило распространение уже на заре специализированных фестивалей в 1970-е годы. Учитывая, что подобные фестивали посещала публика различных возрастов и взглядов, то организаторами фестивалей было выработано неформальное правило «no costume is no costume»[9], то есть, без одежды или в крайне откровенной одежде в фестивале участвовать нельзя. Многие фестивали[источник не указан 174 дня] приняли правила, ограничивающие откровенность косплея, и в случае их нарушения могут требовать изменить костюм.

Фотография и её цифровая обработка

Важным дополнением косплея является создание «фотосета», то есть тематической серии фотографий. Фотосет косплея можно отнести к одной из разновидностей модной фотографии, так как он направлен на отображение не только одежды и аксессуаров, но и на создание определённой атмосферы для передачи нюансов образа.

Особенностью создания косплейного фотосета является требование от фотографа знаний о фотографируемом персонаже (специфической мимики, пластики, атрибутики персонажа, подбор фона и антуража для места проведения съемок). Такая фотосъёмка представляет собой в первую очередь дополнительное средство достижения схожести косплеера с персонажем, а не документальную работу, фиксирующую детали косплеера и костюма. В этой связи к косплейному фотосету применимы те же подходы в процессе фотосъемки и цифровой обработки фотографии, что и для фэшн-фотографии, а именно подчеркивание достоинств косплеера и его костюма, сокрытие визуальных недостатков косплея или модели: косплей представляет собой образ персонажа, наделённого, как правило, недоступными для человека физическими свойствами и особенностями, а также недостижимыми на текущем уровне научно-технического прогресса аксессуарами.

В связи с высоким уровнем развития косплей-индустрии уже достаточно давно[уточнить] появились фотографы, которые специализируются на создании и обработке именно косплей-фотографий.

См. также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Косплей — это… Что такое Косплей?

Коспле́й м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») — форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги. Основными прототипами костюмированной игры являются персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, легенд и мифов. Также прототипами могут являться реально существующие персоны из мира музыки и других сфер деятельности.

Участники детально воссоздают образы, взятые за основу, делая упор на качественную проработку костюма, макияжа и дополнительных атрибутов, характерных для выбранного персонажа. Костюм демонстрируется в дефиле с максимальным отыгрышем образа. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Дополнительные направления — фотокосплей (образы раскрываются в серии фотоснимков) и видеокосплей (образы раскрываются в формате короткометражного видео).

Косплей на территории России и СНГ

Неизвестно точно, когда на территории России появился косплей, по неофициальным данным, это произошло примерно в 2001 году.

Фестивали

Косплеи обычно проводятся на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях, как-либо связанных с аниме- и манга-культурой. Крупными косплей-фестивалями на территории СНГ являются:

  • «Akihabara» в Днепропетровске[1][2][3][4],
  • «TOPIX», «Анимацури»[5], «Манифест»[6], «Anyfest», «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге [7]
  • «Аниматрикс» в Москве[6],
  • «Аниме фестиваль»[8] в Благовещенске,
  • «Всероссийский фестиваль японской анимации» в Воронеже[6],
  • «Всеукраинский фестиваль японской анимации» в Киеве[9],
  • «Дай-фест»[10] в Омске,
  • «Отакун»[11] и «Jiyuu»[12] в Рязани.
  • «ОТОБЭ» в Киеве[13],
  • «Танибата»[14] в Ростове-на-Дону,
  • «Таносима»[15] и «Момиджи»[16] в Челябинске,
  • «Феникс»[17] в Казани,
  • «Хиган» и «Гансэн»[18] в Минске, Беларусь,
  • «Чёрный дракон»[19] в Самаре,
  • «ЧибиФест»[20] в Екатеринбурге и «АзияБриз»[21],
  • «Animate it»[22] во Владивостоке,
  • «Animania» в Алма-Ате[23] и Нижнем Новгороде[24],
  • «Animau»[25] в Уфе,
  • «Chebicon»[26] в Чебоксарах,
  • «JAniFest»[27] в Петрозаводске,
  • «Mikan no Yuki»[28] в Коврове,
  • «Siberia Otaku Saiten»[29] проходящий раз в год по очереди в Томске, Новосибирске, и Барнауле.
  • «Halloween Fest»[30] в Екатеринбурге Хэллоуин Фест Даты проведения: 11 ноября 2012, 11:00, Екатеринбург</ref>[31].

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Косплееры как субкультура, косплей как социальное явление

История и определение

Коспле́й (от яп. コスプレ косупурэ, и от англ. costume play — «костюмированная игра») — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов.

Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-ых начал распространятся за пределами Японии, и сейчас такое понятие как «косплей» известно по всему миру.

Восток и запад

Стоит заметить, что азиатский и западный косплей сильно разнятся по своей сущности. Пропасть между азиатской и европейской культурами не исчезала никогда, а потому это отразилось и на творчестве фан-сообществ. Если в Европе, Австралии, странах Северной и Южной Америки косплееры могут перевоплощаться в литературных и кино — героев, реальных людей, актеров, исполнителей и других деятелей искусства, помимо как в персонажей игр, аниме, комиксов, персонажей западной мультипликации, то в странах Восточной Азии, в особенности в Японии, Китае и Южной Корее, это почти всегда персонажи вторичной реальности, а также сценичные образы участников visual kei групп, где за макияжем и костюмом самого человека увидеть невозможно.

Это связано со степенью персонификации персонажа. Намного легче изобразить героя, не имеющего воплощения, чем героя, у которого уже есть «живое лицо» в виде актера или актрисы. К примеру, когда мы произносим имя «Черная вдова», то перед нами появляется образ Скарлетт Йоханссон, а не образ из комиксов вселенной Марвел. В Японии же наоборот, нарисованный образ закреплен в общественном сознании во много прочнее, нежели экранизации какого-либо аниме или манги.

Более того, в Японии косплей уже давно вступил в права национальной культуры и стал более массовым. Именно здесь косплей стоит на самом профессиональном уровне: помимо любительского переодевания, здесь есть люди, зарабатывающие этим на жизнь; косплей просочился в рекламу, литературу, другие области искусства, в общественное сознание.

Косплей в России

Более любопытно это явление в контексте российского пространства. По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». Несомненно, всегда есть те, кто не доводит свой образ до совершенства, но некоторые апологеты косплейного перфекционизма достойны восхищения. И на самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы подобрать нужный парик, некоторые косплееры могут перебрать порядка нескольких десятков (в виду неточности изображения в интернет-магазинах), могут шить костюмы от нескольких недель до продолжительных месяцев, огромный труд подобрать подходящие линзы, а также аксессуары, которые приходится делать самостоятельно. Приготовление может затянуться даже на несколько лет, если какая-то важная деталь не может быть найдена.

Косплей – это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.

Можно считать, что косплей как явление так распространено, и более того, так профессионально и качественно в России и странах СНГ по причине скудности и однообразности жизни и быта россиян, вековой закрепощенности мысли и невозможности выразить себя. Именно фрустрация наталкивает на бегство из мира, в котором набор ролей чрезвычайно беден. Косплей популярен в виду универсальной для всего человечества неудовлетворенностью границами своей биографии и стремлением к познанию альтернативного Я, обреченного на постоянную нереализованность. Во вторичной реальности можно найти любого персонажа, которому ты будешь симпатизировать, материализовать его внешний облик и стать этим нарисованным героем во плоти. И теперь ты – это он.

Это можно рассматривать как некоторую терапию. На востоке, в особенности в индийской литературе, человеческая личность понимается как нечто нецельное, а значит любые разносторонние проявления различных черт – естественное явление. Косплей и актерское мастерство и выполняют эту работу развития потаенных уголков личности и помогают стать человеку свободнее, понять, что он не прикреплен к одним единственным маске и телу.

Где и что

Косплейные костюмы демонстрируются на различных фестивалях, а также на сериях фотографий и видеозаписях, а могут и вовсе никому не показываться и висеть в шкафу.

В последние несколько лет в Петербурге ежегодно проходят различные фестивали: AniCon, BigFest, AVAexpo, AnimeDay, Старкон, MAniFest, Comic Con Saint Petersburg. В Москве: Тогучи, Тя-но-ю, Ichiharu, Hinode, Деткон, AniMatrix, РОСКОН, STARFANS. В мире: World Cosplay Summit, Cosplay Festa TDC, Anime Expo, San Diego Comic-Con International.

На фестивалях проходят конкурсы сценичного косплея, танцевального, альтернативного, одиночного и группового косплей-дефиле, конкурсы арта и фанарта, караоке, AMV, фото- и видео-косплея.

В реальной жизни косплееры могут ничем не отличаться от общей массы: они не носят париков, средневековых плащей, картонных мечей, линзы – чрезвычайно редко. Они могут иметь самую обыкновенную работу, ходить в университет или колледж, у них такие же банальные проблемы, и их ничто не сможет выдать, разве что нечаянно пророненное «десу».

Видео косплееров

 

sub-cult.ru

Косплей — Википедия

Коспле́й (м., скл., яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра»[3]) — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением (отличие в том, что косплей не предполагает развитие сюжета и характера персонажа, а концентрируется на характерных особенностях, описанных в источнике), а также исторической реконструкцией (требует детального воссоздания исторического прототипа).

Уровень и сложность создания персонажей могут сильно различаться и варьироваться от простой тематической одежды до костюмов с высокой степенью детализации или сложной технической реализацией элементов. Считается, что косплей отличается от традиционных костюмов на Хеллоуин или Марди Гра тем, что косплей воспроизводит атрибутику и специфический характер произвольного персонажа, а не отражает культуру и символику конкретного религиозного события или праздника[источник не указан 183 дня].

Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).

Этимология

Как считается, термин Cosplay придуман японским журналистом Такахаси[уточнить] в 1984 году после посещения конвенции Fiction World Science 1984 Worldcon в Лос-Анджелесе как контаминация двух слов: costume (костюм), произносящегося по-японски «косутюму», взяты первые две моры, к которым добавлено слово play (играть), «пурэ».

История

Золотой век научной фантастики, длившийся с 1930-х по 1960-е годы, а также успехи в научно техническом прогрессе, подпитывая друг друга, стали основой для широкого распространения в западном и, во многом, мировом обществе футуристических идей литературных произведений[источник не указан 183 дня]. Эти же процессы дали старт для появления новых литературных жанров, таких как фэнтези или стимпанк. Поклонники этих жанров начали переодеваться в костюмы сродни маскарадным, в стилистике любимых произведений. Писатель и редактор Форрест Экерман[en] писал в отчёте «Fantastic Universe»: «Монстры, мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом»[4].

Американский исследователь популярной культуры Рон Миллер указывает[где?], что в США уже к 1960-м годам произошло формирование отдельных групп фанатов, изготавливающих и примеряющих на себя костюмы и образы полюбившихся им персонажей научнофантастической культуры[источник не указан 183 дня]. Но основным катализатором движения косплееров стали фестивали, посвящённые культуре американских комиксов. Первым фестивалем, где основной упор делался именно на жанр комикса, стал Detroit Triple Fan Fair[en] (DTFF). Он, несмотря на статус первого подобного фестиваля, смог заложить основы организации аналогичных мероприятий на долгие годы. Хотя главный упор в DTFF делался на индустрию комиксов, он сбалансированно осветил исторические и научно-фантастические кинофильмы, литературу, а также организовал конкурс костюмов, превратившийся в характерный атрибут таких фестивалей[источник не указан 183 дня].

В 1970 году был проведен первый San Diego Comic-Con, ставший впоследствии ведущим мировым событием косплей-движения, а также распространивший свою франшизу на многие подобные фестивали по всему миру. На первом Comic-Con 1970 года было 145 человек, однако уже через 10 лет его посещало по 6000 посетителей, а позже количество гостей стало измеряться сотнями тысяч человек. Успех формата проведения Comic-Con International дал старт другим масштабным мультиформатным мероприятиям подобного рода: Electronic Entertainment Expo (Е3) в Лос-Анджелесе, Gamescom в Кёльне и другие; позже стало возможным проводить отдельные узкоспециализированные мероприятия, посвящённые конкретному продукту или одному издателю — BlizzCon, WG Fest и т. д.

Косплей, не являясь ключевым элементом подобных фестивалей, составляет важную их часть по привлечению и развлечению посетителей и гостей мероприятия[источник не указан 183 дня]. Для самих косплееров данные фестивали являются ключевыми и, во многом, итоговыми событиями к которым идет целенаправленная и длительная подготовка.

С течением времени менялась поп-культура, а вместе с ней менялись и основные тенденции, повлиявшие на косплей. Если в 1970-х—1980-х годах основными двигателями косплея были комиксы, то в 1980—1990-х к ним добавились кинофильмы. В 2000-е годы, по мере возрастания графических возможностей персональных компьютеров и игровых видеоприставок, косплееры начали активно черпать идеи в видеоиграх.

История косплея в России

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Косплей пришел в Россию в 1999 году, тогда же в журнале «Великий Дракон» была опубликована первая статья, посвященная новому увлечению[5].

Через два года, в сентябре 2001 г. открылся первый русскоязычный сайт; изначально на нём были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия[источник не указан 183 дня]. В начале нулевых основным локомотивом развития косплей-движения были аниме-выставки и фестивали, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже[источник не указан 183 дня]. В этой связи в российском обществе и сложилось четкая ассоциация косплея и аниме[источник не указан 183 дня].

Второй расцвет косплея пришелся на начало второго десятилетия XXI века, этому послужило несколько факторов[источник не указан 183 дня]:

  • глубокое проникновение интернета и информации о самом хобби, фестивалях, изготовлении костюмов, способах и нюансах обработки материалов.
  • доступность специализированных материалов EVA, ПВХ, PET и пр.
  • появление и развитие российских мультиформатных фестивалей Игромир и Comic Con Russia, Старкон.

Благодаря этим факторам в косплей начали приходить новые люди, которые, в отличие от своих предшественников, могли, опираясь на сформированную базу знаний и доступные новые материалы, создавать очень качественные и эффектные костюмы, попадавшие в поле зрения СМИ, освещавших крупные фестивали, и тем самым запускать цепную реакцию привлечения новых людей в косплей[источник не указан 183 дня].

Также на высокий уровень косплея в постсоветском пространстве оказывает влияние большой объем критики внутри косплей-сообщества и наличие крупных фестивалей с высоким уровнем отбора участников[источник не указан 183 дня].

Костюм

Главным атрибутом косплея является костюм, олицетворяющий образ персонажа. Как правило[источник не указан 183 дня], костюм изготавливается косплеером самостоятельно из подручных или специализированных для бутафории материалов, однако существуют и покупные костюмы. В зависимости от сложности костюма его изготовление требует наличия навыков шитья, работы с бумагой и картоном, окрашивания, работы с пластиком, оргстеклом, тканью, умения работать со слесарными и токарными инструментами и т. п. В последнее время всё шире в косплей входит работа с искусственной подсветкой и анимацией[источник не указан 183 дня] (пневматика, электропривод) элементов костюма.

Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло)[источник не указан 183 дня].

Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия[источник не указан 183 дня].

Косбенды и клубы

Постоянно совместно выступающая группа косплееров называется косбендом[6]. Слово появилось как объединение англоязычных cosplay и band — группа. Косбенды и клубы были основой этой субкультуры в нулевые. С распространением Интернета потребность в объединении стала не столь сильной[источник не указан 183 дня].

Косбенды — это не только труппы, встречающиеся на репетициях и выступлениях. Часто это дружеские коллективы, проводящие вместе много времени. Кроме непосредственно выступающих, в косбенде может быть своя швея-костюмер, специалист по реквизиту, стилист-визажист, фотограф и звуковик. Некоторые участники объединения могут выступать в роли преподавателей для остальных участников.

В некоторых косбендах, особенно сформированных из подростков, общение происходит, не выходя из образа персонажей. Это помогает участникам вжиться в роль и лучше раскрыться на сцене, но также настораживает сторонних наблюдателей и порождает различные слухи[источник не указан 183 дня].

Идентификация с героем

Идентификация с героем (отыгрыш) — поведенческое соответствие выбранному в качестве образа персонажу являющееся важной частью косплея. Мимика, пластика тела, тембр голоса, а также специфические речевые обороты в сочетании с костюмом максимально приближают косплеера к выбранному персонажу. В современных реалиях косплееры используют отыгрыш лишь в части времени пребывания в образе, когда выступают на сцене (стенде) или при позировании для фото/видеосъемки. Это во многом вызвано тем, что подавляющее большинство косплееров не являются профессиональными актёрами, а постоянный отыгрыш отнимает много сил.

Гендерные вопросы

Косплей позволяет косплееру примерить на себя образ не только представителя любой реальной или вымышленной расы или вида, живого организма или предмета, но и изменить свой пол.

Практика подобного косплея возникла из-за обилия в манге мужских персонажей с андрогинными чертами, в частности, бисёнэнов.

  • создание персонажа с противоположным оригинальному полом. В этом случае женская версия персонажа будет называться «фем-версией» (от англ. female — женщина), а мужская версия персонажа будет называться «мел-версией» (от англ. male — мужчина). Однако из-за современной тенденции к феминизации создателями комиксов классических мужских персонажей (см. Riri Williams и Железный человек[7]) подобный вид косплея перестает выделяться в отдельную категорию.
  • создание именно персонажа противоположного пола.

Создание описанного выше косплея традиционно вызывает много негативной реакции у публики, незнакомой или малознакомой с косплеем[источник не указан 183 дня]. В случае создания женщинами фем-версий персонажей публика зачастую интерпретирует это как надругательство над полюбившимся им персонажем или образом из-за привнесения в него излишней сексуальности и пр. В случае создания мужчинами косплея мел-версий персонажей или же изначально женских персонажей они могут подвергаться дискриминации гомофобного характера[источник не указан 183 дня].

Сексуальная объективация

Также отдельно стоит выделить сексуальную объективацию косплееров, которая исходит от определенной части публики, обращающей внимание только на сексуальную часть образа выбранного персонажа.

Многие персонажи комиксов, существующие долгое время, имеют несколько канонических образов, меняющихся в течение эволюции произведения. Это происходит из-за изменений в работающих над произведением творческих коллективах, а также требованиях общества и/или продюсеров. Большая[уточнить] часть женских персонажей супергеройских комиксов, нацеленных на мальчиков-подростков, получила сексуализированые образы, их изображают как идеальных сексуальных партнёрш, а не как независимые личности; они носят откровенную одежду, имеют большую грудь, часто изображаются с изогнутой спиной и в эротизированных ракурсах. В первую очередь такая женщина представляет собой сексуальный объект, а только потом уже героиню[8].

Одновременно может издаваться несколько различных комиксов с участием одного и того же персонажа, в которых художники могут закладывать или не закладывать в дизайн персонажа сексуальную объективацию, делая акценты на других аспектах комикса[8]. Окружающий персонажа имидж может привести к сложностям и для изображающего его человека. При этом часть косплееров специально использует данный эффект для своего продвижения в масс-медиа (от англ. mass media — массовая информация), получения популярности, рекламных контрактов и прочих преференций[источник не указан 183 дня].

Использование откровенных костюмов получило распространение уже на заре специализированных фестивалей в 1970-е годы. Учитывая, что подобные фестивали посещала публика различных возрастов и взглядов, то организаторами фестивалей было выработано неформальное правило «no costume is no costume»[9], то есть, без одежды или в крайне откровенной одежде в фестивале участвовать нельзя. Многие фестивали[источник не указан 183 дня] приняли правила, ограничивающие откровенность косплея, и в случае их нарушения могут требовать изменить костюм.

Фотография и её цифровая обработка

Важным дополнением косплея является создание «фотосета», то есть тематической серии фотографий. Фотосет косплея можно отнести к одной из разновидностей модной фотографии, так как он направлен на отображение не только одежды и аксессуаров, но и на создание определённой атмосферы для передачи нюансов образа.

Особенностью создания косплейного фотосета является требование от фотографа знаний о фотографируемом персонаже (специфической мимики, пластики, атрибутики персонажа, подбор фона и антуража для места проведения съемок). Такая фотосъёмка представляет собой в первую очередь дополнительное средство достижения схожести косплеера с персонажем, а не документальную работу, фиксирующую детали косплеера и костюма. В этой связи к косплейному фотосету применимы те же подходы в процессе фотосъемки и цифровой обработки фотографии, что и для фэшн-фотографии, а именно подчеркивание достоинств косплеера и его костюма, сокрытие визуальных недостатков косплея или модели: косплей представляет собой образ персонажа, наделённого, как правило, недоступными для человека физическими свойствами и особенностями, а также недостижимыми на текущем уровне научно-технического прогресса аксессуарами.

В связи с высоким уровнем развития косплей-индустрии уже достаточно давно[уточнить] появились фотографы, которые специализируются на создании и обработке именно косплей-фотографий.

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *