Содержание

Долгая Е. А., Синявина Л. В., Филянина Н. Н. Стили педагогического общения в иностранной аудитории

Долгая Е. А., Синявина Л. В., Филянина Н. Н. Стили педагогического общения в иностранной аудитории

03.08.2019.

Опубликовано: Опубликовано: Інновації та традиції у мовній підготовці іноземних студентів: тези доповідей міжнародного науково-практичного семінару. – Х. : Видавництво Іванченка І. С., 2018. – С. 89-92.

Индивидуальный стиль деятельности педагога хотя и формируется на подсознательном уровне, но происходит не стихийно, а постепенно, последовательно и зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся специфика и закономерности педагогической деятельности, профессиональные требования, предъявляемые к преподавателю как педагогу, социально-психологические особенности учащихся (пол, возраст, интересы, потребности), методы и приемы управления, применяемые руководителями.

К субъективным факторам относят профессионально важные психологические качества преподавателя: общая и профессиональная культура, интеллект, способность к рефлексии, специфика характера, особенности темперамента. Педагогическое общение в иностранной аудитории формируется на основе владения преподавателем специальной технологией общения, зависит от его педагогического мастерства и направлена на образование, воспитание и развитие иностранного студента. Для формирования оптимального педагогического стиля общения имеют значение выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к использованию опыта других преподавателей, уровень развития педагогической техники, чувство юмора.
Актуальность проблемы связана с тем, что с иностранными студентами работают преподаватели различных специальных дисциплин, которые наряду с прекрасным владением своего предмета демонстрируют недостаточную подготовку в области профессионально-педагогического общения в иностранной аудитории, что сказывается на профессиональной подготовке студентов.
Целью работы является изучение особенностей общения преподавателя русского языка с иностранными студентами, типов взаимодействия между педагогом и студентами. Представляется важным остановиться на таких понятиях, как педагогическое общение и стиль педагогического общения. Отдельные аспекты поставленной нами проблемы были предметом пристального изучения многих психологов (В.А. Кан-Калик [3], А.А. Леонтьев [4], Н.А. Морева [7], В.М. Целуйко [12]). В.А. Сластенин определяет педагогическое общение как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [8, с. 557]. В.А. Кан-Калик под стилем общения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся [3, с. 97].
Перечень задач и компетенций современного преподавателя более широк и глобален, чем это имело место прежде. Его подготовка должна включать такие области, как многоязычие, двуязычие, новое понимание преподавателя как консультанта по
90
освоению иностранного языка и иноязычной культуры, межкультурное воспитание, автономное обучение, определённый уровень развития рефлексии.
Преподаватель должен владеть навыками моделирования учебного процесса в соответствии с современными требованиями науки и практики с учётом личностного, процессуально-психологического и педагогического аспектов этого процесса.
Для успешного владения иностранным языком и использования его как средства межличностного иноязычного общения необходимо учитывать иноязычные способности студентов. К определению иноязычных способностей авторы подходят с трёх позиций: выявление способностей к различным аспектам языка и речевым умениям; определение особенностей психических процессов – восприятия, мышления и воспроизведения; личностных особенностей человека – воли, эмоций, экстраверсии, интроверсии при обучении иностранному языку.
Преподаватель языка, в отличие от преподавателя других дисциплин, должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. То есть одной из особенностей педагогической деятельности преподавателя иностранного языка является умение быть одновременно и партнёром, и наставником, направляющим иноязычное межличностное общение и исправляющим его недочёты.

Преподаватель может различными способами воздействовать на студента: разрешать, запрещать, поощрять, наказывать, хвалить, ругать, игнорировать, помогать, не оказывать помощи, предоставлять самостоятельность, контролировать и т.п.
В зависимости от способов воздействия различают следующие стили педагогического общения: Доверительно-диалогический стиль (ДДС), Идеальный стиль (ИС), Авторитарно-монологический стиль (АМС), Пассивно-индифферентный стиль (ПИС), Конфликтный стиль (КфлС), Альтруистический стиль (АлС), Конформный стиль (КфС) [2].
ДДС превышает остальные стили по параметрам отзывчивости и лидерства, доступности влиянию окружающих. Альтруистический и конформный стили имеют достаточно высокие показатели по степени подчинения, они как бы находятся в зависимости от своего окружения. Если сравнить конформный стиль с альтруистическим, то можно с уверенностью отметить факт отзывчивости, лидерства в большей степени, представленный у альтруистического стиля. Отстраненность и закрытость в общении – участь индифферентного стиля.
Высокие показатели свойственны авторитарно-монологическому стилю, особенно по лидерским качествам, связанным с уверенностью в себе.
В жизни каждый из перечисленных нами стилей педагогического общения в «чистом» виде выражен редко. Чаще используется так называемый «смешанный стиль» взаимодействия со студентами. Поэтому главной задачей педагога является разработка своего индивидуального, наиболее продуктивного стиля педагогического общения. Необходимо учитывать то, что этот стиль должен соответствовать индивидуальным особенностям преподавателя, т. е. в целях продуктивной работы педагогу надо выработать свои наиболее сильные и положительные качества для профессиональной деятельности. Формирование стиля педагогического руководства является процессом динамическим, а кажущиеся, на первый взгляд, постоянство и устойчивость становятся довольно относительными.
Стили педагогического общения можно классифицировать по взаимодействию в образовательном процессе в системе «педагог-студент» по двум противоположным линиям развития: стиле общения, основанном на монологе, способствующем созданию ситуации единовластного доминирования, авторитарного взаимодействия с иностранными студентами, и стиле, основанном на совместном диалоге, равенстве сторон, организации общения и взаимодействия между участниками образовательного
91
процесса, создании равных и доверительных отношений между преподавателем и студентом.

Существует значимая связь личностных и коммуникативных способностей с успешным овладением языком и применением его в условиях иноязычного межличностного общения. Особое значение приобретают коммуникативные способности в деятельности преподавателя русского языка, в силу того, что обучение иностранному языку проходит в ситуации, где преподаватель должен управлять не только процессом усвоения учащимися определённого языкового материала, но и процессом иноязычного межличностного общения, которое является одновременно целью и средством обучения.
Одной из причин слабого усвоения русского языка иностранными студентами является низкий уровень диалогического общения.
Основными нормативами и принципами организации диалога является личностная открытость партнёров по общению, психологический настрой на актуальность состояния друг друга, доверительность и искренность чувств и состояний. В ходе общения преподавателя и студента разворачивается творческий процесс взаимного раскрытия и взаимного развития. Диалог наиболее реалистичен для организации наиболее продуктивных и личностных развивающих контактов между людьми.
В ходе обучения иностранному языку важно использовать диалогический метод диагностирования. Особенностью этого метода является то, что преподаватель и студент вступают в равноправные отношения с целью совместного осмысления того или иного учебного предмета. Такой вид психологического диагностирования должен обеспечить и определённое личностное развитие всех участвующих в этом процессе субъектов, поскольку создаёт условия для реализации нового опыта диалогических контактов между людьми. В этой связи успешность и эффективность деятельности педагога обеспечиваются не только глубиной его теоретической и методической подготовки, а также его профессиональным опытом, психологическими и личными качествами.
Учитывая, что у иностранных студентов еще не в достаточной степени сформирован коммуникативный опыт при обучении иностранному языку, преподавателю необходимо создавать для них соответствующие условия, в которых они могли бы лучше понять его.
Увлеченность, доброжелательность, заинтересованность педагога способствует появлению у учащихся желания к сотрудничеству, к партнёрству. Для педагогической деятельности, где общение выступает не только «как особого рода его потребность», но и как механизм внутренний организации учебного коллектива [3, 4].
Многообразие и сложность отношений между преподавателем и иностранным студентом, характерные для педагогической деятельности, требуют высокой вариативности стилей руководства педагогическим процессом. Поэтому достоинством педагога, как и любого руководителя, считается умение мобильно изменять стиль взаимоотношений в зависимости от конкретных обстоятельств.
Необходима технология обучения, направленная на академическую, социально-психологическую и социокультурную адаптацию иностранных студентов, которая бы способствовала успешному межличностному, межкультурному и профессиональному общению.
При этом техника педагогического общения должна складываться из следующих компонентов:
– стиль поведения преподавателя, называемый «интегративным»;
– обучение коммуникативным умениям;
– оценка эмоционального состояния преподавателя и студентов;
– умение справиться со стрессом и обучение этому студентов;
92
– формирование положительных межличностных отношений со студентами;
– умение сдерживать чувства и эмоции и помощь студентам в преодолении страха, неуверенности;
– правильная постановка голоса, управление мимикой и жестами;
– стиль педагогического общения преподаватель выбирает в зависимости от его типа коммуникативности (степень общительности, манера поведения и др. ) [1, с. 145].
Практическая ценность освоения приемов общения преподавателя с иностранной аудиторией состоит не только в овладении элементарными нормами этической культуры поведения (такт, внимательное отношение к каждому студенту и т. д.), но и в осознании того, что педагогическое общение в иностранной аудитории формируется на основе владения преподавателем специальной технологией общения, зависит от его педагогического мастерства и направлено на образование, воспитание и развитие иностранного студента, формирует коммуникативную компетенцию, т. е. готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.
Литература:
1. Арсеньев Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов / Д.Г. Арсеньев, А.В. Зинковский, М.А. Иванова. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. – С. 145-165.
2. Гасанова Г. А. Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе / Г. А. Гасанова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 5-8. – URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11828/ (дата обращения: 24.11.2018).
3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик.– М.: Просвещение, 1987.– 190 с.
4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 48 с.
5. Лобанов А. А. «Основы профессионально- педагогического общения»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стер. / А. А. Лобанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 192 с.
6. Лысенко В. И., Маяцкая Н. К., И вновь к диалогу культур / В. И. Лысенко, Н. К. Маяцкая // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как иностранного.– Ростов-на Дону: РГПУ, 2002. – С. 221.
7. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие для вузов / Н. А. Морева.– М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
9. Сорокина И. Р., Сорокина Е. М. Наиболее эффективные способы общения в педагогической деятельности / И. Р. Сорокина, Е. М. Сорокина // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1294-1297. – URL https://moluch.ru/archive/90/18886/ (дата обращения: 24.11.2018).
10. Филимонова Н. Ю. Педагогическое общение как специфическая форма взаимодействия субъектов общения: стремление к диалогу / Н. Ю. Филимонова // Современные направления теоретических и прикладных исследований: сб. науч. тр.– Одесса, 2006. – С. 63 – 68.
11. Филимонова Н. Ю., Годенко А. Е. Проблемы воспитания иностранных студентов как проблемы саморазвития личности / Н. Ю. Филимонова, А. Е. Годенко // Научный Вестник МГТУ ГА, сер. Международная деятельность вузов. МГТУ ГА.– № 94(12). – 2005. – С.51 – 60.
12. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения / В. М. Целуйко. – М.: Владос, 2007. – 295 с.

Учитель и ученик взаимоотношения и проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель и ученик: взаимоотношения и проблемы

 

 

 

 

 

 

Автор:

Рудинская Ксения Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск-2020

 

Взаимоотношения в системе «Учитель-ученик».

 

Говоря об отношениях в системе «учитель-ученик» необходимо рассматривать различные подходы к трактовке понятия «отношения» вообще.

Отношения – это сознательная, избирательная связь личности с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения выступают движущей силой личности, характеризуя степень интереса, силу эмоций, желаний и потребностей. В идеальном понимании учебное взаимодействие (отношения, возникающие в процессе учебной деятельности) характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников (ученика) – учителя. Можно сказать, что отношения «учитель-ученик» – это система взаимосвязанных действий, осуществляемых педагогами и учащимися в процессе учебной деятельности с использованием специализированных знаковых форм общения, принятых в системе образования.

К таким формам можно отнести педагогический этикет, ученический и учительский такт, общую культуру, стандартные коммуникативные ситуации, диалогическую компетенцию, вербальную и невербальную коммуникацию и пр. Отсюда система отношений «учитель-ученик» рассматривается как система социально-психологического взаимодействия и должна строиться с учетом специфики общения в определенный момент, на определенном этапе развития этих отношений, с учетом индивидуальных и возрастных характеристик взаимодействующих.

Система отношений «учитель-ученик» – это непрерывный процесс, в основе которого наиболее адекватным и эффективным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения – сотрудничество. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений. Если считать педагогическое воздействие основой педагогической технологии, то общение или взаимодействие выполняет функции:

 — «открытие ребѐнка на общение», направлено на создание педагогом комфортных условий для проявления обучаемым познавательной творческой активности во время совместной учебной деятельности;

— «соучастие ребѐнку в общении» реализуется через операции демонстрации расположенности, проявление интереса оказания помощи;

— « возвышение ребѐнка в общении » происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа.

 Процесс педагогического общения условно можно представить формулой «деятельность-взаимодействие-общение-контакт». С этой точки зрения общение разделяется на следующие виды:

Резонансное общение – возникает, когда партнѐры понимают друг друга и обмениваются личностно- смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств. Интерес учеников к уроку педагога можно проследить, наблюдая за их реакцией: поддакивающие кивки головой, одобрительные возгласы активного слушателя:”Да-да, конечно ”, проясняющие вопросы учителя во время или после урока, слова благодарности за интересную информацию. Педагог использует приѐмы поощрения, быстро реагирует на настроение аудитории и не боится отойти от намеченного плана, посылает учащимся ”Я –сообщение ” и т.д.

Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнѐров, происходит использование особых знаков.

Этикетное общение оформляется за счѐт наблюдения определѐнных ритуалов: приветствие педагога стоя, этикетные формулировки прощания по окончании занятия и т.д.

Раппортное общение: примером такого общения являются ситуации, когда педагог делает нравоучительные замечания нерадивому ученику, заведомо зная ,что ответа не последует

Референтное общение возникает тогда, когда, получаемая информация оценивается с собственных, личных позиций индивида. Для повышения познавательной активности на учебном занятии педагог намеренно создаѐт ситуацию такого общения, предлагая ученикам проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции отвечающего, и это поощряется.

Стиль общения представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося, выражает коммуникативные возможности педагога, а также достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников.

Стили общения:

1. Доверительно – диалогический стиль характеризуется высокой степенью активности, эффективного общения, педагогическим оптимизмом педагога, его стремлением к сотрудничеству с детьми, индивидуальному подходу, профессионализму и личностному росту.

2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе с учениками, отзывчивости, понимании детей. Однако в этом стиле есть несколько отрицательных моментов, которые выражаются в слабой рефлексии, отсутствии стремления к личностному росту, подмене активности учащихся личной активностью самого педагога.

3. Конформный стиль определяется поверхностным общением с учениками, недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у педагога, внешняя доброжелательность сочетается с внутренним безразличием или тревожностью педагога, ориентацией на репродуктивную деятельность учащихся, лабильностью или, наоборот, низкой самооценкой педагога.

4. Пассивно- индифферентный стиль проявляется в замкнутости преподавателя, низкой чувствительности к состоянию учащихся, высокой самооценке и, наоборот, низкой самооценкой преподавателя.

5. Рефлексивно – манипулятивный стиль — это эгоцентрическая направленность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учеников в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, высокой самооценкой.

6. Авторитарно – монологический стиль определяется ориентацией преподавателя на принуждение, требовательностью согласия с педагогом при игнорировании собственной точки зрения отдельного учащегося или класса в целом, стереотипизацией педагогических действий.

Взаимоотношения «учитель-ученик»:

• умение использовать каналы воздействий для снятия напряженности во взаимоотношениях;

• искусство выбора методов педагогического воздействия; •формирование учителем гуманных отношений на уроке;

• выбор учителем эффективных средств для осуществлению воспитательного и развивающего аспектов цели;

• создание социально-психологических механизмов общения учителя с учащимися;

• создание педагогом условий для раскрепощения личности ребенка выражения ею потенциальных возможностей, творчества и инициативы;

• пути к выработке положительных эмоций в процессе учебного труда;

• владение учителем методами контроля;

• ученики и учитель: взаимопонимание — взаимодействие — сотрудничество.

Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи Благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.

 В педагогике существует несколько моделей общения педагога и учащихся:

1. Диктаторская модель ’’Монблан ’’ выражается в отстранѐнности от учащихся, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.

 2.Модель’’Китайская стена ’’ выражена в слабой связи между педагогом и учениками из- за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчѐркивания педагогами своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.

 3.Модель дифференцированного внимания ’’Локатор’’ выражается в избирательном отношении к ученикам. Педагог ориентируется на определѐнных детей: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе ’’учитель – коллектив учеников’’.

4.Монорефлексивная модель ’’Тетерев’’ выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума.

5.Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения.

6.Модель гибкого реагирования ’’Робот’’. Общение выстраивается по жѐсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих учеников.

7.Авторитарная модель ’’Я сам’’.

Учебный процесс фокусируется на учителе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление ,следствием становится безынициативность учащихся.

 8.Модель активного взаимодействия ’’Союз’’- это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.            Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение. 2010.

2.             Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности — М.: Просвещение. – 2011.

3.            Лукьянова М. И. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. — Ульяновск: ИПКПРО, 2008.


 

4.           

Стили педагогического общения . Олимпийское воспитание. Теория и практика

Характер взаимоотношений педагога со своими учениками проявляется в стиле его деятельности. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, попустительский и демократический.

При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности своих учеников. Для авторитарного стиля характерна тактика диктата и опеки. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют ученикам проявлять самостоятельность и инициативу, акцентируют внимание на их негативных поступках, не принимают во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (например, дисциплина учеников и т. д.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера, характеризующая взаимоотношение педагога с учениками, как правило, неблагополучная. Противодействие учеников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в педагогический процесс, что, как правило, объясняется снятием с себя ответственности за его результаты. Следствием подобной тактики является отсутствие должного контроля за деятельностью учеников и динамикой развития их личности.

Для попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, характерно нечто общее: явная обособленность, отчужденность педагога, отсутствие у него доверия к ученикам, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является демократический (диалогический) стиль педагогического взаимодействия, при котором педагог ориентирован на повышение роли своих учеников во взаимодействии, на привлечение каждого из них к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие, взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся демократического стиля, характерны активно-положительное отношение к ученикам; адекватная оценка их возможностей; понимание их целей и мотивов поведения; умение прогнозировать развитие личности и т. д.

В реальной педагогической практике, естественно, чаще всего имеют место смешанные стили общения [247, 277].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Презентация модели общения педагога с учащимися. Презентация


  • а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
  • авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
  • демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
  • непоследовательный, алогичный стиль — преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства

Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога

2. Общение на основе дружеского расположения

3. Общение-дистанция

4. Общение-устрашение

5. Общение-заигрывание


Модели поведения преподавателя

  • Модель диктаторская «Монблан» — преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .

  • Модель неконтактная («Китайская стена») между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь

Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны — равнодушное отношение к преподавателю.

  • Модель дифференцированного внимания («Локатор») Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть

Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель — коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов


Модель гипорефлексная («Тетерев») преподаватель в общении как бы замкнут на себя

Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума

Модель активного взаимодействия («Союз») — преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми

Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.


Функции взаимодействия

  • конструктивная
  • организационная
  • коммуникативно-стимулирующая
  • информационно-обучающая
  • эмоционально-корригирующая
  • контрольно-оценочная

Причины препятствующие педагогическому общению

  • педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
  • студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
  • действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
  • преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
  • студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, — всего коллектива .

  • ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
  • способность ЭМПАТИИ и понимания людей
  • ГИБКОСТЬ
  • Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  • умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
  • способность к СПОНТАННОСТИ
  • умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  • владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
  • способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

«Деловая коммуникация» — Принципы делового общения. Профессиональные навыки. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Деловая коммуникация. Приветственная речь; торговая речь. Совместимость и сработанность членов коллектива. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала.

«Психология делового общения» — Любезность, доброжелательность и приветливость. Способы воздействия на партнеров. Убеждение. Способы установления психологического контакта. Коммуникативные барьеры. Внушение. Стили общения. Социальные роли. Этика и психология делового общения. Манипулятивное общение. Приветливое и предупредительное отношение.

«Искусство делового общения» — Выделяют четыре основные дистанции общения. Политическая компетентность. Введение. Деловое общение. Пускать все на самотек. Невербальное общение. Специфика. Модель вербального коммуникативного процесса. Структура общения. Цели и задачи курса. Виды. Поведение при ведении переговоров. Деловой этикет. Общая схема общения.

«Особенности делового общения» — Этнориторика. Дела «о`кей». Смех. Общие принципы. Согласие и несогласие. Первым представляют «низшего» «высшему». Первенство старших. Выражения приветствия и прощания. Дистанциирование. Трехименная система называния людей. «Да ты с ума сошел». Особенности общения через переводчика. Организация пространства.

«Особенности деловой коммуникации» — Что делать с руками. Публичное выступление. Советы начинающим ораторам. Как построить основную часть выступления. Как построить вступление. Роль жестов в выступлении. Владеть навыками. Требования к публичной речи. Правильность выдвинутых положений. Суммировать сказанное. Виды монологического делового общения.

«Сущность делового общения» — Коммуникативные установки. Формы делового общения. Сущность делового общения. Прямое общение. Принципы деятельности. Сферы общественной жизни. Природа человека. Деловое общение. Иерархичность. Особенности служебно-делового общения. Телефонный разговор. Беседа. Обмен деловой информацией. Непродуктивные совещания.

Всего в теме 9 презентаций

Стили общения

Подготовила учитель музыки 1 категории:

Копылова Е.Н


Исследователи различают разные подходы к проблеме количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину Он выделяет две стороны стилей руководства:

  • содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект),
  • техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект).

Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • либеральный.


Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.

Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации.

Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях.

Подчинённых он считает пешками,

ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей.

Его окружает хор поддакивающих,

В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.


Такая система руководства не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному». Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу. Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.


Демократический стиль

Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» — «взрослый.»

У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания.

Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам.

В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой.

Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.



Либеральный стиль.

Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.

Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.

Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу.

В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.

Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.

поощрения.

Обычно в такой роли выступают

люди недостаточно компетентные,

неуверенные

в прочности служебного положения.



  • Лидер (учитель) – над детским

коллективом, он единолично

планирует работу и несёт

единоличную ответственность;

  • Он постоянно проявляет

неверие в силы учеников;

  • Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
  • Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
  • Субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.

Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.


Демократический стиль педагогического общения

  • Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
  • Проявляет веру в учеников, в их силы;
  • Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
  • Оцениваются факты, а не личности.

В результате такого стиля общения

развивается уверенность в себе,

возрастает общительность,

отмечается рост сплоченности и

взаимопомощи в детском коллективе,

доминирующий настрой –

спокойствие, радость.


Либерально — попустительский стиль педагогического общения.

  • Неопределённая позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
  • Отсутствие чётких планов;
  • Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
  • непредсказуемость, нелогичность оценок.

При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.



Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него — это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей — радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.

Текст к презентации

«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности

Профессиональная деятельность воспитателя — это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.

СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

2) Общение-дистанция

3) Общение – устрашение

4) Заигрывание

Все стили общения вам понятны по названию.

Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

СЛАЙД 3: Стили педагогического общения

(по Р. Липпиту и К. Уайту)

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.

Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.

СЛАЙД 5: Демократический

Аналогично

СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)

Аналогично

СЛАЙД 7: Смешанный стиль

В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».

СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции

(по Н. Е. Щурковой)

Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.

СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая — характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» — эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» — Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

Какие схемы вы отнесете к уровневым?

В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».

«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.

«Далеко» — отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.

Педагог, избравший дистанцию «близко» — друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.

Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)

Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» — субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.

СЛАЙД 10: Стили взаимодействия

СЛАЙД 11: Субъекты и объекты

Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.

СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания

СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса

Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно — объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.

Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.

СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя — ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.

На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.

СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.

СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!

¢ ¢ ¢ Стиль тесно связан с психологическими особенностями его мышления, коммуникативными свойствами и т. п. ; Стиль общения не является врожденным качеством; Описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы; Социально-экономические, политические, социальнопсихологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения; Стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т. д.

Особенности мышления человека, коммуникативные свойства Процесс взаимодействия с окружающими Стиль Общения Характеристики деловой сферы Культурные ценности, традиции Сферы общественной жизни (политика, экономика и т. д.)

Ритуальное общение ¢ ¢ Главная задача — поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер — как бы необходимый атрибут выполнения ритуала. Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности — это все элементы ритуального общения.

Манипулятивное общение ¢ ¢ ¢ В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Любое обучение убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше –один тон, если ниже –другой.

Гуманистическое общение ¢ ¢ ¢ Это в наибольшей степени личное общение. Позволяет удовлетворить человеческие потребности(понимание, сочувствие, сопереживание). Цели не закрепляются и не планируются

Авторитарное общение ¢ ¢ Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление. Инициатива других людей не поощряется.

Демократическое общение ¢ ¢ ¢ Для него присуще коллегиальное принятие решений Поощрение активности участников. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.

Статья «ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

 

«ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

 

ЦЕЛЬ: дать понятие стиля педагогического общения; рассмотреть типологию стилей педагогического общения и взаимодействия; показать, как стиль педагогического общения влияет на образовательный и воспитательный процесс.

 В.А. Сухомлинский писал: «Слово учителя ничем незаменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способами познания мира мы также овладеваем длительное время, а вот общению человек не учится целенаправленно никогда и нигде. Конечно, опыт общения приобретается человеком и в ходе труда, и в познавательной деятельности. Но увы, этого мало. Многие серьёзные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения правильно организовать общение с детьми. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», а в нашем с вами – профессиональная необходимость.

Педагог – одна из центральных фигур в системе образования. Его знания, отношение к детям, личностные качества во многом определяют, как будет происходить взаимодействие с учеником. Одним из наиболее важных составляющих  этого взаимодействия является педагогическое общение.

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки педагогов, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Важно отметить, что зачастую за снижение интереса к учёбе ответственны не столько неизбежные трудности школьной жизни, сколько особенности общения педагога с учениками.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с воспитанниками педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников образовательного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам своих учеников, сопереживать им.

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения и воспитания, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения. У педагогов с центрацией «я—другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

Что же такое стиль педагогического общения, в чём его своеобразие, как он формируется?

Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.

Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

В стиле общения находят выражение:

1)    особенности коммуникативных возможностей педагога;

2)    сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

3)    творческая индивидуальность педагога;

4)    особенности ученического коллектива.

По традиции, начиная с исследований К. Левина выделяют 3 стиля руководства школьным коллективом, мы расширим эту типологию и выделим шесть основных стилей педагогического руководства:

I.

автократический (самовластный стиль), когда педагог осуществляет единоличное управление коллективом воспитанников, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для воспитанников участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает взрослый в соответствии со своими установками;

Следствие: такой вид подхода к руководству снижает деятельностную мотивацию, поскольку ученик не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, также нередко между членами группы возникают враждебные отношения. Выбор такого стиля говорит о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся, его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность.

II.

игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

 попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда педагог устраняется от руководства группой воспитанников, либо идет на поводу их желаний;

Следствие: в классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик». 
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет». 

III.

демократический стиль предполагает внимание и учет педагогом  мнений воспитанников, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных, здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность.

Следствие: у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

непоследовательный, алогичный стиль — педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений педагога с воспитанниками, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Стиль ученичества. Самый плодотворный стиль – общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. О таких педагогах  говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»

2.  Стиль дружеского общения. Общение на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Следует отметить, что дружественность должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе образовательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

3. Стиль дистанцирования. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведёт к формализации всей системы взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию творческой атмосферы. В чём популярность такого стиля общения? Дело в том, что многие педагоги нередко считают, что общение-дистанция помогает им завоевать авторитет. Однако, практика показывает, что авторитет завоёвывается не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание в процессе совместной деятельности.

4. Стиль устрашения. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. Такой стиль общения ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой основывается взаимопонимание.

5. Стиль заигрывания. Общение-заигрывание, характерное для молодых педагогов, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого педагога быстро установить контакт с детьми, желанием понравится классу, а с другой стороны – боязни общения с классом,  отсутствием умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при котором педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством.

Процесс общения педагогов с воспитанниками может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать воспитанника, воздействовать  на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляция и конфликты.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок  педагогов по отношению к ученикам: позитивная и негативная.

Наличие негативной установки педагога на того или другого воспитанника можно определить по следующим признакам: педагог дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается  взглядом в ходе занятия и т. п.

Специальные исследования показывают, что «плохие» ученики в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие»; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» воспитанникам, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на них, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

А что же нужно, чтобы между педагогом и воспитанниками возникли доверительные, доброжелательные отношения?

Психолог К.Н. Волков выявил следующие требования, которые предъявляет школьник к педагогу в качестве обязательных условий для возникновения чувства доверия:

«…контактность, умение легко и быстро вступать в общение, уважение к личности каждого ученика с необходимой требовательностью, понимание, терпение, разнообразие интересов, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию…»

Проанализируйте, соответствует ли ваш стиль общения этим простым, но необходимым для педагогической профессии детским требованиям.

Подвёдём итог всему вышесказанному, итак наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль руководства, ориентированный на совместное решение творческих задач с преобладанием дружеского расположения при котором педагог учитывает индивидуальные особенности воспитанников, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Педагог, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учащимися, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

 

 

 

 

 

Конформное покрытие | Общая защита

Конформное покрытие печатных плат устройств SIPROTEC выполняется в соответствии с установленным высококачественным процессом.

В этом процессе на печатные платы автоматически наносится покрытие с помощью робота для нанесения покрытий, а затем происходит отверждение покрытия.

Типовые испытания печатных плат с покрытием

Устройства защиты и автоматики

SIPROTEC испытаны и одобрены независимыми аккредитованными испытательными лабораториями.

В этом процессе устройство SIPROTEC подвергается нескольким тестовым комплексам.

Например, при испытании комплекса А устройство сначала подвергается воздействию агрессивных газов, а затем влажного тепла. В отличие от одиночных испытаний с разными образцами, этот комбинированный подход моделирует максимально суровые условия окружающей среды.

Испытательный комплекс А:
Коррозионно-климатические испытания

  • Коррозионный газ SO 2 , в соотв.согласно IEC 60068-2-42
  • Агрессивный газ h3 S , в соотв. согласно IEC 60068-2-43
  • Смесь агрессивных газов, в соотв. согласно IEC 60068-2-60
  • Испытание на коррозию смешанным газом в соответствии с ISA 71.04: 2013-08, G3 (Harsh) (SIPROTEC 5)
  • Влажное тепло, циклическое, в соотв. согласно IEC 60068-2-30 и спецификации испытаний LR $ 14

Испытательный комплекс B:
Климатические и механико-динамические испытания

  • Температура: +55 ° C непрерывно, +70 ° C в течение 96 часов
  • Циклы быстрого изменения температуры -40 ° C <-> +85 ° C
    в соотв.согласно IEC 60068-2-14
  • Вибрация и ударная нагрузка,
    в соотв. согласно IEC 60068-2-6, 60255-21-1
  • Влажное тепло, циклическое,
    в соотв. согласно IEC 60068-2-30

Испытательный комплекс C:
Гигроскопическая пыль

  • Пыль и песок, испытательная пыль в штате Аризона, продолжительность 24 часа, в соответствии с IEC 60068-2-68
  • Влажное тепло, циклическое,
    в соотв. согласно IEC 60068-2-30

Испытательный комплекс D: Испытание в солевом тумане

  • Дополнительные специальные тесты для моделирования «морских» условий
  • Соляной туман IEC 60068-2-52, тест Кб с повышенными параметрами в соотв.Спецификация регистра Ллойда

Устройства SIPROTEC с защитным покрытием
SIPROTEC Compact

  • 7SJ80, 7SJ81, 7SK80, 7SK81, 7SD80, 7RW80

СИПРОТЕК 5

  • 7SJ82, 7SK82, 7SA82, 7SD82, 7SL82, 7UT82
  • 6MD85, 6MD86, 7SJ85, 7SJ86, 7SK85, 7SA86, 7SA87, 7SD86, 7SD87, 7SL86, 7SL87, 7UT85, 7UT86, 7UT87, 7VK87, 7UM85, 7VE85, 7KE85, 7SS85

Двухслойная составная микрополосковая цилиндрическая конформная антенная решетка с перекрестными фрактальными пятнами в виде снежинок | 2018-03-15

Рисунок 1 Структура многослойной микрополосковой антенной решетки: паразитный слой (а), слой излучения (б), поперечное сечение (в).

Новая, двухслойная, многослойная, микрополосковая, цилиндрическая конформная антенна с высоким коэффициентом усиления, основанная на плоских перекрестных фрактальных пятнах в виде снежинок, демонстрирует высокий коэффициент усиления и апертурную эффективность. Полоса пропускания импеданса составляет 19,75%, от 5,23 до 6,54 ГГц, с усилением 12,1 дБи и соответствующей апертурной эффективностью от 87,5 до 89,75% на частоте 5,8 ГГц. Результаты измерений хорошо согласуются с результатами моделирования.

Конформные антенны вызвали широкий интерес в аэрокосмических приложениях и приложениях беспроводной связи из-за их аэродинамических свойств и малого радиолокационного поперечного сечения (RCS). 1-2 Такие характеристики, как небольшой объем, легкий вес и низкий профиль, делают микрополосковую антенну предпочтительным выбором. 3 Однако, когда она соответствует геометрии криволинейной поверхности, ее электромагнитные свойства и соответствующие диаграммы направленности сильно нарушаются; влиянием взаимной связи и фазы питания нельзя пренебрегать. 4-5 Проблема преодоления недостатков рабочих характеристик конформных антенн в отношении блока решетки и апертурной эффективности была хорошо изучена с большим теоретическим анализом. 6-16 Конформный метод конечных разностей во временной области (CFDTD) 6 и метод согласования дискретных мод (DMM) 7-8 часто используются для исследования и улучшения электромагнитных свойств цилиндрических конформных антенн.

Специальные конструкции, предложенные для улучшения характеристик конформной антенны, включают спираль, меандр и электромагнитную запрещенную зону (EBG). 17-20 Объединяя спиральную антенну и меандровую антенну, реализуется широкополосная гибридная антенна с высокой эффективностью излучения.17 Использование EBG позволяет добиться миниатюризации с высоким коэффициентом усиления. 18 В этой статье описывается новая двухслойная, многослойная, с высоким коэффициентом усиления, микрополосковая, цилиндрическая конформная антенна, основанная на плоских перекрестных фрактальных пятнах «снежинки». 21 Его параметры оптимизированы с помощью трехмерного полноволнового метода конечных элементов (МКЭ). Проанализировано влияние нескольких факторов на производительность, представлены результаты моделирования и экспериментов.

Анализ и моделирование

Как показано Jin et al., 21 планарная микроволновая антенна с излучателями в виде крестообразных снежинок 2 × 2 демонстрирует многообещающие характеристики, такие как высокое усиление и апертурная эффективность на центральной частоте 5,8 ГГц. Ширина полосы импеданса, определяемая как | S 11 | <-10 дБ, составляет 22,9 процента, усиление достигает 12 дБи, а соответствующая апертурная эффективность достигает 87,4 процента. По сравнению с элементами прямоугольной решетки, антенная решетка с фракталом в виде крестообразных снежинок уменьшает требуемый размер апертуры на 51%.В описываемой здесь работе используется антенна с фрактальной диаграммой направленности в виде перекрестных снежинок 2 × 2 в цилиндрической конформной решетке для достижения высокого коэффициента усиления и апертурной эффективности.

Размеры поперечных излучателей в виде снежинок 2 × 2 и цилиндрической полости могут быть определены на основе обычной двухслойной, уложенной друг на друга панели микрополосковой антенной решетки, как показано на Рис. 1 . 21 Наружная поверхность цилиндрической полости прилегает к паразитному слою, а внутренняя поверхность прилегает к слою излучения, образуя тело цилиндрической формы.Геометрические параметры и значения конструкции конформной антенны приведены в Таблица 1 . Размеры конформной антенны даны по

.

Начальный размер L одноэлементной квадратной области получается

.

, где λ 0 — длина волны в свободном пространстве, c — скорость света в свободном пространстве, εr — относительная диэлектрическая проницаемость подложки, а f 0 — центральная частота антенны.

Рисунок 2 Вид сверху (a) и спереди (b) цилиндрической конформной антенны.

Исходя из конструкции цилиндрической конформной антенны, первоначальный размер панельной антенны 21 регулируется, и каждый параметр оптимизируется. И конформная антенна, и панельная антенна реализуют функцию коаксиального питания с разъемами SMA. Поскольку толщина слоев напрямую влияет на конформный профиль, а толщина диэлектрической пластины из ПТФЭ может затруднить изгиб с относительно небольшим радиусом, диэлектрическая пластина с толщиной 0.Было выбрано 25 мм. Вид сверху и спереди конформной структуры показан на Рис. 2 . Соотношение верхнего и нижнего боковых накладок b, фрактальное отношение n, внутренний диаметр цилиндра S r1 , высота воздуха h z , диэлектрическая проницаемость слоев ε r1 , диэлектрическая проницаемость воздуха ε r2 , а толщина слоя h. Оптимизированные параметры сведены в Таблица 2 .

Конформные покрытия для электроники

Конформные покрытия для электроники