Функции и задачи невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация

Определение 1

Невербальной коммуникацией называется обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация.

Информация при помощи невербального общения передается посредством жестов, мимики, пантомимики, прикосновений, телодвижений, визуального контакта, организации среды общения.

Функции невербальной коммуникации

Средства невербального общения способствуют ориентации людей в различных социальных ситуациях, а также регулировать свое поведение, понимать друг друга, воспринимать социальные нормы.

При помощи невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному лицу, предмету, а также о психологическом климате в коллективе.

Важная функция невербальной коммуникации состоит в обмене информацией об индивидуальных свойствах между субъектами общения, например, самооценка, темперамент, общительность и т.д.

Основными функциями невербалики являются:

  1. Получение информации о личности собеседника – его темперамент, эмоциональное состояние, самооценка, социальный статус, принадлежность к определенной группе.
  2. Сведения о взаимоотношениях участников коммуникации – уровень общения, характер и тип отношений, динамика взаимоотношений.
  3. Сведения об отношении коммуникаторов к ситуации общения – включенность в ситуацию, стремление выйти из нее.

Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции:

  • Регулирование – невербальные средства используются для координации взаимодействия между собеседниками, снятие напряжения во время общения.
  • Дополнение – невербальные средства дополняют речь, делают ее выразительной.
  • Замещение – невербальное сообщение используется вместо вербальных средств (например, взгляд может сообщить о желании, мнении).
  • Опровержение – невербальное общение может противоречить вербальному.

Замечание 1

Успешность коммуникации зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседников. Такой контакт зависит не только от умения человека говорить, но и от умения контролировать себя во время общения.

Задачи невербальной коммуникации

В ситуации общения собеседники, используя невербальные средства коммуникации, решают следующие задачи:

  1. Поддержание контакта с партнером;
  2. Наблюдение за невербальными проявлениями собеседника;
  3. Контроль своих невербальных проявлений;
  4. Воздействие на собеседника через систему невербальных знаков.

Невербальные средства коммуникации и направления невербалики

Невербалика включает в себя кинесику, такесику, проксемику, паралингвистику и экстралингвистику. Разберем эти понятия подробнее.

Кинесика (от греч. kinesis – движение) – это наука о движениях человеческого тела, к которым относится выражение лица, жесты, зрительный контакт, изменение позы. Кинесика различает цифровые (слова) и аналоговые (язык тела) сигналы. Самыми выразительными средствами являются визуальный контакт и выражение лица.

Визуальный контакт тесно взаимосвязан с вербальной коммуникацией, он характеризуется тем, как собеседники смотрят друг на друга в процессе общения, а также длительностью взгляда. Посредством мимики глаза играют особую роль. Сигналом восхищения может быть продолжительный визуальный контакт, беспокойство означает краткий контакт. При помощи визуального контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимости начать беседу или о конце высказывания.

Итак, поддерживая контакт глаз, можно определить заинтересован ли собеседник в предмете разговора, обращает ли он внимание на другого, вызывает ли какие-либо чувства разговор.

Мимика или выражение лица – это организация лицевых мышц, передающая эмоциональное состояние человека или обратную реакцию на сообщение. При использовании мимики общение становится эмоциональным. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» использовал 97 оттенков человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз и других экспрессий.

Не менее важным внешним проявлением внутреннего эмоционально-психического состояния являются жесты. Под жестами подразумевается движение пальцев, рук, ног, головы, используемые при рассказе о чем-либо для привлечения внимания собеседника. Специалисты выделяют 5 типов жестов: адаптеры, иллюстраторы, символы, регуляторы.

Такесика – это наука о прикосновениях. К подобным относятся – рукопожатия, похлопывания, прикосновения, объятия, поцелуи и т.д. Тактильный контакт возможен в определенных случаях и используется по разным причинам, разными способами и в разных местах. Например, рукопожатие используется в дружественном или деловом общении, поцелуй при встрече долгожданного близкого человека.

Проксемика (от анг. рroximitry — близость) – это наука о взаиморасположении собеседников в пространстве. Наука изучает дистанцию между собеседниками, позиции, организацию пространства при общении.

Дистанция – это расстояние, которого придерживаются собеседники относительно друг друга. Различают 4 типа дистанции: интимное, личное, социальное, публичное. Кроме того, значение имеет пространственное расположение партнеров. Например, важное значение приобретает занятое место за столом. Исследователи различают 4 вида посадки:

Кооперативная предполагает сотрудничество, поведение кооперации необходимо для взаимодействия с собеседником, для того, чтобы понять действия и намерения друг друга необходимо сидеть рядом.

Угловая позиция способствует постоянному визуального контакту и создает условия для жестикуляции, позволяет наблюдать друг за другом. Однако угол стола является барьером.

Независимая позиция (по диагонали) характерна для не желающих взаимодействовать людей. Такая позиция говорит об отсутствии заинтересованность и желании быть замеченным собеседниками, например, на семинарском занятии в университете, совещании.

Конкурирующе-оборонительная позиция (собеседники сидят напротив друг друга) создает атмосферу соперничества, стол между ними является своеобразным барьером.

Паралингвистика и экстралингвистика связаны с голосом человека. Невербальные речевые аспекты такие, как тембр, темп речи, интонация, манера говорения, громкость, артикуляция дает важную информацию, передают определенные сообщения.

spravochnick.ru

Характеристика невербальных средств общения

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую,

невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика — движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические:

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    = интимная (0-40-45см)

    = личная   (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные — связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах — о высоком воинском звании.

    Татуировка — о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

     

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

hr-portal.ru

Средства коммуникации невербальные средства общения

Министерство образования Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Реферат

На тему: «Средства коммуникации: невербальные средства общения»

Выполнила: ст. гр. 24ПС-101

Кузнецова Л.С

Проверила: преподаватель

Тарасова Н.Н

Челябинск

2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

1.Понятие невербального общения………………………………………………5

2.Формы невербальной коммуникации………………………………………….7

2.1. Кинесика……………………………………………………………………….7

2.2. Тактильное поведение……………………………………………………….12

2.3. Сенсорика…………………………………………………………………….14

2.4. Проксемика……………………………….…………………………………15

2.5. Хронемика……………………………………………………………………18

3.Роль невербального общения…………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………….22

Введение

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания субъектов не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» — языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.

Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

1.Понятие невербального общения

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение — общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды).

В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожными.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача — творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.

Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет — трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм -неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

2.Формы невербальной коммуникации

2.1. Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин — мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социально-культурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).

Жесты — это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание.

2. Конвенциональные жесты, или эмблемы используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

mirznanii.com

Роль невербальной коммуникации современного человека.

Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации

Коммуникация в социальной жизни общества.

Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов составляет больший процент общения.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

  • Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.

  • Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.

  • Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

Основные виды невербальной коммуникации.

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал. Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

  • Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;

  • Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;

  • Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;

  • Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;

  • Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;

  • Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

studfile.net

Консультация на тему: Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и  покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. 

 

                                                                     Педагог-психолог: Баркова Л.И

nsportal.ru

Формы и системы невербальной коммуникации

Формы невербальной коммуникации

Замечание 1

Невербальное общение имеет множество форм, таких как, невербальные аспекты речи, расположение человека, визуальный контакт, жесты, мимика, позы, одежда человека.

Паралингвистика – наука, изучающая невербальные аспекты речи, делающая акцент на том, как именно говорит человек и какой смысл несут его слова.

Паралингвистика исследует:

  • громкость голоса;
  • тон голоса;
  • темп речи;
  • паузы;
  • смех и т.д.

Проксемика изучает расположение человека во время беседы, дистанцию между собеседниками.

Визуальный контакт устанавливается при взгляде в глаза другого человека. Такой контакт является сильным невербальным знаком и выполняет ряд функций. Взгляд регулирует ход коммуникации, указывая на начало или завершение разговора. При помощи взгляда можно получить информацию о собеседнике, интерес собеседника к предмету разговора или его отсутствие. Например, взгляд «в сторону» говорит о том, что собеседнику не интересен разговор или о том, что он застенчив или боязлив. Взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку. Пристальный взор в глаза собеседника используется как знак агрессии или доминирования. Так, коллеги, обменявшись взглядами, согласовывают совместные действия.

Исследователи сделали вывод о том, что среди людей имеются индивидуальные различия в стремлении к визуальному контакту. Например, экстраверты смотрят на собеседника чаще и продолжительнее, чем интроверты. При соревновательном характере коммуникации собеседники меньше глядят друг на друга, однако иногда уделяют больше времени взгляду соперника, поскольку нуждаются в доминировании. Гендерные различия также играют роль в установлении визуального контакта – женщины склонны к пристальному взгляду, особенно в общении с другими женщинами.

Мимика играет немаловажную роль в межличностном взаимодействии. Выражение лица человека может отражать его истинные чувства, однако это не всегда так. Определенные выражения лица являются врожденными, тем самым являясь доступными для каждого человека, собеседника. К примеру, американцы, русские и японцы одинаково интерпретируют шесть универсальных эмоций (радость, удивление, печаль, отвращение, гнев и страх). Однако в разных культурах мимика может воспринимать по-разному, например, улыбка в разных странах не всегда отражает одну и ту же эмоцию.

Позы и телодвижения человека несут о человеке ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном взаимодействии. В особенностях поз и телодвижений проявляются личностные черты, намерения, эмоции, настроение человека. Например, по походке можно судить о настроении, эмоциях и намерениях личности. Нередко встречается такое явление, что человек взволнованный часто прикасается к определенным частям тела, потирает или щупает их. В состоянии возбуждения люди проявляют больше телодвижений, чем в спокойном состоянии.

Изучение коммуникативных функций человека обособилось в отдельную науку – кинесику. Исследователи выделяют около 60 основных типов телодвижений, составляющих основу невербального языка тела. Также они отмечают гендерные различия в языке тела, например, мужчины склонны принимать открытые позы, а женщины, наоборот, принимают закрытые позы.

Замечание 2

В целом телодвижения, жесты человека в сочетании с мимикой и визуальным контактом несут о нем объемную информацию. Эти элементы невербального общения используются для того, чтобы у окружающих сформировалось то или иное впечатление о человеке.

Системы невербальной коммуникации

Невербалика включает следующие системы:

  1. Оптико-кинетическая;
  2. Тактильный контакт;
  3. Пара- и экстралингвистическая;
  4. Пространственно-временная организация коммуникации;
  5. Визуальный контакт.

Первая система оптико-кинетических знаков включает в себя мимику, жесты и пантомимику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела. Моторика частей тела отражает эмоциональные реакции человека. Следует отметить, что эти реакции являются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах.

К тактильным средствам коммуникации относятся рукопожатия, похлопывания, поцелуи и т.д. Подобное взаимодействие с собеседником является важным источником установления межличностного контакта. Средства тактильного контакта показывают статусно-ролевые отношения, степень близости собеседников. Рукопожатия чаще используется как знак приветствия у русских мужчин. Похлопывание возможно при близких отношения или при равном социальном статусе контактирующих. Прикосновения определяются статусом коммуникаторов, их полом, возрастом и степенью близости. Проявлением равенства являются объятия. Однако использование такесических средств должно быть адекватным, иначе оно может привести к конфликтам.

Пара- и экстралингвистическая система знаков представляет собой систему голоса человека – качество голоса, тональность, интонация, паузы, темп речи, смех и т.д.

Эти дополнения увеличивают объем информации. Показателем энергичности и уверенности служит громкость речи, внутреннюю дисциплину показывает отчетливость речи. Интонация является важным элементом невербального поведения, она выполняет такие функции как регулирование речи, акцентирование внимания на чем-либо конкретном. Не менее примечательно наличие пауз, как выразительных средств интонации. Паузы группируют слова по логическим требованиям, их длительность может изменяться.

Пространственно-временная организация коммуникации несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, положение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, указывает на внимание к говорящему.

Визуальный контакт также имеет важное место в общении. Психологи изучают частоты обмена взглядами, их длительность, избегание контакта глаз и т.д.

Между социальным положением и количеством используемых невербальных форм и систем общения существует зависимость. Проявление языка тела обусловлено импульсами человеческого подсознания, отсутствие возможности подделать их позволяет человеку доверять невербальным проявлениям больше, чем вербальным.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о