Содержание

10 чернильных пятен: как работает тест Роршаха

Экология жизни. Психология: В личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия…

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. 

Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. 

В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом.

Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике  имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей.

Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека.

Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ.

Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом.

Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

Карточка 1

На первой карточке мы видим пятно черных чернил. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания — следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность.

Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

Карточка 2

На этой карточке изображено пятно красно-черного цвета, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике.

В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное — значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства.

Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела.

Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего.

Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь — значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3

На третьей карточке изображено пятно из красных и черных чернил, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей — это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

Карточка 4

Четвертую карточку специалисты называют «отцовской». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее — образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

Карточка 5

На этой карточке мы вновь видим черное пятно. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта — следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

Карточка 6

Картинка на этой карточке тоже одноцветная, черная; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

Карточка 7

Пятно на этой карточке тоже черное, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке — это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

Карточка 8

На этой карточке есть и серый, и розовый, и оранжевый, и голубой цвета. Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт — весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

Карточка 9

Пятно на этой карточке включает зеленый, розовый и оранжевый цвета. Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

 
Карточка 10

В последней карточке теста Роршаха больше всего цветов: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой.

Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины.

Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.опубликовано econet.ru 

Также интересно: Хит-парад вопросов психологу  

Сценарии судеб и роли: варианты этого мира для каждого свои

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Тест Роршаха онлайн. Полная расшифровка пятен Роршаха



Тест Роршаха онлайн. Полная расшифровка пятен Роршаха

00:00

Следующий вопрос


Метод Роршаха: мощный инструмент в руках психолога. В 1921 году швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах создал уникальную методику, которая позволяла определять личностные поведенческие факторы человека. С тех пор прошло немало времени, но система для диагностики свойств и качеств личности по-прежнему пользуется популярностью. Тесты Роршаха, основанные на интерпретации чернильных пятен, актуальны среди работодателей, которые хотят видеть в коллективе адекватных, психически уравновешенных сотрудников. Предлагая потенциальному работнику абстрактные картинки, напоминающие размытые пятна, психолог может четко определить, как человек поведет себя в той или иной ситуации, способен ли он справиться со стрессом, кто он по натуре — лидер или подчиненный.

Оцените наш сайт
  • Автор техники считал, что личность каждого человека не что иное, как интроверсия и экстраверсия. Другими словами, мотивацией для любого индивидуума могут быть и внешние, и внутренние факторы.
  • Ученый был уверен в том, что тест способен дать оценку соотношению этих свойств личности, выявив, к примеру, отклонения от нормы, или, наоборот — найти сильные стороны в испытуемом.
  • Тестирование Роршаха — своеобразный индикатор личности, который помогает полностью раскрыть характер человека, спрогнозировать его поведение в будущем.

Что представляет собой методика Роршаха?

Это десять карточек со слабоструктурированными изображениями, похожими на размытые чернильные пятна. Во время тестирования психолог поочередно показывает испытуемому «кляксы» в двусторонней проекции. Человек, всматриваясь в картинки, должен увидеть какой-либо образ. Через возникший в воображении сюжет можно интерпретировать свойства личности. При этом важно учесть, как тестируемый воспринимает пятно: как одно целое или только мелкие детали. Можно рассматривать карточки с разных ракурсов, и тогда образы будут меняться, давая психологу почву для более глубокого анализа. После анализа и подсчета баллов специалист подсчитывает баллы и выводит результат. Ассоциативная техника может многое рассказать о человеке, при этом она абсолютно не затратна и весьма эффективна.
Важно! При проведении теста важно учесть несколько моментов: проводить процедуру лучше при дневном свете, в отсутствие раздражающих звуков.
Перед проведением методики психолог должен вкратце рассказать испытуемому о целях и порядке тестирования. Человек должен понимать, что во время теста ничего страшного и сверхъестественного не произойдет. Процедура принесет результат только в том случае, если собеседник будет вести себя естественно — без зажимов, страха и недоверия. Многие специалисты в области психологии считают методику Роршаха достаточно эффективной, помогающей получить полную информацию о личностных характеристиках человека. Уникальность тестирования состоит в том, что испытуемый не имеет возможности варьировать ответы: он сам должен разглядеть и объяснить возникший в сознании образ.

Каждый тест интерпретируется в зависимости от личностного восприятия человека. Задача специалиста — правильно расшифровать полученный «материал» и грамотно диагностировать личность.


Все права защищены. Карта сайта

rorshax.ru

карточки и расшифровка • ВсеЗнаешь.ру

«Пятна Роршаха» — интересный тест, который применяется психологами для исследования личности человека и её нарушений. В тесте Роршаха используется 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. ВсеЗнаешь.ру предлагает подробнее узнать об авторе и пройти этот тест.

Об авторе теста Роршаха

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Чернильные пятна Роршаха и расшифровка

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.

Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На этой картинке теста Ророшаха — пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты.

  • Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие.
  • Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

На этой карте — пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

На этой карточке — пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения — женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях — романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.

Распространенные комментарии по этой карточке — четырехлапое животное, бабочка или моль.

Карточка 9. «Человек»

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней — нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности — Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.

Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.

vseznaesh.ru

картинки и расшифровка. Описание карточек

Проективная методика исследования личности Пятна Роршаха создана в 1921 г. . Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметрическими аморфными (слабо структурными) изображениями. Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено, на что похоже. Для понимания метода определяющими являются представления Роршаха о структуре личности. Роршах исходил из положения, что активность человека определяется как внутренними, так и внешними побуждениями, а следовательно, активность личности выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны (структурированы) вызывающие активность стимулы. В связи с этим Роршах вводит понятия интроверсии и экстраверсии, каждое из которых соответствует совокупности определенных черт личности, связанных с преобладающим видом активности. Типология Роршаха представляет собой качественно новый этап в понимании интро- и экстраверсии.

В отличии от Юнга, который понимал интроверсию, как состояние, Роршах считает, что интроверсия выступает и как процесс. “У нормальных тенденция ухода в себя мобильна, недолговечна… нормальные могут всегда восстановить адаптацию функции”. Интроверсия выступает как процесс, как гибкая возможность ухода в себя в зависимости от обстоятельств и. условий среды. Только ригидное преобладание интроверсивных тенденций позволяет говорить об интроверсии как патологическом состоянии, и Роршах неоднократно подчеркивает это. Далее Роршах отмечает, что понятию интроверсии в обычно исследуемом смысле противостоит понятие экстраверсии.

Автор считает, что использовать такую терминологию неудобно, так как можно сделать вывод о противоположности экстраверсии и интроверсии. В действительности же “…психические процессы, продуцирующие интроверсию и экстраверсию, не противоположны, но различны, они различны как мышление и чувство, как движение и цвет”. Неправомерно также противопоставление интро- и экстраверта как “мыслительного” и “чувствующего” типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и познавательных процессов.

В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия стимулирующего материала метода Пятна Роршаха. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический (кинестетический [М]) аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих Ответах цветовой [С] аспект. Тип восприятия, или “тип переживания”, по Роршаху, характеризует преимущественно интроверсивные или экстратенсивные тенденции личности.

Четыре типа переживания


В зависимости от преобладания (равновесия) того или иного типа активности Роршах выделяет четыре основных типа переживания.
1. Экстратенсивный тип, в котором следует различать:
а) чисто экстратенсивный – “цветовые” ответы при отсутствии кинестетических энграмм, если М=0, а S С > 2 – экстратенсивный эгоцентрический;
б) смешанный экстратенсивный – 1C превышает не менее чем на единицу количество М.
2. Интроверсивный тип, который можно подразделить на:
а) чистый интроверсивный кинестетический при отсутствии “цвета”;
б) смешанный интроверсивный количест

gvozdec.ru

Тест Роршаха — описание психологической методики и интерпретация результатов

Изобретатель этого теста, как и многие знаменитые люди, умер, не узнав о своем вкладе в исследование и изучение личности, психике человека. После смерти автора психологи стали успешно применять разработки швейцарского психиатра Германа Роршаха (Rorschach) на протяжении целого столетия. Проективный тест Роршаха основан на показе испытуемому 10 карточек с изображением симметричной чернильной кляксы. Если посмотреть на их фото, то видно, что пять из них имеют черный окрас, три – цветные, а две – красно-черные.

Что такое тест Роршаха

Методика Роршаха представляет собой психодиагностическое исследование личности. Он был опубликован Германом Роршахом в 1921 году. Второе название теста – пятна или кляксы Роршаха. Простой с виду тест, который проводят при помощи стимульных материалов (карточек с картинками) разрешает подробно изучить личность, точно определить эмоциональное состояние, найти личностные нарушения и психические отклонения вплоть до шизофрении, выявить показатель интеллекта. Его прохождение занимает немного времени и не требует особых навыков.

Подготовка человека к проведению теста Роршаха

Чтобы пройти психологический тест по картинкам Роршаха, не требуется особой подготовки. Однако прохождение следует отложить, если накануне вы:

  • нервничали, переживали;
  • употребляли алкогольные напитки или наркотические вещества;
  • принимали медикаментозные препараты, влияющие на неврологическую систему.
  • употребляли в день сдачи теста большое количество кофе, крепкого чая;
  • плохое самочувствие, например, по болезни.

Как проводится тест

Чтобы пройти данный метод изучения личности, человеку нужно при виде карточки дать ответ на вопрос: что вы видите на картинке? Здесь нет правильного или неправильного ответа. Чернильные пятна Роршаха показываются в определенном порядке. Как только будут даны ответы ответы, психолог будет предлагать испытуемым просмотреть рисунки еще раз. Ответ принимается любой, это может быть описание как целого пятна, так и его части. Карточки разрешается поворачивать, наклонять. Психолог при этом фиксирует ответы, анализирует валидность теста, подсчитывает балы и выдает результат.

Бывают случаи, когда человек ни с чем не связывает то или иное чернильное пятно. Это тоже не считается ошибкой. Такая ситуация говорит о том, что сознание испытуемого блокирует изображение или же просто не хочет обсуждать не желаемую в данный момент тему. Тест с кляксами Роршаха пройти самостоятельно сложно, делать это необходимо в присутствии психолога, иначе можно получить только «размытую» оценку личности. Однако для удовлетворения интереса это не запрещается.

Расшифровка

На каждой карточке теста изображено чернильное пятно. Испытуемый, смотрящий на картинки Роршаха, при помощи воображения воссоздает у себя в голове воодушевленный или неживой предмет. Иногда чернильная картинка Роршаха вызывает у испытуемого эмоции. Бывают случаи, когда человек задействует не все пятно, а его часть. Все это нужно сообщать специалисту. В зависимости от того, что увидел испытуемый, составляется «портрет» личности. Данный тест можно пройти самому, используя готовые варианты ответов, как в развлекательных психологических тестах.

Статьи по теме

Первая карточка

На первой картинке Роршаха изображена клякса черных чернил. От восприятия белых и черных пятен, определяется общий психотип здорового испытуемого. Первая картинка означает и состояние человека, с которым он пришел на тест чернильных пятен Роршаха: страх, возбужденность и т.д. Вот несколько вариантов ответа и их расшифровка:

  • Моль. Человек ощущает себя ненужным обществу, он забит и не общителен, часто находится в состоянии депрессии.
  • Летучая мышь. Дискомфорт внутри себя или, напротив, склонность к ориентации в «темноте».
  • Бабочка. Символизирует этап перерождения, новые начинания.
  • Животное, в том числе его морда. Может означать борьбу с настоящими проблемами. Чувство дискомфорта.

Вторая

Следующая картинка выполнена в черно-красном цвете. При ее помощи можно определить сексуальность человека или понять его способность контролировать яркие эмоции, например, гнев или ярость. Часто респонденты видят кровь, людей в молитве или длинноного животного. Основные ответы и их расшифровка:

  • Два человека. Означает, что в жизни испытуемый большое внимание уделяет сексу и любым тесным взаимоотношениям.
  • Человек в зеркале. Самолюбование, не лишенное самокритики.
  • Собака. Испытуемый ценит и дорожит дружбой, всегда «подставит плечо» и придет на помощь.
  • Медведь. Респондент стремится к лидерству, пытается выразить свое превосходство агрессией.
  • Негативные ощущения. Человек должен встретиться со своими проблемами, а не бежать от них.

Третья­

На этой картинке Роршаха изображены пятна из красных и черных чернил. Интерпретация — отношение человека к социуму. В этой кляксе люди часто видят двух людей, собаку, моль:

  • Два человека друг против друга. Если на картинке персонажи играют в игру, это расшифровывается как соперничество. Люди моют руки – ощущение «грязи», незащищенности. Люди за едой – активное общение, широкий круг друзей и знакомых.
  • Человек, смотрящий в зеркало. Это означает невнимательность к людям, эгоцентризм, неспособность разбираться в людях.

Четвертая­

Эту черно-белую размытую картинку на карточке Роршаха называют «отцовской». При его помощи определяется реакция респондента на авторитет, лидерские качества, воспитание. В кляксе люди видят шкуру животного, монстра, что-то большое и грозное:

  • Монстр, чудовище, большое животное. Расшифровывается как признание авторитета, власти, чувство неполноценности, слабости. Уважение отца и признание его главным.
  • Шкура животного. Испытуемый страдает от внутреннего диссонанса при затрагивании отцовской темы. Однако при этом это может означать, наоборот, не восприятие собственного отношения к теме лидерства.

Пятая­

На этом этапе тестирования по Роршаху человеку предлагается посмотреть на черную кляксу. Она, как и самое первое изображение, символизирует «Я». Ответы при этом совпадают на 80-90%. В остальных случаях разбег в ответах может восприниматься как большое эмоциональное впечатление от карточек 2,3 и 4. Респонденты при тестировании видят на картинке Роршаха моль, бабочку, летучую мышь.

Шестая

Шестая чернильная картинка Роршаха представляет собой черно-белую кляксу необычной текстуры. У многих она ассоциируется с близкими взаимоотношениями личного характера. Ее так и называют – сексуальная карточка. Испытуемым изображение напоминает шкуру животного, нору. Такой тип восприятия кляксы Роршаха означает отстраненность от общества, одиночество из-за нежелания или боязни близких сексуальных отношений.

Седьмая­

Данную черно-белую кляксу Роршаха называют женской или детской. Респонденты ассоциируют ее с женщинами или детьми, контурами их голов. Если человек не может объяснить, что он видит на картинке, это означает затрудненные отношения с женщинами. Вот основные виденья кляксы:

  • Поцелуй. Если человек видит две головы, которые тянутся друг к другу за поцелуем, то это свидетельствует о близких отношениях с матерью или о желании быть любимым.
  • Головы женщин. Такое восприятие говорит о теплых чувствах к матери и ко всем женщинам в целом.
  • Детские головы. Это хорошие детские воспоминания. Желание заботиться о ком-то и быть любимым.

Восьмая

Это первая цветная карточка Роршаха, которая часто вызывает у респондентов растерянность. Восьмое пятно состоит из розовых, голубых, серых и оранжевых клякс. Если испытуемый не может описать, что на ней изображено, или ощущает дискомфорт, то можно сказать, что у него есть проблемы с анализом сложных эмоциональных ситуаций. В этом пятне люди видят бабочку, моль, животное, стоящее на четырех ногах.

Девятая

Вторая цветная клякса Роршаха, состоящая оранжевых, розовых, зеленых пятен. Очень сложная для восприятия картинка, что разрешает оценить способность испытуемого справляться с неопределенностью и составлению четкого значения. В ней видят:

  • Общие контуры человека. Свидетельствует о том, что респондент способен быстро создать порядок из неорганизованной информации.
  • Образ зла. Такая ассоциация свидетельствует о потребности в комфорте, порядке, систематизации. Непорядок выбивает такого человека из «колеи».

Десятая карточка

Это последняя картинка теста. Она цветная, имеет такие оттенки: голубой, желтый, розовый, серый, оранжевый. Изображение вызывает положительные чувства, однако респонденты иногда затрудняются интерпретировать ее. Она порождает такие ассоциации:

  • Краб. Привязанность к людям и вещам, терпимость.
  • Лобстер. Это говорит о терпимости, силе противостоять проблемам, но при этом свидетельствует о боязни причинить вред себе и своим близким.
  • Паук. Боязнь сложных ситуаций, страх попасться в ловушку, быть пойманным «паутиной».
  • Голова кролика. Означает веселый нрав, любовь к жизни и готовностью продолжать свой род.
  • Змея. Голова этого животного расшифровывается как чувство обмана, опасности. Еще одно значение – тайные сексуальные фантазии, желания.
  • Гусеница. Голова насекомого говорит о возможном росте испытуемого как личности.

Видео

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

vrachmedik.ru

Как работает тест Роршаха и кем был его автор – Архив

Герман Роршах (1884—1922)

Личность человека и чернильные пятна

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике Герман Роршах
Фотография: Wikipediaисследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

Карточка 1

На первой карточке мы видим пятно черных чернил. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания — следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность. Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

Карточка 2

На этой карточке изображено пятно красно-черного цвета, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике. В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное — значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства. Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела. Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего. Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь — значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3

На третьей карточке изображено пятно из красных и черных чернил, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей — это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

Карточка 4

Четвертую карточку специалисты называют «отцовской». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее — образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

Карточка 5

На этой карточке мы вновь видим черное пятно. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта — следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

Карточка 6

Картинка на этой карточке тоже одноцветная, черная; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

Карточка 7

Пятно на этой карточке тоже черное, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке — это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

Карточка 8

На этой карточке есть и серый, и розовый, и оранжевый, и голубой цвета. Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт — весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

Карточка 9

Пятно на этой карточке включает зеленый, розовый и оранжевый цвета. Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

Карточка 10

В последней карточке теста Роршаха больше всего цветов: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой. Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины. Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.
  • Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2015, перевод О.Медведь

daily.afisha.ru

Тест Роршаха: инструкции к тесту

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей
Toggle it Child-psy
  • Уроки понимания
    • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
      • Когда мы чувствуем собственную беспомощность
      • Хрустальный шарик детства
      • Что знают специалисты о вашем ребенке
      • Когда родительская любовь заходит слишком далеко
      • Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
      • Потребность в приватности
      • Волшебное слово: «Жди!»
      • Как много можно рассказать ребенку
      • Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
      • Усталость, граничащая с безумием
      • Когда ребенок врет
      • Мама, я боюсь!
      • Если ваш ребенок грозится убежать
      • Когда ребенок все время ноет
      • Когда ребенок невоспитан
      • Дети, подверженные несчастным случаям
      • Правда и выдумки о привычках
      • Не кусайте руку, которая вам протянута
      • Почему дети не спят?
    • Общаться с ребенком — как?
      • Урок первый. Безусловное принятие.
      • Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
      • Урок третий. «Давай вместе!»
      • Урок четвертый. «А если не хочет?»
      • Урок пятый. Как слушать ребенка.
      • Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
      • Урок седьмой. Чувства родителей.
      • Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
      • Урок девятый. А как насчет дисциплины?
      • Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
      • Можно ли что-то поправить? Как?
    • Капризничает? Значит, развивается!
      • Как новорожденный ощущает свой мир
      • 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
      • 8 недель : мир явлений
      • 12-я неделя: мир плавных переходов
      • 19-я неделя: мир событий
      • 26-я неделя: мир взаимосвязей
      • 37-я неделя: мир категорий
      • 46-я неделя: мир последовательностей
      • 55-я неделя: мир задач
      • 64-я неделя, или почти 15 месяцев
      • 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
    • Продолжаем общаться с ребенком. Так?
      • Ребенок растет
      • Живем вместе
      • Наше общение
    • Важные правила общения с детьми
    • Жила была девочка, похожая на тебя…
      Дорис Бретт
  • Развитие ребенка
    • Развитие речи
      • Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
      • Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
      • Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
      • Если ребенок ругается матом
      • Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
    • Нормы развития
      • Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
      • Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
      • Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
      • Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
      • Кризис первого года.
      • Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
    • Как научить ребенка …
      • Как научить ребенка пользоваться туалетом
      • Как научить детей контролировать гнев
      • Как научить ребенка спокойно ложиться спать
      • Как научить ребенка заботиться о зубах
      • Как научить ребенка побороть страх
      • Как научить ребенка не пачкать пеленки
    • Первые шаги
      • Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
      • Когда ребенок начинает активно двигаться
      • Когда ребенок делает первые шаги
    • Календарь развития ребенка
      • Календарь развития ребёнка от рождения и до года
      • Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
      • Физическое развитие детей до года
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
      • Норма роста и веса для подростков
      • Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
      • Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
      • Ожирение у детей
    • Психологическая зрелость
    • Гимнастика для малышей
    • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
    • Выявление способностей у детей и их развитие
  • Азбука для родителей
    • Дети нового поколения
      • Дети Индиго. Особенности развития.
      • Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
      • Одаренные дети: особенности психического развития
      • Творчество и одаренность
    • Половое воспитание
      • Нагота
      • Представления о поле
      • Половые игры
      • Половая уравновешенность
      • Половой опыт
      • Мастурбация
      • Стереотипы мужественности — женственности у подростков
      • О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
      • Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
      • Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
      • Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
    • Дети и эмоции.
      • Как научить ребенка общаться
      • Покончим с истериками
      • Как победить буку?
      • Миф о тихонях
      • Как преодолеть застенчивость?
      • Почему ребенку трудно со сверстниками
      • Детские чувства
    • Кормление и еда.
      • Искусственное вскармливание
      • Кормление по просьбе ребенка
      • Кормление насильно
      • Расставание с рожком
      • Тошнота и рвота
      • Еда
      • В постель с рожком
    • Семья
      • Первый ребенок
      • Единственный ребенок
      • Второй ребенок
      • Младший и средний ребенок
      • Почему в семье разные дети?
      • Младший ребенок
      • Мать
      • Отец
      • Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
      • Приемный ребенок
      • Распад семьи. Развод
      • Соперничество братьев
      • Родители и дети
      • Родительская любовь
      • Смерть близкого человека
      • Средний ребенок
      • Старший ребенок
      • Близнецы
      • Бабушка и дедушка
      • Отчим
      • Мачеха
      • Ребенок без отца
      • Дети развода: потеря любимого
      • Близнецы в детском саду
      • Близнецы идут в школу
      • Близнецы в школе: проблемы обучения
    • Дед Мороз
    • О чем плачет ребенок?
    • Пеленать или не пеленать ?
    • Детский сад: за и против
    • Детские капризы
    • Игрушки
    • Избалованные дети
    • Комплекс вины
    • Контроль за мочевым пузырем
    • «паршивая овца» в семье
    • Отвергнутый ребенок
    • Отпуск
    • Манежик
    • Лечебные игры
    • Левша
    • Летний лагерь
    • Наказание
    • Когда мы говорим «Нельзя!»
    • Наследсвенность
    • Непослушание
    • Неуверенность в себе
    • Музыка
    • Игра.
    • Пассивное сопротивление
    • Плохие сны
    • Подарки
    • Привилегии
    • Пoрицание
    • Подзатыльники

www.child-psy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *