Содержание

Life and Art Искусство Жизни

Тема эмоций уже неоднократно затрагивалась в моих статьях, но все равно остается много вопросов. Все чаще встречаю людей, которые характеризуют свое состояние, как гиеперэмоциональное. Проще говоря, много эмоций, с ними сложно справиться, они возникают практически в любой ситуации и сильно мешают жить полноценной и нормальной жизнью.
Я сама прошла через это. Когда-то я не знала что делать со своими эмоциями, резко реагировала на происходящее вокруг. Но мне очень помогла работа с осознанием эмоций.
Дело в том, что эмоции не даны нам просто так. Это очень мудрая и ценная система в нашей психике. Эмоции — это сигналы, которые приходят намного раньше, чем мы успеваем понять ситуацию в целом.
Когда нами манипулируют, мы тут же ощущаем чувство вины. Когда человек обманывает или не сдерживает обещание — обида. Когда кто-то посягнул на наше личное пространство — злость, агрессия. Потому и бывает так сложно сразу справиться с эмоциями, ведь они должны донести сигнал, а если мы его не понимаем? Тогда эмоции усиливаются и захлестывают, накрывают человека. А если ситуация неоднозначная, с несколькими стрессовыми факторами, если человек не успевает сообразить что делать или адаптироваться? Вот тогда и проявляется гиперэмоциональность.

Бояться этого не надо. Вопрос решается достаточно просто, главное уделить этому время.
Что важно знать?
Каждая эмоция несет с собой сигнал, послание. Его нужно научиться считывать. Для этого заведите дневник или возьмите за правило в каждой ситуации спрашивать себя «Что я сейчас чувствую?» Этот вопрос не только поможет вам научиться отслеживать свои эмоции, но и отвлечет от сильного реагирования на ситуацию. Иногда бывает для успокоения достаточно просто осознать и назвать эмоцию, услышать ее сигнал.

Важно знать и интерпретацию сигнала, который несет эмоция. Это можно понять в процессе. Есть уже готовые расшифровки. Но все равно лучше все пропустить через себя, осознать в полной мере.
Для этого потребуется немного анализа.
Рассмотрите ситуации, в которых у вас возникает одна и та же эмоция. Подумайте, что общего между ними? Какой процесс происходит? Что хочет показать эмоция?
Если сразу будет трудно, тогда пропишите диалог с самой эмоцией.
Попросите ее рассказать вам о сигнале. Зачем она пришла?

Через какое-то время вы будете понимать, что происходит, быстрее реагировать, быстрее интерпретировать.

Что еще важно научиться делать?
Реагировать на ту или иную ситуацию адекватно ей.
Если у вас всего один механизм реагирования на стрессовую ситуацию, то вы всегда будете делать одно и тоже. Например, тушеваться и горбиться, ждать пока все пройдет, не защищая себя. Или наоборот, кричать, волноваться, реагировать не думая о последствиях.
Чтобы выработать новые схемы поведения, достаточно после каждой неординарной или эмоциональной ситуации прописать или продумать по 10 альтернативных форм реагирования.
Например, не бояться, а задать вопрос (какой?). Или попросить 10 минут и выйти из ситуации.
Чем больше вариантов вы соберете, тем лучше.

Первый шаг по работе с гиперэмоциональностью — это, конечно, осознание и интерпретация сигналов. Только это уже через некоторое время даст свои результаты. Вы заметите, что стали намного спокойнее.

Автор: Анна Баранова (психолог, консультант, тренер, писательница)

Поделиться «Гиперэмоциональность»

Читайте еще статьи на нашем сайте:

lifeandart.ru

Эмоциональность, как свойство личности

Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены. Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата. С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

Как развить эмоциональность

Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены. Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех. На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко. Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди. Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

Высокая эмоциональность личности имеет свои плюсы и минусы. Можно считать, что это утверждение очень относительно, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте разбираться. Плюс состоит в том, что, проявляясь, эмоции выплескиваются наружу, не подавляются, не вытесняются, не заталкиваются поглубже, а выдаются в мир. Однако, высокая эмоциональность в основном разрушительна. Возможно, вам знакома ситуация, когда, потеряв контроль над собой, люди позволяют себе лишнее в отношении других людей (повышение голоса, оскорбление, стук дверью и т.п.). Какой потом осадок от смущений и переживаний по этому поводу остается зачастую у обеих сторон ситуации. Высокая эмоциональность негативно сказывается на отношениях и также негативно влияет и на самого человека, вгоняя его в чувство вины, заставляя оправдываться перед собой и окружающими, накапливая обиды.

Как справиться с повышенной эмоциональностью

Осознайте, что повышенная эмоциональность – это ваша черта характера. Проведите самоанализ. Определите для себя уровень своей эмоциональности, насколько вы вспыльчивы и нетерпимы. Можно пройти тесты, чтобы определить свой темперамент и эмоциональность.

Заведите дневник эмоций, где будете описывать свой день и свои переживания. А лучше сразу после того как произошел всплеск эмоциональный записать что вы чувствовали, как переживали, как реагировало ваше тело, где отзывались и как происходило затихание эмоций. Перечитав написанное, оцените свое отношение к нему. Какая из ваших реакций была обоснованной. А какие переживания вы испытываете теперь?

Познакомьтесь со своими триггерами – ситуациями, которые запускают ваш организм снова и снова активизировать все системы и выдать эмоциональную реакцию, взбодрить вашу эмоциональность. Возможно, намного ранее в вашей голове образовалась модель поведения в ответ на стрессовую ситуацию. И, возможно, эту модель поведения вы постоянно повторяете. В такой момент спросите себя «Что конкретно сейчас я чувствую? Когда я проявлял подобные эмоции? Что является пусковым механизмом?» Сделать это также можно благодаря дневнику переживаний. Вы можете изменить свою модель поведения и свою эмоциональность. Не спешите. Знакомство с собой, своей эмоциональностью и проявляемыми эмоциями это не легкий труд. Не заставляйте себя делать все и сразу, слишком поспешные действия ведут к сопротивлению. Рост личности это всегда выход из зоны комфорта, а подобный выход дается не просто и требует затрат душевных, эмоциональных и физических. Но не унывайте «съесть слона» целиком сложно, но по частям очень даже можно. Если вам тяжело собраться с силами и встретиться со своей эмоциональностью, установите для себя более простые цели, более достижимые.

Познакомьтесь с понятием персонализации, распознайте ее и боритесь с нею. Это понятие, которое способно вызвать повышенную эмоциональность. Оно может означать, что вы чувствуете себя ответственным за вещи, которые могут не иметь лично к вам никакого отношения или которые вы не можете контролировать.

Боритесь с долженствованием. Заявления о том, что вы кому-то что-то должны причиняют вред и заставляют придерживаться стандартов, которые могут быть завышены. Нарушая очередное «должен», вы вполне можете испытывать отчаяние, вину, гнев. Вы можете избежать подобных ситуаций, изучив, что именно находится под этим «должен» и только потом решать так ли это на самом деле. Как следствие, вы не будете испытывать негативных эмоций. А слова «должен» и «надо» при необходимости можно заменить на слово «хочу» и дело пойдет намного проще.

Действуйте только после того, как успокоитесь. Ваша эмоциональность порой не самый хороший советчик и действия под влиянием эмоций может привести к последствиям, о которых в дальнейшем вы можете глубоко сожалеть. Попробуйте успокоиться, прежде чем реагировать на ситуацию, которая вызвала сильную эмоциональную реакцию.

Позвольте себе чувствовать свои эмоции. Корректируя свою эмоциональность, работая над повышенной эмоциональностью, не стоит становиться совершенно безэмоциональным, мы уже говорили о вреде подавления эмоциональных всплесков. Необходимо познакомиться и осознать эмоции, осознать также и то, что отрицательные эмоциональные всплески также необходимы как и положительные и стараться соблюдать их баланс.

В середине прошлого века ученые заговорили о понятии эмоциональный интеллект. Понятие было введено тогда, когда было замечено, что высокий уровень интеллекта не всегда способствовал успешности человека в карьере и личной жизни. По мнению ученых, эмоциональный интеллект в отличие от интеллекта представляет собой способность правильно истолковывать эмоциональность, чувства и поведения других людей, интуитивно улавливать, в чем нуждается другой человек, а также иметь высокую стрессоустойчивость. Вся теория эмоционального интеллекта основана на предположении, что человек способен точно определять эмоции другого человека, а также на том, что эмоциональностью можно научиться управлять. Не только лицо, но и тело способно передавать эмоции и если наблюдать за этими проявлениями и научиться их замечать, можно прочесть все эмоции другого человека как открытую книгу.

Но достаточно лишь наблюдений? Если ваша эмоциональность высока, за собственной бушующей эмоциональностью вы не увидите чужой. При низкой эмоциональности, вы не способны увидеть изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Если ваши эмоции стереотипны, вы никогда не заметите тонкости настроения и окраску эмоциональности другого человека. В других вы будете ощущать и видеть лишь те эмоции, на которые способны сами. Ваш мозг выдаст вам реакцию, которая когда-то была наиболее эффективна. Необходимо научиться различать тона и полутона эмоциональных всплесков. И если ваш мозг способен от радости кричать и плакать, смеяться и хмуриться, тихо улыбаться, говорить о своем счастье или уходить внутрь, тогда ваш мозг сможет подстроить ваши эмоции к любой ситуации. Ваш диапазон проявления и восприятия эмоций расширится, а ваша собственная эмоциональность сбалансируется.

Изучайте эмоции, новые слова для описания эмоциональных всплесков. Не просто «счастлив», а «безмерно счастлив», «тихо счастлив», «удовлетворен и счастлив», «благостен». Примеряйте эмоции на себя перед зеркалом. Эмоциональный рост, как и физический, требует времени и не всегда приятен. И будьте терпеливы.

psihomed.com

Нарушение контроля эмоций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Нарушение эмоциональной саморегуляции является одной нейропсихологических характеристик детей с СДВГ.

Среди ровесников они отличаются силой и скоростью развития эмоций. Ребенок в один момент из спокойного состояния может перейти в крайне озлобленное, или же наоборот — безмерно приподнятое.

Обусловливает такую гиперэмоциональность детей с с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в частности слабое регулирующее влияние лобной коры на те отделы головного мозга, которые связаны с эмоциональной сферой (лимбическая система и подкорковые образования). Эта эмоциональность во многих аспектах жизни может иметь положительное значение — дети и взрослые с СДВГ могут быть «эмоциональными донорами», заражающими других своими положительными эмоциями, энтузиазмом, жизнелюбием. Но когда ребенок застревает на отрицательных эмоциях, то наоборот, его жизнь и жизнь окружающих осложняется…

Гиперэмоциональность становится наиболее проблемной при таких отрицательных чувствах, как злость, раздраженность, неудовлетворенность и т.п.

Слабость регуляции эмоций, неразвитость способности иначе посмотреть на ситуацию, настроить себя на успокоение и более адекватную эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию может осложнять выход из состояния отрицательного аффекта. Находясь под властью сильных, неуправляемых эмоций, например, злости, ребенок может совершить немало плохих поступков, наговорить несправедливых слов, прибегнуть к насилию…

На протяжении всей жизни многие дети и взрослые с СДВГ испытывают проблемы с контролем над своими агрессивными эмоциями и их деструктивными последствиями как в социальных отношениях, так и других сферах жизни.

А сильная, неуправляемая злость имеет свойство «помрачать» сознание, заставляет необъективно воспринимать ситуацию как чрезмерно враждебную — и соответственно импульсивно действовать. В состоянии такой сильной злости люди с СДВГ могут прибегать к физической агрессии, направленной на других, на вещи, а порой и на себя самих. Последствия агрессивного поведения — как немедленные, так и отдаленные — весьма ощутимы для самого человека.

Наличие такого поведения является одним из отрицательных прогностических факторов относительно будущего ребенка с СДВГ. В частности, причиной исключения ребенка из школы нередко становится агрессивное поведение; действия, подпадающие под уголовную ответственность, могут быть также совершены под влиянием гнева, в аффективном состоянии. Причем склонность к вспышкам гнева и агрессивного поведения во многих случаях отнюдь не говорит об озлобленности ребенка как состоянии его души.

Один из наших пациентов, 10-летний Андрей, сменил за время учебы пять школ, несмотря на хорошую успеваемость. Главной причиной исключения были агрессивные действия. В целом он добрый, искренний мальчик, но, по словам родителей, его очень легко «завести» и спровоцировать — и тогда он становится просто неуправляемым в своей злости.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.

doshkolniki.org

Плюсы и минусы повышенной эмоциональности 🚩 как не быть эмоциональным 🚩 Эмоции

Жизнь без эмоций просто невозможна. Даже очень хладнокровный человек испытывает чувства, только он умеет хорошо их контролировать. И, наоборот, в любом коллективе можно встретить людей, о настроении которых известно всем окружающим. Этим личностям трудно сдерживать свои эмоции, они живут чувствами, под воздействием импульса совершают те или иные поступки. В таких случаях говорят о повышенной эмоциональности человека. Хорошо или плохо проявлять чувства подобным образом?

Одна из сторон медали

Повышенный уровень эмоциональности необходим людям творческих профессий. Неинтересно смотреть на актера, который не может выразить всю силу чувств своего героя. Картины художников, лишенные эмоциональной окраски, скучны и не привлекают особого внимания.

Жизнь излишне эмоционального человека зачастую яркая и насыщенная. Желание действовать и побеждать приводит к отличным результатам. К тому же, умение манипулировать людьми с помощью эмоций – один из способов достижения цели.

Этим активно пользуются женщины, но, стоит заметить, что манипуляция людьми может привести к нежелательным эффектам, поэтому такой способ нужно применять достаточно осторожно.

Люди с повышенной эмоциональностью нередко предсказуемы в своих поступках. Поэтому окружающим проще общаться с ними, чем с хладнокровными людьми, реакцию и действия которых сложно предугадать.

Когда повышенная эмоциональность – вред

Иногда отсутствие контроля над эмоциями приводит к непоправимым последствиям. Отключая разум, можно лишиться контроля над ситуацией и сделать то, о чем вы будете потом очень сожалеть.

Многие слышали, наверное, о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта. Бурное выражение чувств часто выбивает из колеи.

Например, негативные эмоции имеют свойство накапливаться. Наслаиваясь друг на друга, они отравляют жизнь, делая ее невыносимой не только для окружающих, но и для самого человека. Зависимость от своих эмоций предполагает отсутствие у личности ответственности за поступки и слова. Импульсивность мешает в делах, где рассудительность и рационализм играет большую роль.

Эмоции человека сильно влияют на его жизнь. Необходимо в эмоциональной сфере придерживаться «золотой середины». Так, хладнокровному субъекту полезно иногда повышать свою эмоциональность для облегчения общения с окружающими. Излишне эмоциональным стоит, наоборот, осмотрительно относиться к проявлению эмоций. Успех в различных областях жизни во многом зависит от того, находится ли человек в гармонии с окружающими и с самим собой.

Вспыльчивость является отрицательным качеством, которое затеняет разум, поэтому человек выплескивает отрицательные эмоции, от чего страдают окружающие. Избавление от такой черты требует времени, настойчивости и помощи близких людей.

Инструкция

Определите первые признаки вспыльчивости. Это может быть излишняя напряженность в теле, стиснутые зубы, ком в горле, сжатые кулаки, частое дыхание. При первых признаках практикуйте глубокое дыхание с подсчетом ритма. Вдох начинайте с живота, надуйте живот, затем заполните воздухом грудь, задержите дыхание, затем начинайте медленно выдыхать, втягивая живот. Вдох и выдох совершайте на 5 счетов, постепенно доводя до 8, пока не почувствуете успокоение. Установите переживания, которые запускают реакцию вспыльчивости. Это может быть какая-то нерешенная проблема, определенные поступки людей, интонации, голос. Необходимо расслабиться, остаться дома одному, или сходить в сауну, СПА салон, на тренировку. Предпримите всевозможные методы расслабления, тогда вы получите ответ, что вызывает такую реакцию. Запишите все варианты ответов, чтобы проверить на практике.

Когда хочется вспылить, дайте себе отсрочку. Скажите себе «Стоп! Только через 5 минут». В эти несколько минут можно напевать песенку, мелодию или представлять себя большим камнем, стоящим посредине бурно протекающей грязной реки. Сделать это не так просто, но возможно, если представить это в виде игры. Через некоторое время эмоцию улягутся и ситуация будет подвластна здравому смыслу.

Попробуйте нарисовать причины на листе бумаги или записать их, после чего можно разорвать листок на мелкие частички.

Извинитесь перед окружающими, когда чувствуете, что эмоции вот-вот возьмут контроль над вами, покиньте помещение. Концентрируйте внимание на дыхании, интерьере, пейзаже.

Исключите из рациона питания возбуждающие продукты, специи – лук, чеснок, перец и т.д. Напитки – алкоголь, кофе, какао. Вскоре вы почувствуете, что приступы стали приходить реже.

Совершайте пешие длительные прогулки, практикуйте йогу, позитивное мышление, тогда вспыльчивость покинет вас навсегда, вы обретете контроль над эмоциями.

Если не можете разобраться в постоянно посещающей вас проблеме, то обратитесь к специалистам. За вспыльчивостью может глубоко скрываться травмирующая ситуация прошлого, которая защищает от боли или страха. Возможно, причина лежит в медицинской плоскости, и помощь окажет психиатр или невропатолог.

www.kakprosto.ru

Как побороть чрезмерную эмоциональность?

Каждый человек – это уникальность, его психическое состояние отличается от состояния других людей. Такая разница вполне естественная, потому что все люди имеют свои особенности темперамента. Кроме того, на поведение влияет уровень воспитания, социальное положение, отношение окружающих.

В силу таких факторов, у каждого человека наблюдается свой уровень эмоциональности. Это очень важный показатель психологического состояния, который активно влияет на поведение индивидуума и его жизнь в целом. Существуют ситуации, когда люди чрезмерно активно выливают на других свои эмоции и это создает многие проблемы. Поэтому с повышенной эмоциональностью нужно бороться и делать это стоит правильно.

Как проявляется чрезмерная эмоциональность?

Людей с чрезмерной эмоциональностью часто называют вспыльчивыми. Они очень ярко и энергично проявляют свои эмоции, при этом, часто себя не контролируя. Но, как показывает практика, как быстро они воспламеняются, так же быстро и гаснут.

В психологии чрезмерная эмоциональность обозначается, как повышенное восприятие действительности и резкий импульсивный ответ на нее. Люди с чрезмерной эмоциональностью отличаются такими особенностями:

  • Резко отвечают на любое обращение в свою сторону;
  • Вступают в разговоры, когда их никто не спрашивает;
  • У них быстро меняется настроение;
  • Во время приступа эмоциональности резко повышают голос, переходят на крик, грубят;
  • Они очень активны во всем;
  • Сильно переживают свои неудачи;
  • Способны обидеть человека, при этом, не сильно переживая по поводу своего поведения.

Чрезмерная эмоциональность может быть вызвана такими факторами:

  • Генетическая наследственность, при этом, такое поведение возникает в результате особенностей темперамента, поэтому бороться с ним очень трудно;
  • Психические расстройства – это уже патологическое состояние, которое требует специализированного лечения;
  • Дефекты воспитания;
  • Способ жизни и ежедневное окружение.

Такое состояние опасное в первую очередь для самих обладателей. Во-первых, они часто ссорятся по своей вине с окружающими, а во-вторых, такое поведение вызывает постоянное чувство вины, которое угнетает и со временем создает комплексы.

Лучшие способы бороться с чрезмерной эмоциональностью

Психологи утверждают, что повышенный уровень эмоциональности можно побороть. Если в его причинах не кроются патологические проблемы, то это можно сделать самостоятельно с помощью простых методик.

Для начала человеку нужно осознать проблему и захотеть с ней бороться. Нельзя утверждать, что после нескольких упражнений ваша эмоциональность придет полностью в норму и эта проблема навсегда вас покинет. Но если научиться себя контролировать, то жить станет легче, а окружающим станет приятней с вами общаться.

Самые популярные методы борьбы с повышенной эмоциональностью:

  • Для начала нужно тщательно следить за собой. Каждый человек по-разному реагирует на ту или иную ситуацию, необходимо изучить свою индивидуальную реакцию. Если вы чувствуете, что эмоциональность накапливается, нужно попытаться собрать «нервы в коробочку». Для этого стоит переключить внимание и проанализировать как данная ситуация повлияет на отношения, ваше положение, карьеру и так далее.
  • Делайте несколько глубоких вдохов. Это очень эффективная и полезная методика. Суть ее работы заключается в том, что глубокие вдохи наполняют головной мозг кислородом и таким образом освежают мысли. При этом, стоит остановиться, принять удобную позу и подышать несколько минут. Как показывает практика, уже через несколько вдохов человек чувствует себя более спокойным, сдержанным и готов по-другому подойти к ситуации.
  • Заняться йогой. Такой совет дают психологи многим эмоционально неуравновешенным людям. Йога – это особый вид занятий, который учит расслабляться, успокаиваться и контролировать свои эмоции и действия. Конечно, путь непростой и требует длительных тренировок, но зато эффективность подтверждена.
  • Посчитайте до десяти. Это очень старая методика, но весьма эффективная. Просто, когда чувствуете приступ гнева и агрессии, закройте глаза и медленно посчитайте до десяти. При этом, можно что-то воображать и считать эти объекты. За это время эмоции угасают.
  • Послушайте любимую музыку. Не стоит утверждать, что есть один какой-то тип музыки, который хорошо успокаивает. Для этого каждый человек может выбрать свой. Например, классика, джаз, электроника, – это неважно, главное – получать удовольствие от ее прослушивания. Специалисты утверждают, что в момент повышенной эмоциональности не стоит слушать что-то новое, даже если это песня любимого исполнителя. Она может не понравиться и этим принести разочарование и плохие эмоции. Лучше всего включить любимую песню и даже потанцевать под нее.
  • Не стоит прибегать к алкоголю. Многие ошибочно считают, что такой способ помогает быстро успокоиться и привести свои эмоции в норму. Но, на самом деле, алкоголь приводит только к возбуждению, а оно ведет за собой повышенную эмоциональность. Если все же решили «успокоиться» с помощью алкоголя, то лучше выбрать пол бокала вина. Чрезмерное употребление только приведет к осложнениям.
  • Поделитесь со своей проблемой с близкими. Такой метод позволяет лучше раскрыть и осознать, что чрезмерная эмоциональность вам присуща, и она значительно утрудняет жизнь. Для этого нужно выбрать спокойного человека, которому вы доверяете, и который не станет сильно критиковать.
  • Не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Важно понимать, что эмоциональность – это часть психического здоровья, поэтому она так сильно влияет на поведение. Чтобы привести уровень эмоциональности в норму, иногда нужна помощь психотерапевта. Он поможет рассмотреть проблему и выберет самую эффективную методику, которая подойдет именно вам. В современном мире обращения к специалистам в таких деликатных делах уже становится нормой, поэтому в этом нет ничего постыдного.

Чрезмерная эмоциональность – это, конечно же, проблема психологического типа. Вспыльчивые люди своим поведением усложняют жизнь себе и обижают окружающих. Поэтому такую проблему нужно осознавать и активно с ней бороться. Только большая работа над собой поможет справиться со своими эмоциями.

medportal.su

Гиперагрессия, тревожность, страх и гиперэмоциональность собак

как нарушения функционирования инстинктивных систем поведения


Для успешной помощи нашим собакам в случае их гиперагрессивности, избыточной эмоциональности, тревожности и страха предлагается использовать концепцию инстинкта. Ее суть в том, что в отличие от поведения, основанного на принципе устройства рефлексов, поведенческая мотивация, энергия организма, накапливаются постоянно. Поэтому необходимо разряжать, опустошать организм собаки. Эффективность такой коррекции социального поведения собак будет зависеть как минимум от породных различий (концепции создания породы) и доминантно-субординантных отношений между хозяином и питомцем.


The hyperaggression, anxiety, fear and hyperemotionality of dogs as functional disturbance of instinctive behaviour

ethologist, zoopsychologist, Ph.D. Bragin A.V.
veterinary clinic «Drug», Novosibirsk

The conception of Instinct elucidates the behavioural dog disorder such as hyperaggression, anxiety, fear and hyperemotionality. The core of conception in constant accumulation of specific behavioural motivation versus theory of reflections. It is necessary to devastate dog organism. At least the benefit of this will be depend of essence of breed and dominant-subordinate relations between owner and dog.
Key words: dog, aggression, fear, anxiety, conception of instinct, essence of breed, dominant-subordinate relations.

Чаще всего с проблемами поведения собак в ветеринарную клинику обращаются по причине избыточной внутривидовой или межвидовой (к человеку) агрессии.  Также часто обращаются когда животное боится других особей своего вида или человека. Причем нужно отметить, что гораздо проще зоопсихологу излечить собаку с высокой агрессией, чем с высоким уровнем страха.  Объясняется это тем, что отечественным собаководством давно освоена методика дрессировки по ОКД и ЗКС, где успешно нарабатываются навыки послушания собаки и ее подчинения. Это очень важно в случае серьезных пород собак: овчарки, молоссы, терьеры… Собака в момент работы на площадке не только начинает подчиняться хозяину, но получает физическую нагрузку, в результате которой наступает элементарная усталость и успокоение дома после таких тренировок. Но что делать собаководам-дрессировщикам когда к ним приводят собаку с избыточным уровнем страха? Обычные методы дрессировки на подчинение не помогают, т.к. страх не позволяет собаке ни подойти к хозяину, ни сесть ни встать и более того, просто сбежать с рабочей площадки. Ясно что агрессия и страх генетически могут не быть исправимы у ряда особей разных пород. Но если изначально щенок был нормальным в поведенческом плане и потом стал всех и вся бояться, появилась гиперуринация, излишняя эмоциональность и лай, то тут что-то не то! Для того, что бы разобраться во всех этих признаках отклоненного поведения необходимо иметь представление  о поведении собаки. Выработанная теория должна быть за многие годы работы с собаками и вообще с животными отфильтрована, то есть проверена на совпадение ее с реальными жизненными ситуациями. Их анализ сегодня мне позволил иметь четкое представление о причинах нарушения поведения собак. Рассмотрим теорию поведения собаки и затем рассмотрим несколько реальных случаев, позволивших мне применить свои знания в излечении гиперагрессивных и гипертрусливых собак.

 

 

Теория поведения собаки

Существует несколько концептов устройства поведения собаки и вообще животных. Первый концепт: животное, в частности собака, должна делать то, что требует хозяин. Эта теория берет свои корни в трудах русских физиологов  И.М. Сеченова и И.П. Павлова [1, 2] и англо-американских физиологов [3]. Сущность взглядов этих ученых в том, что все в поведении животного можно объяснить за счет функционирования рефлексов. Обучаемость в этой теории стоит во главе угла. Любые поведенческие отклонения и патологии это результат влияния среды. К понятию среды относят и влияние хозяина на воспитание собаки и влияние других щенков в подсосный период и даже все любые воздействия в период щенности на организм суки. Для предотвращения агрессии и страха собаки предлагается метод социализации в раннем онтогенезе. Затем предлагается метод дрессировки (оперантное обучение, десенситизация и сенситизация, ассоциативное обучение). Эти концептуальные специалисты редко употребляют термин «инстинкт». А если употребляют, то в качестве дихотомии к термину «обучение».

 

 

Второй концепт: собака ведет себя так, как того требует ее природа. Человек и собака испокон веков живут бок о бок и поэтому связь хозяин-собака имеет эволюционное обоснование [4] В этой теории во главе угла лежит представление об инстинкте [5, 6]. Обучаемость не противопоставляется врожденной наследственной информации, а является частью адаптивной модификации животного. Сторонники этого концепта рекомендуют начинающим собаководам тщательно проанализировать свою мотивацию перед выбором породы: для чего нужна собака, почему именно этой породы? То есть придается большое значение совпадению концепции создания породы или сущности породы в случае аборигенных собак или собак парий, с менталитетом хозяина, его семьи и окружения. Несомненно собака должна делать то, что требует от нее хозяин, но в праве ли требовать нам от собаки то, что не заложено в нее природой, отбором…? Я как-то привел к эксперту-дрессировщику Каркавину А.Ю. на дрессировочную площадку своего кобеля мексиканской голой собаки. Андрей Юрьевич только приблизился к нам в обмундировании фигуранта, только взмахнул рукой как мой кобель испугался и отскочил метров на 10 от меня. Ксолоитцкуинтли относится к аборигенным собакам как и наша сибирская лайка. Соответственно селекцией не было предусмотрено культивирования качества охранника по отношению к человеку [7]. Аборигены и парии в большей степени охотники нежели телохранители.

Для того, чтобы понять собаку необходимо иметь представление об инстинкте. Как я уже сказал, инстинкт нельзя рассматривать отдельно от процесса обучения. Об этом хорошо знали русские собаководы [8, 9, 10]. Щенок любого хищного животного нуждается в процессе обучения.  У волка щенков к охоте адаптируют родители. Тем самым запуская их охотничий инстинкт. Что касается пищевого инстинкта, и момента обучения при его работе, то Ясон Константинович Бадридзе четко показал на щенках волка [11, 12, 13]. что замена естественного подсосного периода у щенка волка на искусственное вскармливание через соску с отсутствием возможности для щенка массировать передними конечностями предмета заменяющего молочную железу матери приводит в позднем онтогенезе к нарушениям в способности запрятывать добычу. Это яркий пример важности обучения для нормального функционирования инстинктивного поведения. К инстинктам мы также относим и половое поведение и родительское. Можно еще перечислять терминологически то, что мы каждый день видим у своих любимцев и объединять их термином «инстинкт». Но суть вопроса будет раскрыта если мы поймем, что главное отличие инстинкта от рефлекса в том, что первый накапливается, а второй работает по принципу отражения (от лат. — reflexus – отраженный). Далее, предлагаю каждому, кто хочет разобраться в важности инстинктивной модели поведения понаблюдать за своими любимцами. Что делает собака, с которой очень много гуляли, а затем резко ограничили время моциона? Если присмотреться, то можно увидеть, что собака начала немного беспокоиться. Она дома больше бодрствует и меньше спит. Если время моциона сократить еще больше, то ее поведение становится тревожным. Ее тревожность выражается в учащении лая на знакомые и (или) незнакомые звуки. Если собака относится к молчаливым породам (риджбек, акита…), то локомоции по квартире и территории в пределах участка дома учащаются. Собака буквально сует свой нос во все человеческие дела. Беспокойство в одиночестве приводит к запуску поведения копания. Собака грызет окружающие предметы. Мы склонны такое поведение называть скукой, местью, враждебностью, переживаниями в одиночестве. Пусть будет так, но от этого картина отклоненного поведения не меняется. Я твердо уверен, что счастливая, а значит здоровая собака любой породы дома делает только две вещи: ест и спит. Если собака активна дома, а в естественном для хищника биотопе быстро производит уринацию, дефекацию и быстро заходит домой, где она более активна и счастлива, то это ненормально! Патологичность данной ситуации в том, что запущенное инстинктивное поведение на искусственные объекты со временем приводит к ненормальной зависимости. Мы будем вынуждены всю жизнь нашего друга контролировать путем замещения естественных объектов природы на искусственные в домашних условиях для нормального «спускания пара» специфической энергии инстинкта.  У меня жил кобель ризеншнауцера Брайс с дисплазией тазобедренных суставов. Из-за невозможности на улице полноценно общаться с конспецификами у него постоянно был высоким уровень агрессии. Кобель по любому поводу лаял дома. Чтобы снизить уровень агрессивной мотивации я придумал способ «спускания паров» для него. Способ заключался в искусственном раздражении. Я стучал по столу пальцами и рычал, а пес с удовольствием «кидался» на мою руку и на меня в течение 2-3 минут и затем становился радостным, счастливым и умиротворенным. Он прожил 10 лет жизнью счастливого инвалида. Статистически можно замерять латентное время первой такой атаки на меня в зависимости от времени, прошедшего с последнего момента такого эксперимента. Но я убежден, что качественный анализ социального поведения животных (и человека) до сих пор более актуален в естествознании и клинической зоопсихологии чем количественный [14, 15, 16, 17]. Если бы описанное мною поведение Брайса было бы устроено по рефлексивному типу, то интенсивность агрессивной мотивации примерно всегда была бы на одном и том же уровне. В ответ на мое стимулирование пальцами всегда ответное поведение кобеля было бы одной и той же интенсивности.

 

 

Страх – оборотная сторона агрессии. Если еще раз проанализировать диаграмму мотивационного анализа псовых и кошачьих работ классиков этологии [18, 19], то понимаешь, что переходные степени из состояния агрессии в страх доступны только для глаза наблюдателя. Литература дискретно дает понятия. Жизнь предоставляет для органа зрения бесконечное число переходных состояний одного инстинкта в другой. Не думаю, что гидравлическая система инстинктов в настоящее время нуждается в пересмотре. Доказательная база ее функционирования неоспорима. Мотивация страха, как крайний полюс агрессивного поведения также в условиях нарушения естественного взаимодействия собаки с видоспецифичным биотопом приводит к схожей клинической картине социального поведения. Собака становится эмоциональной, появляется напряженность, склонность к деструкции жилища хозяина, беспокойству. В одиночестве собака воет, меняет свое местоположение, можно наблюдать тремор мышц, вздрагивание и различную картину фобий. Если в случае с накоплением инстинкта агрессии мы ищем ситуации по «спусканию паров» на улице в естественном биотопе, а также, как в случае с Брайсом, замещаем нормальный объект ответного поведения на искусственный (моя рука), то в случае с избытком мотивации страха мы немного корректируем наше отношение к собаке за счет своего последовательного, несуетливого педагогического (собаководческого) воздействия. Наша естественная связь хозяин-питомец [20, 21; 22], как я говорил, эволюционно зависимая. Доместикация собаки по причине схожего социального поведения человека и собаки, их социальной организации несомненна. Для гуманитарно мыслящего собаковода вообще нет необходимости доказывать это. Собака и человек – одно целое. Поэтому наша эмоциональность и нашей собаки равны. Собака – наше отражение за минусом породных различий. Любой ветеринарный медик со стажем знает, что суетливый хозяин собаки или кошки имеет таких же питомцев. Это затрудняет терапевтический осмотр, лечение и т.д…. Приходится сначала успокаивать гиперактивных владельцев животных чтобы затем спокойно выполнять свое дело. Для своего клиента метиса малинуа и дворняги с избыточной эмоциональностью и фобией конкретного места на улице я прописал программу коррекции поведения, основанную не на избегании объекта страха, а на необращении и не акцентировании внимания хозяйки собаки ее страха. Постепенное непринужденное и неторопливое приближение к объекту страха со словесным поощрением питомца со временем привело к понижению уровня страха. Для таких гиперактивных и эмоциональных собак так же важна мотивационная разгрузка инстинкта агрессии, тем более, как мы уже поняли, страх основывается на том же фундаменте энергии нервной системы, поскольку постепенно исчезает незаметно через состояние уверенности переходит сначала в легкую степень агрессии, затем в умеренную и высокую со всевозможным количеством переходных степеней. Это и есть инстинктивное поведение. Другой мой клиент – кобель немецкой овчарки с избыточной тревогой, эмоциональностью и любовью к разгрызанию домашних предметов в одиночестве, излечился от подобного патологического поведения за счет акцентирования внимания владельца на концепцию создания породы, а затем уже за счет практических занятий исходя из породной предрасположенности овчарок к определенного типа социального поведения. На первом этапе хозяину собаки  нужно рассказать о механизмах инстинктивного поведения, затем об истории происхождения его породы. После этого предложить методику коррекции поведения или, другими словами, методику адаптивной модификации социального поведения животного. Очень много зависит от педагогической склонности зоопсихолога в этом деле. Низкий культурный уровень в контрасте с высоким уровнем владельца животного может привести к недоверию и в итоге к отсутствию помощи им обоим (и чаще всей семье)  и нужному результату. На овчарок лучше всего воздействовать в данном случае двусторонне. С одной стороны, адаптировать организм к разряжению инстинктов на улице, а с другой оттачивать доминантно-субординантные отношения (социальное доминирование, социальная иерархия) между хозяином и питомцем. Я крайне отрицательно отношусь к так называемой «Новой кинологии», основанной на отрицании социального доминирования у псовых как фактора формирующего группу и связь хозяин-питомец, и ставящей знак равенства между понятиями доминирование и насилие [23, 24, 25]. Эти же отношения (доминантно-субординантные отношения) еще более важны и во всех случаях с гиперагрессивными собаками. Если в природе дикое животное само направленно на поиск стимулов разряжающих видоспецифическую энергию инстинктов, то для домашней собаки мы сами подбираем способы для адаптивной модификации. На таком подборе основана методика так называемой социализации собаки. Заблуждаются те, кто считает, что сумма стимулов в раннем онтогенезе прямо пропорциональна степени привыкания собаки к условиям человеческого социума. Социализация это процесс адаптации инстинктивных форм поведения к строго определенным стимулам. Можно бесконечно «социализировать» собаку к целому континууму стимулов во внешней среде помогая коммерсантам в покупке всевозможных игрушек, устройств и прилад, но не иметь представления об устройстве инстинктов и о сущности породы. Это касается всех случаев внутри- и межвидового поведения собаки. Что же касается всех искусственных стимулов, то тут другая картина. Шум транспорта и грохот стройки в городе не внесены эволюцией в геном собаки. Так много гибнет собак и кошек под колесами транспорта на дорогах! Но в геноме собаки прописано подчинение и социальная иерархия. Наша задача в таких крайних случаях, лишь научить вовремя менять собаке свое  поведение по команде хозяина. Это задача кинологов-инструкторов. Важно следующее, степень эффективности подчинения хозяину у собаки будет зависеть от ее уровня агрессивной мотивации и мотивации страха. Вегетативная нервная система более древняя по сравнению с ЦНС. Инстинктивное поведение более древнее, чем рассудочное. Старые и древние структуры расстраиваются реже, чем новые и «высшие». Поэтому, проще адаптировать собаку к условиям искусственных стимулов города со здоровым фундаментом инстинктивных форм поведения и всех морфо-физиологических структур, отвечающих за их работоспособность.

 

 

Выводы

 

Для успешной помощи нашим собакам в случае их гиперагрессивности, избыточной эмоциональности, тревожности и страха необходим использовать концепцию инстинкта. Ее суть в том, что в отличие от поведения, основанного на принципе устройства рефлексов, поведенческая мотивация, энергия организма, накапливаются постоянно и нуждается в координированном выходе. Поэтому необходимо разряжать, опустошать организм собаки. Эффективность такой коррекции социального поведения собак зависит как минимум от породных различий (концепции создания породы, скщности породы, ее идеи) и доминантно-субординантных отношений между хозяином и питомцем.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.    Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов, 1866 // Психология поведения. — Москва-Воронеж, 1995. — С. 26-130.
2.    Павлов И.П. Экспериментальная психология и психопатология на животных / И.П. Павлов, 1903 // Мозг и психика. — Москва-Воронеж, 1996 — С. 28-43.
3.    Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Э. Торндайк, 1905 // Бихейворизм. — Москва: Аст, 1998. — С. 9-672.
4.    Лоренц К. Человек находит друга / К. Лоренц, 1969. —  Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. — С. 176.
5.    Lorenz K. Evolution and modification of behavior / K. Lorenz // The University of Chicago Press, 1965. — P. 114.
6.     Eibl-Eibesfeldt I.  Human Ethology /  Eibl-Eibesfeldt I. 1989 // Second paperback printing. New York. Aldine De Grruyter, 2010. — P. 848.
7.    Блинова Т. Ксолоитцкуинтли (мексиканская голая собака). Содержание и уход / Т. Блинова // Москва: Аквариум Принт, 2012. — С. 64.
8.    Мачеварианов П. М. Записки псового охотника / П.М. Мачеварианов, 1876. — Москва: Аквариум-Принт, 2006. — С. 222.
9.    Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи… Борзые и гончие / Л.П. Сабанеев, 1899. — Москва: Физкультура и спорт, 1987. — С. 571.
10.    Яблонский Н.И., Ивашенцев А.П. Воспитание, дрессировка и натаска легавой / Н.И. Яблонский, А.П. Ивашенцев // Москва: Издание книгосоюза, 1927. — С. 62.
11.    Бадридзе Я.К. О возможности функциональной трансформации реакции массажа лапками молочной железы во время сосания, на примере некоторых псовых / Я.К. Бадридзе // Сообщения АН ГСС, 1982. —  Т.107. —  №2. —  С. 414—415.
12.    Бадридзе Я К. О физиологическом механизме, запускающем поведение запасания пищи у собак  / Я.К. Бадридзе // Сб. Механизмы поведения, — Москва: Наука, 1983. — С. 186-189.
13.     Бадридзе Я.К. Поведение новорожденных волчат / Я.К. Бадридзе // Сб. Механизмы поведения, — Москва: Наука, 1983. — С. 134—135.
14.     Брагин А.В., Осадчук Л.В., Осадчук А.В. Симметричные территориальные условия и доминантно-субординантные отношения у самцов лабораторных мышей (Mus Musculus) в модели социального домиинрования / А.В. Брагин, Л.В. Осадчук, А.В. Осадчук // Зоологический Журнал, 2009, Т. 88, № 3, — С. 357-364.
15.     Брагин А.В. Простые наблюдения за социальным поведением как основа для анализа соматических отклонений организма / А.В. Брагин // Фундаментальные и прикладные аспекты современной биологии. Первая Всероссийская молодежная научная конференция, посв. 125-ю биол. исслед. в ТГУ. Труды ТГУ. (ТГУ. 6-9 октября). ТГУ,  2010. — С. 168-170.
16.     Брагин А.В. Отказ от естествознания как дисфункция фенотипа / А.В. Брагин // Старость как социокультурный феномен. Сб. матер. международной научной конференции. Киров, 2011, (ВятГГУ 12-14 мая), ВятГГУ. С.  47-51.
17.     Брагин А.В. Два представления ХIX в. и их последствия / А.В. Брагин // Интеллектуальные ценности в современной России: философия, наука, инновации. Сб. матер. первой Всероссийской научной конференции «Сибирский философский семинар». НГУ, 2011. — С. 115-118.
18.     Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц, 1966. — Москва: Прогресс, Универс, 1994. — С. 272.
19.     Leyhausen P. Katzenseele. Wesen und Sozialverhalten / P. Leyhausen // Franckh-Kosmos Verlags-GmbH & Co., Stuttgart, 1996. —  P. 200.
20.     Lestel D. Ethology and ethnology: the coming synthesis. A general introduction / D. Lestel // Social Science Information, — 2006. 45. P. — 147-153.
21.     Самар А.П. Традиционное собаководство нанайцев / А.П. Самар // Владивосток: Дальнаука, 2010. — С. 255.
22.     Брагин А.В. Концепция отношения хозяин-питомец и ее значение для коррекции поведения мелких домашних животных / А.В. Брагин // Сб. тр. XII Сибирской ветеринарной конференции «Актуальные проблемы ветеринарной медицины», 2013. Новосибирск, 2013, НГАУ.
23.     Итон Б. Доминантность: факт или вымысел? / Б. Итон // Догфренд паблишерс, 2010. — С. 52.
24.     Халлгрен А. Драйв и мотивация / А. Халлгрен // Догфренд паблишерс, 2012. — С. 112.
25.     Нагель М., фон Рейнхардт К. Стресс у собак / Догфренд паблишерс, 2008. — С. 136.

Брагин Аркадий Владимирович. Этолог, зоопсихолог.
Ветеринарная клиника «Друг», Новосибирск, ул. Русская, 11/1

статья опубликована в журнале «Российский Ветеринарный Журнал»

Ещё новости о собаках на wolcha.ru

wolcha.ru

Гипотимия,эмоциональное расстройство,эмоциональная лабильность

Многие серьёзные физические заболевания возникают из-за нарушений психического здоровья человека. Однако сами психические отклонения могут очень длительное время маскироваться под особенности характера, восприниматься как яркая индивидуальность или небольшая «чудинка» потенциального пациента психиатра. Одним из таких расстройств является гипотимия.

Содержание статьи:

Особенности нарушений эмоциональной сферы

Любой человек ежедневно испытывает целую гамму разнообразных эмоций. В зависимости от темперамента, характера и привычек у одних чувства проявляются ярче, у других более приглушенно. Это нормально и естественно.

О нарушениях в эмоциональной сфере говорят в тех случаях, когда эмоции, испытываемые человеком, являются неадекватными по силе проявления (слишком сильные или слабые), частоте появления, не соответствующими обстановке (смех на похоронах) или ситуации (бурная реакция на незначительный раздражитель). Так же подобные патологии характеризуются проявлениями эмоций, ненормальных, несвойственных для конкретного индивида. Например, появление эмоциональной лабильности у спокойного, сдержанного человека. Что такое эмоциональная лабильность? Это резкие перепады настроения, скачки эмоционального фона.

Гипертимии свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, необоснованная и неадекватная радость, эйфория. Гипотимия, наоборот, характеризуется хроническим сниженным настроением.

Любое эмоциональное расстройство может быть самостоятельным отклонением от нормы, симптомом другого психического расстройства или следствием длительной фрустрации (т.е. невозможности получить желаемое).

Гипотимия. Что это такое?

Гипотимия – аффективное нарушение, характеризующееся хронически сниженным настроением, апатией, тоской, сниженной двигательной активностью и отсутствием мотивации к деятельности, безразличием к внешним и внутренним стимулам.

Отмечают также физиологические симптомы (так называемая витальная тоска): чувство тяжести и сдавленности в области сердца, в груди или во всем теле, дискомфорт, чувство стеснения.

При данном нарушении подавленность и тоска выходят на первый план. Если к этим двум признакам добавляется злоба и агрессивность, то ставят диагноз дисфория.

Когда симптомы минимально выражены, говорят про дистимию (т.н. невротическая депрессия). Она часто возникает у людей, живущих долгое время в стрессе или переживших неожиданное серьёзное потрясение. При дистимии настроение постепенно ухудшается в течение дня.

Предельным проявлением гипотимии становится депрессия. Сами по себе гипотимия и депрессия не являются заболеваниями опасными для жизни. Однако апофеозом такого состояния является меланхолическое неистовство, которое приводит к навязчивому стремлению нанести себе увечья и суицидальным мыслям.

Если вы наблюдаете у себя постоянную апатию на протяжении 2х недель, то следует обязательно проконсультироваться с врачом.

Гипотимный тип личности

Прежде изменчивый и лабильный человек, становится всегда угрюмым, подавленным.

Положительные эмоции в таком состоянии, как правило, поверхностны, очень слабо выражены, быстро истощаемы или вовсе отсутствуют.

Гипотимы в любом событии видят только негативные аспекты. Они воспринимают мир в серых и черных тонах, не ждут от жизни ничего хорошего. Такие личности склонны к самобичеванию и самоуничижению по самому незначительному поводу. Гипотимы винят себя абсолютно во всём, малейшую неприятность раздувают до невообразимых масштабов.

У таких людей занижена самооценка. Гипотимы всегда ждут подвоха и неприятностей. Это заставляет их перестраховываться, выполнять работу с особой тщательностью, придавать много значения мелочам. Подобная тактика позволяет гипотимным личностям стать очень ответственными работниками, но инициативу они никогда не проявляют, не применяют новаторские методы работы. Они стараются избегать всеобщего внимания.

Так как гипотимные люди тяжело переживают любые мельчайшие неприятности, справиться с настоящим горем им бывает не по плечу. В таких ситуациях очень важно, чтоб близкие люди окружили гипотима заботой, поддержкой и пониманием.

Причины гипотимии

Чаще всего гипотимию вызывают следующие причины:

  • Интоксикации;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Соматические заболевания;
  • Проблемы в семье;
  • Безответная любовь, сильные эмоциональные переживания;
  • Низкая успеваемость, обесценивание успехов и достижений окружающими людьми;
  • Неуверенность в себе;
  • Стрессы;
  • Тяжелые жизненные ситуации;
  • Нарушение сна.

Нарушение настроения может быть симптомом некоторых психических заболеваний: депрессивного синдрома, хронической шизофрении, циклотимии. Угнетённое состояние появляется во время синдрома отмены у наркоманов.

Методы диагностики

От верно поставленного диагноза будет зависеть правильное планирование лечебных мероприятий и результаты лечения.

Гипотимия чаще всего ставится на основе устного опроса человека или на основании результатов следующих тестов:

  1. Тест Спилберга-Ханина, определяющий уровень личностной и ситуационной тревожности;
  2. Шкала самооценки уровня апатии;
  3. Гериатрическая шкала уровня депрессии, состоящая из 15 вопросов (используется для работы с людьми старшего поколения).

Эти тесты позволяют выявить также эмоциональную неустойчивость.

Лечение гипотимии

При минимальных проявлениях гипотимии медикаментозное лечение не требуется.

Больному следует прибегнуть к методам самопомощи:

  • Начинать утро с улыбки самому себе;
  • Можно записывать в блокнот радостные события, и перечитывать эти записи, когда настроение начинает ухудшаться;
  • «через силу» фиксировать внимание на положительных моментах;
  • Воспитывать в себе стрессоустойчивость, не поддаваться плохому настроению.

Если не получается справиться с этим состоянием самостоятельно, то можно записаться на психологический тренинг. Существует множество тренингов, помогающих научиться справляться с унынием. Можно воспользоваться услугами психотерапевта или психолога, которые помогут справиться с психологическими проблемами. В некоторых случаях для лечения гипотимии успешно используют гипнотерапию.

Если симптомы гипотимии ярко выражены, то психиатры назначают лечение антидепрессантами. Однако следует помнить, что это серьёзные препараты, которые не следует принимать без необходимости и назначать себе самостоятельно.

Знание симптомов поможет вовремя заметить начинающееся заболевание и обратиться за помощью. Помните, что безобидное на первый взгляд состояние способно привести к серьёзным последствиям. Берегите себя и не затягивайте визит к врачу.

opsihoze.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *