Содержание

Страница не найдена |

Страница не найдена |

404. Страница не найдена

Архив за месяц

ПнВтСрЧтПтСбВс

262728293031 

       

       

       

     12

       

     12

       

      1

3031     

     12

       

15161718192021

       

25262728293031

       

    123

45678910

       

     12

17181920212223

31      

2728293031  

       

      1

       

   1234

567891011

       

     12

       

891011121314

       

11121314151617

       

28293031   

       

   1234

       

     12

       

  12345

6789101112

       

567891011

12131415161718

19202122232425

       

3456789

17181920212223

24252627282930

       

  12345

13141516171819

20212223242526

2728293031  

       

15161718192021

22232425262728

2930     

       

Архивы

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Метки

Настройки
для слабовидящих

Что такое девиантное поведение? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — поступок, действия человека, не соответствующие установленным или сложившимся в обществе нормам или стандартам. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм, наркомания, азартные игры, самоубийства, бродяжничество, проституция.

Отклонения от социальных норм могут быть не только негативные, но и позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы. Аскетизм, сверхактивность, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

Ещё одним видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей.

Во всех перечисленных случаях девиация — результат неспособности или нежелания человека адаптироваться к обществу и его требованиям.

Почему возникает девиантное поведение?

Девиантное поведение возникает, когда общественно принятые нормы не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. Причинами такого поведения могут быть:

– социальное неравенство в обществе;

– неправильное воспитание;

– пагубное пристрастие;

– социальный кризис и социальное неравенство;

– разрыв между культурными ценностями;

– умственные и психические расстройства;

– негативное влияние масс-медиа;

– генетические отклонения и наследственность.

Какие существуют методы профилактики и коррекции девиантного поведения?

Для предупреждения и коррекции отклонений поведения необходим индивидуальной подход. Терапией девиаций в запущенных формах занимаются психотерапевты или психиатры. А коррекцией незначительных отклонений занимаются психологи, которые психологическими методами воздействуют на человека с целью изменения личностных качеств и развития умений контролировать психическое состояние.

Читайте также: Чем отличается психолог от психотерапевта?

Существуют две формы психологической коррекции: индивидуальная и групповая.

Индивидуальная коррекция — психологическое консультирование, обсуждение вариантов решения проблемы, трансовые методы, избавление от сильных эмоциональных переживаний и т. д.

Групповая коррекция — социально-психологические тренинги в том числе личностного роста.

Смотрите также:

Общественники и представители правительства обсудили противоправное поведение подростков

Благотворительный фонд ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением «Шанс» и Агентство социальных инициатив предлагает создать социально-судебную службу по работе с подростками с противоправным поведением, а также разработать профессиональный стандарт «Девиантолог». По данным специалистов, в России уровень рецидивной преступности среди несовершеннолетних составляет 60%, в тот момент как в европейских странах только 20% подростков совершают повторные преступления. По мнению руководителей фонда, подобные результаты связаны с отсутствием в России психотерапевтических методов работы с подростками с девиантным поведением.

Исследование зарубежного опыта работы в области психотерапии с подростками с девиантным поведением представили благотворительный фонд «Шанс» совместно с АСИ в рамках конференции «Декриминализация подростковой среды». Так, в Великобритании осужденные подростки отправляются по постановлению суда в специальные учреждения на психоаналитическую терапию, оплачиваемую государством. Также в Италии «судьи имеют консультанта по вопросам оценки состояния несовершеннолетнего для рекомендаций по реабилитации или психотерапии». Специалисты оценивают риски совершения повторного правонарушения, что позволило сократить уровень рецидивов до 20%.

В России, по данным представителей фонда, уровень рецидивной преступности составляет 60%. По мнению президента благотворительного фонда «Шанс» Гелены Ивановой, это следствие отсутствия психотерапевтических методов работы с несовершеннолетними.

Напомним, в январе подростки совершили нападения на школы в Перми, Челябинске и Бурятии, в результате которых пострадали ученики и учителя. Серию атак связали с криминальным контентом в социальных сетях, который мог «побудить школьников к противоправным, асоциальным поступкам». Глава СПЧ Михаил Федотов призвал Минобрнауки, МВД и СК «принять действенные меры по противодействию распространению вооруженного насилия в школах».

«В Москве на учете состоят около 4,7 тыс. детей и подростков от семи до 18 лет»,— рассказала участникам конференции госпожа Иванова, ссылаясь на данные столичных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за 2016 год. Она подчеркнула, что с детьми, которые стоят на учете, не ведется никакой специальной психокоррекционной реабилитационной работы из-за отсутствия в подобных учреждениях нужным образом подготовленных специалистов. По ее словам, закрытые учреждения исправительного типа решают проблему противоправного поведения подростков только на время принудительного ограничения свободы, однако не влияют на формирование «собственных инстанций психики и совести».

Активисты предлагают создать в России государственную социально-судебную службу по работе с детьми и подростками с противоправным поведением. По их мнению, индивидуальная работа с применением различных видов психотерапии поможет выявить на ранних стадиях причину противоправного поведения и исключить повторные правонарушения у детей и подростков: «В отделении реинтеграции школы «Шанс» мы работаем не только с судебными пациентами, но и с подростками с девиантным поведением из неблагополучных семей,— подчеркнула Гелена Иванова.— 70% детей, которых я веду, не состояли на учете. Начинается у всех все одинаково: плохо себя ведет, становится изгоем в классе».

В России практически отсутствуют специалисты, способные оказывать помощь подросткам. В фонде предлагает разработать профессиональный стандарт «Девиантолог», а также создать учебные программы для подготовки специалистов для работы с девиантными подростками. Соответствующие рекомендации будут отправлены органам исполнительной власти, Министерству внутренних дел РФ, судебным органам, а также учреждениям уголовно-исполнительной системы.

По мнению доктора психологических наук Ильи Слободчикова проблема девиантного поведения подростков является актуальной, однако из-за отсутствия «единого понимания на уровне государства о методах работы» создание социально-судебных учреждений преждевременно: «У нас нет не только адекватных методов работы с подобными вещами, но и системы работы. У нас никогда не рассматривалась на государственном уровне необходимость создания специализированных программ по такой работе».

Заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Владимир Менделевич в разговоре с “Ъ” отметил, что рекомендации фонда требуют более детальной проработки. Он также сообщил, что психокоррекция может помочь лишь тем подросткам, девиантность которых связана с психологическими причинами: «Наивно полагать, что терапевтическими методами можно исправить мировоззрение личности, растущей в криминальной среде. Не все противоправное поведение связано с психологией».

Анна Васильева


Девиантное поведение — это регулярное разрушение совместной деятельности – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

Николай Сидоров

Кандидат психологических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования Николай Русланович Сидоров рассказывает о девиантных детях и их положении в контексте реформирования образования. Николай Русланович почти 10 лет руководил Экспериментальным комплексом социальной помощи детям и подросткам – образовательным учреждением для «трудных» детей. Сейчас этого учреждения нет, как нет и многих других специальных школ для детей с девиантным поведением.

…Сейчас я работаю школьным психологом, я педагог-психолог. Чаще всего приходят родители учеников начальной школы. Их основная проблема – низкая педагогическая компетентность. Их дети пришли в школу, а школьным требованиям, в общем, достаточно мягким, далеко не всегда соответствуют.

И тут начинаются срывы, начинается недопонимание. Приходят родители, спрашивают: а что тут делается? А делается не «тут», а в семье: выясняется, что мама всю жизнь всё делала за ребенка. Не мама ему должна собирать рюкзак, а он сам должен положить учебники. Это мера ответственности школьника, которая с возрастом должна расширяться. 

Какие дети считаются девиантными?

Как правило, девиантными детьми называют тех, которые нарушают общепринятые нормы. Он разбил стекло в школе, нагрубил Марь Иванне и всё – хулиган, девиантный. И в этом смысле совершенно не важно, что мяч влетел в окно случайно, а учительница такого наговорила про него и его семью, чего нормальный человек выдержать не может.

Во-первых, непонятно, какое поведение ненормально, и какие нормы поведения существуют. Обидеться – это нормально, с моей точки зрения, человек обижающийся – нормальный. Если ты эмоционально глухой, эмоционально тупой, и с тобой можно делать все что угодно, это нормально? Я думаю, что не очень.

Давайте договоримся о понятиях: есть норма статистическая, а есть социальная, ее тоже можно посчитать через математику, но это не совсем верно, не совсем так. Эти нормы имеют разную природу, они по существу разные.

Жёстких социальных норм не существует. Нормы, на самом деле, плавающие, они меняются: от десятилетия к десятилетию, от семье к семье, от культуры к культуре. А мы говорим о норме как о том, что есть на всех уровнях, от рождения мира и до второго пришествия. Ничего подобного.

Второй момент: случаи нарушения социальных норм скорее относятся к области этики. И сами философы, люди, которые занимаются этикой, не понимают, что делать с понятием нормы, и спускают этот вопрос «на тормозах». Чем более социально разнообразным оказывается мир, тем меньше оснований говорить об абсолютной норме.

В отечественной психологической науке принято понятие «совместная деятельность». Человеческая деятельность вообще и совместная деятельность какой-то группы людей в частности. Я говорю, что девиантным надо считать того человека, который регулярно разрушает совместную деятельность в том коллективе, к которому относится сам. Не случайно разбитое стекло, не прогул урока, а регулярное разрушение совместной деятельности – это и есть девиантное поведение.

Как дети становятся девиантами?

Категория деятельности тесно связана со множеством других психологических категорий и понятий: например, с понятием цели действия, с понятием способов выполнения деятельности; с мотивами деятельности. И в этом смысле становится более понятным: если человек не владеет способами совместной деятельности, если он разрушитель, потому что он не умеет, то моя задача как психолога заключается в том, чтобы его научить. Так вот, дети в силу малости своего жизненного опыта часто плохо ориентируются в мотивах совместной деятельности, её целях и способах.

«Я говорю, что девиантным надо считать того человека, который регулярно разрушает совместную деятельность в том коллективе, к которому относится сам. Не случайно разбитое стекло, не прогул урока!»

Кстати, девиантами оказываются не только дети, но и многие взрослые. Не так давно консультировал одну учительницу. У неё проблемы с родителями, потому что она не улыбается. Она не умеет взаимодействовать так, чтобы было видно, что она доброжелательна. Она хороший человек, но манера ее поведения разрушает совместную деятельность – её с родителями и с учениками. В этом случае надо просто подсказать.

Бывают случаи – они довольно редкие и не совсем для школы, но, тем не менее, – когда темп деятельности человека, ребёнка категорически не совпадает со средним темпом деятельности всего класса. На моей памяти было такое, когда ребенку для того, чтобы вынести суждение о том, что же это такое, нужно минут 5. У учителя в классе 30 человек, и он не может позволить ученику так долго думать. Более того, своим молчанием и мычанием тот срывает урок, то есть, он разрушает совместную деятельность учителя и класса. Я видел такого ребенка, вообще это производит тяжелое впечатление. Я потом специально посмотрел качество его работы – все нормально. Это совершенно другой случай разрушения совместной деятельности, и здесь для психолога есть тоже своя работа. Например, договориться с учителями, что они не будут его спрашивать устно, а только письменно. Они сажают его за первую парту, и он выполняет работу.

Но самая главная причина, всё-таки, в том, что дети приносят в школу из своей семейной, в том числе и дошкольной, жизни неумение и нежелание взаимодействовать с другими людьми из-за своего эгоизма, искажённой системы ценностей, категорической невоспитанности.

А физиология за этим стоит?

Да, конечно. Точнее, физиология высшей нервной деятельности. Дальше я не знаю – я не нейропсихолог.

«Кстати, девиантами оказываются не только дети, но и многие взрослые»

Просто психология разная – есть психология философская, есть психология естественнонаучная. И я занимаюсь первой.

Дети с девиантным поведением – это не дети с диагнозом? 

По-разному. По статистике, риск девиантного поведения многократно возрастает тогда, когда у детей снижен психофизиологический потенциал (истощаемость, утомляемость, неспособность концентрировать внимание, сниженная произвольность поведения), и одновременно их семьи не очень педагогически компетентны. Я сейчас не говорю о детях с проблемами психического здоровья – это отдельная тема. Дети, которые имеют проблемы с психикой, например, пограничные состояния, скорее будут демонстрировать девиантное, разрушающее поведение, чем дети более стрессоустойчивые. Это зависит от физиологии, и это все достаточно сложно.

А вообще педагогически компетентных семей много?

Да, конечно, и их большинство. Очень хочется верить, что нормальных родителей, любящих своих детей и одновременно требовательных, гораздо больше. Понятно, что профессиональных педагогов среди мам и пап не очень много, но это не гарантирует отсутствие семейных проблем. Самое время вспомнить про Антона Семеновича Макаренко, великого педагога, в семье которого были свои проблемы. (Советский педагог и писатель А. С. Макаренко в 20-е годы руководил созданной им детской трудовой колонией под Полтавой, затем детской трудовой коммуной им. Дзержинского и колонией им. Горького под Киевом. Самое известное произведение — «Педагогическая поэма», взгляды на воспитание в семье изложены в «Книге для родителей» — Полит.ру).

Ребенок, которого постоянно бьют, либо плачет, либо кусается. Он песенок не поёт, он смотрит на мир как на то место, где всегда больно и страшно. Отсюда устойчивые агрессивно-оборонительные реакции. У него нет сил противостоять миру и принимать бодро-весело все, что на него сваливается.

«По статистике, риск девиантного поведения возрастает, когда у детей снижен психофизиологический потенциал (истощаемость, утомляемость, неспособность концентрировать внимание, сниженная произвольность поведения), и одновременно их семьи не очень педагогически компетентны»

Как ребенок попадает в спецшколу – его выгоняют из обычной?

Всё не так просто. В Экспериментальный комплекс мы принимали всех, кто говорил, что он в этом нуждается. Да, среди них было большое число детей, состоявших на учете в органах внутренних дел, некоторое число детей, уже совершивших правонарушение, оставленных на свободе. В нашей школе было 90% совершенных двоечников. Их из своих школ не выгоняли, но понемножку «выдавливали». Ведь девианты же.

Спецшколы, которые открывались позже, уже принимали детей только по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних по факту свершения ими правонарушения или другого противоправного действия – и вот тогда, сынок, мы тебя запишем. А когда школьный работник говорит, что ребёнок нуждается в особых условиях, и при этом не стоит на учёте, – его в спецшколу отправить нельзя.

Повторю, девиантными скорее становятся те дети, родители которых не обеспечивают воспитание. Этим родителям всё равно? Не всем, многие переживают по этому поводу. А дети всё равно недовоспитаны. На самом деле они просто несчастные дети, но они об этом не знают. Они дерутся, потому что загнаны в угол. Есть злодеи среди детей –  их очень мало, и я с ними встречался. Настоящих злодеев среди детей, даже совершающих правонарушение, очень немного, остальные – это по разным обстоятельствам  уже поломанные, и совершающие «неправильные» поступки далеко не всегда со зла.

Так что я бы не стал говорить про детей-девиантов как про потенциальных преступников, скорее – как про детей, которые не умеют себя вести в семье и в обществе. И, соответственно, они разрушают общество. Нужно их подобрать и научить.

А как их нужно учить?

Обычно, как в массовой школе, только в каждом классе не должно быть больше 10 человек: никакой, даже самый талантливый учитель, за большим количеством таких особенных детей не уследит, и их не организует.

Но важнее не уроки, а то, что после уроков.

Давным-давно я получил 5 совершенно расстрельных выговоров за неправильную работу – например, мы организовали начальную школу для детей среднего и старшего школьного возраста. Нам говорили: нет, таких детей в Москве нет, вы транжирите государственные деньги. Это было в начале 90-х. И я получаю выговор за то, что куда-то дел деньги.

Второй выговор я получил за то, что в нашем Экспериментальном комплексе был телефон доверия для детей. Первый детский телефон доверия был у нас. Спасибо М.О. Дубровской – это она его организовала. Нам говорили: «Что за бред! В школе должны учить математике, русскому языку и литературе. Деньги потратили, взяли телефонистов на работу».

Третий выговор я получил за то, что талантливейший педагог С.А. Левин организовал Центр постинтернатной адаптации. Потому что половина выпускников интернатов либо идут на правонарушения, либо становятся жертвами преступлений – это по статистике. Меня спрашивают: «Где твои сотрудники?» – «Ездят по интернатам, по детям, курируют, оказывают помощь» – «То есть, они на работу не ходят?» – «Не ходят». Ну, тогда получи.

А потом, правда, за всё то же самое я получаю Государственную премию. Но это было потом. Вот эта ненормальность ситуации – когда я не могу сделать то, что считаю нужным, и я всегда виноват – буквально вяжет по рукам и ногам любого нормального директора любого учебного заведения.

А что же теперь? 

А теперь Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского департамента образования уже давно не существует, как не существует и большинства организованных в 2002-2003 годах специальных школ для детей с девиантным поведением. Кому-то показалось, что слишком дорого их содержать, и что инклюзия (какое волшебное слово!) решит все проблемы. Но не решит же, и девиантные подростки будут по-прежнему разрушать совместную учебную деятельность в стенах массовых общеобразовательных школ, и никакая экономия денежных средств не спасёт. Но до осознания этого факта большому начальству надо дожить.

Девиантное поведение детей и подростков / КонсультантПлюс

Практика работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением показала, что это зачастую дети, которые находятся в трудной жизненной и (или) юридически значимой ситуации. При этом трудная жизненная ситуация характеризуется как объективно или субъективно создавшаяся ситуация, нарушающая социальное и психологическое благополучие, приводящая к осложнениям в функционировании в социуме, дисгармонирующая психическое развитие человека, причем ситуация, которую он не может преодолеть привычными средствами или самостоятельно. Юридически значимая ситуация — это ситуация с участием несовершеннолетнего (и его семьи), субъекты которой находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит не только к юридически значимым, но и к психологическим последствиям для ее участников.

Девиантное поведение соотносится с феноменом социально-психологической дезадаптации, разворачивающейся во времени и приводящей к тому, что сначала возникает первичный конфликт, который может расширяться и «захватывать» различные системы отношений ребенка. Трудности в обучении могут быть частью трудной жизненной и даже юридически значимой ситуации, когда первичный конфликт/проблема в семье становится причиной плохой успеваемости ребенка в школе. Отсутствие адресной помощи ребенку приведет к усилению конфликта со школой, обострению отношений с родителями (законными представителями). В ряде случаев возникает обратная ситуация, когда конфликт/проблема в школе приводит к конфликту в семье. Таким образом, существуют риски, что несовершеннолетний может «выпасть» из социальной ситуации нормального развития в ситуацию социально-психологической дезадаптации. Поведенческие девиации в этой связи могут быть как следствием, так и причиной школьных проблем, в том числе неуспеваемости. При этом школьная ситуация всегда будет оказывать влияние на характер и особенности протекания тех или иных поведенческих стратегий ребенка.

В девиантологии под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, не соответствующее распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям, установкам, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Термином «делинквентное поведение» определяют поведение, нарушающее нормы уголовного права.

Вид девиантного поведения по-разному проявляется у каждого человека в определенном возрасте.

Девиантное и делинквентное поведение характеризуется невысоким уровнем качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и эмоциональными нарушениями. Отмечается, что проявление такого поведения увеличивается в пубертатный период, а после 18 лет снижается. Термин «девиантное поведение» может применяться к детям после 5 лет, в строгом смысле не раньше 9 лет. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды девиантного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). Спецификой девиантного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание.

Для понимания специфики развития девиантного и делинквентного поведения изучаются различные детерминирующие факторы, например, органические (биологические) факторы риска, факторы риска в истории жизни, индивидуальные и социальные факторы риска. Практика показывает, что нельзя говорить о роли какого-то одного фактора в генезе девиантного поведения, чаще всего говорится о различных факторах как предпосылках формирования нарушений поведения, однако ведущим выступает социально-средовой фактор.

Важное значение в развитии девиантного поведения подростков придается референтной среде. Девиантное поведение чаще всего формируется благодаря социальным подкреплениям, полученным от значимых лиц, обычно в группе сверстников. Особо актуальным это становится тогда, когда подросток не может интегрироваться в группе просоциальных сверстников. Он ищет поддержку в сообществе лиц с девиантным поведением, где легко усваиваются нормы асоциальной субкультуры, в которой, как правило, агрессивные формы поведения расцениваются как проявление силы и мужественности. Также немаловажным фактором являются макросоциальные предикторы агрессии у подростков — интенсивное воздействие на психику юного зрителя высоких технологий обусловливает возникновение в детско-подростковой популяции девиаций в поведении и проявление агрессивных тенденций.

Важно указать, что девиантное и делинквентное поведение рассматривается не просто как проблемное поведение, а как расстройство поведения. В частности, в МКБ-10 раздел F90F98 посвящен поведенческим расстройствам детского и подросткового возраста. При этом важно отметить, что расстройства поведения отличаются от проблемного поведения, которое может быть частью нормального развития либо результатом адаптации к неблагоприятным условиям окружающей среды. Более того, девиантное и делинквентное поведение может проявляться как на фоне нормального психического развития, так и сочетаться с аномальным психическим развитием (дизонтогенезом). Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, то есть достигающие уровня болезни. В ряде случаев на фоне нарушенного развития, эмоционально-волевой дисрегуляции поведения, недостаточной сформированности контроля и прогноза своих поступков возникает и находит свое выражение агрессивное, девиантное и делинквентное поведение. Если поведенческие нарушения проявляются на фоне тяжелых психических расстройств, то они не могут рассматриваться отдельно от клинической картины данных заболеваний.

В условиях развития сети Интернет существенная часть девиантного поведения подростков перемещается в социальные сети. Развитие компьютерных технологий, ставших частью обыденной жизни не только взрослых, но и детей, способствует росту киберпреступлений, а недостаточная разработанность действующего уголовного законодательства Российской Федерации приводит к высокому показателю латентности (более 90%) данных видов преступлений.

В практике исследований особенностей этапов развития детей и подростков в изменяющихся условиях социальной ситуации развития выделены междисциплинарные исследования манипулятивных подходов, используемых в виртуальном пространстве, влияющих на личность, установки, поведение.

Следует выделить проблему реализации стратегий манипулятивного психологического воздействия, которые направлены на трансформацию определенных значимых структур личности («мишеней») и осуществляются посредством применения специфических методов постепенного установления контроля над сознанием человека («техник»). Вместе с этим вся совокупность подобных взаимосвязей представляет собой компонент единой стратегии коммуникативного воздействия. Реализация стратегии воздействия через Интернет-ресурс разворачивается постепенно, посредством вкрапления определенных лингвистических структур — коммуникативных ходов — в нейтральный по содержанию материала текст (статьи, сообщения).

В качестве основных трудностей в работе с детьми в младших классах отмечаются несформированность произвольности и навыков социального поведения, в средних — трудности с дисциплиной в классе, в старших — проявления асоциального поведения, и на всем протяжении школьного обучения — агрессивное поведение, конфликты, отсутствие мотивации к обучению, невовлеченность или негативное отношение к школе родителей (законных представителей) <13>.

В сфере освоения универсальных учебных действий внимания требует следующее:

— снижение когнитивных функций: память, внимание, восприятие. Утрата мотивации обучения. Снижение физических сил, быстрая утомляемость;

— снижение регуляторных функций, волевого компонента;

— педагогическая запущенность, нарастание учебной неспешности приводит к хронической неуспеваемости, гиперкомпенсации контрнормативными поступками или реакциями избегания.

В коммуникативной сфере:

— снижение потребности в установлении контактов с семьей, высокий уровень конфликтности в семейной системе;

— неспособность к конструктивному диалогу со взрослыми, негативизм, обесценивание, неспособность просить о помощи, низкий уровень рефлексии, алекситимия;

— затруднения в установлении контактов со сверстниками, нарушение этих контактов, замкнутость, отсутствие круга общения со сверстниками.

В сфере социальной адаптации:

— членство в асоциальной группе (при нехимических зависимостях — в интернет-сообществах экстремистской, террористической и антивитальной направленности), субкультурных сообществах;

— гонения, оскорбления со стороны сверстников;

— свертывание социальных контактов, отказ от внеучебной общественной и творческой/спортивной/развивающей деятельности.

какие дети в «группе риска»

13.10.2020

© depositphotos.com

Согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний за 2019 год, количество осужденных, находящихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних по всей России составляет 1155 человек. Из них 95 – девочки и 1066 – мальчики. Возраст осужденных от 14 до 19 лет включительно. Сравнивая эти данные с данными десятилетней давности, можно сделать вывод, что подростковая преступность сократилась в три раза.

Однако, если общее число преступлений уменьшилось, выросло количество особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними. Такие данные приводит «Российская газета» со ссылкой на пресс-службу Генеральной прокуратуры РФ. Что толкает детей на совершение противоправных поступков и какие факторы формируют у подростков девиантное поведение, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший преподаватель кафедры экстремальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Фёдор Ушков.

– Какие виды правонарушений характерны для современных подростков?

– В основном правонарушения, совершаемые подростками, связаны с кражами, угонами, грабежами, разбоями, нанесением телесных повреждений различной степени тяжести. Кроме того, это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, убийства, изнасилования и действия насильственного характера. Это наиболее часто встречающиеся составы преступлений.

– Какую роль в формировании девиантного поведения подростков играет социальное окружение?

– Социальное окружение играет важную роль. И здесь, я бы подчеркнул, существенную роль играют именно микросоциальные ситуации. Это алкоголизм родителей, ассоциальная семья либо компания друзей, где подросток проводит большую часть личного времени. Влияние оказывают внутрисемейные конфликты и отношения в семье. Как утверждает криминолог Владимир Кудрявцев, состояние отчуждения преступника возникает ещё в раннем возрасте. По его мнению, около 10% агрессивных преступников считают, что мать не любила их в детстве.

Если опираться на научную литературу, то можно обозначить некоторые факторы, которые могут формировать девиантное поведение ребёнка. Спровоцировать противоправное поведение может недостаточность любви со стороны матери, жесткое воспитание со стороны отца, невнимание со стороны родителей или, наоборот, чрезмерная вседозволенность и безнаказанность. Все это может вызывать определённые травматические переживания ребёнка, которые он выражает через девиантное поведение. Также из-за нестабильной атмосферы в семье, из-за несогласованности требований со стороны взрослых у ребёнка не формируется чёткое понимание норм поведения, которые приняты в обществе.

– Какие существуют региональные особенности в профилактической работе с подростками?

– Сейчас проводится много исследований в сфере профилактики, эксперты ищут новые методы и подходы. На федеральном уровне разработкой таких программ занимаются Министерство просвещения, Министерство внутренних дел, Федеральная служба исполнения наказаний и другие министерства и ведомства. Ведётся большая работа, в которой регионы также задействованы. В некоторых субъектах Российской Федерации существуют свои индивидуальные подходы. Например, в одних особое внимание уделяется просветительской работе с родителями, а в других применяется технология социального сопровождения несовершеннолетних. В субъектах функционирует служба примирения – служба медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Любая из этих технологий не стоит на месте, они развиваются и совершенствуются.

– Могут ли социальные сети провоцировать подростков на совершение преступлений? Каким образом?

– Конечно, мы понимаем, что современная молодёжь много времени проводит в интернет-пространстве, в социальных сетях. Это неотъемлемая часть их жизни. Также мы понимаем, что в соцсетях существуют различные группы и сообщества, в том числе девиантной направленности. И, конечно, участие в таких группах может провоцировать подростка на совершение какого-либо преступления. Чаще это приобретение или распространение наркотических веществ, преступления экстремистской направленности.

– Каким образом чаще всего подростки вовлекаются в криминальные сообщества? В виртуальной среде или при личных контактах?

– Все очень индивидуально, и каждая ситуация уникальна. Однако из-за того, что интернет сейчас доступен подросткам практически круглые сутки, и контент, который они там просматривают, не всегда носит позитивный характер. Поэтому верно утверждать, что в первую очередь вовлечение подростков в деструктивные течения происходит в интернет-пространстве. Но опять же, нельзя отвергать и тот факт, что подростки узнают о криминальных субкультурах от своих друзей и одноклассников. 

– Как строится работа по противодействию распространению криминальных субкультур?

– В правоохранительных органах этому уделяется большое внимание. Во всех ведомствах имеются программы, которые направлены на выработку у подростков критического отношения к нормам криминального поведения, на формирование социальных ценностей. Проводится комплексная работа, в которой принимают участие все заинтересованные службы. Все мы прекрасно понимаем, что современные подростки – это наше будущее, поэтому очень важно настроить детей на формирование правильных социальных ценностей.


Девиантное поведение — трейлеры, даты премьер — КиноПоиск

Посмотреть позже 1 человек
Примечания 1 человек
Просмотренные 1 человек
Просмотренные фильмы 1 человек
Просмотрено 1 человек
Россия 1 человек
Смотреть 1 человек
Увидено и одолено 1 человек
Уже_Документальное 1 человек
Шедевры 1 человек
для галочки 1 человек
документальное 1 человек
на очереди 1 человек
надо посмотреть 1 человек
посмотрела 1 человек
посмотреть 1 человек
посмотреть док.фильм 1 человек
просмотренные 1 человек
фильмы 1 человек
художники 1 человек

Как психология определяет и объясняет девиантное поведение

Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее господствующим нормам общества. Существует множество различных теорий о том, что заставляет человека вести себя девиантным поведением, включая биологические объяснения, социологические объяснения, а также психологические объяснения. В то время как социологические объяснения девиантного поведения сосредоточены на том, как социальные структуры, силы и отношения способствуют развитию девиантности, а биологические объяснения сосредоточены на физических и биологических различиях и на том, как они могут быть связаны с девиантностью, психологические объяснения используют другой подход.

У всех психологических подходов к девиации есть некоторые общие черты. Во-первых, человек — это основная единица анализа. Это означает, что психологи считают, что отдельные люди несут единоличную ответственность за свои преступные или девиантные действия. Во-вторых, личность человека является основным мотивационным элементом, определяющим поведение людей. В-третьих, преступники и девианты рассматриваются как страдающие от недостатков личности, что означает, что преступления являются результатом аномальных, дисфункциональных или несоответствующих психических процессов в личности человека.Наконец, эти дефектные или ненормальные психические процессы могут быть вызваны множеством причин, в том числе болезненным умом, несоответствующим обучением, неправильной обусловленностью и отсутствием подходящих ролевых моделей или сильным присутствием и влиянием неподходящих ролевых моделей.

Исходя из этих основных предположений, психологические объяснения девиантного поведения исходят в основном из трех теорий: психоаналитической теории, теории когнитивного развития и теории обучения.

Как психоаналитическая теория объясняет отклонения

Психоаналитическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, утверждает, что у всех людей есть естественные побуждения и побуждения, которые подавляются в бессознательном.Вдобавок у всех людей есть криминальные наклонности. Однако эти тенденции сдерживаются процессом социализации. Таким образом, у ребенка, который неправильно социализирован, может развиться расстройство личности, которое заставит его или ее направить антисоциальные импульсы внутрь или наружу. Те, кто направляют их внутрь, становятся невротиками, а те, кто направляет их вовне, становятся преступниками.

Как теория когнитивного развития объясняет отклонения

Согласно теории когнитивного развития, преступное и девиантное поведение является результатом того, как люди организуют свои мысли в соответствии с моралью и законом.Лоуренс Колберг, психолог, занимающийся вопросами развития, предположил, что существует три уровня морального мышления. На первой стадии, называемой доконвенциональной стадией, которая достигается в среднем детстве, моральное мышление основывается на послушании и избегании наказания. Второй уровень называется условным и достигается в конце среднего детства. На этом этапе моральное рассуждение основывается на ожиданиях, которые семья ребенка и близкие люди питают к нему или к ней. Третий уровень морального мышления, пост-конвенциональный уровень, достигается в раннем взрослом возрасте, когда люди могут выходить за рамки социальных условностей.То есть они ценят законы социальной системы. Люди, которые не проходят эти стадии, могут застрять в своем моральном развитии и в результате стать извращенцами или преступниками.

Как теория обучения объясняет отклонения

Теория обучения основана на принципах поведенческой психологии, которая предполагает, что поведение человека усваивается и поддерживается его последствиями или вознаграждением. Таким образом, люди учатся девиантному и преступному поведению, наблюдая за другими людьми и становясь свидетелями вознаграждения или последствий, которые получает их поведение.Например, человек, который наблюдает, как друг украл предмет в магазине, но его не поймали, видит, что друга не наказывают за свои действия, и он вознаграждается получением украденного предмета себе. Тогда этот человек может с большей вероятностью украсть магазин, если он считает, что будет вознагражден тем же результатом. Согласно этой теории, если именно так развивается девиантное поведение, то устранение ценности вознаграждения за поведение может устранить девиантное поведение.

социально приемлемых vs.Девиантное поведение

Зависимое поведение — от алкоголя до азартных игр и секса — может варьироваться от социально приемлемого поведения до социально девиантного поведения. Вот почему.

Все ли наркоманы — социальные извращенцы?

Стереотип зависимого человека — это социальный девиант. Девианс — это социологическая концепция, относящаяся к поведению, которое нарушает социальные правила и нормы.

Поведение, которое воспринимается как социально отклоняющееся, подвергается сильной стигматизации, что часто вызывает столько же или больше проблем для человека, участвующего в этом поведении, чем сама зависимость — если вообще существует зависимость.

Существует большая серая зона между социально отклоняющимся поведением и социально приемлемым или «санкционированным» поведением, хотя подгруппы людей с зависимостями имеют свои собственные предписанные модели поведения и социальные санкции, которые заставляют наркоманов чувствовать себя принадлежащими к ним.

Безусловно, некоторые виды аддиктивного поведения считаются социально неприемлемыми, и поэтому человека, выполняющего их, можно считать социальным отклонением.

Например, употребление героина в большинстве социальных ситуаций может считаться шокирующим явлением.Однако в сообществах и субкультурах, где употребление героина является обычным явлением, употребление героина на самом деле не является социально отклоняющимся. На самом деле, если ваши родители, друзья и соседи все принимают это, прием героина помогает вам адаптироваться к окружающим.

С другой стороны, многие виды аддиктивного поведения считаются приемлемыми в обществе и даже поощряются.

Алкоголь, возможно, является одним из самых вредных наркотиков, но его употребление взрослыми принимается и поощряется всеми слоями общества, включая высшие классы.

Более того, вы можете подвергнуть остракизму себя , а не употреблению алкоголя в некоторых социальных ситуациях, где это ожидается.

Континуум социальной приемлемости

В таблице ниже приведены некоторые примеры распространенного аддиктивного поведения, которые иллюстрируют континуум от социально девиантного к социально проблемному и социально приемлемому поведению в основных западных культурах.

Социальные отклонения Социально проблемные Социально приемлемый
Алкоголизм Пьянство Редкое / общественное употребление алкоголя
Несовершеннолетние пьющие Общественное пьянство Распитие в «питейных заведениях»
Выпивка в неподходящее время / в неподходящем месте
Поддерживающая метадоновая терапия
Медицинская марихуана
Незаконное употребление наркотиков Чрезмерное употребление обезболивающего Надлежащее использование обезболивающих
Курение сигарет
Переедание Умеренное питание
Переедание
Чрезмерное пристрастие к азартным играм Потеря большой суммы денег из-за разгула азартных игр Бинго, лотереи, поездки в Лас-Вегас
Сексуальное насилие Беспорядочные половые связи Секс в отношениях
Эксплуатационный секс Секс работа
Жесткая порнография
Сексуальные домогательства

Это не означает жесткую категоризацию, а просто примеры того, как поведение обычно воспринимается — например, незаконные действия, такие как употребление алкоголя несовершеннолетними, классифицируются как «девиантные», тогда как на самом деле это довольно распространено и часто принимается молодежью и взрослые люди.Взаимодействие с другими людьми

Некоторые модели поведения изменили свою позицию в последние десятилетия, например, курение сигарет является социально проблемным, но еще не социально отклоняющимся, в то время как это было социально приемлемым 30 лет назад.

Спасибо за отзыв!

Узнайте, как лучше всего справляться со стрессом и негативом в своей жизни.

Зарегистрироваться

Ты в!

Спасибо, {{form.email}}, за регистрацию.

Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Что вас беспокоит?

Другой Неточный Сложно понять Verywell Mind — часть издательской семьи Dotdash.

гомосексуал против Соединенных Штатов Америки: Червини, Эрик: 9780374139797: Amazon.com: Книги

«Тщательно исследовано и ярко написано … [] захватывающий отчет о борьбе Камени откроет глаза для любого, кто хочет пройти ускоренный курс по политике L.G.B.T.Q.». — Джордж Чонси, The New York Times Book Review

«С лаконичной прозой и линейной последовательностью, напоминающей Джеймса Болдуина … [] эпифанический труд …» Червини — исключительное достижение.»- Майкл Генри Адамс, Хранитель

» Блестящая новая книга, которая должна навсегда изменить [наследие Камени]. . . [Червини] — прекрасный писатель и блестящий исследователь. . . множество интересных новых деталей. »- Чарльз Кайзер, The Washington Post

« [Камени] — увлекательная история, и Червини в этой проницательной, тщательно детализированной книге делает это более чем справедливо. Он явно проделал замечательную исследовательскую работу, создав абсолютно незаменимый, хорошо читаемый исторический труд, который есть в каждой библиотеке.» Список книг (обзор со звездами)

« Работа Эрика Червини — важный вклад в создание целостной и правдивой истории нашей страны. Основанная на обширных исследованиях, она рассказывает историю упорной и смелой битвы Фрэнка Камени с федеральными властями. правительство, чтобы обеспечить уважение, достоинство и равенство геев и лесбиянок. Камени был пионером, который помог проложить путь к новому и лучшему миру для ЛГБТ-американцев и для всей нашей нации. список для чтения для всех, кому небезразлично стремление к полному обеспечению гражданских прав для всех американцев. ―US Сенатор Тэмми Болдуин

«Эрик Червини подарил нам это редчайшее сокровище, путеводитель по настоящей активности. Страница за страницей, в мельчайших деталях, мы видим, как наш несовершенный и прекрасно идеалистический герой Фрэнк Камени борется за основные Права человека. В равной степени вдохновляет и отрезвляет, The Deviant’s War избегает пустой оценки и вместо этого сосредотачивается на том, что нужно, чтобы выжить в мире, который хочет стереть вас. Это обязательное чтение для квиров и прямых союзников.« ―Гаррар Конли, автор книги« Мальчик стерт »

« Когда Фрэнк Камени был уволен с работы в 1957 году, армия потеряла астронома, а дело свободы приобрело генерала. В течение следующих пятидесяти лет, найдя дело своей реальной жизни, Камени стоял на всех передовых рубежах движения за права геев. Благодаря ему, более чем кому-либо другому, сотни тысяч федеральных служащих, включая солдат, теперь без страха уходят каждое утро, чтобы заработать себе на жизнь и служить своей стране. The Deviant’s War захватывающе воздает Камени должное, помещая этого храброго, порой невозможного, железного человека в центр эпической борьбы за свободу ». и захватывающий взгляд на Фрэнка Камени и его многолетнюю борьбу за убеждение правительства и общества в том, что, по его словам, «Гей — это хорошо». ―Джим Обергефелл, активист по правам геев и истец в деле Обергефелл против Ходжеса

« Война девиантов — дело поразительного мужества, которое подвергает гомосексуальным свободам не только великих врагов, но и гомосексуалистов. перебежчики и квислинги, эксплуатирующие закрытый мир.Фрэнк Камени, центральная фигура американского ЛГБТ + канона, который до сих пор оставался в стороне, наконец-то получил биографию того уровня, которого он заслужил. За этот амбициозный дебют следует похвалить Червини ». ―Роберт Фислер, автор T inderbox: Нерассказанная история о пожаре в гостиной наверху и росте свободы геев

« Before Gay Rights было «Освобождение геев», а до этого — Движение гомофилов. Так необходимая история этой фундаментальной политической формации Эрика Червини показывает, что сильно отчужденные люди, чьи дары и таланты были отвергнуты из-за их гомосексуальности, нашли смелость требовать перемен.Путем прямой конфронтации с государством эти унизительные мужчины и женщины настаивали на изменении парадигмы мышления, что им дорого обошлось. Тем не менее, они терпели стигму, бедность и антисоциальные ярлыки, чтобы буквально заставить страну трансформироваться. Захватывающая и легко читаемая история ». ―Сара Шульман

« Девиантская война »- это динамичный рассказ о первых годах движения за права геев с упором на ключевую роль упорного активиста Фрэнка Камени. Внимательно изучив источники, Червини предлагает увлекательные истории и, в конечном счете, новую интерпретацию этого важного лидера по защите прав геев.» ―Дэвид К. Джонсон, автор книги The Lavender Scare

» Амбициозный и исчерпывающий. . . Читатели, интересующиеся происхождением движения за права ЛГБТ, будут глубоко проинформированы об этом подробном отчете ». — Publishers Weekly

Эрик Червини — отмеченный наградами историк культуры и политики ЛГБТК +. Он окончил Гарвардский колледж с отличием и получил степень доктора философии. по истории из Кембриджского университета, где он был стипендиатом Гейтса. Война девиантов — его первая книга.

«Война девиантов»: портрет молодого активиста | Arts

В своем литературном дебюте Эрик М. Червини ’14 предлагает историю американского движения за права геев, в которой беспорядки Стоунволл и эпидемия СПИДа — возможно, два наиболее широко известных события — являются лишь сносками. Вместо этого он сосредотачивается на незамеченном герое, которых в движении почти столько же, сколько и мучеников. Избранный герой Червини — доктор Франклин Э.Камени, астроном, получивший образование в Гарварде, уволен в 1950-х годах на фоне космического увлечения за отказ отрицать свой гомосексуальность. Всем, кто хочет быть в курсе жизни геев в Вашингтоне, округ Колумбия, и, казалось бы, бесконечного потока судебных дел по правам геев в Америке, не следует смотреть дальше. Остальные должны действовать непредвзято.

Для большинства читателей утомительные и по большей части безуспешные судебные дела вряд ли можно назвать переворотом. К счастью, Червини очень хорошо справился с тем, что позволил трудам Камени (извлеченным из его тайника, содержащего 40 000 личных документов) говорить самим за себя.Хотя некоторые части неизбежно остаются сухими, быстрый темп событий гарантирует, что вскоре возникнет интересный вопрос.

Хотя «Война девиантов» увлекательна, иногда за ней трудно следить; Актерский состав многочислен, и Червини приложил все усилия, чтобы включить в него как можно больше людей. Это хорошо для создания более широкого представления о гей-Вашингтоне, но после примерно 400 страниц беготни между кратко установленными второстепенными персонажами менее разборчивый читатель начинает сбиваться с пути. Некоторые персонажи, представленные здесь на трех страницах, заслуживают (а иногда и имеют) собственные биографии, среди них Сильвия Ривера, Марша П.Джонсон и другие иконы легенды Стоунволла.

Другим, например, информатору ФБР Уоррену Скарберри, уделяется относительно мало внимания, но, похоже, они заслуживают большего. (Скарберри убил человека. Инцидент дается за несколько абзацев до того, как Червини переключает внимание на протесты против арендной платы в Нью-Йорке 1845 года.) Самой неуловимой и, возможно, самой интригующей является мать Камени, которая появляется здесь и там лишь в нескольких строках, но все же описана. как «поддерживавшую [ed] своего сына и движение, пока она не скончалась в возрасте ста лет.«В историческом движении, где непоколебимая поддержка матери казалась редким явлением, отказ Червини от матери Камени удивляет и немного разочаровывает.

В каждом историческом повествовании о движении, таком большом и разнообразном, как движение за права геев, необходимо делать выбор о том, кого включать, и многие имена следует оставлять в стороне. В этом конкретном отчете, поскольку он фокусируется на Обществе Матташинов Вашингтона, в котором доминируют мужчины, многие женщины, стоящие за движением, пренебрегают.Червини быстро решает проблему напрямую и делает несколько попыток исправить дисбаланс. Тем не менее, почти все женщины в «Войне девиантов» представлены слишком поверхностно, чтобы не было упоминаний о них. Лилли Винченц, первая лесбиянка-член MSW, постоянно поддерживает Камени на протяжении всей книги, но в конечном итоге мы знаем о ней гораздо меньше, чем о Бобе Мартине, который занимает такой же статус.

Червини изображает Камены как своего рода Александра Гамильтона из движения гей-прайда: существенного, блестящего, но несколько непохожего.Одержимость строгим дресс-кодом, тенденция быть самым громким человеком в комнате, агрессия даже по отношению к своим товарищам-активистам, «редкие моменты раскаяния» — Червини изображает все недостатки Камени вместе с его достижениями. Это неизменно честный портрет человека, который не только уменьшает наше сочувствие к нему, но и усиливает его.

Любимое Вашингтонское общество маташин Камени распалось в конце 1971 года с рождением Вашингтонского альянса гей-активистов.Вполне естественно, что в 2011 году, в год его смерти, MSW возродилось как Новое общество матташинов в Вашингтоне, округ Колумбия (MSDC). Его манифест обещает «обеспечить сохранение и распространение истории сообщества ЛГБТК + по всему миру, чтобы ее нельзя было забыть». С помощью «Войны девиантов» Эрик Червини помогает Фрэнку Камени войти в число незабываемых событий движения за права геев.

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Evvie Drake: более

  • Роман
  • По: Линда Холмс
  • Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставляло меня слушать….

  • По Каролина Девушка на 10-12-19

Перейти к основному содержанию Поиск