Содержание

Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Информация о материале
Категория: Статьи
Автор: Андрей Георгиевич Нарушевич
Опубликовано: 23 августа 2016

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа — простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась<…> Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз.

.. Создание целостного облика героини – дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина… Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне… Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце.

Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская… Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша – А.

Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание // «Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.

«Легкое дыхание» анализ рассказа Бунина – особенности, смысл названия, критика произведения

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 509.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 509.

Обновлено 10 Июля, 2021

Иван Алексеевич Бунин вошёл в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять сущность этого чувства. Он будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу острова Капри, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и чёткой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, в рассказ включены эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Символизм, реализм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное легкомыслие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит читателей автор, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжёлый осадок.

Композиция

Главная особенность композиции новеллы – это контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы. После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Бунин сразу же лишает сюжет рассказа непредсказуемости и необычной развязки. Она уже произошла – это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже позади, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной лёгкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Жанр

Проводя анализ на жанровую принадлежность произведения «Легкое дыхание», следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи сторонником реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, всё более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что новелла «Легкое дыхание» ближе к модернизму, но в ней присутствуют и основные тенденции реализма.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Янжима Жербаева

    10/10

  • Нина Кромина-Белавина

    9/10

  • Дмитрий Куликов

    10/10

  • Вольф Тауэр

    10/10

  • Валерий Жмышенко

    9/10

  • Елена Осипова

    10/10

  • Наталья Биленко

    8/10

  • Роман Смирнов

    10/10

  • артур карякин

    10/10

  • Сергей Клюкин

    10/10

Рейтинг анализа

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 509.


А какую оценку поставите вы?

«Лёгкое дыхание» за 3 минуты. Краткое содержание рассказа Бунина

Экспозиция рассказа — описание могилы главной героини. Далее следует изложение её истории. Оля Мещерская — благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках. Ходили слухи, что один из влюблённых в неё гимназистов покушался на самоубийство из-за её ветрености.

Продолжение после рекламы:

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья». Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув её, среди прочего, в том, что она одевается и ведёт себя не как девочка, но как женщина. На этом месте Мещерская её перебивает спокойным сообщением, что она — женщина и повинен в этом друг и сосед её отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин.

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа. Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, как её совратил Малютин.

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются её попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой. После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы. Дальше Мещерская написала, что после того, что случилось потом, она чувствует к Малютину такое отвращение, что не в силах это пережить.

Брифли существует благодаря рекламе:

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность. Предметом предыдущих её фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей. После гибели брата его место в её сознании занимает Оля Мещерская. Она ходит на её могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, — чёрные глаза, чёрные ресницы, длиннее обычного руки, но главное — лёгкое дыхание, и ведь у неё (у Оли) оно есть: «…ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда есть?»

тематика и проблематика, идея и пафос

Год написания — Рассказ написан в 1916 году.
История создания — Находясь на кладбище, писатель увидел могилу совсем молодой девушки. Красавица была изображена на большом медальоне, откуда глядела на мир невероятно живыми, веселыми глазами. Именно это событие послужило толчком к написанию рассказа «Легкое дыхание». Было еще одно происшествие, пережитое автором в детские годы. Ушла из жизни младшая сестра Бунина – всеобщая любимица семьи.
Жанр — Новелла или короткий рассказ.
Направление — Модернизм.
Основная идея — Молодость беспечна и не всегда готова к превратностям взрослой жизни, к сложным отношениям между людьми.
Тема — Тема жизни и смерти – эти две противоположные стороны человеческого существования, ее радостные и трагические моменты.
Проблема — Безответственное отношение к собственным чувствам и чувствам другого человека. Люди не всегда знают, к каким последствиям могут привести необдуманное слово или легкомысленный поступок.
Композиция — В рассказе нет хронологического порядка. События описаны в виде отдельных эпизодов. Некоторые из них, на первый взгляд, не имеют связи с главной героиней. Отсутствует стандартная схема: «завязка – кульминация – развязка».

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Молодость и неопытность юности.
Проблема – Безответственность молодых девушек, которые относятся к жизни слишком легко.
Автора восхищает Оля Мещерская – молодая, красивая, энергичная, жизнерадостная. Она никого не боится, с начальницей ведет себя уверенно, спокойно, с достоинством. Она находит, что сказать ей в ответ на обидные замечания. Чопорная наставница собиралась унизить девушку, сломать ее, но все вышло наоборот.
Девушка великолепна, но она только начинает жить в большой взрослой жизни. Ей еще не хватает ответственного отношения к себе и другим, душевной теплоты, сострадания к ближнему. Она жестока в обращении с мужчинами, что заканчивается для нее трагически.

2.
Тема – Тема любви.
Проблема – Отношения между мужчиной и женщиной могут принести как счастье, так и закончиться трагически. Бунин видит в любви необузданную и разрушительную силу. Именно такое чувство описано в этом рассказе и в других произведениях автора.
Мне жаль казачьего офицера, который любил Ольгу. Скорее всего, он был на седьмом небе от счастья, что молодая красавица согласилась на интимную близость с ним. Мужчина решил, что Оля отвечает ему взаимностью, выйдет за него замуж. Мужчина описан Буниным как человек некрасивый, плебейской наружности. Он уже немолод, но еще не женат. Я представляю, какой травмой было для влюбленного человека прочесть строки, что чувства любимой девушки к нему – это всего лишь отвращение.

3.
Тема – Полноценная жизнь и жалкое прозябание в мире иллюзий и ограничений. Две судьбы – Оля Мещерская и классная дама. Жизнь Оли – яркая, без рамок и предубеждений, а ее наставницы – серая обыденность, следование правилам и устоям.
Проблема – Люди, живущие иллюзией, создающие себе рамки, не умеют жить полной жизнью. В этом смысле – Оля Мещерская – пример для подражания. Она ведет себя свободно, не позволяет начальнице унижать себя. Ей противопоставлена классная дама, живущая мечтой.

п.2. Литературные приёмы

Тему любого произведения помогают раскрывать символы. Легкое дыхание – это и есть основной символ данного рассказа. Бунин вкладывает в это понятие ощущение внутренней свободы, отрешенность от мирской суеты, от устаревших норм и правил. В символику легкого дыхания автор вкладывает основной смысл произведения, именно так и назван рассказ.

Легкое дыхание беспечно, ветрено, приносит удовольствие и радость. Здесь важно только одно – не перейти черту, где легкое дыхание переходит в легкомысленность, в необдуманные поступки.

п.3. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – это противостояние яркой свободной личности и серой безликой толпы. Оля Мещерская выделяется на фоне не только воспитанниц гимназии, но и ее преподавателей. Классная дама, приходящая на могилу Оли, живет в мире, созданном из ограничений. Не имея возможности дышать полной грудью, она пребывает в мире иллюзий. Оля же живет яркой и полной жизнью, она красиво одевается, открыто проявляет себя. Счастьем веет даже от ее могилы, где с медальона светят в мир веселые жизнерадостные глаза. Девушка прожила за свою короткую жизнь гораздо больше, чем зажатая и чопорная классная дама.

Смысл рассказа Легкое дыхание Бунина и его названия

Автор Admin На чтение 6 мин Опубликовано Обновлено

Иван Бунин — автор, который глубоко чувствовал проблемы общества. Тема любви занимает одно из значимых мест в его творчестве. В произведениях Ивана Бунина рассматриваются вечные вопросы существования: смысл жизни, смерть, искренность, лицемерие.

Автор пытается показать мгновения настоящего счастья и трагической несправедливости. Он восхищается женщинами, старается показать их противоречивые характеры, прикоснуться к их тайнам. Но о чем же книга «Лёгкое дыхание»? Что хотел сказать Иван Бунин этим произведением?

Смысл названия рассказа Легкое дыхание

Рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание» — одно из самых известных произведений русского писателя, дающее наиболее полное представленье о стиле и темах, самом духе его творчества. Чувственная бунинская проза для России была чем-то новым и непривычным – наша литература отличалась крайним целомудрием, даже когда касалась рискованных тем. А здесь перед нами история соблазненной и убитой девочки, преступление страсти. Хотя сам преступник соблазненным и покинутым, очевидно, счел себя, отчего и решился на убийство.

Рассказ далеко не так прост, как может показаться, и вся его глубина и многозначность раскрываются перед читателем постепенно, как и истинный смысл названия. Что же означает это «легкое дыхание»? Главная героиня, Оля Мещерская, в одной из сцен читает с подругами книгу, где описаны непременные признаки женской красоты, где среди прочих упоминается таинственное «легкое дыхание» — трудно понять, что здесь точно имеется в виду, но ясно, что это едва ли не главная загадка прелести.

Читая рассказ, мы понимаем, что Оля описана Буниным как живое олицетворение тайны женственности, юной красоты и лёгкости. Всего того, что сводит с ума и заставляет идти на преступления попавших в ее сети.

И чтобы мы живо прочувствовали всю силу красоты, Бунин мощным аккордом вводит трагичную, страшную ноту смерти, которая обостряет чувства до предела. Именно смертность земной прелести заставляет нас так остро переживать ее, как счастье, смешанное с горечью.

Легкое дыхание – это не только живой, почти детский характер Ольги, но еще и подчеркнутая хрупкость красоты, которую так легко погубить, словно стряхнуть пыльцу с крыльев бабочки. Легка и смертна красота, легка и скоротечна молодость. Все прекрасное в этом мире так нежизнеспособно, так бренно! Но удивительным образом, эта легкость оказывается сильнее смерти: красота и любовь — вечные силы, возрождающиеся бесконечно, каждый день и час.

Говорят, Бунин написал этот рассказ под впечатлением от кладбищенской прогулки – его поразил портрет юной девушки с прекрасным лицом и счастливыми глазами на одном из могильных камней. Писатель вспоминал и раннюю смерть своей милой сестры…

Сложная композиция рассказа с очевидно нарушенной хронологией – мы сразу узнаем, что речь идет об убийстве – тоже работает на главную идею, идею обреченности красоты. Таким образом, смысл названия рассказа «легкое дыхание» — таинственная природа красоты, ее обреченность и ее бессмертие.

О чем произведение «Лёгкое дыхание» Ивана Бунина

Начало произведения омрачено тоской и унынием. Печальное настроение, созданное писателем, наталкивает читателя на мысль, что впереди случится непоправимое.

Оля Мещерская — умная и привлекательная гимназистка. Девушка уверенна в себе. Юная красавица не боится показаться глупой и нелепой. Ольга не зависит от мнения окружающих. Девушка влюблена в жизнь. Весёлая гимназистка стремится воплотить в реальность все, что задумано. Оптимистка по жизни готова бросить вызов каждому, кто осмелится посягнуть на ее идеалы.

Главная героиня — признанная красавица. Про неё ходят слухи, завистники собирают сплетни. Поговаривают, что девушка купается во внимании поклонников. Однако Ольга не спешит делать выбор в пользу одного из них. Гимназистка крайне жестока в общении с представителями сильного пола. Но это не мешает ей радоваться жизни, посещать балы и все вечера проводить на катке. Это была последняя зима в жизни весёлой красавицы.

Ольга всем своим образом старалась подчеркнуть, что она ухоженная и привлекательная девушка: причудливые украшения, дорогая обувь. Однако в гимназии было заведено носить форму. Оля просто не могла носить модную и интересную одежду.

Однажды директриса упрекнула девушку в том, что ее внешний вид не соответствует образу прилежной ученицы. По ее мнению туфельки и украшения, которые носит гимназистка, больше подходят для взрослой женщины. Однако Ольга не согласилась с выводами директрисы. Она заявила, что она сама будет решать, что ей носить. Ольга Мещерская открыто сказала директрисе, что она и есть женщина, поэтому менять свой внешний вид не собирается. Девушка подчеркнула, что причиной такого поведения является никто иной, как Алексей Михайлович Малютин. Он же брат самой директрисы.

Своим резким и правдивым ответом гимназистка бросила вызов всему обществу. Юная девушка одевается так, как взрослая женщина, аргументируя свой выбор личными, интимными вещами. Ольгу такое поведение нисколько не смущает.

Летом на даче случилось то, что случилось. Прекрасная девушка стала женщиной. Алексей Михайлович Малютин был другом семьи Ольги. Когда на даче не было родителей, он заглянул к гимназистке в гости. Под предлогом плохой погоды Алексей Михайлович остался в доме. Он вёл себя как галантный кавалер. Ему 56, Оле 15. Невероятные комплименты, которыми Малютин усыпал юную девушку, сделали своё дело. Ольга Мещерская хотела поскорее стать взрослой. Она этого добилась. Но сделало ли это событие ее счастливой?

В завершении романа случилась трагедия. Алексей Михайлович застрелил юную красавицу. До него дошла информация, что Оля испытывает лишь отвращение к нему. Он не смог этого пережить. В последствии Малютин утверждал, что на вокзале он находился в состоянии из аффекта.

Смысл произведения Легкое дыхание

Трагедия человеческой жизни. Оля Мещерская — юная, чувственная, открытая девушка. Страсть и любовь к жизни захлестнули ее. Импульсивность, уверенность и оптимизм, присущие гимназистке поражают.

Однако общество встало на защиту убийцы. Алексей Михайлович заявил, что Оля сама его соблазнила, а потом предала. Его самолюбие было задето. Он не мог поверить, что для прекрасной девушки он лишь объект отвращения.

Что хотел сказать Иван Бунин своим произведением? Всему своё время. Не следует торопить события, пытаться побыстрее стать взрослыми. Нужно жить полной жизнью. Нужно чувствовать, что живёшь, а не существуешь. Не бояться высказывать своё мнение, бороться с несправедливостью и в каждом дне находить радость и счастье.

Олю Мещерскую понимали не все. Ее обсуждали и осуждали. А она стояла на своём, бросая вызов всему обществу. Победила ли он или осталась в проигравших? На этот вопрос каждый читатель отвечает сам.

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская, девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы  Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» — это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

 

Изучив анализ рассказа «Легкое дыхание» вы несомненно заинтересуетесь другими сочинениями, связанными с Иваном Алексеевичем Буниным:

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Книга», анализ рассказа Бунина
  • «Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина
  • «Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина
  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Легкое дыхание»

По писателю: Бунин Иван


Легкое дыхание «Темных аллей»

Легкое дыхание «Темных аллей»
Музыка Скрябина и Рахманинова помогла ощутить поэзию бунинской прозы

Они встретились, посмотрели друг другу в глаза – и прошли мимо. Разошлись в разные стороны. Но эта невстреча источала аромат романтического свидания. А в музыке, что предшествовала слову, слышались грезы о былом, осенний вечер и чувственный трепет ресниц…

Так начался концерт «Бунин. Темные аллеи» из абонементного цикла «Музыка и слово», посвященный 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Светлана Чудакова за роялем, звучит Прелюдия соль бемоль мажор Александра Скрябина (сочинение 11). На сцене Органного зала Андрей Колемасов и Ольга Ульяновская. Им предстоит сегодня быть и авторским голосом, и героями рассказов Бунина, то есть жить и чувствовать, как чувствовали себя русские люди в начале ХХ века, и в то же время своим голосом, своим художественным нервом соединить век нынешний и век минувший…

Пока звучал Скрябин, у слушателей было время погрузиться в атмосферу русского ренессанса – «Серебряного века». Выразителем этой эпохи и русского символизма и был Александр Николаевич Скрябин. Его музыка, окутанная дымкой гармонический созвучий, насыщенная изящной ритмикой, окрашенная чувственным томлением и философскими поисками смысла жизни, оказалась созвучна поэтической прозе Ивана Алексеевича Бунина. И хотя сам Бунин не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом», да и «Темные аллеи» писал за границей, в конце 30-х-начале 40-х годов, но образ России, который он создал в этом цикле рассказов, – это образ России «Серебряного века».

Бунин довольно долго числился по разряду запретных удовольствий. В школе о нем едва упоминали, один стих к заучиванию на все 10 лет, и даже в списке обязательного чтения для студентов филологов образца 80-х он был представлен весьма скупо. Хотя Бунина в Советском Союзе заново открыли в 1950-60-х годах, а «Темные аллеи» были включены в полное собрание сочинений в 1966-67-м. Но интерес к бунинской прозе всегда превышал границы дозволенного, допустимые образовательной программой. Его «Темные аллеи» источали едва уловимый запах порока. Он и манил. Была какая-то прелесть, неизъяснимое очарование в недоговоренности, в полунамеках, и даже утверждение писателя — «Настоящая любовь никогда не заканчивается браком» — принималось за истину, тогда, как хотелось совсем другого.

В пору студенческой юности главным было даже не содержание, а соотнесение «тогда» и «сейчас», проецирование судьбы героинь на свою… И вот эта фраза из «Солнечного удара»: «Я совсем не то, что вы могли обо мне подумать» — девушками с филфака заучивалась наизусть, чтобы при случае быть оброненной как бы невзначай. И вот вновь звучат те же слова, тот же плавный ритм фраз напоминает о неспешных прогулках в садах, о скользящем за кормой теплохода пейзаже, но совершенно иное впечатление рождают знакомые герои и сюжеты. Никакого порока, а, напротив, романтическое целомудрие, сдержанная страсть и смирение.

«Темные аллеи» и «Солнечный удар» читал Андрей Колемасов. В том, что Андрей – мастер художественного слова, нет никаких сомнений. Он, не раз участвуя в филармонических проектах, это доказывал. Но в чтении «Аллей» вдруг открыл еще одну грань писательского гения – как по-другому воспринимаются рассказы, если их не читать глазами, а слушать. Андрею Колемасову удалось извлечь и воспроизвести мелодику прозы Бунина. Конечно, она была усилена музыкой Рахманинова, еще одного русского гения России «Серебряного века». И все же, все же… Уже не слова были важны, не сам сюжет о встрече барина с бывшей горничной и не история случайной связи прапорщика и попутчицы («Солнечный удар»), а интонация, паузы, тембр голоса, его фактура… Голос стал музыкой и соединился с тревожно-драматическими пассажами Рахманинова, и вслед за музыкой, которая высветляла островки задушевного лиризма, вел к высотам духовного прозрения.

Ольге Ульяновской, актрисе Томского ТЮЗа, дебютировавшей на сцене Органного зала в филармоническом проекте, его автор, сценарист и режиссер Вера Тимофеева, доверила читать «женские» истории – «Легкое дыхание» и «Холодную осень». И вновь Скрябин с Рахманиновым вошли в резонанс с бунинской прозой. А к чувственным надрывам фортепиано добавил свой тоскующий голос альт Андрея Чудакова. И образ легкого дыхания, этой отличительной черты настоящей девушки, материализовался в чертах и дыхании Ольги Ульяновской. Низкие, слегка затемненные звуки альта, игравшего романс Рахманинова, в трагической развязке истории Оленьки Мещерской из рассказа «Легкое дыхание» произвели эффект катарсиса – очищения слезами. Редко исполняемая со сцены «Холодная осень» прозвучала как-то очень тревожно, потому что внезапно обнажилась ее актуальность.

Последний рассказ «Чистый понедельник» артисты читали вдвоем в сопровождении фортепиано Светланы Чудаковой и виолончели Светланы Голярчук. Диалог Прелюдий Рахманинова и Скрябина, а также Сонаты Рахманинова для виолончели еще больше убедил в конгениальности композиторов и писателя. Три столпа русской культуры были явлены так зримо, так выпукло и ощутимо, что казалось, сейчас на поклон вместе артистами выйдут и те, кто создавал почти век назад музыку и слово «Серебряного века».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК

Управление стрессом: дыхательные упражнения для расслабления

Обзор

Вы когда-нибудь замечали, как вы дышите, когда чувствуете себя расслабленным? В следующий раз, когда вы расслабитесь, обратите внимание на ощущения своего тела. Или подумайте о том, как вы дышите, когда просыпаетесь утром или незадолго до сна. Дыхательные упражнения могут помочь вам расслабиться, потому что они заставляют ваше тело чувствовать себя так, как будто вы уже расслаблены.

Глубокое дыхание — один из лучших способов снизить стресс в организме. Это потому, что когда вы глубоко дышите, это посылает вашему мозгу сигнал успокоиться и расслабиться. Затем мозг отправляет это сообщение вашему телу. Все те вещи, которые случаются, когда вы находитесь в состоянии стресса, например учащенное сердцебиение, учащенное дыхание и высокое кровяное давление, уменьшаются, когда вы глубоко дышите, чтобы расслабиться.

  • То, как вы дышите, влияет на все ваше тело. Дыхательные упражнения — хороший способ расслабиться, снять напряжение и снять стресс.
  • Дыхательным упражнениям легко научиться.Вы можете делать их, когда захотите, и для этого вам не нужны никакие специальные инструменты или оборудование.
  • Вы можете выполнять разные упражнения, чтобы определить, какое из них лучше всего подходит для вас.

Как вы делаете дыхательные упражнения?

Есть много дыхательных упражнений, которые помогут расслабиться. Первое упражнение, приведенное ниже — дыхание животом — легко освоить и легко выполнять. С этого лучше всего начинать, если вы никогда раньше не делали дыхательных упражнений. Остальные упражнения более сложные. Все эти упражнения помогут расслабиться и снять стресс.

Дыхание животом

Дыхание животом легко выполнять и очень расслабляет. Выполняйте это базовое упражнение в любое время, когда вам нужно расслабиться или снять стресс.

  1. Сядьте или лягте в удобном положении.
  2. Положите одну руку на живот чуть ниже ребер, а другую — на грудь.
  3. Сделайте глубокий вдох через нос и позвольте животу вытолкнуть руку наружу. Ваша грудь не должна двигаться.
  4. Выдохните через сжатые губы, как будто вы насвистываете.Почувствуйте, как рука на животе входит внутрь, и вытолкните ею весь воздух.
  5. Сделайте это дыхание от 3 до 10 раз. Не торопитесь с каждым вдохом.
  6. Обратите внимание, как вы себя чувствуете в конце упражнения.

Следующие шаги

После того, как вы освоите дыхание животом, вы можете попробовать одно из этих более сложных дыхательных упражнений. Попробуйте все три и посмотрите, какой из них лучше всего подходит для вас:

  • 4-7-8 дыхание
  • Ролик дыхательный
  • Утреннее дыхание

4-7-8 дыхание

В этом упражнении также используется дыхание животом, чтобы помочь вам расслабиться.Вы можете выполнять это упражнение сидя или лежа.

  1. Для начала положите одну руку на живот, а другую на грудь, как в упражнении на дыхание животом.
  2. Сделайте глубокий медленный вдох животом и молча сосчитайте до 4 на вдохе.
  3. Задержите дыхание и молча сосчитайте от 1 до 7.
  4. Полностью выдохните, молча считая от 1 до 8. Постарайтесь выпустить весь воздух из легких к тому моменту, когда вы сосчитаете до 8.
  5. Повторите от 3 до 7 раз, пока не почувствуете себя спокойно.
  6. Обратите внимание, как вы себя чувствуете в конце упражнения.

Ролик дыхательный

Роликовое дыхание помогает вам в полной мере использовать свои легкие и сосредоточиться на ритме своего дыхания. Делать это можно в любом положении. Но пока вы учитесь, лучше всего лечь на спину, согнув колени.

  1. Положите левую руку на живот, а правую — на грудь.Обратите внимание, как двигаются ваши руки при вдохе и выдохе.
  2. Практикуйтесь в наполнении нижних лёгких дыханием так, чтобы ваша «животная» (левая) рука поднималась вверх при вдохе, а ваша «грудная» (правая) рука оставалась неподвижной. Всегда дышите через нос и выдыхайте через рот. Сделайте это 8-10 раз.
  3. Когда вы наполнили и опорожнили нижние легкие 8–10 раз, добавьте к дыханию второй шаг: сначала вдохните в нижние легкие, как и раньше, а затем продолжайте вдыхать в верхнюю часть грудной клетки.Дышите медленно и регулярно. При этом ваша правая рука поднимется, а ваша левая рука немного опускается, когда ваш живот опускается.
  4. Медленно выдыхая через рот, издайте тихий свистящий звук, когда сначала упадет левая, а затем правая рука. На выдохе почувствуйте, как напряжение покидает ваше тело по мере того, как вы расслабляетесь все больше и больше.
  5. Практикуйте вдох и выдох таким образом в течение 3-5 минут. Обратите внимание на то, что движение вашего живота и груди поднимается и опускается, как движение катящихся волн.
  6. Обратите внимание, как вы себя чувствуете в конце упражнения.

Практикуйте вращательное дыхание ежедневно в течение нескольких недель, пока вы не сможете делать это практически где угодно. Вы можете использовать его как инструмент мгновенного расслабления в любое время, когда он вам понадобится.

Осторожно: У некоторых людей кружится голова в первые несколько раз, когда они пытаются дышать вращением. Если вы начинаете дышать слишком быстро или чувствуете головокружение, замедлите дыхание. Вставай медленно.

Утреннее дыхание

Попробуйте это упражнение, когда вы впервые встаете утром, чтобы уменьшить жесткость мышц и очистить закупоренные дыхательные пути.Затем используйте его в течение дня, чтобы снять напряжение в спине.

  1. Из положения стоя наклонитесь вперед в пояснице, слегка согнув колени, позволяя рукам свисать близко к полу.
  2. Когда вы вдыхаете медленно и глубоко, вернитесь в положение стоя, медленно скатываясь, поднимая голову в последнюю очередь.
  3. В этом положении стоя задержите дыхание всего на несколько секунд.
  4. Медленно выдохните, возвращаясь в исходное положение, наклоняясь вперед в пояснице.
  5. Обратите внимание, как вы себя чувствуете в конце упражнения.

Кредиты

Текущий по состоянию на: 31 августа 2020 г.

Автор: Healthwise Staff
Медицинский обзор:
Патрис Берджесс, доктор медицины, семейная медицина
Кэтлин Ромито, доктор медицины, семейная медицина
Адам Хусни, доктор медицинских наук, семейная медицина
Кристин Р. Мальдонадо, доктор философии, психиатрическая помощь

По состоянию на 31 августа 2020 г.

Автор: Здоровый персонал

Медицинский обзор: Патрис Берджесс, доктор медицины — семейная медицина и Кэтлин Ромито, доктор медицины — семейная медицина и Адам Хасни, доктор медицины — семейная медицина, и Кристин Р.Мальдонадо PhD — Психологическое здоровье

Упражнения для глубокого дыхания и методы снятия стресса и снятия стресса

Сделайте глубокий вдох. Теперь выпустите его. Вы уже можете заметить разницу в том, как вы себя чувствуете. Дыхание — мощный инструмент для снятия стресса и уменьшения беспокойства. Некоторые простые дыхательные упражнения могут иметь большое значение, если вы сделаете их частью своей повседневной жизни.

Прежде чем начать, запомните следующие советы:

  • Выберите место для дыхательных упражнений.Это может быть ваша кровать, пол в гостиной или удобное кресло.
  • Не заставляйте. Это может вызвать у вас стресс.
  • Попробуйте делать это в одно и то же время один или два раза в день.
  • Носите удобную одежду.

Многие дыхательные упражнения занимают всего несколько минут. Когда у вас будет больше времени, вы можете заниматься ими 10 минут или больше, чтобы получить еще большую пользу.

Глубокое дыхание

Большинство людей делают короткие поверхностные вдохи грудью.Это может вызвать у вас беспокойство и лишить вас энергии. С помощью этой техники вы научитесь делать более глубокие вдохи, вплоть до живота.

  1. Устраивайтесь поудобнее. Вы можете лечь на спину в кровать или на пол, подложив подушку под голову и колени. Или вы можете сесть на стул, опираясь плечами, головой и шеей на спинку стула.
  2. Вдохните через нос. Пусть живот наполнится воздухом.
  3. Сделайте выдох через нос.
  4. Положите одну руку на живот.Вторую руку положите себе на грудь.
  5. Когда вы вдыхаете, почувствуйте, как поднимается живот. На выдохе почувствуйте, как ваш живот ниже. Рука на животе должна двигаться больше, чем на груди.
  6. Сделайте еще три полных глубоких вдоха. Полностью вдохните животом, когда он поднимается и опускается вместе с вашим дыханием.

Фокус дыхания

Делая глубокое дыхание, мысленно используйте картинку и слово или фразу, чтобы расслабиться.

  1. Закройте глаза, если они открыты.
  2. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  3. Вдохните. Делая это, представьте, что воздух наполнен чувством мира и покоя. Постарайтесь почувствовать это всем телом.
  4. Сделайте выдох. Пока вы это делаете, представьте, что воздух уходит от вашего стресса и напряжения.
  5. Теперь произносите слово или фразу на своем дыхании. На вдохе скажите в уме: «Я вдыхаю мир и покой».
  6. На выдохе скажите в уме: «Я выдыхаю стресс и напряжение.
  7. Продолжайте в течение 10-20 минут.

Равное время для вдоха и выдоха

В этом упражнении вы сопоставите продолжительность вдоха и продолжительность выдоха. Со временем вы увеличите как долго вы можете дышать и выдыхать одновременно.

  1. Сядьте поудобнее на полу или на стуле.
  2. Вдохните через нос. Во время этого сосчитайте до пяти.
  3. Выдохните через носом на счет 5.
  4. Повторить несколько раз.

Как только вы почувствуете себя комфортно с дыханием на пять счетов, увеличьте продолжительность вдоха и выдоха. Вы можете работать с вдохами, которые длятся до 10 счетов.

Прогрессивное расслабление мышц

В этой технике вы делаете вдох, когда напрягаете группу мышц, и выдыхаете, когда расслабляете ее. Прогрессивное расслабление мышц помогает расслабиться физически и морально.

  1. Лягте удобно на полу.
  2. Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы расслабиться.
  3. Вдохните. Напрягите мышцы ног.
  4. Сделайте выдох. Снимите напряжение в ногах.
  5. Вдохните. Напрягите икроножные мышцы.
  6. Сделайте выдох. Снимите напряжение в икрах.
  7. Продвигайтесь вверх по телу. Напрягите каждую группу мышц. Сюда входят ноги, живот, грудь, пальцы, руки, плечи, шея и лицо.

Модифицированное дыхание льва

Выполняя это упражнение, представьте, что вы лев. Выдохните с большим открытым ртом.

  1. Сядьте поудобнее на полу или в кресле.
  2. Вдохните через нос. Полностью наполните живот воздухом.
  3. Когда вы больше не можете дышать, откройте рот как можно шире. Выдохните со звуком «HA».
  4. Повторить несколько раз.

Что такое дыхание 4-7-8? Польза осознанного дыхания для здоровья и благополучия

Техника дыхания 4-7-8 основана на дыхательных упражнениях пранаямы.Пранаяма — это древняя йогическая практика контроля дыхания. Было доказано, что эти типы внимательных дыхательных упражнений имеют много преимуществ для снятия стресса и расслабления. Техника дыхания 4-7-8 была разработана доктором Эндрю Вейлом. Он называет это «естественным транквилизатором для нервной системы».

Как практиковать дыхание 4-7-8

Вы можете практиковать дыхание 4-7-8 где угодно и в любое время. Когда вы впервые учитесь, старайтесь практиковаться как минимум два раза в день, но вы можете делать это так часто, как захотите.Вначале делайте это только четыре цикла подряд. После того, как вы к нему привыкнете, вы сможете работать до восьми циклов. Сначала вы можете почувствовать головокружение, но это пройдет.

  1. Найдите удобное место, чтобы сесть с прямой спиной.
  2. Прижмите язык к тыльной стороне верхних зубов и держите его там.
  3. Полностью выдохните через рот вокруг языка, издавая свистящий звук. Сожмите губы, если это поможет.
  4. Закройте губы и вдохните через нос, считая до четырех.
  5. Задержите дыхание на счет до семи.
  6. Выдохните полностью через рот, издавая свистящий звук на счет до восьми.
  7. Это завершает один цикл. Повторите еще три цикла.

Делайте 4-7-8 дыхательных движений каждый раз, когда чувствуете стресс. По мере использования он станет более мощным. Практикуйтесь в этом, прежде чем реагировать на неприятную ситуацию и всякий раз, когда у вас возникают проблемы с засыпанием.

Преимущества глубокого медленного дыхания

Практики осознанного дыхания, такие как дыхание 4-7-8, могут дать то, что Гарвардский кардиолог д-р.Герберт Бенсон назвал релаксационной реакцией. У вас есть естественная реакция на стресс, которая помогает вам справляться с опасными ситуациями. Такая реакция «бей или беги» может помочь вам выжить, но может сказаться на вашем здоровье, когда его чрезмерно используют для повседневных стрессов.

Эта реакция на стресс подавляет вашу иммунную систему и может вызвать другие проблемы со здоровьем, включая высокое кровяное давление, депрессию и беспокойство. Реакция расслабления прерывает эту реакцию на стресс с глубоким чувством покоя.Другие преимущества могут включать:

Снижение беспокойства. Исследование студентов колледжа показало, что практика пранаямы снижает тревожность перед тестами у студентов. Другое исследование пожилых людей показало снижение тревожности после двух месяцев выполнения упражнений на глубокое дыхание.

Пониженное артериальное давление. Было показано, что медленное глубокое дыхание в течение пяти минут снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений у людей, которые его практикуют.

Улучшенный сон. Одним из негативных побочных эффектов стресса может быть нарушение сна.Когда ваше тело охвачено стрессовой реакцией, может быть почти невозможно заснуть. Выполнение техник глубокого медленного дыхания, таких как дыхание 4-7-8, может вызвать у вашего тела реакцию расслабления и помочь вам заснуть.

Меньше боли. Исследование 16 здоровых людей показало, что те, кто практиковал расслабленное глубокое дыхание, испытывали меньшую боль, чем те, кто практиковал глубокое дыхание, требующее много постоянного внимания. Обе группы испытали меньше напряжения, гнева и депрессии.

Повышение концентрации внимания. В исследовании 2017 года изучалось влияние восьми недель глубокого медленного брюшного дыхания на внимание, эмоции и уровень стресса. После тренировки участники группы глубокого дыхания лучше справились с тестами на внимание и у них было меньше отрицательных эмоций.

Насколько глубокое медленное дыхание влияет на ваше тело

Глубокое дыхание, практикуемое как часть техники дыхания 4-7-8, помогает успокоить ваше тело, активируя парасимпатическую нервную систему.Автоматические функции вашего тела, такие как сердцебиение и пищеварение, контролируются вашей автоматической нервной системой. Эта система состоит из двух частей: симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы.

Симпатическая нервная система контролирует реакцию вашего организма на стресс. Парасимпатическая нервная система контролирует реакцию вашего тела на отдых и расслабление. Когда вы активируете одно из них, вы подавляете другое. Вот почему глубокое дыхание так эффективно вызывает расслабляющую реакцию.

Техника дыхания 4-7-8 — это один из методов глубокого дыхания, который вы можете использовать для получения всех этих преимуществ. Однако не имеет значения, какой именно метод вы используете. Если метод 4-7-8 вам не подходит, вы можете попробовать другой. Вы должны ощутить релаксационную реакцию при любом методе дыхания, медленном и глубоком.

Попробуйте эти простые дыхательные упражнения, чтобы успокоиться

Узнайте больше об услугах и процедурах комплексной медицины SCL Health.

Иногда бывает трудно вспомнить даже самые простые вещи, когда мы находимся в муках тревоги или в стрессовой ситуации. Когда тревога наступает сильно, это может вызвать у нас гипервентиляцию и ухудшить и без того негативную ситуацию. Это не весело. Но если у нас есть возможность найти время, чтобы овладеть основами, такими как дыхание, то довольно часто после этого все остальное становится на свои места. Взяв под контроль свое дыхание, мы можем начать контролировать другие вещи в нашей жизни, которые могут казаться неуправляемыми.

Наши тела немедленно реагируют на успокаивающие дыхательные упражнения, при которых мы испытываем более низкую частоту сердечных сокращений, снижение мышечного напряжения, более низкое кровяное давление и меньшее потребление кислорода. Итак, давайте сделаем несколько глубоких вдохов и научимся успокаивать себя с помощью простых упражнений. Готовый?

Освоение более глубокого и лучшего дыхания

Прежде чем мы перейдем к непосредственным упражнениям, важно убедиться, что у вас правильное дыхание. (Да, в этом случае есть «правильный» способ дышать.Когда мы нервничаем или нервничаем, у нас есть дурная привычка делать много коротких легких вдохов верхними легкими. Вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы вдыхать воздух полностью в нижние легкие и наполнять их. Подумайте о глубоких, медленных вдохах. Если все сделано правильно, ваши легкие наполнятся, раздвинут диафрагму и расширят живот.

Изучение различных методов

Существует несколько различных методов успокаивающих дыхательных упражнений, поэтому стоит попробовать их все и посмотреть, какой из них вам больше нравится.

4-7-8 Дыхание

Прилягте или найдите удобное место для этой техники. Сначала прижмите кончик языка к нёбу за двумя передними зубами. Постарайтесь удерживать язык в этом положении все время.

В цикле одного дыхания:

  1. Раздвиньте губы и выдыхайте со свистом через рот.
  2. Теперь закройте губы и вдохните через нос, мысленно считая до четырех.
  3. Затем задержите дыхание на семь секунд.
  4. Наконец, выдохните через рот в течение восьми секунд с еще одним сильным свистом.

Повторите это четыре раза, чтобы почувствовать успокаивающий эффект этого упражнения. После того, как вы освоитесь, можно повторить до восьми раз. Совет от профессионала: это также отличный способ подготовиться ко сну!

Роликовое дыхание

Это отличный способ прислушаться к ритму своего дыхания. Не стесняйтесь практиковать эту технику в любом положении, но лежа на спине — хороший способ познакомиться с этой техникой.

  1. Положите левую руку на живот, а правую — на грудь. Обратите внимание на то, как двигаются ваши руки при вдохе и выдохе.
  2. Вдохните через нос так, чтобы левая рука (живот) поднималась вверх при вдохе, а правая рука (грудь) оставалась неподвижной. Выдохните через рот. Сделайте это восемь-десять раз.
  3. После того, как вы повторите восемь-десять раз, теперь пора добавить следующий шаг к вашему дыханию. Сначала вдохните в нижние легкие, а затем продолжайте вдыхать в верхнюю часть груди.Сделайте глубокий и медленный вдох. Правая рука (грудь) должна подниматься, а левая рука (живот) опускаться.
  4. Медленно выдохните через рот и обратите внимание, как сначала падает левая, а затем правая рука.

Практикуйте этот тип дыхания от трех до пяти минут. Обратите внимание на движения вашей руки на животе и руки на груди, чередующиеся, как накатывающиеся волны.

Альтернативное дыхание через ноздри

Последний популярен среди людей, занимающихся йогой, и должен приносить практикующему спокойствие и уравновешенность.Поэтому для начала сядьте в удобную медитативную позу.

  1. Держите большой палец правой руки над правой ноздрей и глубоко вдохните через левую ноздрю.
  2. Как только вы полностью вдохнете, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и выдохните через правую ноздрю.
  3. Теперь переключитесь — вдох через правую ноздрю, закрой ее большим пальцем правой руки и выдох через левую ноздрю.

Повторяйте это в течение нескольких минут или пока не почувствуете себя значительно более сосредоточенным.В отличие от других упражнений, эта техника заряжает нас энергией и фокусирует, а не входит в состояние глубокого расслабления.

За пределами дыхания

Имейте в виду, что дыхание может творить чудеса, помогая очистить ваш разум, но воспринимайте его как своего рода кнопку перезагрузки. Практикуя эти техники, постарайтесь сосредоточиться на своем дыхании, и все. Не позволяйте негативным мыслям или мирским заботам вторгаться в эти священные моменты. Затем, когда вы почувствуете себя более здоровым, вы сможете работать над решением своих проблем с новой точки зрения!

Упражнения и методы диафрагмального дыхания

Что такое диафрагма?

Диафрагма — самая эффективная дыхательная мышца.Это большая куполообразная мышца, расположенная у основания легких. Мышцы живота помогают двигать диафрагмой и дают вам больше возможностей для опорожнения легких. Но хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) может препятствовать эффективной работе диафрагмы.

При ХОБЛ воздух часто задерживается в легких, давя на диафрагму. Тогда мышцы шеи и груди должны взять на себя повышенную долю работы по дыханию. Это может привести к ослаблению и сплющиванию диафрагмы, что приведет к снижению ее эффективности.

Что такое диафрагмальное дыхание?

Диафрагмальное дыхание предназначено для того, чтобы помочь вам правильно использовать диафрагму при дыхании до:

  • Усилить диафрагму
  • Уменьшите работу дыхания, уменьшив частоту дыхания
  • Снижение потребности в кислороде
  • Используйте меньше усилий и энергии, чтобы дышать

Техника диафрагмального дыхания

Лягте на спину на ровную поверхность или в кровать, согнув колени и поддерживая голову.Вы можете использовать подушку под коленями, чтобы поддерживать ноги. Положите одну руку на верхнюю часть груди, а другую — чуть ниже грудной клетки. Это позволит вам почувствовать движение диафрагмы при дыхании.

Медленно вдохните через нос так, чтобы живот выдвинулся против руки. Рука на груди должна оставаться как можно более неподвижной.

Напрягите мышцы живота, позволяя им опускаться внутрь при выдохе через сжатые губы (см. « Техника дыхания через сжатые губы »).Рука на верхней части груди должна оставаться как можно более неподвижной.

Когда вы впервые изучите технику диафрагмального дыхания, вам может быть легче следовать инструкциям лежа, как показано выше. По мере того, как вы набираетесь опыта, вы можете попробовать технику диафрагмального дыхания, сидя в кресле, как показано ниже.

Для выполнения этого упражнения сидя на стуле:

  1. Сядьте удобно, согнув колени и расслабив плечи, голову и шею.
  2. Положите одну руку на верхнюю часть груди, а другую — чуть ниже грудной клетки. Это позволит вам почувствовать движение диафрагмы при дыхании.
  3. Медленно вдохните через нос, чтобы живот выдвинулся к руке. Рука на груди должна оставаться как можно более неподвижной.
  4. Напрягите мышцы живота, позволяя им опускаться внутрь, когда вы выдыхаете через сжатые губы. Рука на верхней части груди должна оставаться как можно более неподвижной.

Примечание: Вы можете заметить, что для правильного использования диафрагмы потребуется повышенное усилие.Сначала вы, вероятно, устанете во время выполнения этого упражнения. Но продолжайте, потому что с продолжением практики диафрагмальное дыхание станет легким и автоматическим.

Как часто мне следует выполнять это упражнение?

Сначала выполняйте это упражнение 5-10 минут примерно 3-4 раза в день. Постепенно увеличивайте количество времени, которое вы тратите на это упражнение, и, возможно, даже увеличивайте его усилие, кладя книгу на живот.

Уменьшите стресс, используя дыхание

Снизьте стресс с помощью дыхания

Сосредоточение внимания на дыхании — мощный инструмент.Изучите дыхательные техники, облегчающие беспокойство, депрессию и другие проблемы, связанные со стрессом.

Лаура А. Петерсон, Р.Н.

В моменты стресса ваши мысли могут быть направлены на прошлые сожаления и беспокойство о будущем. К счастью, у вас есть легко доступный и бесплатный инструмент, который можно использовать для управления стрессом — ваше дыхание.

Дыхательные практики — отличный способ больше контактировать со своим разумом, телом и духом. Глубокое осознанное дыхание (йогическое дыхание) можно использовать как якорь, чтобы оставаться в настоящем моменте.Сознательное дыхание также можно использовать, чтобы почувствовать энергию своих эмоций, особенно неудобных, от которых вы можете попытаться избавиться.

В стрессовые моменты осознанное дыхание позволяет перемещать и высвобождать негативную энергию вместо того, чтобы накапливать ее в теле. Это важно, потому что накопленная энергия часто проявляется в виде мышечного напряжения и других физических недомоганий.

У работы с дыханием есть и другие преимущества. Это может повысить бдительность и приток кислорода, а также позволить вашему телу быстрее выводить токсины.Хотя дыхание — это то, что ваше тело делает естественным образом, это также навык, который можно отточить.

Виды дыхания

Два основных типа дыхания:

  • Грудное дыхание, , при котором задействуются вторичные мышцы верхней части грудной клетки. Грудное дыхание предназначено для использования в ситуациях большого напряжения, таких как спринт или гонка. Во время стрессовых ситуаций вы можете непреднамеренно прибегнуть к грудному дыханию. Это может привести к напряжению мышц плеч и шеи, а иногда даже к головным болям.Хронический стресс может усилить эти симптомы.
  • Диафрагмальное дыхание, , которое исходит от доминирующей дыхательной мышцы тела — диафрагмы. Этот тип дыхания более эффективен и действенен. Это может привести к ощущению расслабления вместо стеснения.

Диафрагмальное дыхание

Диафрагмальное дыхание — отличный способ снизить стресс. Для начала попробуйте выполнить приведенное ниже упражнение в одиночку или с партнером:

  • Примите удобное положение.Закройте глаза и обратите внимание на свое тело и дыхание.
  • Сделайте глубокий вдох через нос, позволяя животу наполняться воздухом и мягко расширяться. Выдохните, расслабившись и выпуская весь воздух через нос.
  • Положите одну руку на живот прямо под пупком, а другую руку на верхнюю часть груди. Сделайте глубокий вдох через нос и выдох через нос. Почувствуйте прохладу воздуха, когда он входит, и тепло, когда он выходит.
  • Когда вы вдыхаете и выдыхаете через нос, сосредоточьтесь на смещении дыхания, чтобы вы могли чувствовать подъем и спад своего дыхания в животе больше, чем в груди.Другими словами, заставьте руку, лежащую на животе, двигаться больше, чем руку на груди. Сделайте глубокий вдох через нос, направив его через заднюю стенку горла к животу. На выдохе через нос позвольте вашему животу медленно сдуться.
  • Сделайте еще три медленных, глубоких вдоха, сознательно сосредотачиваясь на подъеме и опускании живота. Продолжайте дышать полностью и глубоко, позволяя телу и доверяя ему, пока дыхание замедляется и становится более расслабленным.

Преимущества глубокого дыхания выходят за рамки мгновенного снятия стресса.Многие исследования показали, что глубокое йогическое дыхание помогает сбалансировать вегетативную нервную систему, которая регулирует непроизвольные функции организма, такие как контроль температуры и функцию мочевого пузыря. Это может помочь облегчить симптомы связанных со стрессом расстройств и состояний психического здоровья, таких как тревога, общий стресс, депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство.

Наконец, поразмышляйте над этим отрывком Донны Фархи из «Книги о дыхании: хорошее здоровье и жизненная сила через важную работу с дыханием», чтобы помочь вам понять важность собственного дыхания: «Дыхание — одна из самых простых вещей в мире.Мы вдыхаем, мы выдыхаем. Когда мы дышим с настоящей свободой, мы не цепляемся за дыхание и не удерживаем его. … Процесс дыхания — это самая точная метафора нашего личного подхода к жизни, того, как мы живем и как мы реагируем на неизбежные изменения, которые приносит нам жизнь ».

23 марта 2017 г. Показать ссылки
  1. Фархи Д. Книга о дыхании: хорошее здоровье и жизненная сила через важную работу с дыханием. Нью-Йорк: Генри Холт и компания; 1996 г.
Узнать больше Подробно

.

3 дыхательных упражнения для снятия стресса

Подробности Журнал Улучшение ритма и качества вашего дыхания может раскрыть истинный потенциал вашего тела — как в тренажерном зале, так и за его пределами.

Когда чемпион страны по фридайвингу Танк Шаде не задерживает дыхание — что он может делать более семи минут — он делает то же самое, что и все мы: дышит.

За исключением Шаде, который недавно побил национальный рекорд, заплыв 218 метров на одном дыхании, знает немного больше о том, как воздух, который принимает наше тело, влияет на нас.

«Дыханием мы занимаемся весь день, каждый день, но немногие делают это правильно», — говорит он. «Большинство людей дышат поверхностно — полудохи, которые не заходят глубже груди.Диафрагмальное дыхание — это простой способ снять стресс, снизить частоту сердечных сокращений и кровяное давление, а также восстановить силы, чтобы продолжить свой день ».

Даже больше: это может повысить вашу производительность. Исследования показали, что когда утомляются ваши дыхательные мышцы, то же самое происходит и с другими мышцами. Хорошая новость в том, что укрепить легкие можно так же просто, как время от времени делать несколько глубоких вдохов. Вот три упражнения, которые обещают вдохнуть спокойную силу во все аспекты вашей жизни:

1.Глубокое и поверхностное дыхание

Упражнение: сядьте на стул или лягте на коврик. Положите одну руку на грудь и сделайте глубокий вдох. Теперь поместите ту же руку у основания живота и сделайте глубокий вдох. Сосредоточьтесь на том, чтобы живот поднимал руку вверх, а грудь оставалась неподвижной. Повторите от 6 до 8 вдохов, затем объедините грудное и брюшное дыхание. Представьте, что вы наливаете воду в колодец. Вы хотите, чтобы колодец наполнялся от нижней части диафрагмы до верхней части груди.

Преимущества: Максимальное количество кислорода и открытие легких. Напряженные мышцы и ткани, окружающие ребра, не являются хорошим рецептом для аэробной тренировки, но глубокое дыхание может помочь их расслабить.

2. Напряжение на выдохе

Упражнение: сделайте большой медленный вдох. Удерживайте его в течение трех секунд, затем, прижав верхние передние зубы к нижней губе, сделайте пассивный выдох. Ваш выдох должен длиться как минимум вдвое дольше, чем вдох.В конце выдоха сделайте паузу на мгновение, затем повторите.

Преимущества: это снижает частоту сердечных сокращений, поэтому помогает в стрессовых, вызывающих беспокойство ситуациях. «Я использую подобную технику перед соревнованиями», — говорит Шаде. «Это успокаивает разум, снижает частоту сердечных сокращений и расслабляет».

3. Ослабление натяжения

Упражнение: лягте на пол и объедините два вышеуказанных упражнения.Закройте глаза и на каждом выдохе сосредоточьтесь на расслаблении части тела, начиная с ступней и заканчивая лбом.

Преимущества: это хорошо для «направления, в котором вы используете свою энергию», — говорит Шаде. Когда вы напряжены, вы тратите больше энергии, чем нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *