Личностные коммуникационные потребности — Студопедия
Личностные потребности отличаются тем, что их носитель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делятся на биогенные (витальные, органические), принадлежащие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИвесьма многочисленны; перечислим важнейшие из них:
АИ1.Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потребность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.
АИ2.Физиологические предпосылки духовной деятельности:
АИ2.1.Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.
АИ2.2.Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над отрицательными.
АИ2.3.Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.
АИ2.4.Волевая потребность — потребность преодолевать препятствия и страх.
Таблица 8.1
Общее сопоставление потребностей
разного происхождения
Типологические признаки | А. Абсолютные Потребности | В. Вторичные потребности | С. Спонтанные потребности |
Типы рассогласований | Рассогласование между наличными и необходимыми условиями стабильности (гомеостаза) субъекта-носителя | Рассогласование наличных и требуемых инструментов целенаправленной деятельности; неполнота структуры деятельности | Субъективно переживаемое рассогласование между наличным и желаемым состоянием дел |
Осмысленность субъектом-носителем | Необязательна | Обязательна | Необязательна |
Эмоциональная окраска | Всегда имеется | Нейтральная | Ярко выраженная |
Происхождение | Естественны. Диктуются внешней средой (генетической программой или программой социогенеза) | Зависят от исторически обусловленной структуры деятельности | Возникают и изменяются непредсказуемым образом |
Условия возникновения и удовлетворения | Действуют постоянно в колебательном режиме; дезактивируются при насыщении | Возникают эпизодически и исчезают при дополнении структуры деятельности до нормального состояния | Возникают спонтанно, не дезактивируются, а напротив, усиливаются в результате удовлетворения |
Следствия неудовлетворения | Нарушение целостности или даже гибель субъекта; компенсация одних потребностей за счет удовлетворения других недопустима | Неудовлетворение ведет к компенсации недостающих инструментов другими, либо к изменению вида деятельности | Неудовлетворение переживается болезненно, но не представляет угрозы для существования субъекта; невозможна замена одних предметов потребности другими |
Количество | Конечно, исчислимо | Не менее числа видов деятельности | Бесконечно |
Таблица 8.2
Типизация коммуникационных потребностей
Субъекты Происхождение | Индивидуальная личность (И) | Целевая социальная группа (Г) | Общество в целом (М) |
А-потребности | АИ. Абсолютные, индивидуальные | АГ. Абсолютные групповые | AM. Абсолютные общественные |
В-потребности | ВИ. Вторичные индивидуальные | ВГ. Вторичные групповые | ВМ. Вторичные общественные |
С-потребности | СИ. Спонтанные индивидуальные | СГ. Спонтанные групповые | СМ. Спонтанные общественные |
АИ2.5.Потребность в игре.
АИ2.6.Мнемическая потребность — потребность в памяти.
АИ2.7.Контактная потребность — потребность в общении с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — потребность говорить и понимать услышанную речь.
АИ3.Другие биогенные абсолютные личностные потребности.
Среди биогенных потребностей обнаруживаются такие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность
Социогенные АИ-потребности — результат общественного образа жизни хомо сапиенс и культурной трансформации биогенных потребностей. Они столь же естественны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные.
АИ4.
АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразовании окружающей среды; потребность в творческом физическом труде и изготовлении орудий.
АИ4.2. Потребность в организации социальной жизни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности рода (семьи).
АИ4.3. Другие социогенные материальные потребности личности.
АИ5. Духовные социогенные потребности:
АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверждении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.
АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиночества, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.
АИ5.3. Познавательная потребность.
АИ5.4. Этическая потребность.
АИ5.5. Эстетическая потребность.
АИ5.6.Коммуникационная потребность.
В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (подавление контактной потребности АИ2.7),
В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6),которая развивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей
Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульс к самореализации(самоутверждению) («человеческая воля к жизни» А. Шопенгауэра, «воля к власти» Ф. Ницше, «стремление к превосходству» А. Адлера, «притязание» К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1).Когда советуют человеку «найти себя», «стать самим собой», идет речь о нахождении такой области, где данный индивид мог бы воплотить свой импульс самореализации наиболее полным образом. Различаются внешняя и внутренняя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовершенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутренняя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство
Социализацияпредставляет собой не что иное как освоение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2иАИ5.6совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента.
Познавательная потребность (АИ5.3)основана на биогенной интеллектуальной потребности (АИ2.1) и удовлетворяться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем коммуникационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершается созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3становится АИ5.6.Во втором случае познание тождественно с восприятием сообщения, и единство АИ5.3и АИ5.6очевидно.
Этическая потребность (АИ5.4)заключается в целесообразном управлении свободной самодеятельностью индивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной потребностью в свободе (АИ2.3),являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание людей осуществляется путем коммуникационного управления, а не физического воздействия, потребности АИ5.4иАИ5.6сливаются друг с другом.
Эстетическая потребность (АИ5.5)как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, очевидно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2и удовлетворяется в единстве с коммуникационной потребностью АИ5.6.Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуникационном канале искусства, если он довольствуется чистым созерцанием, «бескорыстным наслаждением гармонией» (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя).
К числу абсолютных, врожденных духовных потребностей богословами и многими учеными относится религиозная потребность,имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предметом спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторичной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы.
О жизненной важности коммуникационной деятельности для нормального существования хомо сапиенс свидетельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века одним из самых страшных кар было отлучение— excommunicatio — от церкви[120]. Отлученный еретик ставился вне религии и вне земных законов, он как бы переставал существовать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение.
Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ,есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминируется общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вторичных и спонтанных потребностей личности, конкретизирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождается с набором абсолютных потребностей в виде неразвитых форм и потенциальных структур. В процессе жизнедеятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.
Вторичные индивидуальные потребности (ВИ)обусловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены исполнителей потребности не меняются. Поэтому профессиональные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать априори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф).
Непрофессиональные коммуникационные потребности — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмоциях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, которым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлечения не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ.
Спонтанные коммуникационные потребности изучаются социологией культуры, где они именуются «культурными потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты[121]. Таким образом тождество коммуникационных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия.
Накоплен большой эмпирический материал, характеризующий зависимость индивидуальных культурных потребностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических характеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ-потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно художественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуникационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»:
СИ1.Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании;
СИ2.Потребность в самостоятельном духовном творчестве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочинительстве и т. д.;
СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экстрасенсорной диагностики и лечения.
История показывает, что прогресс человеческой культуры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностями; отсюда его замысловатость, противоречивость, непредсказуемость.
Читать онлайн Пропедевтический курс общей психологии страница 14
Аристотель, например, делил блага на телесные (здоровье, сила), внешние (богатство, честь, слава), душевные (острота ума, нравственные добродетели), склоняясь при этом к идее метриопатии (умереннострастие) в противоположность тезису стоиков об апатии (бесстрастии). Список мотивационных факторов, составленный современным американским психологом Гилфордом, включает в себя следующие виды:
факторы, соответствующие органическим потребностям: 1 — голод, 2 — сексуальное побуждение, 3 — общая активность; потребности, относящиеся к условиям среды: 4 — потребность в комфорте, приятном окружении, 5 — педантичность (потребность в порядке, в чистоте), 6 — потребность в уважении к себе со стороны окружающих; потребности, связанные с работой: 7 — честолюбие, 8 — упорство, 9 выносливость; потребности, связанные с социальным положением: 10 — потребность в свободе, 11 независимость, 12 — конформизм, 13 — честность. социальные потребности: 14 — потребность находиться среди людей, 15 потребность угождать, 16 — потребность в дисциплине,17 — агрессивность; общие интересы: 18 — потребность в риске или, наоборот, в безопасности, 19 потребность в развлечениях. Типичной чертой распространенных вариантов классификации потребностей является то, что они, как правило, ориентированы лишь на один полюс реально существующей системы. выделяя либо то. что оценивается отрицательно как осуждаемые устремления, либо то, что оценивается положительно как позитивные (одобряемые) устремления. Достаточно вспомнить попытки классификации грехов (устремлений, несущих в себе разрушительный потенциал в отношении определенно понятого идеала), либо, наоборот, благ. Так, католической церковью была установлена следующая иерархия грехов: гордыня (высокомерие), жадность (скупость, корыстолюбие), властолюбие (тщеславие, страсть к роскоши), зависть, обжорство (чревоугодие), озлобленность, уныние. Попытки снять (нейтрализовать) оценочные моменты приводят к употреблению иной номенклатуры наименований. В качестве примера может рассматриваться номенклатура наименований, использованная Б. И. Додоновым при классификации эмоций. Согласно этому подходу можно говорить о следующих видах потребностей: (1) акизитивные (потребность в накоплении, приобретении), (2) альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия), (3) гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности), (4) глорические (потребность в признании собственной значимости), (5) гностические (потребность в познании), (6) коммуникативные (потребность в общении), (7) праксические (потребность в результативности усилия), (8) пугнические (потребность в соревновательной деятельности), (9) романтические (потребность в необычном, неизведанном), (10) эстетические (потребность в прекрасном).
В принятой нами модели описания психического облика человека предусматривается разграничение потребностей на 4 класса: биогенные, социогенные, психогенные и духовные (частным случаем которых в рамках использованной модели выступают потребности в самореализации). Биогенные потребности — это то, что требуется для нормального развития человека как индивида (организма). Социогенные потребности — то, что требуется для нормального развития человека как личности. Психогенные потребности — то, что требуется для нормального развития человека как носителя психических механизмов регуляции его активности. Духовные потребности — то, что требуется для нормального развития человеческой индивидуальности. Последнее указывает также и на то, что потребность — это не только нечто, находящееся вне человека, но и принадлежащее ему, его конституирующее. Человек нуждается в том, чтобы то, в чем он нуждается, было не навязано ему извне, а было установлено им самим. Человек нуждается в том, чтобы его потребности были одухотворены, чтобы то, в чем он нуждается, по крайней мере, способы удовлетворения его потребностей, были санкционированы им самим, проистекали из оснований, его самого конституирующих. Человек не может освободиться от потребностей, от своей зависимости от окружающей его среды, но он может и хочет иерархизировать имеющиеся у него потребности, следовать определенной, положенной им самим, мере их удовлетворения. Потребности не фиксированы раз и навсегда в структуре внутренней организации человека. Они меняются с возрастом, в процессе развития. Их изменение, переструктурирование является сущностным аспектом развития. Направление духовного развития человека определяется возвышением его потребностей. Механизмом этого развития является механизм сублимации. Механизмом деградации человека является процесс разрушения иерархии системы его потребностей.
Проблематика, во многом аналогичная той, которая встает в связи с категорией «потребность», развертывается в психологии и в связи с категорией «способность». В обоих случаях остро стоит проблема нахождения адекватных оснований классификаций и осуществления самих классификационных описаний. Но если в связи с проблемой потребностей на первый план выходит задача интерпретации соотношения осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности, то в связи с проблемой способностей на первый план перемещается задача диагностики и прогнозирования успешности деятельности.
В истории психологии способности в течение длительного времени рассматривались как особые свойства души, силы (потенции), изначально присущие человеку, передаваемые ему природно. Этот взгляд на способности как врожденные силы был подвергнут критике уже Дж. Локком и особенно французскими материалистами XVIII в. Один из них. Гельвеций, считал, что способности всецело зависят от внешних условий жизни в том смысле, что, произвольно и целенаправленно меняя условия жизни, их можно формировать. Принципиальный тезис, принятый в советской психологии, гласил: для того чтобы индивид смог развить, реализовать свои способности, нужны определенные социальные условия (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т.З). Согласно этому тезису, способности. которыми обладает человек, заключены (аккумулированы) не только внутри его организма, но и распределены в социальных условиях его жизнедеятельности. Для того чтобы реализовать свои способности, человеку требуется ассимилировать их из окружающей его среды.
В психологической литературе можно встретить различные варианты классификации способностей. В качестве одного из примеров можно привести классификацию современного американского психолога X. Гарднера. В этой классификации способности дифференцируются в соответствии с разграничением областей деятельности, в занятиях которыми люди демонстрируют различную успешность: 1 лингвистические (писатель, переводчик), 2 — музыкальные (композитор, исполнитель), 3 — логико-математические, 4 — пространственные (архитектор, хирург, летчик), 5 — телесно-кинестетические (танцовщик, механик), 6 межличностные (способность понимать других: учитель, актер, продавец), 7 внутриличностные (способность понимать себя: психиатр, поэт).
С позиций принятой нами модели описания психического облика человека естественным представляется разграничение 4 типов способностей — потенциалов человека: природно обусловленные потенциалы (задатки), социально обусловленные потенциалы, психически обусловленные потенциалы (собственно способности) и духовные потенциалы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ
Заполните пропуски в следующих высказываниях:
Психическая реальность существует в виде многообразия…, носителями которых являются отдельные живые существа и их сообщества. [см.]
Психика по отношению к своему носителю выполняет следующие функции: отражение объектов экстрапсихической реальности, аккумулирование опыта жизнедеятельности, трансформация и… внешних воздействий. [см.]
Для человека, находящегося на стадии антропоморфизма, нет четкой границы между… и окружающим его миром. [см. ]
Ингредиентами психической реальности являются процессы, функции,…, продуценты. [см. ]
Ингредиенты психической реальности, образованные совокупностями устойчиво взаимодействующих ингредиентов другого уровня, называются… [см.]
Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется… [см. ]
Активность организма, опосредствованная психическим отражением среды, называется… [см. ]
Субъективное пространство в целом… объективному пространству. [см.]
С точки зрения Декарта, каждый человек в составе своего внутреннего опыта может обнаружить… суждение. [см.]
В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее последовательно использовалась в психологических лабораториях… и … [см.]
С точки зрения Фрейда, психическая энергия, первоначально существующая в форме…, способна претерпевать разнообразные трансформации. [см. ]
Классификация потребностей и мотивов
Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями, определяющими условия его социального бытия. Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребностей и мотивов.
Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного — мотив избегания неудач.
По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).
По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) потребности можно разделить на сильные и слабые.
По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют процессуальные и результативные потребности.
В зависимости от происхождения потребности подразделяются на биогенные и социогенные. Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма. Лишение человека возможности их удовлетворения приводит к физической смерти. Сюда относится потребность в пище, в воде, в физических условиях существования (тепле, солнце, воздухе, определенном атмосферном давлении и др.), половая потребность, потребность в самосохранении и др. Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены, то есть их существование предопределено генетически. Это не значит, что они являются врожденными. Генетически задается лишь способность человека испытывать беспредметное состояние нуждаемости в чем-либо (пище, воде, тепле), то есть эмоциональная окраска потребности. Все остальные ее компоненты (предмет, способ удовлетворения, цикл, норма насыщения) возникают в процессе обучения и воспитания.
Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.
В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности — некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.
В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.
Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.
Важнейшее место в структуре мотивации поведения человека занимает механизм волевой регуляции, когда он должен действовать не по внутреннему побуждению («хочу»), а по необходимости («надо»). Механизмы воли актуализируются в ситуациях, связанных с преодолением объективных или субъективных препятствий (преград), затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач. К объективным относятся всевозможные внешние препятствия, обстоятельства и условия, к субъективным — внутренние факторы (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.). Ситуации необходимости и преодоления характерны для общественной жизни, то есть являются исключительно социальными. Поэтому воля по своему происхождению представляется социальной.
Проблема воли относится к числу наиболее сложных, загадочных и плохо изученных. Особый интерес представляет вопрос о том, как объяснить парадоксальную возможность человека действовать вопреки собственным желаниям. В разные времена ученые пытались искать эту движущую силу либо вне человека (в Боге, в дьяволе, в других людях), либо в нем самом. Интересную теоретическую концепцию воли выдвинул отечественный ученый В.А. Иванников, который объяснил волевые акты через механизм смыслообразования.
Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях субъект придает ему дополнительный личностный смысл, то есть связывает с другими возможными потребностями и мотивами. В результате этого акта действие становится полимотивированным, что и придает ему необходимый энергетический потенциал. Например, при отсутствии непосредственного интереса к учебному предмету, студент заставляет себя выполнять соответствующие задания, апеллируя к необходимости успешной сдачи экзамена, получения стипендии, получения высшего образования, порадовать своих родителей и др. Подобные смыслообразующие внутренние действия и составляют сущность механизма волевой регуляции. Их очень много: обесценивание конкурирующего мотива, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных результатов предстоящего действия, соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация с значимым человеком (идолом), мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых людей и др. Система этих приемов составляет технику волевого акта. По своему происхождению они представляют собой преобразованные внешние смысло-образующие содействия. Смыслообразующее побуждение, адресованное самому себе, по сущности идентично побуждению, направленному на другого человека.
В относительно простых и достаточно привычных ситуациях преодоления препятствия работа приемов волевой регуляции протекает на неосознаваемом уровне. Наиболее отчетливо они актуализируются в сознании в ситуациях сложных и ответственных волевых решений. Развитие воли предполагает овладение максимально широким набором приемов смыслообразования, а также воспитание возможно более разнообразной по содержанию и зрелой по структуре системы мотивов. Знание сущности механизма волевой регуляции важно не только для воспитания, но и для эффективного управления людьми. Для того чтобы побудить человека к действию или решению, необходимо помочь ему понять его смысл, то есть вписать предстоящее действие в максимально широкий смысловой контекст. Психологически грамотное побуждение другого человека к определенному действию — это содействие его смыслообразующим процессам.
Потребность как источник активности личности. Виды потребностей. — Студопедия
Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация.Человеку свойственно задаваться вопросами о причинах, которые побудили другого человека поступить определенным образом. Становится очевидно, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного или мотивационного фактора.
Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность. Это те психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности.
Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности(ответ на вопрос «почему?») и мотивы(ответ на вопрос «зачем, ради чего?»). Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека.
Потребность,как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.
По происхождению потребности бывают:
— естественные;
— культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются:
— на материальные;
— духовные;
— социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (потребность в одежде).
К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные.
Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований.
Например, У. МакДауголл(1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т. д.
Классификация Ф. Лерша(1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»).
Г. Мюррей, представитель психоаналитической школы, разделяет потребности на висцерогенные и психогенные. Первые – это потребности, связанные с органической стороной жизни субъекта (например — потребность в кислороде). Вторые – это потребности, не обнаруживающие очевидной связи с системами организма (потребность в уважении, понимании). Он выделяет более двадцати потребностей.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, постулировал в качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и влечение к смерти и исчезновению (мортидо).
Адлер, считал, что основным принципом мотивации человека является стремление к совершенству. Основной потребностью он полагал стремление человека к власти, могуществу, превосходству, стремление к принадлежности и общности.
Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается концепция иерархии мотивов А.Маслоу. Согласно этой концепции все потребности личности можно разделить на пять основных групп.
1. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это — потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении.
2. Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.
3. Потребность в принадлежности и любви. Это потребности в социальной присоединенности к группе и принадлежности к ней, в соци-1 альных контактах.
4. Потребность в признании и уважении включает, во-первых, потребности в уважении со стороны других — признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; во-вторых, потребность в самоуважении.
5. Потребность в самоактуализации — это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного «Я».
Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения.
Влечение — это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение — установка.
Установка — неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, к пониманию и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.
Когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму мотива.
Мотивывыполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивы — это то, ради чегосовершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемымии неосознаваемыми.
Осознаваемыемотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.
По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования.Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы.
Персональный сайт — Тема 21. Потребности
Тест 21. Потребности
1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это:
а) мотив;
б) потребность;
в) интерес;
г) склонность.
2. Потребность как нужду трактовал:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) Б.И. Додонов;
в) В.Н. Мясищев;
г) К. Обуховский.
3. То, что необходимо для нормального развития человека как личности, – это потребности:
а) биогенные;
б) социогенные;
в) психогенные;
г) духовные.
4. То, что требуется для нормального развития человека как индивида, – это потребности:
а) биогенные;
б) социогенные;
в) психогенные;
г) духовные.
5. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
а) К. Роджерс;
б) А. Маслоу;
в) Г. Олпорт;
г) В. Кёлер.
6. По мнению А. Маслоу, великим самоактуализатором был (а):
а) Дж. Уотсон;
б) У. Джемс;
в) К. Хорни;
г) А. Линкольн.
7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
а) А. Маслоу;
б) Д. Мак-Клелланда;
в) А. Акоффа;
г) Ф. Годфруа.
8. Основанием классификации потребностей на биологические и социальные является:
а) источник их формирования;
б) форма жизнедеятельности и осуществления;
в) возможность удовлетворения;
г) цикл жизнедеятельности.
9. Критерием классификации потребностей на материальные и духовные является:
а) источник их формирования;
б) форма жизнедеятельности и осуществления;
в) возможность удовлетворения;
г) цикл жизнедеятельности.
10. Потребность подражать или следовать образцу – это:
а) намерение;
б) мечта;
в) страсти;
г) идеал.
11. Мотивы, опредмечивающие сильные и длительные потребности, проявляются:
а) в намерении;
б) в мечте;
в) в страсти;
г) в идеале.
12. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, – это:
а) склонность;
б) мечта;
в) мотив;
г) интерес.
13. Под акизитивными потребностями принято понимать потребность:
а) в накоплении, приобретении;
б) совершать бескорыстные действия;
в) познания;
г) в прекрасном.
14. Под гностическими потребностями принято понимать потребности:
а) в накоплении, приобретении;
б) совершать бескорыстные действия;
в) в познании;
г) в прекрасном.
15. Под гедонистическими потребностями обычно понимают потребности:
а) в накоплении, приобретении;
б) в комфорте, безмятежности;
в) в результативности усилия;
г) в признании собственной значимости.
16. Основным источником активности личности является …
а) желание;
б) установка;
в) нужда;
г) потребность.
17. В процессе жизни человека потребности …
а) изменяются;
б) остаются неизменными;
в) изменяются только социальные;
г) изменяются только духовные.
18. Недостаточно четко осознанная потребность – это …
а) влечение;
б) интерес;
в) желание;
г) склонность.
19. Автором иерархической модели потребностей личности является …
а) З.Фрейд;
б) И.П. Павлов;
в) А. Маслоу;
г) К.К. Платонов.
20. В основании иерархии потребностей по А. Маслоу располагаются…
а) потребности в безопасности;
б) потребности в принадлежности и любви;
в) физиологические потребности;
г) потребность в самоактуализации.
21. Более высоким уровнем потребностей, чем познавательные (по А. Маслоу), являются потребности …
а) в принадлежности и любви;
б) в безопасности;
в) в уважении;
г) эстетические.
22. Более низким уровнем, чем потребности в принадлежности и любви (по А. Маслоу), являются потребности …
а) в самоактуализации;
б) познавательные;
в) в безопасности;
г) в уважении.
23. Непосредственно за потребностями в безопасности, принадлежности и
любви (по А. Маслоу) следуют потребности …
а) познавательные;
б) в уважении;
в) эстетические;
г) самоактуализации.
24. Иерархия потребностей от низших к высшим (по А. Маслоу) выглядит
следующим образом: …
а) физиологические, эстетические, познавательные, принадлежности и любви, самоактуализации;
б) потребность в безопасности, физиологические, принадлежности и любви, уважении, познавательные, эстетические, самоактуализации;
в) физиологические, познавательные, потребность в уважении, эстетические,
самоактуализации;
г) физиологические, безопасности, принадлежности и любви, потребность в уважении, познавательные, эстетические, самоактуализации.
25. Большая биологическая эффективность жизни достигается тогда, когда …
а) человек живет на более высоком уровне потребностей;
б) человек живет на уровне низших потребностей;
в) человек живет на среднем уровне потребностей;
г) полностью удовлетворяются потребности низшего уровня.
26. Удовлетворение каких потребностей способствует развитию личности?
а) физиологических;
б) в безопасности;
в) в социальных связях;
г) высших.
27. Неверно, что потребности человека …
а) имеют общественно-личный характер;
б) субъективны;
в) устойчивы;
г) характеризуются прижизненной динамикой.
28. Потребности какого уровня менее важны для биологического выживания человека?
а) низшие;
б) социальные;
в) высшие;
г) в безопасности.
29. Потребности более высоких ступеней (по классификации А. Маслоу) начинают проявляться тогда, когда …
а) полностью удовлетворены физиологические потребности;
б) удовлетворены хотя бы частично потребности низших ступеней;
в) удовлетворены физиологические потребности и потребность в безопасности;
г) когда полностью удовлетворены социальные потребности.
Потребности — Студопедия
1. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо—это:
а) мотив;
б) потребность;
в) интерес;
г) склонность.
2. Потребность как нужду трактовал:
а) C.J1. Рубинштейн;
б) Б. И. Додонов;
в) В.Н. Мясищев;
г) К. Обуховский.
3. То, что необходимо для нормального развития человека как личности, — это потребности:
а) биогенные;
б) социогенные;
в) психогенные;
г) духовные.
4. То, что требуется для нормального развития человека как индивида, — это
потребности:
а) биогенные;
б) социогенные;
в) психогенные;
г) духовные.
5. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
а) К. Роджерс:
б) А. Маслоу:
в) Г. Олпорт;
г) В. Кёлер.
6. По мнению А. Маслоу, великим самоактуализатором был (а):
а) Дж. Уотсон;
б) У. Джемс;
в) К. Хорни;
г) А. Линкольн.
7. Людям присуши три типа потребностей: власти, успеха и причастности —
согласно теории:
а) А. Маслоу;
б) Д. Мак-Клелланда;
в) А. Акоффа;
г) Ф. Годфруа.
8. Основанием классификации потребностей на биологические и социальные является:
а) источник их формирования;
б) форма жизнедеятельности и осуществления;
в) возможность удовлетворения;
г) цикл жизнедеятельности.
9. Критерием классификации потребностей на материальные и духовные является:
а) источник их формирования;
б) форма жизнедеятельности и осуществления;
в) возможность удовлетворения;
г) цикл жизнедеятельности.
10. Потребность подражать или следовать образцу —это:
а) намерение;
б) мечта;
в) страсти;
г) идеал.
11. Мотивы, опредмечивающие сильные и длительные потребности, проявляются:
а) в намерении;
б) в мечте;
в) в страсти;
г) в идеале.
12. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, —это:
а) склонность;
б) мечта;
в) мотив;
г) интерес.
13. Под акизитивными потребностями принято понимать потребность:
а) в накоплении, приобретении;
б) совершать бескорыстные действия;
в) познания;
г) в прекрасном.
14. Под гностическими потребностями принято понимать потребности:
а) в накоплении, приобретении;
б) совершать бескорыстные действия;
в) в познании;
г) в прекрасном.
15. Под гедонистическими потребностями обычно понимают потребности:
а) в накоплении, приобретении;
б) в комфорте, безмятежности;
в) в результативности усилия;
г) в признании собственной значимости.
Мотивы
1. Совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения, понимается как:
я) мотивация;
б) мотив;
в) направленность;
г) потребностное состояние.
2. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:
а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»;
б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»;
в) эти понятия — синонимы;
г) понятие «мотив» является разновидностью понятия «мотивация».
3. Одной из теорий мотивации является теория:
а) двух факторов Ч. Спирмена;
б) инструментальная;
в) доминанты А.А. Ухтомского;
г) ценностного обмена.
4. «Опредмеченной потребностью» мотив называл:
а) Г.А. Ковалев;
б) Л.И. Божович;
в) К. К. Платонов;
г) А.Н. Леонтьев.
5. В теории деятельности выявлен механизм образования мотивов,
названный механизмом:
а) сдвига мотива на цель;
б) сдвига цели на условие;
в) сдвига цели на мотив;
г) сдвига условия на цель.
6. Механизм сдвига мотива действует:
а) в дошкольном возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) до юношеского возраста;
г) на всех этапах развития личности.
7. По А.Н. Леонтьеву, если, выполняя мотивированное действие, субъект
затем начинает выполнять действие ради него самого, то это свидетельствует о сдвиге:
а) цели на условие;
б) мотива на цель;
в) условия на цель;
г) цели на мотив.
8. Некоторые противоречия между двумя или более когнициями называются:
а) когнитивным диссонансом;
б) когнитивным консонансом;
в) проблемной ситуацией;
г) фрустрацией.
9. Когнитивный диссонанс не снимается:
а) изменением одной из когниций;
б) снижением значимости входящих в диссонантные отношения когниций;
в) добавлением новой когниций;
,г) вытеснением проблемной ситуации.
10. Согласно теории функциональной системы инициирует поведение человека:
а) доминирующая мотивация;
б) обстановочная афферентация;
в) пусковая афферентация;
г) память.
11. Теория мотивационного контроля Д. Хайленда не является своего рода обобщением идей и концепций, сформировавшихся в недрах:
а) кибернетики;
б) теории управления;
в) психологии;
г) физиологии.
12. Автором теории баланса является:
а) К. Роджерс;
б) А. Маслоу;
в) Ф. Хайдер;
г) Г. Олпорт.
13. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является принцип:
а) постоянства;
б) реальности;
в) гомеостаза;
г) удовольствия.
14. Положение теории поля К. Левина о том, что мотивация возникает в неравновесной «системе напряжений», основывается на принципе:
а) гомеостаза;
б) реальности;
в) постоянства;
г) кибернетики.
15. Мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно согласно принципу:
а) реальности;
б) самодетерминации;
в) функциональной автономии;
г) удовольствия.
16. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей межличностного восприятия —это:
а) перцепция;
б) аттракция;
в) каузальная атрибуция;
г) апперцепция.
17. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия, называется:
а) перцепцией;
б) атрибуцией;
в) аттитюдом;
г) апперцепцией.
18. Основы изучения каузальной атрибуции заложил:
а) Я. Морено;
б) Л. Фестингер;
в) Ф. Хайдер;
г) Дж. Келли.
19. В отечественной психологии разработка проблемы каузальной атрибуции ведется на основе методологического принципа:
а) целостности данного процесса;
б) деятельностного опосредствования данного процесса;
в) обратной связи данного процесса;
г) системности данного процесса.
20. В большей степени, чем теория других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения концепция:
а) К. Юнга;
б) А. Адлера;
в) К. Хорни;
г) Э. Фромма.
21. Зависимость эффективности деятельности личности от силы ее мотивации (активации нервной системы) на эту деятельность выражает закон:
а) экономии;
б) Йеркса—Додсона;
в) Эммерта;
г) эмоциональной константности.
22. Основателем исследований в области мотивации достижений считается:
а) Д.С. Мак-Клелланд;
б) Р. Аткинсон;
в) X. Хекхаузен;
г) К. Роджерс.
23. Исследования мотивации достижения начались:
а) в 1930-х гг.;
б) в 1940-х гг.;
в) в 1950-х гг.;
г) в 1960-х гг.
24. Закон оптимума мотивации принято называть законом:
а) Рибо;
б) Йеркса-Додсона;
в) Ллойда-Моргана;
г) Хика.
25. Чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален согласно закону:
а) прегнантности;
б) Блонд ел я;
в) Йеркса-Додсона;
г) эмоциональной константности.
26. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется:
а) экстремумом мотивации;
б) оптимумом мотивации;
в) минимумом мотивации;
г) вершиной мотивации.
27. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
а) от 3 до 7 лет;
б) от 3 до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до 16 лет.
28. В большинстве экспериментальных и корреляционных исследований в области психологии мотивации получается зависимость:
а) логарифмическая;
б) нелинейная U-образного типа;
в) сложная квазипериодическая;
г) инвертированная U-образного типа.
29. Графически закон оптимума мотивации можно представить в виде:
а) прямой линии;
б) логарифмической кривой;
в) кол околообразной кривой;
г) сложной квазипериодической зависимости.
понятие, иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу). — Студопедия
Многие психологи считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:-наличием собственных взглядов и убеждений, а также отношений;
— наличием собственных моральных требований и оценок, делающих личность относительно устойчивой и независимой;
— активностью как необходимой характеристикой личности. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.
Активность обеспечивает и приспособление личности к окружающей среде, и ее изменение, а также стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
Главный источник активности :Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личность .Важная характеристика потребностей их ненасыщаемось.Маслоу полагал, что чем выше может человек подняться по лестнице потребностей, тем больше психического здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией.
Самоактуализация– это желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.Достигают уровня самоактуализации, по мнению А.Г. Маслоу, немногие (менее 1%)
Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность»), оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма.
Факторы, влияния на развитие и формирование личности.
Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:
1) генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности.
2)влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга.
3)влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей.
4) влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности.
5)индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.
Мотивация и ценности — Глава 4
Мотивация и ценности — Глава 4Мотивация и ценности
Всегда ли прямолинейны силы, побуждающие людей покупать продукты?
Может ли эмоциональная реакция вызвать покупку?
Определяют ли ценности человека выбор продукта?
Понять мотивацию — значит понять ПОЧЕМУ, потребители делают то, что они делают.
Мотивация бутона
Мотивационный спикер Мэтта Фоули
http://www.ebaumsworld.com/videos/original-matt-foley-skit-by-chris-farley/863364/
Говоря обыденным языком, мотивация — это характеристика, которая помогает нам достигать наших целей. Это ведет нас к чему-то. Это дает нам энергию и силы, чтобы что-то сделать или что-то получить.
ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ
Мотивация
внутреннее состояние, которое активирует или вызывает целенаправленное поведение ; потребность , пробуждается, что побуждает человека удовлетворить ее; Мотивацию можно описать следующим образом: ее можно рассматривать как движущую силу; психологическое побуждение, которое побуждает или усиливает действие, направленное на достижение желаемой цели (включает СИЛА и НАПРАВЛЕНИЕ )
Цель: желаемое конечное состояние потребителя ; конечное состояние снижает напряжение и приводит к гомеостазу
Привод: желание удовлетворить биологическую потребность с целью снижения физиологического возбуждения
Теория привода
окуза на биологические и психологические потребности, которые вызывают неприятных состояний возбуждения, мы мотивированы на снижение напряжения .(рычащий живот говорит, что накорми меня!) Не объясняет, почему некоторые стремятся увеличить напряжение.
См. Reebok Terry Tate Office Linebacker, повышающий мотивацию сотрудников https://youtu.be/Kg5cdZ-Fnpc
Гомеостаз : состояние, при котором тело находится в физиологическом равновесии ; целенаправленное поведение пытается уменьшить или устранить неприятное мотивационное состояние и вернуться к сбалансированному
Теория ожиданий :
перспектива, что поведение в значительной степени «вытягивается» ожиданиями достижения желаемых результатов или положительных стимулов, а не «выталкивается» изнутри
Примеры мотивации
Nike Motivation Колин Каперник
Nike Motivation
МОТИВАЦИОННАЯ Сила и направление
- Мотивы имеют и ПРОЧНОСТЬ , и НАПРАВЛЕНИЕ
- Потребности и желания: Желание — это способ удовлетворения потребности.То, как удовлетворяется потребность, зависит от собственной истории, опыта и культурной среды человека.
Два человека могут быть голодными. У них обоих есть потребность. То, как каждый удовлетворяет потребность, может быть разным. Один человек хочет Биг Мак, а другой — здоровый салат.ПОТРЕБНОСТИ
Биогенные по сравнению с Психогенные Потребности:
Биогенные потребности -пища, вода, воздух, укрытие;
Психогенные потребности -статус, власть, принадлежность; психогенная отражающая культураУтилитарные потребности (практические) по сравнению с Гедонические потребности : субъективные, экспериментальные, захватывающие
МОТИВАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ
- У цели баллов — она может быть положительной или отрицательной; потребитель ищет положительные стороны или избегает отрицательных — пример использования дезодоранта и жидкости для полоскания рта, чтобы избежать отрицательных
- могут конфликтовать разные мотивы
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
1.Подход — Конфликт подходов: У человека есть два положительных выбора — например, пойти на специальное спортивное мероприятие или пойти на свидание мечты. Оба хорошие. Если бы вы могли выбрать только одно, что бы вы выбрали?
2. Подход — Избежание конфликта: Выбор и положительный, и отрицательный — шуба роскошная и теплая, но это мех, может быть, вы против использования животных таким образом.
Использование социальных сетей можно рассматривать как конфликт подхода и избегания.Сайты социальных сетей, такие как facebook, snapchat, instagram и twitter, бесплатны. Но какова реальная стоимость? Если продукт или услуга бесплатны, возможно, вы являетесь тем, что продается … ваши данные, ваша информация, ваша конфиденциальность и т. Д.
3. Избежание — Конфликт избегания: Две отрицательные альтернативы — Пример: вложить больше денег в подержанный автомобиль, который является лимоном, или купить другой подержанный автомобиль
Когнитивный диссонанс :
Когнитивный диссонанс — это чувство дискомфорта, вызванное одновременным удержанием двух противоположных идей. Рассматриваемые «идеи» или «познания» могут включать в себя установки и убеждения, осознание своего поведения и факты. Теория когнитивного диссонанса предполагает, что у человек есть мотивационное стремление уменьшить диссонанс путем изменения своих взглядов, убеждений и поведения, или путем оправдания или рационализации своих взглядов, убеждений и поведения. (википедия)
Людям нужны порядок и последовательность; напряжение необходимо снизить; После покупки потребитель убеждает себя, что сделал правильный выбор — мы читаем материал, благоприятный для выбранного продукта, и игнорируем неблагоприятную информацию
Классификация потребностей потребителей
1.Набор потребностей Генри Мюррея:
Biogenic : еда, вода, воздух, сон, секс, убежище
Психогенный : доминирование, превосходство, эмоциональная устойчивость, достижение, уступчивость, порядок, автономия, принадлежность, анализ, зависимость, самоуничижение, демонстрация, помощь, изменение, выносливость, агрессия, зависимость, игра
Структура потребностей Мюррея является основой некоторых личностных тестов TAT (Техника тематической апперцепции) — субъекты показывают неоднозначную картинку и просят написать о ней — содержание анализируется в соответствии с упомянутыми потребностями
Мюррей считал, что у всех одинаковые основные потребности, но различается приоритетность потребностей
Особые потребности и покупательское поведение
Потребность в достижении (продукты, которые говорят об успехе)
Потребность в Принадлежность (продукты, которые показывают необходимость находиться в компании других)
Потребность в Power (продукты, обеспечивающие контроль над окружающей средой)
Потребность в Уникальность (продукты, подтверждающие индивидуальность личности)Пример мотивации
Bud Light Motivation Парашютисты
2.Иерархия потребностей Маслоу
Верхний уровень:
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
пример: « Будь всем, чем можешь» Армия
(хобби, образование, путешествия, победитель лотереи)Будь всем, кем можешь быть Армия 1994 года http://www.youtube.com/watch?v=DDbNtFL2TUI
2-е место сверху
ПОТРЕБНОСТИ ЭГО Уважение:
престиж, статус (авто, мебель, кредитные карты)
Rolls Royce и Gray Poupon http: // www.youtube.com/watch?v=NmannAYiwh0
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
«Вы принадлежите к поколению Pepsi» (одежда, косметика, клубы, напитки)Майкл Джексон, поколение Pepsi http://www.youtube.com/watch?v=po0jY4WvCIc
БЕЗОПАСНОСТЬ
(Страхование, сигнализация, вложения) «Вы в надежных руках» — Шинная компания ставит ребенка в шинуМишлен Бэби http: // www.youtube.com/watch?v=SdPLf3FoInE
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
вода, сон, еда, лекарства, предметы первой необходимости, дженерики)Anacin, реклама 60-х http://www.youtube.com/watch?v=oeas5jtffpM
Ключевые моменты пирамиды Маслоу
Примеры мотивационных кампаний
Мотивация ВВС США
Вовлеченность потребителей (Мы будем много говорить об УЧАСТИИ на протяжении всего курса!)
Что такое участие?
Вовлеченность человека зависит от важности объекта, основанного на присущих потребностях, ценностях и интересах ; участие инициируется человек факторов, объект факторов или ситуацияa l факторов
примера вовлечения — дети — что любят дети? — игрушки.игры, конфеты; можно сказать, что это предметы с высоким уровнем вовлеченности для детей
Уровни участия : от простой обработки к разработке
Инерция: процесс, при котором покупка совершена по привычке ; Отсутствие мотивации рассматривать другие альтернативы
Типы вовлеченности : Когнитивный — необходимо узнать все об этом; Аффективный — эмоциональный
Посмотрите видео по этой ссылке о том, как большая распродажа влияет на ваш мозг
https: // www.cbsnews.com/news/how-a-great-sale-affects-your-brain/
Профили вовлеченности
- личный интерес потребителя в товарной категории; значение / важность
- осознание важности потенциального отрицательного следствия неправильного выбора
- вероятность плохой покупки
- удовольствие значение товарной категории
- знак значения товарной категории (отношение к самооценке )
Стратегии повышения вовлеченности
- обращение к чувствам — сенсорное восприятие обращение
- обращение к новым стимулам
- заметных стимулов
- знаменитость
- построить постоянную связь с
Какие примеры вы можете привести, чтобы показать каждое из вышеперечисленных?
,ЗНАЧЕНИЯ
Ценность : стойкое убеждение в том, что конкретный образ поведения в личном или социальном плане предпочтительнее противоположного
Основные ценности : в каждой культуре есть набор общих ценностей; ценности культур меняются со временем
Система ценностей : оценка культурой относительной важности ценностей
Культурные эффекты
Инкультурация : процесс изучения убеждений и поведения, поддерживаемых своей родной культурой
Аккультурация : процесс изучения убеждений и поведения, поддерживаемых другой культурой
Подумайте, как инкультурация и аккультурация влияют на планы маркетолога
Чтобы пройти онлайн-опрос о ценностях и образе жизни, щелкните здесь; Business Intelligence: онлайн-опрос VALS (для участия в опросе на вашем компьютере должны быть включены файлы cookie)
Опрос направлен на измерение отношения и интересов и сортировки людей по следующим категориям: новаторы (актуализаторы), реализованные, успешные, опытные, верующие, борющиеся, творцы, выжившие (борющиеся).Мы поговорим об этом подробнее, когда рассмотрим главу 6.
Чтобы прочитать интересную статью по истории мотивационных исследований, см. Потребление интереса — почему люди покупают вещи
Ссылки, как указано выше и : Соломон, Майкл Р., Зайчковский, Юдифь и Розмари Полегато. Потребительское поведение: покупать, иметь, быть . Пятое канадское издание. Торонто: Pearson Education Canada
ДОМОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ :
Информация на этом сайте предназначена для студентов этого курса.Информацию об авторских правах на сайты, на которые есть ссылки, можно найти у соответствующих авторов.
Срок
| Определение
| ||
Срок
| Определение
| ||
Срок
| Определение
| ||
Срок
| Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок
| Определение
| ||
Срок
| Определение
| ||
Срок
| Определение
| ||
Срок
|
Петропедия — биогенные и термогенные газы
Переключить навигацию Меню- темы масло вниз по течению вверх по течению Окружающая среда Разведка и добыча середина реки Натуральный газ