Пассивная агрессия
В США давно осознали проблему пассивно-агрессивного поведения, сделали ее предметом общественного обсуждения и частью культуры. Сегодня разберемся, грозит ли это нам.
Что это такое
Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева. Проявляется в сарказме, паясничестве, прокрастинации, саботаже и неосознанном вредительстве. Разрушает отношения, тормозит рост компании, мешает людям становитсья счастливыми.
Пассивно-агрессивное поведение возникает тогда, когда человек по какой-то причине запрещает себе выражать гнев: описать его словами, проявить эмоции, стукнуть кулаком об стол и «разрядиться». Вместо этого человек блокирует гнев, и он просачивается через сглаженные углы.
РЕБЕНОК, РЕШАЮЩИЙСЯ НА САМОУБИЙСТВО; СУРОВЫЙ ОТДАЛИВШИЙСЯ СУПРУГ; СОТРУДНИК, КОТОРЫЙ ОТКЛАДЫВАЕТ ВАЖНЫЕ ДЕЛА — ВСЕ ЭТО ЛИКИ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ.
Откуда берется
Пассивная агрессия — это шрам из детства.
Как и все из детства, пассивная агрессия становится частью личности, и ее крайне трудно заметить в себе, если не знать ее признаков.
Признаки пассивной агрессии
Человека с пассивно-агрессивным поведением легко узнать:
Он согласится вам помочь, но будет делать это из-под палки. Если поручить такому человеку работу, он отложит ее на последний момент.
Кажется, что его окружают люди, из-за которых он не может быть счастливым. Он постоянно на них жалуется. Чувствует себя подавленным и недооцененным.
В конфликтной ситуации его любимые фразы — «Так, ладно!» и «Все, хватит!»
Во время открытых споров он переходит на личности, припоминает старое, находит в чем обвинить оппонента и до последнего старается переложить вину на других.
Он возьмет на себя любые обязательства, лишь бы закончить неприятный ему разговор, но не выполнит обещание. Кроме того, вы так и не узнаете, что ему этот разговор был неприятен.
Он мастер иронии и сарказма.
Полезный материал с полезной CRM-системой — успех для бизнеса.
Пассивная агрессия на работе
Эту часть рассылки подготовила Марина Сулимова: бизнес-тренер, консультант.
Пассивная агрессия тормозит и разрушает бизнес.Помимо названных выше признаков, пассивную агрессию в офисе легко узнать:
по сплетням и слухам, которые в офисе охотно обсуждают;
по уходу с работы без объяснения причин;
по кулуарным жалобам на большую нагрузку, начальство и тяжелые рабочие условия.
ИСТОЧНИКИ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ В ОФИСЕ
Грубый и деспотичный начальник: не располагает к доверию или конструктивному диалогу. Часто
люди работают под его началом просто из страха не найти новую работу. Ни о каких новшествах или росте речи быть
не может.
Невнимательное руководство, которое не готово прислушиваться к своим сотрудникам: вызывает у талантливых и трудолюбивых сотрудников чувство неоцененности. Часто руководитель даже не представляет, насколько более продуктивными будут сотрудники, если обратить внимание на их проблемы.
Провокаторы: жадные до власти, но недостаточно талантливые для руководящей работы, эти люди
плавают по дну офисной жизни и пытаются хоть как-то завладеть умами коллег. И это у них отлично получается. Они
влияют на настроение сотрудников, плетут заговоры и интриги, любят давать советы и самоутверждаться за счет
других.
Решение проблемы
Руководитель должен быть морально силен, не практиковать пассивно-агрессивное поведение
быть примером для сотрудников: открыто решать конфликты, слушать других и уметь обосновать свою позицию.
Порядок в делах поможет сотрудникам не злиться на руководство за бесцельно потраченное
рабочее время. Организуйте работу так, чтобы им не приходилось делать что-то по нескольку раз, вносить одни
и те же данные в несколько мест, работать с большим количеством документов. С современными системами управления
это возможно.
Пассивно-агрессивные клиенты
Эту часть составил Игорь Корниенко: психолог, бизнес-тренер, генеральный директор холдинга «Бизнес-симметрия».
Представьте: вы делаете холодный звонок. Здороваетесь, делаете введение, начинаете задавать вопросы. Но как только клиент понимает, что вы ему что-то продаете, его мгновенно переклинивает:
— Спасибо, нам ничего не надо.
Знакомо? Это пассивно-агрессивная реакция. Клиент хочет послать нас куда подальше, но подавляет этот
импульс. В таком состоянии с ним бесполезно работать, и это состояние можно изменить. Но сначала разберемся,
откуда оно берется.
С ВАМИ ГОВОРИТ ЯЩЕРИЦА
Согласно одной из магистральных психологических теорий, наш мозг состоит из нескольких исторически
сформировавшихся органов: рептильного мозга, лимбического мозга и неокортекса — коры и префронтальных отделов.
Рептильный мозг отвечает за примитивное физиологическое выживание. Определение опасности, страх, паника, агрессия, ступор — это реакции рептильного мозга.
Лимбический мозг отвечает за сложные эмоции, память, обучение, регуляцию давления и гормонов. Этот мозг есть у млекопитающих, и ему присуща любовь и обида, радость и грусть, стремление к сиюминутному удовольствию. Перекусить посреди ночи — это его проделки.
Неокортекс — это высшие мыслительные процессы, язык и логика, рациональные решения. Этот мозг способен взвесить за и против, принять решение, построить планы на будущее. Кора может скомандовать лимбическому мозгу потерпеть и лишить себя сиюминутного удовольствия, чтобы в будущем добиться большой цели.
Кажется, что человек постоянно «находится» на самом высшем уровне мозга, принимает рациональные решения и всё взвешивает. На самом деле — нет. Я наблюдал, как современные российские взрослые, выросшие в позднем СССР и ранней России, большую часть времени действуют согласно механизмам лимбического и рептильного мозга, руководствуясь базовыми вещами: привычками, принципом сиюминутного вознаграждения, постоянным страхом и агрессией, стремлением защитить себя, неспособностью действовать согласно стратегическому плану.
Это относится не ко всем, разумеется. Но когда на том конце провода слышится «Спасибо, нам ничего не нужно» — не сомневайтесь, это рептильный мозг в действии.
КАЖЕТСЯ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО «НАХОДИТСЯ» НА САМОМ ВЫСШЕМ УРОВНЕ МОЗГА. НА САМОМ ДЕЛЕ — НЕТ.
Как обезвредить
Чтобы отключить агрессию рептилии, дайте ей понять, что вы рептилия более страшная. Спину ровно, голос уверенный, улыбка на лице, мягкий напор:
—Добрый день! Меня зовут Иван Петров, я готовлю отчет для комитета по контролю качества обслуживания…
Далее привлеките внимание:
— Я собираю информацию об эффективности компаний туристического сектора…
И дальше уже задаем наводящие вопросы и продаем. Клиент отключает рептильную защиту и готов слушать ваши
рациональные аргументы.
Помните, что это достаточно серьезная манипуляция, которая в долгосрочной перспективе может подорвать к вам доверие. Но, кстати, ничто не мешает вашей компании создать комитет по контролю качества обслуживания и составить для него отчет.
ОТ РЕДАКТОРА
Я замечаю за собой столько пассивной агрессии, сколько хватит на двух здоровых американцев. Возможно, это такая русская национальная черта — терпеть и зубоскалить. Я надеюсь, что нет.
Впрочем, мы здесь не одиноки. Если говорите по-английски, полистайте уморительный блог Passive Aggressive Notes — свидетельства подавленного гнева творческих, одиноких и очень пассивно-агрессивных людей.
СПАСИБО!
В работе над этой рассылкой мне помог Игорь Корниенко и Марина Сулимова. Игорь встретился со мной в офисе, а Марина написала длинное и мощное письмо. Спасибо!
Если вам понравились идеи Игоря, пишите: [email protected].
Клинический центр «Психиатрия – наркология»
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету.
Проявления агрессии разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная.
Агрессия — это вид действий или состояние, а агрессивность — черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность скорее вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемая радость и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между близкими людьми и друзьями, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность — это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и получают от этого удовольствие.
Управляемая агрессивность может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать «по-хорошему» не отреагировали. Агрессивность иногда нужна там, где вас «пробуют на прочность», и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить.
С агрессивными людьми лучше не связываться, но если контакт неизбежен, то…
Если агрессивный человек рядом с вами, необходимо:
- Если есть возможность, переместиться — встаньте рядом, сбоку, но не напротив друг друга. По возможности поменяйте ваше общее расположение, сделайте как минимум пару шагов с того места, на котором вы стоите вместе с заряженным на агрессию партнером.
- Если есть угроза драки – постарайтесь не встречаться глазами или допускайте только короткий контакт глаз.
- Постарайтесь выдержать паузу, например под спокойным предлогом «Нужно подумать».
- Лучше говорить медленнее, тише, однако без сильного контраста. Начало — в тоне собеседника на «его волне», дальше — потихоньку снижать темп и громкость своей речи.
- Переключите внимание на что-то другое. («Подай, пожалуйста, ручку», «Прости, что перебиваю, вопрос:. ..»)
Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все — задачи контролирования агрессии.
Если вы почувствовали в себе агрессию и хотите успокоиться
Вы чувствуете в себе гнев, злость, желание разорвать и уничтожить все, что попадется под руку. Что может быть рекомендовано в этом случае, как разумно и без проблем снимать злость и обиды? Самое интересное то, что эти чувства, злость и обида — очень похожи… Кто часто злится, часто и обижается, кто редко обижается, тот не часто злится. И приемы, как снимать злость, обиду и прочую внешнюю и внутреннюю агрессию — по сути, одни и те же.
Рекомендовано
Успокойте дыхание. В ситуации обиды или злости в первую очередь успокойте дыхание, продышитесь. Обычно оказывается достаточным спокойный вдох и внимательный медленный выдох. Сделайте несколько раз, еще раз. .. Ну вот и успокоились. На крайний случай — сильный вдох и очень медленный выдох. И еще медленнее…
Далее — включите голову. Возможно, вы разозлились преждевременно. Часто бывает полезно вначале спокойно разобраться: кто что сказал и сделал, и почему. Те, кто умеет людей понимать, реже на них сердятся. Может быть, и вам стоит последовать их примеру?
Проговорите чувства. Если рядом близкие вам люди и есть такая возможность — проговорите свои чувства. Например, «Мне очень обидно слышать твои слова. У меня внутри протест, сильное напряжение и я готова взорваться». — Пока будете подбирать подходящие слова, начнете успокаиваться.
Опишите свои ощущения. Сосредоточьтесь на своем дыхании или на пульсе. Вариант — на своих ощущениях. Полезно задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» и попробовать описать свои ощущения максимально физиологично и подробно: тут пошли мурашки, тут дрожит, тут застыло… Если это не снимет напряжение полностью, то определенно его снизит.
Практикуйте спокойное присутствие. Это прекрасная техника, но только для людей подготовленных. Вспомните: как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы — тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее. «Ну плюнул кто-то не туда — утрешься, и прошла беда». Привыкнете быть философом, вас перестанут задевать многие житейские мелочи.
А самый простой и житейски оправданный вариант, это перевести агрессию в другое русло: например на дела или физические упражнения. Женщины хорошо себя успокаивают, помыв посуду, отпылесосив или еще лучше отдраив пол. В деревне мужику все просто: поколол дрова, поправил забор — и порядок. В городе это можно заменить спортом: под агрессию хорошо делать резкие, ударные движения, возможно с криком. Здесь хорошо подойдет каратэ или любое другое из боевых искусств, главное — внимание уделяйте не желанию кого-то уничтожить, а силе и красоте своих движений. Заметьте еще раз: это не выплеск агрессии, а мышечная и дыхательная прокачка. Это не психология, а физиология. И это определенно полезно. Так что — двигаться, двигаться!
Что такое пассивная агрессия и как с ней справляться :: Здоровье :: РБК Стиль
В случае пассивной агрессии формально вы не устраиваете ссору, но подавленные негативные эмоции понемногу вторгаются в вашу жизнь и портят ее. Разбираемся, как работают механизмы пассивной агрессии и как ее убрать из чужого и собственного поведения.
Как выглядит пассивная агрессия
В мире, где детей воспитывают, приучают вести себя прилично, держать себя в руках (то есть скрывать гнев и обиду) и не реагировать на провокации, пассивная агрессия — мощнейший инструмент давления, который позволяет выбросить негатив, формально не повышая голос и не выходя на тропу войны.
При этом в отношениях постоянно чувствуются подвох и так называемые противоречивые сигналы: одно и то же действие может вызывать разные последствия (от молчания до многочасового выяснения отношений), долгосрочное терпение заканчивается срывами с упоминанием длинного списка накопившихся претензий, а попытки выяснить, что происходит, бьются о холодные формулировки «все нормально» и непредсказуемое отстранение.
К пассивной агрессии склонны многие, так что ее необходимо выкорчевывать из систематического поведения. Что успокаивает: честный прямой разговор и быстрая реакция на неустраивающую ситуацию могут изменить положение дел к лучшему.
Что такое пассивная агрессия?
Пассивная агрессия — это неявный конфликт, при котором один человек навязывает другому чувство вины, систематически нарушает его границы под видом заботы или отказывается обсуждать реальную проблему, отмалчиваясь или переключаясь на что-то другое [1].
Например, регулярно корит за что-то, дарит ненужные подарки, а потом требует за это благодарности, при прямых вопросах, что случилось, предпочитает закрываться с холодной интонацией и нейтральными формулировками вроде «все хорошо» или переходит в моментальное нападение [2].
Скажем, отказ помогать или делать работу качественно и вовремя, соблюдая необходимые стандарты (не для галочки, а действительно с усердием), — форма пассивной агрессии.
Или навязчивое вмешательство с гиперопекой в жизнь другого человека — частые звонки в неурочное время, несоблюдение договоренностей о тишине или личном пространстве, настойчивые предложения своей помощи или общества.
Примеры пассивной агрессии
Фразы «Ну вот ты как всегда», «У тебя все из рук валится» и «Куда ты без меня?» — тоже распространенные способы дать почувствовать другому, что он не справляется, делает все гораздо хуже и от него заранее ничего хорошего не ждут.
Саботаж, «забывчивость» в сочетании с неумением отказываться, отсутствие навыка распознавать свои и чужие эмоции — удобный способ манипулировать другими, навешивать на них негативные ярлыки и снимать с себя ответственность за нежелание помогать или неумение решать противоречия конструктивно [3].
Саркастичные комментарии в неудобный момент, отсутствие эмпатии к человеку в уязвимом положении (когда у него все валится из рук или он по-настоящему растерян), враждебность в присутствии третьих лиц — тоже часть этой часто многолетней игры.
Отказ в сексуальной близости «в наказание», регулярные опоздания и двойная игра при формальной вежливости — простые методы уйти от конфликта и задержать на неопределенное время настоящее выяснение отношений.
Как бороться с пассивной агрессией
1. Распознавайте провокации и действуйте по плану
Главная проблема с пассивной агрессией — эмоции постоянно мешают общаться рационально. Спокойно начинающийся разговор переходит во взаимные упреки. Беседа из настоящего времени утекает то в прошлое, то в будущее. Вместо действий речь идет о личных качествах и «вечных» свойствах: «ты вечно делаешь вид, что тебя это не касается», «тебя никогда нет в нужный момент», «с тобой вообще не имеет смысл об этом разговаривать, ты никогда меня не понимаешь».
Лучший способ противостоять пассивной агрессии — действовать конструктивно и направленно. Обсуждайте ту ситуацию, которая смущает в данный момент. Задавайте наводящие вопросы. Не ведитесь на обвинения и не скатывайтесь в них сами [4].
Пресекайте спонтанное/срочное окончание и перекладывание разговора: будьте в моменте и говорите о том, что беспокоит вас именно сейчас. Человек (или это вы?) пропустил сроки из-за забывчивости, неумения распоряжаться своим временем или нежелания это делать? Держите в голове ваше базовое желание — распределить ответственность, наметить общий порядок действий, остановить последствия или предусмотреть ошибки будущего.
2. Чувствуйте свои желания и спрашивайте о желаниях других
Корень пассивной агрессии — в выученном навыке подавлять свои чувства и умалчивать о своих желаниях. Чаще всего он формируется еще с детства в семейном воспитании. Родители игнорировали усталость, отсутствие интереса, чувство голода, личные качества, искренние реакции ребенка — и человек закрылся ото всех.
Теперь он не рассчитывает, что его боль, тревогу, страх, дурное настроение или обиду кто-то будет воспринимать всерьез, а потому подавляет эти чувства в себе и предпочитает приспосабливаться. То же касается и желаний: не понимая, какие занятия расстраивают, а какие приносят удовольствие, человек подстраивается под обстановку («мне ничего не надо», «все нормально», «как скажете, так и будет») и не может сформулировать, что собственно его не устраивает, — а потом злится, что его желания не учитываются.
Гости пришли в неподходящее время? Формально человек спокоен, но припомнит это потом партнеру, который гостей пригласил. Дали сверхурочную работу? Человек не откажется, но будет злиться на себя, коллег и начальника за то, что у него отняли свободное время. Дети заболели в отпуске? Отпуск испорчен и дети после необходимой заботы получат нагоняй за то, что помешали отдыхать.
В устранении пассивной агрессии главная роль отводится способности озвучивать собственные желания и чувства, когда начинается фрустрация, — в корректной форме, но срочно и напрямую.
3. Придерживайтесь договоренностей
Сложно проявлять пассивную агрессию, когда договоренности не подразумеваются, а очевидны. Часто свойство поведения пассивных агрессоров — молчание: от самой радикальной формы, бойкота, до показательного охлаждения или умалчивания настоящих причин конфликта.
Пассивная агрессия связана с чувством нарушения справедливости, но что такое справедливость, каждый может понимать по-разному. Для одного это значит всегда и все делить поровну, для другого — идти на взаимные уступки. Копить обиду сложнее, когда есть четкие договоренности.
Например, вы с партнером проводите вечера, как вам удобно, но один вечер в неделю зарезервирован под одинаково интересное вам событие. Или ребенка из школы вы забираете по очереди, но в случае болезни один без разговоров подменяет другого. Или о внеурочной работе вас предупреждают заранее, а не в последний момент. Или визиты членов семьи поставлены на всем удобное время, а не когда удобно только одной стороне.
Чем более простыми и понятными будут ваши договоренности, тем проще будет установить, нарушены ли какие-то правила в конкретном случае: даже вести списки общих дел и обязанностей проще, чем тратить время на ссоры и препирания.
4. Разделяйте негативные события
Если отношения долгосрочные, чаще всего отсчет взаимным претензиям ведется не со вчерашнего дня. Возможно, к ситуации в моменте примешалась претензия позапрошлого месяца или давняя обида, систематические нарушения взаимных обязательств и абстрактные «долги», которые родственники, друзья или коллеги выставили друг другу.
Например, вам обидно, что о вас не заботятся, но претензии вы будете предъявлять к привычкам или даже внешнему виду другого человека. Или вы допустили ошибку вчера, то вам припомнят дела давно минувших дней с формулировкой «ты как всегда». Действенное противоядие — не смешивать все в одну кучу и отделять претензии к ситуации, плохое настроение и неудачные дни от обиды на конкретного человека и его действия.
Не стоит мстить дома за обиды на работе, срывать на детях злость на пробки, плохую погоду и необходимость встать пораньше или обижаться на отказ принимать вашу непрошеную заботу.
5. Извиняйтесь искренне
Sorry not sorry — частая модель поведения в пассивно-агрессивных отношениях. Человек признает свою вину и соглашается, что был неправ, но по прошествии времени выясняется, что он считает себя правым, просто извинился, чтобы не обострять конфликт, в очередной раз уступил, не хотел дальше выяснять отношения. То есть он поступил якобы благородно, чтобы в ваших отношениях воцарился худой мир. От таких поступков никому не легче.
Извиняясь неискренне, мы тянем обиду дальше, продолжаем про себя обвинять человека и подсознательно требуем, чтобы вокруг о наших чувствах все догадывались сами, а нам не нужно было бы ни обозначать свое мнение, ни нести за него ответственность. Не исчерпав предыдущие конфликты, нельзя продвинуться дальше. Так что если извиняетесь, извиняйтесь искренне — и прощайте тоже от всего сердца. И если простить трудно, говорите об этом вслух.
Читайте также:
ART – Tренировка замещения агрессии
О программе
Тренировка замещения агрессии (ART) – это когнитивное поведенческое вмешательство, направленное на подростков, обучающее их справляться со своим агрессивным поведением. ART был разработан Арнольдом П. Голдштейном и Барри Гликом в 1980-х. Это мультимодульная программа, состоящая из трех компонентов: Социальные навыки, Обучение контролю над гневом и Моральное рассуждение.
Каждый из трех компонентов направлен на различные аспекты функционирования в обществе, и в процессе обучения участники овладевают этими навыками сначала в классе, а затем переносят их в новую ситуацию за пределами группы. Данная модель также основывается на концепции Ж. Пиаже о взаимном обучении, согласно которой молодежь учится лучше всего у своих сверстников.
Программа Семейный ART была впервые применена Р. Калэйм и К. Паркер в Центре молодежи и семьи в Бэтшо (Квебек, Канада). Программа была переработана и дополнена в сотрудничестве с Университетским колледжем Диаконистского Дома и Центром для детей и молодежи Линдёй в г. Ставангер (Норвегия). По своей структуре программа Семейный ARTсхожа с программой ART.
Цель
Цель тренинга – улучшить способности участников функционировать в обществе, а также сократить количество случаев проявления гнева. С помощью ролевой игры, тренинг стремится найти альтернативные действия/реакции, которые эффективны для всех. Цель программы Семейный ART – повысить вероятность генерализации новых форм поведения дома. Программа основывается на работе в группах с 4 – 6 семьями, где они обсуждают актуальные проблемы, участвуют в ролевых играх, дают друг другу конструктивные комментарии и советы.
Целевые группы
Программа в основном направлена на детей и молодежь, у которых наблюдается склонность к развитию проблемного поведения (первичная профилактика) и лица, с уже развившимся проблемным поведением (вторичная профилактика дальнейшего негативного развития). Однако, эта программа может оказаться полезной и для лиц с адекватным поведением.
Метод
ART состоит из встреч три раза в неделю в течение 10 недель, по часу на каждый компонент программы. Для наилучшего результата встречи проводятся тренерами/координаторами групп, прошедшими необходимое обучение. Обстановка в комнате, использование различных материалов, количество участников, их истории, все это влияет на то, насколько успешна будет работа данной группы.
Голдштейн, Глик и Гиббс (1998) рекомендуют 6 – 8 участников в группе, но группы с меньшим количеством участников, особенно в начале программы, могут быть необходимы и желательны, если у участников наблюдаются серьезные проблемы поведения. В то же время, в слишком маленьких группах тренинг теряет свою динамику и структуру, так как некоторые ролевые игры требуют участия большого количества людей, и тем меньше будет обратная связь с другими участниками.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
У многих подростков/молодых людей наблюдаются проблемы с контролем гнева и/или отсутствие социальных навыков. Вмешательство ART сосредоточено на следующих социальных навыках, которые играют значительную роль в сокращении агрессивного поведения:
• Способность пожаловаться
• Способность понять чувства других
• Способность справляться с чужим гневом
• Подготовка к сложному разговору
• Не влезать в драки
• Способность справляться с давлением группы
• Способность справляться с обвинением
• Помогать другим
• Выражать любовь к другим
• Способность справляться с неудачами
Данные социальные навыки разбиты на шаги (шаги в размышлении и в действии). Координатор группы обсуждает «Навык дня», приводя соответствующие примеры. Затем координатор представляет ситуацию, для того, чтобы участники поняли, как применять этот навык. Участников просят указать каждый шаг в этом процессе. Затем каждый из участников получает задание привести пример конкретной ситуации, где этот навык используется. Другие участники обсуждают шаги в данной ситуации.
КОНТРОЛЬ НАД ГНЕВОМ
Контроль над гневом – эмоциональный компонент в ART. Тренинг идет от обучения социальным навыкам к потере анти-социальных навыков и и замещению их про-социальными. Тренировка управления гневом использует цепь контроля гнева. Участники обучаются этому методу для того, чтобы справляться с ситуациями, которые вызывают их гнев. На каждый сегмент цепи контроля гнева уделяется одна неделя, и координаторы и участники практикуют применение новых навыков в соответствующих жизненных ситуациях. Цепь контроля гнева представлена ниже:
• Триггеры (внешние и внутренние) – ситуации, которые вызывают гнев и
внутренний диалог, усугубляющий ситуацию.
• Сигнал – физические признаки гнева
• Глушители гнева – глубокое дыхание, счет в обратном направлении,
приятные образы; помогают снизить значимость ситуации или отвлечься
от нее
• Напоминания – короткие позитивные утверждения, которые произносятся
про себя с целью дальнейшего уменьшения проявлений гнева
• Следствие – осознание последствий поведения
• Социальный навык – применение про-социального навыка в ситуации
• Оценка – оглянуться назад на то, как цепь контроля над гневом была
применена, и оценка
МОРАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ
Моральное рассуждение – это когнитивный аспект программы ART. Этот компонент предоставляет подросткам возможность взглянуть на ситуацию со стороны других. Таким образом, они получают более достоверную картину мира. Координаторы групп также представляют четыре ошибочных способа рассуждений, таким образом содействуя развитию перспективы и восстановлению задержки в моральном развитии. Следующие ошибки рассуждения идентифицированы:
• Эгоцентричное мышление – «Это все обо мне»
• Предполагать худшее – «Это случилось бы в любом случае» или «Они бы
сделали это со мной»
• Винить других – «Это их вина»
• Неправильная маркировка / Уменьшение значимости – «Это не воровство,
я только возьму попользоваться…» или «Все так делают»
ART в мире
ART подверглась обширной оценке и изучению эффективности во многих штатах США (среди них Вашингтон), а также в мире – в Швеции, с недавнего времени в Великобритании и в Норвегии.
ICART является объединением североамериканских (США и Канада) и европейских лиц и учреждений, осуществляющих программу ART или ее варианты. Объединение было создано Арнольдом П. Гольдштейном, и он собрал тех специалистов, которые по его мнению могли распространять и развивать ART. Объединение имеет имеет в своем составе представителей учебных заведений (ученых из колледжей и университетов), коррекционных служб, учреждений охраны детства (государственных и частных), службы здравоохранения и школ. Объединение дает советы и способствует установлению контакта между заинтересованными в методе ART учреждениями.
ART в Норвегии
В Норвегии этот метод применяется в детских садах, в начальной и средней школе, в службах социальной защиты детей, а также в психиатрической практике при в работе с детьми, страдающими синдромом Аспергера.
Университетский колледж Диаконистского Дома в Рогаланде является академическим центром метода ART в Норвегии. В 1999г., после встречи с создателем программы ART Арнольдом П. Голдштейном, было решено открыть 60-бальный учебный курс повышения квалификации по тренировке социальной компетентности, ядром которого станет метод ART.
В настоящее время существуют группы ART по всей Норвегии. Научная среда ART в Норвегии стала одной из ведущих во всем мире. Заслуга в этом принадлежит в значительной степени организации «Молодежная альтернатива» в Швеции, Кнуту Гундерсену, Бёрге Стрёмгрену и Люку Мойнахану. Университетский Колледж Диаконистского Дома в Рогаланде (Норвегия) является важным узлом в применении данного метода в Норвегии, и Колледжом была опубликована серия интересных исследовательских работ об эффективности метода ART в Норвегии.
Эффективность
Исследовательская группа, назначенная Министерством образования и Министерством здравоохранения и социальной защиты Королевства Норвегии, сделала следующие заключение о программе ART:
«Эта программа относится к категории 3: Программа с документированным результатом. Исследовательская группа рекомендует ART для использования в средней школе в группах, где уже развилось проблемное поведение или где существует опасность такого развития. Программа используется как средство первичной профилактики и должна быть дополнена широким спектром школьных мероприятий.»
Опыт показывает, что модели взаимодействия семьи меняются значительно, программа оказывает выраженный эффект на детей, их просоциальные навыки и поведение улучшаются после коррекции по программе ART. Также снижаются случаи возобновления деструктивного поведения.
ART в России
Метод ART реализуется во всех четырех регионах Северо-Запада России, участвующих в программе «Дети и Молодежь Групп Риска в Баренцевом регионе, 2008-2015», и более 1760 детей и подростков прошли курс занятий по ART и Семейному ART. На ноябрь2014 г. в рамках ДМГР более 300 специалистов прошли базовый курс обучения по ART и получили сертификаты тренеров. В том числе 100 специалистов обучились методике СемейногоART, 16 специалистов из Карелии Мурманской, Архангельской областей и республики Коми имеют сертификат мастертренера, а следовательно могут вести обучение новых ART тренеров.
Пилотная часть исследовательского проекта по оценке эффективности ART в России стартовала в рамках двустороннего сотрудничества между Норвегией и Республикой Карелия в 2009 г. С 2012 года начала осуществляться основная часть исследовательской работы, которая теперь включает также другие российские регионы, участвующие в программе ДМГР. Всего в исследовательский проект вовлечены более 20 учреждений, представляющих социальную, образовательную и пенитенциарную системы.
Целью исследовательской работы является оценка эффективности метода ART в отношении а) приобретения социальных навыков, б) обучения контролирования гнева и в) снижения проблемного поведения у детей и подростков, участвующих в ART группах. Группы состоят в среднем из 6 – 7 участников в возрасте от 7 до 17 лет. Анкетирование проводится как среди детей, так и среди учителей или воспитателей учреждения, а также родителей, заполняющих опросники относительно, участвующих в ART группах. Процедура анкетирования построена таким образом, что участники исследования заполняют опросники два раза – до и после применения метода ART (пре-тест, пост-тест 1). В случае если после ART следует Семейный ART, то добавляется еще один оценочный срез (пост-тест 2).
Анкетирование включает в себя заполнение опросника «Шкала оценки социальных навыков» (Social Skills Rating Scale) (Gresham & Elliot, 1990) (ШОСН), позволяющего оценить широкий спектр социальных навыков, а также опросников оценки проблемного и позитивного поведения. ШОСН включает следующие шкалы: кооперативность, суждение, самоконтроль, ответственность, гиперактивность, «внешнее» поведение (поведенческие проблемы, агрессия), «внутреннее» поведение (тревога, депрессия). ШОСН заполняется ребенком, учителем (воспитателем) и родителем.
На настоящий момент проанализированы данные основного исследовательского проекта. Исходя из данных детских самоотчетов (анкет), результаты исследования указали на положительные изменения общих показателей социальной компетентности при сравнении данных предварительного и заключительного тестов среди детей из группы ART. Группа ART продемонстрировала повышенный уровень по всем четырем подшкалам рейтинговой шкалы социальных навыков, а именно в области сотрудничества, самоутверждения, сочувствия и самоконтроля. При этом наиболее достоверный и выраженный эффект воздействия программы был достигнут в двух возрастных группах: 6-9 лет и 10-14 лет. В отличие от этого, в контрольной группе (дети которые не участвовали в тренинге по ART), при сравнении положений предварительного и заключительного тестов, в общих показателях компетентности и подшкал ШОСН, не было выявило никаких изменений.
Как показала оценка данных, предоставленных родителями и учителями, при сравнении положений предварительного и заключительного тестов, дети, как из экспериментальных, так и из контрольных групп стали демонстрировать больше социальных навыков и в меньшей степени проблемного поведения. Общие результаты указывают на значительное улучшение социальных навыков среди детей из экспериментальных групп, но улучшение социальных навыков и уменьшение проблемного поведения замечено и среди детей из контрольных групп. Данные находки можно рассматривать как результат возможного влияния детей из экспериментальной группы на детей из контрольных групп.
Условия Использования
Контактная информация
Кнут Гундерсен
Доцент
Университетский колледж Диаконистского Дома губернии Рогаланд, Норвегия
Тел: +47 51 97 22 62
Эл.почта: [email protected]
Роман Копосов
Доцент
Региональный центр психического здоровья детей и подростков и благополучия
Университет г. Тромсё, Арктический Университет Норвегии
Тел: +47 776 45 880
Эл.почта: [email protected]
что это такое, ее виды и формы
Обновлено 20 июля 2021 Просмотров: 174 711 Автор: Дмитрий Петров- Агрессия — это …
- Причины
- Виды агрессии
- Формы агрессивного поведения
- Нужна ли человеку агрессия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей считает, что агрессия – это нечто негативное, злое и даже страшное. Это не так. Точнее, не совсем так.
Агрессия как феномен являет собой энергию, которую мы также используем в позитивных для себя целях, стараясь сохранить жизнь и личное благополучие.
Ниже вы узнаете об этом подробнее.
Агрессия — это …
В переводе с латинского агрессия (aggressio) означает «нападение». Это состояние, в котором человек стремится нанести объекту урон, вред через физическое или психологическое воздействие. В качестве объекта может выступать любое живое существо и неодушевленные предметы.
Накричали вы на близкого, отругали непослушную собаку или со злости пнули спинку дивана – во всех этих случаях ваше поведение расценивается как агрессивное.
Синонимами агрессии служат такие слова: враждебность, отторжение, захват, оккупация, налет, дерзость, наезд и др.
Видя, как другой гневно кричит, проявляет грубость в отношении собеседника, лезет в драку, кидает попавшиеся под руку предметы, забирает что-то насильно у других, мы делаем вывод: «Он ведет себя агрессивно».
Причины
Такое состояние никогда не возникает на пустом месте (условимся, что речь идет о здоровых людях, не имеющих специфических повреждений головного мозга).
Оно рождается там, где личность испытывает сильный, непереносимый дискомфорт – внешний или внутренний (вас оскорбили, ударили, унизили, вы долгое время пребываете в стрессовой ситуации и т.д.).
Если говорить более конкретно, то в основе агрессии лежит:
- телесная боль – тут все более или менее ясно: если некто наглым образом начнет топтаться по вашим ногам, скорее всего, вы разозлитесь и оттолкнете обидчика;
- эмоциональная боль – здесь немного сложнее, так как душу или психику нельзя рассмотреть даже под микроскопом. Когда другой специально или случайно морально бьет по нашим слабым местам, в жизни возникают негативные события непреодолимой силы, мы злимся, гневаемся и негодуем.
Поэтому со стороны агрессия иногда выглядит неадекватной – нам кажется, что люди проявляют злость «ни с того, ни с сего».
На самом деле за видимой враждебностью лежат невидимые чувства, непереносимость которых толкает личность на агрессивное поведение.
Счастливый, удовлетворенный во всех планах человек не может испытывать злость или раздражение. Ему не до этого.
Виды агрессии
Разные авторы имеют свою классификацию видов агрессии. Если собрать их все, то получится следующий список:
- Нападение – физическое или психологическое наступление на жертву.
- Защитная – вынужденное противостояние агрессивным выпадам другого с целью сохранить свою жизнь, здоровье и эмоциональное благополучие.
- Ответная – по принципу «ты – мне, я – тебе». Месть, как ответный удар за ранее причиненный разного рода вред.
- Немотивированная – объектом становится некто (или нечто), не имеющий никакого отношения к чувствам агрессора. Например, у мужчины проблемы на работе, а он срывается на жене и детях.
- Неконтролируемая – результат большого скопления раздражения, злости или гнева. Переполняясь негативом, человек понемногу спускает его с поводом и без, испытывая приступы агрессии, теряет способность к самоконтролю.
- Побудительная – имеет своей целью вызвать в другом какие-либо чувства или склонение его к какой-либо реакции. Часто в детском саду мальчики дергают девочек за косички, отбирают игрушки и другое с целью обратить на себя их внимание.
- Санкционированная — лежащая в правовом поле, призывающая к сохранению социальных норм и государственных законов. Например, сопротивляющийся преступник будет насильно скручен, обездвижен и одет в наручники.
- Аутоагрессия – самообвинение, самоуничижение, нанесение вреду собственному здоровью. В этом случае негативные чувства направлены на самого себя.
- Альтруистическая – совершение зла ради добра (мужчина, дерущийся за честь дамы, родитель, защищающий своего ребенка и т.д.).
Из этого списка видно, что агрессия может быть позицией агрессора и также ответной реакцией человека, на которого нападают.
В случае аутоагрессии эти две роли умещаются в одной личности: сам себя в чем-то обвиняю, сам себя наказываю.
Формы агрессивного поведения
Помимо видов, существуют формы агрессии. В психологии это способы выражения враждебности. Энергия одна и та же, но доставить ее до объекта можно разными путями:
- Физическая – причинение телесных травм, увечий другим людям или повреждений предметам: нанесение ударов другому или порча материального имущества (своего или чужого).
- Вербальная агрессия – словесное нападение на собеседника с использованием специфических интонаций, угроз и оскорблений. Эта форма не затрагивает тело, но способна нанести психическую травму, вывести человека из равновесия, принудить его к выполнению каких-либо действий.
Речевая агрессия не приводит к синякам, однако ее воздействие порой провоцирует еще более страшные последствия, нежели телесные раны (например, доведение до самоубийства).
- Активная – открытое выражение враждебности в виде определенных действий (агрессор лезет в драку, ругается, что-то ломает).
Пассивная агрессия – это бездействие, которое негативно сказывается на других. Например, я вижу, что человеку очень нужна моя помощь, но не оказываю ее. Или один партнер обижается на другого и подолгу молчит, как бы наказывая его игнорированием, заставляя страдать, мучиться.
Оставленная мужем супруга из чувства мести может запрещать последнему встречи с ребенком, ссылаясь на различные обстоятельства (нет времени, малыш заболел и т.д.). Также эту форму называют скрытой агрессией, ведь зачинщик вроде бы ничего такого не делает.
- Прямая – агрессор физически или психологически бьет прямо по объекту своих чувств.
- Косвенная – выражение злости и гнева в отношении объекта обходными путями. Например, мне не нравится «А», но враждебность я проявляю к «Б», как самому близкому и дорогому человеку для «А». В итоге «А» страдает из-за неприятностей у «Б», как мне того и хотелось. Другой вариант – уничтожить предмет или вещь, которая дорога сердцу «А».
- Сознательная – умышленное поведение, направление на причинение вреда объекту.
- Бессознательная – непреднамеренные действия или бездействие. В этом случае личность действительно не понимает, что испытывает негативные чувства. Последние вырываются наружу совершенно спонтанно, как правило, в состоянии сильного психоэмоционального возбуждения.
То, каким способом человек выражает враждебность, главным образом зависит от концепции (что такое концепция) воспитания, в рамках которой развивается личность.
Если ребенок с детства видит в семье насилие, крики, драки и другие ярко выраженные формы агрессии, то именно их он возьмет себе «на заметку», чтобы использовать в своей жизни.
И наоборот. Выходцы из спокойных, интеллигентных семей предпочтут либо не замечать, подавлять агрессивную энергию, либо выражать ее пассивно, обходными путями.
Нужна ли человеку агрессия
Итак, мы разобрались с тем, что такое агрессия и какой она бывает. Нужна ли она человеку? Определенно да, но с условием, что враждебность является здоровой, представляет собой защитный механизм.
Нездоровая агрессия – это когда из-за низкой самооценки человек подавляет и всячески унижает других людей.
Здесь низкая самооценка – это его боль, которую он не в силах вынести. И чтобы хоть немного облегчить свое внутреннее состояние и не казаться себе ничтожеством, он вынужден насильничать над другими, возвышаясь в собственных глазах. Такая личность нуждается в психокоррекции.
Здоровая же агрессия – это про естественную защиту себя, действия, продиктованные инстинктом самосохранения.
Например:
- когда кто-то пытается украсть ваше имущество;
- прикасается к вам без вашего согласия;
- задевает ваши интересы различными способами – в общем и целом всячески нарушает психологические и физические границы.
Именно здесь на сцене должна появиться естественная агрессия, как позитивная функция. С ее помощью человек сможет отразить непрошеное вторжение, сохранить свое внутреннее и внешнее пространство.
Что бывает с теми, кто якобы никогда не злится, не раздражается?
- Во-первых, агрессия есть у всех, просто у некоторых она подавлена, вытеснена из сознания, поэтому кажется, что человек весь из себя добрячок. Зачастую такие добряки являются скрытыми агрессорами, которые неосознанно причиняют неудобства другим совершенно «случайно».
- Во-вторых, такие люди, как правило, не могут отстаивать свое мнение, на них «ездят» все, кому не лень, а еще они часто болеют, так как скопление негативных чувств, не покидая границ тела, начинает разрушать своего хозяина изнутри (аутоагрессия).
Вывод: агрессия – это нормальное поведение в ситуации, когда кто-то бесцеремонно нарушает ваши границы, угрожает жизни, материальным и моральным ценностям.
Ненормально, если человек ведет себя враждебно по отношению ко всем подряд и беспричинно вымещает свою злость на людях и предметах.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Агрессивность
Что такое агрессивность
Агрессивность – свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.
Википедия
Агрессивность – это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за счет других. Агрессивность предполагает действие напролом, грубое преследование собственных целей, неуважение к чувствам и эмоциям других людей. Некоторые психологи считают, что агрессивность является той силой, с которой личность проявляет свою любовь или ненависть к другим. Это жизненная энергия, направленная в неправильное русло. Эрих Фромм выделил два типа агрессивности: инструментальную и враждебную. И если первая действительно необходима человеку, чтобы отстаивать свое достоинство и интересы, то вторая разрушительна для личности. В корне агрессивности – враждебное восприятие мира, эгоизм и чрезмерная восприимчивость. Проявления агрессивности обычно вызывают как минимум чувство психологического дискомфорта у других, в худшем случае – причиняют людям серьезный ущерб. Агрессивность может быть следствием грубости, плохого воспитания, внутреннего конфликта или комплексов. В любом случае, это крайне негативное качество, от которого необходимо избавляться.
Преодоление агрессивности начинается с воспитания эмпатии (сочувствия), терпения, спокойствия и самодисциплины. Агрессор – это всегда разрушитель. И если вы не хотите быть таковым, формируйте в себе бережное, заботливое, трепетное отношение к окружающим вас людям.
- Агрессивность – это разрушение человеческого начала.
- Агрессивность – это враждебное отношение к миру.
- Агрессивность – это хамство и недовольство, стремление подавить и унизить.
- Агрессивность – это неоправданная жестокость.
- Агрессивность — это желание преуспеть за счет другого.
- Агрессивность – это первый шаг к насилию.
Объединяющее злорадство: почему люди участвуют в кибербуллинге
VK изучает феномен кибербуллинга с 2019 года — тогда компания опубликовала первое исследование, посвященное масштабу этого явления. Исследование 2020 года было посвящено тем, кто становится свидетелем кибербуллинга. В 2021-м в фокус исследователей попали сами агрессоры.
В рамках количественного исследования были опрошены 2970 респондентов, а для качественного провели 21 фокусное интервью. Исследование проводилось в VK на базе собственной исследовательской платформы совместно с UX-лабораторией и консалтинговой фирмой UXSSR.
Почему люди проявляют агрессию
Отвечая на вопрос о своих мотивах, большинство агрессоров утверждали, что ими движет желание добиться изменения ситуации — предупредить людей о чем-либо (42%), восстановить справедливость (29%). Способы видятся им разными — от убеждения оппонентов до мести за ранее нанесенную обиду.
Реклама на Forbes
В последнем случае кибербуллинг становится ответом на какие-либо действия оппонента. Одни отыгрываются за собственный негативный опыт, другие встают на защиту третьих лиц — например, друзей или популярных блогеров. В том числе и по их призыву — это так называемый буллинг по требованию.
Авторы исследования предполагают, что рациональные мотивы, связанные с желанием изменить ситуацию, могут появляться уже в процессе акта агрессии, который начинается под влиянием эмоций.
Кто-то выплескивает негатив — гнев, зависть, боль, обиду на несправедливый мир; пытается самоутвердиться. Кто-то таким образом борется со скукой. Немногие (только 7%) видят в кибербуллинге развлечение: «Азарт от того, что ты хочешь [оппонента] уничтожить и унизить, чтобы он больше никогда не заходил в игру, чтобы доказать, что ты прав. Каждый раз надо придумывать новое, чтобы не повторяться». Кроме того, агрессоры признаются, что, действуя в группе, испытывают чувство общности и безопасности: «Если прям честно, то нас объединяло общее злорадство, желание дистанцироваться от условной серой массы».
56% тех, кто не был удовлетворен результатами своей агрессии, были недовольны именно потому, что жертва не отреагировала либо отреагировала «не так»
Для некоторых агрессоров подобное поведение — способ выразить свое отношение к человеку или группе людей («сказать идиотам, что они идиоты»). И если одни в принципе не считают грубость чем-то плохим, то другие признаются, что к агрессии может сподвигнуть опыт безнаказанности в интернете и уверенность, что «мне за это ничего не будет». Особенно там, где возможны анонимные высказывания.
Наконец, некоторые агрессоры переходят на личности, когда им больше нечего сказать: «Навыка сформулировать верный аргумент у меня не было. Я могла зайти в профиль, посмотреть на аватарку и написать: «А еще ты страшная!»
Как онлайн подпитывает агрессию
Для многих негативные комментарии в социальных сетях — способ выразить свое отношение к тем, на кого в реальной жизни воздействовать невозможно. «Агрессия по отношению к «обочечникам» (тем, кто паркуется на обочинах. — Forbes Life) — это святое дело, — приводит пример один из респондентов. — Этих людей нужно гнать, и насмехаться, и еще и бить, но я не могу».
Некоторые считают, что сам факт присутствия в публичном пространстве подразумевает готовность к негативным комментариям: «Если человек выкладывает что-то в паблик, то он ожидает, что будут разные реакции».
В онлайн-играх сама среда провоцирует агрессию. «Это как с вождением машины. Ты никогда не скажешь: «Какой классный маневр!» — ты всегда будешь только критиковать», — объясняет одна из респонденток. При этом в командных играх «своих» стараются не оскорблять.
Кроме того, в играх, в отличие от социальных сетей, пока больше способов сохранить анонимность. К тому же многие видят в других игроках не людей, а аватары и выражают негатив в первую очередь по отношению к персонажу.
Типажи агрессоров
Исследователи выделили четыре профиля агрессоров.
«Классический кибербуллер» регулярно оставляет негативные комментарии в социальных сетях в адрес конкретного человека или группы людей, в онлайн-перепалках может переходить на личности. Иногда создает фейковые страницы других людей (например, на сайтах знакомств) и распространяет контент от их имени. Или создает юмористический контент, который может задеть чувства других людей. Последнее не кажется агрессорам чем-то негативным: «Любая шутка, если она смешная, то она не обидная, так как злое — это не смешно и давит на больное».
«Кибербуллер-геймер» оскорбляет игроков в онлайн-играх и на стриминговых платформах.
«Борец за справедливость» пытается наказать неправого человека или бренд и призвать их к ответственности. 35% участников опроса целью негативных постов и комментариев называют желание публично осудить виновника, 34% — стремление добиться справедливости. Чаще всего негативные комментарии пишут в адрес компании, товара или магазина, которые разочаровали или разозлили (18%).
Агрессия в этом случае может ощущаться как правое дело — наказание зла, поддержка пострадавших. «Эмоции: сначала интерес, а потом — как будто я помогла, как будто ко мне подошел маленький ребенок и попросил помочь, а я такая большая и сильная», — признается одна из респонденток. «Один блогер узнал адрес и телефон другого и устроил травлю. Мне захотелось пострадавшего поддержать. У меня есть мнение насчет этой ситуации, меня прямо беспокоит это. Вот куда мне это чувство деть?» — рассказывает другая.
«Кибербуллеры-мизогины» нападают на женщин. Причина их агрессии — гендерные стереотипы, например, о том, что женщины хуже мужчин играют в онлайн-игры или что если они играют в «мужские» игры, то только для того, чтобы наладить личную жизнь.
Реклама на Forbes
Усваивая эти стереотипы, сами женщины начинают скрывать свой гендер там, где возможна анонимность: «У меня мужской ник в игре, чтобы на меня не нападали». А некоторые начинают их транслировать: «…Если я читаю комментарий и он мне нравится, то я возвращаюсь к нику, и если это девушка, то я такая: «Хм, ну, может, это и не так умно». Не знаю почему, я даже не могу это объяснить. Видимо, есть что-то в голове, возможно, связанное с воспитанием».
Среди основных причин, по которым женщины пишут негативные комментарии друг другу, участники опроса назвали зависть (25%) и комплексы (24%). А мужчины, по их мнению, чаще оставляют подобные комментарии в адрес женщин из-за психологических травм (24%). При этом 88% участников исследования считают, что в целом мужчины и женщины пишут одинаковое количество негативных комментариев.
Что они чувствуют потом
От своей жертвы агрессоры ждут эмоций. При этом в цифровой среде реакция потерпевшего не всегда очевидна. Так, 56% тех, кто был неудовлетворен результатами своей агрессии, были недовольны именно потому, что жертва не отреагировала либо отреагировала «не так». В реальной жизни проще скорректировать свое поведение либо удовлетвориться достижением своей цели, утверждают агрессоры.
Агрессоры находят много оправданий. Одни считают, что их действия никому не повредили (так, например, многие рассуждают о «безобидных шутках»). Другие — что агрессия допустима в определенных ситуациях (когда «жертва виновата», когда агрессор отстаивает свои границы или когда такой стиль общения принят в сообществе). Некоторым кажется, что стихийная агрессия «не считается»: «Кибербуллинг, по мне, это что-то организованное — они по призыву этим занимаются», — рассуждает один из респондентов.
Есть и такие, кто видит в агрессии проявление внутренней свободы: «Если у тебя нет свободы делать по-настоящему плохие вещи, то ты не являешься свободным».
Реклама на Forbes
Только 12% агрессоров недовольны тем, что проявляли агрессию в интернете, тогда как 38% либо довольны либо очень довольны результатами такого поведения. 36% агрессоров испытывает безразличие к своим предыдущим проявлениям агрессии в сети. Однако некоторые склонны к рефлексии, особенно после того, как эмоции схлынули. Сложнее раскаяться тем, кто проявлял агрессию в группе, — совместные действия помогают принять свое поведение как норму.
Что такое агрессия? | SkillsYouNeed
Агрессия — сложная тема, не в последнюю очередь потому, что она субъективна. Один человек может рассматривать свое поведение как приемлемый способ выражения гнева или разочарования, тогда как другие могут рассматривать такое же поведение как недопустимое насилие или угрозу.
Однако, как и в случае с издевательствами, агрессию лучше всего рассматривать с точки зрения получателя: если кто-то считает, что поведение по отношению к нему агрессивно, то к нему следует относиться как к таковому.
Эта страница определяет агрессию и описывает связанные с ней поведенческие и физические изменения. Это также объясняет, почему люди могут действовать агрессивно.
Определение агрессии
агрессия, н. — первый акт вражды или травмы.
агрессивный, прил . совершает первую атаку или склонен к ней, невежливо враждебно или самоуверенно.
Английский словарь Чемберса, издание 1989 г.
Таким образом, агрессия предполагает «первую атаку», которая может быть словесной или физической.
Другими словами, вы по определению не можете быть агрессивными в ответ на первый шаг другого человека: если вы отвечаете, вы просто защищаете себя. Однако есть способы реагирования, которые с большей или меньшей вероятностью ухудшат ситуацию!
Психологи различают:
- Естественная или позитивная агрессия, также известная как инструментальная агрессия , которая направлена в основном на самооборону или борьбу с предрассудками или социальной несправедливостью, и
- Патологическая или враждебная агрессия , которая направлена исключительно на причинение кому-либо вреда и часто возникает, когда внутренняя природа человека искажается или разочаровывается.
Физическое насилие недопустимо
Акт физического насилия нельзя воспринимать иначе, как агрессивный.
Независимо от вашей точки зрения или точки зрения, нападение на другого человека недопустимо. Если вы подверглись физическому нападению или стали его свидетелем, это дело полиции. Это не вопрос «управляющего поведения».
Также не имеет значения, какая словесная провокация была получена: «первым актом» физического насилия является оскорбление.
Типы агрессивного поведения
Агрессия может причинять страдания или вредить получателю. Типы поведения, которые можно считать агрессивными, включают:
- Кричать
- Ругань
- Личные оскорбления и обзывания
- Расовые или сексуальные комментарии
- Устные угрозы
- Позирование и угрожающие жесты
- Оскорбительные телефонные звонки, письма или онлайн-сообщения
- Другие формы преследования
- Эмоциональное насилие
- Сарказм
Основное право человека
Возможность жить и работать «без страха» является одним из основных прав человека.
Столкнуться с агрессией может быть очень страшно.
Общественные организации и организации, работающие с клиентами, поэтому осознали, что их сотрудники не должны подвергаться злоупотреблениям или агрессии со стороны клиентов. Они ясно дали понять, что не допустят агрессии по отношению к персоналу, и часто устанавливали особые наказания. Они могут включать судебное преследование правонарушителей.
Если ваша работа требует, чтобы вы имели дело с клиентами, которые могут проявлять агрессию, убедитесь, что вы знаете политику своей организации по противодействию агрессии — и никогда не бойтесь привести ее в действие.
Это ваше право работать без страха.
Как распознать агрессию
Есть ряд признаков того, что кто-то может стать агрессивным. К ним относятся как физические, так и поведенческие изменения.
знаков включают:
Физические изменения | Изменения поведения |
Потливость / потливость | Громкая речь или крик |
Сжатые зубы и губки | Указывая или тыкает пальцем |
встряхивание | Брань / словесные оскорбления |
Напряжение мышц | Чрезмерная чувствительность к сказанному |
Сжатые кулаки | Стоя слишком близко |
Смотровые глаза | Тон голоса |
Беспокойство, ерзание | Проблемы с концентрацией |
Покрасневшее лицо или крайняя бледность | Лапка для штамповки |
Учащенное дыхание / резкое втягивание воздуха | Удары ногами |
Повышение тональности | Уходя |
Некоторые из этих ответов классифицируются как открытые или прямые ответы и более вероятны реакции агрессивных людей , например, сжатие кулаков, ругань, словесные оскорбления или принятие агрессивной позы .
Чрезмерная чувствительность к тому, что говорят или плачут, классифицируется как пассивная или косвенная реакция , и, скорее всего, связана с пассивными людьми .
Адреналин и гнев
Люди могут испытывать ряд физических и эмоциональных ощущений, когда они злятся, например, сухость во рту, ощущение «бабочек» в желудке, учащенное сердцебиение и учащенное дыхание.
Это результат выброса в организм адреналина (гормона борьбы / бегства / испуга). Адреналин служит одной цели: если бы вы столкнулись с саблезубым тигром, это определенно помогло бы подготовить ваше тело к бегству. Однако это менее полезно, когда вы сталкиваетесь с человеком, который имел несчастье сказать вам что-то неприятное!
Адреналин также связан с глубокими эмоциональными реакциями, такими как страх и гнев. Они связаны с частью нашего мозга, отличной от логического мышления, и часто кажется, что они «отключают» мыслительную часть.
Когда вы чувствуете эти ощущения, стоит сделать глубокий вдох и сознательно задействовать свой мозг в ситуации, прежде чем реагировать.
Подробнее об этом читайте на нашей странице Распознавание эмоций и управление ими .
Когда кто-то показывает несколько самых крайних признаков агрессии, это может указывать на то, что он становится все более возбужденным. Это может означать, что ситуация быстро перерастает в гораздо более сложную и потенциально опасную.
Каждый, кто работает в ситуациях, когда агрессия, ведущая к насилию, представляет собой угрозу, должен убедиться, что у него есть соответствующая защита. Недостаточно просто распознать потенциальную проблему.
Почему люди становятся агрессивными?
Точные причины агрессивного поведения человека сильно различаются от человека к человеку и от ситуации к ситуации. Однако есть ряд факторов, которые могут повысить вероятность агрессии.
Сюда входят лица:
- Более агрессивен по своей природе.
- Получил выгоду от предыдущего агрессивного поведения в аналогичных обстоятельствах.
- Считает, что их цели будут лучше всего достигнуты путем агрессивной реакции.
- Расстроен (например, из-за неспособности эффективно общаться).
- Чувствует себя под угрозой или бессильным.
- Испытывает физическую или моральную боль.
- Ожидает враждебного отношения / враждебного отношения, возможно, из-за предыдущего опыта.
- Находится в состоянии физиологического возбуждения, например возбуждено, тревожно, сердце бьется быстрее. Такое возбуждение может быть вызвано упражнениями, стрессом, предыдущим аргументом и многими другими вещами. Кто-то в этом состоянии вряд ли сохранит спокойствие.
- Наблюдает, как другие агрессивно ведут себя рядом с ними.
- На него оказывают давление друзья или сверстники, заставляющие его вести себя агрессивно.
- Чувствует себя оправданным в гневе.
Существует также ряд форм поведения, которые могут усиливать или поощрять агрессию в других, особенно когда люди имеют дело с крупными или бюрократическими организациями.
Эти варианты поведения включают:
- Проявлять покровительственный настрой.
- Унизить или свысока с кем-то.
- Использование неправильного имени или несоответствующей формы адреса (например, звонок кому-либо по имени без разрешения).
- Использование жаргона.
- Говорить людям, что они неправильно себя чувствуют / ведут себя так же, как они.
- Рассказывать людям, что они чувствуют или что они должны чувствовать (например, « Тебе действительно нужно успокоиться» ).
- Делаем предположения.
- Принижение чьих-либо проблем, тревог или беспокойств.
- Быть слишком знакомым или шутить над ситуацией.
Если ваша профессиональная жизнь связана с потенциально агрессивными людьми, важно избегать такого поведения.
Последняя мысль
Следует помнить, что многие люди становятся агрессивными из-за дискомфорта.
Это может быть из-за незнакомой ситуации или из-за того, что они беспокоятся о том, что может случиться.Если они пытаются иметь дело с крупной бюрократической организацией, они могут опасаться обращаться к ней, а также из-за причин, по которым они вступают в контакт.
Следовательно, они могут быть уже расстроены, огорчены или разочарованы. Они также могут оказаться в незнакомом месте и ожидать, что у них возникнут проблемы с получением того, что им нужно.
Большинство людей не хотят, чтобы становилось злым и агрессивным. Они бы предпочли, чтобы с ними обращались как со взрослыми и чтобы их потребности удовлетворялись.
Определение агрессии | Что такое психология?
Агрессия может быть определена как вредное поведение, которое нарушает социальные нормы и которое может включать умышленное намерение причинить вред или причинить вред другому человеку или объекту (Bandura, 1973, процитировано в Suris et al., 2004; Berkowitz, 1993, процитировано в Suris et al. др., 2004). Во многих случаях это перерастает в насилие.
Агрессия также рассматривается как разнородное понятие, охватывающее самые разные формы поведения (Коннер, 2004).Исследователи попытались создать более однородные категории в этой поведенческой области путем выявления подтипов агрессии на основе статистических методов, таких как факторный анализ. Два общих подтипа, подтвержденных обширными исследованиями, — это явная и скрытая агрессия (Коннер, 2004). Как следует из названия, явная агрессия включает в себя внешние или открытые конфронтационные акты агрессии, такие как физическая драка, словесные угрозы и издевательства. С другой стороны, скрытая агрессия более скрыта и скрытна; примеры включают воровство, прогулы и поджоги.
[showmyads] Интересный способ классификации разделяет агрессию на адаптивные и дезадаптивные формы (Conner, 2004). Считается, что адаптивная или «соответствующая» агрессия возникает в интересах защиты целостности или выживания человека. Согласно этому определению, голодный ребенок, который крадет еду из магазина, чтобы поесть, или молодой человек, который часто борется с другими, пытающимися украсть его имущество, будут проявлять адаптивную агрессию. Напротив, дезадаптивная агрессия не направлена на защиту или защиту личности.Согласно Коннеру (2004), эта форма агрессии возникает в различных контекстах и в отсутствие предшествующих социальных сигналов. Интенсивность, частота и продолжительность агрессивного акта также непропорциональны очевидным причинам.
Если у вас есть проблемы с агрессией, может быть полезно поговорить с лицензированным терапевтом. Запишитесь на терапию в вашем районе и получите помощь специалиста о том, как лучше контролировать свои эмоции.
Список литературы
Коннер, Д. Ф., И Баркли Р. А. (2004). Агрессивное и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследования и лечение . Нью-Йорк: TheGuilford Press.
Сурис, А., Линд, Л., Эммет, Г., Борман, П. Д., Кашнер, М., и Баррат, Э. С. (2004). Меры агрессивного поведения: Обзор клинических и исследовательских инструментов. Агрессия и агрессивное поведение, 9 , 165-227.
Фото любезно предоставлено mikumistock / FreeDigitalPhotos.net
Статьи по теме
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ: АГРЕССИЯ
Abstract
Концепция агрессии важна для медсестер, поскольку дальнейшее знание агрессии может помочь в создании более совершенной теоретической модели для более эффективных подходов к вмешательству и профилактике.В этой статье представлен концептуальный анализ агрессии. Сначала рассматриваются различные формы агрессии, включая клиническую классификацию и классификацию на основе стимулов. Затем описываются проявления и меры агрессии. Наконец, очерчиваются причины и последствия агрессии. Утверждается, что лучшее понимание агрессии и причинных факторов, лежащих в ее основе, необходимо для обучения тому, как предотвратить негативную агрессию в будущем.
Концепция, которой будет уделено основное внимание в данной статье, — «агрессия.«Агрессия» — это существительное, которое обычно определяется как акт агрессивного поведения (Concise Oxford English Dictionary, 2002). В этом документе термины «агрессия» и «агрессивное поведение» используются как синонимы. Агрессивные формы поведения могут характеризоваться словесным или физическим нападением. Агрессия может быть уместной (например, для самозащиты) или, наоборот, она может быть разрушительной для себя и других (Ferris & Grisso, 1996).
Когда агрессия у взрослых не является реакцией на явную угрозу, ее иногда считают признаком психического расстройства (Brennan, Mednick, & Hodgins, 2000; Hodgins & Grunau, 1988; Shelton, 2001).Фактически, существует коморбидность между агрессией и психическим заболеванием, при этом многие психические расстройства, такие как шизофрения и алкоголизм, также проявляют агрессивное поведение (Citrome & Volavka, 2001; Pihl & Peterson, 1993). Агрессия может быть направлена вовне против других, нанося ущерб, как в случае взрывных расстройств личности. С другой стороны, он может быть направлен внутрь против самого себя, что приведет к саморазрушающим действиям, таким как самоубийство (Raine, 1993, Stoff, Breiling, & Maser, 1997).
Исторически сложилось так, что некоторые исследователи поведения людей и животных, такие как Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц, утверждали, что агрессивное поведение является врожденным, но, в качестве альтернативы, другие предполагали, что это приобретенное поведение (Конгер, Непл, Ким и Скарамелла, 2003; Huesmann, Moise-Titus, Podolski, & Eron, 2003). По всей вероятности, существует как генетический, так и экологический вклад в агрессивное поведение (Ghodsian-Carpey & Baker, 1987; Raine, 1993), а некоторые из биологических и экологических предшественников агрессии рассматриваются ниже.В настоящее время исследования причин агрессии сосредоточены на социальном обучении, моделировании, семейном насилии, жестоком обращении с детьми, пренебрежении, телевизионном насилии, структурных и функциональных аномалиях мозга, гормонах (например, тестостероне) и нейротрансмиттерах (например, серотонине) (Рейн, 2002; Stoff & Cairns, 1996).
Понятие агрессии используется во многих различных контекстах. Важно отметить, что его применяли как к поведению животных, так и к поведению человека. Он используется для описания личности и отношения, а также для характеристики поведения как у детей, так и у взрослых.Когда агрессия используется в области медицины, она часто связана с психическим расстройством, например эпилепсией (Tebartz van Elst, 2002). Он также используется в военных контекстах для характеристики действий нации (а не отдельного лица) против другой (Nordstrom, 1998; Satterfield & Seligman, 1994), а в спорте — для обозначения агрессивного поведения. Иногда агрессия используется в повседневном контексте для обозначения насильственных, но законных действий других лиц в бизнесе (например, «агрессивного» продавца).
Значение агрессии для медсестры невозможно переоценить. Он связывает человека, окружающую среду, здоровье / болезнь и последствия для здоровья. В частности, физическая агрессия может привести к насилию и травмам. Медсестры отделения неотложной помощи больницы ежедневно сталкиваются с последствиями негативной агрессии. Медсестры подвергаются физическому насилию, угрозам и словесным оскорблениям чаще, чем другие специалисты (Carlsson, Dahlberg, Lutzen, & Nystrom, 2004; Gates, Fitzwater, & Succop, 2003).Было показано, что медсестринское вмешательство в раннем возрасте снижает уровень агрессии у подростков (Olds et al., 1998). Если эти результаты можно будет воспроизвести, профессия медсестры может сыграть важную и значительную роль в снижении уровня агрессивных преступных действий в обществе. За каждый 1% агрессивных насильственных действий, совершаемых в обществе, страна обходится ранее в 1,5 миллиарда долларов (Resis & Roth, 1993), а сегодня явно больше. Это представляет собой деньги, которые можно было бы лучше потратить на обеспечение более широкого медицинского обслуживания малообеспеченных слоев населения.
Целью этого анализа является описание различных форм и проявлений агрессии, а также описание ее причин и последствий у людей (см. Содержание). Лучшее понимание агрессии и причинных факторов, лежащих в ее основе, необходимо для того, чтобы научиться предотвращать негативную агрессию в будущем. Этот анализ концепции агрессии руководствуется концептуальной структурой, разработанной Уокером и Авантом (1995). Ключевые элементы этого концептуального анализа кратко изложены в.Они состоят из атрибутов, антецедентов, эмпирических референтов и следствий. Текущий обзор литературы был проведен путем поиска и извлечения ключевых терминов из двух основных баз данных: PsycINFO (с начала до 2004 г.) и MEDLINE (с 1950 по 2004 г.). Ключевые термины включали «агрессию», «агрессивное поведение», «антисоциальное», «правонарушение», «насилие», «социальное обучение», «социальную информацию» и «биологическую основу». Кроме того, хотя эта статья посвящена анализу агрессии, этот обзор литературы также охватывает антиобщественное, делинквентное и преступное поведение, а также насилие.Эти конструкции не являются синонимами, но поскольку антисоциальное и делинквентное поведение являются основными факторами риска последующей агрессии и насилия (Farrington, 1989), они включены в этот обзор.
ТАБЛИЦА 1
Содержание анализа концепции: агрессия
Различные формы агрессии |
Клиническая классификация (Dodge, 1991; Meloy, 1988; Raine et al., 2004) |
Аффективный , реактивный, защитный, импульсивный, вспыльчивый — неконтролируемый |
Хищный, проактивный, инструментальный, атакующий, хладнокровный — контролируемый |
Классификация на основе стимулов (Мойер, 1968) |
Хищная агрессия |
Агрессия, вызванная страхом |
Агрессия, вызванная раздражением |
Территориальная агрессия |
Материнская агрессия |
Инструментальная агрессия |
Положительная агрессия против отрицательной |
Мужская агрессия против женской (Crick, 1995; Jack, 1999; Moffitt et al., 2001) |
Измерения агрессии |
Контрольный список поведения детей (Ахенбах, 1994) |
Опросник враждебности Басс-Дурки (Басс и Дурки, 1957) |
Шкала явной агрессии (Юдофски, 1986) |
Тематический тестер |
Опросник проактивной и реактивной агрессии (Raine et al., 2004) |
Файлы полиции, суда и исправительных учреждений |
Самооценка правонарушений (Elliott et al., 1983) |
Пересмотренный контрольный список психопатии (Hare, 1991) |
Причины агрессия |
Социальные факторы |
Теория социального обучения |
Обработка социальной информации |
Биологические факторы |
Дисфункция головного мозга | 11 |
Дефицит питания |
ТАБЛИЦА 2
Ключевые элементы анализа концепции: агрессия
Антецеденты | Определяющие атрибуты | Эмпирические источники | |
---|---|---|---|
Повышенные эмоции | Вегетативное возбуждение | Сохранение | |
Внешние стимулы | Посягательство | Вербальное и физическое воздействие | Защита |
3 | |||
Получатель | Силовое действие | Борьба | Отказ |
Разрушение | Повреждение | ||