1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо этого направления запечатлел термин поведение (англ. ‘бихевиор’), а само оно было названо бихевиоризмом. Его ‘отцом’ принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого ‘Психология, каковой ее видит бихевиорист’ (1913) стала манифестом новой школы. Уотсон требовал ‘выбросить за борт’ как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.
Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и
Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.
Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,
1.7 Психологические школы: когнитивная психология.
Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.
это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители :: SYL.ru
Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.
Определение
Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно — английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.
Суть бихевиоризма
Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.
Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.
Мотивы возникновения бихевиоризма
Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.
В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.
Теория Павлова
Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.
В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.
Исследования Торндайка
На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» — связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.
То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.
За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация — реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:
- отправная точка – проблемная ситуация;
- в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
- он активно ищет соответствующую линию поведения;
- и выучивается новым приемам методом упражнения.
Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.
Положения бихевиоризма
Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:
- Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
- Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
- Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
- Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
- Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
- Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
- Речь и мышление также следует считать навыками.
- Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
- Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
- Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
- Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.
Плюсы и минусы бихевиоризма
В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление «бихевиоризм» также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:
- Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
- Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
- Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
- Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
- При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.
Представители бихевиоризма
Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.
Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.
Другие течения бихевиоризма
И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».
Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.
Бихевиоризм и психоанализ
Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» — и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир. Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.
Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.
www.syl.ru
Бихевиоризм как крупнейшая психологическая школа — Book-Science
Бихевиоризм как мощная психологическая школа сложился в США, однако теоретические основы этого направления по свидетельству самих зарубежных коллег были заложены в трудах И.П. Павлова. Парадоксальна судьба учения Павлова в психологической науке. Его теория условных рефлексов, разработанная на стыке физиологии и психологии, в России породила великую школу в физиологической науке, в российской психологии же, даже насильственно насаждаемая, не была по-настоящему принята и фактически не имела развития. В США психологи, не пытаясь проникнуть в тайны физиологических механизмов мозга, подхватили идею непосредственного формирования поведенческих реакций варьированием средовых стимулов. Так возник американский бихевиоризм. О судьбе этого направления в России написана М.Г.Ярошевским книга «Наука о поведении:русский путь».
Теории этого направления сегодня имеют очень широкую сферу применения. В русле этого направления непосредственно ставится задача изменить поведение человека или группы, добиться требуемых видов и способов поведения. Основные области применения бихевиористских моделей:
- образовательные технологии (включая технические устройства программного обучения, управляющие системы),
- менеждмент, включая отношения в коллективах и субъективную удовлетворенность,
- психолингвистика, обучение навыкам вербального поведеня,
- терапия общих расстройств поведения, личностных проблем: алкоголизации, аутизма, фобий.
- психофармакология (изучение влияния лекарств).
Классической для бихевиоризма считается теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера. Личность рассматривается Скиннером как индивид, обладающий приобретенным набором поведенческих реакций. Путем познания личности считается лишь объективный функциональный анализ поведения. Выделяются респондентное (отвечающее на воздействие среды) и оперантное (инициирующее) поведение. В центре внимания — режимы подкрепления, то есть способы закрепления желательных форм поведения и оттормаживания нежелательных. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым вариантом подкрепления является режим непрерывного подкрепления, когда подкрепляется каждая желаемая реакция. Этот режим обычно используется на начальных этапах любого оперантного научения, когда индивид учится производить правильную реакцию. В большинстве ситуаций повседневной жизни это либо неосуществимо, либо неэкономично. В большинстве случаев подкрепление предъявляется только иногда (прерывистое подкрепление).Скиннер изучал, как режим такого частичного подкрепления и его вид влияет на эффективность закрепления навыка.
Теория оперантного научения и сегодня широко применяется в области социально-психологического тренинга навыков общения и желательных форм поведения.
Более современные бихевиористские теории учитывают сложные взаимодействия внешних и внутренних факторов. Возможность для человека учиться не только на собственных ошибках, но и путем наблюдения, влияние на поступки людей не только реалий окружающего мира, но субъективных представлений о мире. Таковы социально-когнитивные теории личности А.Бандуры и Дж.Роттера, когнитивная теория личности Дж.Келли. На основе необихевиористских теорий разработаны высокоэффективные виды тренинга.
Спонсор статьи — центр психологической консультации «Вместе» — предлагает вашему вниманию услуги практических психологов, которые помогут наладить детско-родительские, межличностные отношения, пережить последствия физических и психологических травм.
book-science.ru
Бихевиоризм — Психологос
Джон Уотсон
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.
«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.
Фильм «История Джона Утсона»
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→
Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.
В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии
Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →
www.psychologos.ru
2.2.7. Бихевиоризм, или поведенческая психология
Основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского behavior — поведение («бихевиоризм» можно перевести как «поведенческая психология»). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек представляет собой «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Согласно би-хевиористам, такие понятия, как сознание, переживание, не могут считаться научными, так как они есть результат-самонаблюдения. Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды. Поведение определялось как система реакций организма в ответ на стимулы. Стимул (S) порождает реакцию(R) (S-R). В бихевиоризме широко использовались эксперименты на животных, результаты которых переносились и на объяснение поведения людей.
И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» S-Rявлялась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь междуSиRусиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.
Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность —все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков. Личность, по определению Б.Ф. Скиннера, есть набор поведенческих шаблонов. Различные ситуации вызывают разную реакцию. Реакция же человека зависит исключительно от предыдущего опыта игенетической истории. Указание на влияние генетических факторов подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал толкование поведения и считал, что оно зависит от многих скрытых факторов.
Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S-Rкак слишком упрощенную и ввел между этими членами важную промежуточную переменнуюI— психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимулаS-I-R.
Под промежуточными переменными понимались внутренние процессы, детерминирующие действие стимула, то есть влияющие на внешнее поведение. Под промежуточными переменными понимались такие образования, как цели, намерения, потребности, гипотезы, образы ситуаций — когнитивные карты.
В концепции Халла поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы — драйв.
Драйвы — импульсы к действию. Достигая определенной силы, они активизируют поведение. Поведение вознаграждается ослаблением побуждающих стимулов. Например: голодный человек, движимый сильным драйвом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если человеку это удается, поведение подкрепляется, происходит научение. В следующий раз человек будет использовать те реакции, которые в прошлом позволили удовлетворить потребность (уменьшить силу драйва).
При повторении связки S—Rвозникает ассоциация реакции со стимулом, что приводит к возникновению привычки. Личность человека рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реакций. Человек от рождения обладает набором драйвов (жажда, голод, боль, ориентировочный рефлекс). Эти драйвы при определенной интенсивности запускают соответствующее им поведение (инструментальное). Если это поведение протекает в определенных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного драйва, наличие которого становится необходимым для удовлетворения потребности.
Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения:безусловно рефлекторном, условно-рефлекторном иоперантном.
Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция обусловливания типаS. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строитсяна основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулом, а выделяются («ислускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типаR.Оперант-ное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение, и в зависимости от последствий результатов этих активных действий они (реакции) закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — все это примеры опе-рантных реакций человека, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.
Ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. Скиннер предположил, что поведение определяется не стимулом, предшествующим реакции, а последствиями поведения. Скиннер считал, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свое прошлое поведение, если оно имело приятные последствия. Следовательно, можно управлять поведением, положительно подкрепляя его определенные способы. Скиннер вывел следующую закономерность: образцы поведения, за которыми следуют приятные последствия в будущем, встречаются чаще.
Развивая идею Скиннера, можно предположить, что поведение, которое наказывается и ведет к неприятным для индивида последствиям, должно исчезнуть. Однако Скиннер не нашел подтверждения этому выводу. С его точки зрения «наказание — довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание».
Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.
Скинер выделяет 4 режима подкрепления: 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий (например, платят работнику пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще организм правильно реагирует, тем больше подкреплений он получает).
2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, платят работнику зарплату через каждый месяц, или у студента сессия через каждые 4 месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще нескоро).
3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет «следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим подкрепления значимо воздействует на поведение человека).
4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления; знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования по сравнению с режимом подкрепления с постоянным интервалом). Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные, подкрепления (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными подкреплениями. Например, деньги являются средством для получения множества удовольствий, или еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение, — ради социального одобрения со стороны родителей, окружающих людей человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, хорошо учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.
Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, он выделял позитивные, негативные подкрепления и позитивные, негативные наказания (табл.).
Таблица 1
Скиннер боролся против использования наказания для контроля поведения, т. к. болевое наказание вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности), лишь временно подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится там, где отсутствует тот, кто может наказать, если уменьшится вероятность наказания. Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении того поведения, которое наиболее близко к желаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом, поэтому одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к желаемому поведению (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).
Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления), и, предоставляя это субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, будет возможно с высокой вероятностью управлять его поведением. Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания: «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий; чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий). Субъективная оценка вероятности наступления тех или инь: l последствий после реакций человека может не совпадать с объективной вероятностью этих последствий, но на поведение влияет именно субъективная вероятность, то, как человеку кажется, поэтому один из способов воздействия на поведение человека — «нагнетение обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что вероятность негативных последствий после какой-либо его реакции незначительна, то он готов «рискнуть» и совершить данную реакцию.
Первым в США принципы бихевиоризма на область социальной психологии распространил Ф. Оллпорт. Согласно мнению Оллпорта, социальными стимулами при взаимодействии людей выступают речь, жесты, мимика, действия, соматические реакции. А в качестве социальных реакции выступают подражание, симпатии, заразительность реакций в толпе, выполняемая совместно работа.
В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды. Люди — это активные участники событий, влияющих на их жизнь, и научение происходит не только посредством прямого опыта и внешних подкреплений, внешних событий, но и поведение человека может формироваться через наблюдение или на основе примеров.
Альберт Бандура предположил, что новое поведение может возникнуть не только вследствие спонтанной инструментальной активности (как это полагал Скиннер), но и в результате подражания, а так же, как результат вербального (словесного) инструктирования. Первая форма научения характерна как для человека, так и для животных. Научение с помощью вербальных инструкций — исключительно человеческое приобретение, следствие социальной жизни людей.
Бандура считал, что люди копируют то, что видят вокруг себя. Поведение из окружения ребенка, подростка, взрослого человека выступает в качестве модели для подражания и копирования. Выучивание нового поведения зависит от поведения окружающих человека людей, от социальной среды. Вначале человек копирует поведение родителей, позже одноклассников и учителей, телевизионных героев, супругов и героев сериалов.
На поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля: экстернал либо интернал, — чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Экстерналы взваливают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства.Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств. Таким образом,с позиции бихевиоризма, человек — своеобразный биоробот, поведением которого можно управлять, формируя и закрепляя определенные реакции (без учета сознанияи мнения человека) за счет внешних воздействий: изменяя стимулы, подкрепления, вероятность наступления последствий, давая внешние образцы поведения для подражания.
Теория социального научения показывает, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Научение через имитацию, подражание, идентификацию — важнейшая форма научения.Идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слышао поведении других людей. Человек наблюдает что делают другие, а затем повторяет эти действия —научение через наблюдение или пример (А. Бандура).
Механизмы подражания и копирования в социальной среде, с одной стороны, поддерживают постоянство, с другой стороны, способствуют изменению среды за счет появления новых, часто встречающихся форм поведения (феномен моды). Копироваться может любое воспринятое, доступное и привлекательное поведение. Агрессивное поведение копируется так же успешно, как просо-циальное.
В своей социально-когнитивной теории А. Бандура отмечает, что хотя на поведение человека влияет внешнее и социальное окружение, но оно также частично является продуктом деятельности человека, т. е. люди своим поведением могут изменять окружение, могут оказывать какие-то влияния на свою среду и собственное поведение. Человек способен представить символически и осознать последствия, исход своих действий, заранее предпринимать необходимые меры предосторожности, сформировать образы желаемых будущих результатов и бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы достичь желаемых результатов (способность человека к саморегуляции, к научению через наблюдение и моделирование). Люди формируют образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Поведение модели сохраняется в памяти человека благодаря образному кодированию (мысленные визуальные образы) и вербальному кодированию (наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает). Люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта.
Большую роль в механизмах обучения новому поведению играют средства массовой информации. Механизмы копирования используются в рекламных и коммерческих целях, реже в образовательных.
Люди способны сами оценивать свое поведение и поощрять или критиковать, или наказывать себя (Бандура назвал этот процесс самоподкреплением, т. е. люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют власть, всякий раз когда достигают установленной ими самими нормы поведения).
Американскому психологу Мартину Селигману принадлежит создание очень интересной теории, которая получила название «теории выученной беспомощности». Суть теории состоит в том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт их неконтролируемости. Живое существо становится беспомощным в том случае, если оно привыкает к тому, что от его поведения ничего не зависит в случае, когда невозможно влиять на возникновение неприятных ситуаций. Было также выявлено, что беспомощности человек может научиться, если просто наблюдает за беспомощностью других.
Эксперименты проводила Эллен Лангер с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и имела возможность кое-что изменить в жизни этих людей.
На двух разных этажах она давала людям две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь мерой возможности, в которой пожилые люди могли что-либо изменить в окружающей действительности. Одна инструкция давала людям право выбора и звучала примерно так: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в этой клинике. Вы можете выбрать на завтрак либо омлет, либо яичницу. По средам или четвергам будет кино, но записаться надо заранее. В саду можно выбрать цветы для своей комнаты, выбрать можно, что хотите, — но поливать свои цветы вы должны сами».
Вторая инструкция для жителей другого этажа звучала несколько иначе: «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет готовим по понедельникам, средам, пятницам, а яичницу — в остальные дни. Кино бывает в среду и четверг. В среду для тех, кто живет в левом крыле, а в четверг — для живущих в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет ухаживать за ним сама».
Согласно этим инструкциям, получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли распоряжаться своей жизнью; на другом этаже люди получали то же самое, но без возможности влиять на свой выбор.
Через восемнадцать месяцев Эллен Лангер вернулась в клинику и установила, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой. Результаты были получены с использованием специальных оценочных шкал. Также было обнаружено, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Таким образом, можно предположить, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность может убивать.
Кроме процесса научения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат. Джордж Мид (1863-1931), американский ученый, является автором концепции, названной социальным бихевиоризмом. Д. Мид полагал, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими.
В общении с разными людьми ребенок играет разные роли. Личность ребенка является объединением различных ролей, которые он на себя примеряет. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра. В зависимости от ожидания и от прошлого опыта (наблюдений за родителями, знакомыми) дети по-разыому играют одни и те же роли. Представляют интерес исследования асоциального (агрессивного) и просоци-ального (приемлемого обществом) поведения, предпринятые психологами данного направления. Д. Доллард разработал теорию фрустрации. Фрустрация — нарушение поведения, вызванное невозможностью справиться с трудностями. Согласно теории Долларда, сдерживание слабых проявлений агрессивности, которые являются результатом прошлых фрустраций, может привести к агрессивности в зрелом возрасте.
Бихевиоризм рассматривает аномальное поведение как результат научения, т. е. внешние факторы окружения, воспитания вызывают аномальное поведение. Поэтому психические расстройства можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами, выявленными бихевиористами. Бихевиориальная терапия направлена на то, что убрать неадекватные реакции человека и сформировать более адекватные реакции поведения (не вникая в причины, которые вызывали эти неадекватные реакции, не интересуясь мнением, мыслями человека).
studfile.net
Бихевиоризм |
Кто стоял у истоков психологии?
Обычно, когда говорят о зарождении психологии в начале 20 века, то чаще всего упоминают такие имена как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер.
Фрейд Зигмунд
И это вполне справедливо: ведь эти люди стояли у истоков психологии, создали свои собственные оригинальные школы и терапевтические методы построенные на базе психоанализа.
Также вы можете спросить практически любого психолога — с какого направления психологии все начиналось, и большинство почти наверняка скажет, что это ни что иное как психоанализ Фрейда.
А дело все в том, что именно с психоанализа началась практическая психология, то есть набор тех специфических методов призванных не сколько объяснить что же такое сознание и почему человек ведет себя тем или иным образом, а именно оказать помощь тем людям, которые воспринимали свое внутреннее состояние как проблему, а говоря иначе испытывали страдания или психологический дискомфорт.
На сегодняшний день практическая психология давно вышла за рамки психоанализа и включает в себя огромное количество методов и работа психолога куда чаще ассоциируется не с работой ученого, а с действиями по оказанию психологической помощи клиентам на базе этих различных методов. Большинство их так или иначе возникли на основе идей психоанализа, были основаны людьми выросшими в рамках психоаналитической школы или же, по крайней мере, имевших к этому методу самое непосредственное отношение.
И это неудивительно, ведь практически любое из сегодняшних направлений психотерапии так или иначе, но оперирует такими терминами как эго и бессознательное, то есть использует идеи Зигмунда Фрейда. По этой причине мы и ставим психоанализ на первое место, когда говорим о психологии.
Однако, если уж говорить об истоках психологии надо обязательно вспомнить про еще одно направление, бывшее чрезвычайно популярным в 20-40 годы в Америке и родившееся фактически одновременно с психоанализом, которое в немалой степени базировалось на идеях противостоящих идеям Фрейда.
Справедливости ради надо также упомянуть, что и если говорить о психологии, как о строгой научной дисциплине, то именно направление о котором пойдет речь далее может с полным правом претендовать на эту роль.
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) учение о поведении человека в его различных аспектах.
Учение о котором котором пойдет разговор называется бихевиоризм — направление из которого впоследствии вышла поведенческая психология, социальная психология а также некоторые методы оказания психологической помощи которые используются и в наше время.
Противостояние о котором мы упомянули в одном из предыдущих абзацев имеет для объяснения появления бихевиоризма весьма важное значение. Дело в том, что психоанализ и прочие идеи о структуре человеческого сознания, зародившиеся на его основе, носили очевидно умозрительный характер и с точки зрения классического научного подхода, подразумевавшего использование реальных опытных данных и их интерпретацию на основе сравнения друг с другом, могли быть в лучшем случае отнесены к разряду научных предположений или гипотез за которыми, тем не менее, не стояло никаких научных опытных данных. Многочисленные наблюдения за реакциями пациентов того же Фрейда и других психоаналитиков и психиатров базировались на субъективных данных, которые транслировали им те же пациенты, разумеется проверить их достоверность не представлялось возможным, а любая обратная связь, которую давал психологу пациент по той же причине могла быть подвергнута сомнению.
Иван Павлов (1849 — 1936) Владимир Бехтерев (1857 — 1927)
В свете такого подхода многие известные ученые того времени, ведущие исследования условных рефлексов животных, их поведенческих особенностей (Павлов, Бехтерев, Торндайк, Шеррингтон и другие), то есть того, что можно было наблюдать непосредственно в условиях опыта, считали учение Фрейда как минимум ненаучным.
Разумеется, и сам Зигмунд Фрейд и его последователи прекрасно понимали суть подобных претензий, однако обладали своими, не менее вескими аргументами в пользу своих теорий, о чем мы поговорим позднее, когда речь зайдет о критике бихевиоризма.
Основные принципы Бихевиоризма.
Как уже было сказано, это течение возникло отчасти на базе идеи противостояния с психоанализом, и это противостояние в известной мере определило отношение основателя бихевиоризма Джона Бродеса Уотсона (1878 — 1958) к так называемому субъективному методу в психологии, когда в качестве опытных данных принимались результаты самонаблюдения (интроспекции).
Джон Бродес Уотсон
Разрабатывая принципы своего нового метода Уотсон предполагал, что все процессы происходящие в человеческом сознании можно было понять и описать на основании чисто физиологических, но при этом конечно совершенно объективных данных, а базовый метод, который предполагалось использовать содержался в простой формуле «стимул — реакция» или S=>R и именно эта простейшая схема и стала ведущей в бихевиоризме на очень долгое время.
С позиций учения Уотсона личность человека рассматривалась исключительно как некая совокупность поведенческих реакций на определенные стимулы в условиях определенной окружающей среды. Отсюда и основной метод исследования живого организма, основанный на наблюдении и изучении его реагирования на различные воздействия обстоятельств этой среды. Огромное количество данных о поведенческих реакциях людей на различные раздражители собирались и подвергались математической обработке, вследствие чего выводились закономерности на основании которых делались выводы о психологических особенностях испытуемых и их различиях.
Подобная работа, которая проводилась бихевиористами на протяжении десятилетий позволила выявить массу полезных закономерностей в человеческом поведении.
В качестве примера использования данных исследований можно привести работу немецкого психолога Ганса Юргена Айзенка (1916 — 1997), который на их базе создал свою факторную теорию личности.
Работа Айзенка.
Ганс Айзенк
Началом создания этой теории стало исследование и сравнение поведенческих реакций довольно больших групп военных с одной стороны обладающих невротическими симптомами, с другой признанных психологически здоровыми. В итоге Айзенк выделил 39 меняющихся факторов по которым различались эти две группы испытуемых, а последующий их анализ позволил выявить четыре основных различия — стабильность, нейротизм, экстраверсию и интраверсию.
Здесь же следует упомянуть о том, что в прочтении Айзенка термины интраверсия и экстраверсия надо понимать с несколько иной точки зрения, нежели у Юнга. Так, совершенно ожидаемо для бихевиориста, Айзенк привязал оба термина к чисто биологическим процессам возбуждения и торможения. Невротические же проявления Айзенк связывал с условными рефлексами. Адаптивное поведение индивида, направленное на устранение стимула несущего опасность невротических последствий и в результате снижающего фактор тревожности способствовало развитию фактора стабильности.
В результате этих исследований Айзенком было выявлено 4 категории характеров, которые определялись как сочетание двух параметров — стабильный + интраверт, невротичный + экстраверт, стабильный + экстраверт, невротичный + интраверт.
Айзенк широко известен как автор тестов на интеллект, а в среде психологов, как автор соотвествующей теории личности и множества психологических тестов и опросников различной направленности — личностного, подросткового и т.д.
Теория Айзенка является довольно ярким примером использования данных полученных методом бихевиоризма.
В чем заключается основная проблема бихевиоризма?
Поведенческий подход к изучению психики весьма способствовал развитию психологии, как объективного научного метода, а также дал мощный толчок к развитию новых социальных дисциплин, таких как антропология, социология, политология и других.
Но с самого начала своего появления учение Уотсона обладало и одним, но весьма существенным недостатком, оно подчеркнуто игнорировало роль самого индивида во взаимодействии со средой, и тем более, роль психической реальности человека, существование и сильное влияние которой на поведенческие факторы было невозможно отрицать. Увы, но часто в рамках теории бихевиоризма человеческой личности была уготована незавидная и незаслуженная роль абстрактного черного ящика содержимое которого не принималось в расчет.
Сам Уотсон всегда подчеркивал свое отношение к человеческой личности, как к чистому листу бумаги, лишенному свободы воли, на котором можно было написать все что угодно.
Вот его слова в полной мере демонстрирующие позицию бихевиоризма: «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».
Эдвард Толмен
Естественно такая позиция изначально закладывала камень преткновения, ограничивающий возможности учения. Со временем это привело к тому, что в 1948 году Толменом было внесено изменение — в основную формулу стимул-реакция, он добавил еще одну переменную I, которая означала собственно психические явления в сознании личности. Отныне формула поведенческой психологии выглядела следующим образом S=>I=>R, где I означала психические процессы человека, которые зависели от типа стимула, условий окружающей среды, физического состояния организма, наследственности и накопленного опыта. Эта переменная объясняла например факт неодинакового поведения людей подвергающихся одинаковому воздействию стимула.
Это новое учение получило название необихевиоризма и на настоящий момент именно оно является основной наукой изучающей поведение людей.
Принципы необихевиоризма.
Несмотря на то, что в последние десятилетия бихевиоризм претерпел весьма серьезные изменения, его базовые принципы декларированные еще Уотсоном остались в основном прежними.
К ним можно отнести следующее.
1. отношение к психике человека, как к преимущественно «белому листу» с некоторым незначительным влиянием врожденных наследственных факторов.
2. основную идею о необходимости изучения только лишь доступных непосредственному наблюдению и анализу поведенческих реакций на стимул (хотя исключительную значимость переменной I сегодня никто не отрицает).
3. убеждение, что посредством использования определенных техник можно существенно изменить поведенческие реакции индивида, и в этом последователи этого направления действительно преуспели больше других.
Необихевиоризм сегодня.
Именно использование таких техник по изменению поведенческих реакций людей в рамках практической психологии позволило идеям бихевиоризма получить широкое распространение за пределами США, где он известен в основном именно благодаря таким техникам и созданным на их основе многочисленным тренингам.
Как научное направление необихевиоризм не снискал себе популярности за пределами США, но если говорить именно о психотерапевтических методах созданных на его основе, то следует признать, что его идеи весьма широко распространены в мире. Так именно на базе этого учения создано большинство терапевтических методов имеющих дело с поведением человека и особенно с изменением этого поведения. Довольно много психологов считает, что истоки проблем (в том числе и психологических) человека в обществе связаны именно с погрешностями поведения, когда поведение индивида просто неадекватно ситуации. В таких случаях первая лежащая на поверхности мысль вполне совпадает с принципами бихевиоризма — чтобы избавить человека от проблем нужно изменить способы его реакций на определенные ситуации, то есть научить вести себя адаптивно или адекватно возникающим ситуациям. С этой целью и было разработано несколько терапевтических методик, которые практические психологи довольно успешно используют в своей работе.
Основная техника, которую с полным основанием можно отнести к бихевиоризму, это поведенческая психотерапия, которая акцентирует внимание практически исключительно на поведении человека и его коррекции.
Такой подход превосходно работает в случае различных зависимостей, панических расстройств, синдромах навязчивых состояний, различных фобиях, расстройствах сна, приема пищи и других проблем связанных именно с поведенческими нарушениями. Это те состояния, в которых можно вычленить определенный и реальный симптом с которым потом и предстоит работать психологу. Однако, в настоящее время поведенческая терапия в таком радикально чистом виде применяется не столь часто.
Причина все та же, необходимость принимать во внимание фактор внутреннего мира клиента, который естественно оказывает огромное влияние на поведение. Ярким примером такого влияния являются ошибочные установки и убеждения которые часто и являются источником неадаптивного поведения.
К разновидностям терапии, в основе которых лежит изменение поведения человека посредством воздействия на эти установки относится например когнитивная терапия, когнитивно — поведенческая терапия, рационально — эмоциональная терапия и т.п. Эти разновидности терапии сочетает в себе как поведенческие методики научения, так и те, которые используются в более традиционных психотерпевтических методах, такие как беседа, целью которой является выявление дисфункциональных убеждений клиента влияющих на поведение, которое является проблемным, а также прояснение, в результате которого клиент убеждается в том, что в основе его установок и убеждений лежат либо иррациональные верования, либо идеи и предположения не имеющие под собой рациональной основы или построенные на основании неверных данных.
Конечно перечисленные терапевтические методы не являются в чистом виде бихевиоризмом, однако нельзя отрицать, тот факт, что поведенческая терапия легла в их основу.
Заключение.
Если давать оценку в целом психологии как науки, то следует признать, что бихевиоризм единственное направление которое может в полной мере претендовать на собственно научность, в том смысле как ее понимает большинство ученых.
Однако, в случае с психологией подобный подход едва ли можно назвать разумным. Причина в том, что психология и особенно прикладная психология имеет дело с такой неуловимо тонкой субстанцией, как сознание человека, которое, с одной стороны очевидно не подлежит научному исследованию в силу своей природы, а с другой является настолько сложным проявлением бытия, что едва ли возможно изучать его только лишь с точки зрения его внешних проявлений (поведения) и с любых разумных точек зрения такой подход является весьма ограниченным. Так есть ли выход из сложившейся ситуации?
На настоящее время все больше и больше ученых закрывают глаза на использование в психологии таких якобы «ненаучных» идей, как идеи психоанализа и даже использование откровенно медитативных техник уже мало кого удивляет и возмущает. Тем не менее необходимость научной «реабилитации» практической психологии всегда незримо витает в воздухе. Возможно решение проблемы лежит в будущей возможности некоторого пересмотра принципов научного подхода, согласно которому так называемый субъективный метод на котором по сути основано большинство психологических идей по прежнему является синонимом лженауки.
И тем не менее реальность сегодняшнего дня заключается в том, что представленная проблема вовсе не мешает развитию практической психологии, которая, пусть и не на строго научных основаниях, все больше становится реалией нашей повседневной жизни.
Комментировать через Facebook
Comment
xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai
Бихевиоризм
В начале XX века логическим завершением стремления к отрицанию всей прежней психологии стало направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется.
Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).
Уотсон заявил в своей книге Психология глазами бихевиориста» (1913), что психология, как ее видит представитель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение), представляет собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук, задачей которой является прогнозирование поведения и управление поведением.
Согласно Уотсону, нет никакой разделительной черты между человеком и животным. Термины сознание», психическое состояние», разум» должны быть решительно отброшены как несостоятельные и заменены научными терминами раздражение», реакция», формирование поведения» и т.п. В целом, психология, как наука о поведении исходит из базового принципа, выраженного формулой S—R (стимул—реакция), и должна иметь дело только с актами типа мышечных движений или действий желез внутренней секреции, которые можно объективно описать, не прибегая к философским концепциям и терминологии.
Историческим предшественником бихевиоризма был американский зоопсихолог Э. Торндайк (1874—1949), проводивший экспериментальные исследования образования навыков У животных. Торндайк постулировал ряд законов научения, включая законы эффекта (лучше запоминается действие, приносившее удовлетворение), упражнения (чем чаще ситуация повторяется, тем лучше она запоминается) и др.
Своим идейным вдохновителем Уотсон называл И. П. Павлова, давшего ясное описание условнорефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде. При этом особую роль играло то обстоятельство, что Павлов развивал свое учение о высшей нервной деятельности с позиций чистого» физиолога, основываясь на данных своих классических экспериментов и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов типа сознание».
Уотсон считал, что анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать).
Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.
И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.
Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
Бихевиоризм стали называть психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах.
Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул — реактивные отношения.
Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных — белых крысах. В качестве экспериментальных устройств взамен прежних физиологических аппаратов были изобретены различные типы лабиринтов и проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научились находить из них выход.
Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обработке. Ведь реакции животных носили не жестко предопределенный, а статистический характер.
Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, который предстал в этих опытах как большая белая крыса», ищущая свой путь в лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена и царит его величество Случай.
Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности.
Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания. Его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.
Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игру в теннис. Основа же всего — законы научения.
Основные теории бихевиоризма
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
Э. Торндайк | Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике | Законы образования коннекций (связи), |
Д. Уотсон | Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S—R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи | Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание |
Э. Толмен | Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения | Внутренняя переменная, опосредующая связь S—R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении |
К. Халл | Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S—R | Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения |
Б. Скиннер | Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения | Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения |
Д. Мид | Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я» | Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я» |
А. Бандура | Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения | Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения |
hr-portal.ru