Содержание

Гуманистический подход — Психологос

Фильм «Целитель Адамс»

Речь Адамса — не академический подход. Это житейский, душевный, человеческий подход, и в этом его сила.
скачать видео

Фильм «Корчак»

Личное отношение к пациенту. В доме сирот у Януша Корчака было 200 детей, он к каждому относился — душевно, лично, внимательно. Тогда это не было принято — это был флаг Корчака, который он нес по жизни.
скачать видео

​​​​​​​ Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Материнская любовь безусловна, мама любит своего ребенка всегда и всякого, и мама знает, что все, что нужно ее ребенку – это ее любовь. Любящая мама всегда верит в лучшие намерения своего ребенка, и если он сделал что-то дурное, виновата в этом она сама или кто-то из окружающих, но никогда не сам ребенок. Ребенок – это святое, это нечто хрупкое, к нему нужно относиться только бережно и удовлетворять все его потребности. В ребенке заложено желание делать добрые дела и стремление к саморазвитию, и все, что нужно делать взрослым, это только создать условия для того, чтобы это раскрылось.

Если все вышенаписанное перенести на отношение психолога к своим клиентам, вы поймете, что такое гуманистический подход.

Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.

В соответствии с гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Гуманистический подход — это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста. Идеал развития — гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно.

В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, в оказании помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации, в избавлении их от душевной боли и решении их проблем. Впрочем, и в психотерапии множество подходов, и гуманистических подход в психотерапии — это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста» и принцип «Не навреди!». При гуманистическом подходе от психотерапевта требуется безусловное принятие клиента, выражающееся, в частности, в эмпатическом слушании и эмоциональной поддержке. Никакого давления, никаких предписаний — только тепло и понимание. Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность».

Гуманистический подход вместе с подходом нравственного долга составляют «два крыла» этического подхода.

www.psychologos.ru

Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Фильм «Целитель Адамс»

Речь Адамса — не академический подход. Это житейский, душевный, человеческий подход, и в этом его сила.
скачать видео

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии — в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика

: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

www.psychologos.ru

Гуманистическая психология. Гуманистический подход в психологии (А.Маслоу)

Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребнос

chaosspace.ru

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • Родственные статьи:
  • В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 150

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Д. А. Леонтьев

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п., в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г. п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос.-ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т. п.

Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

bigenc.ru

особенности, представители и интересные факты

Гуманистическая психология — это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор. Цель гуманистической психологии — понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям. Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой. Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом. Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии — уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека. Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука. Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. «Третьей силой» стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк. Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы процессы развития личности привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности. Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию. Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог». Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья. Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая игра играет важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и экзистенциальная психотерапия. Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием — это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии — дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу. Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога — направить человека в сторону этих ресурсов. Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап. Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

fb.ru

гуманистическая психология — это… Что такое гуманистическая психология?

   ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 174) — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф.Северин).

   Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественно-научной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь. По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г.Мюррей, Г.Оллпорт, Ф.Перлз, Э.Фромм и др.

   Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш.Бюлер и М.Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

   Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.

   Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самогю лишают власти над самим собой.

   Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности, к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является основой для обретения самоидентичности.

   Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.

   Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В.франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.

   Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.

   Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований. М.Б.Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии: 1) индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей; 2) вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей; 3) ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»; 4) акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни; 5) гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»; 6) иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков. Ш.Бюлер и МАллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширения Я, личностного опыта и протесту против истеблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.

   При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истеблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).

   В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не выпило ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и самодвижение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую новому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Гуманистическая психология — Humanistic psychology

Гуманистическая психология психологическая перспектива , которая выросла на видное место в середине 20-го века в ответ на ограничения Зигмунда Фрейда «с психоаналитической теорией и Б. Ф. Скиннера » s бихевиоризма . С его корни работает от Сократа через ренессанс , такой подход подчеркивает присущее диск индивидуумов к самореализации , процесс реализации и выражения своих собственных возможностей и творчества.

Эта психологическая перспектива помогает клиенту получить уверенность в том , что все люди по своей природе хорошо. Он принимает целостный подход к человеческому существованию и обращает особое внимание на такие явления , как творчество, свободная волю и позитивный человеческий потенциал. Она поощряет просмотр себя в качестве «всего человека» больше , чем сумма наших частей и стимулирует чувство собственного исследования , а не изучение поведения в других людях. Гуманистическая психология признает духовное стремление в качестве составной части психики . Это связано с новой области трансперсональной психологии .

В первую очередь, этот вид терапии поощряет самосознание и осознанность, которая помогает клиенту изменить свое состояние сознания и поведение от одного набора реакций на более здоровый один с более производительным самосознания и продуманными действиями. По сути, этот подход позволяет сращивание внимательности и поведенческой терапии, с положительной социальной поддержкой.

В статье из Ассоциации гуманистической психологии, преимущества гуманистической терапии описаны как имеющие «важную возможность вести нашу беспокойную культуру обратно к своему здоровому пути. Больше, чем любой другой терапии, Гуманистическая-Экзистенциальная моделей терапии демократии. Это накладывает идеологии других на клиенте меньше, чем в других терапевтических методах. Свобода выбора максимизируются. Мы проверяем человеческий потенциал наших клиентов «.

В 20 — м веке, гуманистическая психология называют «третьей силы» в психологии, отличной от ранее, даже менее гуманистических подходов психоанализа и бихевиоризма . В нашем постиндустриальном обществе , гуманистическая психология стала более значимой; например, ни психоанализ , ни бихевиоризм мог рожденный эмоциональный интеллект .

Ее основные профессиональные организации в США являются Ассоциацией гуманистической психологии и Общество гуманистической психологии (Отдел 32 из Американской психологической ассоциации ). В Великобритании существует Ассоциация Великобритании гуманистической практики психологии.

происхождения

Одним из первых источников гуманистической психологии была работа Карла Роджерса , который был под сильным влиянием Отто Ранк , который порвал с Фрейдом в середине 1920-х годов. Фокус Роджерс был для того, чтобы процессы развития привели к здоровому, если не более творческому, личностному функционированию. Термин «актуализировать тенденцию» также придуман Роджерс, и был концепцией , что в конечном итоге привел Авраам Маслоу изучение самоактуализации как одна из потребностей человека. Роджерс и Маслоу представил эту позитивную гуманистическую психологию в ответ на то , что они рассматривают как слишком пессимистический взгляд психоанализа.

Другие источники вдохновения включают философию экзистенциализма и феноменологии .

Концептуальные истоки

Гуманистический подход имеет свои корни в феноменологической и экзистенциалистской мысли (см Кьеркегора , Ницше , Хайдеггера , Мерло-Понти и Сартр ). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также иудейско-христианские философии персонализма , так как каждый акций подобных проблемы , о природе человеческого бытия и сознания.

Карл Роджерс (1902-1987), один из основателей гуманистической психологии.

Для получения дополнительной информации о влиятельных фигурах в персонализме , см: Мунье , Габриэль Марсель , Дени де Rougemont , Маритно , Мартин Бубер , Эммануэль Левинас , Макс Шелер и Кароль Войтыла

Как бихевиоризм вырос из Ивана Павлов работы «s с условным рефлексом, и заложил основы для академической психологии в Соединенных Штатах , связанных с именами Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера , Абрахам Маслоу дал бихевиоризму название„вторая сила“ , Исторически «первая сила» были психологи , как Зигмунд Фрейд , Альфред Адлер , Эрик Эриксон , Карл Юнг , Эрих Фромм , Карен Хорни , Мелани Кляйн , Гарри Стек Салливан и другие.

В конце 1930 — х года, психологи, заинтересованный в уникально человеческих проблемах, такие , как я , самоактуализация , здоровье , надежда , любовь , творчество , природа , будучи , став , индивидуальность , и означающим, то есть конкретное понимание человека существование, включен Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Кларк Мустакас , которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации , посвященную психологии , ориентированных на этих особенностях человеческого капитала , востребованных постиндустриальным обществом .

Гуманистическая перспектива психологии резюмируется пять основных принципов или постулатов гуманистической психологии первой сочлененных в статье , написанной Бьюдженталь в 1964 году и адаптированного Томом озеленению, психолог и давний редактор журнала гуманистической психологии . Пять основных принципов гуманистической психологии:

  1. Человеческие существа, как человек, отменяют сумму их частей. Они не могут быть сведены к компонентам.
  2. Человеческие существа имеют свое существование в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Человеческие существа знают и знают, зная — то есть, они сознают. Человеческое сознание всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
  4. Человеческие существа обладают способностью делать выбор и, следовательно, несет ответственность.
  5. Человеческие существа являются преднамеренными, направлено на цели, знает, что они вызывают будущие события, и искать смысл, значение и творчество.

Хотя гуманистическая психология является специфическим подразделением Американской психологической ассоциации (Отдел 32) , гуманистическая психология не столько дисциплина в психологии как точки на человеческом состоянии, информирующее психологические исследования и практику.

Практические истоки

Вторая мировая война создала практическое давление на военных психологах, у них были больше пациентов , чтобы видеть и заботиться о чем время или ресурсы разрешены. Истоки групповой терапии здесь. Прогрессирование Эрика Берн книг показывает этот переход из того, что мы могли бы назвать прагматичную психологию Второй мировой войны в его поздние инновации, транзакционный анализ, один из самых влиятельных форм гуманистической народной психологии позднейших 1960-1970.

Ориентация на научные исследования

Гуманистические психологи вообще не верят , что мы будем понимать человеческое сознание и поведение через декартовы ньютоновские научные исследования. Возражение , что гуманистические психологи с традиционными методами исследования является то , что они получены из и подходят для физических наук и не особенно подходят для изучения сложности и нюансов человеческих смысла решений .

Тем не менее, гуманистическая психология привлекла научное исследование поведения человека с момента его создания. Например:

  • Абрахам Маслоу предложил многие из его теорий человеческого роста в виде проверяемых гипотез, и он призвал людей ученых, чтобы положить их к испытанию.
  • Вскоре после основания Американской ассоциации гуманистической психологии, ее президент, психолог Сидни Джорард начал свою колонку, заявив , что «исследование» является одним из приоритетных. «Гуманистическая психология будет лучше всего , если он undergirded с исследованием , которое стремится пролить свет на качествах человека, которые однозначно человек» (курсив добавлен)
  • В мае 1966 года AAHP выпустить бюллетень передовицу , который подтвердил гуманистический психолог «верность осмысленности в выборе задач для исследования и процедур исследования, и оппозицию к основному акценту на объективности за счет значения.» Это подчеркивает важность исследований гуманистических психологов , а также их заинтересованность в специальных формах исследования науки человека.
  • Кроме того, в 1980 году Американская психологическая ассоциация «s издание для гуманистической психологии (Отдел 32 APA) опубликовала статью под названием Что делает исследовательский гуманистических? Как отмечает Дональд Полкингхорн, «Гуманистическая теория не предполагает , что человеческое действие является полностью независимым от окружающей среды или механических и органических заказов тела, но это действительно предполагает , что, в пределах опытных значений, люди , как единства могут выбрать действовать таким образом , не определяется предшествующими событиями … и это теория , которую мы стремимся проверить через наше исследование»(стр. 3).

Человеческая наука зрения не против количественных методов, но, следуя Эдмунда Гуссерля :

  1. способствует позволяя методы быть получены от предмета и не некритически принятия методов естествознания и
  2. выступает за методологический плюрализм. Следовательно, большая часть предмета психологии поддается качественные подходы (например, жизненный опыт горя), и количественные методы в основном используются, когда что-то можно пересчитать без выравнивания явлений (например, продолжительность времени, затраченного плач).

Исследования оставались частью гуманистической психологии программы, хотя и с более целостным , чем редукционалистский фокусом. Конкретные гуманистические методы исследования развивались в течение десятилетий после формирования гуманистического движения психологии.

Разработка месторождения

Эти предварительные встречи в конечном счете привели к другим событиям, которые завершились в описании гуманистической психологии как узнаваемая «третья сила» в психологии (первой силе: психоанализ, вторая сила: бихевиоризм). Значительные изменения включали формирование Ассоциации гуманистической психологии (МАИ) в 1961 году и запуск журнала гуманистической психологии (первоначально «феникс») в 1961 году.

В ноябре 1964 года ключевые фигур в движении собрались в Old Saybrook (CT) для первой пригласительной конференции по гуманистической психологии . Встреча была сотрудничество между Ассоциацией по гуманистической психологии (АНР), который спонсировал конференцию, Альгазен фонд, который обеспечил финансирование и Уэслианском университета , где проходила встреча. Помимо основополагающих фигур гуманистической психологии; Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Джеймс Bugental и Карл Роджерс, встреча привлекла несколько академических профилей из гуманистических дисциплин, в том числе: Гордон Олпорт , Джордж Келли, Кларк Мустакаса , Гарднер Мерфи , Генри Мюррей , Роберт Уайт, Шарлотта Бюлер , Флойд Мэтсон, Жак Barzun и Рене Дюбо . Роберт Кнапп был председателем и Генри Мюррей выступил с программной речью.

Среди намерений участников было сформулировать новую концепцию психологии , которая, по их мнению, учитывала более полное изображение человека , чем изображения , представленных современными тенденциями бихевиоризма и фрейдистской психологии . Согласно Aanstoos, Serlin и озеленению участники приняли вопрос с позитивистской тенденцией в основной психологии в то время. Конференция была описана как историческое событие , которое было важно для академического статуса гуманистической психологии и ее будущих устремлений.

Впоследствии, дипломные программы в гуманистической психологии в высших учебных заведениях увеличилось количество и учащихся. В 1971 году , гуманистическая психология как область была признана Американской психологической ассоциации (APA) и получил свое собственное подразделение (Отдел 32) в АПУ. Отдел 32 издает свой собственный научный журнал под названием Гуманистическая психолог .

Главные теоретики считали, что подготовили почву для гуманистической психологии являются Отто Ранк , Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Ролло Мэй . Маслоу был под сильным влиянием Гольдштейн во время их лет вместе в университете Brandeis. Психоаналитические авторы также под влиянием гуманистической психологии. Маслоу сам лихо признал свою «задолженность по Фрейду» в пути к психологии бытия Другие психоаналитические влияния включают работу Вильгельма Райха , который обсуждался по существу , «хороший», здоровое ядро само и Character Analysis (1933), и Карл Густав Юнг «s мифологические и архетипический акцент. Другие примечательные вдохновения для, и лидеры движений включают Ассаджоли , Олпорт , Medard Босс , Мартин Бубер (близкий к Якобу Л. Морено ), Бьюдженталь , Виктор Франкл , Эрих Фромм , Гессманн , Амедео Джордж , Гольдштейн , Сидни Джорард , RD Laing , Кларк Моустакас , Льюис Мамфорд , Фриц Перлз , Энтони Sutich, Томас Сас , Кирк Дж Шнайдер и Кен Уилбер . Карл Роджерс был обучен в психоанализе перед развитием гуманистической психологии.

Консультирование и терапия

Цель гуманистической терапии, как правило , чтобы помочь клиенту разработать более сильное и здоровое чувство себя, также называется самореализация . Гуманистические попытки терапии , чтобы научить клиентов , что у них есть потенциал для самореализации. Этот тип терапии является понимание на основе, а это означает , что терапевт пытается предоставить клиенту глубокое представление о своих внутренних конфликтах.

подходы

Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии. Среди самых ранних подходов мы находим теорию развития в Абрахама Маслоу , подчеркивая иерархию потребностей и мотиваций; экзистенциальной психологии Ролло мая признания человеческого выбора и трагические аспекты человеческого существования; и личностно-центрированный или клиент-центрированная терапия на Карла Роджерса , который сосредоточен на способности клиента для самостоятельного направления и понимания его собственного развития. Клиент-центрированной терапии недирективное; терапевт слушает клиент без суда, что позволяет клиенту прийти к идеям самому по себе. Терапевт должен обеспечить , чтобы все чувства клиента рассматривается и что терапевт имеет твердое понимание озабоченности клиента, обеспечивая при этом, что есть воздух приема и тепла. Клиент-центрированной терапевт участвует в активном слушании во время сеансов терапии.

Терапевт не может быть полностью недирективным; однако, беспристрастная, принимая среду, которая обеспечивает безусловное позитивное отношение будет стимулировать чувство принятия и ценности.

Пространственно — психотерапевтические , применение гуманистической психологии, применяет экзистенциальную философию , которая подчеркивает мысль , что люди имеют свободу иметь смысл своей жизни. Они могут свободно определять себя и делать все , что они хотят сделать. Это тип гуманистической терапии , которая заставляет клиента исследовать смысл их жизни, а также его цели. Существует конфликт между наличием свободы и имеющим ограничение. Примеры ограничений включают генетики, культуру и многие другие факторы. Экзистенциальная терапия включает в себя пытается разрешить этот конфликт.

Другой подход к гуманистическому консультированию и терапии является гештальт — терапия , которая ставит акцент на здесь и сейчас, особенно , как возможность смотреть мимо каких — либо предубеждений и сосредоточиться на том , как настоящее влияет прошлое. Ролевые игры также играет большую роль в гештальт — терапии и позволяет для истинного выражения чувств , которые не могут быть общими и в других обстоятельствах. В гештальте — терапии, невербальные сигналы являются важным показателем того , как клиент фактически может быть чувства, несмотря на чувства , выраженных.

Кроме того, часть спектра гуманистической психотерапии понятие из глубины терапии , целостного здоровья , групп встреч , обучения чувствительности , брачной и семейной терапия , работы тела , в экзистенциальной психотерапии от Медард Boss и позитивной психологии .

Совсем недавно милосердная связь, ребрендинг ненасильственных связи с Маршаллом Розенберга , кажется, передний краем инноваций в этой области , потому что это один из очень немногих психологий как с простой и ясной моделью человеческой психики и простой и четкой методологией, подходит для любых двух людей для рассмотрения и разрешения межличностных конфликтов без вмешательства эксперта, первых в этой области.

гуманистическая теория Джорджа Келли основываются на фундаментальном постулате, где человек действует на ожидании будущих событий. Заявив, что действия человека основаны на ожидании возможных событий и интерпретации прошлых обстоятельств. <Сара Мэй Sincero (13 февраля 2012). Гуманистическая перспектива и личность>

Сочувствие и самопомощи

Эмпатия является одним из наиболее важных аспектов гуманистической терапии. Эта идея фокусируется на способности терапевта , чтобы увидеть мир глазами клиента. Без этого, врачи не могут быть вынуждены применить внешнюю рамку референции , где терапевт уже не понять действия и мысль клиента , как клиент будет, но строго в качестве терапевта , который побеждает цель гуманистической терапии. В сопереживая, безусловное положительное отношение является одним из ключевых элементов гуманистической психологии. Безусловное положительное отношение относится к заботе о том , что терапевт должен иметь для клиента. Это гарантирует , что терапевт не станет фигурой власти в отношениях позволяет более открытого потока информации, а также добрее отношения между ними. Терапевт практики гуманистического терапии должен показать готовность слушать и обеспечить комфорт пациента , где настоящие чувства могут быть распределены , но не навязанными кем — то. Маршалл Розенберг , один из студентов Карла Роджерса, подчеркивает эмпатии в отношениях в его концепции ненасильственной коммуникации .

Самопомощь также является частью гуманистической психологии: Шейла Эрнст и Люся Гудисон описали , используя некоторые из основных гуманистических подходов в группах самопомощи . Гуманистическая психология применима к самопомощи , поскольку он ориентирован на изменения , как человек мыслит. Можно только улучшить , как только они решили изменить свой образ мышления о себе, как только они решили помочь себе. Совместное консультирование , которое является подход , основанный исключительно на самопомощи, считается исходящим от гуманистической психологии , а также. Гуманистическая теория оказала сильное влияние на другие формы народной терапии, в том числе Харви Jackins ‘ консультируя Переоценка и работы Карла Роджерса , в том числе его студент Евгений Гендлин ; (см фокусировки ), а также на развитие гуманистической психодрамы по Гессманн начиная с 80 — х годов.

Идеальным самостоятельно

Идеал сам и реальное самоуправление включают понимание проблем , которые возникают от того , представления о том , что вы хотите вы , как человек, и имеющее , что не совпадают с тем, кто вы на самом деле, как человек (несовпадение). Идеальная самость то , что человек считает , должно быть сделано, а также то , что их основные ценности. Истинное Я есть то , что на самом деле играл в жизни. Благодаря гуманистической терапии, понимание настоящего позволяет клиентам добавлять положительный опыт их реальную самооценку . Цель состоит в том, чтобы иметь два понятия самости становится конгруэнтно. Роджерс полагал , что только тогда , когда терапевт был в состоянии быть конгруэнтны, реальные отношения происходят в терапии. Гораздо проще довериться кому — то , кто готов поделиться своими чувствами открыто, даже если она не может быть то , что всегда хочет клиент; это позволяет терапевту , чтобы способствовать прочные отношения.

Непатологического

Гуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии для того , чтобы открыть nonpathologizing вид человека. Как правило , это означает , что терапевт преуменьшает патологические аспекты жизни человека в пользу здоровых аспектов. Гуманистическая психология пытается быть наукой о человеческом опыте, сосредоточив внимание на фактическом жизненном опыте людей. Таким образом, ключевым ингредиентом является фактическая встреча терапевта и клиента , а также возможности для диалога , чтобы наступить между ними. Роль терапевта заключается в создании среды , где клиент может свободно выражать любые мысли и чувства; он не предлагает темы для разговора он также не вести разговор в любом случае. Терапевт также не анализирует и интерпретирует поведение клиента или какой — либо информации , клиент акций. Роль терапевта заключается в предоставлении эмпатии и внимательно слушать клиента.

Социальные приложения

Социальные перемены

В то время как личная трансформация может быть в центре внимания большинства гуманистических психологов, многие также исследования насущной социальной, культурной, и гендерные вопросы. В академической антологии с 2018 года, британский психолог Ричард Хаус и его коллеги-редакторы писали, «С самого начала, Гуманистическая психология занимается fulsomely и бесстрашно с социальной, культурной и политической жизни, таким образом, что большая часть основной научной,«позитивистской «психология стремится избежать». Некоторые из самых ранних авторов, которые были связаны с и вдохновленными психологическим гуманизмом исследовались социально-политические темы. Например:

  • Альфред Адлер утверждал , что достижение чувства чувства общности имеет важное значение для развития человеческого потенциала.
  • Medard Boss определила здоровье как открытость к миру, и unhealth , как и все в психике или обществе, блокированной или сужен , что открытость.
  • Эрих Фромм утверждал , что тоталитарный импульс коренится в страхе людей от неопределенности и ответственности свободы — и что способ преодолеть этот страх решиться полностью и состраданием жить.
  • RD Laing проанализировал политический характер «нормального», повседневного опыта.
  • Ролло Мэй сказал , что люди потеряли свои ценности в современном мире, и что их здоровье и человечество зависит от наличия мужества ковать новые значения , соответствующие вызовам современности.
  • Вильгельм Райх утверждал , что психологические проблемы часто вызваны сексуальной репрессии, и что последний находится под влиянием социальных и политических условий , — которые могут и должны быть изменены.
  • Карл Роджерс пришел к выводу , что политическая жизнь не должна состоять из бесконечной серии победитель получает все сражения, что она может и должна состоять из постоянного диалога между всеми сторонами. Если такой диалог характеризовались уважением среди сторон и аутентичным выступления каждой из сторон, сострадательного понимания и — в конечном счете — взаимно приемлемые решения могут быть достигнуты.
  • Вирджиния Сатир был убежден , что ее подход к семейной терапии позволил бы людям расширять свое сознание, стал меньше бояться, и привести общины, культуры и народы вместе.

Соответствующая работа не ограничивается этими первоначальными мыслителей. В 1978 году члены Ассоциации гуманистической психологии (АНР) приступили усилия на три года , чтобы изучить , как принципы гуманистической психологии могут быть использованы для содействия процессу позитивных социальных и политических перемен. Усилия включали «12-Hour Политическая партия», которая проходила в Сан — Франциско в 1980 году, где почти 1400 участников обсуждали презентации таких нетрадиционных социальных мыслителей , как Экотопия автор Эрнест Калленбах , Заговор Водолея автор Мэрилин Фергюсон , Person / Planet автор Теодор Roszak и New Age Политика автор Марк сатин . Перспектива эмерджентным была обобщена в манифесте президент АХП Джордж Леонард . Он протянул такие идеи , как переход к замедленному росту или нулевому роста экономики, децентрализации и «deprofessionalizing» общество и уча социальные и эмоциональные навыки , с тем чтобы обеспечить основу для более гуманной государственной политики и более здоровой культуру.

Там было много других попыток сформулировать гуманистические-психолого-ориентированные подходы к социальным изменениям. Например, в 1979 году психолог Кеннет Lux и экономист Марк А. Лутц призвали к новой экономике на основе гуманистической психологии , а не утилитаризм . Кроме того, в 1979 году, штата Калифорния законодатель Джон Vasconcellos опубликовал книгу , призывающую к интеграции либеральной политики и гуманистически-психологической проницательности. В 1979-1983 New World Alliance , политическая организация США в Вашингтоне, округ Колумбия, пытался придать гуманистически психологии идеи в политическое мышление и процессы; Спонсоры его бюллетеня включены Vasconcellos и Карл Роджерс.

В 1989 году Морин О’Хара, который работал как с Карлом Роджерсом и Паоло Фрейре , указал на сближение между двумя мыслителями. По словам О’Хара, и сосредоточиться на развитии критического сознания ситуаций , которые угнетают и дегуманизируют. На протяжении 1980 — х и 1990 — х годах, Институт Ноэтических наук президент Уиллис Харман утверждал , что значительные социальные изменения не могут произойти без существенного изменения сознания. В 21 — м веке, гуманистические психологи , такие как Эдмунд Bourne , Joanna Macy и Маршалл Розенберг продолжал применять психологические идеи к социальным и политическим вопросам.

В дополнении к его использованию в думать о социальных изменениях, гуманистическая психология считаются основным теоретическим и методологическим источником гуманистической социальной работы.

Социальная работа

После психотерапии , социальная работа является наиболее важным бенефициаром теории гуманистической психологии и методологии. Эти теории произвели глубокое реформирование современной практики социальной работы и теории, что приводит, в частности, к возникновению определенной теории и методологии: гуманистическая социальной работа . Большинство ценностей и принципов гуманистической практики социальной работы, описанной Малкольм Пейн в своей книге Гуманистическая Социальная работа: Основные принципы в практике , непосредственно происходят из гуманистической психологической теории и гуманистической психотерапии практике, а именно творчество в человеческой жизни и практики, развитие личности и духовность , развитие безопасности и устойчивости, подотчетности, гибкости и сложности человеческой жизни и практики.

Кроме того , представление и подход к клиенту (как человеческие существа ) и социальной проблема (как человеческий вопрос) в социальной работе сделано из гуманистической позиции психологии. Согласно Петру Stefaroi, пути гуманистического представления и подход клиента и его личности осуществляется, по сути, теоретико-аксиологический и методологическая основа гуманистической социальной работы.

При определении целей и мер вмешательства, в целях решения социальных / человеческие проблем, преобладают критические условия и категории гуманистической психологии и психотерапии, такие как: самоактуализации , человеческий потенциал, целостный подход, человек , свободная воля , субъективности , человеческий опыт, самоопределение / развитие, духовность, творчество, позитивное мышление , клиент-центрированной и контекстно-ориентированный подход / вмешательство , эмпатия , личностный рост , расширение прав и возможностей .

Творчество в корпорациях

Гуманистическая психология акцент «s на творчество и цельности создали основу для новых подходов к человеческому капиталу на рабочем месте , подчеркивая творческий потенциал и значимость эмоциональных взаимодействий. Ранее коннотации «творчество» были зарезервированы для и в первую очередь ограничиваются, работающие художниками . В 1980 — х годах, с увеличением числа людей , работающими в познавательно-культурной экономике , творчество стало рассматриваться как полезный товар и конкурентное преимущество для международных брендов. Это привело к корпоративному обучению творчества в обслуживании тренинги для сотрудников, во главе по преимуществу Нед Herrmann в GE в конце 1970 — х годов

ru.qwertyu.wiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *