Содержание

Ассоциация (психология) — это… Что такое Ассоциация (психология)?

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями.

Появление идеи об ассоциациях

Идеи о взаимосвязи предметов в воображении, развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Дж. Локком, для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Физиологической основой «Ассоциации», является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления, покоится на условных рефлексах. В основе «Ассоциации», лежит кратковременная, условная, генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство (см. аналогия). Основа мыслительного процесса сводится к операции «анализа-синтеза», условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся ситуации.

Виды ассоциаций

По типу образования различают:

  • ассоциации по сходству;
  • ассоциации по контрасту;
  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Использование в психологических исследованиях

В психолингвистике широко используется ассоциативный эксперимент.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое ассоциации в психологии. Ассоциации к слову

Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Виды ассоциаций

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.

Ассоциации в мышлении и творчестве

Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.

Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.

Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики. Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей. Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.

Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.

psychologist.tips

Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки.

Фильм «Шоколад»

Люди любят проективные тесты. Их любят и продавцы, потому что после них легко продавать все что угодно.
скачать видео

Ассоциация — связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? — Курица! Поэт? — Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу — мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки — отсюда частая ассоциативная связь «ложка-вилка». А «ложка» и «термоядерный коллайдер» — ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда — нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как… Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек — девчачьи ассоциации, у мальчиков — мальчиковые, у взрослых людей — взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. «О чем ты думаешь, глядя на кирпич? — О девушках. — А почему? Как связаны кирпич и девушки? — А я о них всегда думаю…»

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы​ в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием «подкрепление», чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга — направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации — ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: «Зонтик!»

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке — вспомните.

www.psychologos.ru

значение слова в психологии, виды ассоциаций

Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определёнными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями. Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки. Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.

Значение слова термина ассоциация – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.

У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов. Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению. Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.

Ассоциация в психологии это связь, которая формируется в процессе мышления между различными компонентами психики и означает, что появление одного компонента вызывает образ второго, связанного с ним.

Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».

Что такое ассоциация — определение

Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом. Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота. Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.

Ассоциация значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.

Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами. Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях. С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.

Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно.

Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.

Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.

Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми. Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием.

Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.

Виды ассоциаций в психологии

Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.

Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.

Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.

Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.

Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.

Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.

Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.

Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.

Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.

Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.

Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.

Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.

psihomed.com

Ассоциация

Известный итальянский писатель Джанни Родари с помощью романтического сравнения показал, как формируется ассоциация. Он сравнил высказанное слово с брошенным в реку камнем. Камень произвёл волны на воде, которые заставили колыхаться всё, что в ней находится: листок, камыш, кувшинку, поплавок удочки. Только волны от сказанного слова возникают у нас в коре головного мозга; услышанное вызывает в памяти образы, воспоминания, мысли.

Ассоциации

Что такое ассоциация

Ассоциация – это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти. Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом.

Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.

Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.

К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.

Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.

Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.

Ассоциации в психологии: основные виды

Связи между явлениями и предметами могут затрагивать те или иные их стороны.

В связи с этим выделяются ассоциации различных видов:

  • Ассоциации по сходству. Предметы внешне похожи друг на друга: яблоко – шар, лампочка – груша, ложка – лопата и т. д.
  • Ассоциации по контрасту. В этом случае предметы имеют противоположные признаки: чёрный – белый, мокрый – сухой, тяжёлый – лёгкий и др. Они считаются самым сложным видом ассоциаций, да и изучены они ещё недостаточно.
  • Ассоциации по смежности во времени или пространстве. В этом случае оба предмета расположены близко друг к другу в пространстве или времени: лето – отпуск, зима – снег, стол – стул и т. д.
  • Причинно-следственные ассоциации. Предметы здесь являются причиной и следствием друг друга: лампочка – свет, дождь – лужа, яд – смерть и др.
  • Ассоциации по смыслу. Это такие взаимосвязи между предметами, которые отражают личный опыт человека и могут быть непонятны для непосвящённых. Например: самолёт – любовь. Для обычного человека никакой связи между этими понятиями не существует; однако для того, кто летел однажды в самолёте и там встретил девушку, в которую влюбился, эта пара понятий имеет абсолютно конкретную и однозначную связь.
Примеры

Возникновение ассоциаций – важное условие для полноценного мышления.

На их образование влияют несколько факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, отчего зависит и быстрота рефлексов мозга. Чем выше эта скорость, тем быстрее возникают ассоциации и тем они разнообразнее.
  • Память и хранящаяся в ней информация. Человек с хорошей памятью будет порождать более богатые и глубокие ассоциации, следовательно, результаты мышления в этом случае будут более оригинальными.
  • Воображение. Когда рождаются ассоциативные связи, возникающие образы подвергаются трансформации, их элементы соединяются в разных сочетаниях. Так действует воображение, и его работа чрезвычайно важна для функционирования мышления в целом.
  • Подсознание. Ассоциативные процессы распространяются по всему мозгу, затрагивая и область подсознания. Эта часть мышления обычно недоступна для нашего наблюдения и контроля, и ассоциации – один из немногих способов проникнуть туда.

Обычно ассоциации – имеют индивидуальный характер, ведь они связаны с личным опытом. Однако среди них есть такие, которые являются общими для большого количества людей, и даже такие, которые охватывают большинство людей. Так, снег большинство людей связывают с зимой, а жару – с летом.

Использование методов ассоциации в психодиагностике

Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.

Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.

Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.

В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.

Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.

Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.

Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть.

Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.

psylogik.ru

психология — ассоциации к слову

Чаще всего используются ассоциации: психолог, псих, наука, врач, человек. Слово «психология» является ассоциацией к идея фикс, самовнушение, апатия, аффект, профанация.

Ассоциации к слову «психология»:

  1. психолог
  2. псих
  3. наука
  4. врач
  5. человек
  6. больница
  7. психика
  8. мозг
  9. тест
  10. душа
  11. психиатр
  12. лечение
  13. помощь
  14. нервы
  15. больной
  16. логика
  17. психушка
  18. болезнь
  19. проблемы
  20. работа
  21. доктор
  22. люди
  23. разум
  24. чувства
  25. личность
  26. поведение
  27. книга
  28. отношения
  29. психотерапевт
  30. депрессия
  31. разговор
  32. предмет
  33. шизофрения
  34. голова
  1. жизнь
  2. кабинет
  3. характер
  4. изучение
  5. пациент
  6. профессия
  7. семья
  8. урок
  9. эмоции
  10. философия
  11. анализ
  12. институт
  13. приём
  14. учение
  15. учёба
  16. расстройство
  17. сеанс
  18. школа
  19. мысли
  20. гипноз
  21. знание
  22. любовь
  23. психоанализ
  24. тренинг
  25. страх
  26. дети
  27. мозги
  28. учитель
  29. темперамент
  30. сознание
  31. мышление
  32. общение
  33. клиника
  34. консультация
  1. психоз
  2. студент
  3. терапия
  4. университет
  5. учить
  6. шизофреник
  7. подсознание
  8. беседа
  9. кресло
  10. медицина
  11. мир
  12. общество
  13. психбольница
  14. развитие
  15. совет
  16. стресс
  17. ум
  18. психология отношений
  19. состояние
  20. деньги
  21. детство
  22. изучать
  23. кушетка
  24. психиатрия
  25. психоаналитик
  26. психология человека
  27. ребёнок
  28. специальность
  29. таблетки
  30. юнг
  31. сумасшедший
  32. психотерапия

Слово «психология» ассоциируется со словами:

  1. идея фикс
  2. самовнушение
  3. апатия
  4. аффект
  5. профанация
  6. монада
  7. самосознание
  8. максимализм
  9. комплекс
  10. восприятие
  11. перфекционист
  12. понимание
  13. обществознание
  14. социология
  15. ассоциация
  16. убеждение
  17. инстинкт
  18. удивление
  19. скептик
  20. настроение
  1. идеализация
  2. внимание
  3. нрав
  4. реакция
  5. уверенность
  6. нерв
  7. сомнение
  8. учения
  9. социум
  10. сущность
  11. зависимость
  12. воображение
  13. индивидуальность
  14. дедукция
  15. взаимоотношение
  16. мораль
  17. наблюдение
  18. чувство
  19. физиология
  20. самоутверждение
  1. невроз
  2. синдром
  3. эмоция
  4. впечатление
  5. жест
  6. осознание
  7. память
  8. исследование
  9. влияние
  10. литература
  11. тоска
  12. ощущение
  13. представитель
  14. особенность
  15. эволюция
  16. ярость
  17. фаза
  18. счастье

wordassociation.ru

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 381

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Е. Е. Соколова

АССОЦИАТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (ас­социа­низм), со­во­куп­ность пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ций и школ 18–19 вв., в ко­то­рых ас­со­циа­ция счи­та­лась глав­ным или да­же един­ст­вен­ным ме­ха­низ­мом ра­бо­ты со­зна­ния. Пред­ста­ви­те­ли А. п. под влия­ни­ем ес­те­ст­во­зна­ния стре­ми­лись к стро­го де­тер­ми­ни­ст­ско­му по­зна­нию пси­хич. яв­ле­ний: они ви­де­ли в ас­со­циа­ции все­об­щий за­кон ра­бо­ты соз­на­ния, столь же стро­гий и про­ве­ряе­мый, как за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния И. Нью­то­на.

Клас­си­че­ская А. п. воз­ник­ла в сер. 18 в. по­сле то­го, как Д. Юм рас­про­стра­нил за­кон ас­со­циа­ции на по­ни­ма­ние всех по­зна­ват. про­цес­сов, при­рав­няв его по зна­че­нию (как прин­цип со­еди­не­ния идей в пси­хич. ми­ре) за­ко­ну при­тя­же­ния ве­щей в ми­ре при­ро­ды. В ра­бо­тах англ. учё­ных Д. Гарт­ли (1749), Т. Бра­у­на (1820), Джейм­са Мил­ля (1829), соз­дав­ших за­кон­чен­ные сис­те­мы А. п., ас­со­циа­ция вы­сту­па­ет объ­яс­нит. прин­ци­пом для всех пси­хич. про­цес­сов – па­мяти, мыш­ле­ния, по­треб­но­стей, во­ли. На­звав свою ас­со­циа­тив­ную кон­цеп­цию «мен­таль­ной ме­ха­ни­кой», Милль под­черк­нул наи­бо­лее ха­рак­тер­ную чер­ту ас­со­циа­тив­ных тео­рий это­го вре­ме­ни: стрем­ле­ние вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из ме­ха­ни­че­ских по сво­ей су­ти свя­зей (ас­со­циа­ций) не­де­ли­мых эле­мен­тов (ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний). Для клас­си­че­ской А. п. все слож­ные пси­хич. яв­ле­ния, вклю­чая дея­тель­ность соз­на­ния, вто­рич­ны и яв­ля­ют­ся про­дук­том ас­со­циа­ции этих эле­мен­тов.

С сер. 19 в. на­чал­ся кри­зис тео­рий клас­си­че­ской А. п. За­кре­п­ля­ет­ся по­ло­же­ние о не­воз­мож­но­сти све­сти «за­ко­ны ду­ха» к ме­ха­нич. за­ко­нам и вы­дви­га­ется тре­бо­ва­ние вве­сти в кон­цеп­ции А. п. прин­цип ак­тив­но­сти субъ­ек­та, Я («мен­таль­ная хи­мия» Джо­на С. Мил­ля, «твор­че­ские ас­со­циа­ции» А. Бэ­на и др.). В. Вундт про­ти­во­пос­тав­ля­ет ас­со­циа­ции ап­пер­цеп­цию как твор­че­ский про­цесс ме­ха­ни­че­ско­му. Г. Спен­сер (1855) пы­та­ет­ся рас­смот­реть ас­со­циа­ции в био­ло­гич. (эво­лю­ци­он­ном) ас­пек­те. Г. Эб­бин­га­уз (1885), Г. Э. Мюл­лер (1911–17) раз­ра­ба­ты­ва­ют экс­пе­ри­мен­таль­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния про­цес­са об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций, а так­же их раз­ру­ше­ния.

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 20 в. А. п. как осо­бое на­прав­ле­ние ис­чез­ло под влия­ни­ем со­кру­ши­тель­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны вюрц­бург­ской шко­лы, геш­тальт­пси­хо­ло­гии и др. но­вых на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии. Ас­со­циа­ция на­ча­ла рас­смат­ри­вать­ся не как ис­ход­ный ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип, а как яв­ле­ние, ко­то­рое са­мо тре­бу­ет объ­яс­не­ния.

bigenc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *