3. Темперамент. Понятие и типы темперамента

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник

— сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Свойства темперамента. Темперамент и личность. Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера:

сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;активность — способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;темп реакций — особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность —ригидность — особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;
экстраверсия-интровсрсия
— особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).

Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.Эмоциональность — свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.Импульсивность

— свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г.И. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

Контрольные вопросы

1. Какое определение можно дать темпераменту?

2. Что такое типы темперамента?

3. Как взаимодействует темперамент, деятельность и общение?

4. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?

5. Каково соотношение темперамента и личности?

6. Какому типу темперамента — холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому — соответствуют характеристики:

а) Несколько замедленные реакции, устойчивое настроение, внешне мало выраженная эмоциональная сфера. Остается достаточно выдержанным и спокойным, не допускает импульсивных движений в сложных жизненных ситуациях. Проявляет большое упорство в доведении дела до конца, правильно рассчитывая свои силы. Стереотипы вязки, поведение часто недостаточно гибко, переключение внимания, деятельности и общения в определенной мере замедлено. Наибольших успехов достигает в профессиях, требующих усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.

б) Повышенная эмоциональная реактивность, резкий темп и быстрота в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. В неблагоприятных условиях повышенная возбудимость может привести к вспыльчивости, а в некоторых случаях и агрессивности. Резкая смена настроений. Способен преодолеть значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью при соответствующей высокой мотивации. Достигает наибольшего результата в профессиях, в которых необходимы повышенная реактивность и значительное единовременное напряжение сил.

в) Повышенная ранимость, склонность к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, отчетливо выражены вовне. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность и общение. Замкнут, избегает новой обстановки. При неблагоприятных жизненных условиях быстро возникают застенчивость, робость, нерешительность, как и трусость. Но в благоприятной устойчивой обстановке может достичь значительных успехов в профессиях, требующих повышенной чувствительности (сензитивности) и реактивности.

г) Легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения. Наиболее успешны виды профессии, требующие быстрой реакции и повышенной общительности.

Определи себя по личностному опроснику Айзенка (EPI). Дается упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы). Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы (работай быстро, не тратя много времени на обдумывание, важна твоя первая реакция, а не результат долгих размышлений, отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного).

  1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

  2. Ты часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить?

  3. Ты человек беспечный?

  4. Не находишь ли ты, что тебе трудно ответить «нет»?

  5. Задумываешься ли ты перед тем, как что-либо предпринять?

  6. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли сдерживаешь свое обещание?

  7. Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?

  8. Обычно ты поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая?

  9. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

  10. Сделал ли бы ты все, что угодно, на спор?

  11. Возникает ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?

  12. Выходишь ли ты иногда из себя, злишься?

  13. Часто ли ты действуешь под влияние минутного настроения?

  14. Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

  15. Предпочитаешь ли ты книги встречам с людьми?

  16. Легко ли тебя обидеть?

  17. Любишь ли ты часто бывать в компаниях?

  18. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?

  19. Верно ли, что иногда ты полон энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вял?

  20. Предпочитаешь ли ты иметь меньше друзей, но зато особенно близких тебе?

  21. Часто ли ты мечтаешь?

  22. Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?

  23. Часто ли тебя беспокоит чувство вины?

  24. Все ли твои привычки хороши и желательны?

  25. Способен ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

  26. Считаешь ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным?

  27. Считают ли тебя человеком милым и веселым?

  28. Часто ли ты, сделав какое-нибудь важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его лучше?

  29. Ты часто молчишь, когда находишься в обществе других людей?

  30. Ты иногда сплетничаешь?

  31. Бывает ли, что тебе не спится от того, что в голову лезут разные мысли?

  32. Если ты хочешь узнать о чем-нибудь, то ты предпочитаешь прочесть об этом в книге, нежели спросить?

  33. Бывают ли у тебя сердцебиения?

  1. Нравится ли тебе работа, требующая постоянного внимания?

  2. Бывают ли у тебя приступы дрожи?

  3. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не опасался проверки?

  4. Тебе неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  5. Раздражителен ли ты?

  6. Нравится ли тебе работа, которая требует быстрых действий?

  7. Волнуешься ли ты по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

  8. Вы ходите медленно и неторопливо?

  9. Ты когда-нибудь опаздывал на работу или свидание?

  10. Часто ли тебе снятся кошмары?

  11. Верно ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упустишь случая побеседовать с незнакомым человеком?

  12. Беспокоят ли тебя какие-либо боли?

  13. Ты бы почувствовал себя несчастным, если бы длительное время был лишен широкого общения с людьми?

  14. Можешь ли ты назвать себя нервным человеком?

  15. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?

  16. Можешь ли ты сказать, что ты весьма уверенный в себе человек?

  17. Легко ли ты обижаешься, когда люди указывают на твои ошибки в работе или твои личные промахи?

  18. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  19. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других?

  20. Легко ли тебе внести оживление в довольно скучную компанию?

  21. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

  22. Беспокоишься ли ты о своем здоровье?

  23. Любишь ли ты подшучивать над другими?

  24. Страдаешь ли ты от бессонницы?

Ключ к опроснику Айзенка

Сравните полученные ответы с предлагаемым ключом, за каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте 1 балл.

Корректурная шкала «скрытость-откровенность» (L):6 — да, 12 — нет, 18 — нет, 24 — да, 30 — нет, 36 — да, 42 — нет, 48 — нет, 54 — нет.

Если по этой шкале наберется 5 и более баллов, результат следует диагностировать как склонность давать себе завышенную оценку с целью нравиться окружающим. Дальнейшей обработке в данном случае ответы не подлежат. В случае же набора менее 5 баллов, следует переходить к обсчету 2 других шкал.

Шкала (Е) «интроверсия-экстраверсия» (горизонтальная ось на графике): 1 — да, 3 — да, 5 — нет, 8 — да, 10 — да, 13 — да, 15 — нет, 17 — да, 20 — нет, 22 — да, 25 — да, 27 — да, 29 — нет, 32 — нет. 34 — да, 37 — нет, 39 — да, 41 — нет, 44 — да, 46 — да, 49 — да, 51 — нет, 53 — да, 56 — да.

Шкала (N) «эмоциональная устойчивость» — нейротизм (вертикальная ось на графике). В ключе все ответы «да»: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Подсчитай сумму по каждой из шкал и соответствующее цифровое значение отложи на осях графика. Полученные координаты укажут на сочетание характеристик, по которым устанавливаются типы темперамента (на графике показаны результаты Е-14, N-16 — холерик).

Опросник дает возможность охарактеризовать человека по следующим параметрам:

1. Экстраверты (свыше 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонтальной оси графика) — люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для экстравертов характерны импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно они активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы. Обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.

2. Интроверты (менее 12 баллов по шкале Е, отложенных на горизонтальной оси графика) — люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира: для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к разным мнениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и не испытывают затруднения в социальной адаптации, часто социально пассивны. Обычно лучше, чем экстраверты, распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

3. Эмоционально устойчивые (стабильные)-люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству (менее 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика).

4. Нейротики (эмоционально нестабильные) — чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам (более 12 баллов по шкале N, отложенных на вертикальной оси графика). По опроснику устанавливаются типы темперамента человека (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), проанализированные выше.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. — Пятигорск, 1990. — С. 20 — 52, 102 — 112.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — С. 234 — 256.

  3. Гомезо Т.В., Домашенко А.И. Атлас по психологии. — С. 217 — 225.

  4. Мерлин В.С. Очерк теории эксперимента. — М, 1964. — С. 3 — 33, 156 — 223, 254 — 276.

  5. Немов Р.С. Психология… Кн.1. — С. 332 — 341.

  6. Общая психология. — М., 1986. — С. 401 — 418.

  7. Психология индивидуальных различий. — М., 1982. — С. 148 — 178.

  8. Психологический словарь. — С. 337, 356 — 366.

  9. Психология. Словарь. — С. 14, 15, 297, 344, 353, 367, 394, 395, 428, 438, 439, 459, 460.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.II. — М., 1989. — С. 211 — 235.

  11. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. — С. 6 — 22, 163 — 148.

  12. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США). — Воронеж, 1992. — С. 14 — 19.

studfiles.net

Психология тесты

1.Ситуативные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску,- это…
1)воля
2)аффект
3)чувства
4)эмоции +

2. Вид памяти, сохраняющей информацию на время решения конкретной задачи (набора телефонного номера и пр.),- это…память
1)оперативная
2)кратковременная +
3)долговременная
4)коническая

3. …относится к психическим свойствам личности
1)Темперамент +
2)Направленность +
3)Воля
4)Характер +
5)Мышление

4. Тип темперамента, обнаруживающийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности,-…
1)флегматик
2)сангвиник +
3)холерик
4)меланхолик

5. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью,-…
1)флегматик
2)холерик
3)меланхолик
4)сангвиник +

6. Воля является…
1)психическим состоянием
2)неосознаваемым процессом
3)психическим свойством личности
4)психическим процессом +

7. Психические явления, обеспечивающие переработку поступающей из окружающего мира информации, -это…
1)познавательные процессы +
2)психические свойства личности
3)волевые процессы
4)эмоциональные процессы

8. Ощущения — это чувственное отражение…
1)объективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений +
2)объективной реальности в виде целостных образов
3)субъективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
4)объективной реальности в виде целостных образов

9. К функциям воображения относится…
1)образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека и формирование внутреннего плана действий +
2)регулирование эмоциональных состояний
3)произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
4)формирование внутреннего плана действий
5)образное представление действительности

10. Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется…
1)перцептивной
2)коммуникативной
3)интерактивной +

11. Период переосмысления основных жизненных ценностей, их присвоения и ранжирования в собственной системе, или второй этап рождения личности, протекает в возрасте…
1)от 12 до 18 лет, но может продолжаться в течении жизни +
2)от 7 до 18 лет
3)от 7 до 15 лет
4)от 18 до 50 лет

12. Акцентирование, типизация, агглютинация, аналогия-это приемы…
1)воображения +
2)памяти
3)мышления
4)внимания

13. К психическим процессам относится…
1)направленность
2)ощущения +
3)восприятие +
4)темперамент

14. Способность анализатора, помогающая подстраивать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя, -это…
1)синестезия
2)тренируемость
3)инерция
4)адаптация +

15. Группа, в которой выстраиваются эмоциональные отношения, но совместная деятельность направлена на удовлетворение личных интересов, называется…
1)корпорацией
2)командой +
3)ассоциацией
4)диффузной

16. Пределом функционирования группы как целого является группа численностью… +/-2 человека
1)14
2)7
3)21 +
4)38

17. Наилучшим образом запоминается фрагмент текста, расположенный…
1)в середине
2)вначале
3)рядом с иллюстрацией +
4)в конце

18. Человек как представитель биологического вида (как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности) называется…
1)индивидом +
2)личностью
3)индивидуальностью
4)субъектом деятельности

19. Способ выполнения действий, закрепившийся в процессе регулярного воспроизведения и в результате превратившийся в автоматизм, -это…
1)операция
2)инстинкт
3)навык +
4)умение

20. Речь развивается…
1)вслед за развитием мышления +
2)независимо от мышления
3)вместе с мышлением, стимулирую его развитие

21. Среди свойств личности… зависит от воспитания и условий социальной среды
1)темперамент
2)направленность +
3)характер +
4)способности +

22. Мыслительная операция, направленная на выделение элементов, составляющих целей предмет или явление, -это…
1)обобщение
2)синтез
3)анализ +
4)сравнение

23. Сплоченность группы -это…
1)нейтральное явление, само по себе не влияющее на продуктивность группы
2)неоднозначное явление, т.к. она положительно влияет на психологический климат и мотивацию членов группы, но нередко препятствует самовыражению неординарных личностей +
3)отрицательное явление, т.к. всегда препятствует самовыражению личности
4)во всех отношениях положительное явление

24. Свойство восприятия, объединяющее поступившие сигналы в единый образ, если они сопутствуют друг другу во времени и пространстве, называется…
1)целостностью +
2)константностью
3)категориальностью
4)осмысленностью

25. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь одного из партнеров без учета реакции адресата, называется…
1)манипулятивным
2)деловым
3)императивным +
4)игровым

26. Стремительные, бурно протекающие эмоциональные процессы –это…
1)фрустрация
2)чувства
3)стресс
4)аффект +

27. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий, – это
Влечение
Притязание
Направленность +
Потребность

28. Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется..
Перцептивной +
Коммуникативной
Интерактивной

29. Примером направленности внимая является
Оптимизм
Художественный образ +
Экстраверсия
Интроверсия

30. Период первичного усвоения системы основных социальных норм и жизненных ценностей, или первый этап рождения личности, протекает…
В среднем и старшем школьном возрасте
В возрасте от 2 до 5 лет
В возрасте от рождения до 7 лет +
В возрасте от 7 до 18 лет

31. Максимальная численность малой группы составляет…
25-40 человек +
7+/-2 человека
10-15 человек
50-60 человек

32. Наилучшим образом запоминается фрагмент текста, расположенный …
Вначале
В середине
В конце
Рядом с иллюстрацией +

33. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей, называется…
Направленностью
Чувствами +
Эмоциями
Волей

34. Психические явления, устойчиво отображающиеся в принятии решений и поведении, называются..
Психическими состояниями
Неосозноваемыми психическими процессами
Психическими свойствами личности +
Психическими процессами

35. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события – это
Меланхолик +
Холерик
Сангвиник
Флегматик

36. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются..
Способностями +
Характером
Темпераментом
Направленностью

37. Мыслительная операция, направленная на объединение частей или свойств в единое целое – это..
Сравнение
Анализ
Синтез +
Обобщение

38. Среди свойств внимания воспитанию и развитию труднее поддается
Распределение
Концентрация +
Устойчивость
Рассеянность
Переключаемость +
Объем

39. Направленная сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах – это
Представление
Ощущения
Воображение
Внимание +

40. Творческое воображение является основой … мышления
Аналитического
Репродуктивного
Продуктивного
Пространственного +
41. Процесс освоения социальных и культурных норм, ценностей, присущих человеческому обществу, в результате которого индивид становится личностью, называется…
Социализацией +
Интериоризацией
Адаптацией
Самоактулизацией

42. Психические явления, придающие своеобразие протеканию психических процессов – это …
Психические свойства личности
Психические процессы
Волевые процессы
Психические состояния +

43. Свойство восприятия, объединяющее поступившие сигналы в единый образ, если они сопутствуют друг другу во времени и пространстве, называется
Целостностью +
Категориальностью
Осмысленностью
Константностью

kursar.ru

3. Темперамент

Понятие и типы темперамента Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, харак­теризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Тем­перамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого че­ловека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обоб­щенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, ме­ланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гип­пократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классифи­кации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

1. Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключитель­ной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, не­уравновешенности.

2. Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующий­ся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с мед­лительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и наст­роении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем пси­хической активности.

4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойст­венны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склон­ность глубоко переживать даже незначительные события, преобла­дание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в воз­можности сосредоточения значительных усилий в короткий проме­жуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляе­мости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в спо­собности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро со-‘ браться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его рабо­тоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоцио­нальным качествам человека.

Свойства темперамента. Темперамент и личность

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внеш­ний раздражитель наименьшей силы; реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность — способность человека, за­ключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присво­ении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций — особен­ность человека, заключающаяся в скорости протекания психичес­ких процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность — ригидность — особенности человека гибко и легко при­спосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувстви­тельно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интроверсия ~ особенности человека, выражающиеся в преимуществен­ной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои пере­живания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большин­ства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их прояв­ления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тре­вожность).

Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоцио­нальность — свойство, выраженное в скорости, содержании, качест­ве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. Им­пульсивность — свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревож­ность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г. И. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на харак­терологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

studfiles.net

2.2 Темперамент

Понятие и типы темперамента

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, харак­теризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Тем­перамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого че­ловека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обоб­щенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, ме­ланхолический. Более подробно они описаны в таблице 3. Такое разделение имеет длительную историю (Гип­пократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классифи­кации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

Тип Описание

Холерик

сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключитель­ной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, не­уравновешенности.

Сангвиник — также сильный тип темперамента, характеризующий­ся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с мед­лительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и наст­роении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем пси­хической активности.

Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойст­венны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склон­ность глубоко переживать даже незначительные события, преобла­дание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в воз­можности сосредоточения значительных усилий в короткий проме­жуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни). Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляе­мости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы. Достоинство флегматика в спо­собности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его рабо­тоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоцио­нальным качествам человека.

Свойства темперамента. Темперамент и личность

Большинство исследователей темперамента выделяют свойства, теснейшим образом связанные между собой. Кратко охарактеризуем эти качества:

сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внеш­ний раздражитель наименьшей силы;

реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

активность — способность человека, за­ключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присво­ении богатств, усвоении духовной культуры;

темп реакций — особен­ность человека, заключающаяся в скорости протекания психичес­ких процессов, а в определенной мере и психических состояний;

пластичность — ригидность — особенности человека гибко и легко при­спосабливаться к новым условиям, либо инертно, нечувстви­тельно вести себя в изменившихся условиях;

экстраверсия-интроверсия— особенности человека, выражающиеся в преимуществен­ной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои пере­живания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большин­ства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их прояв­ления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тре­вожность).

Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

Эмоциональность — свойство, выраженное в скорости, содержании, качест­ве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

Импульсивность — свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г. И. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на харак­терологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

studfiles.net

Тема: Темперамент


Лабараторное занятие №

Тема: Темперамент.

Домашнее задание студентам по теме занятия.

ПЛАН:


  1. Понятие о темпераменте и его типах.

  2. Физиологические основы темперамента.

  3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

Проверка знаний студентов по данному плану.

Основные понятия по теме занятия:

Интровертированность – термин введен Г. Айзенком для обозначения типа личности. Интровертированность проявляется в необщительности, замкнутости, отчужденности, интересом к другим и склонности к углубленному самоанализу.

Экстравертированность характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

Тип ВНД – устойчивый комплекс свойств вышей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

Сензитивность – повышенная чувствительность к различным воздействиям.

Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенностью и общей подвижностью.

Сангвиник тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

Флегматик – тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.

Решение психологических задач.

Задача 1. У какого ученика – Вали К. или Саши П. – в особенностях поведения наиболее отчетливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора.

У Вали К. повышенная активность, энергичность и работоспособность, проявляется при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; У Саши П. те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних поручений, школьных заданий и общественных нагрузок.

Задача 2. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

Какое свойство темперамента проявляется у Пети и у Вани.

Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня напротив предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.

Задача . Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспобность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гипресензитивность

Б. Бодрое повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение, перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания

В. В детстве Тося А. отличалась настойчивым и агрессивным поведением. Крайне несдержанная и неприветливая, она вызывала постоянные нарекания учителя и товарищей, хотя училась хорошо. Когда девочка училась в 7 классе, семья сменила место жительства. В новой школе Тося была избрана в уч. ком. С большой ответственностью отнеслась она к поручению. Поведение ее изменилось. В учебной и общественной работе Тося проявляла большую активность и настойчивость. С завидным терпением и сдержанностью работала с подшефными малышами. Изменения в поведении были устойчивы и наблюдались в течение всех последующих лет обучения в школе. Вспыльчивость и несдержанность проявлялись только дома по отношению к родителям, чрезмерно опекавших девочку.

Г. Игорь М. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разрушением семьи. До этого мальчик отличался, спокойным, бодрым, жизнерадостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным. В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. Мать говорит, что с Игорем дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10 классе у него начались неудачи в школе, он совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по всяким пустякам. В школе он вел себя более уравновешено, но и тут наблюдались «взрывы».

Задача . Определите, для какого типа темперамента характерен стиль учителей Ф.Ю. и В.Ф. Какие особенности стиля проявлялись у них?

А. Учительница русского языка 6-7 классов Ф.Ю. на внешние впечатления реагирует медленно, не сразу отвечает на вопросы. Выражение лица одинаковое, независимо от того, дает ли она задания или делает замечание, слушает ли веселую историю или серьезный вопрос. Смеется редко, чаще на лице скупая улыбка. Речь размеренная, неторопливая. Движения медленные. Для нее типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, страшная скука на ее уроках неизбежна, но оказывается это не так. Например, для грамматического анализа Ф.Ю. тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок проходит при всеобщей активности учеников, разгораются глаза, выше тянутся руки, на лицах играют улыбки, у ребят большое желание ответить.

Б. Учитель русского языка 6-7 классов В.Ф. легко переключается от одного состояния к другому. На перемене в учительской вокруг него веселье, оживление. В.Ф. рассказывал какую-то смешную историю. Но вот прозвенел звонок, и на лице учителя уже сосредоточенная деловитость. В классе он все время в движении, ходит быстро, стремительно. Никогда не раздражается непониманием учащихся, собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов закрепления материала по русскому языку а его уроках – кратковременная динамическая игра типа соревнования. Игра длится 5 мин. и идет в высоком темпе. Он требует от преподавателя большой оперативности, расторопности.

Итак, оба учителя успешно решают педагогические задачи, но решают по-разному.

Экспериментальные задания студентам.

Задание 1

. Цель: выявление критериев силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Необходимое оборудование: секундомер.

Ход выполнения задания: испытуемому предлагают прочитать небольшой текст, записать его по памяти, подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельства – точками.

Обработка данных выполненного задания. В процессе выполнения задания протоколист отмечает особенности двигательной активности: присуща ли испытуемому подвижность или медлительность. Наличие торопливости показывает слабость внутреннего торможения. При малой подвижности испытуемый приступает к выполнению задания с большим опозданием. О хорошей подвижности и уравновешенности нервных процессов свидетельствует точность выполнения инструкций.

По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа ВНД (быстрая утомляемость в обычных условиях говорит о слабости типа).

О типах ВНД можно судить по индивидуальным особенностям внимания. Так, сильному, неуравновешенному типу соответствует большая устойчивость, хорошее переключение и небольшое распределение внимания. Сильному, уравновешенному, спокойному типу соответствует большая устойчивость, значительное распределение, но слабо выраженная способность переключать внимание. Сильному, уравновешенному, живому типу соответствует хорошее переключение и распределение, но слабовыраженная устойчивость внимания. Слабому типу соответствует невысокая устойчивость, небольшое распределение и плохое переключение внимания.

Анализируя работу, отмечают характерные ошибки при преобладании возбуждения над торможением. Испытуемые добавляют к буквам лишние элементы, слоги. Различную степень подвижности характеризует скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом.

Задание 2

Цель: определение типа темперамента учащихся по данным психолого-педагогических характеристик.

Необходимые материалы: 8-10 отрывков из педагогических характеристик.


  1. Виктор Г., 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, ходит в развалку, говорит медленно, но обстоятельно, последователен. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: «Да, так…». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-нибудь делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задания выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя к нам в прошлом году, он с трудом сдружился с ребятами.

  2. Борис Р., 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам, до крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в лбом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро, правильно, но от торопливости дает сбивчивые ответы. Все время приходится говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись !», резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Когда рассердится, не умеет себя сдержать. Очень любит получать хорошие отметки.

  3. Саша Д., 2 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника, который был там вскоре обнаружен. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца, но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других.

  4. Лена В, 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» — обычно отвечает с улыбкой:»Очень хорошо!» — хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не так уж хороши. Про «пятерки» радостно объявляет всем в доме. «Двоек» не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но не долго. Мимика живая. Не смотря на живость и непоседливость, её легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

  5. Вася Ф., 4 класс. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего желал, а ты драться.».До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Есть у Васи и недостатки. Поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2-3 дня у него возникли «уважительные» причины : стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

  6. Люба Ф., 3 класс. Малоподвижная, спокойная, серьезная девочка. При выполнении какого-нибудь задания обстоятельно обдумывает его. Работу обычно выполняет медленно, но всегда хорошо. Это лучше всего заметно на ее контрольных работах. Люба почти последней сдает тетрадь, но зато у нее всегда все верно решено. Отвечая на уроке, говорит внятно, но монотонно.

  7. Валентин Ф, 3 класс. Все время спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорился с товарищем по парте, целый день не разговаривает с ним. Мальчик не верит в свои силы, из-за этого часто плохо отвечает урок. Во время уроков устает больше других ребят. Если его поощрять или ему помогать, поручения выполняет лучше и более уверенно.

  8. Коля П., 4 класс. Серьезный молчаливый мальчик. В школе его никто никогда не видел его веселым. Он редко играет с ребятами, чаще наблюдает, как они играют, или что-нибудь читает. Мальчик очень обидчив и обиды помнит долго. Если Коле в резкой форме делаешь замечание или во время ответа исправляешь ошибки, он умолкает и не отвечает, чтобы ему потом не говорили. Очень переживает, если получит плохую оценку. Скрытен, своими мыслями не делится ни с кем. От общественных поручений отказывается, говорит, что не справится, хотя труд любит.

Ход выполнения задания:

Экспериментатор предлагает испытуемому прочесть одну из характеристик и определить, к какому типу темперамента можно отнести ученика, о котором говорится в отрывке. Опираясь на материал характеристики, испытуемый должен обосновать, почему этот ученик может быть назван представителем именно этого типа темперамента, какие детали подтверждают это. Затем испытуемому последовательно предъявляются второй, третий отрывки и т.д.

Обработка данных. Результаты работы заносятся в таблицу:


Фамилия, имя ученика

Тип темперамента

Признаки, подтверждающие принадлежность ученика к данному типу темперамента

Задание 4

. Цель: Исследование эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости личности и выявление на этой основе возможного типа темперамента.

Необходимые материалы. Секундомер, ряд слов: ковер, стол, стул, коробка, газета, неряха, стена, ваза, газон, плита, растрепа, сезон, полотно, рука, тупица, лапа, клавиша, руководство, простофиля, кузов, антенна, сундук, сплетница, сомнение, дерево.

Ход выполнения задания. Экспериментатор медленно произносит слова ( 5 слов в минуту).На каждое услышанное слово испытуемый должен быстро отвечать первым пришедшим в голову словом.

Протоколист регистрирует время от момента предъявления раздражителя до начала ответа испытуемого, т. е. время реакции.

Обработка данных. На основании данных опыта заполняется таблица:


Слово-раздражитель

Ответ испытуемого

Латентное время реакции(в сек.)

Из 25 слов-раздражителей 5 эмоционально значимых, 20 слов — нейтральные. Показателем эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости будет отношение латентного времени реакции на эмоционально значимые и нейтральные слова. Если эти два показателя времени равны или почти равны, то испытуемый считается эмоционально устойчивым. Если эти два показателя времени весьма отличны, то испытуемый является эмоционально возбудимым. На основании полученных данных составляется таблица:


Фамилия, имя испытуемого

Эмоциональные особенности испытуемого

Предположительный тип темперамента

Тест «Формула темперамента». (А. Белов)

Инструкция:

«Отметить знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны. Итак, начали!!!»

Если вы: 1) неусидчивы, суетливы; 2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5)решительны и инициативны; 6) упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10)незлопамятны; 11)обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14) нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действовать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими, порывистыми движениями; 19) настойчивы в достижении поставленной цели; 20) склоны к резким сменам настроения – то вы …


  1. Веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое; 6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за новое дело; 10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать; 11) быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую; 12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы; 13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой; 16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19) часто не собранны, проявляете поспешность в решениях; 20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, …

1Спокойны и хладнокровны; 2) последовательны и обстоятельны в делах; 3) осторожны и рассудительны; 4) умеете ждать; 5) молчаливы и не любите попусту разговаривать; 6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики; 7) сдержаны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9)не растрачиваете попусту сил; 10) придерживаетесь выбранного распорядка дня, жизни, системы рабаты; 11) легко сдерживаете порывы12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию; 13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 14) постоянны в своих отношениях, интересах; 15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое; 16)ровны в отношениях со всеми; 17) любите аккуратность и порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой; 20) несколько медлительны – то вы …

  1. Стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко переносите одиночество; 6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах; 7) склонны уходить в себя; 8) быстро утомляетесь; 9) обладаете тихой речью; 10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 11) впечатлительны до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозрительности, мнительности; 15) болезненно чувствительны и ранимы; 16) чрезмерно обидчивы; 17) скрыты и не общительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) уступчивы, покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих – то вы …

Обработка данных.

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 – 20 %, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присуще вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного темперамента присуще вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

Ах Ас Аф Ам

Фт= (Х — х 100%) + ( С — х 100%) + ( Ф — х 100%) + ( М — х 100%)

А А А А

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у Вас доминирующим, если 30-39%, то качество данного типа темперамента выражено достаточно ярко, если 20-29 %, то качество данного типа темперамента выражено средне, если 10-19 %, то качество данного типа темперамента выражено в малой степени.


    1. .

Психологический анализ педагогической ситуации

Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Паренек способный, материал схватывает что называется «на лету», но готовиться глубоко не любит. Просмотрел учебник, вероятнее всего на перемене. Однако ответ правилен, логичен. Придраться не к чему. Оценка 5»

К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше тройки поставить нельзя.

К каким типам темперамента можно отнести этих учеников? В соответствии с указанными темпераментами, в чем различие в ответах первого и второго ученика? На основе психологического анализа данной ситуации, какие педагогические выводы можно сделать.

Вопросы по теме для самоконторля

1Определите тип темперемента по ниже перечисленным свовйствам

А)сильный неуровешанный . быстрый

Б) )сильный уроновешанный . быстрый

В)силный уровновешанный инерный

2. Характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.это-

3. Чем отличается проявления свойчтв темперамента человека и животных животных?

Отчёт о проделанной работе по теме:

1)цели и задачи занятия

2)План лабаторного заняития

3) Результаты опытов

4) Сравнительный анализ результатов

5) выводы

Литература по теме.


    1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб 2002 год.

    2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь 1973 год.

    3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Москва 1999 год.

    4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Москва, 1976 год.

    5. Психилогические проблемы индивидуальности под редакцией Б.Ф. Ломова и др. Москва 1984 год.

    6. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. Москва 1982 год.

uz.denemetr.com

Типы темпераментов | Stimulas.ru — мотивация и развитие личности

У каждого человека свой характер, свой темперамент. Они по-разному выражают свое настроение и эмоции. Еще Гиппократ 2500 лет назад дошел до заключения, что люди ведут себя абсолютно неодинаково в одних и тех же ситуациях, и он называл это индивидуальной особенностью личности. Ведь жизнь человека можно сравнить с водным потоком. Все время меняются желания, впечатления внешнего мира, мечты, чувства, мысли, воспоминания о прошлом. У всех людей разная скорость этого потока. Одни очень медленно реагируют на происшествия, которые происходят в окружающем мире, они апатичные и мнительные. Другие – реагируют быстро и спокойно, они впечатлительные и импульсивные.

В общении очень помогают знания отличий темпераментов. В частности, учитывая то, что сангвиник мнительный, и то, как холерик вспыльчиво реагирует на окружающий мир, можно выбрать собственную тактику поведения.

Холерик – один из типов темперамента, который проявляется в резких сменах настроения, бурных эмоциях, общей подвижности и неуравновешенности. Холериков можно охарактеризовать импульсивностью и сильной впечатлительностью. У этих людей легко возникают чувства, которые сразу же проявляются в быстрой речи, жестикуляции, выразительной мимике. В холериков много энергии, и поэтому они с настойчивостью идут к поставленной собой цели, с выбранного пути их очень трудно сбить.

Холерик – это достаточно искрометный человек. Он быстро принимает решение, улавливает суть дела, которое сразу же пытается осуществить. Вспышки гнева и раздражительность ему присущи. В этих случаях он часто проявляет нелюбезность.

Сангвиников можно охарактеризовать склонностью к частой смене впечатлений, подвижностью, общительностью и чувственностью. Импульсивность также присуща сангвиникам. Они жизнерадостные и оживленные, достаточно быстро реагируют на внешних раздражителей, которые глубокого впечатления не оказывают на людей. Сангвиники налаживают отношения с людьми достаточно легко, хотя в большинстве случаев они остаются для него не столь важными. У них пробуждает интерес все новое, хотя они могут легко от него отказаться. Быстрое принятие решений (иногда слишком поспешно) часто ни к чему хорошему не приводят. Очень толковые и сообразительные, но иногда забывчивые на счет того, что их угнетает или же расстраивает. Они очень подвижные, часто не могут усидеть на месте. Для них характерна быстрая речь, мимика сопровождена яркой жестикуляцией.

Флегматики – следующий тип темперамента, который проявляется в слабом выражении эмоций, стойкости, медлительности. Флегматики – это спокойные и уравновешенные люди. В них чересчур медленно проводятся разные физиологические процессы. Они иногда резко пылят, часто скучные, у них невыразительные жесты и мимика.

Поспешность спешки, волнение им неприятны. Флегматики выступают за спокойные отношения. Они не очень общительные, хотя упорно, настырно, с терпеливостью и выдержкой могут справиться с разными сложными ситуациями. Из равновесия их выведут только сильные психологические потрясения.

Меланхолики – ранимые, склонные к глубокому переживанию даже из-за незначительных событий. Сильная впечатлительность и слабая импульсивность выделяет их среди других типов темперамента. В их памяти на очень долгое время остаются впечатления. Печальное настроение, стремление к избеганию трудностей и проблем (если их решение нуждается в усилиях) – это все принадлежит к характеристикам меланхоликов. Внешне они сдержанны, спокойны, часто чувствуют неловкость. Даже их самые глубокие чувства незаметны для окружающих людей. Из-за этого меланхолики часто кажутся для них недружелюбными. Они нередко вносят поправки в и так трудно принятые ими решения. Пребывая в некоторых условиях, они используют поставленные перед собой задания и не проявляют при этом никакой (или маловыраженной) активности.

В статье использованы рисунки датского художника Херлуфа Бидструпа «Типы темперамента»

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +2 (из 2 оценок)

Рекомендуем к прочтению:

stimulas.ru

Темперамент » СтудИзба

28. Темперамент. Свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Особенности детского темперамента

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

1. Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

2. Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера:

1. сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;

2. реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

3. активность — способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;

4. темп реакций — особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний;

5. пластичность — ригидность — особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;

6. экстраверсия-интроверсия — особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Каждый ребенок появляется на свет с ему только свойственными, определяемыми наследственностью и внутриутробным развитием задатками. Задатки в определенной мере определяют потенциальные возможности развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых психических свойств ребенка. Тип высшей нервной деятельности, особенности строения и функционирования органов чувств каждого ребенка отличаются врожденными особенностями.

Надо иметь в виду, что от природных особенностей могут зависеть особенности формирования у ребенка тех или иных психических качеств и в известной мере — конечный результат этого формирования. Однако для темперамента эта зависимость более значительна, для других (черт характера, способностей) — менее, для третьих (знаний, интеллигентности) несущественна.

Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с такими возрастными особенностями дошкольников как:

а) высокая чувствительность;

б) быстрое восстановление сил;

в) слабость процессов возбуждения и торможения;

г) неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы. Жизненными показателями силы/слабости НС являются:

— сон: скорость засыпания, глубина сна (крепкий или неглубокий), тревожный или спокойный;

— реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость;

— восстановление сил: быстрое, медленное.

Жизненными показателями силы возбуждения являются:

— длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности;

— устойчивость положительного эмоционального фона;

— проявление смелости в непривычных условиях.

studizba.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *