Содержание

Основные свойства внимания

  1. избирательность

  2. концентрация

  3. объем

  4. распределение

  5. переключение

  6. устойчивость

Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия. Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

По подсчетам В.Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера. Отсюда делается совершенно ясным его избирательный характер.

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой). Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Как правило, между распределением внимания и его интенсивностью существует обратное соотношение: чем большему числу предметов уделяется одновременно внимание, тем меньше его приходится на каждый отдельный предмет.

Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность к переключению означает гибкость внимания, умение быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Переключаемость относится к числу тренируемых качеств

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, понятности, отношения к нему со стороны индивида – степени его интереса к данному материалу – и, наконец, индивидуальные особенности личности.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

studfiles.net

Избирательность внимания — это… Что такое Избирательность внимания?


Избирательность внимания
— выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Идентичность
  • Изоляция

Смотреть что такое «Избирательность внимания» в других словарях:

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимания развитие — развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Начальным этапом В. р. можно считать самые ранние ориентировочные реакции новорожденного: слуховое и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВНИМАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ — возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации относящейся к осознанной цели …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Защитные механизмы (defence mechanisms) — З. м. это психол. стратегии, с помощью к рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению… …   Психологическая энциклопедия

  • Гипноз

    — (от греч. hypnоs сон), создание избирательного реагирования с помощью внушения. * * * – искусственно вызванное, похожее на сон состояние человека, имеющее повышенную чувствительность к внушению.    Во второй половине ХVIII века австрийский врач Ф …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х., понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в …   Эстетика: Словарь

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • РАДИОПРИЁМНЫЕ УСТРОЙСТВА — системы эле ктрич. цепей, узлов и блоков, предназначенные для улавливания распространяющихся в открытом пространстве радиоволн естеств. или искусств, происхождения и преобразования их к виду, обеспечивающему использование содержащейся в них… …   Физическая энциклопедия

  • Аутизм — Детский аутизм …   Википедия

Книги

  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет Внимание, Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Развивающие занятия Издатель: Овчинникова Ю.Л., Производитель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1360 грн (только Украина)
  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет «Внимание», Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: — Издатель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1051 руб
  • Скоро в школу. Учимся быть внимательными (CDpc), Фишер Ю., Внимание — важный элемент сознания, его способность сосредотачиваться на определенных видах деятельности. Вниманию присущи свойства: объем, концентрация, избирательность, распределение,… Категория: Дошкольная педагогика Серия: Образовательная коллекция Издатель: 1С, Подробнее  Купить за 242 руб
Другие книги по запросу «Избирательность внимания» >>

psihologiya_cheloveka.academic.ru

Произвольное внимание: избирательность и переключение

Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.

Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.

Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.

Черты, характеризующие внимание:

  • Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период. Объем определяется специально разработанными приборами. Установлено, что в одну секунду человек обращает свой взор на 4–6 предметов.
  • Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
  • Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
  • Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
  • Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
  • Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
  • Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.

Виды внимания

В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик. Развитие произвольного внимания зависит от концентрации мыслей на необходимом объекте или действие.

Непроизвольное внимание

Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:

  • Внешние раздражители.

Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.

  • Внутреннее состояние человека.

Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.

  • Направленность действий субъекта.

Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.

  • Отношение к ситуации.

Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.

Произвольное внимание

Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.

Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.

В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.

Послепроизвольное внимание

В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.

Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.

Принцип работы внимания

В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.

Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.

Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.

Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:

  • движение;
  • чувствительность;
  • обмен веществ;
  • сердечно – сосудистая система;
  • работа мозга.

Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.

Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.

Тест содержит специальную программу, которая сверяет условия задания с полученным результатом. Тест нужно проводить в спокойной приятной обстановке, не создавая дискомфортных условий для испытуемого.

yourspeech.ru

Уровни выраженности избирательности внимания

Время,

С

Балл

Уровень выраженности

избирательности

внимания

Время, с

Балл

Уровень выраженности

избирательности

внимания

Время, с

Балл

Уровень выраженности

избирательности

внимания

250 и более

0

Низкий

180 – 189

7

Cредний

110 – 119

14

Высокий

240 – 249

1

>>

170 – 179

8

>>

100 – 109

15

>>

230 – 239

2

>>

160 – 169

9

>>

90 – 99

16

>>

220 – 229

3

>>

150 – 150

10

>>

80 – 89

17

>>

210 – 219

4

>>

140 – 149

11

>>

70 – 79

18

>>

200 – 209

5

>>

130 – 139

12

>>

60 – 69

19

>>

190 – 199

6

>>

120 – 129

13

>>

Менее 60

20

Очень высокий

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.

Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания

Шаг 1. Инструкция

В тестовой таблице имеется по 24 цифры, набранных “жирным” шрифтом и курсивом, рядом с которыми через дефис проставлены буквы тем же шрифтом. Вам необходимо найти в таблице попеременно цифры от 1 до 24 “жирным” шрифтом и курсивом  от 24 до 1. Например, вначале Вы находите цифру 1, набранную “жирным” шрифтом и 24  курсивом, затем цифру 2 “жирным” шрифтом и 23 курсивом и т.д. Подтверждением того, что Вы нашли цифру, является стоящая рядом с ней буква, которую необходимо заносите в протокол исследования в клетку соответствующего номера и шрифта. Например, указанные в задании цифры 1 – 24, 2 – 23 будут зарегистрированы буквами б, и, ч, о. Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется.

Тестовая таблица

2-п

14-у

15-м

5-ф

12-л

12-ч

3-б

8-х

18-ф

24-п

17-ш

15-д

6-г

3-с

11-в

5-з

18-ч

6-з

14-х

17-р

21-р

13-а

1-к

22-ш

19-ч

23-г

20-д

7-т

10-е

11-с

23-о

21-ц

8-т

19-ж

22-ж

16-в

16-ц

20-м

4-с

10-о

9-а

2-н

7-к

4-л

13-ц

9-к

24-ч

1-б

Протокол исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Правильность выполнения задания контролируется по ключу:

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

н

С

л

ф

з

т

х

к

о

с

ч

ч

о

Ж

р

д

ч

ф

ш

ц

м

х

ц

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

а

у

д

в

р

ч

ж

м

ц

ш

г

п

л

в

е

а

т

к

г

з

с

б

п

к

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Если испытуемый выполнил работу за 6 мин и допустил при этом 4 и менее ошибки, то это свидетельствует о высоком уровне выраженности распределения и переключения внимания; за 8 мин при 5 ошибках – о хорошем; за 10 мин при 6 ошибках – о среднем; если же затрачено на работу свыше 10 мин и допущено более 6 ошибок, то у испытуемого низкий уровень распределения и переключения внимания.

Шаг 3. Отчет по результатам исследования свойств внимания

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования свойств внимания, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 11.

Таблица 11

studfiles.net

значение и её роль в повседневной жизни

Внимание называют «сквозным» психическим процессом. Он не существует как отдельное явление, но «сопровождает» память, восприятие, мышление. Без него эти психические процессы не работают. Мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем только то, на что обратили внимание. Обращаем же внимание на важное и необходимое. Получается, этот психический процесс связан с нашими интересами, установками, потребностями, целями, т.е. принимает участие в развитии личности человека. Значение внимания в нашей жизни выражается его направленностью, ибо от того, на что оно направлено, зависят наши действия, жизненные выборы и итоги деятельности.

Какие функции внимания важны в нашей повседневной жизни? Какие факторы их обуславливают? Как и для чего нужно развивать свою внимательность? Об этом сегодня поговорим.

Как работает наше внимание?

Окружающий мир наполнен информацией. Психика человека устроена таким образом, что ей важно отбирать только актуальную в данный момент информацию и структурировать ее, иначе нам грозит полная дезориентация. Внимание выполняет функции «фильтра» для корректной работы памяти и мышления. Нам, также, необходимо, удерживать свое внимание на текущей деятельности, конструктивно общаться с окружающими людьми, быть успешными в выполнении работы.

Функции внимания помогают нашему сознанию и подсознанию справиться с этими задачами. О каких же функциях идет речь?

Избирательность

Другими словами — отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания.

Ни для кого не секрет, что у человека есть различные органы чувств. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, чувствуем свое тело. У каждого из нас есть ведущая репрезентативная система, при помощи которой легче всего получать информацию. Аудиалам проще воспринять речевое сообщение, визуалам — то, что они могут прочитать, кинестетикам — то, что чувствуют. Это одна сторона избирательности внимания. Мы предпочитаем получать значительную часть важной информации удобным для нас способом.

Другая сторона избирательности — способность «отсеивать» помехи, умение сосредоточиться на самом актуальном в данный момент. Это произвольный процесс. Зачастую нужно заставить себя длительное время удерживать внимание на неинтересной, незнакомой или трудной работе.

Избирательность связана с концентрацией внимания. Существует понятия «глубина сосредоточенности».

Вам знакомо состояние, когда занимаясь какой-то деятельностью, вы «не слышали и не видели» ничего вокруг? Например, что вас окликают или что-то вам говорят. Это означает, что вы глубоко «нырнули» в выполняемую задачу.

При «поверхностной» сосредоточенности, наоборот, мы все время отвлекаемся на другие объекты.

Факторы, влияющие на избирательность:

  1. Интерес, необходимость.

    Всегда непроизвольно привлекает внимание то, что нам интересно. Необходимость выполнения определенных задач заставляет выделять главное и сосредотачиваться на нем.

  2. Целеполагание.

    Школьник ради получения высокой отметки тщательно выполняет скучный урок, ищет дополнительную информацию по изучаемому предмету.

  3. Структурность.

    Сложно работать с «хаотичной» информацией, намного проще воспринимается структурированная.

Развитие избирательности

Избирательность внимания можно и нужно улучшать, развивая работу репрезентативных систем. В сложной жизненной ситуации всегда существует множество выходов, но часто они не видны «благодаря» избирательности.

Расширить свою «картину мира», открыть в себе дремлющие таланты и повысить свой энергетический потенциал можно, выполняя простое упражнение «Слышу-вижу-чувствую». 5 минут отслеживайте только то, что вы видите, 5 — то, что слышите, 5 — то, что чувствуете. Последние 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите-слышите-чувствуете одновременно. Упражнение прекрасно снимает тревогу и помогает вашему подсознанию увидеть самый лучший способ решения жизненных задач.

Направленность

Существуют следующие виды направленности:

  • «на себя»;
  • на внешний мир;
  • на один или множество объектов.

Внимание направлено «вовнутрь», когда человек медитирует, решает жизненную проблему, ведет внутренний диалог, концентрируется на ощущениях в теле.

Направленность на внешний мир связана со способностями, стремлениями и установками человека. Продавец направляет свое внимание на общение с клиентами, люди технических профессий — на различные механизмы. Направленность внимания влияет на выбор профессии и успешность в ней.

Эта функция внимания связана, также, с эмоциями и чувствами. Интересное дело будет «подпитывать» внимание. Установки тоже, независимо от того, какие эмоции с ними связаны. Для справки: установки — это значимость, придаваемая сигналам внешнего мира, т.е. информация, которая «задевает вас за живое».

Направленность на один объект связана с устойчивостью и высокой концентрацией внимания, на несколько объектов — с переключаемостью и распределением. Учителя, водители, летчики вынуждены делать несколько дел одновременно, т.е. распределяют внимание на несколько объектов. Ученые сосредотачиваются на решении единственной актуальной задачи. Распределение возможно только при условии, что одна из деятельностей выполняется машинально.

Факторы, влияющие на направленность:

  1. сила (интенсивность) раздражителя;
  2. новизна, яркость;
  3. состояние человека;
  4. эмоции, установки, способности (относятся к субъективным факторам).

Значительную роль играют личностные факторы (характер, воспитание).

Контроль и регуляция

По отношению к собственному поведению

Роль внимания, как контролирующей функции, задействована вместе с процессами:

  1. Памяти.

    Мы можем сосредоточиться на выполнении текущих задач, на прошлых событиях или наших планах на будущее. Работаем, соответственно, с оперативной, краткосрочной и долгосрочной памятью, извлекая из нее нужные факты и события.

  2. Мышления.

    В пределах одной интеллектуальной деятельности возникает необходимость распределять внимание и удерживать его до окончания работы. Например, студент, выполняя курсовую работу должен делать расчеты, рисовать схемы, писать теоретическую часть. Распределение внимания облегчает выполнение деятельности.

  3. Управления ежедневными действиями (ничего не забыть, быть внимательным/настороженным).

    Фактор волевого усилия является превалирующим.

По отношению к другим людям

Выражается в коммуникативных способностях человека.

Когда мы общаемся, то сосредотачиваемся на том, чтобы формулировать свои мысли, следить за интонациями, усваивать информацию, сообщаемую собеседником и адекватно на нее реагировать.

Одновременно мы отслеживаем невербальные сигналы и реагируем на них.

Факторы эффективного общения:

  • концентрация внимания на собеседнике;
  • умение «отключиться» от собственного внутреннего диалога;
  • реагировать не только на слова, но и на эмоции.

Научившись быть внимательным собеседником, можно поднять свой уровень жизни и изменить ее качество.

Заключение

В современной психологии существует множество теорий внимания. Изучаются его свойства и «сбои», вырабатываются рекомендации «как стать внимательным», проводятся различные эксперименты.

Психологи рекомендуют множество упражнений на развитие этого психического процесса и к ним нужно прислушаться.

Развитие внимания обеспечит улучшения функционирования памяти, восприятия, мышления и сделает вашу жизнь интересной, наполненной и многообразной.

Автор статьи: Лапинская Людмила

pamyatplus.ru

это… Что такое внимание в психологии?

 

Что такое внимание?

    Внимание — это направленная избирательность нашего восприятия, благодаря которой мы можем  изучать и познавать как наш внутренний, так и окружающий мир.  Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

   Внимание – это эволюционный аспект, который развивался из настороженности, бдительности, готовности к действию по первому сигналу. Умение концентрировать внимание влияет на выживание.
  Мы можем обращать, концентрировать и удерживать внимание, сосредотачивая наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и/или наши мысли на каком-либо объекте или виде деятельности.

     Мало кто знает, что в развитии качества внимания учавствует вестибулярный аппарат человека, однако это так. Поэтому тренируя вестибулярный аппарат,  вместе с ним мы тренируем чувство равновесия, положения в пространстве, ловкость,  ощущение веса.

    Благодаря чему происходит улучшение качество внимания, возрастает  концентрация.

 

 

  Особенности внимания

Три вида ВНИМАНИЯ: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное

 Обычно выделяют три вида внимания :

    Непроизвольное внимание возникает само по себе и не требует усилий человека.  Непроизвольное внимание в большей степени свойственно изначально детям, которые не всегда способны распределять и переключать его, управлять своей конценрацией и быть сосредоточенными. Наоборот, они могут отвлечься на любой звук, движение или новое, яркое событие, которое захватывает внимание ребенка целиком, оставляя его под властью внешних впечатлений.

    Произвольное внимание обычно формируется к 7-летнему возрасту ребенка. Произвольное внимание это умение сосредотачиваться на том, что в данный момент необходимо, даже если это не хочется. Это требует таких качесчтв, как умение концентрироваться, сила воли и самодисциплина, усидчивость. Их можно выработать и натренировать. 
Для развития и повышения устойчивости произвольного внимания ребенка, важно научить его быть сосредоточенным  и усидчивым.

    Послепроизвольное внимание – возникает подобно произвольному. Послепроизвольное внимание отличается тем, что человек выполняет деятельность с удовольствием, вдохновением и без напряжения.

 

Какие основные свойства
внимания стоит выделить?

Устойчивость внимания

    Каждый индивид может концентрироваться на определенном объекте в течение определенного времени. Именно продолжительность этой концентрации ученые называют устойчивостью внимания. Считается, что сознание человека может в течение определенного времени держать в своем фокусе определенный предмет и рассматривать его до мелочей. Некоторые психологи считают, что устойчивость внимая в первую очередь означает количество времени, в течение которого человек готов искать в определенном предмете интересные моменты. Как только интересные ему детали заканчиваются — он перестает концентрировать внимание на объекте. Важно отметить, что на устойчивость внимания очень сильно влияют личностные характеристики человека.

Распределение внимания

    Умение качественно выполнять несколько действий или видов деятельности, четко понимая это в своем самосознании, называется распределением внимания. Распределяют внимание практически все. Студент конспектирует и слушает одновременно, а работник офиса принимает звонки и ведет бухгалтерский учет в ту же самую минуту. Это свойство человека очень индивидуально, поскольку не каждый может качественно выполнять несколько действий. Хотя истории известны случаи, когда людям удавалось почти нереальное — Наполеон мог выполнять 5-7 различных действий одновременно, а знаменитый психолог Полан отличился тем, что умел декламировать стихотворение и писать на листе бумаги строки нового творения. Ученые отмечают, что выполнять несколько работ одновременно можно только в том случае, если хотя бы одна из них настолько знакома человеку, что он выполняет ее автоматически, практически не задумываясь.

 

 

 

 

 

Переключаемость внимания

    Возможность быстро перемещать свое внимание с одного объекта на другой называют переключаемостью внимания. Этот параметр внимания очень сильно зависит от того, насколько интересной была предыдущая деятельность. Если она была действительно интересной, а следующий тип деятельности скучный для индивида — переключение внимания проходит крайне тяжело.

 



Объем внимания

    Количество объектов, на которых концентрируется внимание человека, называют объемом внимания. Все эти объекты находятся перед нашим сознанием и чем больше их количество — тем больше возможностей у индивида. Согласно последним исследованиям взрослый человек должен концентрировать внимание на 4-7 объектах одновременно, а школьники — на 2-5 в зависимости от интеллектуальных особенностей. Человек, который может с легкостью концентрировать внимание на большом количестве предметов, в любом случае имеет шанс замечать то, чего не видят другие. Он может заметить предметы и явления, а также быстро анализировать их. Для определения объема внимания используют тахистоскоп, который позволяет показать человеку большое количество фигур или же маленьких букв, которые нужно запомнить 0,1 секунды.


Концентрация внимания

    Концентрировать внимание на объекте — это целое искусство, которым в определенной степени обладает каждый. Концентрация — это способность человека удерживать внимание на определенном объекте в течение продолжительного отрезка времени. Ведь возможность держать все внимание на объекте — это и есть концентрация, которую психологи давно считают базовой особенностью человеческого внимания. Много разнообразных действий требуют высокой сосредоточенности, в результате чего организм человека начинает страдать от усталости. Усталость — первый признак слишком высокого психологического напряжения. Поэтому концентрация требует от человека больших усилий, о которых он может даже не догадываться. Этот факт легко объясняет, почему руководители фирм или научные сотрудники иногда устают гораздо больше, чем работники на строительстве, которые выполняют монотонную работу.

 

 

Избирательность внимания

    Ученые доказали, что избирательность внимания представляет собой возможность концентрации внимания на наиболее важных объектах. Человек подсознательно отсеивает ненужные ему детали вокруг себя. Стоит отметить, что концентрация, распределение и избирательность внимания очень четко связаны между собой. Более того, избирательность будет эффективной лишь тогда, когда концентрацию внимания можно легко перевести с одного объекта на другой. Выбирать золотую середину среди большого количества ненужных индивиду объектов — это и есть главная задача избирательности внимания.



Рассеянность

    Рассеяность внимания или так называемая отвлекаемость — это одна из наиболее отрицательных черт человеческого сознания. Индивид в процессе созерцания может отвлекаться на ненужные ему вещи. Например студент слушает преподавателя в аудитории, но к нему доносятся звуки разговора с последней парты или легкая музыка, звуки которой только что прозвучали в коридоре. Он отвлекается лишь на мгновение, а уже пропустил несколько важных фраз преподавателя, которые нужно было конспектировать.

    Таким образом, посторонние раздражители влияют на человека довольно негативно, если уровень его отвлекаемости действительно высокий. Больше всего на отвлекаемость влияет низкий интерес к тем действиям, которые выполняет человек. Внимательность — очень важная характеристика человека, поскольку только индивиды, которые ей владеют, могут похвастаться настоящей производительностью труда. Особенно это касается тех, кто занимается творческой деятельностью или работает в сфере точных наук. 

 

 

 Танцующий Стул
 
ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ДВИЖЕНИЯ И СВОБОДЫ!

www.dancingchair.ru

Свойства внимания

Вопрос №11 Основные св-ва внимания. Виды внимания. Непроизвольное (первичное), Произвольное (вторичное) внимание. Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического , педагогического значения послепроизвольного внимания.

Внимание — направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов.

Выделяются три основных вида внимания — непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание вызывается любыми новыми и интересными объектами для человека. Именно эти объекты запечатлеваются в памяти, они сохраняются и затем всплывают в нашей памяти. Произвольное внимание вызывается только сознательным и целенаправленным усилием. Оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но необходимого для личной деятельности.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное тогда, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует волевых усилий.

Вопрос №12 Основные св-ва внимания. Объем внимания. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Переключение и распределение внимания. Избирательность – один из самых важных аспектов внимания.

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку — и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения — вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания — Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: «Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим», и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания — Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Распределение и переключение внимания Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета «Внимание», время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Одной из функций внимания, которую изучают в курсе психологии, является избирательность. Говорят, что это естетсвенная защита мозга от перенасыщения информацией.

Вопрос №13. Развитие внимания. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *