Содержание

Вербальное общение — Психологос

Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение, в котором главное передается речью, отличают от невербального общения, где влияние происходит через интонации и изменение выражения лица, через жестикуляцию, изменение позы, дистанции в общении и других неречевых средств.

Распространено мнение, что вербальное общение сильно уступает по значимости невербальному, что основной массив информации между людьми передается через интонации, выражение лица, позы и жесты, — но это не вполне так. Это в достаточно мере справедливо для межличностного и аффилиативного общения, когда люди знакомятся и ссорятся, когда делятся своими чувствами и выражают их, когда в общении развлекаются, когда устраивают в общении треп. А вот в деловом общении ситуация меняется, и если распоряжение руководителя — это в первую очередь содержание, а не интонации, это то ЧТО сказано, а не КАК.

​​​​​​​​​​​​​​Важнейшее требование к вербальному общению — это ясность содержания, изложение мысли таким образом, чтобы вас могли понять. Надо признать, что это не всегда просто: мало кто умеет излагать свои мысли четко и ясно, сразу формулируя главное, что он (или она) хочет сказать. А в это же время, когда один человек говорит неясно, другой (обычным образом) слушает его невнимательно, отвлекаясь, думая о своем или понимая его сквозь призму своих эмоций и предубеждений…

В такой ситуации иногда приходится просто удивляться, что люди еще хоть как-то понимают друг друга.

Чему стоит учиться, чтобы наше вербальное общение было более качественным?

Просто перечислим эти умения, навыки и техники, которые так радуют нас в умелых коммуникаторах:

  • Умение говорить тезисами, четко формулируя основную мысль; искусство говорить ярко и убедительно.
  • Умение внимательно слушать, поддерживая собеседника и слыша то, что он говорит, не отвлекаясь на свое. Хороший критерий — способность дословно повторить то, что только что собеседник сказал. У вас это получается?
  • Умение слышать, умение понимать сказанное. Иногда собеседник говорит путано, начиная с конца, сбоку и отвлекаясь на лишнее и пропуская важное, и понять его сложно. В этой ситуации приходится большую часть интеллектуальной работы проделывать за него, наводить порядок в том, что он говорит, искать главное и помогать собеседнику понять его собственные мысли.
  • Отличное умение — внутренний переводчик, способность переводить слова собеседника в нужную нам сторону. Чаще всего помогает позитивный переводчик, умение понимать лучшие намерения собеседника.
  • А еще мы любим интересных собеседников, и когда-то нам важно самим быть интересным. Как этому научиться?

www.psychologos.ru

Вербальное общение — виды, особенности

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Виды вербального общения

К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.

Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.

Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.

Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.

К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.

Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.

Также словесное общение подразделяется на вербальное деловое общение и межличностное. Межличностное общение осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.

psihomed.com

Вербальное общение – особенности, виды. Невербальное и вербальное общение

Один из способов контакта человека с окружающими людьми является вербальное общение. Это метод общения при помощи слов, которые передают ту или иную информацию. Наряду с ним еще рассматривается невербальное общение, когда информация передается мимикой, жестами, поведением человека. Все это имеет виды и особенности своего проявления, о которых следует знать.

Человек с самого детства изучает речь окружающих людей. Это позволяет ему в будущем выражать свои мысли и идеи, чтобы о них знали окружающие, с которыми происходит контакт. Через слова можно воздействовать на окружающих. Через слова можно управлять людьми. Однако не всегда удается найти общий язык.

Почему так трудно найти общий язык с людьми? Вы наверняка и сами не раз попадали на таких людей, с которыми просто невозможно разговаривать и договариваться. То они вам перечат, то грубят, то не понимают, то не слышат, о чем вы говорите. Сложно найти общий язык с теми, кто не слышит никого, кроме себя. Это является первой причиной такого положения дел.

Второй причиной, почему так трудно найти общий язык с людьми, является попытка поставить свои интересы и взгляды превыше чужих. Обратите внимание, что проблемы и скандалы между людьми чаще всего возникают именно тогда, когда вы или ваш оппонент ставит свое мнение превыше чужого. Если принижать точку зрения другого человека, то естественным образом у него возникает желание принизить ваше мнение. Если считать свою точку зрения более правильной, это значит оскорблять личность собеседника, чье мнение считается неправильным.

Люди считают себя лучше и правильнее остальных. Если вы кого-то считаете ничтожеством, ниже себя, менее правильным и уважаемым, тогда всеми словами и поступками выражаете это. А как вы думаете, что при этом чувствует тот человек, которого вы унижаете? Агрессию, злость, обиду. То же самое чувствовали бы и вы. Если бы вас унижали, ваше мнение оскорбляли, считали «никем», вы тоже бы злились и обижались. Вот почему люди не могут найти общего языка – они считают кого-то лучшими и худшими.

Каждый человек имеет право на уважение и понимание. Даже если ваше мнение не совпадает с мнением другого человека, вы оба являетесь уважаемыми людьми, которых нужно по крайней мере принимать такими, какие они есть. Вы можете не быть лучшими друзьями, но уважать точки зрения друг друга обязаны. Ни вы, ни кто-то другой не лучше и не хуже. Вы равны для природы. Если это привить себе, тогда общий язык с другими людьми вы начнете находить гораздо быстрее и легче.

Что такое вербальное общение?

Что такое вербальное общение? Это обоюдонаправленное взаимодействие людей, при котором используется языковая система, четкая, понятная, выраженная, доступная. Человек может общаться с одним или несколькими собеседниками одновременно. Все они должны говорить на одном понятном языке, чтобы не возникало непонимания. Вербальное общение – это беседа на уровне слов, понятных всем собеседникам.

 

На сегодняшний день существует множество тренингов, которые направлены на совершенствование речевых навыков. Это говорит о том, что люди понимают необходимость умения красиво и правильно общаться. Дело в том, что именно на уровне слов можно в ответ получать положительную или отрицательную реакцию. Пока вы говорите, у собеседника возникают эмоции. Их окрас зависит от того, что он слышит из ваших уст.

Таким образом, вербальное общение – это метод воспроизведения собственных мыслей и получения информации извне.

Контакт между людьми происходит за счет общения. Люди общаются, пользуются своим языком, жестами и мимикой, чтобы передать информацию друг другу. Если раньше, когда не было языка, люди могли через рисунки и жесты выражать свои мысли, то сейчас человек использует язык как средство взаимодействия.

Чтобы у вас удачно складывались отношения с разными людьми, вы должны учиться искусству общения. Если человек знает мало слов, использует брань, при этом ковыряется в носу и постоянно дергается, то он вызовет неприятные ощущения практически у любого собеседника. Общение предполагает находить особый подход к каждому человеку. Но есть основы, которыми можно пользоваться практически в любой ситуации.

  1. Пусть ваш собеседник будет самым умным и интересным.

Общайтесь с человеком так, чтобы он чувствовал себя умным, интересным и сообразительным. Часто люди совершают ошибку, когда пытаются перебить речь собеседников, настоять на своем мнении, переубедить их в чем-то. Если вы вспомните, то в таких ситуациях часто возникают споры и конфликты. Вы не достигли доверия и расположения к себе своими методами. Значит, их нужно менять.

И самым верным способом является позволение другим людям тоже быть умными, интересными и сообразительными. Это не значит, что вы становитесь глупыми и безучастными. Наоборот, ваша беседа живая и интересная, при этом каждый из вас может выразить свое мнение, чувствовать уважение по отношению к себе, видеть понимание (в лучшем случае поддержку) в глазах собеседника. Вы умны, и ваш собеседник умен. Вы своим отношением к нему показываете, что его мысли и идеи тоже разумны, интересны, привлекательны, даже если у вас есть другая точка зрения.

  1. Слушайте своего собеседника.

Нет лучшего собеседника, чем тот, который умеет слушать и не перебивать. Плохой привычкой многих людей является желание как можно быстрее высказать свое мнение. Собеседник говорит, а вы его перестаете слушать, поскольку возникла своя мысль. Вы ее желаете как можно быстрее высказать, из-за чего перебиваете речь другого человека.

Ваш собеседник может замолкнуть, чтобы дать вам возможность высказаться. Но если вы постоянно перебиваете, то у вашего собеседника может возникнуть желание как можно реже с вами общаться. Зачем другому человеку общаться с тем, кто не желает его слушать? Каждый человек желает быть услышанным. А перебивать его речь – значит показывать свое нежелание слушать его.

Учитесь не только говорить, но и молчать. И ваше молчание должно быть направлено на то, чтобы выслушать мнение собеседника. Не просто помолчать, а выслушать речь, вникнуть в ее суть и продолжить беседу.

Вербальное и невербальное общение

Чтобы передать свою мысль другому человеку, используются самые разнообразные методы. Здесь общение делится на вербальное и невербальное. Особенностью вербального общения являются слова, которые произносятся устно или письменно. Особенностью невербального общения становится жестикуляция и поведение человека.

Людям привычно общаться на уровне слов. Когда они видят друг друга, то начинают говорить какие-то слова. Это позволяет им выразить свое отношение, переживания, мысли, идеи и пр. Когда люди понимают под словами одни и те же значения, тогда им легче воспринять друг друга. Барьер в словесном общении возникает тогда, когда под одними и теми же словами собеседники понимают разные значения.

Помимо слов, люди еще двигаются. Меняется их выражение лица, руки, ноги и тело занимают определенные позы. По мере контакта совершаются какие-то действия, реакции и прочее. Все это называется невербальным общением.

Обычно человек воспринимает своего собеседника целиком. Если его слова он воспринимает осознанно, то на его мимику и жесты зачастую не обращает внимания. Подсознание принимает активное участие во взаимодействии, поэтому так часто возникает ощущение, что вас в чем-то обманули. Это происходит тогда, когда произнесенные слова не совпадают с жестами и поступками человека.

  • Вербальное общение – это зачастую осознанный процесс того, кто произносит слова, и того, кто их воспринимает.
  • Невербальное общение – это зачастую неконтролируемый процесс, когда тело передает истинное отношение или желания говорящего. Его собеседник(-и) также неосознанно воспринимает его жестикуляцию. Вот почему иногда возникает ощущение несоответствия сказанного с «телесной» речью.

Невербальную речь еще называют «языком жестов» или «языком тела». Она включает:

  1. Жесты – движения руками, которые совершаются во время общения.
  2. Мимику – лицевое движение мышц во время разговора.
  3. Взгляд – направленность, выраженность, изменение на те или иные слова.
  4. Позу и походку – положение тела во время стояния или движения.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru рекомендует быть активными во время общения с людьми. Слушать не только то, что они говорят, но и видеть то, что они при этом делают, какое их выражение лица, поза и т. д. Если пару минут человек может проконтролировать собственные действия, то потом он отключится, поскольку будет занят обдумыванием того, что бы сказать.

Тело никогда не врет, особенно если человек его не контролирует. По нему можно распознать, когда вам лгут на уровне слов, а когда говорят правду. Другими коммуникативными барьерами являются:

  • Фонетический – особенности дикции, произношения, интонации.
  • Логический – особенность мышления, которая не совпадает с мышлением собеседника.
  • Смысловой – различие смысла и значения тех или иных слов, поз, действий, что наблюдается при различии культур.
  • Стилистический – особенности построения фраз и предложений, которые могут быть непонятны собеседнику.

Виды вербального общения

Каким образом человек общается с окружающими? Следует рассмотреть виды вербального общения:

  1. Внешняя речь.
    • Устная речь. Она в свою очередь делится на:
      • Диалогическая речь – говорят два человека поочередно.
      • Монологическая речь – говорит только один человек, а остальные его слушают.
      • Дактильная речь – передача азбуки на уровне рук. Это способ общения между глухонемыми людьми.
    • Письменная речь. Она в свою очередь делится на:
      • Непосредственная – когда собеседники моментально присылают ответ. Например, переписывание через смс или записками.
      • Отложенная – когда собеседники общаются через письма, которые присылаются к ним через некоторое время.
  1. Внутренняя речь.

Вербальная речь выражена такими формами общения:

  • Спор – общение на уровне разногласия мнений, где каждый старается настоять на своем мнении и переубедить собеседника(-ов).
  • Разговор – это общение между людьми, которое происходит в непринужденной обстановке, где каждый может выразить свои мысли, переживания, уточнить какие-то вопросы и пр.
  • Дискуссия и диспут – это обсуждение научной или общественно важной темы с целью найти пути решения. Здесь каждый высказывает свое мнение, предположения, теории и пр.
  • Собеседование – специально организованное общение на научные или профессиональные темы.
  • Собрание и т. д.

Каковы существуют методы эффективного общения? Рассмотрены лишь те методы, которые помогут создать комфортное пространство для доверительного общения. Другими словами, вы не будете манипулировать, а, наоборот, будете общаться так, чтобы у другого человека возникало доверие к вам, желание раскрыться, дать вам добровольно любую информацию, которую вы пожелаете от него получить (и даже сам захочет о чем-то сокровенном рассказать).

Методы эффективного общения:

  1. Обратная связь. «Я правильно вас понял, что вы имели в виду, говоря… (и пересказываете своими словами тот смысл, который вам был сообщен)?». Вы должны показать человеку, что слушаете его. Кивание головой и звук «Ага» — это простое слушание. Но доверие вызывает активное слушание, когда вы стараетесь понять ту информацию, которую вам сообщают. Раз вы слушаете и стараетесь понять, значит, не осуждаете, тем более, если вы просто хотите перепроверить правильность вашего понимания сказанного собеседником.
  2. Договоренность. Если человек вас о чем-то просит, то дайте обещание выполнить просьбу (если вы, конечно, согласны на это пойти). К примеру, если человек вас просит не рассказывать никому того, что вы от него услышите, то нет ничего трудного в том, чтобы закрыть свой рот и не разглашать чужие тайны, не так ли? Поэтому договоритесь о чем-то с другим человеком. Это позволит ему понять, что вам можно доверять (если, конечно, вы сдержите свое слово).
  3. Пока вы не знаете человека, знакомьтесь с ним. Занимайтесь сбором информации, знакомством с собеседником, если вы ничего о нем не знаете. Это требует от вас только одного – молчать и слушать все, что говорит другой человек. Вы внимательно слушаете, а вашему собеседнику кажется, что вы действительно увлечены его рассказом. Вы собираете информацию, а ему кажется, что вы его понимаете. И вам хорошо, и собеседник раскрывается перед вами.
  4. Люди легче доверяют авторитетам. Как стать таким человеком? Нужно просто себя позиционировать авторитетным человеком. Авторитет – специалист, он все знает, если вы за ним пойдете, то выживете.
  5. Легче доверять тому, у кого такие же ценности, как и у вас. Тому, у кого есть такие же жизненные приоритеты, проблемы и ценности, люди больше доверяют, поскольку неосознанно понимают, что их поймут.
  6. Люди доверяют тем, кто их понимает. Следует отметить, что понимать – еще не значит согласиться. Вы можете быть не согласны с тем, что говорит человек, но если вы понимаете его точку зрения, проявляете сочувствие и просто показываете то, что его мнение тоже имеет право на свое существование, то вызовете доверие. Вы можете быть не согласны, иметь свое мнение, но понимать то, что у другого человека есть какая-то другая идея, – важно.

Особенности вербального общения

Особенностью вербального общения является то, что данный вид коммуникации доступен только человеку. Чтобы говорить с окружающими, необходимо сначала изучить те слова, которые применяются в их среде. Человек не сможет выразить свою мысль, если не умеет говорить на языке других людей, понимать, что он выражает, и согласовывать это с представлениями, которые формируются у людей в результате восприятия информации.

Немаловажной особенностью вербального общения является умение построения предложений так, чтобы выражать свои мысли, убеждения, идеи. Они должны быть не только сформированы, но и переданы так, чтобы другие их поняли.

Речь должна соответствовать ситуации и меняться, в зависимости от социальной роли и ее направленности. Так, люди выдерживают дистанцию между собой, в зависимости от того, в каких отношениях они находятся. Общение происходит на 4 уровнях:

  1. Интуитивный – на основе слегка услышанной информации выстраиваются догадки, предположения.
  2. Физический – прикосновения и прочие виды контактов собеседников во время общения.
  3. Логический – четкая передача информации.
  4. Этический – изменение интонации, тембра и прочих составляющих речи, в зависимости от того, с кем общается человек.

Люди очень редко общаются друг с другом. Общение предполагает под собой, что люди понимают значения каждого произнесенного слова. Собеседник что-то говорит, но может иметь в виду не то, что говорит. А человек в свою очередь под каждым словом собеседника понимает то значение, которое привычно для него. Непонимание происходит потому, что один не умеет прямо выражать свои мысли, а второй под каждым словом понимает что-то свое. Выходит, что люди общаются не друг с другом, а сами с собой.

Общение с самими собой происходит за счет того, что зачастую собеседники находятся в своих мыслях даже в те минуты, когда происходит общение с другими людьми. Пока собеседник что-то говорит, человек думает о том, что он скажет дальше. Вот почему иногда происходит так, будто человек перескакивает с темы на тему, не слыша того, что ему говорится. Этот человек не слушает своего собеседника, он увлечен своими мыслями.

Почему люди не общаются друг с другом? Скорее всего, это идет с самого детства, когда каждый приучается к тому, чтобы не слушать никого, кроме самого себя. Есть люди, которые с самого детства привыкли молчать, пока «взрослые говорят». Есть люди, которых постоянно слушали окружающие, поэтому они привыкли быть каждый на своей волне. Есть люди, которые привыкли не уточнять значения слов своего собеседника, понимая под ними то, что им удобно.

Люди общаются не друг с другом, а сами с собой. Это — культура, которую можно перевоспитать, если искренне этого захотеть, чтобы эффективнее общаться с окружающими.

Итог

Вербальное общение выполняет много функций в жизни человека. Во-первых, оно позволяет передавать другим людям свои мысли, переживания, желания. Во-вторых, оно позволяет понимать мысли и идеи окружающих. Когда люди общаются друг с другом, они не только обмениваются информацией, но и влияют. Итог — общаясь с теми или иными людьми, человек невольно перенимает их качества, какими бы плохими или хорошими они ни были.

Попадая в новое окружение (приступая к новой работе, заводя новых друзей, начиная встречаться с новым партнером), подумайте, хотите ли вы быть похожими на данных людей. Если вы начнете общаться с определенной группой (или хотя бы с одним человеком, который является новым знакомым), то вскоре станете таким же, как и они.

Обычные люди забывают об этой истине. Они часто меняются не в лучшую сторону, поскольку найти плохую компанию намного легче, чем хорошую. Успешные люди помнят об этом, поэтому тщательно подбирают общество, с которым постоянно готовы контактировать. Они знают, что вскоре станут похожими на тех, с кем часто видятся, и выбирают партнеров, которые смогут их научить чему-то полезному и хорошему.

Неважно, какого человека или какую группу людей вы предпочтете. Чем дольше вы будете с кем-то общаться, тем больше будете становиться похожими на него. Люди не просто так притягиваются друг к другу. Обычно они начинают отношения с теми, кто уже чем-то похож на них либо кто олицетворяет образ человека, на которого хочется быть похожими.

Обычно люди не знают, кем они хотят быть, поэтому выбирают партнеров, которые обладают теми же качествами, что и они. Зачастую сходятся на плохих качествах, что объединяет, поскольку остальные представители могут не проявлять понимания.

Хотите ли вы быть похожими на то окружение, в котором пребываете? Вскоре вы станете таким же человеком, как и люди, с которыми начали общение. Здесь неважно, нравятся они вам или нет. Вы все равно разовьете схожие качества. Соответственно, тщательно выбирайте личное окружение и помните, что ваши знакомые являются образами, на которых вы вскоре станете похожими.

psymedcare.ru

что это такое, виды, средства

Вербальное общение – это такой вид коммуникации, в ходе которого используются слова и речь, что определяет характер передачи информации. Кроме непосредственного разговора с собеседником в процессе передачи своих мыслей с помощью слов участвует эмоциональный компонент. Эмоции подчеркивают смысл высказывания, акцентируют внимание реципиента на деталях, наполняют набор фраз своеобразными оттенками, нюансами, полутонами. В результате речь становится содержательной, живой, интересной. Умелое использование вербальных средств общения – это действенный способ достижения поставленных целей в любой сфере жизни.

Определение и отличия от невербальной формы

Вербальное общение – это такой способ коммуникации, который используется повсеместно и ежедневно, что предопределяет его важную роль в жизни любого человека. В ходе разговора люди обмениваются мнениями, выражают мысли, делятся знаниями и сведениями. Невербальное общение отличается отсутствием словесных форм. Процесс коммуникации осуществляется языком жестов, посредством позы тела, интонации и мимики.

Иногда невербальная форма более полно раскрывает глубину передаваемой информации за счет привлечения таких интеллектуальных ресурсов, как ассоциации. Человек интерпретирует направленную ему при помощи невербальных приемов идею субъективно, в соответствии с шириной своего кругозора, мировоззрением, степенью развития интеллекта, объемом накопленного жизненного опыта.

Австралийский писатель Аллан Пиз (Allan Pease), который обрел мировую известность после выхода книги «Язык тела», утверждал, что человек получает со словами 7% информации. Доля невербальных сигналов в общем потоке полученных данных составляет 93%. К невербальным средствам общения относятся жесты, позы, мимическое выражение лица.

Невербальная форма коммуникации появилась раньше языковой. Люди с древних времен прибегали к жестам и мимике, чтобы выразить друг другу гнев, радость, страх, симпатию и другие чувства. Эти знаки могут быть настолько красноречивы и живописны, что превосходят словесные конструкции по силе, экспрессии и точности воспроизведения заложенного содержания. Преимущества невербальных приемов:

  1. Воспринимаются прямо, непосредственно.
  2. Воздействуют на адресата с максимальной силой, практически всегда вызывая эффект осознания и осмысления идеи сообщения.
  3. Передают тонкие оттенки эмоций и чувств.
  4. Помогают сообщить сведения, которые по какой-либо причине затруднительно выразить словами.

С другой стороны сведения, переданные невербальными средствами, могут трактоваться многозначно, что зависит от индивидуальных особенностей восприятия реципиентом. Возможности вербального способа общения нередко ограничены восприятием исключительно информативной составляющей сообщения. Словесные средства коммуникации преобладают во взаимоотношениях начальника и подчиненного, педагога и учащегося, медицинского работника и пациента, экскурсовода и посетителя музея.

Человек получает четко сформулированные, детально обозначенные сведения, которые невозможно интерпретировать двояко. Отсутствие пространства для творчества и фантазии в расшифровке данных является условием четкого понимания смысла, что необходимо и приоритетно в некоторых сферах деятельности. В личных взаимоотношениях невербальные методы обретают большую значимость, чем в профессиональном, научном, политическом или деловом стиле коммуникации.

Преимуществом вербальных средств коммуникации перед невербальными формами является непривязанность к моменту. Невербальные сообщения ограничены временными рамками, ситуативны, часто непроизвольны и спонтанны – невербальное поведение редко поддается контролю. С помощью невербальных средств можно понять текущее состояние участников диалога. Однако они не дают представления о событиях и состояниях, которые произошли в прошлом или на удалении от собеседников.

Виды и функции

Основными средствами вербального общения являются слова и построенные из них фразы. Причем к вербальным средствам коммуникации относятся слова, произнесенные вслух, воспроизведенные мысленно и написанные на различных носителях – бумаге, доске, напечатанные на ткани, высеченные на камне. Паравербалика – это форма коммуникации, которая предполагает использование невербальных компонентов в совокупности со словесной информацией.

Паравербальная коммуникация нередко ассоциируется с двойственностью, противоречивостью сведений, которые можно понимать по-разному с учетом индивидуальной оценки невербальных компонентов. Паравербальный канал коммуникации включает в себя неязыковые средства, которые обязательно используются в рамках речевого сообщения. Эти средства не относятся к речевым компонентам, сопровождают речь, делая ее более выразительной и понятной.

Паравербальная коммуникация – это часть вербального вида общения, для которой свойственны фонационные признаки. Произнесенная фраза практически никогда не бывает нейтральной. Смысл текстового сообщения меняется в зависимости от тембра голоса, интонации, ритма речи, логических ударений и фразовых акцентов. Несловесные приемы включают акустические элементы, звуки, которые сопровождают, дополняют, замещают слова:

  1. Темп, ритм, скорость речи.
  2. Высота, громкость, интонация голоса.
  3. Наличие пауз и звуковых акцентов.
  4. Вздохи, покашливание, короткие, чаще состоящие из 1-2 гласных звуков восклицания.

Паравербальные средства общения – это звуковые приемы, которые усиливают эффект при передаче смыслового содержания речевого текста. Несловесные компоненты речи помогают понять, осмыслить сообщение. Вербальный тип общения предполагает передачу фактических знаний. Чтобы наполнить речевой текст эмоциями и чувствами, необходимы паравербальные средства. Психологи выделяют функции вербальной коммуникации:

  • Выражение мыслей. Отождествляется с необходимостью делиться мнением, взглядами.
  • Психологическое влияние. Отражает способность людей убеждать, воздействовать на слушателя при помощи слов.
  • Передача знаний, сведений. Олицетворяет потребность получать и распространять знания.

Используя определенные слова, можно корректировать поведение ребенка или взрослого. Речи отводится главенствующая роль в воспитательном и образовательном процессе. Руководитель, используя эффективные словесные тезисы, стимулирует сотрудников к надлежащему выполнению рабочих обязанностей.

Принципы и правила

Вербальная связь – это способ взаимодействия, который предполагает использование словесных информативных форм. Главная задача общения – донести до собеседника сведения, мысли, идеи. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо придерживаться правил:

  1. Ясность и конкретика. Чтобы собеседники поняли друг друга, важно подбирать слова, четко формулировать фразы, отражающие основную мысль. Если человеку сложно понять смысл сказанного собеседником, он теряет интерес к разговору, отвлекается, не «улавливает» и не усваивает новые сведения.
  2. Принцип аффилиации. В ходе разговора важно поддерживать атмосферу дружелюбия. Аффилиация отражает потребность человека в доверительных, «теплых» взаимоотношениях. Даже неприятная словесная информация, воспроизводимая человеком на фоне искреннего проявления симпатии и дружеских чувств, воспринимается мягче и менее болезненно.
  3. Обратная связь. Внимательно слушая собеседника, реципиент продемонстрирует желание общаться и понять его. Выражая лояльность, адресат способствует налаживанию тесных, доверительных взаимоотношений.

К вербальным средствам общения относятся голос и речь. Само определение этой формы коммуникации предполагает рациональность и осмысленность. Умственная деятельность сопровождается непроизвольным потоком слов, что подтверждает непременное участие речи в мыслительных процессах.

Примеры

Вербальное общение – широкое понятие, которое охватывает все виды словесного выражения мыслей. Яркие примеры вербального общения:

  • Чтение книг, журналов, любых текстовых документов. Человек может не видеть автора лично, но, читая его произведение, получает заложенную в тексте информацию.
  • Мысленное воспроизведение фраз. Это действие обычно выполняется с определенной целью. Нередко цель сводится к последующему озвучиванию фразы адресату, что подразумевает наличие коммуникации.
  • Написание текстового сообщения на любом носителе. Коммуникатор может не видеть адресата лично, но когда реципиент прочтет сообщение, между ними наладится канал коммуникации.
  • Восприятие текста на слух. Примером вербальной коммуникации являются процессы: прослушивание лекции, присутствие на уроке, участие в экскурсии.

Диалог при личной встрече, разговор по телефону, посредством телемоста или другого средства коммуникативной связи, обмен сообщениями в мессенджере являются примерами общения с применением речи.

Особенности

Главная особенность – исключительное использование человеком. Речевые навыки заложены на физиологическом уровне (речевой аппарат, ассоциативные зоны коры мозга, обрабатывающие речь), развиваются в процессе взросления, совершенствуются на протяжении жизни. Когда коммуникатору необходимо осведомить реципиента о событиях, представлениях, идеях, образе мысли, он кодирует сообщение при помощи слов, отражая собственные суждения и умозаключения.

Особенность вербальной коммуникации заключается в создании условий для адекватного восприятия и понимания содержащейся в сообщении информации адресатом. Речь идет о единстве тезаурусов (словарный, лексический запас) коммуникатора и реципиента. По данным исследований, около 60% информации искажается или полностью утрачивается на пути от коммуникатора до адресата. Другие особенности:

  • Многообразие способов подачи информации и стилей. Речевой текст можно преподнести в виде обычного письма, электронного сообщения, видеофильма, воспроизведенной фразы. Выделяют деловой, художественный, научный, разговорный стили.
  • Отсутствие ограничений. При помощи слов можно описать любое событие, состояние, чувство, процесс.
  • Высокая информативность. В ходе вербальной коммуникации ее участники получают словесную информацию и параллельно сведения о характере, уровне интеллекта, мировоззрении, жизненных принципах, моральных качествах своего собеседника.

Без использования вербальной коммуникации невозможно добиться продвижения в профессиональной деятельности или сфере личностного роста. Речь способствует тесному взаимодействию индивидов, которые могут влиять, направлять, ориентировать друг друга.

Как повысить эффективность вербальной коммуникации

Основным средством вербального общения является речь, что предполагает преимущественное использование этой формы в деловой, образовательной и профессиональной сфере. Чтобы повысить эффективность коммуникации, нужно научиться доносить до сознания собеседника смысл своего сообщения. При этом учитывают влияющие факторы:

  • Логический барьер. У представителей разных полов, социальных групп и народностей тип мышления различается. Сложности при восприятии информации могут возникнуть в ходе разговора между людьми с разным уровнем интеллекта.
  • Фонетический барьер. Обычно возникает в случаях, когда используются местные, малораспространенные диалекты или разговор ведется на не родном хотя бы для одно

dom-isemya.ru

Вербальное общение: определение, виды и особенности

Любое общение между людьми включает в себя три момента: коммуницирование посредством обмена информацией, взаимный обмен действиями и включение понятийного аппарата для оценки восприятия сигналов собеседника и их понимания.
Одним из важнейших средств общения является общение языковое, или как его еще называют — вербальное.

Вербальное общение — это такой способ коммуникации между собеседниками, который предполагает донесение информации с помощью слов.

Необходимость общения

Общество сформировалось именно благодаря взаимопониманию членов первобытной стаи, ведь только с помощью коммуникации люди могли взаимодействовать, кооперироваться и находить общие решения для сложных задач, которые организовывала им эволюция.

Человеческий организм с точки зрения природы — структура слабая, не приспособленная ни к конкурентной борьбе с хищниками за кусок мяса, ни к выживанию в тяжелых погодных условиях. У нас отсутствуют когти, нет крепких челюстей и острых клыков, в мороз мы замерзаем без одежды, так как не обладаем густым подшерстком.
Эволюция дала нам важнейшие инструменты для развития: противопоставленный большой палец, помогающий держать орудия труда, развивающийся мозг, способный к высшей нервной деятельности, изобретению нового и умение действовать сообща.

Групповые действия возможны только в том случае, если члены стаи смогут договориться о взаимодействии, и для этого человечество было вынуждено изобрести язык и освоить вербальное общение.

Невербальное общение — трудности перевода

Вербальное общение — это общение посредством произнесения слов.
Считается, что невербальное общение с помощью жестов, мимических выражений и распознавания их значения дает больше информации, нежели вербальное. Не зная иностранного языка, мы способны указать верное направление иностранцу на улице или пусть смутно, но уловить суть кинофильма на незнакомом языке, оценивая моторику актеров.

Проблема невербального общения заключается в том, что при общей интуитивной понятности детали от собеседников ускользают. Жестами можно показать «я хочу есть» или «нужно идти туда», можно выразить яркие эмоции — гнев, грусть, радость, но мимика не поможет вам на деловых переговорах объяснить партнерам, на каких условиях вы готовы организовать поставки оборудования, какие именно станки нельзя отправлять морем, и какая максимальная скидка последует при оптовой закупке продукции.
Таким образом, при всей важности невербального общения оно все же уступает вербальному в моменты, когда необходимо наладить четкую, ясную и безэмоциональную коммуникацию.

Язык и речь

К вербальному средству общения относится речь.
Речь — это способ общения с помощью различных языковых конструкций, построенных по правилам применяемого языка и с помощью инструментария в виде слов.
Речь появилась постепенно с эволюционированием наших дальних предков — древних людей, когда одних звукоподражаний и скупых жестов для четкой координации действий племени стало недостаточно.
С течением времени язык как вербальное средство человеческого общения приобретает все большую сложность за счет необходимости описывать огромное количество возникающих событий и понятий. Древние языки не обладали таким синтаксисом, как современные: мы используем многочлены и сложноподчиненные конструкции для выражения и описания огромных массивов разнообразных данных.

Не зря одним из первых вопросов, который задают маме о ее ребенке, становится: «Сколько месяцев ему было, когда он заговорил?». Первые слова — важная веха, ведь именно неспособность заговорить в течение определенного периода служит одним из поводов обратиться к врачам для выяснения, нет ли задержек в развитии ребенка, так как речь — один из главных показателей правильной работы мозга.

Письменная речь

Разумеется, можно обойтись и без разговоров даже на деловых переговорах — у нас есть и письменная речь, то есть способ описывать события и явления с помощью букв без использования речевого аппарата.

Но у письменной речи есть ряд существенных недостатков:

  1. Произнести текст значительно проще и быстрее, нежели записать его на бумаге, и время, затраченное на запись, и это не все, собеседнику ведь надо потратить несколько минут на то, чтобы прочесть текст и понять его. В этом случае переговоры могут непозволительно затянуться.
  2. Написанный текст не имеет эмоциональной окраски. Это большой плюс для официальных документов или контракта, но при обсуждении кинофильма, объяснении в любви или выяснении отношений между супругами без эмоций никак нельзя обойтись, а смайлики способны спасти ситуацию лишь частично — они все равно не заменят живой мимики.
  3. Не все языки позволяют в полной мере выразить происходящее на бумаге — если в японском языке существует огромное количество звукоподражаний, с помощью которых можно описать любой звук, от шороха риса в банке до скрипа мокрой подошвы. То в русском или английском языках аналогов не существует, и перенос информации на бумагу зачастую существенно обедняет описания ярких событий.

Гибкость речи

Одна из важных характеристик вербального общения — гибкость речи, которая варьируется от человека к человеку и зависит от характера и условий, в которых он рос и воспитывался.
Кто-то обладает богатым словарным запасом, изобилующими прилагательными, умеет выражать свои мысли ярко, интересно и эффектно.
Другой предпочитает мало говорить, использует короткие невыразительные фразы, но очень конкретные по смыслу предложения, не злоупотребляет эпитетами и редко щеголяет красивыми спичами.

Нельзя сказать, что второе плохо, а первое — хорошо, так как это всего лишь способ коммуницирования и инструментарий, и зачастую одну и ту же мысль можно выразить как цветисто и многословно, так и просто, без украшений.

Но факт остается фактом: в обществе, основанном на взаимодействии, построенном на постоянной коммуникации людей между собой, обычно благоволят людям с хорошими ораторскими способностями.

Как улучшить навык

Одно из важнейших требований к вербальным средствам общения является умение донести до собеседника информацию именно в том виде, в котором ее хотят сказать.

Казалось бы, чего тут сложного? Говори как есть, и все будет в порядке.
На самом деле далеко не все люди могут похвастаться умением четко формулировать свои мысли, ясно изъясняться, избегать двусмысленностей и излишней многословности.

Чтобы вербальное общение качественно выполняло свою функцию, его можно улучшать, как и любой другой навык. Для этого попробуйте внимательно следить за следующими моментами:

  • Внимательно слушайте, не стесняйтесь спрашивать, правильно ли вы поняли оппонента, и пояснять как восприняли его слова — часто проблемы с коммуникацией происходят именно из-за недопонимания.
  • Учитесь формулировать мысли четко, тезисно, без лишних слов: если вы сами забываете, с чего начали, как вас может понять собеседник?

В качестве упражнения мысленно сформулируйте идею, о которой хотите рассказать, а затем кратко обрисуйте ее на бумаге в виде плана речи. После нескольких повторений вы поймете, как много лишнего мы иногда пытаемся не к месту «впихнуть» в наши описания, а коллеги или родные уже в середине беседы теряют нить рассуждений, заблудившись в ненужных деталях.

Вербализация в личном общении

Люди не обладают телепатическими способностями, но, к сожалению, иногда мы об этом забываем.
Как часто женщины сетуют, что муж их не понимает, дарит не то, слишком редко перезванивает, а мужчина в то же время может жаловаться друзьям, что жена молчит, но ожидает от него чудес догадливости, не намекает о каком подарке мечтает, отвлекает частыми звонками, мешая работать.

То, что кажется нам очевидным, не всегда понятно со стороны, поэтому одно из главных правил коммуникации — «вербализируй». Без проговаривания мыслей нет никакой гарантии, что наши жесты, туманные намеки и мимика будут восприняты правильно.

Только слово дает возможность четко понять посыл собеседника, и ситуации, когда люди по намекам догадываются и попадают в точку, крайне редки, в то время как в случае ошибки обоих постигает разочарование.

Вербальными средствами общения нельзя пренебрегать даже к самым близким людям. Обиды могут копиться годами, но рано или поздно выльются в серьезный скандал, и может так случиться, что пока один из супругов думал, что все хорошо, второй был уверен, что дело идет к разводу. А если бы они вовремя поговорили, недопонимание было бы исключено.

Вербализация чувств

Что такое вербальное общение, как не способ с помощью слов выразить всю гамму испытываемых эмоций для человека закрытого, неспособного и непривычного к выражению чувств с помощью ласки? Всю сдерживаемую любовь, или ревность, или даже гнев он может излить только с помощью слов, и в этом нет ничего плохого — иногда ситуация требует объяснений, и тот, кто не умеет вербализировать происходящее в его голове, в итоге может оказаться в очень грустной ситуации.

Вербальное общение позволяет наладить коммуникацию не только с помощью самих слов, но также используя изменение тона голоса, громкости, скорости речи. При выражении эмоций опытный собеседник может за словами услышать суть, распознать ложь по слишком быстрому темпу произнесения слов, малейшим запинкам и оговоркам.

Умение коммуницировать с помощью вербального общения в наше время бесценно, оно помогает не только в работе, но и в улучшении семейных отношений, и овладение навыком качественной устной речи способно существенно улучшить вашу жизнь.

headlife.ru

Невербальных взаимодействий — Мегаобучалка

Невербальное поведение может оказывать неизменное влияние на результаты межличностного общения, предваряя его содержание. Такое поведение детерминируется общением, но в соответствии с принципом единства сознания и поведения (С. Л. Рубинштейн) это не исключает его самостоятельного значения. Оно входит в общение, с одной стороны, как его продукт, а с другой — как реальность, оказывающая самостоятельное влияние на результат межличностного общения (В. А. Ла-бунская). При этом важным, но малоизученным аспектом организации невербальных взаимодействий выступает их пространственно-временной императив.

Кинесическая структура невербального поведения — своеобразный пространственно-временной организатор общения, образующий межличностное пространство-время. Мы исследуем лишь один из возможных аспектов межличностного пространства-времени (или социального хронотопа, по В. И. Ковалеву), а именно временную структуру невербальных взаимодействий в диалогическом общении.

Рассматривая взаимосвязь невербального взаимодействия и диалогического общения, мы считаем, что те или иные отношения, складывающиеся между партнерами, находят свое отражение в определенной временной организации структуры невербального поведения. Наше предположение опирается, в частности, на исследования (А. А. Бодалева), в которых показано, что внутренние процессы и состояния динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно-временные структуры, опережающие или предваряющие результаты общения.

Невербальное взаимодействие — вид невербального поведения, противопоставляемый индивидуальному, т.е. это невербальное поведение в диаде или группе (В. А. Лабунская).

Временную организацию структуры невербального взаимодействия составляют частота, длительность, а также последовательность включения во взаимодействие элементов кинесики (взгляд, жесты, мимика и т.д.) участников общения. Мы рассматриваем не отдельные элементы кинесики каждого партнера, а специально выделенные нами «зеркальные» кинесические компоненты.

Зеркальные компоненты структуры невербального взаимодействия — одновременно и спонтанно проявляющиеся у обоих партнеров одинаковые кинесические элементы: взгляд, мимика (улыбка), поза, жесты.

Диалогичное общение — общение, характеризующееся взаимодоверием, взаимосимпатией, взаимопониманием и равноправием партнеров.

Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. Можно дать другое определение: это «социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств в общении, преобразованных в индивидуальную конкретно-чувственную форму действия и поступков» (В. А. Лабунская).

Взаимодействие невербального поведения и общения было раскрыто, в частности, через анализ функций, которые оно выполняет в общении. Временная структура — частота, последовательность, длительность — организации средств (жест, мимика, позы, речь) невербального поведения выполняет информационную, регулятивную и аффективные функции, которые:

♦ несут информацию о свойствах и качествах личности;

♦ выражают отношение одного человека к другому;

♦ свидетельствуют о развитии личности как субъекта общения;

♦ организуют временные параметры программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него;

♦ выступают в качестве показателя социального статуса личности;

♦ поддерживают оптимальный уровень близости между общающимися в течение всего времени взаимодействия или на определенных его этапах;

♦ выражают качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формируют эти отношения;

♦ отражают форму взаимодействия между людьми;

♦ выполняют функцию опережающей манифестации психологического общения (относительно речи).

«Невербальное поведение — это одна из форм объективизации внутреннего мира личности, один из путей ее познания. Как и все поведение личности, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен, основные характеристики которого опосредованы общением и совместной деятельностью.

Детерминация невербального поведения общением и совместной деятельностью не исключают его самостоятельного значения. Наоборот, оно входит в общение, с одной стороны, как его продукт, а с другой стороны — как реальность, оказывающая самостоятельное влияние на результаты межличностного общения и познания»1.

В зарубежной психологии исследование невербального поведения имеет богатые традиции. Основные направления исследований: детерминанты развития невербальных средств общения и выражение эмоций; личность и психологическая интерпретация невербального поведения; взаимодействия и коммуникация; культурные характеристики невербального поведения; взаимосвязь невербального поведения и раппорта (позитивного общения).

В отечественной психологии изучение невербального поведения ведется в основном в направлениях теоретического и эмпирического изучения невербальной коммуникации; изучение интерпретации и адекватности понимания невербального поведения, рефлексии невербального поведения, исследования восприятия внешности, экспрессии.

Пока нет исследований, в которых бы изучалось невербальное поведение, как одно из условий, проявлений диалога, предшествующих или сопровождающих его успешность и продуктивность либо деструк-

1Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986. С. 29.

10-2907

тивно влияющих на начало и ход общения, а также временная организация структуры невербального взаимодействия, ее взаимосвязи с диало-гичностью общения.

Временную организацию структуры невербального взаимодействия (НВ) в межличностных отношениях образуют частота, длительность, последовательность предъявления, сопровождающих процесс взаимодействия взглядов, жестов, мимики, движений тела партнеров по общению. Один из способов изучения временной организации структуры НВ состоит в подсчете общей частоты, длительности, а также интенсивности (т.е. частоты, длительности в единицу времени) проявления этих элементов структуры НВ у каждого партнера. На наш взгляд, такой способ изучения недостаточно продуктивен.

Мы считаем главным критерием одновременность проявления сходных кинесических элементов у обоих партнеров общения. По этому критерию выделяются особые компоненты структуры НВ, связывающие обоих участников взаимодействия (контакт глаз, зеркальные поза, жесты и мимика).

Эти компоненты и их влияние на положительную оценку партнера и развитие позитивного общения широко изучены в психологии, однако исследовались они вне связи с другими элементами структуры НВ. Поэтому предметом нашего внимания стали временные особенности целостной структуры всего многообразия невербальных компонентов общения, последовательность, длительность или одновременность их подключения в акты межличностного вербального взаимодействия, в том числе взаимовзгляд, позы, жесты и мимика партнеров.

Контакт глаз, связь между количеством взглядов и оценкой партнера по общению не всегда будет линейной. Если взаимовзгляд партнера по общению длится слишком долго и он как бы пронизывает («сверлящий взгляд») Другого, длится дольше, чем этого требует ситуация, он может восприниматься как навязчивый, пытающийся резко уменьшить психологическую дистанцию, и в результате будет оцениваться партнером менее благоприятно, и следовательно, разрушительно действовать на установление психологического контакта и взаимопонимания. Иногда люди, которые больше смотрят в глаза Другому, кажутся партнеру более привлекательными и дружелюбными, естественными, искренними, вызывающими доверие. Однако влияние контакта глаз на позитивный настрой в начале общения и благоприятную оценку партнера, по-видимому, связано с контекстом взаимодействия. Например, при выполнении совместных заданий ровесниками контакт глаз может ука-

Компоненты

Невербального

Взаимодействия

зывать на положительные чувства или на агрессивность, если участники взаимодействия чувствуют личную угрозу, конфронтацию или соперничество. Избегание взаимовзгляда может восприниматься как сигнал нервозности, неуверенности и отсутствия доверия.

Улыбка может быть выражением теплоты или беспокойства, тревоги.

Синхронность взаимодействия — говорящий и слушающий обнаруживают движение в тесной гармонии один с другим. Это явление возникает постоянно в течение всего времени человеческого взаимодействия, это фундаментальная, универсальная характеристика человеческой коммуникации со дня рождения.

Синхронность взаимодействия. Создает постоянную обратную связь от слушающего к говорящему, свидетельствуя о внимании и интересе к нему слушающего, формируя таким образом эмпатические чувствования. Следовательно, синхронность взаимодействия может рассматриваться как показатель взаимопонимания внутри межличностных отношений. Считается также, что синхронность несет коммуникативную функцию, передает интерес и одобрение собеседников друг к другу. Этот феномен вызывает немалый интерес у психологов. Многочисленные исследования посвящены изучению синхронности взаимодействия матери и ребенка. Показательно, что синхронность возникает не постоянно, а ритмично циклами длительностью 10 с и менее и чередуется с периодами несвязанного взаимодействия.

Конгруэнтность и зеркальность поз. Принятие сходных поз во время общения указывает, как считают некоторые психологи, на схожесть взглядов или ролей в ситуации группового межличностного взаимодействия. Неконгруэнтные позы — демонстрация различий в отношениях или статусе. В стимулированных взаимодействиях терапевта и клиента, интервьюера и интервьюируемого зеркально-конгруэнтные позы оценивались как показатели значительно большего понимания, чем неконгруэнтные.

Влияние зеркальной позы на раппорт зависит от контекста взаимодействия. В формально помогающем контексте (взаимодействие с врачом, психотерапевтом, другом-ровесником) связь зеркальной позы и раппортом довольно значительна, для формально не помогающего контекста (взаимодействие с интервьюером, новым знакомым и т.д.) она не столь существенна.

Межличностная координация. Координация поведения может быть подразделена на два основных типа: подобное поведение и межличностная временная синхронность.

В свою очередь межличностная синхронность включает в себя такие временные компоненты, как:

ю-

1)ритм;

2) одновременность движений;

3) плавное, связанное во времени взаимодействие.

Ритм взаимодействия — число невербальных, связанных элементов с определенной временной частотой. Одновременные движения включают мышечные движения, жесты, вокализации, положения тела и даже ментальные состояния. Плавность, связанность взаимодействия — чувство согласованности, ненапряженности на протяжении всего времени взаимодействия. Понятие «межличностная координация» подчеркивает функцию невербальных переменных, объединяющих партнеров. На наш взгляд, актуально исследование компонентов межличностной координации во временной их взаимосвязи. Эти компоненты, по-нашему мнению, складываются в определенную временную структуру невербального взаимодействия, оказывая определяющее влияние на позитивное или негативное течение межличностных контактов.

Возможно, какие-то элементы временной структуры невербального взаимодействия имеют приоритет над другими в создании диалогично-сти. Вероятно, этот приоритет может меняться в зависимости от условий и задач взаимодействия. Целью нашего исследования было выяснить, влияет ли на диалогичность полное отсутствие во временной структуре невербального взаимодействия элементов, обеспечивающих межличностную координацию, по сравнению с такими условиями, когда временная структура НВ максимально насыщена такими компонентами, как:

1) взаимовзгляд и зеркальная мимика, при отсутствии зеркальной позы и жестов;

2) зеркальная поза и жесты при отсутствии взаимовзгляда и зеркальной мимики;

3) взаимовзгляд, зеркальная поза, зеркальные жесты, зеркальная мимика.

Зеркальность — это одновременно одинаковые позы, жесты и мимика взаимодействующих между собой партнеров по общению.

Мы предположили, что первое и третье условия окажутся самыми эффективными для создания высокого уровня диалогичности.

В нашем эксперименте испытуемые выступали в роли интервьюируемых, а помощники экспериментатора фиксировали временные моменты синхронного совпадения мимики, позы, жестов у участников взаимодействия. Оказалось, что отсутствие во временной структуре невербальных взаимодействий зеркальных совпадений мимики, жестов, позы снижает диалогичность общения, не способствует развитию в ходе контакта атмосферы доверия, открытости и принятия партнера, а их при-

сутствие на протяжении всего времени взаимодействия или хотя бы в начале его повышает уровень диалогичности отношений. Что касается отсутствия контакта глаз, обмена взаимовзглядами в процессе интервью, то оно оказалось самым неэффективным для развития диалогичности — статистически значимых различий не обнаружено.

Интересно отметить тот факт, что между количеством повторений поз интервьюера и длительностью зеркальных поз, количеством контактов глаз и их длительностью существуют особые отношения. В начале общения они способствуют взаимопринятию и взаимопониманию партнеров, но их постоянное присутствие снижает диалогичность общения. Временная структура этих актов невербальной поддержки общения должна носить дискретный характер.Длительность и количество совпадений взглядов, то, что называется «глаза в глаза», может отрицательно сказаться на возможности развития благоприятных контактов в самом начале общения (в житейских ситуациях мы говорим о «тяжелом пронизывающем взгляде»). Вместе с тем отсутствие обмена взглядами тоже не способствует позитивному контакту в общении. Следовательно, здесь важна мера, некий этико-психологический такт, умение уходить от навязчивых вглядываний, длительных разглядываний, всматриваний в партнера.

Невыясненным остается вопрос, почему наличие зеркальной позы и жестов вместе с мимикой и взаимовзглядом оказывается менее эффективным по сравнению со временной структурой невербальных взаимодействий, включающей только взаимовзгляд и зеркальную мимику. Возможно несколько объяснений.

Во-первых, обнаружилась отрицательная корреляция количества зеркальных жестов и показателей диалогичности: доверие — 28 (р ‹ 05), симпатия — 13, понимание — 11, равноправие — 01.

Во-вторых, между количеством и длительностью зеркальной позы и длительностью контакта глаз, как мы уже отметили, существуют некие этико-психологические пределы собственно длительности взаимовзглядов. И их несоблюдение разрушает наметившееся было взаимопринятие партнеров.

В следующих наших экспериментах перед испытуемыми ставилась задача провести беседу с незнакомым человеком. Однако менялись условия эксперимента — перед началом беседы участников одной из групп просили как можно чаще смотреть в глаза и сидеть в одинаковой позе со своим собеседником и побольше улыбаться вместе с ним. Вторая группа не получала никаких дополнительных инструкций. После беседы участники должны были оценить диалогичность и описать свои чувства и настроения.

Таким образом, первая беседа была спонтанной, а во время второй беседы один из собеседников сознательно регулировал временную структуру невербальных взаимодействий. Обе беседы записывались на видеопленку.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в первой спонтанной беседе высокая оценка диалогичности общения связана с большим количеством и длительностью взаимовзглядов, сопровождающихся зеркальной мимикой. Во второй беседе чем больше была длительность зеркальной позы, тем выше оценивалась диалогичность, в то же время обнаружилось, что увеличение количества и длительности контакта глаз взаимовзглядов (со 105 до 111), сопровождающихся зеркальной мимикой, снижает диалогичность.

Таким образом, значительное увеличение количества взаимовзглядов во временном лимите оказалось неблагоприятным для развития диалогичности фактором. Повышение диалогичности возможно за счет увеличения длительности зеркальной позы и одновременного уменьшения количества и длительности взаимовзгляда и зеркальной мимики.

Методом пошаговой регрессии было установлено оптимальное количество и длительность контакта глаз и зеркальной мимики для испытуемых: 5-8 взаимовзглядов в минуту во второй беседе и 9-12 взглядов в первой.

Повышение уровня диалогичности, как мы полагаем, нельзя объяснить адаптацией, снижением тревожности и уменьшением отрицательных эмоциональных состояний участников во второй беседе. Диалогичность общения, атмосфера взаимопонимания и принятия партнеров создаются благодаря сознательному насыщению этого процесса элементами невербальной экспрессии, временная длительность и последовательность включения которых и составляет временную структуру невербальных взаимодействий в межличностных отношениях.

Таким образом, межличностные взаимодействия и его сопровождающие элементы кинесики, мимики, жестов и поз, их синхронность и адекватность временных совпадений в ситуации общения во многом определяют понятийный уровень и доверительность диалогичного общения, повышают его продуктивность.

Невербальная экспрессия, как один из значимых элементов межличностного взаимодействия, способствует установлению взаимопринятия и взаимопонимания в диалоге при условии одновременного совпадения взаимовзглядов и зеркальной мимики партнеров. Длительность зеркальной позы и количество и длительность контакта глаз, взаимовзгляда и зеркальной мимики находятся в обратной зависимости. Увеличение временной длительности зеркальной позы должно сопровождаться одновременным уменьшением количества и длительности взаимовзгляда и зеркальной мимики. В противном случае эффективность диалога снижается.

Знание временных особенностей невербального взаимодействия может способствовать развитию умений сознательного регулирования

временной структуры невербального взаимодействия, адекватности и временной последовательности включения составляющих его компонентов кинесики и экспрессии. Развитие этих умений, мобильность их использования может способствовать диалогичности общения, пониманию и принятию партнера, согласованности позиций и взглядов, что приводит в целом к снятию напряженности и барьеров общения во временном пространстве различных социальных коммуникаций и межличностных отношений.

megaobuchalka.ru

Вербальные средства общения

Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.

Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.

Вербальное и невербальное общение

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.

Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.

Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.

Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!

Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна). А речь – это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.

Значимость вербального общения

При личностном, эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.

Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов.


Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.

Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.  

Вербальные средства общения

Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений, а именно:

  • воспринимать речь,
  • слушать и слышать что говорит собеседник,
  • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
  • грамотно писать,
  • вести внутренний диалог.

Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

  • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
  • умение говорить коротко, по делу,
  • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
  • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
  • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
  • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
  • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
  • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
  • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
  • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
  • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

Барьеры вербального общения

Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.

Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы”  описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.

Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

Из 80% высказанной информации слышит собеседник еще меньше – 70%, так как информация сталкивается со следующим барьером – “Технические несовершенства языка”: запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения”. То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

И наконец, последний барьер – “Объем запоминания”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.

Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о