Содержание

Концепции развития личности – современная концепция, виды

Каждый человек считается личностью, которая проходит через этапы своего развития. Современные концепции рассматривают эти этапы, чтобы понимать, как воспитывать и воздействовать на человека в разный период времени. Поскольку многие психологи прошлого и современного мира изучают данное направление, то выделяют виды концепций, которые будут рассмотрены в интернет-журнале psytheater.com.

Что такое концепция развития личности?

Что такое концепция развития личности? Это теоритическое знание, которое направлено на изучение всех этапов развития личности. Они рассматривают индивида как целостное существо. Однако наука не способна объяснить все явления. Люди вырастают разными, однако в их развитии можно увидеть определенную общность, которая и включается в концепции.

Личностное развитие не заключается исключительно в формировании навыков и способностей. Здесь рассматривается человек целиком, со всеми своими качествами и индивидуальностью. Все люди проходят одинаковые этапы в своем развитии, однако на них влияют различные внешние факторы и индивидуальные особенности, включающие противоречия. Вот почему невозможно разработать единой концепции, которая бы объясняла, как развивается личность.

перейти наверх

Основные концепции развития личности

Во все века человек хотел понять, как развивается личность. Основные концепции развития говорят о том, что это является непрерывным процессом, где усматривается закономерность количественных и качественных изменений в психике. Это не сиюминутное изменение, а конкретно направленное движение, при котором человек растет.

Основными направлениями в изучении концепций являлись:

  1. Социогенетические. Рассматривают человека как пассивное существо, которое поддается внешнему воздействию социума. Внешние факторы формируют личность. Только остается непонятным, почему в одних условиях вырастают люди с различной психикой.
  2. Биологизаторские. Рассматривают человека как генетически запрограммированного индивида. Его гены диктуют ему, какими эмоциональными реакциями, поступками и наклонностями он будет обладать.

Однако данные концепции являются ограниченными. Поэтому принято их объединять, когда на развитие личности влияют как генетические, так и социальные факторы. Вместе с тем начинают возникать все более новые направления в изучении развития личности:

  • Психоаналитическое – индивид адаптируется к внешней среде, вырабатывает нужные защитные механизмы и навыки для удовлетворения своих потребностей.
  • Концепция черт – человек вырабатывает те или иные качества и навыки по мере жизни.
  • Биосоциальное – отдельные качества определены биологически (мышление, ощущение, восприятие и пр.), а другие – социальным воздействием (направленность, интересы, способности).
  • Гуманистическое – индивид постоянно занимается утверждением своего «Я».

перейти наверх

Современные концепции развития личности

Автором современной концепции развития личности является А. Менегетти, который акцентировал внимание на семантическом поле индивида. Под семантическим полем понимается среда, в которой постоянно пребывает человек. Она-то и влияет на его становление. На 30% человек контактирует с окружающим миром сознательно, на 70% — бессознательно.

 

Негативное отношение у него было к моральности, которая не выражала истинной натуры человека, а наоборот, заставляла ее проявлять защитные механизмы, быть неполноценной, развивать комплексы.

Особое внимание выделялось неизменной величине Н, под которой понимался интеллект человека – сознательное восприятие. Интеллект помогает в положительных (развитие) и негативных (блокировка развития) изменениях в личности.

Помимо истинного «Я» автор выделял «лже-Я», которое является комплексом. Комплексы в человеке вырабатываются родителями в детстве, которые тем или иным образом проявляют свою любовь. Зачастую комплексы не меняются с годами, однако влияют на то, как живет человек.

перейти наверх

Концепция духовно-нравственного развития личности

Согласно другой концепции (духовно-нравственной), вся жизнь человека подчинена тем отношениям, которые у него выстраиваются с другими людьми. Человек постоянно стремится к социализации, что и проявляется в его отношениях с людьми. Основной упор в развитии личности делается на ее воспитание и школьное обучение. Именно в этот период ребенок получает навыки социального взаимодействия с тем окружением, в котором он проживает.

Здесь включаются традиции, мораль, этика и прочие правила, которые приняты в обществе. Личность их должна изучить. Вместе с тем моральность не выступает важным фактором в формировании полноценной личности, поскольку она больше регулирует внешние проявления индивида, а не внутренние.

В человеке должно находиться внутреннее желание быть высококультурным, нравственным, воспитанным, интеллигентным. Без этого все меры, направленные на воспитание личности, будут лишь ограничивать ее, заставлять быть не собой. Если же человек сам желает быть духовно-нравственным, тогда у него есть стимулы для развития в себе соответствующих навыков.

перейти наверх

Концепция развития личности Эриксона

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона тесно связана с психоанализом Фрейда. Однако он не только использовал идеи Фрейда, но и выдвинул ряд своих, сосредоточив усилия главным образом на изучении Эго. Эриксон рассматривал личность как продукт социальных взаимодействий и того выбора, который делает каждый человек. Он считал, что Эго постоянно развивается в зависимости от личного опыта человека. Конечная цель общения с другими людьми – развитие умения лучше понимать самого себя. На любой стадии развития человек может пойти различными путями. Именно выбор пути оказывает наибольшее влияние на то, кем человек в конечном счете становится. Ниже приводятся стадии психосоциального развития согласно концепции Эриксона.

Стадия 1. Базовое доверие или недоверие (от рождения до 1 года).

Если индивида в детстве опекал человек, который относился к нему с вниманием и которому ребенок полностью доверял, то, став взрослым, он сам будет относиться с доверием к происходящим в мире событиями. Чувство предсказуемости и неразрывной связи с теми, кто ухаживает за человеком, усиливается, если учитываются как базовые, так и смешанные его потребности. Это первичное доверие включает и доверие к самому себе. Подрыв чувства первичного доверия у ребенка может привести к его замыканию в себе, а иногда даже к полному разрыву взаимоотношений с окружающими.

Стадия 2. Автономия или сомнение (1-3 года).

Когда дети начинают ходить, все их способности (речь, общительность, физические возможности и познание) начинают быстро развиваться. Вместе с физическим и умственным развитием дети приобретают все большую уверенность в себе и занимаются исследованием окружающей среды. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно изучать свой мир. Если родители будут его ограничивать, это может привести к формированию застенчивости и неуверенности в своих силах.

Стадия 3. Инициатива или вина (3-6 лет).

Успешно преодолев первые две стадии развития, ребенок продолжает развивать чувство своей независимости, но более специфическим образом. В поступках ребенка уже меньше мятежных ноток, а на первое место выходит инициатива. Если ребенку не удается успешно преодолеть этот этап, он может стать безответственным человеком. И, как следствие, каждый раз в подобных ситуациях будет проявляться чувство вины как выражение нарушенных отношений с другими людьми.

Стадия 4. Усердие или чувство неполноценности (6–12 лет).

В этом возрастном периоде от ребенка ждут прилежания и усердия в той или иной сфере деятельности. Бесцельные игры уже рассматриваются как недостаток трудолюбия. Цель этого этапа заключается в развитии особых способностей ребенка, необходимых для выполнения конкретных задач в будущем. Если ребенок рассматривает свободное время как отдых от учебы, может ли это привести к возникновению чувства неполноценности? Нет, потому что подобное использование игрового времени считается целенаправленным.

Стадия 5. Идентичность или смешение ролей (12-18 лет).

Эриксон считал, что нормой поведения на этом этапе станут поиски индивидуальности. Подростки экспериментируют, самовыражаясь. Этот феномен получил название кризиса идентичности. Успешно преодолев этот этап, подросток становится более устойчивой личностью.

Стадия 6. Близость или изоляция (18-35 лет).

Для дальнейшего развития личности этот возрастной период предполагает установление близких взаимоотношений с другими людьми. Если человек знает, кто он такой, то начинает направлять свою энергию на поиск партнеров. Конечно, эти люди также должны обладать пониманием того, кто они такие. Не случайно именно в этом возрасте люди создают семьи. Не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения с кем-либо, оказываются в социальной изоляции. Не следует думать, что установление близких отношений предполагает только интимную связь с представителями противоположного пола. Это может быть также общение с друзьями, коллегами или с кем-то еще.

Стадия 7. Генеративность или стагнация (с 35 лет).

Генеративность – потребность в том, чтобы быть нужным, и осознание того, что человек направляется по жизни в «следующее поколение».

Стадия 8. Целостность Эго или отчаяние.

В пожилом возрасте люди часто предаются воспоминаниям о своей жизни. Если воспоминания доставляют удовольствие, человек ощущает целостность Эго, интегрированность и завершенность. Если нет, то наступает отчаяние.

Альфред Адлер пытался определить происхождение стремления к осуществлению контроля. Он считал, что желание контролировать и потребность в достижении чего-либо появляются в ходе сложного процесса самооценивания.

По Адлеру, у всех людей есть идеальное представление о самих себе и желание его реализовать. В случае несоответствия между идеальным представлением и тем, кем человек является на самом деле, у людей возникает чувство неполноценности, которое позже формируется в комплекс неполноценности. Этот комплекс, в свою очередь, способствует пониманию того, каким человек хотел бы быть, что ведет к формированию потребности в контроле.

перейти наверх

Концепция развития личности Выготского

Л.С. Выготский рассматривал социальную среду как важный фактор в развитии личности. В данной концепции рассматриваются и естественное созревание, и овладение нормами поведения и мышления, и изучение языку и письму. Все это сказывается на том, в каком направлении развивается личность.

  1. Сначала взрослый воздействует на ребенка, направляя его на совершение непроизвольных действий.
  2. Далее ребенок использует по отношению к себе такие же приемы, которые использовались родителями.
  3. Затем он начинает применять их к взрослым.

В развитии ребенка активно участвуют обучение и образование. Человек не рождается готовой личностью, а становится ею по мере своего взросления. Здесь участвуют как биологически заложенные факторы, так и те нормы культуры, которые принято вкладывать в ребенка.

перейти наверх

Итог

Концепция развития личности – это становление психики отдельного индивида. Имеются определенные общности факторов, которые влияют на данный процесс. Однако каждый человек индивидуален, что проявляется в итоге в том многообразии характеров и манер поведения, которые люди проявляют, уже будучи сформированными.

psytheater.com

Основные концепции современного развития общества

Содержание

Введение

1. Проблемы развития общества

2. Основные концепции современного развития общества

2.1 Концепция постиндустриального общества

2.2 Концепция информационного общества

2.3 Концепция постмодернити

2.4 Постэкономическая концепция

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Теория экономического развития общества многообразна. В своей основе до настоящего времени она содержала лишь общие представления о существовавших закономерностях и предположения об эффективности тех или иных социально-экономических институтов.

Вторая половина XX века насыщена драматичными социальными трансформациями, радикально изменившими облик цивилизации.

Человечество в лице множества развитых стран стремительно меняет свой социальный облик. В эпоху НТР этому способствует величайший по глубине процесс бурного развития науки. Происходит пересмотр кардинальных научных концепций, расширяющий границы нашего познания. Возрастание динамизма социальных процессов и их эволюция, выход передовых стран в качественно новую цивилизацию требуют объяснений, философских обобщений и новых мировоззренческих ориентиров.

Пытаясь осмыслить эти масштабные перемены, философы, социологи и экономисты создали ряд оригинальных концепций, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы.

Все вышесказанное обосновывает актуальной выбранной темы.

Цель настоящей работы — привести краткий анализ существующих концепций современного развития общества, получивших наибольшее признание и обладающие серьезным прогностическим потенциалом.

Работа состоит из ведения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 19 страниц.

1. Проблемы развития общества

Историческое развитие — это не прямолинейный и однонаправленный процесс, оно открыто в будущее, и цель его не может быть определена однозначно. Мыслители всех времен пристально всматривались в приметы грядущих исторических перемен отнюдь не потому только, что искали в них достойный предмет исследования, а потому, что чувствовали в них также и источник смутной опасности.

Сегодня цивилизация находится на пороге перемен, которые вполне могут оказаться более глобальными и судьбоносными, чем все ранее пережитые человечеством. Столетия развития исторической и философской науки показали, что наиболее удачными и корректными в прогностическом аспекте оказываются концепции, в той или иной мере основанные на делении истории на сменяющие друг друга эпохи, которые радикально отличаются своими базовыми принципами и отношениями. Примечательно, что никогда ранее подобные подходы не были столь распространенными, как теперь, когда основанные на них теории появляются каждое десятилетие.

Между тем основным источником современного прогресса выступает уже не взаимодействие человека и природы, а внутреннее развитие личности, возможность ее самосовершенствования, продуцирования знаний, способных изменить не только окружающий мир, но, что гораздо более важно, окружающих людей. Пренебрежение к этой стороне сегодняшней трансформации и увлечение одной только объективистской ее стороной способно завести в тупик любого исследователя. Не имея адекватного представления о природе происходящих изменений, невозможно сколько-нибудь достоверно прогнозировать ход событий.

Субъектом современного развития становится уже не социум как таковой, не общность людей, спаянных однопорядковыми интересами, а совокупность личностей, каждая из которых неповторима не только в своих действиях и поступках, но и в их мотивах. Экономические законы приходят в противоречие с изменениями во внутренней структуре человеческой деятельности, системой ее мотивов и предпосылок.

2. Основные концепции современного развития общества

2.1 Концепция постиндустриального общества

В концепции постиндустриального общества получила свое воплощение и развитие научная традиция, восходящая к социальным идеям эпохи Просвещения, которые связывали общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизни человека. Синтез различных подходов к анализу современного социума, давший начало теории постиндустриального общества, относится к 60-м годам. К этому периоду сформировались важнейшие методологические основы, позволившие рассматривать становление нового социального состояния с позиций прогресса науки и образования, исследовать качественное изменение места и роли знаний и информации в общественном производстве, учитывать рост влияния профессиональных менеджеров и технократов.

Впервые понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении — для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука, употребил профессор Гарвардского университета Д.Белл, в 1959 году, выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге.

Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников теории. Основу этих изменений большинство исследователей видели в повышении роли науки и беспрецедентных технологических сдвигах. Подавляющее большинство исследователей называли в качестве главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры.

Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д.Беллом: «Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени зависит от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».[1]

Согласно его концепции, рассматривалось с точки зрения различных сфер жизни общества – технологий, социальных структур, политики, культуры и других, которые развивались вне зависимости друг от друга: переход от индустриального к сервисному обществу, где решающее значение имеет кодифицированное теоретическое знание для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. Подобная точка зрения нашла свою поддержку и получила должное развитие благодаря широкому обзору автором отношений в обществе. Постиндустриальное общество охарактеризовалось сдвигом от промышленного производства к сфере услуг, что, прежде всего, находится в зависимости от окончания процесса производства средств производства (завершения индустриального этапа развития), и возможностью корректировать производственные процессы с изменением конъюнктуры рынка и покупательского спроса без особых затрат на внедрение инноваций.

Белл, сформулировал основные признаки такого общества: создание обширной сферы «экономики услуг», резкое увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника нововведений и политических решений, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники.

Понимание того, что современное общество может и должно рассматриваться именно как постиндустриальное, укрепляется по мере анализа логики развития цивилизации, какой она представлена в рамках постиндустриальной теории. Согласно ее сторонникам, в истории достаточно строго прослеживаются три большие эпохи, образующие триаду «доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество». Такая периодизация социального прогресса основана на нескольких критериях, а постиндустриальное общество противопоставляется индустриальному и доиндустриальному по трем важнейшим параметрам:

— основному производственному р

mirznanii.com

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ — КиберПедия

Кумулятивизм. Антикумулятивизм. Основные антикумулятивистские модели развития науки (К. Поппер, Т. Кун. П. Фейерабенд, И. Лакатос)

В истории и философии науки выделяют кумулятивные и некумулятивные модели роста научного знания. Кумулятивная модель роста научного знания (кумулятивная – от лат. увеличение, скопление, суммирование) преобладала в классической науке. Развитие научного знания мыслилось как накопление эмпирических фактов и теоретических положений. В современной науке преобладают нетикумулятивистские модели роста научного знания.

«Эволюционная эпистемология» К. Поппера. Модель роста знания / алгоритм роста: выдвижение гипотез → их опровержение → выдвижение новых гипотез … Таким образом, выдвижение гипотез и дальнейший отбор из них «наиболее приспособленных», тех, которые дальше не фальсифицируются (не опровергаются), напомнил Попперу дарвиновскую эволюцию. В процессе эволюции научных теорий выживают лучшие из них, что в целом позволяет говорить о росте знания и понимания.

Парадигмальная модель роста научного знания.Автор – Т. Кун. Её суть: развитие научного знания не является кумулятивным, оно имеет нелинейный, цикличный характер и каждый цикл состоит из этапов:

период нормального роста (иначе: парадигмальный период) → период кризиса →научная революция (смена парадигм).

Модель исследовательских программ И. Лакатоса. Имеется «твёрдое ядро науки» или «позитивная эвристика» – это её основные принципы и положения и «защитный пояс» – положения и гипотезы, которые могут быть фальсифицированы. Внутри «защитного пояса» происходят изменения, но «ядро науки» остаётся неизменным. Наука оказывается в состоянии кризиса в том случае, когда доля «негативной эвристики» возрастает и «защитный слой» науки ослабевает.

Антисциентистская модель наукиП. Фейерабена. Другое её название – модель пролиферации (переинтерпретации). Есть ещё третье название – «методологический анархизм», но оно касается позиции Фейерабенда в отношении методов познания.

Остановимся на этих моделях развития науки подробнее.

Первое послевоенное десятилетие ХХ века характеризовалось ростом интереса к социальной функции науки, ее организации, роли в общественной жизни, к механизмам развития и ее месту в системе культурных ценностей. Образ науки как системы чисто формальных знаковых отношений, соотносимых с реальностью через механизм эмпирического подтверждения (верификации) или опровержения (фальсификация), системы, не зависящей от культуры, истории, психологии и технической базы, резко расходился с той реальной наукой, с которой сталкивались ученые в 1950 – 1960 гг. Реальная наука была тесно связана с техникой, с промышленностью, с деятельностью ученых, с общей культурой эпохи, ее ценностями и убеждениями. И это обстоятельство приводило к острому конфликту с концепцией науки, разрабатывающейся неопозитивизмом. В связи с этим перед молодыми учеными того времени во весь рост встала продиктованная жизнью задача создать новую более адекватную концепцию развивающейся науки.


Карл Поппер (1902-1994), известный философ науки XX века, родился в Вене в семье юриста. Исходной областью его интересов были психология и педагогика. До 1937 г. он работал в Вене, участвовал в дискуссиях Венского кружка, выступая критиком его программных положений. Затем к. Поппер эмигрировал в Новую Зеландию, где в годы войны написал знаменитую книгу «Открытое общество и его враги» (издана на русском языке в 1992 г.), направленную против тоталитаризма и защищающую либеральные ценности. С 1946 г. – он стал профессором Лондонской школы экономики и политических наук, где вместе со своими учениками и последователями разрабатывал влиятельное направление в философии науки — критический рационализм. Среди главных работ К. Поппера- «Логика научного исследования « (1934), «Объективное знание» (1972), «Реализм и цель науки» (1983).

К. Поппер пришел к следующим основным положениям:

1.Главной проблемой философии науки должна стать проблема развития знания, т.е. проблема анализа выдвижения, формирования, проверки и смены научных теорий. Центральной проблемой теории познания всегда была и остается проблема роста знания.

2.Неопозитивисты в течение многих лет насаждали пренебрежительное отношение к философии и старались уничтожить даже тень философствования в методических и научных дискуссиях. К. Поппер реабилитировал философию, признал ее важность и тесную связь с методологией.


3.Считая основной задачей методологии анализ развития научного знания, К. Поппер обратился к истории науки, ибо решение проблем, встающих в ходе такого анализа, требует обращения к реальным примерам развития науки, иными словами, у Поппера впервые методология оторвалась от логики и стала сближаться с историей науки. Свою философскую позицию ученый охарактеризовал как «критический рационализм». Эта точка зрения опирается на тезисы фаллибализма, фальсификации и стремления к истине (правдоподобию).

Формулируя тезис фаллибализма, как одну из предпосылок метода критического рационализма, К. Поппер утверждал, что ни наблюдение, ни разум не являются авторитетами. Более важны интеллектуальная интуиция, и воображение, но ненадежны и они, замечал Поппер. Он считал, что научность утверждений нельзя доказать ни индуктивным путем на основе эмпирических данных, ни с помощью правила верификации, как это делали неопозитивисты. Вопреки мнению индуктивистов, К. Поппер пришел к выводу, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а от гипотез к единичным высказываниям.

Ученые пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся предложения, которые сравниваются непосредственно с протокольными предложениями. Если относительно теории и протокольных предложений, а также их совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Что касается проблемы верификации теории экспериментом (теория проверяется, верифицируется экспериментом: либо она проходит эту проверку успешно, либо нет), то К. Поппер нашел в этой аргументации пробел: так как рано или поздно теории опровергаются, фальсифицируются, то предыдущие их соответствия эксперименту фактически не являются подлинными проверками. Таким образом, ни одна теория не может быть подтверждена окончательно. Она всегда ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма).

К. Поппер, в отличие от неопозитивистов, верил в объективное существование физического мира и признавал, что человеческое познание стремится к истинному описанию этого мира. Однако он отвергал существование критерия, по которому мы выделяем истину из всей совокупности наших утверждений. Даже случайно наткнувшись на истину в научном поиске, мы не можем с уверенностью сказать, что это истина. Согласно К. Попперу, можно выдвигать только догадки, гипотезы, чтобы понять мир.

Казалось бы, отрицание существования истины могло сделать К. Поппера агностиком и скептиком. И действительно, в его учении проявляются черты скептицизма и агностицизма. Однако от того и от другого его спасает вера в то, что если невозможно установить истинность высказываемых утверждений, то есть способы выявить их ложность. «Нельзя выделить в науке истину, — говорит К. Поппер, — но постоянно выявляя и отбрасывая ложь, можно приблизиться к истине» («Логика и рост научного знания»). Итак, научную теорию нужно рассматривать не как истинное знание, а как всего лишь предположительное знание (более или менее верную догадку). Всякая теория, возникнув, уже заведомо обременена этой предположительностью и неистинностью. Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Фальсификация по К. Попперу — это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется К. Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Чтобы ответить на вопрос, научна или ненаучна некоторая система утверждений, надо, попытаться опровергнуть ее. Если это удается, то данная система несомненно научна, ну, а если, несмотря на все усилия, не удается опровергнуть некоторую теорию, то тогда вполне правомерно усомниться в ее научности и истинности.

Принцип фальсификации – это определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. К. Поппер утверждал взгляд на науку как постоянный динамический процесс, в котором непосредственно происходят какие-то изменения. Причем, развитие научного знания, не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс.

Развитие – это процесс, «идущий от старых проблем к новым проблемам посредством предположений и опровержений». Рост знания, полагает К. Поппер, — это результат процесса, весьма сходного с дарвиновским «естественным отбором». Это есть естественный отбор гипотез: наше знание всегда состоит из совокупности тех гипотез, которые доказывают свою (относительную) способность выживать в борьбе за существование; конкуренция элиминирует гипотезы, не способные выжить». И если биологическая эволюция происходит путем приспособления организмов и видов к требованиям окружающей среды и подчиняются принципу выживания наиболее приспособившихся, то рост знания протекает по пути создания все более общих и все более «правдоподобных» теорий.

Таким образом, суть методологической концепции критического рационализма заключается в следующем: поскольку все наши высказывания и утверждения теоретичны и, следовательно, гипотетичны (ибо индукция не может оправдать универсальные высказывания), постольку они подвержены ошибкам. В этом заключается смысл эпистемологического тезиса фаллибализма. Поскольку же все эти высказывания и утверждения включают априори элементы ошибок и заблуждений, что подтверждает и актуальная научная практика, постольку ни одна теория не может быть верифицирована, то есть безусловно подтверждена. Однако она может быть опровергнута как эмпирически, так и теоретически. Следовательно, принцип фальсификации вытекает из тезиса фаллибилизма. Но если любая теория всегда ошибочна и может быть опровергнута, то задача ученых и философов, стремящихся к поиску истины (а истина у К. Поппера- это, по сути дела, непротиворечивость),- находить эти ошибки и заблуждения и устранять их посредством строгой проверки теории, критики ее посылок и выдвижения новых гипотез. Стремление к истине неотделимо от критицизма, а так как критицизм проводится в интересах поиска истины, он рационален.

Какие трудности возникают на пути реализации попперовской критической методологии?

Первая трудность заключается в элиминации ложных теорий. Установление ложности теории во многом зависит от случайной удачи исследования, от того, найдется ли и как скоро опровергающий пример. Иногда не удается обнаружить ложность теории, которая на самом деле ложна, и она, таким образом, остается в числе тех, которые принимаются как возможно истинные.

Вторая трудность заключается в том, что при проверке множества конкурирующих теорий может оказаться, что все они фальсифицированы и, следовательно, должны быть отвергнуты. Следовательно, в науке не останется ни одной приемлемой теории, решающей данную проблему.

Наконец, самое главное препятствие на пути реализации попперовской программы- это невозможность обоснования истинности предпочтительной теории. Даже если мы выбрали одну нефальсифицированную из множества конкурирующих теорий, то мы не в состоянии ни установить ее истинность, ни тем более обосновать, хотя объективно она может быть истинной. В конечном счете, проблема существования истинных теорий, позволяющих нам правильно ориентироваться в мире, осталась в эпистемологии К. Поппера нерешенной.

Рассмотрим теперь критически основные пункты попперовской концепции, которая представляет собой определенный методологический идеал, призванный регулировать научную практику извне. В связи с этим данную концепцию можно критиковать и с точки зрения соответствия его положений практике науки, и с точки зрения соответствия общефилософским и мировоззренческим установкам.

Первое допущение, на котором основывается К. Поппер, — иногда можно установить ложность теории, обнаружив противоречие между ее следствиями, и «проверенными единичными предложениями», — плохо согласуется с попперовским неприятием индукции. Нет оснований полагать, говорит он, критикуя индукцию, что будущее похоже на прошлое, что будущие результаты проверок будут такими же, как и прошлые. Но ведь именно на таком предположении основывается метод фальсификации. Принимая попперовскую критику индукции, можно спросить: какие у нас есть основания считать, что теория, которая опровергалась природой прежде, будет опровергаться и в будущем? Какие есть основания считать, что фальсификация окончательно устанавливает ложность теории?

Второе допущение, сделанное К. Поппером при решении проблемы истинных теорий, также вызывает сомнение. По его мнению, в науке по каждой проблеме существует множество конкурирующих теорий. Однако такие ситуации в науке не являются общим правилом, часто приходится довольствоваться только одной гипотезой, более или менее удовлетворительно объясняющей факты. Затем на смену ей приходит другая, более адекватная, но она, будучи выдвинута, не конкурирует со старой по схеме К. Поппера, а еще в процессе разработки предполагается как предпочтительная.

На допущении множества конкурирующих теорий базируется третье допущение, что фальсифицированная теория тут же отбрасывается. Но, например релятивистская и квантовая механики «опровергли» механику И. Ньютона (следствия последней не подтверждаются ни в области релятивистских явлений, ни в области квантовых). Тем не менее, эта теория не отвергнута. По сути дела, множество эмпирически «опровергнутых» теорий в науке пусто, ибо уже в самом понятии научной теории заложено то, что такая теория объясняет и предсказывает некоторую, пусть и ограниченную совокупность явлений действительности. Иными словами, опровержимость (и фальсифицируемость) научного знания не является его единственным исключительным признаком.

Примеры свидетельствуют о том, что концепция развития научного знания К. Поппера и логически уязвима, и не всегда согласуется с реальной научной практикой. Однако она является лишь нормативным методологическим идеалом, который, конечно, может совершенствоваться, уступая требованиям истории и практики науки (такую возможность и реализовал И. Лакатос). Безусловной заслугой К. Поппера является то, что ему удалось выразить многие тонкости роста научного знания. Встав в оппозицию к наиболее характерным тезисам классического позитивизма, он отверг точку зрения, согласно которой наука развивается путем приращений, и подчеркнул революционный характер процесса отвержения старой теории и замены ее несовместимой с ней новой теорией, показав при этом ту роль , которую играет в данном процессе неспособность старой теории ответить на вызовы со стороны логики, эксперимента или наблюдения.

Пол Фейерабенд (1927 г., Вена) занимает особое место среди западных философов и методологов науки. С одной стороны, его работы завоевали ему авторитет и право считаться одним из влиятельных представителей современной методологии. С другой, – его критика методологических концепций, призывы к «анархии» в методологии науки, защита знахарства и астрологии создали ему репутацию автора, к которому нельзя относиться серьезно. В фундаменте концепции науки П. Фейерабенда лежит тезис о зависимости языка наблюдений от теории.

В свое время логический позитивизм выделил в составе научной теории два языка: теоретический и язык наблюдений. Предполагалось, что последний теоретически нейтрален и поэтому может входить в различные, даже несовместимые теории. Предполагалось также, что всем дескриптивным (т.е. не являющимся логическими или математическими) терминам языка наблюдения соответствуют некоторые наблюдаемые объекты или их свойства, а теоретические термины, которым соответствуют ненаблюдаемые объекты или свойства, должны быть сведены к терминам наблюдения.

Против подобных представлений и выступает П. Фейерабенд. Его основное утверждение: предложения наблюдения выделяются в качестве таковых на основании не их содержания, а ситуации, в которой их принимают. По содержанию же между предложениями наблюдения и теоретическими предложениями принципиальной разницы нет. Содержание предложения наблюдения, заявляет П. Фейерабенд, определяется не ситуацией наблюдения, а той целью, которую поставил себе наблюдатель. Язык наблюдения принципиально не отличается от теоретического, он более привычен.

Обыденный язык наших дней несет на себе отпечаток представлений классической физики. Но почему мы должны сохранять его, если приняты в науке уже другие теории? Конечно, если сейчас человек кипятит молоко, то он говорит о его температуре, а не об энергии молекул. Но это, по мнению П. Фейерабенда, означает лишь то, что этот человек был обучен соответствующим образом. Если ввести другую систему обучения, более соответствующую духу современной науки, то люди и в быту будут говорить не о кипении молока, а об увеличении кинетической энергии молекул.

П. Фейерабенд доказывает, что язык наблюдения является по своей сути теоретическим, ибо способ, каким мы фиксируем результаты наших наблюдений и экспериментов, зависит от принятых нами теоретических предпосылок. Отсюда следует утверждение, что любая система взглядов находит подтверждение в опыте, подтверждение теории — дело тривиальное. Интересны были бы, напротив, опровержения теории, но для этого нужно «распять» наш опыт, осознать и выделить в нем его теоретическую компоненту. Это, считает Фейерабенд, невозможно было бы сделать, если бы у нас была одна-единственная объяснительная схема. Тогда бы мы просто считали ее по привычке совершенно естественной и видели бы в ней голос самого опыта. Необходимы другие теории, установки, онтологии, которые давали бы иные интерпретации опыту и тем самым заставляли бы нас осознать, что до сих пор мы принимали за результат наблюдений свои собственные установки. Если подобных альтернативных концепций нет, надо пытаться построить их, чтобы выявить неосознанные предпосылки теоретического характера, некритически включенные в опыт.

Поэтому, чтобы быть подлинным эмпиристом, надо стараться опровергать теории, в которых мы убеждены, изобретая для этого всевозможные, сколь угодно абсурдные концепции. Но легко ли это сделать, коль скоро теории так довлеют над нашим сознанием, что заставляют нас неосознанно интерпретировать весь наш опыт в их свете? П. Фейерабенд согласен, что это совсем нелегко и поэтому советует черпать идеи из тех сфер сознания, которые не настолько порабощены теориями и догмами, например, из снов, фантазий, художественных произведений и т.д..

Для решения проблемы эмпиризма П. Фейерабенд предлагает ввести в методологию принцип плюрализма, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепринятыми. Обосновывая необходимость альтернативных теорий, Фейерабенд разъясняет, что ни одна теория никогда не согласуется со всеми данными. Любая теория окружена «шумовым фоном» несоответствий. Например, ни одна планета не движется по орбите, вычисленной в соответствии с ньютоновской небесной механикой. Существуют и другие, еще не объясненные расхождения с этой теорией, превышающие на порядок ошибку измерения. Эти расхождения создают фон «шумовых помех», относительно которого перемещение Меркурия на 43 секунды в столетие в значительной мере теряет свое значение. Кроме того, существует еще много неисследованных возможностей объяснения этих отклонений в рамках ньютоновской теории. Только объяснение этих 43 секунд на основе новых принципов выделит из шумового фона и превратит в эффект, способный опровергнуть ньютоновскую схему. Естественно, что такое объяснение должно опираться на теорему, несовместимую с ньютоновской,- оно должно опираться на альтернативную ньютоновской теорию» (См.: Фейерабенд П. Ответ на критику //Структура и развитие науки: Сб. переводов. М, 1978. с.420.). Таким образом, только альтернативные теории способны обосновать, что данный факт действительно опровергает теорию. К тому же, замечает П. Фейерабенд, поскольку не все утверждения теории могут быть проверены фактами, то чисто теоретическая критика со стороны альтернативной теории значительно увеличивает возможности опровержения данной теории.

При этом П. Фейерабенд особо подчеркивает важность ненаучных и антинаучных теорий для критики и опровержения научных теорий. Так, Н. Коперник, предлагая новую картину мира, не использовал научные традиции, а обратился к «ненормальным» пифагорейцам… Астрономии пошла на пользу любовь пифагорейцев к кругам, медицине — знахарские учения о травах… Куда бы мы ни посмотрели, всюду мы видим, что крупные научные достижения обязаны своим существованием внешним влияниям, которым было дано возобладать над наиболее фундаментальными и «рациональными» методологическими правилами. В этих рассуждениях можно без труда увидеть влияние критического рационализма К. Поппера: в самом деле, если науку, как утверждал К. Поппер, отличает критичность и если критика обеспечивает рост содержания, то критика тем лучше, чем она радикальнее. А критика некоторой физической теории Т1 со стороны, скажем, мифологической космологии будет радикальнее, чем критика со стороны другой физической теории Т2, которая разделяет с Т1 целый ряд общих предпосылок.

Призывая к распространению плюрализма за рамки конкуренции научных теорий, в 70-е годы П. Фейерабенд присоединился к волне антисциентизма и стал призывать к тому, чтобы подвергнуть критике мышление, институт науки и вообще европейскую культуру. Наука, заявил он, не принесла человечеству никаких особых благ. Мнение, что она способна принести много ценных для благосостояния человека результатов, проистекает лишь из невозможности сравнения.

Наука попросту задавила все альтернативные способы осмысления мира, поэтому сейчас невозможно судить, насколько счастливую, здоровую и комфортную жизнь могли бы принести людям формы жизни, основанные на мифах, вере в колдовство и т.д..

Тезис плюрализма теорий у П. Фейерабенда порождает методологический анархизм, который, по мнению ученого, равнозначен признанию того, что любые правила и нормы рациональной деятельности исторически обусловлены и не являются адекватными во всех ситуациях. Лозунг П. Фейерабенда «все сгодится» надо понимать так: «Любое решение, любая стратегия может где-нибудь в развитии науки когда-нибудь сгодиться», даже если они и противоречат методологическим нормативам. Дело в том, что любое методологическое правило, даже самое очевидное для здравого смысла, имеет границы, за пределами которых его применение неразумно и мешает развитию науки. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. Поэтому развитие науки, по Фейерабенду, иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора, не в силу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандисткой деятельности их сторонников.

Значительную методологическую нагрузку в построениях философа несет так называемый «закон неравномерного развития». Этот закон выдвигается П. Фейерабендом как обобщение и приложение к истории познания известного марксистского положения о возможности неравномерного развития в обществе различных социальных структур и их элементов. П. Фейерабенд даже ссылается на некоторые работы К. Маркса и В. Ленина, в которых показывается несоответствие прогрессивной экономики и культуры исторически изжившей себя буржуазной идеологии, неравномерность развития капитализма. Аналогично обстоит дело и с развитием различных уровней научного знания: идей, теорий, вспомогательных дисциплин, эмпирических фактов.

Период теоретической зрелости наступает тогда, когда идея приобретает столь обыкновенный вид, что может всерьез соперничать с другими научными теориями без риска быть сразу отброшенной. Теперь уже для нее характерны имманентная критичность, свободное обсуждение альтернатив, учет объективных достоинств и недостатков различных точек зрения. Сравнение альтернатив — мощный фактор развития науки; оно стимулирует детальную разработку базисных идей, которая сравнивается П. Фейерабендом с марксовым методом восхождения от абстрактного к конкретному.

За этапом расцвета теории в результате дальнейшей борьбы альтернатив следует период ее регресса: появляются новые силы, в своем мировоззрении адекватнее выражающие новую эпоху. Прежняя концепция вынуждена приспосабливаться к изменившимся условиям уже не с целью дальнейшего развития, но с целью самосохранения. Ее сторонники вновь начинают использовать все средства, чтобы удержаться в лидерах; они выдвигают новые, неоформившиеся идеи. Такова форма развития науки и эти циклы он пытается проследить на протяжении истории познания.

Заслуга П. Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий. Кроме того, через всю концепцию Фейерабенда проходит идея взаимосвязи внутринаучных и вненаучных факторов в истории науки. Хотя П. Фейерабенд в этом отнюдь не пионер, его работа полезна потому, что попытки определить научный прогресс на основе простых и жестко фиксированных «рациональных» критериев продолжаются. Но, воздав должное его постановке вопроса, мы должны отметить, что по сравнению с глубиной и сложностью затронутых им проблем предлагаемые им решения выглядят довольно поверхностными. (см. ниже Приложениек теме).

Новая версия философии науки была выдвинута Т. Куном, который осуществил радикальный отход от принципов логического эмпиризма и стал лидером историко-эволюционистской философии науки.

Томас Кун (США ,1922 г.) Закончив физический факультет в Гарварде, он в 1943г. получил степень бакалавра по физике, в 1946г. – степень магистра, а в 1949г.- докторскую степень. С 1958г. Кун стал профессором истории науки. Он являлся профессором философии и лингвистики Массачусетского технологического института и одним из ответственных редакторов «Международного словаря научной биографии». Из-под его пера вышли 3 монографии: «Коперниканская революция», «Структура научных революций», «Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912», около 50 статей по различным проблемам философии и истории науки. Его исследовательские интересы были сосредоточены преимущественно на истории возникновения и развития квантовой механики. Т. Кун поставил перед собой задачу создания новой антипозитивистской нетрадиционной философии науки. В чем же специфика куновского подхода к этой дисциплине?

Во-первых, непозитивистская версия науки сложилась на базе абстрактно-логических исследований готовых и притом соответствующим образом препарированных теоретических знаний, а куновская философия науки была создана на основе истории науки. Историю науки Т. Кун рассматривает не как совокупность исторических факторов, а как эволюцию концептуальных схем, фундаментальных идей и функций научного познания. Пытаясь уточнить свою концепцию истории науки, он выдвинул два существенных для его концепции положения.

Первое состоит в утверждении, что нет единой истории науки. Даже при самой обширной эрудиции невозможно увязать все научные исследования в единый поток. Следовательно, наука, с точки зрения Т. Куна — это некое подобие отдельных пересекающихся или разрозненных дисциплин, и методология историко-научных исследований должна строиться как набор частных методологий, ориентированных на изучение истории отдельных дисциплин.

Второе заключается в том, что назначение истории науки реализуется в двух направлениях: в более углубленном понимании современных концепций и методов и в формировании философии науки.

Следующее важное обстоятельство, характеризующее специфику подхода Т. Куна к философии науки, связано с социологизацией проблем, касающихся исследования не только механизмов развития, но и концептуальной структуры научного знания. Социально-групповой подход является для Т. Куна без всякого преувеличения решающим. Суть этого подхода заключается в признании важнейшей роли сообщества ученых в формировании, реализации, оценке, развитии и отстаивании научных открытий, методов и способов научной деятельности. Подобный взгляд на природу научной деятельности Т. Кун сделал лейтмотивом своего анализа науки.

И, наконец, третья особенность взглядов Т. Куна заключается в повышенном интересе к психологическим мотивам научной деятельности. Причем в основном он апеллирует к групповой психологии, то есть к коллективным эмоциям, коллективному видению и восприятию внешней реальности.

Куновская эволюционистская философия науки Куна по своим методам довольно эклектична. Там, где ему не хватает логической и эпистемологической аргументации, на передний план выдвигаются социологический и психологический подходы. И все же, несмотря на мозаичность и разнородность его воззрений, отсутствие единой стержневой методологии, куновскую концепцию следует рассматривать именно как философию науки, ибо при всех оговорках и реверансах в сторону исторического эмпиризма, социологизма, психологизма и т.д. его центральная задача состоит в формулировании и выявлении общих характеристик науки в целом, а его конечная — в открытии общих закономерностей развития науки и построении адекватного концептуального аппарата.

Центральным понятием в исследованиях т. Куна является понятие «парадигма». Буквальный перевод этого термина — «образец». Понятие научной парадигмы оказалось многозначным, допускающим разнообразие его интерпретаций, да и взгляды самого Куна по вопросу о сущности и структуре парадигм изменялись и уточнялись. Чаще всего понятие парадигмы трактуют как совокупность фундаментальных теорий и как систему решающих для данной науки экспериментов и ценностей.

Содержание парадигмы излагается, как правило, в учебниках. Они разъясняют сущность принятой теории, иллюстрируют ее удачные применения и сравнивают эти применения с типичными наблюдениями и экспериментами. Подобные учебники стали общераспространенными с нач. XIX века, до того аналогичную функцию выполняли такие выдающиеся труды, как «Физика» Аристотеля, «Начала» и «Оптика» И. Ньютона, «Электричество» Б. Франклина, «Химия» А. Лавуазье. Эти общепринятые примеры фактической практики научных исследований (примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование) в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Н. Коперника)», «аристотелевская (или ньютоновская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и т.д. Изучение парадигм главным образом и подготавливает начинающего исследователя к членству в том или ином научном сообществе.

Парадигма по своему содержанию шире теории. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, несопоставимы. Поэтому одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного ее серьезного переосмысления. А это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, т.е. какие-то теории перенести из старых парадигм в новые. В контексте новых парадигм старые теории получают новое содержание, иную интерпретацию.

Позже Т. Кун попытался заменить понятие парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления; это матрицы — потому что они состоят из упорядоченных элементов различного рода, причем каждый из них требует дальнейшей спецификации. Дисциплинарная матрица, по Куну, состоит из четырех основных элементов.

1. Символические обобщения, то есть формальный аппарат, с помощью которого в рамках данной матрицы записываются основные законы, гипотезы и экспериментальные данные.

2. Метафизическая парадигма — система методологических и даже философских принципов, используемых для обоснования различных эвристических приемов (например: перенос знаний по аналогии из одной области физики в другую). Если учесть, что для Т. Куна метафизика является системой онтологических допущений, то такая онтологизация понятия парадигмы означает по существу признание роли философии в качестве одного из основных элементов научного исследования. Можно сказать, что метафизическая парадигма — это философская составляющая научной деятельности.

3. Ценности, которыми руководствуются члены сообщества. Наиболее укоренились ценности, касающиеся научных прогнозов. Они должны быть точны, количественно обоснованы, просты, логичны, иметь высокую степень вероятности.

4. «Образцы», то есть признанные примеры. Именно они, по мнению Куна, и составляют цементирующую основу научной деятельности. В этом подходе Т. Кун видит свое подлинное новаторство и отличие от неопозитивистов, рассматривавших в качестве такого стержня взятые сами по себе теории и порождаемые ими правила. Однако последние вместе с аппаратом символических обобщений усваиваются, по мнению Т. Куна, лишь в процессе овладения образцами решения задач.

Схема развития науки Т. Куна:

· начальная допарадигмальная стадия развития науки характеризуется наличием различных точек зрения, отсутствием фундаментальных теорий, общепризнанных методов и ценностей;

· затем возникает консенсус членов научного сообщества и создается единая парадигма;

· на ее основе осуществляется нормальное развитие, накапливаются факты, совершенствуются теории и методы;

· в этом процессе возникают аномальные факты, приводящие к кризису, а затем и к научной революции;

· в результате такой революции возникает новая парадигма, и весь процесс повторяется снова.

Рассмотрим данные стадии более подробно.

Система знаний, выступающих в качестве науки, утверждает Т. Кун, долгое время находится на допарадигмальной стадии, которая характеризуется наличием многочисленных конкурирующих школ, большим разнообразием методов и взглядов на фундаментальные вопросы науки. Признание какого-либо факта, эксперимента, объяснения или теории за образец означает завершение допарадигмального периода и формирование новой парадигмы. С наступлением этого момента поведение ученых существенно меняется. Они перестают обсуждать парадигму и принимают её принципы в качестве общепринятого и бесспорного убеждения.

Новая парадигма выполняет две функции: запретительную и проективную. Она запрещает, отсекает все не относящиеся к парадигме и не согласующиеся с ней факты, концепции, методы и проблемы. Одновременно с этим парадигма стимулирует исследования в определенном направлении, способствует достижению консенсуса и предлагает некоторые гарантии успеха. Консенсус относительно основных положений парадигмы является важнейшей социальной характеристикой именно научного сообщества. В отличие от него представители, например, искусства не скованы подобным консенсусом и даже, напротив, обязаны постоянно осуществлять радикальные творческие инновации, которые в науке возможны лишь в период смены парадигм.

Группа учёных, принявших данную парадигму, теряет статус дилетантов и превращается в профессиональное сообщество. Но допарадигмальный период не всегда заканчивается созданием парадигмы. Сам Т

cyberpedia.su

Концепции развития личности – виды, современная концепция

Чтобы помогать новому человеку развиваться в правильном направлении, нужно учитывать концепции развития личности. Это набор научных и теоретических знаний, которые показывают, как именно развивается человеческий детеныш в тот или иной период времени. Здесь учитываются и психологические особенности, и биологические, и эмоциональные. Существует множество видов концепций, которые рассматривались в различные времена. Также стоит рассмотреть современные концепции.

Что такое концепция развития личности?

Под концепциями развития личности понимаются познания сути и объяснения того, как именно развивается человек. Здесь приводится множество теорий, которые зачастую рассматривают отдельные аспекты развития личности. Вот почему нельзя сказать, какая из них самая верная и лучшая, поскольку каждая рассматривает лишь отдельный аспект личности.

Есть концепции, рассматривающие биологическое развитие личности, концепции, рассматривающие этапы обучаемости, концепции психологического развития и т. д. Каждая из концепций имеет право на свое существование, поскольку личность – это сложное существо, вмещающая в себя множество параметров развития.

Для духовного роста и психологического развития нередко нужны противоречия. Внутри человека должны возникать конфликты, которые он будет решать наедине с собой и делать определенные выводы. Какие именно выводы человек сделает, уже зависит лично от него. Это невозможно предугадать. Однако именно эти выводы и будут влиять на то, как будет жить человек дальше, какие комплексы и страхи в себе формировать, к чему стремиться и т. д.

Биологические принципы развития едины для всех. Однако человек способен повлиять на то, насколько он будет здоровым, выносливым и бодрым.

Зачем изучать концепции развития каждой личности? Для того чтобы понимать, как повлиять внешне на развитие каждого ребенка, чтобы поспособствовать его становлению полноценной и культурной личности. Однако данный вопрос пока еще остается открытым.

перейти наверх

Основные концепции развития личности

Развитие личности является процессом постоянным и меняющимся. Вот почему невозможно вывести единую концепцию развития. Выделяют основные концепции развития и вспомогательные. Все они дополняют друг друга. На развитие личности влияет множество факторов: генетические, внешние условия проживания, новые обстоятельства и т. д. Также следует учитывать внутренний диалог каждого индивида, который точно является уникальным и индивидуальным, не контролируемым.

Основными видами концепции личностного развития сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru выделяет:

  1. Социогенетическую – здесь рассматриваются лишь внешние социальные условия, в которых человек находится и развивается. Ему отводится роль пассивного участника, который не думает, а на него лишь влияют. Однако в таком случае становится непонятно, как разные люди в одинаковых условиях становятся отличными в своем поведении и мышлении.
  2. Биологизаторскую – здесь предполагается, что человек развивается в зависимости от той программы, которая дана ему по генам. Человек рождается с определенными предрасположенностями и наклонностями, которые диктуются ему генетически. Однако тогда становится непонятно, почему однояйцевые близнецы становятся различными по своему личностному росту людьми.

Очевидно, что рассматривать лишь одну концепцию в отрыве от другой невозможно. На человека влияют и биологические, и социальные факторы, а также прочие обстоятельства, которые уже делают его тем, каким он становится.

Существуют и другие концепции. Например:

  1. Психоаналитическая, которая рассматривает развитие личности как способ приспособления к окружающему миру, в котором он существует, лишь для достижения двух целей – защиты и удовлетворения своих потребностей, что достигается различными средствами.
  2. Концепция черт говорит о том, что человек вырабатывает характер лишь после рождения. Здесь участвуют как генетические предрасположенности, так и внешние обстоятельства и сам человек.
  3. Биосоциальная концепция включает биологическую и социальную концепции. Человек от рождения заточен на то, какое у него будет мышление, ощущение, восприятие и пр. Однако социальные условия жизни диктуют, какие направленности, интересы и способности у человека будут возникать.

перейти наверх

Современные концепции развития личности

Человеческую природу развития изучали психологи во все времена. На сегодняшний день современной концепцией остается теория Манагетти. Он предполагал, что личность развивается в зависимости от той среды, в которой он взаимодействует с другими людьми и окружающими предметами. Вместе с тем автор критиковал необходимость прививания человеку моральности, поскольку именно она заставляет его ограничивать себя в своем проявлении, вырабатывать защитные механизмы, даже становится закомплексованным и боящимся чего-то.

Около 30% всей информации человек обрабатывает сознательно, что и позволяет ему самому влиять на собственное развитие. Однако 70% остаются в подсознании и обрабатываются уже там.

На то, каким человек становится, влияют:

  1. Его собственные интеллектуальные способности, его позитивное и негативное отношение, восприятие мира, творческие импульсы.
  2. Характер любви, который он получает в первые годы своей жизни. Именно на этой основе формируются комплексы. Ведь и родители не всегда понимают, что такое любовь, и сами отягощены какими-то комплексами.

По мере своей жизни человек живет в соответствии с теми комплексами, которые в нем сформировались. Человек становится ограниченным в своем восприятии мира. В основном направляет все силы на то, чтобы удовлетворить свои комплексы.

перейти наверх

Концепция духовно-нравственного развития личности

Человек живет в социуме, среди других людей, поэтому достаточно важными становятся привитие у ребенка следующих навыков:

  • Нормально, положительно относиться к другим людям.
  • Уметь устанавливать контакты с людьми.
  • Тянуться к установлению отношений с другими людьми.

Все это зависит от того, какие духовно-нравственные ценности родители прививают ребенку в процессе первых лет его жизни. Также важна обстановка внутри семьи, в которой ребенок живет.

Однако данные морально-нравственные качества человек способен развивать сам в себе в любой период своей жизни. Если вы ощутили потребность в том, чтобы стать лучше, немного уделить времени собственному совершенствованию и возврату навыков красиво и правильно излагать мысль, это говорит о том, что вы наконец-то заметили, как легко и быстро можно стать бескультурным и безграмотным человеком. Это очень сильно связано с появлением мобильных телефонов и компьютеров с интернетом в жизни человека. Быстрый прогресс техники повлиял на быстрый регресс (упадок) интеллекта человечества. И действительно: обратите внимание, как общаются современная молодежь и даже более зрелые люди, которые постоянно имеют доступ к таким новым технологиям.

К сожалению, ни мобильные телефоны, ни интернет не способствуют развитию человека. Все люди получают массу возможностей: быстро дозвониться до нужного человека, получить много информации на определенную тему, пообщаться с незнакомыми людьми при помощи заготовленных шаблонов – смайликов, и т. д. Человеку не надо ничего думать, делать и выдумывать, ему уже все предоставлено. Главная задача – увидеть, прочитать и «проглотить».

Если вы хотите не терять собственные навыки письма и культурной речи, тогда начните возобновление собственных знаний и умений. Побольше читайте классической литературы. Даже прочтение современных книг на научные тематики куда более полезны, чем простое просматривание статей в интернете, которые пишутся неграмотными людьми. Чтение книг помогает потом человеку излагать свою мысль. Более того, чтение книг помогает вспомнить письменную речь, лаконичное построение предложений и красивое написание. Лучше ограничьтесь только книгами, поскольку журналы пишутся по той же аналогии, что и интернетовские статьи – где-то можно наткнуться на ошибки, а где-то на современный лексикон.

Почаще бывайте в отдельности от компьютеров и мобильных телефонов. Устраивайте себе несколько раз в неделю прогулки на природе, где до вас никто не сможет дозвониться (то есть оставьте мобильный телефон и компьютер дома). Отдохните от современных технологий, вспомните, что такое дикая и живая природа. Человек очень часто начинает быстро деградировать и утрачивать свои навыки лишь потому, что просто устал. И для полноценного отдыха нужен не только сон, но и прогулки, общение с природой. Таким образом, вы успокаиваетесь в реальной жизни, наслаждаетесь тишиной и спокойными звуками. При этом вам не нужно никуда бежать, ничего решать. Вам дается полная свобода – насладитесь ею.

Почаще отдыхайте и читайте классическую или научную литературу – это позволит вам вернуть свою культурную речь и получить новые знания. Старайтесь хоть иногда себе быть непривязанными к современным технологиям, без которых люди раньше прекрасно обходились и жили счастливо.

перейти наверх

Концепция развития личности Выготского

Согласно концепции Выготского, развитие личности осуществляется в среде, которая становится для него не внешним стимулом, а источником познания и вобрания в себя. Также важным аспектом становится то, что ребенок по мере своего роста изучает письмо и речь. В остальном человек развивается в двух направлениях:

  1. Естественное созревание.
  2. Овладение нормами культуры, поведения, морали.

Сначала родители воздействуют на ребенка определенным образом. Затем ребенок начинает точно так же относиться к себе, как к нему относятся родители. А уже в дальнейшем ребенок начинает подобные модели поведения проявлять в отношении родителей.

Выготский относит человека к социальному существу, которое подвергается такому важному процессу, как обучение. Данный процесс не является развивающим личность, однако формирует среду, в которой личность развивается. Получение знаний расширяет кругозор индивида, предлагая ему различные варианты для своего развития, познания себя и применения своих возможностей, отыскивая свои таланты и наклонности.

перейти наверх

Итог

Концепции развития личности нужны для того, чтобы понимать, как воздействовать на маленькое человеческое существо, чтобы способствовать его развитию и формированию в том направлении, которое необходимо. Поскольку каждый индивид живет в социуме, очень важно освоение ребенком норм морали и законов, которых он должен придерживаться, чтобы быть принятым в обществе и пользоваться его благами.

psymedcare.ru

Современные концепции развития общества




В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:

1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится «деревней». Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.

2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( например, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.

Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное; индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

Карл Поппер предложил свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества

2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции.

Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением и ростом самостоятельности индивидов. Однако эволюционные теории не могли объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.



Представители неклассических теорий развития общества:

Тойнби. Суть теории: Эволюция не есть прямолинейное движение, это своеобразный замкнутый цикл, в котором есть стадия возникновения, роста, «надлома», упадка и разложения. Пройдя их, повторяется новый цикл, но на новом уровне. Эта динамика цивилизации определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» — заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Банкротство «г.м.», его неспособность справиться с обстоятельствами и новыми проблемами приводят к «надлому», а затем (если «болезнь» не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации.

Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

4. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

5. периферия – модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

6. полупериферия – это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Концепция устойчивого развития общества: На 19 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) эта концепция получила официальное признание и опирается на следующие принципы:




1. в центре должен находиться человек и его неотъемлемое право на здоровую окружающую среду;

2. ответственность государства за устойчивое развитие общества должна быть дифференцированной. Развитые общества должны делиться со слаборазвитыми, иначе последние не выживут.

Полная интеграция – экологической, экономической политики для достижения главной цели данной концепции – уничтожение нищеты. Однако, на словах признавая данную концепцию развитые страны не готовы делиться.











infopedia.su

Современные концепции развития общества.

В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:

1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится ʼʼдеревнейʼʼ. Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.

2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( к примеру, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.

Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное;индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

Карл Поппер предложил свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества

2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции.

Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением и ростом самостоятельности индивидов. При этом эволюционные теории не могли объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.

Представители неклассических теорий развития общества:

Тойнби. Суть теории: Эволюция не есть прямолинœейное движение, это своеобразный замкнутый цикл, в котором есть стадия возникновения, роста͵ ʼʼнадломаʼʼ, упадка и разложения. Пройдя их, повторяется новый цикл, но на новом уровне. Эта динамика цивилизации определяется ʼʼзаконом вызова и ответаʼʼ, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ʼʼответомʼʼ на ʼʼвызовʼʼ исторической ситуации. Адекватный ʼʼответʼʼ — заслуга ʼʼтворческого меньшинстваʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ властвует сначала силой своего авторитета͵ а затем превращается в ʼʼгосподствующее меньшинствоʼʼ. Банкротство ʼʼᴦ.м.ʼʼ, его неспособность справиться с обстоятельствами и новыми проблемами приводят к ʼʼнадломуʼʼ, а затем (если ʼʼболезньʼʼ не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации.

Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

4. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счёт эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счёт своих ресурсов.

5. периферия – модернизация началась недавно, доходы населœения невысокие, технологии примитивные.

6. полупериферия — ϶ᴛᴏ промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Концепция устойчивого развития общества: На 19 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) эта концепция получила официальное признание и опирается на следующие принципы:

1. в центре должен находиться человек и его неотъемлемое право на здоровую окружающую среду;

2. ответственность государства за устойчивое развитие общества должна быть дифференцированной. Развитые общества должны делиться со слаборазвитыми, иначе последние не выживут.

Полная интеграция – экологической, экономической политики для достижения главной цели данной концепции – уничтожение нищеты. При этом, на словах признавая данную концепцию развитые страны не готовы делиться.

referatwork.ru

Современные концепции развития общества. — КиберПедия

В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:

1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится «деревней». Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.

2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( например, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.

Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное;индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

Карл Поппер предложил свою типологию – закрытое (характерен коллективистский, уравнительный стиль жизни) и открытое (индивиды обладают высокой степенью социальной свободы и ответственности).

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества

2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции.

Так Спенсер развитие общества связывал с его усложнением и ростом самостоятельности индивидов. Однако эволюционные теории не могли объяснить кризисы и регрессию. На смену им приходят неоэволюционные теории. П.Сорокин считал, что эволюционные теории непригодны при объяснении больших периодов в истории. Он выдвинул теорию флуктуации – источником социальных изменений общества является его внутренние имманентные факторы. Причем социокультурный фактор является доминирующим по отношению к экономическим и политическим.

Представители неклассических теорий развития общества:

Тойнби. Суть теории: Эволюция не есть прямолинейное движение, это своеобразный замкнутый цикл, в котором есть стадия возникновения, роста, «надлома», упадка и разложения. Пройдя их, повторяется новый цикл, но на новом уровне. Эта динамика цивилизации определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» — заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Банкротство «г.м.», его неспособность справиться с обстоятельствами и новыми проблемами приводят к «надлому», а затем (если «болезнь» не получает своевременного лечения) к окончательной гибели цивилизации.


Немецкий социолог Н.Луман выдвинул и обосновал концепцию коммуникативного общества: проходя в своей эволюции новые этапы, общество вступает в стадию атомизации. В экономике, политике, праве начинают развиваться независимы друг от друга процессы. Общественная система становится бессвязной: законы в одной подсистеме не согласовываются с законами в другой. Атомизация общества проявляется не только в самоизоляции подсистем, но и отдельных индивидов.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

4. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

5. периферия – модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

6. полупериферия – это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Концепция устойчивого развития общества: На 19 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) эта концепция получила официальное признание и опирается на следующие принципы:

1. в центре должен находиться человек и его неотъемлемое право на здоровую окружающую среду;


2. ответственность государства за устойчивое развитие общества должна быть дифференцированной. Развитые общества должны делиться со слаборазвитыми, иначе последние не выживут.

Полная интеграция – экологической, экономической политики для достижения главной цели данной концепции – уничтожение нищеты. Однако, на словах признавая данную концепцию развитые страны не готовы делиться.


cyberpedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о