Все темы

  • Назад
  • Психика

    Назад

    • Синдром Аспергера
    • Аутизм
    • СДВГ
    • Биполярное расстройство
    • Обсессивно-компульсивное расстройство
    • Невроз
    • Шизофрения
    • Паранойя
    • Психосоматика
    • Алкоголизм
    • Наркомания
    • Курение
    • Компьютерная зависимость
    • Анорексия
    • Булимия
    • Переедание
  • Эмоции

    Назад

    • Агрессия
    • Фобии
    • Страх
    • Стресс
    • Чувство вины
    • Панические атаки
    • Горе утраты
    • Депрессия
    • Тревожность
    • Бессонница
    • Застенчивость
    • Интровертность
    • Неуверенность в себе
  • Личностный рост

    Назад

    • Мотивация
    • Целеполагание
    • Позитивная психология
    • Ресурсы
    • Энергия
    • Карьера
    • Личное развитие
  • Отношения

    Назад

    • Отношения
    • Измена
    • Ревность
    • Конфликты
    • Семейные кризисы
    • Снижение влечения
    • Одиночество
  • Семья

    Назад

    • Материнство
    • Воспитание детей
    • Подростковый возраст
    • Домашнее насилие
  • Все темы

Психика

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Курение
  • Компьютерная зависимость
  • СДВГ
  • Тревожность
  • Синдром Аспергера
  • Аутизм
  • Биполярное расстройство
  • Депрессия
  • Анорексия
  • Булимия
  • Переедание
  • Бессонница
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Невроз
  • Шизофрения
  • Паранойя
  • Зависимость
  • Гипноз
  • Истерия
  • Неврастения

psyhologytoday.ru

Материалы

Почему я делаю забавы для Psychologies.Today

Я изобретаю именно забавы, а не игры. Разница в том, что игра ведётся по установленным и принятым игроками правилам на выделенном пространстве, а забава устанавливает правила и границы для дальнейшей игры.

Например, типичная забава мальчиков – дёргать девочек за косички. Они пробуют реакцию девочек, пробуют грань, за которой можно получить ответ, пробуют прояснить на разных девочках «насколько» они могут к ним приставать, исследуют, как далеко может зайти насилие без ответной реакции, и по каким правилам можно избежать наказания. Если используемая ими сила слишком велика, то мальчики получают оплеуху от девочки, жалобу более сильному или просто плачь и бегство.

Забавляются дети и с предметным миром, и с людьми. Забавы с предметами определяют границы тела и физических возможностей. Например, когда лепят в песке куличики, дети пробуют податливость песка своим рукам. Так же они забавляются со своим телом, залезая на деревья, прыгая в воду, играя с мячиком…

Начиная приблизительно с полутора лет, в забавах формируется социальная личность и очертания собственного «Я». Дитя начинает, например, покусывать грудь матери во время кормления, смеётся, когда кусает, и смотрит на реакцию мамы: в какой мере мама допустит быть покусанной. Или стаскивает со стола еду и бросается посудой, с улыбкой поглядывая на взрослых, как бы спрашивая: «Ну и что мне за это будет?».

Забава смешна в первую очередь для инициатора и фактически провоцирует другого человека на ответные действия. Так инициатор пробует, насколько далеко он может зайти в своей активности и радуется, когда ему удаётся подвинуть границу терпения. А если не удаётся, то он получает знак – физическое сопротивление, оклик, убегание, удар, крик, щелчок…

Чем старше ребёнок, чем шире его социальный и географический горизонт, тем разнообразнее забавы, тем точнее формируются очертания и правила в отношении различных социальных групп. Забава становится инструментом формирования личности. Через неё усваивается культура, правила поведения в обществе, формируется структура собственного «Я».

По мере того как человек взрослеет, как он пробует в забавах спорить, нападать, угрожать, провоцировать и т.п., он формирует ментальную карту, по которой уже ведутся игры. Постепенно забавы отходят на второй план и оставляют выросшим людям игры по правилам в определённых местах. Правила могут быть прописаны в законах, приняты негласно в обществе как мораль, устоятся как алгоритмы в межличностных отношениях.

Например, в типичной игре жертвы, преследователя и спасателя установлены границы и правила для определённого общества и набора игроков. Жертва чувствует, насколько она может быть жертвой, преследователь соблюдает величину насилия, а спасатель знает, в какой момент нужно помочь. Большинство участников довольны игрой до тех пор, пока один из игроков не выходит за принятые рамки. Например, женщина, которая не усвоила в детских забавах границы плача, срывается в истерики и депрессию, спасатель, которому в детстве не прояснили куда и как оттаскивать жертву, может внезапно сам стать насильником, чрезмерно изолируя жертву от игры. Чтобы вернуть людей в типичную и приемлемую игру, психологу приходится их возвращать сначала в забаву.

Однако чаще всего психологи пользуются речью для практики и не наказывают подопечных. Поэтому я создаю прецеденты забав для индивидуального использования и называю их «бумажное зеркало». Они чем-то похожи на реальные зеркала, перед которыми подростки корчат рожи или красуются, забавляются сами с собой. Есть в коллекции и бумажные зеркала для социальных коммуникаций с лёгким контактом для участников: поглаживание, дуновение, щелчок… Я придумываю дизайн и рисунки в «бумажных зеркалах» так, чтобы, как и в реальных забавах, человеку было весело ощупывать границы себя и отношений, исследовать их.

В типичной психологической практике смех обычно завершает серию сеансов и демонстрирует выход человека на новый уровень развития личности через катарсис. Психолог вербально формирует личность и часто сам демонстрирует границы. В то же время защитные механизмы личности, такие как отрицание, сопротивление, перенос и т.п., пробуют сломать ограничения, установленные психологом. Фактически психика клиента забавляется на сеансах с терапевтом, но, пропустив этап в детском развитии, делает это по-взрослому грубо и серьёзно.

Далеко не все, нуждающиеся в помощи, способны прийти на открытое взаимодействие к психологу или в группу, поэтому я предлагаю желающим самостоятельно и бесплатно использовать материалы из этого раздела для оценки своих установок и сил. Фактически забавы и юмор здесь служат тестом для читающего, как зеркало для самооценки. Если человек видит смысл или юмор в публикации – значит, он созрел для непосредственной работы с психологом. Помните, что пятна Роршаха возникли из его забавы с чернильными кляксами со школьниками и стали серьёзным инструментом в диагностике.

Короче, пробуйте, пользуйтесь, отзывайтесь своим мнением.

Иван Сидоров

psychologies.today

Авторы

Авторы
  • Юлия Шендер – создатель и главный редактор Psychologies.Today.
  • Вера Пустовидко – журналист, практикующий семейный коуч.
  • Анастасия Дьягольченко – психолог, арт-терапевт, арт-коуч, преподаватель английского языка.
  • Лиля Сидоренко – детский психолог.
  • Анна Кулинич – психолог, филолог, мама.
  • Любовь Кириллова – клинический психолог.
  • Наталья Тарасенко – практический психолог.
  • Иван Сидоров – психолог, автор психологических забав.
  • Виктория Жовтюк – психолог, менеджер по персоналу.
  • Марта Смелова – психолог, тренер, арт-терапевт, детский психолог.
  • Оксана Бондарь – психолог по профессии, писатель и журналист в душе.
  • Яна Дерич – практический психолог, гештальт-консультант.
  • Татьяна Печалова – арт-терапевт, детский психолог, специалист по рекламе и связям с общественностью.
  • Юлия Повар – психолог, фотограф, путешественница.
  • Оксана Вдовиченко – кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог.
  • Светлана Нимак – психолог.
  • Татьяна Завада – психолог, тренер.
  • Наталия Погорелая – психолог, психотерапевт.
  • Сабина Кулиева – практикующий коуч и психолог-консультант.
  • Дарья Логвиненко – практический психолог, сексолог, арт-терапевт.
  • Александра Антропова – медицинский психолог, психотерапевт, психоаналитик.
  • Екатерина Сердюк – психолог, тренер.
  • Натали Соколан (Копытина) – психолог, гештальт-терапевт, журналист.
  • Ольга Малая – психолог, гештальт-терапевт.
  • Ирина Корнева – геолог, ученый-исследователь.
  • Анастасия Ратушная – психолог в гештальт и телесно-ориентированном подходе.
  • Маргарита Шавловская – психолог, сексолог, ведущая игры “Богиня в каждой женщине”
  • Марина Деяк – практический психолог, преподаватель английского языка.
  • Оксана Грачёва – детский психолог, специалист в области детско-родительских отношений.
  • Дмитрий Лобачев – экзистенциальный психолог, библиотерапевт, психоаналитик.
  • Марина Мостовая – практикующий психолог, диагност.
  • Елена Устинова – психолог, консультант по построению карьеры, тренер.
  • Татьяна Шпаченко – HR–специалист, бизнес-тренер.
  • Ольга Новик – практикующий психолог, волонтер.
  • Сергей Варлаков – детский психолог, психолог-консультант.
  • Екатерина Данилова – психолог.
  • Нелля Новикова – психолог-консультант.
  • Александра Дибаже психолог, психотерапевт, астролог.
  • Александра Талтанова – психолог, социолог.
  • Ирина Дученко – арт-терапевт, индивидуальное и семейное консультирование.
  • Мария Трущенко – практический психолог, тренер.
  • Лилия Король – практикующий психолог, NLP-Консультант.
  • Алёна Туктарова – детский педагог-психолог, преподаватель йоги.
  • Марина Воробьева – психолог, специалист по когнитивно-поведенческой психотерапии.
  • Марина Листопадская – практический психолог.
  • Дария Полякова-Сташкив – практикующий психолог, детский психолог, мама, мед. образование.
  • Анна Поветкина – психолог, символдраматист.
  • Алена Давыдова – психотерапевт, кандидат психологических наук, тренер.
  • Анастасия Тимощенко – магистр психологии, психолог-консультант.
  • Дарья Терехова – клинический психолог, лайф-коуч.
  • Ирина Зацепина – психолог-консультант, тренер, автор семинаров, мама.
  • Екатерина Айсулова – психолог, психотерапевт, психоаналитик