Содержание

Психотерапевты о панических атаках: лечение профессионалами

Три десятилетия расстройство, известное сегодня как паническая атака, имело другое название, причем не одно, считалось хроническим недугом и полностью излечивалось далеко не всегда — врачи не знали его подлинных причин. Только когда этот недуг привлек пристальное внимание психотерапевтов, произошло коренное изменение подходов к диагностике и борьбе с ним — психотерапия при панических атаках стала считаться одним из основных лечебных подходов.

Панические атаки — почему происходят и чем лечатся

Паническую атаку провоцирует острое ощущение тревоги. Возникнув на уровне мыслей и чувств, это состояние передается внутрь организма и запускает целую цепь реакций:

  1. В кровь вбрасывается адреналин. Под его влиянием сужаются сосуды. Это вызывает скачок давления.
  2. Тахикардия и учащенное дыхание тоже вызываются действием гормонов.
  3. В крови меняется содержание кислорода и углекислого газа — повышается первый и падает второй. Это вызывает головокружение.
  4. Переживаемый ужас вызывает потерю ощущение реальности мира вокруг (дереализацию) и отстраненность от себя самого и своих ощущений (деперсонализацию).

Система работает автоматически, запущенные процессы ведут к еще большему усилению тревоги, круг замыкается. Приступ почти всегда заканчивается так же неожиданно, как и начинался. Несмотря на остро переживаемый в течение приступа панической атаки страх приближающейся смерти, реальной угрозы жизни она не несет. Но тревога и ужас ожидания нового приступа остаются до следующей ПА.

Оставлять подобное состояние без внимания нельзя, поскольку в конечном итоге оно может вести к серьезным психоэмоциональным и физиологическим расстройствам.

Повторяющиеся приступы панических атак требуют лечения. Обычно начинают с лекарств, в частности, с разнообразных седативных препаратов. Применяют строго по назначению врача и более серьезные средства — анксиолитики, антидепрессанты, ноотропные лекарства, нейролептики.

Параллельно с медикаментозным, назначают физиотерапевтическое лечение. Физиотерапия благотворно действует на кровообращение, выводит продукты обмена, налаживает сон. Кроме того, методы физиотерапии (массаж, ванны) благодаря физическому, а часто и эстетическому удовольствию, которое получает человек, отвлекают его от тревог и тяжелых мыслей.

Работы психиатров по паническим атакам рассматривают в качестве причин приступов дисбаланс работы вегетативной нервной системы, некоторые биологические факторы. К ним можно отнести интенсивный выброс катехоламинов (норадреналина и адреналина), высокий уровень серотонина, гиперактивность центральной нервной системы, вызванную снижением уровня гамма-аминомасляной кислоты, и другие факторы. Исходя из этого, психиатрами применяется чисто медикаментозная терапия. По совету психиатра при панических атаках пациент обычно принимает препараты из группы серотониновых антидепрессантов, транквилизаторы, бета-адреноблокаторы.

Чисто психиатрический подход имеет недостаток — он является редуцированным. При симптоматической терапии может быть достигнут хороший эффект, но он держится только на протяжении приема препарата. Вслед за отменой препарата часто возвращаются симптомы и происходит возобновление приступов.

На современном этапе развития медицины роль психотерапии в лечении панических атак общепризнанна. В начале проявления расстройства психологическая помощь при панических атаках способна избавить человека от приступов даже самостоятельно, без использования медикаментов. Психотерапия панических атак и тревоги имеет множество видов и методов. Говорят, их насчитывается больше 450.

Важно! При особенно острых тревожных состояниях или отсутствия внутриличностного ресурса сочетание фармакологических методов лечения и психотерапии от панических атак будет наиболее оптимальным.

Психотерапевтическое лечение панических атак

Психотерапия панических атак условно делится на:

  • директивную — больше подходящую к зависимому типу личности, требующему руководителя и проводника;
  • недирективную — используется при работе с людьми рассудочными и образованными, интеллектуалами.

Это интересно! Психотерапевты о панических атаках утверждают, что для победы над ними нужно выработать к обстоятельствам, которые раньше провоцировали страх, совершенно противоположное отношение.

В ходе сеансов психотерапии против панических атак зачастую бывает достаточно в деталях разобрать ситуации появления тревоги и научить пациента самым простым способам ее преодоления, чтобы пациент достиг существенного облегчения. В ходе психотерапии панических атак и тревоги очень важен межличностный контакт между специалистом и клиентом. Психологи, дающие консультации по терапии панических атак, рассказывают о ситуациях, когда они выступают в роли единственного адекватного человека в окружении клиента, который способен подсказать рациональный выход из травмирующей ситуации.

Обратите внимание! Из накопленного психотерапией страха и панических атак разнообразия подходов специалист выберет наиболее подходящие, руководствуясь ситуацией и типом личности человека.

Когнитивно-поведенческий подход

Когнитивная психотерапия против панических атак особенно популярна и заслуженно считается эффективной в борьбе с этим расстройством. Курс длительный — до двадцати пяти, но не меньше семи еженедельных сеансов. Психология утверждает, что панические атаки вызываются неверным восприятием жизненных ситуаций, вызывающих необоснованное чувство страха. Психотерапевт разъясняет пациенту механизм появления тревог и страха, учит справляться с процессами их возникновения, выяснять их подлинную причину.

В ходе когнитивно-поведенческой психотерапии подверженный паническим атакам пациент получает навыки по контролю своего психофизиологического состояния, нейтрализации тревожных расстройств через подавление страха и накопления опыта управления своими чувствами. В ходе формирования этих навыков владения собственными эмоциями когнитивный подход психотерапии при панических атаках пользуется специальными упражнениями. Применяются также медитативные и дыхательные техники, приемы мышечной релаксации, ведение дневника наблюдений.

Психоанализ

При психоанализе психотерапевты лечат панические атаки глубокой проработкой внутренних личностных конфликтов. Через осознание пациентом внутриличностных аспектов его психической жизни достигается цель психоаналитической терапии — они перестают быть пугающими. Для доступа к внутреннему конфликту пациента часто используется метод переноса. Безопасное пространство терапии и взаимодействие с неосуждающим психотерапевтом позволяет человеку лучше понять себя и окружающих в эмоциональном плане, минимизирует ощущение тревоги, закаляет психику, дает контроль и возможность управления в отношении эмоциональных реакций.

Отыгрывание межличностных конфликтов человека происходит при психоанализе в отношениях с психотерапевтом. Психоанализ как вид психотерапии в лечении панических атак часто занимает больше времени, чем другие методы, но зато и характеризуется большей устойчивостью результатов.

Транзактный анализ

Лечение панических атак этим методом психотерапевты осуществляют путем глубокого и тщательного поиска зафиксированной травмирующей ситуации, которая произошла у пациента в детстве. Определяются неудовлетворенные именно в детском возрасте потребности, в итоге должна сформироваться базовая безопасность в ощущениях пациента. В результате растут сопротивляемость паническим состояниям и контроль реакции на них.

Психотерапия страха и панических атак методом транзактного анализа также занимает немало времени, поскольку работа происходит не только в зоне травмы, но и во всех жизненных сферах. Зато завершают курс стойкие и глубокие качественные изменения жизни пациента.

Гипноз

Методика классического гипноза в психотерапии от панических атак широко применяется. Погружением человека в гипнотический транс можно избавить его от страхов. Метод применим только к пациентам, на которых действует гипнотическое внушение. Результат этим методом можно получить быстро, но достижение долгосрочного эффекта им обеспечивается не всегда.

Более мягкое воздействие характерно для эриксоновского гипноза. С помощью психотерапевта человек погружается в гипнотическое состояние, чтобы разобраться с причинами приступов панической атаки, решить внутриличностные конфликты. Сеансы легко переносятся пациентами. Теоретики эриксоновского гипноза утверждают, что эта методика способна влиять на всех без исключения пациентов, каждый может войти в транс, имея такое желание.

Это интересно! Технику самогипноза можно освоить во время сеанса и использовать ее в дальнейшем без помощи профессионала, чтобы снизить уровень тревожности и избежать панических проявлений.

Больше информации о применении гипноза в лечении панических атак можно найти на канале психолога и гипнотерапевта Никиты Валерьевича Батурина

Телесно-ориентированная психотерапия

Психотерапией панических атак и тревоги при этом подходе задействованы элементы мануальной терапии. К лечению подключаются телесные ощущения пациента. Он учится прислушиваться к реакциям своего тела и отвечать его потребностям. Путем поиска мышечных зажимов и болевых точек и выяснения их связи с травмирующими ситуациями снимается защитный барьер, которым человек отгораживается от враждебного мира.

Основные применяемые методы — предварительное напряжение мышц и последующее их расслабление (релаксация по Джекобсону), а также контролируемое дыхание. Человек приобретает навыки контроля над собственным телом, что помогает снизить страх и купировать приступ. Телесно-ориентированный подход наиболее эффективен для пациентов, причиной панических атак у которых стала потеря близкого человека, острое горе, высокая нестабильность, а также неприятие своего тела.

Семейная терапия

Семейная психотерапия панических атак оценивает приступы не как состояние отдельного пациента, а как нарушение гармоничных отношений в семье. Поэтому психотерапевтической коррекции подвергаются именно семейные взаимоотношения, даже если на сеансе не присутствуют члены семьи пациента. Причиной конфликтов часто бывает неправильное полоролевое воспитание в неполной семье, отсутствие взаимопонимания в случае, если молодая семья вынуждена жить с родителями, и другие сложные ситуации.

В ходе семейной психотерапии устраняются поведенческие и эмоциональные расстройства, корректируются межличностные отношения. Для семейного психотерапевта в качестве пациента предстает не жертва панических приступов, а все члены семьи. Метод очень распространен благодаря своей высокой эффективности.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз

В основе методики лежит имитация движений глаз, которая происходит обычно в фазе быстрого сна. С помощью этой техники происходит активация естественных восстановительных психических процессов и стабилизация эмоционального состояния. Этот метод нельзя назвать распространенным, поскольку многие психотерапевты им попросту не владеют.

Нейро-лингвистическое программирование

Метод основан на утверждении, что субъективная реальность определяется убеждениями, восприятиями и поведением. Поэтому возможно изменение поведения, трансформирование убеждений в лечении травм, прежде всего психологических. В соответствии с теорией НЛП, реакция на приступ панической атаки, симптоматика которого закреплена на условно-рефлекторном уровне, может быть изменена с помощью нейро-лингвистического программирования.

Чтобы достичь этого, у пациента при посредстве психотерапевта выявляются и фиксируются все обстоятельства появления приступа ПА, после чего происходит погружение в них. Переживание такого опыта способно снизить остроту симптомов ПА в реальных жизненных ситуациях.

Гештальт-терапия

Это современное психотерапевтическое направление, которое заключается в повышении осознанности человека с целью сформировать целостную личность, наполнить и осмыслить жизнь, улучшить контакт с людьми и миром вокруг.

Гештальт-терапия рассматривает телесные реакции организмы в случае панической атаки как результат постоянного отказа пациента в его значимых потребностях. С помощью этого метода происходит выявление этих необходимых и важных потребностей, подбираются способы их удовлетворить. Это, по мнению приверженцев гештальт-терапии, приводит к полному избавлению от приступов ПА.

Как помочь себе самостоятельно

Любое лечение панических атак — медикаментозное, психотерапевтическое — не станет панацеей, если пациент не примет в нем самое активное участие. Прежде всего необходимо:

  • давать выход отрицательным эмоциям через физическую активность и занятия спортом;
  • изучить и применять дыхательные и медитативные практики, упражнения для релаксации;
  • укреплять иммунитет и нервную систему с помощью контрастного душа;
  • дать почувствовать удовольствие своему телу с помощью массажа, ароматических ванн;
  • обучаться техникам борьбы со стрессовыми ситуациями, развитию стрессоустойчивости, повышению самооценки;
  • оставить в прошлом груз переживаний и научиться получать положительные эмоции от любых проявлений окружающего мира.

И самое главное — не бояться брать на себя ответственность за собственную жизнь и все, что вокруг происходит. И вообще, по возможности ничего не бояться.

Похожие записи:

propanika.ru

Поведенческая терапия панических атак. Практика — Панические атаки

Поведенческая терапия панических атак. Практика

Автор статьи: Васильева О.Б.

Эта статья для людей, страдающих паническими атаками о целях и методах поведенческой психотерапии при паническом расстройстве.

Это продолжение статьи «Поведенческая психотерапия: причины панических атак», в которой я рассмотрела теоретические аспекты поведенческой психотерапии панического расстройства.

Многие знают о прогрессивной мышечной релаксации и о систематической десенсибилизации, которые помогают в лечении панического расстройства. Но, чтобы избавиться от приступов страха не достаточно научиться этим техникам. Кроме этого необходимо устранить предпосылки к паническим атакам. Для того, чтобы вы понимали основные направления работы с паническими атаками в поведенческой терапии, я расскажу вам о ее целях.

 

Цели поведенческой терапии панических атак

1. Уменьшить влияние стрессоров

Как бы вы не старались избавиться от приступов паники, если вы находитесь в ситуации постоянного стресса, методы поведенческой терапии будут помогать лишь временно. Если вы работаете по 14 часов в сутки без выходных, если живете вшестером в однокомнатной квартире, если вынуждены заниматься нелюбимым делом, поведенческая терапия не сработает.

Часть поведенческой терапии панических атак будет заключаться в выявлении актуальных стрессовых факторов и помощи в их преодолении.

2. Устранить то, что подкрепляет панические атаки

Грамотный поведенческий терапевт исследует то, что подкрепляет панические атаки. И способствует ослаблению подкрепителей.

Например, если подкрепитель — это забота близких, то он поможет клиенту получать тепло и любовь другим способом.

Если подкреплением является избегание ответственности и взросления, то психотерапевт поможет найти огромные плюсы в независимости и свободе.

Если подкреплением служит сохранение отношений с супругом, то терапевт поможет осознать какой ценой сохраняются отношения. Он либо поможет наладить отношения с супругом без необходимости в панических атаках. Либо поможет разорвать нездоровые отношения и будет помогать строить семью, основанную на любви и уважении, а не на жалости и чувстве вины.

Если подкрепление – это избегание неприятных ситуаций, то терапевт поможет отыскать работу, которую захочется выполнять. Возможно это будет работа домохозяйкой (домохозяином). А также научит справляться с неприятными ситуациями: научиться прямо отказывать другим, отстаивать свои интересы, противостоять с чужой агрессии и т.д.

Если подкреплением является избегание страха, психотерапевт объяснит всю опасность избегания и будет мотивировать своего клиента идти на риск.

3. Подкреплять здоровье, смелое поведение и выполнение психотерапевтических техник

Терапевт будет поощрять клиента тогда, когда симптомы будут уходить.

Психотерапевт будет поддерживать смелое поведение. Он покажет, что у смелого поведения всегда есть бонусы, которые могут приносить немало удовольствия – свобода перемещения, карьерные перспективы и возможность выбора.

Специалист будет стимулировать к выполнению психотерапевтических техник и домашних заданий.

Также психотерапевт будет обучать клиента поощрять самого себя.

4. Эмоциональное переучивание

С точки зрения поведенческой терапии панические атаки – это неприятная привычка. Еще одной целью поведенческого терапевта является разрушение привычки испытывать страх.

 

Эмоциональное переучивание

Есть три способа избавиться от привычки испытывать страх и панику.

1. Наводнение

Наводнение — это погружение «с головой» в пугающую ситуацию до окончания панической реакции без попыток выбраться или отвлечься от нее, даже мысленных. Причем не важно, происходит ли наводнение в воображении или в реальности. Можно бороться со страхом, мысленно воображая пугающие события.

Во время наводнения паническая реакция сменяется другим поведением.

Это довольно неприятная процедура, но она быстро срабатывает. Чаще всего достаточно двух-трех повторений для избавления от панических атак.

Но это достаточно жесткая техника. Поэтому она не применяется в психотерапии детей. Для ее проведения есть много условий – добровольное участие, сильная мотивация и понимание клиентом сути техники. Для участия в технике необходимо хорошее здоровье.

В поведенческой терапии панических атак она практически не применяется. Но, зато ее модификация используется в парадоксальной терапии панических атак.

Если вам не хочется испытывать все «прелести» наводнения, тогда как в известном анекдоте «пойдем длинным путем». В этом вам поможет постепенное привыкание к пугающему событию.

2. Постепенное привыкание

Другой способ преодолеть панические реакции – понемногу сталкиваться с пугающим событием. Так, чтобы реакция страха не возникала.

Например, если вы боитесь ездить на метро, то сначала можно подойти к зданию метро на расстояние 200 метров без намерения поехать. Когда получается подойти не испытывая страха, то можно приблизиться еще ближе. Так, чтобы страх не возникал. И очень постепенно планомерно приближаться к пугающей ситуации. В нашем примере – подойти к зданию на 100 метров, 50 метров, вплотную, зайти в холл, подойти к турникетам, подойти к эскалатору, съездить на нем, проехать одну станцию метро и т.д.

Такой способ преодоления страха может занимать достаточно долгое время.

Но не обязательно привыкать в реальности. Можно это делать мысленно, воображая пугающие ситуации.

В самых разных направлениях психотерапии при работе со страхами происходит постепенное приближение к пугающим ситуациям с помощью обсуждения, фантазирования, с помощью рисунка или игры.

3. Метод несовместимых стимулов

Ученые выяснили, что невозможно одновременно паниковать и испытывать другие сильные переживания. Страх не может одновременно сосуществовать со злостью, смехом, страстным любопытством или состоянием релаксации. Поэтому, чтобы преодолеть страх, нужно научиться в пугающей ситуации испытывать другие сильные эмоции. Например, в фильме «Французский поцелуй» героине Мег Райан удалось преодолеть страх полета на самолете лишь тогда, когда она разозлилась на пассажира, сидящего рядом с ней.

Для преодоления панических атак поведенческая терапия предлагает научиться методам релаксации. И в конечном итоге заменять панику состоянием релаксации.

Как в заметили, все три способа эмоционального переучивания связаны со столкновением со страхом. Разница лишь в том, делать это вы будете резко или понемногу.

При этом происходит:

  • уменьшение чувствительности к страху в пугающей ситуации;
  • привыкание к определенному уровню адреналина в крови;
  • проверка последствий столкновения с пугающей ситуацией;
  • обучение справляться с пугающей ситуацией;
  • обучение справляться со своими переживаниями.

 

Систематическая десенсибилизация

Для эмоционального переучивания поведенческая терапия предлагает провести процедуру систематической десенсибилизации. Это метод приближения к пугающей ситуации в состоянии релаксации. Ее проведение состоит из 3 этапов: обучение методам релаксации, составление иерархии страхов и десенсибилизация.

Обучение методам релаксации

Чаще всего клиентов обучают методу нервно-мышечной релаксации по Джекобсону. В процессе ее выполнения попеременно вы напрягаете и расслабляете определенные группы мышц. Эта техника эффективна и не оставляет шансов напряжению и тревоге.

Также в целях релаксации можно представлять приятные расслабляющие образы. Или вспоминать приятные события из прошлого. Для этого используются трансовые техники.

Для релаксации можно использовать дыхательные техники. Например, технику диафрагмального дыхания или технику успокаивающего дыхания.

Составление иерархии страхов

На этом этапе составляется список пугающих событий. Затем они ранжируются по силе и составляется иерархия страхов.

Десенсибилизация

Процедуру систематической десенсибилизации можно делать как в воображении, так и в реальности.

На этом этапе в состоянии релаксации постепенно предъявляются пугающие события, начиная от самых слабых. Сначала будет событие, которое оказалось первым в иерархии страхов. Как только возникает страх, воображение прекращают или уходят из пугающей ситуации. Затем клиент снова расслабляется и сталкивается с пугающим событием. Когда начинает получаться сталкиваться с первым пунктом в иерархии, не испытывая страха, переходят ко второму пункту. И так далее, пока не получиться оказываться в обстоятельствах, в которых раньше возникала паника. В процессе десенсибилизации формируется новый условный рефлекс – расслабляться при столкновении с пугающими событиями. Таким образом, происходит эмоциональное переучивание.

 

Как происходит поведенческая терапия панических атак?

Поведенческая терапия панических атак длится 10-20 встреч.

Терапевт оказывается в роли учителя.

Он дает информацию о паническом расстройстве и о методах поведенческой терапии.

Он обучает методам поведенческой терапии и проводит систематическую десенсибилизацию.

Психотерапевт помогает уменьшить влияние стрессоров на клиента.

Терапевт исследует систему подкрепления панических атак, помогает сформировать систему подкреплений здорового поведения. А также устранить подкрепители панических атак.

Во время курса поведенческой психотерапии клиент выполняет домашние задания.

 

Сочетание с другими направлениями психотерапии

Поведенческой терапии часто не достаточно для избавления от панического расстройства. Панические атаки могут поддерживаться особенностями мышления, быть результатом бессознательных конфликтов, прошлых психотравмирующих обстоятельств, служить защитным механизмом психики и т.д. Поэтому для увеличения эффективности психотерапии, используется сочетание поведенческой и иных видов психотерапии. Чаще всего применяют вместе когнитивную и поведенческую психотерапии.

 

Курс поведенческой психотерапии в записи

Сейчас можно приобрести готовые курсы поведенческой психотерапии, записанные на дисках или купить курс в интернете.

Плюсом таких курсов является то, что они доступны для тех, кто не в состоянии оплатить курс очной психотерапии. А также для тех, кто живет там, где квалифицированную психотерапевтическую помощь получить не возможно.

Недостатком таких курсов является то, что их эффективность ниже, чем при очной работе со специалистом. Записывая курс, психотерапевт ограничен. Он может дать информацию, дать задания и объяснить, как делать систематическую десенсибилизацию. Но он не может провести профессиональный анализ подкреплений, сформировать новую систему подкрепителей, не может дать клиенту обратную связь о его актуальных стрессорах. Не может модифицировать технику под нужды конкретного клиента. Кроме того, клиент должен обладать крайне высоким уровнем самодисциплины при выполнении заданий курса. А также высокой мотивацией. Потому что, если «халтурить» при выполнении заданий, позитивного результата не будет. Кроме того, есть риск того, что пользователь такого курса не правильно поймет задание. А значит не получит позитивного эффекта.

 

Плюсы и минусы поведенческой психотерапии

Плюсы:

1. Доказанная и общепризнанная эффективность.
2. Краткосрочность (в среднем 10-20 встреч).

Минусы:

1. Нужна мотивация и самодисциплина для выполнения домашних заданий. Если клиенты ленятся делать домашние задания, терапия будет малоэффективной.
2. Если панические атаки подкрепляются жизненными обстоятельствами, поведенческая терапия будет помогать лишь ограниченно. Не всегда в процессе терапии находиться возможность изменить жизненные обстоятельства.
3. Причиной панических атак могут быть не только научение и подкрепление. Иные причины могут препятствовать избавлению от панических атак:

  • Если внутри у человека буря, то методы релаксации не будут помогать. Так или иначе энергия прорвется в виде панической атаки или в виде другого симптома.
  • Если вы живете не так, как хотите. Или не с тем, с кем хочется. Или делаете не то, что хочется, то как бы вы не расслаблялись – систематическая десенсибилизация не поможет.
  • Если вам в жизни не на что опираться, вы не умеете полагаться на других и поэтому живете в тревоге, релаксация не даст вам глобального ощущения опоры в жизни.
  • Если вы боитесь смерти, релаксация вас научит лишь умело отгонять пугающие мысли. Но не позволит осмыслить эту данность человеческого существования.

 

Выводы

Поведенческая психотерапия — эффективное средство для избавления от панических атак. Но это направление психологической помощи имеет свои ограничения. Чаще всего поведенческая терапия действительно облегчает симптомы. Но полностью не излечивает.

Одной поведенческой терапии чаще всего оказывается не достаточно. Поэтому я занимаюсь интегративной, то есть комплексной психотерапией панического расстройства. При этом я руководствуюсь теорией поведенческой терапии и реализую цели, стоящие перед поведенческим терапевтом, но не обучаю технике систематической десенсибилизации и не даю домашние задания.

 

Хотите избавиться от приступов паники?
Позвоните по телефону 8-906-718-84-94 с 10.00 до 21.00 по московскому времени, чтобы начать интегративную психотерапию панического расстройства.

 

 

 

Оставить комментарий →

xn--80aqahnk.net

Психотерапия панических атак, официальная схема лечения

Панические атаки это диагноз F41.0 «Паническое расстройство». Официальная схема лечения в такой ситуации, как на западе, так и в России – это психотерапия плюс фармакология. Главный компонент в этой связке психотерапия, задача психотерапии решить психологическую внутреннюю проблему, которая и вызывает у человека панику. Задача фармакологии – понизить текущий уровень тревоги у человека и тем самым облегчить ему текущее состояние. Важно понимать что фармакология не решает проблему (потому что проблема психологическая, а не физическая), а лишь уменьшает текущий уровень тревоги, и как только вы перестаете принимать таблетки, уровень тревоги опять возрастает, и приступы паники обычно возвращаются. Чтобы этого не произошло, нужно понять и устранить психологическую причину проблемы. В легких случаях проблему можно решить вообще без фармакологии, а в тяжелых случаях без фармакологии не обойтись. Рассмотрим более подробно что такое психотерапия и фармакология.

Психотерапия панических атак

Психотерапия – это различные методы воздействия на психику с целью решить психологическую проблему человека. Существует очень много различных направлений психотерапии, большинство из них основаны на различных разговорных техниках с клиентом, но также есть методы ориентированные на работу с телом, на групповую работу с другими людьми, на работу с рисунками и т.п.
Обучение психотерапии в России это всегда дополнительное образование. В государственных ВУЗах такое обучение не проводится. На такое дополнительное обучение идут люди с психологическим или медицинским образованием. Большинство из них психологи, поэтому большинство людей способных провести психотерапию – психологи.
Очень часто люди думают, что психотерапию проводит врач психотерапевт, но это заблуждение, происходящее из-за путаницы в терминах. Врач психотерапевт это специалист в сфере постановки диагноза и подбора фармакологии к этому диагнозу, также как и психиатр. Чтобы заниматься психотерапией врачу психотерапевту (или психиатру) нужно пройти дополнительное образование в этой области. Просто учеба в медицинском ВУЗе не дает абсолютно никаких знаний в психотерапии.
Таким образом, для решения проблемы в большинстве случае нужно два специалиста. Специалист по фармакологии – это психиатр или врач психотерапевт. И специалист который будет проводить психотерапию – это как правило психолог. В тех редких случаях, когда врач закончил дополнительное образование по психотерапии достаточно одного специалиста. Также достаточно будет одного специалиста, если проблема не сложная и фармакология не нужна.

Фармакология

При панических атаках из фармакологии применяются различные психотропные препараты, направленные главным образом на снижения тревоги. Как писалось выше для подбора препаратов нужно обратиться к психиатру или врачу психотерапевту. В ряде случаев препараты вам может назначить невролог, но, как правило, он хуже разбирается в данном вопросе. Не стоит бояться обратиться за помощью к психиатру, потому что психиатр официально занимается любыми психическими проблемами, как слабыми типа неврозов, так и сильными типа психозов. А данная проблема относится к уровню неврозов. С таким диагнозом вас не положат насильно в психоневрологический диспансер, или в клинику неврозов, все происходит только по вашему желанию. Также этот диагноз не накладывает на вас какие либо ограничения в плане трудоустройства.

При панических атаках обычно назначается антидепрессант группы СИОЗС. Это наиболее современные антидепрессанты, применяемые при тревожных расстройствах на сегодняшний день. Иногда в дополнении к нему выписывают нейролептик или нормотик для усиления эффекта. Также было бы неплохо иметь под рукой транквилизатор для купирования приступа паники в случае необходимости, такой как клоназепам, феназепам или алпрозалам.

Особенности лечения панических атак в России

По официальной схеме лечения, человек должен в первую очередь обратиться к психиатру или врачу психотерапевту. Врач должен установить точный диагноз, выписать препараты, если они необходимы и направить на психотерапию – работу направленную на выявление и устранение психологических причин проблемы. И вот с последним пунктом у нас в России беда. Зачастую врачи очень мало знакомы с психотерапией, а многие вообще не верят в ее эффективность. Возможно это связано с пережитками советской системы обучения в медицинских ВУЗах. Так или иначе в абсолютном большинстве случаев о необходимости психотерапии врач ничего не скажет. И все лечение сведётся к полугодовому курсу антидепрессанта. При таком подходе не убираются причины проблемы, поэтому после прохождения курса антидепрессанты через какое то время панические атаки возвращаются.

Важно понимать, что в связке психотерапия плюс фармакология – главным является психотерапия. Фармакология только помогает обеспечить проведение психотерапии в тяжелых случаях. А для российских врачей – главное фармакология. Причем у них есть официальные инструкции, где написано, что должна проводится психотерапия, но вот в голове такого понимания чаще всего нет. Эта ситуация постепенно меняется в лучшую сторону и есть существенный прогресс, если сравнивать с тем что было раньше. Но пока что всё равно роль психотерапии в сознании врача сильно преуменьшена.

skazhistraham.net

Поведенческая психотерапия панических атак: теория — Панические атаки

Поведенческая психотерапия панических атак: теория

Автор статьи: Васильева О.Б.

Эта статья для людей, страдающих паническими атаками о причинах панического расстройства с точки зрения поведенческой психотерапии.

Читатели сайта часто просят меня дать инструкции по выполнению конкретных техник для избавления от панических атак. Но я сталкиваюсь с тем, что даже правильно выполненная техника может не сработать. Ведь лечение панического расстройства методами поведенческой терапии не сводится к использованию одной-двух техник. Техника не помогает, если нет глубокого понимания зачем она нужна и если не учитываются все нюансы ситуации. К сожалению, применение психотерапевтических методов без достаточной подготовки может дискредитировать саму идею психотерапевтической помощи и тем самым лишить человека шанса избавиться от панических атак.

Поэтому я решила написать цикл статей о разных методах психологической помощи при паническом расстройстве с целью рассказать о сути методов, их плюсах и минусах. Я хочу показать вам, что психотерапевтический процесс многогранен и сложен.

Надеюсь, что вдумчивый читатель сможет разобраться в нюансах лечения и выберет для себя подходящее направление психотерапии. А также придет к психологам и психотерапевтам подготовленным, имея реалистичные ожидания.

В первых двух статьях я расскажу о поведенческой психотерапии:

  • о точке зрения бихевиористов на причины панических атак;
  • о целях поведенческой психотерапии панического расстройства;
  • о конкретных техниках, применяемых для лечения панического расстройства;
  • о плюсах и минусах поведенческой терапии;
  • о сроках поведенческой терапии;
  • об особенностях курсов поведенческой психотерапии в записи.

Я постараюсь рассказывать о поведенческой психотерапии простым языком. Но познакомлю вас с несколькими терминами.

О поведенческой психотерапии

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия – одно из направлений психологической помощи, основанное на научных трудах И.П.Павлова, Б.Ф. Скиннера, Дж.Б. Уотсона и других ученых. Бихевиоризм изучает формирование поведения человека и животных. Теории поведенческой психотерапии получили подтверждение с помощью множества научных экспериментов, а практические методы неоднократно доказывали свою эффективность.

Поэтому в множестве медицинских учебников это направление рекомендовано к использованию для лечения панического расстройства.

 

Причины панических атак в поведенческой психотерапии

С точки зрения поведенческой психотерапии панические атаки – результат неправильного научения и подкрепления.

1. Условный рефлекс

Одной из причин панических атак может быть сформированный условный рефлекс. Да-да! Такой же, как у знаменитой собаки Павлова.

Первоначальный приступ мог быть спровоцирован безусловным стимулом. Им может быть стресс, физические нагрузки, сильные переживания или усталость.

Например, вы последние недели готовились к экзаменам. Нервы были на пределе и накопилась усталость. А вчера вы сдали экзамены, а потом перебрали со спиртным. Чтобы прийти в себя и поехать на собеседование утром вы выпили много кофе.

По дороге на собеседование в метро возникли эти симптомы. Если вы помните о предыдущих нагрузках, то сердцебиение, слабость и головокружение будут для вас вполне объяснимы. Но, если забыли, то вы могли испугаться, что симптомы возникли из-за пребывания на эскалаторе, в замкнутом пространстве или в присутствии большого количества людей. Закрепляется условный рефлекс. Теперь для запуска панической атаки уже не нужно ничего, кроме условного стимула – эскалаторов, людей и замкнутого пространства. Теперь уже в самом хорошем состоянии в метро вам будет плохо.

Так, вполне безобидные вещи могут стать условным стимулом и запускать приступы. Например, это люди в форменной одежде, необходимость ждать или заговорить с незнакомым человеком. Но еще чаще условным стимулом становятся собственные мысли. Например: «Сейчас мне станет плохо». И, вуаля! Вот они симптомы паники!

2. Подкрепление панических реакций

Условный рефлекс – это не единственный способ формирования панических атак. Панику может вызывать и поддерживать подкрепление, которое появляется сразу после панической атаки.

Подкрепление может быть позитивным. В этом случае после приступа происходит что-то приятное.

Если человек болеет и страдает, то ему сочувствуют и о нем заботятся. Это подкупает. Иногда бывает, что болезнь или панические атаки – это единственная возможность получить от других тепло, заботу и любовь. Не удивительно, что в этой ситуации панические атаки не уходят.

Чтение форумов о панических атаках, о вегето-сосудистой дистонии и других медицинских проблемах тоже замечательно подкрепляет симптомы паники.

Еще чаще встречается негативное подкрепление панических атак, когда появляется возможность избежать чего-то неприятного. Такое облегчение является очень сильным стимулом, поддерживающим панические атаки.

Вот несколько негативных подкрепителей:

  1. Паническая атака дает возможность прекратить заниматься нелюбимым делом. Например, уволиться с ненавистной работы, бросить тяготящую учебу, уйти со скучной вечеринки.
  2. Можно избежать взросления, оставаться в роли ребенка, жить в родительском доме и не решать взрослых проблем.
  3. Можно отказаться от руководящей должности, чтобы избежать стыда и позора от собственного несовершенства.
  4. Можно отказаться от секса с девушкой и тем самым исключить риск фиаско.
  5. Можно сохранять хрупкие отношения с мужем, который непременно ушел бы от вас, будь вы уверенной в себе и здоровой женщиной.
  6. Избегание пугающих ситуаций также может быть негативным подкреплением. Почему? Например, избегая ездить на метро, вы не испытываете больше паники и неприятных симптомов. Возникает большое искушение вовсе отказаться от поездок. Но в этом случае не остается никакой возможности убедиться, что поездки не страшны. И, соответственно, избавиться от страха.

Это не полный список подкреплений. В каждом случае они свои. Иногда такие подкрепления называют вторичными выгодами от панических атак.

 

3. Генерализация страха

Страхам свойственно разрастаться. Это было показано в эксперименте Дж.Уотсона с маленьким Альбертом.

В эксперименте у маленького ребенка Альберта сформировали условный рефлекс на вид белой крысы. Экспериментаторы обнаружили, что ребенок стал бояться похожих на крысу вещей – кролика, шубы, бороды Деда Мороза.

Похожим образом сначала можно испугаться в метро, затем страх распространяется на поездки на любом общественном транспорте, затем на поездки в автомобилях, затем на прогулки, а в конечном итоге – на то, чтобы выйти из дома.

Избегание усиливает генерализацию страха. При уклонении от пугающих ситуаций их количество увеличивается как снежный ком. Это происходит потому, что при избегании нет возможности преодолевать страхи: проверять так ли пугающие ситуации опасны, научиться справляться с ними и со своими переживаниями.

 

4. Моделирование поведения других людей

Склонность к тревоге заразительна. Если перед вашими глазами всю жизнь был боязливый человек, то вы от него научились тревожиться.

У многих людей с паническими атаками был очень тревожный родственник. Чаще всего это мама, которая во всем привыкла видеть опасности. Недавно наблюдала на улице следующую картину. Тревожная мама говорила своему двухлетнему ребенку: «Не лезь – голову расшибешь! Не беги – споткнешься! Не трогай – заболеешь!». Так ее ребенок учится тревожиться и во всем видеть опасности.

Но не обязательно мама должна явно говорить об опасностях. Иногда ее тревожность проявляется не прямо, а через стремление все всегда контролировать. Такая мама многое запрещает, ее ребенок загружен занятиями в секциях, она долгое время проверяет уроки у своего ребенка. А с подросткового возраста сверхконтроль с ее стороны становится мучительным. Стремление к сверхконтролю и, лежащий в его основе страх, могут передаться ребенку.

5. Научение на своем и чужом опыте

Свой собственный опыт также может быть источником страхов. Если в детстве вы были предоставлены сами себе и вам давали слишком мало поддержки, то вы убедились, что на других людей не стоит полагаться. Недоверие к другим увеличивает тревогу.

Часто панические атаки появляются после смерти близкого человека, например от сердечного приступа или инсульта. Тогда они могут отражать ваше опасение умереть при сходных обстоятельствах.

Но не обязательно это должен быть пример родственника. В современном мире повсюду информация о подстерегающих опасностях. Вы можете увидеть по телевизору программу об инфарктах. Вы можете прочитать на форуме как утомителен уход за пережившим инсульт лежачим человеком, какой обузой он становится для родственников. Или соседка расскажет вам о несчастном случае. И этого будет достаточно, чтобы возникли серьезные опасения.

Из следующей статьи «Поведенческая терапия панических атак. Практика» вы узнаете о целях, методах и техниках поведенческой психотерапии.

 

Хотите избавиться от приступов паники?
Позвоните по телефону 8-906-718-84-94 с 10.00 до 21.00 по московскому времени, чтобы начать психотерапию панического расстройства.

 

 

 

Оставить комментарий →

xn--80aqahnk.net

Психотерапия панических атак | | Псиград

Аннотация: Обследовано 20 пациентов с целью диагностики у них проявлений приступов панических атак (ПА). Первичное обследование проводилось с помощью клинического интервью и психодиагностических тестов. У всех обследованных пациентов выявлены соматические проявления ПА, в сочетании с повышенными показателями личностной и реактивной тревожности. После опроса и тестирования пациентам была предложена психотерапевтическая работа с психологом, а также обучение релаксационным приемам. Полученные результаты диагностики и краткосрочной психотерапии могут быть полезны для терапии и профилактики панических тревожных состояний.

Ключевые слова: тревога, страх, паника, интегративная психотерапия, релаксация.

Введение.
Современные условия жизни людей характеризуются повышением уровня напряжения в различных сферах жизни и способствуют увеличению количества лиц с различными невротическими расстройствами, среди которых значительный удельный вес имеют пациенты с паническими атаками [1-6]. Паническое расстройство введено в МКБ – 10 (код F41.0) и охватывает 4% населения [6].

Паническая атака (ПА) – иррациональный, неуправляемый, интенсивный, истязающий приступ панической тревоги, сопровождающийся различными соматическими и психологическими симптомами, имеющий когнитивный и поведенческий эффекты [3,6-8].

В клинической практике приступы панических атак могут быть описаны также терминами: «вегетативный криз», «симпатоадреналовый криз», «вегетососудистая дистония с кризовым течением», «нейроциркуляторная дистония», «кардионевроз», что отражает тесную связь панических расстройств с сбоями в работе вегетативной нервной системы [8]. Из клинических наблюдений известно, что паническое расстройство обычно не ограничиваются однократным приступом паники. Испытанный первый эпизод мучительных ощущений откладывается в подсознании человека, что ведет к возникновению страха «ожидания» повторения приступа, и, в свою очередь, может спровоцировать возникновение новых панических атак. При этом многочисленные исследования не показывают какую-либо серьезную соматическую патологию [3,7].

Виртуальный источник страха, который присутствует только в голове клиента, связан с внутренними переживаниями страдающих этим тревожно-фобическим расстройством, может вызывать крайне неприятные и тягостные телесные ощущения. Реакции вегетативной нервной системы готовят тело к энергичным действиям, к отражению надуманной опасности (по типу реакция «бей»/»беги»). В результате происходит увеличение частоты сердцебиений (тахикардия), более интенсивным становится дыхание (гипервентиляция), усиливается потоотделение, может появиться ознобоподобная дрожь, одышка, головокружение, повышение артериального давление и другие вегетативные проявления, сопровождающие страх [3,7,8]. Схематически приступ панического страха можно представить в следующей последовательности: Чувство внутреннего напряжения, дискомфорт → алогичный интенсивный страх → выброс адреналина в кровь → возникновение панической тревоги → еще большее производство надпочечниками и выброс адреналина → паническая атака [7-10]. Не смотря на многочисленные исследования, проясняющие характер возникновения панических атак, а также множество предлагаемых медикаментозных и психотерапевтических способов лечения ПА, до настоящего времени актуальным является поиск эффективных психотерапевтических способов совладания с этой пограничной психической патологией. Целью данной работы явилось описание опыта краткосрочной амбулаторной психотерапевтической работы с клиентами с ПА, при которой основной задачей являлось обучение пациентов умению справляться с паническим расстройством для повышения качества их жизни и улучшения самочувствия.

Материалы и методы.

Для исследования были выбраны 20 пациентов с ПА (12 женщин и 8 мужчин), обратившиеся за амбулаторной психолого-психотерапевтической помощью в психологический центр при Ассоциации Психологов и Психотерапевтов Республики Молдова (АППМ). Возраст пациентов составлял от 17 до 44 лет. Среди обратившихся за помощью преобладали лица молодого возраста (до 30 лет), составившие более 2/3 от общего числа пациентов с ПА. Все 20 человек прошли психологическое тестирование, включавшее Шкалу тревоги Шихана, Шкалу Цунга для самооценки тревоги, клиническое интервью, подтверждающее наличие тревожно- фобического расстройства, а также опросник на личностную и реактивную тревогу Спилбергера-Ханина, который давался в динамике на протяжении курса терапии. На протяжении всего курса терапии – 5-6 недель — все 20 чел. проходили психотерапию 3 часа в неделю (3 встречи в неделю) и выполняли домашние задания по самонаблюдению и обучению релаксации. В работе был использован интегративный подход с использованием когнитивно- поведенческой и телесно-ориентированной терапии, арт-терапевтических техник, эриксоновского гипноза, а также ряда других психотерапевтических техник.

Результаты и обсуждение.

В проведенном нами исследовании основное внимание направлялось на изучение интенсивности панического расстройства, а также составление схемы коррекции этого состояния, с проведением курса психотерапевтических занятий, направленных на уменьшение интенсивности (а в дальнейшем — и на исчезновение) выявленных тревожно-фобических расстройств, что в итоге сказывалось на улучшении самочувствия и повышении качества жизни. Полученные при первичном опросе жалобы и анамнестические сведения, а также данные анкетирования подтвердили наличие у клиентов психологических и соматических симптомов, типичных для панических расстройств невротического регистра. Психологическое тестирование с использованием шкалы тревоги Шихана и шкалы Цунга для самооценки тревоги подтвердило наличие у испытуемых показателей, типичных для тревожно-фобических расстройств. Результаты тестирования опросником Спилбергера-Ханина указали на наличие у всех 20 человек повышенного уровня личностной и реактивной тревожности. Всем 20 обследованным после психологического тестирования и опроса было предложено пройти индивидуальные сессии с психологом /психотерапевтом в режиме 3-х встреч в неделю в течение 5-6 недель. Помимо этого, пациентам давались домашние задания по самонаблюдению и закреплению навыков обучению релаксации. Общий курс занятий включал от 15 до 18 амбулаторных сессий продолжительностью от часа до полутора часов. Проведенные сессии с психологом/психотерапевтом базировались на интегративном психотерапевтическом подходе. В каждом отдельном случае по показаниям (с учетом личностных особенностей пациентов и специфики психологических переживаний) использовались психотерапевтические техники, включающие различные элементы когнитивно– поведенческой, телесно-ориентированной терапии и эриксоновского гипноза, арт-терапию, позитивную терапию, техники психомышечной релаксации и элементы аутотренинга [5,7,9,11-19] .

Большая часть сессий содержала упражнения по уменьшению имеющегося напряжения и отреагированию эмоций, обучение релаксационным приемам с умением встраивать их в повседневную жизнь, работу со страхами, а также обучение умению переключаться с негативных переживаний на позитивные. Естественно, что психотерапевтическая работа, начиная с первых сеансов, была возможна только после выстраивания комфортного и безопасного терапевтического пространства, с созданием и поддержкой эффективного рабочего альянса между психологом/психотерапевтом и пациентом с ПА, и постоянно поддерживаемой обратной связью. Как уже отмечалось выше, в работе был использован интегративный подход с использованием когнитивно — поведенческой и телесно-ориентированной терапии, арт-терапевтических техник. Фокус воздействия этих методик был направлен на осознание и коррекцию ограничивающих моделей мышления и поведенческих привычек, запускающий приступ паники. При этом в отношении всех 20 пациентов с ПА был использован определенный поэтапный алгоритм психотерапевтической работы, включающий следующие стадии:

1. Вербализация переживаний при ПА. Первичный анализ имеющихся при ПА расстройств. В начале психотерапевтической работы и в дальнейших сессиях нами активно поощрялось проговаривание пациентами своих переживаний. Вербализация переживаний могла способствовать частичному снижению напряжения, и помогала лучше осознавать своей личный вклад в возникновение и провоцирование приступов ПА.

2. Исследование когнитивной сферы пациентов с ПА. На этой стадии работы акцент делался на исследование когнитивных особенностей пациентов. Проводился анализ мыслей, которые присутствуют в повседневной жизни клиента, выявление негативных мыслей, особенно тех мыслей, которые запускают вегетативную реакцию.

3. Обучение распознаванию симптомов, характерных для разных этапов ПА. Эта стадия терапии способствовало лучшему пониманию последовательности возникновения ПА. Пациент обучался отслеживанию этапов развития панического приступа, отмечая те симптомы, которые появляются по ходу возникновения ПА.

4. Обучение распознаванию сигнального симптома ПА. Акцент работы здесь направлялся на выявление самого раннего симптома («сигнального симптома»), который указывает на начало панической атаки.

5. Переключение внимания. На этой стадии пациенты осваивали навыки переключения внимания с негативных переживаний на позитивные.

6. Обучение релаксации. Пациенты с ПА осваивали различные релаксационные приемы, включающие управление мышечным тонусом, в сочетании с приемами регуляции дыхания. Проводилось обучение «седативному дыханию» с удлиненным выдохом.

7. Встраивание релаксации в повседневную жизнь. На этой стадии терапии пациенты закрепляли полученные в ходе занятий умения, и систематически использовали релаксационные навыки при различных жизненных ситуациях.

8. Включение навыков релаксации в схему панического приступа.

При регулярном использовании умений распознавать начало ПА и освоении релаксационных навыков становилось возможным управление своим самочувствием, и предотвращение развития приступов панических атак. В процессе нашей работы у обследованных вырабатывалась и фиксировалась новая модель убеждений и поведения. При появлении панической тревожности купированию симптоматики ПА способствовали как полученные в ходе курса терапии релаксационные навыки, так и освоенные навыки регуляции самочувствия за счет самовнушения с помощью аутотренинга [15,18,19].

Определенную роль в повышении внутренних ресурсов, уменьшении тревожности сыграли и применяемые в ходе терапии ресурсные эриксоновские трансы («путешествие за ресурсом», «путешествие в мир покоя и комфорта», «старые и новые ресурсы»), а также рисуночные арт-техники (рисунки страха и состояния уверенности; «силуэт чувств»; триптихи «я-обычный»/»я-впанике»/»я-преодолевший страх»; «мое ресурсное состояние»; «мир гармонии и покоя»), и сеансы музыкотерапии.

Динамическое наблюдение в процессе терапевтической работы показало постепенное улучшение самочувствия у всех 20 человек с ПА, с урежением и исчезновением панических приступов. Субъективно у обследованных отмечалось уменьшение тревожности, постепенное освоение навыков управления своим самочувствием, укрепление уверенности в себе. Соматические симптомы в течение 5-6 недель терапии постепенно исчезли. Данные повторного психологического тестирования тестом Спилбергера-Ханина показало снижение уровня ситуативной тревожности. Таким образом, спустя 5-6 недель после начала терапии отмечено снижение интенсивности/или исчезновение панического расстройства и улучшение качества жизни у всех 20 пациентов с ПА. Для закрепления навыков управления своим самочувствием и поддержки полученных в ходе терапии умений саморегуляции пациентам было предложено продолжение посещения индивидуальных занятий с психологом в Центре АППМ в поддерживающем режиме (1-2 раза в месяц) в течение года с момента начала терапии. Более половины из обследованных (16 из 20 чел.) были настроены на продолжение занятий с психологом для продолжения работы по различным индивидуальным запросам, связанным в основном с темой личной успешности и уверенностью в себе.

Заключение.

Успешная психотерапия лиц, страдающих паническими расстройствами невротического регистра может базироваться в первую очередь на использовании интегративного подхода с учетом личных особенностей пациентов и особенностей проявления симптоматики ПА.
При появлении панической тревожности отмечена целесообразность оказания психолого-психотерапевтической помощи, направленной на купирование имеющейся симптоматики и обучение специальным релаксационным и ресурсным приемам.
Полученные в ходе данного исследования результаты могут быть полезны при разработке психокоррекционных программ в работе с пациентами с тревожными паническими состояниями.

References:
1. Francesetti G (2007) Panic attacks and postmodernity. Geshtalt therapy between clinical and social perspectives. / Insituto di gestalt H.C.C., Italy. FrancoAngeli., 2007. – 264 p.
2. Frenkel’ YA (2010) Psihologiya straha. — M.; Profit Stajl, 2010. — 272 p.
3. (2015) Klinicheskie rekomendacii po diagnostike i lecheniyu panicheskogo rasstrojstva i generalizovannogo trevozhnogo rasstrojstva. Proekt. – M., Rossijskoe obshchestvo psihiatrov. 2015. — 49 p.
4. (2008) Klinicheskoe rukovodstvo po psihicheskim rasstrojstvam / pod red. D.Barlou.- SPb.: Piter, 2008. рр.18-102.
5. Nardone G (2008) «Strah, panika, fobiya: Kratkosrochnaya terapiya» (Per.s angl.) — M.: Psihoterapiya, 2008. – 352 p.
6. (2017) Mezhdunarodnaya klassifikaciya boleznej 10-go peresmotra (MKB-10) Elektronnyj spravochnik MKB-10. 1990-2017. Kody diagnozov, poisk po kodu i nazvaniyu bolezni. Available: http://www.mkb10.su/ (Accessed: 26.06.17)
7. Holmogorova AB, Dovzhenko TV, Garanyan NG (2017) Chto takoe panicheskoe rasstrojstvo i kak ego lechit’. Posobie dlya pacientov. -M.: Moskovskoe NII psihiatrii MZ RF. Available:
http://psihoterapijadljavseh.ru/pluginAppObj_3740/panika_posobie.pdf (Accessed: 26.06.17)
8. (2000) Vegetativnye rasstrojstva: Klinika, lechenie, diagnostika. / Pod red. A. M. Vejna. — M.: Medicinskoe informacionnoe agentstvo, 2000. — 752 p.
9. Кovpak DV (2007) Kak izbavit’sya ot trevogi i straha. Prakticheskoe rukovodstvo psihoterapevta — SPb.:, Nauka i tekhnika. 2007.- 240 р.
10. (2012) Rannyaya diagnostika trevozhno-fobicheskih rasstrojstv u podrostkov v obshchemedicinskoj praktike. Metodicheskie rekomendacii — SPb.:, Izd. centr NIPNI im.VM.Bekhtereva. — 2012.-23 р.
11. Ginsburg MR, Yakovleva EL (2015) Eriksonovskij gipnoz: Sistematicheskij kurs. M.; Nezavisimaya firma «Klass». 2015.- 264 p.
12. Goloshchapov A (2016) Trevoga, strah i panicheskie ataki. Kniga samopomoshchi. — M.:IG «Ves’», 2016. — 130 p.
13. Gordeev MN (2015) Fundamental’noe rukovodstvo po eriksonovskomu gipnozu. M.; Psihoterapiya.- 2015.- 357 p.
14. Kiseleva MI, Kulganov VA (2014) Art-terapiya v psihologicheskom konsul’tirovanii. Uchebnoe posobie. SPb.: Rech’, 2014. — 64 р.
15. Krejz R (2002) Relaksaciya (Per.s angl.) — M.: Fair-press..- 256 р. 16. Prashko YA, Mozhny P, Shlepecki M, et al. (2015) Kognitivno-bihevioral’naya terapiya psihicheskih rasstrojstv. – M.: Institut obshchegumanitarnyh issledovanij, – 1072 p.
17. (2000) Rukovodstvo po telesno-orientirovannoj terapii. — SPb.: Rech’, — 256 р.
18. Shojfet MS (2010) Psihofizicheskaya samoregulyaciya. Bol’shoj sovremennyj praktikum. — M.: Veche, — 678 p.
19. Shul’c IG (1985) Autogennaya trenirovka / (per. s nem.) — M. : Medicina, — 32 p.

Автор: Есаулов Владимир Игоревич

psygrad.moscow

Когнитивная психотерапия панических атак. Теория — Панические атаки

Когнитивная психотерапия панических атак. Теория

Статья подготовлена Васильевой О.Б.

 

В этой статье описана теория когнитивной психотерапии панических атак. Из нее вы узнаете о замкнутом круге паники, о закреплении привычки к панике, а также о мыслях и убеждениях, приводящих к панике.

С точки зрения когнитивной психотерапии панические атаки – результат логических ошибок в мыслях и убеждениях человека. Во время первого панического приступа ошибки в мышлении приводят к замкнутому кругу паники.

 

Первый приступ паники

Как правило, первая паническая атака начинается с физиологической реакции организма на стресс, алкоголь, жару, переутомление, недосыпание и т.д. В результате этих факторов начинается сильное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, слабость и другие симптомы панических атак. В этот момент не удается остановить симптомы.

Если для вас причина сердцебиения, головокружения или слабости не очевидна, то невольно возникают мысли:

«Что со мной? А вдруг это что-то серьезное?»

И, незамедлительно в голову приходит один из ответов:

«Это сердечный приступ»
«Это инсульт»
«Это анафилактический шок»
«Я схожу с ума»
«Я задыхаюсь»
«Я падаю в обморок»
«Это признак серьезной болезни»

Неудивительно, что эти мысли пугают. При страхе вырабатывается адреналин, который провоцирует усиление телесных симптомов и вызывает появление новых.

Новые симптомы подтверждают верность предыдущих мыслей.

Вслед за этим появляется катастрофическое предсказание:

«Я умру»

Страх все больше превращается в панику, вызывая выброс новой порции адреналина. Симптомы нарастают. В свою очередь возникает мысль:

«Я точно умираю»

Спираль паники закручивается.

Так образуется замкнутый круг паники, включающий в себя симптомы, мысли, страх и выброс адреналина. После первого приступа вы хорошо запоминаете панику и симптомы, но вызвавшие их мысли не остаются в памяти.

 

Другие приступы

В следующий раз для развития панической атаки уже не нужен ни стресс, ни усталость. Достаточно прислушаться к своему телу. Или вспомнить прошлые панические атаки. Катастрофическая интерпретация ощущений в теле или воспоминания о панике – то есть мысли приведут к страху, выбросу адреналина и телесным симптомам. То есть, к уже знакомому вам замкнутому кругу паники.

Мысли во время паники, как правило, не запоминаются. Их трудно сформулировать. Но, именно они превращают небольшой страх в сильную панику. Такие мысли называются автоматическими.

 

Автоматические мысли

Автоматические мысли – это часть внутреннего диалога. Та его часть, которая не связана с целенаправленным логическим мышлением. Напротив, автоматическое мышление спонтанно, нелогично и обрывочно.

Автоматические мысли, как в примерах выше, могут появляться в виде фраз. А могут появляться в виде пугающих образов. Например, возникнет мысленная картина, что вы под завывание сирены едете на скорой помощи в больницу.

Автоматические мысли быстры, мимолетны и свернуты. Иногда мысленно звучит: «Ужас!» Стоит больших усилий понять, что значит это слово и что именно вас пугает.

Автоматические мысли плохо осознаются, но влияют на ваши эмоции и поведение.

Они воспринимаются как истина, не подвергаются сомнению.

Чаще всего автоматические мысли не дают повода для паники. Паника появляется только тогда, когда автоматические мысли содержат специфические логические ошибки. Определенные когнитивные ошибки в мыслях вызывают страх. И, замкнутый круг паники вновь запускается. О типичных ошибках в мышлении читайте в статье «Когнитивные ошибки во время панических атак».

С каждым новым приступом появляются новые, все более катастрофические автоматические мысли. Если ничего с ними не делать, то приступы будут усиливаться.

Во время психотерапии автоматические мысли распознаются, обнаруживаются когнитивные ошибки, и происходит работа с этими ошибками.

Но не только автоматические мысли ответственны за тревогу. Есть более глубокий и устойчивый уровень мышления – убеждения.

 

Убеждения

Если автоматические мысли мимолетны, то убеждения составляют устойчивую систему координат, по которой вы ориентируетесь в мире. Убеждения включают в себя описание мира, себя, других людей, правил, запретов и причинно-следственных связей.

Убеждения появляются в детстве и основываются на жизненном опыте. Со временем они могут меняться, но без психотерапии довольно медленно. Так же, как автоматические мысли они слабо осознаются и не подвергаются критическому переосмыслению.

Большинство убеждений упрощают жизнь. Но те убеждения, которые включают в себя когнитивные ошибки, часто связаны с психологическими проблемами, например с тревожностью и паническими атаками.

Вот примеры таких убеждений:

«Мир – опасное место»
«Я слаб, беззащитен, беспомощен»
«Если я покажу другим свою слабость, то меня отвергнут»
«Люди равнодушны. Если мне станет плохо, посторонние люди не помогут мне»

Подобные убеждения призваны описывать реальность. Возможно, это описание частично соответствует реальности вашего прошлого. Но, все они содержат такую ошибку, как чрезмерное обобщение. Пока вы верите в подобные убеждения, вы будете продолжать тревожиться.

В психотерапии происходит выявление глубинных убеждений, связанных с паническими атаками и выработка новых убеждений, безошибочно описывающих реальность.

 

Когнитивная модель

Итак, автоматические мысли и убеждения влияют на ваше эмоциональное состояние, физиологические реакции и поведение.

Автоматические мысли, как правило, запускает какая-то ситуация. Например, вы прислушались к себе и обратили свое внимание на сердцебиение.

В ответ на это происходит мало осознаваемый внутренний диалог. В голове проносится ряд мыслей. Они появляются не сами по себе, а основываются на вашей системе убеждений. Например, таких убеждений:

«Часто молодые люди умирают от инфаркта»
«Сильное сердцебиение чревато инфарктом»

После того, как вы прислушались к себе, может произойти примерно такой внутренний диалог:

«Как сейчас стучит сердце? Вроде нормально. А что, если опять начнет колотиться? Да, кажется колотиться сильнее. Надо измерить пульс. Пульс 120! Это ненормально! Вдруг это инфаркт? Вполне может быть. Когда у деда случился инфаркт, его пульс был таким-же. Ужас! Дыхание перехватило. Как мне плохо! В груди болит. Мне все хуже! Что делать? Скорую!!! Вдруг она не успеет? Вдруг врачи не помогут? Да, могут не помочь! Тогда я умру!!! Как плохо!!! Совсем хреново!!!!! УМИРААААЮ!!!!!!!!!!!!!!!»

Такой внутренний диалог провоцирует страх, который затем превращается в панику. Тем временем появляются телесные симптомы, например — сердцебиение, потливость и ощущение нехватки воздуха. Кроме того, во время панического приступа вы вызываете скорую или стремитесь к уединению. То есть меняется и ваше поведение.

Таким образом, мысленный диалог может вызывать эмоциональные, физиологические и поведенческие реакции.

Происходящее во время приступа можно представить в виде схемы:

 

 

Панические приступы могут возникать в ответ на самые разные ситуации. Например, паника начинается после того, как ваш друг пригласил вас сходить в кафе со своими приятелями. Или после того, как начальник сказал, что задерживает вашу зарплату. Или стоя в очереди. В каждом случае возникает свой вариант внутреннего диалога.

В процессе когнитивной терапии выявляются ваши индивидуальные автоматические мысли, убеждения, а также логические ошибки в них. Вы узнаете идеи, которые помогают противостоять паническим приступам. Вы учитесь справляться с катастрофическим мышлением.

О процессе когнитивной психотерапии читайте в статье «Когнитивная терапия панических атак. Практика».

 

Хотите избавиться от приступов паники?
Позвоните по телефону 8-906-718-84-94 с 10.00 до 21.00 по московскому времени, чтобы начать интегративную психотерапию панического расстройства.

 

 

 

Оставить комментарий →

xn--80aqahnk.net

Психоаналитическая терапия панических атак

С общими принципами и основными направлениями лечения панических атак можно познакомиться в статье «Панические атаки. Симптомы. Лечение»

В последнее время, когда стали доступны медикаментозное лечение панических атак и краткосрочные методы поведенческой терапии велико искушение выдать желаемое за действительное, а именно рассматривать приступы тревоги как исключительно нейрохимические и поведенческие нарушения, оставляя без внимания межличностный контекст и глубокие внутренние причины их возникновения. Взгляд на панические атаки как на нарушение биохимии мозга или патологический условный рефлекс значительно комфортнее и безопаснее. Но не оказываемся ли мы в положении человека, ищущего потерю, где светло, а не там, где потерял?

Такой подход упрощает картину и эффективен лишь в ограниченных случаях.

Несмотря на внешние преимущества легкодоступных методов лечения панических атак, более затратные варианты остаются не менее, а порой, более актуальными.

Психотерапия тревожных состояний на фоне острой травмы

Мне хотелось бы начать обсуждение этой темы с нескольких небольших иллюстраций, которые показывают явную связь приступов тревоги с психотравмирующими обстоятельствами.

Часть пациентов, которых мне приходилось консультировать по вопросам приступов тревоги, обращались после травматических событий, сопровождавшихся угрозой жизни и здоровью, таких как нападения, ДТП, аварийная посадка самолета.

Состояния тревоги со всеми сопутствующими симптомами, такими как сердцебиение, головокружение, повышенное потоотделение приходили всякий раз при мыслях о случившемся или при сходной/напоминающей о событиях ситуации (место нападения, необходимость садиться в машину и т.д.). У всех этих пациентов было сознательное представление о связи приступов тревоги и пережитой ими травмы.

Психотерапия во всех этих случаях была краткосрочной — от одной встречи до трех месяцев и весьма успешной: симптомы тревожного состояния достаточно быстро уменьшались и сходили на нет, люди могли вернуться к повседневным делам. Думаю, важным фактором такой терапии является время, т.е. большинство людей справляется  с такого рода состояниями самостоятельно, без помощи специалистов, просто успокаиваясь чем дальше, тем больше, «время лечит».

Однако в некоторых из упомянутых мною случаев психотерапия, кажется, была важным и необходимым условием улучшения состояния. Например, в одном случае речь идет о нападении с целью ограбления. На фоне острого стресса у пациентки обострились проблемы с сахарным диабетом, и уровень сахара не нормализовался на фоне медикаментозного лечения. Пациентка обратилась через два с половиной месяца после нападения и буквально после первой встречи ее эмоциональное и соматическое состояния стали заметно улучшаться, что позволяет достаточно уверенно говорить, что изменения были связаны с обращением к психотерапии и восстановившейся способностью регулировать собственную тревогу.

В другом случае пациентка обратилась несколько месяцев после аварийной посадки самолета, которая произошла во время возвращения из отпуска. Помимо общего тревожного состояния у нее появились проблемы со сном (она с трудом засыпала и 2-3 раза в неделю просыпалась посреди ночи в холодном поту), проблемы на работе (она не могла сосредоточиться на выполнении своих повседневных обязанностей) и сложности в передвижении на автомобиле (поездки стали тревожными, и если за рулем или на заднем сиденье еще были приемлемы, то тревога на переднем пассажирском месте была почти непереносима). После двух месяцев работы ее состояние значительно улучшилось и, как мне впоследствии стало известно, последующие полеты не доставляли ей больших проблем, хотя на момент обращения даже мысли о них вызывали сильную тревогу.

Психотерапия во всех упомянутых выше случаях была краткосрочной и достаточно успешной, что во многом обусловлено а) наличием сознательной связи симптомов с травматическими событиями, б) небольшой временной удаленностью травматического события — обращения за помощью были в первые несколько месяцев после появления симптомов, в) сравнительно невысокой интенсивностью психотравмирующей ситуации — никто из пациентов не находился в длительных условиях угрозы жизни, как например участники боевых действий, никто не оказался без крыши над головой, как жертвы стихийных бедствий, не лишился здоровья и не понес существенных физических травм. Так же, как фактор, способствующий более быстрой адаптации и возврату к нормальной жизни, можно назвать наличие социальной поддержки со стороны близких.

Психологическая помощь в данном случае направлена скорее на восстановление нарушенной регуляторной функции психики, чем на разрешение внутрипсихических конфликтов, так же способных стать причиной появления весьма болезненных симптомов тревоги.

Психотерапия при панических атаках

Однако, в ряде случаев ситуация не столь прозрачна, и от пациента и психотерапевта требуется большая проницательность и готовность к более длительной работе, чтобы разобраться в причинах тревожных состояний или приступов паники.

Приступы тревоги, которые описаны в литературе как панические атаки и агорафобия, в большинстве случаев развиваются вне связи с острыми психотравмирующими обстоятельствами, по крайней мере, при первых визитах пациенты о них не рассказывают. Однако, если психотерапевт будет внимателен к рассказам своих пациентов и сможет передать эту заинтересованность обратившемуся за помощью человеку, приступы панического страха уже не будут казаться им обоим отдельными симптомами, совершенно не связанными с остальной жизнью пациента. Понимание смысла собственных симптомов открывает возможность изменений и большего контроля собственного состоянием и восстановлению способности к саморегуляции.

Несмотря на уникальность и неповторимость каждого отдельного случая нетрудно заметить одну особенность, проходящую красной нитью через истории подавляющего большинства людей, страдающих от панических атак: приступы паники имеют теснейшую связь с отношениями с людьми страдающего от повышенной тревоги человека, а именно с его страхом остаться одному, быть покинутым и беспомощным.

Пациентка В. молодая женщина, жившая на момент обращения одна, обратилась за помощью по поводу приступов паники. Приступы тревоги развивались, как правило, дома, когда В. оставалась одна. Пару раз подобные состояния случались, когда она одна вечером возвращалась из гостей домой, и ей предстояло ехать на метро. Тогда ее пугала мысль, что приступ тревоги случится по дороге, и никто не сможет придти ей на помощь. Каждый раз в состоянии тревоги В. обращалась за помощью: чаще к матери, которая приезжала к ней домой или же к приятелю-коллеге, который приезжал и провожал ее до дома.

Когда я обратил ее внимание на эти факты, мы смогли обсуждать ее чувство одиночества и покинутости, ощущение того, что она одна и никогда не сможет преодолеть это. В. рассказала о том, что первые приступы паники развились у нее вскоре после расставания с молодым человеком, с которым она встречалась около двух лет. Расставание произошло летом, и два последующих месяца она была в приподнятом настроении: практически каждый день гуляла с друзьями по городу, ездила в отпуск на море, в общем, делала все, чтобы занять все свое свободное время и не думать о том чувстве, которое так мучило ее глубоко в душе. В середине сентября у нее сорвалась поездка загород на выходных, т.к. у подруги резко изменились планы, и моя пациентка была вынуждена провести весь день дома, не имея никакого занятия. Этим вечером она впервые испытала состояние острой тревоги, сопровождавшееся учащенным сердцебиением, потливостью и ознобом и позвонила матери.
Некоторое время наша работа была посвящена обсуждению болезненного разрыва и тому, как она вообще строит отношения. Работа продвигалась достаточно успешно, и через пять месяцев встал вопрос о завершении терапии, т.к. В. чувствовала себя очень хорошо и была уверена, что приступы паники никогда больше не вернуться. Мне стоило большого труда убедить ее продолжить психотерапию, т.к. я был уверен, что внутренние конфликты, послужившие причиной ее невроза, все еще не были в достаточной мере разрешены, и психотерапия может дать ей гораздо больше, чем просто облегчение ее симптомов. Большая часть обратившихся за помощью в связи с паническими атаками прерывают психотерапию в период от 2-3 месяцев до полугода, т.к. состояние к этому времени чаще всего улучшается.

Продолжение работы позволило В. больше понимать не только причины ее тревог, но также особенности ее отношений с людьми и то, как эти отношение связаны с тревогой, хотя это и было связано с дополнительными трудностями.

К этому моменту приближался период летних отпусков, и некоторые из симптомов В. вернулись. Это было связано с тем, что она вновь боялась остаться один на один со своими проблемами. Это был достаточно сложный момент в работе, т.к. В. очень часто говорила о прекращении своих визитов ко мне, поскольку, ей казалось, что ей так будет легче. Обсуждение этих вопросов непосредственно перед отпуском и после позволило В. осознать, что многие отношения, которые могли развиваться и приносить плоды, обрывались ею из-за постоянно присутствовавшего страха быть оставленной. В. как бы наносила упредительный удар, не позволяя другим оставлять себя. Сильнейший страх и потребность контролировать отношения заставляли ее отталкивать людей при малейшей опасности быть оставленной ими. Психотерапия позволила ей больше понимать свои чувства, лучше справляться с тревогой и строить более близкие отношения.
Продолжившаяся работа вскрыла еще одну травму, перенесенную ей в раннем детстве. В возрасте 4-5 лет ее мать пришлось госпитализировать на несколько недель, и именно тогда, в детстве она начала бояться темноты и первый раз столкнулось с состоянием паники: это был детский кошмарный сон, приснившийся ей сразу после возвращения матери из больницы, в котором во время наводнения поток смывает ее мать и В. остается одна. Данный сон указывает не только на ее тревогу быть оставленной, но и на ее агрессивные чувства к матери, вызванные разлукой и подогретые эдипальными желаниями ребенка.

Возможно, один из самых острых внутренних конфликтов состоит в противоречии между чувством любви к самым близким людям и ненавистью в их адрес. По мере продвижения работы стал открываться еще один смысл ее симптомов: приступы паники были выражением тревоги перед собственными агрессивными импульсами. Симптомы представляли своего рода компромисс: это был способ выразить собственные агрессивные импульсы в адрес матери без чувства вины за них, одновременно получая подтверждения любви: и в детстве и теперь матери В. приходилось оставлять свои собственные дела, чтобы поддержать дочь в трудную минуту.

Такое понимание ситуации дало возможность В. искать новые способы взаимодействия с матерью и людьми в целом, более открыто проявляя свои чувства и потребности.
Мне хотелось бы еще раз подчеркнуть главную мысль – панические атаки практически всегда имеют тесную связь с межличностными отношениями и крайне редко являются самостоятельным симптомом. В основе невроза лежит конфликт между острой потребностью в близости и привязанности по отношению к другого человека с одной стороны и опасностью потерять себя и собственную независимость с другой, опасностью быть уязвленным отказом. Приступы паники становятся своего рода регулятором межличностных отношений, когда оказывается возможным получить заботу со стороны важного человека, не обозначая глубокой личной потребности в нем. Страдающий приступами паники как бы говорит: «позаботься обо мне, но не потому что я нуждаюсь в тебе, а потому что мне так плохо и мне некуда деться». Просьба перестает быть просьбой, на которую возможно ответить отказом (с такого рода тревогой приходится иметь дело абсолютно во всех отношениях), а становится требованием. Вопросы власти, подчинения и бессознательных манипуляций симптомами так же должны стать темами психотерапии, претендующей на содействие серьезным изменениям в жизни.

Мы подготовили для вас крайне позновательный документальный фильм, посвящённые диагностике и комплексному лечению панических атак:

Патология межличностных отношений и приступы тревоги

Однако порой тревога, связанная с межличностными отношениями оказывается настолько непереносимой, что заставляет выстраивать защиты от прорыва беспокойства в сознание. Многие патологические отношения, выстроенные на основе зависимости и подчинения, представляют собой защиту от такого рода защиту. Разрушение таких отношений или даже намек на выход из них одного партнера способны вызвать у второго приступ паники.

Н., мужчина за сорок, позвонил по телефону и попросил назначить консультацию как можно скорее. На следующий день мы встретились, и он рассказал о «странном состоянии», пережитом им накануне. Это необычное состояние проявлялось в повышении (незначительном) артериального давления, тахикардии, усиленном потоотделении. Он был уверен, что с сердцем у него все в порядке, т.к. недавно был у врача и вообще следит за своим здоровьем. Кроме того, помимо физиологических симптомов, он отмечал «смутное беспокойство». Именно поэтому он и решил обратиться ко мне. В целом его состояние укладывалось в картину вегетативного криза, того, что еще называют «алекситимической панической атакой», или «паникой без паники», когда в структуре панической атаки преобладает соматическая симптоматика, в то время, как эмоциональный компонент не выражен или отсутствует вовсе. Раньше при подобного рода симптомах использовался диагноз ВСД (вегето-сосудистая дистония), сейчас он используется все реже. Никаких предположений относительно причин этого беспокойства у него не было, однако в ответ на этот вопрос он рассказал, что описанное состояние развилось, когда он был дома один, поскольку жена с детьми уехали на несколько дней к свекрови.

Когда я попросил подробнее рассказать о жене и их отношениях, он неохотно и в несколько пренебрежительной манере сообщил, что она сидит дома с детьми, но и с домашними обязанностями не очень хорошо справляется. Жена значительно младше его и, поскольку не работает, полностью зависит от него. О сексуальных отношениях он говорить не захотел, сказав, что там все в порядке. У него вообще все было «в порядке»: он хорошо зарабатывал, отношения в семье отличные, уже старые родители, с которыми тоже все замечательно.

Его рассказ о себе был даже несколько героический – он многого добился, уехав из родной деревни, но все его достижения шли как-то наперекор судьбе: без помощи, без поддержки, которых он никогда не просил и которых ему никто никогда не предлагал. Будучи старшим ребенком, «рос как трава», т.к. родители были заняты младшими детьми. Однако именно он сейчас больше всех помогает родителям.

У него второй брак. Первый развод он пережил очень легко, помогает детям от первого брака, и был бы рад развестись снова со своей второй женой, но необходимо заботиться о несамостоятельной жене и детях.

Весь его рассказ о себе и собственной жизни был как будто историей его свободы и независимости. Как будто снова и снова подчеркивалось, как он никогда и ни в ком не нуждался. Я же думал о его сильной потребности в близких и теплых отношениях, потребности, которая была глубоко фрустрирована с самого раннего детства, что и заставило моего пациента возводить вокруг себя стену защитной гипертрофированной независимости. Не осознавая собственной привязанности к людям вокруг (к родителям, женам, детям, друзьям), он все же очень нуждался в них и выстраивал отношения так, чтобы эти люди нуждались в нем и были ему обязаны, он как бы привязывал их к себе, что было весьма разрушительно для отношений.

Время первой встречи заканчивалось, и я сообщил ему об этом. Он предложил продолжить, если это приемлемо, и что он готов оплатить мое время. Я сказал, что это невозможно, т.к. следующий час занят, и я должен принять другого пациента, но предложил продолжить в следующий раз. Он ответил, что готов придти, если я считаю это необходимым. Думаю, ему было трудно, м.б. невозможно, даже подумать о том, что это он нуждается в помощи. Я не стал делать каких-либо комментариев на этот счет, однако мне вовсе не хотелось подыгрывать его привычному сценарию отношений. Поэтому я сказал, что мы можем встретиться еще один-два раза, чтобы я мог больше понять, что происходит с ним, а он в свою очередь определился, хочет ли он продолжить психотерапию со мной. Мы договорились о времени.

На следующую встречу он не пришел, а позвонил по телефону, сказать, что не будет ходить, т.к. чувствует себя гораздо лучше, что вернулись жена и дети, и поэтому он вынужден заниматься их делами.

Заключение

Возможность выбора – одна из самых необходимых, для развития человека, но, она же, и одна из самых пугающих. Хорошо, когда есть разные возможности, в том числе, избавления от тревоги. Однако, выбор, основанный не на внутренней потребности, а на внешне привлекательных условиях – скорее отсутствие выбора и следование маркетинговым предложениям. Психоаналитическое лечение панических атак – не хорошо и не плохо. Это то, что во многих случаях может произвести ценные внутренние изменения и обогатить жизнь.

Автор статьи: Зубарев Андрей Сергеевич

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

www.kushetka.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о