это кто такой, известные пацифисты

Пацифист – это личность, которая следует идеологии борьбы против насилия, недопущения войны, утверждение мира, противостояния кровопролития с целью их абсолютного искоренения. Пацифисты объединяются в миротворческие движения, антимилитаристические взгляды которых направлены на ликвидацию практики разрешения политических конфликтов посредством войны. Приверженцы такого мировоззрения аморально настроены против какого-либо насилия над индивидом. Идеология пацифистов основывается на базе гуманистических и либеральных ценностей, основывается на идеи мирного разрешения конфликтов любой направленности. Поэтому сторонниками таких идей могут быть любые пласты общества: молодёжь, неформальные или религиозные организации, интеллигенция.

Кто такой пацифист

Значение слова пацифист основательно укоренилось в латинском языке, оно сформировалось на слиянии двух слов «мир» и «делать». Пацифист это человек миротворец, «делающий мир». Наиболее ранним употреблением термина «пацифист», которое было опубликовано в словаре считается статья из журнала QuarterlyReview, который был выпущен в 1910 году в июле.

Приверженцам пацифистского мировоззрения присуща пропагандистская деятельность: нахождение компромиссов с помощью переговоров, мирных митингов, демонстраций. Сами же пацифисты мир как таковой не делают. Таким образом, это личности, доказывающие, что конфликты политического и военного направления стоит решать, прибегая к помощи мирных переговоров. На практике же стараются действовать, основываясь на личном примере: не принимают участие в насильнических актах, в любого рода войнах. Существует предположение что, прикрываясь пацифистской идеологией, люди попросту противостоят освободительным движениям.

Научное определение значение слова пацифист приобрело только лишь в девятнадцатом веке, невзирая на существование заядлых приверженцев миролюбия еще в период зарождения человечества. Свои истоки мировоззрение пацифистов согласно историческим предположениям берет еще с основ буддизма в шестом столетии до нашей эпохи. Проповедники этого периода пропагандировали прозрение и духовное развитие сквозь призму интеллектуального становления, обогащение мыслей и сердца. Последующими приверженцами миротворчества и антинасильнических методов решения конфликтов были христиане еще во втором столетии до нашей эпохи. Последователи такой идеологии не принимали участие в борьбе и каких-либо антигуманных действиях, категорически отказывались убивать людей. Однако не существует ни одного информационного источника, в котором упоминалось об изгнании из церкви или каком-либо церковном наказании человека, какой был воином. Истинные пацифисты, существовавшие в тот период, противостояли всяческим проявлениям насилия, особенно таким, которые впоследствии освещались как «священная война» или «справедливая». Многие пацифисты приняли мученическую погибель в период разбушевавшейся религиозной борьбы, что повело за собой формирование новых антивоенных движений, адептами которых стали индивиды с пацифистской идеологией.

Одним из значимых этапов формирования и развития данной идеологии стал период наполеоновских войн. На базе многих миротворческих организаций проводились массовые митинги, международные конгрессы. Сторонники антинасильнических действий призывали абсолютному разоружению всех стран. Так же продвигалась идея разрешения всех межгосударственных споров, используя только судебную систему без использования какой-нибудь физической силы.

Значение слова пацифист набрало апогей своей популярности уже после Второй мировой войны. После потери миллионов невинных жизней движение за мир во всем мире распространилось и углубилось среди значительного числа людей. Огромное количество антивоенных организаций использовали идеологию пацифистов, однако существовало это только на словах. Из числа особо известных общественных пацифистских течений были организации хиппи. Зародившись в шестидесятых годах, это движение просуществовало более десяти лет. Пацифисты этого направления охватили весь мир. Существующий до настоящего времени знак этого направления – пацифик, считается знаком миролюбия, ставший опознавательной эмблемой для пацифистов.

Пацифист – это человек, который будет всегда настаивать на своем убеждении, на правильности ненасильственных методов решения конфликтов. В нынешнее время пацифистом считается человек, состоящий в многомиллионном движении, которое обладает собственными офисами во всем мире, доктринами, флагом, международными представительствами. Современные взгляды ученых на решение военных конфликтов исключительно мирным путем, без использования физической силы и насилия, трактуют это категорически нереальной задачей. Базируясь на таких предположениях, что пацифист это человек, который в своих взглядах на мир и идеологии несет след утопизма. Хотя они все еще считают, что война – это непозволительный, грубый способ решения разногласий между государствами, социальными классами или религиозными обществами. Как и прежде во многих странах проходят мирные митинги, шествия.

Значительное количество людей относится к пацифистам иронически, наряду с этим некоторые даже враждебно настроенные. Среди них бытует мнение, что такая идеология приносит пацифисту некую выгоду: безусловное отвержение войны, способствует отклонению от несения военной службы. Подобное поведение прослеживается со времен раннего христианства. За весь период своего существования мировоззрения пацифистов,не привело к развитию серьезного аппарата управления конфликтами, не используя насилия.

Известные пацифисты

Начиная с зарождения человечества, борьба за власть и территорию была неоспоримым фактом существования. Но, как известно, такой факт не устраивает пацифистов, эти люди зачастую склонны не только противодействовать развитию военных действий, причиной возникновения которых является сомнительные убеждения горстки людей, а и пойти на личностные жертвы, что бы мир преобладал.

Одним из яростных приверженцев мировоззрения пацифистов являлся немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Получив счет за услуги палача, который обезглавил его младшую сестру в Фашистской Германии за ее неосмотрительное выражение, Ремарк остался убежденным пацифистом. Яркое проявление его мировоззрения нашло свое отображение в антивоенных произведениях автора.

Во время вмешательства США во Вьетнам пацифисты организовали движение, ставшее преградой, как ком в горле для американской власти. Участниками этого движения были различные слои населения, как рядовые граждане, так и знаменитости. Мухамед Али – знаменитый боксер выступил против военных действий на глазах у многих, он поджег свою армейскую повестку, высказав свою позицию о том, что лично ему эта страна ничего не сделала. Стоит упомянуть и то, что Али осуждал и действия Советского Союза против народа Афганистана.

Известный писатель Лев Николаевич Толстой никогда не упоминал термин «пацифизм», но всячески поддерживал именно идею ненасилия. Его утверждения, высказанные через слова героя романа Андрея Балконского, стали началом его антинасильнических убеждений, которые продлились до конца его жизни.

Во времена популярного движения пацифистов хиппи ярким примером поддерживавших это мировоззрение была группа Битлз. Среди других известных личностей было множество выдающихся пацифистов, некоторые обладали определенными возможностями: Джанет Рэнкин (это член Конгресса США, которая единственная голосовала против вступления штатов в Первую и Вторую Мировую войну), Боб Марли, Альфред Нобель, Махатма Ганди, Брижит Бардо, Джим Керри, Ульф Экберг, Майкл Джексон, Стиви Уандер, Альберт Эйнштейн.

На сегодняшнее время борьба против насилия во имя мира актуальная задача для многих. Современные войны отличаются еще большей жестокостью и антигуманизмом, численность случайных жертв растет с каждым днем. Чтобы приблизить существование человека к миру нужно подавить все чувства или же обратить всех людей в одну идеологию, но это не является реальным. Анализируя современные жизненные позиции человечества, существующие на сегодня, пацифистское мировоззрение человека остается утопией.

psihomed.com

Пацифисты Википедия

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

История[ | ]

Христианский пацифизм[ | ]

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или

ru-wiki.ru

Пацифизм — Википедия. Что такое Пацифизм

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

История

Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики[2].

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма[2].

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика

Пацифизм подвергается критике с разных сторон[3].

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора»[4].

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории»[5].

См. также

Примечания

Литература

Основные тексты

  • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы — из статьи «Христианство и мировые религии»
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
  • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
  • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
  • Н. Н. Молчанов «Война войне» — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
  • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
  • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» — см. Группа за установление доверия между СССР и США

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — XX век
  • К. В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010
  • А. Д. Эпштейн От пацифизма — к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны (англ.)

Критика

Ссылки

wiki.sc

Пацифист Википедия

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

История[ | ]

Христианский пацифизм[ | ]

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики

ru-wiki.ru

📌 Пацифизм — это… 🎓 Что такое Пацифизм?

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическим движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

История

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением пацифизма является джайнизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии. Существует ошибочное мнение о том, что многие другие религиозные течения, берущие начало в Индии, такие как буддизм, также имеют пацифистский характер. Но в случае буддизма это далеко не так. Пацифисткие тенденции можно отметить у различных этнических групп. Так, мориори, народ, населявший острова архипелага Чатем (Новая Зеландия) имел культурные и религиозные запреты на ведение войн (в XIX веке благодаря этому мориори стали легкой добычей для поработивших их маори).

Пацифистами были стоики выступал против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения — не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Все первые христиане были пацифистами. Не существует хотя бы одного свидетельства о службе христиан в римской армии до конца II века нашей эры, но напротив известно множество случаев мученичества из-за отказа служить в римском войске. Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Начало отказа христиан от первоначального пацифизма связано с обретением ими государственной власти. По этой причине христиане оказались в римской армии при Константине Великом и, по некоторым данным, даже составляли четверть его войска.[1]

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.[1]

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство). Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика пацифизма

Джордж Оруэлл писал: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма — ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.»[2]

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.»[3]

Известные пацифисты

См. также

Примечания

Литература

Основные тексты

  • Н. Н. Молчанов «Война войне» — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — ХХ век
  • А.Д. Эпштейн От пацифизма – к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны  (англ.)

Критика

Ссылки

dic.academic.ru

Кто такие пацифисты? — Интересные факты

Чем больше войн происходит в мире, тем чаще можно услышать слово «пацифист». Но не все знают, кто такие пацифисты.

В широком смысле слова, пацифист – это человек, который выступает против войны в любом ее проявлении, и всегда находится только на стороне мира.

Если обратиться к словарям и точным определениям терминов, то это будет выглядеть так.

Пацифист – человек, который придерживается идей пацифизма.

Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) – это идеология, главным приоритетом которой является сопротивление насилию, ради его полного исчезновения.

Несложно догадаться, что пацифисты яро осуждают любую войну, считая недопустимыми даже сами формулировки: «священная война», «освободительная» и т.п.

Среди многих известных деятелей прошлого и настоящего, были как убежденные сторонники пацифизма, так и его не менее убежденные противники.

Пацифик

Само собой разумеется, что у такого движения, как пацифизм, есть свой собственный символ. Он называется «Пацифик» (англ. pacific «мирный») и был специально разработан дизайнером Джеральдом Холтомом в 1958 году. Интересен факт, что он полностью идентичен варианту эмблемы 3-й танковой дивизии вермахта, которая в годы Второй мировой войны была символом смерти.

Любопытно, о чем думали организаторы, когда провозглашали символ «Пацифик» именно в таком виде?

Как и любая другая идея, пацифизм имеет множество положительных и отрицательных сторон. В нашем несовершенном мире не существует совершенных философских систем или идей, поэтому пацифисты не являются исключением.

С одной стороны, любое убийство – есть всегда непоправимая трагедия, а с другой – что делать человеку, на семью или Родину которого нападает враг, желающий ему смерти? Поэтому все выглядит далеко не однозначно.

Любознательному читателю будет интересно: антоним к слову пацифизм – милитаризм, что значит с латинского «военный».

С давних времен пацифисты ведут спор со своими противниками — милитаристами, а история не останавливается на одной конкретной идее. Как вы знаете, любая война заканчивается миром. Но может ли существовать мир без войны? На этот вопрос человечество еще не ответило.

Именно поэтому идеи пацифизма во многом считаются утопическими, которые попросту не могут быть осуществлены в нашем мире.

Известные пацифисты

Ниже приводим несколько выдающихся пацифистов, чьи фамилии известны во всем мире.

Лев Толстой (интересные факты про Толстого читайте здесь)

Боб Марли

Джон Леннон

Альфред Нобель

Махатма Ганди

Джим Керри

Брижит Бардо

Альберт Эйнштейн

Мохаммед Али

Эрих Мария Ремарк

Ульф Экберг

Майкл Джексон

Чиччолина

Бертран Рассел

Если Вам нравятся умные слова и фразы – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети и следите за обновлениями.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Пацифист Википедия

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

История

Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики[2].

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма[2].

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (см. также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика

Пацифизм подвергается критике с разных сторон[3].

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора»[4].

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории»[5].

См. также

Примечания

Литература

Основные тексты

  • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы — из статьи «Христианство и мировые религии»
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
  • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
  • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
  • Н. Н. Молчанов «Война войне» (недоступная ссылка) — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
  • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
  • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» — см. Группа за установление доверия между СССР и США

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — XX век
  • К. В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010
  • А. Д. Эпштейн От пацифизма — к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны (англ.)

Критика

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *