Содержание

Основы теории невербальной коммуникации

Тематический план работы кружка

«Основы теории невербальной коммуникации»

(8 занятий; руководитель кружка: к.ф.н., зав. каф. английского языка как второго Е. С. Кудинова)

Занятие 1.

Вводное занятие – Power Point презентация «What is Nonverbal Communication?». Введение понятийного аппарата (объяснение терминов «невербальная коммуникация/nonverbal communication», «кинесика/kinesics», «проксемика/proxemics», «мультимодальная лингвистика/multimodality» и т. д.), рассказ об основных направлениях исследований невербальной коммуникации, краткое описание достижений известных ученых-невербалистов Р. Бирдвистелла, Э. Холла, П. Экмана и У. Фризена.

Занятие 2.

Разбор подходов к толкованию термина «невербальная коммуникация». Взаимодействие речи и жеста в рамках эволюционного (в частности, филогенетического), когнитивного и функционального направлений. Выступление студентов: презентация эмблематических жестов «поклон», «рукопожатие», «объятия» и т. д.

Занятие 3.

Мимика: изучение особенностей конфигурации мышц при выражении примарных эмоций «отвращение», «презрение», «страх», «удивление». Выступление студентов: презентация эмблематических жестов и аффективов.

Занятие 4.

Мимика: изучение особенностей конфигурации мышц при выражении примарных эмоций «радость», «гнев», «грусть». Выступление студентов: презентация эмблематических жестов и аффективов. Атлас эмоций П. Экмана и У. Фризена. Методики распознавания эмоций FACS, METT, SETT.

Занятие 5.

Мануальные жесты (классификация П. Экмана и У. Фризена: эмблемы, иллюстраторы, регуляторы, аффективы, адапторы; классификация Д. МакНила). Выступление студентов: презентация эмблем, иллюстраторов и аффективов.

Занятие 6.

Изучение плоскостей исполнения жестов (классификация М. Боудена). Обсуждение выступления М. Боудена The Importance of Being Inauthentic. Выступление студентов: презентация эмблематических и дейктических жестов (классификация А. Кендона).

Занятие 7. Исследования невербальной коммуникации в политическом дискурсе. Изучение особенностей невербального поведения В. Путина, Т. Мэй, Д. Трампа, Х. Клинтон, Э. Макрона. Выступление студентов: анализ невербального (кинесического и проксемного) поведения известного политика или компаративный анализ невербального поведения англоговорящего политика и политика, говорящего на первом иностранном языке.

Занятие 8. Исследования невербальной коммуникации в актерской речи. Изучение особенностей невербального поведения актеров в британских/американских художественных фильмах. Выступление студентов: анализ невербального поведения известного актера/актрисы или компаративный анализ невербального поведения англоговорящего актера/актрисы и актера/актрисы, говорящего/говорящей на первом иностранном языке.

Материальное обеспечение:

1. Кудинова Е. С. Просодические и невербальные характеристики речи в синхронии и диахронии (на материале британских художественных фильмов): дис. … канд. филол. наук. – М., 2016. – 193 с.

2. Armstrong N., Wagner M. Field guide to gestures: How to identify and interpret virtually every gesture known to man [Kindle edition]. – Amazon Digital Services, Inc., 2003.

3. Birdwhistell R. L. Introduction to kinesics: An annotation system for analysis of body motion and gesture. – University of Michigan Library, 1952. – 88 p.

4. Bowden M. Winning body language: Control the conversation, command attention, and convey the right message – without saying a word [eBook]. –McGraw-Hill, 2010. – 234 p.

5. Burgoon J. K., Guerrero L. K., Floyd K. Nonverbal Communication. – Pearson, 2010. – 509 p.

6. Ekman P., Friesen W. V. Unmasking the Face. — Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1984. — 215 p.

7. Ekman P. Emotions Revealed: Understanding Faces and Feelings. [Kindle edition]. – Weidenfeld & Nicolson, 2012.

8. Guerrero L. K., Hecht M. L. The Nonverbal Communication Reader: Classic and Contemporary Readings. — Waveland Press, 2008. — 544 p.

9. Kendon А. Gesture: Visible action as utterance. – Cambridge University Press, 2004. – 412 p.

10. Knapp M. L., Hall J. A., Horgan T. G. Nonverbal Communication in Human Interaction. — Cengage Learning; 8 edition, 2013. — 528 p.

Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации

Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуника-ции развились раньше, чем язык.Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполага-ли высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепен-но проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздей-ствуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами [4, 204 с.].

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством биологической природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как поформе, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека — это сигнал о нежелании поддерживать контакт [7, 223 с.].

Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща не только человеку, но и животным. Они зафикси-ровали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этни-ческий характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие — узкопрофессиональную область применения (сиг-налы, которыми обмениваются водолазы или грузчики) [2, 205 с.].

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет на-личие универсальных, понятных всем знаков, а также специфи-ческих сигналов, используемых в рамках только одной культуры

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невер-бальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) Поведенческие знаки.

Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.

2) Ненамеренные знаки.

Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.



3) Собственно коммуникативные знаки.

Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии [10, 67 с.].

Таким образом, использование в коммуникации невербальных средств происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.

4. Невербальные элементы коммуникации

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж-культурный смысл общения. В этом отношении важнейшей осо-бенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой ка-нал коммуникации. На основе слуха возникает акустический ка-нал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический ка-нал, по которому поступает информация о мимике и телодвиже-ниях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и про-странственную ориентацию коммуникации (проксемику).На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоня-ния — ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени — хронемику.Все элементы невербаль-ной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаим-но дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом [4, 123 с.].


Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 114 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su — 2015-2021 год. (0.007 сек.)

Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации

Установлено, что мимика при выражении  эмоций у человека и приматов, некоторые  жесты, телодвижения являются врожденными  и служат сигналами для получения  ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у  которых не было возможности у  кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством биологической  природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение  лица,  расширение зрачков, искривление  губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени  как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека — это сигнал о нежелании поддерживать контакт [7, 223 с.]. 

Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща  не только человеку, но и животным. Они  зафиксировали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие — узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики) [2, 205 с.].

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) Поведенческие знаки.

Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.

2) Ненамеренные знаки.

Употребление таких знаков связано  с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание  губ и др.

3) Собственно коммуникативные знаки.

Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии  или состоянии [10, 67 с.]. 

Таким образом, использование в  коммуникации невербальных средств  происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими  уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.

 

4. Невербальные элементы  коммуникации

 

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния — ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени — хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом [4, 123 с.]. 

 

4.1. Кинесика

 

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин — мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.) [5, 125 с.].

Жесты — это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

1.  Иллюстраторы — описательно-изобразительные  и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание, Например, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда кажется, что слушающий не понимает говорящего.

2. Конвенциональные жесты, или  эмблемы используются при приветствии  или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

3.  Модальные жесты — жесты  одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

4.  Жесты, используемые в различных  ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.) [1, 114 с.]. 

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Это зачастую создает большие проблемы в межкультурной коммуникации. Например, для нас привычно при приветствии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание, в Центральной Америке или Африке таким движением останавливают машину или подзывают к себе кого-то [11, 137 с.].

При контактах с представителями  других культур во многих ситуациях  возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно. Если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу. Только в XX столетии рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах неприличным. Китайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие также неприятно, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу, что означает «будь здоров».

Телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить  или начать разговор. В американской культуре применяется несколько  жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу:

1) наклониться вперед;

2) перестать смотреть собеседнику  в глаза;

3) поменять позу;

4) часто кивать головой;

5) касаться обеими ногами пола [1, 123 с.]. 

Эти тонкие намеки имеют, как правило, эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по полу и часто перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо идти.

В тоже время ошибочное употребление жестов может привести к очень серьезным недоразумениям. Так, широко известен пример, когда один американский политик был с визитом в Латинской Америке. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим. Но его поездка не увенчалась успехом. Его самой большой ошибкой было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем известный американский жест — ОК, не подозревая о том, что в Латинской Америке это очень неприличный жест [11, 145 с.].

    Мимика представляет собой все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов [8, 58 с.]. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза даже неопытному человеку [1, 135 с.]. 

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу радость при получении подарка или представить себя более огорченным, чтобы наказать ребенка. Однако различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер: например, смех во всех западных странах ассоциируется с шуткой и радостью. В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, и поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он думает, что над ним смеются.

Достаточно часто мы попадаем в  ситуации, когда нам приходится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или  не оскорбить близких или знакомых. Решающим фактором при этом оказываются  культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной  культуры мужчина  не должен публично проявлять страх  или открыто  плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет  осужден общественным мнением.

Существуют ситуации, когда мы должны маскировать свои эмоции: ревность, разочарование и др.

Разные люди в разной степени  способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это  делать, равно как и интерпретировать мимику других людей.

Хотя многие исследователи согласны с тем, что люди разных культур  одинаково реагируют на некоторые  раздражители, эмоции в разных культурах выражаются по-разному. Считается, что печаль, счастье и отвращение проявляются одинаково всеми людьми. Прочие эмоции могут выражаться весьма неоднозначно. Например, немцы лучше, чем американцы изображают отвращение, но не выражают печали и гнева [11, 124 с.]. 

Окулистика — использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Поэтому длительный взгляд (особенно на представителя противоположного пола) может быть признаком влюбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспокойство, страх и раздражение. Прямой взгляд может восприниматься и как угроза, стремление доминировать [1, 147 с.].   Исследования проблем окулистики показали, что человек способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.

Невербальная коммуникация в деловом общении

Невербальная коммуникация в деловом общении

Невербальная коммуникация в деловом общении вобрала в себя все основы невербальной передачи информации. Это объединяет в одну систему оптико-кинематическую составляющую, куда входит пантомимика, мимика и жесты, а также экстралингвистическую составляющую, где присутствуют такие параметры, как тональность голоса, его тембр, диапазон, темп, интонации и качество.

Благодаря грамотному применению этих приёмов можно существенно увеличить семантическую значимость передаваемой информации.

Роль невербальной коммуникации в деловом общении

Роль такой коммуникации в современном деловом общении состоит в том, что она помогает увеличить эффективность ведения переговоров. У человека появляется набор инструментов, которые могут оказать влияние на партнёра, точнее, на его подсознание, чтобы он принял нужную точку зрения в переговорах. Главное, что все это происходит не явно, а как бы невзначай.

Специалисты «орудуют» жестами и прочими невербальными сигналами естественным образом, что только подтверждает правдивость их намерений для собеседника.

Особенности невербальной коммуникации в деловом общении

Особенности использования невербальных сигналов состоят в том, что человеку нужно использовать их не сильно явно.

Многие деловые люди уже изучали основы и более углублённые курсы, которые посвящены невербальном жестам, так что если применять всё излишне показательно, то это легко будет замечено и все действия будут иметь обратный эффект, так как человек поймёт, что им хотят манипулировать.

В процессе делового общения все производят массу невербальных жестов, но когда это делается специально, то, особенно у новичков, это получается очень заметно. Таким образом, перед использованием нужно изучить не только теорию применения, но и практику.

Методы невербальной коммуникации в деловом общении

Существуют различные методы, которые используются при установке невербальной коммуникации. Сюда может входить:

  • Кинесика, как совокупность поз, жестов и движений, которые дополняют речь им делают её более выразительной. Этот метод помогает поддерживать внимание слушателя и акцентировать те моменты, которые являются самыми важными для рассказчика. Здесь важно соблюдать однозначность толкования, так как в ином случае могут возникнуть нежелательные последствия.
  • Тактильный метод. Если собеседник находится очень близко, то нередко применяется метод прикосновений. Все тактильные виды невербального общения можно разделить на профессиональные, любовные, дружеские и ритуальные. Естественно, что в деловой сфере используются профессиональные прикосновения. Они призваны вызвать больше доверия у человека, но при этом нужно учитывать культурные факторы, которые в каждой стране могут сильно отличаться.
  • Сенсорика. В данном методе идёт воздействие на зону чувственного восприятия собеседника. Это могут быть запах, вкусы, восприятие цветовых сочетаний, ощущение температуры и так далее. Именно по этой причине подготовка внешней обстановки оказывается очень важной.
  • Проксемика. В основе этого метода лежит пространственное отношение. Здесь значение оказывают такие вещи, как расстояние между собеседниками. Можно выделить такие типы проксемики, как публичная, социальная, личностная и интимная.
  • Хронемика. На первом месте становится время, когда выгодно затягивать время встречи, или же ускорять его.
  • Метод паравербальной коммуникации включает в себя особенности тембра голоса, интонации и ритм речи, которые могут со временем меняться.
Культура речи и невербальная коммуникация в деловом общении

Когда дело ведётся с профессионалами, то культура речи является тем параметром, который должен быть у собеседников по умолчанию.

Никакие невербальные воздействия не смогут оказать должного влияния, если будет отсутствовать культурная составляющая.

Здесь необходимо иметь правильную постановку тона, точно произносить слова, не делая классических ошибок, употребляя неправильные словосочетания и расставляя ударения не в тех местах. Речь не должна выходить за рамки делового общения, несмотря на то, что многие невербальные методы призваны дружески расположить собеседника. Любое применение методик требует предварительной практики.

Обратите внимание на наши тренинговые программы:

Статьи по теме:

Срок

Определение

Адаптеры

Помогите нам почувствовать себя комфортно или покажите эмоции или настроение

Отображает влияние

Выражать эмоции или чувства

Дополняя

Укрепление вербального общения

Противоречие

Противоречие словесному общению

Эмблемы

Невербальные жесты, которые несут определенное значение и могут заменять или усиливать слова

Иллюстраторы

Подкрепить устное сообщение

Маскировка

Замена более подходящих дисплеев менее подходящими дисплеями

Объект-адаптер

Использование объекта не по назначению

Регуляторы

Управлять, поощрять или препятствовать взаимодействию

Повторяющийся

Повторяющееся устное общение

Замена

Замена устного общения

Самоадаптеры

Адаптация чего-либо в себе таким образом, для которого это не было разработано, или с явной целью