Социальный интеллект — Википедия
Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации[1].
Понятие социального интеллекта часто связывают с понятием эмоционального интеллекта, говоря о том, что идея эмоционального интеллекта выросла из социального. Однако большинство авторов считают, что эти понятия являются просто пересекающимися[1]. Социальный интеллект пересекается с коммуникабельностью.
Впервые термин был употреблен Эдвардом Ли Торндайком[2] и далее развивался в трудах Г. Олпорта[3], Дж. Гилфорда, О. Конта и др., а также российскими исследователями М. И. Бобневой[4] и В. Н. Куницыной[5].
Существует 3 подхода к пониманию природы социального интеллекта:
- Социальный интеллект как один из видов интеллекта. Имеется в виду, что социальный интеллект является познавательной способностью, стоящей в одном ряду с такими видами интеллектуального познания, как математический, вербальный интеллект и т.д.
- Социальный интеллект как знания, умения и навыки, приобретенные в процессе социализации. Социальный интеллект представляется здесь не как способность, а как приобретённые достижения (психологические ресурсы). Данный подход критикуется за то, что приобретение любого достижения и знания так или иначе предполагает наличие способности.
- Социальный интеллект как личностная черта, обусловливающая успех в межличностном взаимодействии.[6]
Впервые проблема социального интеллекта была освещена в начале XX века Эдвардом Торндайком, который ввёл термин «социальный интеллект» для обозначения способности добиваться успехов в межличностных ситуациях, вести себя мудро и в соответствии со сложившейся ситуацией. Кроме того, он также допускал наличие в структуре социального интеллекта умения управлять другими людьми.
Британский психолог Ф. Вернон[en] дал социальному интеллекту самое широкое определение, говоря о нем как об умении человека ладить с людьми в целом, а также как о легкости самопрезентации в обществе и умении понимать настроения в группе и скрытые черты личности людей.[7]
Согласно Г. Олпорту, социальный интеллект — это «социальный дар», способствующий гладкому общению. Олпорт говорил о социальном интеллекте как о способности приспосабливаться к изменяющимся условиям в мире людей. По его мнению, это одно из 8 качеств, обуславливающих способность хорошо разбираться в людях
О.Конт и Г. Айзенк в свою очередь подчеркивали социальную природу интеллекта, а Конт кроме того добавлял, что социальный интеллект — это умение понимать других людей, а также способность увидеть себя их глазами.[9]
Дж. Гилфорд был первым исследователем, подошедшим к проблеме социального интеллекта с точки зрения измерения. Он разработал тест социального интеллекта и, кроме того, предположил, что социальный интеллект является единицей, не зависящей от общего интеллектуального фактора, однако связанной с познанием информации о поведении.
Р.Стернберг трактовал социальный интеллект как способность уживаться с другими людьми, ставить себя на их место, понимать их, а также правильно и критически оценивать их чувства, настроения и мотивацию их поступков.[11]
В советской психологии первой феномен социального интеллекта описала М. И. Бобнева. По ее мнению, социальный интеллект формируется в процессе социализации: в течение жизни и в процессе общения с другими людьми. Кроме того в контексте социального интеллекта Бобневой были описаны тенденции в типизации и индивидуализации. Тенденция типизации проявляется в выработке свойств, являющихся общими для всех людей, в то время как тенденция к индивидуализации напротив является процессом накопления личного, индивидуального опыта.
Ю. Н. Емельянов связывал понятие социального интеллекта с социальной сенситивностью: по его мнению, интуитивно у человека так или иначе формируются индивидуальные способности, на основе которых он принимает решения и делает умозаключения в социальном взаимодействии. Таким образом, утверждалось, что развитию социального интеллекта способствует наличие сенситивности.[12]
С точки зрения В. Н. Куницыной социальный интеллект является глобальной способностью, развивающейся на основе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт.
А. Л. Южанинова также называет социальный интеллект некоторой способностью, говоря о том, что эта способность выражается в 3 компонентах: социально-перцептивных способностях, социального воображения, а также социальной техники общения.[13]
Социальный интеллект в модели структуры интеллекта Г. Айзенка[править | править код]
Г.Айзенком была предложена схема (рис.1), объединяющая в себе 3 типа интеллекта: биологический, психометрический и социальный.
Согласной этой схеме, биологический интеллект является показателем, связанным со структурами и функциями коры головного мозга (то есть, с физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основами поведения). Психометрический интеллект, согласно Айзенку,отражается в том самом показателе интеллекта (IQ), который измеряется посредством тестов. И, наконец, социальный интеллект описывается им как проявление социально-полезной адаптации, включающей в себя такие способности как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.
Таким образом, в схеме, представленной Айзенком, понятие социального интеллекта является самым широким, включающим в себе более узкие понятия биологического и психометрического интеллектов. [9]
Социальный интеллект в модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда[править | править код]
Дж. Гилфордом была разработана кубическая модель структуры интеллекта (рис.2), в которой так же нашел место и социальный интеллект.
В данной структуре интеллект описан в пространстве трех переменных: содержание предъявляемой информации, операции по обработке информации, результаты обработки информации.
Именно осями этих трех координат описаны интеллектуальные способности, в данной схеме отраженные в виде маленьких кубиков. Аналогично социальный интеллект может быть описан в пространстве этих трёх переменных.
Особый интерес для социального интеллекта данная модель представляет потому, что внимание Гилфорда было сосредоточено на одной из операций- на познании.
Его исследования в данной области были посвящены познанию поведения.Данная способность включает 6 факторов:
- Познание элементов поведения- способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения
- Познание классов поведения- способность воспринимать общие свойства в потоке информации
- Познание отношений поведения- способность понимать отношения, возникающие между единицами информации о поведении
- Познание систем поведения- способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия между людьми и смысл их поведения в конкретных ситуациях
- Познание преобразований поведения- способность понимать изменение значения сходного поведения
- Познание результатов поведения- способность прогнозировать последствия поведения, основываясь на исходной информации.[14]
Социальный интеллект в структуре множественных интеллектов Г. Гарднера[править | править код]
В структуре множественных интеллектов, предложенной Гарднером, выделяются следующие виды интеллектов, имеющие прямое отношение к интеллекту социальному:
- Внутриличностный интеллект- способность обращаться к собственным внутренним психическим процессам, понимать себя, свои возможности, мотивы, эмоции.
- Межличностный интеллект- способность понимать чувства, намерения других людей.[15]
Макиавеллианский интеллект — специфические интеллектуальные способности, обеспечивающие эффективное функционирование индивида в коллективе (способность к формированию коалиций, к организации совместного отпора «нарушителям установленного порядка», к придумыванию различных уловок для повышения своей репутации и социального статуса, к предвидению реакций и поступков «соплеменников» на основе «моделирования» их намерений, знаний и образа мыслей и т. д.).
В структуре социального интеллекта различные авторы выделяют различные компоненты.
Южанинова, например, выделяет следующие:
- Социально перцептивные способности — способности к адекватному самопознанию, пониманию собственного положения в мире людей и функционированию в нём. Оно включает верное восприятие собственных индивидуальных особенностей, протекания психических процессов, а также эмоциональных черт и качеств.
- Социальное воображение — умение синтезировать внешние признаки других людей и моделировать на их основе их личностные качества, а также прогнозировать их будущее поведение в тех или иных ситуациях.
- Социальная техника общения — гибкость поведения в любых ситуациях, способность изменять его, а также видеть и представлять ситуацию с точки зрения другого человека.[13]
По мнению О.Джона и К.Космитски социальный интеллект включает в себя следующие компоненты:
- Хорошее понимание чувств, мыслей и намерений других людей
- Умение находить общий язык и хорошо ладить с людьми
- Хорошие знания норм и правил человеческих взаимоотношений
- Умение понимать точку зрения других людей
- Умение хорошо адаптироваться в социальных ситуациях
- Теплота и внимание
- Восприимчивость к новому опыту[15]
В.Н. Куницына представляла структуру социального интеллекта следующим образом:
- Коммуникативно-личностный потенциал- совокупность свойств человека, помогающих ему общаться и взаимодействовать с другими людьми (или напротив затрудняющих это взаимодействие)
- Характеристика самосознания- чувство самоуважения, свобода от комплексов, открытость новым идеям
- Социальная перцепция, социальное мышление и воображение, способность к пониманию социальных явлений, а также мотивов, движущих людьми
- Энергетические характеристики индивида- выносливость, активность, истощаемость[15]
Соотношение социального интеллекта с другими видами интеллектов[править | править код]
В данном вопросе разные авторы аналогично придерживаются различных точек зрения.
Например, по мнению Д.Векслера, социальный интеллект приложим к общему и является его частью, проявляемой в социальной сфере.
По мнению Э.Торндайка, Дж.Гилфорда и М.И.Бобневой, напротив, социальный интеллект не является частью общего интеллекта и не связан с ним.
Р. Стернберг относил социальный интеллект к разновидностям интеллекта практического.
В дошкольном и младшем школьном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками.[18]
В подростком возрасте активнее всего формируются коммуникативно-личностный потенциал (как общая склонность к коммуникации и общению), самосознание и способность к пониманию других людей (включая способности к прогнозированию их поведения).[5]
В юношеском возрасте происходит формирование в первую очередь способности к предвосхищению последствий собственных действий и прогнозированию чужих.[19]
В зрелом возрасте социальный интеллект приобретает форму социальной мудрости. В этом возрасте в первую очередь также формируется способность к осознанию собственных ошибок.[20]
Впервые тест для измерения социального интеллекта был предложен Т. Ханом в 1928 году: он являлся многофакторным, и оценка совокупности субтестов давала итоговый балл. Измерялись следующие компоненты: суждение в социальных ситуациях; память на имена и лица; наблюдение за поведением; распознавание внутренних состояний,скрытых за словами, или по выражению лица; чувство юмора; социальная информация.
Многофакторная модель Гилфорда также легла в основу измерения социального интеллекта, и впоследствии тест социального интеллекта Гилфорда стал одним из самых популярных. В российской психологии распространенной методикой является адаптация теста Гилфорда,, произведенная Е. С. Михайловой.[6]
- ↑ 1 2 Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта (рус.) // Институт психологии РАН. — 2004.
- ↑ 1 2 Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine.. — 1920. — № 140. — С. 227-235.
- ↑ Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — Речь, 2014.
- ↑ 1 2 Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности.. — 1979.
- ↑ 1 2 3 Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — 1995.
- ↑ 1 2 Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект, теория, измерение, исследования. — Институт психологии РАН, 2004.
- ↑ Филипповская Т.В. Знание и социальный интеллект: социологический подход к осмыслению взаимосвязи // Cyberleninka. — 2012. — № 6.
- ↑ Allport, G. W. Pattern and growth in personaliti. — Holt Rinehart and Winston, 1961.
- ↑ 1 2 Айзенк Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии.. — 1995. — № 1. — С. 111-131.
- ↑ Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. — Психология мышления, 1965. — 456 с.
- ↑ Р.Стернберг. Практический интеллект. — Питер, 2002. — С. 272.
- ↑ Брудный, А.А., Шрейдер Ю.А. Коммуникация и интеллект // Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. — Алма-Ата, 1975. — С. 245.
- ↑ 1 2 Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. — 2010.
- ↑ Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Cyberleninka. — 2005. — № 4.
- ↑ 1 2 3 О.В. Лунёва. Основные модели социального интеллекта // Cyberleninka. — 2012. — № 3.
- ↑ Humphrey, N. K. The social function of the intellect (неопр.). P. P. G. Bateson & R. A. Hinde (eds.). Growing points in ethology. Cambridge: Cambridge University Press (1976).
- ↑ Byrne & Whiten, A. Machiavellian intelligence. // Oxford: Oxford University Press. — 1988.
- ↑ Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым. — 2009.
- ↑ Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. Самара, 2004.
- ↑ Иванов А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. — 2009. — № 1.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-113
- Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.,1979.
- Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта.- Психология мышления, 1965.- 456 с.
- Иванов А. А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. 2009, № 1.
- Князева Н. Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д. П. Ознобишина. Самара, 2004
- Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Сб. теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995. № 1. C. 195
- Люсин, Ушаков, Социальный интеллект, теория, измерение, исследования, М.: институт психологии РАН, Москва 2004
- Фатихова Л. Ф., Харисова А. А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие, Уфа: М.: Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2010
- Хрящева Н.Ю, Психогимнастика в тренинге, М.: Речь, 2014
- Шилова О. В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис. … канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет, Нижний Новгород, 2009.
- Allport, G.W. Pattern and growth in personaliti. — Holt Rinehart and Winstin, 1961
- Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990.
- Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. — 1920. — № 140. — Р. 227—235.
ru.wikipedia.org
Социальный интеллект — что это такое и как развить социальный интеллект?
Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.
Что такое социальный интеллект?
Социальный интеллект – это знания и умения, определяющие успешность взаимодействия, своего рода дар, помогающий легко сходиться с людьми и не попадать в неловкие ситуации. Понятие нередко отождествляют с эмоциональным разумом, но чаще исследователи видят их идущими параллельно. В понятии social intelligence имеется три составляющих:
- Одни социологи выделяют его в отдельный вид разума, познавательной способности, и ставят в один ряд с познанием, вербальным и математическим интеллектами и др.
- Другая сторона явления – конкретные знание, таланты, приобретенные в процессе социализации.
- Третье определение – особая личностная черта, которая гарантирует успешный контакт и адаптацию в коллективе.
Социальный интеллект в психологии
В 1920 году Эдвардом Ли Торндайком в психологию было введено понятие социального интеллекта. Он расценивал его как мудрость в межличностных отношениях, так называемую «дальновидность». В дальнейших трудах такие авторы, как Г. Олпорт, Ф. Вернон, О. Конт, М. Бобнева и В. Куницына и др. внесли свой вклад в интерпретацию термина СИ. Он обрел такие характеристики, как:
- умение ладить с отдельными людьми и понимать настроение группы;
- независимость от интел. фактора;
- формирование навыков в ходе социализации;
- возможность видеть себя глазами других;
- глобальные способности, развитые на фоне коммуникативных черт.
Уровни социального интеллекта
Определив роль социального интеллекта в профессиональном развитии, ученые стали думать, что необходимо для социального интеллекта и какие люди обладают им. В середине ХХ века Дж. Гилфорд разработал первый тест, способный измерить СИ. Рассматривая такие параметры, как сложность поставленной задачи, скорость и оригинальности решения, можно сказать, является ли человек подкованным в социальном плане. О наличии хорошего уровня social intelligence говорит результативность действий в различных состояниях. Эффективность определяет несколько уровней СИ:
- средний – действия шаблонами, результативность в обыденных жизненных ситуациях;
- низкий – деструктивное поведение, способное испортить даже самые благоприятные стечения обстоятельств;
- высокий – мастерство общения, управления людьми, возможность взять контроль над любой проблемой.
Высокий социальный интеллект
Математика жизни такова, что люди регулярно сталкиваются с трудно выполнимыми заданиями. Те, кто могут их решить, выходят победителями. Социальный и эмоциональный интеллект высок, если индивид имеет желание и способность думать. Социально эрудированный человек – всегда лидер. Он заставляет оппонентов менять мысли, убеждения, представления; быстро переваривает полученную информацию и управляет проблемой, находя верные решения в короткие сроки.
Низкий социальный интеллект
Если человек имеет низкий уровень социального интеллекта, существование его полно трудностей, которые появляются сами собой и в особенности по его вине. Люди, не умеющие выбирать вектор поведения, действуют инстинктами и порывами. Они тяжело сходятся с окружающими, так как способны зарубить на корню возникающую симпатию и испортить отношения с важными людьми. А трудности, возникающие в общении, неэрудированные индивиды могут преодолеть только с чужой помощью и подсказкой.
Как развить социальный интеллект?
Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:
- потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
- самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
- моделирование соц. явлений;
- понимания мотивов людей и их поведения.
Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе. Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:
- понимать язык тела;
- читать эмоции;
- улавливать настроение собеседника;
- слушать и слышать;
- управлять собственными эмоциями;
- выступать на публике без стеснения.
Социальный интеллект — литература
Понять сущность социального интеллекта можно и ознакомившись с литературой на данную тему. Это работы по психологии и социологии, труды, где рассказано о проблемах личности, а также путях их решения. Полезно ознакомиться с такими изданиями, как:
- Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
- Куницына В.Н., «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение», 1995.
- Альбрехт К., «Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими», 2011.
womanadvice.ru
Способы развития социального интеллекта у взрослого
Вся наша жизнь проходит в обществе других людей, знакомых и не очень. Если вы умеете хорошо поддержать разговор, это очень хорошо, но, к примеру, если вы не обладаете какой-то выдающейся способностью, но у вас хорошо «подвешен язык», вы отлично находите общий язык с посторонними людьми — это все довольно часто помогает зарабатывать неплохие деньги. Выходит, что когда у человека социальный интеллект выше среднего, он может достичь больших успехов в своей жизни, поскольку в наше время взаимодействие с обществом очень важно.
Как стать успешным человеком моя личная история
Для начала я вам расскажу, почему имею право писать свою историю. Могу ли я называться успешным человеком? Я скажу, что да! Пусть у меня нет лично самолета или виллы на юге Франции, да и дом мой находится далеко от Рублевского шоссе, я все равно считаю себя успешным. Успешность человека определяется далеко не количеством у него денег, местом жительства или средством его передвижения. Для меня так считать — дико! Ипотеки на всю жизнь. Бешеные кредиты на бытовую технику под каждой строчкой этого, далеко не простого, уравнения скрывается не очень надежная жизненная опора и она не для меня. А теперь давайте немного разберемся, в чем же суть успешного человека.
Первый и самый главный шаг на пути к успеху – быть независимым в плане финансов, этот шаг также является и самым тяжелым. Я очень хорошо помню те времена, когда я работал на своего начальника, сильно зависел от своих заказчиков и разного рода контролирующих органов. У меня не было достаточно денег, чтобы мне на все хватало, даже, к примеру, купить что-то из одежды было непросто. Когда я хотел взять отпуск в самый разгар летнего сезона меня не отпустили, поскольку было много заказов, а то, что я пахал весь год, как раб — никого не волновало. Пусть даже то, что зарплата у меня была выше 20 тысяч, но провести вот так всю свою жизнь, слушая постоянно недовольного начальника и клиентов, я бы не хотел. Поэтому в один очень прекрасный день мне захотелось выйти из этого ужасного жизненного режима и жить нормально, стать независимым, зависеть только от самого себя.
Как стать успешным человеком? Первый мой шаг было очень глупым и неправильным: я уволился с прежней работы и устроился на другую, правда, зачем я до сих пор не понимаю. Конечно, я наверно погнался за хорошей зарплатой, но кроме большой зарплаты, на этой работе у меня появились: частые переутомления, семейные проблемы из-за того, что я все свое время проводил на работе. И после этого я сразу стал понимать, что вне зависимости от того, где я буду работать и сколько получать полной независимости в работе я не получу никогда.
Я решил уволиться с этого предприятия и попробовать себя в роли бизнесмена, причем достаточно успешного. Но, что самое удивительное, руководить собственной фирмой – это еще большая зависимость от своих сотрудников. В общем, пытаясь как-то продвинуть свой бизнес, я стал увлекаться инвестициями и фондовым рынком. В этом мне помог мой социальный интеллект, ведь без него я не смог бы наладить контакт с людьми, которые помогли мне выйти на биржу торговли.
Что такое социальный интеллект и его основные уровни?
Социальный интеллект – это особые знания, которые помогают определить успешность человека, можно сказать, что это дар который помогает легко находит общий язык с людьми и редко попадать в плохие ситуации.
Социальный или межличностный интеллект нередко путают с эмоциональным, но это совершенно два разных понятия.
Практически сразу после того, как ученые дали научное описание социальному интеллекту, они решили сделать шкалу, по которой можно будет определить его уровень от низкого к высокому. Для этого профессор Д. Гилфорд создал популярное научно-психологическое тестирование людей из разных слоев общества. Благодаря такому тесту можно было измерить оригинальность и скорость мышления при решении определенной задачи. Все эти компоненты помогут дать, верный ответ на то, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам исследования удалось выявить три главных уровня социального интеллекта.
Низкий уровень интеллекта
Люди, которые имеют достаточно низкий уровень, сталкиваются с большими трудностями. Как правило, это сильно видно по поведению человека в определенном обществе. Такие люди обладают ленивым характером и всегда опираются на свои инстинкты, а многие их действия вызваны эмоциональными порывами. У них зачастую не получается нормально пообщаться с незнакомыми людьми даже в работе, поскольку даже при хороших дружеских или любовных отношениях, в некоторых моментах возникают проблемы связанные с особенностью их характера, что в результате приводит к недопонимаю и ссорам. Решить подобные проблемы одному не получиться, нужно обращаться к психологам.
Средний уровень социального интеллекта
Люди, имеющие средний уровень, как правило, решают все свои проблемы по шаблонам. В обычных ежедневных делах, к примеру, на работе они всегда получают то, что им необходимо и идут к поставленной цели. Общение с людьми у них не вызывает проблем — они прекрасно идут на контакт. Но вот с чем-то новым или непривычным такие люди не справляются, из-за чего они часто от этого отказываются и продолжают вести привычный, шаблонный ритм жизни.
Высокий уровень социального интеллекта
Человек, имеющий высокий уровень довольно легко справляется со всеми проблемами и поставленными перед собой целями. Он найдет оптимальный выход из любой возникшей неприятной ситуации и в любом случае выйдет победителем. Он легко заводит новых друзей, легко общается с людьми. Кроме того, такие люди могут манипулировать другими людьми с более низким уровнем, менять их мысли и желания.
Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?
Хорошо развитый интеллект позволяет получить массу пользы для жизни, к тому же, при его развитии у человека появляются новые возможности.
Невербальное взаимодействие
При общении с людьми необходимо всегда обращать внимание на их действия, как они ведут себя при разговоре, в особенности это касается невербальных сигналов (движений руками или головой). Ведь любое движение может нести в себе большой смысл. А вот, чтобы при общении с человеком научиться разбираться в его движениях, необходимо прочесть определенную книгу. А после прочтения можно посмотреть понравившийся фильм, но без звука, чтобы на примере понять значение движений героев. Кроме того, благодаря этой книге можно хорошо развить свой социальный интеллект и научиться управлять личной невербаликой (сигналом своих движений), и для более точной передачи собственного эмоционального состояния.
Уверенность в себе и своих действиях
Повышение уровня «общественных» навыков во многом зависит от того, насколько вы уверенны в себе и своих действиях. Чтобы стать более уверенным, необходимо забыть обо всем негативе, улучшить осанку и ощутить собственные силы. А для этого можно просто начать заниматься спортом, купить брендовую одежду. Кроме того, нужно как можно чаще общаться с людьми, ведь умение заводить разговор довольно важен, в ином случае при встрече с незнакомыми людьми человек будет ощущать дискомфорт. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.
Развитое мышление
Высокий уровень мышления – это так же не менее важный пункт на пути к развитию социального интеллекта. Просто постарайтесь хотя бы некоторое время не зацикливаться на проблемах и личных ошибках. Если можно решить проблему сейчас, то не стоит откладывать это на потом. А в остальных ситуациях не стоит слишком много уделять внимания мелким проблемам, ведь они несут только негатив и вызывают отрицательное воздействие на коммуникативные навыки, да и качество жизни в целом.
Самоконтроль
Высокий уровень позволяет привить контроль над своими эмоциями. Вечером каждого дня следует делать анализ того, что с тобой произошло за весь день, оценивая свое поведение и эмоции. Упражнение поможет контролировать порывы ярости, гнева и злости. Регулярная работа над собой и ощущение окружающего мира помогает считать себя его небольшой частью. Именно это дает полное взаимодействие с миром.
Ежедневное выполнение упражнений помогает расслабиться, так сказать, сбросить с плеч огромный груз постоянных проблем. Изолируясь от рутины, мы развиваем «общественные» навыки, что придает силы, делает нас лучше и совершеннее.
Упражнения для развития социального интеллекта
Ученые доказали, что социальное мышление – это вовсе не врожденная составляющая. Это навык, который приобретается в течение жизни, поэтому его не только можно развивать, а очень даже необходимо. Нужно взять за привычку делать несложные упражнения в течение дня, когда вы на работе или даже просто прогуливаетесь по парку. Вот некоторые из них:
- «Сделай самому себе приятно». При общении с незнакомым для вас человеком постарайтесь создать о себе приятное впечатление. По возможности применяйте данный метод ежедневно.
- «Восстановление связи». Для этого простого упражнения необходимо взять листок с ручкой и написать полное имя человека, с которым по каким-либо причинам перестали общаться. Подумайте, как вы можете с ним наладить связь и запишите все на листе. Попробуйте с ним поговорить. Делайте такое упражнение по необходимости.
- Упражнение «Наблюдайте за людьми». Наблюдайте за людьми на протяжении недели (или дольше) по 15 минут в день. Обращайте внимание на их язык тела, настроение, эмоции, подражание, прикосновения, выражение лица, зрительный контакт, дистанцию при общении и остальное. Результаты такого исследования можно будет записать в блокнот, что бы не потерять и не забыть.
- Упражнение «Кто на новенького» — в течение одного дня или недели начинайте разговор с теми людьми, с которыми вы раньше не разговаривали — это может быть совершенно случайный человек, но главное каждый раз с новыми людьми. Задавайте интересные для вас вопросы, больше уделяйте времени на то, чтобы узнать о потребностях того или иного человека. Главное — не забудьте представиться. Записывайте результаты своего общения в блокнот, чтобы вести отчетность о ваших результатах.
Каждый, кто выполняет приведенные упражнения, сумел познать настоящую радость и счастье в жизни. Только во время занятий вы можете радоваться тому, что вы просто живы, что сегодня прекрасный день и жизнь продолжается. Ведь настоящее общение с людьми ничто не может заменить, и я говорю только о «живом общении», меньше общайтесь в социальных сетях, лучше лишний раз выйдете прогуляться по улице, где можно познакомиться по-настоящему с интересными людьми. И только тогда вы начнете чувствовать, что в каждом из нас живет нечто больше, чем просто доступная обычному взгляду личность – неповторимый бриллиант, сияющий за толстым слоем разных эмоций, критики и высказываний.
Заключение
Люди с высоким «общественным» интеллектом всегда занимают лидирующие позиции в любых делах и, зачастую, становятся крупными начальниками. При этом они умеют общаться с людьми, понимают окружающих. Быть таким человеком – выгодно как для самого себя, так и для окружения. Поэтому следует регулярно посвящать немного времени его развитию, вне зависимости от возраста.
[Всего голосов: 1 Средний: 5/5]trenermozga.ru
Как развить социальный интеллект
«Люди существуют друг для друга», — сказал однажды римский император Марк Аврелий. Так ли это? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, ведь для кого-то смысл жизни — быть королем вечеринки и постоянно находиться в центре внимания, а для кого-то — оградиться от мира и как можно дольше оставаться наедине с собой. Однако все мы живем среди людей, а значит, должны уметь выстраивать отношения с ними максимально эффективно. Понять, как этого добиться, нам поможет высокоразвитый социальный интеллект, а о том, что это такое, мы и поговорим.
Впервые употребляя термин «социальный интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми [Torndike, 1920]. В понятие «социальный интеллект» он включал две способности: «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними». То есть, например, если обратиться к «Войне и миру» Льва Толстого, то, по Торндайку, красавец Андрей Болконский, обладай он развитым социальным интеллектом, должен был не только догадаться, почему Наташа Ростова предпочла ему Анатоля Курагина, но и сообразить, как правильно вести себя с непостоянной дамой в подобной ситуации.В дальнейшем свой вклад внес другой американский психолог Генри Олпорт, описав социальный интеллект как одно из восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. Он считал, что социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Если следовать мысли Олпорта, ленивцы из «Зверополиса» являются обладателями отнюдь не высокого социального интеллекта.
Российский социолог и психолог М.И. Бобнева первой описала феномен «социального интеллекта» в отечественной психологии. Она, как и многие другие исследователи, поддерживает мнение о том, что общий уровень интеллекта не имеет однозначной связи с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д. [Бобнева, 1979]. Все мы помним Шерлока Холмса из популярного сериала «Шерлок» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли. Там главный герой является ярким представителем этого сочетания: высокий интеллект, незаурядный ум и крайне низкие коммуникативные способности в мире людей.
Вероятнее всего, многие читатели уже поняли, что социальный интеллект — комплекс полезных способностей, а значит, было бы неплохо способствовать его развитию. И эта мысль совершенно верна, именно поэтому мы хотели бы оговорить, что для развития социального интеллекта необходимо учитывать возрастные особенности человека и благоприятные условия для его развития.
Если у вас есть младшие сестры, братья или дети дошкольного и младшего школьного возраста, самой эффективной будет рекомендация стимулировать их к активному взаимодействию со сверстниками в сюжетно-ролевых играх. На раннем этапе для развития навыков коммуникации ему будет достаточно небольшой группы друзей, а также набора любых игрушек, которые позволят детям играть «в магазин», «дочки-матери» и любые другие игры, в которых они смогут активно общаться и строить диалоги [Шилова, 2009].
Если же ваш малыш уже совсем не малыш, а подросток, то его ни в коем случае нельзя ограничивать в интимно-личностном общении со сверстниками: в данном возрасте установление близких дружеских или романтических отношений, наличие неформальной коммуникации со сверстниками есть благоприятное условие для развития социального интеллекта.
В юношеском возрасте в первую очередь важны гендерные различия, ведь у юношей формируются компетенции в вербальном общении (они быстрее находят соответствующий тон общения в зависимости от собеседника), в то время как у девушек наблюдается тенденция к росту чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и к невербальной экспрессии, что позволяет им правильней оценивать речевую экспрессию собеседника [Князева, 2004].
Что касается более зрелого возраста, то многие авторы приходят к общему мнению: одним из выражений социального интеллекта является мудрость, и не всем удается ее достигнуть. Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных ошибок, ограниченности собственных знаний и способность к выявлению проблем [Иванов, 2009].
Какие методы для повышения социального интеллекта известны сегодня?
К эффективным методам повышения уровня социального интеллекта авторы относят тренинги, фильмотерапию и анализ видеосюжетов, проигрывание проблемных ситуаций, техники эмпатийного слушания, упражнения на развития невербальных средств общения, а также сюжетно-ролевые игры. Однако человек, желающий повысить уровень своего социального интеллекта, должен понимать, что для этого ему придется развивать и некоторые другие способности. Например, хорошее внимание. Важность внимания сложно переоценить, ведь порой именно интерес к каким-то важным деталям помогает лучше понять собеседника. То, что другие могут считывать автоматически, человеку с низким уровнем социального интеллекта необходимо переводить на уровень сознания: заострять внимание на всех деталях, чтобы в конечном итоге подмечать важные. Однако, как мы помним из примера о Шерлоке Холмсе, внимание является лишь важным, но не достаточным качеством.
Не менее важен в данном случае и мотивационно-волевой компонент: если вы решили повысить уровень своего социального интеллекта, то это еще не означает непременного достижения результата. Потребуется продолжительная и систематическая работа над собой, а значит, необходима дисциплина и соблюдение расписания собственных занятий. Сев на диету и бросив ее, человек не похудеет. Так же и здесь — необходимо идти до конца.
Итак, перечислим несколько практических советов.
Что вам хочет сказать мимикой и жестами собеседник? А вы ему?
Обращайте больше внимания на невербальное поведение людей (жесты, мимику и т.д.): невербальные сигналы порой сообщают более правдивую информацию, которую человек попросту не успевает контролировать, в отличие от вербальных сигналов. Данный навык будет очень полезен, а развивать его очень просто: можно включить любой неизвестный фильм или сериал с выключенным звуком и по невербальному поведению актеров попытаться сделать выводы об их чувствах и в целом о ситуации на экране. Далее совсем несложно будет проверить себя, пересмотрев те же сцены уже со звуком.
Анализируйте собственную «невербалику». Будьте внимательны к себе и собственному телу и попытайтесь понять, как внешние сигналы тела соотносятся с вашими внутренними состояниями и чувствами.
Грамотная понятная речь — залог эффективного общения
Что касается вербальных навыков: как говорится, лучше больше, чем меньше. Старайтесь оттачивать свое мастерство, как можно больше общаясь с людьми, которые готовы вас слушать. Отмечайте свои слабые стороны и проводите работу над ошибками. Например, если вы чувствуете, что собеседник элементарно не понимает вашей дикции, — упражняйтесь, пока ваша речь не станет более понятна окружающим.
Какие эмоции ухудшают или улучшают процесс коммуникации?
Анализируйте собственные эмоции. Попытайтесь понять, что повлияло на возникновение того или иного эмоционального состояния, что может вызвать более острую реакцию или позволит ее сгладить. Проследите, как те или иные эмоции влияют на ваши мыслительные процессы, — так вы будете вооружены. Например, если вы знаете, что в состоянии гнева вы абсолютно не можете соображать, то переждите, пока гнев пройдет, прежде чем браться за какие-то задания или приступать к общению. Кроме того, заранее продумайте стратегии избавления от каких-то особенно пагубно влияющих эмоций. Если вы понимаете, что перед каждой встречей с начальством вас охватывает паника и оцепенение, вам надо продумать для себя индивидуальные приемы, направленные на минимизацию подобного состояния.
Таким образом, если в области социального интеллекта у вас «диапазон как у зубочистки», — как говорила Гермиона Рону Уизли в «Гарри Поттере», — не отчаивайтесь! Еще не все потеряно: социальный интеллект вполне возможно развить, следуя вышеперечисленным советам. Главное — желание работать над собой.
Марина Георгиевская, Яна Чёрная
Литература
Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.,1979.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // Педагогическое общество России. — 2004.
Иванов А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. — 2009, №1.
Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. — Самара, 2004.
Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995.
Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // ЗПУ. — 2008. №4.
Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. —2015, №7 (19).
Николаевский Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте // МНКО. — 2012, №5.
Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. — 2011, №2.
Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — М., 2014.
Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис… канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет. — Нижний Новгород, 2009.
Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920, №140.
nplus1.ru
Социальный интеллект человека и его развитие
Способность понимать окружающих людей и вести себя максимально достойным образом – важные составляющие жизни, которые помогают достичь успеха и гарантируют крепкие взаимоотношения со всеми окружающими. Они зависят от уровня социального интеллекта. Поэтому о нем нужно знать все самое важное.
Понятие
Социальный интеллект (СИ) – способность различать и понимать действия всех людей. Также понятие включает в себя навык коммуникации с окружающими, установку долгосрочных контактов с отдельными личностями, легкое нахождение общего языка со всеми людьми. Нормальный уровень его развития позволяет человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей. Поэтому очень важно поддерживать его на достойном уровне всегда.
Зачастую понятие тесно связывают с эмоциональным интеллектом, позволяющим легко распознавать эмоции, намерения или мотивацию окружающих. Многие склонны объединять оба интеллекта в один. Тем не менее понятие социального типа, как правило, представляют в одном из трех вариантов:
- Отдельный вид разума. Одна из составляющих познавательного навыка. Напрямую связана с математическим и вербальным интеллектами.
- Навыки, знания, взгляды. Все, что было приобретено человеком при социализации в обществе.
- Личная черта. Особенность человеческого характера, от которой зависит будущее, включая навыки общения.
Любой из трех взглядов на понятие является правильным. Они могут даже объединяться, что позволяет составить более ясную картину в понимании явления.
От уровня развития такого интеллекта зависит будущая самореализация.
Понятие в психологии
Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми. Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии.
Генри Олпорт
Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.
М. И. Бобнева
Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.
Г. Айзенк
Ученый Г. Айзенк пошел дальше. Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач. При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.
Д. Гилфорд
Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:
- выделение вида выражения мыслей из контекста;
- восприятие свойств объектов при получении информации;
- прогнозирование последствий любых действий;
- понимание связи между частичками данных и различия одинаковых значений в восприятии (касается также взаимодействия людей) и причин определенного поведения людей.
Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.
Г. Гарднер
Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.
Общий взгляд психологов
Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.
Уровни
Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.
В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.
Низкий
Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.
Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.
Средний
Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.
Высокий
Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.
Возрастные особенности
Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого. Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем.
Развитие СИ продолжается всю жизнь.
Дети
Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.
Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения. Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.
Подростки
Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей. Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.
Юноши
В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.
У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.
Зрелые
Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.
Развитие
Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:
- самопознание;
- саморегуляция;
- социальность;
- эмпатия;
- мотивация.
Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.
Существуют и простые способы повышения социального интеллекта. Например, банальное участие в настольных играх с друзьями.
Невербальное взаимодействие
Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев. Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций.
Уверенность в себе, общение
Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться. Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д. Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.
Если человек не умеет отказывать, то это тоже может стать отличным способом для тренировки. Каждый отказ – вклад в развитие.
Мышление
Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках. Важно помнить, что прошлое не изменить. Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать. В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к. это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.
Эмоциональная составляющая
Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта. Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки. При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.
Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.
Выводы
Люди с высоким социальным интеллектом всегда занимают лидирующие позиции в любых делах и зачастую становятся крупными начальниками. При этом они умеют общаться с людьми, понимают окружающих. Быть таким человеком – выгодно как для самого себя, так и для окружения. Поэтому следует регулярно посвящать немного времени его развитию, вне зависимости от возраста.
vsepromozg.ru
Насколько у вас развитый социальный интеллект. Низкий социальный интеллект
Лариса Разумкина
Социальный интеллект: психологические аспекты
Аннотация. Как известно, социальный интеллект является важнейшим элементом успешности введения человека в социальную жизнь общества . Социальный интеллект формирует благоприятные предпосылки для самореализации личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки .
Ключевые слова : социум , психология , социальный интеллект , специальная психология .
Abstract. As you know, social intelligence is a critical element of the success of the introduction of the human social society. Social intelligence creates favourable preconditions for self-realization, which ensures the relevance of social intelligence as the subject of research of psychological science.
Keywords: society, psychology, social intelligence, special psychology.
Социальный интеллект является одной из наиболее спорных категорий, которая вызывает неподдельный интерес в различных отраслях психологических знаний . В данной статье рассмотрены понятие, теории и основные элементы социального интеллекта .
Первым раскрыл понятие социального интеллекта Э . Торндайк в 1920 году. В своих научных работах, он раскрывал социальный интеллект как предусмотрительность в отношениях, складывающихся между людьми и приравнивал его к способности мудро поступать в межличностном взаимодействии.
Э. Торндайк выделил 3 вида интеллекта :
1. Абстрактный интеллект , как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и проводить с ними различные действия;
2. Конкретный интеллект , как способность понимать вещи и предметы материального мира и проводить с ними различные действия;
3. Социальный интеллект , как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.
Э. Торндайк раскрыл социальный интеллект как часть общего интеллекта и при его исследовании значительное внимание уделял познавательным процессам (социальное восприятие ) .
Дж. Гилфорд – американский психолог , автор выдающихся работ в области интеллекта . Первым создал общую модель структуры интеллекта и вытекающий из нее , надежный тест для измерения социального интеллекта . Дж. Гилфорд рассматривал данную категорию как систему интеллектуальных способностей , которые связаны с познанием поведенческой информации. Следует отметить, что модель Дж. Гилфорда включает 120 интеллектуальных факторов , то есть способностей. Гилфорд отмечает, что в основе понимания поведения других людей и самого себя лежит невербальный характер.
На современном этапе развития психологии все больше ученых посвящают свои работы различным аспектам социального интеллекта . Например, Дж. Гилфорд Н. Кэнтор, Д. Китинг, Г. Оллпорт, М. Салливен, Э. Торндайк, М. Тисак, М. Форд определили сущность понятия и функций социального интеллекта , которые и раскрывают содержание данного понятия. Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, С. Космитский, О. П. Джон, В. Н. Куницына, Д. В. Ушаков раскрыли структуру и содержательные характеристики компонентов в составе социального интеллекта . Г. В. Акопов, И. Ф. Баширов, Г. Ю. Любимова, Е. И. Пащенко, Ю. П. Поваренков, Д. В. У шаков выявили особенности развития социальн
anyost.ru
Социальный интеллект: от чего зависит уровень?
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. От чего зависит уровень?
Говорят, что мы используем возможности своего мозга лишь на 10-20%
— миф это или реальность…?
Может миф, а может и реальность…Тогда зачем нам такие возможности, кто их заложил и почему мы ими не пользуемся?…
Может для сегодняшней реальности этого достаточно?
А может наступит время и будет недостаточно?
И тогда придет новая эра — эра сверхлюдей, СВЕРХЧЕЛОВЕКА…?
Та самая фантастика, которая станет реальностью…
Время показывает, что вся фантастика в нашей жизни становится реальностью…, почти вся…
Причем, за последние 100 лет невероятно и стремительно, и останавливаться не собирается.
Патриция Мэдсон (профессор Стенфордского университета) в своей книге «Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить» высказывает мысль, что «…вся наша жизнь и прошлый опыт уже подготовили нас к выходу на сцену… у нас достаточно идей, слов, образов и мыслей… надо только перестать выбирать…» (с. 49) — расслабьтесь, импровизируйте, пишет она, и мозг непроизвольно будет выдавать нужные решения…
И что получается? Как показывает жизнь, опыт общения с различными людьми, жизнь нас подготовила к «выходу на сцену» в обычных, простых, стандартных ситуациях, а вот к поведению в сложных, нестандартных? — к примеру, в тех ситуациях, когда нам от кого-то что-то нужно, а с нами не хотят… — что делать, как себя вести в таких ситуациях? — и так везде… — продажи, контакты, знакомства, просьбы, уговоры, переговоры… Мало в таких ситуациях просто расслабиться и «довериться своему разуму, воображению», здесь необходимо уметь думать на более высоком уровне… все просчитывать, придумывать, продумывать…
Социальный интеллект (в контексте ситуационной эффективности) — определенная психическая система (механизм), которая осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной жизненной ситуации, а именно — четко оценивать ситуацию и находить оптимально правильное (эффективное, сверхэффективное) для данной ситуации решение.
Чем выше социальный интеллект — тем выше ситуационная эффективность!
В контексте ситуационной эффективности выделим
3 ОСНОВНЫХ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1. Средний уровень социального интеллекта
Обеспечивает эффективность в обычных жизненных ситуациях, как способность адаптироваться к повседневным условиям социального бытия…На обычном уровне — это поведение, взаимодействие в простых, обыденных жизненных и профессиональных ситуациях, где человек действует в основном закрепленными в сознании шаблонами, выверенными блок схемами того или иного взаимодействия.
2. Высокий уровень социального интеллекта
Обеспечивает высокую эффективность в сложных жизненных ситуациях, в ситуациях, когда приходится разрешать проблемы, управлять ситуацией, управлять людьми, меняя их отношения и позиции — мысли, интересы, представления, убеждения…Человек с высоким уровнем социального интеллекта всегда что-то придумает, найдет выход из любой проблемной ситуации.
Здесь все более тщательно продумывается… Причем времени на обдумывание часто нет, все приходиться делать быстро — на лету схватывая и мгновенно обрабатывая большой поток информации, выделяя главное и отсекая второстепенное, быстро находя оптимально-эффективное решение.
Это и есть математика нашей не простой жизни, задачи, которые нам приходиться решать…
Как ГЕНИИ этого мира делают большие деньги… при помощи высокоразвитого и динамично функционирующего социального интеллекта?
См. примеры сверхэффективности — энергетически и информационно прокаченный мозг Эдди Спинолы в действии (Алан Глинн «Области тьмы»)
3. Низкий уровень социального интеллекта
Человек с низким уровнем социального интеллекта способен испортить даже самую благоприятную ситуацию, настроить против себя нужных и значимых людей (просто потому, что думает по большей мере не конечным мозгом, а инстинктами, деструктивными душевными порывами, и другими, «задними местами»…).Оценивая уровень социального интеллекта того или иного человека, а именно, разбирая эффективность его поведения в той или иной (проблемной) ситуации, мы будем обращать внимание на следующие моменты…
3 ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА:
1) Сложность решаемой задачиЗадачи бывают простые, обыденные, бывают сложные, проблемные, а бывают и вовсе не реальные.
2) Скорость поиска решения
Кто-то быстро находит решение, кто-то медленно, кто-то вовсе не ищет, а кто-то ищет и не находит.
3) Эффективность и оригинальность самого решения
Решений может быть выдано масса, но насколько они эффективны? причем среди ряда эффективных всегда найдется самое оптимально-эффективное или сверхэффективное, то самое, которое с минимальными затратами и максимальными эффектами приведет к намеченному результату.
От чего зависит уровень социального интеллекта?
Выделим 2 основных аспекта:1) желание думать
2) способность думать
…
Подробности на семинаре
«СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ДУМАЙ, КАК ГРОССМЕЙСТЕР!»
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория и практика развитияnrpsy.ru