Содержание

Психология мимики и жестов человека

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками, открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

psychologyc.ru

Чтение языка тела: жестов и мимики

В современном мире язык жестов и мимики важен не меньше, чем вербальное общение, поэтому такое огромное значение придают их трактовке. Использование различных жестов и выражений лица при общении получило название «невербальное общение» — это  отчетливые телодвижения, жесты, используемые человеком, также и при помощи различных предметов. Специалисты-психологи считают, что  при помощи речи люди передают только семь процентов информации, а при помощи языка тела – 59 %. Из этого выходит, что КАК человек говорит гораздо важнее того, ЧТО он говорит.

Зачастую человек не фокусирует внимания на выражении своего лица и собственных жестах, а ведь они не просто являются отображением нашего восприятия входящей информации, но также могут оказать влияние на собеседника. По этим причинам язык тела получил такое широкое распространение среди политиков и крупных бизнесменов. Умело прибегнув к нему, можно добиться заинтересованности компаньонов, результативно презентовать услугу, товар, проект, добиться подписания выгодных договоров, заставить аудиторию внимательно следить за вашим выступлением… Но также понимание того, что кроется за определенной жестикуляцией, может пригодиться и в личных, интимных отношениях. Комплекс четких видимых знаков (поза, направленность взгляда, наличие предметов в руках, выражение лица) даст возможность предположить, что же на самом деле чувствует другой человек и расскажет об их намерениях. Стоит разобраться в значениях и запомнить главные сигналы, которые подает тело, и правильно ими пользоваться для более эффективного взаимодействия и общения с людьми.

Вместо тысячи слов

Часто при общении с людьми мы сами и наши собеседники подаем множество едва уловимых и весьма значительных сигналов. Данные жесты воспринимаются нашими визави неосознанно и таят в себе множество дельной информации. Интерпретировать данную информацию станет возможным после знакомства с языком жестов.

Если вы решили изучить язык тела, научится «читать» человека, анализируя жестикуляцию и мимику своих собеседников, вам следует помнить о том, что один и тот же жест можно истолковать по-разному. На толкование влияет общий фон и суть беседы. Также не следует забывать, что одни и те же жесты у жителей разных стран имеют свою различную интерпретацию.

Понимание невербальных коммуникаций при общении позволит «читать» оппонента, понимать, как воспринял собеседник услышанное, знать его мнение еще до того, как оно будет озвучено.  Обладая знаниями в данной области человеческого подсознания, вы сможете вовремя подкорректировать свое поведение, чтобы достичь желаемого исхода при общении с другими людьми.

Общераспространенные мимика и жесты

Ключевые коммуникативные жесты, как и мимика человека, в различных странах не слишком разнятся. Тот, кто счастлив и доволен — улыбается, кто в печали —  хмурится, у человека в приступе ярости и злости тоже своя отличительная мимика. Очень наглядный пример общезначимого, принятого повсеместно жеста – это пожатие плечами. Он понятен для всех народов и означает непонимание.

Невербальные знаки отлично отображают, какое место занимает данный человек в социуме, степень его воспитания и род деятельности. Учитывая вышеизложенное, крайне важно знать и применять язык жестов, чтобы всегда можно было преподнести себя в выгодном свете.

Многие люди не знают, куда деть руки при разговоре. Первое, что следует сделать, — это научиться держать руки спокойно (не постукивать пальцами, не теребить в руках предметы, не чесать переносицу или затылок и тому подобное). При любом общении крайне желательно свести жестикуляцию к минимуму. Допустимо использование лишь самых простых и универсальных движений, которые сопровождают фразы, используемые при знакомстве или при светском общении.

Мимика. Чтение «с лица»

Даже если у человека получится солгать при помощи слов, то полностью проконтролировать язык тела не способен ни один из нас.

Мимика – это зеркало  чувств и отчасти помыслов человека. По выражению лица человека можно понять все, что творится у него на душе. Понимание выражения лица поможет вам достигнуть взаимопонимания при общении друг с другом.

Так, широко распахнутые глаза, приподнятые брови и опущенные вниз уголки рта – признак того, что человек испытывает удивление; хмурый лоб, насупленные брови,  сощуренные глаза и плотно сомкнутые губы  — явный признак того, что оппонент в гневе. О печали и грусти свидетельствуют «угасшие» глаза, брови, сведенные вместе, опущенные уголки рта, а безмятежное выражение глаз и едва заметная улыбка, краешком губ, — отчетливое свидетельство того, что человек в данный момент доволен и счастлив.

Недаром говорят: глаза – зеркало нашей души. И действительно, наибольшей выразительностью на лице наделены именно они. Взгляд может передать все многообразие смысловой информации: иронию, испуг, радость, счастье, удивление, замешательство – весь спектр человеческих эмоций.

Безусловно, наука языка жестов очень многогранна и объёмна, чтобы можно было ее уместить в одной статье, поэтому мы рассмотрим и интерпретируем только самые распространенные невербальные сигналы, с которыми сталкиваемся при повседневном общении.

Защитные жесты

При явной антипатии и остром недоверии к собеседнику, чувстве дискомфорта или опасности, любой из нас на уровне подсознания будет стремиться оградить себя, «закрыться» от негативного фактора. Обязательно обратите внимание, если ваш визави отодвигается или выставляет «преграду», призванную разделить вас в виде своей сумки или стопки бумаг, сидит «нога на ногу» или же скрестивши на груди руки. Видимо, приятного и конструктивного диалога между вами не получится – ваш собеседник испытывает чувство дискомфорта и неосознанно настроен отбивать атаку. Также  сжатые кулаки, являются еще одним из невербальных знаков с ярко выраженным отрицательным подтекстом.

Жесты, демонстрирующие уважение

«Уважительных» жестов, показывающих почтительное к вам отношение собеседника, на самом деле не так уж много. Самым характерным из этих жестов является рукопожатие. Уважительное рукопожатие предусматривает единовременность подачи рук друг другу собеседниками. Рука при этом вытянута, само рукопожатие обычно длительное. Если мужчина подает руку женщине при выходе из транспорта – это тоже жест уважения. Еще один расхожий жест – приветственный наклон головы.

Жесты расположения и открытости

В противовес защитным существуют жесты, которые показывают открытость собеседника, его определенное доверие к увиденному или услышанному. Понять, что человек открыт и расположен к вам можно по свободной, немного расслабленной позе. Если собеседник расстегивает верхние пуговицы одежды, слегка подается вперед к собеседнику, демонстрирует открытые ладони при жестикуляции, выпрямляет ноги или соединяет пальцы рук в «купол» – все это свидетельствует о чистосердечии собеседника. Если заметите данные сигналы, можете быть уверенны, что собеседнику легко и приятно вести с вами диалог, и вы можете получить желанный результат от встречи и разговора с ним.

Жесты скуки

Жесты, описанные ниже, позволяют понять, что собеседнику не интересно и он заскучал, а значит необходимо сменить тему разговора или вовсе завершить беседу. Чтобы понять, что вашему собеседнику стало скучно и есть необходимость сменить тему беседы либо закончить разговор, достаточно знать несколько правил языка жестов. О том, что ваш визави заскучал, свидетельствуют постоянное бросание взгляда на часы или телефон, осматривание обстановки, рассеянный взгляд, зевота, мелкие движения руками (постукивание, перебирание предметов), притопывание ногой и тому подобное.

Жесты, демонстрирующие неравнодушие и заинтересованность

Находясь в обществе интересного приятного собеседника, человек будет подавать особые знаки, сигнализирующие о симпатии. Женщины, общаясь с приятным мужчиной, поправляют прическу или одежду, «играют» с локонами, покачивают бедрами, поглаживают свои плечи или колени. Их отличает проникновенный и долгий взгляд, направленный на мужчину, а в глазах появляется «огонек». Полный список женских сексуальных сигналов читайте здесь.

Мужчины же при общении с понравившейся женщиной обычно подтягиваются, выравнивают спину, расправив при этом плечи, поправляют одежду и прическу.

Жесты сомнения

Умение читать невербальные знаки из этой категории пригодится, чтобы привести доводы и дополнительные аргументы, необходимые собеседнику для принятия решения, на которое вы рассчитываете. Психологи утверждают, что человек, который не уверен в собеседнике или в принятии любого решения, трет кончик носа, чешет глаза, потирает шею, переплетает в замок пальцы рук, да и вообще его пальцы «ведут себя беспокойно»: постукивают, что-то вертят, теребят…

Жесты подчинения и превосходства

Приподнятый подбородок, плечи расправлены, руки сомкнуты за спиной, при пожатии руки ладонь оппонент кладет сверху (подает вам руку ладонью вниз), руки засунуты в передние карманы одежды, а большие пальцы снаружи – все это яркие признаки, что ваш визави чувствует внутреннее главенство. Явный знак превосходства и даже агрессии – оппонент садится на стул «верхом». Когда видите, что человек пытается казаться ниже, чем есть на самом деле (сутулится, садится, если вы при этом остаетесь стоять, наклоняет свою голову), ступни его ног смотрят вовнутрь, вы должны понимать, что он признает превосходство собеседника. Если ваш визави часто моргает, это выдает его растерянность и внутреннее стремление защититься.

Выражение лица (мимика)

О том, что человек позитивно настроен, красноречиво говорят такие факторы как спокойное выражение глаз, еле заметная улыбка одними уголками губ, а насупленные брови, отрешенность во взгляде и уголки рта опущенные вниз — явный признак того, что человек опечален и пребывает в плохом расположении духа. Признаком заинтересованности являются немного приподнятые вверх брови и шире обычного открытые глаза, а если при этом у собеседника будет чуть приоткрытый рот —  верный признак удивления. Если собеседник демонстрирует плотно сжатые губы, нахмуренные бровные дуги и расширенные ноздри, по всей видимости, он пришел в ярость или негодование. Если при разговоре лицо собеседника принимает вытянутую форму и при этом приподнятые брови, это говорит о  явном неуважении и даже презрении.

Каждую девушку интересует вопрос, как при помощи «считывания» жестов и интерпретации мимики понять, что ты нравишься мужчине, а может быть даже он влюблен? Для ответа на этот вопрос достаточно запомнить простые признаки, которые с головой выдадут влюбленного поклонника, в том числе и на этапе зарождения нежных чувств.

 Итак, верными признаками заинтересованности мужчины являются:

  1. Поза, при которой его колени и носки обуви развернуты к вам.
  2. Попытка попасть в ваше персональное пространство (расстояние до партнера не более сорока пяти см). Он может вплотную приблизится к вам или опереться на перила сзади вас, может попробовать дотронуться невзначай, например, подавая вам руку.
  3. Долгий взгляд. Симпатия мужчины к вам прямо пропорциональна продолжительности его взгляда (обратите внимание на зрачки – они расширяются, когда человек заинтересован).
  4. Искренняя симметричная улыбка.
  5. Если мужчина дотрагивается рукой до своих губ, он на подсознательном уровне посылает сигнал, что испытывает желание поцеловать вас.
  6. Мужчина «наводит красоту»: одергивает, разглаживает одежду, поправляет прическу, распрямляет плечи.
  7. Позы с сексуальным подтекстом. Стоика, при которой ноги широко расставлены, демонстрирует его мужскую состоятельность. При этом если он держит руки в карманах, выставив большие пальцы – верный знак того, что парень хочет близости с вами.

zavodila.com

Психология жестов и мимики — наука о чтении мыслей и эмоций

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике — каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

 

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии — владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.  

 

Язык жестов универсален для всех

 

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности — жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты.

 

Защитные жесты

 

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет — человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

 

Жесты, свидетельствующие об открытости и предрасположенности

 

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного). Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола — это жесты открытости. Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.      

 

Жесты скуки

 

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, «пустой» взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

 

Жесты личной заинтересованности

 

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.       

 

Жесты неуверенности 

 

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.  

 

Жесты, демонстрирующие превосходство/подчинение

 

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении. К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.    

 

Мимика — лицо расскажет больше, чем слова

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

 

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки — знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот — вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника — такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

 

Психология жестов и мимики — это наука, позволяющая «читать» эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.

sam-sebe-psycholog.ru

Мимика и жесты — что они могут о Вас рассказать

Экология жизни. Психология: Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Психология мимики и жестов

Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения — и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.

Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.

Язык жестов

Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).

Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.

Положение головы

Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.

Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.

Запрокинутая голова — это вызов окружающим, готовность к активным действиям.

Склонённая набок голова — готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.

Свисающая вниз голова — это слабость, безволие.

Мимика лица и глаз

Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.

Прикрытые глаза — это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.

Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.

Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.

Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.

Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.

Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность,  услужливость.

Взгляд сверху вниз в психологии жестов — это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.

Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.

Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.

Приподнятые уголки рта — это символ позитива, живого и весёлого характера. 

Язык жестов: руки

В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

Ладонь, открытая кверху, — символ объяснения, убеждения.

Руки, свисающие вдоль тела, — пассивность, безволие.

Руки, заложенные за спину, — неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.

Руки, спрятанные в карманах, — попытка скрыть, неуверенность в себе.

Рука, сжатая в кулак, — концентрация внимания, самоутверждение.

Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.

Движение рук, закрывающее глаза или лицо, — это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Язык жестов: плечи

Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.

Плечи, спадающие вперёд, — знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.

Свободное движение плечами — уверенность в себе, внутренняя свобода.

Отведение плеч назад — в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.

Впалая грудная клетка — признак замкнутости и угнетённости.

Походка

Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.

Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.

Походка с руками в карманах и «волочением ног» свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.

Широкие шаги при ходьбе означают ясность  целей, предприимчивость, энергичность.

Короткие шаги — признак сдержанности, осторожности, расчётливости.

Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную  личность.

В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.

Угловатая «деревянная» походка — признак самодостаточного и позитивного человека.

Психология человека: жесты и мимика

В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем.

Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства.опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

econet.ru

Как научиться читать мысли людей по лицу?

У кого не возникало желания понять, о чем думает его собеседник? Обманывает ли он вас? Как он, в действительности, относится к вашему мнению? Как же хочется найти ответы на эти вопросы, ведь тогда мы заранее бы знали, стоит ли доверять этому человеку и что от него можно ожидать. Однако такая удивительная возможность есть у каждого, если знать секреты микромимики. С помощью нее вы поймете, как научиться читать мысли людей по лицу!

Секреты микромимики лица

Разные выражения лиц

Разные выражения лица у девушки

Чтобы научиться читать мысли людей по лицу, нужно понять, как связаны мимика человека и его сознание. Микромимика – это эмоциональная реакция человека, которая находит свое проявление в малейших движениях нашего лица. Изучением этой взаимосвязи занимается невербальная психология. Согласно ее теории, есть общение вербальное, то есть реальное, а есть невербальное – без задействования языка, но с помощью мимики, жестов и интонации голоса.

Мысли человека и его мимика неразрывно связаны, более того, сокращение мышц лица происходит как произвольно, так и непроизвольно, поэтому иногда мы не в состоянии в полной мере владеть своими эмоциями, которые ясно видны на лице. От хороших знаний и практики зависит ваше умение читать мысли и чувства собеседника и эффективность вашего общения. Особенно внимательным стоит быть, когда мимика не соответствует словам человека, ведь это уже указывает на малейшее проявление лжи.

Как научиться читать мысли людей по лицу?

Разные выражения лиц

Разные выражения лиц

Нет ничего сверхъестественного или экстрасенсорного в понимании мыслей человека. Мышцы вокруг глаз, щеки, морщинки возле носа, губы – это подсказки, через которые можно понять истинное отношение другого человека к происходящим событиям. С помощью таких мимических подсказок распознаем 7 основных типов эмоций.

Счастье

Человек, испытывающий радость и удовлетворение, не будет скрывать свои чувства. Язык мимики указывает на его ощущения. Уголки рта приподнимаются, носогубные складки тянутся к щекам, а вокруг глаз образуются морщинки. Распознать эту эмоцию человека просто, однако иногда возникают сомнения, если у человека открытая улыбка, но при этом глаза говорят о противоположном.

Удивление

Искреннее удивление выражается в непроизвольном поднятии бровей, расширению глаз и открыванию рта, губы при этом образуют овал. Удивление – эмоция, подделать которую проще всего. Однако есть секреты, с помощью которых вы поймете, насколько новая и поразительная мысль, произнесенная вами. Обратите внимание на морщины на лбу и на появление блеска вокруг зрачка глаз. Они и указывают на искренность собеседника.

Злость

Одна из самых неприятных эмоций, которую людям труднее всего скрыть. Главные показатели злости — складки между бровями, широкие ноздри, поднятые крайние уголки бровей, сужение и напряжение глаз. Особое внимание обратите на рот: он или плотно закрыт, будто скован, или открыт, но губы в форме квадрата, а челюсть выдвинута вперед.

Отвращение

Если собеседнику неприятно общение или сама ситуация, об этом будут свидетельствовать его суженные глаза, приподнятые щеки, раздутые ноздри и сморщенный нос. Верхняя губа непроизвольно поднимется вверх, будто закрутится. Брови при отвращении опускаются вниз.

Страх

О проявлении даже малейшего страха свидетельствуют брови, которые приподняты, но при этом не изгибаются. Они скорее в горизонтальном положении. Глаза открываются шире обычного, но в них отсутствует блеск, в отличие от удивления. Дополнительные подсказки о наличии страха – это расширенные ноздри и приоткрытый рот.

Грусть

Когда человек расстроен, его брови остаются в плоском положении, но при этом опускаются вниз вместе с кожей над глазами. Губы сжаты, уголки рта опускаются вниз, нижняя губа выдвигается вперед и надувается.

Презрение

На презрение указывает или пристальный взгляд, или сверху вниз. Рот и губы в прежнем положении, они скованны, но при этом появляется полуулыбка. Брови, глаза и морщины не меняют положения.

Как распознать ложь по мимике?

Разные эмоции на лице девушки

Разные эмоции на лице девушки

Ученые доказали, что в мозге существуют две нейронные связи, которые отвечают за микромимику. Когда человек врет, эти связи начинают «бороться», в следствие чего появляется разночтение эмоций. Особую роль в выявлении обмана играет связь жестов и мимики.

  • Взгляд в сторону. Отвод глаз говорит об отсутствии интереса человека к событиям вокруг него или о желании скрыть информацию. Иногда появляется противоположная реакция – пристальный взгляд в глаза. Такая реакция возникает, когда человек знает, что при обмане отводить глаза в сторону не рекомендуется.
  • Нервное покусывание губ. Такое движение свидетельствует о беспокойстве собеседника или о желании соврать
  • Частое моргание. Данная реакция – следствие неожиданного вопроса или стрессовой ситуации, из которой один выход – выкрутиться и соврать.
  • Мгновенные касания носа. Ученые говорят, что во время лжи нос начинает чесаться, поэтому обманщик резким движением его протирает.

Как применять знания о микромимике?

Что значит такое выражение лица?

Что значит такое выражение лица?

Учитывая, что каждая эмоция по-разному проявляется, запомнить все особенности не так просто. Большую роль играет практика и терпение. Запомните выражения одной эмоции, и ищите ее проявления в глазах своего собеседника. Чтобы постичь эту науку можно даже потренироваться на близком друге или любимом человеке. Наблюдая за ним, делайте вывод, а потом поинтересуйтесь, были ли вы правы в своих суждениях.

Если вы хотите понять мысли человека, начните с элементарного: смотрите ему в глаза! Именно эта часть нашего лица является зеркалом души. Подделать блеск в глазах практически невозможно, поэтому они свидетельствуют об отношении человека в окружающим его событиям.

Не забывайте о связи мимики, позы и жестов, которые проявляет человек. Наличие искренней эмоции проявляется в полной гармонии этих невербальных знаков. Если возникает дисбаланс, это свидетельствует о проявлении лжи.

Возможные ошибки:

  • Мысли о том, что понять эмоции можно любого человека. Есть люди, которые умеют владеть собой и каждым своим движением. Часто это «картежники» или шахматисты, успех которых напрямую зависит от сдержанности и самоконтроля.
  • Обобщение. Не забывайте про менталитет, культуру и национальность человека. Вызвать улыбку у немца трудно, однако это не говорит неискренности, в то время как американцы не могут спокойно реагировать на «каменное выражение» лица.
  • Поспешные выводы только по одной эмоции. Каждый человек индивидуален, поэтому перед выводами рекомендуется узнать человека ближе.
  • Применяется распознавание мыслей человека при общении с малознакомым человеком, с ребенком-подростком, шефом или подчиненными и на первых свиданиях с противоположным полом. В этих ситуациях крайне важно знать, о чем думает собеседник!

sunmag.me

Наука о жестах и мимике

Жесты и мимика как средство общения

Классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве. Характеристика паралингвистических (околоязыковых) средств общения, деление их на кинесику и фонацию. Основные типы жестов: условные и неусловные.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оратор пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» — неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь — это одно, а жесты, мимика, движения — другое. Все это — единый экспрессивный поток внутренней жизни человека. А так как оратор воспринимается двумя каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.

Следя за мимикой, жестами, позой, движениями оратора, слушатели легче вникают в процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности выступления.

Наука паралингвистика (рага в переводе с греческого — возле, около) изучает факторы, которые сопровождают речь, участвуют в передаче информации в процессе вербального (речевого) общения; раскрывает сущность и виды околоязыковых средств выразительности, их роль в системе обратных связей при речевом взаимодействии.

Неречевые средства являются не самостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрывают ее глубинную суть.

Паралингвистические (околоязыковые) средства общения характеризуются двойственностью. С одной стороны, они позволяют экономить речевые средства. Обращаясь, допустим, к продавцу, мы, указывая на предмет, говорим: «Покажите, пожалуйста, вот эту чашечку», — и не тратим лишних слов на ее описание. С другой стороны, они компенсируют многое из того, что недоговорено словами, вскрывают подтекст, многозначность речи, ее стилистические оттенки, чувства, отношения и т. д. Действительно, суть такой, например, незаконченной фразы, как «Ну, знаете?!», можно понять только через интонацию, мимику, жесты говорящего.

Множество подтекстов, эмоций, отношений можно передать через паралингвистические средства, сопровождающие слова «Мой дорогой!». Откинулся назад корпус; в стороны развелись руки, готовые обнять долгожданного человека; широко раскрылись от приятного и радостного удивления глаза; неторопливо, мягко, окрашенная теплым тембром прозвучала фраза: «Мо-ой дорого-ой!», обращенная к желанному человеку. Но вот руки сделали резкое, быстрое движение в сторону и обратно, резко качнулась голова, сузились глаза, голос окрасился холодным металлическим звуком, и фраза прозвучала с раздражением, укором: «Мой дорогой!». В отрицательных эмоциях удвоились согласные. Угадайте подтекст: «Не думала я, что ты так подведешь меня!». [5]

Обратим внимание на то, что сначала в действие включились глаза, руки, корпус, а затем уже родилась фраза. По известному закону упреждения, жизнь тела подготавливает, упреждает слово: сначала повернулась в сторону собеседника голова, а затем вы обратились к нему с вопросом или просьбой. Конечно, есть такие речевые ситуации, когда свою речь мы не сопровождаем движениями головы и жестами (например, ведем диалог, не отрываясь от какого-либо важного дела). Но и тогда вступает в действие параязык— интонация. Ведь параязык делится на два больших вида: кинесику и фонацию.

Кинесика (от греческого kinesis — движение) — раздел науки, изучающий телодвижения (жесты, мимику, движения), соответствующие определенным интонационным моделям, словесным оборотам.

Фонация изучает интонации живой речи, которые рассматриваются как «дополнительный паралингвистическии канал связи» в речевом взаимодействии: интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы. Поэтому мы и говорим: «Интонация — это жест; жест — это интонация».

Выходя на трибуну, оратор перестает быть только индивидуальностью, а выступает как представитель какой-либо науки, искусства, культуры, производства. И это накладывает отпечаток на его действия и поведение. Причем регуляция поведения происходит часто рефлекторно, что определяется внутренней

Параязык рассматривается как совокупность неязыковых средств, участвующих в речевом общении: культурой, воспитанностью, нормами поведения в обществе, отношением к собеседникам, целью речевого воздействия.

Различают два характера связи: линейный (внешний) и нелинейный (внутренний). Так, в диалоге с собеседником мы пользуемся в основном линейной связью, получая сведения о реализации своей речи по слуховому каналу в виде ответных реплик. Оратор же использует нелинейный канал связи, и о характере реакции на свое выступление он узнает по выражению глаз слушателей, их улыбкам, кивкам или, наоборот, по отсутствующим взглядам, безразличным позам, перешептыванию, кашлю.

Яркий пример того, как при помощи мимики, жестов, движений можно угадывать чувственный мир человека, дает нам Сервантес. Герой его романа Дон Кихот, отправляя с письмом к Дульцинее своего оруженосца, говорит ему:

«Напряги свою память, да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится ли и смутится, услышав мое имя. если же примет тебя стоя, то наблюдай, не будет ли переступать с ноги на ногу. не повторит ли свой ответ дважды или трижды; не превратится ли из ласковой в суровую или же, напротив того, из угрюмой в приветливую; поднимет ли руку, чтобы поправить волосы, хотя бы они были у нее в полном порядке; одним словом, сын мой, наблюдай за всеми действиями ее и движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души питает она ко мне чувства; должно тебе знать, Санчо, если ты этого не знаешь, что действия и внешние движения влюбленных, когда речь идет об их сердечных делах, являют собой самых верных гонцов, которые доставляют вести о том, что происходит в тайниках их души». [5]

Любое действие имеет слитые воедино две стороны — психическую и физическую. Эта двойственность структуры действия состоит в том, что, с одной стороны, действия направляются на решение «предметно-технической» задачи (взять, допустим, со стола книгу), а с другой — действие выражает отношение человека к этому действию, к предмету, к окружающим обстоятельствам (взять книгу, не разбудив товарища), то есть заключает в себе социальные позиции, называемые позиционно-тоническим фоном. В бытовом движении (взять книгу) проявляется воля, а в окраске движения (взять осторожно) — чувство. Вот эта смысловая структура действия и является выразителем позиционного тона, отношения. «В психологическом жесте невидимо жестикулирует наша душа», — говорил известный русский актер М. Чехов.

Так, на примере описания одного действия, одного бытового движения — поднесения к глазам лорнета — гениальный Пушкин показал гамму чувств, бесконечное разнообразие отношений человека к окружающей действительности, оттенков действия:

И, устремив на чуждый свет

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать.

Всё хлопает. Онегин входит:

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед;

Держите прямо свой лорнет!

Не то. не то, избави боже.

Не обратились на нее

Ни дам ревнивые лорнеты,

Ни трубки модных знатоков

Из лож и кресельных рядов.

Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.

«Ужели, — думает Евгений. —

Ужель она? Но точно. Нет.

Как! из глуши степных селений. »

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно.

А только ль там очарований?

А разыскате л ьный лорнет?

А закулисные свиданья?

A prima donna? а балет?

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Разочарованный, двойной, прямой, ревнивый, невнимательный, неотвязчивый, разыскательный лорнет! Какая богатейшая палитра красок одного действия — глядеть!

Умение наблюдать и учитывать элементы неречевого поведения слушателей позволяет вносить коррективы в свое выступление, превращать монологическую речь в активный диалог со слушателями, «втягивать» их в процесс взаимостимуляции. Ведь тонус выступления во многом зависит от реакции аудитории, от того, насколько она поддерживает или охлаждает выступающего. Поэтому и надо уметь видеть, чувствовать «дыхание» аудитории, чтобы регулировать ее поведение.

К трибуне оратор должен направляться решительным шагом (ступни ног слегка развернуты носками наружу), с хорошей осанкой (прямой спиной, поднятой головой, опущенными плечами), с руками, свободно «сброшенными» (или «сброшенной» одной рукой, если в другой портфель, папка), со взглядом, устремленным к трибуне или аудитории (не стоит боязливо смотреть под ноги).

Взойдя на трибуну, нельзя сразу же «с места в карьер» начинать: аудитория еще не готова к восприятию. В организации восприятия речи аудиторией важную роль играет так называемая «начальная пауза», психологическое назначение которой состоит в том, что она позволяет слушателям привыкнуть к оратору: оценить его внешний вид, одежду (должна быть не броской), по выражению глаз и активности позы увидеть заинтересованность предстоящим выступлением. В свою очередь, оратор устанавливает молчаливый контакт с аудиторией: осматривает ее (но не разглядывает), как бы молча здоровается. В этой начальной паузе слушатели и настраиваются на восприятие речи, а оратор успокаивается, пытается уловить настроение аудитории, ее отношение к теме выступления, определяет тон своего общения с аудиторией, создавая атмосферу делового контакта с нею.

Поза должна быть естественной, устойчивой. Удобнее всего, конечно, стоять, опираясь на обе ноги, но одна из них может быть несколько расслабленной, выдвинутой слегка вперед. Не следует часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе, стесняющемся слушателей.

Вместе с тем весьма выразительны движения вперед-назад: делая движения вперед, оратор подчеркивает важность своей мысли. Закончив же изложение важной мысли, он переносит тяжесть тела на другую ногу, несколько отклоняется назад, давая понять, что можно передохнуть, чтобы осмыслить, осознать сказанное, подготовиться к восприятию дальнейшей информации. [5]

Нередко можно наблюдать, как оратор усиленно вытягивает шею вперед, поднимая голову (что особенно свойственно женщинам), а это ведет к напряжению в звучании голоса, да и поза выглядит неэстетично. Не следует часто и низко наклоняться к записям, лучше держать их в руке и, обращаясь к ним, не терять контакта с аудиторией. Постоянное подчеркивание важных моментов речи кивком головы (а с этим тоже встречаешься на практике) лишь свидетельствует о мышечных зажимах — и только. А некоторые думают, что если ткнул подбородком или клюнул носом, то этим выразил все, что хотел. Нет! Нельзя забывать, что у человека все, в том числе и позы, жесты, движения, мимика должны быть естественны и красивы.

Заканчивая мысль о том, что активность позы пронизывает всё выступление оратора, остановимся на главных неречевых средствах выразительности — жестах и мимике.

Среди всех внешних средств выразительности особое место занимают руки. В жестикуляции ярко проявляется сущность человеческого характера. Сложный и разнообразный арсенал жестовых средств помогает раскрыть суть речь или, наоборот, может существенно помешать и даже навредить.

Неусловные жесты понятны всем без объяснения. По своей природе они весьма действенны, выражают эмоциональное состояние и волю человека, всегда имеют конкретную цель.

Жест может быть произведен и рукой, и ногой, и головой, и туловищем. Но чаще, конечно, человек жестикулирует руками. Именно рука наиболее активно выражает внутреннюю жизнь человека.

Неусловные жесты разделяются на четыре группы: 1) указывающие, 2) передающие, 3) подчеркивающие, 4) ритмические.

Указывающие жесты наиболее просты и обычно указывают на тот или иной предмет. Используя такие жесты, оратор указывает, например, на схему, начертанную им на доске, на таблицу или иное наглядное пособие, принесенное в аудиторию.

Передающие жесты делятся, в свою очередь, на изображающие и эмоциональные. Изображающие жесты передают вид, форму объектов речи. Например, стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» нельзя прочесть, если слова «Во — ширина! Высота — во!» не сопровождать изображающими жестами.

Однако в лекции следует избегать жестов, которые «плетутся» за словами, запоздало изображая то, о чем уже сказано.

К указывающим и изображающим (или иллюстративным) жестам обычно прибегают люди невысокой воспитанности и интеллектуальности. Без этих жестов можно обходиться. Сейчас, к сожалению, даже с экранов телевизоров мы часто видим указывающий па нас палец или руку. Подобные жесты не в традициях русского народа. Кроме того, они отвлекают внимание от смысла. Более уместны жесты, выражающие мысль, чувства. Известный государственный деятель прошлого века М. М. Сперанский говорил, что «рука двигается тогда только, когда ударит в нее сердце». Значит, если родился наполненный чувством жест, которым сопровождает свою речь говорящий, то такой жест — уместен. Но во всем нужно чувство меры: русский человек, в отличие от других народов, маложестен.

Люди разных национальностей по-разному пользуются жестикуляцией в речевом общении. Вот данные английского психолога М. Аргайла, подсчитавшего, что «в течение одного часа непринужденной беседы мексиканец сделал 180 жестов, француз — 120, итальянец — 80, финн — 1 жест, а англичанин — ни одного»[4].

Убедительно подтверждают мысль о необходимости полагаться на само слово и избегать многожестия русские пословицы:

— Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

— Нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал.

Излишняя жестикуляция раздражает аудиторию. «Посмотрите на людей, у которых много бессознательных движений, у которых руки все время вмешиваются в разговор, — пишет известный театральный педагог С. Волконский, — как трудно их слушать и как ужасно на них смотреть»[3].

К многожестию обычно прибегают ораторы с маловыразительной речью или слабым голосом, пытаясь таким образом усилить впечатление от выступления. Но лишние жесты — это сор, грязь, отсутствие творческой свободы и уверенности в правильности произносимых мыслей.

Восприятию смысла речи мешает интенсивная жестикуляция двумя руками. Заметим, что активное движение обеими параллельно действующими руками свойственно романским народам, жителям Южной Европы. Параллельно действующие руки кажутся нам неестественными, некрасивыми. Ведь русские, сопровождая речь жестикуляцией, «подпирая» ее, действуют одной, допустим, правой рукой. Причем, если в действие все же вступает вторая — левая рука, то амплитуда ее движений значительно меньше, слабее и интенсивность действия, она просто «помогает» правой руке.

Против движения параллельных рук, которое сейчас так распространено в драматических театрах и на эстраде, решительно выступал К. С. Станиславский, считая такие движения антиэстетическими с точки зрения восприятия русского искусства. Оратору надо стремиться к тому, чтобы обуздать свои жесты, добиться того, чтобы он владел ими, а не они им. Когда он обуздает жесты, сократит количество их движений, то они заменятся у него интонациями голоса, мимикой, т. е. «более изысканными средствами общения, наиболее пригодными для передачи тонкостей чувств и внутренней жизни»[6].

Это же можно посоветовать и оратору: быть внешне более сдержанным при необходимом внутреннем возбуждении творческого состояния.

Подчеркивающие жесты выделяют главное в речи, помогают лучше уяснить мысль. Но при подчеркивании важности какой-либо мысли рукой, надо выделить эту мысль и интонационно. Нередки случаи, когда рукой-то подчеркнут, а интонационно значимость мысли не выразят.

Ритмические жесты подчеркивают не отдельные части, места речи, а весь ритм ее произнесения. На слушателей в данном случае воздействует не только мысль, но и накал внутренней жизни оратора, который он выявляет в ритмических жестах, смыкающихся со словом, интонацией, тоном, темпом произнесения. Яркие тому примеры: чтение стихов В. Маяковским, выступление С. М. Кирова, Фиделя Кастро.

К ритмическим жестам относятся и жесты колебания, неуверенности. Проявляются они в поднятии плеча, характерном наклоне головы к плечу. Возникают такие жесты тогда, когда говорящий не знает, как выразить свою мысль, не может найти нужное слово. Жесты неуверенности естественны в ответах на вопросы, когда оратор не может дать исчерпывающего ответа на какой-либо неожиданный вопрос и не скрывает этого. Жесты неуверенности возникают и в процессе выступления, когда оратор привлекает слушателей к тому, чтобы вместе с ними искать наиболее точные ответы на поставленные вопросы. Это придает речи естественность, доверительную приближенность к аудитории, помогает сиять напряженность восприятия.

К особой разновидности можно отнести индивидуальные жесты, которые не укладываются ни в какие схемы. Они неразрывно связаны с движением мысли, чувства. Их интенсивность зависит от темперамента, национальности, воспитания, профессии, общей культуры, индивидуальных особенностей личности. Среди них есть такие жесты, как манера класть руки в карманы и вынимать их, встряхивать головой, потирать руки, притрагиваться ко рту, лбу, уху, носу, приглаживать или отбрасывать волосы, подергивать плечом, губой, поднимать брови и т. д. Ясно, что от подобных жестов следует решительно освобождаться.

Все условные и неусловные жесты, рожденные мыслью, чувствами, волей оратора, должны быть связаны с желанием продлить, закрепить слушательское внимание. Велика роль своеобразного центра передачи и приема сигналов в человеческом общении — мимики.

Мимика — движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние — это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Еще в начале XIX века известный теоретик ораторского искусства Я. В. Толмачев писал: «Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нем мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает». Язык эмоциональной мимики подчеркивает или дополняет то, что передается словами.

По глазам мы читаем мысли, желания, чувства собеседника. К. С. Станиславский учил: «Передавайте мысли голосом и словами, а глаза пусть помогают дополнять то, что не передается речью».

Не менее важную роль в общении играют губы, рог. Писатель В. Вересаев точно подметил: «Глаза — зеркало души. Какой вздор! Глаза — обманчивая маска, глаза — ширмы, скрывающие душу. Зеркало души — губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут»[2].

Околоротовые мышцы вернее всего выявляют эмоциональную жизнь человека. И действительно, если лоб может собраться складками от удивления, неуверенности или нахмуриться от гнева, обиды, напряженных раздумий, а нос — сморщиться, выражая радость или презрение, раздуться от сдержанной обиды, ненависти, то губы способны слегка улыбаться, растягиваться в улыбке, расплываться, иронически кривиться, с презрением опускаться вниз, крепко сжиматься в обиде, прикусываться от боли, волнения и т. д.

Л. Н. Толстой только в романе «Война и мир» описал 85 различных чувств, 85 различных выражений глаз и 97 оттенков улыбки. Действительно, улыбка может выражать тихое обожание, легкое презрение, нежную снисходительность, надменную вежливость, ехидство и т. д.

Но в процессе публичного выступления, от излишнего волнения, может нарушиться органическая жизнь глаз, а лицо онеметь, исказиться в гримасе, или оратор может начать беспричинно, не переставая, улыбаться. Мимика должна быть естественной, лицо спокойным и вместе с тем живым. Следует успокоить и бегающие глаза: они мешают сосредоточиться и оратору, и слушателям. Остановив внимание на одной группе слушателей, надо обязательно закончить мысль и лишь затем перевести взгляд на другую группу. Но говорить со слушателями надо «глаза в глаза». Это лучший способ общения, заражения слушателей своими чувствами, желаниями. При этом необходима мимическая сдержанность, а достигается она мышечной свободой.

Телесные мышечные зажимы — величайшее зло для творческого процесса. «Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от природы звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках — руки коченеют, превращаются в палки. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику»[6].

Как быть в подобной ситуации? Надо научиться снимать мышечное напряжение: с плеч (не поднимая их), с рук (не прижимая их к грудной клетке, они должны свободно действовать от плеча), с шеи (не забывать делать по несколько медленных круговых движений, чтобы почувствовать свободу мышц), с кистей рук. Помните, что «кисть руки — душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает, у кисти, равно как и у всей руки, необходимо выработать живость и пластическую мягкость»[7].

Некоторым ораторам свойственна привычка крепко вцепляться в трибуну. В таких случаях слушателям видны мертвенно побелевшие кисти рук, сигнализирующие о мышечном напряжении. Напряжение же в кистях рук непременно распространяется по организму и захватывает речевой аппарат, а это отрицательно сказывается на голосе — он звучит зажато и искаженно.

Жесты и мимика — это только помощники слова. При умелом использовании они могут сделать мысли ясней, а чувства ярче. При неумелом управлении ими — затемняется смысл, затрудняется восприятие речи, портится впечатление от выступления. Изучая неречевые средства общения, овладевая ими, надо помнить о том, что вербальное (речевое) общение является доминирующим звеном в коммуникации. Оно подчиняет себе все неречевые средства. Логика, значимость мысли, сдержанный темперамент сегодня сильнее действуют на слушателей, чем эмоциональная страстность и обильная жестикуляция.

В этой связи следует особо подчеркнуть: необходимо знать свои традиции, эстетику своего народа и критически относиться к рекомендациям западных ораторов. Их книги — вненациональны и часто советуют то, что с нашей точки зрения неприемлемо в речевом взаимодействии оратора с аудиторией.

Почему же мы-то с вами все берем на веру, не изучая своих традиций и законов речевого поведения своего народа?!

«Противопоставлять паралингвистические и лингвистические средства в области выражения эмоционального и рационального представляется в принципе неправомерным. В какой мере первые могут сопровождать как эмоциональное, так и рациональное высказывание, в такой же мере и чисто лингвистические средства без каких бы то ни было паралингвистических средств могут выражать и рациональное и эмоциональное»[8]. Отсюда следует, что лишь разумное использование неречевых средств общения помогает выполнению цели оратора: не только информировать, обогащать знаниями, но и убеждать. А это возможно при условии, если оратор владеет единством формы и содержания своей речи.

1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

2. Вересаев В. Записи для себя: «Новый мир». 1960. № 1.

3. Волконский С. Человек на сцене. — СПб: Аполлон, 1912.

4. Ножин Е. Л. Основы советского ораторского искусства. — М.: Знание, 1981.

5. Савкова З.В. Искусство оратора. — М.: Знание, 1998.

6. Станиславский К. С.. Собр. соч. Т. 3.

7. Славский Р. Искусство пантомимы. — М.: Наука, 1977.

8. Колшанский В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1977.

Разгадать намерения мужчины можно по жестам и мимике

Разгадать намерения мужчины можно по жестам и мимике

Мужчины, сами того не замечая, могут многое поведать о себе и своих мыслях.

Приглядевшись к его жестам и позам, можно понять, нравишься ли ты мужчине, говорит ли он правду или что-то скрывает.

Во время разговора мужчина старается не смотреть тебе в глаза? Вероятнее всего, он что-то скрывает.

Если его глаза «бегают», он не особо сосредоточен на тебе и на отношениях.

Если молодой человек постоянно прикасается к лицу или к волосам, то, по всей видимости, он говорит ложь.

Частое моргание свидетельствует о его симпатии по отношению к тебе.

Думаю, ты не станешь спорить, что привычка грызть ногти – отвратительна. Однако мужчина может начать делать это из-за того сильного волнения, которое испытывает, находясь рядом с тобой.

Парень сидит скрестив руки. Что ж, к сожалению, уровень его интереса к тебе довольно низок. Мужчина не чувствует романтической связи с тобой и эмоционально закрывается. Ему не хочется с тобой говорить на откровенные темы.

Во время разговора молодой человек норовит как можно чаще к тебе прикасаться? Это хороший знак, он свидетельствует о том, что ты парню очень интересна. Он прислушивается ко всему, что ты говоришь и о чем думаешь. Скорее всего, этот мужчина уже по уши в тебя влюблен, он открыто показывает свои чувства и симпатию.

Если мужчина сидит, широко расставив ноги, возможны два варианта трактовки. Первый – он абсолютно открыт всегда и со всеми, так как считает, что ему нечего скрывать. Второй вариант – жаждет интимной близости с тобой.

Мужчина идет навстречу тебе, выпрямившись и втянув живот? Ты определенно ему нравишься!

Если молодой человек во время беседы с тобой, держит руки на бедрах – это знак того, что он хочет отношений с тобой.

Источники:
Жесты и мимика как средство общения
Классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве. Характеристика паралингвистических (околоязыковых) средств общения, деление их на кинесику и фонацию. Основные типы жестов: условные и неусловные.
http://otherreferats.allbest.ru/languages/00029489_0.html
Разгадать намерения мужчины можно по жестам и мимике
Приглядевшись к его жестам и позам, можно понять, нравишься ли ты мужчине, говорит ли он правду или что-то скрывает.Во время разговора мужчина…
http://www.segodnya.ua/lifestyle/science/razhadat-namerenija-muzhchiny-mozhno-po-zhectam-i-mimike.html

(Visited 10 times, 1 visits today)

lovewithyou.ru

Как называется наука про лож?

Науки физиогномика и кинесика, предназначены для распознавания лжи. Физиогномика — это наука, которая изучает человеческое лицо, мимику, движения глаз, гримасы. Основываясь на многолетнем опыте изучения человеческих реакций физиогномика фиксирует каждое выражение лица и описывает его эмоциональное значение. Таким образом, зная эти значения можно распознавать ложь по движению глаз или сокращению мышц лица. Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — знающий) — учение о существовании однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Основные представления физиогномики зародились в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему предписано природой. Особенно почитали физиогномику на Востоке, полагая, что весь жизненный путь человека можно предсказать по лицу. В Китае физиогномика считалась полноправной отраслью медицины. На протяжении веков физиогномика служила предпосылкой для определений многих типологий характеров. О физиогномике писал Аристотель, элементы физиогномических исследований содержатся в работах древнегреческого ученого Теофраста, средневекового философа Иоанна Скота, и Леонардо да Винчи. Первая подробная работа по физиогномике — четырехтомные «Физиогномические фрагменты» Иоганна Каспара Лафатера (1775—1778) — увидела свет во второй половине XVIII в. Попытки возродить в XX в. идеи физиогномики не нашли подтверждения в научных исследованиях. В философии культуры «физигномический» подход развивал в 1920-1930-х годах Рудольф Касснер. На просторах бывшего СССР, в Украине, существует Тренинговый центр «Мастерская визуальной психодиагностики», в котором проводится обучение физиогномике. Кинесика изучает движения человеческого тела, позы и жесты. Так же как и мимика лица, движения тела очень достоверно могут выдавать ложь. Есть множество движений и поз, по которым видно, что человек скрывает правду или лжет. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица) , пантомимика (движения всего тела) , «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса) , пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения) , экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний) , которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний. Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения) , нападения (приятия, присвоения) , сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния) , в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов.

Есть науки, которые частично предназначены для распознавания лжи — они называются физиогномика и кинесика. Физиогномика — это наука, которая изучает человеческое лицо, мимику, движения глаз, гримасы. Основываясь на многолетнем опыте изучения человеческих реакций физиогномика фиксирует каждое выражение лица и описывает его эмоциональное значение. Таким образом, зная эти значения можно распознавать ложь по движению глаз или сокращению мышц лица. Кинесика изучает движения человеческого тела, позы и жесты. Так же как и мимика лица, движения тела очень достоверно могут выдавать ложь. Есть множество движений и поз, по которым видно, что человек скрывает правду или лжет.

Это профайлинг. Его используют все спецслужбы мира. Если интересно, здесь много инфы <a href=»/» rel=»nofollow» title=»49786103:##:profayling»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *