направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном

направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Характеристики внимания: 1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. 2. Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. 3. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. 4. Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 5. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость). 6. Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д. 7. Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды Внимания: 1. Произвольное 2. Непроизвольное 3. Послепроизвольное

Задание 1. Определите объем своего внимания — наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновре менно и отчетливо воспринимать). Посмотрите на рисунок внизу в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру. Проверьте свои записи и подсчитайте: а) сколько фигур вы правильно запомнили; б) сколько цифр вы правильно восприняли; в) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры. Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям.

Задание 2. Определите особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел). Попросите кого нибудь засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишете 20; произносите 2, пишете 19 и т. д. Подсчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания — формируемое качество.

Задание 3. Концентрация и распределение внимания

Произвольное внимание.

СПАСИБО ЗА УРОК

present5.com

Вопрос 2. Внимание.

 

Внимание – это направленная сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах (как внутренних, так и внешних), что означает 

ограничение поля восприятия, избирательный характер психической деятельности, при которой человек избирает из совокупности сигналов только те, которые считает актуальными для себя. Направленность внимания предполагает также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. В противном случае сигналы невозможно будет обработать. Это означает, что внимание предполагает углубление в деятельность, сосредоточение на ней. Таким образом, наиболее важными характеристиками внимания считаютсянаправленность и сосредоточенность психической деятельности.

Выше мы уже отмечали, что внимание и сознание неразрывно связаны. И действительно, графическое изображение структуры внимания аналогично рисунку 8. Если заменить обозначение «Поле» сознания на «Поле» неясного внимания, а «Фокус» сознания на «Фокус» внимания, то получится схема, иллюстрирующая структуру внимания.

Сущность внимания заключается в избирательном характере психической деятельности.

Физиологическими основами внимания являются ориентировочный рефлекс, в результате которого в ответ на сигнал возбуждается определенная зона коры больших полушарий головного мозга, и явление «отрицательной индукции», благодаря которому возбуждении одних нервных центров вызывает торможение других. «Отрицательная индукция» препятствует хаотическому распространению импульса и позволяет осуществлять целенаправленную деятельность. Внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на начальном этапе поступления в нервную систему

[25].

 

Виды внимания.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о 

произвольномвнимании.

Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание. Это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности. Возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций.

 

Свойства внимания

1.  Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

2.  Концентрация внимания – степень интенсивности, сосредоточенности на объекте при ограниченности поля восприятия.

3.  

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно или выполнять одновременно несколько видов деятельности.

4.  Переключаемость – осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другой (или переход от одного вида деятельности к другому).

5.  Отвлекаемость – непроизвольное переключение внимания с одного предмета на другой.

6.  Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д.

7.  Объем – это количество отдельных (не связанных друг с другом) объектов, которое человек может охватить одновременно с достаточной ясностью. По результатам опытов было выяснено, что в среднем объем внимания равен 5 +/- 2 объекта

[26] (по другим данным это 7+/- 2 объекта)[27] Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

 

Важно также рассмотреть вопрос о рассеянности. Выделяют два типа рассеянности: подлинную и мнимую. Подлинная рассеянность проявляется в неспособности человека в течение необходимого времени сосредоточиться на одном объекте. Она характеризуется большой отвлекаемостью. Мнимая же рассеянность – это результат особой углубленности, сосредоточенности на одном предмете, вследствие чего на остальных объектах внимание субъекта зафиксироваться не может.

 

studfiles.net

2.1.Внимание как психический феномен

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения.

С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления.

Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.

Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений, следует отнести внимание.

Одни считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.

Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте, себе вы читаете книгу и одновременно следите за тиканьем часов. Некоторое время это будет удаваться, но вскоре вы либо станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись чтением, «забудете» о часах. Но здесь дело не в памяти, а именно во внимании.

Внимание – это выделение сознанием одних воспринимаемых объектов, с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания.

То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное «фоном».

Характеризуя этот эпизод, можно говорить о том, что психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенным называется вниманием.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

2.2.Основные характеристики внимания

В свою очередь, под направленностью психической деятельности подразумевают ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности.

В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность.

Сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удается отвлечься от постороннего, решение задачи усложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Однако эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Таким образом, под направленностью подразумевается выбор объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

studfiles.net

Внимание это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость, устойчивую или ситуатив

Внимание.

Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость, устойчивую или ситуативную.

Направленность психической деятельности — выделение из значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, вы можете легко направить свое внимание на решение определенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.

Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность, Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.

Внимание может быть непроизвольным, произвольным, постпроизвольным.

Непроизвольное – сосредоточенность сознание на объекте в силу его особенностей как раздражителя, нет волевого усилия.

Произвольное – сознательное сосредоточение на объекте, обусловленное требованиями определенной деятельности. Есть волевое усилие.

Постпроизвольное – возникает на основе произвольного. Тоже имеет целенаправленный преднамеренный характер, но нет волевого усилия. Характеризуется увлеченностью и сильной сосредоточенностью.

Структура внимания.

Объем (V=7+-2) – число объектов, которое одновременно может быть в поле внимания.

Распределение внимания – способность человека удерживать в сфере внимания несколько объектов одновременно (видов деятельности, действий).

Переключение внимания – перенос внимания с одного объекта на другой. Переключение и распределение внимания оцениваются по количеству ошибок и по времени работы.

Концентрация (сосредоточенность) – трудность отвлечения от объекта посторонними раздражителями. Помехоустойчивость.

Устойчивость – прочность общей направленности внимания в течение длительного времени. Зависит от силы нервной системы, характера деятельности, интереса, привычек.

Психофизиологические основы внимания

Физиологический меха­низм внимания сложен. В настоящее время он рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией — анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе мозга и в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни им­пульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигаю­щих зону ясного сознания.

Механизм внимания связан с рефлекторной деятельностью мозга. И. П. Павлов выделил у животных безусловный ориен­тировочный рефлекс, который он назвал рефлексом «что такое?». Биологическое значение его состоит в том, что животное вы­деляет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. В ориентировочном рефлексе, который является врожденным и у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей. Однако этот рефлекс не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, которое развилось в процессе трудовой дея­тельности и опирается на более сложные механизмы.

Понять физиологическую картину динамики внимания помо­гает открытое И. П. Павловым явление, которое получило на­звание оптимального очага возбуждения. На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и др.). Под их влиянием в коре больших полушарий возникает множество различных по силе очагов возбуждения. Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, но он является наиболее устой­чивым в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры.

Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изменение при­роды раздражителя или длительное его действие на одни и те же участки коры головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки мозга по закону последо­вательной индукции.

В педагогической практике учителя и воспитателя, зная за­кономерности возникновения очага оптимальной возбудимости, могут организовать благоприятные условия для его образования. Учитель говорит: «Дети, сядьте прямо, положите руки на парту, смотрите на меня». Такие указания по организации позы осо­бенно важны в начальных классах, где школьники еще плохо умеют управлять своим вниманием. Ограничение движений, на­правленность взора на говорящего, отсутствие в классе посто­ронних раздражителей — все это способствует возникновению в мозгу оптимального очага возбуждения, необходимого для продуктивного внимания.

Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтом­ский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствую­щий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуж­дения, возникающие в других нервных центрах.

Наличие доминирующего очага возбуждения в коре голов­ного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра­жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются незамеченными. Сильная концентрация внимания у человека связана со страстной любовью к делу, с глубокой заинтересо­ванностью предметом.

Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскры­вают до конца механизмы внимания человека, особенно его произвольный характер. В отличие от животных, люди управ­ляют своим вниманием. Поэтому в динамике внимания исклю­чительное значение имеет умение поставить цель. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддержи­вает и переключает внимание. Механизмом возникновения опти­мального или доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осу­ществляемое путем элективной (избирательной) иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь первосигнальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптималь­ной возбудимости.

Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием по­стоянного режима работы. Постоянный режим значительно об­легчает возникновение оптимального очага возбуждения и обеспечивает успех в деятельности. Следует подчеркнуть, что нельзя допускать невнимательного выполнения работы. Сложив­шийся динамический стереотип невнимания трудно изменить.

Внимание выражается внешне в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания харак­теризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.

В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет воз­буждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на че­ловека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществ­ляется прежде всего ретикулярной формацией.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбужде­ния. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раз­дражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в со­ответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких од­новременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внеш­них воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предло­женном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с од­новременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устой­чивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Физиологической основой постпроизвольного внимания является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий тормо­жение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции (установленный Ч. Шеррингтоном и широко ис­пользованный И. П. Павловым). Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, харак­теризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вы­рабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно на­зывается неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

gigabaza.ru

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шерринг-тоном и широко использованный И.П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется наиболее оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А. Ухтомским, в мозгу всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных, люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания.

Известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Д.Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

Причины, связанные с характером внешнего раздражителя. Сюда включают силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.




infopedia.su

Непосредственное и опосредованное внимание.

Внимание-направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем либо определенном. Внимание самая утомляемая функция познания, но в то же время самая тренируемая.

Непосредственное внимание — вид внимания, который не управляется ничем, кроме того объекта, на который он направлен и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание вызывает любое необычное явление: громкий шум, резкие изменения цветового фона, сильные неожиданные запахи и т.п. Непосредственное внимание возникает при контакте со стимулом, т.е. порождается и удерживается самим объектом. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное. В первый период развития ребенка у него преобладает непосредственное внимание.

Опосредованное внимание — вид внимания, который регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Длительность и качество внимания начинают зависеть не столько от стимула, вызывающего внимание, сколько от воли и сознательного усилия самого человека. Внимание опосредованное регулируется содержанием и пониманием воспринятого. опосредованное внимание к объекту при отсутствии непосредственного контакта с ним, порождаемое с помощью специальных приемов, средств и знаков (например, для привлечения внимания к объекту используются «узелки на память», указательные стрелки, указатели типа «Стой!»

Практическое занятие:

Какое из высказываний верны и почему?

Внимание-направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем либо определенном. Внимание самая утомляемая функция познания, но в то же время самая тренируемая.

1.Внимание-необходимое условие выполнения любой деятельности(да)

2.внимание- врожденная особенность психической деятельности(да)

3.»внимание человека определяется структурой его деятельности ,отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля(да)

4.В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.(да)

5.Произвольное внимание- это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности(да)

Билет№2

Преднамеренные действие.

Преднамеренные действия.

Под преднамеренным действием, из которого исходят в теоретических построениях, понимают процесс, имеющий в наличии все фазы, а именно процесс следующего типа: 1) первую фазу составляет процесс мотивирования — более или менее длительная и напряженная борьба мотивов; 2) вторая фаза состоит в акте выбора, или принятия решения, намерения, прекращаю­щего эту борьбу; 3) за ним следует, сразу третья фаза — собственно преднамеренное действие в узком смысле слова. Преднамеренное действие – чаще неуправляемое. Такие неуправляемые или малоуправляемые исполнительные действия очень часто возникают в ситуации преднамеренной активности; более того, они в извест­ном смысле более характерны для преднамеренного действия, чем контролируемое выполнение намерения. Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности. Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет. При выполнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и в каком порядке следует делать, проявляется сосредоточенное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу трудаПреднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы.




infopedia.su

Динамической стороной познавательной деятельности является внимание.

Динамической стороной познавательной деятельности является внимание. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание является неотъемлемой характеристикой познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображения, речи, мышления, памяти), с помощью которых мы познаем объективный мир, а также непременным условием эмоциональной и волевой психической деятельности человека. Чем активнее сосредоточивается внимание, тем успешнее идет деятельность человека. По образному выражению К.Д. Ушинского, «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

В зависимости от характеристик участия или неучастия в процессах организации и удержания внимания на объекте волевого усилия внимание делится на: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вторичное непроизвольное).

Наиболее простым и генетически обусловленным является непроизвольное, или пассивное, внимание, имеющееся как у человека, так и у животных. Оно возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без всякого волевого усилия. Например, непроизвольное внимание вызывают громкий сигнал сирены на улице, падающее рядом с человеком яблоко в саду, красочная реклама или остросюжетная книга и т. д., т. е. сильные, неожиданные раздражители, отличающиеся новизной, необычные, непривычные, импонирующие внутреннему состоянию человека, значимые для него, удовлетворяющие его потребности.

Произвольное внимание мотивировано, организуется и удерживается на объекте сознательно, с заранее поставленной целью, с помощью волевого усилия. Произвольное внимание возникло в процессе труда и присуще только человеку. Оно имеет активный характер и нередко сложную структуру, где интерес к деятельности обусловлен самим характером деятельности или интересом к цели, к результату деятельности. Произвольное внимание требует значительных энергозатрат, а поэтому при узкой направленности на один, особенно малосодержательный объект, быстрее утомляет человека, чем внимание непроизвольное. Без произвольного внимания человек не может действовать планомерно и достигать целей, которые он намечает. Без него не обходится даже «хобби», потому что и в последнем можно также найти неинтересные моменты.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание – это то непроизвольное внимание, которое «рождается» из ранее организованного произвольного внимания. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержание захватило, увлекло вас, и вы не заметили, как произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается и наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло послепроизвольное внимание, ему трудно переключиться на другой объект.

В зависимости от направленности внимание делится на виды: внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено субъектом на внешние объекты, а внутреннее — на внутреннее, т. е. происходящие внутри самого субъекта процессы и прежде всего психические.

Один вид внимания может переходить в другой: произвольное – в непроизвольное, а также в послепроизвольное и наоборот, внешнее – во внутреннее, зрительное – в слуховое и т. п. Внимание обладает рядом свойств, важнейшими из которых являются сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключаемость, объем, отвлекаемость, распределяемость.

Показателем сосредоточенности, или концентрации, внимания является его помехоустойчивость, определяемая силой постороннего раздражителя, способного отвлечь внимание от предмета деятельности. Чем сосредоточеннее внимание, тем выше предпосылка для более точного и успешного выполнения деятельности, и, следовательно, меньшего утомления.

Противоположным сосредоточенности является такое свойство внимания, как рассеянность. Психологи выделяют рассеянность обыкновенную (состояние внимания, когда оно не сосредоточивается на одном объекте, а непроизвольно переходит на другие) и мнимую, или «профессорскую» (проявляется в глубоком сосредоточении на чем-то одном, когда человек не замечает ничего другого).

Устойчивость внимания проявляется во времени, в течение которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Чем больше это время, тем устойчивее внимание. Но даже при устойчивом внимании может кратковременно, непроизвольно и периодически изменяться его направленность.

Это явление называется колебанием внимания. Устойчивость внимания на объектах любой деятельности – важнейшее условие высоких показателей в ней. Внимание будет более устойчивым при отсутствии отвлекающих его сильнодействующих посторонних раздражителей: звуковых, оптических и др. Устойчивость внимания падает при отклонении от оптимального для конкретного человека темпа и объема работы. Самым устойчивым оно будет в том случае, когда с объектом внимания выполняется не только физическая работа, но и работа, требующая творческого мышления. Чем богаче по содержанию объект и чем больше интеллектуальных действий человек может совершить с ним, тем устойчивее его внимание на этом объекте.

Переключаемость – преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой или с одних его элементов на другие. Способность переключать внимание во многом зависит от темперамента. Сангвиник, например, легко и быстро переключает внимание с одного объекта на другой, флегматик–без затруднений, но медленно, у холерика внимание переключается с трудом, но уж если он переносит его, то быстро. У меланхолика имеется потребность в относительно частом переключении внимания в связи с повышенной утомляемостью от однообразной психической деятельности. Легко переключается внимание с менее интересного объекта на более интересный, с менее значимого на более значимый, с трудного дела на более легкое, с известного на неизвестное. В обратном направлении внимание переключается с трудом и медленнее, но это зависит еще и от волевых особенностей человека, его натренированности в совершении этого действия.

Одним из важных свойств внимания является его объем. Различают два вида объема внимания – при одновременном и последовательном предъявлении раздражителей. В первом случае это максимальное количество объектов, которые можно осознанно воспринять за мгновение времени (чаще за 0,1 с) при их одновременном предъявлении, а во втором случае – при последовательном предъявлении в течение 1–2 с.

Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает мозг человека в единицу времени, а значит, у него возникает более богатая сенсорная база для её логической обработки.

Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости. В отличие от переключения, совершаемого преднамеренно и произвольно, внимание отвлекается всегда непроизвольно и чаще – при воздействии сильных посторонних раздражителей (шум в помещении, боль, резкие запахи, неожиданная смена обстановки и т. д.). Большинство людей, естественно, любит работать в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает их от дела, но человек должен приучить себя к работе в любых условиях, даже когда ему что-то мешает.

Распределяемость внимания проявляется в способности направлять его на несколько объектов или видов работ одновременно. Хорошо развитой способности к распределению внимания требуют профессии диспетчера, летчика, шофера, капитана корабля и штурмана, учителя и др.

Наличие или отсутствие должного внимания в результате особенностей воспитания может стать чертой характера: внимательностью или невнимательностью. Внимательность к подчиненным, ученикам, ко всем людям, к делу, которым занимаешься, – социально ценное качество, которое можно и нужно у себя развивать путём целенаправленных упражнений.

Итак, внимание – наиболее общий показатель активности любого из познавательных психических процессов и интеллектуальной деятельности человека в целом. Временное или длительное снижение устойчивости внимания, ослабление его концентрации (обыкновенная рассеянность) и других его свойств прежде всего свидетельствуют об интеллектуальном или физическом утомлении человека или об ухудшении его здоровья. Причины снижения различных показателей внимания могут быть следующие: слабый тип нервной системы и связанная с ним повышенная утомляемость (присущи людям с меланхолическим темпераментом), истощение в результате систематических физических и интеллектуальных перегрузок или систематического недосыпания, различные заболевания, астенические состояния, конфликтные ситуации, неупорядоченный режим дня, отвлекающие (шумовые) раздражители при выполнении работы, отсутствие доброжелательного отношения членов семьи друг к другу, пристрастие к алкогольным напиткам и др. Нарушение внимания наблюдается также при органических поражениях головного мозга, прежде всего лобных долей.

Внимание является одним из тренируемых показателей психической деятельности человека, высокого уровня которого можно добиться лишь при систематических тренировках, аккуратном выполнении специальных упражнений.

psihologia.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *