Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном Внимание избирательная направленность психической деятельности

Н.Ф.Добрицын: внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Направленность понимается как избирательный характер активности, сосредоточенность — углубление в данную деятельность.

Л.Н.Кулешова: как и память внимание относится к сквозным психическим процессам. Поэтому его возможно представить как процесс (или стороны какого-либо процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояния сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность.

В отличие от памяти регулирующая функция внимания выступает более отчетливо, что дает основание для классификации его видов в зависимости от уровней психической регуляции. Такая классификация предусматривает разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорять о непроизвольном внимании. Непроизволное внимание обусловлено как физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т.п.), так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий — послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается, как говорит Добрицын, поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.

К числу основных характеристик внимания относят объем / избирательность / устойчивость / концентрацию / распределение / переключение.

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Современные эксперименты позволили предположить, что объем внимания равен ш

etoze.ru

Внимание как психический познавательный процесс. Внимание Направленная сосредоточенность психической деятельности

Характеристики внимания: 1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. 2. Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. 3. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. 4. Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 5. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость). 6. Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д. 7. Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Задание 1. Определите объем своего внимания — наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновре менно и отчетливо воспринимать). Посмотрите на рисунок внизу в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру. Проверьте свои записи и подсчитайте: а) сколько фигур вы правильно запомнили; б) сколько цифр вы правильно восприняли; в) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры. Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям.

Задание 2. Определите особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел). Попросите кого нибудь засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишете 20; произносите 2, пишете 19 и т. д. Подсчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания — формируемое качество.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия . Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.
2. Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.
3. Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
4. Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.
5. Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.
Одним из свойств психики является ее избирательная направленность.
Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей
деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов.
Централизация в соз

ruzatur.ru

направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном

направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Характеристики внимания: 1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. 2. Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. 3. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. 4. Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 5. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость). 6. Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т. д. 7. Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды Внимания: 1. Произвольное 2. Непроизвольное 3. Послепроизвольное

Задание 1. Определите объем своего внимания — наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновре менно и отчетливо воспринимать). Посмотрите на рисунок внизу в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру. Проверьте свои записи и подсчитайте: а) сколько фигур вы правильно запомнили; б) сколько цифр вы правильно восприняли; в) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры. Объем вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям.

Задание 2. Определите особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел). Попросите кого нибудь засечь время, в течение которого вы называете по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишете 20; произносите 2, пишете 19 и т. д. Подсчитайте время и количество ошибок. Полученные результаты сравните между собой. Чем меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания — формируемое качество.

Задание 3. Концентрация и распределение внимания

Произвольное внимание.

СПАСИБО ЗА УРОК

present5.com

Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

238 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:

Варианты ответа:

  1. когнитивной психологии
  2. гештальтпсихологии
  3. бихевиоризме
  4. отечественной психологии

Вопрос:

Основной задачей психологии является:

Варианты ответа:

  1. коррекция социальных норм поведения
  2. изучение законов психической деятельности
  3. разработка проблем истории психологии
  4. совершенствование методов исследования

zaochnik.com

2.1.Внимание как психический феномен

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения.

С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления.

Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.

Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений, следует отнести внимание.

Одни считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.

Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте, себе вы читаете книгу и одновременно следите за тиканьем часов. Некоторое время это будет удаваться, но вскоре вы либо станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись чтением, «забудете» о часах. Но здесь дело не в памяти, а именно во внимании.

Внимание – это выделение сознанием одних воспринимаемых объектов, с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания.

То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное «фоном».

Характеризуя этот эпизод, можно говорить о том, что психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенным называется вниманием.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

2.2.Основные характеристики внимания

В свою очередь, под направленностью психической деятельности подразумевают ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности.

В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность – большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность.

Сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удается отвлечься от постороннего, решение задачи усложняется.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Однако эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Таким образом, под направленностью подразумевается выбор объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

studfile.net

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шерринг-тоном и широко использованный И.П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется наиболее оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А. Ухтомским, в мозгу всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных, люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснить физиологические механизмы внимания.

Известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Д.Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

Причины, связанные с характером внешнего раздражителя. Сюда включают силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.




infopedia.su

Психология. Ответы к тесту МФПУ Синергия — Тест

Психология. Ответы к тесту МФПУ Синергия

Тип: Тест   Предмет: Психология   Год сдачи: 2017   Оригинальность: 93 %   30 вопросов. Правильные ответы выделены маркером. Тест сдан в 2017 году на оценку «отлично» (93 балла), скриншот с результатом прилагается.

Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, — …
холерик
сангвиник
флегматик
меланхолик

Человек как представитель биологического вида называется
индивидуальностью
индивидом
личностью
субъектом деятельности

Человек как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности называется
личностью
индивидом
индивидуальностью
субъектом деятельности

Чувства, связанные с переживанием прекрасного, возвышенного и способствующие личностному развитию, называются …
эстетическими
моральными
практическими

Ранее всего у ребенка проявляется … мышление
наглядно-образное
наглядно-действенное
пространственное
словесно-логическое

Сплоченность группы — это …
неоднозначное явление, т.к. она положительно влияет на психологический климат и мотивацию членов группы, но нередко препятствует самовыражению неординарных личностей
во всех отношениях положительное явление
нейтральное явление, само по себе не влияющее на продуктивность группы, отрицательное явление, т.к. всегда препятствует самовыражению личности

Акцентирование, типизация, агглютинация, аналогия — это приемы
внимания
воображения
памяти
мышления

Направленная сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах — это…
ощущения
внимание
воображение
представление

Сторона общения, связанная с процессами взаимодействия партнеров, называется
перцептивной
коммуникативной
интерактивной

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события, -…
сангвиник
холерик
меланхолик
флегматик

К психическим процессам относится …
восприятие
направленность
темперамент
ощущения

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведе в памяти, — это …
припоминание
представление
узнавание
реминисценция

Свойство внимания, выражающееся в возможности более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, называется …
переключаемостью
рассеянностью
объемом

Мыслительная операция, направленная на выделение элементов, составляющих целый предмет или явление, это …
обобщение
анализ
синтез
сравнение

Вид памяти, сохраняющей информацию на время решения конкретной задачи (набора телефонного номера и пр.), — это… память
долговременная
оперативная
кратковременная

Примером направленности внимания является …
художественный образ
оптимизм
экстраверсия
интроверсия

Тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний, -…
меланхолик
флегматик
сангвиник
холерик

Сторона общения, под которой подразумевают процессы восприятия человека человеком, называется
перцептивной
коммуникативной
интерактивной

Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении потребностей, называется …
направленностью
волей
эмоциями
чувствами

Психические явления, придающие своеобразие протеканию психических процессов, — это…
психические свойства личности
психические состояния
психические процессы
волевые процессы

К функциям воображения относится ..
регулирование эмоциональных состоянии
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека образное представление действительности
формирование внутреннего плана действий
образное представление действительности, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека и формирование внутреннего плана действий

Стремительные, бурно протекающие эмоциональные процессы — это
Чувства
аффект
фрустрация
стресс

Ощущения — это чувственное отражение
объективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
субъективной реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений
объективной реальности в виде целостных образов
объективной реальности в виде целостных образов

Стандартизированный метод определения количественных показателей, направленный на выявление одного или нескольких взаимосвязанных параметров личности, — это …
анкетирование
контент-анализ
интервьюирование
тестирование

Группа, в которой выстраиваются эмоциональные отношения, но совместная деятельность направлена на удовлетворение личных интересов, называется …
командой
диффузной
ассоциацией
корпорацией

Восприятие-это…
субъективное отражение реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений объективное отражение реальности в виде целостных образов объективное отражение реальности в виде отдельных свойств предметов и явлений субъективное отражение реальности в виде целостных образов

Неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом восприним действовать по отношению к окружающим его людям или объектам — это…
интерес
мировоззрение
установка
убеждение

Психические явления, устойчиво отображающиеся в принятии решений и поведении, называются
психическими процессами
психическими свойствами личности
неосознаваемыми психическими процессами
психическими состояниями

Активным видом воображения являются
непреднамеренное воображение
мечты
сны
грезы

Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, называются …
способностями
направленностью темпераментом
характером

Свойство внимания, выражающееся в возможности выполнения одновременно двух работ, называется
переключаемостью
объемом
распределением
рассеянностью
отвлечением
устойчивостью

Просмотры: 4647

zachet.online

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о