Содержание

Милитаризм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2019; проверки требуют 2 правки.

Милитари́зм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, политика и массовая психология, имеющие целью самоценное наращивание военной мощи государства и захватнические войны как главный инструмент внешней политики.

Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом (военные базы), военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и её внешней и внутренней политике.

Термин «милитаризм» был применён впервые в середине XIX века для характеристики режима Наполеона III во Франции.

Хотя в древности и в средние века война считалась важнейшим и почётнейшим занятием свободного человека, хотя организация многих государств (например, Спарты, Рима) была чисто военная, милитаризм в точном смысле слова тогда не существовал, так как при простоте военного дела, при дешевизне вооружения война не требовала сложных приготовлений в мирное время. Милитаризм развился в эпоху наполеоновских войн, когда армии особенно быстро возросли численно и преобразовались, когда для их комплектования была введена всеобщая воинская повинность.

После франко-прусской войны 1870—1871 и особенно с начала XX века, милитаризм принял невиданные ранее масштабы в значительной мере под воздействием обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами.

Численность армий Франции, Великобритании, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии, составлявшая 2 111 000 человек в 1869 году и 2 653 000 человек в 1889 году, достигла 3 184 000 человек к 1912 году. В ходе первой мировой войны 1914—1918 было мобилизовано около 74 млн чел.

Современный милитаризм[править | править код]

Милитаризм теснейшим образом связан с распространением таких внешнеполитических концепций и военно-политических доктрин, как «холодная война», «гонка вооружений», политика «с позиции силы» и «на грани войны», «контролируемая напряжённость», «психологическая война», «массированное возмездие», «гибкое реагирование», «реалистическое сдерживание» и так далее.

При режиме милитаризма одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики является военная экономика, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства.

Одними из наиболее милитаристских стран современности являются Китай[источник не указан 18 дней] и КНДР. В КНДР, государстве официально объявлена политика «Армия на первом месте» (Сонгун).

Милитаризация экономики — увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям. В странах, которые не имеют собственной военной промышленности, милитаризация экономики достигается за счёт возрастающей торговли оружием. Проблема милитаризации экономики остро стоит в развивающихся странах, усугубляя их общие проблемы.

  • Блюмин И. Г. Апология военной экономики // Критика буржуазной политической экономии: В 3 томах. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. II. Критика современной английской и американской политической экономии. — С. 287-308. — 519 с. — 3 200 экз.

ru.wikipedia.org

Мілітаризм — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Мілітари́зм (фр. militarisme, від лат. militaris  — військовий)  — державна ідеологія, направлена на виправдання політики постійного нарощування військової міці держави і, одночасно з цим, допустимості використання військової сили при вирішенні міжнародних і внутрішніх конфліктів.

Мілітаризму властиві перегони озброєнь, зростання військових витрат бюджету держави, нарощування військової присутності з політичними цілями за кордоном, військове силове втручання в справи інших суверенних держав (як з боку держав-агресорів, так і з боку агресивних військово-політичних блоків), посилення впливу військово-промислового комплексу в економіці країни і її зовнішній і внутрішній політиці, і, частіше, як наслідок всього цього — наростання ознак внутрішньої економічної кризи, що виражається в збагаченні привілейованої військово-політичної еліти країни, а також у виснаженні бюджетних ресурсів самої мілітаристичної держави, падінні внутрішніх економічних його показників, особливо життєвого рівня основної маси населення, відставання держави в області соціальної сфери, особливо в частині загальнодоступної освіти і охорони здоров’я.

Це політика нарощування військової сили і активізація військових приготувань. Мілітаризм є характерною рисою ідеології консерватизму. Як самостійний напрям вперше термін використано у другій половині ХІХ ст. у Франції для характеристики політики уряду Наполеона. Розрізняють мілітаризм внутрішній та зовнішній. Перший передбачає, що державна влада організована і діє всередині держави, спираючись на військову силу. У своїй праці “До соціології партій у сучасних демократіях” Р. Міхельс звертає увагу на те, що теоретики соціалізму (особливо Бебель та Енгельс) у своїх працях заповзятливо використовують військовий лексикон. Ця теоретична одержимість до “воєнізованої” мови згодом перейшла в практику “соціалістичного будівництва” і остаточно втілилася, як про це пізніше писав Коен, у сталінській “стратегії мілітаризації”. Абсолютизація мілітаризму у вирішенні конкретних соціальних проблем вилилась у конструювання моделі так званого мілітаристського соціалізму. Внутрішній мілітаризм – характерна ознака авторитарних політичних режимів. Яскравим прикладом такого типу режиму є правління “чорних полковників” (1967-1974) у Греції та режим генерала А. Піночета у Чилі. Зовнішній мілітаризм означає використання збройних сил або погрози їх застосування у зовнішній політиці. Приклади такої політики – діяльність урядів Німеччини та Японії перед Другою світовою війною. Антиподом мілітаризму є пацифізм.

Мілітаризм як політика[ред. | ред. код]

Мілітаризм є в більшій частині як агресія проти сусідніх країн. Уперше публічно мілітаризм був застосований прусським королем Фрідріхом ІІ. Він вів агресивну політику проти Габсбургів. Доказом цьому були Сілезькі війни.Таким чином територія Прусії збільшилась вдвічі,а армія перетворилась на найбільшу в Європі.На армію витрачалось дві третини бюджету.Було багато найманців.

Однак, після Фрідріха мілітаристичні шляхи ніхто не намагався робити. Наполеон робив розширення територій,але йому вдалося всю Європу на коліна поставити. І бюджет не витрачався на утримання армії,тільки здобич від походів. Його племінник — Наполеон ІІІ був мілітаристом.

Мілітаризм в новітній історії[ред. | ред. код]

Мілітаризм був один із десяток видів політики у політиці Гітлера.

Фрідріх Великий

Наполеон ІІІ

  • Обушний М. І., Примуш М. В., Шведа Ю. Р. Партологія: Навч. посібник / За ред. М. І. Обушного.- К.: Арістей.- 2006.- 432 с.
  • Г. Перепелиця. Мілітаризм // Політична енциклопедія. Редкол.: Ю. Левенець (голова), Ю. Шаповал (заст. голови) та ін. — К.:Парламентське видавництво, 2011. — с. ISBN 978-966-611-818-2
  • Шведа Ю. Теорія політичних партій та партійних систем: Навч. посібник.- Львів: Тріада плюс.- 2004.- 528 с.

uk.wikipedia.org

Милитаризм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Милитари́зм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, политика и массовая психология, имеющие целью самоценное наращивание военной мощи государства и захватнические войны как главный инструмент внешней политики.

Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом (военные базы), военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и её внешней и внутренней политике.

История милитаризма

Термин «милитаризм» был применён впервые в середине XIX века для характеристики режима Наполеона III во Франции.

Хотя в древности и в средние века война считалась важнейшим и почётнейшим занятием свободного человека, хотя организация многих государств (например, Спарты, Рима) была чисто военная, милитаризм в точном смысле слова тогда не существовал, так как при простоте военного дела, при дешевизне вооружения война не требовала сложных приготовлений в мирное время. Милитаризм развился в эпоху наполеоновских войн, когда армии особенно быстро возросли численно и преобразовались, когда для их комплектования была введена всеобщая воинская повинность.

После франко-прусской войны 1870—1871 и особенно с начала XX века, милитаризм принял невиданные ранее масштабы в значительной мере под воздействием обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами.

Численность армий Франции, Великобритании, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии, составлявшая 2 111 000 человек в 1869 году и 2 653 000 человек в 1889 году, достигла 3 184 000 человек к 1912 году. В ходе первой мировой войны 1914—1918 было мобилизовано около 74 млн чел.

Современный милитаризм

Милитаризм теснейшим образом связан с распространением таких внешнеполитических концепций и военно-политических доктрин, как «холодная война», «гонка вооружений», политика «с позиции силы» и «на грани войны», «контролируемая напряжённость», «психологическая война», «массированное возмездие», «гибкое реагирование», «реалистическое сдерживание» и так далее.

При режиме милитаризма одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики является военная экономика, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства.

Одной из наиболее милитаристских стран современности является КНДР. В этом государстве официально объявлена политика «Армия на первом месте» (Сонгун).

Милитаризация экономики

Милитаризация экономики — увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям. В странах, которые не имеют собственной военной промышленности, милитаризация экономики достигается за счёт возрастающей торговли оружием. Проблема милитаризации экономики остро стоит в развивающихся странах, усугубляя их общие проблемы.

См. также

Примечания

Литература

  • Блюмин И. Г. Апология военной экономики // Критика буржуазной политической экономии: В 3 томах. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. II. Критика современной английской и американской политической экономии. — С. 287-308. — 519 с. — 3 200 экз.

Ссылки

wikipedia.green

«Милитаризация» караимской истории — Википедия

«Милитаризация» караимской истории — представление караимского населения Восточной Европы в роли тюркского народа воинов[1]. Занимает значительное место в национальной идентичности современных караимов, что отражено в национальной символике, включающей сэнэк («двурогое копье»[2]) и калкан (щит).

В 1857 году польский поэт-романтик В. Сырокомля впервые упомянул караимских воинов в краеведческих очерках «Путешествия по Литве»[3]. В 1911 году появляется первая публикация на эту тему в караимских источниках — русскоязычная «Караимская жизнь» в статье «Письмо из Галиции» повествует о сотне караимских семей, переданных крымскими татарами принцу Даниилу Галицкому для службы в его военном флоте[4][5]. Формирование традиции было активно продолжено в межвоенной Польше и Литве[1][6][7]. Значительную роль в распространении этой традиции в СССР сыграл С. Шапшал, занимавший в послевоенные годы пост научного сотрудника Института истории Литовской Академии Наук.

Национальная символика[править | править код]

Знаки на мраморной плите над воротами восточной башни Биюк-капу города-крепости Чуфут-Кале («сердце и вилы»[8][9]) обозначают двурогое копьё и щит (сенек и калкан) и являются древними караимскими символами. Они помещены на официальную караимскую печать и на воротах кенассы в Тракае. Традиция введена последним гахамом Сергеем Марковичем Шапшалом (1873—1961) в рамках его доктрины деиудаизации караимизма[10][11].

По мнению ряда крымских историков, эти знаки являются не караимскими, а татарскими[8][12].

Караимские воины на службе Великого княжества Литовского[править | править код]

Общепризнанным фактом является служба пришельцев из Золотой Орды в вооружённых силах Великого Княжества Литовского. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Первые татары пришли в Великое княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем[13]. Татары составляли значительную часть конных войск Великого княжества Литовского (см. Грюнвальдская битва). Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки, способствовавшие быстрой языковой и религиозной ассимиляции.

С другой стороны, не существует никаких исторических документов о военной службе других тюркоязычных пришельцев — караимов[1]. Более того, согласно историческим документам, ещё со времен князя Витовта караимы были освобождены от воинской повинности[14]. Караимы, занимаясь ростовщичеством[15], арендой[16], мелким ремеслом, торговлей и соблюдая традиции отцов, в отличие от татар, сохранили свой язык и обычаи.

В 1857 году польский поэт-романтик В. Сырокомля в краеведческих очерках «Путешествия по Литве» (1857) впервые упоминает караимских воинов, красочно описывая караимских рыцарей, сражавшихся на стороне татар против Витовта, пленённых и привезённых в Литву, чтобы охранять Тракайский замок, ссылаясь при этом на известного караимского борца за равноправие караимов А. Фирковича[3][17].

Фиркович, пытавшийся убедить русские власти, что освобождение от воинской повинности, данное литовскими князьями караимам, вытекало из религиозного запрета носить оружие, утверждал впоследствии (1861 год[3][18]) в ответ на критику еврейских и польских историков, что Сырокомля его не понял.

В 1930-е годы виленский химик и любитель истории караимского происхождения Симон Шишман в ряде публикаций утверждал, что не татары, а караимы были поселены в крепостях вдоль границ Литвы для защиты литовской границы от немцев, и им была доверена и защита въезда на мост, ведущий в Тракайский замок[5][19]. Ссылаясь на Сырокомлю, он также утверждал, что караимы составляли личную охрану Витовта. В 1952 году, возвращаясь к теме караимских воинов, без ссылок на какие-либо источники[20], Шишман приписал Густаву Перингеру утверждение, что численность караимов мала, потому что у них заведено уходить на войну в очень раннем возрасте. По мнению Шишмана, татары были угнетёнными пленниками, насильственно обращаемыми в христианство, в отличие от свободных привилегированных караимских переселенцев, которым разрешалось соблюдать свои традиции. Несмотря на почти полное отсутствие источников[5], теории Шишмана были переняты Г. В. Вернадским[21], включая сделанную Шишманом замену слова «еврей» на слово «караим» в привилегиях, данных евреям в Великом княжестве Литовском[22], как доказательство привилегированного положения караимских воинов.

Частью экспозиции созданного Шапшалом в Троках караимского музея стало и восточное оружие, представленное им в качестве караимского[23].

Великий караимский князь Эльягу Узун[править | править код]

Впервые упоминается в 1911 году, в русскоязычном караимском журнале «Караимская жизнь» в переводе И. Я. Круглевича книги Авраама Фирковича «Авне Зиккарон», изданной в 1872 г. в Вильне, в котором рассказывается «о великом князе Илиагу, геройски погибшем в 1261 году под стенами славного города Чуфут-Кале, отражая нападение генуэзцев»[24] (оригинальный текст Фирковича рассказывает о богатом и влиятельном человеке раби Элиягу, проявившем самоотверженность во время неизвестной историкам генуэзской осады «Скалы Иудеев» в 1261 году[25]). Современные караимские авторы на основании этой мифологемы утверждают, что небольшое княжество с центром в Кырк-Ере, существовавшее в XIII—XIV вв. в вассальной зависимости от правителей Крымского юрта Золотой Орды, было караимским[26][27].

Караимский переяславский полковник Войска Запорожского Ильяш Караимович[править | править код]

В 1918 году Шапшал впервые[1] упомянул о том, что казацкий полковник Ильяш Караимович был караимом из Чуфут Кале, потомком князя Элиягу[28]. В межвоенной Польше и Литве формирование традиции было продолжено караимскими авторами[1][7]. В 1955 году Шапшал, получивший должность научного сотрудника Института истории Литовской Академии Наук, публикует статью в ведущем советском академическом журнале «Вопросы истории», в которой сообщает о найденной им рукописной записи внутри древнего караимского молитвенника, подтверждающей караимское происхождение Ильяша Караимовича[29]. В 2009 году специалист по крымской иудаике Михаил Кизилов исследовал архивы Шапшала, однако оригинал документа обнаружить ему не удалось. Вместо этого он обнаружил в черновиках Шапшала несколько версий текста этого документа, не подтверждаемого более ранними источниками. В этой связи он назвал документ «довольно очевидной фальшивкой»[1].

СССР[править | править код]

Караимское происхождение Ильяша Караимовича отмечается в книге «Богдан Хмельницкий» из серии «Жизнь замечательных людей»[1][30].

Россия[править | править код]

В 2009 году московская группа «Корни озёр» написала песню «Караимская Кровь» о караимских защитниках пещерных городов Kрыма.

Крым[править | править код]

В постсоветском Крыму вышел ряд произведений караимских авторов, упоминающих древних караимских воинов[31][32][33]. Вместе с тем многие крымские историки относятся как к тюркской теории вообще, так и к караимской военной истории в частности скептически[1][34][35][36]. Так, по мнению генерального директора Крымского краеведческого музея Андрея Мальгина[37]:

Караимская община в Чуфут-Кале была торговой. Её члены занимались ремеслом и торговлей. Они обеспечивали благосостояние ханского двора. В основном именно их облагали налогами ханские чиновники. Не случайно они жили в столице, в то время как основное население Крымского ханства было кочевниками. И, конечно, говорить о том, что караимы занимались какой-то военной службой и несли те функции, которые им сейчас приписывают, просто нереально.

Литва[править | править код]

Особенно широкое распространение версия о караимских воинах получила в Литве. Караимские стражи Тракайского замка нередко упоминаются гидами в качестве причины поселения караимов в Великом княжестве Литовском.

Начиная с советских времен[38], караимские авторы в Литве, при поддержке государства, продолжают[39][40] развивать традицию, добавляя к ней новые детали и подробности. Так, например, в последнее время для обозначения военной службы на караимском стал использоваться неологизм «javanlychta»[39], происходящий от караимского слова Йаван — грек, насмешливое название для христианина[41], чужеземного солдата, погромщика (др.-евр. יווני — «грек», см. также Ханука). Отрицательный смысл в значении «солдат» был проигнорирован при возрождении караимского языка в первой половине XX века[3].

Некоторые литовские историки разделяют мнение караимских авторов[42] . Например, по мнению Гедре Мицкунайте (лит.)русск.[43]:

Принадлежность караимов военной профессии подтверждается топографическими данными: караимские поселения расположены в непосредственной близости от стратегически важных крепостей, формируя плотно заселённые кварталы.

Отсутствие сведений о военной профессии караимов в более позднее время объясняется тем, что военная профессия потеряла свою важность и была заменена торговлей и научной деятельностью[44] (ср. с литовскими татарами).

В 1997 году в Литве была выпущена сувенирная монета достоинством в 50 литов в честь 600-летнего юбилея поселения татар и караимов в Литве с изображением караимского воина, вооружённого сэнэком и калканом.

В последнее время и в Литве появились публикации, рассматривающие эту традицию с критической точки зрения[42][45].

Причины[править | править код]

Типичный караимский дом в Тракае с тремя окнами: «одно — для Бога, одно — для семьи, одно — для великого князя литовского».

По мнению некоторых историков[1][3], распространению «милитаристской» мифологемы способствовали следующие факторы:

  • Авторитет С. М. Шапшала, занимавшего научные должности в довоенной Польше и послевоенной Литве;
  • Распространённость хазарской теории происхождения караимов среди восточноевропейских историков XIX—XX веков;
  • Слабое развитие исследований по караимской тематике в Восточной Европе[42];
  • Искусное подыгрывание караимских авторов польскому[46], литовскому[47] и украинскому[48] национализму.
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кизилов М. Ильяш Караимович и Тимофей Хмельницкий: кровная месть, которой не было, Karadeniz Araştırmaları, Cilt: 6, Sayı: 22, Yaz 2009, 43-74.
  2. ↑ Слова «Сэнэк» не существует в тракайском и галицком диалекте караимского языка .В крымском диалекте караимского оно обозначает деревянные вилы. (Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. Ш. Шапшал, 1974,С.499)
  3. 1 2 3 4 5 Dan D.Y. Shapira. (2009) «Turkism», Polish Sarmatism and Jewish Szlachta Some reflections on a cultural context of the Polish-Lithuanian Karaites Karadeniz Arastirmalari p. 42
  4. ↑ Караимы за границей: Ф. Д. Письмо из Галиции // Караимская жизнь. — Москва, 1911. — Кн. 2 (июль). — С. 73-75.
  5. 1 2 3 Mikhail Kizilov, «The Arrival of the Karaites (Karaims) to Poland and Lithuania: a Survey of Sources and Critical Analysis of Existing Theories», Archivum Eurasiae Medii Aevi 12 (2002—2003): 29-45.
  6. ↑ Lewi-Babowicz T.S. Karaimi na ziemiach południowo-ruskich w wiekach IX—XVII // Myśl Karaimska 2:2 (1929): 29; Szapszał S. Uzupełnienia i wyjaśnienia // Myśl Karaimska 2:3-4 (1931). С. 8-11;
  7. 1 2 Mardkowicz.A O Iljaszu Karaimowiczu; O.O. О Iliaszu Karaimowiczu, rycerzu z czasów kozackich // Gazeta Warszawska 226 (24.07.1931). С. 4.; см. также рецензию А. Зайончковского в: Myśl Karaimska 10 (1934). С. 115—116.
  8. 1 2 Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь, 1993.
  9. ↑ Акчокраклы О. Эпиграфические находки // [1] Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. — 1929. — Т. 3. — С. 185. (с ссылкой на Боданинского)
  10. ↑ Tadeusz Kowalski, «Turecka monografja o Karaimach krymskich», Myśl Karaimska 2:1 (1929)
  11. ↑ Karaites of Galicia: An Ethnoreligious Minority Among the Ashkenazim, the Turks, and the Slavs, 1772—1945 — Mikhail Kizilov
  12. ↑ Цитата: «Заслуживает особого внимания знак с изображением, напоминающим вертикально поставленные вилы, и рядом нечто в роде изображения сердца (над большими воротами). Следы этой же тамги обнаружены на блоке, в кладке древней оборонительной стены, около средних ворот; тот же знак, только без сердца, изображен на скале, у входа в пещеру-цистерну (копка кую), и на надгробной плите, найденной в сентябре 1929 года на южном склоне Чуфут-Кале, близ больших ворот. Эта тамга по всему играла здесь важную роль и принадлежала, видимо, одному из народов, обитавших здесь. Нахождение части этой тамги (Y) на саркофаге с арабскими надписями указывает на то, что она принадлежала какому-то татарскому роду.»О. Акчокраклы. Этнографические находки//Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том III. Симферополь. 1929. С. 184—185
  13. ↑ Конопацкий Ибрагим, Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры
  14. ↑ Цитата: «Вследствие того они били челом его Королевской милости, что издавна ещё при Великом Князе Витольде и при Сигизмунде и при отце нашем Короле Казимире его милости, жиды [Троцкие, Гродненские, Брестские, Луцкие] никогда на войну не хаживали и не посылали». // Древние привилегии литовско-волынских караимов, извлечённые из актов замка Луцкого 1791 г.
  15. ↑ «Но вникнув в смысл привилегии Витольда замечаем, что в древние времена тамошние Караимы более всего занимались заимодавством; да, и по сие время зажиточные люди этого общества не оставляют этого прибыльного промысла; и отдавая свои капиталы в рост, в обеспечение их берут у своих должников в арендное содержание мельницы, корчмы, а чаще всего ссудят под заклад движимого имущества».//Древние привилегии литовско-волынских караимов, извлечённые из актов замка Луцкого 1791 г
  16. ↑ Troki-Jewish Enciclopedia
  17. ↑ Цитата: «…Pełnienie straży przy boku wojewody, kiedy już wielcy książęta litewscy rzadko do Trok zaglądali, stało się już ubliżającém dla Karaimów, którzy służbę przy boku monarchy pełnić przywykli. Opowiadał nam p. Firkowicz o tradycji, będącéj dotąd pomiędzy Karaimami, jak zbrojne karaimskie rycerstwo każdego poranka, po odprawieniu w synagodze krótkiéj modlitwy, szumnie harcowało po moście wiodącym przez jezioro Galwa na wyspę do zamku, kędy ich służba do boku pana Litwy powoływała…» Władysław Syrokomla (L.Kondratowicz), «Wycieczki po Litwie w promieniach od Wilna», (Vilna, 1857 с 73)
  18. ↑ Извинительное письмо (מכתב התנצלות)// «Ха-Мелиц» 20 июня 1861 с. 680
  19. ↑ Szyszman, «Osadnictwo karaimskie i tatarskie», 31-32; Szyszman, «Osadnictwo karaimskie w Trokach», 55.
  20. ↑ Szyszman, «G. Peringers Mission», ZDMG, 102 (1952), 219
  21. ↑ Г. В. Вернадский. «Россия в средние века»
  22. ↑ С. А. Бершадский — Литовские евреи. История их юридического и общественного положения в Литве от Витовта до Люблинской унии (1883)
  23. ↑ Оружие на этнографической выставке караимов в Тракай Архивировано 24 сентября 2015 года.
  24. ↑ Караимская жизнь (М.), 1911 г., № 3-4, с. 72 — 77; 1912, № 10-11, с. ; № 12, с.
  25. ↑ Цитата: «…ובנוגע לקורות סלע היהודים הוא ר’ אליהו השר הגדול וגביר אשר חרף נפשו למות ביום מלחמות גנואיים כשהצרו עליה בשנת 1261 לספ»נ…» .Авраам Фиркович // СЕФЕР АВНЭ ЗИКАРОН С.24— Вильна 1872)(ספר אבני זכרון המאסף רשימות המצבות על קברי בני ישראל בחצי האי קירים אשר אסף ורשם… כמהר״ר אברהם פירקאוויץ ירו׳ נר״ו.)
  26. Д. Полканов //Узун
  27. Л. Ольшевская //Город: (Пещерный город Чуфут-Кале), Крымское время. — 2003. — 30 сентября
  28. ↑ Г. С.[=Гахам Серая]. История происхождения должности и характер деятельности караимских гахамов// Известия караимского духовного правления. 1918. No1. С.5
  29. Шапшал С. М. О пребывании Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея в Крыму // Вопросы истории № 8, 1955, Письма и заметки.
  30. ↑ Замлинский В. Богдан Хмельницкий. 1989. 336 с., ISBN 5-235-00365-9 С. 90-91, 123—125
  31. ↑ Кропотов В. С. Военные традиции крымских караимов — Симферополь, 2004.
  32. ↑ Полканов В. Ю. Легенды и предания караев (крымских караимов-тюрков). Симферополь: [б. и.], 1995. 67 с.
  33. ↑ Цитата: «В 1398 году литовский князь Витовт в войне с Золотой Ордой вывел из Крыма около 400 семей караимов, поселив их на границе Литовского царства для его охраны.» КУШУЛЬ С. Общественная жизнь караимов Крыма в 20 — 30-х годах
  34. ↑ Меметов А. О так называемых «тюркских народах» Крыма Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.
  35. ↑ Татьяна Щеголева. Караимы Крыма: история и современное состояние общины. Журнал «Евреи Евразии» № 1 (8) Январь — Март 2005 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2014. Архивировано 27 марта 2014 года.
  36. ↑ Андрей Мальгин. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму (2002) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2014. Архивировано 23 мая 2013 года.
  37. ↑ Искатели. Золотой Колодец (21:00)
  38. ↑ V. Raudeliūnas and R. Firkovičius, «Teisinė karaimų padėtis Lietuvoje (XIV- XVIII a.)» (Karaite legal situation in Lithuania (fourteenth-eighteenth century)), Socialistinė teisė 4 (1975): 48-49.
  39. 1 2 Karaimai kariuomenėje : karajlar javanlychta = Karaims on military service = Karaimi na żołnierce = Karaimy v armii Zajončkovskis, Michailas Vilnius : Lietuvos nacionalinis muziejus, 2000.
  40. ↑ ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, Михаил. «Военные традиции караимов». В Karaj kiuńlari*, 261—269.
  41. ↑ Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. Ш. Шапшал, 1974, C. 233
  42. 1 2 3 Цитата: «The second avenue of approach, which, due to the specificity of the activities of Karaite community, is mostly supported by researchers in Eastern Europe, is related with the transformation of Karaite identity. Researchers tend to accept the theory of Karaite Khazarian origins, and apply it in their studies.Because of its limitations — the critical application of this approach to the Karaites history before the 20th c. is logically almost impossible — the Karaite studies are not sufficiently developed in this region. And in the last decades this approach attracts even less adherents — with an exception of more of descriptive nature, journalistic initiatives, which are supported by Lithuanian Karaite community. While the Khazarian approach is rather critically assessed by the academic community» Dovile Troskovaite.Identity in Transition: The Case of Polish Karaites in the first half of the 20th century.//University of Klaipeda (Lithuania) 2013 p. 210
  43. ↑ Цитата: «Karaites of Lithuania relate themselves primarily to the military profession. Topographical data confirm this assumption: Karaite settlements are located in the vicinity of strategically important strongholds and form densely inhabited quarters.» Making a Great Ruler:Giedrė Mickūnaitė Grand Duke Vytautas of Lithuania C. 192 Архивировано 21 февраля 2014 года.
  44. ↑ Цитата: «As time passed, the military profession ceded its importance to trade and scholarly activity. In the sixteenth century, Trakai was renowned for its Karaite students of the Torah and their theological treatisess.» Making a Great Ruler:Giedrė Mickūnaitė Grand Duke Vytautas of Lithuania C. 196 Архивировано 21 февраля 2014 года.
  45. ↑ Цитата: «Nuo XIX a. 3 dešimtmečio iki XX a. 4 dešimtmečio karaimų atvykimo, įsikūrimo ir įsitvirtinimo legenda nuo pavienių,…Taigi XIX a. viduryje legenda buvo papildyta militaristiniu siužetu» 1500 km pėsčiomis: ar Vytautas Didysis karaimus į Trakus vedė?// Dovilė Troskovaitė 2014.
  46. ↑ Например, представление Караимовича как выдающегося военного, патриота, до смерти верного Польше и польским королям, что противоречит историческим фактам.
  47. ↑ Литовские историки приводят эту традицию в качестве доказательства, оспариваемого некоторыми историками, похода Витовта в Крым. См. Конопацкий Ибрагим, Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры
  48. ↑ Статья Шапшала «О пребывании Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея в Крыму», опубликованная во время передачи Крыма Украине, «доказывает» историческую связь между Крымом и Украиной.

ru.wikipedia.org

Милитаризм — это… Что такое Милитаризм?

Милитари́зм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов. Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом, военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и ее внешней и внутренней политике, и, зачастую, как следствие всего этого — нарастание явлений внутреннего экономического кризиса, выражающегося в обогащении привилегированной военно-политической элиты страны, а также в истощении бюджетных ресурсов самого милитаристического государства, падении внутренних экономических его показателей. Однако под влиянием гонки вооружения в стране замечается научно-техническое развитие, а также поощряется спорт и массовая военная подготовка.

История милитаризма

Термин «Милитаризм» был применен впервые в середине 19 в. для характеристики режима Наполеона III во Франции.

После франко-прусской войны 1870—1871 и особенно с начала 20 в., милитаризм принял невиданные ранее масштабы в значительной мере под воздействием обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами.

Численность армий Франции, Великобритании, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии, составлявшая 2111 тыс. чел. в 1869 и 2653 тыс. чел. в 1889 году, достигла 3184 тыс. чел. к 1912. В ходе первой мировой войны 1914—1918 было мобилизовано около 74 млн чел.

Современный милитаризм

Милитаризм теснейшим образом связан с распространением таких внешнеполитических концепций и военно-политических доктрин, как «холодная война», «гонка вооружений», политика «с позиции силы» и «на грани войны», «контролируемая напряжённость», «психологическая война», «массированное возмездие», «гибкое реагирование», «реалистическое сдерживание» и т. д.

При режиме милитаризма одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики является военная экономика, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства.

Милитаризация экономики

Милитаризация экономики — увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям. В странах, которые не имеют собственной военной промышленности, милитаризация экономики достигается за счет возрастающей торговли оружием. Проблема милитаризации экономики остро стоит в развивающихся странах, усугубляя их общие проблемы.

Ссылки

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dic.academic.ru

МИЛИТАРИЗМ — Советская историческая энциклопедия

(от лат. militaris — военный) — в широком историч. понимании — политика наращивания воен. могущества эксплуататорского гос-ва в целях подготовки захватнич. войн и подавления сопротивления эксплуатируемых масс внутри страны. Как законченная система экономики, политики и идеологии М. сложился лишь при капитализме, к-рый принес с собой крайнее обострение социальных противоречий, борьбу за колониальный раздел мира, за рынки сбыта и источники сырья, невиданное ранее развитие техники, рост военно-экономич. потенциала, формирование массовых армий. «Современный милитаризм…, — указывал В. И. Ленин, — «жизненное проявление» капитализма: как военная сила, употребляемая капиталистическими государствами при их внешних столкновениях…, и как оружие, служащее в руках господствующих классов для подавления всякого рода (экономических и политических) движений пролетариата…» (Соч., т. 15, с. 169).

=====

М. — постоянное явление в об-ве, разделенном на антагонистич. классы (хотя впервые термин «М.» был применен в сер. 19 в. для характеристики режима Наполеона III во Франции). Рабовладельческие гос-ва нуждались в воен. силе для ведения войн с целью захвата территорий, рабов, а также для подавления выступлений рабов и свободной бедноты против рабовладельцев. Феод. властители заботились об усилении своих вооруж. сил для захвата новых земель и подавления крест. восстаний. Раннерабовладельч. гос-ва Востока, Римская империя, крупнейшие феод. гос-ва сложились после ряда победоносных захватнич. войн, требовавших от господствующих классов постоянной заботы о расширении вооруж. сил. К 18 в. М. получил наибольшее развитие в Пруссии. Захватнич. целям господствующих классов служила, наряду с вооруженными силами, насаждавшаяся в разных формах милитаристская идеология: теоретическое «обоснование» философами и мыслителями необходимости войн, культ воинских «доблестей», использовавшийся для оправдания зверств и грабежей, религиозные догматы и пр. В эпоху капитализма М. охватывает все стороны экономич., политич. и идеологич. жизни общества. Этот процесс отчетливо выявляется уже в последней трети 19 в., когда происходит перерастание домонополистич. капитализма в империализм, заканчивается раздел мира между колон. державами и складываются предпосылки борьбы за его передел. Уже франко-прусская война 1870-71, в результате к-рой завершилось объединение Германии на прусско- милитаристской основе, дала толчок такому росту М.,что «армия стала главной целью государства, она стала самоцелью; народы существуют только для того, чтобы поставлять и кормить солдат» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 175). С 1875 воен. расходы Японии возросли в 1908-09 в 15 раз, США в 1907-08- на 271%; в Германии в 1908 по сравнению с 1881-82 воен. расходы увеличились на 192%. Численность армий шести крупнейших европ. держав — Франции, Англии, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии — составляла в 1869-2111 т. ч., в 1889-2635 т. ч., в 1912-3184 т. ч.

=====

В нач. 20 в., с наступлением империалистич. стадии развития капитализма, милитаризация была ускорена действием многообразных факторов. Монополисты — поставщики оружия — видели в М. источник обогащения. Углубление противоречий между империалистич. державами (отражением к-рого было завершение в 1907 формирования Антанты, противостоявшей Тройственному союзу) порождало междунар. кризисы (Марокканские кризисы, Боснийский кризис 1908-09, обострение междунар. обстановки в связи с Балканскими войнами 1912-13 и т. д.) и предвещало большую войну. В то же время первая русская революция и усилившийся под ее влиянием подъем революц. и нац.-освободит. движения накануне 1-й мировой войны побуждали правящую верхушку капиталистич. стран заботиться о росте М. для борьбы против «внутр. врага».

=====

В ходе 1-й мировой войны было мобилизовано ок. 74 млн. чел. Эта война была проявлением начавшегося общего кризиса капитализма, одна из важных черт к-рого — безудержное развитие М. Война ускорила развитие гос.-монополистич. капитализма, к-рый неслыханно усиливает милитаризм. Напуганные могучим революционизирующим влиянием Вел. Окт. социалистич. революции, империалисты бросили свои вооруженные силы против Сов. России — оплота международного рабочего и нац.-освободит. движения и оказывали всемерную поддержку силам русской контрреволюции. Подавление послевоенных революц. выступлений «собственного» рабочего класса также сопровождалось развитием М., ростом влияния военщины. Империалистич. державы направляли свои вооруженные силы против нац.-освободит. борьбы народов Египта, Марокко, Сирии, Ирака, Китая, Индии и др. колон. и зависимых стран. Так «милитаризм вовне» (т. е. М., направленный против внешних противников) все теснее переплетался с «милитаризмом внутри» (т. е. М., направленным против внутреннего противника — революционного и демократического движения).

=====

Накануне 2-й мировой войны 1939-45 рост М. особенно усилился в Германии (где в 1933 была установлена фаш. диктатура) и в гос-вах, заключивших с ней воен. союз, — Японии, Италии. Эти страны стремились не только встать на один уровень с Англией, Францией и США по мощи военных, военноморских и военно-воздушных сил, но и превзойти их. Экономика этих гос-в была поставлена на воен. рельсы.

—***—***—***—

Таблица. Экономика Германии, Японии, Италии (1927-1937)

=====

В гос-вах фаш. блока были ликвидированы основные политич. и демократич. права трудящихся. Шовинистич. пропаганда, расизм, реваншизм, антикоммунизм, проповедь геополитики служили идеологическим «обоснованием» неизбежности и необходимости войны. Развязывая мировую войну, эти гос-ва встали на путь прямой агрессии (захват Италией Эфиопии, итало-герм. интервенция против Исп. республики, война япон. империалистов за захват Китая, захват Германией Австрии и Чехословакии). Правящие круги Англии, Франции, США поощряли эту агрессию, рассчитывая использовать фаш. гос-ва в борьбе против СССР и мирового рабочего и нац.-освободит. движения.

=====

Со своей стороны, Англия, Франция и США также наращивали вооруж. силы и увеличивали воен. расходы, стремясь сохранить военно-политич. позиции, к-рые они закрепили в результате победы в 1-й мировой войне. Рост расходов на вооружения накануне 2-й мировой войны сопровождался развитием воен. техники, к-рое в годы войны совершило новый скачок. По расчетам Генри Л. Эклса (США), в 1939-45 расходы на одного убитого составили 200 тыс. долл. (в 1914-1918 — 21 тыс. долл.).

=====

Коренные изменения в расстановке сил на междунар. арене после 2-й мировой войны повлекли за собой смещение гл. центров М. Этими центрами стали США и Англия. Разгром фаш. блока, образование мировой социалистич. системы, распад колон. системы, рост социалистич. и демократич. сил обусловили резкое ослабление системы капитализма в целом. В капиталистич. мире возросла роль США — единственной капиталистич. страны, вышедшей из войны с укрепившейся экономикой. США стали крупнейшим оплотом междунар. реакции, главным душителем революц. и нац.-освободит. движений. Эта новая роль амер. империализма, так же как и дальнейшее развитие гос.-монополистич. капитала, вызвала новый громадный рост М. и, в частности, рост влияния военщины в гос. аппарате США. Будучи самой сильной страной капиталистич. мира, США содействовали росту М. в др. капиталистич. странах. Под эгидой США и Англии были созданы агрессивные воен. блоки (НАТО, СЕНТО, СЕАТО и др.), направленные, в первую очередь, против стран социалистич. системы и освободит. борьбы народов колон. и зависимых стран. В Зап. полушарии была создана орг-ция амер. гос-в (ОАГ), к-рую США стремятся использовать как орудие в борьбе против нац.-освободит. и революц. движений в странах Лат. Америки. При непосредственном содействии со стороны США и их союзников по НАТО и в нарушение всех союзнических соглашений по герм. вопросу развернулась милитаризация Зап. Германии, правящие круги к-рой открыто выступили с реваншистскими притязаниями. Милитаризация Зап. Германии осуществляется при активном участии бывших генералов гитлеровской армии, распространяющих в стране дух шовинизма и воинствующего антикоммунизма. Зап. Германия стала опасным очагом реваншизма и М.

=====

После 2-й мировой войны капиталистич. страны неоднократно использовали свои вооруженные силы в агрессивных целях: оккупация англ. войсками части терр. Индонезии (1945-47), воен. действия Англии в Кении (1953-56), Малайе (1945-50), Франции — в Индокитае (1946-54) и Алжире (1954-62), Нидерландов — в Индонезии (1946-49), англо-франко-израильская агрессия против Египта (1956), англ. интервенция в Иордании и амер. — в Ливане (1958), совместные воен. действия США и Бельгии, при поддержке Англии, в Конго (1964), интервенция США во Вьетнаме и распространение (с 1964) воен. действий на ДРВ, интервенция США в Доминиканской Республике (1965) и т. д. Наряду с прямыми военными действиями империалистическая агрессия нередко проводится при помощи наемников, при поддержке сил внутренней реакции в различных странах, путем использования многочисленных военных баз на чужих территориях и т. д. Одно из наиболее ярких проявлений империалистич. агрессии США — неоднократные провокации против Кубы, включая организацию вторжения в эту страну. Развитие М. в капиталистич. мире после 2-й мировой войны стадо одним из важнейших факторов совр. междунар. обстановки. Политика «с позиции силы», «холодной войны», «на грани войны», «контролируемой напряженности», «психологич. войны» и т. д. широко используется совр. М.

=====

После окончания войны США и Англия во имя утверждения господства англо-саксонских стран в мире развернули безудержную гонку сухопутных, военно-воздушных и военно-морских, обычных и ракетно-ядерных вооружений, причем в значительно больших масштабах, чем это делали ранее Германия, Италия и Япония. Если воен. расходы США в 1938 бюджетном году составляли 10,3 млрд. долл., то в 1949 они достигли 13,3 млрд. долл., в 1959 — 47 млрд. долл., в 1964 — 55,3 млрд. долл. За 20 послевоен. лет воен. расходы США в 48 раз превысили воен. расходы за два десятилетия перед 2-й мировой войной; более трех четвертей всех расходов по федеральному бюджету США прямо или косвенно идут на воен. нужды. Воен. расходы Англии составляли в 1938 — 560 млн. долл., в 1949 — 2,3 млрд. долл., в 1959-4,1 млрд. долл. и в 1964- 5,6 млрд. долл. В 1964 вооруж. силы США насчитывали 2687 т. ч. (армия — 972 тыс., ВВС — 855 тыс., ВМФ — 670 тыс., морская пехота — 190 т. ч.).

=====

Появление ракетно-ядерного оружия и технич. революция, начавшаяся после 2-й мировой войны и сопровождающаяся дальнейшим развитием гос.-монополистич. капитализма, принесли с собой, наряду с огромным ростом расходов на вооружения, еще большее подчинение ключевых отраслей х-ва крупнейших капиталистич. стран задачам милитаризации. Опираясь на мощную экономич. базу, США модернизировали свои вооруженные силы. При содействии США наращивали вооружения и др. гос-ва, входящие в агрессивные блоки. За 15 лет существования НАТО его участники израсходовали на воен. цели 900 млрд. долл. (из них США почти 700 млрд. долл.). С нач. 1960 стали быстро расти вооруж. силы Зап. Германии. К 1965 ФРГ уже смогла возродить вооруж. силы численностью в 433 т. ч. (армия — 275 тыс., ВВС — 93 тыс., ВМФ — 32 тыс., территориальная оборона — 33 т. ч.). В ФРГ действуют несколько десятков реваншистских орг-ций (наиболее крупная из них — «Союз изгнанных»), а также 560 милитаристских союзов (крупнейшие — «Союз немецких солдат», «Союз лиц, возвратившихся на родину», «Союз бывших военнослужащих войск СС», «Стальной шлем» и др.). Целям дальнейшей милитаризации ФРГ служат разрабатываемые с 1964 проекты создания многосторонних (или «атлантических») ядерных сил НАТО, к-рые по расчетам США и Англии откроют Зап. Германии доступ к ядерному оружию, сохраняя одновременно в руках англ. и амер. монополий контроль за развитием западногерм. М.

=====

Воен. заказы приносят огромные прибыли монополистич. капиталу. В США нек-рые крупные военно-пром. корпорации получили в отдельные годы периода 1950-60 валовую прибыль в размере 50-100% и даже более высокую. Монополисты, вкладывающие капиталы в страны Азии, Африки и Лат. Америки (с 1946 но 1965 инвестиции монополий США в этих странах возросли с 6 до 42,5 млрд. долл.), видят в росте военной мощи империалистич. гос-в одно из средств упрочения и расширения своих позиций в этих странах. Развитие М. сопровождается наступлением реакции на политич. права трудящихся, усилением репрессий в отношении рабочего класса, преследованиями прогрессивных сил и орг-ций, в первую очередь — компартий. Современный М. несет, в условиях невиданного технического прогресса, исключит. опасность для человечества. По подсчетам амер. ученого-атомника Л. Полинга, к сер. 1963 в мире было накоплено ядерное оружие мощностью в 320 тыс. мегатонн тринитротолуола. Это значит. что разрушит. сила накопленного ядерного оружия в 53 тыс. раз превышает разрушит. силу взрывчатых веществ, использованных во 2-й мировой войне. Рост М. сопровождается обострением присущих капитализму экономич. и социальных противоречий. Одновременно с развитием милитаризации происходит сужение социальной базы, на к-рую опирается М. Интересы финансовой олигархии, обогащающейся на гонке вооружений, все больше противоречат не только интересам трудящихся, но и интересам немонополистич. групп буржуазии. Народные массы в капиталистич. странах все яснее осознают необходимость предотвращения дальнейшей гонки вооружений, к-рая, в условиях громадного развития воен. техники, создавшей оружие колоссальной разрушительной силы (ядерное, бактериологическое и проч.), грозит уничтожением целых народов и взваливает непосильное бремя на трудящихся.

=====

Передовые силы во всех странах мира объединяются для борьбы против М., за мирное сосуществование стран с различными общественными системами, разоружение, окончательную ликвидацию всех форм национального угнетения (см. Движение сторонников мира). Руководящая и организующая роль в этой борьбе принадлежит междунар. рабочему классу, возглавляемому коммунистич. и рабочими партиями. Выступая против захватнич. войн, рабочий класс всемерно поддерживает справедливые нац.-освободит. и революц. гражд. войны. Освободит. борьба народов ослабляет империализм и укрепляет силы мира. Гос-ва, вступившие на путь самостоятельного развития, капиталистич. страны, не входящие в империалистич. блоки, активизируют свои усилия в борьбе за мир. Силы, борющиеся за мир, выступают за всеобщее и полное разоружение при строгом междунар. контроле.

=====

Важнейшим фактором мира является внеш. политика СССР и др. стран мировой социалистич. системы. «Главной целью своей внешнеполитической деятельности КПСС считает: обеспечить мирные условия для построения коммунистического общества в СССР и развития мировой системы социализма и вместе со всеми миролюбивыми народами избавить человечество от мировой истребительной войны» (Программа КПСС, 1965, с. 56). Растущее могущество Советского Союза, других социалистических стран, рост сил, способных сохранить и упрочить всеобщий мир, создают реальные условия для выполнения этой цели (см. также ст. Война, Вооруженные силы).

=====

Совр. милитаристы, пытаясь обосновать и оправдать нарастающую гонку вооружений в капиталистич. странах, поддерживают идею фатальной неизбежности войны. Повторяя высказывания нек-рых крупнейших философов прошлого (иногда тенденциозно выхваченные из контекста), они рассматривают войны и М. как «естественное состояние общества» и стремятся подтвердить свои взгляды ссылками на биологич. (Н. Спикмен, Дж. Бёрнхем (США) и др.), географич. (Маккиндер (Англия), Хаусхофер (Германия), Дж. Киффер (США) и др.), психологич. (У. Мак-Дугалл (Англия), Л. Г. Браун, Л. Л. Бернард (США) и др.) факторы. Вслед за Ф. Ницше нек-рые идеологи М. (Ф. Ч. Фуллер (Англия), В. Пихт (ФРГ)) говорят об «облагораживающем» действии войн на отдельных людей и целые народы. Смыкаясь, по существу, с расистами, они утверждают, что войны способствуют выделению наиболее сильных, жизнеспособных наций, к-рым якобы предназначена особая историч. миссия.

=====

Вместе с тем совр. милитаристы понимают, что при нынешнем соотношении сил глобальный конфликт может обернуться катастрофой для самих поджигателей войны. Страшась такого исхода, они выступают с теориями «локальной», «ограниченной», «периферийной» войны (см., напр., Р. Осгуд, Ограниченная война, пер. с англ., М., 1960), пытаясь скрыть, что т. н. малые войны могут перерасти в мировую войну с применением ядерного и др. видов разрушит. оружия.

=====

Лит.: Маркс К., Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 16, с. 11; его же, Первое воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, там же, т. 17; его же, Второе воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, там же; Энгельс Ф., Имперский военный закон, там же, т. 18; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 175-78; его же, Может ли Европа разоружиться?, там же, т. 22; Ленин В. И., Международный социалистический конгресс в Штутгарте, Соч., 4 изд., т. 13; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии, там же, т. 16; его же, О лозунге «разоружения», там же, т. 23; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Документы совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1959; Люксембург Р., Кризис социал-демократии, пер. с нем., М., 1923; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм…, М., 1960; Bebel A. und Liebknecht W., Gegen den Militarismus und gegen die neuen Steuern, В., 1893; Скопин В. И., Милитаризм. Исторические очерки, 2 изд., М., 1957; Милитаризм. Разоружение. Справочник, М., 1963;

=====

Современная империалистическая военная идеология, М., 1958; Вишнев С. М., Современный милитаризм и монополии, М., 1952; Европейская безопасность и угроза западногерманского милитаризма. Сб. мат-лов международной научной конференции в Праге 23-27 мая 1961 г., М., 1962; Шейнин Ю. М., Наука и милитаризм в США. Научно-технический переворот в военном деле и возникновение предпосылок кризиса милитаризма, М., 1963; Корниенко А. A., К критике современных теорий милитаризации экономики, М., 1961; Аболтин В., Монополии и войны, «Коммунист», 1966, No 2; Альбрехт Э., Антикоммунизм — идеология клерикального милитаризма, пер. с нем., М., 1963; Бернал Дж., Мир без войны, пер. с англ., М., 1960; Перло В., Милитаризм и промышленность. Военные прибыли в век ракетноядерного оружия, (пер. с англ.), М., 1963; Смит Д. О., Военная доктрина США, пер. с англ., М., 1956; Хитч П. и Маккин Р., Военная экономика в ядерный век, пер. с англ., М., 1964; Итоги второй мировой войны, пер. с нем., М., 1957; Броди Б., Стратегия в век ракетного оружия, пер. с англ., М., 1961; Киссингер Г., Ядерное оружие и внешняя политика, пер. с англ., М., 1959; Гейден Г., Критика немецкой геополитики, пер. с нем., М., 1960; Gilpin R., American scientists and nuclear weapons policy, Princeton, 1962; Raymond J., Power at the Pentagon, N. Y., 1964; Jaspers K., Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 2 Aufl., Münch., 1958; Tonnies N., Der Weg zu den Waffen. Die Geschichte der deutschen Wiederbewaffnung 1949-1957, Köln, 1957.

=====

Д. Асанов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Милитаризм — (франц. militarisme, от лат. militaris — военный) в широком смысле — наращивание военного могущества эксплуататорского государства с целью осуществления политики захватнических войн и подавления сопротивления трудящихся масс внутри страны. Большая советская энциклопедия
  2. милитаризм — орф. милитаризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. милитаризм — Милитар/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. милитаризм — Милитаризма, мн. нет, м. [от латин. militaris – военный] (полит.). Политика, стремящаяся к усилению военной мощи для завоевания новых земель, колоний и новых рынков. || Рост, чрезмерное увеличение военных сил, как результат такой политики. Большой словарь иностранных слов
  5. милитаризм — МИЛИТАРИЗМ, а, м. Политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений. | прил. милитаристический, ая, ое и милитаристский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  6. милитаризм — МИЛИТАРИЗМ а, м. militarisme m. Преобладание военного сословия и духа; политическая система, опирающаяся на силу войск. Чудинов 1902. Преобладание в государстве военных интересов. В смысле системы… Словарь галлицизмов русского языка
  7. милитаризм — милитаризм м. Идеология, политика и практика наращивания военной мощи с целью подготовки к захватническим войнам и к подавлению сопротивления внутри страны. Толковый словарь Ефремовой
  8. милитаризм — МИЛИТАРИЗМ -а; м. [от лат. militaris — военный] Политика усиления военной мощи государства с целью подготовки к войне (обычно агрессивной, захватнической). Встать на путь милитаризма. Отказаться от милитаризма. ◁ Милитаристический, -ая, -ое. М-ая политика. М. взгляды. Милитаристский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  9. милитаризм — Милитаризм, милитаризмы, милитаризма, милитаризмов, милитаризму, милитаризмам, милитаризм, милитаризмы, милитаризмом, милитаризмами, милитаризме, милитаризмах Грамматический словарь Зализняка
  10. МИЛИТАРИЗМ — МИЛИТАРИЗМ — англ. militarism; нем. Militarismus. Комплекс экон., полит., идеол. средств, направленных на подготовку к войне путем увеличения и укрепления новых вооруженных сил, создания новых вооружений… Социологический словарь
  11. милитаризм — -а, м. 1. Агрессивная политика усиления вооружений и подготовки к войне, проводимая империалистическими государствами. 2. Система политического господства (или преобладающего политического влияния) военщины в капиталистических странах. [От лат. militaris — военный] Малый академический словарь
  12. милитаризм — МИЛИТАР’ИЗМ, милитаризма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. militaris — военный) (полит.). В империалистических государствах — политика, стремящаяся к усилению военной мощи для завоевания новых земель, колоний и новых рынков. | Рост, чрезмерное увеличение военных сил, как результат такой политики. Толковый словарь Ушакова
  13. МИЛИТАРИЗМ — МИЛИТАРИЗМ (от лат. militaris — военный) — система политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами той или иной страны с целью наращивания военной мощи государства. Большой энциклопедический словарь
  14. Милитаризм — I Так называется приспособление если не всех, то многих функций государства, как в военное, так в особенности в мирное время, к цели достижения военного преобладания или по крайней мере могущества. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

gufo.me

Милитаризм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Милитари́зм (фр. militarisme, от лат. militaris — военный) — государственная идеология, политика и массовая психология, имеющие целью самоценное наращивание военной мощи государства и захватнические войны как главный инструмент внешней политики.

Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом (военные базы), военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и её внешней и внутренней политике.

История милитаризма

Термин «милитаризм» был применён впервые в середине XIX века для характеристики режима Наполеона III во Франции.

Хотя в древности и в средние века война считалась важнейшим и почётнейшим занятием свободного человека, хотя организация многих государств (например, Спарты, Рима) была чисто военная, милитаризм в точном смысле слова тогда не существовал, так как при простоте военного дела, при дешевизне вооружения война не требовала сложных приготовлений в мирное время. Милитаризм развился в эпоху наполеоновских войн, когда армии особенно быстро возросли численно и преобразовались, когда для их комплектования была введена всеобщая воинская повинность.

После франко-прусской войны 1870—1871 и особенно с начала XX века, милитаризм принял невиданные ранее масштабы в значительной мере под воздействием обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами.

Численность армий Франции, Великобритании, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии, составлявшая 2 111 000 человек в 1869 году и 2 653 000 человек в 1889 году, достигла 3 184 000 человек к 1912 году. В ходе первой мировой войны 1914—1918 было мобилизовано около 74 млн чел.

Современный милитаризм

Милитаризм теснейшим образом связан с распространением таких внешнеполитических концепций и военно-политических доктрин, как «холодная война», «гонка вооружений», политика «с позиции силы» и «на грани войны», «контролируемая напряжённость», «психологическая война», «массированное возмездие», «гибкое реагирование», «

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *